Родион Щедрин – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019


Родион Щедрин – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Родион Щедрин: биография, личная жизнь и творчество композитора

СОДЕРЖАНИЕ

Крупнейший советский композитор Щедрин Родион Константинович считается одним из самым удачливых из своих современников, и не только потому, что послушать его произведения по сей день приходит многотысячная армия слушателей, но и потому, что он был женат на самой легендарной из балерин своего времени — невероятной красавице Майе Плисецкой. Далее в статье читайте о жизни и деятельности Родиона Щедрина. Кратко мы также расскажем об истории любви этой красивой, и не менее талантливой пары. Кстати, они оба носили звание Народного артиста СССР. Для творческих людей советского периода это считалось наиболее почетным званием.

Родион Щедрин: биография, родословная

Родился будущий композитор в середине декабря 1932 года, в столице нашей страны. Его отец — Константин Михайлович, был музыкальным деятелем – теоретиком и педагогом. А вот мама – Конкордия Ивановна не имела к музыке никакого отношения. Дед Родиона по отцу был православным священником в Тульской губернии, в местечке Алексино. Тропинка, которая вела к той церкви, где он проводил службу, была окрещена прихожанами «щедринкой». Одним словом, отец композитора, Константин, все свое детство провел в маленьком провинциальном городке Алексино. Он обладал редкостными музыкальными данными, абсолютным слухом, мог запомнить музыку с одного прослушивания. Однажды в Алексино приехала актриса В. Н. Пашенная, она заметила талант мальчика и отправила его за свой счет в Москву, на учебу в консерваторию.

Детство Р. Щедрина

Родившись в семье музыкального теоретика, Родин Щедрин с самого раннего детства был окружен музыкой. Его отец и дяди виртуозно владели игрой на музыкальных инструментах и часто давали домашние концерты. В 1941 году, несмотря на то, что страна находилась в состоянии войны, мальчика отдали в Центральную музыкальную школу при консерватории г. Москвы. Кроме этого, он начал брать частные уроки по игре на фортепиано у М. Л. Гехтман. Однако вскоре школа была вынужденно закрыта, а семья Щедриных отправилась в эвакуацию в Куйбышев — город, который имел строго засекреченное значение, поскольку там был построен огромный тайный бункер для вождя и членов ЦК. Сюда для завершения работы над Седьмой симфонией приехал Дмитрий Шостакович, который в то время был председателем Союза композиторов СССР, а отец был ответственным секретарем Союза. В Самару были также переброшены многие деятели культуры, в том числе труппа большого театра. Мальчику часто приходилось находиться на репетициях оркестра Шостаковича. В 1943 году у них появилась возможность вернуться в Москву и Родион Щедрин, биография которого представлена в этой статье, вновь стал посещать Центральную музыкальную школу. Однако у него самого на свой счет были совершенно другие планы. Он считал, что не должен заниматься пустым делом – изучением гамм, а должен защищать Родину. 11-летним мальчишкой он дважды убегал на фронт, и ему однажды даже удалось дойти до Кронштадта. Родители решили не заставлять сына учиться в музыкальной школе, а определили его в Нахимовское морское училище, которое находилось в Ленинграде. В то время казалось, что мечта отца видеть своего сына музыкантом провалилась, но позже произошли события, которые предопределили его дальнейшую судьбу и изменили жизнь Родиона Щедрина невероятным образом.

Путь в мир музыки. Музыкальное образование

В начале 1945 годов в Союзе открылось Московское хоровое училище, куда брали одних мальчиков. Его основателем и директором был известный хормейстер А. Свешников. Он пригласил в свое учебное заведение Константина Михайловича Щедрина преподавать музыкально-теоретические предметы, а также историю музыки. А тот, в свою очередь, решил привести сюда учиться своего Родю, у которого, как и у отца, был идеальный музыкальный слух и неплохой голос. К этому времени он уже не учился в Нахимовке.

Становление в качестве композитора

С первых же дней учебы в училище хоровое пение захватило Р. Щедрина. Позже первые его произведения были связаны именно с хором. Кстати, уже во время учебы в училище многие из воспитанников делали опыты в музыкальной композиции, а их директор давал юным композиторам возможность сразу же исполнять сочиненные ими произведения. В 1947 даже был проведен конкурс будущих композиторов, причем председателем жюри был сам Арам Ильич Хачатурян. И вот победителем конкурса стал Родион Щедрин – композитор хоть и совсем юный, но, безусловно, талантливый. К великому счастью многих студентов училища, для них организовывались встречи с великими отечественными композиторами: Шостаковичем, Хачатуряном, Флиером, Гинзбургом, Рихтером, Гилельсом, И. Козловским и др. Кроме этого, в училище особое внимание обращалось на владение студентами игры на фортепиано. К окончанию учебного заведения, Родион мог бы соперничать с именитыми пианистами. Его педагог считал его невероятно одаренным юношей и стал готовить его к поступлению в консерваторию.

Еще одна ступень к успеху преодолена

В 1950 году Родион Щедрин поступил в Московскую консерваторию, причем сразу на два факультета – фортепианный и теоретико-композиторский. Его учителем стал профессор Яков Владимирович Флиер. Юноша так увлеченно занимался игрой на любимом инструменте, что даже подумывал уйти с композиторского факультета, однако его педагог не одобрял этого решения юноши. За период учебы он получил огромный запас знаний, а также развил свой музыкальный вкус. В композиторском же классе его учителем был Юрий Александрович Шапорин. Здесь царила прекрасная атмосфера. От него студенты учились не только профессиональным навыкам, но и приобретали множество знаний обо всем. Шапорин был настоящим эрудитом, интересным рассказчиком и острословом и просто очень душевным человеком. Он рассказывал ребятам подробности знакомства и общения с такими великими личностями, как Блок, Толстой, Горький, Бенуа, Петров-Водкин и т. д.

Творчество Родиона Щедрина: ранний период

К великому удивлению многих преподавателей, Родиона Щедрина – сына музыкального теоретика — стала интересовать русская фольклорная музыка, элементы которой он использовал в своих произведениях. Он органично синтезировал различные отрывки из народных песен и частушек, в результате чего у него получалась весьма своеобразная и очень красочная музыка. Родион Щедрин участвовал в фольклорных экспедициях, записывал на магнитофон народные песни, которые с удовольствием для него исполняли сельские жители. Особенно нравились Щедрину частушки, и он любовь к ним пронес через всю свою жизнь. Кстати, Первый концерт для оркестра, который он написал в 1963 году, был назван «Озорные частушки». А через 33 года, в 1999 году, он представил ценителям его искусства его новый вариант — «Частушки», сольный концерт для фортепиано.

Одобрение “верхов”

Щедрин Родион: личная жизнь

Однажды хозяева дома дали Родиону Константиновичу прослушать запись, сделанную на магнитофонной пленке, где Майя Плисецкая пела мелодию балета «Золушка» (Прокофьева). Композитор был просто изумлен: он знал Майю как талантливую балерину, но то, что она умеет так правильно и точно воспроизводить сложнейшие мелодии, даже не мог предположить. Ее нежный голос запал ему в душу, и вот однажды он получил приглашение от Лилии на вечер, который она устраивала в честь приезда в Россию Жерара Филиппа. Среди приглашенных была также Плисецкая. Родион Щедрин, конечно же, при первом же удобном случае познакомился с ней. В этот день он играл на фортепьяно только для нее, хотя в будуаре собрался весь московский бомонд. Затем он вызвался развести ее и других почетных гостей на своем авто по домам. В конце поездки в автомобиле остались только он и Майя. Некоторое время они беседовали о том о сем. Затем, прощаясь, она попросила его записать для нее ноты мелодии из фильма “Огни рампы”. Он с радостью взялся сделать это для нее, ведь благодаря этому он должен был еще раз встретиться с ней.

Начало отношений

Двух талантливых людей окончательно сблизил балет «Конек-Горбунок», написанный Щедриным и включенный в репертуар Большого театра. Он приходил на репетиции не только для того, чтобы руководить оркестром, но и посмотреть на Майю. Будучи известной балериной, она часто бывала на гастролях по миру, поэтому постоянно находилась под пристальным наблюдением КГБ. Заметив интерес Щедрина к ней, друзья из верхов предупредили его об этом, однако ему было все равно, и он продолжал всюду следовать за ней. В том же 1958 году они стали жить вместе, но не зарегистрировали отношения. Затем они провели поистине райское лето в Доме отдыха творчества Композиторов в Сортавале, на Ладожском озере. Продолжением свадебного месяца стало путешествие из Москвы в Сочи на автомобиле Щедрина. Однако в Сочи их ждало разочарование. Согласно советскому закону, незарегистрированным парам не предоставлялись совместные номера. По возращении в Москву Родион Щедрин решил узаконить свои отношения с Майей. Это был настоящий брак по искусству, который сохранился на всю жизнь. Брак Плисецкой и Щедрина был зарегистрирован в Москве 2 октября 1958 года.

Творчество зрелого композитора

Большинство балетов Щедрина были связаны с его супругой, Майей Плисецкой. Так, в “Коньке-Горбунке” балерина исполняла партию “Царь-Девицы”. К окончанию аспирантуры в 1959 году Щедриным были созданы следующие произведения: несколько фортепианных сочинений, хоры, Первая симфония, «Веселый марш монтажников-высотников» — песня из кинофильма «Высота» и т. д. В 60-х было создал самое исполняемое сочинение, которое создал Родион Щедрин – “Кармен сюита”. К этому периоду также относится написанная им первая опера «Не только любовь» (он посвятил ее Плисецкой). Были созданы концерты для оркестра — “Звоны” и “Озорные частушки”, а также две крупные оратории «Ленин в сердце народном» и «Поэтория» и, пожалуй, самое масштабное из его произведение для фортепиано – 24 прелюдии и фуги, которые входили во Второй концерт для фортепиано. Параллельно с сочинительством он преподавал в Консерватории.

В новом десятилетии Щедрин Родион Константинович стал работать над оперой «Евгений Онегин», которая была предназначена для Большого театра. Затем в творчестве Р.К.Щедрина приходит полоса сатиры и юмора. Именно к этому периоду «Озорные частушки» и «Бюрократиада». В академических кругах “Частушки” не особо были приняты, зато их очень полюбил народ. Это произведение пришлось ко вкусу американскому дирижеру композитору Л. Бернстайну. Среди известных произведений, написанных им в 70-х, были либретто для сценических произведений: опер — «Мертвые души», «Лолита», балетов — “Дама с собачкой”, «Чайка», “Анна Каренина”, которые он посвящает своей супруге.

В 1981 году Щедрин создает шесть хоров на стихи Алескадра Сергеевича Пушкина, «Казнь Пугачева », «Тетрадь для юношества», а также 15 пьес для фортепиано, «Концертино» и др. Середина 80-х ознаменовалась для него созданием произведений, посвященных юбилею его кумира, 300-летию И. С. Баха. Его произведение для органа, шлейт, фаготов и тромбонов «Музыкальное приношение» поразило всех масштабностью. Создавалось такое впечатление, что он возвел своеобразный памятник памяти великого композитора. Компактная версия «Приношения» стала часто звучать в Рижском Домском соборе. Другим сочинением Щедрина, которое он также посвятил 300-летию Баха, была сольная соната для скрипки “Эхо” (1984 г.). Ее стали исполнять такие именитые скрипачи, как У. Хёльшер, М. Венгеров, С. Стадлер и др.

В том же году Р.Щедрин написал пьесу «Автопортрет» для симфонического оркестра.

Перестройка

С началом этого процесса перед творческой интеллигенцией были открыты новые возможности: теперь они могли иметь зарубежные контракты. В 1988 году в Массачусетсе состоялся совместный советско-американский фестиваль под названием «Делаем музыку вместе». В Штаты отправилась большая делегация из СССР. В фестивале приняли участие А. Шнитке, Г. Канчели, С. Губайдулина, В. Лаурушас. В. А. Петров, и др. Это музыкальное широкомасштабное мероприятие имело громадный художественный и политический резонанс. Далее композитору стало намного легче работать, творить свободную музыку. Об этом свидетельствуют его произведения, созданные в 90-х и в новом тысячелетии.

Во второй половине 80-х Родион Щедрин решил заняться политикой, и в 1989 году он был избран депутатом Верховного Совета СССР. Он входил в группу, членами которого были Сахаров, Ельцин, Старовойтова, Гдлян, Попов и др. Все чаще между Щедриным и Горбачевым возникали перепалки. Композитор выступал за реабилитацию Галины Вишневской и М. Ростроповича. В 1987 году, в связи с 1000-летием принятия крещения, он написал грандиозное произведение «Стихира на тысячелетие крещения Руси». Для него, внука священника, данная тема была особенно близка. Для первого исполнения композитор послал это произведение Ростроповичу, в Штаты. Таким образом, премьера состоялась в Кеннеди-Центре в Вашингтоне.

Прощание с музой

С 1991 года супруги Щедрин-Плисецкая поселились в Мюнхене. Здесь они занимались свободным творчеством. Это была прекрасная пара, которая уже давно стала одним целым. Вместе они прожили 57 лет. Майи не стало в мае 2015 года. Для ее супруга это было страшной потерей, особенно с учетом того, что ничто не предвещало ее кончины. За месяц до этого они приехали в Россию на премьеру его “Левши”. Всемирно известная балерина чувствовала себя прекрасно и до утра сидела рядом с мужем во время премьерного банкета. Родион Щедрин после смерти Плисецкой сообщил о том, что они вместе составили завещание, в котором записана их последняя воля. Похорон ни у нее, ни у него не должно быть. Они желают, чтобы их тела были кремированы, пепел смешан друг с другом, а затем развеян над Россией. Как понимаете, это должно быть тогда, когда произойдет смерть Родиона Щедрина. А пока урна с ее прахом хранится в доме композитора. Дай бог ему долгих лет жизни!




Родион Щедрин – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Родион Щедрин — биография, фото, музыка, личная жизнь композитора

Имя: Родион Щедрин (Rodion Shedrin)
Дата рождения: 16 декабря 1932 года
Знак зодиака: Стрелец
Возраст: 85 лет
Место рождения: Москва
Рост: 183 см
Вес: 78 кг
Деятельность: композитор и пианист, педагог
Семейное положение: вдовец
Википедия

Родион Щедрин — биография

Родион Константинович Щедрин — композитор советского периода времени, Народный артист СССР. Популярность его произведений и интерес к творчеству с годами только увеличивается.

Детство, семья Родиона Щедрина

Родился Родион в Москве в музыкальной семье по отцу, Константин Михайлович Щедрин был музыкальным теоретиком и педагогом. Больше к музыке никто в семье Щедриных причастен не был. Дед был Тульским священником, а мама, Щедрина Конкордия Ивановна совсем не имела музыкального образования.

У отца Родиона Щедрина, Константина, был абсолютный музыкальный слух, ему хватало один раз услышать музыку, чтобы он мог безошибочно её воспроизвести. Актриса В.Пашенная, случайно оказалась в маленьком Алексино, оценила самобытность таланта и отправила Родиона на свои деньги на учёбу в московскую консерваторию.

Поэтому Родион с самого начала своей биографии попал в руки своего музыкального отца. Мальчик слышал дома игру на самых разных музыкальных инструментах, ими владели отец и дядя. Родион учился в музыкальной школе, хотя кругом шла война. Перед самой эвакуацией школу закрыли, а Щедрины переехали в Куйбышев.

Сюда же приезжает композитор Дмитрий Шостакович. Мальчик следит за всеми репетициями оркестра. Когда семья Щедриных вновь вернулась в столицу, Родион возобновил занятия музыкой. В одиннадцатилетнем возрасте Родиону удавалось два раза убегать на фронт.

Родители не стали насильно заставлять учиться и определили в Ленинградское Нахимовское училище. Но оказалось, что для Щедрина главным занятием продолжала быть музыка. Только теперь усилился интерес к фольклорной музыке, элементы которой Родиону удавалось органично вплетать в сочиняемую музыку. Даже в названии Первого концерта, сочинённого для исполнения оркестром, были народные мотивы, он назывался «Озорные частушки».

Личная жизнь Родиона Щедрина

Страницы биографии личной жизни Щедина не пестрят любовными отношениями с многочисленными женщинами. У композитора была всего одна любовь, которой он дорожил всю свою жизнь. Когда Родион познакомился с Майей Плисецкой, она уже танцевала в Большом театре все ведущие партии. Сначала знакомство Щедрина с балетной примой было заочным. Все были восхищены талантом танцовщицы, но композитора поразил её голос. Впервые Родион Константинович услышал, как она исполняла мелодию к известному Прокофьевскому балету «Золушка». Нежный голос балерины выводил сложную мелодию.

Запись воспроизводилась с магнитофона на одном из вечеров искусств, которые любила устраивать Лилия Брик, муза поэта Владимира Владимировича Маяковского. А на очередном собрании бомонда очное знакомство состоялось. На этом вечере Щедрин не отпускал Майю ни на шаг от себя. Более дружеское сближение произошло во время подготовки балета «Конёк-Горбунок». Премьера ожидалась в Большом театре, а Родиону, как композитору, написавшему музыку, необходимо было присутствовать на репетициях.

Но влюблённому Родиону такое наблюдение за милой женщиной только доставляло удовольствие. Пара стала жить вместе, не зарегистрировав официально своё супружество. Летний отдых проводили на Ладожском озере, отправившись затем в Сочи на личной машине композитора. Советский закон не позволил им снять один номер на двоих, и, вернувшись в столицу, Щедрин и Плисецкая зарегистрировали свой брак.

Музыка Родиона Щедрина

Созданные Щедриным балеты посвящены его супруге. В каждом из них Майя исполняла главные партии. Композитор пишет и для кинофильмов, о монтажниках-высотниках – самая известная его песня. Шестидесятые годы очень значимы для Родиона Щедрина: он сочинил самое популярное произведение под названием «Кармен сюита».

Очень многое, созданное в этот период, принесло настоящую славу Родиону Щедрину. Звучит опера, посвящённая Плисецкой. Оркестры исполняют написанные для них концерты и оратории и Второй концерт для фортепиано с оркестром. Композитору удаётся совмещать преподавание в Консерватории.

Полным ходом идёт работа над музыкой к опере по бессмертному Пушкинскому «Евгению Онегину», к Гоголевским «Мёртвым душам», Чеховской «Даме с собачкой» и к «Анне Карениной» Л.Н.Толстого. Больше всего у Щедрина создано произведений по творчеству Александра Сергеевича Пушкина, много своих произведений Родион Константинович посвящает трёхсотлетию И.С.Баха. Со времён перестройки появилась возможность заключать контракты за рубежом. Стало возможным посещать и участвовать в совместных международных проектах и фестивалях.

Политическая деятельность

В восьмидесятые годы Родион Константинович ушёл в политику, был депутатом Верховного Совета Советского Союза и имел большие разногласия с Генеральным секретарём Горбачёвым. Щедрин был всегда на стороне творческой талантливой интеллигенции, поэтому высказывался в пользу реабилитации Вишневской и Ростроповича. С начала девяностых годов супружеская пара композитора и балерины уехали в Мюнхен. А через пятнадцать лет посетили Россию, где Майе стало плохо.

Великая балерина скончалась, оставив безутешным вдовцом своего любимого и любящего мужа. По завещанию, прах обоих супругов должен быть развеян над Родиной. Пятьдесят семь лет в счастливом браке – такова биография любовной истории Родиона Щедрина. Он одинок, детей в браке не было, но он и сейчас продолжает работать, проживая в Германии.




Родион Щедрин – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Родион Щедрин

  • Музыкант
  • Дата и место рождения: 16 декабря 1932 (86 лет), Москва (СССР)

Участвовал 4

Его коллеги по цеху

Советский и российский композитор и пианист.

Родион Щедрин. Биография.

Родион Константинович Щедрин родился в семье композитора К.М. Щедрина. Музыкой он начал заниматься еще в раннем детстве, параллельно учась в музыкальной школе и занимаясь с отцом и частными преподавателями.

После школы Щедрин поступил в Московскую консерваторию им. Чайковского, затем учился в аспирантуре и начал преподавать.

В 1958 году Щедрин женился на выдающейся советской балерине Майе Плисецкой. Пара прожила вместе всю жизнь, вплоть до смерти Майи Михайловны в 2015 году.

С 1973 по 1990 год Родион Константинович работал председателем Правления Союза композиторов СССР.

В знак уважения к заслугам Плисецкой и Щедрина, во время отделения Литвы от Советского союза, им были вручены литовские паспорта.

Родион Щедрин. Карьера в кино.

Родион Щедрин. Фильмография.

  • Андрис Лиепа. Трудно быть Принцем (2012)
  • Кар Мен (ТВ, 2001)
  • Прости, народ православный (1993)
  • Провинциальный анекдот (ТВ, 1990)
  • Дама с собачкой (ТВ, 1986)
  • Кармен-сюита (ТВ, 1978)
  • Анна Каренина (1974)
  • Озорные частушки (1973)
  • И грянул день (1973)
  • Балерина (1970)
  • Сюжет для небольшого рассказа (1969)
  • Анна Каренина (1967)
  • Сказка о Коньке-Горбунке (1962)
  • Баня (1962)
  • А если это любовь? (1961)
  • Нормандия – Неман (1960)
  • Люди на мосту (1959)
  • Коммунист (1957)
  • Высота (1957)
  • Колобок (1956)
  • Они знали Маяковского (1955)
  • Петушок – Золотой гребешок (1955)




Родион Щедрин – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Родион Щедрин имеет интереснейшую биографию и насыщенную личную жизнь

Родион Щедрин народный артист СССР отметил 87 – летие. Возраст не влияет на его востребованность. Он прожил насыщенную жизнь и сейчас продолжает жить и работать в трех странах. Имеет множество званий наград, а также нашел свою вторую половинку.

Невероятнейшая биографическая история Родиона Щедрина

Родился Родион Константинович 16 декабря 1932 г. В Московской семье, где отец также был погружен в музыкальное творчество. Родом из Тульской губернии, Константин Щедрин славился безупречной памятью, имел талант помнить музыку после первого прослушивания. Еще был педагогом и экономистом. Мама – Конкордия, также занималась экономической деятельностью.

Первоначальным педагогом был отец Константин. Он с юности занимался с сыном музыкой. С 1941 г. Родион брал индивидуальные уроки у Л. Гехтман игры на фортепиано. И одновременно учился в столичной музыкальной школе.

Когда началась война, семейство Щедриных эвакуировали в Куйбышев. По таким же обстоятельствам туда попал Д. Шостакович. Молодой Родион услышал популярную Седьмую симфонию, которую только завершил композитор. Это было на главной репетиции. Далее его отец с Дмитрием, работали в союзе композиторов на постах секретаря и председателя. Во времена переезда семье Щедриных было трудно, Шостакович для них стал опорой и помощником.

Творческое прошлое Родиона Щедрина выглядит впечатляюще

В 1944 по возврату домой, Константин пошел обучать в хоровое училище, которое только открылось, туда же пристроил и Родиона, как ученика под шефством А. В. Свешникова. Уже в 1947 обрел первую премию на соревновании работ, а на четвертом курсе вступил в Союз композиторов. После завершения училища, с 1950 по 1959 учился в Московской консерватории, учитывая аспирантуру. Закончил с отличием в мастерстве композиции и фортепиано. В 1965 г. Щедрин младший уже там преподавал, но не долго, до 1969 г, потом ушел из-за размолвки с партийными деятелями.

Личная жизнь и любовь всей жизни Родиона Щедрина

Женой Родиона стала Майя Михайловна Плисецкая — 1925 г. рождения. Известнейшая личность, прима-балерина театра России, Народная артистка. Столкнулись с Щедриным в 29 лет, он был на семь лет младше, но это не помешало им обоюдно понравиться. Это случилось в 1955 г. у Лили Брык, они были гостями и ее общими знакомыми. Встречаться сразу они не стали, а только по происшествию трех лет.

Их история закрутилась в 1958 году, Родиону поступил заказ на музыку к балету «Конек-Горбунок». Чтобы лучше пережить атмосферу, композитор стал ходить в Большой театр на репетиции балета. И там влюбился в Майю, смотря как она виртуозно танцует в балете, притом взаимно.

У Щедрина всегда была мечта, которая так и не сбылась, стать папой. Ради Плисецкой отмахнулся от этого счастья. Жена отказывалась оставлять балет даже на год. Очень боялась утратить свои формы, и не иметь возможности возвратиться в карьеру после декрета. Но он ее очень сильно любил, своей Музе он преподнес множество произведений и даже посвятил книгу.

В Мюнхене 2 мая 2015 г., в съемном доме, на 89 году жизни Плисецкая ушла с этого мира. Сердечный приступ стал причиной их разлуки, несмотря на то что она лечилась в лучших немецких специалистов. После смерти стало известно, что в завещании она просит, чтобы ее прах соединили с прахом Родиона после его смерти, и развеяли над Россией.


Где и как сейчас живет Родион Щедрин, воспоминания и планы

Родион Константинович Щедрин – классик не только отечественной, но и мировой музыки в своем уважительном возрасте наполнен энергией и планов. Работает и проживает переездами в трех государствах – России, Германии и Литве.

Журналистам композитор признается, что ему поступает приглашений по работе больше, чем может справиться, но контрактов с театрами сейчас не заключает. Подчеркивает, что очень рад иметь благосклонность великих музыкантов в своем возрасте, так как они по-другому ощущают произведения. Родион не корректирует сделанное, хоть иногда сочинения кажутся наивными, все равно не собирается отрекаться ни от одной строчки.

Щедрин советует новичкам, на музыкальном пути, верить в самих себя. Ведь в их власти выбрать путь, по которому идти, и не поддаваться трудностям, критике. О прошлом поделился впечатлением, что жил семь лет в интернате. В то время пел каждый день при военной дисциплине. Если бы не это мог музыкантом и не стать, несмотря на усилия отца научить музыке. А окончательно предопределили судьбу встречи с пианистами Святославом Рихтером и Эмилем Гилельсом. Они опьянили композитора, и рояль стал для него чем-то особенным.




Родион Щедрин – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Родион Щедрин — биография, информация, личная жизнь

Родион Щедрин

Родион Константинович Щедрин. Родился 16 декабря 1932 года в Москве. Советский и российский композитор и пианист, педагог. Народный артист СССР (1981). Лауреат Ленинской премии (1984), Государственной премии СССР (1972) и Государственной премии РФ (1992).

Родион Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве.

Отец — Константин Михайлович Щедрин (1894-1955), родом из Тульской губернии, композитор, музыкант-теоретик, педагог, музыкальный деятель. Был наделен редкостными музыкальными способностями, а именно — удивительной музыкальной памятью: запоминал музыку с одного раза.

Мать — Конкордия Ивановна Щедрина (урождённая Иванова) (1908-1999), экономист.

С ранних лет занимался музыкой, его первым педагогом стал отец.

С 1941 года занимался в Центральной музыкальной школе-десятилетке при Московской консерватории. Брал частные уроки игры на фортепиано у М. Л. Гехтман.

Во время Великой Отечественной войны семья Щедриных была эвакуирована в Куйбышев (ныне Самара). В этот же город был эвакуирован и Д. Шостакович, завершивший в нём свою знаменитую Седьмую симфонию — юному Родиону довелось услышать её на генеральной репетиции под управлением С. Самосуда. Дмитрий Шостакович и отец Родиона вели работу в Союзе композиторов, первый — как председатель, второй — как ответственный секретарь. Шостакович заботливо помогал семье Щедриных в трудных бытовых и иных обстоятельствах.

В 1944-1950 годах учился в Московском хоровом училище под руководством А.В. Свешникова.

В 1950-1955 годах учился в МГК имени П.И. Чайковского, которую с отличием окончил по двум специальностям: композиции (класс Ю.А. Шапорина) и фортепиано (класс Я.В. Флиера). В 1959 году там же окончил аспирантуру (рук. Ю.А. Шапорин).

В 1965-1969 годах — преподаватель композиции в Московской консерватории. Среди его учеников — О. Галахов, Б. Гецелев, Г. Минчев. Щедрин прекратил работу в консерватории, войдя в конфликт с партийными деятелями теоретико-композиторского факультета.

Родион Щедрин в молодости

В 1968 году он отказался подписать письмо в поддержку вступления войск стран Варшавского договора в Чехословакию.

В 1973 году Щедрин избирается на должность председателя правления Союза композиторов РСФСР. На этом посту он проработал до 1990 года, добровольно его покинув, после чего был оставлен в роли почётного председателя СК России. То, что во главе огромной российской композиторской организации столько лет стоял серьёзный композитор новаторской направленности, сыграло чрезвычайно прогрессивную роль.

Оказывал большую помощь композиторам, музыковедам, дирижёрам и др. «Долгое время Щедрин возглавлял Союз композиторов России, и мало кто знает, скольким молодым талантам отверженным, гонимым властью, помог этот человек», — писал о нём в 2002 году Владимир Спиваков в буклете музыкального фестиваля, состоявшегося по случаю 70-летия композитора.

Родион Щедрин имеет литовское гражданство, поскольку в пору восстановления независимости Литвы литовское гражданство в виде исключения получило немало жителей других стран, в том числе России. Это, в основном, были видные деятели общественной жизни, культуры, искусства, а также спортсмены и предприниматели. Знаменитая пара Майя Плисецкая — Родион Щедрин в 1991 году первыми из россиян получили литовские паспорта.

Имеет многочисленные награды и звания:

— Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (3 декабря 2007 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность;
— Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2 декабря 2002 года) — за большой вклад в развитие музыкального искусства;
— Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 декабря 2012) — за большой вклад в развитие отечественной музыкальной культуры и многолетнюю творческую деятельность;
— Орден Ленина (16 декабря 1982 года);
— Орден Трудового Красного Знамени (1971);
— Орден «Знак Почета» (27 октября 1967 года);
— Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1992 года (25 декабря 1992 года) — за хоровую музыку «Запечатлённый ангел» по Н. Лескову;
— Ленинская премия (1984 год) — за оперу «Мёртвые души» (1977), поэму для хора «Казнь Пугачёва» (1981), «Торжественную увертюру» для симфонического оркестра;
— Государственная премия СССР (1972 год) — за ораторию «Ленин в сердце народном» и оперу «Не только любовь»;
— Заслуженный деятель искусств РСФСР (1970);
— Народный артист РСФСР (1976);
— Народный артист СССР (1981);
— Премия имени Д. Д. Шостаковича (Россия, 1992);
— Премия Crystal Award Всемирного экономического форума (Давос, 1995);
— Член-корреспондент Баварской академии изящных искусств (1976);
— Почётный член Общества Ф. Листа (США, 1979);
— Почётный член Академии изящных искусств ГДР (1982);
— Почётный член Международного Музыкального совета при ЮНЕСКО (1985);
— Член Берлинской Академии искусств (1989);
— Почётный профессор Московской консерватории (1997);
— Почётный профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (2005);
— Почётный профессор МГУ им. М. В. Ломоносова (2007);
— Почётный профессор Пекинской консерватории (2008);
— Приз «Золотой диск» фирмы «Мелодия»;
— Номинант GRAMMY в номинации «Лучшее сочинение в современной академической музыке» за Concerto cantabile (1997);
— Композитор года Питтсбургского симфонического оркестра (2002);
— Немецкая музыкальная премия «Echo Klassik 2008» — за оперу «Боярыня Морозова» (2008);
— Премия «Овация» (2008);
— Золотая медаль Министерства культуры Армении (2008);
— Российская Национальная театральная премия «Золотая маска» — за оперу «Очарованный странник» (2009);
— Номинант GRAMMY в номинации «Лучшее произведение современного композитора в области академической музыки» за оперу «Очарованный странник» (2009);
— Кавалер ордена Св. Анны 3-й степени (12 февраля 2010);
— Премия города Москвы — за создание русской хоровой оперы «Боярыня Морозова» (2012);
— Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства»;
— Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга, 2013).

Родион Щедрин и Владимир Путин

В честь Родиона Щедрина астроном Крымской Астрофизической Обсерватории Людмила Карачкина назвала открытый ею 20 октября 1982 г. астероид (4625) Shchedrin. Астероид 4626 назван ею в честь Майи Плисецкой.

М.Л. Ростропович о Р.К. Щедрине: «Его гениальное ощущение оркестрового звучания сказалось не только в очень популярных Первом концерте для оркестра «Озорные частушки» и «Кармен-сюите». Королём современного оркестра называют его профессионалы, имея в виду максимальную звуковую выразительность при максимальной концентрации и экономии средств. Его произведения играют лучшие исполнители мира, такие как Л. Маазель, С. Озава, М. Янсонс, О. Мустонен, М. Венгеров. Особенно я ценю его неприятие компромиссов даже в очень трудное для русской музыки время. Он всегда был новатором в музыке и не опасался публично демонстрировать свою полную поддержку любым отклонениям от «официального советского музыкального курса»».

А.А. Вознесенский о Р.К. Щедрине: «Однажды Гия Канчели, композитор в бархатной темно-синей тужурке и с такими же бархатными глазами, после премьеры, на которую он приехал из Германии, говорил мне о Родионе Щедрине: «Это большой композитор, может быть, крупнейший в мире сейчас». Привыкнув к ревнивому лепету моих коллег, я был поражен. Щедрин — большое «Щ» русской музыки. Такой буквы нет ни в одном алфавите — ни в английском, ни в немецком. Беспощадная новая его музыка — мощная, щемящая, прищуренная от боли или от смеха. Великие Шостакович, Шенберг, Шнитке, Штокхаузен работали в реалиях XX века. Щедрин же прыгнул с нами физически в XXI век. Какой надо иметь талантиЩЕ, чтобы из нашего дерьма и ужаса создать сокровиЩЕ! Ещё, Щедрин, ещё!».

Родион Щедрин в программе Познер

Личная жизнь Родиона Щедрина:

Жена — Майя Михайловна Плисецкая (1925-2015), прима-балерина Большого театра России, Народная артистка СССР.

Познакомились в 1955 году в гостях у их общей знакомой Лили Брик. Ему было 22 года, ей — 29. Они сразу понравились друг другу, но по воле судьбы встречаться начали только спустя три года. В 1958 году Большой театр заказал у Родиона Щедрина музыку к балету «Конек-Горбунок», а для того, чтобы проникнуться атмосферой, молодой композитор решил походить на балетные репетиции. Там он во второй раз увидил Майю за работой и влюбился. Балерина ответила взаимностью. Разница в возрасте не стала для них препятствием.

Щедрин ради карьеры своей жены отказался от мечты стать отцом. Плисецкая не хотела оставлять карьеру даже на год, а еще боялась потерять форму и не вернуться на сцену после декрета. Родион не настаивал. Майя была его музой. Он посвятил жене множество своих произведений и даже написал книгу «Автобиографические записи».

Родион Щедрин и Майя Плисецкая

Их любовь разлучила только смерть. 2 мая 2015 года на 89-м году жизни Майя Плисецкая умерла от сердечного приступа в Мюнхене, где они с Щедриным снимали дом, чтобы она могла лечиться у лучших немецких специалистов.

После смерти Майи Плисецкой (2 мая 2015 года) было оглашено завещание, согласно которому её прах будет соединён воедино с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеян над Россией.

Фильмография Родиона Щедрина:

1970 — Композитор Родион Щедрин (документальный)
2008 — Формула счастья Саулюса Сондецкиса (документальный)
2008 — Евгений Светланов. Воспоминание. (документальный)
2012 — Андрис Лиепа. Трудно быть Принцем (документальный) — композитор

Работы Родиона Щедрина в кино как композитора:

1955 — Петушок — золотой гребешок (анимационный)
1955 — Они знали Маяковского (фильм-спектакль)
1956 — Колобок (анимационный)
1957 — Коммунист
1957 — Высота
1959 — Люди на мосту
1960 — Нормандия-Неман (Normandie-Niemen)
1961 — Сказка о Коньке-Горбунке
1961 — А если это любовь?
1962 — Баня (анимационный)
1967 — Анна Каренина
1969 — Сюжет для небольшого рассказа (Lika, le grand amour de Tchekov)
1969 — Балерина (фильм-спектакль)
1970 — Самый главный (анимационный) — «Озорные частушки» (нет в титрах)
1970 — Озорные частушки (короткометражный)
1973 — Озорные частушки (короткометражный)
1974 — Анна Каренина (фильм-спектакль)
1982 — Чайка (фильм-спектакль)
1984 — Над нами не каплет (анимационный) — «Озорные частушки» (нет в титрах)
1986 — Дама с собачкой (фильм-спектакль)
1990 — Прости, народ православный!

Работы Родиона Щедрина в театре как композитора:

1954 — Они знали Маяковского (Александринский театр, Ленинград)
1956 — Первая симфония (Театр ленинского комсомола)
1957 — Мистерия-буфф (Московский театр сатиры)
1959 — Дамоклов меч (Московский театр сатиры)
1961 — Гроза (Малый театр)
1962 — Баня
1965 — Теркин на том свете (Московский театр сатиры)

Библиография Родиона Щедрина:

2002 — Монологи разных лет
2008 — Автобиографические записи

Балеты Родиона Щедрина:

1960 — Конёк-Горбунок (по одноимённой сказке П. П. Ершова)
1967 — Кармен-сюита (транскрипция фрагментов оперы Ж. Бизе «Кармен»)
1972 — Анна Каренина (лирические сцены по роману «Анна Каренина» Л. Н. Толстого)
1980 — Чайка (по мотивам одноимённой пьесы А. П. Чехова)
1985 — Дама с собачкой (по одноимённому рассказу А. П. Чехова)

Оперы Родиона Щедрина:

1961 — Не только любовь (по мотивам рассказов С. П. Антонова, либретто В. А. Катаняна)
1977 — Мёртвые души (по роману «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, либретто Р. Щедрина)
1992 — Лолита (по одноимённому роману В. В. Набокова, либретто Р. Щедрина)
2002 — Очарованный странник (по одноимённой повести Н.С. Лескова, либретто Р. Щедрина)
2006 — Боярыня Морозова (русская хоровая опера для 4 солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных, либретто Р. Щедрина по мотивам «Жития протопопа Аввакума» и «Жития боярыни Морозовой»)
2013 — Левша» (Сказ о тульском косом Левше, опера в 2 действиях по одноимённой повести Н. С. Лескова, либретто Р. Щедрина)
2015 — Рождественская сказка» (опера-феерия в 2 частях по мотивам сказки Божены Немцовой «О двенадцати месяцах» в переводе Н. С. Лескова и русских народных сказок, либретто Р. Щедрина)

Симфонии Родиона Щедрина:

1958 — Первая симфония. Для большого симфонического оркестра. В трех частях
1965 — Вторая симфония (25 прелюдий). Для большого симфонического оркестра. В пяти частях
2000 — Третья симфония «Лица русских сказок». Symhonie concertante. Для симфонического оркестра. В пяти частях

Концерты для оркестра Родиона Щедрина:

1963 — Озорные частушки
1968 — Звоны
1989 — Старинная музыка российских провинциальных цирков
1989 — Хороводы
1998 — Четыре русских песни

Концерты для солирующих инструментов с оркестром Родиона Щедрина:

1954 — Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. В четырёх частях
1966 — Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. В трех частях
1973 — Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. «Вариации и тема»
1991 — Концерт № 4 для фортепиано с оркестром. «Диезные тональности», в 2-х частях
1993 — Концерт для трубы с оркестром в трех частях
1994 — Концерт для виолончели с оркестром. Sotto voce concerto. В четырёх частях
1997 — Концерт для скрипки и струнного оркестра. Concerto cantabile. В трех частях
1997 — Концерт для альта и струнного оркестра с арфой. Concerto dolce
1999 — Концерт № 5 для фортепиано с оркестром. В трех частях
2001 — Parabola Concertante. Для виолончели соло, струнного оркестра и литавр
2003 — Концерт № 6 для фортепиано и струнных. Concerto lontano
2004 — Концерт для скрипки, трубы и струнного оркестра. Concerto parlando
2009 — Концерт для гобоя с оркестром
2010 — Двойной концерт «Романтическое приношение» (Romantic offering). Для фортепиано, виолончели и оркестра




Родион Щедрин – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Родион Щедрин

Свою жизнь Родион Щедрин посвятил продвижению музыки в массы. Чтобы сыграть его произведения, оркестры и дирижеры выстраиваются в очередь, опубликовать партитуры сочтет за честь любое издательство. Родиона Константиновича именуют классиком при жизни, а выполненные им оркестровки – гениальными хитами с минимальным набором средств при максимальной выразительности.

Детство и юность

Родион Щедрин – москвич, родился в декабре 1932 года, в один день с Бетховеном. Музыка окружала мальчика с раннего возраста. Отец Константин Михайлович закончил духовную семинарию, любил петь и обладал абсолютным слухом.

Композитор Родион Щедрин

Благодаря Вере Пашенной он не стал священником, как дед, а отучился в Московской консерватории. Мать Конкордия Ивановна, хотя и не имела специального образования, музыку любила. Бабушка — выпускница Смольного института, что тоже предполагало умение играть на музыкальных инструментах.

Учебе Родиона в школе при консерватории помешала война. Мальчик два раза пытался бежать на фронт, и оба раза дядя, высокопоставленный чиновник, помогал вернуть беглеца. Затем другой брат матери вывез семью в эвакуацию в Куйбышев, где работал помощником у Дмитрия Шостаковича. Композитор помнил, что побывал на генеральной репетиции его Седьмой симфонии.

Родион Щедрин в детстве

Чтобы хоть как-то умерить пыл и шалости, родители вознамерились отдать ребенка в Нахимовское училище. Но когда отца позвали преподавать в хоровое училище Александра Свешникова, Щедрин-старший устроил туда и сына. Образование, полученное в этом учебном заведении, оказалось настолько всеобъемлющим, что к его окончанию у Родиона имелась программа как у выступающего пианиста.

В консерватории Щедрин учился на двух факультетах – фортепианном и композиторском, у профессоров Якова Флиера и Юрия Шапорина. Родион прекрасно играл на фортепиано, и в какой-то момент исполнительство захватило настолько, что Щедрин решил, что больше сочинять музыку не будет. К счастью, отговорили.

Родион Щедрин в молодости

В область интересов попали не только Шопен, Бах и Рахманинов, но и народный фольклор. У Родиона, как ни у кого, получалось гармонично вплетать этнические элементы в общую композицию. Первый концерт для оркестра, написанный в 1963 году, Щедрин назвал «Озорные частушки».

На 4 курсе Родиона включили в Союз композиторов. Позднее, став его руководителем, стремился следовать принципам прежнего, Дмитрия Шостаковича, – помогать коллеге-музыканту в чем только можно.

Концерт Родиона Щедрина «Озорные частушки»

Творческая биография самого Щедрина складывалась довольно счастливо. Родион Константинович говорил, что при советской власти подавляющему большинству композиторов грех было жаловаться.

Творчество

Смелость творчества Щедрина обусловлена тем, что он — представитель поколения шестидесятников, времени, когда отвергались догмы и во главу угла ставилась индивидуальность. Собственное высказывание о том, что музыка всегда должна оставаться музыкой, композитор подкреплял тем, что не пытался прогнуться под мнение критиков и «что-то там подправить». А последние 20 лет, по собственному признанию, Родион Константинович вообще перестал читать рецензии.

Композитор Родион Щедрин

Щедрин любит писать по мотивам русской классики, считает, что нет смысла ходить проторенными тропами и искать «больше того, что написано великими людьми на материнском языке». Своей музыкой Родион давно снял вопрос о национальности, ведь русское —

«это уже моя данность, моя культура, язык, ментальность, мои предки, мои истоки».

Опера как жанр – вечна. Таково мнение Родиона Щедрина. Композитор писал не только музыку, но и либретто. С первой оперой, «Не только любовь», помог муж Лили Брик – Василий Катанян. Премьера прошла в Большом театре, за дирижерским пультом стоял Евгений Светланов, а главную партию исполняла Ирина Архипова. Позднее постановки осуществляли Борис Покровский и Юрий Александров.

Сюита к балету Родиона Щедрина «Кармен». Танцует Майя Плисецкая

Затем из-под пера Щедрина вышли «Боярыня Морозова», «Рождественская сказка», «Левша». Последняя, к слову, написана специально для Валерия Гергиева и Мариинского театра. «Очарованного странника» Родион Константинович посвятил американскому виртуозу, обладателю трех «Грэмми» Лорину Маазелю. Первой постановкой «Лолиты» дирижировал Мстислав Ростропович.

Есть в копилке маэстро и вокальные произведения. Среди них — шесть хоров из «Евгения Онегина» Пушкина, акапельные сочинения на стихи Александра Твардовского и Андрея Вознесенского.

Музыка Родиона Щедрина к фильму «Анна Каренина»

Щедрин не запирается в рамках академизма. Композитор написал музыку для трех кинофильмов Александра Зархи – «Анна Каренина» с Татьяной Самойловой и Василием Лановым, «Люди на мосту» с Василием Меркурьевым, а слова «Не кочегары мы, не плотники» из «Высоты» напевали по всему Союзу. Творчество Родиона Константиновича пришлось по душе режиссерам Юрию Райзману и Сергею Юткевичу. Прозвучали щедринские произведения и в классике советской мультипликации «Петушок-золотой гребешок» и «Колобок».

Личная жизнь

Вряд ли найдется такой человек, который бы не знал, что на протяжении 57 лет женой Родиона Щедрина была сама Майя Плисецкая, эпоха в балете. Для любимой женщины композитор писал шедевры и дарил вместо банальных букетов: «Анна Каренина» и «Чайка», «Кармен-сюита» и «Дама с собачкой». Хотя свежие цветы в доме появлялись каждый день.

Родион Щедрин и Майя Плисецкая

Щедрин и Плисецкая познакомились в доме у Лили Брик, на вечере, устроенном в честь Жерара Филипа. Лиля обратила внимание гостя на девушку, которая напевала музыку из балета Сергея Прокофьева, при этом абсолютно точно попадая в ноты. Но до первого свидания прошло 3 года. После проведенного вместе отпуска балерина и композитор уже не расставались.

Родион всю жизнь оставался на вторых ролях рядом со звездной супругой, но ничуть от этого не страдал. Майя относилась к мужу как к божеству и считала, что их свело провидение. Каждый изложил свою историю любви, а также множество других интересных фактов из совместной жизни в книгах. Прима написала две – «Я, Майя Плисецкая» и «13 лет спустя», а ее муж – «Автобиографические записи».

Родион Щедрин в программе Владимира Познера

Детей, о которых так мечтал Щедрин, в семье не было. Будучи гостем на программе у Владимира Познера, Родион рассказал, что этот деликатный вопрос решался по принципу:

«Вот станцую премьеру, не зря же столько репетировали. А потом подумаем о детях».

Вокруг знаменитой пары постоянно плодились слухи. По одному из них, любимую квартиру в Мюнхене Щедрину подарила актриса Мария Шелл. Звезда немецкого кино приходилась сестрой Максимилиану Шеллу, мужу Натальи Андрейченко. Родион, впрочем, никогда не отрицал, что дружил с Шеллами, но не более того.

Мария Шелл и Родион Щедрин

Позднее в интервью Щедрин расскажет, что, когда актриса пыталась отравиться якобы из-за безответной любви к русскому композитору, он жил в Англии и о случившемся узнал из прессы.

В мюнхенском доме Щедрина не осталось иных фотографий, кроме изображений Майи Плисецкой. Единственное исключение – совместное фото с Леонардом Бернстайном, которого Родион Константинович считает величайшим музыкантом и самым свободным человеком во всем – в проявлении чувств, высказываниях, поступках.

Родион Щедрин сейчас

В конце 2017 года к юбилею композитора выпустили документальный фильм «Страсти по Щедрину». В Москве и городах России прошли фестивали. На сценических площадках выступали Российский национальный оркестр под руководством Михаила Плетнева, Валерий Гергиев с симфоническим оркестром Мариинского театра, прочие известные коллективы и музыканты.

Родион Константинович по-прежнему активен, он профессиональный долгожитель. К собственному дню рождения Щедрин преподнес новинку — «Сочинение для хора. А капелла».

Родион Щедрин в 2018 году

Весной 2018-го маэстро, с 90-х годов постоянно проживающий в Германии, участвовал в голосовании по выбору президента России. Вместе с балетмейстером Игорем Зеленским Родион Щедрин проголосовал на участке в Генеральном консульстве РФ.

Новых контрактов композитор не заключает, но признается, что количество предложений превосходит его физические возможности.

Дискография

  • «Shchedrin: Music for Cello and Piano». Raphael Wallfisch, Родион Щедрин
  • «The Lady with a Lapdog». Оркестр Большого театра п/у Александра Лазарева
  • «Shchedrin: Carmen-Suite — Satie: Gymnopédies». Dennis Russell Davies, Stuttgart Chamber Orchestra
  • «Shchedrin: Carmen Suite & Respighi: La Boutique fantasque». Anton Nanut, Sofia Symphony Orchestra, Slovenian Symphony Orchestra, Ivan Marinov
  • Родион Щедрин. Тетрадь для юношества. Эхо-соната. Автопортрет
  • Родион Щедрин. «Левша». Симфонический оркестр Мариинского театра
  • Rodion Shchedrin: The Little Humpbacked Horse & Chamber Suite. The Moscow Stanislavsky and Nemirovich-Danchenko Musical Theatre Orchestra

Цитаты и афоризмы

Русская литература — пускай это не звучит чрезмерно патриотично — самая богатая литература в мире.

Безразличие, которое, конечно, есть в каждой стране («нет пророка в своем отечестве»), в нашей всегда принимает болезненные формы. Ведь самые крупные силы уехали из страны и находили признание на Западе.

Люди приходят, уходят, негодуют, бросают то камни, то чепчики в воздух, но опера вечна. Все уйдет, конечно, может быть, и Земля погибнет — мне тогда очень жалко будет и Бетховена, и Баха, и Чайковского, и Вагнера.

Мне кажется, умнее Толстого никто не сказал. Он говорил: «Какое современное? Я пишу для вечности».

Музыка владеет какой-то такой могучей, необъяснимой силой воздействия на эти все наши приоткрытые нервы, эмоции, солнечное сплетение, сердце, кровообращение и прочие наши органы.

Я стремлюсь быть самим собой и думаю, это – главное, что мне удалось за прожитую жизнь, несмотря на все перемены географические, социологические, экономические.

Я думаю, что в первую очередь совершенно необходимо быть оснащённым знанием того, что делали люди до тебя. Ну как можно построить автомобиль, не зная, как делали этот автомобиль до вас, не зная, что нужно четыре колеса, мотор, клапаны, руль и так далее.

Каждый идёт своим путём. В любые века, никогда никто художнику, кроме Господа Бога, не помогал, не разжёвывал, не кормил с ложечки. Каждому художнику надо было пробивать лбом стену по разным причинам.

Классическая музыка — это никакая не элитарная музыка. Может быть, ныне воинствующие люди, верующие в эту «религию» авангарда, выделяют музыку в такую тайну за семью печатями. «Вы не поймёте, вы глупые, но через сто пятьдесят лет нас вспомнят и будут играть». Не вспомнят! И играть не будут!


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector