Марис Лиепа – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019


Марис Лиепа – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Марис Лиепа

  • Актер
  • Дата и место рождения: 27 июля 1936 (82 года), Рига, Латвия

Участвовал 1

Его коллеги по цеху

Звезда советского балета, балетмейстер, балетный педагог, актер кино.

Марис Лиепа. Биография

Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа родился 27 июля 1936 г. в Риге, столице Латвии. Его отец Эдуард Лиепа работал машинистом сцены Латвийской национальной оперы. В детстве Марис часто болел, и по совету друга отца (директора балетной студии) в целях укрепления здоровья родители отдали сына в балетную студию при Латвийской опере, впоследствии преобразованную в Рижское хореографическое училище.

В училище педагогом Лиепы стал В. Блинов, в прошлом характерный танцовщик. В апреле 1950 г. на всесоюзной конференции хореографических училищ в составе Рижского училища Марис впервые выступил в Москве. Из четырёх номеров, показанных Рижским хореографическим училищем на конференции, в трёх участвовал Лиепа.

Эти педагоги способствовали переводу в 1953 г. перспективного ученика в Московское хореографическое училище (МХУ). Так же как и в Риге, в Московском училище в Лиепе первоначально видели характерного танцовщика, но через год он исполнил партию Принца в спектакле МХУ «Щелкунчик», а к выпускному концерту подготовил классические номера: па-де-де из балета «Дон Кихот» и партию Солора в акте «Тени» из «Баядерки». Это решило его дальнейшую судьбу: после выпуска из училища Марис Лиепа становится классическим танцовщиком.

В 1955 году Лиепа с отличием окончил Московское хореографическое училище, имея все шансы остаться в Москве, но Министерство культуры Латвийской республики потребовало возвращения выпускника МХУ в Ригу. Лиепа получил неожиданное приглашение от Майи Плисецкой принять участие в гастрольной поездке в Будапешт, выступив в роли Зигфрида в «Лебедином озере».

Летом 1956 года Лиепа принял приглашение поступить в труппу второго балетного театра Москвы — Московского музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В этой труппе он проработал четыре сезона, сразу же получив ведущее положение.

После гастролей в Польше в 1960 году Лиепа получил приглашение от главного балетмейстера Большого театра СССР Л. Лавровского поступить в труппу ведущего балетного театра страны. В начале сезона 1960-1961 годов в партии Базиля в «Дон Кихоте» состоялся его официальный дебют на сцене Большого театра. С середины 60-х годов наступает период творческой зрелости артиста, который совпадает с приходом в Большой театр в 1964 году нового главного балетмейстера — Ю.Н. Григоровича.

В начале 1970-х годов отношения Лиепы с Григоровичем ухудшились, а Григорович к этому времени стал полновластным хозяином в театре. Это привело не только к ограничениям в занятости артиста в текущем репертуаре и гастролях, но и препятствиям в создании им новых партий. В 1977 году Марис Лиепа станцевал свою последнюю крупную игровую партию в Большом театре — принца Лимона в детском балете «Чиполлино» К. Хачатуряна (постановка Г. Майорова).

После опубликованной в 1979 году в газете «Правда» статьи Лиепы с критикой методов руководства театром Григоровичем около двух лет Лиепе не давали танцевать на сцене Большого театра. В период незанятости в Большом театре Лиепа активно сотрудничал с новой балетной труппой под руководством Бориса Эйфмана: в 1981 году он станцевал Рогожина в «Идиоте» Бориса Эйфмана и солиста в его же «Автографах» вместе с Аллой Осипенко. Только через два года «безработицы» в театре по личному приказу Министра культуры СССР П.Н. Демичева 28 марта 1982 года состоялось возвращение Лиепы на сцену Большого театра. Но триумфально станцованный в тот вечер Красс стал последним выступлением Мариса Лиепы на сцене любимого театра: после «бенефиса» его вынудили уйти на пенсию (артисту было 45 лет).

С 1963 по 1980 г. преподавал в Московском хореографическом училище (самым известным танцовщиком этого выпуска стал Борис Акимов), затем вел класс поддержки.

В 1983-1985 годах по приглашению Болгарского правительства работал художественным руководителем балетной труппы в Софийской Народной опере, где поставил два балета — «Дон Кихот» и «Спящую красавицу».

Марис Лиепа активно сотрудничал с драматическим театром в качестве постановщика сценического движения и танцев, в том числе поставил «пластику» в знаменитом спектакле «Антоний и Клеопатра» Вахтанговского театра.

Драматический талант Лиепы был востребован на телевидении и в кино вне балетной сферы. Так, в 1978 г. Марис снялся в «синтетическом жанре» — популярном телевизионном цикле «Телебенефис» — в бенефисе знаменитой киноактрисы Людмилы Гурченко.

В 70-80-х годах Лиепа активно снимался в драматических ролях в кино: в телефильме «В одном микрорайоне», кинофильмах «Могила льва», «Детство Бемби» и «Отрочество Бемби», «Лермонтов» (роль Николая I), «Четвертый» (для этой картины Лиепа поставил самую выразительную из всех его постановок балетную миниатюру) и других. В 1980 г. поставил танцы к художественному фильму «Музыка ко дню рождению».

В течение всей своей творческой биографии Лиепа активно сотрудничал с прессой, писал статьи в газетах, журналах, сборниках, выпустил книги «Я хочу танцевать 100 лет» (1980) и «Вчера и сегодня в балете. Марис Лиепа» (1986). Сфера его деятельности не ограничивалась драматическим и танцевальным искусством — в конце 70-х годов он записал пластинку с песнями Д. Тухманова.

Марис Лиепа скончался в Москве 26 марта 1989 года в машине скорой помощи от инфаркта. Похоронен 31 марта на 12-м участке Ваганьковского кладбища столицы.

Марис Лиепа. Личная жизнь

Первой женой Мариса была знаменитая балерина Майя Плисецкая, с которой он расписался в 1956 году. Однако брак просуществовал всего три месяца.

Затем Марис Лиепа женился на актрисе Московского драматического театра имени Пушкина Маргарите Жигуновой. В этом браке родились Андрис Лиепа (1962) и Илзе Лиепа (1963). И сын, и дочь пошли по стопам отца, став артистами балета.

Третья жена — балерина Большого театра Нина Семизорова. На ней Марис Лиепа женился сразу после развода с Маргаритой Жигуновой. Нина была моложе Мариса на 20 лет, и он ей покровительствовал как начинающей балерине.

Четвёртая, гражданская жена Мариса — художник по костюмам Евгения Шульц, родившая Лиепе дочь Марию (1979). В те годы было недопустимо признание о том, что у знамениитого актера растет дочь «на стороне», поэтому долгое время т олько самые близкие друзья Мариса знали о существовании дочки Маши.

Кроме того, у Мариса Лиепы были длительные отношения с Галиной Брежневой, дочерью Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева.

Марис Лиепа. Награды, звания, премии

• 1957 — золотая медаль на I Всесоюзном конкурсе артистов балета VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве

• 1962 — медаль имени К. С. Станиславского за актёрское мастерство в роли Спартака («Спартак» в постановке Якобсона)

• 1964 — заслуженный артист РСФСР

• 1968 — народный артист Латвийской ССР

• 1969 — народный артист РСФСР

• 1970 — Ленинская премия — за исполнение партии Красса в балетном спектакле «Спартак» в постановке Ю. Н. Григоровича

• 1971 — премия имени Вацлава Нижинского «Лучший танцовщик» Парижской академии танца за роль Альберта «Жизель»

• 1976 — народный артист СССР — к 200-летию Большого театра

• 1977 — премия имени Мариуса Петипа Парижской академии танца

• 1981 — золотая медаль на IV Международном конкурсе артистов балета

• 1986 — орден Дружбы народов

Марис Лиепа. Фильмография

Воспоминания о Шерлоке Холмсе (сериал, 2000)

Дорога в ад (ТВ, 1988)

Миф (мини-сериал, 1986)

К расследованию приступить. Фильм 2: Клевета (1986)

Юность Бемби (1986)

Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Двадцатый век начинается (ТВ, 1986)




Марис Лиепа – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Марис Лиепа

Марис-Рудольф Лиепа — советский артист балета латвийского происхождения. В 1976 году за заслуги перед культурой был удостоен звания Народного артиста Советского Союза. Кроме того, Лиепа в качестве киноактера знаком многим любителям отечественного кино по таким фильмам, как «Детство Бэмби» и «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

Детство и юность

Марис родился в Риге, в семье мастера сцены местного театра оперы и балета Эдуарда Лиепы и его супруги Лилии. Он стал вторым ребенком у своих родителей. При этом – ребенком довольно болезненным. Мальчик рос очень худеньким, часто простужался и оказывался в больнице.

Звезда балета Марис Лиепа

Врачи посоветовали чете Лиепа отдать мальчишку в какую-либо спортивную секцию. Марис хотел играть в футбол или плавать в бассейне, но отец настоял на специализированном балетном классе при рижском хореографическом училище.

Будущая звезда советского балета с первых дней невзлюбил занятия и даже начал прогуливать уроки. Но мама, которая изначально планировала, что сын станет медиком, нашла подходящие слова для сына. Она объяснила, что никогда нельзя бросать дело на полдороге, а нужно доказывать себе и другим свою состоятельность.

Марис Лиепа в детстве

Такие речи настолько впечатлили юного Лиепу, что до конца своих дней он будет отличаться упорством и целеустремленностью. Когда же кроме работы у станка началось освоение характерного танца, Марис буквально проникся искусством классической хореографии.

К 13-ти годам подросток уже выступал не только в детских спектаклях, но и исполнял мазурку и краковяк в «Бахчисарайском фонтане», играл шута в «Ромео и Джульетте», танцевал сегидилью в «Дон Кихоте» и изображал половецкого мальчика в опере «Князь Игорь».

Юный танцовщик Марис Лиепа

Но нужно заметить, что помимо учебы в балетной школе юноша все же посещал и спортивные секции. Он имел неплохие результаты в такой дисциплине, как спортивная гимнастика, а в плавании вольным стилем даже становился чемпионом Латвии.

Когда Марису было 14 лет, его в числе других учеников отправили на Всесоюзный смотр хореографических училищ, и там Рижская балетная студия вместе с московскими, ленинградскими и алма-атинскими «коллегами» была признана самой перспективной. Три года спустя Лиепе предлагают продолжить обучение в Москве, и он с радостью соглашается.

Марис Лиепа

Правда, столичное училище не выделило для него стипендии, поэтому, чтобы сын мог заниматься в престижном вузе, родители продали свой дачный домик на Взморье. Марис отблагодарил их тем, что за два года не только не пропустил ни одного занятия, но и приходил к каждому уроку раньше преподавателя и отдавался работе полностью и с воодушевлением.

В качестве выпускного экзамена Лиепа станцевал на сцене филиала Большого театра главную партию в спектакле «Щелкунчик». Новоиспечённый танцовщик мечтал остаться на главной сцене страны в качестве члена труппы, но в СССР принято было распределять кадры по национальным республикам, поэтому Марис возвращается в Ригу.

Впрочем, в Латвии он задержался лишь на полгода. Затем в столице состоялась декада прибалтийского искусства, и Лиепа танцевал русского воина Никиту в балете «Лайма», а также деревенского музыканта Тотса в постановке «Сакта свободы». В последнем из них на Мариса обратила внимание прима Майа Михайловна Плисецкая, которая дала выступлению похвальный отзыв и пригласила юношу быть партнером во время турне по Венгрии.

Марис Лиепа в спектакле «Лебединое озеро»

В Будапеште Лиепа станцевал партию Зигфрида в «Лебедином озере», о которой мечтал долгие годы. Его не остановило даже то обстоятельство, что на генеральной репетиции он получил серьёзную травму ноги. После ряда выступлений танцовщик отправился в Сочи для восстановления поврежденной голени, и прямо в санатории его нашел главный балетмейстер Московского академического музыкального театра Владимир Бурмейстер и предложил работу с очень высоким окладом.

Именно в этом театре Марис-Рудольф превратился в звезду советского балета. Московские любители балета шли «на Лиепу», заваливали его цветами и подарками, по нескольку часов ждали у служебного входа ради автографа. В то же время артист завоевал золотую медаль на Всемирном фестивале молодёжи и студентов. Его талант отметила лично председатель жюри Галина Уланова.

Танцовщик Марис Лиепа

Летом 1960 года, после грандиозных гастролей в Польше, Лиепа наконец-то получает приглашение перейти в труппу Большого театра. Далеко не сразу Марис узнал, что одобрение руководства он удостоился на том основании, что при собеседовании даже не заикнулся о зарплате и материальных благах, а задал только один вопрос балетмейстеру:

В итоге он был занят во всех самых прославленных постановках – от «Дона Кихота» до «Спартака». Через четыре года в Большом театре меняется главный хореограф. Балетмейстером становится Юрий Григорович, которые пытается привнести свое видение в спектакли.

Марис Лиепа в спектакле «Спартак»

Например, в «Спартаке» Лиепа всегда танцевал главную роль, но Григорович дал ему другого персонажа, Красса. Успех превзошёл все ожидания, труппа даже удостоилась высочайшей в стране Ленинской премии, а на зарубежных гастролях артистов носили буквально на руках. Кстати, в Англии советскую звезду назвали «Лоуренсом Оливье в балете».

Но такое благополучное начало неожиданно оканчивается крахом. Лиепа дал интервью газете «Правда», в которой позволил себе покритиковать уровень хореографического мастерства Юрия Григоровича, и балетмейстер не простил обиды. Танцовщику дают роли только в старых постановках, а в новинках места ему не находится. За последующие 14 лет Марис лишь четыре раза участвовал в новых партиях.

Марис Лиепа

28 марта 1982 года он в последний раз танцует Красса из балета «Спартак». Публика аплодирует стоя, но триумф оканчивается решением художественного совета о профнепригодности танцора. С тех пор на сцену Лиепа выходит только на творческих вечерах и в антрепризных спектаклях. И те, и другие по-прежнему собирают огромную аудиторию, но Марис, попытавшись найти себя в новом деле, уходит в кинематограф.

На самом деле работать на съемочной площадке Лиепа начал довольно давно. Еще в 1959 году он дебютировал как актер в мелодраме рижской киностудии «Илзе». А через 10 лет его исполнение Гамлета в одноименном фильме-спектакле произвело фурор не только в СССР, но и во всем мире.

Марис Лиепа в фильме «Детство Бемби»

Затем Марис преображался в князя Всеслава из исторической картины «Могила льва» и Джека Уиллера в шпионской ленте «Четвёртый». В этом проекте, где блистал также Владимир Высоцкий, танцовщик поставил оригинальный хореографический номер, который в шутку назвал «Икар на три минуты».

Особо яркими получились главные роли актера в романтической комедии «Галатея», сказках «Детство Бемби» и «Юность Бемби», где он сыграл отца олененка, и в криминальной драме «Дорога в ад».

Марис Лиепа в фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»

Также зрители запомнили Мариса по роли полковника Валентайна Уолтера в детективе «Двадцатый век начинается» из цикла фильмов о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона, а также по образу императора Николая I в историко-биографической драме «Лермонтов».

В 2006 году на экраны вышла картина «Воспоминания о Шерлоке Холмсе», в которой с помощью монтажа вновь появился актер Лиепа. В тот же период увидели свет два документальных фильма о танцовщике – «Поединок с судьбой» и «MARIS».

Личная жизнь

Первой супругой знаменитого танцовщика стала другая легенда сцены — Майя Плисецкая. Они поженились в 1956 году, когда ему было 20, а ей – 31 год. Но прожили вместе Майя и Марис всего три месяца.

Марис Лиепа и Майя Плисецкая

Позднее, на съемках фильма «Илзе», он познакомился с актрисой Маргаритой Жигуновой. В этом браке родилось двое детей – сын Андрис и дочь Илзе. Имена детям супруги дали в честь персонажей вышеупомянутой картины. И сын, и дочь пошли по стопам отца и стали артистами балета.

Марис Лиепа и Маргарита Жигунова

В конце 70-х годов Лиепа едет на гастроли с молодой балериной Ниной Семизоровой, с которой у него начинается роман. Вскоре Марис оставляет семью и женится на девушке, которая младше его почти на 20 лет. Впрочем, этот союз оказался непрочным. По инициативе балерины в 1985 году супруги разводятся, хотя уже давно не живут вместе.

Евгения Шульц и ее дочь Мария Лиепа

Четвертой женой Лиепы, хотя и фактической, была художник по костюмам Евгения Шульц. У них родилась дочь Мария, но так как в те времена признание знаменитости о незаконнорожденном ребенке было равносильно краху карьеры, Марис скрывал существование младшей дочери очень долгое время.

Марис Лиепа и Галина Брежнева

Помимо официальных и неофициальных браков, у Мариса были довольно длительные и весьма бурные отношения с Галиной Брежневой, дочерью Леонида Ильича Брежнева, которая была старше танцовщика на 11 лет.

Когда в Рижском оперном театре освобождается место балетмейстера, Лиепа подает заявление на замещение вакансии, но ему отказывают. Более того, «сверху» приходит приказ запретить Марису создавать свой собственный театр в Риге, как он планировал. Даже хорошо знакомый танцовщику Раймонд Паулс, занимавший тогда пост министра культуры Латвийской республики, никак не смог повлиять на ситуацию.

Памятник танцовщику Марису Лиепе в Риге

На мужчину накатывает депрессия, но в тот момент спасительной нитью стало решение из столицы СССР: было разрешено создать театр «Балет Мариса Лиепы» в Москве. После долгих проволочек был назначен отбор в труппу, но 26 марта 1989 года, в возрасте 52-х лет, Марис-Рудольф Эдуардович скончался. Официальный вердикт врачей – инфаркт.

Известно, что легендарный артист балета умер в машине «Скорой помощи». Но поговаривают, что накануне он заходил в любимый Большой театр, а там охранник отобрал у него пропуск и не впустил в служебное помещение. И именно в тот момент у мужчины не выдержало сердце.

Могила Мариса Лиепы

Но и после кончины Лиепы не успокоилась суета вокруг его имени. Почти неделю шла борьба за место прощания со звездой. Только спустя пять дней гроб с телом установили в фойе Большого театра, рядом со сценой, на которой он демонстрировал величайшее искусство на протяжении 20 лет. Захоронили Мариса Эдуардовича на Ваганьковском кладбище в Москве, а в Риге рядом с могилами отца и матери установили камень, на котором написано:




Марис Лиепа – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Марис Лиепа — биография, информация, личная жизнь

Марис Лиепа

Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа (латыш. Māris Rūdolfs Liepa). Родился 27 июля 1936 года в Риге — умер 26 марта 1989 года в Москве. Советский и латышский артист балета, балетный педагог, актёр. Народный артист СССР (1976). Лауреат Ленинской премии (1970).

Марис Лиепа родился 27 июля 1936 года в Риге.

Отец — Эдуард Лиепа, пел в либавском хоре, потеряв голос, работал мастером сцены в Театре оперы и балета в Риге.

Марис имел хороший голос. Друг тца — директор театра Р. Берзиньш — предложил Марису петь в хоре мальчиков в постановке оперы «Кармен». Так состоялся его сценический дебют.

Рос болезненным ребенком и по совету еще одного друга отца, директора балетной студии Б. Милевича, в целях укрепления здоровья, родители отдали сына в балетную студию при Латвийской опере, впоследствии преобразованную в Рижское хореографическое училище. В ней бывший танцовщик Б. Милевич состоял завучем. И хотя мать мечтала, что сын станет преуспевающим врачом, отец настоял на своём, желая, чтобы хилый мальчик окреп и развился физически.

В училище преподавали артисты балета. Солист В. Блинов первым обратил внимание на маленького Мариса как на будущего характерного танцовщика. В 13 лет Марис уже танцевал не только роли в детских балетах, но и выступал во взрослых партиях, исполняя краковяк и мазурку в «Бахчисарайском фонтане», сегидилью в «Дон Кихоте», китайского кули в «Красном маке», половецкого мальчика в опере «Князь Игорь», страшилище в «Аленьком цветочке». А в «Ромео и Джульетте» исполнил роли Шута, друга Тибальда, слугу Монтекки и юношу из толпы. Всего таких ролей в его биографии было около сотни. Наряду с работой занимался спортивной гимнастикой и плаванием, завоевал титул чемпиона Латвии по плаванию вольным стилем на средние дистанции.

Весной 1950 года несколько учеников и в их числе Марис были направлены на Всесоюзный смотр хореографических училищ в Москве. Вместе со Г. Ждановой и И. Карулис танцевал па-де-труа из «Щелкунчика» и «Мазурку» в постановке своего учителя В. Блинова. Рижское хореографическое училище заняло на смотре первое место вместе с училищами Москвы, Ленинграда и Алма-Аты.

В 1953 году, набирая мужской класс, Н. Тарасов пригласил в Москву Мариса. И 2 сентября 1953 года 17-летнего рижанина приняли в Московское хореографическое училище (ныне Московская академия хореографии). Театр не дал ему стипендии, и родители продали дачу на Взморье, чтобы сын мог учиться.

1 мая 1955 года на выпускном вечере Марис станцевал спектакль «Щелкунчик» целиком. Спектакль прошёл на сцене филиала Большого театра (ныне Театр оперетты). Хотя он был отличником, его не приняли в Большой театр, разъяснив, что национальные кадры должны закрепляться на местах. И Марис вернулся в Ригу.

Участие в конкурсе во время VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов принесло Лиепе золотую медаль. Председателем жюри была Галина Уланова.

Летом 1960 года Марис вместе с коллективом Большого театра побывал на гастролях в Польской Народной Республике, где танцевал с Ольгой Лепешинской.

После гастролей последовало приглашение в легендарную труппу Большого театра. Позже Лиепа узнал, что решил свою судьбу, задав главному балетмейстеру Л. Лавровскому вопрос: «Что я буду танцевать», не спросив ни о зарплате, ни о квартире. Официальный дебют состоялся в начале сезона 1960/1961 годов в партии Базиля в балете «Дон Кихот». Вскоре Лиепа перетанцевал почти весь тогдашний репертуар: «Тропою грома», «Жизель», «Раймонду», «Лебединое озеро», «Золушку», «Шопениану», «Ночной город», «Ромео и Джульетту» и «Спартака» в своеобразной постановке Л. Якобсона.

В роли Ромео впервые выступил в Лондоне на сцене Ковент-Гардена в 1963 году.

В том же 1963 году его пригласили преподавателем в Московское хореографическое училище, где он преподавал до 1980 года.

В первой половине 1960-х годов Марис Лиепа танцует Вакха в балетной сцене «Вальпургиева ночь» оперы «Фауст», Армена в «Гаянэ», Георгия в «Страницах жизни», встречается с изысканной хореографией М. Фокина в «Шопениане», танцует принца Дезире в «Спящей красавице» и Принца в «Золушке». А к гастролям 1963 года в Англии Лиепа готовит роль Ромео. «Ромео с головы до ног», «абсолютный Ромео» оценит его английская критика. А сам Лиепа скромно заметит, что самой сложной задачей было обучение тела шекспировскому языку. Техническая сторона партии была отработана без малейших скидок.

В 1964 году в Большой театр пришёл новый главный балетмейстер Юрий Григорович. Поначалу сотрудничество складывалось удачно. В балете «Легенда о любви» Марис станцевал Ферхада. В балете «Спартак» он получил партию заглавного героя, но вскоре Юрий Григорович перепоручил ему роль Красса и работал над ней, ориентируясь на индивидуальность актёра. Успех превзошёл все ожидания, в 1970 году творческая группа балета удостоилась Ленинской премии.

В 1966 году Лиепа восстановил балет М. Фокина «Видение розы» на музыку К. Вебера и получил возможность показать его на сцене Большого театра. Триумфальные гастроли были по всему миру. Английская критика нарекала Мариса Лиепу «Лоуренсом Оливье» в балете.

В 1971 году за исполнение роли Альберта в «Жизели» Серж Лифарь вручил Лиепе премию имени Вацлава Нижинского.

Но благополучная биография неожиданно обрывается. Нелицеприятные высказывания Лиепы об уровне хореографии в новых балетах не понравились Юрию Григоровичу, а статью, опубликованную в «Правде» в декабре 1978 года, балетмейстер не простил никогда. Григорович не находит Лиепе места в новых версиях «Лебединого озера», «Ромео и Джульетты», в «Иване Грозном», в «Ангаре». За 14 последних лет в Большом театре Лиепа танцует лишь четыре новые партии: Вронский и Каренин в «Анне Карениной», Принц Лимон в «Чиполлино» и Солист в балете «Эти чарующие звуки».

Марис пытался найти себя в кино. В 1972 году играет князя Всеслава в историческом фильме «Могила льва», в 1973 году — Джека Уиллера в фильме «Четвёртый». Для фильма «Четвёртый» ставит оригинальный хореографический номер, который сам называет «Икаром на три минуты». Далее следует бесцветный фильм-балет «Имя твоё», сериал «В одном микрорайоне», несомненная удача — роль Хиггинса в фильме-балете «Галатея» по пьесе Б. Шоу «Пигмалион» и целый букет забавных образов в «Бенефисе Людмилы Гурченко».

Своё 40-летие Лиепа отмечает в Афинах, впервые исполняя партию Хозе в балете «Кармен-сюита» на сцене античного театра.

В 1977 году в Дании Лиепа танцует Гирея в «Бахчисарайском фонтане», а в Исландии Клавдио в балете «Любовью за любовь». В Австралии Лиепа выходит на сцену Гансом в «Жизели». Творческие вечера в Москве по-прежнему собирают огромную аудиторию. Год Лиепа работает с балетмейстером Б. Эйфманом, танцуя Рогожина в балете «Идиот» и Солиста в «Автографах». Первое исполнение Рогожина состоялось на сцене Дворца Съездов в июне 1981 года. В этот же день Андрис Лиепа удостаивается золотой медали на IV Международном конкурсе артистов балета.

Окончив ГИТИС, Марис Лиепа ставит в Днепропетровске «Дон Кихота».

Марис Лиепа последний раз выходит на сцену Большого 28 марта 1982 года — он танцует Красса. Его последний партнёр-Спартак — техничный, молодой и мощный Ирек Мухамедов. Последний триумф завершается решением художественного совета о профнепригодности танцора.

30-летие творческой деятельности Лиепа празднует в Болгарии. В Софийской народной опере, где в 1983-1985 годах он был художественным руководителем балетной труппы, ставит «Дон Кихота» и «Спящую красавицу» и танцует там злую фею Карабос и величественного короля Флорестана.

В 1980-е годы активно снимался в кино. Сыграл главные роли в фильмах «Детство Бемби» (отец Бемби) и «Дорога в ад» (Отто Штиммер).

Марис Лиепа в фильме «Детство Бемби»

Марис Лиепа в фильме «Дорога в ад»

Сфера его деятельности не ограничивалась драматическим и танцевальным искусством — в конце 70-х годов он записал пластинку с песнями Давида Тухманова.

В течение всей своей творческой биографии Лиепа активно сотрудничал с прессой, писал статьи в газетах, журналах, сборниках, выпустил книги «Я хочу танцевать 100 лет» (1980) и «Вчера и сегодня в балете. Марис Лиепа» (1986).

Взлеты и падения Мариса Лиепы

Осенью 1986 года Лиепе не доверяют вакантный пост балетмейстера в Рижском театре оперы и балета и не позволяют создать в Риге новый театр балета на Тихой улице. Министр культуры Латвии Раймонд Паулс вмешаться не хочет, зато Моссовет принимает решение: создать Театр Мариса Лиепы в столице. В «Советской культуре» 4 марта 1989 года появляется объявление о конкурсе в театре «Балет Мариса Лиепы». Он должен был состояться 15 марта. Но не вышло.

Скончался в Москве 26 марта 1989 года в машине «Скорой помощи» от инфаркта. В Москве ходили слухи, что охранник не впустил его в Большой театр и отобрал пропуск, отчего сердце не выдержало.

Почти неделю шла борьба за место прощания с Лиепой. Лишь после вмешательства Союза Театральных деятелей 31 марта 1989 года гроб устанавливают в фойе Большого театра неподалеку от сцены, на которую он выходил больше 20 лет.

Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. На Большом кладбище в Риге, рядом с могилами родителей Лиепы, есть кенотаф с надписью «Марис Лиепа, который вдали».

В 1996 году основан Благотворительный фонд содействия развитию хореографического искусства имени Мариса Лиепы, которым руководят его дети: народный артист России Андрис Лиепа и народная артистка России Илзе Лиепа.

Марис Лиепа. Прощание

Личная жизнь Мариса Лиепы:

Первая жена — Майя Михайловна Плисецкая (1925-2015), артистка балета, прима-балерина Большого театра СССР в 1948-1990 годах, народная артистка СССР. Они прожили в браке всего три месяца. После развода оба о совместной жизни не распространялись.

Марис Лиепа и Майя Плисецкая

Вторая жена — Маргарита Ивановна Жигунова (1937 г.р.), актриса Московского драматического театра им. А. Пушкина. Они познакомились в самолете, который летел из Риги. Маргарита снималась на рижской киностудии в фильме «Илзе». Эта пара считалась одной из красивейших в СССР. А на западе их называли «Русский Лоуренс Оливье и Мэрилин Монро».

В браке родилось двое детей, ставших звездами балета: сын Андрис Лиепа (род. 1962) и дочь Илзе Лиепа (род. 1963).

Марис Лиепа и Маргарита Жигунова

Марис Лиепа с сыном Андрисом и дочерью Илзе

Брак с Маргаритой Жигуновой стал для Мариса самым долгим. Они прожили вместе больше 20 лет, но в конечном итоге Маргарита устала — как от необходимости жертвовать собой ради мужа, так и от его непростого характера и эмоциональных всплесков, наконец, от его частых романов на стороне.

Сам Марис Лиепа писал в дневнике: «А вообще я «выгнан из дома, который строил 10 лет. Да, я один уже 18 дней. Смешно, но факт. Опять холостяцкая жизнь, к которой трудно привыкнуть. Маргарита раскрыла себя до предела. Обнажила свою сущность».

У Маргариты были все основания ревновать супруга: его роман с Галиной Брежневой развивался у нее на глазах.

Марис Лиепа и Галина Брежнева

Третья жена — Нина Львовна Семизорова (род. 1956), балерина Большого театра, балетный педагог, народная артистка РСФСР. Поженились сразу после его развода с Жигуновой. Вместе прожили 5 лет.

Марис Лиепа и Нина Семизорова

Нина Семизорова — третья жена Мариса Лиепы

У Мариса Лиепы были отношения с Евгенией Николаевной Шульц, работавшей в Большом театре художником по костюмам. Она шила костюмы для всех его спектаклей.

От этих отношений в 1979 году родилась дочь Мария Лиепа.

Именно с Евгенией Шульц он провел последние годы жизни. Незадолго до смерти даже сделал ей предложение, но пожениться они так и не успели. Он умер внезапно, от инфаркта. Дочь Мария рассказывала, что хорошо помнит вечер, когда отцу стало плохо с сердцем. Когда приехала «скорая» Маша обняла папу и сказала: «А привези мне куклу в костюме медсестры». Он рассмеялся, но из больницы уже не вернулся.

Евгения Шульц и дочь Мария Лиепа

Партии Мариса Лиепы:

Латвийский театр оперы и балета:

1955 — «Сакта свободы» А. П. Скулте (хореография Е. Я. Чанги) — Тотс;
1955 — «Лайма» А. Я. Лепина (хореография Е. А. Тангиевой-Берзниек) — Никита;
1955 — «Раймонда» А. К. Глазунова (хореография М. И. Петипы) — солист в гран-па;
1956 — «Корсар» А. Адана, Л. Делиба, Р. Дриго, Ц. Пуни (хореография М. И. Петипы и Ж. Перро) — солист в Па-д’экслав;
1956 — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (хореография М. И. Петипы, Л. И. Иванова) — Принц Зигфрид;
1979 — «Кармен-сюита» А. Алонсо в оркестрокве Р. К. Щедрина (хореография А. Я. Лемберга) — Хозе (гастроли театра в Москве)

Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко:

1956 — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (хореография А. А. Горского, А. М. Мессерера) — Принц Зигфрид;
1956 — «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева (хореография Р. В. Захарова) — Вацлав;
1956 — «Эсмеральда» Ц. Пуни — Феб;
1957 — «Жанна д’Арк» Н. И. Пейко (хореография В. П. Бурмейстера) — Лионель;
1957 — «Корсар» А. Адана, Л. Делиба, Р. Дриго, Ц. Пуни (хореография Н. Г. Гришиной) — Конрад;
1958 — «Лесная фея» П. Герлеля (хореография А. В. Чичинадзе) — Чабан;
1958 — «Шехеразада» на музыку Н. А. Римского-Корсакова (хореография В. П. Бурмейстера) — Синдбад;
1958 — «Штраусиана» на музыку И. Штрауса (хореография В. П. Бурмейстера) — Поэт

1960 — «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса (хореография А. А. Горского) — Базиль;
1960 — «Тропою грома» К. А. Караева (хореография К. М. Сергеев) — Ленни;
1961 — «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно (хореография Л. М. Лавровского) — Вакх;
1961 — «Жизель» А. Адана (хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. И. Петипы) — Граф Альберт;
1961 — «Ночной город» Б. Бартока (хореография Л. М. Лавровского) — Юноша;
1961 — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (хореография А. А. Горского, А. М. Мессерера) — Принц Зигфрид;
1962 — «Гаянэ» А. И. Хачатуряна (хореография В. Вайнонена) — Армен;
1962 — «Класс-концерт» (хореография А. М. Мессерера) — солист;
1962 — «Шопениана» на музыку Ф. Шопена (хореография М. М. Фокин) — Юноша;
1962 — «Страницы жизни» А. М. Баланчивадзе (хореография Л. М. Лавровского) — Георгий;
1962 — «Спартак» А. И. Хачатуряна (хореография Л. В. Якобсона) — Спартак;
1963 — «Золушка» С. С. Прокофьева (хореография Р. В. Захарова) — Принц;
1963 — «Раймонда» А. К. Глазунова (хореография Л. М. Лавровского по М. И. Петипу и А. А. Горскому) — Жан де Бриен;
1963 — «Спящая красавица» П. И. Чайковского (хореография Ю. Н. Григорович по М. И. Петипу) — Принц Дезире;
1963 — «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (хореография Л. М. Лавровского) — Ромео;
1964 — «Сказке о Солдате и Чёрте» И. Стравинского (хореография Э. В. Суве) — Чёрт;
1965 — «Легенда о любви» А. Меликова (хореография Ю. Н. Григорович) — Ферхад;
1967 — «Видение розы» на музыку К. Вебера (хореография М. М. Фокина) — Дух розы;
1967 — «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева (хореография Р. В. Захарова) — Вацлав;
1968 — «Спартак» А. И. Хачатуряна (хореография Ю. Н. Григорович) — Красс;
1970 — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (хореография Ю. Н. Григорович) — Принц Зигфрид;
1972 — «Анна Каренина» Р. К. Щедрина (хореография Н. И. Рыженко, В. В. Смирнова-Голованова и М. М. Плисецкой) — Вронский;
1974 — «Спящая красавица» П. И. Чайковского (хореография Ю. Н. Григоровича по М. И. Петипу) — Принц Дезире;
1976 — «Анна Каренина» Р. К. Щедрина (хореография Н. И. Рыженко, В. В. Смирнова-Голованова, М. М. Плисецкой) — Каренин;
1976 — «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева (хореография Р. В. Захарова) — Хан Гирей;
1976 — «Любовью за любовь» Т. Н. Хренникова (хореография В. Боккадоро) — Клавдио;
1977 — «Чипполино» К. С. Хачатуряна (хореография Г. А. Майорова) — Принц Лимон;
1978 — «Эти чарующие звуки…» на музыку А. Корелли, Дж. Торелли, В. А. Моцарта, Ж. Ф. Рамо (хореография В. В. Васильев) — солист;
1979 — «Жизель» А. Адана (хореография Ж. Перро, Ж. Коралли, М. И. Петипы) — Ганс

Ленинградский «Новый балет» (Театр балета под руководством Б. Эйфмана):

1981 — «Идиот» на музыку П. И. Чайковского (хореография Б. Я. Эйфман) — Рогожин;
1981 — «Автографы» на музыку А. Вивальди (хореография Б. Я. Эйфман) — солист

Партии, исполненные с труппами других театров, концертные номера:

1955 — «Баядерка» Л. Минкуса (хореография М. И. Петипы) — Солор (выпускной концерт в Московском хореографическом училище);
1979 — «Сильвия» Л. Делиба (хореография Ф. Аштона) — па-де-де (творческий вечер М. Лиепы);
1981 — «Спартак» А. И. Хачатуряна — Красс (Новосибирский театр оперы и балета);
Хореографическая миниатюра «Весенние воды» на музыку С. В. Рахманинова (хореография А. М. Мессерера)

Софийская народная опера:

1984 — «Спящая красавица» П. И. Чайковского (редакция М. Э. Лиепа по М. И. Петипа) — Король Флорестан, Фея Карабос

Фильмография Мариса Лиепы:

1959 — Илзе (Ilze)
1961 — СССР с открытым сердцем (документальный)
1964 — Майя Плисецкая (документальный)
1965 — Новогодний календарь
1969 — Гамлет (фильм-спектакль) — Гамлет
1971 — Могила льва — Всеслав, князь полоцкий
1971 — Марис Лиепа (документальный)
1972 — Четвёртый — Джек Уиллер (озвучил Вячеслав Тихонов)
1974 — Имя твое (фильм-спектакль) — Анри
1975 — Спартак (фильм-балет) (фильм-спектакль) — Красс
1976 — В одном микрорайоне (фильм-спектакль) — Яунис Берзинь
1977 — Орех Кракатук — Мышиный Король (вокал — Михаил Боярский)
1977 — Галатея — Генри Хиггинс, профессор
1978 — Бенефис Людмилы Гурченко (фильм-спектакль)
1980 — Большой балет (фильм-концерт) (фильм-спектакль)
1981 — Я начинаю новый монолог (документальный)
1985 — Детство Бемби — отец Бемби
1986 — Юность Бемби — отец Бемби
1986 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона — Валентайн Уолтер, полковник
1986 — Миф
1986 — Лермонтов — Николай I
1987 — Балет от первого лица (документальный)
1987 — К расследованию приступить — Хрунин
1988 — Корабль — Штоль
1988 — Дорога в ад — Отто Штиммер
2000 — Воспоминания о Шерлоке Холмсе

Библиография Мариса Лиепы:

1982 — Лиепа М. Вчера и сегодня в балете
1996 — Лиепа М. Я хочу танцевать сто лет

Награды и звания Мариса Лиепы:

1964 — Заслуженный артист РСФСР;
1968 — Народный артист Латвийской ССР;
1969 — Народный артист РСФСР;
1976 — Народный артист СССР (25 мая 1976 года) — за большие заслуги в развитии советского музыкального и хореографического искусства и в связи с 200-летием Государственного академического Большого театра СССР;
1970 — Ленинская премия — за исполнение партии Красса в балетном спектакле «Спартак» в постановке Ю. Н. Григоровича;
1986 — орден Дружбы народов;
1957 — золотая медаль на I Всесоюзном конкурсе артистов балета VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве;
1962 — медаль имени К. С. Станиславского за актёрское мастерство в роли Спартака («Спартак» в постановке Л. Якобсона);
1971 — премия имени В. Нижинского «Лучший танцовщик» Парижской академии танца за роль Альберта «Жизель»;
1977 — премия имени М. Петипа Парижской академии танца;
1981 — золотая медаль на IV Международном конкурсе артистов балета




Марис Лиепа – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Марис Лиепа — биография, личная жизнь, фото, фильмография, жена, дети, причина смерти и последние новости

Дана Игнатенко 21.01.2019 Мы их знаем 34 просмотров

Марис Лиепа: биография

Марис-Рудольф Лиепа — советский артист балета латвийского происхождения. В 1976 году за заслуги перед культурой был удостоен звания Народного артиста Советского Союза. Кроме того, Лиепа в качестве киноактера знаком многим любителям отечественного кино по таким фильмам, как «Детство Бэмби» и «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

Детство и юность

Марис родился в Риге, в семье мастера сцены местного театра оперы и балета Эдуарда Лиепы и его супруги Лилии. Он стал вторым ребенком у своих родителей. При этом – ребенком довольно болезненным. Мальчик рос очень худеньким, часто простужался и оказывался в больнице.

Звезда балета Марис Лиепа

Врачи посоветовали чете Лиепа отдать мальчишку в какую-либо спортивную секцию. Марис хотел играть в футбол или плавать в бассейне, но отец настоял на специализированном балетном классе при рижском хореографическом училище.

Будущая звезда советского балета с первых дней невзлюбил занятия и даже начал прогуливать уроки. Но мама, которая изначально планировала, что сын станет медиком, нашла подходящие слова для сына. Она объяснила, что никогда нельзя бросать дело на полдороге, а нужно доказывать себе и другим свою состоятельность.

Марис Лиепа в детстве

Такие речи настолько впечатлили юного Лиепу, что до конца своих дней он будет отличаться упорством и целеустремленностью. Когда же кроме работы у станка началось освоение характерного танца, Марис буквально проникся искусством классической хореографии.

К 13-ти годам подросток уже выступал не только в детских спектаклях, но и исполнял мазурку и краковяк в «Бахчисарайском фонтане», играл шута в «Ромео и Джульетте», танцевал сегидилью в «Дон Кихоте» и изображал половецкого мальчика в опере «Князь Игорь».

Юный танцовщик Марис Лиепа

Но нужно заметить, что помимо учебы в балетной школе юноша все же посещал и спортивные секции. Он имел неплохие результаты в такой дисциплине, как спортивная гимнастика, а в плавании вольным стилем даже становился чемпионом Латвии.

Когда Марису было 14 лет, его в числе других учеников отправили на Всесоюзный смотр хореографических училищ, и там Рижская балетная студия вместе с московскими, ленинградскими и алма-атинскими «коллегами» была признана самой перспективной. Три года спустя Лиепе предлагают продолжить обучение в Москве, и он с радостью соглашается.

Марис Лиепа

Правда, столичное училище не выделило для него стипендии, поэтому, чтобы сын мог заниматься в престижном вузе, родители продали свой дачный домик на Взморье. Марис отблагодарил их тем, что за два года не только не пропустил ни одного занятия, но и приходил к каждому уроку раньше преподавателя и отдавался работе полностью и с воодушевлением.

В качестве выпускного экзамена Лиепа станцевал на сцене филиала Большого театра главную партию в спектакле «Щелкунчик». Новоиспечённый танцовщик мечтал остаться на главной сцене страны в качестве члена труппы, но в СССР принято было распределять кадры по национальным республикам, поэтому Марис возвращается в Ригу.

Впрочем, в Латвии он задержался лишь на полгода. Затем в столице состоялась декада прибалтийского искусства, и Лиепа танцевал русского воина Никиту в балете «Лайма», а также деревенского музыканта Тотса в постановке «Сакта свободы». В последнем из них на Мариса обратила внимание прима Майа Михайловна Плисецкая, которая дала выступлению похвальный отзыв и пригласила юношу быть партнером во время турне по Венгрии.

Марис Лиепа в спектакле «Лебединое озеро»

В Будапеште Лиепа станцевал партию Зигфрида в «Лебедином озере», о которой мечтал долгие годы. Его не остановило даже то обстоятельство, что на генеральной репетиции он получил серьёзную травму ноги. После ряда выступлений танцовщик отправился в Сочи для восстановления поврежденной голени, и прямо в санатории его нашел главный балетмейстер Московского академического музыкального театра Владимир Бурмейстер и предложил работу с очень высоким окладом.

Именно в этом театре Марис-Рудольф превратился в звезду советского балета. Московские любители балета шли «на Лиепу», заваливали его цветами и подарками, по нескольку часов ждали у служебного входа ради автографа. В то же время артист завоевал золотую медаль на Всемирном фестивале молодёжи и студентов. Его талант отметила лично председатель жюри Галина Уланова.

Танцовщик Марис Лиепа

Летом 1960 года, после грандиозных гастролей в Польше, Лиепа наконец-то получает приглашение перейти в труппу Большого театра. Далеко не сразу Марис узнал, что одобрение руководства он удостоился на том основании, что при собеседовании даже не заикнулся о зарплате и материальных благах, а задал только один вопрос балетмейстеру:

В итоге он был занят во всех самых прославленных постановках – от «Дона Кихота» до «Спартака». Через четыре года в Большом театре меняется главный хореограф. Балетмейстером становится Юрий Григорович, которые пытается привнести свое видение в спектакли.

Марис Лиепа в спектакле «Спартак»

Например, в «Спартаке» Лиепа всегда танцевал главную роль, но Григорович дал ему другого персонажа, Красса. Успех превзошёл все ожидания, труппа даже удостоилась высочайшей в стране Ленинской премии, а на зарубежных гастролях артистов носили буквально на руках. Кстати, в Англии советскую звезду назвали «Лоуренсом Оливье в балете».

Но такое благополучное начало неожиданно оканчивается крахом. Лиепа дал интервью газете «Правда», в которой позволил себе покритиковать уровень хореографического мастерства Юрия Григоровича, и балетмейстер не простил обиды. Танцовщику дают роли только в старых постановках, а в новинках места ему не находится. За последующие 14 лет Марис лишь четыре раза участвовал в новых партиях.

Марис Лиепа

28 марта 1982 года он в последний раз танцует Красса из балета «Спартак». Публика аплодирует стоя, но триумф оканчивается решением художественного совета о профнепригодности танцора. С тех пор на сцену Лиепа выходит только на творческих вечерах и в антрепризных спектаклях. И те, и другие по-прежнему собирают огромную аудиторию, но Марис, попытавшись найти себя в новом деле, уходит в кинематограф.

На самом деле работать на съемочной площадке Лиепа начал довольно давно. Еще в 1959 году он дебютировал как актер в мелодраме рижской киностудии «Илзе». А через 10 лет его исполнение Гамлета в одноименном фильме-спектакле произвело фурор не только в СССР, но и во всем мире.

Марис Лиепа в фильме «Детство Бемби»

Затем Марис преображался в князя Всеслава из исторической картины «Могила льва» и Джека Уиллера в шпионской ленте «Четвёртый». В этом проекте, где блистал также Владимир Высоцкий, танцовщик поставил оригинальный хореографический номер, который в шутку назвал «Икар на три минуты».

Особо яркими получились главные роли актера в романтической комедии «Галатея», сказках «Детство Бемби» и «Юность Бемби», где он сыграл отца олененка, и в криминальной драме «Дорога в ад».

Марис Лиепа в фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»

Также зрители запомнили Мариса по роли полковника Валентайна Уолтера в детективе «Двадцатый век начинается» из цикла фильмов о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона, а также по образу императора Николая I в историко-биографической драме «Лермонтов».

В 2006 году на экраны вышла картина «Воспоминания о Шерлоке Холмсе», в которой с помощью монтажа вновь появился актер Лиепа. В тот же период увидели свет два документальных фильма о танцовщике – «Поединок с судьбой» и «MARIS».

Личная жизнь

Первой супругой знаменитого танцовщика стала другая легенда сцены — Майя Плисецкая. Они поженились в 1956 году, когда ему было 20, а ей – 31 год. Но прожили вместе Майя и Марис всего три месяца.

Марис Лиепа и Майя Плисецкая

Позднее, на съемках фильма «Илзе», он познакомился с актрисой Маргаритой Жигуновой. В этом браке родилось двое детей – сын Андрис и дочь Илзе. Имена детям супруги дали в честь персонажей вышеупомянутой картины. И сын, и дочь пошли по стопам отца и стали артистами балета.

Марис Лиепа и Маргарита Жигунова

В конце 70-х годов Лиепа едет на гастроли с молодой балериной Ниной Семизоровой, с которой у него начинается роман. Вскоре Марис оставляет семью и женится на девушке, которая младше его почти на 20 лет. Впрочем, этот союз оказался непрочным. По инициативе балерины в 1985 году супруги разводятся, хотя уже давно не живут вместе.

Евгения Шульц и ее дочь Мария Лиепа

Четвертой женой Лиепы, хотя и фактической, была художник по костюмам Евгения Шульц. У них родилась дочь Мария, но так как в те времена признание знаменитости о незаконнорожденном ребенке было равносильно краху карьеры, Марис скрывал существование младшей дочери очень долгое время.

Марис Лиепа и Галина Брежнева

Помимо официальных и неофициальных браков, у Мариса были довольно длительные и весьма бурные отношения с Галиной Брежневой, дочерью Леонида Ильича Брежнева, которая была старше танцовщика на 11 лет.

Когда в Рижском оперном театре освобождается место балетмейстера, Лиепа подает заявление на замещение вакансии, но ему отказывают. Более того, «сверху» приходит приказ запретить Марису создавать свой собственный театр в Риге, как он планировал. Даже хорошо знакомый танцовщику Раймонд Паулс, занимавший тогда пост министра культуры Латвийской республики, никак не смог повлиять на ситуацию.

Памятник танцовщику Марису Лиепе в Риге

На мужчину накатывает депрессия, но в тот момент спасительной нитью стало решение из столицы СССР: было разрешено создать театр «Балет Мариса Лиепы» в Москве. После долгих проволочек был назначен отбор в труппу, но 26 марта 1989 года, в возрасте 52-х лет, Марис-Рудольф Эдуардович скончался. Официальный вердикт врачей – инфаркт.

Известно, что легендарный артист балета умер в машине «Скорой помощи». Но поговаривают, что накануне он заходил в любимый Большой театр, а там охранник отобрал у него пропуск и не впустил в служебное помещение. И именно в тот момент у мужчины не выдержало сердце.

Могила Мариса Лиепы

Но и после кончины Лиепы не успокоилась суета вокруг его имени. Почти неделю шла борьба за место прощания со звездой. Только спустя пять дней гроб с телом установили в фойе Большого театра, рядом со сценой, на которой он демонстрировал величайшее искусство на протяжении 20 лет. Захоронили Мариса Эдуардовича на Ваганьковском кладбище в Москве, а в Риге рядом с могилами отца и матери установили камень, на котором написано:


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector