Махмуд Эсамбаев – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024


Махмуд Эсамбаев – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024

Махмуд Эсамбаев: краткая биография, личная жизнь, фото

Первый артист СССР, заслуживший того, чтобы начать выступать как сольно, так и со своей группой, несомненно, достоин внимания. Особенно интересна направленность деятельности Махмуда – эстрадный танцовщик, он предпочитал народные танцы, игнорируя веяния моды, способные принести ему легкую известность. Как сложилась биография Махмуда Эсамбаева, личная жизнь, что повлияло на карьеру – эти подробности будут рассматриваться в этой статье. Становление признанного артиста начиналось с самого детства, что же, значит, с этого и нужно стартовать.

«Танец – это жизнь. Я дышу через танец. Легкие не в счет.»

Детство будущего балетмейстера

Стары Атаги – предгорное село, ставшее родным краем для маленького Махмуда. Сейчас это Грозненский район, находящийся в пределах Чеченской Республики. Когда ребенок немного подрос, мать начала его брать на свадьбы. В 7-летнем возрасте Эсамбаев Махмуд танцевал вместе с матерью для удовольствия молодоженов, а уже в 8 лет его взяли в маленький бродячий цирк, который путешествовал по горным деревням.

Отец увлечением ребенка не был доволен: он кричал, обвинял, прятал одежду, не выпускал из дома, избивал ребенка. Не мужское это дело, танцевать! Сверстники не облегчали участь Махмуда, дразня его и называя «скоморохом». Эти два обстоятельства могли оказаться решающими при недостатке твердости характера. Однако желание угодить отцу и быть признанным у сверстников проиграло побуждению танцевать. Мальчик не бросил увлечение, избрав его жизненным путем.

Образование и ВОВ

В 1939 году юный танцор поступил в Грозненское хореографическое училище, хотя отец не изменил своего отношения к наклонностям сына. Любимое дело у Махмуда получалось, а где не хватало способностей – брал усердием. В результате уже к 15 годам, через год после начала обучения, он как студент был выбран для выступлений в государственном ансамбле песни и танца. Песни также сопровождали Махмуда все его образование и последующие выступления, но настоящая страсть была в танцах.

Биография Махмуда Эсамбаева тесно переплелась с историей СССР: с началом Великой Отечественной войны он начинает выступать на передовой вместе с фронтовой концертной бригадой. Солдат очень подбадривали песни, которые они привыкли слышать в мирные времена, а танцы воодушевляли настолько, что отряды готовы были снова выйти в бой, лишь бы иметь в будущем такую же возможность танцевать у себя в родных краях.

Тяжелые годы

Эсамбаев выступал в госпиталях, когда проводилось строительство оборонительных сооружений, и по особым случаям.

Во время концерта неподалеку взорвался снаряд, и в ногу артиста попал осколок. Со сцены Махмуд не сошел, пока не закончил выступление, но, выйдя за кулисы, потерял сознание. Диагноз хирурга ставил крест на карьере танцора: ранение не позволяло снова двигаться плавно. Упорство и желание снова оказаться на сцене взяли верх. Лечением выступила гимнастика. В 1943 году после освобождения Пятигорска от оккупационных войск Эсамбаев Махмуд снова выступал, но уже в оперетте. Надолго там задержаться не удалось: скоро началась пора депортаций.

В 1944 году Чечня и Ингушетия подверглись массовой депортации: коренную нацию насильственно переселяли во избежание восстаний. Уже известному артисту предлагали остаться, но Эсамбаев отказался. Много его соотечественников оказались в Казахстане, Средней Азии. Родственников, а затем самого Махмуда Эсамбаева (фото в статье) депортировали в Бишкек, который тогда носил название Фрунзе. Местный дом культуры стал для него новой работой: уроки бальных танцев, которые давал профессионал, помогали справиться с финансовыми затруднениями.

Киргизия и смена деятельности

Балет Махмуд познавал постепенно, на протяжении всех 12 лет, которые жил в этой стране. Здесь артист мог вести не только преподавательскую деятельность, но и выступать в театральных постановках. Мать свою в живых он после переезда так и не увидел, так как приехал немногим позже своей семьи. Чтобы родственники не голодали, он берется за еще одну работу – организовывает кружок народных танцев и становится его руководителем. Танец Махмуда Эсамбаева завораживает киргизский народ, и танцор добивается успеха.

Привнеся свои нотки, он стал основателем киргизского балета, из-за чего отец смягчил свое отношение к роду деятельности сына: тот теперь не «скоморох», а уважаемый основатель нового вида танцевального искусства. Вскоре Эсамбаеву становится мало народных танцев его края: впечатляющими являются испанские, индийские, таджикские и еврейские танцы. Последние, ко всему, были долго запрещены, и риск выступить с еврейским танцем мог стоить артисту жизни. А потом Махмуд встретил женщину.

Биография Махмуда Эсамбаева, жена, дети, фото, личная жизнь

В Киргизии артист влюбился в Нину Аркадьевну, позднее ставшую ему женой. Очень скоро у молодой семьи родилась дочь, Стелла. Семья очень трепетно следила за достижениями своего главы, все победы для жены и маленькой дочки были как первые, неожиданные. Еще в Киргизской ССР Махмуд получил звание народного артиста, но это не мешало переживать всякий раз, когда он уезжал на новые соревнования. Так, Стелла вспоминала, что, мама, услышав по радио, как папа выиграл одну золотую и две серебряные медали, крикнула, что «папа получил все», выиграл.

Махмуда Эсамбаева жена поддерживала даже тогда, когда денег на гастроли не было. Так, вышеописанная ситуация – это результат выступлений на молодежном фестивале в 1957 году. Чтобы муж мог поехать в Москву, Нина Аркадьевна продала швейную машинку и ковер. В этом же году Махмуду присвоили звание солиста Республиканской филармонии.

Новая цель

Победа позволила переехать семье в столицу, а потом советские танцоры получили возможность увидеть танцы других народов мира. Они побывали в Индии, Перу, Бразилии, Испании, Мексике, Аргентине и других странах. Поездка была возможностью накопить и создать из этой разнообразной коллекции свой репертуар с различными танцами народов мира: бразильский «Макумба», еврейский «Портняжка», перуанский «Павлин», узбекский «Чабаненок», таджикский «Танец с ножами», русский «Эммигрант», испанский «Ла-коррида» и многое другое.

Сольная программа была для СССР чем-то новым, раньше народные танцы исполнялись коллективами. Со своей программой «Танцы народов мира» Махмуд Эсамбаев преуспел благодаря опыту, но в большинстве своем – стремлению найти в каждом народе свою, характерную только ему, ярко выраженную положительную черту. Такой богатый опыт и последующий за ним успех позволили задуматься о создании собственной группы. Однако биография Махмуда Эсамбева интересна не только одиночными выступлениями, но и участием в театральных постановках.

Участие в театральных постановах

Роль в театре он получил в Киргизии. Это стало возможным в основном благодаря тому, как танец Махмуда Эсамбаева мог перевоплотить его в героя, который выходил на сцену, в человека другой национальности, бедного или богатого, жестокого ревнивца или слабого пастуха. Главные партии из-за превосходной техники он получает в «Лебедином озере».

Затем следуют не менее прославленные произведения, такие как «Бахчисарайский фонтан» и «Спящая красавица». Отношение к танцам сына отец смог изменить потому как видел, сколько сил и упорства прикладывает к этому делу его Махмуд.

В «Тарасе Бульбе» по Соловьеву-Седому он исполнил роль Тараса, а в «Анаре» — Кудаке. Каждый герой получался живым, при этом не было важно, второстепенный это персонаж или главный. «Красный мак» Глиэра тому доказательство: танцовщик из ресторана в его исполнении выглядел просто и своеобразно.

Фильмография

1961 год – время дебюта артиста в кинематографе. Собственно, после успеха на танцевальном поприще многих заинтересовала личная жизнь Махмуда Эсамбаева, и фильмы добавили узнаваемости актеру. Главная роль досталась Махмуду в картине «Я буду танцевать», а за ней последовал фильм-балет «Лебединое озеро». Ранее отыгранный спектакль сыграл на руку. К фильму-балету «В мире танца» Эсамбаев лично написал сценарий.

Кроме того, артист и танцор приложил свои усилия к созданию таких картин, как «Земля Санникова», «Вино из одуванчиков», «Пока бьют часы», «На край света…», «Приключения маленького Мука», «Увертюра», «Дорога в ад», «Зов предков. Великий Туран», «Честное волшебное» и многих других. Всего было отыграно Эсамбаевым около 100 хореографических миниатюр, балетных партий и танцев.

Последние годы

Ближе к окончанию XX столетия танцор продолжил организаторскую деятельность, создав Международный союз деятелей эстрадного искусства, в котором принимал активное участие. Кроме того, в Международной академии танца долгое время Махмуд Эсамбаев был академиком, что сделало его влиятельным лицом. При поддержке академика в Грозном появились новые удобные здания цирка и театра. Со сцены бывший танцор ушел незаметно даже для семьи: просто одно из выступлений оказалось последним. Не проводилось никаких «прощальных концертов», однако деятельность не заканчивалась. Упорный характер все так же побуждал создавать что-то новое, достигать вершин.

Умер Махмуд 7 января в 2000 году, в возрасте 75 лет. До последнего дня своей жизни он надеялся, что война прекратится, и он снова сможет переехать домой, в Чечню – родной и необычно красивый край. Начатые им проекты продолжаются родственниками – дочерью и племянниками.

Стелла потом говорила о том, что технически в своих танцах ее отец не делал ничего невозможного. Его движения и в правду мог повторить любой профессиональный танцор. Но в танце были эмоции, которые Махмуд испытывал.

Похоронен Махмуд Эсамбаев на Даниловском кладбище в Москве.

Значение деятельности и награды

В 2001 году на этом кладбище был установлен памятник, изображающий Эсамбаева в танце. Танцор поднял руку вверх так, как это часто могли наблюдать зрители на выступлениях. В память о том наследии, что он оставил после себя, был создан кавказский ансамбль, носящий имя Эсамбаева. В Чечне один из проспектов столицы носит имя танцора. Здесь его знают даже маленькие дети.

Еще одна любопытная деталь: в 1982 году был открыт астероид 4195, которому присвоили имя еще живого артиста, Махмуда Эсамбаева.

После создания Махмудом собственной программы на чеченца обратила внимание единственная женщина-политик Индии, Индира Ганди. В знак признательности за выдающиеся достижения она прислала дорогостоящий подарок: костюм, полностью обшитый самоцветами. Бриллиантов было около 1200 штук, но украшали его и другие драгоценные камни. Материальная стоимость была огромной, духовная – еще больше, но вместе с другими ценными вещами (уникальными книгами, подлинными картинами художников, другими костюмами артиста) подарок был уничтожен в пожаре. После начала Чеченской войны от квартиры Махмуда не осталось и следа.

Ничто не забыто

За вклад в развитие культуры, танцев, кавказского балета и создание новых коллективов награды составляют внушительный список. Так, Эсамбаеву присвоено звание Героя Социалистического Труда, Орден Дружбы народов и «За Заслуги перед Отечеством» III степени, звание Народного артиста во многих республиках. Кроме того, в РСФСР танцору присвоено знание Заслуженного артиста. Да что там! Три ордена «Трудового Знамени» говорят сами за себя.

Дети Махмуда Эсамбаева, воспитанные на уважении к своему прошлому, уважают его как пример для подражания. На это есть веские причины: в свое время стремление добиться чего-то в любимом деле, а порой просто человеческое упрямство позволило деревенскому мальчику, «скомороху», стать известным танцором, развившим у многих зрителей тягу к искусству.




Махмуд Эсамбаев – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024

Махмуд Алисултанович Эсамбаев

15 июля 1924 года — 7 января 2000 года

«Танец — это жизнь. Я дышу через танец. Легкие не в счет. Я познал ритм народов мира. У танца нет расы. Это молитва. Душа видна через танец. Мой талант открыт, он у всех на глазах. Я бы умер без моего танца. Это моя жизнь, судьба».

Махмуд Эсамбаев был первым артистом СССР, который выступил со своей сольной программой и собрал в одном

концерте танцы народов мира.

«В искусстве должны быть только первые. А вообще, я человек счастливый: прожить жизнь в искусстве и не иметь врагов, а иметь только друзей – чем не счастье?»

Махмуд Эсамбаев родился в предгорном селении Старые Атаги (Грозненский район Чеченской Республики), вырос в Киргизии после депортации семьи в 40-х.. Он имел за плечами лишь шесть классов средней школы, но родился танцовщиком по склонности и таланту — и стал артистом наперекор воле отца. Уже в семь лет он танцевал на деревенских свадьбах, а через год — выступал в небольшом цирке, который кочевал по горным селениям. Сверстники дразнили мальчика «скоморохом». Однако Махмуд Эсамбаев продолжал танцевать.

В 1939 году он вопреки желанию отца Махмуд Эсамбаев поступил в Грозненское хореографическое училище и уже в 15 лет выступал в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца.

Когда началась Великая Отечественная Война, Махмуду Эсамбаеву исполнилось 16. Он оказался во фронтовой концертной бригаде. Артисты выступали в военных госпиталях, на строительстве оборонительных сооружений и на передовой.

Во время одного такого концерта недалеко от танцора разорвался снаряд, осколок попал в ногу. Раненый Эсамбаев закончил выступление, ушел за кулисы и там потерял сознание. Военный хирург сказал ему, что ногу спасли чудом и танцевать он не сможет. Однако Эсамбаев выздоровел и вернулся на сцену.

Вскоре Эсамбаев стал солистом Киргизского театра оперы и балета. Здесь он исполнял главные партии в балетах «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Бахчисарайский фонтан» и в первых национальных балетных спектаклях.

Эсамбаев вспоминал: «Я благодарен киргизскому народу за то, что он на протяжении 12 лет давал мне возможность познать искусство балета. Я не могу вспомнить ни одного плохого дня в Киргизии».

Он — первый танцор, которому присвоили звание народного артиста Киргизской ССР. В дальнейшем Эсамбаев станет народным артистом еще нескольких союзных республик.

В 1943 году Эсамбаев выступал в освобожденном от немцев Пятигорске — его пригласили в местный театр оперетты, но проработал он там недолго. Спустя год жителей Чечни и Ингушетии начали переселять в Среднюю Азию и Казахстан. Танцор и его родственники оказались в городе Фрунзе (сегодня — Бишкек). Здесь в местном Доме культуры он давал уроки народных и балетных танцев.

В 50-е годы Махмуд Эсамбаев обратился к народному танцевальному творчеству, это совпало с восстановлением Чечено-Ингушской АССР. Эсамбаев стал солистом филармонии своей республики и начал создавать танцы-новеллы, посвященные культуре разных народов. Среди его первых работ были индийский ритуальный танец «Золотой бог», испанский танец «Ля-коррида», таджикский «Танец с ножами».

В 1957 году в Москве проходил Всесоюзный фестиваль молодежи. Жена Махмуда Эсамбаева продала ковер и швейную машинку, чтобы он смог поехать в столицу и выступить там. Конкурс изменил его жизнь: Эсамбаеву присудили одну золотую и две серебряные медали.

В 1959 году Эсамбаев выступал со своей программой в Москве, затем в составе труппы «Звезды советского балета» объехал с гастролями Францию, Южную Америку. Рядом с всемирно известными балеринами он имел триумфальный успех. И где бы ни проходили гастроли, Эсамбаев, подобно увлеченному коллекционеру, собирал танцы разных народов. Он их молниеносно разучивал и исполнял в той же стране, которая ему их подарила.
После зарубежных гастролей Эсамбаев создал свой коллектив. С программой “Танцы народов мира” он покорил не только Россию, но и весь мир.

В 1961 году Махмуд Эсамбаев дебютировал в кино. Он написал сценарий к телеспектаклю, фильму-балету «В мире танца» и сыграл главную роль в картине «Я буду танцевать». В фильме-балете «Лебединое озеро» (режиссеры Аполлинарий Дудко, Константин Сергеев) танцор также исполнил одну из главных ролей. Всего за годы танцевальной карьеры Махмуд Эсамбаев исполнил около 100 балетных партий, танцев, хореографических миниатюр.




Махмуд Эсамбаев – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024

Махмуд Эсамбаев

Первое обидное прозвище Скоморох, которым в детстве Махмуда Эсамбаева наделили соседские мальчишки за его увлечение, со временем перекрыли новые, громкие, заслуженные Король танца и Гений танца. Про таких, как он, говорят, что они рождаются раз в сто, а то и тысячу лет – с необычайным даром, в течение жизни доведенным до совершенства.

Детство и юность

В самой середине июля 1924-го в многодетной семье Алисултана и Бикату родился сын Махмуд, с ранних лет страстно полюбивший танцевальное искусство. Позднее в родном чеченском селе Старые Атаги без него не обходилась ни одна свадьба. Однако мужская половина семейства восторга от его способностей не разделяла – не подобает, дескать, настоящему джигиту заниматься подобным.

Махмуд Эсамбаев в детстве

Но Махмуд не сдавался, терпя насмешки братьев и гнев отца, выражавшийся в побоях, запирании в доме и спрятанной одежде. Поддерживали мальчика только матери – биологическая, а затем и вторая, «еврейская», Софья Михайловна из Одессы, звавшая ребенка Мойше.

«Её и только её я всегда называю мамой. Она говорила: «Ты думаешь, я хочу, чтоб ты танцевал еврейский танец, потому что я еврейка? Нет. Евреи будут говорить о тебе: «Вы видели, как он танцует бразильский или испанский танец?». О еврейском они не скажут. Но любить тебя они будут за еврейский танец». В те годы, когда не поощрялось еврейское искусство, зрители-евреи спрашивали меня: «Как вам разрешили еврейский танец?». Я отвечал: «Я сам себе разрешил», – делился воспоминаниями прославленный артист балета.

Окончив 6 классов, подросток гастролировал по республике в труппе цирка-шапито. Существует легенда, что номер юного Эсамбаева увидела сама Любовь Орлова, предрекшая звездное будущее.

Махмуд Эсамбаев в молодости

В 15 лет, несмотря на преграды, Махмуд поступил в хореографическое училище в Грозном, параллельно попал в государственный ансамбль песни и пляски. Через год началась война, и Эсамбаев, уйдя защищать родину, не оставил любимое занятие и на фронте – выступал перед солдатами, стараясь поднять боевой дух и вдохновить на победу.

Именно там, после ранения ноги осколком снаряда, разорвавшегося возле сцены, прозвучали страшные слова хирурга о том, что о призвании ему нужно забыть. Но в очередной раз Махмуд доказал, что предсказаниям, где ему необходимо отказаться от искусства, сбыться не суждено.

Махмуд Эсамбаев в папахе

В 1943-м перед его невероятной пластикой и талантом не устоял Пятигорский театр, где были предложены не одна роль, а сразу несколько. Маститые артисты уважали своего молодого коллегу, а вот его непокорный характер не всегда радовал начальство, однажды сославшее Эсамбаева в далекий аул на сплав леса. Здесь он чуть не погиб, но все обошлось благодаря стараниям очарованной местной публики и сослуживцев.

Вскоре началась депортация ингушей и чеченцев, унесшая многие человеческие жизни. Верный сын своего народа Эсамбаев, отказавшись от заманчивого предложения остаться, отправился вслед за остальными. Новая страница творческой биографии открылась в Киргизии, где Махмуд сначала преподавал танцы, а затем виртуозно исполнял композиции на сцене местного театра.

Танцы и фильмы

С его появлением киргизская хореография преобразилась, наполнилась национальным колоритом. Помимо этого, артисту доверяли главные партии в ведущих балетах. Танцы народов мира стали визитной карточкой Эсамбаева, упорствовавшего в достижении поставленных целей и доводившего свою технику до совершенства.

Махмуд Эсамбаев танцует лезгинку

В зрительном зале отдельное место неизменно принадлежало матери Махмуда Софии. Как-то раз женщина заметила, что ему, в отличие от других исполнителей, не подносят цветы после выступлений. Узнав у Махмуда, что так делают родственники артистов, она потратила свои сбережения на возможность доставить сыну радость.

«Как-то мама заболела и лежала. А мне дают цветы. Я приношу цветы домой и говорю: «Мама, зачем ты вставала? Тебе надо лежать. «Мойше, я не вставала. Я не могу встать». «Откуда же цветы?». «Люди поняли, что ты заслуживаешь цветы. Теперь они тебе носят сами», – говорил он.

Индийский ритуальный танец «Золотой бог». Исполняет Махмуд Эсамбаев

С 1957-го Махмуд – солист Чеченской филармонии, а через два года он отправился в Москву и за рубеж, где ему неизменно рукоплескала восхищенная публика. По возвращении он воплотил в жизнь идею создания собственного коллектива, а также программу, где единолично исполнял национальные танцы. Любимым номером после, конечно, лезгинки, стал 9-минутный индийский «Золотой бог», который танцор выучил поистине молниеносно – за 20 дней.

Махмуд Эсамбаев в фильме «Земля Санникова»

Колоритная внешность кавказской знаменитости не давала покоя противоположному полу. Ямочка на подбородке, осанка и выправка приковывали взгляд, а, как писали восторженные СМИ, о талии в 47 см при росте 182 см и весе 65 кг мечтали, пожалуй, все французские модели.

По окончании активной трудовой деятельности Эсамбаев пребывал на посту народного депутата в течение 35 лет и за это время успел помочь практически каждому обратившемуся к нему, содействовал строительству культурных центров.

Личная жизнь

В отличие от отца, женившегося 11 раз, Махмуд отличился постоянством в личной жизни. Он выбрал себе единственную любимую женщину, армянку по национальности и доктора по специальности Нину Ханумянц, с которой был знаком с 17 лет. Поначалу «еврейская мама» не одобряла выбор обожаемого сына, но, как только невестка подарила ей внучку Стеллу, в доме поселились любовь и дружба.

Махмуд Эсамбаев с женой и дочерью

По воспоминаниям дочери, мать, как и полагалось верной жене, всегда оставалась в тени знаменитого мужа, незримо оберегала и участвовала в его становлении, оказывая колоссальную поддержку и понимание.

«На самом деле как-то по жизни она очень хорошо его понимала и всегда способствовала его росту. Безумно радовалась его успехам, была просто настоящим ему другом и необыкновенной для меня мамой», – добавляла Стелла Махмудовна.

Отношение к Эсамбаеву властей символизирует интересный факт: ему единственному позволили сделать фото на паспорт, не снимая любимой папахи.

Сложилось так, что в православное Рождество покинули земной мир два великих гения: 6 января 1993-го после продолжительной болезни ушел Рудольф Нуреев, а 7 января 2000-го – Махмуд Эсамбаев. Причина смерти — онкологическое заболевание и инсульт, случившийся за 3 года до кончины. Однако родные считали, что ее приблизили постоянные переживания за солдат, гибнувших в ненавистной братоубийственной чеченской войне.

Могила Махмуда Эсамбаева

Могила талантливейшего деятеля искусств, организатора благотворительного фонда, обожавшего детей, чей портрет написал сам Пикассо, находится по его завету на Даниловском кладбище. Хотя правительство настаивало на Новодевичьем, возле Галины Улановой и Бориса Брунова.

Фильмография

  • 1994 – «Зов предков. Великий Туран»
  • 1994 – «Увертюра»
  • 1988 – «Дорога в ад»
  • 1984 – «Репортаж из бездны»
  • 1983 – «Приключения маленького Мука»
  • 1976 – «Честное волшебное»
  • 1976 – «Пока бьют часы»
  • 1975 – «На край света. »
  • 1973 – «Земля Санникова»
  • 1972 – «Вино из одуванчиков»
  • 1968 – «Лебединое озеро»
  • 1962 – «Я буду танцевать»
  • 1961 – «В мире танца»

Награды и звания

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени за выдающийся вклад в развитие искусства танца
  • Орден Дружбы народов за выдающиеся достижения в искусстве танца и плодотворную общественную деятельность
  • Орден Отечественной войны II степени
  • Три ордена Трудового Красного Знамени
  • Герой Социалистического Труда (орден Ленина и золотая медаль «Серп и Молот»)
  • Народный артист СССР
  • Народный артист Киргизской ССР
  • Народный артист РСФСР

В честь М. А. Эсамбаева назван астероид 4195 (Esambaev), открытый 19 сентября 1982 года Л. И. Черных.




Махмуд Эсамбаев – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024

Махмуд Эсамбаев

фотографии >>

Эсамбаев Махмуд Алисултанович

Родился 15 июля 1924 года в предгорном селении Старые Атаги, Чеченская АО, Юго-Восточная область РСФСР (ныне Грозненский район Чеченской республики).

Артист балета, эстрадный танцовщик.
Заслуженный артист РСФСР (1957).
Народный артист РСФСР (1966).
Народный артист Киргизской ССР (1969).
Народный артист СССР (1974).
Герой Социалистического труда (13.07.1984).

Танцевал с тех пор, как помнит себя. С 7 лет он с отцом бывал на свадьбах, где плясал под одобрительный смех и восклицания старших. В 15 лет уже танцевал в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца, в 19 лет — в Пятигорской оперетте.
В годы войны танцевал и во фронтовой концертной бригаде на передовой, и на строительстве оборонительных сооружений, и в военных госпиталях.
В 1941-1944 гг. в составе артистов Грозненского русского драматического театра им. М. Ю. Лермонтова выступал на передовой.
В 1944—1956 годах был солистом Киргизского театра оперы и балета в городе Фрунзе (семья была выслана в Среднюю Азию, как и другие чеченцы), где он исполнял главные партии в балетах «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Спящая красавица», станцевал главные роли в первых национальных балетных спектаклях.
В 50-е годы решил оставить академическую сцену и обратиться к народному танцевальному творчеству и стал солистом филармонии Чечено-Ингушской республики, начал создавать танцы-новеллы, посвященные культуре разных народов. Среди его первых работ были индийский ритуальный танец «Золотой бог», испанский танец «Ля-коррида», таджикский «Танец с ножами».

В 1959 году выступал со своей программой в Москве, затем в составе труппы «Звёзды советского балета» объехал с гастролями Францию, Южную Америку. И где бы ни проходили гастроли, Эсамбаев, подобно увлеченному коллекционеру, собирал танцы разных народов. Он их молниеносно разучивал и исполнял в той же стране, которая ему их подарила.
После зарубежных гастролей Эсамбаев создал свой коллектив.

Президент Международного союза деятелей эстрадного искусства, академик Международной академии танца.
Эсамбаев неоднократно избирался депутатом Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, РСФСР, СССР. При его активной поддержке строились в чеченской столице Грозном новое здание драмтеатра, цирка…
Он легко перешагивал через зримые границы на карте, через незримые — в сознании. Его уникальное искусство делало невозможное — примиряло, соединяло людей вне зависимости от их крови, веры, образа жизни.

Ушел из жизни в Москве 7 января 2000 года. Похоронен на Мусульманском кладбище (филиал Даниловского кладбища).




Махмуд Эсамбаев – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024

Великий чеченский танцор Махмуд Эсамбаев и его еврейская мама

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Против воли отца

Махмуд Эсамбаев был рожден в чеченской семье в горном ауле Старые Атаги Грозненского района 15 июля 1924 года. С детства мальчика приглашали на все праздники, и там он с удовольствием плясал наравне со взрослыми. Тяга к танцам у народов Кавказа передается с молоком матери, и не умеющих танцевать там считают несостоявшимися людьми.

С семи лет мальчик восхищал окружающих своим талантом, пластикой и задором. Тогда никто не мог предположить, что скоро юный танцор станет известным всему миру.

В тот период по Северному Кавказу путешествовали бродячие цирковые труппы. В 8 лет Махмуд присоединился к одному из этих цирков и начал разъезжать по области. Отец Эсамбаева гневался, — он полагал, что хореография — это развлечение, а никак не мужское занятие, которым можно прокормить семью. Но уже тогда будущий король танца, наперекор воле отца, решил стать настоящим артистом.

Кажется, сама судьба указывала Махмуду нужный путь. В 1934 году Чечню посетила актриса Любовь Орлова, которая, увидев танец талантливого юноши, предсказала ему звездное будущее, чем еще больше укрепила его решение в выборе профессии. В 1939 году он решает поступить в училище хореографии Грозного и вскоре становится солистом Чеченского танцевального колектива.

Не мачеха, а мама

Немалую роль в становлений Махмуда Эсамбаев сыграла его мачеха. Вторым браком отец танцора сочетался с одесситкой Софьей Михайловной, которая стала не просто заменила Махмуду мать, а стала его наставником, другом и ангелом-хранителем. Даже когда отец начал кочевать от одной женщины к другой (а всего у отца было 11 браков), Махмуд остался со своей еврейской мамой. С появлением в семье мудрой и заботливой женщины фортуна повернулась к танцору лицом.
Двенадцать лет Эсамбаев был ведущим солистом балета в Киргизском театре, солируя в «Лебедином озере», «Спящей красавице»и других спектаклях. На премьерах в первом ряду сидел его отец и мысленно просил прощения у сына, что когда-то не поддержал его выбор. А мама его на деньги, отложенные ею по копеечке на «черный день», покупала белые розы к премьерам сына, чтобы сделать его жизнь еще светлее.

Именно в тот период Эсамбаева удостоили звания Народного артиста Киргизской ССР. А позже он стал «народным» еще в семи республиках.

Фронтовые бригады

Когда началась Великая Отечественная, Махмуд одним из первых отправился на фронт в составе ансамбля, чтобы поднимать моральный дух советских бойцов. Его фронтовая эстрадная бригада блистала в госпиталях, на производстве оборонительных сооружений и на передовой. Во время выступления Эсамбаев получил ранение ноги. Для любого человека вердикт хирурга был бы окончанием карьеры, но не для Махмуда. Его сила воли и настойчивая работа над собой помогли не только справиться с недугом, но и вернуться на сцену.

Вскоре танцору выпали предлажения несколько ролей одновременно в Пятигорском театре оперы и балета. А позже Эсамбаев был удостоен награды Ордена Отечественной войны 2-й степени.

После фестиваля

В 1957 году в столице состоялся Всемирный молодежный фестиваль, который принес танцору лидерство в двух номинациях и первые медали. Но самым важным было народное признание и знакомство со знаменитым балетмейстером Большого театра. Тогда великая Галина Уланова сказала, что такие таланты, как Эсамбаев, рождаются один раз в тысячелетие.

После фестиваля новая звезда балета решает расширить репертуар и начинает профессионально заниматься танцами народов мира. Он понимает, что такой танец необходимо прочувствовать, а только потом исполнить его технически. Душу народа вложить в несколько минут движений. И на этом поприще талант маэстро засверкал новыми гранями.

Не единожды Махмуд Эсамбаев с успехом выступал за границей. Он первым в СССР основал собственный коллектив с сольной программой «Танцы народов мира». Возглавлял Международное общество лидеров эстрадного искусства, был почетным академиком Международной Академии танца. Благодаря ему в Грозном были возведены новый цирк и театр драмы.

В 50-летний юбилей Махмуд Алисултанович был награжден званием Народного артиста СССР, а через десять лет — Героя Социалистического Труда. К 70-летию он получил орден Дружбы, а затем — звезда «За заслуги перед Отечеством» III степени.

Однако не количеством наград ознаменована доля патриарха хореографии, а любовью и признанием благодарных зрителей, жизнь которых он делал красивой и возвышенной, а от этого становился счастливее сам. А о своей второй маме в воспоминаниях он писал: «Она была очень добрым человеком. Мы с ней прожили прекрасную жизнь. Никогда не нуждались в моем отце. Она заменила мне родную мать. Будь они сейчас обе живы, я бы не знал, к кому первой подойти обнять».

В этом видео несколько самых ярких образов, которые были созданы Махмудом Эсамбаевым на сцене.

Заглядывая в звездные архивы, весьма интересно увидеть 15 малоизвестных фотографий российских знаменитостей .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:




Махмуд Эсамбаев – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024

Махмуд Эсамбаев

М ахмуд Эсамбаев был первым артистом СССР, который выступил со своей сольной программой и собрал в одном концерте танцы народов мира. Про свое творчество он говорил: «Танец — это жизнь. Я дышу через танец. Легкие не в счет».

Махмуд Эсамбаев родился в предгорном селении Старые Атаги (сегодня — Грозненский район Чеченской Республики). Уже в семь лет он танцевал на деревенских свадьбах, а через год — выступал в небольшом цирке, который кочевал по горным селениям. Увлечение сына вызывало гнев отца: он запирал его дома, прятал одежду, бил мальчика, чтобы тот перестал танцевать. Сверстники дразнили мальчика «скоморохом». Однако Махмуд Эсамбаев продолжал танцевать.

В 1939 году он вопреки воле отца поступил в Грозненское хореографическое училище и уже в 15 лет выступал в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца.

Когда началась Великая Отечественная война, Махмуду Эсамбаеву исполнилось 16. Он оказался во фронтовой концертной бригаде. Артисты выступали в военных госпиталях, на строительстве оборонительных сооружений и на передовой. Во время одного такого концерта недалеко от танцора разорвался снаряд, осколок попал в ногу. Раненый Эсамбаев закончил выступление, ушел за кулисы и там потерял сознание. Военный хирург сказал ему, что ногу спасли чудом и танцевать он не сможет. Однако Эсамбаев выздоровел и вернулся на сцену.

В 1943 году Эсамбаев выступал в освобожденном от немцев Пятигорске — его пригласили в местный театр оперетты, но проработал он там недолго. Спустя год жителей Чечни и Ингушетии начали переселять в Среднюю Азию и Казахстан. Танцор и его родственники оказались в городе Фрунзе (сегодня — Бишкек). Здесь в местном Доме культуры он давал уроки народных и балетных танцев. В Киргизии Махмуд Эсамбаев женился, у него родилась дочь Стелла.

Вскоре Эсамбаев стал солистом Киргизского театра оперы и балета. Здесь он исполнял главные партии в балетах «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Бахчисарайский фонтан» и в первых национальных балетных спектаклях. Позже Эсамбаев вспоминал: «Я благодарен киргизскому народу за то, что он на протяжении 12 лет давал мне возможность познать искусство балета. Я не могу вспомнить ни одного плохого дня в Киргизии». Он — первый танцор, которому присвоили звание народного артиста Киргизской ССР. В дальнейшем Эсамбаев станет народным артистом еще нескольких союзных республик.

В середине 50-х годов восстанавливалась Чечено-Ингушская АССР, и семья вернулась туда. В то время был популярен Государственный ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева. Участники коллектива ездили в экспедиции и изучали танцевальный фольклор народов мира. Позже эти композиции обрабатывались и становились основой репертуара. Однако в одиночку национальные танцы в те годы никто не исполнял. Эсамбаев, как и Моисеев, обратился к народному творчеству, но программу разработал сольную.

Так появились танцы-новеллы, посвященные культуре разных народов. Среди его первых работ был индийский ритуальный танец «Золотой бог», испанский танец «Ля коррида», таджикский «Танец с ножами». В 1957 году Махмуд Эсамбаев стал солистом Республиканской филармонии.

В 1957 году в Москве проходил Всесоюзный фестиваль молодежи. Жена Махмуда Эсамбаева продала ковер и швейную машинку, чтобы он смог поехать в столицу и выступить там. Конкурс изменил его жизнь: Эсамбаеву присудили одну золотую и две серебряные медали.

После победы Эсамбаев смог переехать в Москву и перевезти в столицу свою жену и дочь. А вскоре советские танцоры отправились в мировое турне. Они побывали во Франции, Испании, Аргентине, Бразилии, Мексике, Перу, Индии и многих других странах. За границей Махмуд Эсамбаев коллекционировал танцы разных народов, чтобы включать их потом в свои номера. У него в репертуаре были бразильский ритуальный танец «Макумба», узбекский танец «Чабаненок», русский «Эмигрант», еврейский «Портняжка», перуанский «Павлин». «Я с детства подсознательно ощутил волшебную связь народного танца с жизнью», — писал спустя десятилетия Эсамбаев в своей статье-исповеди «Радость танца». После гастролей танцор создал свой коллектив.

В 1961 году Махмуд Эсамбаев дебютировал в кино. Он написал сценарий к телеспектаклю, фильму-балету «В мире танца» и сыграл главную роль в картине «Я буду танцевать». В фильме-балете «Лебединое озеро» (режиссеры Аполлинарий Дудко, Константин Сергеев) танцор также исполнил одну из главных ролей. Всего за годы танцевальной карьеры Махмуд Эсамбаев исполнил около 100 балетных партий, танцев, хореографических миниатюр.

Когда танцор оставил сцену, он организовал Международный союз деятелей эстрадного искусства, был академиком Международной академии танца. При его поддержке в Грозном построили новые здания для драматического театра и цирка. Умер Эсамбаев в 2000 году. Он похоронен на Даниловском мусульманском кладбище в Москве.




Махмуд Эсамбаев – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024

Биография Эсамбаева Махмуда Алисултана

Биография Эсамбаева Махмуда Алисултана

Биография, история жизни Эсамбаева Махмуда Алисултана

Эсамбаев Махмуд Алисултан (15.07.1924, село Старые Атаги, Чечня – 07.01.2000, Москва) – артист балета, эстрадный танцовщик, актер.

Махмуд Эсамбаев родился 15 июля 1924 года в предгорном селении Старые Атаги. Многие выдающиеся чеченские драматурги и писатели, музыканты и композиторы родом из этого прекрасного уголка планеты. Скорее всего, Махмуд Эсамбаев родился танцовщиком по склонности и таланту: природа щедро одарила «своего сына» необыкновенной выразительной пластикой тела, совершенным музыкальным слухом, феноменальной памятью, высоким ростом.

Махмуд танцевал всегда. Танцевал с тех пор, как помнит себя. С семилетнего возраста мальчик бойко отплясывал под одобрительный смех и восклицания старших на свадьбах, а в пятнадцать он стал солистом Чечено-Ингушского государственного ансамбля песни и танца, в девятнадцать был принят в Пятигорскую оперетту. Наперекор воле отца, считавшего выбор сына недостойным настоящего мужчины, Махмуд Эсамбаев стал артистом. При этом он с трудом окончил лишь шесть классов средней школы.

В 20 лет Махмуд Эсамбаев стал солистом Киргизского театра оперы и балета, куда его приняли, оценив возможности самородка. В Киргизию семья Эсамбаевых была сослана во время депортации в 40-х годах. В годы войны Эсамбаеву пришлось танцевать и в военных госпиталях, и на строительстве оборонительных сооружений, и во фронтовой концертной бригаде на передовой.

Артист стоял у истоков киргизской хореографии. На сцене Киргизского театра оперы и балета он исполнял главные партии в классических и современных балетах, танцевал главные роли в первых национальных балетных спектаклях. Экспрессия эсамбаевского жеста и его орлиная внешность пригодились и для Злого гения, и для Гирея, и для Тараса в «Тарасе Бульбе», и и для отрицательной героини феи Карабос в «Спящей красавице».

Вдруг академическая сцена театра показалось Эсамбаеву «тесной» и он решил ее оставить – мастер обратился к народному танцевальному творчеству. Став солистом филармонии Чечено-Ингушской республики, маэстро начал создавать танцы-новеллы, посвященные культуре разных народов. Среди его первых работ были испанский танец «Ля-коррида», индийский ритуальный танец «Золотой бог», таджикский «Танец с ножами».

Эсамбаев создал уникальный монотеатр танцевальных миниатюр. С программой «Танцы народов мира» он покорил не только Россию, но и весь мир. «На афише пишут «Танцы народов мира», а надо бы – «Народы мира в танце». Непременно посмотрите Эсамбаева! Танцы Эсамбаева – это театр переживания, а не представления. Каждое выступление мастера на эстраде, каждая его миниатюра – это, я бы сказал, маленький законченный балет», – восторженно отмечал известный балетмейстер Юрий Григорович.

Блистательный исполнитель ряда ведущих балетных партий, танцевальных сцен оперных спектаклей Киргизского театра оперы и балета, Ленинградского академического Малого театра оперы и балета имени С.М. Кирова, Большого театра СССР, конечно же, привлек внимание и кинорежиссеров.

Дебют Махмуда Эсамбаева в кино в 1961 году состоялся не только как актера, но и как сценариста. Он написал сценарий к телеспектаклю, фильму-балету «В мире танца», а вскоре последовала и главная роль Ишкоева в киноленте «Я буду танцевать». В экранизация балета Петра Чайковского, в фильме-балете «Лебединое озеро» в постановке режиссеров Аполлинария Дудко и Константина Сергеева мастер исполнил одну из главных партий.

Режиссеры Альберт Мкртчян и Леонид Попов пригласили Махмуда Эсамбаева на одну из главных ролей в приключенческо-романтическую драму «Земля Санникова» по сценарию «для денег» безработного оптимиста Марка Захарова. Это было до того, пока тот не стал еще тем «Марком Захаровым». В картине Махмуд Эсамбаев изображал Черного шамана в окружении туземок – полуголых примадонн бурятских театров, отпугивая своими завораживающими танцами героев хождения к земле Санникова – беглого каторжника Ильина, блестящее исполненная роль Владислава Дворжецкого, ссыльного поселенца Крестовского, роль несравненного Олега Даля, и просто авантюриста Губина в исполнении Юрия Назарова.

Профессиональной победой в кино маэстро танцев стала и роль придворного Музыканта «Несравнейнийшего» Иги-Наш-Туш у режиссера Геннадия Васильева в музыкальном фильме-сказке о волшебном Городе веселых тружеников «Пока бьют часы», да и неугомонный «Огонь» в сказке-комедии Юрия Победоносцева «Честное волшебное» был в исполнении Эсамбаева весьма убедителен.

Велик был масштаб личности маэстро танца. Эсамбаева любили, его обожали за талант, режиссеров покоряла внутренняя мощь актера. Елизавета Кимягарова пригласила танцовщика на роль казначея в «Приключения маленького Мука» по мотивам произведения Гауфа, но и в этой немного необычной для него роли Эсамбаев был превосходен.

Киногероям Эсамбаева свойственная особая, эсамбаевская стать! И этого просто нельзя было не заметить. Вот режиссер Георгий Базаров и утвердил актера на роль строго Учителя в политической драме «Репортаж из бездны», повествующей о военном перевороте в небольшой азиатской стране в конце 70-х годов. А в 1995 году Эсамбаев снялся и в международном кинопроекте. Кинолента «Зов Предков» – совместное производство Алжира и Узбекистана. В роли Великого Турана популярный танцовщик был как всегда неотразим.

Популярный солист эстрадной сцены 50-70-х годов, герой светских хроник последних лет ХХ века Махмуд Эсамбаев был не только мастером танца, но и великим человеком, который через свое искусство приобщал людей к гуманизму. При этом он никогда не скрывал свою национальную принадлежность, даже в самые тяжелые для чеченского народа времена. Его неизменная национальная папаха из отборного каракуля была столь же приметной, как и другой предмет его гордости – осиная до старости талия.

Великая балерина Галина Уланова о танцовщике Эсамбаеве сказала: «Такие люди, как Махмуд Эсамбаев, встречаются даже не знаю во сколько лет. Он по существу так пластичен, так музыкален и так выразителен. что все, что он исполняет, никто другой не смог бы. «

Супругой Махмуда Эсамбаева была армянка Нина Аркадьевна Ханумянц, врач. Махмуд и Нина познакомились еще в юности – Махмуду в ту пору было всего-навсего 17 лет. Мама Эсамбаева была против брака сына с армянкой, она видела своей невесткой совсем другую девушку. Но Махмуд не послушался мать, женился на Нине. Когда у супругов родилась дочь Стелла, отношения матери Махмуда и Нины постепенно наладились.

Махмуд Алисултанович Эсамбаев ушел из жизни 7 января 2000 года, похоронен маэстро танца в Москве на Мусульманском кладбище, филиал Даниловского кладбища.

Награды, премии, звания, важные посты

Народный артист СССР.

Народный артист Киргизской ССР

Герой Социалистического труда.

Президент Международного союза деятелей эстрадного искусства.

Академик Международной академии танца.

Обладатель ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени, ордена Дружбы народов, ордена Отечественной войны II степени, трех орденов Трудового красного знамени.

Депутат Верховных Советов Чечено-Ингушской АССР, РСФСР и СССР.




Махмуд Эсамбаев – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024

LiveInternetLiveInternet

Новости

Приложения

  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • 5 друзейСписок друзей с описанием. Данное приложение позволяет разместить в Вашем блоге или профиле блок, содержащий записи о 5 Ваших друзьях. Содержание подписи может быть любым — от признания в любви, до
  • Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!

Музыка

Видео

Всегда под рукой

Метки

Рубрики

Цитатник

Беспорядок притягивает неприятности Специалисты фен-шуй, биоэнергетики, и даже.

Если пропала часть или весь ваш Дневник, что делать? Решение. Всем Здравствуйте. .

Рамочки для записей ВАШ ТЕКСТ Таня Петербуржска.

ВНИМАНИЕ МОШЕННИКИ. Информация для всех В Н И М А Н И Е . Новая информация об аферистах !По.

Последний пост в Дневнике. Прочитал сам — покажи другому!

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Жизь и судьба великого танцора Махмуда Эсамбаева

Воскресенье, 29 Сентября 2013 г. 20:47 + в цитатник

«Такие люди, как Махмуд Эсамбаев, встречаются даже не знаю во сколько лет.

Он, по существу, так пластичен, так музыкален и так выразителен.

что все, что он исполняет, никто другой не смог бы. «

Галина Уланова

15.07.1924, село Старые Атаги, Чечня — 07.01.2000, Москва

Народный артист СССР, Герой Социалистического труда
Артист балета, эстрадный танцовщик, актер
Великий танцовщик

Махмуд Эсамбаев родился 15 июля 1924 года в предгорном селении Старые Атаги. Скорее всего, Махмуд Эсамбаев родился танцовщиком по склонности и таланту: природа щедро одарила «своего сына» необыкновенной выразительной пластикой тела, совершенным музыкальным слухом, феноменальной памятью, высоким ростом.

Махмуд танцевал всегда. Махмуд начал танцевать в 7 лет. Вся округа чеченского села Старые Атаги знала веселого парнишку, без которого не обходилась ни одна свадьба. Гибкий и пластичный мальчик начинал свой танец с того, что делал молниеносный пируэт на пальцах правой ноги, причем одновременно левой ногой касался головы. Он крутился юлой, мелькая босыми пятками, приводя в восторг взрослых. Танцевать Махмуд мог без устали, ведь это занятие с детства было его любимым делом.

Я еще не знаю жизни. Смотрю на отца Али-Султана.
Шепчу имя матери Бикату. Вижу мамину неродную мать.
Это старушка Забант.
Вокруг меня брат Мума и брат Муца.
Есть у меня и сестра Пада.
Я еще не понял, кто меня любит и кто не любит.
Все вокруг старше меня.
Отцу — 79, а матери 16 лет.
Мы живем в доме, в крестьянском селении Старые Атаги.
Это горный Кавказ.
Все вокруг мусульмане.
Меня носят к реке, когда мать идет за водой.
Это всегда в одно и то же время: 5 утра и 9 вечера.
Живем на пенсию отца и приданое матери.

В пятнадцать он стал солистом Чечено-Ингушского государственного ансамбля песни и танца, в девятнадцать был принят в Пятигорскую оперетту. Наперекор воле отца, считавшего выбор сына недостойным настоящего мужчины, Махмуд Эсамбаев стал артистом. При этом он с трудом окончил лишь шесть классов средней школы.

Еще мне хотелось бы сегодня рассказать о преемниках в танцах наших великих мастеров — молодой группе Isadora из Киева. Isadora Group — это шоу-балет + школа танцев + ателье сценического костюма. Шоу-балет — многократный победитель международных и др. фестивалей, о чем свидетельствует небольшое видео: девушки рады победе! Школа танцев, которой руководят солистки группы производит в набор в разные группы, направление одной из которых стрип-пластика, это занятия «стрип денс» танцами, где каждая девушка сможет самовыразиться, открыть в себе богиню пластики и движений, от которой не возможно будет отвести взгляда!

Монотеатр

Я родился в теплый солнечный день.
Позднее я осознал, что я «Тигр» с сердцем «Рака».
Я самый загадочный знак Зодиака.
Все, что я здесь говорю — это моя жизнь.
Я внимателен к окружающему миру.
“Когда я был на руках, я уже танцевал”, — повторяла бесконечно мать.

В 20 лет Махмуд Эсамбаев стал солистом Киргизского театра оперы и балета, куда его приняли, оценив возможности самородка. В Киргизию семья Эсамбаевых была сослана во время депортации в 40-х годах. В годы войны Эсамбаеву пришлось танцевать и в военных госпиталях, и на строительстве оборонительных сооружений, и во фронтовой концертной бригаде на передовой.

Во время одного из выступлений Эсамбаев был ранен в ногу. В полевом госпитале ему сделали операцию. По воспоминаниям его дочери Стеллы известно, что хирург сказал Махмуду: «Ногу я вам спас, а вот танцевать… вы не сможете». Но Эсамбаев уже не мыслил себя без этой профессии. Он не только лечился после ранения, но и не переставал тренироваться, возвращая себя к прежней жизни.

Окончилась война. Казалось, что все самое плохое в жизни уже позади. Но когда Махмуд приехал в Грозный, то не нашел ни родных, ни друзей. Cталин принял решение о выселении чеченцев и ингушей с территории их национальной родины. Далее последовал Указ Верховного Совета СССР, который ликвидировал Чеченскую республику. Людей насильственно депортировали 23 февраля 1944 года в Среднюю Азию, Сибирь. Длилась депортация около 13 лет, она унесла жизни многих переселенцев. (Только в 1989 году СССР реабилитировал чеченцев и ингушей.)

Для многих семей, в том числе и Эсамбаевых, это стало трагедией. Не перенесла переселения мать Махмуда, она умерла, тяжело заболел отец. Горе сблизило отца с сыном

Артист стоял у истоков киргизской хореографии. На сцене Киргизского театра оперы и балета он исполнял главные партии в классических и современных балетах, танцевал главные роли в первых национальных балетных спектаклях. Экспрессия эсамбаевского жеста и его орлиная внешность пригодились и для Злого гения, и для Гирея, и для Тараса в «Тарасе Бульбе» и для отрицательной героини феи Карабос в «Спящей красавицы».

Став солистом филармонии Чечено-Ингушской республики, маэстро начал создавать танцы-новеллы, посвященные культуре разных народов. Среди его первых работ были испанский танец «Ля-коррида», индийский ритуальный танец «Золотой бог», таджикский «Танец с ножами».

Эсамбаев создал уникальный монотеатр танцевальных миниатюр. С программой «Танцы народов мира» он покорил не только Россию, но и весь мир. «На афише пишут «Танцы народов мира», а надо бы — «Народы мира в танце». Непременно посмотрите Эсамбаева! Танцы Эсамбаева — это театр переживания, а не представления. Каждое выступление мастера на эстраде, каждая его миниатюра — это, я бы сказал, маленький законченный балет», — восторженно отмечал известный балетмейстер Юрий Григорович.

Кино

Блистательный исполнитель ряда ведущих балетных партий, танцевальных сцен оперных спектаклей Киргизского театра оперы и балета, Ленинградского академического Малого театра оперы и балета имени С. М. Кирова, Большого театра СССР, конечно же, привлек внимание и кинорежиссеров.

Дебют Махмуда Эсамбаева в кино в 1961 году состоялся не только как актера, но и как сценариста. Он написал сценарий к телеспектаклю, фильму-балету «В мире танца», а вскоре последовала и главная роль Ишкоева в киноленте «Я буду танцевать». В экранизация балета Петра Чайковского, в фильме-балете «Лебединое озеро» в постановке режиссеров Аполлинария Дудко и Константина Сергеева мастер исполнил одну из главных партий.

Режиссеры Альберт Мкртчян и Леонид Попов пригласили Махмуда Эсамбаева на одну из главных ролей в приключенческо-романтическую драму «Земля Санникова» по сценарию Марка Захарова. В картине Махмуд Эсамбаев изображал Черного шамана в окружении туземок — полуголых примадонн бурятских театров, отпугивая своими завораживающими танцами героев хождения к земле Санникова — беглого каторжника Ильина, блестящее исполненная роль Владислава Дворжецкого, ссыльного поселенца Крестовского, роль несравненного Олега Даля, и просто авантюриста Губина в исполнении Юрия Назарова.

Профессиональной победой в кино маэстро танцев стала и роль придворного Музыканта «Несравнейнийшего» Иги-Наш-Туш у режиссера Геннадия Васильева в музыкальном фильме-сказке о волшебном Городе веселых тружеников «Пока бьют часы», да и неугомонный «Огонь» в сказке — комедии Юрия Победоносцева «Честное волшебное» был в исполнении Эсамбаева весьма убедителен.

Велик был масштаб личности маэстро танца. Эсамбаева любили, его обожали за талант, режиссеров покоряла внутренняя мощь актера. Елизавета Кимягарова пригласила танцовщика на роль казначея в «Приключения маленького Мука» по мотивам произведения Гауфа, но и в этой, немного необычной для него роли, Эсамбаев был превосходен.

Киногероям Эсамбаева свойственная особая, эсамбаевская стать! И этого просто нельзя было не заметить. Вот режиссер Георгий Базаров и утвердил актера на роль строго Учителя в политической драме «Репортаж из бездны», повествующей о военном перевороте в небольшой азиатской стране в конце 70-х годов. А в 1995 году Эсамбаев снялся и в международном кинопроекте. Кинолента «Зов Предков» — совместное производство Алжира и Узбекистана. В роли Великого Турана популярный танцовщик был как всегда неотразим.

Семья

Огромную помощь на протяжении всей жизни оказывала Махмуду его супруга Нина Аркадьевна, врач, с которой он познакомился, когда ему было 17 лет. Она всегда была рядом с ним – и в трудные, и в радостные минуты их долгой счастливой жизни.

С дочерью Стеллой

«Гордый Махмуд»

Популярный солист эстрадной сцены 50-70-х годов, герой светских хроник последних лет 20 века, Махмуд Эсамбаев был не только мастером танца, но и великим человеком, который через свое искусство приобщал людей к гуманизму. При этом он никогда не скрывал свою национальную принадлежность, даже в самые тяжелые для чеченского народа времена. Его неизменная национальная папаха из отборного каракуля была столь же приметной, как и другой предмет его гордости — осиная до старости талия.

Эсамбаев неоднократно избирался депутатом Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, РСФСР, СССР. При его активной поддержке строились в чеченской столице Грозном новые здания драмтеатра, цирка.

Но все же главное в ином. Об этом говорил в выступлении в связи с кончиной Эсамбаева в январе 2000 года Игорь Моисеев, знаменитый балетмейстер: «Представитель гордого народа, Махмуд Эсамбаев отдавал себя сближению людей. Не случайно его репертуар состоял из танцев разных народов мира. Дружба, добро, красота были целью его творчества, основой его взглядов. «

Он легко перешагивал через зримые границы на карте, через незримые — в сознании. Его уникальное искусство делало невозможное — примиряло, соединяло людей вне зависимости от их крови, веры, образа жизни. Эсамбаев подарил людям на стыке второго и третьего тысячелетия воплощенные в танцах мечты человечества о мире, дружбе, братстве и интернациональном единении народов.

Махмуд Алисултанович Эсамбаев ушел из жизни 7 января 2000 года, похоронен маэстро танца в Москве на Мусульманском кладбище, филиал Даниловского кладбища.

Фильмография:


Добавить коммент

Ваш email address не будет виден.


*


Adblock detector