Игорь Стравинский – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019


Игорь Стравинский – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Игорь Стравинский

Игорь Стравинский – великий отечественный композитор, исполнитель и дирижер, яркий представитель модернизма в музыке. По праву он считается одним из самых значимых деятелей мирового искусства XX века.

Детство и юность

В 1882 году под Петербургом родился Игорь Стравинский. Его родители имели непосредственное отношения к музыке – папа Федор солировал в Мариинском театре и был заслуженным артистом Российской империи, мама Анна – пианистка, аккомпанировала супругу. Игорь рос среди нескончаемого потока гостей, в числе которых встречались писатели, артисты, музыканты. Отец мальчика был дружен с Достоевским.

Игорь Стравинский в молодости

Первый раз за фортепиано будущий гений сел в 9 лет. После окончания гимназии родители устроили Игоря в университет Санкт-Петербурга, где юноша обучался на юриста. Самостоятельно Стравинский изучал музыку, затем стал брать уроки в частном порядке у Римского-Корсакова.

Игорь Стравинский и Николай Римский-Корсаков

Знакомству Игорь обязан его сыну Владимиру, который обучался также на юридическом. Римский-Корсаков впечатлился талантами Стравинского, посоветовал не поступать в консерваторию, так как знаний у юноши было достаточно. Наставник обучал в основном Игоря навыкам оркестровки, корректировал его произведения. Благодаря своему влиянию он добивался, чтобы музыку его ученика исполняли.

В 1908 два произведения Стравинского — «Фавн и пастушка» и «Симфония ми-бемоль мажор» — были исполнены придворным оркестром. В следующем году на исполнение его оркестрового скерцо попал Сергей Дягилев: он был настолько поражен талантом молодого композитора, что сразу же познакомился с ним и заказал несколько аранжировок для русского балета в Париже. Через год Дягилев вновь обращается к Стравинскому, заказывая музыкальное сопровождение для нового балета «Жар-Птица».

Игорь Стравинский и Сергей Дягилев

Окрыленный успехом, композитор задумал написать своего рода симфонический ритуал, который в 1913 в парижском театре наделал немало шума. Этим произведением стала «Весна священная». Зрители во время премьеры разделились на два лагеря: одни были возмущены неоднозначным танцем и смелой музыкой, вторые приветствовали оригинальную постановку. Свидетели говорили, что танцорам не было слышно оркестра – такой сильный гул был в зале.

Вацлав Нижинский в балете Стравинского «Петрушка»

С этого дня Стравинского называли композитором той самой «Весны священной» и деструктивным модернистом. Игорь покидает родной город, вместе с женой и детьми в 1910 году обосновывается во Франции.

Однако Первая мировая войны свела на нет «Русские сезоны» в Париже, и щедрые гонорары закончились. В 1914 чета Стравинских оказывается в Швейцарии практически без средств к существованию. В те времена он часто обращается к русским народным мотивам, сказкам.

К этому времени музыка, которую писал Стравинский, стала более аскетичной, сдержанной, но невероятно ритмичной. В 1914 году он начал работу над балетом «Свадебка», которую удалось окончить лишь в 1923. Она была основана на сельских русских песнях, которые исполнялись на свадьбах и венчаниях. В 1920 в русском стиле было написано последнее шедевральное произведение – «Симфония для духовых».

После из его творчества исчез национальный колорит, и он начал трудиться в стиле неоклассицизма. Далее композитор интерпретирует старинную европейскую музыку и другие интересные исторические стили. С 1924 года Игорь Стравинский прекращает писать и выступает в качестве пианиста и дирижера. По окончании Второй мировой его концерты стали пользоваться особой популярностью.

Портрет Игоря Стравинского

Тогда же возобновляются «Русские сезоны», но на скромном уровне. Последним балетом, который создали Дягилев и Стравинский, стал «Аполлон Мусагет», премьера которого состоялась в 1928. Через год Дягилев умирает, и труппа распадается.

1926 год – переломный в судьбе Стравинского, он пережил духовную трансформацию, которая, конечно, оказала влияние и на творчество. Религиозные мотивы появляются в его «Царе Эдипе», в кантате «Симфония псалмов». Либретто к этим произведениям создаются на латыни. В 1939 его приглашали в Гарвардский университет в Америку, где он читал цикл лекций «Музыкальная поэтика».

В пятидесятые годы в Европе появляется авангард, который отверг любимый Стравинским неоклассицизм, и Стравинский переживает музыкальный кризис. Большая депрессия, в которой находился Игорь, окончилась несколькими экспериментальными работами: «Кантата», «Памяти Дилана Томаса».

Работать он продолжал, несмотря на инсульт, до 1966 года, последним произведением стал «Реквием». Это невероятно тонкое произведение, написанное композитором в 84 года, стало свидетельством великого таланта и неиссякаемой энергии Стравинского.

Личная жизнь

Игорь Стравинский в 1906 связал себя узами брака с кузиной Екатериной Носенко. Большую любовь молодых не остановило наличие родной крови, в браке родилось 4 детей: мальчики Святослав и Федор и девочки Людмила и Милена. Сыновья стали выдающимися деятелями культуры: Святослав – виртуозным композитором и пианистом, Федор – художником. Биография Людмилы Стравинской интересна тем, что она стала супругой поэта Юрия Мандельштама.

Игорь Стравинский с первой женой Екатериной Носенко

Екатерина страдала от чахотки, поэтому зимовать семья уезжала в Швейцарию — сырой воздух Санкт-Петербурга не давал женщине дышать. В 1914 у четы Стравинских не получилось вернуться весной из Швейцарии в Россию из-за начавшейся Первой мировой, а затем из-за революции. Имущество и деньги, которые остались в родном городе, у семьи отобрали.

Игорь Стравинский и Коко Шанель

Легенды и слухи не обошли личную жизнь Игоря: ему приписывают любовные отношения с Коко Шанель. Она протянула Стравинскому руку помощи в тот момент, когда он совсем остался без денег. Два года Игорь с семьей жил на вилле у мадемуазель, она спонсировала его выступления, кормила и одевала семью.

Когда материальное состояние Стравинского выправилось, и он покинул дом Шанель, она еще 13 лет каждый месяц высылала ему деньги – этот необычный факт и стал основой для легенды о романе французского дизайнера и русского композитора. В 2009 году вышел художественный фильм «Коко Шанель и Игорь Стравинский», посвященный этим отношениям.

Игорь Стравинский и вторая жена Вера Судейкина

В 1939 Екатерины Стравинской не стало, и через год, переехав в Америку, музыкант женится второй раз на Вере Судейкиной, актрисе немого кино. Вместе Вера и Игорь прожили 50 лет, стараясь не разлучаться ни на минуту. В 1962 году семейная пара побывала в родной стране – в Москве и Ленинграде, встречу показали по телевидению.

Композитора не стало 6 апреля 1971 года, причина смерти – сердечная недостаточность. Супруга Вера Артуровна похоронила его в Венеции, на русской части кладбища Сан-Микеле, недалеко от могилы Дягилева. Через 11 лет супругу похоронят рядом с мужем.

Могила Игоря Стравинского

Имя Стравинского было неоднократно увековечено: его носит музыкальная школа в Ораниенбауме, туристический теплоход и самолет авиакомпании «Аэрофлот». В честь Стравинского в Украине каждый год проходит международный музыкальный фестиваль.




Игорь Стравинский – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Игорь Фёдорович Стравинский: биография, карьера и личная жизнь

Содержание статьи

Родился будущий музыкант в небольшом городке Российской Империи Ораниенбауме (ныне Ломоносов) в июне 1882 года в семье оперного певца и пианистки. Близкими друзьями родителей были знаменитые творческие люди: Римский-Корсаков, Достоевский, Кюи. В доме Стравинских собирался весь цвет культурной столицы России — Санкт-Петербурга.

Разумеется, атмосфера бесконечного творческого музицирования, импровизации, чтений, дискуссий и философских бесед, в которой вырос будущий гений, оставила свой серьезный след в душе Игоря. Однако родители настояли, чтобы он отправился в юридический университет.

Игорь учился «спустя рукава» и все усилия прилагал к занятиям музыкой с Римским-Корсаковым, который давал ему основы оркестровки, тогда же были написаны несколько небольших произведений.

Музыкальная карьера

Сюиту «Фавн и пастушка» услышал известный тогда в творческих кругах импресарио Сергей Дягилев, сразу же предложивший юному композитору попытаться написать балет для своего театра и принять участие в своих парижских «Русских сезонах». Дягилев мечтал о чем-то новом, авангардном, свежем для своего нового балета «Жар-птица», и Стравинский полностью оправдал его надежды.

В результате за три года группа Дягилева поставила три балета, созданных Игорем Федоровичем Стравинским. Эти постановки принесли ему мировую известность, а последняя, «Весна священная», вызвала небывалый ажиотаж после премьеры, на которой разразился грандиозный скандал из-за «варварской музыки».

В 1911-м Стравинский знакомится с великим реформатором классической музыки, Эриком Сати, повлиявшем на дальнейшее творчество российского композитора. Накануне Первой мировой Игорь Федорович вместе с семьей уезжает в Шевейцарию, откуда ему уже не суждено вернуться в Россию. Из-за революции Стравинские остаются в Европе, переехав в Париж. В 1915-м дебютировал как дирижер, а в 1920-м – как пианист, исполняя свои произведения.

Следующие 20 лет творчества гения становятся для мирового музыкального сообщества настоящим потрясением – он смело экспериментирует с различными стилями, смешивая античность с барокко, классицизм с этническими зарисовками, а в 1934 году становится гражданином Франции и издает автобиографическую книгу «Хроники моей жизни».

Личная жизнь и смерть.

Женился гениальный композитор в 1906 году на своей кузине Екатерине Носенко. В семье родилось четверо детей, дочь Людмила (будущая жена поэта Мандельштама), сыновья Федор, ставший художником, и Святослав, выбравший для себя путь отца – карьеру композитора. В Швейцарии родилась дочь Милена. А в 1938-39-х годах Игорь потерял сразу трех близких людей: мать, жену и дочь Людмилу.

С началом Второй мировой он впадает в глубочайшую депрессию, из которой ему помогла выбраться Вера Судейкина, бывшая его любовницей и до смерти жены. Игорь переезжает в США, в 1040-м регистрирует брак с Верой и до самой смерти композитора они вместе. В 1971-м году «разрушителя музыкальных стереотипов» не стало из-за сердечной болезни. Вера пережила его на 11 лет и похоронена рядом на небольшом кладбище Венеции.




Игорь Стравинский – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Игорь Стравинский – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Игорь Стравинский

Игорь Федорович Стравинский — пожалуй, самая противоречивая и авангардная фигура в музыкальной культуре XX века. Его самобытное творчество не вписывается в рамки какой-то одной стилистической модели, в нем самым неожиданным образом сочетаются различные направления, за что композитора современники прозвали «человеком тысячи одного стиля». Великий экспериментатор, он чутко улавливал изменения, которые происходили в жизни, и стремился жить вместе со временем. И все же у его музыки есть свое истинное лицо — русское. Все сочинения Стравинского глубоко проникнуты русским духом — это снискало композитору невероятную популярность за рубежом и искреннюю любовь в Отечестве.

Краткую биографию Игоря Стравинского и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Стравинского

Игорь появился на свет в 1882 году в местечке Ораниенбаум в театральной семье. Отец будущего композитора блистал на оперной сцене Мариинского театра, а мать, будучи пианисткой, аккомпанировала мужу во время концертов. В их доме собирался весь артистический и культурный цвет Петербурга — Лядов , Римский-Корсаков, Кюи, Стасов, захаживал Достоевский. Творческая атмосфера, в которой рос будущий композитор, впоследствии сказалась на формировании его художественных вкусов и разноплановости формы и содержания музыкальных сочинений.

В годы его детства и ранней юности трудно было даже заподозрить, что в семье растет гений. В 9 лет Игоря начали учить музыке, однако предпосылок к перспективной музыкальной карьере родители в сыне не разглядели. По их настоянию Стравинский, который учился далеко не блестяще, поступил в университет на факультет юридических наук. Тогда и начал проявляться его глубокий и серьезный интерес к музыке. Правда, знаменитый композитор и близкий друг семьи Римский-Корсаков , у которого юный Стравинский на протяжении всего времени студенчества брал уроки оркестровки и композиции, поступать в консерваторию своему ученику. отсоветовал, считая, что не стоит тратить время на теоретическую подготовку, когда нужно сосредоточиться на практике. Он сумел дать Стравинскому крепкую композиторскую школу, и будущий разрушитель музыкальных стереотипов на всю жизнь сохранил об учителе самые теплые воспоминания.

Слава обрушилась на Игоря Стравинского неожиданно, и этот факт имеет прямую взаимосвязь с именем основателя « Русских сезонов » в Париже Сергея Дягилева. В 1909 году известный антрепренер, планируя пятые по счету «сезоны», был поглощен поисками композитора для нового балетного спектакля « Жар-птица ». Дело это было непростое, поскольку для покорения искушенной французской публики требовалось создать нечто совершенно особенное, дерзкое, оригинальное. Дягилеву посоветовали обратить внимание на 28-летнего Стравинского. Молодой композитор не был известен широкой публике, но скептицизм Дягилева растаял в тот же миг, как только он услышал в исполнении Стравинского одно из его сочинений. Опытный импресарио, обладавший удивительным чутьем на таланты, и здесь не ошибся.

После премьерного показа «Жар-птицы», открывшей в 1910 году очередную грань русского искусства для парижан, Стравинский обрел невероятную популярность и в одночасье стал самым модным русским композитором у европейской публики. Следующие три года доказали, что успех «Жар-птицы» не являлся мимолетной случайностью. За это время Стравинский написал еще два балета — « Петрушка » и «Весна священная». Но если «Жар-птица» и «Петрушка» вызвали у публики неистовый восторг чуть не с первых тактов, то « Весну священную » зрители сначала не приняли до такой степени, что на премьере разыгрался один из самых грандиозных скандалов в истории театра. Музыку Стравинского возмущенные парижане назвали варварской, а его самого — «распоясавшимся русским».

«Весна священная» стала для композитора последним сочинением, которое он написал на Родине. Дальше его ждали долгие и непростые годы вынужденной эмиграции.

Первая мировая война застигла композитора и его близких в швейцарском городке Монтрё. Согласно биографии Стравинского с 1920 года его основным местом жительства стал Париж. В последующие 20 лет композитор много экспериментирует с различными стилями, используя музыкальную эстетику античности, барокко, классицизма, но интерпретирует их в нетрадиционном ключе, намеренно создавая музыкальные мистификации. В 1924 году Игорь Стравинский впервые предстает перед парижской публикой еще и как талантливый исполнитель своих произведений.

В 1934 году он принимает французское подданство и выпускает автобиографический труд под названием «Хроника моей жизни». Конец 30-х годов Стравинский впоследствии назовет самым тяжелым периодом в своей судьбе. Он пережил огромную трагедию — за короткое время композитор потерял трех дорогих ему людей. В 1938 году умерла его дочь, а в 1939 – мать и жена. Глубокий душевный кризис, вызванный личной драмой, еще более усугубился с началом Второй мировой войны. Спасением для него стал новый брак и переезд в США. Знакомство с этой страной состоялось у Стравинского в 1936 году, когда он впервые предпринял заокеанское гастрольное турне. После переезда композитор выбрал своим местом жительства Сан-Франциско, а вскорости перебрался в Лос-Анджелес. Спустя 5 лет после переезда он становится гражданином Соединенных Штатов.

Поздний этап творчества Стравинского характеризуется преобладанием в нем духовной тематики. Кульминацией творчества становится «Реквием» («Заупокойные песнопения») – это квинтэссенция художественных исканий композитора. Свой последний шедевр Стравинский написал в 84-летнем возрасте, когда был уже тяжело болен и предчувствовал свой скорый уход. «Реквиемом», по сути, он подвел итог прожитой жизни.

Композитора не стало 6 апреля 1971 года. По его желанию он похоронен в Венеции рядом со своим давним другом Сергеем Дягилевым .

Интересные факты о Стравинском

  • Стравинский обладал редкостным трудолюбием, он мог без перерыва работать по 18 часов. В 75 лет у него был 10-часовой рабочий день: до обеда он 4-5 часов занимался сочинением музыки, а после обеда 5-6 часов посвящал оркестровке или переложениям.
  • Дочь И. Стравинского Людмила стала женой поэта Юрия Мандельштама.
  • Стравинского и Дягилева связывали не только узы дружбы, но и родства. Они приходились друг другу пятиюродными братьями.
  • Первый музей композитора был создан в 1990 году на Украине, в городе детства Стравинского Устилуг, где находилось их семейное поместье. С 1994 года на Волыни существует традиция проведения фестиваля музыки имени Игоря Стравинского.
  • Композитор всегда тосковал по России. Из биографии Стравинского мы узнаём, что в октябре 1962 года заветная мечта сбылась — после полувекового отсутствия он приехал на Родину, приняв приглашение отметить здесь 80-летний юбилей. Он дал несколько концертов в Москве и родном Ленинграде, встретился с Хрущевым. Но его приезд был омрачен пристальным надзором спецслужб, которые в своем служебном рвении даже отключали телефоны в гостиницах, чтобы ограничить контакты композитора с соотечественниками. Когда после этой поездки одна из родственниц спросила Стравинского, почему бы ему не переселиться на Родину, тот с горькой иронией ответил: «Хорошего понемножку».
  • Стравинского связывали узы дружбы и приятельства со многими известными людьми из мира искусства, литературы, кино — Дебюсси, Равелем, Сати, Прустом, Пикассо, Олдосом Хаксли, Чарли Чаплиным, Коко Шанель, Уолтом Диснеем.
  • Композитор всегда опасался простуд — по этой причине он предпочитал теплую одежду и, бывало, даже спать ложился в берете.
  • Люди, имевшие привычку громко разговаривать, вызывали в Стравинском инстинктивный ужас, зато любой намек на критику в его адрес провоцировал в нем вспышку ярости.
  • Стравинский любил пропустить рюмку-другую и по этому поводу со свойственным ему остроумием шутил, что его фамилию следовало бы писать «Стрависки».
  • Стравинский свободно владел четырьмя языками, а писал на семи языках — французском, немецком, английском, итальянском, латинском, иврите и русском.
  • Однажды таможенники на итальянской границе заинтересовались необычным портретом композитора, написанным его другом Пабло Пикассо в футуристической манере. Изображение, состоявшее из непонятных кружков и линий, было мало похоже на портрет человека, и в результате таможенники изъяли у Стравинского шедевр Пикассо, посчитав его секретным военным планом.
  • На музыку Стравинского в СССР длительное время был наложен запрет, а за интерес к партитурам композитора-эмигранта студентов исключали из музыкальных училищ.
  • Трудные годы безденежья сформировали в характере композитора привычку экономить даже в мелочах: если он видел на полученном письме марку без следов штемпеля, он осторожно отклеивал её, чтобы использовать ещё раз.
  • Стравинский замечательно рисовал, был тонким ценителем живописи. Из 10 000 томов его домашней библиотеки в Лос-Анджелесе две трети книг были посвящены изобразительному искусству.
  • В 1944 году Стравинский в качестве эксперимента сделал аранжировку официального гимна Соединенных Штатов, чем вызвал грандиозный скандал. Полиция сделала композитору предупреждение, что если подобное хулиганство повторится, ему будет выписан штраф.
  • Французская богема была покорена музыкой Стравинского до такой степени, что популярный музыкальный критик Флоран Шмитт назвал принадлежащий ему загородный дом «Виллой Жар-птицы».
  • В 1982 году партитура «Весны священной» была продана на аукционе швейцарскому меценату Паулю Захеру за $ 548 000. Эта сумма стала самой большой, которую давали за автограф какого-либо композитора. Захер был лично знаком со Стравинским и приложил все усилия, чтобы заполучить раритеты, имеющие отношение к великому современнику. Сегодня фонд Захера обладает архивом Стравинского, включающим в себя 166 ящиков его писем и 225 ящиков сохранившихся музыкальных автографов, их общая стоимость составляет $ 5 250 000.
  • Авиалайнеру А-319 компании «Аэрофлот» присвоено имя Стравинского.
  • Главным украшением живописной площади Стравинского в Париже является оригинальный фонтан, который тоже носит его имя.
  • В Кларане можно пройтись по улице «Весны священной» — работу над этим балетом Стравинский закончил именно в этой швейцарской деревне 17 ноября 1912 года.

Женщины в жизни Стравинского

Биография Стравинского гласит, что свою первую любовь Екатерину Носенко Стравинский встретил, когда ему шел. 10-й год. Но чувство взаимной симпатии и доверия, вспыхнувшее между двумя детьми в первые минуты знакомства, они пронесли через всю жизнь. Даже тот факт, что Екатерина приходилась Стравинскому кузиной, не помешал им соединить свои судьбы. В 1906 году они тайно обвенчались, поскольку брачные союзы между близкими родственниками, к которым относились двоюродные братья и сёстры, были запрещены. Екатерина с ранних лет страдала болезнью легких, что не помешало ей родить супругу четверых детей – Федора, Людмилу, Святослава и Милену. Чтобы поддержать слабое здоровье жены, Стравинский увозил семью на зиму в Швейцарию. В 1914 году они, следуя заведенной традиции, выехали в Европу, а вернуться не смогли — сначала помешала Первая мировая война, потом революция. Финансовое положение семьи оказалось плачевным, так как все имущество и сбережения Стравинских остались в России. Добрым гением композитора в этот непростой период жизни оказалась знаменитая Габриэль Шанель, которая пригласила Стравинских пожить на своей вилле. Связывало ли этих двух незаурядных людей нечто большее, чем узы дружбы, неизвестно, хотя догадок по этому поводу и в наши дни существует много. Но то, что Коко Шанель долгие годы поддерживала семью композитора, бесспорный факт.

В 1921 г. в жизни Стравинского произошла еще одна судьбоносная встреча. С актрисой Верой Судейкиной, красавицей и умницей, композитора познакомил Дягилев. Вера была замужем, но вскоре оставила мужа, чтоб посвятить себя Стравинскому. Несмотря на страстную любовь, которая их связала, музыкант не ушел из семьи. Такая двойная жизнь, мучительная для всех, включая детей, которые знали о существовании в жизни отца другой женщины, продолжалась около 20 лет. В 1939 году Екатерина умерла от чахотки, а в 1940 Стравинский женился на Вере и вместе с ней уехал в США. Жизнь доказала, что их любовь была не прихотью, а настоящим, глубоким чувством. Они прожили в браке пятьдесят лет. Вера ушла из жизни в 94 года, пережив своего знаменитого супруга на десять лет. Ее похоронили в Венеции рядом с мужем.

Творчество Стравинского

В творчестве Стравинского условно выделяют три периода. Начальный называют «русским», его временные рамки ограничиваются 1908 — началом 1920-х годов. Именно тогда увидели свет балеты «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная», сделавшие Стравинского знаменитым. Все три объединяет использование в партитуре русского фольклора со всем его богатством и разнообразием. Еще одним ярким образцом «русского» стиля стал балет-кантата «Свадебка», в основу которого легли мотивы деревенских свадебных песен. К этому же периоду относятся байка-пантомима на скотном дворе «Ренард» (1916), идея которой была навеяна народными сказками, оперы «Соловей» (1916) и «История солдата» (1918).

В творчестве Стравинского начала 20-х годов прослеживается стремление обратиться к опыту предыдущих эпох, использование принципов неоклассицизма. Тематика его произведений расширяется за счет обращения к библейским сюжетам, античной мифологии. «Первой ласточкой», возвестившей о том, что стилистическая концепция творчества композитора претерпевает глубинные изменения, стал балет с пением «Пульчинелла» (1920), где Стравинский использует музыку композиторов барочной эпохи. Отдавая дань неоклассицизму, композитор создал целый ряд разноплановых по жанру, структуре, стилистике произведений — оперы «Мавра», «Царь Эдип», «Похождения повесы», балеты «Поцелуй феи», «Аполлон Мусагет», «Орфей», «Симфония псалмов» для хора и оркестра, мелодрама «Персефона». Период неоклассицизма продлился в творческой жизни композитора около 30 лет.

В 1947 году в окружении Стравинского появляется начинающий дирижер Роберт Крафт. Композитор проникся доверием к молодому коллеге настолько, что доверял ему дирижировать на своих концертах и даже согласился на его предложение записывать их беседы о музыке и искусстве.

Музыка Стравинского, используемая в кинематографе

Фрагменты из произведений

Фильмы

«Хранители снов» (2012), «Ледяные замки» (2010), «Льюис» (2008), «Туннель Хайку» (2001)

«Магия лунного света» (2014), «Балерины» (2012), «Человек в Бате» (2010), «Последний танцор Мао» (2009), «Пропавший без вести» (2009), «Клуб неудачниц» (2001), «Воскрешая мертвецов» (1999), «Зимние каникулы» (1998)

«Чико и Рита» (2010)

«Круче не бывает» (2006)

Концерт для струнного оркестра ре мажор

«Мелинда и Мелинда» (2004)

«Очаровательная проказница» (1991)

Фильмы об Игоре Стравинском

  • Стравинский в Голливуде. (Франция, Германия, 2014) Документальный, биографический.
  • «Коко Шанель и Игорь Стравинский» (Франция, Япония, Швейцария, 2009) Худ.фильм. Реж. Ян Кунен. Фильм снят по мотивам романа К. Гринхолфа «Coco and Igor». Премьерная демонстрация фильма состоялась в 2009 году на закрытии 62-го кинофестиваля в Каннах.
  • Гении и злодеи. Игорь Стравинский. Долгая дорога к себе (2012) Документальный.
  • Игорь Стравинский: композитор. / Igor Stravinsky: Composer. (Германия, Швеция, 2001), музыкальный, биографический. Реж. Янош Дарваш. В фильме можно услышать рассуждения Стравинского о жизни и музыке, воспоминания о Нижинском и рассказ об истории рождения балета «Жар-птица».
  • Игорь Стравинский: из цикла передач «Гении». К 125-летию И.Ф. Стравинского. 2007. Документальный. Реж. Андрей Кончаловский.
  • Однажды на границе. (Once, at a Border. ) Великобритания, 1982. Документальный. Реж. Тони Палмер. Фильм был снят к 100-летнему юбилею композитора.

Творческое наследие Стравинского насчитывает более 7,5 тысяч страниц нотных партитур. В них заключен тернистый, но яркий творческий путь крупнейшего композитора ХХ века, справедливо называвшего себя «человеком мира», отражены идеи поиска гармонии и смысла бытия, воплощены все мыслимые стили и веяния мировой музыкальной культуры – от классики до джаза. Его музыка, которую современники зачастую не понимали, ругали, освистывали, сегодня признана эталоном авангардного искусства.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: смотреть фильм о Стравинском




Игорь Стравинский – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Игорь Стравинский – биография, фото, личная жизнь, музыка, смерть

Дана Игнатенко 20.01.2019 Мы их знаем 37 просмотров

Игорь Стравинский: биография

Игорь Стравинский – великий отечественный композитор, исполнитель и дирижер, яркий представитель модернизма в музыке. По праву он считается одним из самых значимых деятелей мирового искусства XX века.

Детство и юность

В 1882 году под Петербургом родился Игорь Стравинский. Его родители имели непосредственное отношения к музыке – папа Федор солировал в Мариинском театре и был заслуженным артистом Российской империи, мама Анна – пианистка, аккомпанировала супругу. Игорь рос среди нескончаемого потока гостей, в числе которых встречались писатели, артисты, музыканты. Отец мальчика был дружен с Достоевским.

Игорь Стравинский в молодости

Первый раз за фортепиано будущий гений сел в 9 лет. После окончания гимназии родители устроили Игоря в университет Санкт-Петербурга, где юноша обучался на юриста. Самостоятельно Стравинский изучал музыку, затем стал брать уроки в частном порядке у Римского-Корсакова.

Игорь Стравинский и Николай Римский-Корсаков

Знакомству Игорь обязан его сыну Владимиру, который обучался также на юридическом. Римский-Корсаков впечатлился талантами Стравинского, посоветовал не поступать в консерваторию, так как знаний у юноши было достаточно. Наставник обучал в основном Игоря навыкам оркестровки, корректировал его произведения. Благодаря своему влиянию он добивался, чтобы музыку его ученика исполняли.

В 1908 два произведения Стравинского — «Фавн и пастушка» и «Симфония ми-бемоль мажор» — были исполнены придворным оркестром. В следующем году на исполнение его оркестрового скерцо попал Сергей Дягилев: он был настолько поражен талантом молодого композитора, что сразу же познакомился с ним и заказал несколько аранжировок для русского балета в Париже. Через год Дягилев вновь обращается к Стравинскому, заказывая музыкальное сопровождение для нового балета «Жар-Птица».

Игорь Стравинский и Сергей Дягилев

Окрыленный успехом, композитор задумал написать своего рода симфонический ритуал, который в 1913 в парижском театре наделал немало шума. Этим произведением стала «Весна священная». Зрители во время премьеры разделились на два лагеря: одни были возмущены неоднозначным танцем и смелой музыкой, вторые приветствовали оригинальную постановку. Свидетели говорили, что танцорам не было слышно оркестра – такой сильный гул был в зале.

Вацлав Нижинский в балете Стравинского «Петрушка»

С этого дня Стравинского называли композитором той самой «Весны священной» и деструктивным модернистом. Игорь покидает родной город, вместе с женой и детьми в 1910 году обосновывается во Франции.

Однако Первая мировая войны свела на нет «Русские сезоны» в Париже, и щедрые гонорары закончились. В 1914 чета Стравинских оказывается в Швейцарии практически без средств к существованию. В те времена он часто обращается к русским народным мотивам, сказкам.

К этому времени музыка, которую писал Стравинский, стала более аскетичной, сдержанной, но невероятно ритмичной. В 1914 году он начал работу над балетом «Свадебка», которую удалось окончить лишь в 1923. Она была основана на сельских русских песнях, которые исполнялись на свадьбах и венчаниях. В 1920 в русском стиле было написано последнее шедевральное произведение – «Симфония для духовых».

После из его творчества исчез национальный колорит, и он начал трудиться в стиле неоклассицизма. Далее композитор интерпретирует старинную европейскую музыку и другие интересные исторические стили. С 1924 года Игорь Стравинский прекращает писать и выступает в качестве пианиста и дирижера. По окончании Второй мировой его концерты стали пользоваться особой популярностью.

Портрет Игоря Стравинского

Тогда же возобновляются «Русские сезоны», но на скромном уровне. Последним балетом, который создали Дягилев и Стравинский, стал «Аполлон Мусагет», премьера которого состоялась в 1928. Через год Дягилев умирает, и труппа распадается.

1926 год – переломный в судьбе Стравинского, он пережил духовную трансформацию, которая, конечно, оказала влияние и на творчество. Религиозные мотивы появляются в его «Царе Эдипе», в кантате «Симфония псалмов». Либретто к этим произведениям создаются на латыни. В 1939 его приглашали в Гарвардский университет в Америку, где он читал цикл лекций «Музыкальная поэтика».

Композитор Игорь Стравинский

В пятидесятые годы в Европе появляется авангард, который отверг любимый Стравинским неоклассицизм, и Стравинский переживает музыкальный кризис. Большая депрессия, в которой находился Игорь, окончилась несколькими экспериментальными работами: «Кантата», «Памяти Дилана Томаса».

Работать он продолжал, несмотря на инсульт, до 1966 года, последним произведением стал «Реквием». Это невероятно тонкое произведение, написанное композитором в 84 года, стало свидетельством великого таланта и неиссякаемой энергии Стравинского.

Личная жизнь

Игорь Стравинский в 1906 связал себя узами брака с кузиной Екатериной Носенко. Большую любовь молодых не остановило наличие родной крови, в браке родилось 4 детей: мальчики Святослав и Федор и девочки Людмила и Милена. Сыновья стали выдающимися деятелями культуры: Святослав – виртуозным композитором и пианистом, Федор – художником. Биография Людмилы Стравинской интересна тем, что она стала супругой поэта Юрия Мандельштама.

Игорь Стравинский с первой женой Екатериной Носенко

Екатерина страдала от чахотки, поэтому зимовать семья уезжала в Швейцарию — сырой воздух Санкт-Петербурга не давал женщине дышать. В 1914 у четы Стравинских не получилось вернуться весной из Швейцарии в Россию из-за начавшейся Первой мировой, а затем из-за революции. Имущество и деньги, которые остались в родном городе, у семьи отобрали.

Игорь Стравинский и Коко Шанель

Легенды и слухи не обошли личную жизнь Игоря: ему приписывают любовные отношения с Коко Шанель. Она протянула Стравинскому руку помощи в тот момент, когда он совсем остался без денег. Два года Игорь с семьей жил на вилле у мадемуазель, она спонсировала его выступления, кормила и одевала семью.

Когда материальное состояние Стравинского выправилось, и он покинул дом Шанель, она еще 13 лет каждый месяц высылала ему деньги – этот необычный факт и стал основой для легенды о романе французского дизайнера и русского композитора. В 2009 году вышел художественный фильм «Коко Шанель и Игорь Стравинский», посвященный этим отношениям.

Игорь Стравинский и вторая жена Вера Судейкина

В 1939 Екатерины Стравинской не стало, и через год, переехав в Америку, музыкант женится второй раз на Вере Судейкиной, актрисе немого кино. Вместе Вера и Игорь прожили 50 лет, стараясь не разлучаться ни на минуту. В 1962 году семейная пара побывала в родной стране – в Москве и Ленинграде, встречу показали по телевидению.

Композитора не стало 6 апреля 1971 года, причина смерти – сердечная недостаточность. Супруга Вера Артуровна похоронила его в Венеции, на русской части кладбища Сан-Микеле, недалеко от могилы Дягилева. Через 11 лет супругу похоронят рядом с мужем.

Могила Игоря Стравинского

Имя Стравинского было неоднократно увековечено: его носит музыкальная школа в Ораниенбауме, туристический теплоход и самолет авиакомпании «Аэрофлот». В честь Стравинского в Украине каждый год проходит международный музыкальный фестиваль.




Игорь Стравинский – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Игорь Стравинский — биография, произведения, личная жизнь, фото

Игорь Федорович Стравинский был композитором и дирижером, работы которого оказали революционное влияние на музыкальную мысль Европы начала XX века. Он родился в конце девятнадцатого века в России, был отправлен в Петербургский университет для изучения права, но так никогда и не стал адвокатом. Вместо этого Стравинский обучался музыке у известного композитора Николая Римского-Корсакова и стал одним из самых знаменитых композиторов двадцатого века. Впервые достиг мировой славы в возрасте двадцати восьми лет, благодаря балету под названием «Жар-птица». С тех пор его жизнь, а также его творчество были разделены на три отдельные фазы. Первоначально работы композитора основывались на русских мифах и фольклоре. Эксперты назвали этот период жизни русской фазой. Начиная с 1920 года, Стравинский переехал во Францию и углубился в неоклассицизм; эту фазу можно назвать французской. Последний этап его творчества известен как американская фаза. В этот период он стал гражданином США и в основном использовал в своих произведениях серийные композиционные техники. Почти все его работы сильно отличаются друг от друга.

Композитор Игорь Стравинский родился 17 июня 1882 года в Ораниенбауме под Санкт-Петербургом в России. Его отец, Федор Стравинский, был известным оперным певцом и актером в Мариинском театре. Матерью будущего композитора была Анна Холодовская (певица и музыкант). Мало что известно о детстве Игоря, кроме того, что он был одиноким ребенком и не имел настоящих друзей. Найдя утешение в музыке, мальчик начал играть на пианино в очень раннем возрасте. В пятнадцать лет освоил фортепианный концерт Мендельсона и струнный квартет Глазунова. Несмотря на такую тягу к музыке, Игорь поступил в Санкт-Петербургский университет в 1901 году для изучения права как настояли его родители. Здесь он подружился с Владимиром Римским-Корсаковым, отец которого был знаменитым композитором. Летом 1902 года Стравинский показал некоторые из своих композиций старшему Римскому-Корсакову. Впечатленный тем, что услышал, композитор предложил, чтобы Игорь позанимался с ним музыкой лично. Теперь он начал больше времени уделять музыке. В 1906 году, когда пришло время сдавать экзамены по праву в университете, Стравинскому было отказано в разрешении это сделать, из-за низкой посещаемости.

Его первая крупная музыкальная работа была составлена в период между 1905 и 1907 годами. Сергей Дягилев, который в то время планировал представить российскую оперу в Париже, понимая потенциал Стравинского, поручил ему составить балет под названием «Жар-птица». Впоследствии премьера этого балета состоялась 25 июня 1910 года в Париже. Это был огромный успех, и Стравинский не только прославился как одаренный композитор, но и стал звездным композитором Дягилева. Далее обстоятельства сложились таким образом, что он поселился в Париже. Это был период, когда Стравинский претерпел большие изменения как композитор. До сих пор его работы были основаны на русских источниках, теперь он начал следовать неоклассическому стилю композиций.

23 января 1906 года Игорь Стравинский женился на своей двоюродной сестре Екатерине Гавриловне Носенко. У них было четверо детей: Федор (1907), Людмила (1908), Сулима (1910) и Милена (1913). Сын Сулима стал композитором. В феврале 1921 года, когда его жена была еще жива, Стравинский встретил Веру Боссе, танцовщицу и актрису, которая была замужем за художником Сергеем Судейкиным. У них завязались романтические отношения, в результате которых Вера покинула своего мужа. Стравинский продолжал вести двойную жизнь, разделяя свое время между Верой и семьей, пока его жена не умерла от туберкулеза в 1939 году. Наконец, Стравинский и Вера поженились в Бостоне 9 марта 1940 года. Первоначально они жили в Голливуде, но позже в 1969 году переехали в Нью-Йорк, где композитор умер 6 апреля 1971 г. от сердечной недостаточности. Его останки позже были погребены на острове Сан-Микеле, в Венеции. Стравинский имеет звезду на Голливудской аллее славы.




Игорь Стравинский – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Последняя муза Игоря Стравинского

Она была актрисой и художницей, но, кажется самым главным ее предназначением всегда оставалось — быть женщиной. Она носила фамилии де Боссе, Люри, Шиллинг, Судейкина, но мир запомнил ее как жену великого Стравинского.

Томас Манн говорил о Вере Стравинской:

— Это типичная русская красавица.

Кстати, её отец был француз, мать — шведка.

Использование Верой Александровной фамилии «де Боссе» с приставкой «де», подчёркивающее аристократическое или дворянское происхождение, не имело никакого правового основания. Отец Веры, Артур Гаральд Боссе, не был ни аристократом, ни даже дворянином. Был он сыном купца первой гильдии, торговавшем в Риге и Санкт-Петербурге мануфактурой, следовательно, принадлежал к купеческому сословию. Дочь купеческого сына — Вера не имела прав на дворянское отличие в фамилии в виде приставки «де» и самовольно её использовала в своей девичьей фамилии, видимо, из практических соображений. По семейному преданию, отец дал девочке имя в честь героини романа Ивана Гончарова «Обрыв».

В молодости Стравинская была женой англичанина Шиллинга. Понравилась Таирову. Он пригласил ее в свой театр. Представляя молодую актрису труппе, говорил:

— Не было ни гроша, да вдруг — Шиллинг.

Сергей Довлатов. «Не только Бродский»

Затем она была женой художника Судейкина, одного из центральных персонажей той пряной и слегка бесстыдной эпохи.

Сергей Судейкин. Портрет Веры Судейкиной

В мемуарах современников, посвященных жизни в дореволюционном Петрограде, имя второй жены Сергея Судейкина почти не встречается. Возможно, «отсутствие» Веры связано отчасти с особенностями ее характера («я всегда сторонилась людей», хотя обилие встреч в ее жизни как бы противоречит этому утверждению), но больше — со временем ее появления в Петрограде. Художник был призван в армию, и хотя и находился на особом положении, но все же не мог по-прежнему активно участвовать в жизни столичной богемы, а вскоре — через год — у всех началась «другая жизнь». Кроме этого, по-видимому, есть и другая причина — современники негативно отнеслись к Вере, оттеснившей на второй план в жизни Судейкина «всеобщую любимицу» первую жену Ольгу, и окрестили ее «Бякой».

Вера впитывает в себя все, что может дать ей художник. Она становится не только его музой, но и помощницей. Свой союз с Судейкиным Вера понимает как служение и, отводя упреки окружающих в том, что она забывает себя и не имеет самостоятельности, пророчит:

«Я приобретаю большее тем, что позирую ему, тем, что вместе с ним создаю произведения искусства, и, кроме того, что бы ни случилось я так знаю и понимаю теперь искусство, что этого богатства ничто и никто у меня не отнимет».

Благодаря Судейкину она не только оставила сцену, но и сама стала художницей.

Среди сохранившихся бумаг короткого периода их петроградской жизни есть тетрадные листы с аккуратно выписанными «Обязанностями жены художника», которым Вера старалась следовать и в Крыму, когда условия жизни усложнились, и ей чаще приходилось быть не музой, а кухаркой, посудомойкой, добытчицей:

Заставлять работать художника хотя бы палкой.

Любить его работы не меньше самого художника.

Каждому порыву работы идти навстречу, зажигаться его новыми замыслами.

Держать в порядке работы, рисунки, наброски, карикатуры. Знать каждую работу, ее замысел, значение.

Относиться к новым работам как к неожиданным подаркам.

Уметь смотреть картину часами.

Быть физически идеалом, а потому быть его вечной моделью.

В апреле 1919 года Судейкины уезжают в Тифлис, затем — в Баку, а в 1920 году оказываются в Париже, куда бегут от голода, разрухи, неразберихи, социальных и политических перемен.

Показывая Веру друзьям, Судейкин восклицал:

— Обратите внимание на ее плечи! Обратите внимание на ее талию.

Однажды к нему заехал Стравинский. Услышал:

— Обратите внимание на ее шею.

Композитор отбил даму у художника и уже в 1922 году она ушла от Судейкина. Но жена Стравинского болела туберкулёзом и он не хотел её оставлять. Поэтому они поженились только в 1939 (1940?) году, когда его жена умерла. Она всё знала и не возражала.

По отзывам современников, Вера была эффектной шатенкой, энергичной, целеустремлённой и артистичной. Она привлекала внимание, к ней тянулись люди. А. Бенуа писал о Вере: «Очень красивая, полногрудая, статная, лупоглазая. ». Каким-то особым образом Вера умела создавать уют и одним своим присутствием успокаивать окружающих.

Они странно смотрелись вместе, как красавица и чудовище: тщедушный маленький Стравинский — и высокая роскошная Вера. Странно, но у всех эта пара будет вызывать ощущение полной гармонии, притягательности и взаимной любви.

Вера Стравинская, Джон Кеннеди, Жаклин Кеннеди, Игорь Стравинский

Именно будучи вместе с Верой, Стравинский активно гастролировал в Европе и США и выступал в качестве дирижёра собственных произведений. Также он сделал много аудиозаписей своих сочинений. Вера смогла даже пробить его поездку в СССР в 1962 году, и они побывали в Москве и Ленинграде, где маэстро дал несколько концертов. Когда Игорь Стравинский заболел, Вера обеспечила ему первоклассный уход. Но еще до его кончины она распланировала похороны и рассчитала, кому и за сколько продаст его архив, чем вызвала возмущение детей композитора. Но в этом была вся Вера — практичная, сильная, несгибаемая.

Смерть Стравинского в 1971 году не выбила Веру Артуровну из колеи. Она постоянно вспоминала об Игоре Федоровиче. О том, как он любил птиц, животных и цветы. О том, как каждое утро, когда она составляла список неотложных дел, он неизменно сверху вписывал: «Сначала ты меня поцелуешь!».

И добавляла: «Меня вечно спрашивают, каких великих людей я встречала. За свою жизнь я встретила только одного великого человека — Стравинского».

Из воспоминаний Соломона Волкова: «Когда мы познакомились в Нью-Йорке в 1976 году, Вере Артуровне было восемьдесят восемь лет. Ошарашила она меня сразу, почти с порога предложив сначала выпить, а потом закурить. Я в смятении отказался. Стравинскую это нисколько не озаботило: сначала она с лихостью опрокинула стопку водки, а затем преспокойно задымила».

Вера де Боссе прожила долгую жизнь (девяносто четыре года), скончалась 17 сентября 1982 года в Нью-Йорке. Похоронена в Венеции на кладбище Сан-Микеле, рядом со своим мужем Игорем Стравинским.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector