Умберто Эко – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024


Умберто Эко – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024

Биография Эко Умберто

Умберто Эко (род. 5.01.1932 г. – сконч. 19.02.2016 г.) известен как писатель, литературный критик, историк-медиевист. Многие также знают этого талантливого выходца из Италии как ученого-философа и специалиста по семиотике.

Умберто Эко появился на свет в маленьком городе вблизи Турина Александрии. Отец будущего писателя был бухгалтером, что не помешало ему позже стать участником нескольких войн. В разгаре ВОВ мать Умберто и Джованна уехали в горы Пьемонта в маленькую деревушку.

Отец писателя очень желал, чтобы его сын выучился на юриста. Но Умберто не последовал совету своего отца, так как пожелал изучить философию и литературу эпохи Средневековья. Поэтому он решил поступить в Туринский университет, который успешно закончил в 54 году.

В период своего обучения Умберто поменял свои взгляды и стал атеистом, что повлекло за собой его уход из католической церкви. Будущий итальянский писатель работал обозревателем в «Эспрессо» (одна из крупнейших газет) и на телевидении. Кроме того Умберто был университетским преподавателем эстетики и теории культуры.

Со временем он защитил докторскую диссертацию и стал профессором в университете в Болонье. Помимо этого он еще и кавалер французского офицерского Ордена Почетного легиона (в 2003 г.).

В 1962 году Рената Рамге, немецкая учительница искусств, стала законной супругой Умберто Эко. У них появилось двое детей (сын и дочь).

Эко полагает, что в период духовного кризиса постмодернистские признаки присущи любой эпохе. И нет ничего удивительного в том, что именно в эти моменты появляется такой феномен, как истаивание индивидуального субъекта. Этот феномен подразумевает невозможность существования субъективного видения, который поддерживает традиции.

Именно поэтому в произведении должно оставаться смысловое наполнение, прослеживающееся через общность культур читателя и писателя. Такой подход говорит о том, что обеим сторонам должны быть известны правила «литературной игры».




Умберто Эко – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024

Умберто Эко

Умберто Эко известен во всем мире как писатель, философ, исследователь и преподаватель. Общественность познакомилась с Эко после выхода романа «Имя розы» в 1980 году. В числе работ итальянского исследователя присутствуют десятки научных трудов, новелл, сказок, философских трактатов. Умберто Эко организовал в Университете республики Сан-Марино отделение исследований в области средств информации. Писателя назначили президентом Высшей школы гуманитарных наук в Болонском университете. Он также был членом Академии наук Линси.

Детство и юность

В небольшом городке Алессандрия, недалеко от Турина, 5 января 1932 года появился на свет Умберто Эко. Тогда в его семье даже подумать не могли, чего добьется маленький мальчик. Родители Умберто были простыми людьми. Отец трудился бухгалтером, участвовал в нескольких войнах. Отец Умберто происходил из многодетной семьи. Эко часто вспоминал, что особых денег в семье не было, но его тяга к книгам была безгранична. Поэтому он приходил в книжные лавки и начинал читать.

Умберто Эко в детстве и молодости

После того как владелец его прогонял, мужчина отправлялся в другое заведение и продолжал знакомиться с книгой. Отец Эко планировал дать сыну юридическое образование, но подросток воспротивился. Умберто Эко отправился в Туринский университет ради изучения литературы и философии Средневековья. В 1954 году молодой человек получил степень бакалавра философии. Во время учебы в университете Умберто разочаровался в католической церкви, и это приводит его к атеизму.

Литература

Писатель Умберто Эко

Ученый выяснил, что в постмодернизме эти границы существенно размыты. Умберто активно развивал эту тему. В сфере изучения писателя появились комиксы, мультфильмы, песни, современные киноленты, даже романы о Джеймсе Бонде.

В течение нескольких лет философ тщательно изучал литературоведение и эстетику Средневековья. Свои мысли Умберто Эко собрал в единую работу, в которой осветил свою теорию семиотики. Она прослеживается в других трудах мастера – «Трактат общей семиотики», «Семиотика и философия языка». В некоторых материалах писатель критиковал структурализм. Онтологический подход к исследованию структуры, по мнению Эко, является неверным.

Библиотека Умберто Эко

В трудах на тему семиотики исследователь активно продвигал теорию кодов. Умберто считал, что существуют однозначные коды, к примеру, азбука Морзе, связь между ДНК и РНК, а есть более сложные, скрывающиеся в структуре языка, семиотические. Ученый выдвигал свое мнение по поводу социальной значимости. Именно ее он считал важной, а вовсе не отношение знаков к реальным объектам.

Умберто Эко подписывает книги

Объяснил данный термин писатель так: это человек, который способен понять, что любое произведение можно интерпретировать множество раз. В начале исследований итальянский философ склонялся к общим классификациям и глобальным интерпретациям. Позднее Умберто Эко стали больше привлекать «короткие истории» об определенных формах опыта. По мнению писателя, произведения способны смоделировать читателя.

Писателем романов Умберто Эко стал в 42 года. Первое творение Эко назвал «Имя розы». Философско-детективный роман перевернул его жизнь: писателя узнал весь мир. Все действия произведения романа происходят в средневековом монастыре.

Книга Умберто Эко «Имя розы»

Книга Умберто Эко «Маятник Фуко»

«Многие думают, что я написал фантастический роман. Они глубоко ошибаются, роман абсолютно реалистический».

Книга Умберто Эко «Баудолино»

Невероятный роман «Таинственное пламя царицы Лоаны» повествует о герое, потерявшем память из-за несчастного случая. Умберто Эко решил внести небольшие коррективы в судьбу участников книги. Таким образом, главный герой не помнит ничего о родственниках и друзьях, но память о прочитанных книгах сохранилась. Этот роман представляет собой читательскую биографию Эко. В числе последних романов Умберто Эко — «Пражское кладбище». Только через год после публикации в Италии книга появилась в переводе на полках российских магазинов. За перевод издания отвечала Елена Костюкович.

Книга Умберто Эко «Таинственное пламя царицы Лоаны»

Книга Умберто Эко «Нулевой номер»

Умберто Эко стремился познать непознанное, поэтому часто в трудах искал ответ на вопрос, что такое красота. В каждой эпохе, по мнению исследователя, находили новые решения этой задачи. Интересно, что в одном временном отрезке сосуществовали противоположные по смыслу концепции. Иногда позиции конфликтовали между собой. Мысли деятеля науки на этот счет ярко представлены в книге «История красоты», опубликованной в 2004 году.

Книга Умберто Эко «История красоты»

Останавливаться на изучении только прекрасной стороны жизни Умберто не стал. Философ обращается к неприятной, уродливой части. Написание книги «История уродства» захватило писателя. Эко признался, что о красоте пишут и размышляют много и часто, а об уродстве – нет, поэтому во время исследований писатель сделал много интересных и увлекательных открытий. Умберто Эко не считал красоту и уродство антиподами. Философ заявлял, что это смежные понятия, суть которых невозможно понять друг без друга.

Книга Умберто Эко «История уродства»

Личная жизнь

Умберто Эко состоял в браке с немкой Ренате Рамге. Поженились супруги в сентябре 1962 года.

Умберто Эко и его жена

Жена писателя – эксперт в области музейного и художественного образования. Эко и Рамге воспитывали двух детей – сына и дочь.

19 февраля 2016 года Умберто Эко скончался. Философу было 84 года. Трагическое событие произошло в личной резиденции писателя, расположенной в Милане. Причина смерти — рак поджелудочной железы.

На протяжении двух лет ученый боролся с болезнью. Церемонию прощания с Умберто Эко организовали в миланском замке Сфорца.




Умберто Эко – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024

Вышла новая экранизация первого романа Умберто Эко «Имя розы»

Лента новостей

Все новости »

Отзывы на сериал очень разные: кто-то восхищается, а кому-то совсем не понравилось. Кинокритик Егор Москвитин отметил «очень дорогой продакшен» фильма

Фото: кадр из сериала —>

Вышла новая экранизация историко-философского детектива «Имя розы», ее можно посмотреть в интернете. Отзывы диаметрально противоположные: одни восторженно хвалят, другие разносят в пух и прах. Заодно напоминают: первую экранизацию Эко жестко раскритиковал и впоследствии отказывал всем, кто хотел экранизировать его романы.

Сериал «Имя розы» снял итальянский режиссер Джакомо Баттиато, тот самый, что создал мафиозную сагу «Спрут-9». Бюджет его новой картины довольно скромный — всего 30 млн долларов за восемь серий.

Главную роль экс-инквизитора Вильгельма Баскервильского, расследующего загадочные убийства в монастыре, исполнил американец Джон Туртурро, он же выступил сопродюсером. Герою Туртурро помогает юный послушник Адсон — его сыграл немецкий актер Дамиан Хардунг. Имена парочки отсылают к героям Конан Дойля, как и дедуктивный метод, который использует детектив-священник.

Интересно, что предыдущая экранизация «Имени розы», где главные роли исполнили Шон Коннери и Кристиан Слэйтер, а слепого Хорхе сыграл сын легенды оперы Федора Шаляпина, привела Умберто Эко в ярость. Знаменитый режиссер Жан-Жак Анно внес в сюжет изменения.

А как по-другому, если экранизация Эко — миссия тяжелая, ведь свой первый роман «Имя розы» он написал в 48 лет. До этого новоиспеченный писатель был известным ученым, философом, специалистом по средневековой эстетике и семиотике.

Эти знания он перенес в роман, который получился многослойным, как торт «наполеон». Верхний слой — для широкой публики, читающей обычный детектив. Более узким группам — историкам, теологам и другим специалистам — в книге открывается иной, глубинный, где-то даже научный текст и любопытные подробности.

Перенести такое на экран, не упрощая, вряд ли возможно. Поэтому даже Стэнли Кубрику Эко сказал «нет» на просьбу экранизировать бестселлер «Маятник Фуко». Правда, говорят, через много лет жалел об этом. Да и кино с Коннери в 2011 году он называл хорошим, признавшись, что понимает разноплановость своей книги, не очень совместимой с законами кинематографа.

Новая киноверсия однозначно интереснее прежней, считает кинокритик, обозреватель сайта «Медуза», редактор «Гик-ТВ» Егор Москвитин.

Егор Москвитин кинокритик, обозреватель сайта «Медуза», редактор «Гик-ТВ» «Мне очень понравился этот сериал: он чуточку глубже, чем фильм, погружает в саму идею Умберто Эко. А идея заключалась в том, что существует некий трактат о комическом, по аналогии с трактатом о трагическом, и публикация этого трактата может поставить под сомнение всю европейскую теологию. В фильме этого почти не было, а здесь к этому подходят чуть ближе. Кроме того, очень классной получилась работа Джона Туртурро, плюс у сериала очень дорогой продакшен: ты веришь всем его замкам, всем его полям, виноградникам. Так что это такая очень красивая история».

Некоторые зрители считают сериал гораздо менее удачным, чем полнометражный фильм. Отход от сюжетной линии и новые персонажи привели к тому, что кино теряет связь с первоисточником. Есть и откровенные киноляпы, говорит кинозритель, поклонник творчества Умберто Эко Роман Дородных.




Умберто Эко – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024

Появились фото со съемок новой экранизации «Имени Розы» Умберто Эко

Появились первые кадры свежей ТВ-экранизации Умберто Эко «Имя розы».

Занимается многосерийным проектом режиссер Джакомо Баттиато («Кароль. Человек, ставший Папой Римским»).

Действие семиотического триллера разворачивается в 1327 году в итальянском аббатстве, в который прибывает ученый муж и бывший инквизитор Вильгельм Баскервильский (Туртурро) и его молодой помощник Адсон Мелькский (Хардунг).

Будучи погруженным в разрешение официальных церковных дел, Вильгельм вынужден параллельно расследовать произошедшее в стенах монастыря убийство. Антагониста (инквизитора Бернара Ги) сыграет Руперт Эверетт.

«Имя розы», вышедшее в 1980 году, считается одним из самых известных произведений культуролога и писателя Умберто Эко, а всего было продано около 50 млн экземпляров по всему миру.

Сам писатель остался недоволен этой версией и больше не желал, чтобы книгу хоть кто-то воплощал. По слухам, он отказал даже Стэнли Кубрику, хотя позже весьма сожалел об этом.

Бюджет телесериала составляет около 30 млн долларов, съемки прошли в Италии.

В ролях: Джон Туртурро, Руперт Эверетт, Дэмиан Хардунг, Джеймс Космо, Ринат Хисматуллин, Рихард Заммель, Майкл Эмерсон, Грета Скарано, Петр Адамчик и т.д.

Всего планируется выпустить 8 серий, выйти мини-сериал должен в 2024 году.




Умберто Эко – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024

В Италии стартовали съёмки новой экранизации романа Умберто Эко «Имя розы»

В Италии начались съемки телесериала «Имя розы». Международный проект с бюджетом €26 млн станет уже второй адаптацией одноименного романа Умберто Эко (после одноименной кинокартины 1986 года), причем создатели рассчитывают, что именно сериальный формат позволит с максимальной корректностью передать дух литературного первоисточника — интеллектуального детектива о серии убийств в североитальянском монастыре XIV века.

Международная команда включает, например, поляка Петра Адамчика, сыгравшего Иоанна Павла II в фильме «Кароль: человек, ставший папой римским», знаменитого немецкого актера Рихарда Заммеля, снявшегося, в частности, в «Бесславных ублюдках» Квентина Тарантино и в «Казино «Рояль»» Мартина Кэмпбелла и итальянского режиссера Джакомо Баттиато. Можно отметить также, что роль в «Игре престолов» продолжает оставаться чем-то вроде верительной грамоты при кастинге новых костюмно-исторических сериалов: Ричард Мэдден, игравший Робба Старка в суперпопулярном сериале канала HBO, теперь снимается в роли Козимо Медичи в итальянском сериале «Медичи», а Кит Харрингтон (Джон Сноу в «Игре») был задействован в «Порохе», трехсерийной драме Би-би-си о Пороховом заговоре 1605 года. Вот и в «Имени розы» появится Джеймс Космо — лорд Мормонт из «Игры престолов».

Что до главных героев, то английского францисканца Вильгельма Баскервильского, который расследует романные преступления, сыграет Джон Туртурро, хотя средиземноморская внешность актера несколько расходится с описанием Эко, упоминающего веснушчатое длинное лицо и густые светлые брови монаха-детектива. А на роль зловещего инквизитора Бернарда Ги («доминиканец лет семидесяти, тщедушный, однако прямой как палка») выбран Руперт Эверетт. Впрочем, на сходство или несходство актеров с книжными описаниями не очень обращали внимание и создатели «Имени розы» 1986 года, где брата Вильгельма играл Шон Коннери, а его супостата-инквизитора — Мюррей Абрахам.

Кадр из фильма «Имя розы» 1986 года
Фото: Cristaldifilm

Та первая экранизация, как известно, вызвала в итоге у Умберто Эко одно возмущение — и такое, что высокоученый писатель зарекся впредь соглашаться на предложения киношников (в результате не состоялся, например, «Маятник Фуко» Стэнли Кубрика). Понять его легко: большой и сложный роман, шедевр постмодернистской эрудиции, плотно набитый цитатами, тонко выделанной исторической фактурой и аллюзиями на европейскую мысль от средневековых схоластов до бахтинской смеховой культуры, на экране обернулся наивно стилизованным детективом с упрощенной интригой и раздутой мелодраматичностью. Теперь, однако, СМИ сообщают, что идею предстоящего сериала Умберто Эко успел по крайней мере рассмотреть до своей смерти в 2016 году. А Герберт Клойбер, исполнительный директор немецкой Tele Muenchen Group, которая будет представлять новое «Имя розы» на международном рынке, пообещал, что поклонники романа оценят «детали этой многослойной истории, которые можно изложить только в сериале».

Съемочный процесс должен занять более двух месяцев. Пока съемки проходят в павильонах римской Cinecitta; будет ли какой-нибудь из реальных средневековых монастырей Италии задействован для натурной работы, пока не сообщается. На экраны «Имя розы» выйдет, скорее всего, в начале 2024 года.




Умберто Эко – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024

Дмитрий Глуховский, биография, новости, фото

Имя: Дмитрий Глуховский (Dmitriy Gluhovskiy)

День рождения: 12 июня 1979 (40 лет)

Место рождения: Москва

Восточный гороскоп: Коза

#35 Писатели (Toп 50)

Биография Дмитрия Глуховского

Будущий писатель-фантаст появился на свет 12 июня 1979 года в районе Строгино Москвы. Его родители были выпускниками журфака МГУ. Отец, Алексей Маратович, еврей по национальности, работал на Гостелерадио редактором, а также занимался переводами сербских поэтов на русский язык. Он происходил из медицинской династии – его дед (прадед Дмитрия), был профессором медицины, лечившим высокопоставленных чиновников, членов советского правительства, дружил с Мироном Семеновичем Вовси, личным врачом Иосифа Сталина.

Родной дед фантаста, первый муж бабушки, был геологом, доктором наук, а второй трудился в журнале «Крокодил». Именно под влиянием увлекательных рассказов этого дедушки, журналиста и путешественника, о разных странах, откуда он возвращался из многочисленных загранкомандировок, внук уже в 3 года твердо решил стать репортером и писателем.

Его мама, Лариса Вениаминовна, была русской, уроженкой городка Мантурово, что в Костромской области. Она работала фоторедактором в информационном агентстве ТАСС, затем занялась воспитанием сына.

Родные часто отсылали маленького Диму на родину мамы к ее родителям для поправки здоровья – в детском саду он часто болел. Мантуровские родственники принадлежали к сельской интеллигенции. У них был свой дом с русской печью, огород, колодец. Это был абсолютно иной мир в сравнении с атмосферой, царившей в престижной арбатской квартире с высокими потолками и антикварной мебелью из карельской березы, где проживали дедушка и бабушка по папиной линии.

В детстве с Димой много занимались, развивали его способности. В итоге читать и писать он научился с 2,5 года, а к 5 годам научился отлично считать – мог вычитать и складывать в уме трехзначные числа. Бабушки с дедушками были убеждены, что он станет великим ученым и обязательно получит Нобелевскую премию в области медицины. Эти надежды он, увы, пока не оправдал.

В нулевом классе обычной школы в Строгино, куда его отправили в 6 лет, он откровенно скучал, поэтому по совету учительницы его перевели во французскую элитную спецшколу №12 в районе Арбата.

Это учебное заведение писатель-фантаст назвал в одном из интервью «фамильным». Ранее туда ходил его отец, а еще раньше, когда оно было женской гимназией, посещала бабушка. Но в начальных классах ему все равно было настолько легко учиться, что он, по его же словам, «совершенно распоясался», не слушал учителей и болтал на уроках. В результате, пятерки он имел только по русскому языку и литературе, а вот по физике и астрономии в табеле стояли трояки.

Начало творческого пути

После школы юноша захотел получить высшее образование за границей. С этой целью в 1996 году он отправился в Израиль, выучил иврит, полгода занимался на подготовительных курсах и поступил в Иерусалимский университет на факультет общественных наук, где изучал журналистику и международные отношения. По совету отца он пытался также освоить экономику, но силы отцовского убеждения хватило только на один год. Точные науки Дмитрия не вдохновляли, зато позже, кроме французского и иврита, он овладел английским, немецким и испанским языком.

Окончив в 22 года университет, в течение трех лет он трудился редактором на французском канале EuroNews. Коллектив там был международный, работа – интересной. Но однообразное бытие и труд, по словам журналиста, ему быстро приедаются. Они противоположны писательству, если оно трактуется как творчество, а не ремесленничество.

В 2005 году он вернулся в Россию, устроился на информационный телеканал Russia Today, где проработал также 3 года. За это время он побывал в опасных и интересных поездках по всему миру, был в группе журналистов, освещавших деятельность главы государства и неофициально именуемых «кремлевским пулом».

Ему довелось поработать в Германии, в Абхазии, посетить космодром «Байконур», делать репортажи под минометными обстрелами на ливано-израильской границе в период вооруженного столкновения Израиля с боевиками организации «Хезболла», произвести первый в мире прямой телерепортаж с Северного полюса. Вопреки, казалось бы, здравому смыслу он не стремился «откосить» и от заведомо небезопасной, связанной с риском для здоровья командировкой в Чернобыль, а, наоборот, хотел и съездил в зону катастрофы, полагая важным для себя, особенно как создателя серии «Метро 2033-2035», увидеть наяву, как выглядит отравленный радиацией город.

Занимаясь журналистикой, он сотрудничал с телерадиокомпанией Германии Deutsche Welle, с новостным каналом Британии Sky News. В период 2007-2009 гг. Дмитрий являлся ведущим дневных эфиров на радио «Маяк», вел на канале «Культура» дискуссионную телепрограмму «Пресс-клуб XXI», стал колумнистом журналов GQ и «Сноб».

Карьера литератора

Фантаст стал инициатором новаторского проекта «Вселенная Метро 2033», где тему пост¬апокалиптики из его романа развивают уже другие литераторы. Свои варианты продолжения событий они размещают на сайте, и победе в голосовании, получают возможность публикации работ. Так появились книги о Петербурге, Кольском полуострове, Крайнем Севере и других уголках постапокалиптичного земного шара.

Большой популярностью и спросом пользовались и следующие произведения писателя – пять романов и множество рассказов, бесплатно публикуемых в Сети. Среди них – роман «Сумерки», повествующий о возможном конце света согласно предсказаниям древних майя, печатное издание которого увидело свет в 2007 году. В 2014-м он был удостоен престижной французской литературной премии в области фантастики Utopiales.

В 2009 году вышла новая книга писателя – «Метро 2034», романтическая история в излюбленном жанре Дмитрия, но с другими героями.

В 2010 году поклонники творчества литератора могли прочесть в печатном виде его «Рассказы о Родине», которые назвали в СМИ самой его неожиданной книгой. В 2013 вышла антиутопия «Будущее» – о мире, где люди бессмертны, но жестоки. В 2015-м их ждала масса открытий в остросюжетном романе «Метро 2035», который стал закономерным продолжением первых частей «ядерной антиутопии».

Личная жизнь Дмитрия Глуховского

Писатель женат. Со своей избранницей Еленой он познакомился во время работы на Russia Today. Девушка была его продюсером и помогала ему отправляться в самые интересные командировки. Семейная пара воспитывает двоих детей – дочь Эмилию и сына Теодора, появившихся на свет в 2011 и 2014 году, соответственно.

Дмитрий как-то раз отметил в интервью, что смог взяться за роман «Будущее» только после рождения дочери, чтобы честно и правдиво рассказать о чувствах своих героев. Только тогда он на собственном опыте понял,, как можно между вечной юностью и своим ребенком выбирать последнее.

Дмитрий Глуховский сейчас

В 2016 году писатель сообщил в интервью ТАСС, что в Голливуде официальном подтвердили намерение экранизировать «Метро 2033». Готовность выразил, в частности, Майкла Де Люка, продюсера фильмов «Социальная сеть» и «Пятьдесят оттенков серого».

Фантаст продолжает вести свои колонки в GQ и «Снобе», а также работу (совместно с лауреатом Пулитцеровской премии и культовой китайской поэтессой, подругой президента Си Цзиньпина) над либретто оперы «Три астронавта» по мотивам сказки Умберто Эко. Работа посвящена проблеме сохранения мира во всем мире и необходимости сплочения разных стран перед лицом опасности.



10 вещей, которые мы узнали благодаря Умберто Эко

Сейчас еще рано рассуждать о том, какие тексты Эко выдержат проверку временем, но ясно одно — первый роман писателя, «Имя розы», не только стал бестселлером, но и породил лавину исторических детективов, которые вслед за Эко принялись писать и Акройд, и Перес-Реверте, и Леонардо Падура с Дэном Брауном и Акуниным. В 1983 году, после публикации «Имени розы» на английском языке (оригинальный итальянский вариант вышел в 1980-м), роман разошелся тиражом в несколько десятков миллионов экземпляров. Популярность книги повлекла за собой многочисленные переиздания академических трудов и публицистики Эко: даже самые серьезные из его книг («Поэтики Джойса», «Роль читателя», «Искусство и красота в средневековой эстетике» и другие) изданы тиражами в сотни тысяч экземпляров.

Про свою любовь к старым комиксам Умберто Эко много и подробно пишет в полуавтобиографическом романе «Таинственное пламя царицы Лоаны». В книге «Роль читателя» он, например, рассмотрел Супермена как воплощение комплексов современного читателя: обычный человек лишен возможности применить физическую силу в мире, наполненном машинами. Столь же привольно в текстах Эко чувствуют себя и герои массовой литературы. В «Острове накануне» живут и «Три мушкетера», и цитаты из Жюля Верна. В «Пражском кладбище» скрывается Эжен Сю, в «Имени розы» — Шерлок Холмс с Ватсоном. А в той же книге «Роль читателя» Эко рассуждает о нарративной структуре романов про Джеймса Бонда.

Тему миграций, к которой столь навязчиво возвращаются российские публицисты, Умберто Эко затронул в тексте под названием «Миграция, терпимость и нестерпимое» 1997 года, вошедшем в книгу «Пять эссе на темы этики». Эко утверждает, что Европа не в силах остановить поток переселенцев из Африки и Азии. Это естественный процесс, как Великое переселение народов в IV–VII веках, и «ни один расист, ни один ностальгирующий реакционер ничего тут поделать не сможет». В одном из публицистических выступлений 1990 года, опубликованных потом в книге «Картонки Минервы», Эко проводит ту же мысль: «Великие миграции неостановимы. И надо просто приготовиться к жизни на новом витке афроевропейской культуры».

В статье «Синагога Сатаны и «Протоколы сионских мудрецов» (1992), вошедшей позже в книгу «Картонки Минервы», Эко пишет о романе «Биарриц» (1868) немца Германа Гедше (скрывавшегося под английским псевдонимом Джон Рэдклифф). В нем двенадцать представителей колен Израилевых встречаются ночью на кладбище в Праге и сговариваются захватить власть во всем мире. Сюжетно эта сцена восходит к одному эпизоду романа Александра Дюма «Жозеф Бальзамо» (1846), в котором, правда, никакие евреи не упоминаются. Чуть позже фрагмент романа Гедше начинает распространяться как подлинный документ, якобы попавший в руки английского дипломата Джона Рэдклиффа. Еще позже дипломат Джон Рэдклифф превратился в раввина Джона Рэдклифа (на этот раз с одним «ф»). А уже потом этот текст лег в основу так называемых «Протоколов сионских мудрецов», в которых «мудрецы» беззастенчиво перечисляли все свои гнусные замыслы. Поддельные «Протоколы» были созданы и впервые изданы в России. История их происхождения была позже рассказана Умберто Эко в романе «Пражское кладбище» (2010). Так плод фантазии забытого немецкого литератора вернулся туда, где ему самое место, — в мир беллетристики.

Еще раньше, в 1959 году, молодой Умберто Эко откликнулся на появление романа Владимира Набокова «Лолита» (1955) фельетоном «Нонита». Речь в нем идет о влечении Гумберта Гумберта к престарелым прелестницам — «паркеткам» (от мифологических парок). «Нонита. Цвет юности моей, тоска ночей. Я никогда не увижу тебя. Нонита. Но-ни-та. Три слога — как сотканное из нежности отрицание: Но. Ни. Та. Нонита, да пребудет память о тебе вечно со мной, пока не станет твой образ тьмой, а покоем твоим — гробница…» Справедливости ради скажем, что, в отличие от «нимфетки», термин «паркетка» в культуре так и не прижился.




Умберто Эко – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024

Биография Умберто Эко

Умберто Эко (Umberto Eco) родился 5 января 1932 года в небольшом городке Алессандрия на северо-западе итальянской области Пьемонт. Его отец – Джулио Эко, ветеран трех войн, работал бухгалтером. Фамилия Эко была дана его дедушке (подкидышу) представителем городской администрации – это аббревиатура латинского ex caelis oblatus («подарок с небес»).

Исполняя желание отца, который хотел, чтобы сын стал адвокатом, Умберто Эко поступил в Туринский университет, где слушал курс по юриспруденции, но вскоре оставил эту науку и занялся изучением средневековой философии. В 1954 году он окончил университет, в качестве диссертационной работы представив сочинение, посвященное религиозному мыслителю и философу Фоме Аквинскому.

В 1954 году Эко поступил на работу на RAI (Итальянское телевидение), где был редактором программ по культуре. В 1958–1959 годах он служил в армии. В 1959–1975 годах Эко работал старшим редактором по разделу «литература нон-фикшн» миланского издательства «Бомпьяни», а также сотрудничал с журналом Verri и многими итальянскими изданиями.

Эко вел интенсивную преподавательскую и академическую деятельность. Он читал лекции по эстетике на факультете литературы и философии Туринского университета и на архитектурном факультете Миланского политехнического института (1961–1964), был профессором визуальных коммуникаций архитектурного факультета Флорентийского университета (1966–1969), профессором семиотики (науки, исследующей свойства знаков и знаковых систем) архитектурного факультета Миланского политехнического института (1969–1971).

С 1971 года по 2007 год деятельность Эко была связана с Болонским университетом, где он был профессором семиотики на факультете литературы и философии и заведующим кафедрой семиотики, а также директором Института наук о коммуникации и директором программ получения ученой степени по семиотике.

Эко преподавал в различных университетах мира: Оксфорде, Гарварде, Йеле, Колумбийском университете. Он выступал с лекциями и вел семинары также в университетах Советского союза и России, Туниса, Чехословакии, Швейцарии, Швеции, Польши, Японии, а также в таких культурных центрах, как Библиотека конгресса США и Союз писателей СССР.

Известность к Эко-семиотику пришла после публикации книги «Opera aperta» (1962), где было дано понятие «открытое произведение», идея которого может иметь несколько интерпретаций, тогда как «закрытое произведение» – одну единственную интерпретацию. Среди научных публикаций наиболее известны «Устрашенные и сплоченные» (1964) о теории массовой коммуникации, «Поэтика Джойса» (1965), «Знак» (1971), «Трактат по общей семиотике» (1975), «На периферии империи» (1977) о проблемах истории культуры, «Семиотика и философия языка» (1984), «Пределы интерпретации» (1990).

Много сделал ученый и для осмысления явлений постмодернизма и массовой культуры.

Эко стал основателем выходящего с 1971 года журнала о семиотике Versus и организатором первого международного конгресса по семиотике в Милане (1974). Он был президентом Международного центра семиотических и когнитивных исследований, директором Департамента семиотических и когнитивных исследований.

Однако всемирная слава пришла к Эко не как к ученому, а как к прозаику. Его первый роман «Имя розы» (1980) несколько лет состоял в списке бестселлеров. Книга была переведена на многие иностранные языки, отмечена итальянской премией «Стрега» (1981) и французской премией «Медичи» (1982). Экранизация романа «Имя розы» (1986), осуществленная французским кинорежиссером Жан Жаком Анно, получила премию «Сезар» в 1987 году.

Перу писателя принадлежат также романы «Маятник Фуко» (1988), «Остров накануне» (1994), «Баудолино» (2000), «Таинственное пламя царицы Лоаны» (2004). В октябре 2010 года в Италии вышел роман Эко «Пражское кладбище». В 2011 году на XIII Международной ярмарке интеллектуальной литературы Non/Fiction в Москве эта книга стала абсолютным хитом продаж.

Седьмой роман писателя «Нулевой номер» был издан в 2015 году в день его рождения.

Эко является также признанным экспертом в области бондологии, изучающей все, что связано с Джеймсом Бондом.

Он был членом различных академий, в том числе Болонской академии наук (1994) и американской Академии литературы и искусства (1998), почетным доктором многих университетов мира, лауреатом различных литературных премий. Эко был отмечен наградами многих стран, среди которых французский орден Почетного легиона (1993), немецкий орден «За заслуги» (1999). О нем написаны несколько десятков книг и множество статей и диссертаций, посвящаются научные конференции.

В последние годы писатель сочетал активную научную и преподавательскую деятельность с выступлениями в средствах массовой информации, откликаясь на важнейшие события общественной жизни и политики.

Он был женат на немке Ренате Рамге, работавшей искусствоведом консультантом. У них родились двое детей.

Эко скончался 20 февраля 2016 года на 85-м году жизни.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников




Умберто Эко – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024

Умберто Эко (Umberto Eco)

Годы жизни: с 05.01.1932 по 19.02.2016

Итальянский учёный-философ, историк-медиевист, специалист по семиотике, писатель.

Умберто Эко родился 5 января 1932 в Алессандрии (Пьемонт), небольшом городке к востоку от Турина и к югу от Милана. Отец Джулио Эко, бухгалтер по профессии, ветеран трех войн, мать — Джованна Эко (урожд. Бизио).

Исполняя желание отца, который хотел, чтобы сын стал адвокатом, Эко поступил в Туринский университет, где слушал курс по юриспруденции, но вскоре оставил эту науку и занялся изучением средневековой философии. Окончил университет в 1954, в качестве диссертационной работы представив сочинение, посвященное религиозному мыслителю и философу Фоме Аквинскому.

В 1954 поступил на работу на RAI (Итальянское телевидение), где был редактором программ по культуре, печатался в периодике. В 1958–1959 служил в армии.

В 1959 Эко становится старшим редактором по разделу «литература нон фикшн» миланского издательства «Бомпьяни» (где проработал вплоть до 1975) и начинает сотрудничать с журналом «Il Verri», выступая с ежемесячной колонкой. Прочитав книгу французского семиотика Р.Барта (1915–1980) Мифологии (1957), Эко обнаружил, что его подача материала во многом схожа с бартовской, и потому сменил манеру. Теперь он выступает со своеобразными пародиями, иронически осмысляя те же идеи, которые серьезно рассматривались на страницах журнала. Статьи, опубликованные в «Il Verri», составили сборник Diario minimo (1963), озаглавленный соответственно рубрике, которую вел Эко, а спустя почти три десятилетия вышел в свет сборник Второй Diario minimo (1992).

Эко скончался в своём доме в Милане вечером 19 февраля 2016 года.

В своих научных работах Эко рассматривал как общие, так и частные проблемы семиотики, например, углубил теорию иконического знака. По его мнению, иконический знак воспроизводит условия восприятия, а отнюдь не свойства отображаемого им предмета, тогда как коды, которые используются при интерпретации знаков, не являются кодами универсальными, они культурно обусловлены. Особенно значителен вклад Эко в область интерпретации визуальных искусств, в частности, кинематографа и архитектуры.

Научные заслуги Эко, который, кроме прочего, является основателем выходящего с 1971 журнала «Versus», посвященного вопросам семиотики, и организатором первого международного конгресса по семиотике, прошедшего в Милане в 1974, высоко оценены. Он — генеральный секретарь Международной ассоциации семиотических исследований (1972–1979), вице-президент Международной ассоциации семиотических исследований (1979–1983), почетный президент Международной ассоциации семиотических исследований (с 1994), участник международного Форума ЮНЕСКО (1992–1993). Эко член различных академий, в том числе Болонской Академии наук (1994) и американской Академии литературы и искусства (1998). Он доктор honoris causa Католического университета, Лувен (1985), Оденского университета, Дания (1986), Университета Лойолы, Чикаго, Нью-Йоркского университета, Королевского художественного колледжа, Лондон (все — 1987), Броунского университета (1988), Парижского университета (Новая Сорбонна), Льежского университета (оба — 1989), Софийского университета, Университета Глазго, Мадридского университета (все — 1990), Кентского университета (Кентербери) (1992), Университета Индианы (1993), Университета в Тель-Авиве, Университета в Буэнос-Айресе (оба — 1994), Афинского университета (1995), Академии изящных искусств, Варшава, Тартуского университета, Эстония (оба — 1996), Университета Гренобля, Университета Ламанчи (оба — 1997), Московского государственного университета, Свободного университета, Берлин (оба — 1998), член редколлегии журналов «Communication», «Degrès», «Poetics Today», «Problemi dell’informazione», «Semiotica», «Structuralist Review», «Text», «Word & Images», лауреат многих литературных премий, отмечен наградами разных стран, в частности, он — кавалер ордена Почетного легиона, Франция (1993). О нем написано около шести десятков книг и огромное количество статей и диссертаций, его творчеству посвящаются научные конференции, в том числе В поисках розы Эко, США (1984), Умберто Эко: во имя смысла, Франция (1996), Эко и Борхес, Испания (1997).

Однако всемирная слава пришла не к Эко-ученому, а к Эко-прозаику.

Интересные факты из жизни

На вопрос, почему он отклонил предложение стать министром культуры в конце 1990-х, Эко ответил: «…хочется уточнить, что понимается под словом „культура“. Если оно относится к эстетическим продуктам прошлого — картинам, старинным зданиям, средневековым манускриптам, — я всецело за государственную поддержку. Но этим… занимается министерство наследия. Остается „культура“ в смысле творчества — и тут я вряд ли смогу возглавлять коллектив, который пытается субсидировать и вдохновлять творческий процесс. Творчество может быть только анархичным, живущим по законам капитализма и выживания сильнейших».

Награды писателя

Библиография

После выхода «Таинственного пламени царицы Лоаны» Эко сказал в интервью, что это будет его последний роман. «Пяти вполне достаточно» — сказал Умберто Эко и добавил: «Учёный в нерабочее время должен играть в гольф, а не писать романы».

Заметки и газетные статьи

. Заметки на полях «Имени розы»
. Словарь «Маятника Фуко»
. Картонки Минервы. Заметки на спичечных коробках
. Полный назад! «Горячие войны» и популизм в СМИ

Книги под редакцией У. Эко

Совместно с кардиналом К. М. Мартини. Диалог о вере и неверии




Умберто Эко – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024

Умберто Эко: Мудр, кто отбирает и сочетает проблески света

Умберто Эко родился 5 января 1932 года, в Александрии, недалеко от Турина. В романе «Баудалино» прекрасно описан этот удивительный средневековый город, имеющий древние, еще античные корни. Очень многое в романах Эко имеет автобиографические корни. Он сам говорил: «Какого бы персонажа ты ни выдумал, так или иначе он будет выращен из твоего опыта и твоей памяти».

В 1954 году Эко окончил Туринский университет по специальности «Средневековая литература и философия». Затем преподавал эстетику и теорию культуры в университетах Милана, Флоренции и Турина, читал лекции в Оксфорде, Гарварде, Йеле. Был почетным доктором множества мировых университетов, членом ведущих мировых академий, лауреатом крупнейших премий мира, кавалером Большого креста и Почетного Легиона, основателем и руководителем научных и художественных журналов, коллекционером древних книг.

Докторская диссертация Умберто Эко «Проблемы эстетики у Святого Фомы» (1956, впоследствии доработанная и переизданная под названием «Проблемы эстетики Фомы Аквинского» в 1970 г.), показывает, как глубоко его интересовали проблемы средневековой эстетики, которые напрямую были связаны и с этикой. Цельность средневекового мировоззрения, безусловно, наиболее полно проявлялась именно в эстетике.

Хотя, как ученый, Умберто Эко прекрасно понимал, что сами же люди средневековья разрушали этот идеал самым жестоким образом. При этом Эко признавался: «Я никогда не считал Средневековье темным временем. Это была плодородная почва, на которой выросло Возрождение». Впоследствии, занявшись исследованием поэтики Дж. Джойса и эстетики авангарда, он показал, как постепенно в европейской культуре разрушается классический образ мира, и, прежде всего, не в вещах, а в языке. Проблемы языка, коммуникации, знаковых систем его чрезвычайно интересовали.

В 48 лет, будучи уже сложившимся ученым, Эко занялся беллетристикой, но мощная эрудиция ученого прекрасно ощущается в его художественных произведениях. Однако, несмотря на славу, которую принесли ему популярные романы, он не оставлял ученых занятий.

Ученый и писатель в нем прекрасно совмещались, его ученые труды читать также увлекательно, как и его романы, а по романам можно изучать культуру той или иной эпохи.

Умберто Эко работал на телевидении, был обозревателем крупнейшей итальянской газеты «Эспрессо», сотрудничал с другими периодическими изданиями. Его чрезвычайно интересовал феномен массовой культуры. Но и здесь он оставался ученым: несколько эссе посвятил писателю Яну Флемингу и его герою Джеймсу Бонду. Его книга «Полный назад» посвящена СМИ как феномену современной культуры.

Умберто Эко часто называют представителем постмодерна, что отчасти верно. Но только отчасти, потому что он не умещается в рамки того понимания постмодерна, которое часто декларируется сегодня, он ни йоту не отрекается от классического наследия, которое не просто использует как резервуар для своих произведений, но ощущает как мощные корни, которые питают его. Он плавает в мировой культуре как рыба в воде, а не строит башню на руинах прошлого. Для понимания его романов, которые чрезвычайно насыщенны и многослойны, необходимо знать большой пласт мировой культуры. Не говоря уже о его научных работах, которые энциклопедичны в самом изначальном понимании этого слова.

Иронию также называют одним из признаков постмодернистского произведения, и у Эко она присутствует всегда. Но эта ирония никогда не разрушает цельности и серьезности замысла, который всегда виден на глубине. Глубина, кстати, это то, что тоже отличает Эко от многих его современников, поверхностность — один из признаков постмодернистской культуры. Эко может описывать поверхностный взгляд, показывать пустоту окружающего мира, из которого ушел смысл, и делает это блестяще, он может разоблачать безликость и лживость современности, используя методы постмодернизма, но делает это не ради игры, а во имя пробуждения жажды смысла, обретения человеком своего лица и возвращения целостности мира.

Его этическую позицию хорошо демонстрирует эссе «Вечный фашизм». Как итальянец, он не мог пройти мимо этой темы, его очень интересовала фигура Муссолини, и, исследуя феномен фашизма, ученый приходит к выводу, что любая нация, даже самая культурная, может обезуметь, потерять человеческую сущность, превратить свою жизнь в ад. В каждом из нас может обнажиться бездна и пустота, в которую рухнет все, чем дорожат и живут люди, что созидается веками и что делает человека человеком.

Эко позиционировал себя агностиком и антиклерикалом, но к христианской культуре и евангельским ценностям он относился с большим уважением.

Опубликованная ББИ 15 лет назад (и с тех пор три раза переизданная) книга его диалогов о вере и неверии с кардиналом Мартини показывает, что между христианскими интеллектуалами, к которым, несомненно, принадлежал Карло Мартини, и европейскими гуманистами, которым, безусловно, был Умберто Эко, очень много общего, по крайней мере, что касается вопросов достоинства человека, ценности жизни, проблем биоэтики и культуры.

Если во что-то и верил Умберто Эко, так это в действенность культуры, которая имеет свои законы, над которым не властен человек, поэтому даже в самые варварские эпохи культура побеждает. Глубоко изучая мировую культуру разных эпох, Эко приходит к неожиданному выводу: «Культура не в кризисе, она сама постоянный кризис. Кризис – необходимое условие для ее развития». Задача писателя и состоит в том, чтобы создавать этот кризис, при котором плавное течение жизни обывателя разрушается неожиданными вопросами, на которые человек вынужден искать ответ.

Умберто Эко всегда утверждал, что настоящее счастье состоит в стремлении к познанию. Он всегда оставался ученым, который, о чем бы они ни писал, какие бы формы и жанры ни использовал, добывал отовсюду крупицы знания и мудрости, которыми щедро делился со всеми. Он сам говорил так: «Мудр не тот, кто отвергает; тот мудр, кто отбирает и сочетает проблески света, откуда бы они ни исходили».


Добавить коммент

Ваш email address не будет виден.


*


Adblock detector