Андрей Вознесенский — биография, информация, личная жизнь
Андрей Вознесенский
Андрей Андреевич Вознесенский. Родился 12 мая 1933 года в Москве — умер 1 июня 2010 года в Москве. Русский поэт, публицист, художник, архитектор.
Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве.
Отец — Андрей Николаевич Вознесенский (1903-1974), инженер-гидротехник, доктор технических наук, профессор, директор Гидропроекта, Института водных проблем АН СССР, участник строительства Братской и Ингурской гидроэлектростанций, заслуженный деятель науки и техники Узбекской ССР.
Мать — Антонина Сергеевна (1905-1983), урожд. Пастушихина, была родом из Владимирской области. Прапрадед Андрея Андреевича, Андрей Полисадов был архимандритом, настоятелем Благовещенского муромского собора на Посаде.
В Киржаче Владимирской области Вознесенский провел часть детства. Во время Великой Отечественной Андрей с матерью были эвакуированы из Москвы и жили в городе Кургане в семье машиниста. Андрей учился в 1941-1942 годах в школе № 30. Позднее, вспоминая эту пору, Андрей Андреевич написал: «В какую дыру забросила нас эвакуация, но какая добрая это была дыра».
После возвращения из эвакуации учился в одной из старейших московских школ (ныне Школа № 1060). В четырнадцатилетнем возрасте послал свои стихи Борису Пастернаку, дружба с которым в дальнейшем оказала сильное влияние на его судьбу. Окончил в 1957 году Московский архитектурный институт.
Первые стихи поэта, сразу отразившие его своеобразный стиль, были опубликованы в 1958 году. Его лирика отличалась стремлением «измерить» современного человека категориями и образами мировой цивилизации, экстравагантностью сравнений и метафор, усложнённостью ритмической системы, звуковыми эффектами. Он ученик не только Маяковского и Пастернака, но и одного из последних футуристов — Семёна Кирсанова. Вознесенский написал стихотворение «Похороны Кирсанова», позже положенное на музыку под названием «Памяти поэта» большим поклонником Кирсанова Давидом Тухмановым (песню исполнял Валерий Леонтьев).
Первый сборник Вознесенского — «Мозаика» — был издан во Владимире в 1959 году, и навлёк на себя гнев властей. Редактора Капитолину Афанасьеву сняли с работы и даже хотели уничтожить тираж. Второй сборник — «Парабола» — вышел в Москве и сразу стал библиографической редкостью. Одно из лучших стихотворений этого периода — «Гойя», нестандартно отразившее трагедию Великой Отечественной войны, — было обвинено в формализме.
Вознесенский наряду с Евтушенко и Ахмадулиной вызывал резкое неприятие у некоторой части советской литературной общественности. Это неприятие выражалось и в стихах — например, в стихотворении Николая Ушакова «Модный поэт», 1961 (Он сменною модой недельной / когда-то пленял молодёжь. / Так что ж ты, цветок рукодельный, / сегодня не модно цветёшь?) или в стихотворении Игоря Кобзева «Комсомольским активистам», 1963 (Им служат оружьем трясучие джазы / И разный заморский абстрактный бред. / У них, говорят, появился даже / Собственный свой популярный поэт…).
На улице Горького в «Окнах сатиры» уже в 60-х годах изображён рабочий, выметающий «нечисть» метлой, — и среди сора-нечисти был изображён Вознесенский со сборником «Треугольная груша». В марте 1963 года на встрече с интеллигенцией в Кремле Никита Хрущёв подверг поэта резкой критике. Под аплодисменты большей части зала он кричал: «Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам. Я прикажу Шелепину, и он подпишет вам заграничный паспорт!». Не менее резкое неприятие вызывал Вознесенский у представителей неподцензурной литературы, которых советская власть не допускала в печать, вынуждая публиковать свои произведения исключительно в самиздате, — например, Всеволод Некрасов обращался к Вознесенскому с такими стихами: «Слушай Же Не ке ге бе Ву Па Не ке ге бе Ву Понимаешь Ты Же», — намекая на то, что бунтарская позиция Вознесенского санкционирована КГБ СССР.
Вознесенский неоднократно выезжал в различные зарубежные страны для выступлений: 1961 — Польша; 1961, 1966, 1968, 1971, 1974, 1977, 1984 — США; 1962, 1966, 1969, 1976, 1977, 1983 — Италия; 1962, 1963, 1973, 1982, 1984 — Франция; 1967, 1977, 1983 — ФРГ; 1971 — Канада; 1964, 1966, 1977, 1981 — Великобритания; 1973 — Австралия; 1968 — Болгария; 1981 — Мексика и мн. др. Он стал одним из самых популярных русских поэтов в США. Вознесенский сдружился с поэтом-битником Алленом Гинзбергом, стал другом семьи Артура Миллера. Его встреча с Мэрилин Монро позднее запечатлелась в строках: «Я Мэрлин, Мэрлин. / Я героиня / Самоубийства и героина».
Через год после сборника «Треугольная груша» вышла посвящённая Ленину поэма Вознесенского «Лонжюмо». Стихотворный сборник «Антимиры» послужил основой знаменитого спектакля Театра на Таганке в 1965 году. Для этого спектакля Владимир Высоцкий написал музыку и спел «Песню акына» на стихотворение Вознесенского.
В 1970-е Вознесенского стали издавать достаточно хорошо, он выступал по телевидению и получил в 1978 году Государственную премию СССР, но в том же году принял участие в неподцензурном альманахе «Метрополь» (1978).
Вознесенский дружил со многими деятелями искусства, о встречах с которыми вспоминал в статьях и мемуарно-биографических книгах. Он был собеседником Сартра, Хайдеггера, Пикассо, встречался с Бобом Диланом.
Жил и работал в подмосковном Переделкине, по соседству с дачей-музеем Бориса Пастернака, где два раза в год, 10 февраля (день рождения Пастернака) и 30 мая (день смерти поэта) проводил поэтические чтения. Встречам с Пастернаком посвящена книга Вознесенского «Мне четырнадцать лет».
Первый инсульт поэт пережил за 4 года до смерти. В 2010 году Андрей Вознесенский перенёс второй инсульт, после которого он окончательно не оправился.
Андрей Андреевич Вознесенский скончался 1 июня 2010 года после продолжительной болезни на 78-м году жизни у себя дома в Москве. Смерть наступила от интоксикации, непроходимости кишечника. Вознесенский умер на руках у жены Зои Богуславской, перед смертью шептал стихи. Отпевание поэта по православному обряду состоялось в полдень 4 июня в церкви святой мученицы Татьяны при МГУ. Андрея Вознесенского похоронили 4 июня 2010 года на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с родителями.
Личная жизнь Андрея Вознесенского:
46 лет прожил в браке с писательницей, кино- и театральным критиком Зоей Богуславской.
Андрей Вознесенский и Зоя Богуславская
Поэмы Андрея Вознесенского:
1959 — Мастера
1964 — Оза
1972 — Авось
1977 — Вечное мясо
1979 — Андрей Полисадов
1986 — Ров
1993 — Россия воскресе
Песни на стихи Андрея Вознесенского:
«Алло» (музыка — Михаил Литвин, исполнители — группа «Рондо»);
«Анафема» (музыка — Валерий Ярушин, исполнители — ансамбль «Ариэль»);
«Апрель» (музыка — Евгений Мартынов, исполнитель — Евгений Мартынов);
«Благодарю» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнители — трио «Меридиан»);
«В мире друзей» (музыка — Евгений Клячкин, исполнитель — Евгений Клячкин);
«В моей стране» (музыка — Дмитрий Варшавский, исполнители — группа «Чёрный кофе»);
«В моей стране» (музыка — Игорь Николаев, исполнитель — Александр Кальянов);
«Вальс при свечах» (музыка — Оскар Фельцман, исполнитель — Мария Пахоменко);
«Вальс при свечах» (музыка и исполнитель — Сергей Никитин);
«Вальс при свечах» (музыка — Сергей Бальцер, исполнитель — Сергей Бальцер);
«Вальс при свечах» (музыка — Вячеслав Малежик, исполнитель — Вячеслав Малежик);
«Верни мне музыку» (музыка — Арно Бабаджанян, первый исполнитель — София Ротару. Песню также исполняли Карел Готт, Ренат Ибрагимов, Муслим Магомаев, Карен Мовсесян, Раиса Мкртчян, Тамара Гвердцители, Филипп Киркоров);
«Верую в тебя» (музыка и исполнитель — Евгений Мартынов);
«Где ваша могила?» (музыка — Альфред Шнитке, исполнитель — Валерий Золотухин);
«Год любви» (музыка — Арно Бабаджанян, первый исполнитель — Ара Бабаджанян, также исполняли Лев Барашков, Геннадий Бойко, А. Мушегинян, Борис Моисеев);
«Голая богиня» (музыка — Игорь Николаев, исполнитель — Александр Кальянов);
«Дальняя песня» (музыка — Оскар Фельцман, исполнители — ВИА «Весёлые ребята»);
«Два стрижа» (музыка — Раймонд Паулс, первый исполнитель — Ольга Пирагс, также исполняла Алла Пугачёва);
«Двенадцать дней» (музыка — Игорь Николаев, исполнитель — Александр Абдулов);
«Дуэт» (музыка — Раймонд Паулс, исполнитель — Айя Кукуле);
«Загляжусь ли на поезд» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнитель — Микаэл Таривердиев);
«Запомни этот миг» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнители — трио «Меридиан»);
«Затмение сердца» (музыка — Раймонд Паулс, первый исполнитель — Андрей Миронов, также исполнял Валерий Леонтьев);
«И в твоей стране» (музыка — Игорь Николаев, исполнитель — Александр Кальянов);
«Исповедь» (музыка — Валерий Пак, исполнитель — Валерий Пак);
«Исповедь мореплавателя» (музыка — А. Иосифов, исполнитель — Йорданка Христова);
«Летайте самолётами Аэрофлота» (музыка — Оскар Фельцман, первые исполнители — ВИА «Весёлые ребята», также исполнял Лев Лещенко);
«Любовь бросить невозможно» (музыка — Арно Бабаджанян, первый исполнитель — Ара Бабаджанян, затем исполнял песню в дуэте с Анне Вески, исполняли также Ирина Чурилова и Карен Мовсесян);
«Москва-река» (музыка — Арно Бабаджанян, исполнитель — Людмила Зыкина);
«Меняю» (музыка — Виктор Резников, исполнители — Тынис Мяги и Иво Линна, из к/ф «Как стать звездой»);
«Миллион алых роз» (музыка — Раймонд Паулс, исполнитель — Алла Пугачёва);
«Милый мой друг» (музыка — Дмитрий Бикчентаев, первый исполнитель — Дмитрий Бикчентаев, исполняли также Т. Клестова и И. Васин);
«Муза» (музыка — Раймонд Паулс, исполнитель — Валерий Леонтьев);
«Муравей» (музыка — Дмитрий Бикчентаев, исполнитель — Дмитрий Бикчентаев);
«Над пашней сумерки не резки» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнители — трио «Меридиан»);
«Начни сначала» (музыка — Евгений Мартынов, первый исполнитель — Евгений Мартынов, также исполняла София Ротару);
«Не возвращайтесь к былым возлюбленным» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнители — Галина Беседина и Сергей Тараненко);
«Не забудь» (музыка — Виктор Резников, исполнители — бит-квартет «Секрет», из к/ф «Как стать звездой»);
«Не исчезай» (музыка — Микаэл Таривердиев, первый исполнитель — Иосиф Кобзон, также исполняли Галина Беседина и Сергей Тараненко);
«Не трожь человека, деревце» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнитель — Микаэл Таривердиев);
«Новые московские сиртаки» (музыка — Олег Нестеров, исполнители — группа «Мегаполис»);
«Ностальгия» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнители — трио «Меридиан»);
«Ностальгия по настоящему» (музыка — Стас Намин, исполнители — группа Стаса Намина);
«Особый друг» (музыка — Раймонд Паулс, исполнитель — София Ротару);
«Ода сплетникам» (музыка — Владимир Высоцкий, исполнитель — Владимир Высоцкий);
«Памяти поэта» (музыка — Давид Тухманов, первый исполнитель — Александр Евдокимов, также исполнял Валерий Леонтьев);
«Парижский снег» (музыка — Арно Бабаджанян, исполнитель — Ара Бабаджанян);
«Певец» (музыка — Вадим Байков, исполнитель — Вадим Байков);
«Первый лёд» (музыка — Оскар Фельцман, исполнители — ВИА «Весёлые ребята»);
«Песня акына» (музыка — Владимир Высоцкий, исполнитель — Владимир Высоцкий);
«Песня на „бис“» (музыка — Раймонд Паулс, исполнитель — Алла Пугачёва);
«Песчаный человек» (музыка — Давид Тухманов, исполнители — группа «Электроклуб»);
«Плачет девочка в автомате» (музыка — Оскар Фельцман, исполнители — Нина Дорда, ВИА «Весёлые ребята» (под названием «Первый лёд»), Евгений Осин);
«Подберу музыку» (музыка — Раймонд Паулс, исполнитель — Яак Йоала, также исполняли Александр Малинин, Валерий Меладзе, Руслан Алехно);
«Полюбите пианиста» (музыка — Раймонд Паулс, первый исполнитель — Андрей Миронов, также исполнял Валерий Леонтьев);
«Пушинка белая» (музыка — Арно Бабаджанян, первый исполнитель — Валентина Толкунова, также исполняла Анна Литвиненко);
«Разлука» (музыка — Оскар Фельцман, исполнители — ВИА «Весёлые ребята»);
«Ресторан качается» (музыка — Игорь Николаев, исполнитель — Александр Кальянов);
«Свадебная цыганочка» (музыка — В. Кеслер, исполнитель — Юрий Богатиков);
«Свеча» (музыка — А. Иосифов, исполнитель — Йорданка Христова);
«Свисаю с вагонной площадки» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнитель — Микаэл Таривердиев);
«Севернее всех» (музыка — Александра Пахмутова, исполнитель — Лев Лещенко);
«Сидишь беременная, бледная» (музыка — Евгений Клячкин, исполнитель — Евгений Клячкин);
«Скрипка Паганини» (музыка — Карел Сво́бода, З. Боровец), исполнитель — Карел Готт);
«Снег в октябре» (музыка — Сергей Бальцер, первый исполнитель — Сергей Бальцер, исполняли также Т. Клестова и И. Васин, ансамбль «Уленшпигель» (последний — под названием «Снежное сожаление»));
«Старый Новый Год» (музыка — Стас Намин, исполнители — группа Стаса Намина);
«Старый Новый Год» (музыка — Дмитрий Бикчентаев, исполнитель — Дмитрий Бикчентаев);
«Танец на барабане» (музыка — Раймонд Паулс, первый исполнитель — София Ротару, также исполнял Николай Гнатюк);
«Такое же» (музыка — Виктор Резников, исполнитель — Виктор Резников);
«Тишины хочу» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнитель — Микаэл Таривердиев);
«Ты меня не оставляй» (музыка — Раймонд Паулс, первый исполнитель — Валентина Легкоступова, также исполняла Алла Пугачёва);
«Убил я поэму» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнитель — Микаэл Таривердиев);
«Улетаешь, милый. » (музыка — Мишель Легран, исполняет Людмила Сенчина);
«Человек-магнитофон» (музыка — Раймонд Паулс, исполнитель — Валерий Леонтьев);
«Человек породы Сенбернар» (музыка — Владимир Мигуля, исполнитель — Михаил Боярский);
«Шарф мой, Париж мой» (музыка — Михаил Барашев, исполнитель — ансамбль «So-Net»);
«Я — Гойя» (музыка — Александр Градский, исполнитель — Александр Градский);
«Я друга жду» (музыка — Юрий Чернавский, исполнитель — Михаил Боярский);
«Я тебя никогда не забуду» (музыка — Алексей Рыбников, первый исполнитель — Геннадий Трофимов, в спектакле, а затем и на концертах исполнял Николай Караченцов; также исполняли Евгений Шаповалов и трио «Меридиан»; сейчас в спектакле исполняет Виктор Раков и Дмитрий Певцов);
Рок-опера «»Юнона» и «Авось»» (музыка — Алексей Рыбников);
«90%» (музыка — Арам Манукян, исполнители — Арам Манукян и рок-дуэт «Hay Lao»)
Андрей Вознесенский
новое сообщение
обсуждение
ПОЭТА красит П-О-Л-Е-З-Н-О-Е ТВОРЧЕСТВО!
На основе произведения Андрея Вознесенского мною
написана песня «ШИПОВНИК»:
Запомни этот миг.
И молодой шиповник.
И на Твоём плече.
Прививку от него.
Я — вечный Твой поэт.
Поклонник и любовник.
Хранитель пылких грёз.
И — больше ничего.
Запомни этот мир.
Пока Ты можешь помнить.
И через тыщу лет.
И более того.
Ты вскрикнешь, и в тебя.
Царапнется шиповник.
Мой жаркий поцелуй.
И — больше ничего.
Запомни этот вздох.
Пленённой жданной муки.
В которой ты царишь.
Цветеньем алых роз.
Я на цветок любви.
Склоню венцом шиповник.
Оставлю жар души.
И — больше ничего.
Запомни чистоту.
Сердечного сиянья.
Чтоб никогда в миру.
Не потерять огней.
Небесных звёздных искр.
Шиповника посланье.
О вечности любви.
И — больше ничего.
Спасибо Андрею Андреевичу!
Запомни этот миг. И молодой шиповник.
И на Твоём плече прививку от него.
Я — вечный Твой поэт и вечный Твой любовник.
И — больше ничего.
Запомни этот мир, пока Ты можешь помнить,
а через тыщу лет и более того
Ты вскрикнешь, и в Тебе царапнется шиповник…
И — больше ничего.
Андрей Вознесенский — биография, фото, стихи, личная жизнь поэта
Имя: Андрей Вознесенский (Andrey Voznesenskiy)
Дата рождения: 12 мая 1933 года
Дата смерти: 1 июня 2010 года
Место рождения: Москва
Место смерти: Москва
Деятельность: поэт, публицист, художник и архитектор
Семейное положение: был женат на Зое Богуславской
Андрей Вознесенский — биография
Андрей Андреевич всем знаком, как поэт и публицист. Мало кто знает, что он был замечательным художником и даже архитектором. Как же сложилась его биография, что позволила так разносторонне раскрыть многогранный талант Вознесенского.
Детские годы, семья поэта
Вознесенский родился в Москве в семье инженера. Отец участвовал в строительстве Братской и Ингульской гидроэлектростанций. Позже он получил звание профессора. И ему предложили возглавить институт, который изучал и готовил специалистов по водным проблемам. В связи с тем, что отца часто вызывали на объектные стройки, маленький Андрюша жил на родине мамы во Владимирской области.
Кроме Андрея в семье росла его сестрёнка. Когда мальчику исполнилось 8 лет, началась война, и их с мамой эвакуировали в Курган, где он посещал школу. Заканчивал он своё обучение уже в школе Москвы. Очень рано почувствовал рифму, и в 14 лет отослал свои первые работы Борису Пастернаку. Это очень сблизило двух молодых людей надолго.
Учёба Андрея Вознесенского
Началась его биография поэта. Стихи стали публиковаться, критики отмечали яркость, насыщенность поэтической строки Вознесенского. Он внёс в поэзию подтекст, который можно было найти почти в каждой его поэтической строке. Не только Пастернак воздействовал на слог, смысл и рифму начинающего поэта. Андрей очень жадно внимал творчеству Владимира Маяковского. Казалось очень странным, что увлекаясь поэзией поэта-трибуна революции и перестроек, первый стихотворный сборник Вознесенского был резко встречен литературными критиками. В нём усмотрели, что молодой поэт критиковал существующий строй и советскую власть. Редактора, выпустившего сборник в печать, выгнали.
Дальнейшая судьба поэта
Да, поэт попал в опалу, но продолжал творить. Вскоре написал стихов на целый второй сборник, он вышел большим тиражом, но всем желающим его иметь у себя, не хватило. С тех пор ни один творческий вечер не проходил без участия Вознесенского. Хрущёв ненавидел поэта, но по чистой случайности приобретения в число поклонников таланта Вознесенского Роберта Кеннеди, он отказался от мысли выгнать Андрея из Советского Союза. Поэт прибыл однажды в Америку, завёл много полезных и приятных знакомств. В частности был знаком с Мэрилин Монро. А на родине поэт продолжает быть в немилости у власти, зато любимчик у народа.
Стихи переписывают, передают друзьям и знакомым. Если кто-то скажет, что не знает ни одного стихотворения Андрея Вознесенского, тот покривит душой. Многие его стихи положены на музыку и стали хитами: замечательные песни «Верни мне музыку» и «Миллион алых роз», известнейшая рок-опера «Юнона и Авось». Сейчас многие, наверное, удивятся и скажут, что никогда и не подозревали, что это стихи известного советского и российского поэта. Да-да, это именно так. А замечательная игривая «Плачет девочка в автомате»? Это тоже принадлежит перу Андрея Андреевича.
Андрей Вознесенский — биография личной жизни
Творческие личности притягивают друг друга. Первой женой поэта была Белла Ахмадулина. В то время она уже была замужем за Евгением Евтушенко, но вспыхнувшая страсть позволила первому браку распасться.
Настоящей музой поэта стала тоже поэтесса, драматург и прозаик Зоя Богуславская. Целых 50 лет они прожили с Андреем Вознесенским бок о бок. Ходили слухи, что у поэта был роман с актрисой Татьяной Лавровой, но сердце любящей женщины, каковой была супруга Зоя, смогло простить всё. Но, благодаря этому романтическому чувству, на свет появилось гениальное произведение «Юнона и Авось». В браке, который длился очень долго, детей не было.
Лирика (Вознесенский)
(Последнее интервью поэта перед смертью)
Андрей Вознесенский — болезнь и смерть
У поэта начали слабнуть мышцы рук и ног. Диагноз был страшный – болезнь Паркинсона. Инсульт принёс паралич руки, не стали двигаться ноги. Второй инсульт дал другие последствия – пропал голос. Поэта оперировали в Мюнхене. Но третий инсульт оказался последним. Умер Вознесенский у себя на даче в Переделкино, кстати, его дом был рядышком с усадьбой Бориса Пастернака. Там он проводил много времени со своей женой Зоей Борисовной.
За всю свою творческую биографию Андрей Вознесенский имел много наград. Международная и Государственная премии, два Ордена, Знак почёта, был почётным членом не одной Академии. Все награды были заслуженны, так как все произведения поэта были любимы народом, а это высшая похвала творцу.
Биография Андрея Вознесенского
Вознесенской Андрей Андреевич (1933-2010) – советский и российский поэт, архитектор, художник и публицист. Один из самых известных поэтов-«шестидесятников» Советского Союза, за своё творчество был награждён в 1978 году Государственной премией СССР и в 2010 году Премией Правительства Российской Федерации (посмертно). В 1996 году во время проведения Парижского фестиваля «Триумф» французской газетой «Нувель обсерватер» Вознесенский был признан «самым великим поэтом современности».
Родители и детство
Андрей появился на свет в Москве 12 мая 1933 года. Его отец, Вознесенский Андрей Николаевич, 1903 года рождения, по профессии был инженером-гидротехником, работал на должности директора ведущей российской организации, которая занималась проектированием водохозяйственных и гидротехнических сооружений (Гидропроект). Андрей Николаевич также имел звания профессора и доктора технических наук, работал в Институте водных проблем Академии Наук СССР, принимал непосредственное участие в строительстве Ингурской и Братской гидроэлектростанций. Имел звание Заслуженного деятеля науки и техники Узбекской ССР.
По отцовской линии у Андрея Вознесенского был прадед – архимандрит, настоятель Муромского Благовещенского собора на Посаде, Андрей Полисадов. По национальности прадед был грузин, его взяли в заложники русские во время покорения Кавказа и увезли с собой в город Муром, где определили в монастырь. Прадед потом окончил семинарию, вступил в брак с русской женщиной и получил церковную фамилию – Вознесенский.
Мама, Вознесенская Антонина Сергеевна (девичья фамилия Пастушихина), 1905 года рождения, происхождением она была из Владимирской области.
У Андрея была ещё старшая сестра Наташа.
Неподалёку от Владимира на реке Киржач расположен одноимённый городок. Здесь, на маминой родине, и прошло детство будущего поэта. Когда началась война, Андрюша с мамой были эвакуированы за Урал в город Кургану, где их приютила у себя семья машиниста. В 1941-1942 годах Андрей учился в Кургане в школе № 30. Через много лет он вспоминал этот город: «Эвакуация забросила нас в ужасную дыру, но какой же эта дыра была доброй!»
Из эвакуации Андрюша с мамой вернулись в Москву, где он пошёл в одну из старейших школ города (сейчас это учебное заведение № 1060). Эту школу в своё время окончил знаменитый режиссёр Андрей Тарковский.
С раннего детства мальчик проявлял огромную любовь к сочинительству и рисованию. О своих детских стихах Андрей никогда не рассказывал, а вот произведения юности он отважился показать своему любимому поэту Борису Пастернаку. Парнишка отправил тетрадку со своими сочинениями великому литератору, а тот пригласил юношу в гости прямо к себе домой. Вознесенский был очень поражён, когда гений поэзии встретил его в коридоре коммунальной квартиры в свитере с дырявым рукавом.
Потом между ними завязалась переписка. Борис Леонидович ответил четырнадцатилетнему парню, что, несмотря на молодость, он ворвался в литературу стремительно и бурно. И эти, на первый взгляд незначительные письма, соединили двух поэтов – одного начинающего, совсем молодого, а второго опытного, можно сказать, мэтра. Их дружба продолжалась до самой смерти Пастернака.
Однажды Борис Пастернак сказал Андрею, что ему всегда нравилась его манера выражать свои мысли, думать и видеть окружающий мир, но мэтр литературы не ожидал, что Вознесенской будет услышан и признан обществом так скоро. Пастернак был рад, что ему удалось дожить до этого времени – периода признания Вознесенского как поэта.
Можно сказать, Пастернак таким образом благословил молодого Вознесенского на великое литературное будущее. Тем не менее сам же и отговорил парня от поступления в литературный институт. Пастернаку казалось, что юное дарование могут там испортить, и вообще мужчине лучше иметь более серьёзную профессию в жизни, чем поэт. Так в 1952 году Андрей после окончания школы поступил в Московский архитектурный институт. Отучился, как положено, пять лет и в 1957 году получил диплом архитектора.
Творчество
По полученной специальности Вознесенскому работать не довелось, его жизнь уже полностью принадлежала искусству. С того времени и навсегда Андрей стал человеком двух профессий. Однако многие критики впоследствии отмечали, что именно архитектурное высшее образование повлияло на творчество Вознесенского. Его называли изобретателем в поэзии, а в стихах всегда можно было уловить игру, конструкции, архитектурное мышление. Вряд ли найдутся любители поэзии, которые не знают его знаменитых «сортиров рококо» и «коровников в амурах».
В 1958 году были опубликованы его первые стихи, которые отличались своеобразным стилем. Лирика Вознесенского была экстравагантной, звуковые эффекты и ритмическая система в них усложнялись. Яркие стихи молодого поэта, которые печатали в периодических изданиях, не остались незамеченными.
А уже в 1959 году, после того как напечатали его поэму «Мастера», имя поэта Андрея Вознесенского стало всенародно известным. Признание миллионов читателей было получено. Вознесенский стал ярким представителем нового поколения поэтов. Началась эра «шестидесятников», которые творили и мыслили свободно.
В Москве на Новой площади в Политехническом музее стали организовываться литературные вечера. Там читали свои стихи Вознесенский, Окуджава, Рождественский, Евтушенко, Ахмадуллина. Залы набивались полные. Они не могли вмещать всех желающих слушать поэзию нового поколения. Поэты стали выступать на стадионах, где собирались многотысячные аудитории.
1960 год ознаменовался выходом сразу двух поэтических сборников Вознесенского «Мозаика» и «Парабола». В культурной жизни СССР это стало очень ярким событием. В советскую официальную литературу его стихи не вписывались, критики только и делали, что разносили поэзию Вознесенского в пух и прах.
В 1963 году разразился его знаменитый скандал с Н. С. Хрущёвым. В Кремле проходила творческая встреча, и Вознесенский должен был выступать. Свою речь он начал с заявления, что не является членом Коммунистический партии, как и его любимый поэт Владимир Маяковский. На что Хрущёв предложил Андрею Вознесенскому убираться вон, и если необходимо, то даст указания для подписания ему заграничного паспорта.
Возможно, в другое время и для другого поэта, это был бы крах всего творческого пути. Но не для Вознесенского, народу нужны были его стихи. Книги поэта расходились огромными тиражами.
Также сильно его творчество любили за границей. Он очень много и часто ездил с выступлениями в Польшу, Болгарию, США, Австрию, Италию, Великобританию, Канаду, Францию. Среди поклонников поэзии Вознесенского Роберт Кеннеди, Пабло Пикассо, Аллен Гинзберг, Мартин Хайдеггер, Артур Миллер, Жан-Поль Сартр, Мэрилин Монро, Пьер Карден, Жаклин Кеннеди, Марк Шагал, Рональд Рейган.
Около двух десятков поэтических сборников вышло из-под пера Вознесенского. В 1993 году фурор произвёл его безразмерный молитвенный сонет «Россия воскресе», который был напечатан в журнале «Дружба народов».
Самым известным его произведением, которое было поставлено на театральных подмостках, стала любимая во всём мире рок-опера «Юнона и Авось». Эта постановка – визитная карточка труппы московского театра «Ленком». В мировой известности этой оперы немалая заслуга Вознесенского. И не только в том, что они вместе с композитором Алексеем Рыбниковым написали потрясающие стихи и музыку. Вознесенский хорошо дружил со знаменитым модельером Пьером Карденом, который помог организовать постановки «Юноны и Авось» в Париже, Нью-Йорке и других крупнейших городах мира.
В театре на Таганке в виде песен и стихов ставили его поэтический цикл «Антимиры», музыку к которым писали Борис Хмельницкий, Владимир Высоцкий. Это было что-то типа творческого вечера Вознесенского, где в первом отделении его стихи читали актёры театра, а во втором он сам.
На стихи Вознесенского написано очень много популярных эстрадных песен, которые исполняли именитые советские певцы. Самые известные из них:
- «Песня на «бис», «Миллион алых роз» (Алла Пугачёва);
- «Вальс при свечах» (Сергей Никитин);
- «Верни мне музыку», «Особый друг», «Начни сначала» (София Ротару);
- «Затмение сердца» (Валерий Леонтьев);
- «Ода сплетникам» (Владимир Высоцкий);
- «Не возвращайтесь к былым возлюбленным» (Галина Беседина и Сергей Тараненко);
- «Плачет девочка в автомате» (Евгений Осин).
Личная жизнь
Непродолжительные отношения были у Вознесенского с поэтессой Беллой Ахмадуллиной после того, как она ушла от своего первого супруга Евгения Евтушенко.
В 1964 году Андрей женился на Зое Богуславской. До конца жизни она была его Музой и Озой (так он называл Зою). Это была необыкновенная любовь. Богуславская была старше Вознесенского на четыре года, на момент их знакомства она состоялась как драматург, писатель и литературный критик. Более того, Зоя была замужем и растила сына.
Но Вознесенский выбрал её как своё спасение, будто чувствовал каждой клеточкой своего тела, что это и есть его судьба. Она сопротивлялась и не хотела ничего менять в своей благополучной счастливой жизни. Но Андрей был настойчив, и Зоя сдалась. Она оставила прежнюю семью, и 46 лет шла рядом с Вознесенским бок о бок в радости и в горе.
Болезнь и смерть
На самом деле смерть как будто постоянно преследовала его и тихо отступала. В 70-х годах по Советскому Союзу прокатился слух о том, что поэт Андрей Вознесенский попал в аварию и разбился. Авария, и правда, была, машину смяло, как говорится, всмятку, но все, кто в ней находился, остались живы. За рулём был знаменитый писатель и поэт Казахской ССР Олжас Сулейменов. В машине также находилась актриса Татьяна Лаврова, которая была для Вознесенского его вечной и яркой влюблённостью.
Вторая авария случилась в жизни поэта, когда он ехал на такси к себе домой в Переделкино. Машина снова была смята в хлам, а поэт остался жив благодаря своей любимой песцовой лохматой шапке. Смерть снова обошла его, а он позднее написал стихи, где благодарил неведомого зверя, из которого пошили спасительную шапку.
Третий раз поэту повезло, когда он должен был улетать из Новосибирска в Москву и опоздал на свой самолёт, который во время этого полёта разбился.
В 1995 году медики диагностировали у Андрея Вознесенского первые признаки болезни Паркинсона. У него начали слабеть мышцы горла и конечностей.
В 2006 году у поэта случился первый инсульт. Последствия после него были тяжёлыми: почти полная парализация левой руки и проблемы с ногами, Андрей Андреевич очень тяжело стал передвигаться.
В 2010 году у него случился второй инсульт и потеря голоса. В мае этого же года Вознесенский с супругой Зоей Богуславской уехали в одну из лучших немецких клиник в город Мюнхен. Медиками ему была сделана операция, в ходе которой устранили атеросклеротическое повреждение артерий, что предотвращало возможность последующих инсультов. Но оперативные действия хирургов из Германии не смогли надолго продлить жизнь поэту.
1 июня 2010 года у Вознесенского случился третий инсульт. В 13 часов 10 минут его сердце остановилось. Перед этим жена вызвала «Скорую помощь», но когда медики приехали, поэт уже был мёртв. Когда тело Вознесенского увозили в морг, у ворот дома уже лежали красные гвоздики.
Андрей Андреевич проживал в Переделкино, рядом находилась дача-музей его учителя Бориса Пастернака. Ученик прожил дольше своего наставника на пятьдесят лет и два дня. За это время Вознесенский ежегодно на день рождения Пастернака (6 февраля) и в день его смерти (30 мая) приходил на дачу своего учителя. После смерти Пастернака в его рабочем столе была найдена тетрадь, подписанная «Андрюшины стихи», в нескольких местах простым карандашом стояли какие-то пометки. Вознесенский оказался очень благодарным учеником. За полвека он только один раз не пришёл на дачу-музей Пастернака, 30 мая 2010 года. Он просто не мог этого сделать физически, а быть может, почувствовал, что через два дня он встретится со своим наставником уже навсегда…
Андрей Вознесенский, дети
Несмотря на то, что поэт был женат два раза, никто и не думал, что есть дети Андрея Вознесенского, и только после смерти все узнали, что у него есть дочь. Арина Вознесенская прилетела из Америки вместе со своим сыном, внуком Андрея Андреевича на выставку, посвященную памяти своего отца. Арина Андреевна со своей мамой Анной Вронской и двумя сыновьями живет в Штатах последние тринадцать лет. С матерью своей дочери Вознесенский познакомился, когда Анна Вронская, студентка ВГИКа, пришла взять у него интервью.
На фото — поэт с дочерью
Позже, несмотря на то, что вместе они были совсем недолго, Андрей Андреевич никогда не забывал о своей дочери, принимал участие в ее воспитании. Он не скрывал, что у него есть дочь, часто приезжал к ней в Штаты, и Арина никогда не ощущала недостатка отеческого внимания. Когда она повзрослела, то и сама начала приезжать к нему в Москву, и в последний раз их встреча состоялась за три дня до смерти Андрея Андреевича, а после его кончины Арина Вознесенская старается бывать в Москве со своими детьми, внуками поэта, чтобы они знали, каким великим человеком был их дед.
На фото — внук Андрея Вознесенского
В его жизни было два официальных брака, но ни в одном из них не рождались дети Андрея Вознесенского. Первой женой поэта была Белла Ахмадулина, которая ушла к нему от его друга Евгения Евтушенко, но их совместная жизнь оказалась недолгой, однако, расставшись, они сохранили теплые отношения. Страстную любовь испытал Андрей Андреевич к красивой и талантливой актрисе, роковой женщине Татьяне Лавровой. Вспыхнувший между ними роман растянулся на несколько лет, а по некоторым утверждениям, сочиненное поэтом стихотворение «Ты меня на рассвете разбудишь» было посвящено их расставанию.
На фото — Вознесенский и Зоя Богуславская
Вознесенский тщательно скрывал этот роман – все это время он был женат на Зое Богуславской, которую тоже искренне любил и испытывал к ней самые трепетные чувства. С Богуславской Андрей Андреевич прожил долгих сорок шесть лет, общих детей Андрея Вознесенского и Зои Борисовны не было, но поэт тепло относился к ребенку Богуславской от первого брака, а она свою любовь посвятила не только сыну, но и мужу, с которым была до последних дней.
Когда его сразил сначала один, а потом второй инсульт, Зоя Богуславская чуть было сама не слегла, но ей нужны были силы, чтобы вывезти мужа на лечение в Германию, и она их нашла. Она всегда поддерживала теплые отношения с дочерью Андрея Андреевича и сохранила их и после смерти поэта. Когда Арина приезжает в Москву, они всегда встречаются и вместе вспоминают дорогого им обеим человека.
Также читайте: Нонна Гришаева, дети и Ольга Будина, дети
Анастасия Вознесенская
Анастасия Вознесенская – советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка Российской Федерации. Она знакома телезрителям ролями в фильмах «Майор Вихрь», «Адам и Хева», «Авария – дочь мента», «Вокзал для двоих».
Анастасия Вознесенская в фильме «Гараж»
Но наибольшую известность артистке принесла работа в замечательной комедии Эльдара Рязанова «Гараж», где Вознесенская сыграла беспринципного директора рынка Кушакову. В рязановской комедии актриса появилась в компании звезд советского кинематографа и своего мужа Андрея Мягкова, убедительно сыгравшего потерявшего голос лаборанта Хвостова.
Детство и юность
О детстве и юности артистки информации не найти, что объясняется давней нелюбовью Анастасии Валентиновны к журналистам, излишней шумихе вокруг ее персоны и нежеланием впускать посторонних в личное пространство.
Анастасия Вознесенская в молодости
Родилась Вознесенская в июле 1943 года в российской столице. Окончила одну из московских школ и в начале 1960-х поступила в Школу-студию МХАТ. Она училась на одном курсе с Верой Алентовой, Владимиром Меньшовым, Ириной Мирошниченко и будущим мужем Андреем Мягковым.
Кем были родители Анастасии Валентиновны и как приняли решение дочери стать актрисой, история умалчивает. Известно, что Вознесенская – не единственный ребенок в семье. У артистки две сестры, с которыми, по неподтвержденным сведениям, она не поддерживает отношений после смерти матери в начале 2000-х.
Школу-студию МХАТ актриса окончила в середине 1960-х. Перспективную выпускницу и обаятельную молодую женщину в труппу «Современника» позвал сам Олег Ефремов, но Анастасия Вознесенская поставила условие: согласится только в паре с Мягковым. Художественный руководитель вынужденно согласился и не пожалел.
На подмостках «Современника» актриса не потерялась среди созвездия талантливых коллег. Вознесенская сыграла Машу в чеховской «Чайке», Бабакину в постановке «Иванов» и героинь пьес Александра Вампилова «Провинциальные анекдоты» и «Утиная охота».
Анастасия Вознесенская в спектакле «Чайка»
Когда Ефремов покинул «Современник», Вознесенская с Мягковым ушли за мэтром в МХАТ, а после раздела театра в 1987-м снова последовали за Олегом Николаевичем.
В 1980-х Анастасия Вознесенская – прима театра Ефремова. Ведущей артистке доверяют роли всей жанровой палитры – от гротескно-комедийных до драматических. Театральные критики после каждой премьеры разражались хвалебными рецензиями в адрес актрисы, превозносили умение наполнять любую роль психологической достоверностью, не теряя театральной формы.
Кинематографическая биография Вознесенской складывалась не менее успешно, чем театральная. На экранах актриса появилась сразу после окончания вуза. В 1966-м Анастасия дебютировала в короткометражках «Первая любовь» и «Путешествие», а спустя год режиссер Евгений Ташков доверил ей главную роль в 3-серийной военной драме «Майор Вихрь», в основу которой лег одноименный роман Юлиана Семенова.
Анастасия Вознесенская в фильме «Майор Вихрь»
Зрители увидели Анастасию Вознесенскую в образе радистки Ани. Ее партнерами по съемочной площадке стали Вадим Бероев и Виктор Павлов. Мини-сериал имел громкий успех, а все артисты проснулись знаменитыми.
Следующая звездная роль не заставила себя долго ждать. В 1969-м Вознесенская снялась в искрометной комедии Алексея Коренева «Адам и Хева», в которой сыграла яркую второстепенную роль Айшат. Адама и Хеву сыграли Георгий Гегечкори и Екатерина Васильева. Фрунзику Мкртчяну режиссер отвел роль незадачливого мужа, тщетно пытающегося вернуть жену Еву.
Анастасия Вознесенская в фильме «Первая любовь»
На первую половину 1970-х пришелся пик популярности актрисы. В это время Мягков, хотя и снимался, но оставался на шаг позади популярной супруги. Однако, оставаясь в тени, не ревновал к успеху. Анастасия, получая предложения от режиссеров, стремилась «выбить» для мужа хоть эпизод в картине, где снималась.
Все изменилось в середине 1970-х, когда на экраны вышел рязановский кинохит «Ирония судьбы, или С легким паром!», а затем другой, в котором Мягков блистал в дуэте с Алисой Фрейндлих. Теперь Андрей Мягков хлопотал о ролях для жены.
Анастасия Вознесенская в фильме «Вокзал для двоих»
Но если в комедии «Гараж» ему удалось уговорить Рязанова дать роль Вознесенской, то режиссер «Большой перемены» Коренев, снявший супругу Мягкова в «Адаме и Хеве», не пошел на уступки звезде: Нестора Петровича сыграл Михаил Кононов, а роль учительницы Светланы Афанасьевны, которую Мягков потребовал для Анастасии, досталась Наталии Богуновой.
В конце 1980-х карьера актрисы пошла на спад. Единственным «громким» проектом, в котором ей доверили эпизод в эти годы, оказалась мелодрама Рязанова «Вокзал для двоих». Анастасии Вознесенской там досталась роль дежурной в «Интуристе», приютившей героя Олега Басилашвили.
Анастасия Вознесенская в фильме «От зарплаты до зарплаты»
В 1986 году состоялась премьера комедии Аиды Манасаровой «От зарплаты до зарплаты», в которой главных героев сыграли Олег Ефремов и Андрей Мягков. Появилась в заметной роли и Анастасия Вознесенская. Зрители и критики тепло встретили ленту, но сегодня она незаслуженно забыта.
Еще один фильм, о котором заговорили, стала драма Михаила Туманишвили «Авария – дочь мента». Вознесенскую зрители узнали в образе сварливой матери главной героини, которую блестяще сыграла Оксана Арбузова.
Анастасия Вознесенская в фильме «Авария – дочь мента»
В 1990-х Анастасия Вознесенская мелькнула на экранах в эпизодах лент «Виновата ли я», «Завещание Сталина» и «Крестоносец». В актерской среде заговорили о пагубном пристрастии актрисы к спиртному. О том, что из-за малой востребованности в театре и кино женщина погрузилась в депрессию, которую «топила» в алкоголе. Побороть пагубную привычку помог любящий муж, окружив половинку любовью и заботой.
Личная жизнь
С будущим мужем Анастасия Вознесенская познакомилась в театральном вузе. Мягков, у которого уже имелся диплом химика-технолога, оказался старшим на курсе. Внимание на очаровательную хрупкую москвичку ленинградец обратил на первом же курсе. Вспыхнувший роман со временем разгорался сильнее, и студенческую свадьбу пара сыграла, не откладывая на конец учебы.
Вместе супруги прожили полстолетия, сумев не растерять чувств. Знакомые актерской семьи поговаривают, что у пары и сегодня трогательно-нежные отношения, как в первые годы совместной жизни.
Андрей Мягков и Анастасия Вознесенская в фильме «Вы мне писали. »
Анастасия Вознесенская сумела стать настоящей музой для мужа, вдохновив его на раскрытие многих талантов, помимо актерского. Написав портрет жены, Мягков так увлекся живописью, что его картины украшают дома Галины Волчек и Михаила Горбачева. А услышав от любимой супруги, перечитавшей все детективы, что читать больше нечего, Андрей Васильевич сел за написание книг и сочинил 3 романа, один из которых экранизирован.
В 2013 году пара отметила золотой юбилей совместной жизни: вдвоем, без детей. Не став родителями, они «усыновили» и «удочерили» своих учеников, студентов школы-студии МХАТ.
Анастасия Вознесенская сейчас
В конце 2017 года поклонники актерской пары встревожились новостями о госпитализации Андрея Мягкова, попавшего в больницу с сильными головными болями. В СМИ заговорили о звездной чете, о которой давно ничего не слышно. В театре, где ранее трудились артисты, рассказали, что Мягков и Анастасия Вознесенская давно не появлялись за кулисами из-за проблем со здоровьем.
Андрей Мягков и Анастасия Вознесенская
Летом 2018 года две звезды отметят юбилеи: Мягкову исполнится 80, а Вознесенской – 75. Они по-прежнему вместе и если изредка выходят на публичные мероприятия, то непременно вдвоем.
Андрей Вознесенский – биография, фото, личная жизнь, стихи, смерть
Светлана Мороз 05.09.2018 Мы их знаем 12 просмотров
Андрей Вознесенский: биография
Андрей Вознесенский – советский поэт-шестидесятник, публицист, поэт-песенник. Несмотря на прохладное отношение власти к творчеству поэта, в 1978 году Андрей Андреевич удостоился Государственной премии СССР. Вошел в плеяду классиков XX столетия.
Андрей Андреевич Вознесенский родился в мае 1933 года в столице. Его отец – инженер-гидротехник по специальности, строил знаменитые Братскую и Ингурскую гидроэлектростанции. Позже он стал профессором и возглавил Институт водных проблем.
Поэт-песенник Андрей Вознесенский
Ранние детские годы будущий поэт провел в городке Киржаче Владимирской области, откуда была родом мама Антонина Сергеевна. В семье также подрастала старшая сестра Андрея – Наташа.
Грянувшая Великая Отечественная война и последовавшая эвакуация заставили 8-летнего Андрея вместе с мамой перебраться в Курган, где мальчик ходил в школу. Позже Вознесенский поделился, что эвакуация хотя и забросила его в дыру, но «какая добрая это была дыра».
Андрей Вознесенский в молодости
В Москве Андрей Андреевич закончил одну из старейших столичных школ, в которой также учился Андрей Тарковский. Стихи мальчик начал писать рано, а в 14 лет отважился послать некоторые из них своему любимому поэту Борису Пастернаку. Тот оценил произведения юного коллеги очень высоко, и они подружились. Влияние Пастернака на Вознесенского было огромным.
После получения аттестата Андрей Вознесенский стал студентом архитектурного института. В престижный вуз Андрей отправился по настоянию Пастернака, который боялся, что преподаватели литературного института загубят талант Вознесенского. В 1957-ом, получив диплом о высшем образовании, поэт отметил это событие строками: «Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, сортиры в рококо. ». По специальности Вознесенский не работал никогда.
Литература
Творческая биография Андрея Вознесенского развивалась стремительно. В 1958 году впервые были опубликованы его стихи. Они оказались яркими, насыщенными метафорами, звуковыми эффектами и усложненной ритмической системой. В каждой строчке сквозил подтекст, что было непривычным и новым для того времени. Влияние на поэзию Андрея Андреевича оказал не только Борис Пастернак, но и творчество Владимира Маяковского и футуриста Семена Кирсанова.
Андрей Вознесенский
Дебютный сборник поэзии Вознесенского увидел свет в 1960-ом. Он получил название «Мозаика». За критику власти и советского строя молодой поэт сразу же оказался в опале. Его произведения были поставлены в один ряд с такими же «неформатными» стихами «шестидесятников» Евгения Евтушенко и Беллы Ахмадулиной. Редактор, позволивший издать сборник Вознесенского, был с треском выгнан с должности, а тираж едва удалось сберечь от уничтожения.
Однако все неприятные обстоятельства, сопутствовавшие выходу первой книги, не испугали Вознесенского. Спустя несколько месяцев вышел второй сборник, названный «Парабола». Он тут же превратился в библиографическую редкость, хотя был издан огромным тиражом. Андрея Андреевича начали приглашать на закрытые вечера, где свои произведения читали такие же опальные коллеги. Вместе с тем поэты, воспевающие советский строй, делали Андрея Вознесенского героем стихотворных карикатур.
Евгений Евтушенко, Булат Окуджава, Андрей Вознесенский и Роберт Рождественский
На Вознесенского ополчился Никита Хрущев. Он вознамерился выгнать неудобного литератора из страны, но после личной просьбы Джона Кеннеди генсек оставил поэта в покое. Среди поклонников Вознесенского был Роберт Кеннеди. Он даже переводил произведения советского поэта на английский язык.
По просьбе Кеннеди Андрея Андреевича начали выпускать за рубеж. В Америке Вознесенский познакомился с коллегой Алленом Гинзбергом, знаменитым драматургом Артуром Миллером и голливудской кинодивой Мэрилин Монро, которой затем посвятил стихотворение. Побывал поэт во многих странах Европы, где его талант почитали, а стихи любили.
Аллен Гинзберг и Андрей Вознесенский
В 1962 году Вознесенский выпустил новый сборник, названный «Треугольная груша», что вызвало новую волну негодования представителей власти. Поэта критикуют и унижают, в газетах выходят разгромные статьи критиков, зато народ его любит. Произведения Андрея Вознесенского перепечатывают и выпускают в «самиздате», передавая друг другу «из-под полы».
Поэт работает не покладая рук. Каждый год Вознесенский радует почитателей новым сборником великолепной поэзии. Поэт-романтик воспевает чувство любви в стихах «Не возвращайтесь к былым возлюбленным», «Сон», «Романс», «Вальс при свечах». Каждый раз эмоции, рождающиеся в строках произведений о любви, словно маятник стремятся то к полюсу вселенской любви, то к полюсу всеобъемлющего трагизма.
Поэт-песенник Андрей Вознесенский
В 1981 году на всю Москву прогремела ленкомовская постановка рок-оперы «Юнона и Авось» на либретто Андрея Вознесенского и музыку Алексея Рыбникова. Вокальные номера «Я тебя никогда не забуду», «Аллилуйя» производили на зрителей оглушительное впечатление. Зал с первых дней показа спектакля был переполнен. Несколько осложнила ситуацию публикация в иностранной прессе статьи о постановке, после которой советское правительство долго не выпускало театральную труппу на гастроли с рок-оперой за рубеж, а также препятствовало распространению пластинки.
Рок-опера «Юнона и Авось» оказалась не первым театральным воплощением поэзии Вознесенского. В театре на Таганке с аншлагами шла постановка поэтического цикла «Антимиры» на музыку Бориса Хмельницкого и Владимира Высоцкого.
Алексей Рыбников, Марк Захаров, Андрей Вознесенский и Николай Караченцов
Потомкам поэт оставил 8 поэм, среди которых значатся «Лонжюмо», «Оза», «Ров». Произведение «Андрей Полисадов» литератор посвятил своему прадеду, муромскому архимандриту. Последняя поэма, безразмерный молитвенный сонет «Россия воскресе», появилась в 1993 году на страницах издания «Дружба народов». В литературное наследие Вознесенского входят также мемуарная проза и публицистика. Единственное крупное прозаическое произведение Андрея Андреевича «Прорабы духа» появилось в 1984 году.
Сегодня Андрей Вознесенский знаком стихами, превратившимися в популярные музыкальные хиты «Плачет девочка в автомате», «Верни мне музыку», «Подберу музыку», «Танец на барабане». А песня в исполнении Аллы Пугачевой «Миллион алых роз» по праву считается главным шлягером советской эпохи. На стихи Вознесенского создавали свои шедевры композиторы Раймонд Паулс, Оскар Фельцман, Микаэл Таривердиев, Игорь Николаев, Стас Намин, Евгений Мартынов.
Вознесенский вместе с семьей жил в знаменитом поселке «Переделкино». Его дом находился в близком соседстве с дачей Пастернака. В свое время дому-музею Вознесенским был подарен портрет наставника, который Андрей сделал еще в 7 классе на уроке труда, используя маленькое фото Пастернака. Ежегодно благодарный ученик в день рождения и день смерти учителя посещал его дачу. Пережить Пастернака Вознесенскому удалось на 50 лет и два дня.
Личная жизнь
Первой супругой Андрея Вознесенского стала Белла Ахмадуллина. Поэтесса ушла от мужа Евгения Евтушенко именно к нему. Но прожили Вознесенский и Ахмадуллина недолго. Есть версия, что сборник «Треугольная груша» получил название из-за этого любовного треугольника.
Андрей Вознесенский и Белла Ахмадуллина
Личная жизнь Андрея Вознесенского почти полвека была связана с другой женщиной, преданной музой и хранительницей семейного очага Зоей Богуславской – прозаиком, драматургом и поэтессой. На момент знакомства поэта с будущей супругой Зоя была состоявшимся литератором, в благополучном браке у нее подрастал сын. Но любовь к поэту оказалась сильнее.
Зоя Богуславская и Андрей Вознесенский
Есть слухи о еще одном романе Вознесенского, на который его супруге Зое одно время приходилось закрывать глаза. Поговаривают, что Андрей Андреевич был влюблен в актрису Татьяну Лаврову. Якобы стихи из рок-оперы «Юнона и Авось» «Я тебя никогда не забуду» посвящены именно этой женщине. Этот роман был описан в одной из повестей Василия Аксенова.
Зоя Богуславская и Андрей Вознесенский
Тем не менее, большую часть жизни поэт прожил с Зоей Богуславской. В этом браке не было общих детей. Но Зое Борисовне суждено было находиться с супругом до последних минут его жизни.
Первый тревожный звоночек для поэта прозвучал в 1995 году. У Андрея Вознесенского нашли первые признаки болезни Паркинсона. У литератора начали слабеть мышцы горла, рук и ног.
Могила Андрея Вознесенского
В 2006-ом у Вознесенского случился первый инсульт, следствием которого стал паралич руки и проблемы с ногами. В 2010-ом – новый инсульт и полная потеря голоса. Весной поэта прооперировали в Мюнхенской клинике. Но в первый же летний день, когда Андрей Андреевич уже был в Переделкино, грянул третий инсульт, которого поэт не смог пережить. Умирал Андрей Андреевич на руках у жены, которой перед смертью нашептывал новые стихотворные строки.
Похоронили знаменитого литератора на Новодевичьем кладбище, где покоятся тела его родителей.
Добавить коммент