Рихард Вагнер – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019


Рихард Вагнер – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Рихард Вагнер

Немецкий композитор Рихард Вагнер — личность неоднозначная. С одной стороны, его политические взгляды противоречат принципам гуманизма (и это еще мягко сказано). Его творчеством (не только музыкой, но и философскими статьями) вдохновлялись идеологи фашистской Германии, превратившие Вагнера в символ нации. С другой стороны, вклад композитора в развитие музыки грандиозен.

Портрет Рихарда Вагнера

Он изменил принципы оперного искусства, введя в оперу сквозное драматическое действие и бесконечную мелодию. Его наследие вдохновляет современных композиторов, продолжает жить в рок-музыке, тяжелом металле и литературе.

Детство и юность

Родился Вильгельм Рихард Вагнер 22 мая 1813 года в Лейпциге – городе, на тот момент принадлежавшем Рейнскому Союзу. Мать Йоханна Розина произвела на свет девять детей. Отец Карл Фридрих Вагнер, полицейский писарь, умер от тифа 23 ноября 1813 года. Уже с этого момента начинаются споры биографов композитора: часть из них считает, что отцом Рихарда был его отчим, Людвиг Гейер.

Рихард Вагнер в молодости

Замуж за актера Гейера многодетная вдова вышла через три месяца после смерти супруга. Как бы то ни было, этот талантливый человек повлиял на выбор карьеры пасынка. Вторую по значимости роль в судьбе брата сыграла старшая сестра, Йоханна Розалия. Популярная актриса поддерживала Рихарда в намерении стать музыкантом.

До 13 лет Рихард учился в школе Святого Фомы – старейшем гуманитарном училище города. В 15 лет юноша понял, что его знаний недостаточно для написания музыки (а тяга уже возникла), и с 1828 года начал обучаться теории музыки у Теодора Вайнлига, кантора церкви Святого Фомы. В 1831 году продолжил обучение в университете Лейпцига.

Как многим знаменитостям, Вагнеру нередко приписывают чужие произведения. Например, в сочетании с его именем в сети упоминается «Реквием по мечте». На самом деле, саундтрек к одноименному фильму Даррена Аронофски написал Клинт Мэнселл в 2000 году. Хотя не исключено, что Мэнселл вдохновлялся вагнеровской композицией «Путь в Вальхаллу» из оперы «Гибель богов»

Композитор Рихард Вагнер

С именем классика связывают и зловещее «Танго смерти». Согласно легенде, во время массового уничтожения евреев в фашистских лагерях звучала музыка Вагнера. В действительности доподлинно неизвестно, что играли лагерные оркестры. Но маловероятно, что это были его композиции. Вагнер творил с размахом и для исполнения его произведений нужен большой симфонический оркестр.

В XIX веке вагнеровская музыка была настолько революционной, что для постановки «Кольца Нибелунга» по проекту композитора построили Байройтский оперный театр. Акустические эффекты концертного зала тщательно продумывались. Например, оркестровая яма была прикрыта козырьком, чтобы музыка не заглушала голоса певцов.

Вагнер написал 13 опер, из них 8 стали классикой, а также несколько менее масштабных музыкальных произведений, включая либретто к операм, а также 16 томов статей, писем и мемуаров. Оперы Вагнера отличаются длиной, пафосом и эпичностью.

Оперы «Феи», «Запрет любви», «Риенци» относятся к раннему периоду творчества композитора. Первым зрелым произведением стал «Летучий голландец» — эпический рассказ о корабле-призраке. «Тангейзер» рассказывает печальную историю любви менестреля и языческой богини. «Лоэнгрин» — опера о рыцаре-лебеде и неразумной девушке. Здесь уже во весь голос заявляет о себе гений.

«Тристан и Изольда» — рекордсмен по продолжительности отдельных номеров. Любовный дуэт героев во втором акте длится 40 минут, монолог раненого Тристана в третьем акте — 45 минут. Для исполнения вагнеровских композиций оперных певцов пришлось обучать заново. Так зародилась новая оперная школа.

Композитор Рихард Вагнер

Историю о Кольце Власти Вагнер сочинил за сотню лет до Дж.Р.Р. Толкина. «Золото Рейна» открывает цикл «Кольцо Нибелунга». Вторая опера цикла, «Валькирия», содержит «визитную карточку» Вагнера — сцену «Полёт валькирий». «Зигфрид» — самая позитивная опера в цикле: герой убивает дракона и обретает любовь.

Все завершает «Гибель богов», состоящая из лейтмотивов предыдущих опер цикла, включает знаменитый «Траурный марш на смерть Зигфрида», который впоследствии исполнили на похоронах композитора.

Личная жизнь

Несмотря на то, что Рихард был невысок ростом (166 см) и некрасив, большую часть жизни беден, не обладал титулами или званиями – он всегда привлекал женщин. Множество любовных интрижек с артистками и поклонницами остались никому не известны, но три женщины навечно вписаны в биографию гения.

Рихард Вагнер и Минна Планер

Минна Планер, первая жена. Закулисное увлечение двадцатилетнего дирижера красивой артисткой увенчалось браком в ноябре 1836 года. Молодая жена была на четыре года старше мужа, опытнее в житейских делах и более прагматична. Семья переезжала из Кенигсберга в Ригу, оттуда – в Петербург, Митаву и Париж. На новом месте Минне удавалось быстро свить уютное гнездышко и обеспечить мужу надежный тыл для творчества.

С годами это давалось ей труднее. После краха революции в 1849 году Вагнеры бежали в Веймар к Листу, а оттуда в Швейцарию. В Цюрихе Рихард встретил новую музу: Матильду Везендонк. Двадцатилетняя красавица и ее муж Отто были горячими поклонниками творчества композитора. Богатый коммерсант Везендонк организовывал концерты Вагнера и подарил тому «тихое убежище» – домик рядом с собственной виллой.

Рихард Вагнер и Матильда Везендонк

В этом «убежище» написаны «Зигфрид» и «Тристан». Матильда была объектом этой страстной песни любви и ценила ее по достоинству. Муза композитора тоже сочиняла музыку и писала стихи и прозу. Потомкам остались письма Вагнера к Матильде, опубликованные после ее смерти. Доподлинно неизвестно, были ли Рихард и его покровительница любовниками, но большинство биографов так считают.

Любовь к Козиме фон Бюлов настигла Вагнера в 1864 году, в период внезапного благополучия. Юный король Баварский Людвиг II, влюбленный в творчество Вагнера (а по мнению некоторых историков – в самого Рихарда), пригласил его ко двору, в блестящий Мюнхен. И не только расплатился с кредиторами, но и щедро раскрыл казну для финансирования вагнеровских проектов.

Рихард Вагнер и его жена Козима

Вагнер приглашает в оркестр дирижера Ханса фон Бюлов, счастливо женатого отца двоих детей. Его супруга Козима, внебрачная дочь Ференца Листа, старинного друга Вагнера, становится личным секретарем композитора. И, разумеется, музой и возлюбленной. Вспыхнувшая между Рихардом и Козимой страсть недолго остается тайной для обманутого мужа.

Но вместо Ханса сцену ревности придворному капельмейстеру устроил король, дело запахло скандалом. Ситуацию усугубило то, что на Вагнера тратились колоссальные средства государственной казны, а в Баварии господствовала католическая мораль. Прелюбодеи были с позором изгнаны в Швейцарию.

Король Баварский Людвиг II

Развод в те времена был настолько сложным делом, что чета фон Бюлов смогла его получить лишь спустя семь лет. За эти годы Козима родила от Рихарда дочерей Изольду и Еву и сына Зигфрида (рождение мальчика совпало с завершением одноименной оперы). Умерла от сердечной болезни Мина Вагнер, а Людвиг внезапно сменил гнев на милость и попросил Вагнера вернуться ко двору.

В 1870 году Козима и Рихард обвенчались. С этого момента жизнь музы состоит из служения кумиру. Супруги вместе строят театр в Байройте и работают над первой постановкой «Кольца Нибелунга». Премьера состоялась в 1876 году с 13 по 17 августа, навсегда изменив представление европейцев об оперном искусстве.

В 1882 Вагнер по настоянию врачей переезжает в Венецию, где умирает в 1883 году от сердечного приступа. Бывшая с мужем до последнего вздоха Козима берет на себя хлопоты о перевозе тела в Байройт и похоронах. Она же организовала и возглавила ежегодный фестиваль в Байройте, посвятив его памяти мужа.

Могила Рихарда Вагнера

Кроме ежегодного Вагнеровского фестиваля, ставшего культовым мероприятием в мире музыки, остался ещё один интересный памятник гению. Это Нойшванштайн – сказочный замок в горах Баварии, «Лебединый замок», построенный Людвигом II Баварским в память о гениальном друге. Интерьер помещений отражает восхищение короля операми Вагнера.




Рихард Вагнер – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Рихард Вагнер — биография, фото, личная жизнь композитора

Имя: Рихард Вагнер (Richard Wagner)

Дата рождения: 22 мая 1813 года

Дата смерти: 13 февраля 1883 года

Место рождения: Лейпциг, Германия

Место смерти: Венеция, Италия

Деятельность: композитор, дирижёр

Семейное положение: был женат

Рихард Вагнер — биография

Вильгельм Рихард Вагнер не простой композитор, он является теоретиком искусства, тем, кто повлиял на всю европейскую культуру музыки и реформировал оперу.

Детство, семья Вагнера

Отец Рихарда был чиновником, но получилось так, что мальчика воспитывал отчим, актёр Людвиг Гейер. В семье Вагнеров родилось девять детей, но два ребёнка умерли, а когда родился будущий композитор, умер его отец. Глава семьи был поклонником храма Мельпомены, и в его честь четверо из детей связали свою жизнь с театром.

В биографии детства Рихарда много места и времени уделялось музыке, которой ребёнок начал обучаться очень рано. Этому было своё объяснение: в семье все были музыкально обучены. Родителей ставило в тупик увлечение Рихарда рисованием. Он изображал сказочных существ с невероятной фантазией.

Но однажды мальчик посмотрел оперу Вебера об охотнике, и с этого момента по-настоящему влюбился в музыку. Это музыкальное произведение полностью соответствовало его детским фантазиям: сцена изобиловала нечистой силой и привидениями. Музыка очаровывала, завораживала. Он захотел сам создавать такие же чарующие звуки. Поэтому взялся за изучение теории самостоятельно, попутно подражая великому Бетховену. Начальное образование Рихард получил в школе Лейпцига. С 18 лет он начал соединять все музыкальные звуки в симфонии и сонаты. Юноша не мог сидеть на месте, он покидает родной город. Долгое время работает хормейстером и дирижёром в театрах разных городов от Магдебурга до Парижа.

Бессмертное творчество композитора

Вагнер сочинял гениальные увертюры и оперы. Королевский саксонский двор стал прибежищем для композитора на некоторое время, там он работал в должности капельмейстера. Часто музыка Вагнера отражала те чувства и эмоции, которыми был наполнен мир композитора. Он больше, чем все другие композитор призывал обратиться к своему естеству, к той прочной связи, которая существует между человеком и всей природой в целом.

Искусство создаётся человеком и для человека – идея всего творчества Вагнера. Театр оперы отныне стал восприниматься, как наивысшая форма воспроизведения произведений искусства, как храм. А то, что происходило на подмостках в храме искусства, носило новое наименование музыкальной драмы. В ней было воплощено соединение слов и музыки. Это стало смыслом всей жизни композитора. «Летучий голландец», «Тангейзер» и «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», «Кольцо нибелунга» и «Парсифаль» — это целый ряд шедевров, созданных немецким маэстро.

Оркестр в опере

Вся биография композитора – жизнь в музыке, в опере и в её совершенствовании. Вагнер приближал оперное искусство к жизни, отрицая излишнюю пышность и фальшь в классической опере. Кроме того, он уделял особое внимание не вокальному исполнению партий, а музыке, которая призвана была раскрыть чувства и переживания героев произведения. Оркестр в его операх исполнял отдельную роль, он давал музыкальную характеристику каждому герою, живому существу, предмету-символу. Зритель не имеет возможности расслабиться, он постоянно напряжён, так как музыкальная развязка будет только в конце произведения.

Философичность в музыке Вагнера

Увлечение идеями философа Шопенгауэра прослеживается в произведениях Вагнера. Композитор считает, что мироздание несовершенно, бессмысленно и неблагополучно. Музыка должна помочь обрести истинное наслаждение. Если человечество будет гоняться за властью и золотом, то очень скоро может наступить мировая катастрофа. Рихард делает в своём творчестве только две темы самыми основными: любовь и смерть. Их он связывает неразрывно в своих операх. Систему лейтмотивов унаследовали не только последователи Вагнера, но и его современники.

Даже те, кто пытался критиковать творчество музыканта, внесли в свои оркестровые зарисовки вагнеровские теории. Даже Н.А.Римскому-Корсакову не удалось избежать влияния немецкого композитора. Этому модернизированному сочинительству поддался и А.Н.Скрябин. Все композиторы, подражавшие Вагнеру, стремились, как и он, расширить границы выразительности в музыке, включая гармонию, оперу и оркестровое письмо.

Некоторые российские великие музыканты заняли противоположную позицию по отношению к музыке великого реформатора. К ним относились М.П.Мусоргский и А.П.Бородин. Вагнер, в свою очередь, настолько был индивидуален, что не хотел считаться с творчеством некоторых композиторов, имевших еврейские корни (Ф.Мендельсон).

Рихард Вагнер — биография личной жизни

В Магдебурге Рихард познакомился с актрисой Минной Планер. В театре работа у Вагнера не клеилась, прима уехала в Берлин. Этот отъезд любимой женщины заставил композитора признаться в любви и сделать предложение руки и сердца. Брак был поспешным и несчастным. Денег не хватало, возлюбленная не была возвышенной натурой и не жила мечтами. Она была старше своего мужа на четыре года, относилась к жизни весьма практично и не понимала супруга. Театр закрыли, два года композитор проживал в Риге, учил французский язык, мечтал покорить Францию.

Продав всё, что можно, кое-как насобирав денег на еду, композитор надеялся, что успех и слава скоро придут. Минна заболела, Вагнер попал за долги в тюрьму – так его встретил Париж. Успех нашёл музыканта в Германии, где он получил место руководителя театра в Дрездене. После революционных волнений композитор бежал с семьёй в Швейцарию. Минна экономила, но с Вагнером это было трудно делать, у женщины болело сердце. Рихард стал вести разгульную жизнь, влюбился в замужнюю англичанку Джесси Лоссот. Композитор сдружился с Листом, младшая дочь которого станет последней любовью Вагнера.

Но это чуть позже, пока Рихард воспылал чувством к Матильде Везендонк, замужней красавице, возвышенной натуре. Эта женщина всегда была в числе самых первых слушательниц произведений музыканта. Но супружеский долг остался истинным долгом для Матильды, она не бросила мужа ради Вагнера. А Везендонк навсегда остался финансовым помощником и другом для композитора.

Обе женщины бросили Рихарда. Наступило время для настоящей любви. Козима бросив мужа, отдавала всю свою нежность Вагнеру. У него, наконец-то, появились наследники: Изольда, Ева, Зигфрид. Счастливый отец был несказанно рад и продолжал творить, так и умер за работой от разрыва сердца. Похороны были с почестями.




Рихард Вагнер – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Биография Рихарда Вагнера

Вильгельм Рихард Вагнер (1813-1883) – немецкий композитор, оказавший огромное влияние на музыкальную культуру Европы, особенно на симфонические и оперные жанры. Теоретик искусства, дирижёр, считается крупнейшим реформатором оперы. Этого гения называют самым спорным среди всех композиторов, живших до сего времени. Одни восхищаются его музыкой, других она пугает. А кто-то и вовсе произносит имя Вагнера с отвращением, и только лишь потому, что ярым поклонником его творчества был Гитлер.

Рождение и семья

Рихард появился на свет 22 мая 1813 года в немецком городе Лейпциге, в семье чиновника. Всего у Вагнеров родилось девять детей, но двое из них умерли в младенчестве. В год рождения Рихарда скоропостижно скончался его отец Карл Фридрих Вагнер, ему было всего 43 года. Глава семейства страстно любил театр и желал, чтобы с этим видом искусства связали своё будущее его дети. Почти все они исполнили волю отца и избрали творческий жизненный путь.

Старшая девочка Розалия в шестнадцать лет дебютировала в театре Лейпцига и в дальнейшем стала актрисой. С десятилетнего возраста начала выступать на сцене и вторая дочь Луиза, также выбравшая для себя артистическую карьеру. Третью девочку Клару уже в шестнадцать лет признали превосходной певицей, это произошло после успешного исполнения роли Золушки в опере Россини. Старший среди мальчишек Вагнеров, Альберт, сначала собирался посвятить свою жизнь медицине. Но потом любовь к искусству пересилила, он стал театральным режиссёром и певцом.

К искусству имел прямое отношение и отчим Рихарда – Людвиг Гейер, он был художником, актёром и драматургом. Гейер дружил с Карлом Фридрихом Вагнером и после его смерти взял на себя заботы о семействе умершего друга. Рихард отчима очень любил и считал своим отцом, в течение всей жизни он вспоминал о Гейере с благодарностью. На письменном рабочем столе композитора Вагнера всегда стоял портрет Людвига Гейера, а на стене висела картина с изображением отчима и мамы Иоганны Розины.

Вагнер очень сильно любил свою мать. Иоганна Розина была женщиной малообразованной, но весёлой, простой и мужественной. Потеряв супруга и оставшись одна с семью детьми, она вышла замуж второй раз за Людвига Гейера, после чего семейство перебралось из Лейпцига в Дрезден.

Проявление таланта

Всё музыкальное семейство Вагнеров пыталось приобщить маленького Рихарда к этому искусству и обучить игре на фортепиано. Но музыка мальчика совсем не интересовала, ему больше нравилось рисование и чтение волшебных сказок.

Всё изменилось в тот день, когда маленький Вагнер попал на настоящую оперу «Вольный стрелок» Вебера. История об охотнике, который заключил союз с дьяволом, завлекла воображение ребёнка. Он до дрожи пугался, когда на сцене один за другим появлялись страшные персонажи (привидения и лешие), но сидел как заворожённый, потому что звучала дивная музыка. Сказочный мир манил его, и по окончании оперы маленький щуплый мальчуган с взъерошенными волосами ринулся из зрительного зала за кулисы. Он осторожно отодвинул занавес, прошёл внутрь и стал бродить среди декораций. Малышу Вагнеру тогда казалось, что это зачарованная страна, а он гуляет среди её фантастических обломков.

Под впечатлением в его воображении нарисовались странные картины, и, вернувшись домой, он схватился за карандаш. Мальчику не терпелось изобразить на бумаге то, что родилось в его голове. Диковинные существа, которых он нарисовал, привели в недоумение маму и сестёр.

Но потом он вдруг вспомнил звучавшую на сцене музыку и почувствовал, что это было не обыкновенным соединением звуков, а целой Вселенной, о которой мальчик пока ничего не знал. С этого момента его больше ничего не интересовало, только музыка, он хотел сочинять её, упоительную и чарующую, которая вызовёт у слушателей слёзы и смех. Этот дар проснулся в нём внезапно, как будто где-то в глубине души открылась потайная дверка.

Первым, кто догадался о жизненном пути, по которому предстоит пройти Рихарду, был его отчим Гейер. К сожалению, он тоже рано ушёл из жизни. Юному Вагнеру было всего восемь лет, когда умирающий отчим попросил его сыграть на рояле хор из оперы «Вольный стрелок». Слушая его игру, Гейер сказал супруге: «У мальчика талант к музыке».

Образование

Рихард принял решение посвятить себя музыке и упорно пошёл по этому пути. Самостоятельно по книге, без помощи преподавателей, он изучил теорию композиции. Своим идеалом в музыкальном мире считал Бетховена. С утра до вечера Вагнер аккуратно переписывал его партитуры, пытаясь разгадать необыкновенную тайну гармонии, которая заключалась в музыке этого великого композитора.

После смерти отчима семья Вагнеров вернулась обратно в Лейпциг. Здесь Рихард получал образование в одном из старейших гуманитарных и музыкальных учебных заведений Германии – школе Святого Фомы. В лютеранской церкви Святого Фомы богослужебной музыкой руководил тогда кантор Теодор Вайнлиг, в 1828 году пятнадцатилетний Вагнер начал обучаться у него музыкальным основам. В этом возрасте он написал своё первое значимое произведение – трагедию «Леибальд и Аделоида».

К восемнадцати годам Вагнер сочинил несколько симфоний, пьес для фортепиано с оркестром, сонат. В 1831 году Рихард стал вольнослушателем Лейпцигского университета в качестве студента музыки.

Период скитаний

В 1833 году он покинул родной Лейпциг и поехал искать счастья в Вюрцбург. Здесь Вагнер работал руководителем театрального хора (хормейстером). Но на одном месте он не задержался, начался долгий период скитаний.

Композитор переехал в Магдебург, где устроился в небольшой оперный театр на должность хормейстера. Он провёл здесь целый театральный сезон 1834-1835 годов. Новый молодой дирижёр полюбился и публике, и артистам. Но дела театра шли плохо, сборы падали. Несмотря на попытки Вагнера пополнения труппы и обновления репертуара, многие артисты стали искать себе другие места. Вскоре директор театра объявил о банкротстве, но Рихард ещё хотел поставить свою новую пьесу «Запрет любви». Однако премьера провалилась, и он в отчаянии покинул Магдебург.

С 1837 по 1839 годы дирижировал музыкальными театрами в Риге и Кёнигсберге, затем какое-то время жил и работал в Норвегии, Лондоне, Париже. Всё это время Рихард безумно тосковал по родине и жил в ужасной нищете. Но верил в свои силы и великое призвание; мечтал, что ему покорится Париж; будут деньги, слава, успех. При этом всё ценное он либо продал, либо заложил в ломбарде, целыми днями бегал по городу, умоляя кредиторов отсрочить уплату долгов, иногда в его доме не было и куска хлеба.

Триумф композитора

В 1842 году композитор вернулся в Германию. Осенью этого же года в Дрездене поставили его оперу «Риенци, последний из трибунов». Успех был триумфальным, шумным и роскошным, что стало для Вагнера полной неожиданностью. На премьере он еле-еле справился со своими эмоциями – Рихарда бросало то в жар, то в холод, он плакал и смеялся одновременно. Композитор, который несколько месяцев назад был в Париже безвестным и полуголодным, стал модным и востребованным у себя на родине. Немецкие газеты напечатали биографию Вагнера с портретом, а самое главное, он получил место дирижёра в Дрезденском театре. Так был заложен фундамент славы великого композитора.

В 1843 году он получил назначение на должность капельмейстера при королевском саксонском дворе. Но по-прежнему много времени и сил отдавал творчеству. После «Риенци» одна за другой были поставлены его оперы:

  • «Летучий голландец» (печальная опера о корабле-призраке);
  • «Тангейзер» (грустная история о менестреле-католике, который был любовником Венеры);
  • «Лоэнгрин» (опера о божественном рыцаре).

У Вагнера появились хорошие деньги, но он совершенно не мог экономить и откладывать, тратил сразу много и нерачительно. Обедал в дорогих ресторанах, покупал подарки женщинам, а себе утончённые и роскошные наряды – атласные брюки, кружевные рубашки, шёлковые халаты.

Хорошая безбедная жизнь продолжалась до 1848 года, пока в Германии не началась революция. Вагнер стал её сторонником, но после поражения был вынужден бежать в Швейцарию, где прожил девять лет. Много занимался литературной деятельностью, писал статьи по истории искусства и теории, музыкально-критические заметки. Здесь он сочинил две части своего самого знаменитого произведения – оперной тетралогии «Кольцо нибелунга» («Золото Рейна» и «Валькирия»).

Осенью 1857 года Вагнер окончил работу над текстом своей самой радикальной оперы «Тристан и Изольда», летом 1859 года была готова партитура. Но премьера этого произведения состоялась лишь спустя шесть лет в Мюнхене в Национальном театре. Знаменитая Венская опера отказалась от этой новой и необычной постановки, посчитав её неисполнимой. Причиной такого решения стал солист, который должен был петь партию Тристана, – после 77 репетиций он потерял голос и сошёл с ума.

В 1864 году Рихард вновь смог вернуться на родину, получив благосклонность баварского короля Людвига II, который оказался страстным поклонником композитора. Король выплатил все долги Вагнера, назначил солидное содержание и выстроил в его честь замок Нойшванштайн (сейчас это одно из самых популярных туристических мест Европы). Но самое главное, Рихард теперь имел возможность приглашать лучших артистов и музыкантов и ставить свои оперы в Мюнхенском театре.

На родине композитор завершил «Кольцо нибелунга», написав ещё две части «Зигфрид» и «Гибель богов». А также сочинил комическую оперу о состязании певцов «Нюрнбергские мейстерзингеры».

В 1876 году Вагнер наконец-то был полностью счастлив, так как состоялось открытие оперного фестивального театра в Байройте. Деньги на строительство выделил Людовик II, а руководил всем сам Рихард. Открылся театр премьерой тетралогии «Кольцо нибелунга».

Личная жизнь

В 1834 году, работая в театре Магдебурга, Рихард познакомился с очаровательной певицей Вильгельминой (Минной) Планер. Когда она уехала в Берлин, Вагнер чуть не сошёл с ума, писал ей бесконечные письма, в которых умолял стать его женой. Говорил, что в случае её отказа он начнёт пьянствовать, забросит всякую деятельность и поскорее отправится к чертям.

Они были абсолютно разными людьми. Минна – обворожительная красавица и в то же время приземлённая, практичная женщина, рядом с ней Рихард чувствовал себя неопытным и неуклюжим. Несмотря на то, что работала певицей, к искусству Планер относилась равнодушно, в то время как Вагнер был музыкою одержим. Она всегда стремилась к роскошной жизни, а молодой и необеспеченный композитор не мог ей этого предложить. Поэтому даже для Рихарда стало удивительным, когда в 1836 году Минна Планер согласилась выйти за него замуж.

Скоро оба поняли, что совершили непростительную ошибку. Этот брак стал для них обузой и не принёс счастья. Им приходилось скитаться по всей Европе, жили иногда в убогих углах и не представляли, будет ли завтра еда. Вагнер сочинял музыку, в эти моменты он забывался и был несказанно счастлив. Но его оперы не хотел ставить ни один театр.

Вагнер стал крутить бесконечные любовные романы, пользоваться услугами куртизанок, в то время как у его супруги начала развиваться сердечная болезнь. В коне концов они расстались.

Последней, но самой подлинной любовью Рихарда стала дочь знаменитого композитора Листа – Козима Бюлова. На момент их знакомства молодая женщина была замужем за дирижёром Хансом фон Бюловым, с которым Вагнера связывали дружеские отношения. Это не помешало Рихарду влюбиться в Козину, которая была младше его на 24 года. Она была несчастлива в браке, поэтому быстро и искренне ответила на ухаживания Вагнера.

Аморальное поведение влюблённых вызвало общественное негодование, и им пришлось уехать из Германии. На уединённой швейцарской вилле композитор был окружён заботой и вниманием любимой женщины. Более того, на склоне лет он испытал радость настоящих отцовских чувств, так как жена подарила ему троих детей – двух девочек и сына. Мальчика назвали Зигфрид, так как он появился на свет в тот день, когда композитор окончил работу над одноимённой оперой. Лишь в 1870 году Рихарду и Козине удалось обвенчаться.

В этом браке Вагнер был безумно счастлив, но не очень долго. 13 февраля 1883 года он скоропостижно скончался от разрыва сердца, смерть застигла его за работой. Хоронили композитора с поистине королевскими почестями. Супруга пережила Рихарда почти на полвека и всё это время продолжала дело мужа в Байройтском театре.





Рихард Вагнер – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Рихард Вагнер — биография, информация, личная жизнь

Рихард Вагнер

Рихард Вагнер (полное имя Вильгельм Рихард Вагнер, нем. Wilhelm Richard Wagner). Родился 22 мая 1813 года в Лейпциге — умер 13 февраля 1883 года в Венеции. Немецкий композитор и теоретик искусства. Крупнейший реформатор оперы, Вагнер оказал значительное влияние на европейскую музыкальную культуру, особенно немецкую.

Мистицизм и идеологически окрашенный антисемитизм Вагнера повлияли на немецкий национализм начала XX века, а в дальнейшем на национал-социализм, окруживший его творчество культом, что в некоторых странах (особенно в Израиле) вызвало «антивагнеровскую» реакцию после Второй мировой войны.

Вагнер родился в семье чиновника Карла Фридриха Вагнера (1770-1813). Под влиянием своего отчима, актёра Людвига Гейера, Вагнер, получая образование в лейпцигской школе Святого Фомы, с 1828 г. начал обучаться музыке у кантора церкви Святого Фомы Теодора Вайнлига, в 1831 г. начал музыкальную учёбу в университете Лейпцига. В 1833-1842 годах вёл беспокойную жизнь, часто в большой нужде в Вюрцбурге, где работал театральным хормейстером, Магдебурге, затем в Кёнигсберге и Риге, где он был дирижёром музыкальных театров, потом в Норвегии, Лондоне и Париже, где он написал увертюру «Фауст» и оперу «Летучий голландец». В 1842 г. триумфальная премьера оперы «Риенци, последний из трибунов» в Дрездене заложила фундамент его славы. Годом позже он стал придворным капельмейстером при королевском саксонском дворе. В 1843 году у его сводной сестры Цицилии родился сын Рихард, будущий философ Рихард Авенариус. Вагнер стал его крёстным отцом. В 1849 г. Вагнер участвовал в Дрезденском майском восстании (там он познакомился с М. А. Бакуниным) и после поражения бежал в Цюрих, где он написал либретто тетралогии «Кольцо нибелунга», музыку её первых двух частей («Золото Рейна» и «Валькирия») и оперу «Тристан и Изольда». В 1858 г. — Вагнер посещал на короткое время Венецию, Люцерн, Вену, Париж и Берлин.

В гораздо большей мере, чем все европейские композиторы XIX века, Вагнер рассматривал своё искусство как синтез и как способ выражения определённой философской концепции. Её суть облечена в форму афоризма в следующем пассаже из вагнеровской статьи «Художественное произведение будущего»: «Как человек до тех пор не освободится, пока не примет радостно узы, соединяющие его с Природой, так и искусство не станет свободным, пока у него не исчезнут причины стыдиться связи с жизнью».

Из этой концепции проистекают две основополагающие идеи: искусство должно твориться сообществом людей и принадлежать этому сообществу; высшая форма искусства — музыкальная драма, понимаемая как органическое единство слова и звука. Воплощением первой идеи стал Байрейт, где оперный театр впервые начал трактоваться как храм искусства, а не как развлекательное заведение; воплощение второй идеи — это созданная Вагнером новая оперная форма «музыкальная драма». Именно её создание и стало целью творческой жизни Вагнера. Отдельные её элементы воплотились ещё в ранних операх композитора 1840-х годов — «Летучий голландец», «Тангейзер» и «Лоэнгрин». Наиболее полное воплощение теория музыкальной драмы получила в швейцарских статьях Вагнера («Опера и драма», «Искусство и революция», «Музыка и драма», «Художественное произведение будущего»), а на практике — в его поздних операх: «Тристан и Изольда», тетралогии «Кольцо нибелунга» и мистерии «Парсифаль».

По Вагнеру, музыкальная драма — произведение, в котором осуществляется романтическая идея синтеза искусств (музыки и драмы), выражение программности в опере. Для осуществления этого замысла Вагнер отказался от традиций существовавших на тот момент оперных форм — в первую очередь, итальянской и французской. Первую он критиковал за излишества, вторую — за пышность. С яростной критикой он обрушился на произведения ведущих представителей классической оперы (Россини, Мейербер, Верди, Обер), называя их музыку «засахаренной скукой».

Стараясь приблизить оперу к жизни, он пришёл к идее сквозного драматургического развития — от начала до конца не только одного акта, но и всего произведения и даже цикла произведений (все четыре оперы цикла «Кольцо нибелунга»). В классической опере Верди и Россини отдельные номера (арии, дуэты, ансамбли с хорами) делят единое музыкальное движение на фрагменты. Вагнер же полностью отказался от них в пользу больших сквозных вокально-симфонических сцен, перетекающих одна в другую, а арии и дуэты заменил на драматические монологи и диалоги. Увертюры Вагнер заменил прелюдиями — короткими музыкальными вступлениями к каждому акту, на смысловом уровне неразрывно связанными с действием. Причём, начиная с оперы «Лоэнгрин», эти прелюдии исполнялись не до открытия занавеса, а уже при открытой сцене.

Внешнее действие в поздних вагнеровских операх (в особенности, в «Тристане и Изольде») сведено к минимуму, оно перенесено в психологическую сторону, в область чувств персонажей. Вагнер считал, что слово не способно выразить всю глубину и смысл внутренних переживаний, поэтому, ведущую роль в музыкальной драме играет именно оркестр, а не вокальная партия. Последняя целиком подчинена оркестровке и рассматривается Вагнером как один из инструментов симфонического оркестра. В то же время вокальная партия в музыкальной драме представляет эквивалент театральной драматической речи. В ней почти отсутствует песенность, ариозность. В связи со спецификой вокала в оперной музыке Вагнера (исключительная протяжённость, обязательное требование драматического мастерства, нещадная эксплуатация предельных регистров тесситуры голоса) в сольной исполнительной практике установились новые стереотипы певческих голосов — вагнеровский тенор, вагнеровское сопрано и т. д.

Вагнер придавал исключительное значение оркестровке и шире — симфонизму. Оркестр Вагнера сравнивают с античным хором, который комментировал происходящее и передавал «скрытый» смысл. Реформируя оркестр, композитор создал квартет туб, ввёл басовую тубу, контрабасовый тромбон, расширил струнную группу, использовал шесть арф. За всю историю оперы до Вагнера ни один композитор не использовал оркестра такого масштаба (к примеру, «Кольцо нибелунга» исполняет четверной состав оркестра с восемью валторнами).

Рихард Вагнер — Полёт валькирий

Рихард Вагнер — Вхождение богов в Валхалу

Общепризнано новаторство Вагнера и в области гармонии. Тональность, унаследованную им от венских классиков и ранних романтиков, он чрезвычайно расширил путём интенсификации хроматизма и ладовых альтераций. Ослабив (прямолинейную у классиков) однозначность связей центра (тоники) и периферии, намеренно избегая прямого разрешения диссонанса в консонанс, он придал модуляционному развитию напряжённость, динамичность и непрерывность. Визитной карточкой вагнеровской гармонии считаются «Тристан-аккорд» (из прелюдии к опере «Тристан и Изольда») и лейтмотив судьбы из «Кольца нибелунгов».

Вагнер внедрил развитую систему лейтмотивов. Каждый такой лейтмотив (короткая музыкальная характеристика) является обозначением чего-либо: конкретного персонажа или живого существа (например, лейтмотив Рейна в «Золоте Рейна»), предметов, выступающих зачастую в качестве персонажей-символов (кольцо, меч и золото в «Кольце», любовный напиток в «Тристане и Изольде»), места действия (лейтмотивы Грааля в «Лоэнгрине» и Валгаллы в «Золоте Рейна») и даже отвлечённой идеи (многочисленные лейтмотивы судьбы и рока в цикле «Кольцо нибелунга», томления, любовного взгляда в «Тристане и Изольде»). Наиболее полную разработку вагнеровская система лейтмотивов получила в «Кольце» — накапливаясь от оперы к опере, переплетаясь друг с другом, получая каждый раз новые варианты развития, все лейтмотивы этого цикла в результате объединяются и взаимодействуют в сложной музыкальной фактуре заключительной оперы «Гибель богов».

Понимание музыки как олицетворения непрерывного движения, развития чувств привело Вагнера к идее слияния этих лейтмотивов в единый поток симфонического развития, в «бесконечную мелодию» (unendliche Melodie). Отсутствие тонической опоры (на протяжении всей оперы «Тристан и Изольда»), незавершённость каждой темы (во всём цикле «Кольцо нибелунга», за исключением кульминационного траурного марша в опере «Гибель богов») способствуют непрерывному нарастанию эмоций, не получающему разрешения, что позволяет держать слушателя в постоянном напряжении (как в прелюдиях к операм «Тристан и Изольда» и «Лоэнгрин»).

Философско-эстетическую основу вагнеровского творчества А. Ф. Лосев определяет как «мистический символизм». Ключевой для понимания онтологической концепции Вагнера являются тетралогия «Кольцо Нибелунга» и опера «Тристан и Изольда». Во-первых, в «Кольце» вполне воплотилась мечта Вагнера о музыкальном универсализме.

«В «Кольце» эта теория воплотилась с помощью использования лейтмотивов, когда каждая идея и каждый поэтический образ тут же специфически организованы при помощи музыкального мотива», — пишет Лосев. Кроме того, в «Кольце» в полной мере отразилось увлечение идеями Шопенгауэра. Однако нужно помнить, что знакомство с ними произошло, когда текст тетралогии был готов и началась работа над музыкой. Подобно Шопенгауэру, Вагнер ощущает неблагополучие и даже бессмысленность основы мироздания. Единственный смысл существования мыслится в том, чтобы отречься от этой всемирной воли и, погрузившись в пучину чистого интеллекта и бездействия, найти подлинное эстетическое наслаждение в музыке. Однако Вагнер, в отличие от Шопенгауэра, полагает возможным и даже предопределенным мир, в котором люди уже не будут жить во имя постоянной погони за золотом, которая в вагнеровской мифологии и символизирует мировую волю. Об этом мире ничего не известно точно, однако в его наступлении после всемирной катастрофы сомнений нет. Тема мировой катастрофы очень важна для онтологии «Кольца» и, по всей видимости, является новым переосмыслением революции, которая понимается уже не как изменение общественного строя, а космологическое действо, изменяющее самую суть мироздания.

Что касается «Тристана и Изольды», то на заложенные в ней идеи значительно повлияли недолгое увлечение буддизмом и одновременно драматическая история любви к Матильде Везендонк. Здесь происходит так долго искомое Вагнером слияние разделенной человеческой природы. Соединение это происходит с уходом Тристана и Изольды в небытие. Мыслящееся как вполне буддистское слияние с вечным и непреходящим миром, оно разрешает, по мнению Лосева, противоречие между субъектом и объектом, на котором зиждется европейская культура. Важнейшей является тема любви и смерти, которые для Вагнера неразрывно связаны. Любовь неотъемлемо свойственна человеку, полностью подчиняя его себе, так же, как и смерть является неизбежным концом его жизни. Именно в том смысле следует понимать вагнеровский любовный напиток. «Свобода, блаженство, наслаждение, смерть и фаталистическая предопределенность — вот что такое любовный напиток, так гениально изображенный у Вагнера», — пишет Лосев.

Оперная реформа Вагнера оказала значительное влияние на европейскую и русскую музыку, обозначив высший этап музыкального романтизма и одновременно заложив основы для будущих модернистских течений. Прямой или опосредованной ассимиляцией вагнеровской оперной эстетики (особенно новаторской «сквозной» музыкальной драматургии) отмечена значительная часть последующих оперных произведений. Использование лейтмотивной системы в операх после Вагнера стало тривиальным и всеобщим. Не менее значительным стало влияние новаторского музыкального языка Вагнера, особенно его гармонии, в которой композитор пересмотрел «старые» (прежде считавшиеся незыблемыми) каноны тональности.

Среди русских музыкантов знатоком и пропагандистом Вагнера был его друг А. Н. Серов. Н. А. Римский-Корсаков, публично критиковавший Вагнера, тем не менее, испытал (особенно в позднем творчестве) влияние Вагнера в гармонии, оркестровом письме, музыкальной драматургии. Ценные статьи о Вагнере оставил крупный русский музыкальный критик Г. А. Ларош. Вообще, «вагнеровское» более прямо ощущается в сочинениях «прозападных» композиторов России XIX века (например, у А. Г. Рубинштейна), чем у представителей национальной школы. Влияние Вагнера (музыкальное и эстетическое) отмечается в России и в первых десятилетиях XX веках, в трудах А. Н. Скрябина.

На западе центром культа Вагнера стала так называемая веймарская школа (самоназвание — Новая немецкая школа), сложившаяся вокруг Ф. Листа в Веймаре. Её представители (П. Корнелиус, Г. фон Бюлов, И. Рафф и др.) поддерживали Вагнера, прежде всего, в его стремлении расширить рамки музыкальной выразительности (гармонии, оркестрового письма, оперной драматургии). Среди западных композиторов, испытавших влияние Вагнера, — Антон Брукнер, Гуго Вольф, Клод Дебюсси, Густав Малер, Рихард Штраус, Бела Барток, Кароль Шимановский, Арнольд Шёнберг (в раннем творчестве) и многие другие.

Реакцией на культ Вагнера стала противопоставлявшая себя ему «антивагнеровская» тенденция, крупнейшими представителями которой были композитор Иоганнес Брамс и музыкальный эстетик Э. Ганслик, отстаивавший имманентность и самодостаточность музыки, несвязанность её с внешними, внемузыкальными «раздражителями» (см. Абсолютная музыка). В России антивагнеровские настроения характерны для национального крыла композиторов, прежде всего, М. П. Мусоргского и А. П. Бородина.

Отношение к Вагнеру у немузыкантов (которые оценивали не столько музыку Вагнера, сколько его противоречивые высказывания и его «эстетизирующие» публикации) неоднозначно. Так, Фридрих Ницше в статье «Казус Вагнер» писал: «Был ли Вагнер вообще музыкантом? Во всяком случае он был больше кое-чем другим. Его место в какой-то другой области, а не в истории музыки: с её великими истыми представителями его не следует смешивать. Вагнер и Бетховен — это богохульство. » По словам Томаса Манна, Вагнер «видел в искусстве священное тайнодействие, панацею против всех язв общества. ».

Музыкальные творения Вагнера в XX-XXI веках продолжают жить на самых престижных оперных сценах, не только Германии, но и всего мира (за исключением Израиля).

Вагнер писал «Кольцо Нибелунга», почти не надеясь, что отыщется театр, способный поставить эпопею целиком и донести до слушателя её идеи. Однако современники сумели оценить её духовную необходимость, и эпопея нашла путь к зрителю. Роль «Кольца» в становлении германского общенационального духа невозможно переоценить. В середине XIX века, когда писалось «Кольцо Нибелунга», нация оставалась разобщенной; на памяти у немцев были унижения наполеоновских походов и венских договоров; недавно прогремела революция, потрясшая престолы удельных королей — когда же Вагнер оставлял мир, Германия уже была единой, стала империей, носителем и средоточием всей немецкой культуры. «Кольцо Нибелунга» и творчество Вагнера в целом, хотя и не оно одно, явилось для немецкого народа и для германской идеи тем мобилизующим толчком, который понудил политиков, интеллигенцию, военных и все общество сплотиться.

Электронная еврейская энциклопедия отмечала, что неотъемлемой частью мировоззрения Вагнера была юдофобия, а сам Вагнер характеризовался как один из предшественников антисемитизма XX века.

Антисемитские выступления Вагнера вызывали протесты и при его жизни; так, ещё в 1850 году напечатанная Вагнером под псевдонимом «Вольнодумец» публикация в журнале «Neue Zeitschrift für Musik» его статьи «Еврейство в музыке» вызвала протесты со стороны профессоров Лейпцигской консерватории; они требовали отстранения тогдашнего редактора журнала, г-на Ф. Бренделя, от руководства журналом. В 2012 году статья Вагнера «Еврейство в музыке» (на основании решения Вельского районного суда Архангельской области от 28.03.2012) была внесена в Федеральный список экстремистских материалов (№ 1204) и, соответственно, её печать или распространение в Российской Федерации преследуется по закону.

Вагнер был категорически против того, чтобы премьерой «Парсифаля» дирижировал еврей Герман Леви, и, поскольку это был выбор короля (Леви считался одним из лучших дирижёров своего времени и, наряду с Гансом фон Бюловым, лучшим вагнеровским дирижёром), Вагнер до последнего момента требовал, чтобы Леви крестился. Леви отказался.

В 1864 году он, добившись благосклонности баварского короля Людвига II, который оплачивал его долги и поддерживал его и дальше, переехал в Мюнхен, где написал комическую оперу «Нюрнбергские мейстерзингеры» и две последние части Кольца Нибелунгов: «Зигфрид» и «Гибель богов». В 1872 г. в Байройте состоялась укладка фундаментного камня для Дома фестивалей, который открылся в 1876 г. Где и состоялась премьера тетралогии Кольцо нибелунга 13-17 августа 1876 года. В 1882 г. в Байройте была поставлена опера-мистерия «Парсифаль». В том же году Вагнер уехал по состоянию здоровья в Венецию, где он умер в 1883 г. от сердечного приступа. Вагнер похоронен в Байройте.



Рихард Вагнер и его женщины

Дамам приходилось непросто с капризным гением.

Тем не менее, рядом с Вагнером на протяжении всей его жизни находились замечательные женщины: жены, возлюбленные, музы.

“Музыка – это женщина. Сила зачатия должна быть привнесена в оперу”.

– констатировал Рихард Вагнер в своем теоретическом труде “Опера и драма”.

Не при феминистски настроенных современниках и современницах будь сказано: лишь “оплодотворенная мыслью творца” музыка может “породить настоящую, жизненную мелодию”.

Искусство и жизнь были для Вагнера неотделимы. И не удивительно, что не только героиням опер Вагнера, но и его реальным подругам приходилось отдавать себя служению “творящей энергии”.

Женщины в творчестве и в жизни Вагнера – три года назад на эту тему был проведен даже специальный научный симпозиум.

Образ сестры

Говоря иными словами, Вагнер вырос среди женщин и на протяжении всей своей жизни предпочитал женское общество мужской дружбе.

У него было пять сестер, старшая из которых, Йоханна Розалия, сделала для его воспитания куда больше, чем мать Йоханна Розина.

Популярная актриса, она поддерживала Рихарда в его намерении стать музыкантом, наставляла его на путь истинный и осталась в его сердце “ангелом”, чью кончину (Розалия умерла при родах первого ребенка в 1837 году) Вагнер горько оплакивал. Есть все основания предполагать, что именно образ сестры воскресает в светлых фигурах Эльзы или Элизабет.

Минна, жена

Примерно с 15 лет (и до последних лет своей жизни) Вагнер регулярно влюбляется. По большей части в актрис или певиц.

Первый серьезный роман свел его с примадонной театральной труппы из Магдебурга Вильгельминой, или Минной Планер, которой не случайно было доверено амплуа “первой любовницы”. Их знакомство состоялось в курортном городе Бад-Лаухштедт в 1834 году. Рихарду было 22, Минне – “уже” 25 лет.

Полтора года спустя они поженились в Кенигсберге. Брак был, по выражению биографов, “обоюдным недоразумением”: “опытная” Минна искала стабильности, влюбленный Вагнер жаждал приключений.

Тем не менее, брак продлился 30 лет, в течение которых Минне удавалось, несмотря ни на что, сохранять положение “главной женщины” в жизни Рихарда Вагнера.

Если в прежние десятилетия “вагнероведы” придерживались позиции самого Вагнера, отпиравшегося от брака с Минной как от “ошибки юности”, то сегодня первая жена, так сказать, реабилитирована. Известно, что Вагнер интенсивно обсуждал с женой творческие планы, в частности, вместе с ней была разработана изначальная концепция оперы “Парсифаль”.

Матильда, муза

Матильда Везендонк, жена поклонника Вагнера и мецената Отто Везендонка, считается “большой любовью” в жизни Вагнера.

Роман с замужней дамой и женой друга носил, по всей видимости, платонический характер, что сделало его особенно эмоционально напряженным – и продуктивным в творческом плане.

На всплеске творческой энергии возникают “Золото Рейна” и “Валькирия” (эта опера посвящена Матильде Везендонк).

“Любовный треугольник” с Везендонками в большой степени служит источником вдохновения для “Тристана и Изольды”.

Наконец, пять стихотворений Матильды, положенные на музыку влюбленным композитором, образуют вокальный цикл “Wesendonck Lieder”, одно из самых экспрессивных объяснений в любви в истории музыки.

Козима, хозяйка на Зеленом холме

Роман с Матильдой Везендонк, так или иначе не имевший перспективы, привел к окончательному разрыву с Минной. Именно в этот непростой момент Рихард Вагнер встречается с женщиной, сыгравшей центральную роль в его жизни: Козимой, дочерью графини Мари д’Агу и друга Вагнера Ференца Листа.

Роману не помешало то, что Козима была на момент встречи с Вагнером замужней дамой и матерью двух дочерей, а также то, что ее супругом был опять-таки друг Вагнера и пропагандист его творчества, дирижер Ганс фон Бюлов (Hans von Bülow).

“Как человек Вагнер низок, но как творец – велик”.

Козима и Рихард Вагнер поженились в 1870 году, в браке родилось трое детей Вагнера: дочери Изольда и Ева и долгожданный сын и наследник Зигфрид.

Именно Козиме, преданной жене, восторженной поклоннице и рачительной хозяйке в одном лице, мы в большой степени обязаны реализацией идеи фестиваля в Байройте.

Она же возглавила фестиваль после смерти Вагнера в 1883 году, превратив его в культовое событие мирового масштаба. Но это другая история.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector