Ирина Мурзаева – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019


Ирина Мурзаева – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Биография Мурзаевой Ирины Всеволодовны

Биография Мурзаевой Ирины Всеволодовны

Биография, история жизни Мурзаевой Ирины Всеволодовны

Мурзаева Ирина Всеволодовна (15.05.1906, Красноуфимск – 03.01.1988, Москва) – советская киноактриса, актриса театра. Заслуженная артистка РСФСР.

Ирина Мурзаева родилась 15 мая 1906 года в Красноуфимске Вятской губернии. Отец был художником, преподавал рисование. Мать учительствовала в начальной школе. Судьба кидала их семью по разным городам российской глубинки, пока наконец Мурзаевы не осели в Москве. Здесь под мамино руководство отдали двухэтажный детский дом на Шаболовке. В педагоги пошла вся родня: и папа, и тетка, и бабушка. Жили на первом этаже, работали на втором. Здесь же отец организовал театр теней и Ирина впервые соприкоснулась с таинством театрального искусства.

Учась в гимназии, девочка отыскала ближайший драмкружок и стала постигать азы актерского мастерства. А руководил тем драмкружком не кто иной, как юный Николай Плотников – звезда вахтанговской сцены, профессор ВГИКа.

Но контакт Ирины Мурзаевой с Плотниковым был недолгим. Она развернулась и ушла, впервые проявив свою врожденную принципиальность и бескомпромиссность, когда будущий мэтр советской режиссуры позволил однажды щелкнуть девушку по носу. «Глупенькая, – сказал ей молодой педагог. – Ты никогда не станешь артисткой. «. Он глубоко ошибся! Ирина Мурзаева решила доказать, в первую очередь себе, конечно, что актрисой она станет. И поступила в Московский государственный театральный техникум им. Луначарского. Больше того, параллельно девушка начала учебу в Литературном институте им. Брюсова, но через год решила, что с нее достаточно и одной актерской профессии.

А потом была чудная работа в театре-студии блистательного артиста и мудрого педагога Рубена Николаевича Симонова. К работе в студии он привлек не менее талантливых людей: начинающего хореографа Игоря Моисеева, начинающего режиссера Андрея Лобанова и мастера художественного слова Дмитрия Журавлева. Первым спектаклем студии стала довольно примитивная, но все же забавная по тем временам пьеса «Красавица с острова Люлю». По сюжету компания неких капиталистов отправляется на остров дикарей в поисках загадочной принцессы Кокао, которую как раз и играла Ирина Мурзаева.

Со временем студия приобрела надлежащий статус в системе УМЗП. Получила помещение на Большой Дмитровке. А Ирина Мурзаева отправилась шлифовать свое мастерство в Свердловский детский театр, из которого она вернулась, не прошло и полгода. Актриса сразу же окунулась в репетиции лучшей постановки студии Симонова «Таланты и поклонники». Ирине Мурзаевой предложили репетировать, правда, небольшую роль Матрены. Но зато у актрисы появилась возможность наблюдать процесс рождения спектакля как бы со стороны. Этот опыт ей пригодился, так как вскоре Ирине Всеволодовне было предложено заняться педагогикой в студийной школе. А уже на следующей постановке – «Дети солнца» – Ирина Мурзаева заняла пост ассистента режиссера.

А потом был Московский театр имени Ленинского комсомола. Ленком – это звезды: Серова, Окуневская, Фадеева, Пелевин, Соловьев. Это великая «тройка», которая правила театром, – Берсенев, Гиацинтова и Бирман. «Тройка» решала все. Ирина Мурзаева тоже была звездой Ленкома. Она сама успешно поставила там два спектакля: «Новые люди» по роману Н. Чернышевского «Что делать?» и «Мужество» по В. Кетлинской.

Как режиссер Ирина Мурзаева работала увлеченно, репетиции захватывали и заполняли все ее существо, из-за чего нередко возникали конфликты с администрацией театра и актерами. Правда, в театре она держалась особняком. Да и отношения с «тройкой» у нее не сложились. Серафима Бирман и Софья Гиацинтова при всей гениальности были дамами завистливыми и ревнивыми.

В Ленкоме проявился и комедийный талант Мурзаевой. Несмотря на то, что играла она самые разные роли, наибольшим успехом пользовались Сваха в «Женитьбе», Шарлотта Ивановна в «Вишневом саде», миссис Уильфер в «Нашем общем друге» Диккенса. Но через год Ирина Мурзаева из театра ушла. Ушла навсегда. Она не приняла нового руководства, вновь проявив свою принципиальность. Сцена оставалась с ней только в кружках художественной самодеятельности, которые она вела долгие годы.

А что же кино? Актриса была еще очень далека от кино. Она считала себя нефотогеничной и терпеть не могла фотографироваться вообще, даже в ролях.

Но режиссер Константин Юдин обладал удивительной способностью находить актеров. Он и открыл двери в кино Ирине Мурзаевой, хотя это было поначалу нелегко. На него произвела большое впечатление экстравагантная нашлепка на носу актрисы. Накануне Ирина Всеволодовна по рекомендации врача лечила насморк большой синей лампой, да и «клюнула» ее носом. И он тут же предложил Мурзаевой роль Маникюрши.

Юдин объявил ей: «Ну, я придумал для Вас кадр, который Вас прославит на века!» Актриса смутилась, и хотя верила ему безгранично, на этот раз засомневалась. Однако при выходе фильма «Сердца четырех» на экраны не было случая, когда, говоря об Ирине Мурзаевой, не упомянули бы этот кадр: проселочная дорога, телега – и слащавая Маникюрша с зонтиком театрально бросает кучеру: «Трогай!» Памятна и другая фраза героини Мурзаевой, которая цитируется до сего дня: «Вас к телефону. приятный мужской голос».

Ирина Мурзаева «проснулась знаменитой». И хотя фильм несколько придержали на полке, слава все равно обрушилась на актрису и закрепилась следующей комедией Константина Юдина «Близнецы». Почти одновременно на экраны выходит знаменитая «Свадьба», где выдающиеся актеры Алексей Грибов, Фаина Раневская, Эраст Гарин, Осип Абдулов, Сергей Мартинсон, Михаил Яншин, Николай Коновалов играют в не менее блистательном окружении начинающих в кино Михаила Пуговкина, Блинникова, Понсовой, Татьяны Пельтцер и Ирины Мурзаевой.

Между прочим, все корифеи завидовали на съемках черной завистью именно Мурзаевой: ее героиня в сцене за столом съедала настоящую котлету! На тот момент, когда все угощения были бутафорскими, и нестерпимо хотелось есть, это было непозволительной роскошью.

Потом у актрисы возникла длинная пауза, так называемый период малокартинья. И когда наконец Ирина Всеволодовна вновь появилась на экране, играть она стала исключительно старушек: «Анна на шее», «Когда казаки плачут», «Опекун», «12 стульев», «Сказка о потерянном времени», «Женщины», «Учитель пения», «Северная рапсодия», «Три дня в Москве», «Сказка, рассказанная ночью». И к каждому, пусть незначительному образу актриса придумывала особые штрихи, отыскивала характерные детали, приспособления.

А какая великолепна находка Ирины Мурзаевой в картине «Железный поток» – самоварная труба! Баба Горпина, убегая из горящей станицы, успевает прихватить с собой лишь ее и не расстается с этой трубой на протяжении всего долгого пути. Режиссер Ефим Дзиган был очень доволен находкой актрисы. Ведь это была отнюдь не «хохма» – в этой трубе для Горпины сосредоточен весь мир, надежда на то, что она снова обретет свой дом, свой очаг. И это запомнилось зрителями.

А как она вошла в образ! Кубанские станичники, участники массовок, «гутарили» с Мурзаевой как со своей. Некоторые даже недоумевали, почему это она большую часть съемок сидит на телеге, тогда как они лишены этой привилегии. Доказать им, что она артистка и городской житель, ей удалось только своим неумелым обращением с домашними животными.

В «Простой истории» героиня Ирины Мурзаевой – мать деревенской девушки Саши, которую играет Нонна Мордюкова. Дочь возвращается с собрания и устало сообщает, что ее выбрали председателем колхоза. «Господи! Это за что ж тебя?!» – ошеломленно спрашивает мать.

Зрители смеются, а старушка начинает напутствовать новоиспеченного руководителя вполне серьезными человеческими истинами: «Перед народом не возносись и себя не роняй. Держи себя сурьезно!» Простая, мудрая женщина, она не остановится перед высоким положением дочери, когда та решит слегка подкраситься, вспомнить, что она все-таки женщина – схватит тряпку и отстегает «здоровую дуру» по первое число: «Не забывай, что ты вдова!»

Не менее популярна и одна из последних ролей Ирины Всеволодовны – старушка Анна Христофорова из кинокомедии «Женатый холостяк». Ее героиня – специалист по добрым услугам. Она вызывается помочь молодому симпатичному шоферу создать семью, и тут начинаются невероятные приключения, недоразумения, всевозможные казусы, что приводит к искреннему смеху в зрительном зале.

Героини Ирины Мурзаевой разные, хотя большей частью и комичные. Они не похожи одна на другую, даже если это ряд деревенских бабусь. Какая-то из них глуповата, какая-то мудра, одна шустрая и озорная, другая – уставшая и нерешительная. Сколько образов – столько характеров. Конечно, актриса далеко шагнула за пределы амплуа «комической старухи», углубила его. А иной раз актрису просили просто поприсутствовать в кадре, понимая, что для пробуждения улыбки у зрителей необходимо показать лишь лицо именно Ирины Мурзаевой. И она охотно на это шла, понимая, что от профессии никуда не денешься. Хотя актриса была достойна большего.

Замужем Ирина Всеволодовна была дважды. Первый раз – в далекой юности. А ее вторым мужем был актер студии Симонова Николай Толкачев. В 1938 году родился сын Борис. Но и этот брак был недолгим. Мурзаева не простила нанесенной ей мужем обиды и вновь поддалась своей великой гордыне. Воспитывала сына одна, разрываясь между домом и работой. Благополучие ее не интересовало. Когда, вернувшись из эвакуации, Ирина Всеволодовна обнаружила в своей квартире семью беженцев, тут же перебралась к родне на Шаболовку, оставив дом совершенно незнакомым людям.

Ирина Всеволодовна целиком зависела от работы. Она абсолютно не знала быта, ничего не понимала в так называемых рыночных отношениях. Ее легко было обмануть. Сама она ненавидела магазины и предпочитала ходить туда пореже. Так же она сторонилась и домашнего хозяйства. Когда ее сын, конструктор, человек с тремя техническими образованиями, подходил к телевизору с намерением посмотреть, почему он стал плохо работать, она лепетала: «Не трогай! Не отвинчивай! Мало ли что. «

Любимым занятием актрисы было вязание. За спицами она могла просидеть весь день, а если не находилось работы, брала книгу и уходила в парк. Дом кино или другие какие общественно-творческие места она не посещала. Предпочитала общество подруг, которых искренне любила с гимназических времен, оставаясь верной им всю жизнь.

Как ни странно, в жизни Ирина Мурзаева была совсем иным человеком. Ничего общего с экранными героинями у актрисы не было. Серьезная, образованная, интеллигентная, замкнутая. Все качества, которые были у Ирины Мурзаевой, поражали своим объемом. Если принципиальность – то до конца! Никаких компромиссов, никаких прощений, никаких уступок! Ее закрытость от всего лишнего в окружающем мире была феноменальной: она никого не помнила и не знала по фамилиям. На работу она ходила, как на работу. Пришла, снялась и ушла. Когда на киностудии все проходящие мимо улыбались и здоровались, она мило отвечала на приветствия, но спрашивать ее «Кто это?» было бесполезно.

Так прошла вся жизнь. Шустрая, неуемная, быстрая, как ртуть, однажды Ирина Мурзаева сдала. Все вдруг осознали, что она уже старая женщина, что ее подтянутость, стройная фигура, прямая спина – не вечны. И, наверное, к счастью, такой ее видели совсем недолго. Ирина Мурзаева ушла из жизни 3 января 1988 года, сохранив в памяти образ веселой, бойкой, жизнелюбивой бабушки. Образ блистательной «комической старухи».




Ирина Мурзаева – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Ирина Мурзаева

Фамилию Ирины Мурзаевой вспомнит редкий кинолюбитель. Зато, увидев советскую актрису на экране, ее узнает каждый. На счету артистки десятки ролей, значащихся в титрах как «бабушка» или «соседка», серии тележурнала «Ералаш» и масса эпизодических ролей, которые принесли исполнительнице узнаваемость и популярность.

Ирина Мурзаева в фильме «12 стульев»

Специфическая внешность не позволила ей воплотить образы драматических героинь, но помогла оставить фамилию в истории советской комедии. Настоящий профессионал, верный друг и чуткая актриса, Ирина Мурзаева запомнилась зрителям и коллегам по цеху как человек широкой души.

Детство и юность

Биография актрисы ведет отсчет с далекого 1906 года. Девочка родилась 15 мая в провинциальном городке Красноуфимске. Родители работали педагогами. Отец преподавал рисование, а мать учила детей в начальной школе. Семье часто приходилось переезжать, пока Мурзаевы окончательно не осели в Москве.

Актриса Ирина Мурзаева

Мать начала руководить детским домом на Шаболовке, где преподавателями стали все члены семейства: отец, тетка и бабушка. Мурзаевы жили на первом этаже, а на втором располагались подопечные. Первым проектом отца, жившего творчеством, стал театр теней. Так маленькая Ира впервые соприкоснулась с драматическим искусством.

Родители отдали Ирину в женскую гимназию. Девочка записалась в драмкружок, которым руководил актер театра им. Вахтангова Николай Плотников. Здесь Ира начала знакомиться с основами актерского мастерства. Контакт с будущим знаменитым режиссером ей найти не удалось.

Ирина Мурзаева в молодости

Принципиальная и бескомпромиссная, она не допустила пренебрежительного отношения к себе, когда мастер позволил щелкнуть ученицу по носу. Он не поверил в Мурзаеву, и та ушла, уверенная в своих силах и таланте. Продемонстрировать их будущая артистка решила, окончив Московский государственный техникум им. Луначарского. Параллельно она получала образование в Литературном институте им. Брюсова.

Через год Ирина сконцентрировалась на получении профессии актрисы и перестала посещать второй институт. По окончании техникума она попала по распределению в Свердловский ТЮЗ, а через несколько лет вернулась в Москву. В это время Рубен Симонов вел набор в театр-студию. Мурзаевой удалось пройти конкурс и спустя время даже стать ассистентом режиссера, так как у артистки имелся необходимый опыт. Впоследствии актриса преподавала в театре-студии Симонова.

В 1937 году Ирина Мурзаева стала актрисой, а затем режиссером театра Ленинского Комсомола. Здесь она проработала вплоть до 1956 года. Комедийный талант исполнительницы раскрылся именно в этом театре. Она была увлечена профессией и сыграла десятки ролей классического репертуара. Из-за недопониманий, возникших с новыми руководителями театра, артистке пришлось его покинуть. Как и в молодости, актриса проявила принципиальность и ушла оттуда, где ей не были рады. Впоследствии выступала мастером в драматических кружках, которые вела долгое время.

Ирина Мурзаева в фильме «Сердца четырех»

В 1941 году состоялся кинодебют артистки в фильме «Сердца четырех». Из-за сложного военного времени публика увидела фильм только после победы во Второй мировой войне, в 1945-м. Мурзаева сыграла специалиста по маникюру Тамару Спиридоновну, образ которой прославил исполнительницу на весь Советский Союз.

Так она вошла в плеяду артистов, которых называли «королями эпизодов». Актрисе не предлагали крупных ролей, но в комическом амплуа героев второго плана она была бесподобной. Череда забавных женщин, которых она воплотила в кадре, принесла славу Ирине Мурзаевой.

Ирина Мурзаева в фильме «Свадьба»

Соседки, фрейлины, бабушки и тетушки, секретарши – все эти дамочки заключали в себе индивидуальные черты исполнительницы. Актриса не считала себя привлекательной, поэтому существует не так много ее фото. В кино она сделала невзрачную внешность своим козырем. Изображение артистки в купальнике выглядело забавным, поэтому даже советские цензоры не придирались к нему.

Фильм «Свадьба» и комедия «Близнецы» позволили Мурзаевой поработать с такими звездами, как Фаина Раневская, Татьяна Пельтцер, Михаил Пуговкин, Эраст Гарин. Затем была небольшая творческая пауза, в течение которой Мурзаева появлялась в кино в крохотных ролях в картинах «Анна на шее», «12 стульев», «Сказка о потерянном времени» и других.

Ирина Мурзаева в фильме «Близнецы»

Актриса славилась умением персонализировать образ, добавить ему пару-тройку штрихов, делавших героя цельной личностью. В картине «Железный поток» ее баба Горпина, убегая из пылающей деревни, прихватывает с собой самоварную трубу и так и не выпускает ее из рук до финала истории.

В этой трубе надежда на светлое будущее и новый дом. В «Простой истории» актриса сыграла мать деревенской девушки, которую воплотила в кадре Нонна Мордюкова. Дочь выбрали председателем колхоза, а мать давала ей важные наставления, выглядящие с экрана смешно.

Ирина Мурзаева в фильме «Женатый холостяк»

В комедии «Женатый холостяк» Ирина Мурзаева сыграла бабушку Анну Христофорову, сватью молодого шофера. Невероятные приключения и казусы, происходящие при ее участии, сделали повествование поистине искренним, добрым и смешным. Актриса подтвердила, что амплуа «комической старухи» может быть глубоким и многогранным.

Она воплотила в кадре множество отличающихся друг от друга характеров. Часто режиссеры просили Мурзаеву просто побыть в кадре, чтобы расположить публику. Одного ее появления хватало для возникновения улыбки на лицах зрителей.

Последняя роль Ирины Мурзаевой в сериале «Следствие ведут Знатоки»

Ирина Мурзаева очень любила детей, поэтому в финале карьеры вела детские кружки и часто снималась в «Ералаше», ориентированном на юную аудиторию телезрителей. Настоящий профессионал малых форм, она снималась и в киножурнале для старшей аудитории под названием «Фитиль».

Личная жизнь

Артистка не переживала из-за того, что ей не выпадала возможность сыграть драматическую роль. Она с благодарностью принимала то, что подарила ей профессия, и с радостью работала над каждым образом. В жизни она не была похожа на своих персонажей. Серьезная, интеллигентная женщина поражала образованностью и замкнутостью. Тактичная и пунктуальная, Мурзаева никогда не опаздывала. Завершив работу, всегда покидала площадку, не задерживаясь для общения. Круг ее друзей был узким.

Ирина Мурзаева с внучкой Катей

Личная жизнь не сложилась. Актриса вышла замуж в первый раз в юном возрасте, и брак быстро распался. Второй раз она задумалась о замужестве, познакомившись с актером Николаем Толкачевым. В союзе родился сын Борис. Его воспитание после развода полностью легло на плечи актрисы.

Матери пришлось совмещать работу и домашние хлопоты. Сын вырос и стал конструктором, а Мурзаева больше не думала о браке. Ее увлечения заключались в вязании, чтении и прогулках. Знакомые говорили, что актриса не была приспособлена к быту, и поход по магазинам был для нее пыткой.

Ирина Мурзаева умерла тихо и незаметно для отечественного кинематографа, привыкшего чествовать память своих звезд. Она скончалась 3 января 1988 года. Причина смерти скрывается от СМИ. На похоронах были только близкие люди, семья Мурзаевой: сын, внук и друзья, которых артистка любила и которым оставалась верна всю жизнь.

Могила Ирины Мурзаевой

Ее могила находится на Донском кладбище, в колумбарии 14, в 65 секции. Почтить память артистки сегодня может любой желающий.




Ирина Мурзаева – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Ирина Мурзаева

Irina Murzaeva

Ирина Всеволодовна Мурзаева – советская актриса театра и кино, удостоенная звания заслуженной артистки РСФСР. Ирина Мурзаева родилась в городе Красноуфимск Вятской губернии (ныне Свердловская область) 15 мая 1906 года. Детство Ирины Всеволодовны прошло в Москве, её родители преподавали в детском доме.

Главные фильмы актера

Краткая биография

Первые уроки театрального искусства она получила в драматическом кружке, которым в ту пору руководил Николай Плотников. А позднее, окончив гимназию, Мурзаева стала студенткой Московского государственного театрального техникума имени Луначарского.

После окончания обучения она успела поработать на нескольких сценах: в театре-студии Рубена Симонова, Свердловском ТЮЗе, а позднее в Ленкоме. Правда, в последнем она задержалась ненадолго, виной тому не сложившиеся отношения с новым руководством. Зато даже за короткое время она раскрылась как комедийная актриса (Сваха – в постановке «Женитьба», Шарлота Ивановна – в спектакле «Вишнёвый сад») и как режиссёр («Новые люди» и «Мужество»).

Ирине Мурзаевой удалось реализовать себя не только в театре – кинорежиссёры также высоко оценили её актёрский талант и регулярно приглашали сниматься. Всего с её участием вышло порядка сорока фильмов. После первых трёх фильмов («Сердца четырёх», «Близнецы», «Свадьба») она почти всегда играла старушек, но нужно отдать ей должное – каждый раз Ирине Всеволодовне удавалось наделить свою новую героиню неповторимым характером, манерами и привычками. Такой была её героиня, мать Саши, в «Простой истории», смотрительница музея – в «Стариках-разбойниках», Анна Христофоровна – в «Женатом холостяке».

Ирина Мурзаева всегда была очень принципиальным и гордым человеком, возможно, именно поэтому оба её брака в итоге распались. Она не умела уступать, редко прощала. У неё есть сын Борис, он родился в 1938 году и в дальнейшем получил три технических образования, став для матери настоящей гордостью.

Ирина Всеволодовна Мурзаева скончалась 3 января 1988 года, ей был 81 год.




Ирина Мурзаева – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Ирина Мурзаева

  • Актриса
  • Дата и место рождения: 15 мая 1906 (113 лет), Красноуфимск, Россия.

Участвовала 4

Ее коллеги по цеху

  • Ирина Мурзаева — советская актриса театра и кино, родилась Красноуфимске в семье художника и учительницы.
  • Вместе с семьёй переехала в Москву, поступила учиться в гимназию, стала посещать драмкружок.
  • В 1927 году окончила театральный техникум им. Луначарского.
  • Мурзаева играла в Свердловском ТЮЗе, в театре-студии под руководством Р. Н. Симонова.
  • С 1938 года, актриса театра имени Ленинского комсомола.
  • В 1941 году дебютировала в фильме Константина Юдина «Сердца четырех».
  • Многократно снималась в киножурналах«Ералаш» и «Фитиль».
  • Ирина Мурзаева создала в кино и на ТВ более семидесяти ярких и не забываемых ролей.

Фильмография Ирины Мурзаевой

  • Актриса
  • Следствие ведут знатоки: Бумеранг (ТВ, 1987)… Татьяна Григорьевна
  • Зачем человеку крылья (1987)… Ульяна
  • Страховой агент (ТВ, 1985)… страховщица
  • Если можешь, прости… (1984)… баба Поля
  • Зудов, вы уволены! (1984)… бабушка Настя
  • Очень важная персона (1984)… Матрена Ивановна
  • Витя Глушаков – друг апачей (1983)… бабка в очереди
  • Женатый холостяк (1982)… Анна Христофоровна
  • Вот такая музыка (1981)
  • Честный, умный, неженатый… (1981)
  • Сказка, рассказанная ночью (1981)… Танте
  • Приключения Нуки (1979)
  • Молодость. Выпуск 1 (1978)… новелла Колька-опера
  • Близкая даль (1978)… секретарша Нила Андреевича
  • Приехали на конкурс повара (ТВ, 1977)… тетя Клава
  • Инкогнито из Петербурга (1977)… пожилая дама, гостья городничего
  • Подарок судьбы (1977)… Евдокия Акимовна
  • Расписание на завтра (ТВ, 1976)… бабушка Гаврика
  • Про дракона на балконе, про ребят и самокат (1976)… Таисья Ивановна
  • Принцесса на горошине (1976)… дама при дворце короля
  • Повесть о неизвестном актере (1976)… старая актриса
  • Розыгрыш (1976)… соседка Девятовой Фира Соломоновна
  • Преступление: Обман (1976)… бабушка
  • Преступление: Нетерпимость (1976)… бабушка
  • Ералаш (сериал, 1974 – . )
  • Три дня в Москве (ТВ, 1974)… Матрёна
  • Происшествие (ТВ, 1974)
  • Северная рапсодия (1974)… бабушка Ладейкина
  • Поцелуй Чаниты (1974)… сестра Лиги моральности
  • Как тысячи солнц (1974)
  • Полуночник (1973)
  • Два дня тревоги (1973)
  • Без трех минут ровно (1972)
  • Учитель пения (1972)… бабушка Милы
  • Вот моя деревня… (ТВ, 1972)… Тереза Ивановна
  • Старики-разбойники (1971)… смотрительница в музее
  • 12 стульев (1971), Top250: 164… экскурсовод в музее мебели
  • В тридевятом царстве… (1970)… первая фрейлина
  • Опекун (1970)… Антонина Ивановна Прокопчук
  • Вчера, сегодня и всегда (ТВ, 1969)… дама в темных очках в театре
  • Гори, гори, моя звезда (1969)… тапёрша
  • Последние каникулы (1969)… бабуля на причале
  • Взрыв после полуночи (1969)
  • Пока гром не грянет (1967)… тёща; короткометражка
  • Огонь, вода и… медные трубы (1967)
  • Железный поток (1967)… Гарпина
  • Девочка на шаре (1966)… администратор зрительного зала
  • ЧП в пятом «Б» (1965)… Лидия Васильевна; короткометражка
  • Дорога к морю (1965)… старушка
  • Чистые пруды (1965)… стрелочница
  • Двадцать лет спустя (1965)… обывательница
  • Дети Дон-Кихота (1965)… дама с собакой «Вихрь»
  • Женщины (1965)… лифтерша
  • Сказка о потерянном времени (1964)… взрослая Анна Ивановна
  • Голубая чашка (1964)… продавщица молока
  • Когда казаки плачут (1963)… Прасковья; короткометражка
  • Путешествие в апрель (1962)… вахтер
  • Веселые истории (1962)… дама на матрасе
  • Вечера на хуторе близ Диканьки (1961)… дьячиха
  • Простая история (1960)… мама Саши
  • Девушка без адреса (1957)… проводник
  • Снежная королева (1957)… Старая фея, озвучка
  • Екатерина Воронина (1957)… Калерия Ивановна
  • Анна на шее (1954)… Мавра Григорьевна
  • Слон и веревочка (1945)… соседка
  • Близнецы (1945)… Брошкина
  • В шесть часов вечера после войны (1944)… пианистка, жительница дома №5
  • Свадьба (1944)… гостья
  • Сердца четырех (1941)… маникюрша
  • Актриса: Хроника, В титрах не указан
  • Девушка спешит на свидание (1936)… Самоедова, в титрах не указана




Ирина Мурзаева – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Мурзаева Ирина Всеволодовна

М, Актеры, СССР, Россия

Делимся с друзьями .

Мурзаева Ирина Всеволодовна

Родилась 15 мая 1906 года в Красноуфимске.
Ирина, учась в гимназии, отыскала ближайший драмкружок и стала постигать азы актёрского мастерства. Руководил тем драмкружком юный Николай Плотников — будущий мэтр советской режиссуры, звезда Вахтанговской сцены и профессор ВГИКа.
В 1927 году окончила московский государственный театральный техникум имени А.В. Луначарского.
В 1927-1928 и в 1930-1931 годах — актриса Свердловского ТЮЗа.
А в 1928-1937 годах — актриса театра-студии под руководством Р.Н. Симонова, блистательного артиста и мудрого педагога. К работе в студии он привлёк не менее талантливых людей: начинающего хореографа Игоря Моисеева, начинающего режиссёра Андрея Лобанова и мастера художественного слова Дмитрия Журавлёва. Была поставлена пьеса «Красавица с острова Люлю” (роль принцессы Кокао досталась Ирине Мурзаевой). Со временем студия приобрела положенный статус, получила своё помещение, а Ирине Мурзаевой было предложено заняться педагогикой в студийной школе. Вскоре она заняла пост ассистента режиссёра и уже почти на равных общалась с мастерами.
Следующий этап — с 1937 по 1956 годы — актриса и режиссёр Московского ТРАМа (с 1938 года — театра имени Ленинского комсомола).
В театре имени Ленинского комсомола проявился комедийный талант Мурзаевой. И, несмотря на то, что играла она самые разные роли, наибольшим успехом пользовались Сваха в «Женитьбе”, Шарлотта Ивановна в «Вишнёвом саде”, миссис Уильфер в «Нашем общем друге” Диккенса.
Спектакли «Ленкома” в те годы пользовались безумной популярностью, в театр невозможно было попасть. После войны труппу пригласил в Югославию Иосип Броз Тито и наградил орденами. В 1955-ом актёры получили ордена в Варшаве. Но через год Ирина Мурзаева из театра ушла навсегда. Она не приняла нового руководства.
А что же кино? В 1944 году на экраны вышли «Сердца четырёх», после чего Ирина Мурзаева поистине «проснулась знаменитой». Вечная Маникюрша со змеиной улыбкой — такой она осталась в памяти многих поколений советских кинозрителей — по лирической комедии «Сердца Четырёх».
Ирину Мурзаеву весь советский народ знал, как разведчиков со студии имени Довженко — только в лицо. За 44 года работы она сыграла шестьдесят с лишним ролей — соседок-моралисток, фрейлин-вредин, смотрительниц, маникюрш и аккомпаниаторш — в фильмах.
А десять её ролей именовались в титрах просто «бабушка» и «бабка». Губы в ниточку, хват под локоток, смех плечиком к щеке стали фирменными шаржевыми приемами актрисы-миниатюрщицы. Универсальная тетушка в вуальке, сваха в капоре, бабка в фартуке и старушенция в панамке, одинокая такса-общественница, королева замочных скважин и диспетчер очередей, она была незаменимой next-door-Шапокляк для бытовых комедий и сатирических киножурналов.
Комедийные роли второго плана, блистательные эпизоды сопровождали её в течение всей жизни, с каждым годом отодвигая во вчера надежду сыграть что-то значительное, главное.
Судьба во второй половине жизни снова вернула её к детской аудитории — самые яркие её киноработы зафиксированы в выпусках «Ералаша», где ей были предназначены бесконечные бабушки, сторожихи, пенсионерки и вахтёрши. С опытом она профессионально освоила законы малых форм и была в них неподражаема. Мало кто вспомнит её фамилию — но на экране узнают всегда, это ли не главное завоевание актрисы, чьи героини часто даже не имели имён». Так прошла вся жизнь. Шустрая, неуёмная, быстрая, как ртуть, однажды Ирина Мурзаева сдала. Все вдруг осознали, что она уже давно старая женщина, что её подтянутость, стройная фигура, прямая спина — не вечны. И, наверное, к счастью, такой её видели совсем недолго.
Она умерла не только без национальной премии уровня «Оскара», но даже и без звания «заслуженная артистка» — то ли старорежимной внешностью не угодила властям, то ли не похлопотал никто вовремя перед министрами. Героический советский кинематограф, увлечённый новыми темами, лицами, сюжетами и фактурами, поначалу не заметил её отсутствия. Потом только стало понятно, что вместе с ней из кинематографа уходит второй и третий план: опора сюжета, гарант достоверности и узнаваемости.

Ирина Мурзаева ушла из жизни 3 января 1988 года в Москве, сохранив в нашей памяти образ весёлой, бойкой, жизнелюбивой бабушки. Образ блистательной «комической старухи”.
Похоронена актриса в Москве на Донском кладбище (колумбарий 14, секция 65).
театральные работы
* Шарлотта Ивановна («Вишнёвый сад» А.П. Чехова)

роли в кино
1987 Следствие ведут Знатоки :: Татьяна Григорьевна
1985 Фитиль (короткометражный)
1985 Страховой агент :: страховщица
1984 Счастливая, Женька! :: Зинаида Васильевна Воробьева
1984 Очень важная персона :: Матрена Ивановна
1984 Зудов, вы уволены! :: баба Настя
1984 Зачем человеку крылья :: Ульяна
1984 Если можешь, прости :: баба Поля
1983 Витя Глушаков — друг апачей :: бабка в очереди
1982 Женатый холостяк :: Анна Христофоровна :: главная роль
1981 Честный, умный, неженатый. :: Марья
1981 Сказка, рассказанная ночью :: Тётушка
1981 Немухинские музыканты :: продавщица цветов
1981 Вот такая музыка :: Анисья Петровна
1979 Жил-был настройщик :: соседка Лены
1978 Сдается квартира с ребенком :: старушка с папиросой
1978 Молодость, выпуск 1-й (киноальманах)
1978 Близкая даль :: секретарша Нила Андреевича
1977 Приехали на конкурс повара :: тетя Клава
1977 Подарок судьбы :: Евдокия Акимовна
1977 Инкогнито из Петербурга :: пожилая дама
1977 Возвращение сына :: бабушка
1976 Розыгрыш :: Фира Соломоновна
1976 Расписание на завтра :: бабушка Гаврика
1976 Про дракона на балконе, про ребят и самокат :: Таисья Ивановна
1976 Принцесса на горошине :: эпизод
1976 Приключения Нуки :: бабушка в деревне
1976 Преступление :: бабушка Нади
1976 Повесть о неизвестном актёре :: старая актриса
1976 Не плачь, девчонка :: врач призывной комиссии
1974 Три дня в Москве :: Матрёна
1974 Северная рапсодия :: бабушка Ладейкина
1974 Происшествие :: Тереза Ивановна :: главная роль
1974 Поцелуй Чаниты :: сестра Лиги нравственности
1973 Полуночник | Naktibalda :: бабушка
1973 Два дня тревоги :: Фёкла Минична
1972 Учитель пения :: бабушка Милы
1972 Меченый атом :: тетя Рита
1972 Вот моя деревня :: Тереза Ивановна
1972 Без трёх минут ровно :: бабка на хуторе
1971 Старики-разбойники :: смотрительница в музее
1971 12 стульев :: экскурсовод
1970 Опекун :: Антонина Ивановна Прокопчук :: главная роль
1970 В тридевятом царстве. :: первая фрейлина
1969 Последние каникулы :: бабуля на причале
1969 Гори, гори моя звезда :: таперша
1969 Вчера, сегодня и всегда :: дама в темных очках в театре
1969 Взрыв после полуночи :: жена чиновника
1967 Пока гром не грянет (короткометражный) :: тёща
1967 Огонь, вода и. медные трубы :: гостья на свадьбе Кащея
1967 Железный поток :: Горпина
1966 Девочка на шаре :: администратор зрительного зала
1965 Чистые пруды :: стрелочница
1965 От семи до двенадцати (киноальманах) :: Лидия Васильевна
1965 Женщины :: лифтерша
1965 Дорога к морю :: старушка
1965 Дети Дон-Кихота :: старуха с собакой «Вихрь»
1965 Двадцать лет спустя :: обывательница
1964 Сказка о потерянном времени :: Анна Ивановна :: главная роль
1964 Голубая чашка :: продавщица молока
1963 Когда казаки плачут (короткометражный) :: Прасковья :: главная роль
1962 Путешествие в апрель | Кэлэторие ын април :: вахтер
1962 Весёлые истории :: дама на матрасе
1961 Вечера на хуторе близ Диканьки :: сплетница
1960 Простая история :: мать Саши
1957 Екатерина Воронина :: Калерия Ивановна
1957 Девушка без адреса :: проводник
1954 Анна на шее :: Мавра Григорьевна
1945 Слон и верёвочка :: соседка
1945 Близнецы :: Алла Владимировна Брошкина
1944 Свадьба :: гостья
1944 В шесть часов вечера после войны :: жительница дома № 5
1941 Сердца четырёх :: Тамара Спиридоновна

озвучивание
1957 Снежная королева (анимационный) :: Старая фея




Ирина Мурзаева – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Ирина Мурзаева

Блистательная комедийная актриса, непревзойдённая «комическая старуха» отечественного кино. Исполнительница эксцентрических ролей сплетниц, соседок и бабушек.

Лучшие роли -маникюрша («Сердца четырёх»), мать («Простая история»), Анна Христофоровна («Женатый холостяк»). Постоянная участница «Ералашей» и «Фитилей».

В 1927 окончила театральный техникум им. А. В . Луначарского. В 1927 — 1928 и в 1930 — 1931 актриса Свердловского ТЮЗа, а в 1928 — 1937 театра-студии под руководством Р. Н. Симонова, в 1937 — 1956 — актриса и режиссёр Московского ТРАМа (с 1938 — театра им. Ленинского комсомола).

Ирина Мурзаева ничего общего со своими экранными героинями не имела. Серьёзная, образованная, интеллигентная, замкнутая, она даже не справлялась с житейскими обязанностями бабушки, как то — сидение с внуками, прогулки в зоопарк, колыбельные на ночь. В молодости она представить себе не могла, какой штамп однажды ляжет на её творческую биографию.

Окончив Московский Государственный Театральный техникум им. Луначарского, она оказалась в театре-студии Рубэна Симонова. Первым спектаклем студии стала довольно примитивная, но всё же забавная по тем временам пьеса Красавица с острова Люлю». По сюжету компания неких капиталистов отправляется на остров дикарей в поисках загадочной принцессы Кокао, которую как раз и играла Ирина Мурзаева. Со временем студия приобрела положенный статус, получила своё помещение, а Ирине было предложено заняться педагогикой в студийной школе. Вскоре она заняла пост ассистента режиссёра и уже почти на равных общалась с мастерами.

Следующий этап — Московский театр имени Ленинского комсомола. Мурзаева стала настоящей звездой театра наравне с Гиацинтовой, Серовой, Окуневской, сама поставила там два спектакля: «Что делать?» по Н.Чернышевскому и «Мужество» по В.Кетлинской. Там и проявился комедийный талант Мурзаевой.

А в 1944 году на экраны вышли «Сердца четырёх», после чего Ирина Мурзаева поистине «проснулась знаменитой». А потом были «Близнецы», «Анна на шее», «Когда казаки плачут», «Простая история», «Опекун», «12 стульев», «Железный поток», «Сказка о потерянном времени», «Женатый холостяк» и ещё десятки популярных фильмов. Где-то ей приходилось спрыгивать с подножки поезда, где-то купаться в ледяной проруби, иной раз актрису просили просто поприсутствовать в кадре, понимая, что для пробуждения улыбки у зрителей необходимо показать лицо именно Мурзаевой. И она охотно на это шла, понимая, что от профессии никуда не денешься. Хотя её всесторонняя образованность и энциклопедические знания были достойны большего.

Скончалась актриса 3 января 1988 года в Москве.

* 1. Сердца четырех — 1941 (Лирическая комедия) . маникюрша

* 2. Свадьба — 1944 (Комедия) . гостья

* 3. Близнецы — 1945 (Комедия) . Алла

* 4. Анна на шее — 1954 (Драматическая история) . Мавра Григорьевна

* 5. Простая история — 1960 (Киноповесть) . мать

* 6. Вечера на хуторе близ Диканьки — 1961 (Сказка) . сплетница

* 7. Веселые истории — 1962 (Приключения)

* 8. Когда казаки плачут — 1963 ()

* 9. Сказка о потерянном времени — 1964 (Мультфильм / Сказка) . злая волшебница Анна Ивановна

* 10. Дети Дон Кихота — 1965 (Комедия)

* 11. Женщины — 1965 (Киноповесть) . консьержка

* 12. Железный поток — 1967 (Киноповесть)

* 13. Огонь, вода и. медные трубы — 1968 (Мультфильм/Сказка) . гостья

* 14. Гори, гори, моя звезда — 1969 (Приключения) . таперша

* 15. Опекун — 1970 (Комедия)

* 16. Двенадцать стульев — 1971 (Комедия) . экскурсовод

* 17. Старики-разбойники — 1971 (Комедия)

* 18. Учитель пения — 1973 (Лирическая комедия) . бабушка

* 19. Северная рапсодия — 1974 ()

* 20. Три дня в Москве — 1974 (Комедия) . Матрёна

* 21. Повесть о неизвестном актере — 1976 (Киноповесть)

* 22. Преступление — 1976 (Криминальная драма) . Бабушка

* 23. Розыгрыш — 1977 (Мелодрама) . соседка Фира Соломоновна

* 24. Инкогнито из Петербурга — 1978 (Комедия)

* 25. Женатый холостяк — 1983 (Комедия) . Анна Христофоровна

* 26. Зудов, вы уволены! — 1984 (Комедия) . баба Настя

* 27. Зачем человеку крылья — 1984 (Мелодрама)

* 28. Следствие ведут знатоки. Дело N20. Бумеранг — 1987 (Детектив)

* 29. ФИТИЛЬ 236-294 (1982-1986) — в сюжете «Возмутитель спокойствия» (ФИТИЛЬ 273, 1985), в сюжете «Люди и манекены» (ФИТИЛЬ 280, 1985)

* 30. ЕРАЛАШ 1 — 53 (1975-1986) — бабушка в сюжете «Не надо волноваться» (ЕРАЛАШ 2, 1975), пассажирка в сюжете «Интересная книга» (ЕРАЛАШ 3, 1975), бабушка в сюжете «Если хочешь быть здоров» (ЕРАЛАШ 4, 1975), бабушка в сюжете «Маленькая дневная серенада» (ЕРАЛАШ 45, 1984), сплетница в сюжете «Смотреть противно» (ЕРАЛАШ 47, 1985)




Ирина Мурзаева – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Ирина Мурзаева – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Ирина Всеволодовна МУРЗАЕВА

Родилась 15 мая 1906 г. в г. Красноуфимске Вятской губернии. Её дед был управляющим на одном из местных заводов, о чём, естественно, актриса старалась не упоминать. Отец был художником, преподавал рисование. Мать поднялась по служебной лестнице от учительницы начальной школы до директора детского дома. Под её руководство отдали двухэтажный особняк на Шаболовке. В педагоги пошла вся родня: и папа, и тётка, и бабушка. Жили на первом этаже, работали на втором.
Здесь же Ирина впервые соприкоснулась с таинством театрального искусства — папа организовал в детдоме театр теней. В ту пору Ирина училась в гимназии. Она отыскала ближайший драмкружок и стала постигать азы актёрского мастерства. Руководил тем драмкружком юный Николай Плотников — будущий мэтр советской режиссуры, звезда Вахтанговской сцены и профессор ВГИКа. Но контакт Мурзаевой с Плотниковым был недолгим.
Однажды он щёлкнул девушку по носу, после чего она развернулась и ушла, впервые проявив свою врождённую принципиальность и бескомпромиссность. «Глупенькая, — сказал ей молодой педагог. — Ты никогда не станешь артисткой. » Но она решила доказать (в первую очередь себе) что станет. И поступила в Московский Государственный Театральный техникум им. Луначарского.
После его окончания, в 1927-28 гг. и в 1930-31 гг., Мурзаева — актриса Свердловского ТЮЗа. А потом была чудная работа в театре-студии Рубена Симонова. С каким восторгом Ирина Всеволодовна вспоминала то время!
Сколотилась довольно пёстрая группа: студенты, молодые любители и старые безработные профессионалы. Занимались бесплатно, пристанище нашли в Доме Армении. Все безгранично обожали своего руководителя — блистательного артиста и мудрого педагога Рубена Николаевича Симонова. К работе в студии он привлёк не менее талантливых людей: начинающего хореографа Игоря Моисеева, начинающего режиссёра Андрея Лобанова и мастера художественного слова Дмитрия Журавлёва.
Первым спектаклем студии стала довольно примитивная, но всё же забавная по тем временам пьеса «Красавица с острова Люлю». По сюжету компания неких капиталистов отправляется на остров дикарей в поисках загадочной принцессы Кокао, которую как раз и играла Ирина Мурзаева. Был объявлен конкурс на самый выразительный костюм для дикаря. Победил костюм из рогожи. В результате близлежащий хозяйственный магазин тут же был лишён всех запасов рогожи к великому изумлению продавцов.
Со временем студия приобрела положенный статус, получила своё помещение, а Ирине Мурзаевой было предложено заняться педагогикой в студийной школе. Вскоре она заняла пост ассистента режиссёра и уже почти на равных общалась с мастерами.
В 1937 г. Мурзаева вошла в труппу ТРАМа (с 1938 г. — Московский театр имени Ленинского комсомола), который тогда был необычайно популярен. Это звёзды: Валентина Серова, Татьяна Окуневская, Софья Фадеева, Александр Пелевин , Владимир Соловьёв . Это великая «тройка», которая правила театром — Берсенев, Гиацинтова и Бирман. «Тройка» решала всё, от неё всё зависело.
Ирина Мурзаева держалась особняком. Она тоже была звездой «Ленкома», сама поставила там два спектакля: «Что делать?» по Н.Чернышевскому и «Мужество» по В.Кетлинской. Но отношения с «тройкой» у неё не сложились. Серафима Бирман при всей гениальности была дамой завистливой и ревнивой. Она не любила актрис своего амплуа, на этой почве она вдрызг рассорилась с Раневской и никогда не давала ролей в своих постановках Мурзаевой. И всё же Ирина Всеволодовна беззаветно любила своих новых наставников.
Взаимностью ответила лишь Софья Гиацинтова. В театре имени Ленинского комсомола проявился комедийный талант Мурзаевой. И, несмотря на то, что играла она самые разные роли, наибольшим успехом пользовались Сваха в «Женитьбе», Шарлотта Ивановна в «Вишнёвом саде», миссис Уильфер в «Нашем общем друге» Диккенса. От фактуры никуда не уйдёшь.
После войны труппу пригласил в Югославию Иосип Броз Тито и наградил орденами. В 55-ом актёры получили ордена в Варшаве. Но через год Ирина Мурзаева из театра ушла навсегда. Она не приняла нового руководства, вновь проявив свою принципиальность.
В кино актриса дебютировала в 1941 г. Причём, совершенно случайно. Её подруга Валентина Серова была приглашена на пробы фильма «Сердца четырёх» и позвала Мурзаеву с собой за компанию.
А накануне Ирина Всеволодовна по рекомендации врача лечила насморк большой синей лампой, да и «клюнула» её носом. В результате экстравагантная нашлёпка на носу произвела такое впечатление на режиссёра Константина Юдина, что он тут же предложил Мурзаевой роль Маникюрши. Актриса мгновенно стала знаменитой. Две фразы, принадлежавшие её героине, стали крылатыми на долгие годы: это ехидно-ядовитое «Вас к телефону. приятный мужской голос» и элегантно-театральное «Трогай!»
Кстати, от театральности Ирина Всеволодовна не могла избавиться долго, играла по привычке с нажимом, пока Юдин не показал ей отснятый материал. Актриса пришла в шок от увиденного. Она охала и хваталась за голову, а режиссёр удовлетворённо хихикал в уголке. Тем самым Константин Юдин раз и навсегда отбил у Мурзаевой её «театральные замашки».
А потом были «Близнецы», «Анна на шее», «Когда казаки плачут», «Простая история», «Опекун», «12 стульев», «Железный поток», «Сказка о потерянном времени», «Женатый холостяк» и ещё десятки популярных фильмов. Где-то ей приходилось спрыгивать с подножки поезда, где-то купаться в ледяном проруби, иной раз актрису просили просто поприсутствовать в кадре, понимая, что для пробуждения улыбки у зрителей необходимо показать лицо именно Мурзаевой.
И она охотно на это шла, понимая, что от профессии никуда не денешься. Хотя её всесторонняя образованность и энциклопедические знания были достойны большего. И всё же Ирина Мурзаева расширила амплуа «комической старухи». Да, её персонажи были эксцентричны, но вспомните их! Если это бабки в метро, то чуть интеллигентнее обычных пассажиров. Где-то вуалька, где-то перчаточки, кокетливо вздернутое плечико. Если это деревенская старушка, то доброжелательная улыбка может смениться чуть заметной печалью, и в глазах легко прочитается усталость прожитых лет, далёкие драмы, тягостное одиночество.
Личная жизнь Ирины Всеволодовны целиком зависела от работы. Она абсолютно не знала быт, ничего не понимала в так называемых рыночных отношениях. Её легко было обмануть. Когда актриса увидела, как соседи увезли на санках мешок пустых бутылок, а привезли новый телевизор, то всерьёз поверила их шутке — купили на полученные за стеклотару деньги.
Сама она ненавидела магазины и предпочитала ходить туда по крайней нужде. Любимым занятием Мурзаевой было вязание. За спицами могла просидеть весь день, а если не находилось работы, брала книгу и уходила в парк. Замужем Ирина Всеволодовна была дважды. В далёкой юности. Её вторым мужем был актёр студии Р.Симонова Николай Толкачёв. В 1938 г. родился сын Борис. Но брак был недолгим. Мурзаева не простила нанесённой ей мужем обиды и вновь поддалась своей великой гордыне.
Воспитывала сына одна, разрываясь между домом и работой. На гастролях актрисы покупали меха, а она искала что-нибудь для сынишки и звонила в Москву с расспросами о его здоровье. Благополучие её не интересовало. Когда, вернувшись из эвакуации, Ирина Всеволодовна обнаружила в своей квартире семью беженцев, тут же перебралась к родне на Шаболовку.
«Это была наша отрада, чудо из чудес! — рассказывает Нонна Мордюкова о совместной работе с Ириной Мурзаевой в фильме «Простая история». — Бывают же такие люди – безвозрастные. Иногда она напоминала девушку – красная, скромная. Но тут же могла послать матом. Она безумно любила сына, и дети постоянно к ней липли, даже самые маленькие. И не только дети, с ней каждый хотел поговорить. Раскрепощённый, нескончаемо интересный человек, безумно талантливая актриса. Если бы все были такими, как она и моя мама, мы летали бы на крыльях, жизнь была бы намного легче и справедливей…»
Все качества, которые были у Мурзаевой, поражали своим объёмом. Во-первых, сила воли: она всю жизнь курила, даже самокрутки, но когда попала в больницу с язвой — бросила вмиг и навсегда. Во-вторых, умение дружить: дружбу она пронесла с гимназии через всю жизнь, со временем привязавшись ещё только к двум женщинам — актрисе Нине Алисовой и писательнице Вере Кетлинской. В-третьих, её закрытость от всего лишнего в окружающем мире: она никого не помнила и не знала по фамилиям. «Кто это такой симпатичный?» — спрашивала она на премьере. «Да как же, Ирина Всеволодовна! Вы же вместе снимались там-то и там-то!» «Да? Подумать только!» На работу она ходила, как на работу. Пришла, снялась и ушла. Когда на киностудии все проходящие мимо улыбались и здоровались, она мило отвечала на приветствия, но спрашивать её: «Кто это?» было бесполезно. Так прошла вся жизнь. Шустрая, неуёмная, быстрая, как ртуть, однажды Ирина Мурзаева сдала. Все вдруг осознали, что она уже давно старая женщина, что её подтянутость, стройная фигура, прямая спина — не вечны.
К счастью, такой её видели совсем недолго. Ирина Мурзаева ушла из жизни 3 января 1988 г., в возрасте 82 лет. Урна с её прахом захоронена в колумбарии Донского кладбища.

Фильмография:

1. Сердца четырёх — 1941 — маникюрша
2. В шесть часов вечера после войны — 1944 — аккомпаниаторша
3. Свадьба — 1944 — гостья
4. Близнецы — 1945 — Брошкина
5. Анна на шее — 1954 — Мавра Григорьевна
6. Екатерина Воронина — 1957
7. Девушка без адреса — 1957 — проводница
8. Произведение искусства — 1959
9. Простая история — 1960 — мать
10. Вечера на хуторе близ Диканьки. Ночь перед Рождеством — 1961 — дьячиха
11. Весёлые истории — 1962 — дама на матрасе
12. Путешествие в апрель — 1962
13. Серый волк — 1962
14. Когда казаки плачут — 1963
15. Сказка о потерянном времени — 1964 — Анна Ивановна
16. Двадцать лет спустя — 1965
17. Дети Дон Кихота — 1965 — баба в зоопарке
18. Дорога к морю — 1965
19. Женщины — 1965 — Матрёна
20. И в кого он такой? — 1965
21. Девочка на шаре — 1966
22. Железный поток — 1967 — Гарпина
23. Огонь, вода и. медные трубы — 1968 — гостья
24. Взрыв после полуночи — 1969 — жена чиновника
25. Гори, гори, моя звезда — 1969 — тапёрша
26. Последние каникулы — 1969
27. В Тридевятом царстве. — 1970 — первая фрейлина
28. Опекун — 1970 — Антонина Ивановна
29. Двенадцать стульев — 1971 — экскурсовод
30. В поисках нарушителя — 1971
31. Неожиданный финиш — 1971
32. Старики-разбойники — 1971 — смотритель музея
33. Без трёх минут ровно — 1972
34. Меченый атом — 1972
35. Учитель пения — 1972 — бабушка
36. Два дня тревоги — 1973
37. Полуночник — 1973
38. Райские яблочки — 1973
39. Поцелуй Чаниты — 1974
40. Происшествие — 1974
41. Северная рапсодия — 1974
42. Три дня в Москве — 1974 — Матрёна
43. Иван и Коломбина — 1975
44. Не надо волноваться! («Ералаш» №2″) — 1975
45. Близкая даль — 1976
46. Не плачь, девчонка! — 1976
47. Повесть о неизвестном актёре — 1976
48. Преступление — 1976 — бабушка
49. Приключения Нуки — 1976
50. Принцесса на горошине — 1976
51. Про дракона на балконе, про ребят и самокат — 1976
52. Розыгрыш — 1976 — соседка Фира Соломоновна
53. Возвращение сына — 1977
54. Инкогнито из Петербурга — 1977
55. Подарок судьбы — 1977
56. Приехали на конкурс повара. — 1978
57. Сдаётся квартира с ребёнком — 1978
58. Колька-опера (новелла в киноальманахе «Молодость» №1) — 1979
59. Вот такая музыка — 1981
60. Немухинские музыканты — 1981
61. Сказка, расказанная ночью — 1981 — тётушка
62. Честный, умный, неженатый. — 1981
63. Витя Глушаков — друг апачей — 1983
64. Женатый холостяк — 1983 — Анна Христофоровна
65. Сказка — ложь, да в ней намёк («Ералаш» №37) — 1983
66. Если можешь, прости. — 1984 — баба Поля
67. Зачем человеку крылья — 1984 — Ульяна
68. Зудов, вы уволены! — 1984 — баба Настя
69. Очень важная персона — 1984
70. Смотреть противно («Ералаш» №45) — 1984
71. Счастливая, Женька! — 1984
72. Возмутитель спокойствия («Фитиль» №273) — 1985
73. Люди и манекены («Фитиль» №280) — 1985
74. Следствие ведут Знатоки. Дело N20. Бумеранг — 1987 — дачница Татьяна Егоровна

Кроссовер — Субару XV в Москве. Весь модельный ряд новых Субару XV.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector