Микаэл Таривердиев – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019


Микаэл Таривердиев – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Биография Таривердиева Микаэла Леоновича

СОДЕРЖАНИЕ

Учился Микаэл Таривердиев в знаменитой 43 школе. Первым произведением, которое получило признание, стал гимн школы, который до сих пор помнят и поют на своих встречах выпускники школы разных лет. Там же произошел и эпизод, повлиявший на его жизнь и проявивший его характер. Тогдашний директор школы ударил его одноклассника, и мальчик, сын школьной учительницы, оглох. Микаэл Таривердиев выступил на комсомольском собрании и осудил директора. Директор вызвал Сато Григорьевну и сказал: «Либо вы забираете его из школы, либо он вылетит из нее с волчьим билетом». Конечно, мама забрала его, и ему пришлось заканчивать последний класс в вечерней школе. Потом он поступил в Тбилисское музыкальное училище и окончил его за год.

Тогда же он пишет два маленьких балета, которые были поставлены силами хореографического училища на сцене Тбилисского театра оперы и балета им. З.Палиашвили. На гонорар он купил шляпу. Это был первый профессиональный успех и первая работа на заказ.

Микаэл Таривердиев поступил в Ереванскую консерваторию, но через полтора года уезжает в Москву, чтобы поступить в Институт имени Гнесиных в класс Арама Хачатуряна.

С 1953-1957 — учится в Московском музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (класс композиции А. И. Хачатуряна). В эти годы Микаэл Таривердиев пишет первые свои вокальные циклы, которые впоследствии будут исполнять знаменитые певицы, а дебютировал композитор в Большом зале Московской консерватории, где его романсы исполнила Зара Долуханова.

Институтские годы были счастливыми и плодотворными, несмотря на неустроенность и бедность быта, чтобы заработать на жизнь разгружает вагоны на Рижском вокзале, несмотря на запреты того, к чему он, как и многие, стремились – к познанию современной музыки, современных технологий. Но жадность в познании нового брала свое. В это же время знакомится со ВГИКовцами и начинает работать в кино.

1958 — дебют в кинематографе, фильм «Юность наших отцов».




Микаэл Таривердиев – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Микаэл Таривердиев

  • Люди за кадром, Музыкант
  • Дата и место рождения: 15 августа 1931 (87 лет), Тифлис

Участвовал 12

Его коллеги по цеху

Советский и российский композитор, Народный артист РФСР, Лауреат Государственной премии СССР.

Микаэл Таривердиев – советский композитор армянского происхождения, написал музыку к 132-м фильмам. Среди них «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы». Его произведения узнают с первых нот. Кроме написания мотивов к кинолентам, Микаэл Таривердиев писал сочинения для органа с оркестром. Песни на музыку композитора исполняли Андрей Мягков, Тамара Гвердцители, Анжелика Агурбаш и многие другие.

Имя Микаэла Таривердиева носит единственный в России Международный конкурс органистов, который с 1999 года проводится каждые два года в Калининграде.

Микаэл Таривердиев. Биография

Микаэл родился 15 августа 1931 года в городе Тифлис в армянской семье. Еще в детстве Таревердиев увлекся музыкой и закончил музыкальную школу-десятилетку при Тбилисской консерватории по классу фортепиано.

Позже будущий композитор учился в музыкальном училище Тбилиси по классу композиции профессора Шалвы Мшвелидзе.

В 1953 году Микаэл перебрался в Москву, где поступил в академию имени Гнесиных. В качестве композитора Таревердиев дебютировал в Большом зале Московской консерватории, где его романсы исполнила Зара Долуханова. В 1958 году композитор впервые написал музыку к фильму «Юность наших отцов».

В 1960-м году Микаэл был осужден из-за нелепой случайности. Композитор был влюблен в Людмилу Максакову. Однажды пара возвращалась домой, Людмила вела машину, когда под колеса им бросился пьяный. Приехавшим на место сотрудникам ГАИ Микаэл сообщил, что за рулем был он. Два года композитор находился под следствием, отбывая наказание. Максакова, фактически, оставила его, уехав с друзьями с последнего заседания. Этот эпизод жизни Таревердиева был экранизирован в фильме «Вокзал для двоих».

В 1993—1996 годах Микаэл являлся художественным руководителем Благотворительной программы «Новые имена». Основатель и президент Гильдии композиторов кино Союза кинематографистов России. Таревердиев написал музыку к фильмам «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Мой младший брат», «Король-Олень», «Человек идёт за солнцем», «До свидания, мальчики!», «Старомодная комедия», «Любить». Всего — к 132 фильмам, более 100 романсов, инструментальные концерты. Его музыка использована в фильме «Исаев».

В 1977 году Микаэл Таревердиев выпустил книгу «Я просто живу», где рассказал о своей судьбе.

В последние годы Микаэл Таривердиев много работал в области инструментальной музыки. Им написаны три концерта для органа («Кассандра», «Полифоническая тетрадь»), «Десять хоральных прелюдий», Симфония для органа «Чернобыль», в которой нашли отражение впечатления от поездки в Чернобыль вскоре после аварии. Среди сочинений Таривердиева также два концерта для скрипки с оркестром и «Концерт в романтическом стиле для альта и струнного оркестра», написанный композитором по заказу альтиста и дирижера Юрия Башмета.

Микаэл Таревердиев. Личная жизнь

Первой женой композитора была Елена Васильевна Андреева. В браке с ней у Таревердиева родился сын Карен. Он посвятил свою жизнь службе Отечеству: участвовал в войне в Афганистане на различных должностях в подразделениях спецназа ГРУ, награждён орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды и медалями, несколько раз был тяжело ранен.

В 1983 году Микаэл Таревердиев познакомился с Верой Гориславовной. Вместе они прожили 13 лет. Вторая жена композитора – музыковед. После свадьбы она посвятила себя семье и мужу, написала книгу о жизни Микаэла «Биография музыки», а позже возглавила Благотворительный Фонд Микаэла Таривердиева.

Микаэл Таревердиев. Музыка к кинофильмам

1958 — «Юность наших отцов» (режиссёры Михаил Калик, Борис Рыцарев), Киностудия имени М. Горького

1958 — «Из пепла» (реж. Хельмут Дзюба), Центральное телевидение

1960 — «Десять шагов к Востоку» (режиссёры Виктор Зак и Хангельды Агаханов), Туркменфильм

1961 — «Длинный день» (режиссёр А. Гольдин), Свердловская киностудия

1961 — «Человек идёт за солнцем» (режиссёр Михаил Калик), Молдова-фильм

1962 — «Мой младший брат» (режиссёр Александр Зархи), киностудия им. Горького

1963 — «Большая руда» (режиссёр Василий Ордынский), Мосфильм

1964 — «До завтра» (Александр Давидсон), Таджикфильм

1964 — «До свидания, мальчики!» (режиссёр Михаил Калик), Мосфильм

1964 — «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» (реж. Элем Климов), Мосфильм

1966 — «Прощай» (режиссёр Григорий Поженян), Одесская студия

1966 — «Последний жулик» (режиссёр Ян Эбнер), Рижская киностудия

1966 — «Саша-Сашенька» (режиссёр Виталий Четвериков), Беларусьфильм

1966 — «Восточный коридор» (режиссёр В. Виноградов), Беларусьфильм

1967 — «Разбудите Мухина!» (режиссёр Я. Сегель), киностудия им. Горького

1967 — «Спасите утопающего» (режиссёр Павел Арсенов), киностудия им. Горького, стихи Вадима Коростылева

1968 — «Маленький школьный оркестр» (режиссёры Александр Муратов, Николай Рашеев)

1968 — «Любить» (режиссёр Михаил Калик), киностудия им. Горького

1968 — «Пассажир с „Экватора“» (режиссёр Александр Курочкин, исп. Камбурова Е.), киностудия им. Горького

1968 — «Ошибка резидента» (режиссёр В. Дорман), киностудия им. Горького

1969 — «Король-олень» (реж. Павел Арсенов), киностудия им. Горького, стихи Вадима Коростылева

1969 — «Цена» (режиссёр Михаил Калик), киностудия им. Горького

1970 — «Судьба резидента» (режиссёр В. Дорман), киностудия им. Горького

1971 — «Пятнадцатая весна» (режиссёр Инесса Туманян), киностудия им. Горького

1972 — «Земля, до востребования» (режиссёр В. Дорман), киностудия им. Горького

1972 — «Спасённое имя» (реж. Д. Моторный, В. Дёмин), Молдова-Фильм

1973 — «Семнадцать мгновений весны» (режиссёр Т. Лиознова), киностудия им. Горького, 12 серий.

1974 — «Звёздная минута» (режиссёр Лев Кулиджанов), киностудия им. Горького

1975 — «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (режиссёр Эльдар Рязанов), Мосфильм

1975 — «Ольга Сергеевна» (режиссёр Александр Прошкин), Мосфильм

1976 — «Золотая речка» (режиссёр В. Дорман), киностудия им. Горького

1976 — «Пропавшая экспедиция» (режиссёр Вениамин Дорман), киностудия им. Горького

1978 — «Старомодная комедия» (режиссёры Э. Савельева и Т. Березанцева), Мосфильм

1979 — «Дождь в чужом городе» (режиссёры Михаил Резникович, Владимир Горпенко), киностудия им. Довженко

1980 — «Адам женится на Еве» (режиссёр В. Титов), Центральное телевидение

1981 — «Мы, нижеподписавшиеся» (режиссёр Татьяна Лиознова), киностудия им. Горького

1982 — «Возвращение резидента» (режиссёр В. Дорман), киностудия им. Горького

1983 — «Ученик лекаря» (реж. Борис Рыцарев), киностудия им. Горького

1984 — «Медный ангел» (режиссёр Вениамин Дорман), киностудия им. Горького

1984 — «Государственная граница. Фильм 4 — Красный песок» (режиссёр Борис Степанов, Беларусьфильм

1986 — «Конец операции „Резидент“», (режиссёр В. Дорман), киностудия им. Горького

1987 — «Разорванный круг» (режиссёр В. Дорман), киностудия им. Горького

1987 — «Рейс сквозь память» (режиссёр Владимир Коновалов), ЦСДФ

1988 — «Аэлита, не приставай к мужчинам» (режиссёр Георгий Натансон), Мосфильм

1988 — «Комментарий к прошению о помиловании» (режиссёр И. Туманян), киностудия им. Горького

1988 — «Порог» (режиссёр Р. Сергиенко), ЦСДФ

1989 — «По ком звонит колокол Чернобыля» (режиссёр Р. Сергиенко)

1989 — «Загадка Эндхауза» (режиссёр В. Дербенев), Мосфильм

1990 — «Хомо новус», Мосфильм

1990 — «Нелюдь» («В раю охота запрещена»), киностудия им. Горького

1991 — «Смерть в кино» (режиссёр К.Худяков), Мосфильм

1991 — «Я обещала, я уйду» (режиссёр В. Ахадов), Мосфильм

1991 — «Танцующие призраки» (режиссёры Е. Резников, Ю. Коротков), Мосфильм

1991 — «И возвращается ветер» (режиссёр Михаил Калик)

1992 — «Разыскивается опасный преступник» (реж. Гохакия), Сон 1

1992 — «Ночные забавы» (реж. В. Усков, В. Краснопольский)

1993 — «Русский регтайм» (режиссёр Сергей Урсуляк)

1994 — «Незабудки» (режиссёр Лев. Кулижанов), киностудия им. Горького

1994 — «Империя пиратов» (режиссёр Г. Гердушян)

1994 — «Роман в русском стиле» (реж. А. Бренч)

1994 — «Отелло» (реж. Н. Синельников), Би-би-си

1994 — «Воровка» (режиссёры В. Усков, В. Краснопольский)

1995 — «Летние люди (Дачники)» (режиссёр Сергей Урсуляк)

1997 — «Всё то, о чем мы так долго мечтали» (режиссёр Р. Фрунтов)

1998 — «Сочинение ко Дню победы» (реж. Сергей Урсуляк), киностудия им. Горького

2000 — «Тихие омуты» (реж. Эльдар Рязанов), Мосфильм

2009 — «Исаев» (режиссёр Сергей Урсуляк), Централ Партнершип

2012 — «Со мною вот что происходит» (реж. Виктор Шамиров




Микаэл Таривердиев – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Микаэл Таривердиев

Музыка Микаэла Леоновича Таривердиева не знакома лишь тем, кто не видел фильмы «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». То есть, на огромном постсоветском пространстве людей, не знакомых с его творчеством, практически нет.

Детство и юность

Он родился в августе 1931 года в Тбилиси, который в то время носил старое название – Тифлис. Семья будущего маэстро имела благородное армяно-грузинское происхождение. Дедушка Гришо Акопов, отец матери, был владельцем огромного фруктового сада. У Гришо Акопова имелся роскошный дом в три этажа, в котором росла мама Микаэла Таривердиева – Сато.

Композитор Микаэл Таривердиев

Несмотря на знатное происхождение, Сато Акопова в годы Гражданской войны увлеклась большевистскими идеями. Ей даже пришлось недолго побыть в тюрьме, куда её посадили меньшевики. По семейному преданию, с будущим мужем Леоном Таривердиевым, красным командиром конного полка, она познакомилась именно в эти дни. Полк Леона первым ворвался в Тифлис, освободив его от меньшевиков.

Микаэл Таривердиев в детстве

В школе у мальчика дела обстояли несколько хуже. За неимением времени, после уроков приходилось мчаться в музыкальную школу, он мало общался с ровесниками. Ребята гоняли мяч на стадионе и, образовав две вражеские группировки, дрались друг с другом. За неучастие в общественной жизни его недолюбливали.

Зато Микаэл написал гимн для родной школы. Правда, это его не спасло от изгнания. В предпоследнем классе он выступил на комсомольском собрании, защитив одноклассника. Тот оглох от удара, нанесённого ему директором школы. Доучиваться пришлось в вечерней школе.

Микаэл Таривердиев в молодости

В 16 лет юный музыкант поступил в музыкальное училище. Окончил его за год. Это было время первого триумфа. Балетмейстер Тбилисского театра оперы и балета попросил талантливого парня написать два одноактных балета. Он справился с этим заданием блестяще. Оба балета входили в театральный репертуар на протяжении двух лет. Первый гонорар Таривердиев потратил на красивую шляпу.

Юность Микаэла Таривердиева оказалась не безоблачной. В 1949 году его отца арестовали. В то время он был Директором Центробанка Грузии. Сын с матерью были вынуждены скрываться, переезжая из квартиры на квартиру. Пришлось даже поголодать. Чтобы как-то выжить, молодой пианист давал уроки музыки.

Микаэл Таривердиев

Потом был короткий период учёбы в Ереванской консерватории. Но здесь Таривердиеву не понравилось, и он отправился в Москву. Примечательно, что в это время пылкий юноша едва не женился. Он увлёкся племянницей знаменитого Арама Хачатуряна. Но девушка изменила ему, и Микаэл разорвал помолвку.

В институте Гнесиных Таривердиеву пришлось сдавать экзамен у дяди своей несостоявшейся невесты. Но Арам Ильич был справедлив. Парень оказался единственным, кто при поступлении получил от Хачатуряна твёрдую пятёрку и преодолел огромный конкурс. Более того, вскоре он стал любимым учеником Арама Хачатуряна.

В Гнесинке у молодого композитора и музыканта окончательно определился круг его интересов: опера, камерная вокальная музыка и музыка к кинофильмам. Учёба шла успешно, но столичная жизнь оказалось слишком дорогой. В 1953 году, после смерти Иосифа Сталина, отца выпустили из заключения. Но помочь родители сыну не могли. Ему пришлось подрабатывать грузчиком на Рижском вокзале.

Композитор Микаэл Таривердиев

Там он познакомился с такими же, как и он, студентами ВГИКа. Как-то будущие актёры поделились, что ищут композитора для своей курсовой работы. Так появилась первая музыка Микаэла Таривердиева, студента 4 курса, написанная к кинофильму. Он назывался «Человек за бортом». А в 1958-ом была написана музыка к фильму «Юность наших отцов».

В Гнесинке появились первые вокальные циклы и состоялся дебют композитора в Большом зале столичной консерватории. Романсы Таривердиева исполнила известная певица Зара Долуханова. Они имели немалый успех.

Микаэл Таривердиев и Зара Долуханова

В 1960-х композитор открывает себя в новом амплуа, которое называет «третьим направлением». Маэстро пробует доносить поэзию под написанную им музыку. Так появляются монологи на стихи Андрея Вознесенского, Григория Поженяна и Эрнеста Хемингуэя.

Вскоре Микаэл Леонович начинает сотрудничать с исполнителями, которые в содружестве с композитором становятся известными. Так именно Таривердиеву удалось создать трио «Меридиан» и вокальный дуэт Галины Бесединой и Сергея Тараненко. А также помочь найти свой стиль Елене Камбуровой и дебютировать Алле Пугачёвой. Будущая примадонна российской эстрады впервые прославилась песнями к кинофильму «Король-Олень».

Галина Беседина, Сергей Тараненко и Микаэл Таривердиев

О человеческих качествах Микаэла Леоновича можно было судить по его благородным поступкам. Всемогущий Иван Пырьев, возглавлявший в то время Союз кинематографистов Советского Союза, направил Таривердиева представлять картину Калика во Францию. Но сам режиссёр, отсидевший в лагерях, был невыездным. Композитор отказался ехать без него. За это 12 лет его не выпускали за границу. Нет, его не травили и не разносили в пух и прах в газетах, но созданная атмосфера была таковой, словно Таривердиева не существовало.

Следующая волна популярности, вынесшая композитора на вершину, была связана с культовой лентой Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Сегодня немыслимо представить этот фильм без музыки гениального Таривердиева, хотя поначалу он хотел отказаться от этой работы. Микаэл Леонович подумал, что речь идёт об очередном «шпионском» сериале.

Микаэл Таривердиев за работой

Но, прочитав сценарий, сразу согласился. Пробовались на песни к фильму Муслим Магомаев и Вадим Мулерман. Они пели замечательно, но голоса, по мнению музыканта, не подходили. Был выбран Иосиф Кобзон, что стало причиной долгой обиды Магомаева.

О том, насколько важной считала музыку композитора режиссёр Лиознова, можно судить по беспрецедентно длительному «музыкальному» эпизоду встречи Штирлица с женой. Эта сцена длится без единого слова и действия 8 минут.

Зато народная любовь не обошла Таривердиева. Его песни из «Семнадцати мгновений весны» бесконечно крутились по радио и получили две первые премии на «Песне-72». Такая слава не понравилась менее удачливым коллегам и стала причиной грязной интриги, которая отняла у композитора немало здоровья.

Композитор Микаэл Таривердиев

Появилась сплетня, что музыку к ленте о легендарном Штирлице Таривердиев украл у французского композитора Франсиса Лея. Якобы точно такая же музыка была написана французом к фильму «История любви». Сначала были звонки – якобы из Франции – на Гостелерадио. Потом пришла фальшивая телеграмма в Союз композиторов с текстом:

«Поздравляю с успехом моей музыки в вашем фильме. Франсис Лей».

Злая шутка получила развитие. Многие коллеги, ранее считавшиеся друзьями, отвернулись от Таривердиева. Его произведения звучали всё реже на радио и телевидении. На концертах Микаэла Леоновича ему приходят записки с вопросами – правда ли, что он украл музыку у француза и советское правительство выплатило огромный штраф. Композитор сворачивает свою концертную деятельность. И когда он уже на грани нервного срыва, друзья помогают ему выйти на самого Франсиса Лея, который опровергает этот слух.

Композитор Франсис Лей

Слава, которая пришла к композитору в 1977 году, словно была компенсацией за все прежние унижения. Вышел культовый фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Музыка Микаэла Таривердиева к песням на стихи Беллы Ахмадулиной, Анны Ахматовой и Марины Цветаевой была великолепной. Сами песни исполнила Алла Пугачёва.

Композитор писал не только киномузыку, прославившую его, но и оперы, камерные вокальные произведения, органную и инструментальную музыку, балеты. Трудился, как правило, по ночам. Тогда муза к нему приходила чаще всего.

Одно из последних известных произведений музыканта – симфония для органа «Чернобыль», написанная им после поездки в заражённую зону вскоре после аварии. Позже он поделился, что не собирался ничего писать. Симфония родилась неожиданно, её навеяла увиденная трагедия.

Мало кому известно, что весной 1987 года в Большом театре должен был выйти балет «Девушка и смерть» на музыку Таривердиева. Но за неделю до премьеры спектакль вдруг отменили. Это были интриги против режиссёра Юрия Григоровича. Но композитор пережил этот удар тяжело.

За свою жизнь Микаэл Таривердиев написал музыку к более 130 фильмам. Но поклонники его таланта ценят композитора и за великолепную музыку к спектаклям, за оперы, концерты для органа, балеты и романсы.

Личная жизнь

Не только творческая, но и личная жизнь Микаэла Таривердиева оказалась бурной и богатой событиями и пережитыми страстями. Композитор был необычайно красив и импозантен. Высокий, стройный, худощавый, он прекрасно одевался и следил за модой. Женщины его обожали, он им платил той же монетой. Но его браки и романы часто оканчивались плохо.

Микаэл Таривердиев и его сын Карен

С первыми двумя женами, Еленой Андреевой и Элеонорой Маклаковой, он прожил недолго и развёлся. Во первом браке у него появился единственный сын Карен. Впоследствии он окончил Рязанское высшее воздушно-десантное училище, принял участие в войне в Афганистане в подразделениях спецназа ГРУ.

Из многочисленных романов композитора наиболее известен роман с актрисой Людмилой Максаковой, красавицей, в которую он был долгое время влюблён. Трагедия случилась, когда пара возвращалась в столицу на автомобиле Таривердиева. За рулём якобы была Максакова. Внезапно на дорогу выбежал человек. От столкновения с машиной он скончался.

Микаэл Таривердиев и Людмила Максакова

Всю вину на себя взял композитор. На протяжении двух лет длилось следствие, а потом и унизительное судебное разбирательство. На решающее заседание возлюбленная музыканта не явилась. Поговаривают, она предпочла отдых с друзьями. Микаэл Таривердиев ей этого не простил.

Примечательно, что сама актриса утверждает, что вся история о взятии на себя её вины Таривердиевым — чудовищный миф, придуманный его третьей супругой. Говорят, позже этот сюжет взял на вооружение Эльдар Рязанов для своего фильма «Вокзал для двоих».

Микаэл Таривердиев и его жена Вера

Личная жизнь Микаэла Таривердиева изменилась после встречи с музыковедом Верой. Они познакомились на фестивале «Московская осень» в 1983 году. Наконец маэстро нашёл ту единственную женщину, с которой ему было спокойно и комфортно. Они прожили вместе 13 счастливых лет. В своей книге мемуаров композитор написал, что впервые он почувствовал, что не одинок.

Вера Гориславовна Таривердиева после смерти мужа издала книгу «Биография музыки», в которой написала о жизни и творчестве гениального мужа.

В конце мая 1990 года в Лондоне Таривердиеву сделали операцию на сердце. Ему заменили разрушенный сердечный клапан на искусственный из того же сплава, из которого была сделана обшивка «Шаттла». Композитор шутил, что у него теперь железное сердце с гарантией на 40 лет.

Могила Микаэла Таривердиева

Но смерть пришла к Микаэлу Леоновичу гораздо раньше, летом 1996 года. Он отдыхал с женой в сочинском санатории «Актёр». 25 июля, ранним утром, композитора не стало. В этот день он с женой должен был возвращаться в Москву.

Похоронили Микаэла Таривердиева на Армянском кладбище в столице.




Микаэл Таривердиев – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

9 интересных фактов о жизни и творчестве Микаэла Таривердиева

1. Микаэл Таривердиев был из культурной, но не музыкальной семьи. Его матушка, Сато Акопова, была одной из шести дочерей состоятельного армянского предпринимателя из Тифлиса. Происхождение не помешало ей увлечься большевизмом и при меньшевиках-дашнаках угодить в тюрьму. Отец композитора, Леон Таривердиев, родом из Нагорного Карабаха, командовал красным конным полком, первым ворвавшимся в Тифлис. Узников освободили, и тогда познакомились родители Микаэла. Вообще, Тифлис, позднее Тбилиси, всегда был «плавильней культур», интереснейшим местом, вероятно, самым европейским городом Закавказья, дававшим его обитателям множество возможностей. Не удивительно, что приятелями маленького Микаэла были Вовочка Бураковский, будущий кардиолог-академик, и Женя Примаков, виднейший советский востоковед и влиятельный политик.

3. Как все художественно одаренные натуры музыкант был чувствителен и влюбчив. А как иначе?! В 18 лет он надумал жениться на племяннице мэтра серьезной музыки Арама Хачатуряна. Невеста оказалась ветреной, и Таривердиев разорвал помолвку. Потом он полтора года занимался в Ереванской консерватории, но решив учиться в Москве, взял штурмом Гнесинское училище. И попал… ну да, в класс маэстро Хачатуряна, который, к счастью, оказался выше житейских неурядиц…

4. На обычной для студента подработке – ночной разгрузке вагонов – Микаэл познакомился со студентами ВГИКа, и от них получил первый заказ на музыку к фильму. Так началась его карьера кинокомпозитора, принесшая ему любовь слушателей, славу и достаток. Конечно, были серьезные работы, камерные циклы, инструментальные ансамбли. Но это была, увы, «широкая популярность в узких кругах». Кино, кино, кино! Именно кино Микаэл Таривердиев обязан и самыми большими профессиональными победами и самыми горькими человеческими обидами.

5. По-настоящему публика заметила киномузыку Микаэла Таривердиева в фильме М. Калика «Человек идет за солнцем» (1961 г). Вовсю цвела «хрущевская оттепель», и зритель впервые увидел «фильм ни о чем» – о том, как маленький мальчик решил обойти землю, идя за Солнцем. Диалогов в ленте почти нет, и музыка органично выступает на первый план. С этого фильма мелодии Таривердиева стали узнавать на слух. А он еще начал не только писать песни, но иногда их исполнять.

6. Личная жизнь композитора, очень любившего красивых женщин и пользовавшегося у них успехом, была бурной. Он был женат дважды, а будучи свободным, имел страстный роман с актрисой Людмилой Максаковой. Ничего хорошего из этого не вышло – как настоящий рыцарь, он взял на себя вину за совершенный ею наезд со смертельным исходом, получил срок в два года, но, к счастью, попал под амнистию. Балованная красотка повела себя не лучшим образом, и отношения оборвал сам композитор. Об этой истории знал режиссер Эльдар Рязанов, положивший ее в основу сценария фильма «Вокзал для двоих», чем сильно задел Таривердиева.

7. Вообще, Микаэл Леонович был неординарен во всем, поступал только так, как считал правильным, непримиримо отстаивал свои взгляды и никогда не делал того, чего не хотел. Из-за несправедливости, допущенной по отношению к режиссеру Михаилу Калику, Таривердиев поссорился со «злым гением» советского кино, Иваном Пырьевым, и на 12 лет стал «невыездным», но… Похоже не слишком этим огорчился. Будучи по натуре домоседом, любившим уют и порядок, он спокойно занимался тем, что любил и умел – писал музыку, разную, пусть по большей части, широкой публике и неизвестную.

8. «Шлягер», единственный, Таривердиев написал на спор – это была простенькая, легко поющаяся под гитару, песенка из кинофильма «Большая руда» − «Ты не прощайся».

9. К предложению режиссер Татьяны Лиозновой написать музыку к «шпионскому» фильму Таривердиев отнесся прохладно – он уже имел такой опыт, работая над картинами о «Резиденте» режиссера В. Дормана. Но прочитав сценарий, композитор, ценивший и высокую поэзию, и хорошую прозу, согласился, найдя, что у сериала есть богатый музыкальный потенциал. И не ошибся, разумеется. Центральную песню фильма записали два гиганта советской эстрады – Муслим Магомаев и Иосиф Кобзон. Вариант Магомаева был отклонен, что очень «звезду» обидело… А Кобзон звучал не слишком на себя самого похоже.

Творческое наследие Микаэла Таривердиева весьма впечатляет, только фильмов разного объема и жанров он омузыкалил 132. По его собственному признанию, в кино его привлекала возможность экспериментировать. Он говорил, что если б Моцарт жил в наше время, то непременно бы работал в кино.

Композитор прожил мало – больное сердце. Шутники-доброжелатели, пусть невольные, и злодеи, целенаправленно действовавшие, немало этому способствовали. Его биографическая книга «Я просто живу» вышла уже после кончины композитора, в 1997 году. И он живет – в своих ненавязчивых, изящных мелодиях.




Микаэл Таривердиев – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Микаэл Таривердиев

К омпозиторский талант Микаэла Таривердиева проявился рано: первый балет он написал в 13 лет, а его студенческие произведения играли на одном концерте с композициями Прокофьева. Песни и музыкальные темы Микаэла Таривердиева звучат в классике советского кинематографа: в «Семнадцати мгновениях весны», «Иронии судьбы, или С легким паром!» и еще 130 советских фильмах. За вокальные и инструментальные сочинения Таривердиев получил 18 международных премий.

Занятия музыкой и первые произведения

Микаэл Таривердиев родился в Тифлисе (сегодня — Тбилиси). В музыку он пришел случайно: увидел у соседей рояль и бегал играть на нем. Хозяевам частый гость вскоре надоел, и они убедили Леона Таривердиева купить сыну пианино. Так в семье появился инструмент, а юный музыкант поступил в школу-десятилетку при Тбилисской консерватории. По пути на занятия он часто вслушивался в звуки, которые неслись из городских окон: мелодии радио, фортепианные пьесы, национальные напевы.

Музицировать Таривердиеву быстро наскучило. В школе требовали играть гаммы и нелюбимую пьесу Чайковского «Похороны куклы». «Какая кукла! Никакой куклы у меня не было! Само название унижало мое достоинство», — вспоминал свои детские ощущения композитор. Однако мать едва ли не силой усаживала его за инструмент. И вскоре Микаэл не только мастерски заиграл, но и начал сочинять. Записывать собственные мелодии оказалось непросто.

Появилась у молодого музыканта и новая страсть — чтение. Сидеть за книгами долго ему не позволяли, поэтому Микаэл хитрил: ставил книгу на пюпитр, читал и одновременно импровизировал. «В результате у меня развилась довольно высокая техника», — говорил Таривердиев.

Одним из первых произведений композитора стал гимн школы в Тбилиси. А уже в тринадцать лет он написал первые балеты — «На берегу» и «Допрос» — на либретто друга-сверстника Георгия Геловани. Спектакли ставил Вахтанг Чабукиани — солист и балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова, который в те годы жил в Грузии. «На берегу» и «Допрос» шли на сцене Тбилисского театра каждое воскресенье в течение всего концертного сезона в 1946–1947 годах.

Учеба в Гнесинке

Юность композитора пришлась на послевоенную волну арестов. Пострадали семьи друзей, арестовали отца, матери угрожали судом за то, что она была из состоятельной семьи. Поэтому после музыкальной школы и училища Таривердиев не уехал учиться в Москву, как хотел, а поступил в Ереванскую консерваторию, чтобы быть поближе к матери.

В столице Армении Микаэл Таривердиев пробыл недолго — меньше двух лет. Он чувствовал себя чужим в этом «розовом красивом городе». И все-таки решился уехать в Москву.

В столице Таривердиев подал документы в Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. Желающих поступить было много: конкурс — семь человек на место. Абитуриентам выделили классы для подготовки к вступительным экзаменам. Программа Таривердиева не была такой грандиозной, как у других претендентов: всего несколько романсов и фортепианные пьесы. Однако исполнял он их виртуозно. Пока Таривердиев репетировал, к нему трижды входил ректор Гнесинки Юрий Муромцев, но юный музыкант, не узнав знаменитого дирижера, каждый раз выставлял его за дверь. Экзаменационная комиссия оценила программу на «пять с плюсом». «Ты въехал в институт на белом коне», — сказал руководитель композиторского класса Арам Хачатурян.

В общежитии, где жил Таривердиев, был один рояль на восемь человек, поэтому занимался композитор на инструменте в классе самого Хачатуряна. Там же стоял орган — Таривердиев играл и на нем.

Таривердиев в кино

Первую музыку для кинофильма Микаэл Таривердиев написал на четвертом курсе. Это была композиция для комедии «Спасите утопающего» — курсовой работы студентов ВГИКа Эльдара Шенгелая, Михаила Калика и Эдуарда Абалова. Молодые режиссеры пришли в Гнесинку в поисках композитора. Все отказались — не хотели писать песни бесплатно, а Таривердиев взялся, даже несмотря на грядущие экзамены. Тогда композитор попал в новый мир: увидел, как создают кино. Пленки, проявочные, монтажные, просмотры фрагментов в пустых залах кинотеатров — все было новым для него. Музыку Таривердиев написал быстро. Сыграл ее молодежный оркестр Гнесинки.

В 1958 году Таривердиев дебютировал в настоящем кино. Тогда вышла на экраны киноповесть «Юность наших отцов». Написать музыку композитора попросил Михаил Калик, с которым они выпускали студенческую киноленту.

Таривердиев писал музыку одновременно со съемками, которые проходили в Подмосковье и Сочи. Наброски композитор проигрывал на фортепиано — его специально приносили в гостиничный номер. Таривердиев присутствовал и на съемочной площадке. Он подсказывал темп, с которым должна двигаться камера, чтобы попадать в такт музыке, и даже в нескольких дублях сам толкал тележку с оператором.

Кинокартина «Юность наших отцов» сблизила Калика и Таривердиева — позже композитор писал музыку для всех фильмов своего друга.

Концертный дебют

В 1957 году Таривердиева приняли в Союз композиторов, причем приветствовал его уже знаменитый на тот момент Дмитрий Шостакович.

Вскоре произошло и другое приятное событие: звезда советской оперной сцены Зара Долуханова захотела исполнить вокальный цикл Таривердиева на стихи Беллы Ахмадулиной. Первый концерт прошел в Концертном зале имени П.И. Чайковского Московской филармонии. Музыкальные произведения Таривердиева исполняли вместе с творениями его кумира — композитора Сергея Прокофьева.

Концерт шел в полном зале. Зара Долуханова пригласила Таривердиева подняться на сцену, однако он отказался. «Боялся, что непременно упаду, если буду подниматься по лестнице, — вспоминал композитор. — Зара пригнулась ко мне, я поцеловал ей руку. Это был счастливейший день в моей жизни».

Через неделю выступление повторили в Большом зале Московской консерватории. С концертами Таривердиев ездил в разные города Советского Союза.

Таривердиев и Лиля Брик

В конце 1950-х Таривердиев увлекся творчеством Маяковского. Его свободная от монотонных ритмов поэзия вдохновляла композитора. «Я очень любил раннего Маяковского. К тому же мне всегда трудно сочинять музыку на стихи, написанные ямбом или хореем, в точной метрической структуре, ровные, закругленные по своему ритму. Когда же писал на стихи Маяковского, было свободно и легко. И безумно интересно», — рассказывал он. Премьера вокального цикла прошла в Большом театре.

После концерта Таривердиеву позвонила Лиля Брик и пригласила в гости. Дом Брик в те годы был центром культурной жизни, здесь бывали Луи Арагон, Эльза Триоле, Майя Плисецкая, Родион Щедрин, поэты-шестидесятники. Именно у Лили Брик Таривердиев познакомился с Андреем Вознесенским и Робертом Рождественским, Евгением Евстигнеевым и Булатом Окуджавой. В квартире на Кутузовском проспекте часто проходили литературные встречи, Таривердиев играл свои произведения на рояле и сам пел.

Лиля Брик дарила своим гостям идеи новых произведений. Таривердиеву она предложила написать ораторию на поэму Маяковского «Война и мир», и композитор с энтузиазмом взялся за работу. Но осуществить задуманное не удалось: Таривердиев познакомился с Олегом Ефремовым и Олегом Табаковым и стал писать музыку для спектаклей.

Работа над «Семнадцатью мгновениями весны»

В 1968 году Юлиан Семенов написал сценарий фильма о советском разведчике и показал режиссеру Татьяне Лиозновой. Работать над музыкой в нем предложили Таривердиеву. Композитор сначала хотел отказаться, ведь в это время он писал саундтрек к фильму о шпионах — «Резиденту». Но когда прочел сценарий, согласился.

Татьяна Лиознова предложила использовать в фильме образ неба с улетающими журавлями, которые не знают войны и для которых не существует границ.

Для фильма Таривердиев написал 10 песен. Каждая из них должна была открывать и закрывать определенную серию фильма. Однако позже Таривердиев решил, что достаточно всего двух сочинений — «Мгновений» и «Песни о далекой родине». Исполнить эти композиции брались многие певцы, в том числе Муслим Магомаев. Однако композитор считал, что их должен исполнить другой певец. «И мы стали переписывать их заново, уже с Иосифом Кобзоном. Он приезжал ко мне в течение месяца к 10 утра, и я с ним занимался, делал песни. Спел он их блестяще», — вспоминал Таривердиев. Иосиф Кобзон записал и другие песни, не вошедшие в киноленту.

Музыкальную тему, которая должна была звучать во время свидания Штирлица с женой, Таривердиев написал сначала для оркестра. Но после монтажа решил, что лучше оставить только фортепианную партию. Татьяна Лиознова, прослушивая музыку, заплакала.

Таривердиев был на пике популярности. Но в 1973 году кто-то прислал в Союз композиторов телеграмму от имени композитора Франсиса Лея. В ней Таривердиева обвиняли в плагиате — якобы музыку для «Семнадцати мгновений весны» на самом деле написал французский композитор. Позже выяснилось, что сам Лей о телеграмме ничего не знал. Репутация Таривердиева пострадала. Концертов меньше не стало, но почти на каждом из них его спрашивали, правда ли, что он украл музыку у Лея. «С тех пор я ненавижу публику», — делился композитор.

В 1976 году фильм был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.
Таривердиев участвовал в создании 132 советских фильмов. В 1977 году кинолента с музыкой Таривердиева — «Ирония судьбы, или С легким паром!» — получила Государственную премию СССР.

Вокальные и инструментальные произведения Таривердиева

Таривердиев написал больше сотни песен и романсов, среди них — «Я спросил у ясеня», «По улице моей который год», «На Тихорецкую состав отправится», «Мне нравится», «Гренада». В последние годы композитор писал в основном инструментальные произведения. За все годы он создал четыре балета, пять опер, симфонию, три концерта для органа, два концерта для скрипки с оркестром и концерт для альта и струнного оркестра. Таривердиев стал лауреатом 18 международных премий, в том числе премии Американской академии музыки.

В 1986 году Микаэл Таривердиев посетил Чернобыль, увидел опустевшие дома в Припяти. «Я не собирался ничего писать о Чернобыле. Весной 1987 года Симфония для органа появилась во мне сама. Она пришла сразу, целиком. У меня было такое ощущение, как будто я всего лишь приемник, который уловил эхо какой-то волны», — вспоминал он. Сначала композитор исполнил симфонию в студии звукозаписи и лишь потом перенес на бумагу.

В 1994 году во время отдыха в Ялте Таривердиев записал последнее сочинение — Фортепианное трио. Через два года композитора не стало. В его личном архиве остались записи неоформленных произведений.

В 1998 году была учреждена премия за лучшую музыку имени Микаэла Таривердиева в рамках основного конкурса Открытого российского фестиваля «Кинотавр».




Микаэл Таривердиев – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Совет 1: Биография Микаэла Таривердиева и подробности личной жизни

Содержание статьи

Микаэл Таривердиев родился 15 августа 1931 года в Тифлисе в армянской семье. Всю свою сознательную жизнь Микаэл провел вместе с музыкой. Учился в музыкальной школе по классу фортепиано, затем в музыкальном училище по классу композиции, а затем поступил в Ереванскую консерваторию, где проучился всего полтора года. Серьезному таланту Микаэла Таривердиева стало тесно в родной Армении, и будущий композитор отправился покорять Москву.

Микаэл Таривердиев поступил в Московский музыкально-педагогический институт имени Гнесиных на отделение композиции. Его наставником стал профессор Арам Хачатурян, который сразу разглядел молодой талант.

Вскоре композитор написал вокальный цикл, который исполнила известная камерная певица Зара Долуханова в большом зале Московской консерватории. Признание стало потихоньку подбираться к композитору. Вскоре он дебютировал в кино в фильме «Юность наших отцов».

Музыка Таривердиева имеет особый, присущий лишь ему одному, колорит. Здесь сочетание классических музыкальных канонов с армянскими интонациями и советской динамикой. Микаэл Таривердиев пытался сочетать академические средства выразительности и интересы массового зрителя. И это ему вполне удавалось, поэтому музыка Таривердиева столь любима советским и российским слушателем.

Умер Микаэл Таривердиев в возрасте шестидесяти четырех лет от сердечного приступа. Похоронен на армянском кладбище в Москве.

Личная жизнь

Личная жизнь композитора весьма интересна и драматична. В юности композитор встречался с известной артисткой Людмилой Максаковой. Однажды они ехали на автомобиле Таривердиева по ночному Петербургу и насмерть сбили пешехода. За рулем была Людмила. Но когда на место происшествия приехали сотрудники ГАИ, Микаэл Леонович взял вину на себя. Его арестовали, и он находился в заключении два года. Людмила Максакова не осталась верной своему спасителю и демонстративно уехала с друзьями прямо из зала суда. Актриса рассказывала всем, что за рулем машины был композитор. Эта непридуманная история легла в основу фильма «Вокзал для двоих».

Микаэл Леонович был трижды женат. Первая жена, Елена Васильевна Андреева, подарила композитору единственного сына Карена. Карен Таривердиев был десантником, офицером, воевал в Афганистане, был награжден орденами и медалями. После выхода в отставку работал журналистом, писал статьи об афганской войне.

Второй женой композитора была Элеонора Маклакова, профессор и художник-постановщик. С третьей женой, Верой Гориславовной, Таривердиев прожил 13 лет, и она стала хранительницей наследия композитора.

Совет 2 : Таривердиев Микаэл Леонович: биография, карьера, личная жизнь

Содержание статьи

ПО СТРАНИЦАМ БИОГРАФИИ

Микаэл Леонович родом из Грузии. Он появился на свет в Тифлисе (позже — Тбилиси ) 15 августа 1931 года. Его мама Сатеник Григорьевна была настоящей восточной женщиной – нежной и доброй, но справедливой и бескомпромиссной. Она всю себя отдавала единственному сыну, поэтому они были очень близки. Позднее композитор признавался, что мама учила его только хорошим вещам, и ее уроки он не забывал всю свою жизнь. Отец Микаэла Таривердиева – Леон Навасардович был армянином, красным командиром. Позже стал успешным финансистом, директором Государственного банка. Но, как и многие, в те времена высокие чины, попал под репрессии, оставив семью без средств к существованию.

Юный Микаэл состоял из противоречий, легко и успешно учился в школе, занимался музыкой, но при этом любил похулиганить и даже состоял в местной банде. После ареста отца, о подобных шалостях пришлось забыть. Музыкальный талант помогал зарабатывать на хлеб насущный. Он давал частные уроки игры на фортепиано.

ВВЕРХ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛЕСТНИЦЕ

Микаэл Таривердиев учился музыке всю жизнь, постоянно менял направления и жанры. Десять лет он провел в музыкальной школе при консерватории города Тбилиси по классу фортепиано. Затем было музыкальное училище у великого мастера – Шалвы Мшелидзе. По настойчивому совету матери поступил в консерваторию в Ереване. После отправился покорять столицу, продолжил образование в музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, попал в класс композиции Арама Хачатуряна.

Знаменитый композитор много экспериментировал, он писал в разных жанрах:

· Оперы («Кто ты», «Граф Калиостро», «Ожидание»).

· Балеты. («Девушка и смерть»).

· Концерты и симфонии для органа, фортепиано («Чернобыль»).

· Вокальное сопровождение для поэзии Андрея Вознесенского, Бэлы Ахмадулиной, Марины Цветаевой и других.

· Музыка к фильмам («Юность наших отцов, «Король-олень», «Человек идет за солнцем»

Популярность Таривердиева после «Семнадцати мгновений весны» была колоссальной, но стоила она ему очень дорого. Тяжело было находить общий язык с режиссером Татьяной Лиозновой, зато получился хороший творческий союз с Иосифом Кобзоном. Композитор и певец понимали друг друга с полу слова. Затем было гнусное обвинение в плагиате. В союз композиторов пришла фальшивая телеграмма, в которой говорилось, что он якобы украл мелодии для фильма у французского композитора Франсиса Лея. Многие друзья сразу отвернулись от Таривердиева, и он попал в опалу. Позже он найдет француза, который заявит, что не говорил таких слов и не писал этой музыки.

Его работу замечали и ценили как в нашей стране, так и за рубежом. Он становится многочисленным лауреатом популярных премий: Американской академии музыки, Японской звукозаписывающей фирмы, Российского фестиваля «Кинотавр», в общей сложности насчитывается 18 наград.

Он был главой гильдии композиторов кино Союза кинематографистов России, Международной программы «Новые имена».

Последний этап его творчества был посвящен инструментальной музыке. Микаэл Леонович сочиняет концерты для органа и скрипки, хоральные прелюдии.

МГНОВЕНИЯ ЛЮБВИ

Таривердиев – кавказец по национальности, страстный по духу очень любил женщин. Его личная жизнь была богата на бурные романы, которые нашли свое отражение в искусстве. В первый раз он решил жениться в 18 лет на племяннице своего учителя Арама Хачатуряна, но помолвка была расторгнута. Композитор посчитал девушку легкомысленной и неготовой к семейной жизни.

Его первой женой была Елена Васильевна Андреева, которая и подарила ему единственного сына Карена. Карен Таривердиев — военный, герой Афганистана, награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды, после отставки работал журналистом.

Елена Андреева была выпускницей Гнесинки, солисткой, на шесть лет старше композитора. Их встреча произошла в лифте, там он попросил ее исполнить романсы собственного сочинения. Она согласилась, а позже влюбилась в долговязового обаятельного парня с огромными глазами. А затем пришла слава, которая захлестнула композитора и разрушила семью.

В 60-е годы композитор увлекся кинодивой Людмилой Максаковой. Он был зачарован актрисой, и взял на себя ее вину, из-за чего суд приговорил его к двум годам лишения свободы. Вместе они мчались на автомобиле по Ленинградскому проспекту. Было темно. На дорогу неожиданно выпрыгнул пьяный человек, актриса, которая была за рулем не успела среагировать и сбила его. Таривердиев сказал, что за рулем был он. Следствие длилось долго, почти два года, то есть весь назначенный судом срок. Красавица-актриса почти не уделяла внимания своему спасителю, и их роман был окончен. Кстати, Людмила Максакова никогда не признавалась в своей вине. Этот эпизод Эльдар Рязанов воплотил в своей картине «Вокзал для двоих». Таривердиев был недоволен этим, и даже обиделся на режиссера.

Второй женой композитора стала художник- постановщик Элеонора Маклакова.

Бурная насыщенная жизнь оставила след на сердце композитора. Он перенес тяжелую операцию, через шесть лет после этого новый сердечный приступ оборвал жизнь маэстро во время отдыха в Сочи. Ему было 64 года. Похоронен он был в столице, на Армянском кладбище.

В 1997 году, через год после его смерти были опубликованы мемуары «Я просто живу».


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector