Жан Маре. Роман с жизнью.
Саша Гитри, у которого Маре сыграл в ленте «Если бы нам рассказали о Париже», Лукино Висконти, доверивший Маре роль в киноверсии романа Достоевского «Белые ночи». Всемирную известность Маре принесла экранизация «Графа Монте-Кристо», снятая Робером Верни: после нее женщины всего мира стали мечтать о французском красавце.
На съемках «Спальни старшеклассниц» Маре познакомился с Жанной Моро, игравшей там небольшую роль. Он был очарован ее талантом и задумал поставить специально для нее «Пигмалиона» Бернарда Шоу. Ради этой постановки он перешел в Théâtre des Bouffes-Parisiens, где скоро стал художественным руководителем. Репетиции «Пигмалиона», где Маре снова был режиссером, декоратором и актером, он вел параллельно со съемками в картине Марка Аллегре «Будущие звезды»: несколько месяцев Маре спал всего по два часа в сутки, зато и фильм, и спектакль пользовались большим успехом, а Жанна Моро обрела настоящую славу.
Жан Маре и Анни Жирардо
На постановке пьесы Уильяма Гибсона «Двое на качелях», где партнершей Маре была Анни Жирардо, Маре снова работал с Висконти, которого пригласил режиссером, – сам Маре не смог поставить спектакль: ведь в нем было всего две роли, и Маре решил, что он не будет разрываться напополам. «Театр был его миром, – вспоминал один из его друзей. – Он играл как жил, как дышал. Он всегда репетировал и всегда был недоволен собой. Театр был смыслом его существования».
Конец пятидесятых Маре ознаменовал своей последней работой с Кокто – фильмом «Завещание Орфея», где сыграл Эдипа. Поэт – Кокто – вспоминает свою жизнь, пытаясь вернуть вдохновение и одержимость, и вместе с ним в кадре Серж Лифарь, Франсуаза Саган, Юл Бриннер, Шарль Азнавур, Пабло Пикассо, Мария Казарес…
Жан Маре в фильме «Завещание Орфея»
Примерно в это же время началось долгое сотрудничество Маре с режиссером Андре Юнебелем, который снял подряд сразу несколько костюмных исторических фильмов с Маре: «Капитан», «Горбун», «Тайны Бургундского двора» (в оригинале называвшийся «Чудо волков»), «Парижские тайны»… Эти фильмы, полные приключений и трюков, вывели популярность Маре на новый виток: теперь он был известен не как романтический герой-любовник своих прежних фильмов, страдающий и мучающийся, а как настоящий герой, шпагой и отвагой завоевывающий мир.
Жан Маре в «Капитане»
По воспоминаниям, Юнебель пригласил Маре на съемки, когда увидел, как он лихо повторил сложный трюк во время циркового выступления. Он признавался: «Обычно актеры, целиком состоящие из мускулов, не обладают психологической глубиной. Нельзя требовать от Геркулеса из Чинечиты, чтобы он был даровитым исполнителем. Но Маре – о, с ним я держал в руках редчайшую птицу». Фильмы Юнебеля побили все рекорды по сборам, и до сих пор остаются невероятно популярными. Конечно, все трюки Маре исполнял сам, хотя дело никогда не обходилось без несчастных случаев: на съемках сцены из «Капитана», где герой Маре взбирается на высокую башню с помощью двух кинжалов, на одном из дублей он сорвался и упал с пятиметровой высоты. К счастью, обошлось без травм.
Жан Маре с поклонницами
Когда Маре спрашивали, как он готовит свои трюки, он отвечал: «Часто режиссеры приглашают каскадеров, чтобы исполнить тот или иной трюк. Они репетируют, я смотрю – и потом делаю трюк сам». На самом деле все трюки были тщательно отрепетированы вплоть до самого мелкого жеста. При этом Маре никогда не занимался спортом, ограничиваясь лишь лыжными прогулками зимой и плаванием летом.
С Марлен Дитрих
Успех, награды и толпы поклонников не вскружили ему голову. Он по-прежнему не верил, что все восторги зрителей и критиков относятся к нему, и оставался тем самым добрым, радостным и честным парнем, которым решил когда-то стать. «Всегда доступный другим, он принимал, не протестуя, всех представителей прессы, кроме «дураков», не строил из себя важную персону, подобно другим известным актерам. Жан Маре был правдив по отношению к самому себе и по отношению к другим. Но он мог быть и жестоким, когда следовало заступиться за кого-либо из его друзей, плохо переносил, когда ему противоречили», – писал его биограф Кароль Вайсвайлер.
Жан-Поль Бельмондо, Жан Маре и Ален Делон
Вместе с Фернанделем он основал и несколько лет возглавлял Общество помощи актерам, потерявшим трудоспособность из-за болезни или несчастного случая. Оно оказывало финансовую помощь, помогало в организации лечения или отдыха. Маре никогда не страдал «звездной болезнью», не относился к себе всерьез.
«Я – лентяй, – писал Маре о себе, – и никогда этого от себя не скрывал. Все, что меня не забавляет, кажется мне смертельно скучным, а игра, насколько мне известно, не требует особых усилий – поэтому я всегда играл. Я играю в театре, в кино точно так же, как я играю, когда рисую, пишу картины, леплю, занимаюсь постановкой спектаклей, создаю декорации. Я играю до изнеможения то в актера, то в гончара. Я играю сам с собой, против самого себя, будучи одновременно ребенком, взрослым, стариком. «
Жан Маре и Ален Делон
Только разговоров о своей личной жизни он не любил. Когда известия о его связи с Кокто только начали распространяться, он получал множество гневных писем, и очень тяжело переживал любые скандалы вокруг своего имени, или вокруг своих друзей. Маре не скрывал свою сексуальную ориентацию, но никогда и не подчеркивал ее; говорил об этом без стеснения и без комплексов, но никогда не поддерживал шуток на эту тему. Как актер он чувствовал себя лучше в компании женщин.
С Марией Казарес
Маре был пунктуален и требовал того же от других – однажды, например, один режиссер на две минуты опоздал на назначенную встречу, и рассерженный Маре заметил ему: «Если бы я был поездом, вы бы меня уже пропустили. Значит, я вам менее важен, чем поезд». Зато он умел быть щедрым, тактичным и деликатным. Рассказывают, что однажды в аэропорту он купил билет для женщины, которой не хватало денег на дорогу домой, а его подруги вспоминают, что такси, которое ждало их после обеда с Маре, всегда оказывалось заранее оплаченным – актер считал, что такси должен оплачивать мужчина.
Жан Маре и Даниэль Делорм
Однако и Маре, который со стороны казался принцем из сказки, начинают настигать проблемы. Тяжело заболел его брат Анри, и Жану пришлось перевезти его к себе. Примерно в это же время Маре получил письмо из родного Шербура, в котором не бывал с детства, – оказывается, его отец, которого он не видел несколько десятилетий, тяжело болен и хочет с ним повидаться. Маре несколько раз ездил в Шербур на свидания, пытаясь хотя бы теперь узнать своего отца поближе, пока наконец Альфред Маре не скончался. Вскоре умер и Анри…
Через несколько месяцев к Жану Маре пришел один журналист, который сначала беседовал с актером о его ролях, а затем признался, что он – его двоюродный брат, племянник настоящего отца Маре Эжена Удая: Анриетта всю жизнь любила другого, однако тот был женат. Анриетта призналась, что Удай и правда был настоящим отцом всех ее детей – Альфред был бесплоден… Скоро Анриетта перебралась к сыну – она была стара, больна, к тому же постепенно теряла рассудок.
С матерью
Наконец, его друг последних лет, танцовщик Жорж Райх, покинул актера. Почувствовав себя одиноким, Маре решается на серьезный шаг – по примеру Кокто, который когда-то усыновил Эдуара Дермита, он усыновил юношу-цыгана Сержа, с которым случайно познакомился в баре. Сержу было девятнадцать, у него не было родителей, профессии, увлечений – и Маре с энтузиазмом взял на себя ответственность за жизнь юноши. Он воспитывал его, пытался привить ему любовь к театру, занимал на съемках фильмов, где играл сам, нанял ему преподавателя по вокалу и даже договорился с композитором Жаниной Берти, чтобы она написала музыку к стихам, которые Кокто написал для самого Маре. Он хотел, чтобы Серж записал их на пластинку, однако его приемного сына больше интересовали женщины и гулянки, чем песни, которые он счел старомодными и непонятными. Пластинку Маре записал сам.
С Мишель Морган
Со временем связь отца и его приемного сына все слабела. Серж жил отдельно и очень редко навещал Маре. Много лет спустя Жорж Райх вспомнил, что Маре говорил ему: «Если бы ты меня не оставил, у меня не было бы катастрофы – Сержа».
И словно этого было мало – тяжело заболел Жан Кокто, человек, который был учителем, смыслом жизни и главной любовью Жана Маре. Он бросил все свои дела, снова переехал к Кокто и преданно ухаживал за ним до конца его дней. 11 октября 1963 года стало известно о смерти Эдит Пиаф, давней подруги Кокто. Узнав об этом, он сказал: «Это известие не дает мне дышать…» – и вскоре, готовясь зачитать по радио траурную речь, скончался от отека легких. По признанию Маре, это была самая тяжелая минута его жизни. В своеобразном письме-некрологе, адресованном Кокто, он признавался: «Жан, я люблю тебя. Ты сказал в «Завещании Орфея»: «Сделайте вид, что вы плачете, друзья мои, потому что поэт только делает вид, что он мертв». Жан, я не плачу. Я засну. Я засну, глядя на тебя, и умру, потому что с этих пор буду лишь делать вид, что живу»…
Еще через год, 15 сентября, скончалась мать Маре.
Маре с портретом Жана Кокто
После смерти Кокто Маре выполняет желание своего великого друга – ставит его последнюю пьесу «Ученик дьявола». Он снова играл, ставил, декорировал, шил костюмы… Спектакль не имел ожидаемого успеха, однако Маре был счастлив хотя бы тем, что пьеса Кокто увидела свет. По признанию его друзей, вся его жизнь вращалась вокруг Кокто, он делал все в его честь и ради его памяти. Говорят, именно по совету Кокто Маре начал сниматься в экранизации приключений Фантомаса – пародийном сериале по мотивам произведений Пьера Сувестра и Марселя Аллена. Успех этих фильмов был настолько предсказуем, что съемки второй и третьей частей начались еще до того, как был закончен монтаж первой. Маре, исполнивший в трилогии роли самого Фантомаса, его протагониста журналиста Фандора и еще кучу ролей, стал невероятно популярен во всем мире и так возненавидел эти фильмы, что вместо запланированных изначально пяти картин было снято всего три.
Жан Маре в роли Фантомаса (1964)
По иронии судьбы, фильмы про Фантомаса стали фактически концом карьеры Маре в кино – с тех пор он появлялся в кино лишь эпизодически. «Мне не предлагали больше ничего, кроме приключенческих фильмов. Ловушка, которой я старательно избегал, захлопнулась. Я начал отказывать. А потом мне больше никто ничего уже не предлагал», – вспоминал Маре. Последнюю крупную роль он сыграл в 1970 году в «Ослиной шкуре» Жака Деми.
Актер, уставший от ролей романтичных красавцев и благородных дворян, практически полностью сосредоточился на работе в театре. «. Я ни с чем не могу сравнить то чувство полного счастья, когда я выхожу на сцену или же получаю роль, которая мне нравится, – признавался он. – К сожалению, эту страсть невозможно объяснить людям, не связанным с театром. Это одновременно и ужасно, и прекрасно». Он сыграл множество самых разных ролей в самых разных спектаклях – в «Тартюфе» Мольера и «Сиде» Корнеля, современных комедиях и «Короле Лире» Шекспира. Один из критиков писал: «Шекспир – это высоченная гора, убивающая слабых и самонадеянных, дерзнувших на покорение ее. И что же? Маре достиг вершины. Я не знаю сейчас равного ему в трагедии. Не знаю актера, у которого была бы такая же глубина чувства. Его Лир – глыба эмоций, вулкан, извергающий раскаленную лаву страданий и гнева».
Портрет Кокто. Художник Леон Бакст.
Маре заново поставил пьесы Кокто – «Ужасные родители» (сыграв на этот раз отца) и «Царь Эдип». В 1972 году в спектакле Мориса Бежара «Памяти Жана Кокто. Ангел Эртебиз» он сыграл Поэта – образ, воплощавший душу Кокто, а в 1983 поставил в Théâtre de l’Atelier пьесу «Кокто-Маре», которую вместе с Жаном-Люком Тардье написал, основываясь на своей личной переписке с Кокто. С этим спектаклем он объездил полмира, отдавая дань уважения человеку, который стал для него смыслом жизни. Потом он поставит еще две пьесы Кокто – «Вакха» и «Священных чудовищ», напишет книгу воспоминаний о Кокто, возьмет на себя заботы о его творческом наследии. «Для меня он всегда был примером, – говорил Маре, – я старался быть похожим на него. Он был на недосягаемой высоте, и я пытался подняться на его уровень, и поэтому я не остался внизу, где был до встречи с ним. Для меня он не умер, потому что я продолжал думать о нем».
Последние двадцать лет он словно прожил в тени самого себя. Маре оставил Париж и купил дом на Лазурном берегу, в городке Валларис, который называл «Внутренний двор» и где жил очень тихо и уединенно. Друзья говорили, что он любил одиночество, как другие любят солнце. В Валларисе Маре смог наконец полностью отдаться рисованию, на которое раньше у него очень редко находилось время, а также заняться скульптурой и гончарным делом.
Он познакомился с семьей гончаров Джо и Нини Паскали, которые сначала обучали его азам своего ремесла, а затем стали его ближайшими друзьями. Маре лепил женщин с глазами оленей, людей, слившихся вместе и превратившихся в деревья, или водопады, статуэтки животных с человеческими лицами. Говорят, Пабло Пикассо, увидев некоторые скульптурные работы Маре, удивился, как человек с таким талантом скульптора «тратит своё время на какие-то съёмки в кино и работу в театре». А еще он рисовал иллюстрации к книгам и сочинял сказки, создавал костюмы к спектаклям и писал мемуары, даже пробовал себя в роли парфюмера.
Памятник Марселю Эме работы Жанa Маре, Париж
В Валларисе Маре открыл небольшой магазин, где продавал свои работы – правда, далеко не все покупатели узнавали в благообразном седом бородаче когда-то знаменитого актера. А он не перестал ни сниматься, ни играть в театре: в 1994 году он сыграл в «Отверженных» Лелуша с Жаном-Полем Бельмондо в главной роли, в 1996-м – в «Ускользающей красоте» Бернардо Бертолуччи, а еще через год вышел на сцену в роли Просперо в «Буре» Шекспира. В день премьеры Маре оказался в больнице: «Меня изобразили каким-то божеством, восседающем на облаке, – говорил в одном из последних интервью актер. – А я в этот день был на краю смерти. Служанка нашла меня лежащим на полу ванной без сознания и с температурой за сорок. Приятель, по профессии гинеколог (я, кстати, обожаю рассказывать всем, что у меня есть собственный гинеколог), доставил меня в госпиталь, где я полтора месяца пролежал в реанимации с двусторонним воспалением легких. Представляете себе, если бы я помер при таких-то афишах по городу. Это было бы верхом актерства!»
Друзья говорили, что Маре до конца своих дней оставался ребенком, и всю жизнь прожил играя. Он писал своему другу, поэту Роберу Лабади: «Я делаю скульптуры не потому, что я скульптор, рисую не потому, что я художник, пишу не потому, что я писатель. Я только развлекаюсь, и вы это знаете. Снимите ваши искажающие очки. Я даже не знаю, являюсь ли я настоящим актером». До последних дней Маре был уверен, что все его удачи – «череда счастливых несправедливостей». «Мне никогда ничего не доставалось от жизни, кроме самого лучшего, – говорил он. – Это несправедливо».
Жан Маре похоронен в Валлорисе на Старом кладбище
Незадолго до смерти он сказал: «Я всегда прислушивался к своему сердцу, потому что оно – символ жизни. Я не боюсь смерти – наоборот, я хочу увидеть, как я умираю, чтобы понять, хорошо ли я сыграл все свои смерти на экране». Еще в 1988 году у актера обнаружили рак костного мозга, однако друзья отказались сообщать ему об этом. Он жил, считая свои недуги лишь спутниками старости, и лишь когда обострившиеся болезни не позволили ему поехать с театром в гастрольное турне, поверил в собственную смерть. «В моей жизни было столько счастья, что я не имею права жаловаться», – говорил он. В 1998 году он посетил вернисаж в Каннах, где выставлялись его работы – он с трудом передвигался, однако был по-прежнему весел и шутлив. «Я ожидаю свою смерть с крайним любопытством, – заявил он друзьям, – надо уметь подчиняться неизбежному». Он скончался 8 ноября 1998 года в больнице Канн от отека легких, как и Жан Кокто. Жана Маре похоронили на кладбище Валлариса, его могилу охраняют выполненные им львы с человеческими глазами.
Премьер-министр Франции Лионель Жюспен заявил по поводу смерти Маре, что «он создал за полвека свою актерскую вселенную, в которой талант выступил умноженным на мечту и на поэзию. Франция потеряла одного из самых выдающихся своих актеров и художников». Согласно его завещанию, все его имущество отошло супругам Паскали – верным друзьям его последних лет. Но Серж Маре оспорил завещание: все наследство Маре до сих пор находится под судебным арестом, и Серж бойкотирует все попытки примирения. Однако супругам Паскали удалось открыть в бывшем магазине Маре в Валларисе небольшой музей его памяти – в надежде, что когда-нибудь они смогут превратить его в настоящий мемориал.
Статья опубликована в книге В. Вульфа и С. Чеботарь «Великие имена ХХ века»
Жан Маре (Jean Marais) — биография, информация, личная жизнь
Жан Маре (Jean Marais)
Жан Маре (фр. Jean Marais), полное имя — Жан Альфред Виллен-Маре (Jean Alfred Villain-Marais). Родился 11 декабря 1913 года в Шербуре (Франция) — умер 8 ноября 1998 года в Каннах (Франция). Французский актёр, постановщик, каскадёр, писатель, художник и скульптор.
Жан Маре родился 11 декабря 1913 года в Шербуре.
Отец — Альфред Виллен-Маре, ветеринар.
Мать — Элин Мари Вассорд.
Хотя настоящее имя Виллен-Маре, но поскольку «вилен» по-французски означает «плохой», он убрал его.
Когда Жану был год, отца призвали на Первую Мировую войну. После возвращения с фронта он развелся с его матерью.
Мать актера была профессиональной воровкой и мошенницей. Для своих делишек использовала природную красоту. Занятие матери очень не нравилось Жану.
В 4 года впервые попал в кинематограф и с тех пор захотел стать актёром.
В отрочестве Жан был хулиганом, часто дрался. В школе нередко срывал уроки.
В 15 лет из-за финансовых трудностей в семье бросил учебу и пошел на завод, позже работал помощником у фотографа.
Жан Маре в детстве с мамой
Жан Маре в детстве
Как рассказывал Маре, с ранних лет он мечтал стать актером. Но на учебу не было денег. На бюджет в театральные вузы его не брали, считая, что у него нет таланта — он поступал трижды, но неудачно.
Ему повезло попасть на актерские курсы Шарля Дюллена, в качестве оплаты дорогостоящих занятий Жан бесплатно трудится статистом в местном театре.
Дебютировал на экране в 1933 году, сыграв небольшие роли в фильмах «На улицах», «Этьен», «Ястреб».
Жан Маре в фильме «Ястреб»
Во время Второй мировой войны уже будучи известным актером Жан Маре ушел в армию, был водителем бензовоза. Маре неоднократно мужественно проводил машину через заминированное поле и под градом бомб, за что был удостоен Военного креста. Его воспоминания о тех днях — вереница анекдотических ситуаций. Он говорил: «Я не бежал от героизма, но героизм упорно бежал от меня».
Его главный успех связан с именем режиссера и сценариста Жана Кокто. Именно их дуэт подарил миру такие картины, как «Вечное возвращение», «Красавица и чудовище», «Ужасные родители» и многие другие.
В 1943 году Маре сыграл свои первые главные роли в кино — в лентах «Безнадёжное путешествие» (Ален Жинестрир) и «Вечное возвращение» (Патрис), где он снимался со своей собакой по кличке Мулук (пса он подобрал на войне и тот стал ему верным другом.
Жан Маре в фильме «Безнадёжное путешествие»
Жан Маре в фильме «Вечное возвращение»
Маре становится звездой, его донимают поклонники и поклонницы. Его слава усилилась после съемок в фильме «Кармен» (1945) и «Красавица и чудовище» (1946).
Жан Маре много снимался в развлекательных комедиях — «Жюльетта» (1953), «Полуночные любовники / Разбитые мечты» (1953), в исторических приключенческих картинах — «Капитан Фракасс» (1961), «Горбун» (1959), «Принцесса Клевская» (1961) и других.
Жан Маре в фильме «Горбун»
Жан Маре в фильме «Принцесса Клевская»
Получил особую известность в серии о Фантомасе (1964-1966).
Жан Маре в фильме «Фантомас»
После того, как молодой режиссёр Вилли Рамо снял его в 1986 году в «Родственных связях», Жан Маре лишь в 1995 году появится в почти знаковой роли у Бернардо Бертолуччи в картине «Ускользающая красота».
Жан Маре в фильме «Ускользающая красота»
Играл в приключенческих фильмах героические роли смелых и отважных персонажей. Постоянно находясь в отличной физической форме, сам выполнял различные трюки, дрался на шпагах, ездил верхом, прыгал из окон и с мостов. Режиссёры специально компоновали кадры так, чтобы было видно, что трюк выполняет сам актёр. Имел исключительно выигрышную фактуру — мощное гармоничное атлетическое телосложение, мускулистые руки и ноги, смелое, прекрасное и мужественное лицо с ярко выраженными волевыми чертами и дерзким, вдохновенным и благородным взглядом. В своих лучших ролях создавал романтические, идеальные образы рыцарей или авантюристов без страха и упрёка, людей несокрушимого духа, праведных и верных до мозга костей.
Снялся более чем в ста картинах. Маре, как и Бельмондо, является одним из немногих актёров, которые самостоятельно исполняли трюки в фильмах.
«Ведь я актёр, а актёры до самой старости остаются детьми», — говорил он о себе.
Кроме большого артистического таланта, обладал значительными способностями к художественной скульптуре, живописи и поэзии. Пабло Пикассо, увидев некоторые ранние скульптурные работы Маре, удивился, как человек с таким талантом скульптора «тратит своё время на какие-то съёмки в кино и работу в театре».
В 1989 году в Париже в районе Монмартр был установлен памятник писателю Марселю Эме работы его друга Жана Маре. Скульптура больше известна под названием «Человек, проходящий сквозь стену». Она полностью изготовлена из бронзы и её идеей является эпизод к одноимённому рассказу писателя.
В сентябре 1995 года Жан Маре позировал для портрета русскому художнику Георгию Шишкину и побывал на его выставке в Париже.
Написал мемуары «Мои четыре истины» и «Истории моей жизни».
Смерть Жана Маре
В 1996 году перед премьерой спектакля «Буря» по Шекспиру артист попал под проливной дождь и в итоге у него развилось двустороннее воспаление легких. С температурой выше 40 градусов Маре отправили в госпиталь, но через два дня выписали. Он говорил, что не может позволить себе умереть в тот момент, когда весь Париж оклеен афишами с его изображением.
Воспаление легких дало тяжелые осложнения. Несмотря на многократные переливания крови и химиотерапию, полноценно выкарабкаться актер из болезни так и не сумел.
Скончался 8 ноября 1998 года, не дожив месяц до восьмидесятипятилетия. По его завещанию на соборной паперти установили гигантское изображение улыбающегося Маре, а в динамиках раздавался прощальный привет Жана, записанный на пленку. Похоронен в Валлорисе на Старом кладбище.
7 января 2016 года обнаружено исчезновение скульптуры с могилы Жана Маре в Валлорисе. Злоумышленники сняли с его могильной плиты 35-килограммовую бронзовую фигуру высотой до полуметра, которая изображает собой голову зверя из ленты «Красавица и чудовище». Эксперты отмечают, что стоимость бюста составляет всего четыре тысячи евро, однако для поклонников творчества знаменитого актера скульптура носит особенную ценность, ибо она была изготовлена по эскизам самого Маре.
могильная плита Жана Маре
Известно, что сам Жан Маре в своё время увлекался художественной скульптурой, и эта бронзовая статуя была создана на основе одной из работ актера. На могильной плите располагалось две такие скульптуры, а дополняла композицию маска в виде головы льва посередине.
Жан Маре
Рост Жана Маре: 182 сантиметра.
Личная жизнь Жана Маре:
Во время Второй мировой войны он женился на актрисе Миле Парели (Mila Parély), брак продлился всего два года — 1942-1944.
Мила Парели — бывшая жена Жана Маре
Ходили слухи о его романе с великой актрисой Марлен Дитрих, которая даже прислала ему фотографию с шуточной надписью «Не хочешь ли взять меня замуж?». Но очевидцы утверждали, что это была скорее очень близкая дружба, чем романтические отношения.
Жан Маре и Марлен Дитрих
Жан Маре был гомосексуалистом.
Около двадцати пяти лет спутником его жизни был поэт и кинорежиссёр Жан Кокто, в фильмах которого он начинал свою карьеру. Они познакомились в 1937 году. Великий писатель и режиссер Жан Кокто заметил молодого актера Жана Маре в парижском театре «Ателье», где готовилась к постановке его пьеса «Царь Эдип». Кокто был очарован красивым юношей и утвердил Маре на главную роль. Так начался большой творческий путь знаменитого французского актера. Они оставались вместе до самой смерти Жана Кокто в 1963 году.
Одной из наиболее известных совместных работ пары является фэнтазийная притча «Орфей», современное переложение древнегреческого мифа о поэте, спустившемся в ад за своей женой.
Жан Маре и Жан Кокто
Затем у него были десятилетние отношения с танцовщиком Жоржем Райхом.
Жан Маре и Жорж Райх
В зрелом возрасте усыновил 19-летнего Сержа Айалу, происходившего из бродячих цыган. Актер пытался дать юноше хорошее образование, развить интерес к театру. Но Сержа интересовали только женщины и роскошная жизнь — он проматывал внушительные суммы из капитала приемного отца. В итоге Айала осел где-то в Африке. Маре говорил об этом усыновлении как о «величайшей катастрофе своей жизни».
Жан Маре и Серж Айала
Фильмография Жана Маре:
1933 — На улицах (Dans les rues)
1933 — Этьен (Étienne)
1933 — Ястреб (L’Épervier)
1934 — Авантюрист (L’Aventurier Un jeune ouvrier)
1934 — Скандал (Le Scandale Le liftier)
1935 — Счастье (Le Bonheur) — журналист
1936 — Новые люди (Les Hommes nouveaux) — секретарь
1936 — Огненные ночи (Nuits de feu)
1937 — Злоупотребление доверием (Abus de confiance)
1937 — Remontons les Champs-Élysées — аббат-наставник
1937 — Забавная драма (Drôle de drame)
1937 — Le patriote
1941 — Сгоревший павильон (Le pavillon brûle) — Даниэль
1942 — Кармен (Carmen) — Дон Хозе, предводитель драгун
1942 — Кровать под балдахином (Le Lit à colonnes) — композитор Реми Бонван
1943 — Вечное возвращение (L’Éternel Retour) — Патрис
1943 — Безнадёжное путешествие (Voyage sans espoir) — Ален Жинестье
1946 — Красавица и чудовище (La Belle et la Bête) — Авнан, принц и чудовище
1946 — Шуаны (Les Chouans) — Маркиз Монтеранский
1947 — Двуглавый орёл (L’Aigle à deux têtes) — Станислас
1947 — Рюи Блаз (Опасное сходство) (Ruy Blas) — Рюи Блаз и дон Сезар де Базан
1948 — Глазами воспоминаний (Aux yeux du souvenir) — Жак Форестьер, пилот
1948 — Тайна Майерлинга (Le Secret de Mayerling) — эрцгерцог Рудольф
1948 — Ужасные родители (Les Parents terribles) — Мишель, возлюбленный Маделины
1948 — Ceux du Tchad / Leclerc — молодой лейтенант
1949 — Орфей (Orphée) — Орфей
1949 — Vedettes en liberté — Камео
1950 — Кориолан (Coriolan)
1950 — Стеклянный замок (Le Château de verre) — Рене Марсо, любовник Эвелины
1950 — Чудеса случаются однажды (Les Miracles n’ont lieu qu’une fois) — Жером
1951 — Кожаный нос (Nez de cuir) — Роже
1951 — L’Amour, Madame — Камео
1951 — Le rendez-vous de Cannes — Камео
1952 — Дом молчания (La Maison du silence)
1952 — Призыв судьбы (L’Appel du destin) — Лоренцо Ломбарди, отец Роберто
1953 — Спальня старшеклассниц (Dortoir des grandes) — инспектор Дезире Марко
1953 — Жюльетта (Julietta) — Андре Ландрекур, адвокат
1953 — Разбитые мечты (Les Amants de minuit) — мошенник Марсель Дюлак
1953 — Etoiles au soleil — Камео
1953 — Boum sur Paris — Камео
1954 — Граф Монте-Кристо (Le comte de Monte Cristo) — Эдмон Дантес
1953 — Целитель (Le Guérisseur) — Пьер Лашо-Лоран, врач
1954 — Тайны Версаля (Si Versailles m’était conté) — король Людовик XV
1955 — Будущие звёзды (Futures vedettes) — Эрик Вальтер, тенор и профессор
1955 — Губбия, любимый (Goubbiah, mon amour) — Губбия, пьяница
1955 — Наполеон: путь к вершине (Napoléon) — граф Монтолон
1955 — Весь город обвиняет (Toute la ville accuse) — Француа Нерак, писатель
1956 — Елена и мужчины (Elena et les hommes) — генерал Француа Ролан
1956 — Если бы нам рассказали о Париже (Si Paris nous était conté) — король Франциск I
1957 — Карманная любовь (Un Amour de poche) — профессор Жером Нордман
1957 — Ля Тур, берегись! (La Tour, prends garde!) — Анри ля Тур
1957 — Жизнь вдвоём (La Vie à deux) — Тедди Брукс, фокусник
1957 — Белые ночи Nuits blanches (Le Notti bianche) — Тенан
1957 — СОС, Норонга! (SOS Noronha) — Фредерик Кулибо
1957 — Тайфун над Нагасаки (Typhon sur Nagasaki) — Пьер Марсак, инженер
1958 — Каждый день имеет свой секрет (Chaque jour a son secret) — Ксавьер Лецано, этнолог
1959 — Завещание Орфея (Le Testament d’Orphée) — Эдип
1959 — Горбун (Le Bossu) — шевалье Анри де Лагардер: горбун
1960 — Битва при Аустерлице (Austerlitz) — Лазар Карно
1960 — Капитан (Le Capitan) — Франсуа де Капестан: капитан
1961 — Принцесса Клевская (La Princesse de Clèves) — принц Клевский
1961 — Капитан Фракасс (Le Capitaine Fracasse) — барон Сигоньяк: капитан Фракасс
1961 — Тайны Бургундского двора (Le Miracle des loups) — Робер де Невилль
1961 — Похищение сабинянок (L’Enlèvement des Sabines) — бог Марс
1961 — Наполеон II. Орленок (Napoléon II l’Aiglon) — Монтолон
1961 — Понтий Пилат (Ponce Pilate) — Понтий Пилат
1962 — Железная маска (Le Masque de fer) — Шарль Д’Артаньян
1962 — Парижские тайны (Les Mystères de Paris) — Рудольф де Сомбрей
1963 — Благородный Станислас, секретный агент (L’Honorable Stanislas, agent secret) — Станислас Дюбуа
1963 — Ищите кумира (Cherchez l’idole) — Камео
1964 — Фантомас (Fantômas) — Фантомас, журналист Фандор, Лорд Шелтон и подсадной тюремщик
1964 — Картошка (Patate Noël Carradine)
1964 — Самозванец Тома (Thomas l’imposteur) — выступает комментатором
1965 — Фантомас разбушевался (Fantômas se déchaîne) — Фантомас, журналист Фандор, профессор Лефевр и маркиз де Растелли
1965 — Джентльмен из Кокоди (Le Gentleman de Cocody) — Жан-Люк Эрве
1965 — Вся правда о Станисласе (Полный свет на Станисласа) (Pleins feux sur Stanislas) — Станислас Дюбуа, секретный агент
1965 — Адский поезд (Train d’enfer) — Антуан Фабр
1966 — Семь парней и девушка (7 hommes et une garce) — Доржеваль
1966 — Фантомас против Скотленд-Ярда (Fantômas contre Scotland Yard) — Фантомас, журналист Фандор, Уолтер Браун и гангстер Джузеппе
1966 — Святой выходит на след (Le Saint prend l’Affut) — Святой (авантюрист) комедийный боевик
1968 — Пария (Le Paria) — Маню
1969 — Renaud et Armide (телеспектакль по пьесе Жана Кокто) — король Рено
1970 — Провокация (La Provocation) — Кристиан, профессор археологии
1969 — Le Jouet criminel
1970 — Ослиная шкура (Peau d’Âne) — первый король
1971 — Robert Macaire (телеспектакль по пьесе Фредерика Лемэтра) — Робер Макэр
1973 — Жозеф Бальзамо (Joseph Balsamo) — Жозеф Бальзамо, граф Калиостро
1973 — Karatekas and Co — император, древний дипломат
1975 — Jean Marais artisan du rêve (документальный)
1976 — Chantons sous l’Occupation (документальный)
1977 — Voyage à Olympie (телеспектакль) — Ménesthée
1980 — Les parents terribles (телеспектакль) — Жорж (по пьесе Жана Кокто)
1981 — Chirico par Cocteau Une participation
1982 — Cher menteur (телеспектакль по пьесе Жерома Килти)
1983 — Du vent dans les branches de sassafras (телеспектакль по пьесе Рене де Обалди)
1985 — Парковка (Parking Аид) — повелитель преисподней
1985 — Родственные связи (Lien de parenté) — Виктор Блэз, старый крестьянин
1992 — Дети потерпевшего кораблекрушение (Les Enfants du naufrageur) — Марк-Антуан, старик-отшельник на острове
1994 — Отверженные (Les Misérables) — мёсье Мюриэл
1995 — Ускользающая красота (Beauté volée) — Гийом
1995 — Projection au Majestic
1996 — Belmondo le magnifique (документальный)
1997 — Milice (документальный)
Жан Альфред Виллен-Маре – один из знаменитейших французских актеров. Отечественные почитатели киноискусства хорошо знают его по ролям в таких популярных фильмах, как «Орфей», «Граф Монте-Кристо», «Фантомас» и «Железная маска». Но в биографии Жана Маре есть не только прекрасные роли, но и достижения в других отраслях искусства. Он реализовался как художник и писатель, а за скульптурные произведения Маре хвалил сам Пабло Пикассо, который посчитал, что с таким талантом тратить время на «какое-то актерство» настоящий грех.
Семья Жанно Маре
Жанно, как его звали дома, родился в Шербуре, в семье ветеринара Альфреда Виллен-Маре и его жены Элин Мари Вассорд. Но отца мальчик почти не помнил: ему был только год, когда того призвали на Первую Мировую войну, а по возвращении через четыре года Альфред прожил с Элин совсем недолго, и они развелись. Со своей мамой актер всю жизнь находился в очень сложных отношениях: их связывало природное притяжение, но Жан ненавидел род занятий родительницы. Элин Мари была очень красивой женщиной, на которую обращали внимание многие мужчины. И это обстоятельство помогало ей проворачивать свои махинации: дело в том, что мать будущего актера была профессиональной воровкой.
Детские годы актера
В школьные годы Жан, по его же словам, был «маленьким чудовищем с лицом ангела»: он постоянно дрался и хулиганил, срывал уроки, но учителя все равно его любили и многое прощали. Позднее подросток стал избавляться от своих пороков, а в 15 лет бросил школу и пошел работать на завод, затем подмастерьем у фотографа. Ему нужны были деньги для осуществления мечты: Маре с 4-х лет грезил профессией киноактера.
Трижды будущая мировая звезда слышал отказы в театральных вузах страны. Однажды ему вместо ожидаемой похвалы посоветовали лечить нервы, так как его истеричная манера подачи текста никуда не годится. В итоге Жан попадает на актерские курсы Шарля Дюллена, а в качестве оплаты весьма дорогостоящих занятий бесплатно трудится статистом в местном театре.
Легендарный актер в молодости
Во время Второй мировой войны уже относительно известный актер Жан Маре уходит в армию. Он был водителем бензовоза и много раз проявил героизм, хотя сам себя героем не считал. Тем не менее, Маре неоднократно мужественно проводил машину через заминированное поле и под градом бомб, за что был удостоен Военного креста.
В первых фильмах Жан Маре появлялся эпизодически. Его главный успех связан с именем режиссера и сценариста Жана Кокто. Именно их дуэт подарил миру такие картины, как «Вечное возвращение», «Красавица и чудовище», «Ужасные родители» и многие другие. Большинство из совместных работ признаны мировыми шедеврами, но особняком стоит фэнтезийная притча «Орфей», которая в современной форме показывает древнегреческий миф о поэте, спустившемся в ад за своей женой.
В главной роли в фильме «Орфей» | Кино-Театр
Фильмы Жана Маре чаще всего являются приключенческими, да и его амплуа – неотразимый, отважный, физически крепкий герой. И что наиболее важно для женской половины зрителей – неизменно романтичный. Кстати, Маре, как и еще один знаменитый французский актер Жан-Поль Бельмондо, был одним из очень немногих, кто абсолютно все трюки выполнял самостоятельно. Он великолепно дрался на шпагах, ездил верхом, выпрыгивал из окон, нырял в воду с мостов.
С Лией Амандой в фильме «Граф Монте-Кристо» | Кино-Театр
Любители ретро-кино наслаждаются игрой Жана в таких картинах, как «Кожаный нос», «Стеклянный замок», «Граф Монте-Кристо», «Горбун», «Капитан Фракасс», «Принцесса Клевская» и «Парижские тайны». Все эти фильмы были созданы до начала 60-х годов. Позднее в фильмографии Жана Маре появляется неподражаемая комедийная трилогия «Фантомас», «Фантомас разбушевался» и «Фантомас против Скотланд-Ярда». Его дуэт с Луи де Фюнесом производит очередной фурор, и по всей Европе люди помногу раз ходят на показ кинокартин, а мальчишки играют в Фантомаса. Кстати, Маре сыграл там сразу две роли – и загадочного преступника в маске, и журналиста Фандора.
В фильме «Фантомас разбушевался» | Кино-Театр
С возрастом Жан снимался меньше. Его большой ролью в 80-х можно считать лишь Виктора Блеза из «Родственных связей», а в 90-е годы на экраны выходили только модернистская экранизация романа Виктора Гюго «Отверженные» и мелодрама «Ускользающая красота», где ему досталась небольшая роль мсье Гийома.
Личная жизнь
Про свою личную жизнь Жан Маре очень не любил говорить. Дело в том, что тот романтический герой, которого актер создал на экране, сводил с ума немалое количество женщин, и каждая в мечтах представляла себя «одной единственной» для легендарной звезды. Но на деле Маре был гомосексуалистом, хотя несколько раз пытался отойти в сторону от нетрадиционной ориентации. Например, во время Второй мировой войны он сочетался узами брака с актрисой Милой Парели, но через два года развелся. По факту они были вместе намного меньше.
Мила Парели — единственная официальная жена Жана Маре | Bookz.ru
Также поговаривали о его романе с великой актрисой Марлен Дитрих, которая даже прислала ему фотографию с шуточной надписью «Не хочешь ли взять меня замуж?». Но очевидцы утверждали, что это была скорее очень близкая дружба, чем романтические отношения. Собственно, Маре не особенно стремился скрыть ориентацию. За него это делали менеджеры и продюсеры. Сам же актер открыто появлялся на людях со своим другом и спутником жизни, режиссером Жаном Кокто, который открыл талант Жана широкому зрителю.
С Жаном Кокто | Xeber 365
С Кокто великий француз прожил более 20-ти лет. Затем у него были десятилетние отношения с танцовщиком Жоржем Райхом. Когда и эта связь прекратила свое существование, Маре решил усыновить ребенка. Впрочем, позднее о своей идее он пожалел. Дело в том, что уже довольно зрелый мужчина взял на воспитание 19-летнего юнца Сержа Айалу, происходившего из бродячих цыган.
С Марлен Дитрих | Wagons-Lits Diffusion
Актер мечтал дать юноше образование, развить любовь к изобразительному искусству, интерес к театру. Но Сержа интересовали только любовные похождения с молоденькими девушкам, и он тратил довольно внушительные суммы из капитала приемного отца. В итоге молодой человек навсегда исчезает из личной жизни Жана Маре и оседает где-то в Африке. А актер называет это усыновление «величайшей катастрофой своей жизни».
С приемным сыном Сержем Айалой | Мой мир
Нужно заметить, что помимо огромного таланта в области актерства, Маре отличался и иными способностями. Он великолепно рисовал, писал стихотворения и прозу, но наивысшей вершины, помимо кино и театра, Жан добился в скульптуре. Его работы признавали значительными творениями искусства признанные мастера и профессиональные критики. Причем актер не делал свои детища «для себя». Многие его произведения стали экспонатами музеев, а на Монмартре в Париже установлен бронзовый монумент писателю Марселю Эме, выполненный актером Жаном Маре.
В 1996 году, накануне премьеры шекспировского спектакля «Буря», великий артист попадает под проливной дождь. В итоге у него развилось двустороннее воспаление легких. С температурой выше 40 градусов Маре привозят в госпиталь, но через два дня выписывают домой. Над собственным состоянием здоровья артист насмехался. Он говорил, что не может позволить себе умереть в тот момент, когда весь Париж оклеен афишами с его изображением. Публика воспримет это как кривляние.
Последние годы легендарного актера | LiveInterbet
Тем не менее, несмотря на многократные переливания крови и химиотерапию, полноценно выкарабкаться актер из болезни так и не сумел. Жан Маре умер 8 ноября 1998 года, не дожив всего месяц до 85-го дня рождения. Преданный делу театра, актер даже собственные похороны сумел превратить в представление. По его завещанию на соборной паперти установили гигантское изображение улыбающегося Маре, а в динамиках раздавался прощальный привет Жана, записанный на пленку.
- Актер
- Дата и место рождения: 11 декабря 1913 (105 лет), г. Шербур, Франция
- Рост: 1,85 м
Участвовал 7
Его коллеги по цеху
Жан Маре — выдающийся французский актер, постановщик, талантливый писатель и художник, скульптор, каскадер.
Жан Маре (полное имя Жан Альфред Виллен-Маре) играл в приключенческих фильмах смелых и отважных героев, сам выполнял все трюки. Жан Маре представал на экране романтическим рыцарем или авантюристом без страха и упрека, несокрушимым, верным и сильным духом. Многие называли Жана Маре человеком тысячи талантов.
Маре родился в Шербуре в семье ветеринарного врача, но родители развелись, когда Жану было 5 лет. Мать была профессиональной мошенницей, что всю жизнь приводило к конфликтам между ней и сыном. С 4 лет Жан мечтал стать актером. В 15 лет Жан Маре бросил школу и пошел работать в радиомастерскую. Подрабатывал на заводе, на полях для гольфа, учеником фотографа. Параллельно Маре рассылал свои фото в киностудии.
Трижды и безуспешно Жан Маре поступал на актерское отделение Парижской консерватории. В итоге был принят на курсы Шарля Дюллена.
Творческая деятельность Жана Маре/Jean Marais
В 1937 году Жан Маре встречает Жана Кокто на спектакле «Царь Эдип». Кокто, поэт, драматург, эссеист, очаровывается красотой и благородством юноши и даже влюбляется в него. Жан Маре не испытывал никаких чувств к Кокто, кроме уважения, но все равно решает сыграть роль влюбленного, чтобы в будущем добиться успеха. Вскоре Маре полюбил Кокто всем сердцем.
26 лет два Жана жили вместе. Маре вдохновил Кокто на создание таких фильмов, как «Вечное возвращение», «Красавица и Чудовище», «Рюи Блаз», «Орфей», в которых и сыграл главные роли.
В годы войны Жан Маре служил водителем бензовоза, но героизмом не отличался.
Слава пришла к актеру в 1943 году после фильма «Вечное возвращение». Жан Маре снялся вместе со своей собакой Мулуком, которую подобрал на войне.
После романтических ролей Жан Маре решил попробовать комедийные в фильмах «Призыв судьбы», «Жюльетта», «Разбитые мечты» и другие. Но не все роли были одинаково удачными.
В 50-е годы Жан Маре становится кумиром всех поколений и приобретает мировую известность. Бестселлерами стали фильмы «Граф Монте-Кристо», «Горбун», «Парижские тайны», «Капитан», «Фантомас». При этом Жан Маре всегда был естественен и открыт. Его простота, обаяние, душевность притягивали окружающих, и Маре никому не отказывал.
Особенно удачными оказалась трилогия «Фантомас» (1964), «Фантомас разбушевался» (1965), «Фантомас против Скотланд-Ярда» (1966), где Жан Маре играет Фандора (Фантомаса).
После расставания со своим другом-танцовщиком Жан Маре решает усыновить ребенка. В баре он знакомится с цыганом Сержем. Ему 19 лет, и его никто никогда не воспитывал. Жан Маре старается привить приемному сыну Сержу любовь к театру, кинематографу, отдает в вокальную школу. Но Серж увлекается только женщинами. Отношения Жана и Сержа портятся.
В конце 60-х годов Жан Маре переезжает на юг Франции, занимается скульптурой и гончарным делом, изредка играет в театре, пишет мемуары. С 1970 по 1995 год Маре снялся всего в семи картинах. Травмы при исполнении трюков дают о себе знать. Жану Маре поставили диагноз рак костного мозга. При всем при этом сила характера Жана Маре и его мужество помогали ему превозмогать страдания.
Жан Маре не дожил всего месяц до своего 85-летия. Он умер от отека легких 8 ноября 1998 года, похоронен в Валлорисе на Старом кладбище.
Фильмография Жана Маре/Jean Marais
1933 — Этьен
1933 — Ястреб
1934 — Авантюрист
1934 — Скандал
1934 — Счастье
1936 — Новые люди
1936 — Огненные ночи
1937 — Забавная драма
1937 — Злоупотребление доверием
1941 — Сгоревший павильон
1942 — Кровать под балдахином
1943 — Безнадежное путешествие
1943 — Вечное возвращение
1945 — Кармен
1946 — Красавица и чудовище
1947 — Посланники короля
1947 — Рюи Блас: Опасное сходство
1948 — Глазами памяти
1948 — Двуглавый орел
1948 — Ужасные родители
1949 — Тайна Майерлинга
1950 — Кориолан
1950 — Орфей
1950 — Стеклянный замок
1951 — Чудеса случаются однажды
1952 — Кожаный нос
1953 — Голос тишины
1953 — Граф Монте-Кристо
1953 — Жюльетта
1953 — Призыв судьбы
1953 — Разбитые мечты
1953 — Спальня старшеклассниц
1953 — Тайны Версаля
1953 — Целитель
1954 — Наполеон
1955 — Будущие звезды
1955 — Когда б Париж поведал нам
1956 — Весь город обвиняет
1956 — Губбиа, любимый!
1956 — Елена и мужчины
1957 — Белые ночи
1957 — Карманная любовь
1957 — СОС, Норонга!
1957 — Тайфун над Нагасаки
1958 — Жизнь вдвоем
1958 — Ля Тур, берегись!
1958 — У каждого есть свой секрет
1959 — Горбун
1960 — Аустерлиц
1960 — Капитан
1961 — Капитан Фракасс
1961 — Наполеон II. Орленок
1961 — Похищение сабинянок
1961 — Принцесса Клевская
1961 — Тайна Бургундского двора
1962 — Железная маска
1962 — Парижские тайны
1962 — Понтий Пилат
1963 — Благородный Станислас, секретный агент
1964 — Картошка
1964 — Фантомас
1965 — Адский поезд
1965 — Джентльмен из Кокоди
1965 — Полный свет на Станисласа
1965 — Самозванец Тома
1965 — Фантомас разбушевался
1966 — Святой выходит на след
1966 — Фантомас против Скотланд-Ярда
1967 — Семеро и шлюха
1969 — Пария
1969 — Преступная игрушка
1970 — Ослиная шкура
1970 — Провокация
1972 — Жозеф Бальзамо (мини-сериал)
1980 — Ужасные родители
1985 — Парковка
1986 — Родственные связи
1992 — Дети потерпевшего кораблекрушение
1995 — Отверженные
1996 — Ускользающая красота
Добавить коммент