Юлиан Семёнов
- Актер, Люди за кадром
- Дата и место рождения: 8 октября 1931 (87 лет), Москва, СССР (Россия)
Участвовал 5
Его коллеги по цеху
Советский писатель, сценарист, актер, режиссер, жруналист и поэт. Юлиан Семенов известен прежде всего благодаря созданному им образу Штирлица, воплощенного позже на экране Вячеславом Тихновым. Однако этим не ограничивается его вклад в отечественную культуру. Юлиан Семенов — основатель газеты «Детектив и политика». Именно он придумал название ставшей популярной газеты «Совершенно секретно» и первым освоил жанр журналистского расследования в отечественной периодике.
Юлиан Семенов родился в семье советских интеллигентов. Его мать работала учителем истории, отец занимался издательским делом. Так естественным образом у мальчика зародилась любовь к истории и интерес к книгоизданию. Это же обусловило и выбор профессии. В 1948 году Юлиан Семенов поступает в Московский институт востоковедения на ближневосточный факультет, который с успехом окончил в 1953-м году.
Годы учебы были омрачены арестом отца. Отец, Семен Александрович Ляндрес, был репрессирован в 1952 году как пособник «троцкисткому диверсанту» Бухарину. Обвинение не имело под собой никаких оснований.
Юлиан Семенов не прекратил обучения, но поступил на исторический факультет МГУ. Одновременно он преподавал там афганский язык.
Творческий путь Юлиана Семенова
В 1955-м году состоялись первые опыты в журналистике. Периодические публикации в ведущих советских изданиях к 1962 году привели его в редколлегию журнала «Москва». Чуть раньше он начинает работать зарубежным корреспондентом ряда журналов и газет. Эти поездки принесли бесценный опыт, переработанный после в книгах и сценариях. С этими поездками связано не мало историй и даже легенд.
Точно так же Юлиан Семенов работал и в архивах. Ему принадлежит множество интересных находок.
В 1989 году, когда Юлиан Семенов начинает работать над проектом первой яастной советской газеты, на него совершают первое покушение. Под удар попадает сотрудник Александр Плешков, отравленный во время совместного ужина.
Одновременно Юлиан Семенов много пишет, ведет активную общественную деятельность, которая внезапно прерывается обширным инсультом. Прикованный к постели с 1990 года, Юлиан Семенов уже не способен вести полноценную работу. Через три года он скончался.
Но его внезапная болезнь и смерть еще долго оставались предметом спора. До сих пор рассматривается версия заказного убийства писателя и журналиста.
Юлиан Семенов
Юлиану Семенову обязан появлением не только «главный разведчик страны» Штирлиц, писатель был первопроходцем в журналистских расследованиях, основателем первой негосударственной газеты «Совершенно секретно». Он превратил политический детектив из чтива в перерыве в серьезный, заставляющий думать жанр.
Детство и юность
Юлиан Ляндрес (настоящая фамилия писателя и журналиста) родился в Москве в октябре 1931 года. Отец Семен Александрович – основатель издательского дела в Советском Союзе, соратник Николая Бухарина и Серго Орджоникидзе. Мать Галина Николаевна преподавала в школе историю. При высокопоставленном главе семьи биография мальчика сложилась бы вполне благополучно, если бы не близость к «врагам народа».
Юлиан Семенов
Такой же ярлык повесили и на Ляндреса — отец Юлиана попал за решетку. Сын, не испугавшись угроз оказаться в заключении, писал в защиту отца во всевозможные инстанции. Семенова-младшего исключили из института, пришлось подрабатывать грузчиком. Спасла Семена Ляндреса смерть Сталина.
Юлиан Семенов в детстве
По окончании школы Юлиан поступил в Институт востоковедения, где выучил редкие языки пушту и дари, подружился с Евгением Примаковым, будущим министром иностранных дел и главой правительства России.
В 1956-м Юлиан опубликовал первую статью под псевдонимом Семенов. Поводом послужил визит в Советский Союз шаха Ирана, которого будущий писатель сопровождал в качестве переводчика.
Литература
Публиковаться Семенов начал в журнале «Огонек», в штате которого состоял журналистом. Юлиан много путешествовал по стране, выезжал в зарубежные командировки, на дрейфующие станции на Северном полюсе. После поездки с женой в Китай выпустил книгу очерков об этой стране.
Юлиан Семенов в молодости
Во время работы в Афганистане написал первый политический детектив «Дипломатический агент». Перечню лиц, с которыми встречался журналист, собирая материалы, позавидовал бы любой: танцовщик Серж Лифарь, писатель Жорж Сименон, генерал СС Карл Вольф, сенатор Эдвард Кеннеди.
Произведения писателя выходили в популярных изданиях тех лет «Знамя», «Московский комсомолец», «Молодая гвардия», «Юность». В 1960-м Юлиан Семенов принят в Союз писателей СССР. Через год вышел первый фильм по его сценарию – «Будни и праздники».
Сенатор Эдвард Кеннеди и Юлиан Семенов
Благодаря дяде-начальнику отдела МУРа журналист устроился стажером в Московский уголовный розыск. Увиденное и услышанное в работе милиции легло в основу повести «Петровка, 38». Произведение и последовавший после «Огарева,6» послужили сценариями циклов популярных советских детективов. Спустя три года увидел свет первый роман «Пароль не нужен», по которому снят одноименный фильм с Родионом Нахапетовым и Василием Лановым в главных ролях. В это же время на экраны выходит фильм по роману «Майор Вихрь».
Писатели Юлиан Семенов и Жорж Сименон
Вскоре в журнале «Москва», где Юлиан тогда работал редактором, опубликован роман, с названием которого в первую очередь ассоциируется фамилия писателя – «Семнадцать мгновений весны». По воспоминаниям современников, в дни, когда по телевидению транслировался сериал, снятый по книге, пустели улицы и снижалась преступность.
В середине 80-х вышло продолжение цикла о разведчике Исаеве – роман «Экспансия» в трех частях. Завершил шпионскую эпопею роман «Отчаяние», увидевший свет в 1990-м. Но ни один из них не получил такой популярности, как «Семнадцать мгновений…», который, к слову, является третьей частью повествования об Исаеве-Штирлице.
Юлиан Семенов и Вячеслав Тихонов обсуждают съемки сериала «Семнадцать мгновений весны»
Режиссеры с удовольствием снимали кино по произведениям Семенова: «Держись за облака!», «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Он убил меня под Луанг-Прабангом», «Бомба для председателя». Громкими событиями стали «ТАСС уполномочен заявить», «Приказано выжить», «Противостояние».
В конце 80-х Семенов избран президентом Международной ассоциации детективного и политического романа, начинает выходить основанный им журнал «Детектив и политика». В это же время Юлиан учредил первую частную газету «Совершенно секретно», которая со временем превратилась в фундамент целого медиахолдинга.
Основатель газеты «Совершенно секретно» Юлиан Семенов
В газете предавались огласке события и факты, ранее не доступные широкому читателю. Издание пользовалось бешеной популярностью, журналисты, работавшие в нем, превращались в звезд медиа-пространства, взять хотя бы того же Артема Боровика.
После смерти основателя выстроилась очередь из претендентов на главное кресло. По воспоминаниям сотрудников редакции, Артем согласился занять пост после долгих уговоров. После трагической гибели Боровика газета изменилась. Дочь Ольга Семенова и вовсе назвала издание бульварным чтивом, в котором от настоящего осталось только название.
Личная жизнь
Екатерина Сергеевна, жена Юлиана Семенова
По слухам, отношения у супругов были непростыми, поскольку известного писателя и журналиста сопровождала масса поклонниц и он не отказывал во внимании. По словам Екатерины Сергеевны, отношения мужа и жены строились на сочувствии и сострадании, но отнюдь не на любви.
Из 30 лет совместной жизни 13 они прожили врозь, но официально не разводились. Однако при жизни Юлиана Семеновича никто не говорил о его серьезных любовных увлечениях. И после того, как журналист тяжело заболел, только Екатерина и ухаживала за ним.
Юлиан Семенов и его дочь Ольга
У Юлиана и Екатерины родились две дочери, обе в какой-то мере посвятили жизнь культуре и искусству. Старшая Дарья стала художником. О младшей Ольге известно больше. Женщина – общественный деятель и журналист, возглавляет благотворительный фонд имени отца, пишет о нем книги и публикует ранее неизданные сочинения. Дети подарили Семенову четверых внуков.
В лихие 90-е журналистское копание в чужом белье мало кому нравилось. Концепция «Совершенно секретно» подразумевала обнародование информации, предназначенной только для источника и получателя. Поэтому смерть первого заместителя Семенова Александра Плешкова от отравления сочли совсем не случайной. Более того, распространилось мнение, что покушались как раз на Юлиана.
Юлиан Семенов в последние годы
Смерть друга оказалась сильным ударом для Юлиана Семеновича. В это время писатель вел переговоры с медиамагнатом Рупертом Мердоком о финансировании и выводе газеты на международный уровень. По дороге на встречу у Юлиана случился инсульт. Артем и Генрих Боровики приложили массу усилий, чтобы главного редактора лечили лучшие врачи Института нейрохирургии и австрийской клиники.
Но вскоре произошел второй инсульт, последствия которого стали причиной смерти в сентябре 1993-го. Друзья и родственники не исключали того факта, что болезнь Семенова спровоцирована внешним воздействием. Похоронен мастер детективов на Новодевичьем кладбище.
Могила Юлиана Семенова
После смерти Юлиана Семенова в семье разразился скандал с разделением наследства. Вдова Екатерина Сергеевна обвинила дочь Ольгу в том, что та обманным путем переписала на свое имя недвижимость и главное сокровище – картины Петра Кончаловского, часть которых распродала за бесценок. Когда следующие полотна ушли с аукционов за миллионы долларов, по словам вдовы писателя, деньги свели детей с ума. Кроме этого, дочери будто бы попытались объявить мать невменяемой и отправить в психиатрическую больницу.
Юлиан Семенов — биография, информация, личная жизнь
Юлиан Семенов
Юлиан Семенович Семенов (настоящая фамилия — Ляндрес). Родился 8 октября 1931 года в Москве — умер 15 сентября 1993 года в Москве. Советский и русский писатель, сценарист, режиссер, публицист, журналист, поэт. Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1976). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1982).
Юлиан Ляндрес, ставший широко известным как Юлиан Семенов, родился 8 октября 1931 года в Москве.
Отец — Семён Александрович Ляндрес, журналист, издатель, редактор, большевик с дореволюционным стажем, репрессирован в 1952 году по обвинению в пособничестве Бухарину.
Мать — Галина Николаевна Ляндрес (урождённая Ноздрина), учительница истории.
В 1948 году поступил в Московский институт востоковедения. Во время учёбы был дружен с Евгением Примаковым — будущим министром иностранных дел и главой правительства России.
Друзья называля его Юля.
В момент, когда отец был арестован, Юлиана вызвали в ректорат Института востоковедения и предложили отречься от собственного отца. Он отказался, за что был исключен из вуза и комсомола, а в его личном деле появилась запись: «Сын врага народа. Не уважает решение советского суда, клевещет на советскую власть». Весь следующий год он, рискуя собственной свободой, доказывал невиновность отца — писал жалобы во все инстанции. Институт окончил уже после смерти Сталина.
Юлиан Семенов в детстве
В 1953 году окончил ближневосточный факультет Московского института востоковедения.
Затем преподавал в МГУ пушту и одновременно учился там же на историческом факультете.
Юлиан Семенов с отцом
С 1955 года работал журналистом, печатался в «Огоньке», «Правде», «Литературной газете», «Комсомольской правде», «Смене».
Работал переводчиком в Афганистане.
В 1960 году стал членом Союза писателей СССР.
В 1962-1967 годах был членом редколлегии журнала «Москва».
В 1960-1970 годах много работал за рубежом корреспондентом вышеупомянутых изданий, объездил такие страны как Франция, Испания, Германия, Куба, Япония, США. Часто бывал в Латинской Америке. У него была масса известных друзей, среди которых сенатор Кеннеди, вдова Хемингуэя, лидеры Ближнего Востока.
Во время журналистской деятельности был в тайге с охотниками на тигров, на полярной станции, на строительстве БАМа, на вскрытии алмазной трубки, в Афганистане, Испании, в Чили, на Кубе, в Парагвае.
Юлиан Семёнов был одним из пионеров жанра «журналистские расследования» в советской периодике. В 1974 году, в Мадриде, взял интервью у нацистского преступника и любимца Гитлера Отто Скорцени, который до этого категорически отказывался встречаться с журналистами, а работая корреспондентом «Литературной газеты» в Германии взял интервью у бывшего рейхсминистра Альберта Шпеера и одного из руководителей СС Карла Вольфа. Беседы с ними, а также история поисков Янтарной комнаты и других культурных ценностей, перемещённых из СССР за границу во время Второй мировой войны, были опубликованы Семёновым в 1983 году в документальной повести «Лицом к лицу».
Семёнов профессионально работал с архивами. Ему приписывают цитату: «Кто контролирует прошлое — не растеряется в настоящем, не заблудится в будущем».
Первым литературным произведением, вышедшим из-под его пера, стала повесть «Дипломатический агент», написанная после пребывания в Афганистане.
Всего на его счету более 40 повестей и романов, среди которых «Пароль не нужен», «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Майор Вихрь», «Семнадцать мгновений весны», «Петровка, 38», «Огарева, 6», «Противостояние», «ТАСС уполномочен заявить».
Свои первые сценарии написал для мультфильмов «Маленький Шего» и «В Аддис-Абебе».
В 1961-м режиссер Владимир Шредель снял фильм по его сценарию «Будни и праздники».
Первыми значимыми картинами, снятыми по его сценариям, стали военная драма Евгения Ташкова «Майор «Вихрь»» и боевик Бориса Григорьева «Пароль не нужен».
Позже были фильмы по его сценариям «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Жизнь и смерть Фердинанда Люса», «Особых примет нет», «Петровка, 38», «Огарёва, 6», «Крах операции «Террор»», «Испанский вариант», «20 декабря», «ТАСС уполномочен заявить. », «Противостояние», «Лицом к лицу».
Как актер снялся в фильмах «Будни и праздники» и «Солярис» Андрея Тарковского.
Юлиан Семенов и Андрей Тарковский
Принял активное участие в перестройке, написал ряд политически направленных, обличающих сталинизм произведений: «Репортёр», «Тайна Кутузовского проспекта», «Ненаписанные романы», «Процесс-38».
«Обретение свободы — самого дорогого, что есть у человека, — сопровождается таким противодействием сути и движению перестройки, что остаётся только диву даваться. Такое ощущение, что назревает желание снова получить «сильную руку». Единовластие, возвеличивание «великих, гениальных, выдающихся» ведёт к катастрофе. Это мы почувствовали на собственном опыте», — говорил Юлиан Семенов.
В 1986 году стал президентом Международной ассоциации детективного и политического романа (МАДПР) и главным редактором сборника «Детектив и политика», издававшегося этой ассоциацией совместно с Агентством печати «Новости», много сделавшего для популяризации в СССР детективного жанра.
В 1988 году Юлиан Семёнов, Василий Ливанов и Виталий Соломин открыли Московский экспериментальный театр «Детектив» (создан решением Исполкома Моссовета по согласованию с МВД СССР). Театр располагался в помещении Центрального дома офицеров (ЦДО) МВД РФ (Лубянка, 13). В нём ставились остросюжетные пьесы и детские спектакли. В 1992 году, когда Семёнов уже находился в состоянии тяжёлой болезни, а руководил труппой В. Б. Ливанов, театр был закрыт из-за конфликта на почве аренды помещения.
В 1989 году учредил первое частное советское издание, бюллетень «Совершенно секретно». Для работы над концепцией и пилотным номером привлёк ведущего программы «Взгляд» Евгения Додолева и журналиста АПН Александра Плешкова, который позднее был, по всей видимости, отравлен в Париже на совместном ужине с главным редактором французского журнала VSD (после прогулки с Эдуардом Лимоновым). Все были уверены, что покушение было не на Плешкова, а на Юлиана Семенова.
Основал издательство «ДЭМ» и журнал «Детектив и политика (ДИП)».
Секретарь правления Союза писателей СССР.
Вице-президент Общества дружбы «СССР — Аргентина».
Член Советского комитета солидарности со странами Латинской Америки.
Вместе с бароном Э. А. фон Фальц-Фейном создал Международный комитет по поиску Янтарной комнаты, куда входили также Жорж Сименон, Джеймс Олдридж, Георг Штайн. Поиски никакого результата не имели. Совместно с фон Фальц-Фейном занимался поиском и возвращением в Россию утраченных культурных ценностей. В результате деятельности созданного ими Международного комитета по возвращению русских сокровищ на родину в Россию был возвращён прах Фёдора Ивановича Шаляпина, часть библиотеки Дягилева-Лифаря, уникальный гобелен с изображением царской семьи из Ливадийского дворца и многие другие культурные ценности.
Смерть Юлиана Семенова
После внезапного инсульта, случившегося в 1990 г., Семёнов оказался прикованным к постели и вернуться к работе уже не смог. Юлиан Семенов умер в сентябре 1993 года в своем доме в Мухалатке. Согласно завещанию, писателя кремировали, а его прах развеяли над Черным морем.
На Новодевичьем кладбище установлен кенотаф. В то же время дочь писателя Дарья говорила: «Это не так. Папу кремировали. После кремации урна месяц стояла у меня в мастерской, потому что нам не давали места для захоронения. А когда дали, я сама пришла на кладбище, выкопала яму и поставила ее туда. Но тогда я еще не могла положить плиту, поэтому после первого же дождя урна верхней частью вышла наружу. Пришлось все повторить. И сейчас там лежит плита».
Родные и друзья писателя высказывали мнение, что он мог быть убит. Его дочь Ольга Семёнова говорила, что её отца «устранили».
Режиссёр Борис Григорьев говорил: «Конечно, мы смертны, но с болезнью и смертью Семёнова не всё чисто — мне кажется, ему просто помогли уйти. Юлиан многим переходил дорогу, многим был неудобен, потому что лез в такие сферы, в которые его не хотели пускать. К тому же у него была какая-то нечеловеческая, клиническая память, особенно это касалось документов. Ему достаточно было один-два раза прочесть любую бумагу, чтобы запомнить ее наизусть. Он помнил все — даты, факты, лица, фамилии. Причем сам этому удивлялся, говорил: «Что ни увижу, все запоминаю раз и навсегда». Очевидно, были люди, которые боялись, что однажды он сопоставит известные ему факты и сделает единственно правильные выводы. А делать их Семенов умел. поэтому обширный инсульт, который с ним якобы случился, внушает мне большие подозрения. Конечно, это только мои ощущения, я не врач, и никаких доказательств у меня нет».
В 2007 году младшая дочь писателя Ольга Юлиановна Семёнова открыла мемориальный дом-музей писателя дом-музей писателя в посёлке Олива (Верхняя Мухалатка) недалеко от Фороса (Крым).
В 2011 году, в честь 80-летия со дня рождения писателя, Культурный фонд Юлиана Семёнова и Союз журналистов Москвы учредили ежегодную премия имени Юлиана Семёнова в области экстремальной геополитической журналистики.
В октябре 2011 году в редакции газеты «Московский Комсомолец» состоялось открытие мемориальной доски писателю, который много лет сотрудничал с этим изданием.
В 2016 году в честь Юлиана Семенова названа улица в Москве (в районе Солнцево).
Юлиан Семенов
Личная жизнь Юлиана Семенова:
Жена — Екатерина Сергеевна (родилась в 1931 году), родная дочь Натальи Петровны Кончаловской от первого брака, приёмная дочь Сергея Владимировича Михалкова. Поженились 12 апреля 1955 года.
Старшая дочь — Дарья, художница, жила на Кипре, вернулась в Россию, замужем. Имеет двоих сыновей — Максима и Филиппа.
В какой-то момент Семенов разъехался со своей женой, они жили по отдельности, но не разводились.
Режиссёр Борис Григорьев вспоминал: «С женой у Юлика отношения были довольно сложные — Катенька много натерпелась из-за его невнимания к ней. У него время от времени появлялись какие-то женщины, которые не делали его счастливым, — наоборот, вносили в его жизнь и душу смятение и драматизм. Но когда с ним случилась беда, всех женщин как ветром сдуло и рядом осталась лишь жена — единственно верная и преданная ему, любившая по-настоящему».
Юлиан Семенов и жена Екатерина
Юлиан Семенов с дочерьми
В 2015 году разгорелся скандал, вызванный тем, что дочь писателя Ольга оспорила решение Гагаринского районного суда города Москвы, пытаясь доказать, что ее мать Екатерина Семенова психически нездорова. По мнению Ольги, родительница не пускает родных на порог, незаконно распоряжается своей имущественной долей, а главное, раздаривает наследство деда — художника Петра Кончаловского.
28 картин знаменитого художника Петра Кончаловского оказались вывезенными за границу, на что Министерство культуры РФ разрешения не давало. Некоторые полотна, средняя цена которых переваливает за $20 млн., были обнаружены представляющим интересы вдовы писателя Екатерины Семеновой адвокатом Дмитрием Опариным на аукционах Англии и Франции.
Фильмография Юлиана Семенова:
1961 — Будни и праздники
1972 — Солярис — председатель научной конференции
2005 — Как уходили кумиры. Юлиан Семенов (документальный)
2006 — Роман с сериалом (документальный)
2011 — Юлиан Семенов. Он слишком много знал. (документальный)
2013 — Василий Лановой. Честь имею! (документальный)
2018 — Тайны кино. ТАСС уполномочен заявить (документальный)
Режиссерские работы Юлиана Семенова:
1971 — Ночь на 14-й параллели
1981 — Ночь на четвёртом круге
Сценарии Юлиана Семенова:
1956 — Маленький Шего (анимационный)
1960 — В Аддис-Абебе (документальный)
1961 — Будни и праздники
1963 — При исполнении служебных обязанностей
1966 — По тонкому льду
1966 — Не самый удачный день
1967 — Пароль не нужен
1967 — Майор «Вихрь»
1967 — Исход (Тєгсгєл)
1971 — Ночь на 14-й параллели
1971 — Держись за облака (Hold on to the Clouds) (в титрах — Михаил Аверин)
1973 — Семнадцать мгновений весны
1975 — Бриллианты для диктатуры пролетариата (Briljandid proletariaadi diktatuurile)
1976 — Жизнь и смерть Фердинанда Люса
1978 — Особых примет нет (Znaków szczególnych brak)
1978 — Вожак (анимационный)
1980 — Петровка, 38
1980 — Огарёва, 6
1980 — Крах операции «Террор» (Krach operacji Terror)
1980 — Испанский вариант (Spāņu variants)
1981 — 20 декабря
1984 — ТАСС уполномочен заявить.
1985 — Противостояние
1986 — Лицом к лицу
1988 — Большая игра (Press center)
Награды и звания Юлиана Семенова:
— Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (23 декабря 1976 года) — за многосерийный художественный телевизионный фильм «Семнадцать мгновений весны» производства Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького;
— Орден Октябрьской Революции (16.11.1984);
— Орден Дружбы народов (6.10.1981);
— Заслуженный деятель искусств РСФСР (1982);
— Премия КГБ СССР в области искусства
Юлиан Семёнов
Семёнов Юлиан Семенович
Родился 8 октября 1931 года в Москве.
Писатель, сценарист, журналист.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (15.09.1982).
В 1953 году окончил Институт востоковедения, затем занимался в МГУ научной работой, преподавал язык пушту (помимо восточных языков пушту и дари он владел также несколькими европейскими языками) и одновременно учился там же на истфаке. С 1955 года начал пробовать себя в журналистике: печатался в «Огоньке», «Правде», «Литературной газете», «Комсомольской правде», «Смене», причём художественное творчество писателя начиналось вовсе не с приключенческих романов — первые новеллы носили психологический характер («Дождь в водосточных трубах», «В горах моё сердце», «Прощание с любимой женщиной» и другие). Юлиан Семёнов навсегда вошёл в отечественную литературу благодаря своим остросюжетным детективным повестям: «Петровка, 38», «Огарёва, 6», «Противостояние», «ТАСС уполномочен заявить», и роману «Майор «Вихрь». Все эти произведения были экранизированы. Но самым известным, также благодаря экранизации, стала одна из тринадцати повестей Юлиана Семёнова о Штирлице — «Семнадцать мгновений весны».
В 1988 году Юлиан Семёнов, Василий Ливанов и Виталий Соломин открыли Московский экспериментальный театр «Детектив» (создан решением Исполкома Моссовета по согласованию с МВД СССР). Театр располагался в помещении Центрального дома офицеров (ЦДО) МВД РФ (Лубянка, 13). В нём ставились остросюжетные пьесы и детские спектакли. В 1992 году, когда Ю. С. Семёнов уже находился в состоянии тяжёлой болезни, а руководил труппой В. Б. Ливанов, уникальный театр был закрыт из-за конфликта на почве аренды помещения.
После внезапного инсульта, случившегося в 1990 году, Семенов оказался прикованным к постели и вернуться к работе уже не смог.
Умер Юлиан Семёнов 5 сентября 1993 года в Мухалатке (Крым, Украина). Прах писателя развеян над Чёрным морем. В Москве на Новодевичьем кладбище установлен кенотаф (участок № 5, ряд № 16, место № 1а).
Дарья Семенова: «Когда я прихожу на могилу, убийца сына часто там сидит»
Жизнь дочери Юлиана Семенова захватывает как роман
Она эпатажно выглядит, непривычно говорит, пишет загадочные картины… Необычная! Что и понятно — отпрыск двух сногсшибательных семейств! Отец Дарьи Семеновой — Юлиан Семенов, «властитель дум» последней четверти XX века на одной шестой земного шара, придумавший штандартенфюрера СС Штирлица, мать — Екатерина Семенова (в девичестве Михалкова), праправнучка Василия Сурикова и правнучка Петра Кончаловского. И судьба ее завораживает. Пережив гибель одного сына, благодарит судьбу, что уцелел в аварии младший, и хранит нательный крест, принадлежавший отцу.
— Настоящая фамилия вашего отца — Ляндрес. Семенов — творческий псевдоним. Ваш дед, Семен Александрович Ляндрес, был помощником Бухарина, за что уже после войны, которую провел на фронте как военный корреспондент, попал под репрессии. Вы его помните?
— Я помню свою последнюю с ним встречу. Мне было десять лет. Дед всегда очень элегантно одевался: клетчатый пиджак, бабочка, шарф… Он пришел к нам и сказал: «Даша, я принес тебе конфеты ‘Грильяж». Я взяла их, но не смогла есть. Каменные! Подозреваю, что таким же человеком — каменным — был и он сам. Дед сидел в тюрьме с 1952 года, а вот его брат Илья, тоже репрессированный, отбывал срок под Магаданом, в лагере, уже с 1937 года. Рассказывал, что задумывал побег с другими политическими — и нужно было идти через тайгу, а еды нет, так они присмотрели себе в попутчики заключенного, сидевшего за изнасилование. Догадываетесь для чего. Дед, который был тогда еще на свободе, бомбардировал Сталина и органы письмами с просьбой отпустить брата — честного коммуниста и смелого сыщика. Ведь Илья Ляндрес был одним из героев Московского уголовного розыска, его фотография экспонируется теперь в музее МВД на почетном месте. И в 1940 году Илью отпустили! Поэтому побега, к счастью, не случилось. Когда Илья вернулся домой, он первым делом взял тарелку, накрошил хлеба, вылил туда бутылку водки — и все это сщербал (съел), так у них на зоне это называлось. А деда выпустили в 1954 году, после смерти Сталина. С этого началась их новая жизнь. Теперь оба лежат на Новодевичьем кладбище. И отец там же.
— А я читала, что прах Юлиана Семенова развеяли над Черным морем.
— Это не так. Папу кремировали. После кремации урна месяц стояла у меня в мастерской, потому что нам не давали места для захоронения. А когда дали, я сама пришла на кладбище, выкопала яму и поставила ее туда. Но тогда я еще не могла положить плиту, поэтому после первого же дождя урна верхней частью вышла наружу. Пришлось все повторить. И сейчас там лежит плита.
— У вас есть младшая сестра Ольга, писательница и актриса. Страсть отца к раскрытию тайн вам с сестрой передалась?
— Бог его знает. Поставьте передо мной такую задачу, и я попытаюсь в течение трех дней ее решить. А за Олю говорить не могу. Ну, вот отец искал янтарную комнату, а я считаю, что это зря потраченное время, потому что она была спрятана в одном месте, а он искал в другом. За это время он мог бы написать еще один роман, скажем, посвященный сталинским репрессиям. Но он увлекся — что делать? Папа был человеком увлекающимся.
— Ольга рассказала мне, что отец очень ценил ваш талант художника, говорил, что «все импрессионисты пошли от Даши». От Ольги же я знаю историю про замечательные рисунки, сделанные вами в поездках с Юлианом Семеновичем по Никарагуа и Афганистану, которые вы уничтожили. Почему? И, кстати, в каком возрасте отец стал брать вас в свои опасные журналистские командировки?
— Вроде бы мне уже было двадцать лет. Помню, я развелась с первым мужем, шла Олимпиада, я на ней работала, потом сказала: «Папа, возьми меня куда-нибудь». И мы отправились в Никарагуа. А почему уничтожила рисунки? Да, я работала в Афганистане, делала рисунки заключенных моджахедов в тюрьме, портреты Бабрака Кармаля, Наджибуллы (он через несколько лет был зверски убит), Фатани, его жены, очень красивая была женщина, их детей… Вернулась и устроила выставку в Ленинграде. А мне сказали: «Надо работать дома, а не шляться по заграницам». Меня это так сильно задело, что я взяла и все работы выбросила. Подвела черту — и больше не занималась репортажной журналистикой и графикой. Дальше был период, когда меня заинтересовали клоуны, арлекины. Потом и это прошло. Я стала писать камни и дерево, решила, что они единственное, в чем меня нельзя будет упрекнуть — что я «политизирую» или играю на каких-то чувствах. Следующая моя серия — цветы. Момент цветения прекрасен! Вот его поймать было бы интересно. А дальше будут облака. И — c’est tout, как сказала бы моя сестра, давно живущая во Франции.
— Недавно в Москве прошла ваша персональная выставка «ГРАНИ». На ней были выставлены как раз те работы, на которые вас вдохновили камни и дерево. Именно вдохновили. Я была на этой выставке и видела, что у вас особые отношения и с камнем, и с деревом, что не все так просто…
— Понимаете, после смерти старшего сына я перестала обращать внимание на людей. Ну, невозможно же все время плакать, правда же? Пока я не положила гранитную плиту на его могилу, мне хотелось разрыть ее и самой туда лечь. Гранит помог мне с этим справиться. Это первая история с камнем. А потом я поехала на море, брела-брела по берегу, вдруг потеряла сознание, упала, а когда очнулась, у меня в руке был камень. И я почувствовала благодарность к нему — за то, что вместо руки сына сжала его. Они же живые. Камни. Это история Земли. Да, мой сын умер. Но сколько людей ушло до него! И сколько уйдет после! Каждый, кто приходит в этот мир, должен уйти. А значит, надо работать, пока мы живы. Когда прихожу на Троекуровское кладбище, я говорю сыну: «Макс, знаешь, я тебе завидую. Ты прошел все круги ада, и ты свободен!» А деревья… Когда мы жили на Кипре, наш дом стоял на горе, и к морю мы с мужем возили детей через сухую оливковую рощу. И я думала: ведь каждый ствол — это история! Деревьям, наверное, было не меньше четырехсот лет. Вот оттуда деревья.
— Вы в 1966 году маленькой девочкой снялись в фильме «Не самый удачный день» по повести вашего отца «Дунечка и Никита». Повесть и фильм — о том, как супруги пытаются сохранить семью. А ваши родители как раз переживали такой непростой период в своей жизни…
— Да, потом мы название перефразировали — оно звучало «Не самый удачный фильм». (Смеется.) Снял его режиссер Юрий Егоров. В нем кроме меня из нашей семьи снимался еще Никитос (Никита Михалков. — Прим. авт.), и мы с ним действительно изображали что-то из нашей безрадостной семейной хроники… Вы знаете, наши с Олей родители восемь раз принимали решение развестись. У отца в столе до последнего дня лежало восемь заявлений на развод, он мне их показывал. Заявления писались, но не носились в загс. Родители так и остались в браке, хотя много лет жили врозь.
— Вы считаете, что взаимной любви, настоящей семьи у них не было?
— Любовь, я считаю, все-таки была. А что касается семьи… У меня свое отношение к понятию «семья». Узы брака — мне это словосочетание кажется абсолютно порочным. Уз не может быть, может быть союз двух любящих людей, которые поддерживают друг друга в этой суетной и сложной жизни. А маме, наверное, хотелось именно уз, хотелось контролировать все ситуации. Впрочем, не знаю. Она в принципе очень талантливый человек, просто не реализовавший себя. Может, в этом ее беда. Но ничего дурного о матери сказать не могу. Мне просто очень ее жаль.
— Ведь ей восемьдесят шесть лет и она одна?
— Она не одна. У нее есть подруга, которая ее поддерживает, помогает во всем. Моя мать купила ей дом в Италии, так что все замечательно. А про меня она сказала, что я хочу ее убить. Поэтому я даже не могу звонить матери. Просто хожу иногда в храм и молюсь за нее. Так и Ольга делает.
— Мать обвиняет вас, своих дочерей, в том, что вы распродали картины великого прадеда, Петра Кончаловского. Это правда?
— Простите, но картины Кончаловского продала наша матушка. Не мы с Ольгой. Они были поделены поровну между всеми внуками Петра Петровича: одна часть картин досталась Никите Сергеевичу (и, по-моему, он ни единой работы не продал), вторая — Андрею Сергеевичу, а третья — матери, которая сразу многие картины продала, а некоторые передала Ольге, оформив это у нотариуса. У меня хранился «Верстак». Вскоре позвонила мать и сказала: «Сейчас приедут фотографировать картины, привези свою». Мой супруг тогда сказал: «Ты ее больше никогда не увидишь». Так и случилось. Все было продано. Больше, по-моему, в нашей семье ни одной картины Кончаловского нет, во всяком случае у меня. Хотя я предлагала сделать копии. Я же сделала копию работы Сурикова. Могла бы сделать копию любой картины. Но это никому оказалось не нужно. Главное, что эти вещи в музее, что портрет Мейерхольда работы Кончаловского, в музее. Это хорошо, что то, что осталось, принадлежит России.
— Вы принимали участие в битве за отцовскую квартиру в Доме на набережной, которая чуть не досталась каким-то темным личностям?
— В сентябре будет уже двадцать пять лет со дня смерти Юлиана Семеновича. Все-таки как несправедливо рано это случилось!
— Да, папа слишком рано ушел — в шестьдесят один год, многого не успел сделать. Зато есть дом-музей в Крыму, в Мухалатке, где ему так хорошо работалось, есть его кресло, есть его боксерские перчатки. Спасибо Оле! Это ее стараниями сохранено. И можно приехать в Мухалатку, сесть в папино кресло, положить руки на боксерские перчатки — и почувствовать его присутствие. Но дух отца, к сожалению, и оттуда уходит. Человек, который следит за домом-музеем, часто вносит туда какие-то детали. Вдруг между обломками самолета из Вьетнама, письменной машинкой отца и его газетами появляются какие-то миниатюрки, привносится какая-то… женская линия, отцу совсем не свойственная. Оля говорит: «Приезжай и выброси все, что считаешь нужным». А я считаю, что там надо просто поставить экран и давать запись единственного творческого вечера отца в «Останкино», который проходил за десять лет до его смерти. Больше на Центральное телевидение его не допускали.
— Юлиан Семенович ведь очень много курил. И выпивал. Не берег себя.
— Пил много. Но когда писал, не притрагивался. А вот курил во время работы, не переставая, просто не вынимал сигареты изо рта. Один раз это дело бросил — когда у него нашли туберкулез. Отец тогда ездил в Югославию лечиться. Поправился и потом снова закурил.
— Первый ваш брак с сокурсником оказался скоротечным. А как Юлиан Семенович относился к вашему второму мужу, Алексею Бегаку, художнику, ставшему в последние годы еще и успешным телеведущим?
— Не знаю. И теперь у отца уже не спросишь. Он предлагал мне другие варианты замужества, но они были для меня неприемлемы. В те времена мы жили на Суворовском бульваре в доме полярников на четвертом этаже. А я уже тогда курила. И вот выхожу на балкон и вижу: стоит зеленый «жигуленок», а в нем — Алексей. И вот так стоял он под моими окнами ночь за ночью. Как можно было остаться равнодушной? Алексей — единственный мужчина, от которого я хотела иметь детей.
— Тем не менее, прожив в браке двадцать пять лет, вы теперь не вместе…
— Проблема в том, что, когда родился первый сын, Алекс почувствовал себя не единственным ребенком и понял, что не этого хотел. И вот тут планеты женщины и мужчины разошлись. По разным орбитам. Но у нас были контакты по работе, в путешествиях, в живописи мы были рядом. Поэтому много лет оставались вместе. Решение расстаться приняла я. Но я отношусь с величайшим уважением к Алексею. Он замечательный человек и талантливый художник, и я ему желаю только добра. Когда я что-то вижу или слышу: «Алексей Бегак» — у меня сразу слезы, сердце щемит… Пусть живет как хочет. Я сама виновата во всем. Я знаю.
— Вы сказали, что ваш старший сын умер. Могу спросить, как это произошло?
— Знаете, он был гуляка. Я тогда жила в поселке Дарьино, который мы с Алексом построили. Сын приходил в шесть утра, брал меня за руку и рассказывал, как прошла ночь. И однажды он не пришел. А в двенадцать позвонил его друг Павел и сказал: «Макса больше нет, его убили». Но в свидетельстве о смерти было написано, что он умер от инфаркта. Я отпевала сына в Донском монастыре, открыла саван — а у него синий след от удавки на шее. За что его так?! За три тысячи долларов, которые он у меня просил накануне? Убить за три тысячи долга?! Пусть это будет на совести тех людей, которые это сделали.
— У вас не было сил возбуждать уголовное дело?
— У меня не было желания. Сына уже не вернуть. А жить в миру с таким грехом сложнее, чем на зоне. К тому же я знаю, кто это сделал. Когда я прихожу на могилу к сыну, этот человек часто там сидит. Увидит меня и убегает на другой конец кладбища. Потом, когда я ухожу, оборачиваюсь — он опять сидит. Значит, гложет вина-то, гложет. Вот пусть и живет с этим.
— Правда, что ваш младший сын Филипп оставил карьеру телевизионного менеджера ради фермерского хозяйства?
— Правда. Причем он был прекрасным менеджером. Его и сейчас зовут на ТВ, не знаю, вернется или нет. Я советую Филиппу совместить эти две сферы, хотя, наверное, это сложно. У него потрясающее фермерское хозяйство в Брянской области — двести гектаров. Надеюсь, он не бросит это дело. Хотя, конечно, непросто заниматься таким бизнесом в условиях нашей страны. Тем не менее он пока держится.
— А еще у вас есть внучка Василиса, дочь Филиппа. Расскажите о ней.
— Ей два года, и она такая хулиганка! Я думаю отдать ее в кадетский корпус, потому что советская система образования убита, а там языки, дисциплина и те знания, которые действительно могут пригодиться в жизни. А потом она может выбрать все что угодно. Вот из меня не получилась Мата Хари, как хотел папа. Не было во мне для этого нужных качеств, а из Василисы разведчица точно получится. (Смеется.) Впрочем, нет, у Маты Хари был печальный финал. Не надо было работать на несколько разведок. Надо служить только своей стране, и я предпочитаю, чтобы это была Россия. И жить надо здесь. Я вот пыталась врасти в Англию. Не получилось, слава богу. Одна моя тамошняя знакомая, подданная Великобритании, но русская по духу, говорит, что иногда приходит в посольство и просто там сидит — чтобы слушать русскую речь. Потому что тоскует по родине. В мире нет страны лучше, чем Россия.
— Согласна. А еще вы три года жили на Кипре. Согласитесь, погода там все-таки получше.
— Знаете, самый серьезный природный катаклизм я пережила именно на Кипре. Я проводила там зиму с двумя сыновьями. И началось землетрясение. Помню, мы смотрели новости Би-би-си, и вдруг телевизор поехал по комнате! А на следующий день небо стало черным и пошел ливень с градом. Град был такой, что все страховые компании прогорели, потому что все машины были разбиты. Зато после того когда прошла буря, как хороши, как свежи были розы! (Смеется.) Небо было прекрасное, море — прекрасное! И я, и сыновья хорошо запомнили эти дни. Но у меня нет тоски по Кипру. Я никогда не оглядываюсь назад, мне всегда хочется идти только вперед.
— А почему оттуда уехали?
— На Кипре живопись никому не нужна. Если бы я занималась сельским хозяйством или торговлей, может, стала бы там успешной. Но я художник. В Англии я работала в галерее Дэвида Харрингтона. Но, к сожалению, она закрылась. Случилась трагедия, и Дэвида не стало. Что мне было делать — искать других галеристов? Вот я и вернулась в Россию. К счастью, у меня сохранился членский билет Союза художников. Правда, он был весь в каких-то подтеках, пришлось восстанавливать. Оказалось, билет необходим, чтобы здесь выставляться.
— За что вы благодарны судьбе?
— За моего сына Филиппа. За то, что он выжил после страшной дорожной аварии, что может ходить. Он два года потратил на восстановление после увечий. У него ноги — словно простреленные дробью. Потому что сын долго лежал в спицах, и, когда их вынули, остались следы. И я благодарна за отца. Не могу себе простить, что не была с ним в последние дни. У меня есть крест, который был на папе. Он не маленький. Отец был могучий, и крест — под стать. Цепь и крест. Я чувствую в нем энергетику отца. И каждое утро читаю с ним молитвы…
Биография -> Юлиан Семёнович Семёнов (настоящее имя Юлиан Семёнович Ляндрес) (цитаты)
Фотография Юлиана Семёнова в его последний визит в Париж сделана Д.П.Савицким в 1993 году.
(8 октября 1931, Москва — 5 сентября 1993, Москва)
Отец — организатор издательского дела, редактор Семён Александрович Ляндрес, мать — учительница истории, Галина Николаевна Ляндрес (урождённая Ноздрина).
Жена, дети, внуки
В 1948 г. поступил в Московский институт востоковедения. Во время учёбы был дружен с Евгением Примаковым. 29 апреля 1952 года арестовали отца и уже через несколько дней в мае 1952 года Юлиан был вызван в ректорат где ему предложили в письменном виде отречься от отца. Он отказался. На пятом курсе Юлиан Семёнов был исключён из института (восстановлен после смерти Сталина) а позже исключен из комсомола. В его личном деле появилась метка: «Сын врага народа» и приписка «Не уважает решения Советского суда, клевещет на Советскую Власть».
В 1953 году окончил ближневосточный факультет Московского института востоковедения.
Затем преподавал в МГУ афганский язык (пушту) и одновременно учился там же на историческом факультете.
Творческая карьера
Листовка (устный выпуск «Совсека» с Ю. Семёновым и Е. Додолевым)
— С 1955 года начал пробовать себя в журналистике: печатался в «Огоньке», «Правде», «Литературной газете», «Комсомольской правде», «Смене».
— В 1960 году стал членом Союза писателей СССР.
— В 1962—1967 гг. был членом редколлегии журнала «Москва», затем работал за рубежом корреспондентом «Литературной газеты».
— В 1986 году становится президентом Международной ассоциации детективного и политического романа (МАДПР) и главным редактором сборника «Детектив и политика», издавшегося этой ассоциацией совместно с Агентством печати «Новости», много сделавшего для популяризации в СССР детективного жанра.
— В 1989 году учредил первое частное советское издание, бюллетень «Совершенно секретно». Для работы над концепцией и пилотным номером привлёк ведущего программы «Взгляд» Евгения Додолева и журналиста АПН Александра Плешкова, который позднее был, по всей видимости, отравлен в Париже на совместном ужине с главным редактором французского журнала VSD (после прогулки по Парижу с Эдуардом Лимоновым); «в том, что это было покушение не на Плешкова, а на Юлиана, никто не сомневался».
— Секретарь правления Союза писателей СССР
— Вице-президент общества дружбы «СССР — Аргентина»
— Член Советского комитета солидарности со странами Латинской Америки
— Вместе с бароном Э. А. фон Фальц-Фейном создал Международный комитет по поиску Янтарной комнаты, куда входили также Жорж Сименон, Джеймс Олдридж, Георг Штайн. Поиски никакого результата не имели.
Журналистская деятельность была полна всяческих приключений. То он в тайге с охотниками на тигров, то на полярной станции, то на строительстве БАМа и на вскрытии алмазной трубки. Он постоянно находился в центре самых важных событий — в Афганистане, франкистской Испании, в Чили, на Кубе, в Парагвае, выслеживая укрывающихся от возмездия гитлеровцев и главарей сицилийской мафии, участвуя в боевых операциях вьетнамских и лаосских партизан…
Юлиан профессионально работал с архивами, любил «копаться» в документах. Ему приписывают цитату: «Кто контролирует прошлое — не растеряется в настоящем, не заблудится в будущем». Как рассказывает Владимир Захаров, однажды даже нашёл телефонные номера рейхсканцелярии Гитлера, прямые номера Гиммлера и Геббельса, попробовал позвонить последнему, но в ответ услышал «Герр Геббельс уже ушел. Позвоните завтра».
Юлиан Семёнович Семёнов (настоящее имя Юлиан Семёнович Ляндрес)
В 1989 году основал газету «Совершенно секретно». С 1991 после инсульта отошел от дел.
«Дипломатический агент», была написана Юлианом Семёновым в 1959 году во время его пребывания в Афганистане, где он работал переводчиком с пушту и дари. Основной сюжетной канвой в ней были приключения востоковеда Виткевича, являющегося дипломатом, и, кроме того, тайным агентом.
Это было началом творческого пути Семёнова на ниве политико-приключенческих произведений. Реальные события, в которых он лично принимал участие, нашли отражение в повестях «49 часов 25 минут» (1960), «Уходят, чтобы вернуться» (1961), «При исполнении служебных обязанностей» (1962), «Маршрут СП-15 — Борнео» (1971), «На „козле“ за волком» (1974), «Каприччиозо по-сицилийски» (1978), «Ненаписанные романы»(1990).
Сам Семёнов делил штирлициану на 2 условных субцикла: «Альтернатива» (не путать с одноименным романом); включал в себя «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Пароль не нужен», «Нежность», «Испанский вариант», «Альтернативу», «Третью карту», «Майора Вихря», «Семнадцать мгновений весны» и «Бомбу для председателя»; издан в виде четырёхтомника в 1975—1978) и «Позиция» («Семнадцать мгновений весны» [входит в оба субцикла], «Приказано выжить» и «Экспансию -I, II, III»; издан в виде четырёхтомника в 1987). Кроме того, в целом цикл иногда именовался «Политические хроники».
— Произведения об Исаеве-Штирлице в порядке действия:
— «Бриллианты для диктатуры пролетариата» (1971) (одноимённый фильм) — о расследовании хищения из Гохрана.
— «Пароль не нужен» (роман, 1966) (одноимённый фильм, 1967) — ВЧК внедряет молодого разведчика Владимирова (Исаева) в белогвардейское движение на Дальнем Востоке в 1921—1922.
— «Нежность» — рассказ.
— «Испанский вариант» (1973) — о работе Штирлица в Испании в 1938 году.
— «Альтернатива» (1976) — действие романа происходит в Югославии в 1941 году.
— «Третья карта» (1977) — о провале агентуры гитлеровцев на Украине во время Великой Отечественной войны.
— «Майор Вихрь» (одноимённый фильм, 1967) — о спасении Кракова советскими войсками в годы Великой Отечественной войны.
— «Семнадцать мгновений весны» (1969; одноимённый телефильм, 1973) — Исаев-Штирлиц получает задание: узнать, кто из нацистских главарей собирается вести тайные переговоры о перемирии с Западом.
— «Приказано выжить» (1982)— о последних днях Третьего рейха весной 1945 года.
— «Экспансия — I» (1984) — о противостоянии Исаева-Штирлица и Гелена во франкистской Испании в конце 1940-х годов.
— «Экспансия — II» (1984) — действие романа происходит в Испании и Аргентине в конце 1940-х годов.
— «Экспансия — III» (1984) — действие романа происходит в послевоенной Испании, а затем Аргентине.
— «Отчаяние» (1990) — возвращение разведчика Исаева в послевоенный СССР.
— «Бомба для председателя» (1970) (фильм «Жизнь и смерть Фердинанда Люса», 1976) — постаревший Штирлиц вновь охотится за нацистами.
Интересный факт, точнее противоречие. В рассказе «Нежность» упоминается, что Исаев-Штирлиц возвращается в Москву в июне 1946 г., но это противоречит событиям, развернувшимся в романах «Экспансия — I, II, III» и «Отчаянье», из которых вытекает что после мая 1945 года Исаев-Штирлиц попадает из Берлина в Латинскую Америку, а в Москву возвращается только в конце 1952 года.
Полковник милиции Владислав Костенко
— «Петровка, 38» (1963) — расследование ограбления сберкассы.
— «Огарёва, 6» (1972) — раскрытие крупных хищений социалистической собственности на пятигорской ювелирной фабрике и убийства в Москве.
— «Противостояние» (1979) (одноимённый фильм «Противостояние» режиссёра С.Арановича, 1985) — расследование убийств, связанных со скрывающимся нацистским преступником.
— «Репортёр» (1987) — раскрытие подпольного синдиката по хищению культурных ценностей.
— «Тайна Кутузовского проспекта» (1990) — расследование убийства Зои Фёдоровой.
Полковник госбезопасности Виталий Славин
— «ТАСС уполномочен заявить» (1977, экранизация в 1984) — о деятельности советской контрразведки по поимке агента ЦРУ в конце 70-х годов.
— «Межконтинентальный узел» (1986) — о противостоянии полковника Славина и Олега Пеньковского. (Пеньковский не является действующим персонажем, возможно имелся в виду Кульков?)
Журналист Дмитрий Степанов
— Сквозной автобиографический персонаж Семенова действует в циклах о Костенко и Славине. Кроме того, он является главным героем романов:
— «Пресс-центр» (1983) (экранизирован в 1988 — фильм Большая игра) — о путче в вымышленной стране Гаривас.
— «Аукцион» (1985) — об особом «отделе культуры» в советской разведке, в задачу которого входило хищение и сокрытие национального и культурного достояния потенциального противника. .
Другие политические романы
— «В поисках Янтарной комнаты» — о поиске перемещенных культурных ценностей во время Второй мировой войны.
— «Каприччиозо по-сицилийски» (1978) — о приключениях журналиста в Сицилии.
— «Ненаписанные романы» (1990).
Романы о Феликсе Дзержинском
— «Горение. Книга 1»
— «Горение. Книга 2»
— «Горение. Книга 3»
— «Горение. Книга 4» (все — 1977)
Сценарии и другая работа в кино
Юлиан Семёнов (в центре) с конферансье и директором Театра эстрады Борисом Бруновым и композитором Микаэлом Таривердиевым
Юлиан Семёнович Семёнов и Андрей Тарковский
— При исполнении служебных обязанностей — 1963
— По тонкому льду (по роману Георгия Брянцева) — 1966 (Военно-шпионский)
— Пароль не нужен — 1967 (Военный)
— Исход — 1968 (Героико-приключенческий фильм)
— Майор «Вихрь» — 1968 (Исторический / Биографический)
— Ночь на 14-й параллели — 1971 (Детектив)
— Семнадцать мгновений весны — 1973 телесериал (военный фильм, политика, детектив).
— Бриллианты для диктатуры пролетариата — 1976 (Детектив)
— Жизнь и смерть Фердинанда Люса (по роману «Бомба для председателя») — 1976 (политический детектив)
— Петровка, 38 — 1979 (Детектив)
— Огарёва, 6 — 1980 (Детектив)
— Испанский вариант — 1980 (Детектив)
— Двадцатое декабря — 1981 (Исторический / Биографический)
— ТАСС уполномочен заявить…— 1984 (шпионский триллер)
— Противостояние — 1985 (политический детектив)
— Большая игра — 1988 (Детектив)
— Исаев — 2008 телесериал (политика, детектив), по романам «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Пароль не нужен» и повести «Нежность»
— Семенов также появился в роли члена научной комиссии в фильме «Солярис» Андрея Тарковского.
— В 1985 г. журнал «Дружба народов» анонсировал на следующий год публикацию нового романа Семенова «Сомнения», который должен был стать приквелом ко всем ранее написанным произведениям о Владимирове-Исаеве-Штирлице. Действие должно было происходить в 1919 г, а 19-летний Владимиров стать разведчиком красных в армии генерала Деникина. Однако роман так и не был написан.
— Орден Октябрьской Революции (1984)
— Орден Дружбы народов
— Заслуженный деятель искусств РСФСР (1982)
— Лауреат Государственной премии РСФСР (1976, за участие в телесериале «Семнадцать мгновений весны»)
— Лауреат Премии КГБ СССР в области искусства.
Литература о нём
— Семёнова О. Ю. Юлиан Семёнов. — М.: Молодая гвардия, 2006. — 277 с. — (Серия: «Жизнь замечательных людей»). — ISBN 5-235-02924-0
8 октября родился создатель самого популярного героя анекдотов, самого известного отечественного разведчика, героя одного из самых известных фильмов, штандартенфюрера Штирлица, Юлиан Семенович Семенов.
Сейчас можно с уверенностью сказать, что в советское время романы Юлиана Семенова вносили разнообразие в монотонную жизнь, оживляя ее вымышленными событиями из жизни разведчиков, контрразведчиков, сыщиков, спецагентов, в общем всех тех, чья жизнь по долгу службы монотонной являться не могла по определению. Во времена дефицита зарубежных приключенческих произведений книги Семенова были настоящей находкой для поклонников этого жанра. И сейчас они — неотъемлемая часть отечественной литературы.
Юлиан Семёнович Семёнов (настоящее имя Юлиан Семёнович Ляндрес)
Настоящая фамилия писателя — Ляндрес. Родился он в 1931 году в Москве. Мальчик из хорошей семьи (отец — известный литератор, мать — учительница), он получил соответствующее образование: в 1954 году окончил Институт востоковедения, по окончании, которого преподавал в МГУ афганский язык (пушту) и одновременно учился там же на истфаке. С 1955 года Семенов начинает пробовать себя в журналистике: печатается в «Огоньке», «Правде», «Литературной газете», «Комсомольской правде», «Смене». Довольно рано для своих лет, в 1960 году, он становится членом СП. Его художественное творчество начиналось отнюдь не с приключенческих романов. Первые новеллы носили психологический характер («Дождь в водосточных трубах», «В горах мое сердце», «Прощание с любимой женщиной» и др.).
Журналистская же его деятельность была полна всяческих приключений. То он в тайге с охотниками на тигров, то — на полярной станции, то — на строительстве БАМа и на вскрытии алмазной трубки. Он — в центре самых важных событий в Афганистане, франкистской Испании, в Чили, на Кубе, в Парагвае. Он выслеживает укрывающихся от возмездия гитлеровцев и главарей сицилийской мафии, принимает участие в боевых операциях вьетнамских и лаосских партизан.
Юлиан Семёнович Семёнов (настоящее имя Юлиан Семёнович Ляндрес)
Первая повесть, «Дипломатический агент», была написана Юлианом Семеновым в 1959 году во время его пребывания в Афганистане, где он работал переводчиком с пушту и дари. Основной сюжетной канвой в ней были приключения востоковеда Виткевича, являющегося дипломатом, и, кроме того, тайным агентом.
Это было началом творческого пути Семенова на ниве политико-приключенческих произведений. Реальные события, в которых он лично принимал участие, нашли отражение в повестях «49 часов 25 минут» (1960), «Уходят, чтобы вернуться» (1961), «При исполнении служебных обязанностей» (!962), «Маршрут СП-15 — Борнео» (1971), «На «козле» за волком» (1974), «Каприччиозо по-сицилийски» (1978).
Юлиан Семёнович Семёнов (настоящее имя Юлиан Семёнович Ляндрес)
Отдельное место занимают книги, посвященные будням советской милиции — «Петровка, 38» (1963), «Огарева, 6» (1972) и «Противостояние» (1979). Именно они сделали его одним из самых популярных писателей в Советском Союзе.
Но «иноземная действительность» не давала покоя писателю, что послужило причиной появления самого известного его героя — Максима Максимовича Исаева, который в широких кругах стал известен как Штирлиц.
Юлиан Семёнович Семёнов (настоящее имя Юлиан Семёнович Ляндрес)
Этот персонаж — центральный герой не только «Семнадцати мгновений весны». Писатель прослеживает биографию созданного им человека с самого начала. Он фигурирует аж в 12 произведениях, среди которых «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Пароль не нужен», «Альтернатива», «Третья карта» «Майор Вихрь», «Бомба для председателя» и др..
Огромной популярностью пользовался «шпионский» роман «ТАСС уполномочен заявить», позднее экранизированный. Не только эти произведения, но и многие другие продолжили свою жизнь на экране. Всего было экранизировано более 20 повестей и романов, наиболее известные — «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Петровка, 38», «Огарева, 6». Однако их суммарный успех все же несравним с успехом «Семнадцати мгновений весны», 14-серийного фильма, поставленного Татьяной Лиозновой.
Юлиан Семёнович Семёнов (настоящее имя Юлиан Семёнович Ляндрес)
Штирлиц в исполнении В. Тихонова сразу же стал народным героем, всеобщим любимцем и центральным персонажем многих и многих анекдотов. Его имя стало нарицательным в обозначении проницательного, умеющего ловко конспирироваться, а, главное, необычайно везучего человека. Им восхищались взрослые, в него играли дети.
Юлиан Семёнович Семёнов (настоящее имя Юлиан Семёнович Ляндрес)
Фразы из фильма цитировались применительно к жизненным ситуациям («Штирлиц, а вас я попрошу остаться», «Штирлиц шел к Мюллеру» и т. д.). Великолепная актерская игра всеми любимых отечественных звезд кинематографа (Л. Броневого, О. Табакова, Р. Плятта, Е. Евстигнеева, Л. Дурова) вкупе с острым семеновским сюжетом способствовала превращению фильма в настоящий шедевр отечественного кино.
В 1982 году Юлиану Семенову присуждают звание заслуженного деятеля искусств СССР. Он продолжает вести очень активную жизнь. Он — действительный член АН США, секретарь правления СП СССР, вице-президент общества дружбы «СССР — Аргентина», член Советского комитета солидарности со странами Латинской Америки, активный участник общественной кампании за перенесение праха Ф. И. Шаляпина на родину.
Юлиан Семёнович Семёнов (настоящее имя Юлиан Семёнович Ляндрес)
Участие в поисках Янтарной комнаты явилось темой серии очерков. Закономерным продолжением такой деятельности явилось то, в 1986 году Юлиан Семенов стал Президентом Международной ассоциации детективного и политического романа и главным редактором издания «Детектив и политика». Ему принадлежит заслуга создания газеты «Совершенно секретно», главным редактором которой он был до конца жизни.
Юлиан Семёнович Семёнов (настоящее имя Юлиан Семёнович Ляндрес)
К несчастью, такая бурная деятельность в какой-то момент надорвала здоровье этого крепкого с виду человека, в прошлом чемпиона по боксу. После инсульта он оказался прикованным к постели и, увы, подняться уже так и не смог. Смерть настигла писателя 5 сентября 1993 года.
Добавить коммент