Гликерия Богданова Чеснокова – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024


Гликерия Богданова Чеснокова – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024

Биография Богдановой-Чесноковой Гликерии Васильевны

Биография Богдановой-Чесноковой Гликерии Васильевны

Биография, история жизни Богдановой-Чесноковой Гликерии Васильевны

Богданова-Чеснокова Гликерия Васильевна (26.05.1904 – 17.04.1983) – советская актриса кино и театра. Актриса оперетты.

Детство и юность. Образование

Гликерия Богданова родилась в Петербурге 13 (по новому стилю – 26) мая 1904 года. Ее отец был работников железной дороги, мать была швеей. Любовь к лицедейству прививалась Гликерии с самых ранних лет – ее мама обожала театр и старалась при каждом удобном случае водить дочь на спектакли.

Гликерия росла активной и бойкой девушкой. В подростковом возрасте вместе с революционерами штурмовала Зимний дворец (хотя на самом деле никакого громкого штурма в результате не получилось), была участницей различных кружков, в том числе и кружка художественной самодеятельности, трудилась санитаркой, была членом группы рабочей молодежи… Ей было интересно все на свете, но больше всего увлекала Гликерию сцена.

В 1924 году Гликерия окончила Школу русской драмы в Петербурге.

«У вас в Москве – Раневская, а у нас – Богданова-Чеснокова», – любили говаривать ленинградцы. И действительно, если вдруг случайно на афише не было написано крупными буквами «С участием Гликерии Богдановой-Чесноковой», зрители с недоумением спрашивали кассиров: «Неужели ее сегодня не будет?» Гротеск, буффонада, каскад уморительных трюков, потрясающая музыкальность и непременное исполнение танцев сопровождало буквально каждое появление актрисы на сцене. Она умела мгновенно перевоплощаться и обладала удивительной легкостью импровизации. Недаром в середине 50-х годов Богданова-Чеснокова появилась и в цирке, где выступала в паре с известным клоуном Вяткиным. Она бегала, прыгала, кувыркалась, свистела – и все это в образе коверного. Знатоки циркового искусства утверждали, что такую клоунессу русский цирк еще не видел.

С 1924 года – артистка Александринского театра. В 1928-1933 годах была актрисой Харьковской оперетты. В 1934-1945 годах – актриса в ленинградском Мюзик-холле, театре Эстрады и Театре миниатюр, ансамбле оперетты под руководством Б. Бронской.

С 1946 года Богданова-Чеснокова служила Ленинградскому театру музкомедии. Для нее писали Милютин, Дунаевский, Дмитриев, Баснер, Петров, Птичкин. Блистательные роли сыграны актрисой в десятках оперетт.

В кино – с 1954 года. Первая роль – Мария Михайловна в комедии «Укротительница тигров». Самой известной ролью Богдановой-Чесноковой в кино стала Каролина в оперетте «Мистер Икс». Она ворвалась на экран, заполнив своим телом все пространство. С призывным кличем «Пелика-а-ан! Пелика-а-ан!» она стала настоящей звездой. В театре, где шел этот же спектакль, танец Каролины всегда исполнялся на бис по несколько раз.

Популярность актрисы в ее родном городе была безграничной. В годы войны она работала в ансамбле оперетты, выезжала на передовую, где дала около 3000 выступлений, за что получила орден Красной Звезды и боевые медали. В 1970 году Богданова-Чеснокова стала народной артисткой РСФСР.

Однажды актрису увезли на «скорой помощи» буквально со сцены. Врачи вынесли суровый приговор – никаких движений, танцев, только покой. Гликерия Васильевна, выйдя из больницы, не задумываясь продолжала и танцевать, и исполнять свои любимые цирковые трюки. Настоящая старушка-веселушка из киносказки «Финист – ясный сокол». О ее эпизодах писали порой больше, чем о самом спектакле или фильме. Сердобольные мамаши в «Укротительнице тигров» и «Летучей мыши» и дряхлеющие примадонны в «Крепостной актрисе» и «Зайчике» внесли немало забавных фразочек в наш лексикон, веселя своей самоуверенностью и напором. Богданова-Чеснокова не боялась быть смешной. Дарить людям улыбку было смыслом ее жизни.

Первым супругом Гликерии был Дмитрий Васильчиков, актер. Вскоре после свадьбы в семье родилась дочь Лида. Однако семейное счастье было недолгим. И Гликерия, и Дмитрий по натуре были лидерами. Два сильных творческих человека не смогли ужиться под одной крышей.

Во второй раз Гликерия вышла замуж в конце 1930-х годов. Ее избранником стал комик Семен Чесноков. В 1940 году Гликерия подарила супругу дочь Ольгу. К сожалению, мечты о долгой и счастливой совместной жизни нарушила война. Гликерия и Семен разъезжали по разным городам и поддерживали моральный дух солдат. Кормили артистов там, где проходили выступления – в госпиталях и военных частях. Гликерия сама ничего не ела – она прятала еду и относила ее маленькой дочери и маме. Однажды артисты не смогли вовремя выбраться из Ораниенбаума. Им пришлось просидеть там целую неделю. Когда Гликерия наконец-то вернулась домой, она с ужасом обнаружила, что ее Оленька умерла голодной смертью… А в 1945 году, вскоре после окончания войны, скончался и Семен. От невыносимых душевных страданий и одиночества актрису спасала только работа.

Внук Гликерии Васильевны – человек тоже не совсем обычный, с долей «богдановочесноковской» чудинки. Юрий Правиков – человек довольно известный в кругах кинематографистов и деятелей театра. Он сценарист, продюсер, режиссер, театровед и собиратель всего того, что связано с именем Гликерии Богдановой-Чесноковой и Дмитрия Васильчикова – его деда, легендарного украинского актера, основателя первого в республике театра музыкальной комедии.

17 апреля 1983 года Гликерия Богданова-Чеснокова скончалась. Тело талантливой актрисы было похоронено на ленинградском Серафимовском кладбище.




Гликерия Богданова Чеснокова – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024

Гликерия Богданова-Чеснокова — биография, информация, личная жизнь

Гликерия Богданова-Чеснокова

Гликерия Васильевна Богданова-Чеснокова (урожденная Богданова). Родилась 13 (26 мая) 1904 года в Санкт-Петербурге — умерла 17 апреля 1983 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советская актриса театра и кино, артистка оперетты. Народная артистка РСФСР (1970).

Гликерия Богданова родилась 13 мая (26 мая по новому стилю) 1904 года в Санкт-Петербурге.

Мать — Евдокия Григорьевна Богданова, погибла в 1942 году от попадания бомбы в дом во время блокады Ленинграда.

По матери ее предки были из сибирских казаков. Как позже рассказывал внук Гликерии Васильевны, она была вся в свою бабушку — крупной, энергичной и смелой.

С ранних лет отлично пела, могла с голоса повторить любую мелодию. Любила танцевать.

Гликерия (или Лика — как ее звали близкие и знакомые) во время Первой мировой ухаживала за ранеными в лазарете, выступала перед ними.

Во время революции была участницей штурма Зимнего дворца — она шла в составе вооруженного отряда Выборгской стороны.

После революции она пришла в Петрокоммуну, ее взяли машинисткой под непосредственное начальство первого комиссара продовольствия Алексея Бадаева. Последний был страстным театралом и организовал кружок самодеятельности. Лика стала выступать в любительских спектаклях, танцевать, петь, а вскоре Бадаев дал ей отличную характеристику, с которой Лика Богданова отправилась в Школу русской драмы при Александринском театре.

В 20 лет она окончила Школу академической русской драмы при Александринском театре, в котором играла до 1928 года.

В 1928-1933 годах — актриса Харьковской оперетты.

В 1933-1941 годах работала в Ленинградском мюзик-холле под руководством Леонида Утёсова и Театре эстрады и миниатюр под руководством Аркадия Райкина.

Гликерия Богданова-Чеснокова в молодости

В 1941-1945 годах — во фронтовом ансамбле оперетты, выезжала на передовую, где дала около 3000 выступлений. Во время войны получила медаль «За боевые заслуги» — за спасение машины с людьми на Ладоге (на Дороге Жизни). Имела Орден Красной Звезды — за фронтовые концерты.

Также была награждена медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», позже — медалями «20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1965) и «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1975). Кроме того, имела два ордена Трудового Красного Знамени.

С 1945 года — актриса Ленинградского государственного театра музыкальной комедии.

Театральные работы Гликерии Богдановой-Чесноковой:

Гапуся — «Свадьба в Малиновке» Б. А. Александрова;
Клементина Марич — «Вольный ветер» И. О. Дунаевского;
Хивря — «Сорочинская ярмарка» А. П. Рябова;
Свиньина — «Табачный капитан» В. В. Щербачёва;
Оливия Хичкок — «Одиннадцать неизвестных» Н. Богословского;
Кухарка — «Шумит Средиземное море» О. Б. Фельцмана;
Каролина — «Мистер Икс» И. Кальмана;
Серафима Степановна — «Белая акация» И. О. Дунаевского;
Розалия — «Поцелуй Чаниты» Ю. С. Милютина;
Мамаша Рыымуокс — «Только мечта» Б. В. Кырвера;
Регистраторша Крякова — «Мост неизвестен» Е. Жарковского;
Тётя Дина — «Севастопольский вальс» К. Я. Листова;
Матрёна — «Сто чертей и одна девушка» Т. Н. Хренникова;
Биби-ханум — «Кавказская племянница» Р. Гаджиева;
Дежурная по этажу — «Ночной незнакомец» В. Дмитриева;
Старуха — «Прощай, Арбат!» С. Баневича по мотивам повести Аркадия Гайдара «Судьба барабанщика»;
Казачка Семеновна — «Бабий бунт» Е. Птичкина;
Биби-ханум — «Мама, я женюсь» Рауфа Гаджиева;
Настасья Тимофеевна — «Свадьба с генералом» Е. Птичкина;
Барбалэ — «Кето и Котэ» В. И. Долидзе;
Мадам Арно — «Фиалка Монмартра» И. Кальмана;
Княгиня Веглерсхейм — «Сильва» И. Кальмана;
Парася Никаноровна — «Трембита» Ю. С. Милютина;
Полина Дмитриевна — «Шар голубой»;
Цецилия — «Королева чардаша» И. Кальмана;
«Требуется героиня» В. Баснера;
«Ах, эта прекрасная оперетта!».

В кино начала сниматься в начале 1930-х в массовых сценах.

Первой значимой ролью стала Мария Михайловна (мать Олечки) в комедии «Укротительница тигров». Именно ее героиня произносит фразы: «Красота выручает тебя там. В кордебалете!», «Везде вешай свой портрет, он постепенно привыкнет! Как это называется. Рефлекс!», «Теперь я могу спокойно умереть. Эскимо? Три порции, пожалуйста!».

Гликерия Богданова-Чеснокова в фильме «Укротительница тигров»

Актриса проявила себя блестящим мастером эпизода, ее называли второй Фаиной Раневской. Запомнилась по роли Каролины в фильме-оперетте «Мистер Икс», стареющей актрисе Гликерии Орестовны Рыкаловой в ленте «Крепостная актриса», председателя месткома Гликерии Васильевны в «Зайчике».

Гликерия Богданова-Чеснокова в фильме «Крепостная актриса»

В 1970 году актриса неудачно упала на сцене, ее увезли на «скорой» прямо на операционный стол. Великий хирург Алехин совершил чудо и смог поставить ее на ноги. Эта операция стала вторым рождением для Гликерии Васильевны. И она продолжила играть в театре и кино.

В том же 1970 году ей было присвоено почетное звание Народная артистка РСФСР.

Сыграла роль Елены Станиславовны Боур в фильме «Двенадцать стульев» (Леонида Гайдая).

Гликерия Богданова-Чеснокова в фильме «Двенадцать стульев»

Одной из наиболее запомнившихся работ актрисы является роль прокурорши Амалии в экранизации «Летучей мыши». Она учит свою уродливую дочь кокетничать: «Приставляешь большой палец к носу, оттопыриваешь мизинчик и водишь туда-сюда, туда-сюда. Это называется — стрельба глазами!».

Гликерия Богданова-Чеснокова в фильме «Летучая мышь»

Умерла 17 апреля 1983 года в Ленинграде, похоронена на Серафимовском кладбище.

Гликерия Богданова-Чеснокова — Куплеты тети Дуси

Личная жизнь Гликерии Богдановой-Чесноковой:

Во время учебы в Школе русской драмы при Александринском театре у нее был роман с Николаем Черкасовым. Они даже собирались пожениться, однако до брака так и не дошло.

Дважды была замужем.

Первый муж — Дмитрий Федорович Васильчиков (1883-1960), актер, комик, заслуженный артист Украинской ССР (1936), один из основателей в Харькове первого Государственного Украинского Театра Музыкальной Комедии.

В браке в 1922 году родилась дочь Лидия.

Брак распался, поскольку когда мужа перевели в Харьков Гликерия с ним ехать отказалась. Муж категорически отказался отдавать дочь и оборвал всякие контакты со своей бывшей женой. Позже родня экс-супруга постаралась сделать все, чтобы Лида долгие годы ничего не знала о своей матери, и пресекала любые попытки Гликерии Васильевны связаться с дочерью.

Внук — Юрий Борисович Правиков (1949 г.р.), сценарист и режиссер.

В середине 1960-х она познакомилась с внуком, который воспитывался в семье Васильчиковых и долго не подозревал, кто его настоящая бабушка. Узнал о ней случайно. Юрий Правиков рассказывал: «Я прожил у бабушки четыре года. А когда вернулся в Москву, чуть ли не каждый день получал письма из Ленинграда. Гликерия Васильевна писала на салфетках, фантиках, обрывках газет — на всем, что попадалось под руку. А когда я приезжал, она расцветала: делала прическу, а в глазах появлялись озорные огоньки».

Гликерия Богданова-Чеснокова и Дмитрий Васильчиков

Второй муж — Семен Иванович Чесноков (настоящая фамилия — Честноков; 1901-1945), комедийный актер Вольного театра, Ленинградского мюзик-холла под руководством Леонида Утёсова. Старший брат известного актера народного артиста СССР, Владимира Честнокова (1904-1968), который был художественным руководителем Ленинградского драматического театра им. Пушкина.

Они составляли отличный комический дуэт: она крупная, а он субтильный.

Второй муж умер сразу после Победы в 1945 году в Ленинграде от последствий блокады.

В браке родилась дочь Ольга (1940-1944), умерла от голода во время блокады Ленинграда.

Фильмография Гликерии Богдановой-Чесноковой:

1944 — Сильва (нет в титрах)
1954 — Укротительница тигров — Мария Михайловна, мать Олечки
1954 — Запасной игрок — болельщица (нет в титрах)
1958 — Шофёр поневоле — Зоя Семёновна, бухгалтер
1958 — Мистер Икс — Каролина
1958 — Евгений Онегин — гостья (нет в титрах)
1959 — Шинель — супруга именинника (нет в титрах)
1963 — Крепостная актриса — Гликерия Орестовна Рыкалова, стареющая примадонна
1963 — Каин XVIII — первая придворная дама в королевстве Власты
1964 — Зайчик — Гликерия Васильевна, актриса, председатель месткома
1964 — Донская повесть — паромщица (нет в титрах)
1964 — Весенние хлопоты — Капитолина Андреевна, хозяйка квартиры Володи и Радика
1964 — Верьте мне, люди — эпизод
1966 — Сегодня — новый аттракцион — зрительница (нет в титрах)
1966 — 12 стульев (фильм-спектакль) — Елена Станиславовна Боур
1967 — Захудалое королевство (фильм-спектакль) — Канимура, сестра Габадея
1967 — Домик (фильм-спектакль) — Сарыгина, старуха
1968 — Удар! Ещё удар! — бабушка Стародуба, болельщица «Зари»
1968 — Пять миллионов (фильм-спектакль) — мадам Лево
1971 — 12 стульев — Елена Станиславовна Боур
1972 — Последние дни Помпеи — хористка
1973 — Мы хотим танцевать — Матильда Ивановна Волна-Задунайская
1973 — 12 писем из Дальногорска (фильм-спектакль) — Волна-Задунайская
1974 — Царевич Проша — базарная торговка
1974 — Звезда экрана — дама с собачкой, хозяйка пса-актера боксера Томми
1975 — Финист — Ясный сокол — старушка-веселушка
1976 — Труффальдино из Бергамо — дама-горожанка в чёрном с лорнетом (нет в титрах)
1976 — Синяя птица (Blue Bird, The) — Удовольствие Есть
1978 — Летучая мышь — Амалия, жена прокурора
1978 — Захудалое королевство (фильм-спектакль) — Канимура, сестра Габадея
1978 — Ёжик (короткометражный) — соседка с двумя болонками
1979 — Соловей — судомойная дама второго ранга

Озвучивание Гликерии Богдановой-Чесноковой:

1959 — Подводные рифы (Veealused karid) — Рийна
1978 — Как Ваня жену выбирал (анимационный)
1979 — Приключения Чипа (анимационный)
1980 — Петькины трюки (анимационный)
1981 — Всем чертям назло (анимационный) — Ядвига

Вокал Гликерии Богдановой-Чесноковой в кино:

1968 — Трембита — Парася Никаноровна (роль Ольги Аросевой)




Гликерия Богданова Чеснокова – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024

Гликерия Богданова-Чеснокова

Glikeriya Bogdanova-Chesnokova

Гликерия Васильевна Богданова-Чеснокова – советская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР. Родилась 26 мая 1904 года в Ленинграде.

Главные фильмы актера

Краткая биография

Решив стать актрисой, Гликерия поступила в Школу академической русской драмы, существовавшую в те годы при Александринском театре. По её окончании в 1924 году вошла в труппу самого театра, но задержалась там только до 1928 года. Как только поступило предложение стать актрисой Харьковской оперетты, она, не задумываясь, приняла его. В 1933-ем вернулась в Ленинград, там начала работать в Ленинградском Мюзик-холле под руководством Леонида Утёсова. Также устроилась в Театр эстрады и миниатюр, которым руководил Аркадий Райкин.

Во время войны актриса вместе с фронтовым ансамблем ездила на передовую, чтобы давать концерты. Всего за четыре военных года Гликерия Богданова-Чеснокова дала около трёх тысяч выступлений, за что её наградили орденом Красной Звезды. Помимо этого ордена, её удостоили медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда» и ещё несколькими другими. В 1945 году актриса перешла в Ленинградский государственный театр музыкальной комедии.

С миром кино судьба свела её в 1931-ом. Среди первых её экранных работ можно выделить фильм «Путёвка в жизнь». В нём ей посчастливилось играть с самой Риной Зелёной. Так случилось, что из-за производственного брака эпизод с участием Богдановой-Чесноковой вырезали. Первой наиболее заметной стала роль Марии Михайловны в комедии «Укротительница тигров». Ну а больше всего известности актрисе принесла роль Каролины в кинооперетте «Мистер Икс» и роль Амалии в экранизации «Летучей мыши». Гликерия Богданова-Чеснокова дважды в своей жизни играла Елену Станиславовну Боур: первый раз в телеспектакле «Двенадцать стульев», во второй – уже в одноимённом фильме Леонида Гайдая. Сам кинорежиссёр настоял на том, чтобы Елену Станиславовну играла именно эта артистка.

Гликерия Васильевна умерла 17 апреля 1983 года. Её похоронили в Ленинграде на Серафимовском кладбище.




Гликерия Богданова Чеснокова – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024

Гликерия Богданова Чеснокова – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024

chtoby_pomnili
[ kapkoff ]

Гликерия Васильевна БОГДАНОВА-ЧЕСНОКОВА

Народная артистка РСФСР
(1904 — 1983)

Она ворвалась на экран в фильме «Мистер Икс», заполнив своим телом все пространство. С призывным кличем «Пелика-а-ан! Пелика-а-ан!» она стала настоящей звездой. Эту актрису невозможно было не заметить. К ней невозможно остаться равнодушным. «Гликерия Богданова-Чеснокова» – прочел я в титрах и запомнил это необычное имя на всю жизнь.

А спустя годы мне посчастливилось найти внука Гликерии Васильевны, человека тоже не совсем обычного, с долей «богдановочесноковской» чудинки. Юрий Правиков – человек довольно известный в кругах кинематографистов и деятелей театра. Он сценарист, продюсер, режиссер, театровед и собиратель всего того, что связано с именем Гликерии Богдановой-Чесноковой и Дмитрия Васильчикова – его деда, легендарного украинского актера, основателя первого в республике театра музыкальной комедии. Почему я написал о «чудинке», потому что Юрий Борисович целиком пропитан духом и шармом своей великой бабушки. Рассказывая о ней, он невольно переходит на ее интонации, использует ее жесты и даже копирует голос. Поэтому лично у меня иногда создавалось впечатление, будто в комнате находятся не два, а три собеседника, один из которых – Гликерия Васильевна Богданова-Чеснокова…

Она была «вся в бабушку», из сибирских казаков. Бабушка входила в толпу дерущихся, брала мужиков за шкирки и разводила в разные стороны. Лика росла такой же крупной, энергичной и смешливой. С таким же большим, «очаровательным» носиком. Такая же певунья. Как и бабушка, могла любую мелодию повторить с голоса. Станцевать – пожалуйста!

Лика хорошо училась. Память – от Бога, уникальная! Могла бы запросто овладеть китайским языком. Она подмечала за всеми характерные жесты, ужимки, могла изобразить любого знакомого. В гимназии одна школьная дама заявила: «Я подозреваю, что именно Богданова дала клички всем учителям».

Мама водила Лику по театрам – в Александринку, в Мариинку. Девочка охотно посещала школьный театр.

Озорная и любопытная, Лика Богданова была в курсе абсолютно всех событий в Петербурге. И однажды чуть было не оказалась… в большой политике.

— Гликерия Васильевна, а Вы в какую партию вступали? За большевиков, за меньшевиком, за кадетов? – подначивал ее, спустя годы, внук.

— Господи! Да никто об этом не думал! Какие кадеты?! Свобода, равенство, какая-то новая жизнь! А то ведь жили очень плохо. После 1914 года как-то все оборвалось, и на душе плохо стало… Веришь?

Лика Богданова вступила в рабочие ячейки, искренне поверив, что царь России не нужен. Она посещала кружки РСДРП, записывалась в бригады санитарок, в группы рабочей молодежи — ей было любопытно все. И в ночь штурма Зимнего дворца она шла именно штурмовать Зимний дворец. В составе вооруженного отряда Выборгской стороны.

Когда в кино впервые показали взятие Зимнего, штурм знаменитой арки, Гликерия Васильевна страшно расстроилась. Она увидела солдат и матросов, карабкающихся по воротам, и подумала, что в ту ночь попросту опоздала: «Я ничего этого не застала! Я пришла слишком поздно! Там уже все кончилось, все было взято!» Ей так и не пришлось узнать правды, что никакого штурма не было, а большевики спокойно вошли через комендантский подъезд.

Стоит заметить, что Лике в то время было всего 13 лет.

А уже вскоре Лика Богданова отправилась в Школу русской драмы при Александринском театре. Комиссию возглавляли великие мастера Софронов и Мичурина-Самойлова.

— Что Вы будете читать?

— Читать я ничего не буду, я буду петь, — и выдала весь репертуар, с которым выступала перед ранеными. А в заключении прочла монолог Плюшкина из «Мертвых душ». Да так, что руководитель театра Юрьев от смеха упал со стула.

И ее взяли. И курс этот был невероятно звездным, фантастическим: Михаил Царев, Николай Черкасов, Юрий Толубеев, Николай Симонов, Александр Борисов, Елизавета Уварова, Борис Чирков, Константин Адашевский, Василий Меркурьев и Гликерия Богданова. Их дружба протянулась через всю жизнь.

Театральную школу Богданова окончила в 1922 году и поступила в Александринку. Благодаря счастливой случайности, почти сразу получила роль — служанку Люси в «Мещанине во дворянстве». На этом везение закончилось, ролей больше не было. И тут в ее судьбе появился знаменитый украинский актер Дмитрий Васильчиков. Он искренне заинтересовался юной Ликой и предложил: «Вам никогда здесь не дадут сыграть то, что нужно молодой актрисе для багажа. Вам надо наиграть, накричать голос… Поедемте со мной. У меня турне: Кисловодск, Пятигорск, Одесса, Крым…»

Где-то на юге, в одном из городов Дмитрий Федорович и Гликерия Васильевна обвенчались. В том же 1922 году у них родилась дочь Лида. Но брак был недолгим. И он, и она по натуре были лидерами, уступать не любили. И эти взаимоотношения переходили на сцену. Васильчиков обожал импровизировать, а Лика еще не умела. Неожиданно он мог выдать незапланированную репризу или вставить гэг – зал взрывался, сам актер самодовольно искрился, а девушка терялась и выглядела страшно глупо. На все ее причитания, Дмитрий Федорович резонно замечал: «Хочешь со мной работать – учись. Ты должна быть всегда мобилизована, чтобы как от зубов отскакивало. А иначе ты не живешь на сцене…»

И она научилась. И теперь уже ставила в тупик его. «Ты думай, кого подставляешь!» – возмущался любимец публики. Как отвечать на подобное, он сам не знал – не привык. Отыгрывал мимикой, и делал это потрясающе, срывая аплодисменты. Но злился чудовищно, закатывал скандалы.

Семья распадалась на глазах.

В 1928 году в Харькове появился первый государственный театр музкомедии. Указом всеукраинского старосты Григория Петровского, новый коллектив возглавил Дмитрий Васильчиков. Лика с ним не поехала. Поняла, что в театре у мужа надо стать рабой и забыть об амбициях. Кроме того, работать предстояло исключительно на украинском языке, который она не понимала и не признавала.

Но это решение стоило ей немало горя. Дмитрий Федорович категорически отказался отдавать дочь и оборвал всякие контакты со своей бывшей женой. Страшно переживал, что не ОН бросил, а ЕГО бросили. А потом его родня постаралась сделать все, чтобы Лида долгие годы ничего не знала о своей матери, и пресекала любые попытки Гликерии Васильевны связаться с дочерью.

В Ленинграде Богданова работала на эстраде, в мюзик-холле, выступала с молодым Райкиным, с джазом Утесова, много хохмила. «Леня каждый раз при встрече говорил мне: «Лика, ты моя юность! Без тебя бы у меня не было ни голоса, ни шарма. Глядя на тебя, у меня создавалось настроение, я так ржал! Весь смех в моих песнях – это ты. Вот пою «Пароход», а вижу тебя, и мне смешно. Все мои улыбки – от тебя». Интересуюсь, и что ж во мне было смешного? «Ну, во-первых, это…» И указывал на нос. Это было что-то страшное! Я краснела, зеленела! Каждый указывал мне на этот нос. »

А перед самой войной актриса прошла конкурс в Театр музкомедии. Казалось, теперь ее мечта осуществилась, но… С первыми бомбардировками работников театра поставили на воинский учет, и все штатные артисты оказались лишними ртами. В этой ситуации Гликерии Васильевне сразу дали «от ворот поворот».

К тому времени она уже была Богдановой-Чесноковой. Ее вторым мужем стал замечательный комедийный актер Семен Чесноков. «С ним понимание у меня возникло сразу! Я крупная, а он такой субтильный. На этом контрасте можно было играть любые роли — так смешно! А потом я к нему и душой привязалась. Он ведь на меня как на женщину обратил внимание».

С Чесноковым Гликерию Васильевну познакомила Рина Зеленая. Они вместе работали в Вольном театре, в мюзик-холле, а потом стали партнерами и на эстраде. «Чесноковы были людьми богатыми. Сеня бескорыстно подарил мне все – массивный, тяжелый браслет с аметистами, кораллы в серебре, колье с изумрудами. Вы будете дарить все это нелюбимому человеку? Вам же приятно, когда вам отдают все».

У него и у нее были обручальные кольца с тремя бриллиантами. Это плохая примета, к слезам. Так и получилось.

Она недолюбила. И была недолюбима. Помешала война.

В 1940 году Гликерия Васильевна вновь родила, и вновь – дочку, Олю. В первые же дни войны оба супруга поступили в ансамбль оперетты под руководством Валерии Бронской. И с первых же дней Богданова-Чеснокова начала свои бесчисленные выступления для защитников города. Сколько их было – две тысячи? Три тысячи? Точно сказать она не могла.

Гликерия Богданова-Чеснокова дала концерты на всех фронтах — в Ораниенбауме, Кронштадте, на палубах кораблей, в военных частях на Ладоге, в окопах, в землянках, на ленинградских заводах. Артистов кормили в госпиталях, в частях, но она не ела, а складывала пищу в судок и бежала домой, к маме и дочке. Сама же порой питалась канцелярским клеем. В блокаду Гликерия Васильевна испортила себе весь организм, но близких все равно не спасла…

Каждое утро актриса уходила из дома на сборный пункт, и каждый вечер мама выходила к подъезду, садилась на стул и смотрела в проулок. По силуэту узнавала, когда возвращалась Гликерия. А дома уже был накрыт стол – сервирован пустыми тарелками, чашками, стоял чайник с кипятком, лежали сухарики – чтобы все было, как в мирное время, чтобы не утратились традиции, чтобы воля не сгибалась.

Но однажды артисты не могли выбраться из Ораниенбаума целую неделю. И именно в те дни умерла от голода Оленька. И в тот же день в дом попала бомба, в блок, где была кухня. Мама находилась именно там. Стены остались, даже окна не все были выбиты, и стул у подъезда стоял, как прежде. А внутри — ничего. «И сразу у меня никого. И все равно надо было встать и идти работать. Я себе приказывала: встать и идти работать!»

А вскоре умер Сеня. Сразу после Победы. У Гликерии Васильевны осталась только работа. И тут в ее жизни вновь появился Ленинградский театр музкомедии. Теперь уже навсегда.

Она сразу же стала играть много и с большим успехом, блистая в опереттах Легара, Кальмана, Штрауса, Дунаевского, Милютина. Город, переживший блокаду, истосковался по спектаклям, а уж по таким светлым и озорным, как оперетта, — тем более.

Год от года она становилась настоящей примой труппы, при том что главных ролей не играла никогда. На афишах стали появляться надписи «С участием Г.Богдановой-Чесноковой», а ленинградцы интересовались в кассах, участвует ли в спектакле их любимая актриса.

А когда на экраны вышел фильм «Мистер Икс», Гликерия Васильевна стала настоящей звездой. На одноименный спектакль в «Музкомедию» попасть было невозможно. Записывались в очереди, ночевали на улице.

Казалось, для нее не было ничего невозможного. Могла рассмешить одним взглядом, одним жестом. В каждый спектакль она старалась вставить танцевальный номер, обязательно исполнить канкан. Гликерия Васильевна успела поработать даже в цирке. Три сезона она выступала в дуэте с клоуном Борисом Вяткиным: кувыркалась, ходила колесом, делала заднее сальто. Зрители хохотали до слез, но мало кто задумывался – как это удается немолодой, драматической актрисе, не имеющей никакой специальной подготовки! Да она и сама не смогла бы этого объяснить. Ее вел кураж, и она работала.

И совершенно неудивительным был приход актрисы в кино. Правда, на экране ей почти не удалось спеть. Кроме «Мистера Икса», в музыкальных фильмах Богданова-Чеснокова не снималась. Лишь в «Трембите» пела за Ольгу Аросеву.

Наиболее яркие кинороли Гликерии Васильевны были повторением сыгранного в театре. С темпераментной Каролины слегка скопирована Мария Михайловна в «Укротительнице тигров», которая мечтает сосватать свою бездарную доченьку за знаменитого мотогонщика. Подобный образ был создан и в «Летучей мыши», где жена прокурора учить дочь «стрелять глазами». Перешла на экран и галерея стареющих примадонн: Рыкалова в «Крепостной актрисе», Придворная дама в «Каине XVIII» и Актриса в «Зайчике». К этой же когорте можно причислить и Елену Станиславовну в гайдаевской экранизации «Двенадцати стульев», которая, мечтательно покручивая у виска мокрым носком, затягивает: «Отцвели уж давно хризантемы в саду».

Тем временем здоровье стремительно ухудшалось. У Вас не желудок, а завод по переработке камней, — говорили врачи. – Если бы Вы поменьше двигались, было бы намного лучше. И уж тем более Вам противопоказаны любые танцы!

«А что я буду делать на сцене? Люди пришли смотреть на Богданову-Чеснокову, а я выйду, посижу, пошучу и уйду?»

В 1970 году она упала на сцене, и ее увезли на «Скорой» прямо на операционный стол. Великий хирург Алехин совершил чудо. Он удалил остатки желудка, заменив его на искусственный. Эта операция стала вторым рождением для Гликерии Васильевны.

Когда она выписывалась из больницы, то попросила всех соседей по палате подойти к окну. А на улице, на глазах у всех, сделала шикарный батман. И это было для нее – для актрисы, и для них – безнадежно больных, символом жизни. В последние годы Богданова-Чеснокова приходила на спектакль за два часа до начала, гримировалась, одевалась и ложилась на диван. Постепенно гримерка заполнялась, актрисы искоса бросали на Гликерию Васильевну испуганные взгляды и шептали: «Никакая!» После третьего звонка по радиосвязи объявляли пятиминутную готовность, и Богданова-Чеснокова «воскресала». Откуда бралась эта уверенность в себе? Куда девалась слабость и отступала болезнь? Актриса шла на сцену. Чтобы заменить ее или отменить спектакль, не было и речи. Только служение Богу и профессии.

Внук Юрий появился в ее жизни в середине 60-х. Он воспитывался в семье Васильчиковых и долго не подозревал, кто его настоящая бабушка. Узнал случайно. И написал письмо от имени поклонника. В конверт вложил фотографию, на которой он сидел на коленях у деда. Подпись гласила: народный артист СССР Д.Ф.Васильчиков с внуком Юрой Правиковым. А потом он оставил семью и предстал пред очами Гликерии Васильевны.

В Юрии для нее сошлось все: и Митя, и Сеня, и рано утраченная любовь, и так и не создавшаяся семья. Они разговаривали часами, гуляли по городу, ходили в гости. Слухов о молодом любовнике Богдановой-Чесноковой моментально распространились по всему городу. А Гликерия Васильевна и не опровергала их: пусть болтают, что угодно. Она никому ничего не скажет. Теперь у нее есть человек, которому она открыла все свои тайны и рассказала всю свою жизнь…

«Три бриллианта на моем обручальном кольце – это три слезы. Три моих духовных мужа: Митя, Сеня… и ты»… Духовное супружество было высшим критерием отношений для нее.

Сегодня Юрий Борисович бережно хранит память о своей великой бабушке, редко кого допуская до семейных реликвий. Не разбрасывает родовые тайны всевозможным бульварным изданиям. Хотя… кто сейчас интересуется наследием Гликерии Богдановой-Чесноковой? Кому известны имена Григория Ярона, Владимира Володина, Анатолия Королькевича, Елены Савицкой – выдающихся, неповторимых комиков оперетты? В Санкт-Петербурге нет не только общего театрального музея, но даже отдельного музея при Театре музыкальной комедии. В память о Богдановой-Чесноковой остался лишь единственный портрет в холле.

Есть еще пластинка, давно ставшая раритетом. Есть несколько записей в фондах радио, доступных одной-двум радиостанциям. И нет ни одной книги, посвященной творчеству удивительной актрисы. Образ ее – сценический и жизненный – остался лишь в воспоминаниях современников.

Хвала кинематографистам, запечатлевшим Богданову-Чеснокову на пленке! Пусть немного, пусть не по таланту, но сохранившим частичку того, что сделала актриса в искусстве. Эти фильмы популярны, они будут смотреться еще много лет. А значит, Гликерия Васильевна насмешит еще не одно поколение поклонников хорошей комедии.
Статья 2002 года, опубликованная мной в журнале «Отдохни!»




Гликерия Богданова Чеснокова – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024

Гликерия Богданова-Чеснокова

Информация
Дата рождения: 26.05.1904 г.
Дата смерти: 17 апреля 1983 г. (78 лет)
Знак зодиака: близнецы
Место рождения: Российская Империя
Карьера: Актриса, Актриса: Дубляж
Жанры: комедия, мелодрама, мюзикл
Количество фильмов: 34
Год первого фильма: 1941 г.
Год последнего фильма: 1981 г.
Гликерия Богданова-Чеснокова участие в фильмах

Гликерия Богданова-Чеснокова — 115 летняя актриса родом из Российская Империя. Начало карьеры приходится на 1941 г., с тех пор Гликерия Богданова-Чеснокова принялa участие в 34 кинокартинах, включая церемонии вручения премий (если таковые имеются). Предпочитаемые жанры: комедия, мелодрама, мюзикл. По гороскопу Гликерия — близнецы.

Последние фильмы, в которых принялa участие Гликерия Богданова-Чеснокова: Божественная Гликерия (2004), Всем чертям назло (1981), Петькины трюки (1980), Соловей (1979), Захудалое королевство (1978), Ёжик (1978).




Гликерия Богданова Чеснокова – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024

Богданова-Чеснокова Гликерия Васильевна

Б, Актеры, СССР, Россия

Делимся с друзьями .

Богданова-Чеснокова Гликерия Васильевна

13 (26) мая 1904 — 17 апреля 1983, Ленинград.

Звезда оперетты, выдающаяся комедийная актриса, мастер эксцентрики и гротеска.
Заслуженная артистка РСФСР (22.06.1957).
Народная артистка РСФСР (24.04.1970).

Окончила Школу русской драмы в Петербурге (1924).
С 1924 года — артистка Александринского театра.
В 1927 актриса Петрозаводского русского театра.
В 1928-1933 годах — актриса Харьковского Театра оперетты. Работала клоуном в цирке, в 1934-1945 годах — актриса Ленинградского Мюзик-холла под управлением Леонида Утёсова, Ленинградского Театра эстрады и миниатюр под руководством Аркадия Райкина, Ансамбля оперетты под руководством Б. Бронской.
С 1946 года — актриса Ленинградского Театра музыкальной комедии.
Популярность актрисы в её родном городе была безграничной. «У вас в Москве — Раневская, а у нас — Богданова-Чеснокова», — любили говаривать ленинградцы. В годы войны она работала в ансамбле оперетты, выезжала на передовую, где дала около 3000 выступлений, за что получила орден Красной Звезды и боевые медали.
В кино с 1954 года, первая роль — Мария Михайловна в комедии «Укротительница тигров». Самой известной ролью Богдановой-Чесноковой в кино стала Каролина в оперетте «Мистер Икс». Она ворвалась на экран, заполнив своим телом всё пространство. С призывным кличем «Пелика-а-ан! Пелика-а-ан!» она стала настоящей звездой. В театре, где шёл этот же спектакль, танец Каролины всегда исполнялся на «бис» по нескольку раз.

Гликерия Васильевна была замужем дважды. Первый муж, Дмитрий Васильчиков, после развода уехал на Украину, забрав их сына, с котором Богданова-Чеснокова не виделась долгие годы, так как отец не желал этого. Дочь от второго брака погибла в блокадном Ленинграде. В тот день Гликерия Васильевна уехала с концертом на фронт. Девочка осталась с бабушкой, матерью актрисы. Когда Богданова-Чеснокова вернулась, дом был уничтожен бомбёжкой.

О творчестве актрисы снят документальный фильм «Божественная Гликерия».

Похоронена артистка на Серафимовском кладбище в Ленинграде.
театральные работы
Гапуся («Свадьба в Малиновке» Б. А. Александрова)
Клементина Марич («Вольный ветер» И. О. Дунаевского)
Хивря («Сорочинская ярмарка» А. П. Рябова)
Свиньина («Табачный капитан» В. В. Щербачёва)
Оливия Хичкок («Одиннадцать неизвестных» Н. Богословского, 1947)
Кухарка («Шумит Средиземное море» О. Б. Фельцмана, 1951)
Каролина («Мистер Икс» И. Кальмана, 1956)
Серафима Степановна («Белая акация» И. О. Дунаевского, 1956)
Розалия («Поцелуй Чаниты» Ю. С. Милютина, 1957)
Мамаша Рыымуокс («Только мечта» Б. В. Кырвера, 1959)
Регистраторша Крякова («Мост неизвестен» Е. Жарковского, 1959)
Тётя Дина («Севастопольский вальс» К. Я. Листова, 1961)
Матрёна («Сто чертей и одна девушка» Т. Н. Хренникова, 1964)
Биби-ханум («Кавказская племянница» Р. Гаджиева, 1970)
Дежурная по этажу («Ночной незнакомец» В. Дмитриева, 1971)
Старуха («Прощай, Арбат!» С. Баневича по мотивам повести Аркадия Гайдара «Судьба барабанщика», 1976)
Казачка Семеновна («Бабий бунт» Е. Птичкина, 1976)
Биби-ханум («Мама, я женюсь» Рауфа Гаджиева, 1977)
Настасья Тимофеевна («Свадьба с генералом» Е. Птичкина, 1980)
Барбалэ («Кето и Котэ» В. И. Долидзе)
Мадам Арно («Фиалка Монмартра» И. Кальмана)
Княгиня Веглерсхейм («Сильва» И. Кальмана)
Парася Никаноровна («Трембита» Ю. С. Милютина)
Полина Дмитриевна («Шар голубой» )
Цецилия («Королева чардаша» И. Кальмана)
«Требуется героиня» В. Баснера, 1968
«Ах, эта прекрасная оперетта!», 1974
призы и награды
Лауреат Сталинской премии (1947, за театральную работу).
Два ордена Трудового Красного Знамени.
Орден Красной Звезды — за фронтовые концерты.
Медаль «За боевые заслуги» — за спасение машины с людьми на Ладоге, на Дороге Жизни.
Медаль «За оборону Ленинграда».
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1965).
Медаль «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1975).

роли в кино
1979 Соловей :: судомойная дама второго ранга
1978 Летучая мышь :: Амалия
1978 Захудалое королевство (фильм-спектакль) :: Канимура, сестра Габадея
1978 Ёжик (короткометражный) :: соседка с двумя болонками
1976 Труффальдино из Бергамо :: дама-горожанка в чёрном с лорнетом
1976 Синяя птица | Blue Bird, The (СССР, США)
1975 Финист — Ясный сокол :: старушка-веселушка
1974 Царевич Проша :: базарная торговка
1974 Звезда экрана :: дама с собачкой
1973 Мы хотим танцевать :: Матильда Ивановна Волна-Задунайская
1972 Последние дни Помпеи :: хористка
1971 12 стульев :: Елена Станиславовна Боур
1968 Удар! Ещё удар! :: бабушка Стародуба
1967 Захудалое королевство (фильм-спектакль) :: Канимура
1967 Домик (фильм-спектакль)
1966 12 стульев (фильм-спектакль) :: Елена Станиславовна Боур
1965 Сегодня — новый аттракцион :: зрительница
1964 Зайчик :: Гликерия Васильевна
1964 Донская повесть :: паромщица
1964 Весенние хлопоты :: Капитолина Андреевна
1964 Верьте мне, люди :: эпизод
1963 Крепостная актриса :: Гликерия Орестовна Рыкалова
1963 Каин XVIII :: первая придворная дама
1959 Шинель :: супруга именинника
1958 Шофёр поневоле :: Зоя Семёновна
1958 Мистер Икс :: Каролина
1958 Евгений Онегин :: гостья
1954 Укротительница тигров :: Мария Михайловна
1954 Запасной игрок :: болельщица
1944 Сильва

озвучивание
1981 Всем чертям назло (анимационный) :: Ядвига
1978 Как Ваня жену выбирал (анимационный)
1959 Подводные рифы | Veealused karid :: Рийна

вокал
1968 Трембита :: Парася Никаноровна



Богданова-Чеснокова Гликерия. Век актрисы

Гликерию Богданову-Чеснокову обожала публика. Названия спектаклей с ее участием искали на афишах ленинградского театра музыкальной комедии, где она служила. Она заставляла зрителей веселиться от души, притом, что ее собственная жизнь была полна драматизма. Сегодня 100 лет со дня рождения этой блистательной актрисы.

Бабушка Гликерии Васильевны Богдановой-Чесноковой была сибирской казачкой. Наверное, от нее переняла Лика энергию, силу и оптимизм. В 13 лет она вступила в коммуну и в составе вооруженного отряда пошла штурмовать Зимний Дворец. А вскоре поступила в школу русской драмы при Александринском театре. При поступлении читала монолог Плюшкина. Читала так, что руководитель театра от смеха в прямом смысле упал со стула. Каждая ее роль была подарком зрителям, подарком долгожданным и всегда неожиданным.

Зоя Виноградова, народная артистка СССР: «Воспринималось так, как будто это просто вот у нее сиюминутно все рождается. А ведь она: очень часто ее видели мы — стоит в кулисах перед выходом и много-много раз повторяет одно и то же движение».

Жизнь великой Богдановой-Чесноковой вряд ли походила на легкую искрометную оперетту. После развода с первым мужем она на многие годы была лишена возможности общения со старшей дочерью. Второго мужа – комедийного актера Семена Чеснокова — не стало сразу после Победы. В блокаду в один день умерла от голода младшая дочь и погибла мама.

Зоя Виноградова, народная артистка СССР: «Я не помню, чтоб она жаловалась. Я не помню такого».

Работа стала для Гликерии Васильевны всем. Казалось, на сцене для нее не было ничего невозможного. Она пела, танцевала, кувыркалась, ходила колесом. Зрители хохотали до слез.

Зоя Виноградова, народная артистка СССР: «Такие актрисы, как Раневская, Богданова-Чеснокова — комедийные, настоящие — по большому счету они рождаются раз в сто лет. И конечно, Гликерия Васильевна по своей одаренности, по своему масштабу — она мало сыграла, мало хороших, настоящих ролей».

Уже при жизни Богданову-Чеснокову называли «божественной Гликерией». Созданные ею персонажи не стареют, оставаясь смешными и сегодня. А значит, главную цель актрисы — дарить улыбку — можно считать достигнутой.

Смотрите сегодня в 22 часа 25 минут на телеканале «Культура» фильм «Мистер икс». В главной роли — Гликерия Богданова-Чеснокова.




Гликерия Богданова Чеснокова – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024

Гликерия Богданова Чеснокова – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024

Она ворвалась на экран в фильме «Мистер Икс», заполнив своим телом все пространство. С призывным кличем «Пелика-а-ан! Пелика-а-ан!» она стала настоящей звездой. Эту актрису невозможно было не заметить. К ней невозможно остаться равнодушным. «Гликерия Богданова-Чеснокова» – прочел я в титрах и запомнил это необычное имя на всю жизнь.

А спустя годы мне посчастливилось найти внука Гликерии Васильевны, человека тоже не совсем обычного, с долей «богдановочесноковской» чудинки. Юрий Правиков – человек довольно известный в кругах кинематографистов и деятелей театра. Он сценарист, продюсер, режиссер, театровед и собиратель всего того, что связано с именем Гликерии Богдановой-Чесноковой и Дмитрия Васильчикова – его деда, легендарного украинского актера, основателя первого в республике театра музыкальной комедии. Почему я написал о «чудинке», потому что Юрий Борисович целиком пропитан духом и шармом своей великой бабушки. Рассказывая о ней, он невольно переходит на ее интонации, использует ее жесты и даже копирует голос. Поэтому лично у меня иногда создавалось впечатление, будто в комнате находятся не два, а три собеседника, один из которых – Гликерия Васильевна Богданова-Чеснокова…

Она была «вся в бабушку», из сибирских казаков. Бабушка входила в толпу дерущихся, брала мужиков за шкирки и разводила в разные стороны. Лика росла такой же крупной, энергичной и смешливой. С таким же большим, «очаровательным» носиком. Такая же певунья. Как и бабушка, могла любую мелодию повторить с голоса. Станцевать – пожалуйста!

Лика хорошо училась. Память – от Бога, уникальная! Могла бы запросто овладеть китайским языком. Она подмечала за всеми характерные жесты, ужимки, могла изобразить любого знакомого. В гимназии одна школьная дама заявила: «Я подозреваю, что именно Богданова дала клички всем учителям».

Мама водила Лику по театрам – в Александринку, в Мариинку. Девочка охотно посещала школьный театр.

Озорная и любопытная, Лика Богданова была в курсе абсолютно всех событий в Петербурге. И однажды чуть было не оказалась… в большой политике.

— Гликерия Васильевна, а Вы в какую партию вступали? За большевиков, за меньшевиком, за кадетов? – подначивал ее, спустя годы, внук.

— Господи! Да никто об этом не думал! Какие кадеты?! Свобода, равенство, какая-то новая жизнь! А то ведь жили очень плохо. После 1914 года как-то все оборвалось, и на душе плохо стало… Веришь?

Лика Богданова вступила в рабочие ячейки, искренне поверив, что царь России не нужен. Она посещала кружки РСДРП, записывалась в бригады санитарок, в группы рабочей молодежи — ей было любопытно все. И в ночь штурма Зимнего дворца она шла именно штурмовать Зимний дворец. В составе вооруженного отряда Выборгской стороны.

Когда в кино впервые показали взятие Зимнего, штурм знаменитой арки, Гликерия Васильевна страшно расстроилась. Она увидела солдат и матросов, карабкающихся по воротам, и подумала, что в ту ночь попросту опоздала: «Я ничего этого не застала! Я пришла слишком поздно! Там уже все кончилось, все было взято!» Ей так и не пришлось узнать правды, что никакого штурма не было, а большевики спокойно вошли через комендантский подъезд.

Стоит заметить, что Лике в то время было всего 13 лет.

А уже вскоре Лика Богданова отправилась в Школу русской драмы при Александринском театре. Комиссию возглавляли великие мастера Софронов и Мичурина-Самойлова.

— Что Вы будете читать?

— Читать я ничего не буду, я буду петь, — и выдала весь репертуар, с которым выступала перед ранеными. А в заключении прочла монолог Плюшкина из «Мертвых душ». Да так, что руководитель театра Юрьев от смеха упал со стула.

И ее взяли. И курс этот был невероятно звездным, фантастическим: Михаил Царев, Николай Черкасов, Юрий Толубеев, Николай Симонов, Александр Борисов, Елизавета Уварова, Борис Чирков, Константин Адашевский, Василий Меркурьев и Гликерия Богданова. Их дружба протянулась через всю жизнь.

Театральную школу Богданова окончила в 1922 году и поступила в Александринку. Благодаря счастливой случайности, почти сразу получила роль — служанку Люси в «Мещанине во дворянстве». На этом везение закончилось, ролей больше не было. И тут в ее судьбе появился знаменитый украинский актер Дмитрий Васильчиков. Он искренне заинтересовался юной Ликой и предложил: «Вам никогда здесь не дадут сыграть то, что нужно молодой актрисе для багажа. Вам надо наиграть, накричать голос… Поедемте со мной. У меня турне: Кисловодск, Пятигорск, Одесса, Крым…»

Где-то на юге, в одном из городов Дмитрий Федорович и Гликерия Васильевна обвенчались. В том же 1922 году у них родилась дочь Лида. Но брак был недолгим. И он, и она по натуре были лидерами, уступать не любили. И эти взаимоотношения переходили на сцену. Васильчиков обожал импровизировать, а Лика еще не умела. Неожиданно он мог выдать незапланированную репризу или вставить гэг – зал взрывался, сам актер самодовольно искрился, а девушка терялась и выглядела страшно глупо. На все ее причитания, Дмитрий Федорович резонно замечал: «Хочешь со мной работать – учись. Ты должна быть всегда мобилизована, чтобы как от зубов отскакивало. А иначе ты не живешь на сцене…»

И она научилась. И теперь уже ставила в тупик его. «Ты думай, кого подставляешь!» – возмущался любимец публики. Как отвечать на подобное, он сам не знал – не привык. Отыгрывал мимикой, и делал это потрясающе, срывая аплодисменты. Но злился чудовищно, закатывал скандалы.

Семья распадалась на глазах.

В 1928 году в Харькове появился первый государственный театр музкомедии. Указом всеукраинского старосты Григория Петровского, новый коллектив возглавил Дмитрий Васильчиков. Лика с ним не поехала. Поняла, что в театре у мужа надо стать рабой и забыть об амбициях. Кроме того, работать предстояло исключительно на украинском языке, который она не понимала и не признавала.

Но это решение стоило ей немало горя. Дмитрий Федорович категорически отказался отдавать дочь и оборвал всякие контакты со своей бывшей женой. Страшно переживал, что не ОН бросил, а ЕГО бросили. А потом его родня постаралась сделать все, чтобы Лида долгие годы ничего не знала о своей матери, и пресекала любые попытки Гликерии Васильевны связаться с дочерью.

В Ленинграде Богданова работала на эстраде, в мюзик-холле, выступала с молодым Райкиным, с джазом Утесова, много хохмила. «Леня каждый раз при встрече говорил мне: «Лика, ты моя юность! Без тебя бы у меня не было ни голоса, ни шарма. Глядя на тебя, у меня создавалось настроение, я так ржал! Весь смех в моих песнях – это ты. Вот пою «Пароход», а вижу тебя, и мне смешно. Все мои улыбки – от тебя». Интересуюсь, и что ж во мне было смешного? «Ну, во-первых, это…» И указывал на нос. Это было что-то страшное! Я краснела, зеленела! Каждый указывал мне на этот нос. »

А перед самой войной актриса прошла конкурс в Театр музкомедии. Казалось, теперь ее мечта осуществилась, но… С первыми бомбардировками работников театра поставили на воинский учет, и все штатные артисты оказались лишними ртами. В этой ситуации Гликерии Васильевне сразу дали «от ворот поворот».

К тому времени она уже была Богдановой-Чесноковой. Ее вторым мужем стал замечательный комедийный актер Семен Чесноков. «С ним понимание у меня возникло сразу! Я крупная, а он такой субтильный. На этом контрасте можно было играть любые роли — так смешно! А потом я к нему и душой привязалась. Он ведь на меня как на женщину обратил внимание».

С Чесноковым Гликерию Васильевну познакомила Рина Зеленая. Они вместе работали в Вольном театре, в мюзик-холле, а потом стали партнерами и на эстраде. «Чесноковы были людьми богатыми. Сеня бескорыстно подарил мне все – массивный, тяжелый браслет с аметистами, кораллы в серебре, колье с изумрудами. Вы будете дарить все это нелюбимому человеку? Вам же приятно, когда вам отдают все».

У него и у нее были обручальные кольца с тремя бриллиантами. Это плохая примета, к слезам. Так и получилось.

Она недолюбила. И была недолюбима. Помешала война.

В 1940 году Гликерия Васильевна вновь родила, и вновь – дочку, Олю. В первые же дни войны оба супруга поступили в ансамбль оперетты под руководством Валерии Бронской. И с первых же дней Богданова-Чеснокова начала свои бесчисленные выступления для защитников города. Сколько их было – две тысячи? Три тысячи? Точно сказать она не могла.

Гликерия Богданова-Чеснокова дала концерты на всех фронтах — в Ораниенбауме, Кронштадте, на палубах кораблей, в военных частях на Ладоге, в окопах, в землянках, на ленинградских заводах. Артистов кормили в госпиталях, в частях, но она не ела, а складывала пищу в судок и бежала домой, к маме и дочке. Сама же порой питалась канцелярским клеем. В блокаду Гликерия Васильевна испортила себе весь организм, но близких все равно не спасла…

Каждое утро актриса уходила из дома на сборный пункт, и каждый вечер мама выходила к подъезду, садилась на стул и смотрела в проулок. По силуэту узнавала, когда возвращалась Гликерия. А дома уже был накрыт стол – сервирован пустыми тарелками, чашками, стоял чайник с кипятком, лежали сухарики – чтобы все было, как в мирное время, чтобы не утратились традиции, чтобы воля не сгибалась.

Но однажды артисты не могли выбраться из Ораниенбаума целую неделю. И именно в те дни умерла от голода Оленька. И в тот же день в дом попала бомба, в блок, где была кухня. Мама находилась именно там. Стены остались, даже окна не все были выбиты, и стул у подъезда стоял, как прежде. А внутри — ничего. «И сразу у меня никого. И все равно надо было встать и идти работать. Я себе приказывала: встать и идти работать!»

А вскоре умер Сеня. Сразу после Победы. У Гликерии Васильевны осталась только работа. И тут в ее жизни вновь появился Ленинградский театр музкомедии. Теперь уже навсегда.

Она сразу же стала играть много и с большим успехом, блистая в опереттах Легара, Кальмана, Штрауса, Дунаевского, Милютина. Город, переживший блокаду, истосковался по спектаклям, а уж по таким светлым и озорным, как оперетта, — тем более.

Год от года она становилась настоящей примой труппы, при том что главных ролей не играла никогда. На афишах стали появляться надписи «С участием Г.Богдановой-Чесноковой», а ленинградцы интересовались в кассах, участвует ли в спектакле их любимая актриса.

А когда на экраны вышел фильм «Мистер Икс», Гликерия Васильевна стала настоящей звездой. На одноименный спектакль в «Музкомедию» попасть было невозможно. Записывались в очереди, ночевали на улице.

Казалось, для нее не было ничего невозможного. Могла рассмешить одним взглядом, одним жестом. В каждый спектакль она старалась вставить танцевальный номер, обязательно исполнить канкан. Гликерия Васильевна успела поработать даже в цирке. Три сезона она выступала в дуэте с клоуном Борисом Вяткиным: кувыркалась, ходила колесом, делала заднее сальто. Зрители хохотали до слез, но мало кто задумывался – как это удается немолодой, драматической актрисе, не имеющей никакой специальной подготовки! Да она и сама не смогла бы этого объяснить. Ее вел кураж, и она работала.

И совершенно неудивительным был приход актрисы в кино. Правда, на экране ей почти не удалось спеть. Кроме «Мистера Икса», в музыкальных фильмах Богданова-Чеснокова не снималась. Лишь в «Трембите» пела за Ольгу Аросеву.

Наиболее яркие кинороли Гликерии Васильевны были повторением сыгранного в театре. С темпераментной Каролины слегка скопирована Мария Михайловна в «Укротительнице тигров», которая мечтает сосватать свою бездарную доченьку за знаменитого мотогонщика. Подобный образ был создан и в «Летучей мыши», где жена прокурора учить дочь «стрелять глазами». Перешла на экран и галерея стареющих примадонн: Рыкалова в «Крепостной актрисе», Придворная дама в «Каине XVIII» и Актриса в «Зайчике». К этой же когорте можно причислить и Елену Станиславовну в гайдаевской экранизации «Двенадцати стульев», которая, мечтательно покручивая у виска мокрым носком, затягивает: «Отцвели уж давно хризантемы в саду».

Тем временем здоровье стремительно ухудшалось. У Вас не желудок, а завод по переработке камней, — говорили врачи. – Если бы Вы поменьше двигались, было бы намного лучше. И уж тем более Вам противопоказаны любые танцы!

«А что я буду делать на сцене? Люди пришли смотреть на Богданову-Чеснокову, а я выйду, посижу, пошучу и уйду?»

В 1970 году она упала на сцене, и ее увезли на «Скорой» прямо на операционный стол. Великий хирург Алехин совершил чудо. Он удалил остатки желудка, заменив его на искусственный. Эта операция стала вторым рождением для Гликерии Васильевны.

Когда она выписывалась из больницы, то попросила всех соседей по палате подойти к окну. А на улице, на глазах у всех, сделала шикарный батман. И это было для нее – для актрисы, и для них – безнадежно больных, символом жизни. В последние годы Богданова-Чеснокова приходила на спектакль за два часа до начала, гримировалась, одевалась и ложилась на диван. Постепенно гримерка заполнялась, актрисы искоса бросали на Гликерию Васильевну испуганные взгляды и шептали: «Никакая!» После третьего звонка по радиосвязи объявляли пятиминутную готовность, и Богданова-Чеснокова «воскресала». Откуда бралась эта уверенность в себе? Куда девалась слабость и отступала болезнь? Актриса шла на сцену. Чтобы заменить ее или отменить спектакль, не было и речи. Только служение Богу и профессии.

Внук Юрий появился в ее жизни в середине 60-х. Он воспитывался в семье Васильчиковых и долго не подозревал, кто его настоящая бабушка. Узнал случайно. И написал письмо от имени поклонника. В конверт вложил фотографию, на которой он сидел на коленях у деда. Подпись гласила: народный артист СССР Д.Ф.Васильчиков с внуком Юрой Правиковым. А потом он оставил семью и предстал пред очами Гликерии Васильевны.

В Юрии для нее сошлось все: и Митя, и Сеня, и рано утраченная любовь, и так и не создавшаяся семья. Они разговаривали часами, гуляли по городу, ходили в гости. Слухов о молодом любовнике Богдановой-Чесноковой моментально распространились по всему городу. А Гликерия Васильевна и не опровергала их: пусть болтают, что угодно. Она никому ничего не скажет. Теперь у нее есть человек, которому она открыла все свои тайны и рассказала всю свою жизнь…

«Три бриллианта на моем обручальном кольце – это три слезы. Три моих духовных мужа: Митя, Сеня… и ты»… Духовное супружество было высшим критерием отношений для нее.

Сегодня Юрий Борисович бережно хранит память о своей великой бабушке, редко кого допуская до семейных реликвий. Не разбрасывает родовые тайны всевозможным бульварным изданиям. Хотя… кто сейчас интересуется наследием Гликерии Богдановой-Чесноковой? Кому известны имена Григория Ярона, Владимира Володина, Анатолия Королькевича, Елены Савицкой – выдающихся, неповторимых комиков оперетты? В Санкт-Петербурге нет не только общего театрального музея, но даже отдельного музея при Театре музыкальной комедии. В память о Богдановой-Чесноковой остался лишь единственный портрет в холле.

Есть еще пластинка, давно ставшая раритетом. Есть несколько записей в фондах радио, доступных одной-двум радиостанциям. И нет ни одной книги, посвященной творчеству удивительной актрисы. Образ ее – сценический и жизненный – остался лишь в воспоминаниях современников.

Хвала кинематографистам, запечатлевшим Богданову-Чеснокову на пленке! Пусть немного, пусть не по таланту, но сохранившим частичку того, что сделала актриса в искусстве. Эти фильмы популярны, они будут смотреться еще много лет. А значит, Гликерия Васильевна насмешит еще не одно поколение поклонников хорошей комедии.


Добавить коммент

Ваш email address не будет виден.


*


Adblock detector