Альфред Шнитке – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024


Альфред Шнитке – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024

Персоналии

Альфред Шнитке

город Энгельс, Саратовская область

Умер 2 августа 1998 года.

Окончил Московскую консерваторию (1958, педагог Е.К. Голубев) и аспирантуру (1961).

Премия «Ника» — 1988 — За лучшую музыку к фильму «Комиссар»

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987)

Фильмография: Композитор

  • Любовь императора (2003)
  • Отражение (2003)
  • Игры в подкидного (2001)
  • Черная комната (2000-2001)
  • Страх (1996)
  • Черный ящик (1995)
  • Мастер и Маргарита (1994)
  • Ваши пальцы пахнут ладаном (1993)
  • Владимир Святой (1993)
  • Одеон (1993)
  • Русская невеста (1993)
  • Присутствие (1992)
  • Мама Роза (1991)
  • Воспоминание без даты (1990)
  • Сестрички Либерти (1990)
  • Спутник планеты Уран (1990)
  • Сфинкс (1990)
  • А это случилось в Виши (1989)
  • Посетитель музея (1989)
  • Иной (1989)
  • Мария (1988)
  • Шаг (1988)
  • Балкон (1988)
  • И свет во тьме светит (1988)
  • Белые розы, розовые слоны (1987)
  • Жизнь Клима Самгина (1986)
  • Любимец публики (1985)
  • Мертвые души (1984)
  • Прощание (1983)
  • Осень (1982)
  • Сказка странствий (1982)
  • Крепыш (1982)
  • Звездопад (1981)
  • Агония (1981)
  • Экипаж (1980)
  • И с вами снова я (1980)
  • Маленькие трагедии (1979)
  • Фантазии Фарятьева (1979)
  • Отец Сергий (1978)
  • Счет человеческий (1977)
  • Капитанская дочка (1976)
  • Клоуны и дети (1976)
  • Белый пароход (1976)
  • Восхождение (1976)
  • Повесть о неизвестном актере (1976)
  • Приключения Травки (1976)
  • Я к вам лечу воспоминаньем (1977)
  • Сказ про то, как царь Петр арапа женил (1976)
  • Рикки-Тикки-Тави (1975)
  • Выбор цели (1974)
  • Осень (1974)
  • Города и годы (1973)
  • Горячий снег (1972)
  • На углу Арбата и улицы Бубулинас (1972)
  • Право на прыжок (1972)
  • Бабочка (1972)
  • Ты и я (1971)
  • Последний рейс «Альбатроса» (1971)
  • Белорусский вокзал (1970)
  • Дядя Ваня (1970)
  • Спорт, спорт, спорт (1970)
  • Чайка (1970)
  • Вальс (1969)
  • Ночной звонок (1969)
  • Балерина на корабле (1969)
  • Тоска (1969)
  • Шестое июля (1968)
  • Стеклянная гамоника (1968)
  • Начало неведомого века (1967)
  • Дом и хозяин (1967)
  • Комиссар (1967)
  • Дневные звезды (1966)
  • Шуточка (1966)
  • Похождения зубного врача (1965)
  • Вызываем огонь на себя (1964)
  • Вступление (1962)

На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.




Альфред Шнитке – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024

Альфред Шнитке — биография, информация, личная жизнь

Альфред Шнитке

Альфред Гарриевич Шнитке. Родился 24 ноября 1934 года в Энгельсе — умер 3 августа 1998 года в Гамбурге (ФРГ). Советский и немецкий композитор, педагог, музыковед. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987). Лауреат Государственной премии РСФСР (1986) и Государственной премии РФ (1995).

Альфред Шнитке родился 24 ноября 1934 года в Энгельсе в Республике немцев Поволжья (ныне Саратовская область России) в еврейско-немецкой семье.

Отец — Гарри Викторович Шнитке (1914-1975), родился во Франкфурте-на-Майне, куда его родители перебрались из Либавы в 1910 году. В 1927 году вместе с родителями переехал в Москву, а в 1930 году — в Покровск (так назывался Энгельс до 1931 года), где вступил в партию и работал журналистом в советских немецких изданиях. Его рассказы и корреспонденции с фронта на русском языке печатал в газете «Большевик».

Мать — Мария Иосифовна Фогель (1910-1972), происходила из немецких колонистов, переселившихся в Россию в 1765 году и осевших в деревне Каменка. Она работала учительницей немецкого языка.

Младший брат — Виктор Гарриевич Шнитке (1937-1994), немецкий советский поэт, прозаик и переводчик.

Младшая сестра — Ирина Гарриевна.

Дедушка по отцовской линии — Виктор Миронович Шнитке (1889-1956), инженер.

Двоюродный брат — Владимир Эдуардович Шнитке (1939 г.р.), правозащитник и общественный деятель, председатель петербургского общества «Мемориал», основатель Петербургского научно-исследовательского центра «Холокост».

Двоюродная сестра — Ольга Анатольевна Шнитке (в замужестве Меерсон, 1959 г.р.), американский славист.

В 1943 году отца Альфреда Шнитке призвали на фронт, а он с младшим братом Виктором были отправлены в Москву, где жили у деда и бабушки по отцовской линии.

Родители Шнитке между собой говорили по-немецки, и первым языком композитора стал немецкий, однако впоследствии он обращался к матери по-немецки, а к отцу по-русски.

В 1946 году его отец был командирован в Вену — корреспондентом и переводчиком газеты Österreichische Zeitung. Там Альфред начал обучаться музыке.

Альфред Шнитке в детстве

В 1948 году семья вернулась в Москву, затем поселились в подмосковной Валентиновке. Мать и отец работали в редакции газеты «Neues Leben». Позже в этой же газете работала и младшая сестра Альфреда Ирина, в ней же публиковался и его брат Виктор.

В 1958 году Шнитке окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Евгения Голубева, затем и аспирантуру.

С 1961 по 1972 год преподавал инструментовку и чтение партитур в Московской консерватории, имел только одного ученика по композиции — Р. Аллоярова.

В середине 60-х сложился индивидуальный стиль Альфреда Шнитке в музыке. Критики отмечали его могучий талант, свободное владение всем существующим сегодня разнообразием жанров и невероятную трудоспособность.

С 1962 года сочинял музыку к фильмам. Особенно много в 1970-е годы. Участвуя в создании кинофильмов, Шнитке углубил психологическую емкость целого, создав музыкой дополнительный эмоционально-смысловой план. В его активе музыка к таким известным картинам как «Белорусский вокзал», «Горячий снег», «Агония», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Экипаж», «Маленькие трагедии», «Мёртвые души».

Киномузыка активно использовалась им и в концертных произведениях: в Первой симфонии и Сюите в старинном стиле для скрипки и фортепиано звучала музыка из фильма Мир «сегодня» («И все-таки я верю»), в Первом concerto grosso — танго из «Агонии» и темы из «Бабочки», в «Трех сценах» для голоса и ударных — музыка из «Маленьких трагедий» и т.п.

В 1985 году в крайне сжатый срок Шнитке написал 2 крупных и значительнейших своих сочинения — хоровой Концерт на стихи армянского мыслителя и поэта X века Г. Нарекаци и альтовый Концерт. Если хоровой Концерт a cappella полон лучезарного горнего света, то альтовый Концерт стал звучащей трагедией, которую уравновесила только красота музыки.

В 1986 году ему была присуждена Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской за музыку к мультфильмам «Я к вам лечу воспоминаньем. », «И с вами снова я. », «Осень» производства киностудии «Союзмультфильм», созданным режиссёром Андреем Хржановским по рисункам и текстам А.С. Пушкина. Год спустя он был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.

В 1989 году получил премию «Ника» за музыку к кинофильму 1967 года «Комиссар».

В 1989-1990 годах Берлинская научная коллегия предоставляла Альфреду Шнитке стипендию.

В 1990 году композитор вместе с семьёй переехал в Германию. Начал преподавать в Гамбургской высшей школе музыки.

В последние годы жизни здоровье Шнитке резко ухудшилось: композитор перенёс три инсульта, но тем не менее до конца сохранял творческую активность. В июне 1994 года Альфред Шнитке перенес третий инсульт. Шнитке практически полностью парализовало, он лечился в гамбургской клинике. Медики создали специальный аппарат, при помощи которого подвешенной парализованной рукой Шнитке фиксировал звуки, рожденные его сознанием и слухом. В таком состоянии Шнитке написал свое последнее произведение — Девятую симфонию, посвященную Геннадию Рождественскому. Сразу после выхода в свет Девятая симфония была отмечена международной премией «Глория».

Альфред Шнитке скончался в Гамбурге 3 августа 1998 года в 8 часов утра. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Его имя присвоено Московскому институту музыки.

Альфред Шнитке — Я, немецкий композитор из России

Личная жизнь Альфреда Шнитке:

Дважды был женат.

Вторая жена — Ирина Фёдоровна Шнитке (урождённая Катаева, 1941 г.р.), пианистка. Познакомились в 1960 году — Шнитке был репетитором у Ирины. На тот момент он был женат, но влюбился в красавицу-пианистку. «В один прекрасный день он сказал, что заниматься со мной больше не может, потому что относится ко мне не просто как к ученице», — вспоминала Ирина. Поженились в феврале 1961 года.

В браке 23 февраля 1965 года родился сын Андрей, композитор и рок-музыкант.

Альфред Шнитке и жена Ирина

Альфред Шнитке и сын Андрей

Фильмография Альфреда Шнитке:

1988 — Я немецкий композитор из России (документальный)
1994 — Альфред Шнитке. Портрет с друзьями (Alfred Schnittke. Ein Portrait mit Freunden) (документальный)

Работы Альфреда Шнитке в кино как композитора:

1962 — Вступление
1964 — Вызываем огонь на себя
1965 — Похождения зубного врача
1966 — Шуточка (короткометражный)
1966 — Дневные звёзды
1967 — Начало неведомого века (киноальманах)
1967 — Комиссар
1967 — Дом и хозяин
1968 — Шестое июля
1968 — Стреляные гильзы (короткометражный)
1968 — Стеклянная гармоника (анимационный)
1969 — Тоска (короткометражный)
1969 — Ночной звонок
1969 — Вальс
1969 — Балерина на корабле (анимационный)
1970 — Чайка
1970 — Спорт, спорт, спорт
1970 — Дядя Ваня
1970 — Белорусский вокзал
1971 — Ты и я
1971 — Последний рейс «Альбатроса»
1972-1982 — Весёлая карусель (анимационный)
1972 — Право на прыжок
1972 — На углу Арбата и улицы Бубулинас
1972 — И все-таки я верю (документальный)
1972 — Горячий снег
1972 — Выше голову! (анимационный)
1972 — Былое и думы (фильм-спектакль)
1972 — Бабочка (анимационный)
1973 — Города и годы
1973 — В мире басен (анимационный)
1974 — Осень
1974 — Домик в Коломне (фильм-спектакль)
1974 — Выбор цели
1975 — Рикки-Тикки-Тави
1975 — Белый пароход
1975 — Агония
1976 — Сказ про то, как царь Пётр арапа женил
1976 — Приключения Травки
1976 — Повесть о неизвестном актёре (текст песни М. Григорьева)
1976 — Клоуны и дети (короткометражный)
1976 — Дрессировщики (киноальманах)
1976 — Восхождение
1977 — Я к вам лечу воспоминаньем (анимационный)
1977 — Счет человеческий
1978 — Отец Сергий
1978 — Капитанская дочка (фильм-спектакль)
1979 — Фантазии Фарятьева
1979 — Маленькие трагедии
1979 — Экипаж
1980 — Лариса (документальный)
1980 — И с вами снова я. (анимационный)
1980 — Дон Карлос (фильм-спектакль)
1981 — Прощание
1981 — Крепыш
1981 — Звездопад
1982 — Осень (анимационный)
1983 — Сказка странствий (Pohadka o putovani)
1984 — Мёртвые души
1985 — Миниатюры (анимационный) (нет в титрах)
1985 — Любимец публики
1986 — Жизнь Клима Самгина (фильм-спектакль)
1987 — Школа изящных искусств. Пейзаж с можжевельником (анимационный)
1987 — Любимое моё время (анимационный)
1988 — И свет во тьме светит (фильм-спектакль)
1988 — Акварели Волошина (документальный)
1989 — Посетитель музея
1989 — Валерий Золотухин. В свободное от работы время (короткометражный)
1989 — А это случилось в Виши (фильм-спектакль)
1990 — Школа изящных искусств. Возвращение (анимационный)
1990 — Лебединая песня (фильм-спектакль)
1990 — Записки сумасшедшего (фильм-спектакль)
1991 — Палата номер шесть (фильм-спектакль)
1993 — Владимир Святой
1994 — Мастер и Маргарита
1999 — Пришельцам новым (документальный)
2005 — Вурдалак (анимационный)
2007 — Театральный роман (фильм-спектакль)
2009 — Карамазовы. Симфония страстей (фильм-спектакль)
2010 — Мёд (фильм-спектакль)
2012 — Анна Каренина. Интервью на фоне спектакля (фильм-спектакль)

Оперы Альфреда Шнитке:

1962 — Одиннадцатая заповедь (Счасливчик)
1991 — Жизнь с идиотом
1993 — Джезуальдо
1994 — История доктора Иоганна Фауста

Балеты Альфреда Шнитке:

1971 — Лабиринты
1985 — Эскизы
1986 — Пер Гюнт

Симфонии Альфреда Шнитке:

1957 — Симфония «нулевая» в 4 частях
1972 — Симфония № 1 в 4 частях
1979 — Симфония № 2 (St. Florian) для солистов, камерного хора и симфонического оркестра в 6 частях
1981 — Симфония № 3 в 4 частях
1984 — Симфония № 4 для солистов и камерного оркестра. Одночастная
1988 — Симфония № 5 = Concerto Grosso № 4 для гобоя, скрипки, клавесина и симфонического оркестра в 4 частях
1992 — Симфония № 6 в 4 частях
1993 — Симфония № 7 в 3 частях
1994 — Симфония № 8 в 5 частях
1997-1998 — Симфония № 9 в 3 частях

Камерные произведения Альфреда Шнитке:

1963-1967 — Соната для скрипки и камерного оркестра
1963 — Соната для скрипки и фортепиано
1965 — Трио-соната
1966, 1980 1983, 1989 — 4 струнных квартета
1968 — Quasi una sonata для скрипки и камерного оркестра
1968 — Соната для скрипки и фортепиано
1972 — Сюита в старинном стиле (Suite in the Old Style)
1972-1976 — Фортепианный квинтет
1977 — Moz-Art a la Haydn
1977 — A Paganini
1978 — Соната для виолончели и фортепиано (посв. Наталье Гутман)
1981-1982 — Септет
1985 — Струнное трио
1988 — Фортепианный квартет
1994 — Соната для скрипки и фортепиано
1994 — Соната для виолончели и фортепиано




Альфред Шнитке – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024

Альфред Шнитке

Детство и юность

Альфред Шнитке родился в городе Энгельсе 24 ноября 1934 года. Его родители были поволжскими немцами и имели еврейские корни. Родным городом отца мальчика был Франкфурт-на-Майне. Мать родилась в деревне Каменке. Родственники отца жили в столице, и это оказалось спасением, когда началась Вторая мировая война.

Альфред Шнитке

В семье Шнитке воспитывались трое детей: у Альфреда были младший брат и сестра. Вместе они пережидали военное время в Москве у бабушки. Благодаря родителям дети знали немецкий язык, и он был для них родным. Русский оказался вторичным.

С 11 лет Шнитке увлекался музыкой. Когда после войны его отец получил назначение в Вену, Альфред переехал туда с семьей. Мужчина работал корреспондентом и переводчиком для газеты «Österreichische Zeitung». В Австрии с 1946 года юноша получал музыкальное образование, а когда спустя 2 года семья вернулась в Советский Союз, продолжал занятия уже в Москве. Родители устроились работать в газету, а Альфред стал изучать музыку.

Альфред Шнитке в детстве

В 1958 году он получил диплом Московской консерватории по классу композиции, а позднее завершил обучение в аспирантуре. С 1961 года Шнитке стал преподавать чтение партитур и инструментовку в родной Московской консерватории, хотя учеников у него было немного.

В этот же период музыкант вступил в Союз композиторов. Чтобы заработать на жизнь, Альфред стал сочинять музыку для кинематографа. Педагогическую деятельность он не оставлял вплоть до 1972 года. Объем произведений, созданных для фильмов, непреклонно рос каждый год.

Композитор Альфред Шнитке

Маэстро оказался создателем термина «полистилистика», предполагающего совмещение разных эстетик. В 1972 году он написал первый балет «Лабиринты». В том же году в память о любимой матери композитор создал фортепианный квинтет, сформировавшийся впоследствии в «Реквием».

Шнитке был в числе композиторов, работавших с методом алеаторики, который позволяет исполнителям получить больший простор для импровизации. Показательным примером в этом случае оказалась созданная в 1974 году «Первая симфония». Впервые ее исполнил дирижер Геннадий Рождественский. Музыка такого рода считалась радикальной, поэтому, несмотря на наличие всех разрешений и допусков, филармонии Москвы и Петербурга не решились представить ее публике. Премьера состоялась в Нижнем Новгороде.

Композиция Альфреда Шнитке «Сюита в старинном стиле»

Его увлекала полистилистика, вдохновляла народная духовная песня. Благодаря этому появился «Der Sonnengesang des Franz von Assisi». Позднее публика услышала «Вторую симфонию», за ней последовали еще 2. В том же 1977-м Шнитке пригласили в Парижскую оперу. В сотворчестве с художником Давидом Боровским и режиссером Юрием Любимовым маэстро создавал постановку «Пиковая дама» по произведению Петра Ильича Чайковского. Пушкинские цитаты и обновленное либретто сочетались со свежим взглядом на литературную основу.

Альфред Шнитке в театре

Из-за скандальной статьи Альгиса Жюрайтиса, дирижера Большого театра, Любимова не выпустили из Советского Союза для проведения генеральной репетиции. Премьера была сорвана. Руководство Парижской оперы отказалось от постановки. Воплотить художественный замысел создателей удалось в 1990 году в Карлсруэ. Позднее, в 1993-м, постановку осуществили в Бостоне, и только в 1997-м ее удалось увидеть московской публике.

1980-е стали периодом повсеместного успеха и признания для Шнитке. В 1983-м свет увидела кантата «История доктора Иоганна Фауста». Композитор не побоялся воплотить идею, которая смущала самого Иоганна Гёте. На написание произведения ушло почти 11 лет. В 1986 году вышел «Концерт №1 для виолончели с оркестром», а годом позже «Пятая симфония» и «Concerto Grosso №4». В период с 1984 по 1987 годы Шнитке сочинил «Три хора православным молитвам», «Концерт для смешанного хора на стихи Г. Нарекаци», «Стихи покаянные».

Мелодия Альфреда Шнитке «Полет» из кинофильма «Сказка странствий»

Наследие, оставленное Шнитке потомкам, насчитывает балеты и оперы, более 20 концертов, 9 симфоний, 4 концерта для скрипки, струнные квартеты, музыкальное сопровождение для кинокартин и спектаклей, вокальные и камерные сочинения. Композиции «Полет», «Вальс-раздолье» звучат в кинокартине «Сказка странствий». Произведение «Экипаж» написано для одноименной ленты. В фильме «Синдром Петрушки» использована мелодия «Танго в сумасшедшем доме».

Композитору присудили звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР» и удостоили многочисленных наград, среди которых была и Госпремия за музыку к кинокартинам, преподнесенная в 1986 году.

Сюита Альфреда Шнитке из кинофильма «Экипаж»

В 1992-м опера Альфреда Шнитке «Жизнь с идиотом» была презентована публике в Амстердаме. Спустя 3 года «Джезуальдо» и «История доктора Иоганна Фаустена» вышли в Вене и Гамбурге.

Личная жизнь

Биография знаменитого композитора не была бы полной без упоминания о личной жизни. Шнитке был женат дважды. Первым браком маэстро сочетался с Галиной Кольцовой. Союз просуществовал непродолжительный период и закончился разводом.

Альфред Шнитке и его жена Ирина

Второй женой музыканта стала его студентка Ирина Катаева. В семье родился сын, которого назвали Андреем. Шнитке жил с избранницей в атмосфере любви и заботы и был неразлучен с ней до последних дней.

1985 год оказался для Альфреда Шнитке роковым. Композитор перенес сразу несколько инсультов. Здоровье пошатнулось, и слабость постоянно одолевала мужчину. Несмотря на это, он не опускал руки и продолжал работать. В 1990-м семья переехала в Гамбург, где Шнитке стал преподавателем в Гамбургской высшей школе музыки.

Могила Альфреда Шнитке

Очередной инсульт, настигший музыканта, стал причиной его смерти. 3 августа 1998 года Альфред Шнитке скончался. Он нашел последний приют на Новодевичьем кладбище в Москве.

На память поклонникам остались интервью, в которых композитор делится историями из биографии и интересными фактами о себе, его фото и бессмертная музыка.




Альфред Шнитке – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024

Альфред Шнитке

  • Музыкант, Композитор
  • Дата и место рождения: 24 ноября 1934 (84 года), Энгельс, СССР

Участвовал 11

Его коллеги по цеху

Альфред Гарриевич Шнитке родился 24 ноября 1934 года в Энгельсе. Его отец Гарри Викторович Шнитке был родом из семьи прибалтийских евреев, переехавшей сначала в Германию, затем в 20-х годах — в Россию. Родился отец Шнитке в Германии и прекрасно говорил по-немецки, что помогло ему стать переводчиком и журналистом. Мать композитора Мария Иосифовна Фогель была учительницей немецкого языка. Она немка по происхождению, е е предки переехали из Германии в Россию при Екатерине Великой.

Альфред сначала заговорил по-немецки, но очень быстро овладел и русским. Его родители в основом разговаривали между собой на немецком, а его бабушка по материнской линии не знала русского языка. Мать Шнитке была воспитана в католичестве, но религиозной не была. Уже во взрослом возрасте Альфред Шнитке принял католическую веру.

У Альфреда Шнитке есть сестра Ирина и брат Виктор, ставший переводчиком и поэтом.

В 1946 году Гарри Шнитке направили в Вену работать переводчиком и корреспондентом. Соседкой семьи Шнитке по дому оказалась фрау Шарлотта Рубер, дававшая частные уроки музыки. У нее Альфред Шнитке начал учиться играть на фортепиано. Тогда же он начал сочинять музыку и определился с жизненным призванием. Хотя музыкой он увлекся в достаточно позднем возрасте, посещение в Вене симфонических концертов и оперы помогло сформировать вкус и расширить кругозор.

Вернувшись спустя два года в Росиию, Шнитке поселились в подмосковном поселке Валентиновка. Хотя родители не разделяли его увлечение музыкой, 15-летний Альфред Шнитке поступил в училище имени Октябрьской революции на дирижерский факультет, чтобы получить базовое музыкальное образование.

После училища он поступил в Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского, которую окончил в 1958 году и сразу поступил в аспирантуру по классу композиции. В 1960 его приняли в Союз композиторов, а через год он стал выпускником аспирантуры. На протяжении следующих десяти лет Альфред Шнитке преподавал в консерватории.

С 1962 по 1972 год Альфред Шнитке работал над своей Первой симфонией. В 1977 он создал Concerto Grosso №1.

Альфред Шнитке в кино

В 70-х композитор оказался очень востребованным советским кинематографом. Всего за 30 лет он написал музыку к почти 70 картинам, в том числе к фильмам «Комиссар» (1968), «Белорусский вокзал» (1970), «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976), «Фантазии Фарятьева» (1979), «Экипаж» (1979), «Сказка странствий» (1982) и мультфильмам «Стеклянная гармоника» (1968), «Рикки-Тикки-Тави» (1975), «Осень» (1982). Его последняя работа в кино – «Мастер и Маргарита» 1994 года.

В 1980-х благодаря тому, что его произведения исполняли музыканты, эмигрировавшие из СССР, имя Альфреда Шнитке стало известно на Западе. В это время Шнитке создал Второй и Третий струнные квартеты, балет «Пер Гюнт» (1986), Третью (1981), Четвертую (1984), Пятую (1988) симфонии.

В 1985 году во время отдыха в Пицунде у Альфреда Шнитке случился инсульт. Он впал в кому, но затем очнулся и смог восстановиться. Однако в дальнейшем состояние его здоровья ухудшилось.

Личная жизнь Альфреда Шнитке

Жена композитора – пианистка Ирина Шнитке.

Их сын Андрей Шнитке учился на биохимика, увлекался современной рок-музыкой, в итоге стал фотографом. На его счету музыка для нескольких документальных и художественных фильмов.

В 1990 году Альфред Шнитке получил предложение о преподавательской работе в Гамбургской консерватории. Он принял приглашение и вместе с семьей уехал в Германию, однако от российского гражданства не отказывался.

В 1994 году он закончил оперу «История История доктора Иоганна Фауста». В том же году после очередного инсульта Шнитке оказался почти парализован. Тем не менее, он продолжал работать. Последнюю, Девятую симфонию, Шнитке дописывал левой рукой, запись вышла неразборчивой, что в дальнейшем вызвало споры по интерпретации рукописи.




Альфред Шнитке – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024

Альфред и Ирина Шнитке: 38 непростых, счастливых и таких коротких лет рядом с гением

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Альфред и музыка, Альфред и судьба

Альфред Гарриевич Шнитке родился 24 ноября 1934 года. В нем смешались сразу три национальности: отцовская литовско-еврейская и материнская немецкая. Альфред с детства проявлял свой музыкальный талант. Музыкой стал заниматься в Австрии, где служил его отец. После окончания школы поступил в Московскую консерваторию по классу композиции, учился у Евгения Голубева. В 1961 году окончил аспирантуру, стал преподавать.

Ирина Катаева родилась в 1941 в Ленинграде. Она еще ребёнком, играя с подружками в куклы, почему-то постоянно упоминала имя Альфред. Оно было незнакомым, странным и не совсем понятным. Девочка всерьез занималась музыкой, но после окончания школы не смогла поступить институт имени Гнесиных, получив отличную оценку по специальности и двойку по гармонии.

Ей срочно требовался репетитор по гармонии, чтобы подготовиться к поступлению на следующий год, и родители через знакомых нашли молодого аспиранта Альфреда Шнитке, согласившегося заниматься с Ириной.

Услышав имя своего педагога, Ирина сразу вспомнила своего Альфреда из детских игр. Казалось, что это – судьба. Но первая встреча разочаровала ее: он был совсем не похож на ее героя, да к тому же был женат.

Она прилежно занималась гармонией, а он пригласил ее на концерт. А после заявил, что больше не будет давать Ирине уроки, так как его отношение к ней очень отличается от отношения педагога к ученице.

Музыка, соединяющая сердца

Едва она успела подумать о том, что Альфред женат, как он ответил на ее мысли сообщением о переезде к родителям. Они стали встречаться. Роман был красивым и прилично-старомодным. Альфред и Ирина посещали концерты и выставки, ходили в театры и музеи.

С супругой он развелся. Делая предложение Ирине, он поставил ее в известность о двух важных для него вещах. По его словам выходило, что расстаться они могут только в том случае, если Ирина станет мешать его работе. Еще он сообщил: рано или поздно у него случится инсульт. Ирина не испугалась. Альфред и Ирина стали мужем и женой.

Жизнь с гением

Вряд ли можно было бы назвать их брак идиллией. Альфред Гарриевич действительно был гениален, но как всякий гений часто бывал настолько погружен в себя, что не замечал происходящего вокруг. Он погружался в музыку, и в такие моменты достучаться до него было просто невозможно. Шнитке редко сидел за инструментом, больше работал за столом. Как говорит его жена, он слушал музыку своим внутренним слухом.

Его не любили чиновники, его музыка раздражала, была сложной для понимания и очень далекой от шлягерности. Часто его концерты отменяли, бывало и такое, что по случайности или чьему-то злому умыслу вдруг прерывалась запись во время трансляции или в зале внезапно гас свет.
Ирине Федоровне пришлось отказаться от карьеры пианистки, так как дома она мешала мужу работать, а ее попытки заниматься в других местах тоже успехом не увенчались. После четырех ее концертных поездок оказалось, что Альфред Гарриевич в отсутствие супруги работать тоже не мог.

Она вновь вышла на сцену лишь спустя 17 лет. После выступления Ирины с фортепианным квинтетом Шнитке, супруг сказал ей: «…до сих пор мне не было стыдно ни за одну фразу, сыгранную тобой».

Роковой Фауст

Первый инсульт случился у Шнитке в 1985 году на отдыхе в Пицунде. Этому предшествовала напряженная работа и беспокойство о здоровье сына (Андрей родился в 1965 и страдал от порока сердца). Но после болезни композитор довольно быстро восстановился и продолжил писать музыку, заниматься педагогической деятельностью.

В начале 90-х годов прошлого века Альфред Шнитке уехал работать в Германию на год, затем ему предложили очень выгодный контракт в Гамбурге.

Вскоре Альфред Шнитке приступил к работе над оперой «История доктора Иоганна Фауста». Одноименная кантата была написана еще в 1983 и должна была звучать в финале. Ирина была против работы над этой темой, она казалась ей опасной. И до сих пор Ирина Федоровна не считает совпадением окончание работы над оперой и последовавший за этим инсульт.

Альфред Шнитке почти поселился в гамбургской больнице. Ирина все время была с ним рядом. Но даже почти парализованный Альфред Гарриевич продолжал писать.

В последние дни Альфред Гарриевич практически перестал двигаться. Врач считал, что композитор уже утратил желание жить. Накануне своего ухода он взглядом подозвал Ирину Федоровну к своей кровати, она увидела, как по щеке его сбежала слеза. На следующий день, 3 августа 1998 года его не стало.

Альфред Шнитке работал всегда, даже на пределе собственных возможностей. В этом он очень схож с величайшим французским композитором Антонио Вивальди, который работал, превозмогая боль.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:




Альфред Шнитке – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024

Альфред Шнитке – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024

Альфред Шнитке

Краткую биографию Альфреда Шнитке и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Шнитке

Альфред Гарриевич Шнитке родился 24 ноября 1934 года в Энгельсе. Его родители имели немецкие корни, и именно немецкий стал первым языком мальчика. Обучение музыки для него началось в 12-летнем возрасте в Вене, где его отец работал собкором одной из газет. В 15 лет Альфред поступает в Московское музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение. К этому периоду относятся и первые попытки писать музыку. Биография Шнитке гласит, что в 1953 он становится студентом Московской консерватории, где заканчивает и основной курс, и аспирантуру. С 1961 по 1972 год Шнитке преподавал в альма-матер инструментовку.

У композитора было два брака. Со своей второй супругой, Ириной Федоровной Катаевой, он познакомился, когда она пришла брать у него уроки фортепиано для поступления в Институт им. Гнесиных. В 1961 году они поженились, в 1965 у пары родился сын Андрей. В 1986 он получил Госпремию РСФСР, год спустя – звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1990 году композитор по приглашению уехал работать в Германию, где начал преподавание в Гамбургской высшей школе музыки, сотрудничал с оперными и балетными труппами.

Из-за последовавшего инсульта и нестабильной ситуации в России он решил принять германское гражданство. С 1994 года, после очередного инсульта, его наполовину парализовало. Специально для него было создано устройство, которое помогало записывать музыку левой рукой. В этом состоянии композитор написал Девятую симфонию. 3 августа 1998 года Альфреда Шнитке не стало. Похоронен композитор в Москве.

Интересные факты о Шнитке

  • Музыка Шнитке нравилась далеко не всем. Однажды в Воронеже должен был исполняться его Второй скрипичный концерт. Накануне его отменили, распространив недостоверную информацию о болезни исполнителя. В вечер концерта скрипач и дирижер во фраках встали возле концертного зала, чтобы зрители видели, что выступление не состоялось по идейным соображениям.
  • Несмотря на то, что А. Шнитке является композитором фильма «Белорусский вокзал», главная песня «Нам нужна одна победа» написана Б. Окуджавой. Шнитке принадлежит ее аранжировка и идея включения в финальный эпизод картины.
  • Одним из самых известных почитателей творчества Шнитке является балетмейстер Джон Ноймайер. На музыку композитора он поставил балеты «Трамвай «Желание»» и «Отелло». После личного знакомства в 1985 году хореограф заказал Шнитке балет «Пер Гюнт», премьера которого состоялась в Гамбурге 22 января 1989 года, вторая редакция увидела свет в 2015 году. В 2001 году в память о композиторе Ноймайер поставил на его музыку в Мариинском театре балет «Звуки пустых страниц».
  • Согласно биографии Шнитке, в 1965 году композитор специально для выступления своей жены Ирины на концерте современной музыки в Институте им. Гнесиных написал «Вариации на один аккорд».
  • В 1977 году в Парижскую оперу была приглашена советская творческая команда для постановки « Пиковой дамы » П.И. Чайковского – режиссер Ю. Любимов, художник Д. Боровский, композитор А. Шнитке. Был предложен совершенно новый взгляд на оперу, с включением в нее пушкинских цитат и редакцией либретто и партитуры. В советской прессе разразился скандал после разгромной статьи дирижера Большого театра А. Жюрайтиса. Любимова не выпустили из страны на генеральную репетицию, руководство театра отказалось от спектакля. «Пиковая дама» в версии Любимова-Шнитке была поставлена в 1990 году в Карлсруэ, в 1993 году – в Бостоне, а в 1997 – в Москве.
  • Одним из главных популяризаторов музыки Шнитке является Юрий Башмет. В 1986 году он стал первым исполнителем Концерта для альта с оркестром, под его управлением в России впервые прозвучала Девятая симфония.
  • Композиторы-современники по-разному относились к творчеству Шнитке. Его единомышленниками были С. Губайдулина и Э. Денисов. Радикально отрицательно высказывался о музыке Шнитке Г. Свиридов , положительно – Р. Щедрин, Д. Шостакович .
  • Любимым композитором Шнитке был И.С. Бах .
  • Училище, студентом хорового отделения которого был Альфред Гарриевич, с 1999 года называется Московский государственный институт музыки им А.Г. Шнитке. Согласие на присвоение институту его имени композитор дал лично. В 1998 на базе учебного заведения образован Шнитке-центр, а в 2000 году – открыт единственный в мире музей композитора.
  • Супруга композитора охарактеризовала его, как идеального человека и мужа – доброго, справедливого, честного и заботливого.

Альфред Шнитке оставил после себя поистине объемное наследие – оперы и балеты, 9 симфоний, два десятка концертов, музыка к спектаклям и кинофильмам, камерные и вокальные произведения. Основные темы его творчества связаны с человеком – его переживаниями, эмоциями, поисками себя. Композитор считал, что трагическое и смешное неразрывны в нашей жизни, и это находило отражение в его музыке. Его неповторимый творческий стиль сформировался в середине 60-х. Шнитке одним из первых в Советском Союзе стал использовать метод алеаторики, дающий интерпретаторам большие возможности для импровизаций. Таким произведением стала Первая симфония (1974). Она посвящена дирижеру Г. Рождественскому — её первому исполнителю. Несмотря на то, что произведение имело все необходимые согласования, центральные филармонии страны – московская, ленинградская, не решились представить столь радикальную музыку. Симфония была впервые сыграна в Нижнем Новгороде. В 1972 на Всесоюзном конкурсе балета состоялась премьера первого балета композитора, «Лабиринты». Идея, либретто и хореография произведения принадлежали В. Васильеву.

В этот период Шнитке обращается к музыкальным истокам, народной, духовной песне. Так рождается «Der Sonnengesang des Franz von Assisi» на тексты Франциска Ассизского, «Миннезанг» для 52 хористов, основанный на поэзии средневековых немецких рыцарей. Вторая симфония родилась под впечатлением от посещения австрийского монастыря Сан-Флориан, в котором похоронен А. Брукнер. Католическая «невидимая месса», услышанная Шнитке там, предопределила характер и форму этой «симфонии на хоровом фоне». Третья симфония была написана на основе немецкой музыки, а Четвертая явилась воплощением грандиозного замысла, объединяющего религии. Шнитке музыкальными средствами описал принцип «Бог един», включив в музыку интонации православного, католического, протестантского и синагогального пения.

В 90-е годы были написаны четыре симфонии, включая последнюю, Девятую, две фортепианные сонаты, оперы «Жизнь с идиотом» и «Джезуальдо» по заказам Амстердамской и Гамбургской опер, Concerti Grossi №5 и №6.

Чужой среди своих

«Я, немецкий композитор из России…» — именно так назван биографический фильм об Альфреде Шнитке, вышедший в 1990 году. Полу-немец, полу-еврей, родившийся в Поволжье, в семье которого говорили исключительно по-немецки. Кем себя ощущал композитор?

Отец его, Гарри Викторович, несмотря на немецкую фамилию, был по национальности евреем, родился во Франкфурте-на-Майне, а в 12 лет с родителями переехал в СССР. С 1930 года семья обосновалась в Покровске (Энгельсе), где проживала большая община поволжских немцев. Там он познакомился с будущей матерью композитора – Марией Иосифовной Фогель, этнической немкой, мать которой вообще не знала русского языка. С отцом Альфред говорил по-русски, с матерью – по-немецки. В 16 лет при получении паспорта в графе «национальность» он написал «еврей».

Сам композитор признавался, что до конца не чувствовал себя ни немцем – поскольку родился и большую часть жизни прожил в России, ни евреем – поскольку не говорил на идише, ни русским – поскольку в нем не было ни капли русской крови. Несмотря на логичность завершения пути в Германии, она оказалась его последним домом по воле случая. В 1989 году Шнитке пригласили в Гамбург поработать, он уехал вместе с супругой. В 1991 году туда же перебралась семья его сына. Первоначально планировалось, что после нескольких лет работы супруги Шнитке вернутся в Москву, однако два инсульта композитора не позволили этого сделать – ему требовалось постоянное наблюдение врачей. Его семья живет в Германии и сегодня.

Проклятие Девятой симфонии

Бетховен , Шуберт , Дворжак, Брукнер, Малер … Этих музыкантов объединяет проклятие Девятой симфонии – для всех них она стала последней. Как и для Альфреда Шнитке. Он писал ее уже глубоко больным, левой рукой, поскольку правая сторона тела была парализована, а сам он почти не мог говорить, поэтому нотная запись требовала расшифровки и доработки. Премьера сочинения, интерпретированного и исполненного Г. Рождественским, состоялась в Москве 19 июня 1998 года. Шнитке, увидев отредактированную партитуру и услышав запись с концерта, был чрезвычайно огорчен результатом и запретил к исполнению эту редакцию. Так закончилось не только многолетнее сотрудничество – Шнитке написал для Рождественского более 30 произведений, но и дружба композитора и дирижера. Родные Шнитке считают даже, что именно эти переживания послужили причиной его скорой кончины.

Ирина Федоровна попросила Н.С. Корндорфа воссоздать симфонию по партитуре мужа, но в процессе работы композитор трагически погиб. Затем она обратилась к А. Раскатову. Премьера его редакции состоялась 16 июня 2007 года.

Однако истинно мистическим произведением в жизни композитора стала не Девятая симфония, а «История доктора Иоганна Фауста». После окончания кантаты его сразил первый инсульт, а после окончания оперы – последний, от которого он уже не оправился.

Музыка Шнитке в кино

Советский кинематограф невозможно представить без фильмов, в которых звучит музыка Шнитке. Между 1961 и 1984 годами им была написана музыка к более чем 60 картинам. Среди них:

  • «Мертвые души» (1984) и «Маленькие трагедии» (1979) М. Швейцера,
  • «Фантазии Фарятьева» (1979) И. Авербаха,
  • «Сказка странствий» (1983), «Экипаж» (1979) и «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976) А. Митты,
  • «Прощание» и «Агония» (1981) Э. Климова,
  • «Восхождение» (1976) Л. Шепитько,
  • «Горячий снег» (1972) Г. Егиазарова,
  • «Белорусский вокзал» (1971) А. Смирнова,
  • «Дядя Ваня» (1970) А. Кончаловского,
  • «Комиссар» (1967) А. Аскольдова,
  • «Вызываем огонь на себя» (1964) С. Колосова.

Зарубежные кинофильмы также не раз использовали музыку Шнитке:

  • «Лобстер», 2015
  • «Остров проклятых», 2010
  • «Куда приводят мечты», 1998

Музыку одного из последних выдающихся композиторов 20 века в полной мере открывает век 21. Время показывает неиссякаемый интерес исследователей и слушателей к его творчеству, включая малоизвестные и ранее неизданные сочинения.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: смотреть фильм о Альфреде Шнитке




Альфред Шнитке – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024

Персоналии

Альфред Шнитке

город Энгельс, Саратовская область

Умер 2 августа 1998 года.

Окончил Московскую консерваторию (1958, педагог Е.К. Голубев) и аспирантуру (1961).

Премия «Ника» — 1988 — За лучшую музыку к фильму «Комиссар»

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987)

Фильмография: Композитор

  • Любовь императора (2003)
  • Отражение (2003)
  • Игры в подкидного (2001)
  • Черная комната (2000-2001)
  • Страх (1996)
  • Черный ящик (1995)
  • Мастер и Маргарита (1994)
  • Ваши пальцы пахнут ладаном (1993)
  • Владимир Святой (1993)
  • Одеон (1993)
  • Русская невеста (1993)
  • Присутствие (1992)
  • Мама Роза (1991)
  • Воспоминание без даты (1990)
  • Сестрички Либерти (1990)
  • Спутник планеты Уран (1990)
  • Сфинкс (1990)
  • А это случилось в Виши (1989)
  • Посетитель музея (1989)
  • Иной (1989)
  • Мария (1988)
  • Шаг (1988)
  • Балкон (1988)
  • И свет во тьме светит (1988)
  • Белые розы, розовые слоны (1987)
  • Жизнь Клима Самгина (1986)
  • Любимец публики (1985)
  • Мертвые души (1984)
  • Прощание (1983)
  • Осень (1982)
  • Сказка странствий (1982)
  • Крепыш (1982)
  • Звездопад (1981)
  • Агония (1981)
  • Экипаж (1980)
  • И с вами снова я (1980)
  • Маленькие трагедии (1979)
  • Фантазии Фарятьева (1979)
  • Отец Сергий (1978)
  • Счет человеческий (1977)
  • Капитанская дочка (1976)
  • Клоуны и дети (1976)
  • Белый пароход (1976)
  • Восхождение (1976)
  • Повесть о неизвестном актере (1976)
  • Приключения Травки (1976)
  • Я к вам лечу воспоминаньем (1977)
  • Сказ про то, как царь Петр арапа женил (1976)
  • Рикки-Тикки-Тави (1975)
  • Выбор цели (1974)
  • Осень (1974)
  • Города и годы (1973)
  • Горячий снег (1972)
  • На углу Арбата и улицы Бубулинас (1972)
  • Право на прыжок (1972)
  • Бабочка (1972)
  • Ты и я (1971)
  • Последний рейс «Альбатроса» (1971)
  • Белорусский вокзал (1970)
  • Дядя Ваня (1970)
  • Спорт, спорт, спорт (1970)
  • Чайка (1970)
  • Вальс (1969)
  • Ночной звонок (1969)
  • Балерина на корабле (1969)
  • Тоска (1969)
  • Шестое июля (1968)
  • Стеклянная гамоника (1968)
  • Начало неведомого века (1967)
  • Дом и хозяин (1967)
  • Комиссар (1967)
  • Дневные звезды (1966)
  • Шуточка (1966)
  • Похождения зубного врача (1965)
  • Вызываем огонь на себя (1964)
  • Вступление (1962)




Альфред Шнитке – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024

Биография Шнитке Альфреда Гарриевича

Биография Шнитке Альфреда Гарриевича

Биография, история жизни Шнитке Альфреда Гарриевича

Шнитке Альфред Гарриевич (1934-1998) – советский и российский композитор.

Детство и юность

Альфред Гариевич Шнитке родился 24 ноября 1934 года в городе Энгельс, что на Волге. Его отец Гарри Шнитке был выходцем из литовско-еврейской семьи, который в 1926 году иммигрировал из Германии в Советский Союз. Мать Мария Фогель была волжской немкой католического вероисповедания и работала учительницей.

Родители Альфреда разговаривали друг с другом исключительно на немецком языке. Именно поэтому изначально Альфред изучил немецкий, а уж потом только научился говорить по-русски.

В 1943 году глава семейства Шнитке ушел на фронт. Альфред и его брат Виктор перебрались в Москву к бабушке и дедушке.

Жизненный путь. Шнитке, его музыка, его семья

В 1958 году Шнитке окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского, в 1960-м был принят в Союз композиторов, в 1961-м окончил аспирантуру при консерватории по классу композиции и занялся преподавательской деятельностью (инструментовка, чтение партитур, полифония, композиция).

Вспоминала супруга композитора, известная пианистка Ирина Катаева-Шнитке:

«Мы познакомились с Альфредом в самом начале 60-х. Я приехала из Ленинграда, где окончила десятилетку при консерватории. Музыка познакомила и соединила нас: мне нужно было продолжать образование, и моим репетитором стал аспирант Московской консерватории Альфред Шнитке.

Тогда он был женат, и я ходила заниматься к нему домой, в квартиру неподалеку от Ленинского проспекта. В один прекрасный день он сказал, что заниматься со мной больше не может, потому что относится ко мне не просто как к ученице. Но я вообще не хотела выходить замуж. Таким образом мы встречались с ним несколько месяцев, а потом я решила, что все это пора прекращать.

Альфред обиделся и исчез, но через полгода мы увиделись вновь. Я уже училась в Гнесинском институте и позвонила ему – нужен был учебник по истории музыки. Он попросил меня приехать к нему, а домой я вернулась уже вечером. Тогда-то мы и поняли, что должны быть вместе. Свадьбу мы сыграли в феврале 1961 года. »

В середине 60-х сложился индивидуальный стиль Шнитке в музыке. Для его стиля, начиная со второй половины 1970-х годов, характерно совмещение разнообразных современных композиторских техник на основе выдвинутой им самим концепции «полистилистики» (выдающийся музыкальный аналитик Шнитке неоднократно публиковал свои теоретические очерки, в частности, посвященные Шостаковичу и Стравинскому). В соответствии с этой концепцией речь идет о выражении «нового плюралистического музыкального сознания», которое «в своей борьбе с условностями консервативного и авангардного академизма перешагивает через самую устойчивую условность – понятие стиля как стерильно чистого явления». Как основные формы проявления этой тенденции выделяются принцип цитирования и принцип аллюзии (стилистического намека, игры в стиль). Полистилистика разрешает и предполагает интеграцию «низкого» и «высокого», «банального» и «изысканного».

Критики отмечали его могучий талант, свободное владение всем существующим сегодня разнообразием жанров и невероятную трудоспособность. Каталог произведений Шнитке включает 70 названий, не считая ранних сочинений и прикладной музыки. Среди произведений композитора: оперы – «Одиннадцатая заповедь» и «Жизнь с идиотом», балет «Лабиринты», оратория «Нагасаки», прелюдия памяти Д.Д. Шостаковича, кантата «История доктора Иоганна Фауста» и др.

Шнитке очень много и плодотворно работал в кино. Он написал музыку к нескольким десяткам фильмов, в том числе «Ты и я», «Восхождение» (режиссер Л. Шепитько), «Комиссар» (режиссер А. Аскольдов), «Экипаж», «Сказка странствий» (режиссер А. Митта), «Осень» (режиссер А. Смирнов), «И все-таки я верю» (режиссер А. Ромм), «Агония», «Спорт, спорт, спорт» (режиссер Э. Климов) и другим.

Очень рано пришло к Шнитке широчайшее международное признание. Премьеры его произведений всегда становились мировым культурным событием, их исполняли крупнейшие оркестры Европы и США под управлением величайших дирижеров современности. Он являлся членом-корреспондентом Берлинской академии изящных искусств, Шведской королевской музыкальной академии, Баварской академии изящных искусств, был избран почетным членом Гамбургской академии изящных искусств. Шнитке удостоен премии «Триумф» – императорской премии Японии.

В то же время в российских музыкальных кругах существовала и стойкая оппозиция Шнитке. Эти люди считали его ненастоящим композитором, дутой знаменитостью, поднятым на щит падким на скандалы Западом.

Между тем неуемная творческая активность Шнитке негативно сказывалась на его здоровье. Кроме того, он сильно переживал за своего сына Андрея (родился в середине 60-х), который страдал врожденным пороком сердца, что требовало особого внимания со стороны родителей. Шнитке порой спал по 3-4 часа в сутки. В июне 1985 года он уехал отдыхать в Пицунду, в Дом творчества кинематографистов, и именно там у него случился первый инсульт.

Восьмидесятые годы стали для композитора этапом синтеза лирического и мелодического начал, расцветших в ретро, с громадами симфонических концепций предыдущего периода. Во Второй симфонии к сложной оркестровой ткани он добавил контрастный план в виде подлинных одноголосных григорианских песнопений – под куполом современной симфонии зазвучала древнейшая месса. В Третьей симфонии, написанной к открытию нового концертного зала Гевандхауз (Лейпциг), в виде стилистических намеков дана история немецкой (австро-немецкой) музыки от средневековья до нынешнего дня, использовано более 30 теммонограмм композиторов. Это сочинение завершается проникновенным лирическим финалом.

Второй струнный квартет явился синтезом древнерусской песенности и драматической концепции симфонического плана. Весь его музыкальный материал составляют цитаты из книги Н. Успенского «Образцы древнерусского певческого искусства» – одноголосные погласицы, стихиры, трехголосные гимны. В некоторых моментах подлинное звучание сохранено, в основном же оно сильно трансформировано – ему придана современная гармоническая диссонантность, лихорадочная взвинченность движения. В кульминации этого произведения драматизм обострен до введения натуралистического плача, стона. В финале средствами струнного квартета создана иллюзия звучания невидимого хора, исполняющего старинный распев.

Одним из самых впечатляющих сочинений Шнитке стала его кантата «История доктора Иоганна Фауста» (1983). Традиционный для европейской культуры образ чернокнижника, продавшего душу дьяволу за жизненное благополучие, раскрыт композитором в самый драматический момент его истории – момент кары за содеянное, справедливой, но ужасающей.

Каждый художник по-своему подходит к фигуре Фауста. Для кого-то он грешник, для кого-то титан, бросающий вызов небесам. Каков же Фауст для Шнитке?

Композитор так разъяснял свое прочтение легенды: «У всех Фауст, погрязший во зле, сохраняет драгоценнейшее качество, отличающее человека, – совесть. Беспощадный суд человечества над собой, творимый им на протяжении всей истории, – источник надежды и на будущее мира». Из этих слов и музыки кантаты можно заключить, что Фауст для Шнитке – это заблудившееся, но ищущее путь к спасению человечество. Найти его можно, только вскрыв и искоренив пороки.

Показывая зло и смерть в ярком жанровом облике современной эстрады, Шнитке продолжил традиции воплощения этих образов, существующих в искусстве. В данном случае смерть приобрела черты современного Фауста, погрязшего в телесных радостях.

Захватывающую силу музыке композитор придал с помощью приема стилистического снижения – введения в кульминационный эпизод расправы жанра танго.

В 1985 году в крайне сжатый срок Шнитке написал два крупных и значительнейших своих сочинения – хоровой Концерт на стихи армянского мыслителя и поэта десятого века Г. Нарекаци и альтовый Концерт. Если хоровой Концерт а сарреllа полон лучезарного света, то альтовый Концерт стал звучащей трагедией, которую уравновесила только красота музыки.

Перенапряжение в работе катастрофически подорвало здоровье композитора. Возвращение к жизни и творчеству запечатлелось в виолончельном Концерте (1986), по своей концепции зеркально-симметричном альтовому: в заключительном разделе виолончель, усиленная электроникой, мощно утверждает свою художественную волю.

Участвуя в создании кинофильмов, Шнитке усилил их психологическое воздействие, создав музыкой дополнительный эмоционально-смысловой план. Киномузыка активно использовалась им и в концертных произведениях: в Первой симфонии и Сюите в старинном стиле для скрипки и фортепиано звучала музыка из фильма «Мир сегодня» («И все-таки я верю»), в Первом Концерте гроссо – танго из «Агонии» и темы из «Бабочки», в Трех сценах для голоса и ударных – музыка из «Маленьких трагедий».

Шнитке – прирожденный создатель крупных музыкальных полотен, концепций в музыке. Дилеммы мира и культуры, добра и зла, веры и скепсиса, жизни и смерти, наполняющие его творчество, делают произведения композитора выраженной философией.

Есть у Шнитке и произведения, предназначенные для сцены. В 1985 году он написал балет «Эскизы». В 1987-м появился третий его балет – «Пер Гюнт», а первым был «Лабиринты», сочиненный еще в 1971 году.

В 1990 году Шнитке переезжает жить в Германию. Здесь он написал оперу «Жизнь с идиотом» (1991). Здесь композитор и умер в 1998 году 3 августа.


Добавить коммент

Ваш email address не будет виден.


*


Adblock detector