Арам Хачатурян
Арам родился 6 июня 1903 года в селе Коджори недалеко от столицы Грузии. Вскоре семья перебралась в Тифлис. Отец Егия (Илья) Хачатурян был ремесленником, владельцем переплетной мастерской. Женившись на односельчанке, с которой был обручен с детства, Илья переехал из родного селения Верхняя Аза, что на границе с Ираном, в центральную Грузию.
Композитор Арам Хачатурян
Мать Кумаш Саркисовна была на 10 лет младше мужа и занималась домашним хозяйством. В семье родилось пятеро детей – дочь Ашхен и сыновья Вагинак, Сурен, Левон, Арам, но девочка умерла в младенчестве.
Мать любила петь армянские песни, а младший сын Арам в это время подыгрывал ей на всем, что попадалось под руку: кастрюлях или медных тазах. Рвение к музыке не приветствовалось в семье, отец всем сыновьям стремился дать хорошее образование, поэтому Арама вскоре определили в частную гимназию княгини Аргутинской-Долгоруковой. В детстве мальчик легко овладел, помимо родного, еще грузинским и русским языками.
Семья Арама Хачатуряна
Атмосфера улиц и переулков многонационального города была насыщена музыкальными звуками, которые лились отовсюду. Регулярно Отделение Русского музыкального общества принимало Федора Шаляпина, Сергея Рахманинова, Константина Игумнова. В Тифлисе действовал Итальянский оперный театр. Мальчик невольно впитывал мелодии и ритмы разных народов, живущих в столице Грузии. Когда отец приобрел старый рояль, Арам научился подбирать песни.
Арам Хачатурян в молодости
В 1921 году на лето в Тифлис приехал старший брат Арама Сурен, который в то время уже жил в Москве. Отучившись в Московском университете на историка, молодой человек устроился работать в МХТ. Сурен тесно общался с основателями русского театра: Станиславским, Немировичем-Данченко, Сулержицким, Вахтанговым и Михаилом Чеховым. Загоревшись идеей создать национальный армянский театр, Сурен приехал на родину искать талантливых соотечественников для учебы в Москве. Вместе с театралами в столицу России отправились и братья Сурена Левон и Арам.
Арам Хачатурян в студенческие годы
В Москве юноши погрузились в культурную жизнь города с головой: посещали оперу, балет, выступления симфонических оркестров, драматические спектакли. Большое впечатление на Арама произвел поэт Владимир Маяковский. Через год Хачатурян поступил на биологический факультет университета, но любовь к музыке взяла свое: молодой человек начал посещать еще и музыкальное училище Гнесиных, в котором только создавалось отделение композиции. Первым педагогом Хачатуряна стал Михаил Фабианович Гнесин, встреча с которым определила творческую биографию молодого человека.
Хачатуряну, начавшему изучать теорию музыки и нотную грамоту слишком поздно, поначалу приходилось очень сложно. В училище Арам помимо фортепиано освоил игру на виолончели. Первые же пробы написания музыки оказались успешными: «Танец для скрипки и фортепиано» до сих пор входит в копилку скрипичного репертуара. Окончив училище, в 1926 году Арам отправляется на родину, где возглавляет музыкальное отделение Московского Дома культуры.
Арам Хачатурян
В 1929 году Хачатурян возвращается в Москву, где поступает в Московскую консерваторию в класс композитора Николая Яковлевича Мясковского. Инструментовку Хачатуряну преподавали Рейнгольд Глиэр и Сергей Василенко. В эти годы Арам создает сюиту для альта и фортепиано, фортепианную «Токкату», «Семь фуг для рояля». Трио для фортепиано, скрипки и кларнета высоко оценил Сергей Прокофьев, который устроил премьеру этого произведения в Париже. В 1933 году на сцене Московской консерватории в исполнении симфонического оркестра прозвучала «Танцевальная сюита».
Арам Хачатурян за фортепиано
Дипломной работой композитора стала Первая симфония. После окончания аспирантуры в 1936 году Хачатурян создал Первый фортепианный концерт, который сразу вошел в репертуар советского пианиста Льва Оборина. В произведениях Арам соединяет восточный колорит гармонии и мелодии с западно-европейскими музыкальными традициями. Сочинения Арама Хачатуряна исполняли советские музыканты Д. Ойстрах, Л. Коган, М. Полякин, Я. Флиер, зарубежные исполнители У. Капелл, А. Рубинштейн.
В предвоенные годы Арама Хачатуряна назначают заместителем председателя Союза композиторов СССР. Он пишет балет «Счастье», Первый скрипичный концерт, музыку к драме Михаила Лермонтова «Маскарад» и комедии Лопе де Вега «Валенсианская вдова». Вальс из сюиты «Маскарад» вошел в число лучших произведений симфонической музыки XX столетия.
Дирижер Арам Хачатурян
Во время войны Арам Хачатурян эвакуируется в Пермь, где сочиняет балет «Гаянэ», самыми яркими номерами которого стали «Колыбельная» и «Танец с саблями». Музыкант сочиняет «Симфонию с колоколами», патриотические произведения «Песня о капитане Гастелло» и марш «Героям Отечественной». Музыка композитора транслируется по Всесоюзному радио. Творчество Хачатуряна по праву оценило и советское правительство, присвоив композитору Сталинскую премию I степени. В конце войны из-под пера мастера появляется партитура «Гимна Армении». В 1946 году Арам Хачатурян завершает Первый виолончельный концерт, через год – Третью симфонию.
В 1948 году Арам Хачатурян испытал шок после выхода постановления Политбюро, в котором его творчество, а также музыка Шостаковича и Прокофьева были названы формализмом. После нападок партии первое крупное произведение мастера – балет «Спартак» – появилось только в 1954 году. С середины 50-х годов балет прочно вошел в репертуар многих театральных коллективов СССР и зарубежья. На музыку Хачатуряна были поставлены спектакли советскими балетмейстерами Л. Якобсоном, И. Моисеевым, Ю. Григоровичем.
Композитор Арам Хачатурян
С начала 50-х годов Арам Хачатурян набирает первый курс композиции в Московской консерватории и в Гнесинском институте. Арам Ильич воспитал маститых советских композиторов Андрея Эшпая, Ростислава Бойко, Алексея Рыбникова, Микаэла Таривердиева, Марка Минкова, Владимира Дашкевича. Его поддержкой пользовались Арно Бабаджанян, Александр Арутюнян и Эдвард Мирзоян.
Портрет Арама Хачатуряна
Арам Хачатурян занимался дирижированием и объездил с выступлениями крупные центры Советского Союза, Европы и Америки. Композитор написал музыку к кинофильмам «Адмирал Ушаков», «Джордано Бруно», «Отелло», «Сталинградская битва». В 60-годы появляются подряд концерты-рапсодии для скрипки, виолончели, фортепиано, в 70-е годы композитор создает ряд сонат для струнных инструментов.
Личная жизнь
Арам Ильич Хачатурян был женат дважды. От первого брака у него осталась дочь Нунэ, которая получила музыкальное образование и посвятила жизнь пианистической деятельности. Первый союз не продлился долго. В 1933 году Арам Хачатурян, будучи разведенным, женился во второй раз на однокурснице Нине Владимировне Макаровой.
Арам Хачатурян с женой и сыном
Во втором браке родился единственный сын композитора Карен, который позже стал известным искусствоведом. Отношениям Арама Хачатуряна и Нины Макаровой посвящен телефильм из серии «Больше, чем любовь», в создании которого использовались свидетельства родных и фото из семейного архива.
Последние годы жизни Арама Ильича омрачали постоянные болезни. Композитор много времени проводил в больнице.
Памятник Араму Хачатуряну в Москве
В 1976 году скончалась Нина Владимировна, после чего музыкант окончательно сник. 1 мая 1978 года сердце Арама Хачатуряна остановилось. Могила композитора находится в Ереване, в парке имени Комитаса.
Интересные факты
Несколько интересных фактов из жизни композитора:
Арам Хачатурян: «Я сочетаю разные музыкальные языки»
А рам Хачатурян начал учиться музыке поздно — лишь в 19 лет. До этого он импровизировал, подбирая на слух разные мелодии. Однако уже к 30 годам композитор стал известен всему Советскому Союзу, а чуть позже — и всему миру. В 2014 году рукописи Арама Хачатуряна внесены ЮНЕСКО в Международный реестр всемирного документального наследия «Память мира».
«Старый Тифлис — звучащий город»
Арам Хачатурян родился в 1903 году в пригороде Тифлиса в армянской семье. Первыми впечатлениями его детства стали народные песни, которые исполняли родители. С раннего детства Арам Хачатурян пытался воспроизводить те мотивы, что слышал дома и на улицах. «Старый Тифлис — звучащий город, — писал Хачатурян впоследствии, — музыкальный город. …Вот из открытого окна слышится характерное звучание хоровой грузинской песни, рядом кто-то перебирает струны азербайджанского тара, пройдешь дальше — наткнешься на уличного шарманщика, наигрывающего модный в ту пору вальс».
Арам Хачатурян участвовал в школьной самодеятельности, но музыке не учился: родители не поддерживали увлечения сына. В семье считалось, что профессиональные музыканты и актеры — это люди без серьезного образования.
Поддавшись желанию отца видеть в нем инженера или врача, Хачатурян поехал Москву — поступать на биологическое отделение физико-математического факультета Московского государственного университета. Но вскоре он поступил в Музыкальное училище имени Гнесиных. Не имея специальной подготовки, он исполнил на вступительном экзамене романс «Разбей бокал» и сыграл несколько фортепианных пьес. Его приняли, несмотря на большой конкурс. «. Я легко справился со всеми испытаниями слуха, чувства ритма и музыкальной памяти, несмотря на то, что все эти задания мне приходилось выполнять впервые в жизни», — вспоминал Хачатурян.
Начались нелегкие годы учебы. Хачатуряну приходилось восполнять пробелы в теоретических знаниях, параллельно осваивая виолончель и фортепиано, учиться в университете (который он бросил не сразу) и зарабатывать на жизнь. Сначала он трудился грузчиком в винном магазине, а позже — репетитором и участником церковного хора. Будущий композитор старался находить время, чтобы следить за культурной жизнью столицы: посещал симфонические концерты, спектакли и поэтические вечера.
«Одно непокорное и шумливое дитя»
Уже в первых сочинениях Арама Хачатуряна прослеживались народные мотивы. Он писал, что его музыкальные вкусы с возрастом менялись, но та музыка, которую он впитал в раннем детстве, всегда была «естественной почвой» его творчества.
После окончания музыкального училища Хачатурян поступил в Московскую консерваторию. Там он сначала учился под руководством Михаила Гнесина, а затем стал учеником советского композитора Николая Мясковского. Еще учась в консерватории, Хачатурян начал писать симфонические и камерные произведения. Первой опубликованной композицией стал «Танец для скрипки и фортепиано». В 1932 году появилась «Токката для фортепиано».
«Токката для фортепиано»
В декабре 1942 года прошла премьера балета «Гаянэ». Он появился из первого армянского балета «Счастье», который Хачатурян решил переписать. Многие критики считают «Гаянэ» лучшим достижением современной симфонической музыки, а самым известным фрагментом стал «Танец с саблями». Хачатурян сочинил его по просьбе балетмейстера едва ли не за сутки и отдал ему с надписью: «Черт возьми, в угоду балету». Как сказал о композиции армянский композитор Тигран Мансурян, это «контрапункт армянского свадебного танца из Гюмри и настоящего американского саксофона, приведший к очень интересному и органичному синтезу». Благодаря произведению во многих странах мира Хачатуряна стали называть «мистер «Танец с саблями».
Свой последний балет, «Спартак», композитор создал в послевоенные годы. Сценарий к постановке написал драматург Николай Волков. Впервые балет поставил хореограф Леонид Якобсон в Ленинградском театре оперы и балета (сегодня Мариинский театр) 27 декабря 1956 года. Критики отметили, что Хачатурян был очень внимателен к деталям своего произведения и продемонстрировал виртуозное владение средствами музыкальной драматургии. Балет стал неотъемлемой частью репертуара множества балетных трупп, его ставили по всему миру.
«Я едва ли не бредил вальсом»
Арам Хачатурян написал множество композиций для кино: «Пепо» (1934), «Зангезур (1937), «Сад» (1939), «Сталинградская битва» (1949), «Адмирал Ушаков» (1953), «Корабли штурмуют бастионы» (1953), «Отелло» (1955) — всего в послужном списке композитора около 20 кинолент.
Музыка Хачатуряна, созданная для кинофильмов, была популярна, однако еще большую известность получили его композиции к театральным постановкам. Он говорил: «Моя страсть к театру такова, что, если бы музыка в свое время не заполнила мои думы, я, наверное, стал бы актером». Самыми известными спектаклями, к которым Хачатурян написал музыку, можно считать «Макбета», «Валенсианскую вдову», «Короля Лира» и «Маскарад».
В «Валенсианской вдове» по пьесе Лопе де Веги Хачатурян использовал испанские мотивы. Он получил в подарок пластинки с народными испанскими песнями и был приятно удивлен тем, как они схожи с армянскими. «Я даже подумал: если передать по радио эти записи и объявить, что исполняются народные песни, скажем, Эчмиадзинского района, то многие, вероятно, не усомнились бы», — писал Арам Хачатурян.
«Маскарад» считается лучшей работой Хачатуряна в драматическом театре. Некоторые музыковеды утверждают: если бы даже Хачатурян не написал ничего, кроме вальса к «Маскараду», он все равно бы стал всемирно известным композитором. Сейчас уже невозможно представить бальную сцену произведения Лермонтова без эмоционального накала музыки вальса, его глубины и при этом абсолютной легкости.
Вальс к драме «Маскарад»
Во время Второй мировой войны Арам Хачатурян работал на радио, писал патриотические песни и марши. В 1944 году он написал Государственный гимн Армянской ССР.
Арам Ильич Хачатурян скончался 1 мая 1978 года. Народный артист четырех республик и СССР похоронен в пантеоне ереванского парка имени Комитаса. Имя Арама Хачатуряна занесено на мраморную доску лучших выпускников Московской консерватории.
Сестры Хачатурян: девушкам грозит от 8 до 20 лет тюрьмы
Следствие предъявило сестрам Хачатурян обвинение в убийстве отца Михаила Хачатуряна по предварительному сговору.
Сестры Хачатурян последние новости сегодня 18.06.2019: девушкам грозит от 8 до 20 лет тюрьмы
В эту пятницу следствие предъявило сёстрам Хачатурян окончательное обвинение в убийстве их отца Михаила, сообщает официальный представитель СК России Светлана Петренко.
Было установлено, что девушки зарезали отца по предварительному сговору из-за личной неприязни. Тело было обнаружено 27 июля 2018 года с множественными колото-резаными ранениями. В ходе допросов сёстры не отрицали своей вины. По их словам, отец заставлял их страдать морально и физически.
Посмертной экспертизой у Михаила было выявлено расстройство личности. В настоящее время сёстрам Хачатурян грозит тюремный срок от 8 до 20 лет.
В соцсетях запустили акцию в поддержку сестер Хачатурян
В социальных сетях начался флешмоб в поддержку трёх сестёр Хачатурян — Марии, Кристины и Ангелины, обвинённых в убийстве отца Михаила Хачатуряна. Двум девушкам грозит от 8 до 20 лет тюрьмы, но пользователи соцсетей не согласны с обвинением Следственного комитета. По их мнению, правоохранители не учитывают роль мужчины в преступлении дочерей.
Флешмоб в поддержку сестёр Марии, Кристины и Ангелины Хачатурян в социальных сетях начался в ночь с 16 на 17 июня 2024 года. Вечером 27 июня 2018 года девушки признались в убийстве своего отца Михаила. Его тело было найдено в подъезде жилого дома в Москве с множественными колото-резаными ранениями. На момент совершения преступления старшей из дочерей было 19 лет, средней — 18, а младшей — 17.
Как сообщали следователи, на допросе девушки рассказали, что у них были «неприязненные» отношения с отцом и он долгое время причинял им «моральные страдания». Через три месяца Басманный суд Москвы освободил девушек, приговорив их к запрету на совершение определённых действий, в том числе использование мобильной связи и интернета.
В мае 2024 года дело получило продолжение: следствие установило, что Михаил Хачатурян принуждал дочерей к сексу. Доказательством стали следы ДНК отца и одной из девушек, найденные на одном и том же комплекте постельного белья в ходе экспертизы. Адвокат сестёр Алексей Липцер рассказал, что на мужчину будет заведено уголовное дело за «педофилию», «принуждение к действиям сексуального характера», «изнасилование» или «действия сексуального характера в отношении несовершеннолетних».
Расследование стало подходить к концу спустя год, в июне 2024-го. Следственный комитет предъявил девушкам обвинение по статье 105 Уголовного Кодекса РФ «Убийство группой лиц по предварительному сговору». Средней и старшей сёстрам грозит от 8 до 20 лет тюрьмы. Младшая была признана невменяемой и освобождена от уголовной ответственности. Дело будет передано в суд в течение двух месяцев.
При оценке действий обвиняемых учтено, что мотивом преступления стала личная неприязнь, обусловленная причинением их отцом на протяжении длительного периода времени своим дочерям физических и психических страданий. С учётом установленных в ходе следствия данных будет дана всесторонняя правовая оценка действиям отца обвиняемых, — говорится на сайте Следственного комитета России.
Наринэ Абгарян
Девочек, жизнь которых собственный отец превратил в ад, обвиняют в том, что они не дали себя уничтожить. Если в законодательстве нет вменяемой статьи о защите от семейного насилия, её в спешном порядке нужно доработать и ввести, а эта неслыханная по своей жестокости и несправедливости история должна стать судебным прецедентом.
Сестёр Хачатурян надо освободить. Другого исхода у этого дела быть не может. Адвокаты девочек: Алексей Паршин, Алексей Липцер. Им определённо нужна наша резонансная поддержка.
Многие из подписчиков писательницы согласились с её мнением.
Диана Нерсесян
Оригинал Если справедливость не восторжествует, это станет прямым путём к семейному насилию над женами и детьми. В нашей стране в такой ситуации два пути: или ты жертва тирана, или жертва системы правоохранительных органов и правосудия.
Марина Вишнякова
Оригинал Да, девочек надо не только освободить, но и долго реабилитировать с профессиональным психотерапевтом (за государственный счёт).
В тот же день фамилия Хачатурян попала в тренды твиттера, получив больше двух тысяч упоминаний. Пользователи публиковали посты с хештегами #трисестры, #мысёстрыхачатурян и #свободусестрамХачатурян. От предложений распространять новость про дело Хачатурян люди переходили к предложениям вместе с девушками отправить под арест следователей.
Natasha Bitten
Оригинал Государство было безучастно, когда отец стращал девочек, насиловал, угрожал им оружием. Государство хочет посадить девочек на 20 лет.
Donovan Smiley
Оригинал Насчёт сестёр Хачатурян. Знаете, если уж убийцы должны сидеть-сидеть-сидеть, давайте всех солдат тогда тоже сажать, что уж. Они ведь тоже убийцы, особенно те, кто вернулся из зоны боевых действий. И всех полицейских тоже сажать — им дано оружие, от применения случаются трупы.
твоя_трансэсса
Оригинал Следствие доказало, что сёстры Хачатурян с детства подвергались насилию, в том числе сексуальному, чем были доведены до отчаяния (а младшая до невменяемости). То же следствие: но переквалифицировать дело с убийства по сговору мы не будем, нет, пусть посидят 10+ лет, РЕАБИЛИТИРУЮТСЯ.
Zarina Asfari
Оригинал Когда пытались закрыть Голунова, защищали преступные схемы, о которых он писал. Когда закрывают сестёр Хачатурян, защищают право на домашнее насилие. Факт насилия доказан, но девочкам грозит 20 лет. Потому что их палачи легче представят себя на месте отца, чем на месте девочек.
Не все пользователи потребовали полной свободы для сестёр Хачатурян. По мнению некоторых, суд должен принять во внимание действия отца и вынести приговор в соответствии со смягчающими обстоятельствами.
Drama Queen
Оригинал Я против убийства, но и против насилия и декриминализации домашнего насилия, поэтому думаю, что на примере сестёр Хачатурян должна решаться проблема насилия, а сами Хачатурян должны нести ответственность, но со смягчающими обстоятельствами.
Биография Хачатуряна Арама Ильича
Арам Хачатурян родился в городе Тифлис (Тбилиси) в Грузии в армянской семье. Был четвёртым сыном в семье переплётчика Ильи (Егия) Хачатуряна и Кумаш Саркисовны. С детства любил музыку, в школьной капелле играл на фортепиано, горне и тубе, но родители не одобряли его увлечение, и серьёзно заняться музыкой он смог лишь в 19 лет.
В 1921 году 18-летний Хачатурян вместе с группой армянской молодёжи приехал в Москву, где уже давно жил и работал его старший брат, Сурен Хачатурян, театральный режиссёр. Он поступил на подготовительные курсы Московского университета и стал студентом биологического отделения физико-математического факультета; однако спустя год покинул университет и поступил в Гнесинское музыкальное училище, где обучался игре на виолончели и фортепиано, брал уроки композиции. Михаил Гнесин обратил внимание на одарённого ученика и помог ему. Окончил училище в 1929 году.
В эти же годы Хачатурян впервые в жизни оказался на симфоническом концерте и был потрясён музыкой Бетховена и Рахманинова. «Танец для скрипки и фортепиано» стал первой работой композитора.
В 1926—1928 годах работал в Московском доме культуры Армении, где заведовал музыкальной частью 2-й армянской драматической студии под руководством Р. Н. Симонова.
В годы Великой Отечественной войны Арам Хачатурян работал на Всесоюзном радио, писал патриотические песни и марши.
Премьера балета состоялась зимой — 3 декабря 1942 года в Кировском театре Ленинграда. В следующем году он был удостоен Сталинской премии первой степени, одной из самых высоких наград того времени в сфере культуры. «Танец с саблями» из «Гаяне» принёс композитору всемирную славу.
Биография и творчество уникального композитора Арама Ильича Хачатуряна
Народный артист СССР, удостоенный множества наград, премий и медалей. В 2006 году в Москве (в Брюсовом переулке в Пресненском районе) был открыт памятник великому композитору.
Биография Арама Хачатуряна
Летом 1903 года в предместье Коджоры дореволюционного Тбилиси, который тогда назывался Тифлисом – в культурной столице всего дореволюционного Закавказья, в семье обычного переплетчика родился четвертый сын, которому дали имя Арам. Семья будущего музыканта была достаточно большой, в ней воспитывались пятеро детей.
Отец, Илья (Егия) Хачатурян был на 10 лет старше супруги Кумаш, обручены они были в то время, когда ей исполнилось всего 9 лет. К тому же, оба были из одного уезда. Егия, будучи обычным крестьянином, сумел уехать в Тифлис, поступил в переплетную мастерскую и быстро добился успеха. К моменту рождения Арама, его отец был уже полноправным владельцем этой мастерской.
Что касается Кумаш Саркисовны, то она была очень творческой натурой и, возможно, именно ее влияние на младшего сына стало для него определяющим. По воспоминаниям самого композитора, мать часто напевала армянские песни, а он потом настукивала эти мотивы на кухонной медной утвари. Кроме сыновей у Хачатурянов была еще и дочь (старшая среди детей), однако она не дожила даже до двух лет и скончалась от болезни.
Арам был ребенком очень подвижным и даже отчасти задиристым. Средства семьи позволили дать младшему сыну достойное образование. Он был отдан в частный пансион, где хорошо преподавались уроки пения. Это в биографии Хачатуряна стало следующим шагом к миру музыки. Он упросил отца купить ему рояль и, не зная нот, начал постепенно подбирать музыку самостоятельно. Кроме того, играл на тубе и трубе.
Старший брат Сурен закончил Московский университет и служил в МХАТ. В 1921 году он позвал двух младших братьев в Москву. Арам, проделав длинный путь в 24 дня из Тбилиси в Москву, приехал и жил у Сурена, посещал концерты, слушал выступления Маяковского… Там он поступил на подготовительные курсы, а в дальнейшем стал студентом биологического отделения физико-математического факультета.
Проучившись там всего год, он понял окончательно, что влюблен в музыку и решил свою жизнь посвятить ей, поступив в Гнесинское училище, которое блестяще окончил в 1929 году. Параллельно с учебой он был служащим Дома культуры Армении в Москве. На фото Арам Хачатурян в студенческие годы.
В том же 1929 году начал обучение в Московской консерватории. На тот момент он уже мог считать себя композитором, поскольку сочинял музыку. С середины 30-х годов начался расцвет его деятельности. В период Великой Отечественной он сотрудничал со Всесоюзным радио, марши и песни Арама Хачатуряна были широко известны по всей стране.
Женился композитор в 1933 году на своей сокурснице Нине Владимировне Макаровой, в счастливом браке у них родился сын Карен. Арам был настоящим главой своей маленькой семьи, его энергии хватало на все: как на текущие заботы, так и на решение крупных семейных вопросов, однако самостоятельное существование без супруги он не мог себе представить, они были неразлучны.
Однако композитору был нанесен мощный удар со стороны государства, когда в 1948 году вышло Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) Об опере «Великая дружба» В. Мурадели, в котором с одной стороны, его ставили в один ряд с Шостаковичем и Прокофьевым. С другой, произведения Хачатуряна были названы формалистическим проявлением в искусстве.
Поэтому он, хоть и по-прежнему сочинял музыку, большей частью стал известен как дирижер. С 1950 года работал преподавателем в любимой Гнесинке. Известность вернулась к композитору в конце 50-х, когда его выбрали секретарем Союза композиторов СССР.
В 60-70-х годах к Хачатуряну вернулась былая слава. К сожалению, в последние годы жизни Арам Ильич был уже больным человеком. Здоровье его было подорвано смертью любимой супруги Нины. Он пережил жену всего на два года и скончался в 1978 году. Тело композитора было похоронено в Ереване.
Творчество великого композитора
Арам Ильич был чрезвычайно даровитым музыкантом. Свое первое произведение он создал, будучи студентом Гнесинки. Сочиняя музыку, композитор следовал концепции русской школы, на него сильное воздействие оказывали творения Прокофьева и Шостаковича. Он писал инструментальные симфонии, концерты. Знаменитые вальсы Арама Хачатуряна (этюд и каприс) появились еще в 1926 году. На его счету три бессмертных балета:
Из всех балетов Арама наиболее известны «Спартак» и «Гаянэ». Так, «Спартак», созданный в 1956 году, выдержал три редакции и стал тем произведением, которое присутствует в репертуаре каждой труппы балета. Его ставили не только в СССР, но и за рубежом.
Другое же творение мастера – «Гаяне» было написано в 1942 году, а через 15 лет последовала новая редакция. Эта партитура создавалась в труднейших для страны условиях, когда шла война, а людям не хватало продуктов. Композитор писал его, проживая в Перми, куда был эвакуирован. В примитивных условиях, работая в холодной комнатенке, он создал балет о жизни советских колхозников. И сочинение принесло ему всемирную известность. Не случайно «Танец с саблями» Арама Хачатуряна (один из эпизодов балета) стал таким знаменитым, что, по сути, оказался даже нарицательным.
Но музыка была настолько индивидуальна, что уже после смерти Арама Ильича, в 1982 году один из его учеников (Эдгар Оганесян) немного переработал оба произведения своего учителя и на их основе сочинил партитуру для совершенно нового балета под названием «Маскарад». Туда вошли и другие композиции великого музыканта. Таким образом, хотя сам Арам Хачатурян балет «Маскарад» не писал никогда, его все же называют иногда его создателем.
Миллионы людей до сих пор зачарованно слушают звуки его произведений. Он был весьма разнообразен в своих творениях. Например, его «Танец с саблями» увлекает своей восточной экспрессией и запоминается любому. А вот «Вечерняя сказка» звучит по-иному – задумчиво и несколько рассеянно, но от этого она не менее хороша.
Память патриарха музыки
Невозможно перечислить все заслуги мастера. Это слишком значимый для мира композитор, чтобы имя его было забыто и оттеснено десятками других, менее талантливых сочинителей. Поэтому в 2013 году состоялся музыкальный фестиваль имени Хачатуряна. Организовали его Министерство культуры Армении и армянский Государственный молодежный оркестр.
Этот фестиваль стал настоящим событием, в которое были втянуты музыкальные коллективы не только из самой Армении, но и из многих других стран. Произведения Арама Хачатуряна смогли услышать и заново пережить в России, Грузии, Италии. Фестиваль запомнился тем, что на его родину приехали многие известные коллективы, в том числе, оркестр Владимира Спивакова. Этот проект еще раз напомнил меломанам о творчестве великого композитора.
Кроме того, в Ереване ежегодно проводится Международный конкурс имени А. Хачатуряна. Впервые он состоялся в 2003 году и был приурочен к 100-летнему дню рождения. Сегодня в рамках этого конкурса могут выступить молодые таланты, сделавшие своим музыкальным выбором игру на скрипке, фортепиано и виолончели. На мероприятия приезжают музыканты из России, Канады, Испании, Германии, США и множества других стран.
Армянский Государственный молодёжный оркестр стал официальным музыкальным коллективом этого проекта. Конкурс входит во Всемирную федерацию международных конкурсов музыки. Вряд ли без имени Арама Хачатуряна он приобрел такой вес. А это значит, что сама память о композиторе и его творчество бесценны.
Арам Хачатурян
Кто о чем, а я все о композиторах болтаю))
Мое знакомство с Арамом Хачатуряном началось крайне традиционно, с вальса к «Маскараду» Лермонтова.
Это мой любимый вальс. Он прекрасен, восхитителен, неповторим и почему-то ассоциируется у меня с Питером. Когда я его слушаю, я всегда представляю себе, как я кружусь по Дворцовой площади в бешеном танце. Пышная юбка развивается, дыхание сбивается, а я танцую, танцую, танцую. Вальс я танцевать не умею, но мечтать о нем мне это совершенно не мешает)
Об этой мелодии можно говорить бесконечно. Вот, например, что писал Ираклий Андроников:
«. этот вальс знают все. Уже первые такты этой удивительной музыки, еще до появления темы, когда, словно на качании высокой волны, вздымается суровое, бурное звучание оркестра, — уже начало этого вальса мгновенно захватывает вас. И вот оно уже увлекло вашу мысль, сообщило ритм дыханию, отразилось у вас на лице. Оно уже полюбилось вам. Внезапно. Без подступов. С первого такта. С первого раза. И навсегда.»
Арам Хачатурян — Вальс («Маскарад»)
Он с детства любил музыку. Да и как ему было ее не любить, если он рос в мире наполненном музыкой? «Старый Тифлис – звучащий город, – писал Хачатурян впоследствии, – музыкальный город. Достаточно было пройти по улицам и переулкам, лежащим в стороне от центра, чтобы окунуться в музыкальную атмосферу, создаваемую самыми разнообразными источниками…»
Арам Хачатурян родился в начале двадцатого столетия, поэтому волей-неволей стал свидетелем многих страшных событий тех лет. Сначала была революция 1905 года. Араму тогда было не больше двух лет, но все равно некоторые воспоминания глубоко врезались ему в память: «Непонятная суета вокруг, плачущие женщины уводят меня со двора в комнату, запирают ворота, опускают занавески, с улицы доносятся крики…» Потом началась Первая мировая война, экономический кризис, революция, интервенция англо-индийских, немецких и французских войск,установление советской власти… В какой-то момент отголоски геноцида вынудили армянские семьи бежать из Тифлиса. Бросив квартиру и мастерскую, Егия с женой Кумаш вместе с двумя младшими сыновьями отправились в долгий путь на Кубань, в Екатеринодар ( теперь этот город называется Краснодаром), где жил их старший сын. «Это были страшные дни, полные тревоги, морального и физического напряжения. Достаточно сказать, что почти весь путь, в том числе через Военно-грузинскую дорогу, мы прошли пешком, неся на себе какой-то жалкий скарб. К счастью, турецкие палачи не добрались до Тифлиса. Осенью того же года мы вернулись домой…».
Маленький Арам был очень шумным, веселым, говорят, даже задиристым мальчишкой. С раннего детства он знал несколько языков. Дома говорил по-армянски, с друзьями по-грузински, в школе по-русски. Когда подошло время учиться, отец отдал его в частный платный пансион княгини Аргутинской-Долгоруковой.
Там Араму больше всего нравились уроки пения. Однажды Егия зачем-то (он сам потом даже не мог объяснить зачем) купил за бесценок старый рояль, на котором половина клавиш никуда не годилась. Арам стал пробовать свои силы, наигрывая на этом инструменте знакомые мелодии. Он самостоятельно научился играть по слуху и позже стал тапером, совершенно не зная нотной грамоты. Но родители не одобряли это его увлечение. Честно говоря, к музыке они относились с плохо скрываемым презрением. Считали, что музыкант — никчемная профессия, да и не профессия даже. Боялись, что мальчик станет сазандаром, уличным музыкантом. «Это несерьезно! »— наверняка твердили они ему,- «Чем ты будешь зарабатывать себе на жизнь? Му-зы-кой. Вай мэ! Нет-нет-нет!»
Арам Хачатурян — Токката
К счастью, уже через год здравый смысл покидает Хачатуряна, и он поступает в Гнесинское музыкальное училище. Вот как об этом рассказывал сам Хачатурян:
«Все чаще родные и знакомые твердили мне о том, что я должен серьезно заняться музыкой. Не помню, каким образом, но в один прекрасный день, осенью 1922 года я пришел в Музыкальный техникум имени Гнесиных на Собачьей площадке, размещавшийся в небольшом деревянном доме.
Принимала меня Евгения Фабиановна Гнесина. Она проверила мой слух. Я отвечал очень неуверенно, потому что не понимал, что от меня требуется.
Затем она попросила меня сыграть на рояле. Я лихо сыграл какую-то песню или танец, бытовавший в то время, не помню что. Евгения Фабиановна была явно не в восторге от всего, что я изобразил, но она поняла, что пред нею взрослый парень — у меня пробивались усики, — и сказала, что на рояле мне уже поздно учиться, но если я хочу, то могу обучаться игре на виолончели. »
Арам Хачатурян — Андантино
А Михаил Фабианович говорил об Араме: «Сочинения, которые он писал чуть ли не к концу второго года занятий, были так ярки, что уже ставился вопрос о возможности их обнародования. Ряд пьес, вскоре принесших известность Хачатуряну, был написан им в бытность учеником музыкального техникума».
Что же было дальше? А дальше лишь сухие факты.
В 1929 г. окончил училище, в 1934 г. — Московскую консерваторию. В 1933 г. женился на своей сокурснице — Нине Макаровой.
Его творческая судьба сложилась удачно. Первая симфония (1934 г.), Фортепианный концерт (1936 г.) и первый балет «Счастье» (1939 г.) сразу принесли ему известность, даже славу.
В 1942 г. балет был переработан и поставлен уже под новым названием «Гаянэ». Именно для этого варианта был сочинён «Танец с саблями», ставший одним из самых популярных произведений Хачатуряна. За рубежом его даже называли «мистер Танец с саблями».
Арам Хачатурян — Танец с саблями
А вот что писал о нем Шостакович:
«Узнать его руку можно буквально по нескольким тактам любого произведения. И эта индивидуальность проявляется не только в технологии, но и в самом мировосприятии композитора, основанном на оптимистической, жизнеутверждающей философии».
Были в жизни Арама Хачатуряна и тяжелые времена. Его травили из-за того что он защищал Сергея Прокофьева, смещали его с административных должностей. Но все налаживалось рано или поздно.
В отличие от того же Шостаковича, Хачатурян не отказывался от зарубежных командировок, организовывавшихся властями в пропагандистских целях.
Он встречался и беседовал о музыке с Чаплиным, Хемингуэем, Караяном, Рубинштейном, Сибелиусом, Стравинским, Римским папой, Бельгийской королевой Елизаветой,активно ездил по разным странам и континентам.
Арам Хачатурян — Адажио Спартака и Фригии
Добавить коммент