Биография Кокто Жана
Жан Кокто (фр. Jean Cocteau; 5 июля 1889 — 11 октября 1963) — французский писатель и художник.
Сын адвоката и художника-любителя, покончившего с собой, когда сыну было 9 лет. Не получил систематического образования. С середины 1910-х годов вошёл в художественные круги Парижа, познакомился с М. Прустом, А. Жидом, С. Дягилевым, П. Пикассо, Э. Сати и другими, оказал влияние на сюрреалистов (затем вошёл в конфликт с А. Бретоном), позднее сблизился с Ж. Маре и Э. Пиаф.
Известен многолетним творческим и любовным союзом с актёром Жаном Маре, с которым прожил вместе около 25 лет.
С 1916 года издавался в литературном американском журнале «Литтл Ревю», основанном Джейн Хип и Маргарет Андерсон. В 1955 был избран членом Французской Академии, Королевской Академии Бельгии. Командор ордена Почётного легиона, член Академии Малларме, многих национальных Академий мира, почётный президент Каннского кинофестиваля, Академии джаза и др. В Мийи-ла-Форе, где умер Жан Кокто, действует дом-музей.
«…Между музыкой и Жаном Кокто была органичная доверительная связь… Он был весь в музыке физически… Для разговора о музыке и музыкантах он умел находить идеально подходящие слова, точные выражения, полностью избегая при этом специальной музыкальной терминологии…» — (Анри Соге, «Жан Кокто и музыка»)
Особенное значение для Жана Кокто имел скандально легендарный балет Сати-Пикассо-Кокто «Парад», поставленный в мае 1917 года русским балетом Дягилева в Париже. Шумная премьера «первого сюрреалистического спектакля» в истории сделала имя не только Кокто, но и всем остальным участникам этого эпатажного представления.
Общение с Эриком Сати, одним из самых особенных и странных композиторов XX века имело наибольшее значение для формирования и творческого, и личного почерка Кокто.
«Внешне Сати был, похож на заурядного чиновника: бородка, пенсне, котелок и зонтик. Эгоист, фанатик, он не признавал ничего, кроме своей догмы, и рвал и метал, когда что-нибудь противоречило ей. Эрик Сати был моим наставником, Радиге — экзаменатором. Соприкасаясь с ними, я видел свои ошибки, хотя они и не указывали мне на них, и даже если я не мог их исправить, то по крайней мере знал, в чём ошибся…» — (Жан Кокто, из книги «Бремя бытия», 1947 г.)
Совет 1: Кокто Жан: биография, карьера, личная жизнь
Содержание статьи
Начало пути
Жан Кокто родился в парижском предместье Мезон-Лаффит 5 июля 1889 года. Когда мальчику было 9 лет, покончил с собой его отец. Событие произвело сильнейшее впечатление на юного Жана, в дальнейшем тема смерти заняла одно из центральных мест в его произведениях. Юноша получил образование в одном из лучших парижских лицеев и с головой окунулся в художественную жизнь столицы.
Литературная и театральная деятельность
В 1906 году увидели свет первые стихи Кокто. Он вообще считал себя, прежде всего, поэтом и умел поэтизировать любую сферу искусства. Придя в театр, Жан Кокто превратился в истинного поэта французской сцены. Кроме того, он заложил основы французской интеллектуальной драмы, ставшей одним из ведущих направлений театра ХХ века. Кокто привлекали античные сюжеты, на их основе были созданы пьесы «Антигона», «Царь Эдип», «Адская машина», «Орфей». Образ Орфея, которого драматург превратил из музыканта в поэта, стал ключевым в его творчестве.
Большое место в драматургии Жана Кокто занимают женские образы. В одноактных пьесах «Равнодушный красавец» и «Человеческий голос» ему удалось психологически достоверно передать страдания любящей и покинутой женщины. Первой исполнительницей главной роли в пьесе «Равнодушный красавец» стала великая французская певица Эдит Пиаф.
Работы в кино
Помимо театра, Кокто много работал в кино, совмещая функции режиссера и сценариста. Его кинематографическим дебютом стала авангардная лента «Кровь поэта» (1930), положившая начало «трилогии об Орфее». В 1943 году Жан Кокто создал сценарий фильма «Вечное возвращение». Драматург по-своему переосмыслил сюжет средневековой легенды о Тристане и Изольде, перенеся ее действие в современность. Правда, режиссер ленты Жан Деланнуа не смог до конца проникнуться духом Кокто, сделав его поэтическую трагедию более приземленной. В дальнейшем Жан Кокто сам экранизировал свои произведения.
В 1946 году на экран вышел ставший культовым фильм Кокто «Красавица и чудовище». Но подлинным шедевром драматурга и режиссера стала лента «Орфей» (1950), в которой нашли отражение главные темы его творчества – поэзия, любовь и смерть. Действие античного мифа Кокто перенес в современность. Своеобразие его трактовки заключается не только в том, что Орфей превратился из музыканта в поэта, но и в том, что подлинной музой героя стала не глуповатая Эвридика, а прекрасная и величественная Смерть. Главные роли в фильме исполнили красавец Жан Маре и выдающаяся трагическая актриса Мария Казарес. В последний раз к образу Орфея Кокто обратился в 1959 году, поставив фильм «Завещание Орфея». На сей раз, он сам воплотил образ поэта. Картина явилась своеобразным автопортретом и поэтическим завещанием Кокто.
Личная жизнь
Первой спутницей жизни Жана Кокто была русская актриса и аристократка Наталья Палей. Однако французский гений всегда тяготел к однополой любви. Пережив бурный роман с писателем Реймоном Радиге, он встретил самую большую любовь своей жизни – молодого и в то время никому не известного актера Жана Маре. Кокто и Маре связывали не только личные отношения, но и совместное творчество. Именно фильмы Кокто сделали его возлюбленного настоящей звездой. Они не расставались до самой смерти Жана Кокто, ушедшего из жизни 11 октября 1973 года. Всю свою дальнейшую жизнь Жан Маре помнил и почитал своего гениального друга, учителя и спутника жизни.
«Монстр с лицом ангела»: Из-за чего знаменитый французский актер Жан Маре обрек себя на одиночество
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Своего отца Жан Виллен-Маре почти не помнил – родители расстались, когда он был маленьким. Незадолго до его рождения умерла старшая сестра Жана Мадлен. Мать надеялась на то, что у нее будет девочка и, когда в декабре 1913 г. на свет появился мальчик, долго не могла выйти из депрессии. Возможно, подсознательное желание матери иметь дочь и отсутствие мужского воспитания сыграло свою роковую роль в судьбе Жана. С юности он любил переодеваться в женскую одежду и появляться в таком виде на улице, радуясь тому, что всего его принимают за юную леди.
Мать часто исчезала на длительное время, и тетка с бабушкой говорили, что она в отъезде. Только спустя много лет Жан узнал правду: она была аферисткой и клептоманкой и часто попадала в тюрьму за воровство. Тем временем ее сына воспитывала улица. Он рос хулиганом и заслужил прозвище «монстра с лицом ангела» за то, что часто врал, дрался, воровал, оскорблял учителей и плохо учился, сменив несколько школ. Соседи были уверены в том, что свои дни он окончит на каторге. Единственное, о чем мечтал Жан, – поступить на курсы актерского мастерства, и ради этого он брался за любую работу. Благодаря эффектной внешности он часто работал с фотографами в качестве модели и собрал портфолио, с которым обивал пороги театров и киностудий.
Жан Маре с юности увлекался живописью и скульптурой, и однажды на его работы обратил внимание режиссер Марсель Л`Эрбье. Он купил у Маре пару картин и пригласил на эпизодическую роль в своем фильме. Несколько лет он так и довольствовался массовкой и эпизодами, пока судьба не свела его со знаменитым драматургом, поэтом и режиссером Жаном Кокто. Эта встреча стала судьбоносной – этот человек не только сделал из никому не известного актера кинокумира, но и стал его единственной любовью.
Актер никогда не акцентировал внимание на своей нетрадиционной ориентации, но никогда и не скрывал ее. Его первая любовная история с девушкой завершилась настолько трагически, что он был готов покончить с собой. Позже он пытался построить отношения с женщинами, но из этого ничего не вышло. Актер признавался: « У меня были длительные сексуальные связи с женщинами, но я в них никогда не был влюблен. С тремя я пытался зачать ребенка, но, увы, судьба не захотела осчастливить меня отцовством. Если бы это случилось, клянусь Богом, я бы незамедлительно женился на матери моего будущего малыша! ».
Жан Кокто отдавал Маре все главные роли в своих спектаклях и фильмах, и за кулисами вскоре начали распускать слухи о романе режиссера с молодым актером. Впрочем, они оказались небезосновательными. Однажды режиссер позвонил Жану Маре со словами: « Приходите немедленно! Случилась катастрофа! ». Когда актер примчался к нему, он услышал признание в любви. В ответ он сказал, что тоже влюблен. А позже об этом рассказывал так: « Я врал. Кроме того, мысли о том, что такое ничтожное существо, каким был я, может спасти великого поэта, воспламеняла меня… Разумеется, не следует забывать и о карьеристе, готовом на все, чтобы достичь своей цели. Я не признавался себе в этом. Мне хотелось, солгав, вести себя так, как если бы я сказал правду… Я недолго играл эту комедию. Все, кто приближались к Жану, начинали любить его ».
Восхищение и уважение вскоре переросли в настоящую любовь. Жан Маре оставался с режиссером, которого убивало пагубное пристрастие – опиум, до самой его смерти в 1963 г. В день, когда его не стало, актер сказал: « Теперь я буду только делать вид, что живу ». Потом были и другие отношения, но такой любви, как Жан Кокто, у него больше никто не вызывал. Ему были незнакомы отцовские чувства, а потребность в семье с годами становилась все сильней, и в 1962 г. он усыновил 19-летнего цыгана-сироту Сержа, дал ему образование, но так и не смог стать для него родным – приемного сына больше интересовали его деньги, а жить он предпочитал отдельно, опасаясь пересудов из-за репутации отца.
С годами Жан Маре стал реже сниматься в кино, снова начал заниматься живописью и скульптурой, освоил гончарное дело и открыл галерею. Он вел уединенный образ жизни, но на старость и одиночество никогда не жаловался, называя себя «стариком, который развлекается».
До последних дней Жан Маре оставался достаточно робким, самокритичным и мечтательным. И это при невероятной физической силе и безрассудной смелости (все трюки в фильмах он выполнял без дублеров). О нем говорили: « Душа ребенка, заблудившаяся в теле атлета ». И Жан Маре не возражал против такой характеристики: « Ведь я актер, а актеры до самой старости остаются детьми ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Жана Кокто называли французской версией Оскара Уайльда: такая же сексуальная ориентация, богатый гардероб и огромное количество укоренившихся афоризмов. Литератор и режиссер крутился в самом эпицентре культурной жизни Парижа, окунался в новомодные сюрреализм и дадаизм, экспериментировал с изменением сознания — гипнотическим транс-опиумом и снами наяву. Жана бросало из крайности в крайность, но он оставался серьезным художником, который пытался найти ответы на вечные вопросы.
Детство и юность
Жан родился в местечке Мезон-Лаффит под Парижем в семье людей обеспеченных, разносторонних и творческих. Отец, сделавший карьеру адвоката, неплохо рисовал на любительском уровне. Когда сыну исполнилось 9 лет, свел счеты с жизнью. Событие до глубины души потрясло маленького Жана, в будущем он назовет смерть «моей возлюбленной» и сделает эту тему центральной во многих произведениях.
Жан Кокто в молодости
Воспитанием и образованием ребенка занялся дед, определив внука в один из лучших столичных лицеев. Мужчина слыл ценителем музыки, устраивал дома концерты, был коллекционером – в том числе создал собрание музыкальных инструментов, картин Эжена Делакруа и Жана Энгра, а также греческих статуй.
Творчество
Жан Кокто с жаром окунался в разные художественные сферы. Примерял роли поэта и прозаика, музыканта и художника, пробовал силы в кино.
Стихи Жана Кокто
Творческая биография Кокто – это прежде всего поэзия. Как поэт дебютировал в 1906 году, из-под пера вышли первые стихотворения «Лампа Алладина», «Легкомысленный принц», «Танец Софокла». Стихи литератор считал основой искусства, сборники выходили на протяжении всей жизни. Наиболее известные книги – «Словарь», «Леона», «Греческий ритм».
В сборнике «Опера» поэт отдает дань сюрреализму, а в томе «Стихи» прослеживаются мотивы дадаизма. На закате жизни Жан Кокто словно предчувствовал скорый уход, создав за год до смерти поэму «Реквием», объединившую основные направления творчества писателя.
Книги Жана Кокто
В художественные круги молодой человек попал в середине 1910-х годов. Познакомился и сблизился с Марселем Прустом, Пабло Пикассо, Эриком Сати, Эдит Пиаф. До этого времени Жан тяготел к классическому искусству, но под влиянием Пруста и Сергея Дягилева начал пересматривать взгляды. Писатель и театральный деятель позвали Кокто поработать с «Русским балетом». В итоге для этой труппы Жан написал либретто. Параллельно родились произведения для постановок и в других театрах.
В 1913 году Жан познакомился с творчеством Игоря Стравинского, даже вошел в круг друзей знаменитого композитора. Спустя пять лет посвятил Игорю Михайловичу книгу «Потомак».
Жан Кокто и Эдит Пиаф
Участие в драматургии не обходилось без скандалов. Кокто положил начало становлению спектаклей нового типа, в которых отражались настроения «потерянного поколения», при этом отрицались все традиции. Так, в тандеме с эксцентричными Сати и Пикассо Жан в 1917 году представил публике авангардный балет «Парад». Впервые на афише появилось слово сюрреализм. В постановке использовались элементы спорта и акробатики.
Мышление литератора формировалось под влиянием Сати. Кокто называл музыку композитора простой и понятной, любовь к музыканту отразилась в книге «Петух и арлекин». Однако к середине 20-х годов уже критиковал авангардистов в эссе «Призыв к порядку».
Портрет Жана Кокто в молодости
Жана увлекала античная мифология, начал переписывать на новый лад сюжеты пьес «Антигона», «Царь Эдип», «Адская машина». Самым значимым, по мнению исследователей, стал миф об Орфее. Эта пьеса – стержень творчества писателя.
В это же время поэт превращается еще и в прозаика – первым произведением стал роман «Самозванец Тома», в котором Жан делится впечатлениями от Первой мировой войны. Интересный факт: в списке его сочинений практически нет таких, которые бы разительно отличались друг от друга – темы и образы кочуют из книги в книгу. Однако особняком стоит роман «Ужасные дети» (1929), где герои погибают, так и не сумев выйти за пределы «зеленого рая детской любви».
Перед Второй мировой войной увидела свет знаковая постановка по пьесе «Равнодушный красавец», посвященной Эдит Пиаф. Премьера спектакля состоялась в театре «Буфф-Паризьен». Во время войны с нацистами Жан отличился тем, что в открытую заявлял о симпатии к Гитлеру и даже выполнял заказы для оккупантов. В дневнике писал:
«В Гитлере мы имеем поэта, которого не дано понять монотонным людям».
Вообще во время Второй мировой Кокто поработал плодотворно, выпустив две книги и поставив пять пьес.
Жан Кокто
В круг интересов француза входило рисование. Он проявил себя как талантливый график. В начале 20-х годов напечатали альбом рисунков Жана, который начинался с высказывания:
«Поэты не рисуют. Они как бы развязывают вязь своего почерка и вновь завязывают его другим способом».
Кокто сравнивал рисование с работой писателя – старался переносить на бумагу не увиденное, а пережитое на собственном опыте. Особенно преуспел в жанре графического портрета.
Было в жизни Жана Кокто еще одно важное направление, которому он отдавал силы и эмоции. Это кинематограф. Мужчина сам писал сценарии и сам же выступал режиссером. Первую картину «Кровь поэта» снял в 1930 году, положив начало трилогии на тему мифа о музыканте и поэте Орфее. Действия легенды перенес в настоящее время.
Жан Маре в фильме Жана Кокто «Красавица и чудовище»
Режиссер передал через эту драму веру в то, что зеркала являются порталом в другие измерения, помогают проникнуть сквозь время и пространство. Образ Орфея воплотил тот же Жан Маре. Герой живет в загородном доме с любимой супругой Эвридикой, которую играет Мари Деа.
Документальный фильм «Послание Жана Кокто, адресованное в 2000 год»
За несколько месяцев до смерти Жан представил последний фильм. Им стала короткометражная лента «Послание Жана Кокто, адресованное в 2000 год». Писатель – единственный персонаж картины, который обращается к будущим поколениям с речью. Здесь он в который раз продемонстрировал умение красноречиво говорить. Знакомые и друзья утверждали, что Жан говорил лучше всех во Франции.
Потомкам оставил писатель и книгу мемуарных очерков «Портреты-воспоминания» (1935), где Кокто рассказывает о юных годах, рисует портреты актеров парижской сцены и известных литераторов. Он сравнивает жизнь с «великолепным спектаклем» и радуется, что довелось стать действующим лицом.
Личная жизнь
Личную жизнь Жан Кокто никогда не скрывал, он был бисексуалом. Два года прожил с русской актрисой Натальей Палей. Громкий роман случился с гениальным юным писателем Реймоном Радиге, а затем до самой смерти состоял в отношениях с Жаном Маре.
Жан Кокто и Наталья Палей
История любви литератора и актера началась в 1937 году – пара познакомилась в парижском театре «Ателье», где готовилась постановка по пьесе Жана «Царь Эдип». Маре покорил сценариста красотой и тут же был утвержден на главную роль.
Жан Кокто и Жан Маре
Благодаря поддержке покровителя Маре превратился в знаменитого актера. Кокто посвящал возлюбленному стихи, рисовал портреты, задействовал того в своих спектаклях и фильмах.
Литератор был опиумным наркоманом, в молодости выкуривал в день три десятка трубок с этим веществом. Слыл убежденным католиком.
Умер Жан Кокто от сердечного приступа в середине осени 1963 года. Похоронили писателя и режиссера в часовне Сен-Блез де Симпле в Мийи-ла-Форе.
К смерти Жан основательно подготовился: специально сделал фрески, которые поместили около гроба, и выбрал эпитафию – «Я остаюсь с вами». Характер цитаты раскрывает его убеждение: Кокто верил, что жил на земле уже много раз и после смерти обязательно вернется.
В ноябре 2011 года в честь Жана открылся музей в Ментоне.
Библиография
- 1918 — «Петух и Арлекин»
- 1919 — «Потомак»
- 1923 — «Самозванец Тома»
- 1926 — «Призыв к порядку»
- 1929 — «Ужасные дети»
- 1935 — «Портреты-воспоминания»
- 1962 — «Реквием»
«С самого дня моего рождения моя смерть начала свой путь. Она следует за мной без суеты».
«Надо быть и живым человеком, и посмертным художником одновременно».
«Время от времени следует отдохнуть от безделья».
«Режиссеры бывают трех видов: умные, изобретательные и большинство».
Жан Кокто. Знаковая фигура французской богемы
Жизнь некоторых людей настолько невероятна и удивительна, что гораздо больше похожа на вымысел, чем если бы такую удивительную историю и впрямь пытались придумать. Жан Кокто – известный писатель, поэт, драматург, художник, режиссер и человек, повлиявший на многих деятелей XX века. Он прожил исключительно невероятную жизнь.
Истоки любви к творчеству
Родился Жан Кокто (Jean Maurice Eugène Clément Cocteau) в 1889 году во Франции. Его отец покончил с собой, когда Жану было 9 лет. Воспитанием мальчика занялся дед, который привил будущему деятелю любовь к искусству. В 1910-1920 годы Жан сформировался как поэт, отдавая дань уважения дадаизму в сборнике «Стихи» и сюрреализму в сборнике поэзии «Опера». С середины 1910-х годов он вошёл в художественные круги Парижа, познакомился с Марселем Прустом, Андре Жидом, Сергеем Дягилевым, Пабло Пикассо, Эриком Сати и другими, оказал влияние на сюрреалистов (затем вошёл в конфликт с А. Бретоном), позднее сблизился с Жаном Маре и Эдит Пиаф.
Кокто сочинял поэзию, прозу, пьесы и критику, поставил несколько фильмов, нарисовал тысячи скетчей и картин, оформлял балеты Дягилева, сотрудничал с такими композиторами, как Стравинский, Сати, Мийо, Пуленк, Онеггер и Менотти, играл в кино и в театре, стал одним из основателей Фестиваля проклятых фильмов, который состоялся в Биаррице в 1949 году, играл джаз в нескольких парижских клубах и лично натренировал конченого боксёра из Панамы по имени Эл Браун до титула чемпиона мира в весовой категории «петуха».
Единственной формой визуального искусства, которую он не практиковал, была фотография. Однако сам Кокто позировал величайшим фотографам мира — Анри Картье-Брессону, Жаку-Анри Лартигу, Мэну Рэю, Ирвингу Пенну. Он вёл кипучую деятельность, при этом производя впечатление абсолютного бездельника. А в жизни чаще бывает совершенно наоборот.
Яркая жизнь и влияние на видных деятелей
Кокто стал человеком, которого ненавидела и преследовала вся Франция, и в этом была лишь щепотка его параноидальной мании величия. Постоянный налёт скандальности из-за употребления наркотиков и обвинений в развращении молодых людей никогда не покидал его. Он первым открыто занимался такими вещами, как самопиар и самораскрутка, став первым медийным самопиарщиком двадцатого столетия.
В 1930 году он дебютировал с кинофильмом «Кровь поэта», хотя, по собственному признанию, совершенно ничего не понимал в кино.
«Мои ошибки впоследствии были приняты за находки и открытия», — признавался он позже.
И ставка на кино сработала: в наше время редко увидишь выставку картин Кокто в музеях или его пьесу в театре, даже книг на прилавках магазинов что-то не видно. Зато фильмы Кокто (от «Крови поэта» до «Завещания поэта») можно отыскать без труда и употребить именно в том виде, в котором они были задуманы и исполнены самим Кокто. Его картины оказали прямое и непосредственное влияние на всю без исключения Новую волну (Годар, Трюффо, Варда, Рене) и на таких режиссёров, как Мельвиль, Пазолини, Бертолуччи, Энгер, Гринуэй, Фассбиндер и Джармен. То есть на любого из когорты «священных чудовищ» и «проклятых поэтов» кино. А «Кровь поэта» Кокто ни много ни мало дала начало альтернативной ветке арт-кино, последней из ярких работ в которой стоит киноцикл Мэтью Барни «Кремастер».
Внутри Кокто, как у многих людей творчества и художников, противоборствовали прямо противоположные и несовместимые наклонности и стремления. Всю жизнь он страдал от опиумной наркозависимости (в середине 1930-х Кокто выкуривал 30 трубок опиума в день), которая плохо сочеталась с его превалирующей гомосексуальностью, и еще меньше — с непоколебимой католической верой. И всё это отражалось весьма причудливо в его работах. Хотя Кокто не делал секрета из своей гомосексуальности, он так и не написал никогда неприкрыто гомосексуального текста и даже в мемуарах аккуратно обходил эту тему.
За несколько месяцев до своей смерти Жан Кокто снял свой последний фильм. Это была 25-минутная короткометражка под названием «Послание Жана Кокто, адресованное в 2000 год». На ней изображен сам режиссер, который обращался к потомкам. Когда послание для XXI века было отснято, плёнку спрятали в коробку, запечатали и отправили по почте с тем условием, что открыто оно должно быть не раньше 2000 года. Умер Жан Кокто 11 октября 1963 года, оставив немалый след в истории и творчестве.
Личная жизнь и биография Жана Маре
Жан Маре знаком всем по ролям в шедеврах французского кинематографа. Он талантлив не только в кино, его знают в качестве выдающегося деятеля искусства. Личная жизнь Жана Маре увлекательна и любопытна.
Детство и юность
11 декабря 1913 года в Шербуре в семье ветеринара Альфреда Маре и Элин Мари появился на свет будущий легендарный киноактер. Мама мальчика имела нестандартную специальность. Она была профессиональной аферисткой. Жан плохо помнил отца, его родители развелись довольно быстро.
С матерью у актера были сложные отношения. Он открыто осуждал ее способ добывать средства к существованию. Жан был непослушным ребенком, в школе учился плохо, нарушал дисциплину и нередко завязывал драки. С раннего возраста он стремился стать актером. 15-летним подростком Маре начинает самостоятельно зарабатывать. Многочисленные попытки поступить в театральный вуз окончились неудачей. Парень берется за любую работу, чтобы накопить денег для актерской карьеры. Вскоре ему удается записаться на курсы для начинающих актеров.
В последующие годы подработка у дорогого фотографа помогает Жану еще приблизиться к миру кино. Молодой человек снимается для мужских изданий и оставляет свои фото для многих киностудий.
Карьера в кино
В 1934 году приходит первый небольшой, но такой долгожданный успех. Маре получает незначительные роли в кинолентах «Скандал», «Искатель приключений», а в 1936 году появляется в «Новых людях».
В начале 40-хкаждому французу уже хорошо известен перспективный молодой киноактер – Жан Маре. Биография кинозвезды во времена Второй мировой войны продолжилась на фронте. В период военных действий он управляет бензовозом, часто проявляет отчаянную смелость и получает Военный крест.
После войны молодой человек добивается успеха благодаря сотрудничеству с талантливым режиссером и сценаристом Жаном Кокто. Многие их работы имели громкий успех и получили всемирное признание. Одна из них, кинолента «Орфей» 1949 года, представляет собой современную интерпретацию известного древнегреческого мифа.
Неподражаемая игра Маре в кинокартинах начала 60-х годов по-прежнему восхищает любителей качественнного французского кино. Позже его фильмография обогащается трилогией о Фантомасе. Благодаря талантливому дуэту с Луи де Фюнесом все три фильма производят огромное впечатление на зрителей всего мира.
Жан Маре и Луи де Фюнес
В преклонном возрасте Жан Маре снимается все реже. В 80-х он отметился в «Родственных связях», а в 90-х в новой версии «Отверженных» и в мелодраме «Ускользающая красота». Лучшие работы, ставшие всемирно знаменитыми:
- «Красавица и чудовище» – 1946г;
- «Чудеса случаются однажды» – 1950г;
- «Граф Монте-Кристо» – 1954г;
- «Капитан Фракасс» – 1961г;
- «Парижские тайны», «Железная маска» – 1962г;
- «Фантомас» – 1964г;
- «Парковка», «Родственные связи» – 1985г;
- «Отверженные» – 1994г;
- «Ускользающая красота» – 1995г
Маре заслуживает уважения благодаря самостоятельному исполнению всех рискованных трюков. Будучи физически развит, он профессионально владел шпагой, верховой ездой, выполнял опасные прыжки. Его мужественные герои влюбляли немало женщин по всему миру.
Личная жизнь и творческий закат
Свою личную жизнь Жан Маре предпочитал не афишировать. В военные годы он женился на актрисе Миле Парели. Пара недолго была вместе, два года спустя они развелись.
Ходили слухи о любовной связи с Марлен Дитрих. Однако время доказало, что между ними были исключительно дружеские отношения.
О том, что Жан Маре гей, стало известно не сразу. Он всегда был гомосексуален, тщетно предпринимал попытки сменить нетрадиционную ориентацию. Ближайшее окружение всегда старалось скрыть этот факт биографии Жана Маре. Природа оказалась сильнее. После развода с супругой он стал появляться на людях в обществе режиссера Жана Кокто. Именно благодаря его поддержке актер смог реализовать свой талант.
Пара не скрывала своих романтических отношений. Жан Кокто оказался не только старше, но и мудрее. Этот человек сумел восполнить Жану Маре отсутствие отца, заполнил пробелы в его образовании. Он боготворил Маре, стал его верным любовником и наставником. Своему дорогому Жанно он посвящал изысканную эротическую поэзию. Благодаря ему Маре приобрел утонченный вкус, редкие познания, объездил весь мир. Они были неразлучны 26 лет.
Непонятный многим союз двух тезок часто вызывал насмешки. Однако стал очень результативным, многие годы дарил вдохновение и приносил богатые творческие плоды.
После смерти своего друга актер некоторое время тосковал. Однако не за горами была новая личная жизнь. Жан Маре в течение 10 лет утешался с молодым танцовщиком по имени Жорж Райх.
Вполне естественно, что у кинозвезды нет своих детей. В 60-х годах Жан Маре усыновил 19-летнего мальчика-цыгана Сержа Айалу. Приобщал его к съемкам в кино и мечтал дать юноше достойное образование. Но Серж не оправдал надежд своего благодетеля, тратил его средства исключительно на любовные связи с девушками. В один прекрасный день приемный сын попросту исчез, а разочарованный актер назвал это усыновление «самой большой катастрофой в своей жизни».
Любопытно, что кроме редкого актерского таланта Маре обладал другими способностями к искусству. Он оставил после себя множество великолепных рисунков, литературных произведений, был одарен как скульптор. Всемирно известные критики считают его работы поистине шедевральными творениям.
Многие из них пополнили галереи музеев. В Париже можно лицезреть выполненный им памятник французскому литератору Марселю Эме. Умения Жана высоко оценил Пабло Пикассо. На его взгляд с такими выдающимися способностями было трагической ошибкой потратить большую часть жизни на работу в кинематографе.
В ноябре 1998 года легендарный французский актер скончался от болезни сердца. Его похоронили в Валлорисе. Малоизвестный факт: незадолго до кончины Жан Маре записал на аудиопленку трогательное прощание со своими поклонниками. В день похорон эту речь услышала вся Франция. Звучало она на соборной паперти Валориса. Сцена прощания была величественной и трогательной одновременно. Многочисленные поклонники безутешно рыдали, были зафиксированы случаи обмороков. Его обожала вся страна.
Жан Кокто – писатель или художник, поэт или кинорежиссёр
Джеймс Паккард- владелец заводов, газет, пароходов и коллекционер самых уникальных дорогих часов
Российский художник Казимир Малевич и картины Чёрный квадрат, Чёрный круг, Чёрный крест
Фотостудия в Бронницах – аренда фотостудии – 500 руб/час
Идеи необычных и оригинальных визиток для парикмахера, чтобы завоевать интерес клиентов
Джон Леннон -жизнь, творчество, любовь, цитаты
Ж ан Кокто
Jean Maurice Eugene Clement Cocteau
Дата и место рождения – 5 июля 1889 г., Мезон-Лаффит, Сена и Уаза, Иль-де-Франс, Франция.
Дата и место смерти – 11 октября 1963 г. (74 года), Мийи-ла-Форе, Иль-де-Франс, Франция.
Поистине самая крупнейшая фигура во французской литературе XX века. Этот феноменальный человек был и поэтом, и драматургом, и режиссером и художником. Его отец был адвокатом и художником-любителем. Наверное и поэтому сам Жан с детства любил рисовать. Ему было 9 лет, когда отец покончил с собой. Он не получил систематического образования.
Но зато ему повезло хотя бы с дедом. Дед взял его под своим просмотром, воспитывал мальчика. Дед был меломаном и коллекционером, в том числе музыкальных инструментов. у Дедушки в доме, в семейной коллекции были картины Энгра, Делакруа, греческие статуи. Жан вырос в такой обстановке и всегда говорил, что за свое образование и за воспитание он должен своему прекрасному деду.
Потом он учился в одном из лучших лицеев Парижа — лицее Кондорсе.
С середины 1910-х годов вошёл в художественные круги Парижа, познакомился с Марселем Прустом, Андре Жидом, Сергеем Дягилевым, Пабло Пикассо, Эриком Сати. Он оказал большое влияние на сюрреалистов, а позднее сблизился с Жаном Маре и Эдит Пиаф.
С 1932 года до 1934 года он жил с русской актрисой, княжной Натальей Павловной Палей; пара рассталась, после того как Палей потеряла ребёнка от Кокто. А с 1937 г. и до его смерти в 1963 г. спутником его жизни был актёр Жан Маре, начинавший с ролей в его фильмах. Жан Кокто был бисексуалом.
Кокто очень любил и понимал музыку, он написал много текстов для опер, балетов и ораторий. Кокто очень много сделал для истории французской музыки.
Кокто был хорошим художником и живописцем. Особенно успешно Кокто работал в жанре графического портрета. У него были хорошие отношения с П.Пикассо, И.Стравинского, Э.Сати, Ф.Пуленка, Ж.Орика, С.Дягилева, В.Нижинского, Л.Бакста, Р.Радиге и других деятелей французской и европейской культуры.
Мифологизм образного мышления Кокто позволил ему успешно работать в поздний период в монументальной росписи общественных зданий, частных вилл и церквей. Стремясь, по его словам, нарушить молчание стен и научить их говорить художник использовал язык контурной линии, обогащая его выразительность богатой красочной палитрой. Среди самых удачных подобных работ — декоративное оформление в 1959 году маленькой романской церкви в Мийи-ла-Форе, деревне под Парижем, в которой Кокто провел последние годы жизни.
Церковь была посвящена св. Блэзу-целителю, по преданию, лечившему прокаженных растущими вокруг лекарственными травами. Над алтарем художник поместил композицию «Воскресение Христа», фланкированную более масштабными изображениями ангелов (которые для Кокто были сопричастны искусству), а стены расписал поднимающимися от пола до потолка стеблями лекарственных растений.
Линии этого настенного гербария выглядят пластичными и подлинно живыми в своей простоте, а колорит впечатляет изысканностью сочетаний охристых, пурпурных, голубых, шафранно-желтых и зеленых тонов. В геометризованных узорах и насыщенных красках витражей ощущается как бы пульсация космической энергии, и весь декор церкви демонстрирует победу жизни над смертью. В духе средневековых фарсов — и в соответствии с собственным особым пристрастием к слову и стремлением сделать его зримым — Кокто поместил в интерьере у входа в капеллу изображение кота и лопаты, поскольку французское слово «церковь» — шапель — звучит как сочетание слов «кот» и «лопата»…
Кокто выступал сценаристом фильмов Жана Деланнуа («Вечное возвращение», 1943; «Принцесса Клевская», 1960), Робера Брессона («Дамы Булонского леса», 1945) и др. Роман «Ужасные дети» был в 1950 году экранизирован Мельвилем. Позднее тот же сюжет был переработан Гилбертом Адэром и воплощён Бернардо Бертолуччи в фильме «Мечтатели» (2003).
Пьеса «Двуглавый орёл» легла в основу фильма Микеланджело Антониони «Тайна Обервальда», а у Педро Альмодовара в фильме «Закон желания» показана постановка пьесы Кокто «Человеческий голос».
Кокто был хорошим режиссером, начиная с 1932 года в его биографии зафиксировано было 11 фильмов. Но он не только писал сценарии для фильмов и делал постановки (режиссер), он даже играл разные роли в фильмах, был хорошим актером.
К ниги Жана Кокто
У жасные дети
“Роман “Ужасные дети” (1929) – одно из самых значительных произведений французского поэта, писателя, драматурга, киносценариста и художника, члена Французской академии Жана Кокто (1889-1963). В романе повествуется о жизни подростков, о их дружбе, любви и о трагедии, разыгравшейся в стенах детской комнаты. Детская – полноправный “персонаж” романа. Наделенная волшебной силой, она – то корабль, на котором герои уплывают каждую ночь за новыми впечатлениями, то святилище, где есть своя жрица, алтарь любви и священные жертвы. В 1934 году Кокто рисует пером, а в 1935-м выпускает в виде альбома шестьдесят рисунков к “Ужасным детям”. Вместе с текстом романа они впервые публикуются в настоящем издании. Также впервые публикуются в переводе на русский язык два предисловия Кокто.”
С тихотворения
L es Enfants Terribles
1929 novel by Jean Cocteau, published by Editions Bernard Grasset. It concerns two siblings, Elisabeth and Paul, who isolate themselves from the world as they grow up, an isolation which is shattered by the stresses of their adolescence. It was first translated into English by Samuel Putnam in 1930 and published by Brewer & Warren Inc. A later English translation was made by Rosamond Lehmann in 1955, and published by New Directions in the U.S., and Mclelland & Stewart in Canada in 1966, with the title translated as The Holy Terrors. The book is illustrated by the author’s own drawings.
Ж ан Кокто. Альбом для раскрашивания
“Хорошая книга – та, что побуждает вас задавать вопросы” – Жан Кокто из книги “Призыв к порядку”. Разносторонний художник Жан Кокто с любопытством вглядывался во всё на свете и настойчиво исследовал границы творчества. Этот необычный альбом для раскрашивания станет началом пути к его искусству, ведь рисунки Кокто – свидетельства его жизни и личных переживаний. Автопортреты, изображения друзей, танцующих или спящих людей приоткрывают дверь в волшебный мир Жана Кокто.
П ортреты-воспоминания: 1900-1914
П ьесы Жана Кокто
Орфей (Orph?e, 1926)
Человеческий голос (La Voix humaine, 1930)
Эдип-царь (Oedipe-roi, 1937)
Рыцари круглого стола (Les chevaliers de la Table ronde)
Ужасные родители (Les Parents terribles, 1938)
Священные чудовища (Les Monstres sacr?s, 1940)
Пьеса, написанная для Эдит Пиаф — «Равнодушный красавец»
Ф ильмография
Jean Cocteau fait du cin?ma (1925)
Кровь поэта (1932)
Le sang d’un po?te
Красавица и чудовище (1946)
La belle et la b?te
Двуглавый орел (1948)
L’aigle ? deux t?tes
Ужасные родители (1948)
Les parents terribles
Орфей (1950)
Orph?e
Кориолан (1950)
Coriolan
Вилла Санто-Соспир (1952)
La villa Santo Sospir … короткометражка
8×8: Шахматная соната в 8-ми ходах (1957)
8 X 8: A Chess Sonata in 8 Movements
Завещание Орфея (1960)
Le testament d’Orph?e, ou ne me demandez pas pourquoi!
Послание Жана Кокто, адресованное в 2000-й год (1962)
Jean Cocteau s’adresse… ? l’an 2000 … короткометражка
П ризнание
В 1955 был избран членом Французской Академии, Королевской Академии Бельгии. Командор ордена Почётного легиона, член Академии Малларме, многих национальных Академий мира, почётный президент Каннского кинофестиваля, Академии джаза и др. В Мийи-ла-Форе, где умер Жан Кокто, действует дом-музей.
Д ом-музей Жана Кокто в Мийи-ла-Форе
В пригороде Парижа открылся дом-музей знаменитого французского писателя, художника и режиссера Жана Кокто, в котором он прожил последние 17 лет своей жизни.
Кокто купил этот дом после войны, в 1947 году, вместе со своим любовником, актером Жаном Маре. «Жан не мог больше работать [в своей квартире] на улице Монпансье. Слишком много телефонных звонков, звонков в дверь, слишком много посетителей для него и для меня. Он мечтает о доме, – пишет Жан Маре в своих воспоминаниях – Поль (Поль Мориэн, секретарь Кокто – прим. ред.) разыскивает дом в Мийи-ла-Форе. Все трое, мы влюбляемся в этом дом с первого взгляда. В его стиль, его ворота, его скромные башенки, его облик домика сельского священника, его каналы и сад, лес Фонтенбло в двух шагах…»
В ноябре 1947 года, Жан Кокто нанял садовником Эдуара Дермита, который впоследствии стал его домоправителем, а затем и любовником. Кокто снял его в нескольких своих фильмах, в частности, в «Орфее» и в «Завещании Орфея». Эдуар Дермит, которого все называли Дуду, прожил с Кокто до его смерти в 1963 году.
После смерти Кокто, Дуду женился. В этом браке у него родилось двое сыновей. Своим детям Дуду и завещал этот дом, который был приобретен в 2001 году Ассоциацией Дома Жана Кокто, президентом которой является Пьер Берже, знаменитый французский меценат и спутник Ива Сен-Лорана.
Друг Кокто и Дермита, Пьер Берже вынашивал проект музея с середины 90-х годов и вложил в его осуществление более двух миллионов евро – половину всей суммы, потраченной на покупку дома и строительные работы.
Едва переступив порог дома, попадаешь в современное музейное пространство, которое подчеркивает связь между жизнью и творчеством Кокто: серия автопортретов, которые он рисовал после внезапной смерти от тифа его любовника, писателя Раймона Радиге, фотографии… Вот Кокто среди толпы друзей с Жаном Маре и Дуду, Кокто с Марлен Дитрих, Кокто в саду, Кокто с кошкой на руках, он любил кошек. В глубине первого этажа, гостиная, одна из трех, запертых на ключ комнат.
В гостиной Кокто писал, а рисовал в кабинете или в своей мастерской на третьем этаже. Здесь нет печатной машинки – Кокто писал только от руки – зато лежат раскрытые альбомы, небрежно разбросаны его рукописные листы…
Благодаря великолепным реставрационным работам, обстановка, которая вдохновляла Кокто, осталась нетронутой.
В гостиной на первом этаже, помимо бронзовых скульптур, ширм и ваз, стоит деревянная лошадь для карусели. Оказывается, Кокто очень нравились такие резные звери, он покупал их в одном магазине на юге Франции.
Второй этаж – это еще и портреты Кокто с подписью Энди Уорхола, Амедео Модильяни, Пабло Пикассо. И работы самого Кокто: его первые отроческие наброски, рисунок Вацлава Нижинского, портреты Пикассо, Коко Шанель, Колетт.
В доме Кокто на удивление мало книг, вероятно, сказалось его равнодушие к коллекционированию, к собирательству.
Истории любви
Жан Маре. Влюбленный в жизнь.
Она не раз играла с ним злую шутку, переворачивая все с ног на голову.
Он никогда не отступал и с упорством одержимого доказывал ей, что готов добиваться ее расположения всеми возможными способами.
Они. В конце концов, они поладили. И до последних дней он считал себя невероятно везучим и счастливым человеком.
Жизнь никогда не была легкой. И в этом случае также не было никаких исключений.
Жан Альфред Виллен-Маре рос без отца — до Первой мировой войны он работал ветеринаром, но, уйдя на фронт, так и не вернулся обратно. А когда Жану исполнилось 4 года, мать перебралась из Шербурга в Париж, где воспитанием мальчика занималась в основном бабушка, поскольку мама разочаровалась в своем втором сыне, как только он появился на свет: мадам Маре ждала девочку (накануне родов она похоронила свою обожаемую дочь Мадлен и надеялась, что Бог внемлет ее мольбам и подарит ей еще одну, но. ).
Впрочем, для самого Жанно мать навсегда осталась неким божеством, идолом. Его завораживал процесс, когда мама собиралась на променад — подбирала платье, украшения, завивала волосы, подводила глаза, душилась.
С самого детства у Жана была репутация «монстра с ангельским лицом». Трудно поверить, но будущий «человек чести и долга» французского кинематографа в свои самые нежные годы был главарем уличных банд, промышлял мелким воровством и настоящим сорвиголовой.
Желание стать актером родилось в его душе рано. Но Парижская консерватория не спешила открывать перед ним свои двери. Он несколько раз поступал в нее и столько же раз проваливался. Но сдаваться было не в его правилах, и он продолжал рассылать фотографии на киностудии и выстаивать километровые очереди на кастингах.
Ему удалось устроиться в театр, но дальше бессловесных статистов дело не шло. Пока в театре не появился Он.
Его первый счастливый шанс Жизнь явила ему в образе Жана Кокто, с которым актер познакомился на репетиции спектакля «Эдип-царь» в 1937 году. Знаменитый писатель, драматург, поэт, художник, режиссер решился дать «вечному бессловесному статисту» ответственную главную роль в своем фильме. И не ошибся.
После премьеры Маре проснулся не просто знаменитым, а настоящим кумиром, которого обожали поклонники и поклонницы и недолюбливали критики. Но Кокто был гением. Он создавал образы специально для своего протеже — Жанно. И именно в его фильмах Маре представал настоящим рыцарем — смелым, отважным, невероятно обаятельным.
Жан был поразительно фотогеничным и практически всегда все трюки выполнял сам. За что нередко и страдал от ушибов, переломов и ссадин. Плюс он с легкостью мог ввязаться в драку с каким-нибудь критиком, не взирая на его «серьезные связи», за то, что тот позволил себе очередную колкость в адрес его пролетарского происхождения или криминального прошлого его матери-клептоманки, или просто потому, что ему резал слух его высокий голос, никоим образом не вяжущийся с античным мужественным телом, прекрасным лицом и проникновенным взглядом.
Кокто сделал Маре настоящим божеством, покорившим как минимум Францию. Женщины при виде него падали в обморок и заваливали письмами с признаниями в любви, несмотря на то что сердце Жанно было давно отдано его наставнику. После смерти Кокто Жан писал, что его любовь была настолько глубока, что оставшиеся годы он проведет, лишь притворяясь, что живет.
Однако Жизнь вновь напомнила ему о том, что она сложна, но прекрасна и удивительна. Жан всегда хотел иметь детей. И даже в какой-то момент женился на своей коллеге Миле Парели, надеясь познать радость отцовства. Но брак распался всего через пару лет. Молодые люди расстались спокойно и еще не раз встречались на одной съемочной площадке.
И все-таки в 1963 году Жан Маре стал отцом. Он официально усыновил мальчика Сержа: «Когда мы с ним встретились впервые, он поразил меня недетской разочарованностью в жизни. Он был сиротой, ни во что не верил, ни о чем не мечтал. » Актер дал ему все — образование, внимание, воспитание. Он убедил его в реальной возможности счастья. «Сейчас у него пятеро детей. Но я все равно, к сожалению, не знаю, что значит быть отцом. Я не понимаю этих чувств«, — вспоминал позже актер.
С возрастом старые травмы стали все чаще давать о себе знать — у актера начались обмороки. Плюс врачи поставили неверный, но при этом страшный диагноз, который оказался всего лишь пневмонией. Но, выйдя из клиники, Маре буквально перевернул свою жизнь. Его день начинался в 7:30 с двухчасовой горячей ванны (чтобы согреть мышцы и не носить медицинский корсаж). Далее — час гимнастики. После — минимум четыре часа «общения с искусством» — лепка, живопись, литография. Жан оказался настолько одаренным в этом направлении, что Пабло Пикассо, увидев его работы, страшно удивился, как такой художник мог тратить время на «какое-то актерство».
Пик его актерской карьеры пришелся на 1950-60 гг. Но уже в 1970-х Жан Маре все реже появляется в кино (разве что в качестве приглашенной звезды, но при этом с неизменным фурором). Он много времени проводит в уединении на юге Франции. Там же — в небольшом городке Валлорис — 8 ноября 1998 года у него случился сердечный приступ, который стал символической точкой в их долгом романе с дамой по имени Жизнь.
- ...Я всегда обожал женщин. Считал их совершенными созданиями, лишенными недостатков.
- . В 21 год я хотел умереть от любви, а позже вдруг открыл в себе поразительную способность неоднократно влюбляться. Романтические представления о единственности любви, ради которой стоит пожертвовать своей жизнью, исчезли. Я освободился от ложных и нелепых зависимостей, решил воспитать в себе совершенно иное отношение к жизни, в которой все нам дается напрокат. Вот почему я перестал бояться потерь, расставаний. Вот почему не знаю, что такое ревность, собственничество, зависть. У меня нет надрыва в любви. Меня никто и ничто не сковывает, я свободен, как дикий зверь.
- ...Я влюблен в жизнь, и у меня постоянно хорошее настроение. Я не боюсь смерти, я давно принял ее необходимость и ни о чем не сожалею. В моей жизни было столько счастья! Мне всегда везло! Как-то друзья попрекнули меня: «Жанно, ты всех достал своей улыбкой и хронически хорошим настроением, а также противной фразой: «Мне везет». Неужели и в день своей смерти ты скажешь подобное?» Идут годы, а я все повторяю и повторяю эту фразу. И настроение у меня не ухудшается. Конечно, иногда приходят мысли о смерти, но они — светлые. Мечтаю быть похороненным под оливковым деревом. Вот когда у меня наконец-то появится время, чтобы вдоволь наслушаться цикад!..
Добавить коммент