Анатолий Солоницын – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019


Анатолий Солоницын – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Анатолий Солоницын: фильмы, биография актера

СОДЕРЖАНИЕ

Время не властно над гениями. Пройдут годы, но имя советского режиссёра Андрея Тарковского останется в памяти поколений. Его фильмы и образы, созданные талантливыми актёрами, навсегда войдут в летопись истории кино. Анатолий Солоницын, биография и творческий путь которого представлены в статье, – один из его талисманов и лучших представителей актёрской профессии, сыгравший при жизни практически во всех картинах и спектаклях великого постановщика.

Настоящее имя

Уроженец Богородска Горьковской области появился на свет в семье журналиста «Горьковской правды» 30.08.1934. В феврале этого года весь мир следил за спасением экипажа парохода «Челюскин», затонувшего в водах Чукотского моря. Научную экспедицию полярников возглавлял Отто Шмидт. В честь выдающегося учёного родители назвали мальчика Отто. Анатолий Солоницын недолго носил это имя. Грянула Великая Отечественная, и немецкое название трансформировалось в русский аналог, под которым актёра ныне знает весь мир.

Путь к мечте

Родным городом матери был Саратов. Именно там семья осела по окончании войны. Юноша поступил в техникум, где получил рабочую специальность, начав трудиться на заводе слесарем-инструментальщиком. Отца перевели во Фрунзе, и в Киргизии Анатолий решил продолжить школьное образование. В девятом классе он активно участвовал в самодеятельности, читая со сцены стихи и развлекая сверстников куплетами. К нему пришёл настоящий успех, ибо из различных учреждений города посыпались приглашения с просьбой о выступлении.

Анатолий Солоницын, фото которого представлено в статье, отправился покорять Москву. Трижды он пытался штурмовать ГИТИС, но срезался на третьем туре. На совести членов экзаменационной комиссии останется тот факт, что они не смогли разглядеть в скромном, даже застенчивом юноше с глубоко запавшими глазами и печатью страдания на лице, будущую «звезду» отечественного кинематографа. После третьей неудачи будущий актёр отправился в студию Свердловского драмтеатра, открывшуюся накануне. По её окончании был принят в штат театра, исполняя на сцене свои первые роли.

Что разглядел в нём гений кино? Как смог уловить некую «достоевщину» и реальные исторические корни, ибо прадед Солоницына по имени Захар был и летописцем, и иконописцем? Никто не знает, как выглядел Рублёв, но режиссёр ни секунды не сомневался, что именно так, как представший перед ним провинциальный актёр. Это подтвердили и историки, выбиравшие среди 20 фотографий кандидатов, прошедших пробы. Тарковский отстоял перед худсоветом никому не известного артиста, ни разу не пожалев об этом.

Андрей Рублёв – «звёздная» роль

1965-й стал звёздным периодом в творческой судьбе Солоницына. Кинопробы проходили в Андрониковом монастыре, где сама обстановка вызывала благоговение и внутренний страх. Андрей Тарковский впервые встретился с потрясающей актёрской самоотверженностью. Солоницын сам предложил снять его с роли, если, по мнению режиссёра, он с ней не справится. Съёмки начались с последних сцен, где по сценарию Рублёв заговорил после длительного молчания. Голос должен был иметь некоторую хрипотцу и надтреснутость.

Чтобы быть убедительным, на три месяца замолчал и Анатолий Солоницын. Актёр по-настоящему постился и так прислушивался к словам Тарковского, что казался глиной в руках режиссёра. Фильм раскрыл их потрясающее духовное родство, проявившееся и в других картинах. «Андрей Рублёв» пролежал на полке ровно шесть лет, но с появлением на экранах получил всемирное признание, а Солоницын стал считаться на Западе российским актёром №1.

Тарковский в жизни артиста

Лучшие работы Тарковского, в которых снимался Солоницын, вошли в Золотой фонд мировой киноиндустрии:

  • «Солярис» (1972) – фантастическая драма по одноимённому произведению Станислава Лема, где актёр выступил в образе учёного Сарториуса.
  • «Зеркало» (1974) – автобиографический фильм-размышление, в котором роль Доктора была специально введена для Солоницына.
  • «Сталкер» (1979) – фантастическая притча по «Пикнику на обочине» братьев Стругацких. Роль Писателя.

Тарковский мечтал о своём театре. В 70-е он поставил с труппой М. Захарова «Гамлета», где сыграл его любимый актёр. Анатолий Солоницын, биография которого описана братом Алексеем («Повесть о старшем брате»), последовал за мэтром. Однако спектакль не стал явлением театрального искусства. Режиссёр был кинематографистом и мыслил кадром, что несколько мешало на сцене. В 1980-м он покинул Россию, выехав на съёмки «Ностальгии» в Италию. Сценарий писался под Солоницына, но тот уже был серьёзно болен, и в картине снялся О. Янковский. Это окончательно подкосило актёра, через год ушедшего из жизни.

Работа с другими режиссёрами

После роли Рублёва, Анатолий Солоницын стал востребованным артистом, способным отправиться за ролью в любую точку страны. Он играл на сцене Новосибирска и Таллина, Санкт-Петербурга и Москвы. Снимался у Г. Панфилова («В огне брода нет»), А. Германа («Проверка на дорогах»), Н. Михалкова («Свой среди чужих, чужой среди своих»), С. Герасимова («Любить человека»), Л. Шепитько («Восхождение»). Всего в его активе 46 фильмов, что сделало его очень уважаемым в мире кино. Актёр всю жизнь скитался по углам, жил в общежитиях, чурался тусовок, но эта его внешняя неустроенность не входила в противоречие с абсолютной устроенностью в искусстве.

Он никогда не переступал свою нравственную позицию. В фильме В. Шамшурина в 1969 году («В лазоревой степи») снимался, не завершив курс лечения от воспаления лёгких, дабы не срывать съёмки. Впоследствии это серьёзно скажется на его здоровье и приведёт к преждевременной смерти в 47-летнем возрасте.

Последние роли

В 1981-м актёра ждали две радостные новости: присвоение звания Заслуженного артиста РСФСР и получение награды Берлинского фестиваля за образ Ф. Достоевского («Двадцать шесть дней из жизни Достоевского»). Когда-то он мечтал сыграть выдающегося писателя в картине Тарковского по роману «Идиот» и ради этого был готов на пластику лица, чтобы полностью походить на свой прототип. Но фильм так и не был снят. Анатолий Солоницын реализовал свою мечту в картине А. Зархи, но ни о каком преображении не шло и речи. Актёр был серьёзно болен, перенеся зимой 1981-го операцию по удалению опухоли в лёгких. После этого на какое-то время он восстановился и даже снялся в фильме «Остановился поезд» (В. Абдрашитов), но вскоре стало понятно, что заболевание прогрессирует.

Попыткой обмануть смерть стала картина «Раскиданное гнездо» (Б. Луценко), где он играл роль странника. Прямо на съёмках актёру стало плохо. Из Белоруссии его отправили в Москву, где врачи диагностировали распространение метастазов в позвоночник. Фильм стал последним в его кинокарьере.

Уход из жизни

Судьба оказалась благосклонной к актёру. Последние дни он начитывал брату историю своей жизни, расписывал красками доски, раздавая друзьям. Рядом находились жена и маленький сын. Уход за больным осуществляла сиделка. Отчего же умер Анатолий Солоницын? Причина смерти не связана с основным заболеванием. Он поперхнулся кашей, не дожив до мучительных болей и абсолютной беспомощности. Это случилось в 1982 году, за 2 месяца до его сорокавосьмилетия (11 июня). Любопытно, что через четыре года из-за этой же болезни покинет этот мир и Андрей Тарковский.

Актёр, выбравший для себя служение профессии, был женат трижды. Первый брак продержался лишь несколько месяцев. В Свердловске он сделал предложение молоденькой гримёрше, не отличающейся целомудрием. Пример Сони Мармеладовой не сработал, и пара рассталась.

Второй брак просуществовал 15 лет. Ему предшествовало длительное ухаживание. Лариса была моложе на 11 лет, и посещала театральный кружок, где преподавал Анатолий Солоницын. Фильмы и роли звали актёра в различные уголки страны, а рождение дочери в 1968-м заставило жену осесть на определённое время в Москве, где она поступила в МГУ.

Их отношения можно проследить по переписке. Находясь в экспедициях, актёр писал письма на нескольких страницах, что говорит о душевном родстве. Семья переехала в Петербург, где Лариса стала работать в театре заведующей литературной частью. Полугодовые отлучки и ревность сделали своё дело. Солоницын уехал в Москву играть Гамлета и больше в семью не вернулся. Лариса ненадолго пережила бывшего мужа, оставив несовершеннолетнюю дочь.

Третий брак оказался самым счастливым, хоть и недолгим. Светлана работала гримёром на картине «Сталкер». Ей удалось окружить мужа заботой и создать необходимый уют. Супруги жили в небольшой коммунальной комнатке в Люберцах, но не роптали. Вскоре родился сын Алексей, который, к сожалению, почти не помнит отца. Дети Солоницына связаны с кино, хотя сын первоначально получил юридическое образование.

Послесловие

Могила Анатолия Солоницына находится на Ваганьковском кладбище, где похоронены многие выдающиеся актёры современности. Памятник выполнен в виде человека в монашеском одеянии, символизируя образ Андрея Рублёва – совестливого иконописца с ликом святого. Что-то от Рублёва было в самом Солоницыне, который перед кончиной сожалел о том, что забыл Бога. Господь был в его душе, что и определило достижение небывалых высот в актёрской профессии. После ухода таких мастеров в искусстве образуется пустота, невосполнимая никем.




Анатолий Солоницын – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Солоницын Анатолий Алексеевич: биография, карьера, личная жизнь

Содержание статьи

Родился Анатолий Солоницын 30 августа 1934 года в городе Богородске Горьковской области. Семья Анатолия была из поволжских немцев. Его отец был журналистом и работал ответственным секретарём газеты «Горьковская правда».

Первые годы жизни будущий актёр носил имя Отто, мальчика назвали в честь научного руководителя экспедиции Отто Юльевича Шмидта. Когда с началом войны имя Отто стало многими восприниматься как враждебное, родители сменили имя на Анатолия.

После войны семья Солоницына поселилась в Саратове, родном городе его мамы. Закончив школу, Анатолий поступил в строительный техникум. Получив там специальность слесаря-инструментальщика, он устроился на Саратовский весоремонтный завод слесарем-весоремонтником, но проработал на заводе недолго (с 1951-1952 год). В связи с тем, что отца Анатолия отправили работать в Киргизию, семья переехала в город Фрунзе. Там Анатолий продолжил образование и пошёл в 9-й и 10-й класс. Здесь он стал участвовать в художественной самодеятельности, читал стихи, выступал с куплетами.

В 1954-1956 годах работал на заводе сельхозмашин имени Фрунзе, слесарем-инструментальщиком.

С 1956-1957 год работал заведующим организационным отделом в Первомайском РКЛКСМ (Фрунзе, Киргизия).

С 1955-1957 года Анатолий Солоницын ежегодно ездил в Москву для поступления в ГИТИС, но его трижды не принимали. И после третьей неудачной попытки поступления в 1957 году он отправился в Свердловск, в только что открывшуюся театральную студию при Свердловском драматическом театре, и сразу же был принят.

Окончив учёбу в студии в 1960 году, Солоницына приняли в штат Свердловского театра драмы. Здесь он переиграл множество ролей, но в основном это были небольшие роли второго плана.

Анатолий Солоницын с 1960-1972 год часто менял театры. С 1960-1966 год был актером Сверловского театра драмы.

В 1966-1967 годах актёром Театра драмы имени Горького (БССР).

В 1967-1968 годах — актёр Одесской киностудии (по договору).

В 1968-1970 годах — актёр Новосибирского театра драмы «Красный факел».

В 1970-1971 годах — актёр Русского драматического театра в Таллинне.

В 1971-1972 годах — актёр Киностудии имени Горького.

В 1972 году — актёр Киностудии «Ленфильм».

В 1972-1976 годах — актёр Театра имени Ленсовета.

В театре Анатолий Алексеевич сыграл более сотни ролей.

Дебют Анатолия в кино в главной роли произошел еще Свердловской киностудии в первой картине Глеба Панфилова «Дело Курта Клаузевица» в 1963 году.

Широкая известность пришла Анатолию Солоницыну после роли Андрея Рублёва в одноимённом фильме «Андрей Рублёв» Андрея Тарковского в 1966 году.

В 1966 году к нему поступило сразу два предложения от кинорежиссёров: Глеб Панфилов утвердил его на роль комиссара Евстрюкова в фильме «В огне брода нет», а Лев Голуб — на роль командира продотряда в «Анютиной дороге». Он снимался у Алексея Германа в «Проверке на дорогах», Сергея Герасимова в «Любить человека», Никиты Михалкова в «Своем среди чужих», Ларисы Шепитько в «Восхождении» и многих других. В 1969 году режиссёр Владимир Шамшурин пригласил актёра на роль казака Игната Крамскова в фильме «В лазоревой степи».

В 1972 году на экраны вышел «Солярис», где Солоницын сыграл роль доктора Сарториуса. В следующей картине Тарковского, «Зеркало», Солоницын сыграл специально придуманную для него эпизодическую роль прохожего. Безусловным успехом актёра стала роль Писателя в фильме «Сталкер» 1979 года по мотивам повести А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине».

В 1980 году актер сыграл Достоевского в фильме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» и за эту роль получил приз Берлинского кинофестиваля.

В 1981 году А. Солоницыну было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР. В том же году состоялась одна из последних значительных работ Солоницына в кино — в фильме В. Абдрашитова «Остановился поезд» он сыграл журналиста Малинина.

За 47 лет, которые отпустила Анатолию Солоницыну судьба, он успел сняться в 46 фильмах.

Личная жизнь

Анатолий Солоницын был женат три раза. От браков родились двое детей.

Первая жена — Людмила Солоницына (Успенская). Проживала и проживает в г. Екатеринбурге, в прошлом работала на Свердловской киностудии.

Вторая жена — Лариса Солоницына (Сысоева). Дочь — Лариса Солоницына (род. 1968), директор Музея кино (с 2014); окончила ВГИК, киноведение. Внук Артемий Солоницын (р. 1997).

Третья жена — Светлана, Сын — Алексей. Окончил МССШМ, работал следователем. После приглашения Маргариты Тереховой сняться в фильме оставил карьеру следователя. Сейчас работает в кинокомпании «Коктебель».

Во время съёмок фильма «Остановился поезд» в Монголии, Солоницын упал с лошади и ушиб грудь. Его поместили в больницу, и во время обследования врачи обнаружили у него рак лёгких. Актёр умер у себя дома 11 июня 1982 года после проведённой операции и долгого последующего лечения.

Похоронен Солоницин Анатолий Алексеевич в Москве на Ваганьковском кладбище, участок № 37. На его могиле был воздвигнут памятник — фигура монаха, выходящего из церковного портала, — Андрея Рублёва.

Жизни и творчеству актера посвящена глава 8 цикла «Чтобы помнили» Леонида Филатова.




Анатолий Солоницын – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Анатолий Солоницын

  • Актер, Персонаж
  • Дата и место рождения: 30 августа 1934 (84 года), Богородск, Нижегородская область, СССР (Россия)

Участвовал 14

Его коллеги по цеху

Советский актер театра и кино. Заслуженный артист РСФСР.

Анатолий Алексеевич Солоницын родился летом 1934 года в Горьковском крае, в семье немецкого журналиста с Поволжья. При рождении он получил арийское имя Отто, которое пользовалось большой популярностью в то время, но после Великой Отечественной войны оно потеряло актуальность, и актер стал известен как Анатолий Солоницын.

Он получил профессию слесаря-инструментальщика в Саратове, а затем вместе с семьей перебрался в Киргизию, где увлекся литературой и драматическим искусством.

Творческий путь Анатолия Солоницына / Anatolii Solonitsyn

В 1955 году Анатолий Солоницын впервые оказался в столице, и присоединился к абитуриентам ГИТИСа. Он трижды терпел неудачу, и не мог найти своего имени в списках поступивших, и в итоге оказался на Урале, в составе актерской труппы Свердловского драматического театра.

Двадцатипятилетний актер писал в своем личном дневнике:

Анатолий Солоницын всегда бросался в омут с головой: он легко менял города, театры и роли. Когда Андрей Тарковский пригласил его сыграть Гамлета на сцене Ленкома, актер не задумываясь, оставил Театра Ленсовета, в котором служил четыре года.

Зимой 1976 года Анатолий Солоницын стал звездой постановки «Гамлет», но когда Инна Чурикова, исполняющая роль Офелии, ушла в декрет, спектакль пришлось закрыть. Анатолий Солоницын посвятил себя кинематографу.

В 1963 году состоялся его дебют в свердловской ленте «Дело Курта Клаузевица», но славу ему принесла картина Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Этот актерско-режиссерский дуэт настолько сложился, что Анатолий Солоницын появился в фильмах «Сталкер», «Зеркало», «Солярис» и других легендарных проектах.

Анатолий Солоницын не жалел себя: играя казака в картине «В лазоревой степи», он получил воспаление легких, и продолжил работу, отказавшись от полного курса реабилитации. В начале 1980-х годов врачи обнаружили у Анатолия Солоницына рак легких. Несмотря на проведенную операцию, болезнь прогрессировала.

11 июня 1982 года Анатолий Солоницын ушел из жизни.

Режиссер Вадим Абдрашитов об актере:

Личная жизнь Анатолия Солоницына / Anatolii Solonitsyn

Его первой супругой стала Лариса Сысоева. В 1968 году у них родилась дочь, которую назвали в честь матери. Затем его избранницей стала женщина по имени Светлана. Она подарила актеру сына Алексея. Оба ребенка Анатолия Солоницына продолжили династию, и посвятили себя кинематографу.




Анатолий Солоницын – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Анатолий Солоницын — биография, информация, личная жизнь

Анатолий Солоницын

Анатолий (Отто) Алексеевич Солоницын (30 августа 1934, Богородск, Горьковский край — 11 июня 1982, Москва, СССР). Советский актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР.

Анатолий Солоницын родился 30 августа 1934 года в городе Богородске Горьковского края.

Его отец был журналистом, работал ответственным секретарем газеты «Горьковская правда».

Настоящее имя Анатолия Солоницына — Отто. В том году, когда он появился на свет, вся страна, затаив дыхание, следила за эпопеей по спасению челюскинцев. Отец решил назвать новорожденного в честь руководителя экспедиции Отто Шмидта. С началом Великой Отечественной войны это широко распространённое в те годы немецкое имя по понятным причинам потеряло популярность в Советском Союзе, и Отто Солоницын стал Анатолием Солоницыным.

Младший брат — Алексей Алексеевич Солоницын, журналист, писатель, живёт в Самаре.

После войны семья Солоницына осела в Саратове, родном городе его матери. Окончив школу, Анатолий поступил в строительный техникум. Получив там специальность слесаря-инструментальщика, он устроился на завод, но его рабочая биография продлилась недолго, так как отца отправили работать в Киргизию и семья переселилась в город Фрунзе. Там Анатолий решил продолжить образование и пошёл в 9-й класс. Здесь он стал участвовать в художественной самодеятельности, читал стихи, выступал с куплетами. Видимо, это его увлекло, да и получалось неплохо, так как его стали приглашать на выступления самые разные учреждения.

В 1955 году Анатолий Солоницын едет в Москву для поступления в ГИТИС. Здесь удача отворачивается от него. Пройдя успешно два тура, на последнем он «срезается», то же получилось и на следующий год. Когда и в третий раз экзаменационная комиссия ГИТИСа не смогла разглядеть в Анатолии будущую «звезду» советского кинематографа, он отправился в Свердловск, в только что открывшуюся студию при Свердловском драматическом театре, и сразу же был принят.

Окончив учёбу в студии в 1960 году, Солоницын был принят в штат Свердловского драмтеатра. Здесь он переиграл массу ролей, но в основном это были небольшие роли второго плана.

С 1960 по 1972 год Солоницын был актёром в театрах Свердловска, Минска, Новосибирска, Таллина.

С 1972 по 1976 год выступал в театре им. Ленсовета. Он был готов бросить всё и нестись на другой край света ради единственной интересной роли. Сменял Свердловск на Таллин ради того, чтобы сыграть у режиссёра Арсения Сагальчика в полузабытой пьесе Леонида Андреева «Тот, кто получает пощёчины» (про неё неожиданно вспомнили под юбилей писателя).

Театр Ленсовета бросил, когда Тарковский позвал его в Москву играть Гамлета в Ленкоме.

В декабре 1976 года Андрей Тарковский начинает репетиции своей постановки «Гамлета» на сцене московского Театра имени Ленинского комсомола. Он приглашает актёра на роль Гамлета в спектакле. Солоницын был принят в штат театра.

На следующий год состоялась премьера. Актёр остался недоволен своей работой, а вскоре Инна Чурикова, игравшая в спектакле Офелию, ушла в декретный отпуск и постановку закрыли. Марк Захаров на тот момент не находил для Солоницына ролей, и он полностью переключился на кино. Роль Гамлета стала последней ролью Анатолия Солоницына в театре.

Анатолий Солоницын дебютировал в кино в главной роли на Свердловской киностудии в первой картине Глеба Панфилова (тогда ещё режиссёра свердловского телевидения) «Дело Курта Клаузевица» в 1963 году.

Широкая известность пришла Солоницыну после роли Андрея Рублёва в одноимённом фильме Андрея Тарковского.

Анатолий Солоницын в фильме «Андрей Рублёв»

Прочитав сценарий фильма «Андрей Рублёв» в «Искусстве кино», Анатолий Солоницын взял отпуск в театре и приехал из Свердловска в Москву. Несмотря на противление многочисленных художественных советов, Андрей Тарковский утвердил малоизвестного актёра на главную роль. Кандидатуру Солоницына поддержали историки, выбравшие из предложенных Тарковским двадцати фотопроб разных актёров фотопробу Солоницына.

Солоницын настолько вжился в роль, что даже оставил службу в театре, которая мешала ему сосредоточиться на образе Рублева. С тех пор Андрей Тарковский приглашал Солоницына на съёмки всех своих фильмов. Режиссёр высоко ценил актёрские способности Солоницына и, кроме того, Анатолий стал для Тарковского своеобразным талисманом. Даже если не было подходящей роли для Солоницына, то Тарковский её выдумывал, подобно Прохожему в «Зеркале».

В 1972 году на экраны вышел «Солярис», где Солоницын сыграл роль доктора Сарториуса. В следующей картине Тарковского, «Зеркало», Солоницын сыграл специально придуманную для него эпизодическую роль прохожего. Безусловным успехом актёра стала роль Писателя в фильме «Сталкер» 1979 года по мотивам повести А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине».

Анатолий Солоницын в фильме «Солярис»

Анатолий Солоницын в фильме «Сталкер»

В полной мере раскрывшегося кинематографического актёра, Анатолия Солоницына после «Андрея Рублева» стали часто приглашать в другие кинопроекты.

В 1966 году к нему поступило сразу два предложения от кинорежиссёров: Глеб Панфилов утвердил его на роль комиссара Евстрюкова в фильме «В огне брода нет», а Лев Голуб — на роль командира продотряда в «Анютиной дороге». Он снимался у Алексея Германа в «Проверке на дорогах», Сергея Герасимова в «Любить человека», Никиты Михалкова в «Своем среди чужих», Ларисы Шепитько в «Восхождении» и многих других.

Анатолий Солоницын в фильме «В огне брода нет»

Анатолий Солоницын в фильме «Проверка на дорогах»

Анатолий Солоницын в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих»

Анатолий Солоницын в фильме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского»

В 1969 году режиссёр Владимир Шамшурин пригласил актёра на роль казака Игната Крамскова в фильме «В лазоревой степи». На съёмках этого фильма Солоницын заболел воспалением лёгких, но так как съёмочный процесс останавливать надолго было невозможно, актёр продолжал сниматься не долечившись. Этот эпизод впоследствии приведет к трагедии.

В 1981 году А. Солоницыну было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР. В том же году состоялась одна из последних значительных работ Солоницына в кино — в фильме В. Абдрашитова «Остановился поезд» он сыграл журналиста Малинина. Однако на момент съёмок фильма Солоницын был уже тяжело болен. Во время съёмок он упал с лошади и сильно ушиб грудь. В больнице при обследовании обнаружилось, что у актёра рак легких. Была проведена операция по удалению части лёгкого. Больному о диагнозе решили не сообщать.

Через год на съёмках в Белоруссии Анатолию Солоницыну стало плохо. Актёра срочно отправили в Москву в первый медицинский институт. Врачи обнаружили, что метастазы распространились на позвоночник. Остановить процесс было уже невозможно.

Последние годы своей жизни болел раком лёгких. Актёр умер у себя дома 11 июня 1982 года после проведённой операции и долгого последующего лечения. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Анатолий Солоницын

Рост Анатолия Солоницына: 178 сантиметров.

Личная жизнь Анатолия Солоницына:

Анатолий Солоницын был женат три раза. От браков родились двое детей.

Первая жена — Людмила Солоницына (Успенская). Проживала и проживает в г. Екатеринбурге, в прошлом работала на Свердловской киностудии.

Вторая жена — Лариса Солоницына (Сысоева). Дочь — Лариса Солоницына (род. 1968), директор Музея кино (с 2014); окончила ВГИК, киноведение. Внук Артемий Солоницын (р. 1997).

Третья жена — Светлана, Сын — Алексей. Окончил МССШМ, работал следователем. После приглашения Маргариты Тереховой сняться в фильме оставил карьеру следователя. Сейчас работает в кинокомпании «Коктебель».

Фильмография Анатолия Солоницына:

1963 — Дело Курта Клаузевица — Курт Клаузевиц
1966 — Андрей Рублёв — Андрей Рублёв
1967 — В огне брода нет — Иван Евстрюков
1967 — Анютина дорога — командир продотряда
1968 — Один шанс из тысячи — капитан Мигунько
1970 — В лазоревой степи — Игнат Крамсков
1971 — Проверка на дорогах — Игорь Петушков
1972 — Гроссмейстер — отец Хлебникова
1972 — Зарубки на память — Ромус Чербуну
1972 — Любить человека — Дмитрий Калмыков
1972 — Принц и нищий — лорд Сент-Джон
1972 — Солярис — Сарториус
1974 — Наследники — Алексей Быстров
1974 — Зеркало — Доктор
1974 — Агония — полковник
1974 — Под каменным небом — полковник Хофмайер
1974 — Последний день зимы — Михаил Соловцов
1974 — Свой среди чужих, чужой среди своих — председатель губкома Василий Сарычев
1975 — Воздухоплаватель — Анри Фарман
1975 — Между небом и землёй — полковник
1975 — Память — профессор Буров
1975 — Там, за горизонтом — Василий Бочажников
1975 — Доверие — Бочажников
1976 — Восхождение — Павел Гаврилович Портнов
1976 — Легенда о Тиле — Рыбник
1976 — Пока стоят горы — следователь
1977 — А у нас была тишина… — Петруха
1977 — Сумка инкассатора — Иван Тимофеевич
1977 — Юлия Вревская — доктор Павлов
1978 — Поворот — Костик
1978 — Предвещает победу — Вершинин
1978 — Трасса — Сливин
1979 — Сталкер — Писатель
1979 — Телохранитель — Султан Назар
1979 — Бумеранг — шериф Маклейн
1980 — Двадцать шесть дней из жизни Достоевского — Ф. М. Достоевский
1980 — Из жизни отдыхающих — Чикин
1980 — Сергей Иванович уходит на пенсию — Владимир Васильевич
1980 — Таинственный старик — Кондратий
1980 — Он — Харден
1981 — Мужики. — Художник
1981 — Тайна записной книжки — Мартын Мартынович
1981 — Шляпа — отчим Ани
1982 — Остановился поезд — Игорь Малинин
1983 — Великая судьба — Бакич
1983 — Раскиданное гнездо — Незнакомец




Анатолий Солоницын – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Анатолий Солоницын

Anatoliy Solonitsyn

Анатолий Солоницын— советский актер театра и кино. Заслуженный артист РСФСР. Обладатель премии Берлинского кинофестиваля. Стал известным, благодаря ролям в фильмах «Восхождение», «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского», «Проверка на дорогах», «Андрей Рублев», «Свой среди чужих, чужой среди своих» и «Сталкер».

Главные фильмы актера Анатолия Солоницына

Краткая биография

Родился 30 августа 1934 года в Горьковском крае. При рождении будущему актеру было дано имя Отто. Его отец, будучи журналистом, работал ответственным секретарем газеты «Горьковская правда». Он и назвал сына в честь руководителя знаменитых арктических экспедиций Отто Шмидта. Но с началом войны это распространенное немецкое имя перестало пользоваться популярностью в Советском Союзе, и Отто стал зваться Анатолием, в его документах при этом всю жизнь оставалось изначальное имя. После окончания войны вся семья переехала в Саратов, который был родным городом его матери. Там же Солоницын закончил школу и поступил в строительный техникум по специальности «слесарь-инструментальщик». Вскоре, в связи с работой отца, они стали жить в Киргизии, где Анатолий и стал участвовать в художественной самодеятельности и загорелся идеей стать актером. Так, в 1955-м году он поехал в Москву ради поступления в ГИТИС, но несколько попыток поступления на учебу не привели к успеху, и Солоницын отправился в Свердловск, где сразу же был принят в недавно открывшуюся студию при Свердловском драматическом театре. После окончания обучения Солоницын в 1960-м году был зачислен в штат самого театра, где сыграл множество различных ролей второго плана. Но Анатолий имел привычку часто менять театры ради интересных ролей. Так, в последующие годы он играл в театре драмы имени Горького в Минске, Новосибирском театре драмы «Красный факел», Русском драматическом театр в Таллинне и, наконец, с 1972-го года в театре им.Ленсовета в Москве по приглашению самого Тарковского. В 1976-м году Солоницын закончил театральную работу и полностью переключился на кино, а последней его работой на сцене стала роль Гамлета.

На экране же Солоницын дебютировал еще на заре театральной карьеры в 1963-м году, снявшись в фильме Глеба Панфилова «Дело Курта Клаузевица» Свердловской киностудии. Но первую большую известность он обрел в 1966-м году благодаря главной роли в биографической ленте «Андрей Рублев» Андрея Тарковского. Режиссер тогда пошел на риск, взяв малоизвестного актера на ведущую роль, и не прогадал. Так началось их плодотворное сотрудничество, и Анатолий впоследствии снялся практически во всех фильмах Тарковского. В 1972-м году с его участием вышла фантастическая лента «Солярис», затем автобиографический фильм «Зеркало», другим их совместным успехом стала картина «Сталкер», снятая по мотивам повести Стругацких. Но уже после триумфа фильма «Андрей Рублев» Солоницына стали активно приглашать в различные проекты. Так, в 1966-м году он снялся у Глеба Панфилова в картине «В огне брода нет» и у Льва Голуба в «Анютиной дороге». В последующие годы Анатолий также сыграл у Алексея Германа в «Проверке на дорогах», Никиты Михалкова — в «Своем среди чужих», Сергея Герасимова — в «Любить человека», Ларисы Шепитько — в «Восхождении» и у Владимира Шамшурина — в фильме «В лазоревой степи», на съемках которого он заболел воспалением легких.

В 1981-м году Солоницыну присвоили звание заслуженного артиста РСФСР. А за главную роль в биографической ленте «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» в том же году он был удостоен приза Берлинского кинофестиваля. Другими яркими картинами того периода стали ленты «Мужики!» и «Остановился поезд», на съемках которой Анатолий упал с лошади и в результате последовавшего медицинского обследования у него обнаружили рак легких. Будучи смертельно больным, актер все же летом 1982-го года отправился на съемки картины «Раскиданное гнездо», во время которых ему стало хуже. 11 июня 1982 года Анатолий Солоницын скончался. Он был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище, а на его могиле был воздвигнут памятник Андрея Рублева.



Анатолий Солоницын

Советский актер театра и кино, заслуженный артист РСФСР Анатолий (Отто) Алексеевич Солоницын родился 30 августа 1934 года в Богородске, Горьковский край, РСФСР. Отец Алексей был журналистом, работал ответственным секретарем газеты «Горьковская правда». Отец назвал сына в честь Отто Шмидта, однако во время Великой Отечественной войны немецкое имя стало непопулярным, Отто переименовали в Анатолия. У Анатолия есть младший брат Алексей – писатель и журналист.

После войны семья переехала в Саратов. Анатолий получил специальность слесаря-инструментальщика, однако вскоре семья переехала в Киргизию, город Фрунзе. Там будущий актер увлекся художественной самодеятельностью. В 1955 году Анатолий поехал в Москву штурмовать ГИТИС. Три года подряд он пытался поступить в московский ВУЗ, затем уехал в Свердловск, где был принят в студию при Свердловском драматическом театре. Там Солоницын сыграл множество второстепенных ролей.

В 1976 году по приглашению Андрея Тарковского стал играть роль Гамлета в постановке московского Театра имени Ленинского комсомола. В 1981 году актеру было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР. В том же году Анатолий Солоницын получил «Серебряного медведя» Берлинале в номинации «лучший актер» за роль Ф. М. Достоевского в картине «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» режиссера Александра Зархи. Последние годы Анатолий Солоницын болел раком лёгких. Артист умер 11 июня 1982 года.

Анатолий Солоницын – Фильмы

Солоницын дебютировал в кино в 1963 году, снявшись в картине Глеба Панфилова «Дело Курта Клаузевица». С 1966 года актер сотрудничал с Андреем Тарковским, благодаря чему стал известным артистом. Тарковский специально выдумывал для артиста подходящие роли, если таковых не было в первоначальном сценарии. В 1966 году вышел «Андрей Рублёв», в 1972 году Солоницын сыграл доктора Сарториуса в экранизации романа Станислава Лема «Солярис». Через два года Солоницын появился в образе Прохожего в картине «Зеркало». В 1979 году вышел «Сталкер»: в фильме актер воплотил образ Писателя.

Анатолия Солоницына стали приглашать на съемки и другие режиссеры. В 1972 году артист сыграл в картине Сергея Герасимова «Любить человека» – киноромане о двух архитекторах, строящих город Норильск. В 1974 году Солоницын снялся в картине Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» в роли секретаря губкома Василия Антоновича Сарычева. В 1976 году актер сыграл знаковую роль следователя Портнова в ленте Ларисы Шепитько «Восхождение», основанной на повести Василия Быкова «Сотников». К слову, «Восхождение» стал первым советским фильмом, получившим «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля. Актер снялся в более чем 40 фильмах. Последними работами стали фильмы : «Остановился поезд» (1982), «Великая судьба» (1983), «Раскиданное гнездо» (1983).

Анатолий Солоницын – Рублёв

Главная роль в исторической драме Андрея Тарковского «Андрей Рублёв» стала одной из важнейших в творческой карьере Солоницына. Сценарий фильма актер прочитал в журнале «Искусство кино», после чего взял отпуск и приехал из Свердловска в Москву. Тарковский утвердил малоизвестного актера на главную роль. Ради роли Андрея Рублёва Солоницын оставил работу в театре.

Анатолий Солоницын – Личная жизнь

Анатолий Солоницын был женат трижды. Первой женой стала работница Свердловской киностудии Людмила. Во втором браке с искусствоведом Ларисой родилась дочь Лариса, впоследствии ставшая киноведом и директором Музея кино. Третий брак актер заключил с гримершей Светланой: у супругов родился сын Алексей, сейчас он занят в кинопроизводстве.




Анатолий Солоницын – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Дочь актера Анатолия Солоницына: «Вместо вечерней сказки папа читал мне свои роли’

30 августа исполнилось бы 75 лет выдающемуся российскому актеру Анатолию Солоницыну («Андрей Рублев», «Сталкер», «Солярис», «Восхождение»). С дочерью артиста, киноведом и журналисткой Ларисой Солоницыной встретилась обозреватель «Известий».

вопрос: Вы часто пересматриваете фильмы, в которых снимался ваш отец?

Анатолий Солоницын фотография

-ответ: Чаще смотрю по телевизору, если случайно попадаются и у меня есть время. Всего в его фильмографии 47 картин. Не все они собраны в домашнюю коллекцию — только те, что я люблю. Из папиного списка для себя выделяю «Свой среди чужих. » и «Сталкер». И сыну Артему не внушаю, что он непременно должен смотреть дедушкины фильмы. Не стремлюсь, чтобы картины Тарковского, «Восхождение» Ларисы Шепитько, «Остановился поезд» Вадима Абдрашитова сын запоминал механически, только потому, что в них играл его дед.

в: Но Артем знает, кем он был?

Анатолий Солоницын фотография

-о: В прошлом году мы вместе смотрели документальный фильм Натальи Гугуевой «Страсти по Солоницыну». После него сын, как мне показалось, стал осознавать значение дедушки. Артему только одиннадцать, и я не хочу, чтобы он рос с грузом: мол, быть внуком Солоницына — большая ответственность. Я хочу, чтобы сын был просто счастлив и сам выбрал свой путь. Как это сделал в свое время его дед.

в: А каким был путь дочери Анатолия Солоницына?

-о: В институт кинематографии я поступила со второго раза, чем горжусь. Это хороший аргумент, опровергающий избитый тезис: мол, во ВГИК поступают сынки и доченьки по блату. Но один раз в моей жизни фамилия папы помогла. Когда я осталась круглой сиротой и встал вопрос, как жить дальше, Гильдия актеров России стала выплачивать мне небольшую стипендию. Благодаря ей я смогла закончить институт.

в: У Анатолия Солоницына есть еще сын от другого брака. Вы общаетесь?

-о: Да, Алексей очень похож на отца. Ему было около четырех лет, когда папа умер, и вряд ли он мог запомнить какие-то его характерные жесты, поворот головы. Но он так же ходит, так же взмахивает руками, так же улыбается. Алексей попробовал себя как актер в фильме Маргариты Тереховой «Чайка» и очень хорошо сыграл роль Медведенко. Но актерскую карьеру решил не продолжать — перешел на другую сторону экрана и работает линейным продюсером

Лучшие дня

Колоссальное кинонаследие Питера Фалька
Посетило:122
Редкий голос широкого диапазона
Посетило:100
10 лет в стероидной кабале
Посетило:95

в: Ваши родители вели дневники. Не хочется их опубликовать?

-о: Был момент, когда я хотела издать эти дневники под одной обложкой или объединить в каком-то литературном тексте. Думала даже написать роман о жизни папы с мамой. Но потом появились сомнения в том, что их мысли, страдания, радости могут быть кому-то интересны. Опыт каждого человека настолько индивидуален. Так чем же могут помочь письма отца маме или, например, записи в его дневниках? Дневники папе нужны были для работы. В них нет актерских историй, любовно-авантюрных описаний — того, что сегодня пользуется спросом.

в: Что больше всего вам запомнилось из общения с отцом?

-о: Он со мной разговаривал как-то по-особенному. Эти интонации я узнаю, когда смотрю в «Андрее Рублеве» эпизод с маленькой княжной. Вместо вечерней сказки он читал мне свои роли. Так в семье были совмещены и необходимость работать, и отцовский долг. Лучше всего я засыпала под «Бориса Годунова» — папа очень скрупулезно готовился к постановке в новосибирском театре «Красный факел». Еще я любила вечерние посиделки у нас дома. Папа, как я потом поняла, в жизни был веселым, компанейским человеком. Любил шутить. Помню, как мама его одергивала, «Толя, перестань быть шутом. Толя, не будь клоуном». И когда мой Артем на вопрос, кем он хочет быть, ответил, что клоуном, я подумала: «А может быть, гены заговорили?»

Жизнь и роли любимца Тарковского

Кинодебют Анатолия Солоницына состоялся в 1963 году на Свердловском телевидении. Он сыграл заглавную роль в первом фильме режиссера Глеба Панфилова «Дело Курта Клузевица». Но настоящий приход большого артиста в искусство состоялся позже. В 1966-м он прочитал в журнале «Искусство кино» сценарий Андрона Кончаловского и Андрея Тарковского «Страсти по Андрею». Далее — типичная для провинциала «ломоносовская история»: покорение столицы.

Тарковский быстро убедился, что Солоницын обладает важнейшим для актера качеством — никому не известный провинциал (которого, как потом выяснилось, трижды не взяли в ГИТИС) воспринимал свою профессию как миссию, послушание. И не зря искусствоведы, определяя по фотопробам, кто из актеров наиболее соответствует образу монаха-иконописца, дружно указали на Солоницына. Фильм по цензурным соображениям несколько лет пролежал «на полке», но молва о трудолюбивом и талантливом артисте уже шла.

Он был актером Тарковского — сыграл в «Сталкере», «Зеркале», «Солярисе». Его активно приглашали в свои картины молодые режиссеры: Алексей Герман («Проверка на дорогах»), Глеб Панфилов («В огне брода нет»), Никита Михалков («Свой среди чужих, чужой среди своих»), Элем Климов («Агония»), Лариса Шепитько («Восхождение»). Обратило на него внимание и старшее поколение. Артист сыграл главные роли в фильмах Сергея Герасимова («Любить человека») и Александра Зархи («26 дней из жизни Достоевского»). За роль Достоевского был награжден Серебряным медведем Берлинского кинофестиваля в номинации «Лучшая актерская работа».

Но больше всего Анатолий Солоницын радовался присвоенному в 1981 году званию «Заслуженный артист РСФСР». Это означало увеличение сумм в гонорарных ведомостях — он нуждался и очень зависел от киношных заработков, тарифы которых не определялись талантом, востребованностью и «кассовостью». Помогал Тарковский — незадолго до кончины актера пробил ему через «Мосфильм» кооперативную квартиру.

Солоницын пришел в кино с ярким образом Андрея Рублева. И покинул наше кинопространство в 1982 году, сыграв журналиста в фильме Вадима Абдрашитова и Александра Миндадзе «Остановился поезд». Фильм-диспут о правде и лжи, о дисциплине и журналистской ответственности не потерял актуальности и сегодня.




Анатолий Солоницын – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

ПРЕДАННЫЙ УЧИТЕЛЕМ СОЛОНИЦЫН

11 июня скончался любимый актер Андрея Тарковского Анатолий Солоницын (1934-1982).

Солоницын боготворил Тарковского, величая по имени-отчеству, но привело это к финалу прискорбному. Смертельно больной актер попросил жену снять висевшую над кроватью фотографию Учителя со словами: «Он выпил у меня всю кровь».

Как же так получилось?

Одно из качеств режиссера, да и вообще любого начальника, — готовность к убийству. Ты должен уметь перешагивать через чужие амбиции; растаптывать самолюбия; лишать работы кормящих матерей; отказывать страдающим гениям. И купаясь в негативных, кривых поступках добиваться гармоничного творческого результата.

Тарковский был готов убить кого угодно, руша карьеры, разрывая скандально связи.

Любимый ученик не стал исключением.

До встречи с Тарковским Солоницын был провинциальным актером. Три раза его заваливали на вступительных экзаменах в ГИТИС. В итоге Солоницын учился в Свердловске, где и осел.

Прочитав в журнале «Искусство кино» сценарий «Андрей Рублев» Солоницын загорелся исполнить главную роль иконописца. Взяв отпуск, он рванул в Москву.

Как ни странно, авантюрная затея удалась. Хотя на роль Рублева Тарковский уже утвердил Станислава Любшина, Солоницын глянулся режиссеру больше.

Чтобы понять, почему именно Солоницын стал знаменем Тарковского, нужно чуток обратить внимание на отношения режиссера к актерам вообще. Тарковский считал актера инструментом для воплощения режиссерского замысла, декларируя, что тому и замысел в полном объеме знать не надо. Вот и не сложились его отношения с Донатосом Банионисом, актером классической школы, задающим чересчур много вопросов по системе Станиславского. И сложились с Солоницыным, — этот старался максимально точно выполнить указания и на «Андрее Рублеве», посадил голосовые связки, готовясь к съемке данного Рублевым обета молчания.

Тем не менее, готовясь к «Солярису» Тарковский заносит в дневник:

«С актерами у меня все в порядке. Ярвет и Банионис — замечательные актеры. С Солоницыным и Гринько придется поработать — русская школа. Полудилетантская»

В 1976 Тарковский решил облагородить театральный репертуар Солоницына. Анатолий долго не мог где-либо прижиться, меняя труппы, как носки. Тарковский, договорившись с Марком Захаровым, позвал его в «Ленком», где начал ставить «Гамлета».

Спектакль обернулся для всех разочарованием, но, на мой взгляд, просто не хватило времени, чтобы он утвердился на сцене. Тарковский снял спектакль с репертуара, поскольку Захаров вздумал заменить в «Гамлете» трех ведущих актеров, — самого Солоницына, Чурикову (Офелию) и Терехову (Гертруду). Так или иначе, а «Гамлет» оказался последней театральной работой Анатолия.

В кино же все обстояло гут. В каждом фильме Тарковского для Солоницына находилась роль. В «Солярисе», «Зеркале», «Сталкере».

Съемки Солоницына у других режиссеров Тарковский воспринимал как измену. А тот играл у Панфилова («В огне брода нет»), Михалкова («Свой среди чужих, чужой среди своих»), Германа («Проверка на дорогах»). Особую неприязнь вызвало у Андрея Арсеньевича сотрудничество талисмана с Сергеем Герасимовым («Любить человека»), которого Тарковский считал личным врагом и Александром Зархи.

На Зархи остановимся поподробнее.

И вот после всего этого Солоницын сыграл писателя не у Тарковского, а в фильме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» Зархи. Андрею лента не понравилась, но Солоницын получил за роль «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля.

Это было как нельзя кстати, ибо делало Солоницына выездным. Тарковский планировал снимать его в «Ностальгии», для чего требовалась командировка в Италию.

Но актер вдруг страшно заболел раком легких. С каждым месяцем становилось хуже. Метастазы перешли на позвоночник.

Тарковский навестил больного актера всего раз. И с первого взгляда понял, что Солоницын больше не игрок.

Уезжая в Италию, даже не попрощался.

Когда Солоницын узнал, что съемки «Ностальгии» идут полным ходом с Янковским, у него отнялись ноги. Он так и не смог больше встать.

Через четыре года Тарковский умер на чужбине, от той же самой болезни, что и талисман, — рака легких.




Анатолий Солоницын – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2019

Анатолий Солоницын: фильмы, биография актера

Время не властно над гениями. Пройдут годы, но имя советского режиссёра Андрея Тарковского останется в памяти поколений. Его фильмы и образы, созданные талантливыми актёрами, навсегда войдут в летопись истории кино. Анатолий Солоницын, биография и творческий путь которого представлены в статье, – один из его талисманов и лучших представителей актёрской профессии, сыгравший при жизни практически во всех картинах и спектаклях великого постановщика.

Настоящее имя

Уроженец Богородска Горьковской области появился на свет в семье журналиста «Горьковской правды» 30.08.1934. В феврале этого года весь мир следил за спасением экипажа парохода «Челюскин», затонувшего в водах Чукотского моря. Научную экспедицию полярников возглавлял Отто Шмидт. В честь выдающегося учёного родители назвали мальчика Отто. Анатолий Солоницын недолго носил это имя. Грянула Великая Отечественная, и немецкое название трансформировалось в русский аналог, под которым актёра ныне знает весь мир.

Путь к мечте

Родным городом матери был Саратов. Именно там семья осела по окончании войны. Юноша поступил в техникум, где получил рабочую специальность, начав трудиться на заводе слесарем-инструментальщиком. Отца перевели во Фрунзе, и в Киргизии Анатолий решил продолжить школьное образование. В девятом классе он активно участвовал в самодеятельности, читая со сцены стихи и развлекая сверстников куплетами. К нему пришёл настоящий успех, ибо из различных учреждений города посыпались приглашения с просьбой о выступлении.

Анатолий Солоницын, фото которого представлено в статье, отправился покорять Москву. Трижды он пытался штурмовать ГИТИС, но срезался на третьем туре. На совести членов экзаменационной комиссии останется тот факт, что они не смогли разглядеть в скромном, даже застенчивом юноше с глубоко запавшими глазами и печатью страдания на лице, будущую «звезду» отечественного кинематографа. После третьей неудачи будущий актёр отправился в студию Свердловского драмтеатра, открывшуюся накануне. По её окончании был принят в штат театра, исполняя на сцене свои первые роли.

Что разглядел в нём гений кино? Как смог уловить некую «достоевщину» и реальные исторические корни, ибо прадед Солоницына по имени Захар был и летописцем, и иконописцем? Никто не знает, как выглядел Рублёв, но режиссёр ни секунды не сомневался, что именно так, как представший перед ним провинциальный актёр. Это подтвердили и историки, выбиравшие среди 20 фотографий кандидатов, прошедших пробы. Тарковский отстоял перед худсоветом никому не известного артиста, ни разу не пожалев об этом.

Андрей Рублёв – «звёздная» роль

1965-й стал звёздным периодом в творческой судьбе Солоницына. Кинопробы проходили в Андрониковом монастыре, где сама обстановка вызывала благоговение и внутренний страх. Андрей Тарковский впервые встретился с потрясающей актёрской самоотверженностью. Солоницын сам предложил снять его с роли, если, по мнению режиссёра, он с ней не справится. Съёмки начались с последних сцен, где по сценарию Рублёв заговорил после длительного молчания. Голос должен был иметь некоторую хрипотцу и надтреснутость.

Чтобы быть убедительным, на три месяца замолчал и Анатолий Солоницын. Актёр по-настоящему постился и так прислушивался к словам Тарковского, что казался глиной в руках режиссёра. Фильм раскрыл их потрясающее духовное родство, проявившееся и в других картинах. «Андрей Рублёв» пролежал на полке ровно шесть лет, но с появлением на экранах получил всемирное признание, а Солоницын стал считаться на Западе российским актёром №1.

Тарковский в жизни артиста

Лучшие работы Тарковского, в которых снимался Солоницын, вошли в Золотой фонд мировой киноиндустрии:

  • «Солярис» (1972) – фантастическая драма по одноимённому произведению Станислава Лема, где актёр выступил в образе учёного Сарториуса.
  • «Зеркало» (1974) – автобиографический фильм-размышление, в котором роль Доктора была специально введена для Солоницына.
  • «Сталкер» (1979) – фантастическая притча по «Пикнику на обочине» братьев Стругацких. Роль Писателя.

Тарковский мечтал о своём театре. В 70-е он поставил с труппой М. Захарова «Гамлета», где сыграл его любимый актёр. Анатолий Солоницын, биография которого описана братом Алексеем («Повесть о старшем брате»), последовал за мэтром. Однако спектакль не стал явлением театрального искусства. Режиссёр был кинематографистом и мыслил кадром, что несколько мешало на сцене. В 1980-м он покинул Россию, выехав на съёмки «Ностальгии» в Италию. Сценарий писался под Солоницына, но тот уже был серьёзно болен, и в картине снялся О. Янковский. Это окончательно подкосило актёра, через год ушедшего из жизни.

Работа с другими режиссёрами

После роли Рублёва, Анатолий Солоницын стал востребованным артистом, способным отправиться за ролью в любую точку страны. Он играл на сцене Новосибирска и Таллина, Санкт-Петербурга и Москвы. Снимался у Г. Панфилова («В огне брода нет»), А. Германа («Проверка на дорогах»), Н. Михалкова («Свой среди чужих, чужой среди своих»), С. Герасимова («Любить человека»), Л. Шепитько («Восхождение»). Всего в его активе 46 фильмов, что сделало его очень уважаемым в мире кино. Актёр всю жизнь скитался по углам, жил в общежитиях, чурался тусовок, но эта его внешняя неустроенность не входила в противоречие с абсолютной устроенностью в искусстве.

Он никогда не переступал свою нравственную позицию. В фильме В. Шамшурина в 1969 году («В лазоревой степи») снимался, не завершив курс лечения от воспаления лёгких, дабы не срывать съёмки. Впоследствии это серьёзно скажется на его здоровье и приведёт к преждевременной смерти в 47-летнем возрасте.

Последние роли

В 1981-м актёра ждали две радостные новости: присвоение звания Заслуженного артиста РСФСР и получение награды Берлинского фестиваля за образ Ф. Достоевского («Двадцать шесть дней из жизни Достоевского»). Когда-то он мечтал сыграть выдающегося писателя в картине Тарковского по роману «Идиот» и ради этого был готов на пластику лица, чтобы полностью походить на свой прототип. Но фильм так и не был снят. Анатолий Солоницын реализовал свою мечту в картине А. Зархи, но ни о каком преображении не шло и речи. Актёр был серьёзно болен, перенеся зимой 1981-го операцию по удалению опухоли в лёгких. После этого на какое-то время он восстановился и даже снялся в фильме «Остановился поезд» (В. Абдрашитов), но вскоре стало понятно, что заболевание прогрессирует.

Попыткой обмануть смерть стала картина «Раскиданное гнездо» (Б. Луценко), где он играл роль странника. Прямо на съёмках актёру стало плохо. Из Белоруссии его отправили в Москву, где врачи диагностировали распространение метастазов в позвоночник. Фильм стал последним в его кинокарьере.

Уход из жизни

Судьба оказалась благосклонной к актёру. Последние дни он начитывал брату историю своей жизни, расписывал красками доски, раздавая друзьям. Рядом находились жена и маленький сын. Уход за больным осуществляла сиделка. Отчего же умер Анатолий Солоницын? Причина смерти не связана с основным заболеванием. Он поперхнулся кашей, не дожив до мучительных болей и абсолютной беспомощности. Это случилось в 1982 году, за 2 месяца до его сорокавосьмилетия (11 июня). Любопытно, что через четыре года из-за этой же болезни покинет этот мир и Андрей Тарковский.

Актёр, выбравший для себя служение профессии, был женат трижды. Первый брак продержался лишь несколько месяцев. В Свердловске он сделал предложение молоденькой гримёрше, не отличающейся целомудрием. Пример Сони Мармеладовой не сработал, и пара рассталась.

Второй брак просуществовал 15 лет. Ему предшествовало длительное ухаживание. Лариса была моложе на 11 лет, и посещала театральный кружок, где преподавал Анатолий Солоницын. Фильмы и роли звали актёра в различные уголки страны, а рождение дочери в 1968-м заставило жену осесть на определённое время в Москве, где она поступила в МГУ.

Их отношения можно проследить по переписке. Находясь в экспедициях, актёр писал письма на нескольких страницах, что говорит о душевном родстве. Семья переехала в Петербург, где Лариса стала работать в театре заведующей литературной частью. Полугодовые отлучки и ревность сделали своё дело. Солоницын уехал в Москву играть Гамлета и больше в семью не вернулся. Лариса ненадолго пережила бывшего мужа, оставив несовершеннолетнюю дочь.

Третий брак оказался самым счастливым, хоть и недолгим. Светлана работала гримёром на картине «Сталкер». Ей удалось окружить мужа заботой и создать необходимый уют. Супруги жили в небольшой коммунальной комнатке в Люберцах, но не роптали. Вскоре родился сын Алексей, который, к сожалению, почти не помнит отца. Дети Солоницына связаны с кино, хотя сын первоначально получил юридическое образование.

Послесловие

Могила Анатолия Солоницына находится на Ваганьковском кладбище, где похоронены многие выдающиеся актёры современности. Памятник выполнен в виде человека в монашеском одеянии, символизируя образ Андрея Рублёва – совестливого иконописца с ликом святого. Что-то от Рублёва было в самом Солоницыне, который перед кончиной сожалел о том, что забыл Бога. Господь был в его душе, что и определило достижение небывалых высот в актёрской профессии. После ухода таких мастеров в искусстве образуется пустота, невосполнимая никем.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector