Татьяна Пельтцер — биография, информация, личная жизнь
Татьяна Пельтцер
Татьяна Ивановна Пельтцер. Родилась 24 мая (6 июня) 1904 года в Москве — умерла 16 июля 1992 года в Москве. Советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка СССР (1972). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951).
По отцовской линии семья Пельтцер происходила из российских немцев. Основатель династии, Наполеон Пельтцер, в 1821 году девятнадцатилетним юношей пришёл пешком в Россию из Рейнской области.
Отец — Иоганн Робертович (Иван Романович) Пельтцер был актёром и всю жизнь называл себя Иваном Романовичем.
Мать — Евгения Сергеевна Пельтцер, еврейка, дочь казённого раввина Киева.
Актёрскому мастерству Татьяна училась у своего отца, который ставил её первые спектакли. На сцену она впервые вышла в девять лет в спектакле «Камо грядеши» по Г. Сенкевичу в роли Авла, в труппе Н. Н. Синельникова в Екатеринославе. А за следующую актёрскую работу — в «Дворянском гнезде» — она впервые получила гонорар.
В одиннадцать лет блистает в роли Серёжи в спектакле «Анна Каренина», но её путь на сцену не был лёгким: актрисой она стала без актёрского образования.
С 1916 года — «актриса по найму» в антрепризе Н. Н. Синельникова.
Профессиональную актёрскую деятельность Татьяна Пельтцер начала в 1920 году в Передвижном театре Политуправления. В дальнейшем служила в театрах Нахичевани (1920-1921), Ейска, Военно-Морского флота (1921-1922), театра Комедии (бывший Театр Корша) (1922-1923) в Москве.
В 1923 году была принята в труппу Театра МГСПС (ныне Театр имени Моссовета), но вскоре исключена с формулировкой «за профнепригодность» и некоторое время она подрабатывала машинисткой.
В 1927 году Татьяна Пельтцер вышла замуж за молодого немецкого коммуниста и философа Ганса Тейблера и в 1930 году уехала с мужем в Берлин, где работала машинисткой в торговом представительстве СССР. Известный режиссёр Эрвин Пискатор, узнав, что молодая жена Ганса Татьяна Тейблер — театральная актриса, пригласил её в свою постановку «Инги» (по А. Г. Глебову). Благополучная, обеспеченная жизнь вне России оказалась всё же не для неё. Несмотря на отсутствие бытовых трудностей, языкового барьера, Пельтцер развелась с мужем и вернулась в Москву, где вернула себе фамилию Пельтцер; но хорошие отношения они с Гансом поддерживали всю оставшуюся жизнь.
В 1931 году вновь стала актрисой Театра имени Моссовета.
С 1934 года — машинистка на заводе АМО, где главным инженером работал её брат Александр, трёхкратный рекордсмен СССР в автомобильных гонках.
С 1936 года — актриса Ярославского драматического театра имени Ф. Г. Волкова; с 1937 года — Московского областного колхозно-совхозного театра в Москве.
В 1938 году вернулась в Театр имени Моссовета.
С 1940 года Татьяна Пельтцер служила в Московском театре миниатюр, где наконец раскрылся её талант. Она играла почти всё — скетчи, сценки, вела концерты, заявила о себе как острохарактерная актриса в ролях банщиц, молочниц, нянек и т. д. Много позже, когда Пельтцер уже служила в «Ленкоме», М. А. Захаров в одном из интервью, говоря об актёрах, которые вокруг себя на сцене создают особую ауру, способны захватить и «держать зал», как Михаил Чехов, заметил: «Из наших, безусловно, Татьяна Ивановна Пельтцер».
В 1946-1947 годах — актриса Театра-студии киноактёра (отыграла один сезон в спектакле «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренева, режиссёр Н. С. Плотников).
В 1947 — 1977 годах Татьяна Пельтцер служила в Московском театре Сатиры.
Настоящая, всенародная известность пришла с выходом экранизации киноверсии спектакля Театра Сатиры «Свадьба с приданым», поставленного Б. И. Равенских. После роли в фильме «Солдат Иван Бровкин» она получила эпитет «мать русского солдата», и в следующем фильме о Бровкине её роль переписывается специально, чтобы сделать одной из основных в фильме.
В 1950 году Пельцер окончила Университет марксизма-ленинизма; была депутатом райсовета и Моссовета.
В феврале 1977 года Пельтцер, после скандала с главным режиссёром театра Валентином Плучеком, перешла в Театр им. Ленинского комсомола. Переход был связан с Марком Захаровым, именно в его спектаклях, поставленных в Театре Сатиры, она «создавала поле», «держала зал». В Ленкоме актриса работала почти до самого последнего дня своей жизни.
Один из последних спектаклей с участием Пельтцер — «Поминальная молитва», где актриса играла практически без слов (сказывалась ужасная для актёра болезнь — потеря памяти), а реплики за неё говорил Александр Абдулов. Несмотря на это, публика её обожала. Каждый выход Татьяны Ивановны на сцену сопровождался овациями и продолжительными аплодисментами зрительного зала.
Актриса Татьяна Пельтцер
Татьяна Пельтцер была заядлой курильщицей, предпочитала сигареты «Marlboro». Курильщицей оставалась до последних лет жизни. Как вспоминал впоследствии А. Абдулов, даже потеряв память, не зная как называется сигарета говорила ему: «Дай мне вкусненькую». Обожала преферанс. Многие отмечают, что Татьяна Ивановна была очень темпераментным игроком, была готова играть всегда, даже на последние деньги, очень строго подходила к выбору партнёра по игре, такой чести удостаивались только уважаемые ею люди.
С 1980-х годов начала пропадать память. В конце 1980-х годов развилась подозрительность и мания преследования. 1991 год провела в психиатрической больнице им. Ганнушкина, откуда её привозили на спектакли. В 1992 году она вновь попала в психиатрическую лечебницу. Там получила травму — упав, она сломала шейку бедра.
Татьяна Ивановна Пельтцер скончалась 16 июля 1992 года после инфаркта и пневмонии. Похоронена в Москве на Введенском кладбище (29 участок) рядом с отцом и братом — инженером-конструктором, испытателем первого отечественного гоночного автомобиля «Звезда-1» Александром Ивановичем Пельтцером (1906-1975). Желтая пресса писала что хоронили Татьяну Ивановну в закрытом гробу. Якобы, после смерти стало известно, что пациенты клиники её жестоко били.
Драма Татьяны Пельтцер
Согласно завещанию Татьяны Ивановны, двухкомнатная квартира в актёрском доме на улице Черняховского отписана домработнице — Анне Александровне Кукиной, которая ухаживала за ней более двадцати лет, архивы с фотографиями — театру, библиотека — Марку Захарову.
Фильмография Татьяны Пельтцер:
1943 — Она защищает Родину — колхозница
1944 — Свадьба — жена доктора
1945 — Простые люди — Плаксина
1948 — Драгоценные зёрна — Сотрудница редакции (стенографистка)
1949 — Счастливый рейс — бабушка Фени
1953 — Сеанс гипноза
1953 — Свадьба с приданым — Лукерья Васильевна Похлёбкина
1954 — Укротительница тигров — Эмми Степановна Воронцова
1954 — Большая семья — тётя Лиза
1954 — Аттестат зрелости — Дворничиха
1955 — Бахтияр — Наталья Алексеевна, тётя Саши
1955 — Два капитана — Нина Капитоновна
1955 — Солдат Иван Бровкин — Евдокия Макаровна Бровкина
1955 — Максим Перепелица — бабка, соседка Максима
1956 — Медовый месяц — Вера Аркадьевна, медсестра
1958 — Иван Бровкин на целине — Евдокия Макаровна Бровкина
1958 — Не на своём месте
1959 — Косолапый друг
1959 — Повесть о молодожёнах — Варвара Васильевна
1959 — Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва — уборщица
1960 — Конец старой Берёзовки — Галина Павловна
1960 — Первое свидание — Маргарита Mихайловна
1961 — Своя голова на плечах
1961 — Чёртова дюжина — Надежда Ивановна
1962 — Конец света — Матрёна
1962 — Яблоко раздора — Дудукалка
1963 — Трудные дети
1963 — Ход конём — бабушка Алёши
1964 — Всё для вас
1964 — Морозко — мать жениха
1964 — Приключения Толи Клюквина — Дарья Семёновна
1965 — Путешественник с багажом — пассажирка в автобусе
1965 — Ноль три
1967 — Большие хлопоты из-за маленького мальчика — бабушка
1968 — Как велит сердце
1968 — Журавушка — Настасья
1968 — Деревенский детектив — Глафира Анискина
1968 — Кабачок «13 стульев» — пани Ирена
1970 — Приключения жёлтого чемоданчика — Анна Петровна Верёвкина, бабушка Томы
1971 — Молодые — няня
1971 — Офицер флота (телеспектакль)
1971 — Малыш и Карлсон, который живёт на крыше — фрекен Бок
1972 — Двенадцать месяцев — гофмейстерина
1972 — Чудак из пятого «Б» — бабушка Нины
1973 — Исполняющий обязанности — Вера Борисовна
1973 — Проснись и пой (телеверсия спектакля)
1973 — Срочно требуется волшебник (телеспектакль)
1974 — Безумный день, или Женитьба Фигаро (телеверсия спектакля) — Марселина
1974 — Анискин и Фантомас — Глафира Анискина
1974 — Большой аттракцион — Ольховикова
1974 — Есть у меня друг (короткометражный) — бабушка
1974 — Маленькие комедии большого дома (телеверсия спектакля) — мать Иванова
1974 — Одиножды один — Матвеиха
1974 — Царевич Проша — Берта
1975 — Это мы не проходили — Надежда Алексеевна, преподаватель пединститута
1975 — Единственная. — Врач-невропатолог
1976 — 12 стульев — Клавдия Ивановна, тёща Воробьянинова
1975 — Дом, где разбиваются сердца (телеверсия спектакля) — няня Гинесс
1976 — Колыбельная для мужчин — тётя Таня
1976 — Ты — мне, я — тебе! — тётя Люба
1977 — Как Иванушка-дурачок за чудом ходил — баба Варвара
1978 — И снова Анискин — Глафира Анискина
1978 — Личное счастье
1978 — Здравствуй, река
1979 — Трое в лодке, не считая собаки — миссисс Поппетс
1979 — Примите телеграмму в долг — Пивашиха
1980 — У матросов нет вопросов — Клавдия Михайловна
1980 — Вам и не снилось. — бабушка Ромы
1980 — Ночное происшествие
1980 — Дульсинея Тобосская — Тереса
1981 — Руки вверх! — бабушка
1981 — Отставной козы барабанщик — бабка Агапа
1981 — Ослиная шкура — Гравидана
1982 — Там, на неведомых дорожках. — Баба-Яга
1982 — Не было печали — мать Вадима
1983 — Карантин — прабабушка
1983 — Племянник (короткометражный фильм)
1984 — И вот пришёл Бумбо… — бонна, немка-учительница
1984 — Формула любви — Федосья Ивановна, тётушка Алексея
1984 — Рыжий, честный, влюблённый — сова Илона
1985 — После дождичка в четверг — сторожиха
1985 — Личное дело судьи Ивановой — Анна Николаевна (соседка бабушки)
1985 — Как стать счастливым — Лидия Михайловна, бабушка Лиды
1986 — Малявкин и компания — Анна Петровна
1986 — Кто войдёт в последний вагон
1988 — Раз, два — горе не беда! — бабушка
1989 — Князь Удача Андреевич — соседка
Татьяна Пельтцер
Народная артистка СССР, лауреат Сталинской премии Татьяна Пельтцер родилась 6 июня 1904 года в Москве. Ее предки по отцу – немцы, по материнской линии – евреи, дед был главным раввином Киева. До начала Великой Отечественной войны в семье говорили исключительно на немецком языке.
Актриса Татьяна Пельтцер
Татьяна родилась в семье знаменитого режиссера и актера, который до Октябрьской революции снял несколько фильмов и играл в театрах. Для девочки он всегда был не просто отцом, а учителем, наставником, образцом для подражания. Отец научил Татьяну Пельтцер живо смотреть на мир, воспринимать жизнь неожиданно.
Татьяна Пельтцер в детстве и молодости
Глядя на папу, девочка осваивала актерское ремесло. Свои первые роли она сыграла в его спектаклях, а в девять лет получила первый гонорар за роль в пьесе «Дворянское гнездо». Профессионально актерскому мастерству она не училась — отсутствие образования мешало ее карьере. Татьяна Ивановна сменила много театров. Признание пришло к ней поздно – почти в 50 лет.
Татьяна Пельтцер дебютировала как профессиональная актриса в 1920 году. Это было в Передвижном театре Красной Армии в Ейске. Вскоре в трудовой книжке актрисы появились записи из Колхозного театра. Через несколько лет Пельтцер вернулась в столицу. В Москве она познакомилась с немецким коммунистом Гансом Тейблером, в 1927 году вышла за него замуж, а через три года уехала с мужем в Германию.
Татьяна Пельтцер в театре
В Берлине немецкий режиссер предложил актрисе роль в спектакле «Инга». Это была ее единственная роль в Германии, потому что в 1931 году Татьяна Ивановна вернулась в СССР и поступила в театр МГСПС (сейчас он называется Театр Моссовета). Актрису без образования зачислили во вспомогательный состав.
Отношения с руководством МГСПС у нее не сложились: через четыре года Татьяну Пельтцер уволили за профессиональную непригодность. В 1936 году разочарованная Татьяна Ивановна переехала в Ярославль, где два года работала в старейшем драмтеатре России. Затем вернулась в Москву и устроилась в только что открывшийся Театр миниатюр.
Татьяна Пельтцер на сцене
Его сцене Татьяна Пельтцер отдала семь лет. Она играла бытовые роли молочниц, банщиц, управдома. Актриса посмеивалась над своими персонажами и в то же время любила их. Ей было сложно сделать карьеру в Театре миниатюр, но со временем у Пельтцер появились свои поклонники.
В 1947 году Татьяна Ивановна перешла работать в Московский академический театр сатиры. Он стал ее вторым домом, театром жизни. Актриса играла увлеченно, но известность к ней пришла после роли Лукерьи в «Свадьбе с приданым». В 1953 году эту постановку сняли на пленку и показали в кинотеатрах страны. Зрители оценили талант Пельтцер – она проснулась знаменитой.
Татьяна Пельтцер в фильме «После дождичка в четверг»
Рассвет карьеры актрисы пришелся на 70-е годы. В этот период у Татьяны Пельтцер было много ролей в театре: Прасковья в «Старой деве», Марселина в «Женитьбе Фигаро», тетя Тоня в «Проснись и пой!» и многие другие. Ее героини были близки и понятны зрителям, она играла легко и очень жизненно — давалась такая игра Татьяне Ивановне с большим трудом. Ее партнеры по сцене знали, что она теряется, как только партнер отступает от текста и начинает импровизировать.
В 1972 году Татьяне Пельтцер присвоили звание народной артистки СССР. Это произошло впервые за 48-летнюю историю Московского академического театра сатиры. Во многом актрисе помог Марк Захаров. Он поставил в этом театре пять спектаклей – во всех у Пельтцер были главные роли.
Татьяна Пельтцер и Марк Захаров
С переходом Марка Захарова в Ленком у актрисы начались проблемы. В 1977 году, после 30 лет работы на сцене Московского академического театра сатиры, она со скандалом уволилась и отправилась в Ленком. Многие коллеги сочли ее уход безумством, потому что начать все сначала в почтенном возрасте не каждый бы смог. В Ленкоме Татьяна Пельтцер сыграла старуху в спектакле «Три девушки в голубом», Клару Цеткин в постановке «Синие кони», Надежду Крупскую в «Диктатуре совести». Ее последняя роль – в спектакле «Поминальная молитва».
Кинодебютом Татьяны Ивановны был эпизод в комедии «Свадьба» в 1943 году. Затем была работа в драме «Она защищает Родину». Первую большую роль она получила в 1945 году в драме «Простые люди». Увы, картина пылилась на полках долгих 11 лет, а Пельтцер играла малозаметные эпизоды все это время.
Татьяна Пельтцер в фильме «Максим Перепелица»
Успех ей принесли роли в комедиях «Максим Перепелица» и «Солдат Иван Бровкин», снятые в 1955 году. Татьяна Ивановна настолько блистательно сыграла сельскую женщину, что ее окрестили «матерью русского солдата».
Татьяна Пельтцер в фильме «Формула любви»
В картине «Иван Бровкин на целине» роль Евдокии сценаристы писали уже под нее. Татьяна Пельтцер снималась много, чтобы ее не забыли. Она играла мам в «Морозко» и «Укротительнице тигров», бабушек в «Карантине», «Вам и не снилось», уборщиц, учителей, медсестер. Ее героини часто затмевали главных героев фильмов.
Личная жизнь
Замужем актриса была всего один раз – за немцем Гансом Тейблером. Они прожили вместе 4 года и развелись, потому что жить вдали от СССР Татьяна не смогла. Бывшие супруги всю жизнь оставались друзьями. Детей у них не было. Ганс женился во второй раз, но, приезжая в Москву, обязательно заходил в гости к Пельтцер. Сын Ганса не раз останавливался в квартире Татьяны Ивановны.
Татьяна Пельтцер в последние годы
Семьей актрисы был ее отец. Последние годы жизни он прожил у нее – молодая супруга выставила мужчину за дверь. В 1959 году дорогого для Татьяны Пельтцер человека не стало. Она тяжело переживала этот удар судьбы.
Актриса была в форме даже в старости. Она каждое утро делала зарядку, красиво одевалась и причесывалась. В 85 лет она много бегала, много курила, пила много кофе. Прислушиваться к рекомендациям врачей Татьяна Ивановна не желала. На экране она была простоватой растеряхой, а в жизни – педантом и аккуратисткой. Актриса никогда не питалась в столовой, даже на гастролях готовила сама. Работать с ней было сложно, потому что она подавляла темпераментом и мощью.
В последние годы жизни Татьяна Ивановна стала забываться – болезнь Альцгеймера прогрессировала. Она лечилась в психбольнице. В 92-м Пельтцер снова попала в клинику с нервным перенапряжением. Там она умудрилась сломать шейку бедра: в 88 лет для человека такой перелом – катастрофа.
Могила Татьяны Пельтцер
16 июля 1992 года к ней, как обычно, пришла домработница Аннушка. Обработала пролежни, сменила постель и угостила Татьяну Ивановну ее любимой сигаретой «Мальборо». Актриса с удовольствием выкурила ее всю. Через 3 часа медсестра сообщила главврачу клиники, что Пельтцер скончалась. Её похоронили на Введенском кладбище, рядом с матерью и отцом.
Татьяна Пельтцер — биография, фото, личная жизнь актрисы
Имя: Татьяна Пельтцер (Tatyana Pelttser)
Дата рождения: 6 июня 1904 года
Дата смерти: 16 июля 1992 года
Место рождения: Москва
Место смерти: Москва
Семейное положение: была разведена
Татьяна Пельтцер — биография
Героиня этой статьи вышла впервые на сцену в девятилетнем возрасте. Слава к ней пришла после сорока. И уже тогда Татьяна Пельтцер стала играть старух. «Бабушка» – так прозвали актрису коллеги. Сама же она себя однажды назвала «счастливой старухой». Лишь имея несгибаемый и твердый характер, можно считать свою судьбу удачной, пережив события, которые вошли в биографию Пельтцер.
Татьяна Пельтцер — детство
Татьяна Пельтцер родилась в актерской семье. В театральном мире ее отец был известен еще до революции. Происходил Иоганн Пельтцер из аристократического немецкого рода. Но до того как женился на дочери раввина, он давно, впрочем, как и вся его родня, забыл о своем дворянском происхождении. Его предки на продолжении последнего столетия занимались преимущественно пошивом шуб. Однако дед знаменитой актрисы не желал становиться ремесленником, а потому отправился в далекую Россию. Наполеон Пельтцер не ведал о том, что ждет его потомков в суровой холодной стране.
Потомок аристократов-ремесленников, достигнув высот в актерском мастерстве, занялся режиссурой. Его малолетняя дочь вошла в труппу. Впервые отец задействовал Татьяну в спектакле «Камо грядеши».
Девочка разрывалась между школой и театром. Уже с ранних лет она проявлялась исключительный талант. Однако помимо актерского дарования, которое ей досталось от знаменитого отца, она имела вздорный нрав Иоганна Пельтцера. О последних годах в жизни актрисы ходит немало легенд. Она была остра на язык, прямолинейна и необыкновенно талантлива. За эти качества ее не любили партнеры по сцене, но обожали зрители.
Татьяна Пельтцер — биография личной жизни
В тридцатые годы молодая актриса познакомилась со своим будущим мужем. По иронии судьбы избранник Пельтцер был немцем. Философ и убежденный коммунист увез свою молодую жену на историческую родину, где она прожила всего четыре года. Ее актерская карьера не сложилась в Германии. Пельцер была приглашена в берлинский театр, но вскоре уволена. Да и личная жизнь не удалась.
Пельтцер больше не выходила замуж. Но дружеских отношений со своим первым и последним супругом актриса не прекращала до самой старости. Он несколько раз посещал ее в Москве. Как утверждают очевидцы, спустя десять минут с момента встречи, бывшие возлюбленные начинали громкой выяснять отношения и искать причину разрыва.
Возвращаясь домой, Татьяна Пельтцер возлагала большие надежды на столичную сцену. Шел 1931 год. На случай расспросов актриса придумала легенду относительно причины распада брака с немцем. Долгие годы она утверждала, что рассталась с мужем исключительно из-за политических разногласий. Много лет спустя Пельтцер признается, что причина заключалась в ее измене. И о том, что всю жизнь жалела о своем поступке.
В Советском Союзе гражданам с немецким происхождением жилось не сладко. Все же, ни Татьяна Пельтцер, ни ее отец не пострадали. Однако судьба брата актрисы оказалась трагической. Еще до войны он был арестован по пресловутой пятьдесят восьмой статье. Затем освобожден. Александр Пельтцер окончил техникум, и даже смог реализовать себя на профессиональном поприще. Но должность старшего конструктора ему пришлось оставить в 1936 году.
Александр уехал в далекий провинциальный город, спасаясь от репрессий. Татьяна же в то время трудилась машинисткой: непростой характер и неблагонадежное происхождение вынудили ее уйти из театра. Впереди были годы скитаний, неустроенной личной жизни, одиночества и потери любимого брата. Попытаться снова устроиться в театр ее убедил отец. Иоганн Пельтцер никогда не сомневался в таланте своей дочери.
Татьяна Пельтцер — Театр Сатиры
В конце сороковых годов Татьяна Пельтцер представляла собой уже немолодую и довольно неудачливую актрису. Она была зачислена в труппу театра Сатиры. Но в то время актриса и представить не могла, что эта сцена принесет ей славу. Благодаря фильму «Свадьба с приданым» о Пельтцер узнала вся страна. Актрисе на момент выхода картины в прокат было сорок семь лет. В этом фильме она сыграла неблагополучную и изрядно пьющую старуху. А с выходом на экран «Солдата Ивана Бровкина» к ней пришла настоящая всенародная любовь.
Татьяна Пельтцер, имея немецкие корни, стала великой русской актрисой. Советские зрители ассоциировали артистку с ее героинями. Пельтцер казалась им родной и понятной. В жизни актриса мало общего имела со своими экранными персонажами. У Пельцер был безупречный вкус в одежде. Свободное от работы время она предпочитала проводить в ресторанах. К тому же, Пельтцер была заядлой курильщицей, и избавиться от вредной привычки не смогла до последних лет жизни. Будучи уже немолодой и, не отличаясь красотой, она давала повод слухам о многочисленных романах. Однако подробности личной жизни актриса скрывала даже от близких подруг.
Татьяна Пельтцер — Одиночество
Театр стал домом для Пельтцер. Она проводила здесь большую часть времени. А обстоятельства личной жизни лишали ее последней надеждой на счастье. Отец актрисы тяжело болел. После спектакля и оваций она торопилась домой. Днем нанимала сиделку. Но как бы тяжело не было немолодой актрисе разрываться между театром и домом, после смерти отца она познала горечь настоящего одиночества. А спустя год попал в аварию брат. После катастрофы Александр Пельтцер стал инвалидом. Жена и дети от него отказались, и единственным человеком, который взял на себя заботу о человеке, прикованном к инвалидной коляске, стала сестра. Татьяна Пельтцер снова спешила из театра домой.
Татьяна Пельтцер — Ленком
В театре Сатиры Татьяна Пельтцер проработала тридцать лет. Но после грандиозного скандала с главным режиссером она покинула и эту сцену. Вскоре актрису пригласили в свой театр Марк Захаров. В «Ленкоме» Татьяна Пельтцер провела последние годы. Она выходила на сцену даже тогда, когда память стала ей отказывать.
Татьяна Пельтцер — последние годы, смерть
Последние дни великая актриса провела в психиатрической лечебнице, и единственным человеком, который навещал актрису, была ее домработница. Пельтцер стремительно теряла связь с внешним миром. И лишь за день до смерти к ней вернулось сознание: она много шутила и была весела.
Умерла Татьяна Ивановна Пельтцер 16 июля 1992 года. На Введенском кладбище в Москве проститься с Народной артисткой, лауреатом многочисленных премий и самой знаменитой бабушкой Советского Союза пришло всего несколько человек.
Татьяна Пельтцер
А ктриса Татьяна Пельтцер прожила яркую жизнь с ранним сценическим успехом и зрелыми неудачами, международным брачным союзом и одиночеством на закате жизни. Почти восемь десятилетий в жизни Татьяны Ивановны были театр и кино, признание и любовь зрителей.
Успех на грани обморока и профнепригодность
Свою первую роль Татьяна Пельтцер сыграла в 9 лет в спектакле «Камо грядеши» в Екатеринославле. Вторую — в постановке «Дворянское гнездо». Она принесла маленькой актрисе первый гонорар. А 10-летняя Таня в образе Сережи из «Анны Карениной» уже доводила особо чувствительных зрительниц до обморока — так убедительна была сцена прощания Анны с сыном и маленькая актриса, главным учителем для которой был отец.
Обрусевший немец Иоганн Робертович называл себя Иваном Родионовичем. Сын трактирщика вопреки воле отца стал актером. Несмотря на то что до Первой мировой войны в семье Пельтцер говорили по-немецки, Иоганн Пельтцер сумел стать настоящим русским актером и передать любовь к театру своей дочери. Отец вывел ее и в жизнь, и на сцену, которая стала для нее смыслом жизни — даже без профессионального образования.
Передвижной театр Политуправления — первый театр актрисы. Нахичевань, Ейск и уже затем Москва. В 1923 году Татьяну Пельтцер приняли в труппу Театра Московского губернского совета профсоюзов — нынешнего Театра Моссовета. Поработать там удалось недолго: актриса была уволена с формулировкой «за профнепригодность». Она ушла, чтобы вернуться на эту сцену почти спустя десятилетие, поработав машинисткой на заводе и побывав замужем за немецким философом.
Немка Татьяна в Германии
Немецкий коммунист и философ Ганс Тейблер, приехавший в Москву учиться в Школу Коминтерна, увез актрису в Германию. Татьяна Ивановна работала машинисткой в советском торгпредставительстве, но актерская профессия не отпускала.
В Берлине в то время работал известный режиссер Эрвин Пискатор. Творческий коммунист ратовал за театры, обращенные к рабочим, и, узнав, что фрау Тейблер в прошлом актриса, пригласил ее в спектакль «Инга» по пьесе советского драматурга Глебова.
После четырех лет жизни в Германии Татьяна Пельтцер вернулась в СССР. Причины называли разные — от тоски по родине до бурного романа с советским инженером.
Биография Татьяны Пельтцер
Пельтцер Татьяна Ивановна (1904-1992) – советская актриса кино и театра. У неё практически не было главных ролей, в основном второстепенные, но зрители запоминали фильмы именно благодаря персонажам Татьяны Ивановны. Она была одарённой, мудрой и по-настоящему народной, её называли «любимой бабушкой Советского Союза». Великая Пельтцер могла одновременно вызывать у зрителя доброту, улыбку и сострадание. Когда она появлялась на сцене – все смеялись, а когда уходила – смахивали слезу. В 1972 году ей присвоили звание Народной артистки Советского Союза.
Рождение и семья
Татьяна появилась на свет в Москве 6 июня 1904 года. Предки по папиной линии были немцами. Основателя династии Пельтцер звали Наполеоном, ему было всего девятнадцать лет, когда пешком из Рейнланда (историческая область в Германии по среднему течению реки Рейн) он добрался в Россию. Здесь Наполеон обосновал портняжную мастерскую, начал шить шубы, которые в народе назывались «пельтцы», отсюда и взяла начало фамилия.
Отца Татьяны по-настоящему звали Иоганн Робертович, но он предпочитал русский вариант своего имени – Иван Романович. Родился Пельтцер в 1871 году, он прервал наследственное швейное занятие, потому что очень увлекался искусством, окончил в Москве театральное училище, после чего работал в театре Корша. Начал сниматься в кино накануне Октябрьской революции в 1916 году. В период Великой Отечественной войны служил в театре имени Моссовета. На его счету десятки киноролей, самые известные из которых в картинах «Белеет парус одинокий», «Медведь», «Человек в футляре», «Приключения Корзинкиной», «Васёк Трубачёв и его товарищи». Иван Романович имел потрясающее чувство юмора и невероятное жизнелюбие.
Предки по линии матери были евреями, дедушка в Киеве служил главным раввином. До замужества маму звали Ройзен Эсфирь Боруховна, после бракосочетания она поменяла не только фамилию, но и имя на Евгению Сергеевну Пельтцер.
В 1906 году у Татьяны появился младший брат Александр, который в будущем стал известным конструктором в области автомобилестроения. Он работал главным инженером на заводе имени Лихачёва, в послевоенное время занимался разработкой гоночных автомобилей.
Первый сценический опыт
Татьяна по темпераменту очень была похожа на отца – решительная, резкая, упорная, поэтому не удивительно, что маленькая девочка уже с детских лет мечтала о сцене. Иван Романович стал для дочери первым и единственным преподавателем актёрского мастерства. Он был не только одним из первых Заслуженных артистов РСФСР и лауреатов Сталинской премии, но и замечательным учителем, ещё до революции организовал небольшую театральную школу. Отец научил Таню видеть мир живым, а саму жизнь воспринимать всегда необычно и неожиданно.
Свою первую роль Пельтцер сыграла в девятилетнем возрасте. Причём это был не какой-нибудь детский утренник, а настоящий взрослый спектакль по произведению польского писателя Генриха Сенкевича «Камо грядеши». Важное событие в жизни ребёнка случилось в 1913 году в Екатеринославле в театральной труппе режиссёра Н. Н. Синельникова. Таня играла Авгия – брата главной героини Литтии. Она хорошо запомнила, какое настроение праздничности охватило её, когда впервые вышла на сцену перед зрителями.
Её следующей работой стала постановка романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо», за этот спектакль в 1914 году Татьяна уже получила небольшой гонорар. В одиннадцать лет в частной антрепризной постановке «Анны Карениной» Пельтцер отлично справилась с ролью Серёжи – сына главной героини. Она так хорошо сыграла сцену прощания мальчика со своей матерью, что особенно впечатлительные дамы теряли в зале сознание от нахлынувших чувств.
В сезоне 1915-1916 годов её отец организовал в Харькове театр миниатюр. Дела шли не совсем благополучно, и, чтобы поднять сборы, Иван Романович поставил «Красную Шапочку» и «Белоснежку». Таня была задействована в этих спектаклях, будучи ученицей гимназии.
Многие предлагали ей продолжить обучение актёрскому мастерству на курсах или в училище, но подобные советы Татьяна воспринимала как оскорбление. Она считала, что её отец – замечательный актёр и способен научить дочь всему, что нужно для этой профессии.
Долгий путь к своему театру
Настоящий путь в актёрской профессии начался у Татьяны в 1920 году, когда родители отпустили её на гастроли с передвижным театром Политуправления. Новая страна иначе смотрела на искусство, поэтому приходилось подстраиваться. Пельтцер постоянно находилась в творческом поиске, хваталась за любую предложенную роль. В её трудовой книжке появился целый список театров, которые она меняла каждый год, – Нахичевани, Ейска, Военно-Морского флота, Комедии; МСГПС (сейчас театр имени Моссовета).
Затем в театральной карьере актрисы наступил пробел, она вышла замуж и уехала в Германию. Вернулась в 1931 году и продолжила работу в труппе театра имени Моссовета. В 1934 году её уволили за профнепригодность (специального образования актриса так и не получила). Тане пришлось устроиться машинисткой на завод, где её младший брат трудился на должности главного инженера. С 1936 года в её жизни снова началась череда театральных заведений:
- Ярославский драматический театр имени Волкова Ф. Г.;
- Московский областной колхозно-совхозный театр;
- театр имени Моссовета;
- Московский театр миниатюр;
- театр-студия киноактёра.
Театр Сатиры
В 1947 году Пельтцер была принята в труппу московского театра Сатиры, где проработала тридцать лет. Первые постановки и роли принесли Татьяне Ивановне популярность в театральной среде, её лёгкая и жизненная игра была понятна и близка зрителям.
Всех своих героинь актриса очень любила за сердечную доброту и крепость рук. Чаще всего ей доставались острохарактерные, бытовые роли:
- дежурная по этажу в постановке «Вас вызывает Таймыр»;
- Манефа в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты»;
- няня Гинесс в «Доме, где разбиваются сердца»;
- мадам Ксидиас в «Интервенции»;
- Фрекен Бок в «Малыше и Карлсоне, который живёт на крыше»;
- Марселина в «Безумном дне или женитьбе Фигаро»;
- тётя Тони в постановке «Проснись и пой»;
- мамаша Кураж в спектакле «Мамаша Кураж и её дети».
В кино Татьяна дебютировала в 1943 году, но почти в течение десяти лет все её роли были мизерными и незаметными. Пока в 1953 году она не сыграла в «Свадьбе с приданым». Её Лукерья Васильевна Похлёбкина влюбила в себя всю страну. А настоящая всесоюзная любовь и бешеная популярность обрушились на неё после выхода комедий «Максим Перепелица» и «Солдат Иван Бровкин».
Слава пришла к ней, когда актриса уже отметила полувековой юбилей, поэтому чаще всего Татьяне Ивановне доставались роли мам или бабушек главных героев:
- тётя Лиза в «Большой семье»;
- прабабушка в «Карантине»;
- Феодосья Ивановна в «Формуле любви»;
- мама жениха в «Морозко»;
- Глафира Анискина в «Деревенском детективе»;
- бабушка Томы в «Приключениях жёлтого чемоданчика»;
- гофмейстерина в «Двенадцати месяцах»;
- бабушка Нины в «Чудаке из 5-Б»;
- Берта в «Царевиче Проше»;
- тёща Кисы Воробьянинова в «12 стульях»;
- баба Варвара в сказке «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил»;
- миссис Поппетс в «Трое в лодке, не считая собаки»;
- бабушка Ромы в фильме «Вам и не снилось».
В 1972 году «любимой бабушке Советского союза» было присвоено звание Народной артистки СССР.
Театр «Ленком»
В 1977 году в театре Сатиры у актрисы начались разногласия с режиссёром Валентином Плучеком. Татьяна Ивановна перешла в театр имени Ленинского комсомола (Ленком), которым руководил Марк Захаров. Здесь она выходила на сцену в течение пятнадцати лет, почти до самой смерти. Пельтцер вошла в театр как «комедийная старуха» и стала в нём царицей. Бенефисом была роль старушки Фёдоровны в постановке произведения Людмилы Петрушевской «Три девушки в голубом». Зрители порою шли только на эту актрису.
Последним спектаклем в её жизни была «Поминальная молитва». Татьяна Ивановна уже плохо передвигалась, забывала текст, но Марк Захаров всё равно сделал эту постановку, специально под неё. Персонаж старой еврейки Берты придумал для Пельтцер Григорий Горин. Роль её сына играл Александр Абдулов. Он настолько бережно водил Татьяну Ивановну по сцене, будто она была фарфоровой кружечкой тонкой ручной работы. Именно такой хрупкой драгоценностью её считали все актёры театра Ленком.
А зрители на этом спектакле улыбались и плакали. Улыбка была от счастья, что им выпала честь видеть на сцене великую актрису. А слёзы от того, что все понимали – они прощались с Татьяной Ивановной Пельтцер.
Личная жизнь
Первая любовь настигла Татьяну, когда она была юной девушкой семнадцати лет. В 1921 году с труппой передвижного театра Таня работала в разных городах. В Ейске произошло её знакомство с белокурым красавцем, статным и высоким актёром Александром Яковлевым. Он был старше Тани на четыре года, имел героическое прошлое – воевал в Гражданской войне в конной армии Семёна Будённого. Жизненного опыта в отношениях с женщинами у Яковлева было гораздо больше, чем сценического, ухаживать он умел красиво и настойчиво. Татьяна потеряла голову от такого кавалера. Однако их роман оказался бурным, но не долгим.
Был период, когда она подрабатывала в драматическом кружке на Московской карандашной фабрике. Там многие парни пытались завязать с Таней отношения. Но она не находила общего языка с фабричными работягами, ей нужен был муж с глубоким внутренним миром.
Со своим будущим супругом – немецким коммунистом Гансом Тейблером – Пельтцер познакомилась в 1926 году на демонстрации 7 ноября. Он тогда находился на обучении в московской школе Коминтерна. Его готовили для нелегальной работы, но Тане Ганс сначала сказал, что он – философ, занимается изучением марксизма. Всю правду она узнала лишь накануне свадьбы.
Спустя год после знакомства, 7 ноября 1927 года, в десятую годовщину революции, Таня и Ганс расписались. Они уехали в Берлин, где Тейблер помог молодой жене устроиться в советское торговое представительство машинисткой. Так как работа была связана с секретными бумагами, обстановка с каждым днём становилась всё напряжённей – постоянная бдительность, подозрения друг на друга, обыски охраны.
Работа не приносила ей радости, к тому же не всё удачно складывалось и в семейной жизни. С супругом они недопонимали друг друга и стали отдаляться. Да ещё и немецкие врачи, на которых Пельтцер очень надеялась, подтвердили диагноз московских коллег – Татьяна бесплодна и никогда не сможет иметь детей. Всё это в итоге привело к разводу и возвращению Тани в СССР.
Впоследствии Ганс часто приезжал по работе в Москву, каждый раз звонил Татьяне, приглашал в ресторан на встречу. Она тяготилась этим, но уклоняться считала невежливым. Единственное коротенькое замужество оставило в душе актрисы глубокий след.
Во время войны Пельтцер была эвакуирована в Киргизию. Там она познакомилась с инструктором авиационной школы Андреем Мельником. Между ними завязались романтические отношения. После ранения в Испании в 1937 году у Андрея были неподвижными пальцы левой руки, но майор постоянно их разрабатывал и просился на фронт. В 1943 году его просьбу удовлетворили, но вскоре он погиб.
Ещё один роман был у Татьяны уже после войны, когда она устроилась работать в театр Сатиры. Отношения между Пельтцер и её женатым коллегой актёром Иваном Бодровым длились почти десять лет. Расстались они друзьями, и после этого в жизни актрисы бывали лишь совсем короткие курортные интрижки.
Так что замужем актриса больше не была, детей и внуков у неё нет. Долгое время проживала вместе с отцом, который много раз женился, потом оставлял жилплощадь молодым жёнам, уходил ни с чем в комнатку к любимой дочери. В 1959 году отец Татьяны ушёл из жизни, и актриса осталась совсем одна.
Болезнь и смерть
До 85 лет Татьяна Ивановна делала по утрам зарядку, и, несмотря на рекомендации врачей, много курила и пила кофе. Но в 1991 году от нервного перенапряжения актриса стала терять память. Она прошла курс лечения в психиатрической клинике и ещё вернулась на сцену. Но в следующем 1992 году упала и получила перелом шейки бедра, оказавшись прикованной к постели. Потом добавились пневмония и инфаркт.
16 июля 1992 года поздно вечером на больничной кровати Татьяна Ивановна тихо ушла из жизни, выкурив за несколько часов до этого свою последнюю сигарету, которую, несмотря на запреты врачей, ей принесла домработница Аня.
Актрису похоронили на столичном Введенском кладбище рядом с братом и отцом.
Со дня рождения любимой советскими детьми бабушки №1 прошло 115 лет
Татьяна Ивановна Пельтцер появилась на свет в Москве 6 июня 1904 года в семье Ивана Романовича Пельтцера и его супруги Евгении Сергеевны. Родители будущей актрисы носили не свои имена. Отца девочки, названной русским именем Таня, на самом деле, звали не Иван, а Иоганн. А дедушку не Роман, а Роберт.
В семье Тани разговаривали на немецком. Именно этот язык стал для девочки родным. Отец Иоганн (Иван) Пельтцер привил девочке любовь к театральному искусству. Впервые на сцене Таня оказалась в далёком 1909 году, когда в возрасте 5 лет сыграла роль… Серёжи Каренина.
Рыдая, зрители рукоплескали чудо-мальчику, оставшемуся без окончившей жизнь самоубийством под колёсами поезда мамы. И никто не догадывался, что аплодирует девочке, которую зовут Таня Пельтцер. А ещё её отцу, который сделал всё возможное и невозможное для развития таланта дочери.
Природным актёрским даром и «папиными университетами» дело и ограничилось. Таня никогда не училась в театральных вузах и не получила актёрского образования, хотя – кто же спорит? – всю жизнь могла заткнуть за пояс любых «дипломированных» актрис.
1917-й. Тане 13 лет. Грянула революция, которая спутала карты начинаниям миллионов людей.
Профессиональный дебют актрисы Татьяны Пельтцер состоялся лишь в 1920 году, когда мир был безвозвратно иным. Актриса была ангажирована Передвижным театром Красной Армии, в составе которого колесила по городам и весям Советской России. В её биографии возникали рабочие и колхозные театры.
Внешность молодой актрисы была интересной. Роковой красавицей, от одного вида которой падали в обморок мужчины, она никогда не была. Но оцените этот вызывающе несоветский взгляд!
Спустя несколько лет карьера молодой и очень темпераментной актрисы неожиданно прервётся. Ей встретится…
Любимый Ганс
Ганс Тейблер, имевший коммунистические взгляды, оказался в 20-е годы в Москве, где по уши влюбился в Татьяну. Вскоре девушка получила предложение, от которого она не смогла отказаться.
Немецкая пара некоторое время пожила в Москве, а затем задумалась о переезде на его и её историческую Родину, где перспектив для Ганса, опытного инженера завода Opel, было значительно больше.
В Берлине Таня шлифовала немецкий, который знала и без того неплохо, работала в торговом представительстве, свободно общалась с представителями немецкого театрального бомонда и мечтала, что однажды, именно здесь, взойдёт её звезда. Пельтцер действительно выйдет в Германии на сцену. Но сыграет лишь одну роль в спектакле по пьесе советского драматурга А.Глебова «Инга». Дальнейшим планам на европейскую жизнь и карьеру помешали два весьма значимых фактора.
Адюльтер и Фюрер
Всё дело в том, что Татьяна Ивановна была романтичной, увлекающейся и… довольно честной натурой. В Берлине судьба свела её с одним советским специалистом. Произошёл головокружительный роман. Изменив супругу, актриса не придумала ничего лучше, как признаться ему. Это породило огромную трещину в отношениях между Таней и обиженным Гансом.
К тому же в одном из увеселительных заведений она наблюдала за пылким выступлением стремительно набиравшего в Германии популярность немца с горящими глазами. Его антисемитской риторикой были воодушевлены все собравшиеся в баре бюргеры. И, конечно же, Тане это было не по душе.
Звали мужчину Адольф Гитлер. Татьяна Ивановна вспоминая об этой случайной встрече с лидером НСДАП, говорила о фюрере чисто по-женски:
— Он мне сразу как-то… не приглянулся.
Разрыв с мужем и рост фашистских настроений в Германии побудили её, на тот момент уже гражданку Германии, вернуться в Москву. И в этот период происходят, пожалуй, самые странные события в её жизни.
В истории судьбы Татьяны Пельтцер нет ответа на вопрос о том, как ей, удастся вернуться в советскую Россию и уцелеть? Ведь поводов для ареста и расстрела беглянки, прожившей несколько лет в Германии, было более чем предостаточно.
Именно этот факт у многих исследователей её судьбы вызывает подозрение, что Татьяна Ивановна в какой-то момент получили предложение сотрудничать со всем известным ведомством на Лубянке. Без поддержки чекистов актриса, если не в начале 30-х, то уж в 1937-м точно, оказалась бы на Колыме или в расстрельной яме.
Но ей возвращают гражданство. Она без проблем меняет приобретённую фамилию Тейблер на девичью Пельтцер. И преспокойно живёт в столице СССР, работая в театре МОСПС (нынешний театр Моссовета).
Опровергает теоретическую возможность тесных связей с НКВД тот факт, что, перешагнув тридцатилетний возрастной рубеж, когда в жизни многих актрис главные роли оказываются позади, она внезапно утрачивает работу в театре с формулировкой «профнепригодность». Происходит это в 1934 году.
Перед актрисой, пережившей распад семьи и потерю самого значимого – работы! – разверзлась бездна депрессии, из которой помог выбраться родной брат, работавший главным инженером на заводе «ЗИС».
Татьяну берут машинисткой. Печатает она на подзабытом русском медленно, а порой и с ошибками. Выслушивает от руководства прозрачные намёки на то, что ей пора вернуться к театральной работе. И, в конечном итоге, следует рекомендации — устраивается в один из старейших русских театров, но уже не в Москве, а в Ярославле.
Невообразимая коллизия судьбы возвращает её в театр Моссовета в 1938-м, а в 1940-м 36-летняя Пельтцер попадает в Московский театр эстрады и миниатюр. Сегодня он называется «Эрмитаж». Она постепенно приближается к зрелому возрасту, в котором мы узнаем и полюбим её.
И ещё: в период печально известной депортации немцев семья Пельтцер едва не была выслана из Москвы в полном составе. Но актёры Борис Андреев, Пётр Олейников, Мария Миронова и Рина Зелёная совершили отчаянный поступок: пошли в Минкульт и отстояли Татьяну Ивановну перед лицом «партии и правительства».
В роковой для страны период 40-х Пельтцер, в жизни больше походившая на светскую львицу и предпочитавшая иметь в гардеробе пусть минимум, но по-настоящему дорогих вещей, нащупывает свою творческую нишу. Она играет роли уморительно смешных банщиц, нянек, молочниц.
Известной широкой зрительской аудитории она становится после уморительно смешной и одновременно трогательной роли деревенской бабки-выпивохи Лукерьи в спектакле «Свадьба с приданым». Рассказанная со сцены история настолько полюбится зрителям, что по мотивам спектакля снимут фильм, а Татьяна Ивановна Пельтцер получит Сталинскую премию третьей степени.
К моменту карьерного взлёта ей было уже 50 — возраст, в котором о создании семьи думать поздно, но о профессиональном рывке, как оказалось, нет.
Татьяна Ивановна была настолько достоверна в этой роли, что режиссёра Бориса Ровенских упрекали, дескать, взял на эту роль пьющую актрису, а самой Пельтцер на адрес киностудии шли тонны писем с рекомендациями о том, как избавиться от алкоголизма.
Не менее успешной стала картина «Солдат Иван Бровкин», где Татьяна Ивановна сыграла мать простого русского солдата. Главную роль в этом фильме исполнил легендарный кумир поколения 50-х Леонид Харитонов.
Пройдут годы. И в разгар перестройки Леонид Владимирович уйдёт из жизни после третьего инсульта в возрасте 57-ми лет всеми забытый, давно не появлявшийся на экране в серьёзных ролях. Его могилу на Ваганьковском будет украшать множество венков, среди которых будет выбиваться один — с надписью «От любящей мамы».
Среди поклонников таланта актёра этот венок вызовет недоумение, ведь мать актёра уйдёт из жизни намного раньше сына. Венок был послан 83-летней Татьяной Ивановной Пельтцер. Она была на гастролях и не могла приехать на похороны «сына» в Москву.
С 1947 по 1977 год великая актриса воплотит множество по-настоящему прекрасных ролей на сцене театра Сатиры, откуда ушла после одной из репетиций спектакля «Горе от ума». Между Татьяной Пельтцер и режиссёром Валентином Плучеком произошёл конфликт.
Актриса, которую в жизни будет отличать очень непросто характер, бросила заявление с одной лишь короткой фразой: «Прошу освободить меня от работы в театре». Плучек будет еще более лаконичен: «Не возражаю!» — напишет он.
С неимоверной лёгкостью она ушла к малознакомому ей тогда режиссёру Марку Захарову в театр Ленком, где проработает до самого конца своей жизни. Захаров примет её, несмотря на то, что их первая встреча была очень неприятной.
— И почему это людям, которые ни черта не смыслят в режиссуре, доверяют ставить спектакли? — во всеуслышание заявила однажды Татьяна Пельтцер после того, как Марк Анатольевич провёл детальный разбор пьесы с актёрским составом.
Это мимолётное неприятие вскоре сменилось глубочайшей творческой симпатией режиссёра и актрисы.
Многомиллионной аудитории она запомнится бесконечной палитрой ролей тётушек и бабушек, хотя в жизни божьим одуванчиком не была ни секунды.
Она могла подбить актёров сорваться с гастролей и уехать в другой город. До самых последних дней Татьяна Ивановна была заядлой курильщицей, начинавшей и заканчивавшей день сигаретой Marlboro. Её «двушка» в центре Москвы (в актёрском доме на улице Черняховского) была излюбленным местом для ленкомовских выпивох и преферансистов, где бездетная актриса всегда находила, чем угостить коллег-лицедеев.
Играла она в преферанс из рук вон плохо, но когда проигрывала, как правило, не видела своей вины, а костерила отборным русским матом неизменного партнёра по игре Леонида «Мюллера» Броневого, упрекая его в том, что он сделал неверный ход.
Сыгравшая образцовых бабушек актриса была той ещё матершинницей. И, когда к ней подкралось страшное возрастное заболевание, отнявшее у нее в итоге память, она немало «удивила» этим зрительный зал. Как? Да просто вышла на сцену и откровенно призналась затаившей дыхание публике.
— Ничего не помню! — при этом вместо слова «ничего» было использовано куда более крепкое словцо.
Её любили за то, что в ней удивительным образом сочеталась немецкая аккуратность (в доме всегда была идеальная чистота, а сама актриса даже в последние дни в больнице делала всё, чтобы выглядеть опрятной) и русская обезбашенность.
Она могла себе позволить не только опоздать на репетицию или сбор труппы, но и нахамить любому из режиссёров. В том числе, Марку Анатольевичу Захарову. Последний однажды устал от выходок Александра Абдулова и решил выгнать его из театра.
— Так, что здесь происходит? — вошла Пельтцер на собрание труппы, опоздав минут эдак на 40.
— Да вот, Сашку Абдулова отчисляют из театра, — мрачно произнёс кто-то из её коллег.
— Сашку? — искренне изумилась Пельтцер. — Абдулова?! А зритель на кого ходить будет? На тебя? Или может на тебя? — поинтересовалась она у Марка Захарова, указав на него перстом.
— Всем спасибо. Собрание закончено. Абдулов остаётся в театре! — поспешно произнёс Захаров.
В своих партнёров Татьяна Ивановна, умевшая любить не только материнской любовью, часто влюблялась и стремилась к тому, чтобы быть рядом с объектом этой странно смотревшейся для иных людей привязанности.
Согласно старой театральной байке, которая очень правдиво отражает характер Пельтцер, она вступила в компартию только потому, что не хотела ждать у дверей парткома одного из своих избранников — женатого актёра Ивана Бодрова.
— Что же? Он там сидит, а мне под дверью куковать? — совершенно искренне удивившись, произнесла она.
Так Татьяна Ивановна Пельтцер стала членом КПСС.
Все те, кого она отстаивала перед лицом администрации в театре, впоследствии, когда подкралась страшная болезнь, настигавшая актрису порой на сцене, отплатили ей добром. Абдулов, видя, что актриса забывает текст, подыгрывал ей и часто говорил за неё всю роль.
Но нередко даже симптомы её болезни порождали удивительные и впоследствии закреплявшиеся импровизации.
— Как его зовут? — спросила у Александра Абдулова Татьяна Ивановна, не помня имя персонажа, к которому должна была обратиться.
— Степан! — живо подсказал ей Абдулов.
— Какая редкая фамилия, — вдруг ни с сего, ни с того сморозила актриса.
И зал, в котором сидел и режиссёр спектакля Марк Захаров, буквально лёг от смеха.
В последние годы рядом с ней не осталось никого. Ушли из жизни отец, а затем и младший брат, который работал испытателем автомобильной продукции завода. Разбившись, он стал инвалидом и стал не нужен ни детям, ни жене.
Пельтцер красиво отблагодарила самого родного человека на земле за то, что когда-то устроил её на работу машинисткой, купив ему квартиру в соседнем подъезде дома, где жила она сама. Но состояние Александра Пельтцера стремительно ухудшалось, и вскоре его не стало.
Татьяна Ивановна осталась вместе с домработницей Анной Кукиной, игравшей при ней роль помощницы и сиделки. Именно этой внимательной и заботливой женщине была отписана в завещании квартира на Черняховской улице.
Но в театральной среде в подкравшуюся новую эпоху тотального бандитизма нашлись люди, которые воспользовались беспамятством актрисы и распорядились её судьбой по-своему.
Администратор Большого театра втёрлась в доверие к пожилой, теряющей рассудок женщине. Она выгнала сиделку, забрала сберкнижку актрисы. Самой Татьяне Ивановне была вызвана «бригада», после чего актриса была госпитализирована в психиатрическую больницу, где проводила время в общей палате с буйными людьми.
Только после того, как в 1991 году практически свободная и желтеющая на глазах пресса опубликовала статью с заголовком в стиле «Татьяну Пельтцер избивают в сумасшедшем доме», вмешались коллеги.
«Ленкомовцы» вернули сиделку, забрали сберкнижку, восстановили завещание и перевели актрису в обычную клинику, откуда она приезжала на спектакли. Увы, в какой-то момент не желавшая мириться с немощностью и отличавшаяся подвижностью Татьяна Ивановна проиграла войну с глубокой старостью. Она упала и сломала шейку бедра.
Для пожилого человека это было приговором.
В последний вечер Анна Кукина навестила её в больнице. 88-летняя актриса покурила, поела при ней, после чего домработница и помощница помогла ей переодеться, а затем ушла.
В 22.30 16 июля 1992 года Анне позвонили из больницы:
— Татьяна Ивановна умерла.
В Москве стояло невыносимо жаркое и прекрасное лето. Последнее лето, согретое доброй улыбкой великой актрисы Татьяны Пельтцер.
Добавить коммент