Наталья Гундарева
Наталья Гундарева – легенда отечественного театра и кино, ведущая актриса театра им. Маяковского, народная артистка РСФСР, обладательница престижной премии «Ника».
Родилась Гундарева Наталья Георгиевна 28 августа 1948 года в семье инженеров в Москве. Детство будущей актрисы прошло на Таганке, в коммунальной квартире. Родители юной Наташи были заядлыми театралами, а мама даже неоднократно участвовала в конкурсах художественной самодеятельности.
Наталья Гундарева в молодости
В пятилетнем возрасте девочка впервые попала в театр на постановку «Синяя птица». Волшебство театрального действа заворожило ее, и, придя домой, Наталья заявила родителям, что непременно станет актрисой или балериной. В школьные годы будущая звезда театра и кино посещала кружки чтения, пения и драматического искусства в местном Доме пионеров. В 8 классе девочка первый раз вышла на большую сцену Театра юных москвичей, сыграв роль мамы в пьесе «Дикая собака Динго».
Несмотря на безграничную любовь девушки к театру, мать Натальи Гундаревой не позволила ей поступать в театральный вуз, в результате чего она решила стать инженером-строителем. В момент сдачи экзаменов в инженерный вуз старый приятель по Театру юного москвича уговорил девушку поступать в театральное училище имени Щукина. Своей неординарной внешностью, пышными формами и пестрым одеянием Гундарева сразила наповал строгую комиссию «Щуки», она блестяще сдала вступительные экзамены и была без проблем зачислена на курс актера Катина-Ярцева.
Наталья Гундарева в молодости
Все годы обучения студентка ответственно занималась учебой, дословно записывала лекции и по три часа ежедневно проводила в балетном классе. В 1971 году Наталья Гундарева получила приглашение на работу сразу из нескольких театров, но отдала предпочтение театру им. Маяковского, сцена которого была ее домом до последних дней жизни.
Фильмы и театр
Первые несколько лет театральной карьеры актриса играла в основном роли в постановках текущего репертуара театра. Первая значительная роль Натальи Гундаревой состоялась в 1974 году в спектакле «Банкрот». Тогда об актрисе в образе Липочки заговорили и зрители, и критики. Затем были постановки «Бег» и «Я стою у ресторана», которые благодаря Гундаревой всегда являлись событием в обществе и собирали ошеломительные аншлаги.
Наталья Гундарева
В кино Гундарева сниматься начала еще с 1966 года и сыграла свою первую роль в картине «Хмырь». При этом триумф в кинематографе молодой актрисе принесла роль буфетчицы в киноленте «Здравствуй и прощай». После этого Наталья Георгиевна снялась во многих фильмах, в частности, «Осень», «Подранки», «Осенний марафон», «Сладкая женщина». После потрясающей игры в «Сладкой женщине», где актриса одновременно отобразила на экране образы трех женщин и их судьбы, в 1977 году по данным опроса журнала «Советский экран» Наталья Гундарева была признана лучшей актрисой года.
Наталья Гундарева в фильме «Осенний марафон»»
В 1979 году сыграла главную роль в пьесе «Леди Макбет Мценского уезда». Режиссер Андрей Гончаров хотел сделать эту постановку еще в 50-х, но идея провалилась. Позже Гончаров говорил, что только потому, что в 50-х у него не было Гундаревой, а никакая другая актриса не вытянула бы роль Катерины Львовны. Этот спектакль принес особенный успех Наталье Георгиевне, стал знаковым и для нее, и для Театра им. Маяковского. Пьеса регулярно шла в течение 13 лет.
Уже в начале 1980 года Наталья Георгиевна стала востребованной и всенародно любимой актрисой. Каждая ее роль полностью раскрывала зрителям все грани таланта и покоряла сердца аудитории естественностью и душевностью.
Виктор Корешков и Наталья Гундарева в пьесе «Леди Макбет Мценского уезда»
В 1983 году Наталья получила главную роль в картине Самсона Самсонова «Одиноким предоставляется общежитие». Гундарева сыграла одинокую женщину, ставшую «свахой» для всех своих подруг. Несмотря на то, что о своей личной жизни героиня Гундаревой забыла, фильм ждал романтический финал, а женщина находила своего будущего мужа, роль которого сыграл Александр Михайлов. Фильм затронул важную социальную тему женского одиночества.
В том же году вышел и другой фильм актрисы– «Хозяйка детского дома». В нем режиссер поднял еще более серьезную тему — вопрос брошенных детей. Актриса начала получать множество писем и благодарностей от зрителей со всей страны.
Наталья Гундарева в фильме «Хозяйка детского дома»
В начале 90-х годов коллеги и знакомые стали замечать у Натальи Георгиевны проблемы со здоровьем, проявлявшиеся в регулярных гипертонических кризах. Это, конечно же, отразилось на творческой биографии Гундаревой, так как ей стало сложно работать в таком ритме. Но актриса не бросила работу.
В 90-е главным образом актрисы стала уже не простая русская женщина, а высокопоставленная дворянка. Наталья сыграла леди Гамильтон в постановке «Виктория. » и княгиню Шадурскую в многосерийном фильме «Петербургские тайны». А в 1991 году появилась в роли Елизаветы в картине «Виват, гардемарины!».
Наталья Гундарева
В 2001 году Наталья также сыграла последнюю роль в кино, появившись на телеэкранах в образе Василисы Саввичны в сериале «Саломея». В этом же году актриса получила роль в «Кабале Святош» на сцене МХТ им. Чехова. Наталья была очень рада сыграть интересного персонажа в известном коллективе, но все же отвергла это предложение, решив сохранить верность своему родному театру.
Гундарева не могла предать режиссера Гончарова, раскрывшего и отшлифовавшего ее актерский талант. По другой версии, актриса сначала согласилась и серьезно подошла к репетициям, но не смогла примириться с уже сложившимися в театре порядками и, в конце концов, отказалась от роли.
Последней работой Гундаревой в театре стала роль Леттис в постановке «Любовный напиток».
Личная жизнь
Личная жизнь Натальи Гундаревой, так же как и творческая карьера, была яркой и насыщенной. Актриса была замужем три раза, детей у нее не было. Позже в интервью знакомые Натальи Георгиевны с горечью замечали, что все ее мужчины абсолютно не дотягивали до ее уровня.
Наталья Гундарева и Леонид Хейфец
Первый муж легенды отечественного кино и театра появился в ее жизни в 1973 году. Им стал известный режиссер Леонид Хейфец, который был старше на 14 лет. Но полная занятость в театре и высокая востребованность не позволяли Наталье Георгиевне справляться с семейным бытом, на фоне чего по истечении шести лет брак распался.
В 1979 году, сразу после развода, Наталья вновь влюбилась в актера Виктора Корешкова, за которого вскоре вышла замуж. Но брак оказался несчастливым – по данным прессы, Виктор открыто изменял Наталье с известной певицей.
Наталья Гундарева и Виктор Корешков
Зная о предательстве супруга, женщина не проявляла громкой ревности, так как тоже была увлечена актером Сергеем Насибовым. Следствием яркого романа Насибова и Гундаревой стало два развода: Сергей, не задумываясь, ушел от жены, а Гундарева развелась с Корешковым. Их союз был быстротечен и вскоре распался из-за потухших чувств.
Любовью всей жизни Натальи Гундаревой стал ее третий муж Михаил Филиппов, с которым они поженились в 1986 году. В том момент актриса была уже «примой» и начала задумываться о семейном счастье. По слухам, после нескольких неудачных попыток актриса выяснила, что не может иметь детей по причине неудачного аборта, сделанного в молодости.
Наталья Гундарева и Михаил Филиппов
Сильная и волевая женщина никогда ни в обществе, ни в прессе не упоминала об этой проблеме. На вопросы журналистов о детях она всегда отвечала, что не имеет потребности в потомках, их ей полностью заменил театр.
В этот же период Наталья познакомилась с Ириной Дегтевой, которая стала Гундаревой самой близкой подругой. Муж Натальи в своих воспоминаниях называл Ирину «приемной дочерью», но сама Наталья никогда не обращалась к подруге так. Дегтева тоже считала Наталью Гундареву своей подругой, хотя и признавала, что та общалась с ней скорее как мама со взрослой дочерью, которой актрисе, скорее всего, несмотря на всю силу и стойкость, все же не хватало.
С третьим мужем Михаилом Филипповым Гундарева прожила до последнего дня своей жизни.
Болезнь и смерть
В июле 2001 года актриса Наталья Гундарева резко почувствовала себя плохо и была экстренно доставлена в больницу с диагнозом «нарушение мозгового кровообращения». Медики опасались за жизнь Натальи Георгиевны и приняли решение перенаправить ее в Институт Склифосовского. Через два дня актриса впала в кому, причиной которой стал ишемический инсульт. На протяжении 10 дней врачи боролись за жизнь женщины, и их старания увенчались успехом – 1 августа пациентка пришла в сознание и пошла на поправку.
Наталья Гундарева
Летом 2002 года легенду российского кинематографа выписали из больницы домой, где она продолжила проходить курс реабилитации и заново училась ходить. В это время Гундарева занялась благотворительностью и в рамках акции «Во имя здоровья» помогала в лечении многим актерам.
Существует версия, что причиной инсульта у Гундаревой являлся не только изнуряющий темп работы, но и пластическая операция, которую актриса сделала в 1999 году. Тогда медики категорически запрещали актрисе ложиться на операционный стол и подвергаться наркозу ввиду ее хронической гипертонии и проблем с сосудами, что могло закончиться фатально.
Могила Натальи Гундаревой
Четыре года медики и сама актриса изо всех сил пытались побороть недуг. Ее терпению, выдержке и воле поражались все – она плакала от боли на сеансах физиотерапии, но не прекращала попыток выбраться из ловушки инсульта.
15 мая 2005 года Наталья Гундарева умерла в клинике Св. Алексия. Причиной смерти актрисы стал повторный геморрагический инсульт. Похороны Гундаревой прошли 18 мая на Троекуровском кладбище Москвы.
Фильмография
Фильмография Натальи Гундаревой насчитывает более 70 фильмов. Фильмы с Натальей Гундаревой всегда имели большую популярность у зрителей и критиков:
- «Здравствуй и прощай»
- «Сладкая женщина»
- «Обратная связь»
- «Уходя — уходи»
- «Осенний марафон»
- «Проданный смех»
- «Хозяйка детского дома»
- «Дети солнца»
- «Виват, гардемарины!»
- «Небеса обетованные»
- «Альфонс»
- «Личная жизнь королевы»
- «Петербургские тайны»
- «Райское яблочко»
- «Любовь.ru»
- «Саломея»
Гундарева Наталья: биография, фото, личная жизнь, фильмография, дата и причина смерти
Эта статья посвящена народной артистке РСФСР, лауреату Государственной премии СССР – Наталье Гундаревой. Биография, личная жизнь, причина смерти актрисы интересуют многих. Рассказ о звезде театра и кино дополняют фото этой красивой, талантливой женщины.
Краткая биография Натальи Гундаревой – детские годы
28 августа 1948 года в семье обычных московских инженеров родилась девочка, которой судьбой было предначертано стать всенародно любимой актрисой. Родители назвали дочку Наташенькой. Это была Наталья Гундарева, о биографии которой и пойдет дальнейшее повествование.
Семья жила небогато, ютились в коммунальной квартире, на Таганке. Родители Гундаревой были, что называется, заядлыми театралами. Особенно мама, которая даже сама играла по вечерам в любительских спектаклях и нередко была участницей конкурсов художественной самодеятельности.
Когда Наташе исполнилось 5 лет, родители впервые привели ее в театр. Волшебство спектакля «Синяя птица» буквально заворожило ребенка. Дома Наташа твердо заявила маме и папе, что обязательно будет актрисой, когда вырастет, ну или балериной. Те посмеялись и забыли.
Они еще не знали, какая слава ждет впереди их дочь – Наталью Гундареву, биография и личная жизнь которой всегда будет под прицелом внимания многочисленной армии почитателей ее таланта.
А вот сама Наташа Гундарева о своем решении, принятом в раннем детстве, не забывала никогда. Учась в средней школе, она старательно посещала драматический кружок в районном Дворце пионеров. В восьмом классе состоялся актерский дебют Наташи на сцене Театра юных москвичей. Она играла роль мамы в постановке «Дикая собака Динго».
Однако родители девочки, несмотря на свою любовь к театру, вовсе не хотели видеть свою дочь актрисой. На семейном совете было вынесено решение, что девушка должна стать инженером-строителем.
Однако дальнейшая биография Натальи Гундаревой стала развиваться совсем по иному сценарию.
Поступление в театральный вуз
Первоначально Гундарева, подчинившись родительской воле, подает документы на поступление в строительный институт. Когда она уже готовилась войти в аудиторию, чтобы сдавать первый вступительный экзамен, кто-то сильно потянул ее за руку. Оглянувшись, девушка увидела Виктора Павлова (впоследствии ставшего известным советским актером).
Паренек сказал, что она обязательно должна поступать в «Щуку». Наташа вняла этому гласу судьбы и отнесла документы в Щукинское театральное училище. Благо, мать не могла ей помешать, так как была в это время в отъезде.
В этот год на актерское отделение был бешеный конкурс – 250 человек на место. Большая часть абитуриенток состояла из томных изящных красавиц. Наташа несколько спасовала. Ведь она никогда не была обладательницей точеной фигуры. С детства девушка привыкла к таким эпитетам, как «пампушечка», «булочка» и даже «кубышечка».
Гундарева решила, что экзаменационную комиссию нужно чем-то поразить и облачилась в розовое платье с рисунком из огромных синих цветов. Яркий образ венчал ослепительный макияж с голубыми веками и крупные кудри. В таком виде девушка была похожа на жизнерадостную цветочную клумбу.
Жаль, что мы лишены возможности увидеть тот момент на фото! Наталья Гундарева, биография и личная жизнь которой так интересуют многих сегодня, отправилась на самый важный в своей жизни экзамен.
Но тут произошел казус: по дороге шикарная «клумба» попала под проливной ливень. Члены вступительной комиссии были несколько шокированы внешним видом абитуриентки, но потом очарованы и сражены наповал ее талантом. Так Наталья Гундарева стала студенткой престижного Щукинского училища. Ее зачислили на актерский курс в мастерскую Юрия Катина-Ярцева.
Однокурсниками будущей актрисы были Константин Райкин и Юрий Богатырев. Именно они дали Гундаревой прозвище «конопатое чудо».
Уже в училище Наталья считалась «звездой». Она была отчаянно талантлива! Однако «звездность» не мешала ей быть хорошей студенткой. Девушка аккуратно посещала все занятия, внимательно записывала лекции, самозабвенно играла на репетициях и часами изнуряла свое тело в балетном классе, мечтая стать как можно стройнее.
Из последующего рассказа о биографии Натальи Гундаревой, ее личной жизни и причине ранней кончин, можно будет понять, какую роковую роль сыграло в судьбе актрисы желание во что бы то ни стало похудеть.
Театральная карьера
Как изменяется биография Натальи Гундаревой после окончания театрального училища? Талантливой выпускнице поступают приглашения сразу от пяти московских театров. Выбор молодой актрисы пал на Театр Маяковского, в котором она впоследствии проработала всю жизнь.
В первый же свой театральный сезон Гундарева сыграла роль Липочки в постановке по пьесе Островского «Банкрот». Правда, дебютантке помог случай. Сначала она играла во втором составе, но постоянно сидела в зале на всех репетициях, по студенческой привычке, аккуратно записывая в тетрадь все замечания режиссера. Когда исполнительница главной роли внезапно заболела, Гундарева смогла органично влиться в спектакль.
«Банкрот» наделал много шума не только в Москве. Труппа театра показывала его на гастролях в разных городах страны, и везде спектакль срывал бурные овации. Гундарева становилась известной театральной актрисой.
Она очень много работала и была мега-успешной. Многие позавидовали бы такой яркой творческой биографии. Личная жизнь актрисы Натальи Гундаревой в тот период была почти полностью вытеснена бесконечными репетициями и вечерними спектаклями. Ей некогда было влюбляться. Зато каждая театральная постановка, в которой играла актриса, становилась событием.
Главный режиссер театра Маяковского Андрей Гончаров отличался властным и даже деспотичным характером, далеко не каждая актриса могла с ним сработаться. Но с Натальей Гундаревой у них всегда было полное творческое взаимопонимание.
Кинокарьера
Конечно, кино не могло пройти мимо такой яркой артистки. Кинокарьера Гундаревой началась с небольших ролей: продавщица биноклей в универмаге (фильм «В Москве проездом»), буфетчица («Здравствуй и прощай») и т. д. В этих незаметных образах таланту актрисы просто негде было развернуться.
Но в 1976 году ей довелось сыграть главную роль в киноленте режиссера Владимира Фетина «Сладкая женщина». После успешного показа фильма во всех кинотеатрах страны актрису узнали и полюбили миллионы советских людей.
После «Сладкой женщины» поклонники долго отождествляли реальную биографию и личную жизнь актрисы Натальи Гундаревой с жизнью ее героини – Анечки Доброхотовой – веснушчатой деревенской девчонки, уплетающей на экране варенье.
За первым успехом последовали и другие. Самые известные работы Гундаревой в кино: роль Кати Никаноровой («Вас ожидает гражданка Никанорова»), роль Нины («Осенний марафон»), роль веселой служанки Смеральдины («Труффальдино из Бергамо»), роль многодетной мамы («Однажды двадцать лет спустя»).
Первое замужество
Биография актрисы Натальи Гундаревой всегда была окружена слухами и сплетнями. Ей приписывали множество любовных романов. Как бы то ни было, но в официальный брак актриса вступала в своей жизни только 3 раза.
Первый раз Гундарева вышла замуж за режиссера Леонида Хейфеца. Их отношения начались на съемке фильма «Обрыв» в 1973 году. Хейфецу в ту пору было уже 38 лет, Наталье – всего 24. Сначала пара просто встречалась, потом созрело решение пожениться.
Свадьбу сыграли тихую, в ресторане Прага. Невеста была без фаты и в зеленом платье. Сначала у супругов даже не было своей квартиры, жили в съемной. Потом помог театр, и им дали отдельное жилье.
Сначала семейная жизнь актрисы и режиссера складывалась очень хорошо. Между супругами царило взаимопонимание и любовь. Но во время съемок «Сладкой женщины» произошло событие, которое привело впоследствии брак к распаду. Об этом стоит рассказать подробнее.
Когда мы читаем про биографию и личную жизнь Натальи Гундаревой, дети никогда не упоминаются просто потому, что у актрисы их никогда не было. Однако в своем первом браке с Леонидом Хейфецем она забеременела и могла бы стать матерью.
Этого не случилось, потому что Гундарева не захотела прерывать творческую карьеру на самом ее взлете, о чем она и сообщила мужу. Та беременность закончилась абортом. Актриса продолжала сниматься в кино, играть в театре, становилась все успешнее, но вот супружеские отношения становились все прохладней. В конце концов, после 6 лет брака пара развелась.
Второй муж
В 1979 году актриса влюбилась и вновь вышла замуж. Вторым супругом Гундаревой был ее коллега – актер Театра им. Маяковского Виктор Корешков. Вместе они играли главные роли в спектакле «Леди Макбет Мценского уезда».
Роман развивался слишком стремительно, Гундарева совсем потеряла голову от нахлынувших чувств к красавцу Корешкову, ее даже не смущал тот факт, что мужчина женат. Виктор бросил жену и женился на Гундаревой. Но этот брак был изначально обречен. В чем же причина?
Биография Натальи Гундаревой была всегда насыщена работой, сопряженной с длительными отъездами на съемки, на гастроли.
Подруги актрисы предупреждали ее о том, что новый муж слишком любвеобилен и в отсутствии жены не упускает возможности завести любовную интрижку на стороне.
Так, будучи в браке с Гундаревой, Корешков закрутил роман с известной эстрадной певицей. Узнав об этом, актриса испытала очень большое разочарование. Второй брак Натальи Гундаревой просуществовал всего 2 года.
Мужчина ее мечты
После двух неудачных браков актриса почти полностью разуверилась в возможности личного счастья. И все-таки она вышла замуж в третий раз. Это последнее замужество было по-настоящему счастливым.
На сей раз ее избранником стал актер Михаил Филиппов. Они были знакомы давно, еще с тех пор, когда актриса была замужем за Хейфецем. Филиппов в ту далекую пору тоже был женат, да не на ком-нибудь, а на дочери самого генсека – Андропова.
Потом жизненные пути Натальи и Михаила часто пересекались на съемочных площадках, но они оставались не более, чем добрыми знакомыми. И внезапно между ними вспыхнули чувства. Актеры оформили брачный союз в 1986 году.
Нашей героине в то время было 38 лет, и она уже страстно мечтала о детях. Биография Натальи Гундаревой складывалась таким образом, что она не могла позволить себе быть обычной женщиной. На первом месте актриса всегда ставила карьеру. И вот теперь, когда ее душа полностью созрела для материнства, природа как будто начала ей мстить. Гундаревой так и не удалось родить ребенка своему любимому человеку.
Тем не менее, этот союз был очень крепким и просуществовал 19 лет, до самой смерти актрисы.
Наталья Гундарева. Биография: причина смерти
Годы всегда берут свое. Перешагнув пятидесятилетний рубеж, актриса стала замечать, как меняется ее внешность. Ей все чаще стали предлагать роли возрастных героинь.
Она всегда была обладательницей пышной фигуры, но все-таки ее формы были изящными и соблазнительными. Возрастная перестройка принесла с собой тучность. Гундаревой так хотелось продлить молодость. Раньше ей удавалось удерживать вес в пределах допустимого, теперь же его стало так трудно контролировать.
Смириться со старостью? Никогда! Это не могла себе позволить женщина с такой яркой творческой биографией. Причиной смерти Натальи Гундаревой впоследствии назывался инсульт. Но что привело к нему?
Актриса в последние годы жизни несколько раз прибегала к услугам пластических хирургов. Ей делали подтяжку лица и липосакцию (удаление лишнего жира). После процедур омоложения актриса стала выглядеть моложе, сильно похудела, но здоровье ее сильно пошатнулось.
Летом 2001 года актрисе внезапно становится дурно, через несколько дней она впала в кому. Тогда врачам удалось сделать невозможное, они буквально вытащили актрису с того света. После этого Наталья Гундарева в течение 4 лет боролась с последствиями инсульта, периодически лежала в больнице.
Все это время за ней ухаживал ее муж Михаил Филиппов. Несмотря на усилия медиков, восстановить здоровье народной любимице не удалось. 15 мая 2005 года Гундарева скончалась от повторного геморрагического инсульта. Ей было только 56 лет.
Место захоронения актрисы
Причина смерти актрисы, конечно, была не только в пластических операциях. Эта женщина всегда работала на износ. Такие люди обычно сгорают слишком быстро.
Похоронена народная артистка России на Троекуровском кладбище в Москве. Над ее могилой установлен памятник в виде высокой стелы из белого мрамора.
Фильмография
С 1970 по 2003 гг. актриса Наталья Гундарева снялась более чем в 80 фильмах. Вот их список:
- «В Москве проездом»;
- «Ищу человека»;
- «Здравствуй и прощай»;
- «Обрыв»;
- мини-сериал «Назначение»;
- «Самый жаркий месяц»;
- «Возвращение»;
- «Осень»;
- «Сергеев ищет Сергеева»;
- «Трактирщица»;
- «Цемент»;
- «Сладкая женщина»;
- «Вишневый сад»;
- «Капитанская дочка»;
- «Подранки»;
- «Труффальдино из Бергамо»;
- «Смешные люди»;
- «Любовь Яровая»;
- «Обратная связь»;
- «Театральные истории»;
- «Гарантирую жизнь»;
- «Вас ожидает гражданка Никанорова»;
- «Стойкий туман»;
- «Осенний марафон»;
- «Отпуск в сентябре»;
- «Уходя – уходи»;
- «Интервью в Буэнос-Айресе»;
- «След на земле»;
- «Мнимый больной»;
- «О бедном гусаре замолвите слово»;
- «Дульсинея Тобосская»;
- «Однажды двадцать лет спустя»;
- «Незваный друг»;
- «Следствие ведут знатоки» (серия «Ушел и не вернулся»);
- «Детский мир»;
- «Проданный смех»;
- «Следствие ведут знатоки» (серия «Из жизни фруктов»);
- «Срок давности»;
- мини-сериал «Подросток»;
- «Хозяйка детского дома»;
- «Одиноким предоставляется общежитие»;
- «И жизнь, и слезы, и любовь»;
- «Зимний вечер в Гаграх»;
- «То ли птица, то ли зверь»;
- «Подвиг Одессы»;
- «Прощание славянки»;
- «Личное дело судьи Ивановой»;
- «Жизнь Клима Самгина»;
- «Дети Солнца»;
- «Сказка о глупом муже»;
- «Переход на летнее время»;
- «Избранник судьбы»;
- «Аэлита, не приставай к мужчинам»;
- «Две стрелы»;
- «Оно»;
- «Паспорт»;
- «Сердце не камень»;
- «Собачий пир»;
- «Затерянный в Сибири»;
- «Виват, гардемарины!»;
- «Искушение Б.»;
- «Курица»;
- «1000 долларов в одну сторону»;
- «Небеса обетованные»;
- «Чокнутые»;
- «Гардемарины 3»;
- «Осколок «Челенджера»;
- «Альфонс»;
- «Черный дьявол»;
- «Личная жизнь королевы»;
- «Шут Балакирев»;
- сериал «Петербургские тайны»;
- «Хочу в тюрьму»;
- «Московские каникулы»;
- «Райское яблочко»;
- сериал «Ростов-Папа»;
- «Любовь.ru»;
- «Саломея»;
- «Криминальное танго».
Заключительное слово
Роли, сыгранные талантливой актрисой, — это не просто образы, это ее дети. Наталья Гундарева (биография, личная жизнь и фото которой были представлены в статье) продолжает жить в фильмах и в сердцах людей, которые ценят и почитают ее талант.
Наталья Гундарева, биография, новости, фото
Имя: Наталья Гундарева (Natalia Gundareva)
День рождения: 28 августа 1948
Место рождения: г. Москва
Дата смерти: 15 мая 2005 (56 лет)
Причина смерти: узнать инсульт
Место погребения: узнать Москва, Троекуровское кладбище
Восточный гороскоп: Крыса
Категория: Российские актеры
Биография Натальи Гундаревой
Школа тоже подогревала интерес к театру. Особенно девочке было по душе читать пьесы на уроках литературы, ну а после занятий она занималась в различных кружках в Доме пионеров – пения, чтецком, драматическом. В 8-м классе Гундарева попала в Театр юных москвичей (он работал при городском Доме пионеров). Там она впервые вышла на сцену – играла роль мамы в пьесе «Дикая собака Динго». Это времяпрепровождение нравилось ей больше, чем походы на танцплощадку, вспоминала Наталья Георгиевна. Впоследствии она говорила, что губила там какие-то комплексы, ведь фактура у нее не самая подходящая для звания актрисы — полная, рыхлая, в общем, она себя несколько стеснялась.
Эти комплексы девочка преодолевала и другими способами. Со своей комплекцией и ростом она пришла в баскетбольную секцию ДЮСШ! А когда в ее школе организовали зимний лыжный поход, Наталья, ранее никогда не стоявшая на лыжах, отправилась вместе со всеми даже не надев шапку. Так она доказывала свою морозоустойчивость, то, что и в такой несовершенной плоти, прежде всего, важен дух.
Поворот в судьбе
Немного позже, в 1967 году, Наталья Гундарева пошла на подготовительные курсы технического ВУЗа — Московского инженерно-строительного института. Она уже успешно сдала первые вступительные экзамены, и тут… Неожиданно для всех решила бросить все начатое и попытать счастья в любимом театральном. Хорошо, что мама тогда уехала в отпуск. Гундарева подала документы в ЩукУ, блестяще сдала экзамены и попала на курс, которым руководил Ю.В. Катин-Ярцев.
Целенаправленная фантазия, цепкая зрительная память и наблюдательность с первых студенческих проб отличали Гундареву от других слушателей. И еще одно очень важное свойство характера выделяло Наталью среди остальных — трезвое, иногда критическое отношение к себе, желание преодолеть собственные недостатки и слабости.
В 1971 году, окончив училище, Наталье Гундаревой нужно было определиться с театром, в котором ей предстоит работать. Ее ждали сразу несколько крупных столичных театров. А она выбрала театр им. Вл. Маяковского, и оставалась верна ему до конца своих дней.
Первые несколько лет она играла по большей части вводы в спектакли текущего репертуара. Только в 1974 Гундарева сыграла свою первую значительную работу, о которой заговорили критики и зрители — роль Липочки в спектакле по пьесе А.Н. Островского «Банкрот».
Личная жизнь
Замуж Наталья Гундарева вышла за коллегу по цеху — актера театра имени Вл. Маяковского Михаила Филиппова.
Вспоминая о своих отношениях, актриса рассказывала, что познакомилась с мужем в одной компании, которая образовалась в их театре. Он был удивительно остроумным человеком, постоянно устраивал розыгрыши, хохмы. А она, не отличаясь подобной легкостью юмора, была простым исполнителем его задумок. Вот и получилось, что спустя какое-то время они уже не могли друг без друга. У Михаила уже был сын от первого брака, но общих детей завести не удалось, да и, по словам Натальи, театр заменил ей детей.
70-е годы. Кино
Сниматься в кино Наталья Гундарева начала с 1966 года. Но по-настоящему дебютировала как актриса в 1972 году, когда сыграла главную роль в мелодраме В. Мельникова «Здравствуй и прощай!». Она настолько правдиво передала натуру своей героини, что на «Ленфильм» даже пришло письмо, которое хвалило руководство киностудии за то что, оно привлекает к съемкам не только профессиональных актеров, но и простых людей, таких как деревенская девушка Наташа Гундарева.
После были такие работы, как: Дуся в фильме «Осень» (1975), Тася в «Подранки» (1976), и, конечно же, Аня Доброхотова в фильме «Сладкая женщина» (1977). Эта роль потребовала от Натальи немалого опыта — она сыграла 3-х разных женщин, 3 разных судьбы. Мелодрама вызвала целый поток откликов и широкий резонанс в обществе. Зрители высоко оценили роль актрисы, которая создала столь неоднозначный и жизненно достоверный образ. Не случайно в 1977 году Наталью Гундареву по данным журнала «Советский экран» признали лучшей актрисой года.
В 70-х Гундарева украсила своей игрой еще несколько фильмов: «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Осенний марафон» и др.
Ну, а в главных ролях таланту неординарной актрисы и подавно было, где развернуться! Директор детдома Александра Ванеева из телевизионного спектакля «Хозяйка детского дома», сваха Вера из комедии «Одиноким предоставляется общежитие», певица Мельникова в фильме «Зимний вечер в Гаграх» — эти роли актрисы телезрители искренне полюбили.
В середине 80-х актриса попала в аварию. Около трех месяцев она физически не могла играть, из-за чего даже не присоединилась к театру на гастролях.
Но она вернулась на киноэкраны и снова порадовала поклонников своими новыми работами в фильмах «Подвиг Одессы», «Аэлита, не приставай к мужчинам», «Две стрелы», «Чокнутые», «Небеса обетованные», «Виват, гардемарины!».
Наталья Гундарева — биография, информация, личная жизнь
Наталья Гундарева
Наталья Георгиевна Гундарева. Родилась 28 августа 1948 года в Москве — умерла 15 мая 2005 года, там же. Советская и российская актриса театра и кино.
Наталья Гундарева родилась в Москве 28 августа 1948 года, в коммунальной квартире на Таганке.
Отец, Георгий Макарович, работал инженером на заводе малолитражных автомобилей.
Мать, Елена Михайловна, работала инженером-проектировщиком — руководителем группы — в проектно-конструкторском бюро ЦНИИ строительства торговых и промышленных зданий.
Любовь к театру передалась Наталье от матери, но в качестве актрисы никогда себя не рассматривала — считала, что это не для неё. Восьмиклассницей Наташа пришла в театр юных москвичей во Дворце пионеров на Ленинских горах.
В десятом классе школы Гундарева начинает работать чертёжницей в конструкторском бюро, готовится стать проектировщицей.
Друг Натальи, Виктор Павлов, повлиял на неё в выборе профессии и уговорил поступать в Щукинское училище. В 1971 году она окончила курс Юрия Васильевича Катина-Ярцева, где училась вместе с Константином Райкиным, Юрием Богатырёвым, Натальей Варлей.
В 1971 году многообещающую выпускницу училища приглашали в свою труппу сразу несколько ведущих московских коллективов, но Гундарева выбрала Театр им. Маяковского, в котором служила до конца жизни. Несколько лет главный режиссёр театра Андрей Гончаров предлагал молодой актрисе только эпизодические роли.
В 1974 году в спектакль «Банкрот, или Свои люди — сочтёмся» по Островскому Гончарову понадобилось ввести новую актрису на роль Липочки, которую исполняла Татьяна Доронина. После 10 дней репетиций Гундарева органично вошла в спектакль; её дебют в главной роли сразу был оценен театральной Москвой.
На сцене практически ни одна работа актрисы не оставалась незамеченной критикой, как и её работы на телевидении: Дуньки в телеспектакле «Любовь Яровая» (режиссёр Турбин), Софьи в «Возвращении» по Тургеневу (режиссёр П. Резников), Мирандолины в пьесе Гольдони «Трактирщица». Однако только к концу 1970-х Гундарева стала одной из ведущих актрис театра.
В кино, в эпизодических ролях, Наталья Гундарева снималась ещё с 1971 года. Первой значительной ролью, принесшей актрисе успех, стала Аня Доброхотова в картине «Сладкая женщина» Владимира Фетина. Предложения от кинорежиссёров следовали одно за другим. В 1977 году по опросу журнала «Советский экран» она была признана лучшей актрисой.
Наталья Гундарева в фильме «Сладкая женщина»
1979—1984 годы становятся временем расцвета театральной и кинематографической карьеры актрисы. Она ушла наконец от амплуа простых деревенских женщин, доярок-буфетчиц, раскрывая психологически сложные, многогранные образы. Одна за другой в свет выходят её программные работы, признанные классикой.
В 1981 году вновь признана лучшей актрисой года по опросу журнала «Советский экран» за фильм «Однажды двадцать лет спустя».
Наталья Гундарева в фильме «Однажды двадцать лет спустя»
Наиболее значимой из театральных ролей Гундаревой, как считал критик Андрей Плахов, стала Катерина Измайлова в трагедии «Леди Макбет Мценского уезда». Андрей Гончаров собирался поставить Лескова ещё в конце 1950-х в Театре на Малой Бронной. Спектакль был отрепетирован, но в последний момент режиссёр передумал и отложил постановку. В 1979 году Гончаров повторил попытку и на главную роль Катерины Львовны назначил Наталью Гундареву.
Спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» стал одной из наиболее значительных постановок в истории Театра им. Маяковского и с успехом шёл в течение 13 лет.
Другой её значимой ролью стала Нина Бузыкина в фильме «Осенний марафон». Ещё одно серьёзное достижение периода — Валерия в телефильме «Отпуск в сентябре» по пьесе Вампилова «Утиная охота» (1981 год, режиссёр В. В. Мельников). К сожалению, фильм был признан упадническим и дошёл до зрителя только в 1987 году.
Фильмы «Одиноким предоставляется общежитие» (режиссёр С. Самсонов) и «Хозяйка детского дома» (режиссёр В. Кремнев), вышедшие в 1984 году, затрагивают социально важные темы одиноких женщин и брошенных детей. Аркадий Инин писал сценарий фильма «Одиноким предоставляется общежитие» и образ Веры Голубевой именно «под Гундареву». Темы, поднятые в картинах, и мастерство актрисы вызвали большой отклик у аудитории — спустя много лет она продолжала получать письма от зрителей. Сама лишённая счастья материнства, Наталья Гундарева нередко воплощала на экране образ матери и в том числе многодетной матери — эти работы стали одними из лучших в её карьере.
Наталья Гундарева в фильме «Одиноким предоставляется общежитие»
С начала 1990-х актриса меньше снимается и репетирует. Сетует на то, что всё меньше ей предлагают подходящих ролей. Одной из заметных работ становится роль леди Гамильтон в спектакле «Виктория. » и княгини Шадурской в сериале «Петербургские тайны».
Первые роли Натальи Гундаревой эксплуатировали характерную внешность. Образ типичной русской женщины, кустодиевской красавицы привлекал публику. Однако даже в дебютных ролях ощущались, что актриса способна на гораздо большее. Она воплощала на сцене русский национальный тип, но делала это с оглядкой на европейскую театральность.
За без малого 30 лет своей творческой карьеры Гундаревой удалось создать галерею разноплановых образов. Первая же роль — Липочки в «Банкроте» — показала, что актриса способна передавать тонкие нюансы психологии героини. Способность раскрыть и донести режиссёрскую мысль в персонажах с самых разных полюсов — ещё одна грань таланта актрисы ученицы вахтанговской школы. Драматург Александр Володин упоминал даже о том, что с Гундаревой стало отождествляться представление о том, что её героини — пошлые и приземлённые создания, своего рода хозяйки современной жизни. Но и в таких образах можно было увидеть тонкие штрихи, которые актриса создала своим дарованием в неприглядных героях. Карен Шахназаров считал, что Гундаревой, как никому другому в советском театре и кино, свойственны страстность, темперамент и точность в деталях. Её работа в фильме «Зимний вечер в Гаграх», по словам Шахназарова, спасла плоскую и маловыразительную по сценарию роль певицы Мельниковой.
Гундарева всегда считала себя прежде всего театральной актрисой. Ей всегда был больше по душе академический театр, традиции чеховской и горьковской драматургической школы. В 1990-е годы ей было очень сложно свыкнуться с новыми веяниями и авангардистскими изысками. Как вспоминал Виктор Мережко, создавший в своих сценариях несколько интересных героинь для актрисы, с конца 1980-х началась эксплуатация её профессиональных возможностей.
Гундаревой удалось успешно поработать и в таком сложном жанре, как художественное чтение. Она всегда любила русскую классику, особенно Достоевского и Лескова. Ещё во время учёбы в Щукинском училище педагог Дина Андреева привила будущей актрисе вкус к слову, способность передать слушателю его музыку и колорит. В 1981 году Наталья Гундарева записала для ЦТ СССР моноспектакль «Тупейный художник», в котором она читала прозу Лескова.
Гундарева уделяла внимание общественной и политической деятельности. В 1993—1995 работала в Госдуме во фракции «Женщины России».
Ещё с начала 1980-х годов друзья и знакомые стали замечать, что у актрисы появились проблемы со здоровьем. Она много курила, хотя неоднократно пыталась бросить пагубную привычку. Несколько раз из-за приступов гипертонической болезни переносились её спектакли. В 1986 году Гундарева, которая с удовольствием водила машину, попала в тяжёлую аварию и почти год приходила в себя.
Последней работой в театре стала роль Леттис в «Любовном напитке» (1997).
В 1999 году актриса серьёзно сбросила вес и перенесла пластическую операцию.
Наталья Гундарева после пластики
Последнюю роль — Василису Саввичну в сериале «Саломея» — актриса сыграла в начале 2001 года, и зрители обратили внимание на сильно изменившийся облик Гундаревой.
В 2001 году Гундарева получила предложение от Олега Табакова в МХТ им. Чехова на роль Мадлены Бежар в «Кабале святош» Булгакова. Интересный персонаж и возможность сыграть в прославленной труппе очень привлекали артистку, и она начала репетиции. Однако в новом коллективе были свои порядки, и ей сложно было с ними свыкнуться. Гундарева всегда ответственно относилась к работе. Как вспоминал Игорь Костолевский: «Я помню, как она мне жаловалась, когда репетировала во МХАТе и не могла понять, почему меняется время репетиций, почему всё происходит не вовремя». В итоге от роли, незадолго до премьеры, Гундарева отказалась.
Наталья Гундарева. Несладкая женщина
Смерть Натальи Гундаревой
В ночь с 18 на 19 июля 2001 года Наталья Гундарева почувствовала себя плохо и была доставлена в больницу с диагнозом «нарушение мозгового кровообращения». Актрису экстренно перевезли в Институт Склифосовского, по дороге состояние её резко ухудшилось. 21 июля она впала в кому, и врачи констатировали обширный ишемический инсульт. 27 июля пациентку перевели в НИИ нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко и ситуация начала меняться к лучшему. 1 августа Гундарева полностью пришла в себя.
Постепенно больная пошла на поправку, к ней вернулась речь и ограниченное движение. Врачи начали давать осторожно позитивные прогнозы на исход лечения. К лету 2002 года Гундарева выписалась из больницы и переехала домой. Дала несколько интервью прессе, принимала друзей.
В 2002 году в рамках акции «Во имя здоровья» она занималась благотворительностью и помогала многим актёрам пройти курс лечения.
Больше Наталья Гундарева на сцену уже не выходила и не появлялась на публике. Несмотря на усилия родственников и врачей, полного выздоровления не наступало. В 2002 году во время прогулки поскользнулась и ударилась затылком.
Прощание с Натальей Гундаревой
Рост Натальи Гундаревой: 168 сантиметров.
Личная жизнь Натальи Гундаревой:
Наталья Гундарева трижды была замужем. Детей не было.
В 1973 году во время съёмок телевизионного спектакля «Обрыв» она познакомилась с Леонидом Ефимовичем Хейфецем. Известный режиссёр был на 14 лет старше молодой актрисы. Сразу после съёмок они поженились. Леонид Ефимович — который, до того как обзавёлся семьёй, не имел своего жилья и обитал прямо в театре — получил квартиру. Через шесть лет супруги развелись. Гундарева жаловалась, что разрывается между семейными заботами и навалившейся тогда высокой профессиональной востребованностью.
Наталья Гундарева и Леонид Хейфец
В 1979 году во время работы над звёздным спектаклем «Леди Макбет Мценского уезда» Гундарева сблизилась со сценическим партнёром по роли Виктором Корешковым. После короткого и бурного романа они поженились, но брак вскоре распался.
Наталья Гундарева и Виктор Корешков
Третий муж — Михаил Филиппов, актёр театра Маяковского с 1973 года. Онии были давними знакомыми. В 1986 году поженились, и в этом браке актриса обрела счастье, не расставшись с Михаилом до самой смерти. До брака с Гундаревой Филиппов был женат на дочери Андропова — Ирине.
«Миша пришёл в наш театр и подружился с моим бывшим сокурсником по театральному училищу. Таким образом мы оказались в одной компании. Приятельствовали, устраивали розыгрыши, хохмы. Потом в театре мы так сработались, что поняли: нам нужно жить вместе. Я за него вышла замуж не потому, что он талантливый, а потому, что это он», — говорила Гундарева.
Наталья Гундарева и Михаил Филиппов
Последние годы актриса провела в своей квартире в Москве на 1-й Тверской-Ямской.
О первом и особенно о втором браке актриса не любила вспоминать. Детей у Натальи Гундаревой не было. Сама она говорила, что детей ей заменил театр.
Однако у Натальи Гундаревой в 40 лет появилась так называемая «приёмная дочь» Ирина Дегтева. О ней писал муж Гундаревой Михаил Филиппов в книге воспоминаний «Наташа»: «Жили-были старик со старухой. И не было у них детей. И послал им Бог дочку. » Вот и нам послал Господь дочку. Не Снегурочку, не Дюймовочку, а как Маугли — Человеческого детеныша — Ирку! Мы оба привязались к ней, а она к нам. Когда мы обрели этого Подкидыша, ребёнку было лет тридцать, так что многие заботы от нас отпадали — она умела читать, плавать, и в школу нас никто не вызывал за неуспеваемость и проказы».
Наталья Гундарева
Фильмография Натальи Гундаревой:
1966 — Хмырь — здоровячка
1972 — Здравствуй и прощай — Надежда Сергеевна (Надёжка), буфетчица в кафе «Улыбка»
1972 — В Москве проездом… — продавщица биноклей в ГУМе
1973 — Назначение — Майя Золоткова
1973 — Ищу человека — Клава
1974 — Смешные люди! — Машуня, жена следователя
1974 — Осень — Дуся
1974 — Самый жаркий месяц — Таня
1974 — Сергеев ищет Сергеева — председатель месткома
1976 — Сладкая женщина — Анна Александровна Доброхотова
1976 — Труффальдино из Бергамо — Смеральдина, служанка в доме Панталоне (вокал — Елена Дриацкая)
1977 — Подранки — Тася
1977 — Обратная связь — Медведева
1978 — Гарантирую жизнь — Ольга
1978 — Уходя — уходи — Марина
1978 — Вас ожидает гражданка Никанорова — Катя Никанорова
1978 — След на земле — Клава
1979 — Отпуск в сентябре — Валерия
1979 — Осенний марафон — Нина Евлампиевна Бузыкина
1980 — Мнимый больной — Белина
1980 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Ушёл и не вернулся — Алёна Миловидова
1980 — Белый снег России — Надежда, русская жена Алёхина
1980 — Однажды двадцать лет спустя — Надя Круглова
1980 — О бедном гусаре замолвите слово — Жужу, модистка
1980 — Дульсинея Тобосская — Альдонса-Дульсинея
1980 — Незваный друг — Анна Глушенкова, бывшая жена Виктора
1981 — Проданный смех — фрау Бебер
1982 — Детский мир — Людмила Яковлевна
1983 — Одиноким предоставляется общежитие — Вера Николаевна Голубева
1983 — Подросток — Татьяна Павловна
1983 — Срок давности — Наталья
1983 — Хозяйка детского дома — Александра Ивановна Ванеева
1983 — И жизнь, и слёзы, и любовь — повариха
1985 — Подвиг Одессы — тётя Груня
1985 — Зимний вечер в Гаграх — Мельникова, певица
1985 — Личное дело судьи Ивановой — Любовь Григорьевна Иванова, судья
1985 — Прощание славянки — Женя
1985 — Дети солнца — Меланья Николаевна, сестра Бориса Чепурного
1987 — Избранник судьбы — трактирщица
1988 — Жизнь Клима Самгина — Марина Петровна Зотова (Премирова)
1988 — Аэлита, не приставай к мужчинам — Аэлита
1989 — Оно — Клемантинка де Бурбон
1989 — Две стрелы. Детектив каменного века — Вдова
1989 — Сердце не камень — Аполлинария Халымова
1990 — Паспорт — Инга
1990 — Собачий пир — Жанна
1990 — Искушение Б. — Наталья Петровна, она же Маркиза
1991 — Виват, гардемарины! — императрица Елизавета
1991 — Чокнутые — княгиня Отрешкова
1991 — Затерянный в Сибири — Фаина
1991 — Тысяча долларов в одну сторону — Анфиса
1991 — Курица — Алла
1991 — Небеса обетованные — Люська, сожительница Васьки, посудомойка
1992 — Гардемарины 3 — императрица Елизавета
1992 — Осколок «Челленджера» — Зинаида
1993 — Альфонс — Света
1993 — Личная жизнь королевы — Рапа, генсек КПЗ
1993 — Заложники «Дьявола» — Елена Сергеева
1994 — Петербургские тайны — Татьяна Львовна Шадурская, княгиня
1995 — Московские каникулы — Дуся
1998 — Райское яблочко — Римма Петровна Крутилина, директор
1998 — Хочу в тюрьму — Маша
1999 — Криминальное танго — генеральша
2000 — Любовь.ru — Марина
2001 — Ростов-папа — Анна Гусарова
2001 — Саломея — Василиса Саввична, сваха
Телеспектакли Натальи Гундаревой:
1973 — Обрыв — Марфинька
1975 — Возвращение — Софья
1975 — Трактирщица — Мирандолина
1978 — Капитанская дочка (Страницы романа) — Екатерина Вторая
1986 — Переход на летнее время — Венцова
Озвучивание мультфильмов Натальи Гундаревой:
1984 — То ли птица, то ли зверь
1986 — Сказка о глупом муже
1993 — Шут Балакирев — Екатерина I
Добавить коммент