Льюис Кэрролл – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019


Льюис Кэрролл – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Фотография и последние годы жизни Кэрролла (1867–1898)

СОДЕРЖАНИЕ

Преподавательство не доставляло удовольствия Льюису Кэрроллу: это занятие было не более чем просто заработком на жизнь. Студенты не любили предметы, которые вел профессор Чарльз Доджсон, известный ныне как Льюис Кэрролл: лекции, которые он читал, были невообразимо скучными. Писатель с необыкновенно живой фантазией перед студентами представал заурядным преподавателем, который монотонным голосом часами начитывал однообразные лекции.

Самая большая страсть — фотография

В 1868 году Льюис Кэрролл получил разрешение построить фотостудию на крыше дома, в котором он жил. Там ночью он проявлял фотографии, сделанные за день. Но в начале 80-х годов Льюис Кэрролл перестал снимать, объявив, что ему теперь это не интересно. До наших дней сохранилось около 1000 фоторабот Льюиса Кэрролла. Несколько альбомов можно найти на нашем сайте.

Фотография поэта Альфреда Теннисона

Галлам Теннисон (сын Альфреда Теннисона)

Английский живописец Джон Эверетт Милле

После смерти отца в 1868 году Кэрролл, как старший из сыновей, стал главой семьи. Он купил просторный особняк в Гилфорде, в котором собрал всех родственников: шесть незамужних сестер, племянниц и племянников.

Продолжение сказочной истории об Алисе было написано в 1871 году, а в 1872 году «Алиса в Зазеркалье» была впервые опубликована.

Страница из первого издания сказки

В 1876 году была опубликована фантастическая поэма «Охота на Снарка». Самое длинное стихотворное произведение Льюиса Кэрролла состоит из 8 разделов.

Обложка юмористической поэмы «Охота на Снарка»

Эта работа вызвала волну обсуждений. Живописец Данте Габриэль Россетти даже утверждал, что поэма написана о нем. В 1890 году Льюис Кэрролл написал «Алису для детей» — адаптацию книги «Приключения Алисы в Стране чудес» для детей до 5 лет.

Здоровье Льюиса Кэрролла

На протяжении всей жизни Кэрролл страдал от бессонницы и мигреней. Многие считают, что он принимал лекарство с содержанием опиума — лауданум. В те времена это считалось легким лекарством и его принимали даже при легком недомогании. Ученые, которые исследовали его жизнь и творчество, считают, что прием этого наркотического вещества повлиял на творческие способности писателя.

В своем дневнике он описывал приступы головной боли, которые, скорее всего, были мигренью с аурой. Врачи, которые осматривали его, также предполагали, что он болен эпилепсией, но в то время не было методов диагностики, которые позволили бы поставить точный диагноз. Таким образом, сегодня нельзя точно сказать, чем был болен Кэрролл.

Зимой 1898 года Льюис Кэрролл заболел гриппом. Болезнь дала осложнение — воспаление легких, от которого 14 января 1898 года в возрасте 65 лет он умер. Скончался он в своем особняке в Гилфорде, в графстве Суррей. После его смерти братья Уилфред и Скеффингтон не знали, что делать с кипой бумаг брата, и бóльшую часть его рукописных работ, рисунков, писем, негативов и книг сожгли.




Льюис Кэрролл – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Льюис Кэрролл (Lewis Carroll) – писатель, математик и фотограф

27 января 1832 г. родился Льюис Кэрролл (Lewis Carroll, настоящее имя Чарльз Лютвидж Доджсон) – писатель, математик, философ и фотограф. В этой публикации JuicyWorld.org также расскажем (покажем) о малоизвестном, для не специалистов увлечении Льюиса Кэрролла — фотографировании (фотографии в этой публикации сделаны Льюисом Кэрроллом). Кстати фотографии из его альбомов были куплены в 1999 г за $656,000.

Наиболее известные произведения Кэрролла: «Алиса в Стране чудес» (1864г) и Алиса в Зазеркалье, а также юмористическая поэма «Охота на Снарка». Он также много публиковал научных трудов по математике под собственным именем. В 1867г., как диакон англиканской церкви, он посетил Россию (единственная заграничная поездка Кэрролла), которую описал в своем «Дневнике путешествия в Россию 1867 г.».(издавалась и в СССР).

Стоит заметить, что некоторые увлечения Кэрролла породили слухи и спекуляции о его педофилии, так как с его слов ему доставляло наибольшую радость дружба с маленькими девочками. «Я люблю детей (только не мальчиков)», — записал он однажды. …Девочки (в отличие от мальчиков) казались ему удивительно красивыми без одежды. Порой он рисовал или фотографировал их обнажёнными и полуобнажёнными — конечно, с разрешения матерей.

Как писал Мартин Гарднер: «… Сам Кэрролл считал свою дружбу с девочками совершенно невинной; нет оснований сомневаться в том, что так оно и было. К тому же в многочисленных воспоминаниях, которые позже оставили о нём его маленькие подружки, нет ни намека на какие-либо нарушения приличий». Также следует отметить, что в пору викторианской Англии конца XIX века девочки до 14 лет считались асексуальными.

Дружба Кэрролла с ними была, с точки зрения тогдашней морали, совершенно невинной причудой. С другой стороны, слишком близкое общение с молодой женщиной (особенно наедине) строго осуждалось. Это и могло заставить Кэрролла и девушек — занижать свой возраст. К примеру, при проверке данных, оказалось, что много девочек, которые писали о знакомстве с Кэрролл, были уже совершеннолетними.

Биография (коротко)

Льюис Кэрролл родился в доме приходского священника в небольшой английской деревне. Мальчик был умным и сообразительным, но родителей смущало, что он был левшой, и они пытались запретить ему писать левой рукой, чем травмировали детскую психику.

Писательскую карьеру Льюис Кэрролл начал во время обучения в колледже. Писал стихотворения и короткие рассказы, отсылая их в различные журналы. Постепенно приобрел известность и с 1854 года его работы стали появляться и в серьезных английских изданиях. Его перу принадлежат солидные труды по математике и логике, которые он публиковал под своей настоящей фамилией. В 1864 году он написал свое самое знаменитое произведение «Алиса в стране чудес».

В ранней юности Кэрролл мечтал стать художником; он много рисовал, иллюстрируя собственные литературные опыты. Однажды он послал свои рисунки в журнал «Таймс», но редакция их отвергла. Тогда Льюис Кэрролл и обратился к фотографии.

Alfred Tennyson

Фотография для Кэрролла была не просто приятным времяпровождением, но воистину великой страстью, которой он занимался самозабвенно и достиг больших успехов. Его работы — особенно снимки детей — отличаются естественностью и поэтичностью. Специалисты отводят ему одно из первых мест среди фотографов XIX века. Спустя почти сто лет, в 1949 году в Англии вышла книга Хельмута Гернсхайма «Льюис Кэрролл — фотограф», в которой были собраны 64 его лучшие работы.

В 1999 году на аукционе Sotheby’s в Лондоне была выставлена на торги легендарная коллекция Алисы Лидделл, известной как прообраз «Алисы в стране чудес». Все входящие в коллекцию фотографии были сделаны Кэрроллом в конце 1850-х годов. Альбом был куплен частным американским коллекционером за $656,000




Льюис Кэрролл – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Биография Льюиса Кэрролла

Чарльз Лютвидж Доджсон — британский писатель, логик и математик, философ и фотограф. Своим читателям он известен под псевдонимом Льюис Кэрролл. Наиболее популярным произведением является рассказ «Алиса в стране чудес» и его продолжение.

Примечательно, что мужчина был левшой, но в течение длительного времени ему запрещали писать левой рукой. Возможно, именно это и стало одной из причин его заикания в зрелом возрасте. Чарльз родился 27 января 1832 года в деревне Дарсбери, расположенной в графстве Чешир. Практически всю жизнь он провёл в Оксфорде, о личных отношениях писателя ничего не известно на сегодняшний день.

Юные годы писателя

Отец будущего прозаика был приходским священником в англиканской церкви. Его прадед имел сан епископа Элфина, а дед воевал в Ирландии в начале XIX века и даже занимал пост капитана. Всего в семье было 11 детей, кроме мальчика. У Чарльза было 7 сестёр и трое братьев. Он был самым старшим из сыновей. В детстве Доджсон страдал от заикания, полностью избавиться от него не удалось даже в зрелом возрасте. Из-за этой проблемы юноша находился на домашнем обучении.

В возрасте 11 лет мальчик переехал в Северный Йоркшир вместе с семьёй. Уже через год после этого его отправили в ричмондскую школу. В 1846 году Чарльз стал учеником престижной частной школы Рагби. Ему понравилось заниматься математикой, но все остальные предметы вызывали у юноши лишь скуку и раздражение. Впоследствии стало известно, что дар к математическим вычислениям писатель унаследовал от отца.

Математический талант

В 1850 году Доджсон стал студентом Оксфорда. Учился парень не слишком прилежно, но уже в 1854 благодаря своему таланту он получил степень бакалавра с отличием по математике. Годом позже он получил предложение читать лекции по математике. Чарльз остался при родном университете на 26 лет, уже в качестве педагога. Он не испытывал особого удовольствия от преподавания, но имел с этого неплохой заработок.

После окончания Крайст Черча студенты, как правило, принимали сан диакона. Чтобы иметь возможность жить и преподавать в Оксфорде, писателю пришлось сделать то же самое. Несмотря на это, он не стал священником, в отличие от большинства своих коллег. За время деятельности в университете юноша выпустил около 12 научных работ. Особенно отличились среди них такие книги, как «Логическая игра» и «Символическая логика». Благодаря трудам Доджсона в конце XX века была выведена теорема альтернативной матрицы.

Многие учёные считают, что Кэрролл не сделал ничего особенного для математики, но со временем его исследования всё чаще изучаются современниками. Это связано с тем, что некоторые логические умозаключения Чарльза опередили своё время. Именно благодаря ему была разработана графическая техника задач.

Ещё во время обучения в колледже Чарльз начал писать небольшие по размеру рассказы и стихотворения. С 1854 года можно было увидеть его работы на страницах таких журналов, как The Train и The Comic Times. Спустя два года писатель познакомился с дочерью нового декана Генри Лидделла, которую звали Алисой. По всей вероятности именно она и вдохновила юношу на написание знаменитой сказки, ведь уже в 1864 году увидело свет произведение «Алиса в стране чудес».

С 1865 года Чарльз разграничивает все свои работы. Серьёзные математические и логические труды подписываются настоящим именем, для литературы же используется псевдоним. Именно поэтому видна существенная разница между стилем написания разных произведений. Доджсон был несколько чопорным, педантичным и скромным, Кэрролл же воплотил все самые смелые фантазии прозаика. Первой книгой, вышедшей под псевдонимом, стала поэма «Уединение».

«Алиса в стране чудес»

История самой популярной сказки началась совершенно случайно во время лодочной прогулки Льюиса с Генри Лидделлом и его дочерьми. 4 июля 1862 самая младшая из них, четырёхлетняя Алиса, попросила писателя рассказать ей новую интересную сказку. Он начал придумывать историю на ходу, а затем записал её по просьбе девочки и своего друга Робинсона Дакворта. В 1863 году рукопись попала в издательство, незадолго после этого она была напечатана. Книга имела ошеломительный успех не только у детей, но и у взрослых. Её ежегодно переиздавали.

После выхода истории Алисы Кэрролл совершил путешествие в Россию в первый и последний раз за свою жизнь. По приглашению православной церкви мужчина прибыл в Санкт-Петербург, также он посетил Москву и Нижний Новгород. В 1867 году он написал «Русский дневник», в котором поделился впечатлениями от этой поездки. В 1871 году увидела свет вторая, не менее успешная история, под названием «Алиса в Зазеркалье». Через восемь лет после этого был издан начальный вариант перевода первой части на русский язык.

Кроме математики и писательства Льюис увлекался также фотографией. Он с юных лет обожал детей, постоянно общался с ними. Неудивительно, что на снимках Кэрролла малыши выглядели особенно естественно и поэтично. Он стал одним из первых фотохудожников в Англии, работы фотографа даже были представлены на международной выставке. Часть снимков хранится на сегодняшний день в Национальной портретной галерее.

Льюис не только сам занимался искусством, но и ценил деятельность других творческих людей. Среди его друзей упоминают Джона Раскина, Данте Габриэля Россетти и Джона Эверетта Милле. Также писатель умел петь, любил рассказывать различные истории и даже придумал самостоятельно несколько забавных шарад.

В 1881 году Кэрролл оставил пост преподавателя, но продолжил жить в Оксворде. Незадолго до смерти он издал роман «Сильви и Бруно» в двух частях. Они не пользовались успехом среди публики. В возрасте 65 лет мужчина заболел пневмонией, которая и стала впоследствии причиной его гибели. Умер знаменитый прозаик 14 января 1898 года в графстве Суррей. Похоронен был там же, в Гилфорде, рядом со своим братом и сестрой.




Льюис Кэрролл – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Льюис Кэрролл:
сказочник фотографии

Всем, разумеется, прекрасно известен выдающийся, весьма своеобразный английский писатель Льюис Кэрролл (настоящее его имя — Чарльз Лютвидж Доджсон). Но только литературой таланты Льюиса Кэррола отнюдь не ограничивались. Некоторые наверняка вспомнят, что он был еще и математиком, в течение четверти века читавшим лекции в Оксфорде, и диаконом англиканской церкви. Но мало кто вспоминает, что Льюис Кэрролл был еще и фотографом. Не просто увлеченным, а самозабвенно страстным и почти фанатичным.

Льюис Кэрролл на велосипеде.

И это во времена, когда любительская фотография только зарождалась и была признаком некоторой странности, ведь в те годы она требовала от фотографа-любителя больших усилий, чем сегодня требует иная профессиональная фотосъемка. Но обо всем по порядку.

Александра «Кси» Китчен (Xie Kitchin).

Как ни удивительно, но интерес к фотографии у Льюиса Кэрролла был вызван… нехваткой занятий. В 1856 году, уже будучи преподавателем Оксфорда, он пишет в своем дневнике: «Написал дяде Скеффингтону, прося достать мне фотографический аппарат, поскольку хочу найти для себя занятие, помимо чтения и сочинительства». И весной того же года он, вместе с коллегой и тоже фотографом-любителем Реджинальдом Саутом, отправился в Лондон и приобрел таки фотоаппарат.

Сёстры Лидделл в китайском одеянии.

Покупка обошлась в 15 фунтов — весьма серьезная сумма для молодого преподавателя. К тому же нужны были всевозможные прочно забытые ныне аксессуары — ванночки, колбы, мензурки, а также магний для вспышки и самые разнообразные реагенты для проявления и фиксации.

Да и сам фотоаппарат был отнюдь не мал и не мог использоваться без специальной треноги. В общем, «единственная забава», как сам Кэрролл это называл, требовала известного самоотречения.

Алиса Лидделл в возрасте 7 лет, 1859. (Прототип персонажа Алисы из книги «Алиса в стране чудес»)

Однако Льюис Кэрролл занимался фотографией двадцать четыре года! Он сумел довести до белого каления всех своих многочисленных друзей, поскольку, по воспоминаниям, скромный и застенчивый в обычной жизни, Льюис превращался в совершенно невыносимого человека, стоило лишь ему взять в руки фотоаппарат, — настолько он был одержим своим увлечением. Но это увлечение оставило потомкам множество великолепных фотографий, которые и сегодня смотрятся очень достойно, хотя то были романтические годы фотографии, когда правила и художественные решения формировались в основном практикой.

Льюис Кэрролл и Алиса Лидделл.

Специализировался Льюис Кэролл на портретной фотографии, причем предпочитал использовать в качестве моделей известных персонажей (он даже пытался получить разрешение сфотографировать королеву Викторию) или детей. За четверть века девочек-моделей было много, но самой известной, конечно же, является Алиса Лидделл — та самая, ставшая прототипом Алисы из главной книги Льюиса Кэрролла.

Алиса в возрасте 7 лет, 1860.

Алиса была дочерью одного из деканов Оксфорда, Генри Лидделла, с которым Кэрролл познакомился все в том же 1856 году. На тот момент Алисе было 4 года, и она была четвертым из пяти детей Лидделла.

Вскоре Льюис Кэрролл стал другом семьи, а Алиса начала появляться на его снимках, будучи от природы непринужденной и артистичной одновременно.

Сёстры Лидделл (Эдит, Лорина и Алиса).

Сама она потом вспоминала: «Гораздо интереснее, чем фотографироваться, было получить допуск в темную комнату и смотреть, как он проявляет большие стеклянные пластины». Для ребенка это должно было казаться подлинным волшебством.

Галлам Теннисон, 1857. Сын известного английского поэта лорда Альфреда Теннисона

За годы творчества Льюис Кэрролл сумел стать одним из выдающихся фотографов своего поколения, едва ли не первым привнеся в портретную фотографию (особенно в детские портреты) естественность, непринужденность и бытовые сюжеты.

Что было не так-то просто, ведь тогдашняя фототехника допускала только длинные выдержки, так что нужно было убедить ребенка замереть в непринужденной позе на 15-20 секунд. Весьма нетривиальная задача. Но результат, судя по сохранившимся снимкам, стоил того.

Кэтлин Тайди (Kathleen Tidy), 1858.

Льюис Кэрролл отдал фотографии почти четверть века, но в 1880 году он внезапно полностью прекратил снимать. Чем это было вызвано — точно не известно до сих пор.

Алиса Джейн Донкин.

Сам же он умер восемнадцать лет спустя, и все сделанные им детские портреты, по завещанию, были розданы семьям моделей.




Льюис Кэрролл – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Льюис Кэрролл

  • Люди за кадром, Сценарист
  • Дата и место рождения: 27 января 1832 (187 лет), Дарсбери, Великобритания

Участвовал 6

Его коллеги по цеху

Льюис Кэрролл / Lewis Carroll — творческий псевдоним выдающегося британского писателя, математика, логика, диакона, фотографа Чарльза Джоджсона / Charles Dodgson, прославившегося благодаря своим книгам «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье».

Чарльз Лютвидж Доджсон / Charles Lutwidge Dodgson родился 27 января 1832 года в деревне Дарсбери, графство Чешир. Он был третьим ребенком и старшим сыном в семье сельского священника англиканской церкви Чарльза Доджсона ст. / Charles Dodgson. У будущего писателя было 7 сестер и 3 брата. Его прапрадед был епископом Элфина, а прадед в начале 19 века в чине капитана воевал в Ирландии.

Первое время мальчик получал домашнее образование. Он рано начал читать, но страдал от заикания, которое преследовало его и во взрослом возрасте.

Когда Чарльзу было 11 лет, семья переехала в Северный Йоркшир. В возрасте 12 лет он начал ходить в школу в соседнем Ричмонде. В 1846 его отправили в престижную частную школу Рагби, где ему совсем не нравилось. Единственной отрадой для Доджсона было знакомство с математикой. Блестящие математические способности Чарльз унаследовал от своего отца.

В 1850 Чарльз Доджсон поступил в Оксфорд — в колледж Крайст Черч, где когда-то учился его отец. Хотя он занимался не слишком усердно, талант позволял ему получать высокие оценки по математике. В 1854 Чарльз Доджсон получил степень бакалавра с отличием по математике. Спустя год ему предложили читать лекции по математике в родном университете, чем он и занимался на протяжении следующих 26 лет.

Произведения Льюиса Кэрролла / Lewis Carroll

Литература увлекала Чарльза с юности. В 1854 года его короткие юмористические и сатирические рассказы начали печатать популярные журналы The Comic Times и The Train.

В 1856 на свет появился Льюис Кэрролл – этим именем Доджсон подписал свою первую опубликованную поэму «Уединение».

Под своим настоящим именем он выпускал книги по математике, геометрии, математической логике, матричной алгебре – всего около 12 научных работ. В книге «Логическая игра» (1887) он впервые представил логику интерактивно с помощью диаграмм, а в «Символической логике» (1889) применил координатный метод. В конце 20 века математики Роббинс / Robbins и Рамси / Rumsey привлекли внимание к разработанному им методу вычисления определителей (конденсации Доджсона), на основе которого вывели теорему альтернативной матрицы.

Льюис Кэрролл / Lewis Carroll и Алиса в Стране Чудес

В 1871 году была напечатана вторая книга о приключениях Алисы – «Алиса в Зазеркалье», которая вскоре также стала классикой.

В 1876 была с успехом опубликована его фантастическая поэма «Охота на Снарка».

Интересные факты о Льюисе Кэрролле / Lewis Carroll

«Алиса в Стране чудес» была впервые переведена на русский язык в 1879 году.

По воспоминаниям современников Льюис Кэрролл хорошо пел, обожал рассказывать истории и разгадывать шарады. Он придумал несколько популярных шарад и головоломок.

Увлеченный театрал и ценитель искусства, Льюис Кэрролл дружил с такими известными художниками-прерафаэлитами, как Джон Раскин / John Ruskin, Данте Габриэль Россетти / Dante Gabriel Rossetti, Джон Эверетт Милле / John Everett Millais.

В 1856 Льюис Кэрролл увлекся фотографией. Большая часть сделанных им снимков утеряна, но часть портретов находится в Национальной портретной галерее.

Оставив в 1881 году преподавательскую деятельность, Льюис Кэрролл продолжал жить в Оксфорде до самой смерти. В 1889 и 1893 он опубликовал две части своего последнего романа «Сильви и Бруно», но большого успеха они не имели.

Экранизации книг Льюиса Кэрролла / Lewis Carroll

«Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» много раз экранизировались, первый раз – в 1903 году.

В 1933 году в фильме по мотивам сказки снялись звезды Голливуда Кэри Грант / Cary Grant и Гари Купер / Gary Cooper. В 1951 году вышел мультфильм студии Disney. В 1977 году свою версию снял Терри Гиллиам, в 1988 — Ян Шванкмайер.

В 1999 году была поставлена рок-опера «Бармаглот» по мотивам произведений Льюиса Кэрролла.




Льюис Кэрролл – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Льюис Кэрролл

Льюис Кэрролл появился на свет в деревушке Дарсбери в английском графстве Чешир 27 января 1832 года. Его отцом стал приходской священник, он же занимался образованием Льюиса, как и других своих детей. В общей сложности в семье Кэрроллов родились четыре мальчика и семь девочек. Льюис проявлял себя достаточно умным и сообразительным учеником.

Кэрролл был левшой, что в девятнадцатом веке воспринималось религиозными людьми не так спокойно, как сейчас. Мальчику запрещали писать левой рукой и заставляли его использовать правую, что стало причиной психологической травмы и привело к небольшому заиканию. Некоторые исследователи утверждают, что Льюис Кэрролл – аутист, однако точных сведений об этом нет.

Льюис Кэрролл

В двенадцатилетнем возрасте Льюис начал учиться в частной грамматической школе, расположенной неподалеку от Ричмонда. Ему нравились преподаватели и одноклассники, а также царившая в небольшом учебном заведении атмосфера. Однако в 1845 году мальчика перевели в фешенебельную публичную школу Рагби, где большое значение придавалось физической подготовке мальчиков и привитию им христианских ценностей.

Эта школа юному Кэрроллу понравилась значительно меньше, однако он неплохо учился в ней на протяжении четырех лет и даже продемонстрировал хорошие способности к богословию и математике.

Льюис Кэрролл в молодости

В 1850 году молодой человек поступил в колледж Крайст-Черч при Оксфордском университете. В целом он учился не слишком хорошо, однако по-прежнему показывал выдающиеся математические способности. Через несколько лет Льюис получил звание бакалавра, а затем начал читать в Крайст-Черч собственные лекции по математике. Он занимался этим более двух с половиной десятков лет: работа лектором приносила Кэрроллу хороший заработок, хотя он и находил ее весьма скучной.

Поскольку учебные заведения в те времена были тесно взаимосвязаны с религиозными организациями, заступив на должность лектора, Льюис обязан был принять духовный сан. Чтобы не работать в приходе, он согласился принять сан диакона, отказавшись от полномочий священника. Еще во время обучения в колледже Кэрролл начал писать небольшие рассказы и стихи, и тогда же он придумал себе этот псевдоним (на самом деле настоящее имя писателя — Чарльз Лютвидж Доджсон).

Сотворение Алисы

В 1856 году в колледже Крайст-Черч сменился декан. Для работы в этой должности в Оксфорд приехал филолог и лексикограф Генри Лидделл, а также его жена и пятеро детей. Льюис Кэрролл вскоре подружился с семейством Лидделлов и стал их верным приятелем на долгие годы. Именно одна из дочерей супружеской четы, Алиса, которой в 1856 году было четыре года, и стала прототипом всем хорошо известной Алисы из самых знаменитых произведений Кэрролла.

Первое издание книги “Алиса в Стране Чудес”

Писатель нередко рассказывал детям Генри Лидделла забавные сказки, персонажей и события которых он сочинял на ходу. Как-то летом 1862 года во время лодочной прогулки маленькая Алиса Лидделл попросила Льюиса, чтобы он в очередной раз сочинил интересную историю для нее и ее сестер Лорины и Эдит. Кэрролл с удовольствием взялся за дело и рассказал девочкам захватывающую сказку о приключениях маленькой девочки, попавшей через нору Белого Кролика в Подземную Страну.

Алиса Лиделл — прототип знаменитого сказочного персонажа

Чтобы девочкам было интереснее слушать, он сделал главную героиню похожей на Алису по характеру, а также добавил некоторым второстепенным персонажам характерные черты Эдит и Лорины. Маленькая Лидделл была в восторге от рассказа и потребовала, чтобы писатель записал его на бумаге. Кэрролл сделал это лишь после нескольких напоминаний и торжественно вручил Алисе рукопись под названием «Приключения Алисы под землей». Несколько позже он взял эту первую историю за основу своих известных книг.

Свои культовые произведения – «Алиса в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье» — Льюис Кэрролл написал в 1865 и 1871 годах соответственно. Его манера написания книг не была похожа ни на один из существовавших на тот момент писательских стилей. Как человек очень творческий, с богатым воображением и внутренним миром, а также как выдающийся математик с прекрасным пониманием логики он создал особый жанр «парадоксальной литературы».

Иллюстрация к сказке “Алиса в Стране Чудес”

Его персонажи и те ситуации, в которые они попадают, вовсе не призваны поразить читателя нелепостью и абсурдом. На самом деле все они следуют определенной логике, причем сама эта логика и доведена до абсурда. В необычной, порой даже анекдотичной форме Льюис Кэрролл тонко и изящно затрагивает множество философских вопросов, рассуждает о жизни, мире и нашем месте в нем. В результате книги получились не только занимательным чтивом для детей, но и мудрыми сказками для взрослых.

Неповторимый стиль Кэрролла появляется и в других его произведениях, хотя они и не были столь популярны, как рассказы об Алисе: «Охота на Снарка», «Сильви и Бруно», «Истории с узелками», «Полуночные задачи», «Евклид и его современные соперники», «Что черепаха сказала Ахиллу», «Аллен Браун и Карр».

Писатель Льюис Кэрролл

Некоторые утверждают, что Льюис Кэрролл и его мир не были бы столь необычными, если бы писатель не употреблял опиум на регулярной основе (он страдал от сильных мигреней, а также по-прежнему достаточно заметно заикался). Однако в то время опийная настойка была популярным лекарством от многих заболеваний, ее употребляли даже при легких головных болях.

Современники рассказывали, что писатель был «человеком с причудами». Он вел достаточно активную светскую жизнь, но при этом страдал от необходимости соответствовать определенным социальным ожиданиям и отчаянно жаждал вернуться в детство, где все было проще и можно было в любой ситуации оставаться самим собой. Некоторое время он даже страдал бессонницей, а все свободное время тратил на многочисленные исследования. Он действительно верил в выход за пределы известной нам реальности и пытался постичь что-то большее, чем могла предложить наука того времени.

Математика

Математик Льюис Кэрролл

Льюис Кэрролл разработал собственную графическую технику для нахождения решения логических задач, которая была гораздо более удобной, нежели использовавшиеся в те времена диаграммы. Кроме того, сказочник виртуозно решал «сориты» — особые логические задачи, состоящие из последовательности силлогизмов, изъятие заключений одного из которых становится предпосылкой для другого, при этом все оставшиеся посылки в такой задаче были перемешаны.

Фотография

Еще одним серьезным увлечением писателя, отвлечь от которого его могли только собственные сказки и герои, стала фотография. Манеру его исполнения фото относят к стилю пикториализма, отличающегося постановочной манерой съемок и монтажом негативов.

Больше всего Льюис Кэрролл любил фотографировать детей. Он был хорошо знаком с другим популярным фотографом тех времен – Оскаром Рейландером. Именно Оскар сделал один из лучших фотопортретов писателя, впоследствии ставший классикой фотоискусства середины 1860-х годов.

Личная жизнь

Писатель вел весьма активную светскую жизнь, в том числе, нередко был замечен в обществе различных представительниц прекрасного пола. Поскольку одновременно с этим он носил звание профессора и дьякона, семья старалась всячески вразумить не желавшего остепениться Льюиса или хотя бы скрыть истории его бурных похождений. Поэтому после смерти Кэрролла его история его жизни тщательно ретушировалась: современники стремились создать образ добродушного сказочника, который очень любил детей. Впоследствии это их стремление сыграло с биографией Льюиса злую шутку.

Льюис Кэрролл и дети

Кэрролл действительно очень любил детей, в том числе, в кругу его общения периодически оказывались маленькие девочки – дочери друзей и коллег. К сожалению, женщину, на которую он мог бы примерить статус «жена», и которая родила бы ему своих собственных детей, Кэрролл так и не нашел. Поэтому в 20 веке, когда переворачивать вверх дном биографии известных людей и искать в их поведении фрейдистские мотивы стало очень модно, сказочника начали обвинять в таком преступлении, как педофилия. Некоторые особо рьяные сторонники этой идеи даже пытались доказать, что Льюис Кэрролл и Джек Потрошитель – это один и тот же человек.

Никаких подтверждений подобным теориям найдено не было. Более того: все письма и рассказы современников, в которых писателя выставляли любителем маленьких девочек, впоследствии были разоблачены. Так, Рут Гэмлен заявляла, что писатель пригласил в гости «застенчивого ребенка лет 12» Изу Боумен, тогда как в действительности девушке на тот момент было не менее 18 лет. Аналогичным образом обстоит ситуация и с другими якобы малолетними подружками Кэрролла, которые на самом деле были вполне совершеннолетними.

Писатель скончался 14 января 1898 года, причина смерти – воспаление легких. Его могила расположена в Гилфорде, на кладбище Восхождения.




Льюис Кэрролл – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Биография Льюиса Кэрролла, творчество писателя, интересные факты

Биография Льюиса Кэрролла — это удивительная история английского писателя и ученого. При этом весь мир его знает как сказочника, написавшего одну из самых известных историй о приключениях девочки Алисы. Писательским трудом его карьера не ограничилась: Кэрролл занимался фотографией, математикой, логикой, преподавал. Имеет звание профессора Оксфордского университета.

Детство писателя

Биография Льюиса Кэрролла берет свое начало в графстве Чешир. Именно здесь он появился на свет в 1832 году. Его отец был приходским священником в небольшой деревеньке Дарсбери. Семья была большая. Родители Льюиса воспитывали еще 7 девочек и троих мальчиков.

Первоначальное образование Кэрролл получил дома. Уже там он себя проявил сообразительным и умным учеником. Его первым педагогом стал отец. Как и многие творческие и талантливые люди, Кэрролл был левшой. По мнению некоторых биографов, в детстве Кэрроллу запрещали писать левой рукой. Из-за этого нарушилась его детская психика.

Образование

Первоначальное образование Льюис Кэрролл получает в частной школе под Ричмондом. В ней он нашел язык с преподавателями и учениками, но в 1845 году был вынужден перевестись в школу Рагби, где условия были похуже. В период обучения демонстрировал отличные результаты по богословию и математике. С 1850 года биография Льюиса Кэрролла тесно связана с аристократическим колледжем в Крайст-Черче. Это одно из самых престижных учебных заведений при Оксфордском университете. Со временем он переводится учиться в Оксфорд.

В учебе Кэрролл не отличался особыми успехами, выделялся только в математике. Например, стал победителем конкурса по чтению математических лекций в Крайст-Черче. Этой работой он занимался на протяжении 26 лет. Хоть она и была скучна для профессора математики, зато приносила приличный заработок.

Согласно уставу колледжа, происходит еще одно удивительное событие. Писатель Льюис Кэрролл, биография которого у многих ассоциируется с точными науками, принимает духовный сан. Таковы были требования колледжа, в котором он учился. Ему присуждают сан диакона, который позволяет читать проповеди, не работая в приходе.

В колледже начинает писать рассказы Льюис Кэрролл. Биография краткая английского математика доказывает, что у талантливых людей есть способности и в точных, и в гуманитарных науках. В журналы он их отсылал под псевдонимом, который позже стал всемирно известен. Его настоящее имя — Чарльз Доджсон. Дело в том, что в то время в Англии писательское ремесло считалось не слишком престижным занятием, поэтому ученые и профессора старались скрыть свои увлечения прозой или стихами.

Первый успех

Примерно в те же годы произошло знакомство Кэрролла с Алисой, которая позже стала прототипом героинь его самых известных произведений. В колледж прибыл новый декан — Генри Лиддел. С ним приехали жена и пятеро его детей. Одним из них была 4-летняя Алиса.

«Алиса в Стране чудес»

В XX веке появилось множество блестящих экранизаций этого произведения. Одну из самых известных снял Тим Бертон в 2010 году. Главные роли в ней исполнили Миа Васиковска, Джонни Депп и Энн Хэтэуэй. По сюжету этой картины Алисе исполнилось уже 19 лет. Она возвращается в Страну чудес, в которой была в далеком детстве, когда ей было всего 6. Алисе предстоит спасти Бармаглота. Ее уверяют, что она единственная, кто на это способен. Между тем дракон Бармаглот находится во власти Красной королевы. В фильме органично сочетается живое действие с красивой анимацией. Именно поэтому картина вошла в число самых кассовых фильмов мира за всю историю кинематографа.

Путешествие в Россию

Писатель был преимущественно домоседом, только один раз выбрался за границу. В 1867 году приехал в Россию Льюис Кэрролл. Биография на английском языке математика подробно рассказывает об этой поездке. В Россию Кэрролл отправился с преподобным Генри Лиддоном. Оба выступали представителями богословия. В то время православная и англиканская церкви активно между собой контактировали. Вместе со своим товарищем Кэрролл побывал в Москве, Сергиевом Посаде, во многих других святых местах, а также крупнейших городах страны — Нижнем Новгороде, Петербурге.

До нас дошел дневник, который вел в России Льюис Кэрролл. Краткая биография для детей досконально описывает это путешествие. Хотя оно не было первоначально предназначено для печати, его издали уже посмертно. Сюда включены впечатления от посещенных городов, наблюдения от встреч с русскими и записи отдельных фраз. По дороге в Россию и на обратном пути Кэрролл с товарищем посетили множество европейских стран и городов. Их путь лежал через Францию, Германию и Польшу.

Научные публикации

Под своим собственным именем Доджсон (Кэрролл) публиковал много работ по математике. Он специализировался на евклидовой геометрии, матричной алгебре, изучал математический анализ. Также Кэрролл очень любил занимательную математику, постоянно разрабатывал игры и головоломки. Например, ему принадлежит метод вычисления определителей, который носит его имя — конденсация Доджсона. Правда, в целом его математические достижения не оставили сколько-нибудь заметного следа. А вот работы по математической логике значительно опередили время, в котором жил Льюис Кэрролл. Биография на английском языке подробно описывает эти успехи. Кэрролл скончался в 1898 году в городе Гилфорде. Ему было 65 лет.

Кэрролл-фотограф

Есть еще одна область, в которой был успешен Льюис Кэрролл. Биография для детей подробно описывает его увлечение фотографией. Его считают одним из основоположников пикториализма. Этому течению в искусстве фотографии присущи постановочный характер съемок и монтаж негативов.

Кэрролл много общался с известным фотографом XIX века Рейландером, брал у него уроки. Дома у писателя хранилась его коллекция постановочных фотографий. Сам Кэрролл сделал снимок Рейландера, который считается классикой фотопортрета середины XIX века.

Личная жизнь

Несмотря на популярность среди детей, Кэрролл никогда не был женат и своих детей не имел. Его современники отмечают, что главную радость в жизни ему доставляла дружба с маленькими девочками. Он их часто рисовал, даже обнаженными и полуобнаженными, естественно, с разрешения матерей. Интересный факт, который необходимо отметить: в то время в Англии девочки до 14 лет считались асексуальными, поэтому это увлечение Кэрролла никому не казалось подозрительным. Тогда это считалось невинной забавой. О невинном характере дружбы с девочками писал и сам Кэрролл. В этом никто не сомневался, что в многочисленных воспоминаниях детей о дружбе с писателем нет ни одного намека на нарушение норм приличия.

Подозрения в педофилии

Несмотря на это, уже в наше время появились серьезные подозрения в том, что Кэрролл был педофилом. В основном они связаны с вольными интерпретациями его биографии. Например, этому посвящен фильм «Счастливый ребенок».

Правда, современные исследователи его биографии приходят к выводу, что большинство девочек, с которыми общался Кэрролл, были старше 14 лет. В основном им было по 16-18 лет. Во-первых, подруги писателя часто занижали свой возраст в воспоминаниях. Например, Рут Гэмлен в своих мемуарах пишет, что обедала с Кэрролом в то время, когда была застенчивым ребенком двенадцати лет. Однако исследователям удалось установить, что в то время ей уже исполнилось 18. Во-вторых, сам Кэрролл имел обыкновение называть словом «ребенок» молодых девушек вплоть до 30 лет.

Так что сегодня стоит признать с большой долей уверенности, что все подозрения в нездоровом влечении писателя и математика к детям не имеют под собой фактов. Дружба Льюиса Кэррола с дочерью своего декана, из которой родились удивительные «Приключения Алисы в Стране чудес», абсолютна невинна.




Льюис Кэрролл – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Льюис Кэрролл – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Январь 27th, 2010
АВТОР: kai

          АГЕНТ СМИТ:
          Одна жизнь имеет будущее. Другая — нет.

          (разговор в кабинете)

Льюис Кэрролл, настоящее имя – Чарльз Лютвидж Доджсон (Додсон). Дата рождения: 27 января 1832 года. Место рождения: тихая деревушка Дерсбери, графство Чешир, Великобритания. Национальность: великобританец до мозга костей. Особые приметы: глаза ассиметричные, уголки губ подвернуты, глух на правое ухо; заикается. Род занятий: профессор математики в Оксфорде, дьякон. Хобби: фотограф-любитель, художник-любитель, писаталь-любитель. Последнее подчеркнуть.

Наш именинник, на самом деле, личность неоднозначная. То есть, если представлять его числами, то получится не один, а два – или даже три. Считаем.

Чарльз Лютвидж Доджсон (1832 – 1898), закончивший школу с отличием по математике и латинскому яызыку, в последующие годы профессор Оксфордского университета, а также куратор преподавательского клуба (с присущими статусу и учреждению причудами!), благополучный и исключительно добропорядочный гражданин викторианского общества, отправивший за свою жизнь более ста тысяч писем, написанных четким убористым почерком, благочестивый дьякон англиканской церкви, талантливейший британский фотограф своего времени, одаренный математик и логик-новатор, на многие годы опередивший свое время, – это раз.

Возможно (только возможно, а не обязательно!), был еще и некий третий – назовём его «Невидимка». Потому что его никто никогда не видел. Человек, про которого сразу после смерти Доджсона специально сочинили миф, прикрывающий реальность, которой никто не знал.

Первого можно назвать успешным профессором, второго – выдающимся литератором. Кэрролл-третий – полный провал, Буджум вместо Снарка. Но провал международного уровня, провал-сенсация. Этот третий Кэрролл и есть самый значительный, самый гениальный из трех, он – не от мира сего, он принадлежит к миру Зазеркалья. Одни биографы предпочитают говорить только о первом – Доджсоне-ученом, и втором – Кэрролле-писателе. Другие многозначительно намекают на всевозможные причуды третьего (про которого почти ничего не известно, а что известно, то невозможно доказать!). Но на самом деле Кэрролл – как жидкий терминатор – был всеми своими ипостасями сразу – хотя каждая из них всем своим существом опровергала другие… Стоит ли удивляться тому, что у него были свои странности?

Ирония судьбы, или Желтый парик

Алиса. фото Льюиса Кэрролла

Первое, что мне приходит в голову, когда упоминают Льюиса Кэрролла – это, как ни странно, его любовь к маленьким девочкам, в том числе к Алисе Лиддел, семилетней красавице с широко раскрытыми глазами, дочери ректора, которая благодаря Кэрроллу превратилась в Алису сказочную.

Кэрролл, действительно, дружил с ней – многие годы, и в том числе после того, как она успешно вышла замуж. Он сделал много замечательных фотографий маленькой и большой Алисы Лиддел. И других знакомых девочек. Но «совы не те, кем они кажутся». Как отмечает в своем исследовании королева отечественного кэрролловедения Н.М. Демурова, всем известная версия о «педофилизме» Кэрролла – мягко говоря, сильное преувеличение. Дело в том, что родственники и друзья специально сфабриковали множество свидетельств о якобы великой любви Кэрролла к детям (и к девочкам, в частности) с целью скрыть его излишне активную светскую жизнь, которая включала множество знакомств с «девочками» вполне зрелого возраста – поведение, в то время абсолютно непростительное ни для дьякона, ни для профессора.

Выборочно уничтожив сразу после смерти Кэрролла многое из его архива и создав сильно «припудренную» биографию, родственники и друзья писателя сознательно мумифицировали память о нём как об этаком «дедушке Ленине», который очень, ну очень любил детей. Излишне говорить, насколько двусмысленным стал такой образ в двадцатом веке! (Согласно одной из «фрейдистских» версий, в образе Алисы Кэрролл вывел свой собственный детородный орган!) Репутация писателя, по иронии судьбы, пала жертвой сарафанного заговора, как раз и созданного с целью защитить его доброе имя и представить в выгодном свете перед потомками…

Алиса. Фото Кэрролла

Да, уже при жизни Кэрроллу приходилось «соответствовать» и прятать свою разностороннюю, активную и где-то даже бурную жизнь под непроницаемой маской викторианской респектабельности. Что и говорить, неприятное занятие; для такого принципиального человека, как Кэрролл, это было, несомненно, тяжелым бременем. И все же, думается, в его личности скрывалось и более глубокое, более экзистенциальное противоречие, кроме постоянного страха за свою профессорскую репутацию: «ах, что будет говорить княгиня Марья Алексевна».

Тут мы вплотную подходим к проблеме Кэрролла-Невидимки, Кэрролла-третьего, живущего на темной стороне Луны, в Море Бессонницы.

Говорят, Кэрролл страдал бессонницей. В 2010 году, возможно, наконец будет снят и выпущен в прокат китчевый полнометражный фильм, главным героем которого станет сам Кэрролл. Фильм, который поддерживают такие мэтры кинематографа, как Джеймс Кэмерон и Алехандро Ходоровский, должен называться «Фантасмагория: Видения Льюиса Кэрролла», а снимает его – кто бы вы думали? – ни кто иной, как… Мэрилин Мэнсон! (Подробнее я писал об этом здесь.)

Впрочем, даже если Кэрролла и в самом деле мучила по ночам бессонница, он так же не мог найти покоя и днём: ему постоянно надо было себя чем-то занять. На самом деле, Кэрролл за свою жизнь придумал и написал столько, что просто диву даёшься (опять невольно вспоминается дедушка Ленин, также отличавшийся литературной плодовитостью!). Но в центре этого бурного творчества был конфликт. Что-то тяготило Кэрролла: что-то помешало ему, например, жениться и завести детей, которых он так любил. Что-то отвратило его от пути священника, на который он было ступил в молодости. Что-то одновременно подорвало его веру в самые основы человеческого бытия и дало ему силу и решимость идти по своему пути до конца. Что-то – громадное, как целый явленный нашим глазам мир, и непостижимое, как мир незримый! Что это было, мы можем теперь только догадываться, но в существовании этой глубочайшей «пропасти» сомневаться не приходится.

carroll&alice — очевидно, коллаж

Так, например, в отрывке, который Кэрролл (по совету Дж. Тенниела, художника, создавшего «классические» иллюстрации к обеим книгам про Алису) убрал при окончательной правке, содержится горькая жалоба на двойную – чтобы не сказать «двуличную», жизнь, которую ему пришлось вести под давлением общества. Приведу стихотворение полностью (в переводе О.И. Седаковой):

Когда легковерен и молод я был,
Я кудри растил, и берег, и любил.
Но все говорили: «О, сбрей же их, сбрей,
И желтый парик заведи поскорей!»

И я их послушал и так поступил:
И кудри обрил, и парик нацепил –
Но все закричали, взглянув на него:
“Признаться, мы ждали совсем не того!»

«Да, — все говорили, — он плохо сидит.
Он так не к лицу вам, он так вас простит!»
Но, друг мой, как было мне дело спасти? –
Уж кудри мои не могли отрасти…

И нынче, когда я не молод и сед,
И прежних волос на висках моих нет.
Мне крикнули: «Полно, безумный старик!»
И сдернули мой злополучный парик.

И все же, куда бы ни выглянул я.
Кричат: «Грубиян! Простофиля! Свинья!»
О, друг мой! К каким я обидам привык,
Как я поплатился за желтый парик!

Вот он, «видимый миру смех и невидимые миром слезы» Кэрролла-невидимки! Дальше следует уточнение:

— Я вам очень сочувствую, — сказала Алиса от души. — По-моему, если бы ваш парик сидел лучше, вас бы так не дразнили.

— Твой-то парик сидит прекрасно, — пробормотал Шмель, глядя на Алису с восхищением. — Это потому, что у тебя форма головы подходящая.

Сомнений быть не может: парик – это, конечно, совсем не парик, а социальная роль вообще, роль в этом сумасшедшем спектакле, который в старых добрых Шекспировских традициях разыгрывается на сцене целого мира. Кэрролла – если, конечно, принять на веру, что в образе Шмеля Кэрролл изобразил себя самого, или свою «тёмную» половину (вспомните знаменитый автопортрет Кэрролла, где он сидит в профиль – да-да, это Луна, тёмная сторона которой никогда не будет видна!), – так вот, Кэрролла мучает и парик, и отсутствие кудрей, а также красота и лёгкость детства – этих идеально сидящих «париков» прелестных маленьких девочек.

Тот самый автопортрет

Вот какая «одна, но пламенная» страсть мучает дьякона: он вовсе не хочет секса с маленькими девочками, он хочет вернуться в детство, идеализированное в образе семилетней Алисы с «широко закрытыми глазами», которая естественным образом погружена в свою собственную Страну чудес! Ведь маленьким девочкам даже не надо прыгать в кроличью нору, чтобы оставить мир взрослых где-то там, далеко. А мир взрослых, со всеми его условностями – стоит ли он того, чтобы тратить на него жизнь? И вообще, чего на самом деле стоит весь этот мир, социальная жизнь и т.п., — спрашивает себя Кэрролл. Ведь люди вообще странные существа, которые ходят все время головами вверх и проводят половину жизни лежа под одеялом! «Life, what is it but a dream?» («Жизнь, это всего лишь сон») — так заканчивается первая сказка про Алису.

Голова профессора Доджсона

ТРИНИТИ:
Ты пришел сюда, потому что хочешь
узнать ответ на главный вопрос хакера.
НЕО:
Матрица… Что такое Матрица?

(разговор в ночном клубе)

До зубовного скрежета высокодуховный Кэрролл был мучим идеей экзистенциального, эзотерического прорыва в «настоящее», в Страну чудес, в мир вне Матрицы, в жизнь Духа. Он (как и все мы!) был тем самым злополучным «вечности заложником у времени в плену», и крайне остро это осознавал.

Характер Кэрролла отличало несгибаемое намерение реализовать свою мечту. Он работал целыми днями, не отрываясь даже на нормальную еду (в течение дня «в слепую» перекусывал печеньем) и зачастую просиживая долгие бессонные ночи за своими исследованиями. Кэрролл, действительно, работал как безумный, но целью его работы было как раз довести свой разум до совершенства. Он мучительно осознавал себя запертым в клетку собственного разума, но разрушить эту клетку пытался, не видя лучшего метода, тем же самым средством – разумом.

Обладая блестящим интеллектом, профессиональный математик и способный лингвист Кэрролл пытался именно с помощью этих инструментов найти выход, ту самую запретную дверь в чудесный сад, которая привела бы его к свободе. Математика и лингвистика – вот две сферы, в которых Кэрролл ставил свои эксперименты, эзотерические и научные одновременно – смотря с какой стороны посмотреть. Доджсон издал около десятка книг по математике и логике, оставив в науке свой след, но стремился он к гораздо более глубоким результатам. Игра словами и числами была для него войной с реальностью здравого смысла – войной, которой он надеялся обрести мир вечный, бесконечный, непреходящий.

По признанию современников, дьякон Кэрролл не верил в вечные адские муки. Осмелюсь предположить, что он, кроме того, допускал возможность выхода за пределы человеческого синтаксиса уже при жизни. Выхода и полного перевоплощения в другую реальность – реальность, которую он условно называл Страной чудес. Допускал – и страстно желал такого освобождения… Разумеется, это всего лишь догадка. В рамках христианской традиции, к которой, без сомнений, принадлежал дьякон Доджсон, это немыслимо, однако, например, для индуиста, буддиста или суфия такое «чеширское» исчезновение – вполне закономерно (как исчезновение по частями или целиком – для самого Чеширского кота!).

Факт, что Кэрролл без устали проводил эксперименты по своеобразному «прорыву Матрицы». Отказавшись от логики здравого смысла и применяя формальную логику как рычаг, «переворачивающий мир» (а точнее – привычные сочетания слов, которыми этот мир людьми описывается, вслух и про себя, в ходе размышлений), Кэрролл «научно нащупал» логику гораздо более глубокую.

Как выяснилось впоследствии, в XX веке, в своих математических, логических и лингвистических штудиях профессор Доджсон предвосхитил позднейшие открытия в математике и логике: в частности, «теорию игр» и диалектическую логику современных научных исследований. Кэрролл, мечтавший вернуться в детство, повернув время вспять, на деле опередил науку своей эпохи. Но так и не достиг своей основной цели.

Блестящий, совершенный разум Доджона-математика и логика страдал, не в силах преодолеть пропасть, отделяющую его от чего-то, принципиально непостижимого разумом. Ту экзистенциальную пропасть, которая бездонна: в нее можно «лететь, лететь». И стареющий Доджсон летел и летел, становясь все более одиноким и непонятым. Эта пропасть не имеет имени. Возможно, это то, что Сартр называл «тошнотой». Но поскольку человеческому разуму свойственно ко всему непременно приклеивать ярлыки, назовём её пропастью им. Снарка-Буджума. Это пропасть между человеческим сознанием, стремящимся к свободе, и бесчеловечностью окружающей его среды.

Окружающие (часть среды) считали Доджона-Кэрролла человеком с причудами, немного не в своём уме. А он знал, насколько сумасшедшие и причудливые все остальные – люди, которые «думают» словами, в то время как те играют в «королевский крокет» в их собственной голове. «Все здесь не в своём уме, и ты, и я», – говорит Чеширский Кот Алисе. Реальность, когда к ней применяешь разум, становится еще безумнее. Она становится, разобраченная – миром «Алисы в стране чудес».

История жизни Доджсона-Кэрролла – это история поиска и разочарования, борьбы и поражения, а также того особого разочарования-поражения, которое приходит только после победы в конце долгого, длинной в целую жизнь, поиска. Кэрролл после долгой борьбы отвоевал своё место под солнцем, и солнце потухло. «For the Snark *was* a Boojum, you see» – таким предложением (предложением своей головы, или (де-) капитуляцией) заканчивается последнее знаменитое сочинение Кэрролла – поэма-нонсенс «Охота на Снарка». Кэрролл добыл Снарка, и этот Снарк был Буджумом. Вообще, биография Кэррола – это и есть история Снарка, который *был* Буджумом. Кэрролл-провал был тремя людьми: Морфеусом, который не нашел своего Нео, Тринити, которая тоже не нашла своего Нео, и самим Нео, который так и не увидел Матрицу как она есть. История жидкого терминатора, которого никто не любил и не понимал как следует, и который растворился в небытие. История, которая не оставляет равнодушным.

Кэррол ввязался в борьбу, в которой человек разумный победить не может. Только лишь когда (и если! И это большое Если!) превзойдены мысли, за пределами ума появляются состояния, известные как интуиция. Кэрролл как раз и пытался – интуитивно чувствуя, что ему это необходимо – развить в себе такую сверхспособность, вытащить себя за волосы из болота. Интуиция выше любого и всякого интеллекта: ум и интеллект оперируют с помощью слов, логики и ума (в которых Кэрролл достиг значительных высот) и потому ограничены. Только состояние сверхлогики, интуиции превосходит логику разумную. Пока Кэрролл использовал свой ум, он был хорошим математиком, логиком-новатором, талантливым писателем. Но когда перед ним вставал «город золотой» – Страна чудес, Лучезарные Гималаи Духа – он писал по вдохновению чего-то сверхчеловеческого, и эти проблески Высшего можно разглядеть даже сквозь перевод: Кэрролл, словно дервиш, кружится в своём мистическом танце, и перед нашим мысленным (а подчас и без-мысленным!) взором мелькают слова, числа, шахматные фигуры, стихи; наконец, постепенно, начинает проступать и сама фактура мира, линии Матрицы… Можно ли требовать от писателя большего? Это его подарок нам – что-то такое, чему он мог лишь позволить случиться, – наш дорогой дядюшка Кэрролл, математик-визионер, дьякон-театрал, шутливый пророк в неуклюжем желтом парике.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector