Петр Тодоровский — биография, информация, личная жизнь
Петр Ефимович Тодоровский
Петр Ефимович Тодоровский. Родился 26 августа 1925 года в Бобринце (Зиновьевский округ, УССР, ныне Кировоградская область) — умер 24 мая 2013 года в Москве. Советский и российский кинорежиссер, кинооператор, сценарист, актер, композитор. Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1967). Народный артист РСФСР. Номинант на премию «Оскар» (1985).
Петр Тодоровский родился 26 августа 1925 года в городке Бобринец (Зиновьевский округ, УССР, ныне Кировоградская область Украины) в еврейской семье.
Отец — Ефим Гильевич Тодоровский.
Мать — Розалия Цалевна Островская.
В Бобринце окончил 9 классов средней школы.
После начала Великой Отечественной войны вместе с родителями эвакуировался в Сталинград, где работал с отцом разгрузчиком угля на электростанции. В ноябре 1941 года семья перебралась в колхоз Песчаный Мар Новоузенского района Саратовской области, где он работал около двух лет.
С апреля 1943 года — в рядах Красной армии. Он вспоминал: «Война — это моя молодость, это самые яркие впечатления, которые остались. Я попал на фронт в 1944-м. А в 1943-м пошел в Саратовское военно-пехотное училище. Оно было шестимесячным. Один взвод из всего училища послали пилить дрова для Приволжского военного округа. А в училище три тысячи курсантов. И мы целый месяц на острове пилим деревья, а когда возвращаемся — ни одного человека. Все училище по тревоге подняли — и на Курскую дугу. Там была мясорубка. Больше никого я не встретил потом. А мы спаслись. «.
Летом 1943-го стал курсантом Саратовского военно-пехотного училища, с августа 1944 года — командир миномётного взвода во 2-м батальоне 93-го стрелкового полка 76 сд, входившей в состав 125 ск 47-й армии 1-го Белорусского фронта. На фронте вступил в ряды ВКП(б).
Принимал участие в освобождении Варшавы, Быдгоща, Щецина и взятии Берлина. Закончил войну лейтенантом у Шёнхаузена на Эльбе. Был ранен, контужен. Награждён орденами Отечественной войны І и ІІ степеней, медалями.
Петр Тодоровский в молодости
Именно на фронте у него и появилась мечта снимать кино. Он рассказывал: «Дело было в Германии. Мы шли после тяжелых боев, грязные, уставшие, легко раненные тоже среди нас. И я увидел кинооператора, он снимал проходящих ребят. И подумал, что эти лица сохранятся. И еще подумал, что, если останусь живым, попытаюсь стать кинооператором. Хотя совершенно не был подготовлен. До войны только-только начал заниматься фотографией. Девять классов школы, училище, армия. Десятый класс оканчивал после войны».
После войны до 1949 года служил в военном гарнизоне Песочное под Костромой. После увольнения в запас работал на заводе стеклотары и одновременно получил аттестат зрелости.
В 1949 году поступил и в 1954 году окончил операторский факультет ВГИКа , мастерская Б.И. Волчека.
Дебютировал в качестве кинооператора в фильме «Молдавские напевы» (1955) на Кишинёвской киностудии хроникальных и документальных фильмов, где также работал оператором хроники для киножурнала «Советская Молдавия» (1954-1955).
С 1955 года около десяти лет работал оператором на Одесской киностудии.
В 1956 году был оператором знаменитого фильма «Весна на Заречной улице», снятого режиссёрами Феликсом Миронером и Марленом Хуциевым.
Сыграл несколько ролей как актер. Самая известная — старший лейтенант Владимир Яковенко в военной драме «Был месяц май».
Петр Тодоровский в фильме «Был месяц май»
Самоучкой пришёл в режиссуру, чтобы снимать свое кино. В нем открылись многие дарования: драматурга, композитора, и, главное, режиссёра.
Свой первый фильм — психологическую социальную драму «Никогда» — представил в 1962 году вместе с режиссёром Владимиром Дьяченко. Далее были ленты «Верность», «Фокусник», «Городской романс», «Своя земля», «Последняя жертва», «В день праздника», «Любимая женщина механика Гаврилова».
По-настоящему всемирное признание пришло к нему в 1983 году, когда он поставил свою легендарную картину «Военно-полевой роман», выдвинутую на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
В 1989 году представил другой свой легендарный фильм — «Интердевочка» по одноимённой повести Владимира Кунина. Первая отечественная лента о представительницах древнейшей профессии. Картина стала одной из самых популярных фильмов времён перестройки и лидером советского проката 1989 года.
Петр Тодоровский и Елена Яковлева на съемках фильма «Интердевочка»
В 1990-е снял ленты «Анкор, ещё анкор!», «Какая чудная игра», «Ретро втроём».
В 2000-е поставил фильмы «Жизнь забавами полна», «В созвездии Быка», «Риорита».
В 2004 году по мотивам автобиографической повести Петра Тодоровского «Вспоминай — не вспоминай. (Лучшие годы нашей жизни)» был снят телевизионный сериал «Курсанты» режиссёра А. Кавуна, впервые в истории российского телевидения номинированный на премию «Emmy International».
Смерть Петра Тодоровского
Петр Тодоровский страдал ишемической болезнью сердца, и она постоянно давала о себе знать. В 2013 году проблемы со здоровьем у него начались 5 апреля, когда режиссер почувствовал себя неважно. В больнице города Троицка, рядом с которым жила семья Тодоровского, врачи установили: у режиссера — стенокардия, обусловленная атеросклерозом сосудов. Назначили терапию. После лечения Петр Ефимович почувствовал себя лучше и отправился домой. Но через пару недель развилась пневмония, поднялась температура, что спровоцировало новый приступ. Родные решили, что лучше, чтобы Тодоровский подлечился в Бакулевке, тем более что директор Центра сердечно-сосудистой хирургии Лео Бокерия — его старый друг. По словам вдовы Миры Григорьевны, Петр Ефимович тогда пришел в себя, но состояние его резко ухудшилось 24 мая с утра. Тодоровского перевели в реанимацию, но спасти не смогли — развилась острая сердечная недостаточность.
Умер 24 мая 2013 года в московской больнице от острой сердечной недостаточности.
«Перед смертью он не произносил никаких завещаний потомкам — это не в его характере. Он жил, любил, работал, думал, создавал», — рассказывала его вдова Мира Григорьевна.
Прощание с режиссёром прошло 28 мая в Большом зале Дома кино. Похоронен на Новодевичьем кладбище (10 уч).
Актриса Инна Чурикова отмечала: «Он нашел меня, а я нашла его, просто я была в него влюблена как в человека и как в режиссера, для меня это были светлые минуты, когда я снималась в «Военно-полевом романе». Он удивительный — прошел войну, он знает жизнь и цену жизни. Знал. А режиссер он удивительный, чувствующий правду, любящий человека, знающий человека. У Петра самая светлая и нежная душа, и он был мне очень близок — мы с ним существовали на одной волне. Работать с ним было очень легко. Он не носился с собой, он не был важным».
Актриса Елена Яковлева говорила: «А он всегда был моим любимым режиссером. И мне безумно нравился его «Военно-полевой роман», после которого я мечтала сняться у Тодоровского хотя бы раз в жизни в любой роли. Мне повезло — я стала талисманом Петра Ефимовича. В каждой картине он находил для меня пусть малюсенькую роль. Жизнь прожита. И сейчас, оценивая ее, я могу сказать, что самое счастливое, что со мной случилось в кино, — это Тодоровский. Так было приятно и талантливо с ним работать. И боже мой, как его все любили, как его все боготворили. «Интердевочка» снималась в сложное время. Постоянно чего-то не хватало: то пленки, то еще чего-то. Но на съемочной площадке все пытались сделать так, чтобы Петр Ефимович не расстроился. Тодоровский — такой большой человек, такой многогранный, такой талантливый. ».
Петр Тодоровский
Рост Петра Тодоровского: 168 сантиметров.
Личная жизнь Петра Тодоровского:
Дважды был женат.
Первая жена — актриса Надежда Чередниченко. Брак распался в 1961 году.
Петр Тодоровский и Надежда Чередниченко
Вторая жена — Мира Григорьевна Тодоровская (род. 30 июля 1933 года), продюсер. Были женаты с 1962 года.
В браке 8 мая 1962 года родился сын Валерий Тодоровский, режиссёр.
Внук — Пётр Валерьевич Тодоровский (1986 г.р.), журналист, режиссёр.
Петр Тодоровский с женой Мирой и сыном Валерием
Фильмография Петра Тодоровского:
1970 — Был месяц май — Владимир Яковенко, старший лейтенант
1977 — Трясина — эпизод
1984 — Мои современники (документальный)
1996 — Жизнь замечательных людей. Зиновий Гердт. Зяма. (документальный)
2000 — Чтобы помнили. Олег Борисов (документальный)
2003 — Кино, которое было. Марлен. Прощание с шестидесятыми (документальный)
2004 — Курсанты — местный житель
2005 — Как уходили кумиры. Зиновий Гердт (документальный)
2005 — Как уходили кумиры. Нинель Мышкова (документальный)
2006 — Правдивая история киномузыки (документальный)
2006 — Арбатский романс (документальный)
2006 — Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя — эпизод
2007 — Фильм про фильм. Весна на Заречной улице. Неоконченный рассказ. (документальный)
2009 — Монолог в четырёх частях. Пётр Тодоровский (документальный)
2010 — Ингеборга Дапкунайте. Без комплексов и вредных привычек (документальный)
2011 — Три жизни Евгения Евстигнеева (документальный)
2011 — Олег Митяев. «Фантазии завтрашнего дня» (документальный)
2011 — Елена Яковлева. ИнтерЛеночка (документальный)
Режиссерские работы Петра Тодоровского:
1962 — Никогда
1965 — Верность
1967 — Фокусник
1970 — Городской романс
1973 — Своя земля
1975 — Последняя жертва
1978 — В день праздника
1981 — Любимая женщина механика Гаврилова
1983 — Военно-полевой роман
1986 — По главной улице с оркестром
1989 — Интердевочка
1992 — Анкор, ещё анкор
1995 — Какая чудная игра
1998 — Ретро втроём
2001 — Жизнь забавами полна
2003 — В созвездии быка
2008 — Риорита
Сценарии Петра Тодоровского:
1965 — Верность
1970 — Городской романс
1975 — Последняя жертва
1978 — В день праздника
1983 — Военно-полевой роман
1986 — По главной улице с оркестром
1989 — Интердевочка
1992 — Анкор, ещё анкор
1995 — Какая чудная игра
1998 — Ретро втроём
2001 — Жизнь забавами полна
2003 — Личная жизнь официальных людей
2003 — В созвездии быка
2008 — Риорита
2015 — В далёком сорок пятом. Встречи на Эльбе
Операторские работы Петра Тодоровского:
1955 — Молдавские напевы (Melodii moldoveneşti)
1956 — Весна на Заречной улице
1956 — Моя дочь
1958 — Два Фёдора
1959 — Жажда
1962 — Никогда
Работы Петра Тодоровского как композитора:
Вокал Петра Тодоровского в кино:
1965 — Рабочий посёлок — текст песни Г.Шпаликова (нет в титрах)
1974 — Вылет задерживается
2001 — Жизнь забавами полна — песня «Нужно чтоб кто-то кого-то любил. «
Призы и награды Петра Тодоровского:
— Два ордена Отечественной войны I степени (1945, 1985 гг.);
— Орден Отечественной войны II степени (1945 г.);
— Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени — за выдающийся вклад в развитие отечественного кинематографа и многолетнюю творческую деятельность (31 декабря 2005);
— Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (26 августа 2000) — за большой личный вклад в развитие киноискусства;
— Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени — за заслуги перед государством и успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами (11 августа 1995);
— Лауреат премии «Золотой Овен» (1995, за гуманизм творчества);
— Лауреат Государственной премии РФ (1996, за фильмы «Военно-полевой роман», «Анкор, ещё Анкор!» и «Какая чудная игра»);
— Премия II-го Всесоюзного кинофестиваля за фильм «Верность» (Киев, 1966 год);
— Премия «Опера-прима» за лучшую первую режиссерскую работу, фильм «Верность» (МКФ в Венеции, 1965 год).
Петр Тодоровский
- Актер, Режиссер, Люди за кадром, Музыкант
- Дата и место рождения: 26 августа 1925 (93 года), Бобринец
Участвовал 12
Его коллеги по цеху
Петр Тодоровский — народный артист России, режиссер, оператор и сценарист. Петр Тодоровский стал признанным советским и российским режиссером. Зрители навсегда запомнят его картины: «По главной улице с оркестром», «Весна на Заречной улице», «Анкор, еще анкор!», «Интердевочка», «В созвездии быка».
Биография Петра Тодоровского/ Petr Todorovskii
Петр Тодоровский родился 26 августа 1925 года в городе Бобринец Кировоградской области Украины. В самый разгар войны Петр Тодоровский стал курсантом Саратовского военно-пехотного училища. Во время Великой Отечественной войны после пехотного училища был направлен в действующую армию, а после Победы прослужил в армии еще три года.
Когда Петр Тодоровский еще воевал на фронте, его покорила работа военного оператора. Он загадал, что если останется жив, обязательно освоит эту профессию. Его мечта осуществилась: в 1949 году он поступил на операторский факультет ВГИКа. После окончания института, Тодоровский десять лет проработал оператором в Одесской киностудии. Там же и познакомился со своей будущей женой – Мирой.
Карьера Петра Тодоровского в кино/ Petr Todorovskii
Перыми киноработами Петра Тодоровского в качестве оператора стали «Весна на Заречной улице», «Моя дочь», «Два Федора», «Жажда».
В 1970 году – впервые выступил в роли актера – снялся в телефильме «Был месяц май». Большой зрительский интерес вызвала мелодрамы Тодоровского «Любимая женщина механика Гаврилова» (1981) с Людмилой Гурченко и «Военно-полевой роман» (1983) с Натальей Андрейченко, Инной Чуриковой и Николаем Бурляевым. Фильм получил несколько кинематографических призов и был номинирован на «Оскар».
Огромную популярность снискали ленты «Интердевочка» с Еленой Яковлевой, «Анкор, еще анкор!» (1993),«Какая чудная игра» (1995), «Ретро втроем» (1998).
«В созвездии быка» стала практически биографичной картиной великого режиссера.
Достижения Петра Тодоровского/ Petr Todorovskii
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Вторая премия за работу оператора» — 1960 год.
Лауреат Венецианского кинофестиваля в номинации «Дебют» — 1965 год.
Заслуженный деятель искусств УССР (1967). Народный артист РСФСР (1985).
Премия «Ника» в номинации «Лучший игровой фильм» — 1992 год.
Премия «Кинотавр» в номинации «Главный приз Большого конкурса» — 1993 год.
Премия «Киношок» в номинации «Премия за режиссуру» — 1995 год.
Лауреат премии «Золотой Овен» — 1995 год.
Лауреат Государственной премии России (1996, за фильмы «Военно-полевой роман», «Анкор, ещё Анкор!» и «Какая чудная игра»)
Лауреат Специального приза Президента России за выдающийся вклад в развитие кино (2000).
Кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1996)
Кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени (2000)
Кавалер трех орденов Великой Отечественной войны, многочисленных медалей – за участие в великой отечественной войне.
Личная жизнь Петра Тодоровского/
Петр Тодоровский создал семью, по-настоящему связанную с кинематографом. Жена – Мира Тодоровская, известна зрителям как продюсер и режиссер сериала «Жена Сталина», «Интердевочка», создатель собственной киностудии «Мирабель».
«Она мой друг, она моя женщина, моя жена, мой доктор. Она мое все».
Сын, Валерий Тодоровский, создатель фильмов «Любовь», «Стиляги», «Качели», «Страна глухих».
Фильмография Петра Тодоровского/ Petr Todorovskii
РОЛИ В КИНО
Петр Тодоровский
Petr Todorovski
Петр Ефимович Тодоровский – кинорежиссер, сценарист, оператор, актер, композитор. Народный артист РСФСР, лауреат Венецианского кинофестиваля, обладатель премий «Ника», «Кинотавр», «Золотой Овен». Лауреат Государственной премии (1996) и Специального приза Президента Росси за выдающийся вклад в развитие кино. Участник ВОВ, обладатель двух орденов Отечественной войны и трех орденов «За заслуги перед Отечеством».
Главные фильмы режиссера Петра Тодоровского
Краткая биография
Родился 26 августа 1925-го года в маленьком украинском городке Бобринец Кировоградской области, в еврейской семье. С детства увлекался музыкой и участвовал в самодеятельности. В самый разгар войны, в 1934-м году, поступил в Саратовское военно-пехотное училище, а уже в 44-м был отправлен на фронт. Война стала для молодого Тодоровского суровой школой. Ему запомнилась дорога на фронт: стрелковый полк очень долго стоял на запасных путях, сухой паек быстро закончился, и Тодоровскому пришлось продать шинель, чтобы хоть как-то прокормиться. Когда боец наконец-то попал на передовую, ему сразу же дали задание найти штаб, собрать выживших и начать рыть линию обороны, но от холода его начал колотить озноб. Выручил Тодоровского сержант-связист, который знал, где добыть новую шинель, и повел в соседний окоп. «В окопе стоял усатый мужчина, — его голова склонилась на сложенные кулаки. Он был мертв. Так я впервые оказался рядом с убитым. Мы его с трудом вытащили – оказался двухметрового роста мужик. Еле-еле стянули с него шинель – она была совсем новая, английская. Сержант встряхнул ее, ножом соскоблил запекшуюся на спине кровь и, протянув мне, сказал: «Носите на здоровье!» Я надел шинель. Полы – почти до земли, длиннющие рукава. Но и это неудобство было убрано с помощью ножа сержанта. В этой шинели я дошел до Вислы, пока однажды меня не увидел командир полка: «Это что за чучело?!» И мне выдали новую, русскую шинель. Хотя и было такое поверье, что если носишь вещи с убитого, то обязательно погибнешь, в этом случае мне просто повезло. А ранило и потом контузило уже в той, новенькой шинели. »
Еще одним ярким фронтовым впечатлением для Тодоровского стала работа военных хроникеров, и он пообещал себе стать оператором, если выживет. К счастью, мечта лейтенанта сбылась, и в 1949 Тодоровский стал студентом операторского факультета ВГИКа. По словам самого Тодоровского, учеба давалась тяжело. Стипендии у него не было, поэтому приходилось подрабатывать фотографом и разгружать вагоны. После получения диплома будущий режиссер на протяжении десяти лет работал на Одесской киностудии.
За свою долгую творческую жизнь Петр Ефимович подарил миру множество великолепных фильмов: «По главной улице с оркестром», «Любимая женщина механика Гаврилова», «Военно-полевой роман», «Интердевочка», «Анкор, еще анкор!», «Какая чудная игра», «Ретро втроем», «Жизнь забавами полна», «В созвездии Быка». Последним фильмом мастера стала военная драма «Риорита».
29 апреля 2013 года у Тодоровского случился сердечный приступ, а 24 мая выдающийся режиссер скончался на 88-ом году жизни.
Петр Тодоровский
Петр Ефимович Тодоровский – советский и российский режиссер, сценарист и композитор, лауреат Венецианского кинофестиваля. Самыми популярными работами мэтра кинематографа являются «Городской романс», «Любимая женщина механика Гаврилова», «Военно-полевой роман», «Интердевочка» и «Анкор, еще анкор».
Детство и юность
26 августа 1925 года у Ефима Тодоровского и его жены родился сын, которого назвали Петром. Семейство проживало в городе Бобринце (Кировоградская область Украины). Во время Второй мировой войны родители будущего режиссера перебрались в Сталинград, где Петр и его отец некоторое время трудились разгрузчиками угля на местной электростанции.
Петр Тодоровский
После смещения линии фронта на восток семья Тодоровского вновь переехала, на этот раз в деревню Песчаный Мар (Саратовская область). В 1943 году Петр стал курсантом Саратовского военного училища, а уже год спустя в качестве командира минометного взвода отправился в Беларусь, где впоследствии участвовал в ряде боевых операций. В составе Красной армии Петр дошел до Эльбы, но после полученного во время боя ранения был отправлен за линию фронта.
Петр Тодоровский в молодости
После окончания Второй мировой Тодоровский непродолжительное время служил офицером в Костромском гарнизоне, а после демобилизации пошел трудиться на завод стеклотары, где проработал полгода. В 1949 году будущий режиссер поступил на операторский факультет московского ВГИКа. Учебное заведение Петр окончил в 1954 году, после чего на протяжении 10 лет работал на Одесской киностудии.
Режиссерским дебютом Петра Тодоровского стал фильм «Верность» (1964 год), после чего он снял картины «Фокусник» (1967 год), «Городской романс» (1969 год), «Своя земля» (1973 год), «Последняя жертва» (1975 год) и «В день праздника» (1978 год).
Режиссер Петр Тодоровский
В 1970 году Тодоровский дебютировал как актер, сыграв одну из главных ролей в фильме Марлена Хуциева «Был месяц май». За основу сценария был взят рассказ Григория Бакланова «Почем фунт лиха». Особенностью киноленты было полное отсутствие игрового фона. Благодаря этой хитрости грань между главными и второстепенными героями стиралась, и зритель мог захватить все аспекты межличностных отношений героев, не оставив никого без внимания.
Петр Тодоровский в фильме «Был месяц май»
В 80-ых Тодоровский выпустил в свет картины, ставшие классикой отечественного кинематографа. 8 марта 1982 года состоялась премьера фильма «Любимая женщина механика Гаврилова». День для премьеры был выбран неслучайно: картина, ориентированная преимущественно на женский пол, рассказывала о выстраданном, хрупком женском счастье. Прекрасно исполнившая главную роль Людмила Гурченко рассказывала, что в работе над фильмом ей нравилось, что ее персонажа не нужно обыгрывать словами, мимикой и жестами. Его необходимо было чувствовать.
Людмила Гурченко в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова»
В 1983 году на большие экраны вышла драма «Военно-полевой роман». Фильм, повествующий о первой любви и ее отголосках в жизни главного героя, собрал призы на фестивалях в Жданове, Берлине, Киеве и Праге, а также стал лауреатом «Оскара» в номинации «Лучший иностранный фильм» (1984 год).
Наталья Андрейченко в фильме Петра Тодоровского «Военно-полевой роман»
Кинолента «По главной улице с оркестром» (1986 год) давала зрителю возможность увидеть незримый для глаза процесс выбора. Главный герой фильма в один прекрасный день осознал, что ходить по кругу, циклично выполняя одни и те же действия, он больше не хочет. Уже немолодой бунтарь увольняется с работы и уходит от жены, доказывая, что человек вне зависимости от возраста, семейного и социального положения в любой момент может начать жизнь с чистого листа.
Елена Яковлева в фильме Петра Тодоровского «Интердевочка»
Звездный путь одной из самых ярких актрис современности Елены Яковлевой начался после выхода в 1989 году на перестроечные экраны фильма Тодоровского «Интердевочка». В ленте, разрушившей закостенелый стереотип о том, что в СССР секса нет, рассказывалась история обычной ничем на первый взгляд не примечательной девушки Тани Зайцевой, которая днем работала медсестрой, а вечером превращалась в ночную бабочку.
Петр Тодоровский и актерский состав фильма «Анкор, еще анкор!»
Последующие кинокартины Тодоровского – «Анкор, еще анкор!», «Какая чудная игра» и «Ретро втроем» – также пришлись по нраву зрителям. По биографической повести Петра «Вспоминай, не вспоминай» был снят сериал «Курсанты», который вышел на большие экраны в 2004 году. В середине 2000-х фильмография кинематографиста пополнилась работами «Риорита», «Последний забой», «Тиски» и «Стиляга».
Личная жизнь
Первой супругой именитого деятеля культуры была актриса Надежда Чередниченко. На момент знакомства Петр был никому не известным оператором, а Надежда – артисткой, которую узнавали на улице. Роман развивался стремительно. Через месяц после знакомства молодые люди расписались. Как вспоминает сам режиссер, супружеская жизнь не приносила ему счастье. Молодой студент, который только начинал покорять кинематографический олимп, с самого начала чувствовал себя некомфортно в этих отношениях.
Петр Тодоровский и Надежда Чередниченко
На фоне барышни, у которой, помимо квартиры на Котельнической набережной, машины и дачи в Сухуми, за плечами имелось два брака с людьми, по социальному статусу превосходившими его, Тодоровский просто терялся. В итоге стремление к самореализации взяло верх над желанием построить семью. Союз просуществовал полтора года. Официально пара развелась в 1961 году, сумев сохранить дружеские отношения.
Петр Тодоровский с женой Мирой
Со второй супругой Мирой Григорьевной Петр познакомился в 1962 году. Избранница кинематографиста училась в институте инженеров морского флота и танцевала в студенческом ансамбле, в репертуаре которого была популярнейшая в то время песня Тодоровского «Где ты, где ты, друг любимый мой?». Именно на сцене приехавший на съемки в Одессу Петр и увидел Миру, которая покорила его с первого взгляда. Несмотря на то что привлекательному мужчине выказывали симпатию многие, Тодоровский остановился на прелестной танцовщице, которая впоследствии стала продюсером всех его фильмов.
Петр Тодоровский с женой и сыном
Молодые люди расписались в 1962 году. Организатором свадьбы, проходившей в Ленинграде, стал близкий друг Тодоровского – поэт Григорий Поженян. Семейная жизнь супругов никогда не была рутинной. По темпу она более походила на творческий круговорот безумия. Петр, будучи человеком харизматичным и умным, как магнит притягивал к себе талантливых, идейных людей. Двери их квартиры были открыты и днем и ночью. Частыми гостями в доме были Булат Окуджава, Александр Володин, Василий Шукшин и даже Владимир Высоцкий.
Рождение в мае 1962 года сына Валерия Тодоровского нисколько не остудило пыл жадного до идей Петра. Мира неоднократно рассказывала журналистам, как непросто ей было убаюкать постоянно плачущего Валеру, который, слыша хоровое распевание песен и звонкий смех, доносящийся с кухни, никак не мог успокоиться. Несмотря на периодически возникающие трудности, супруги были счастливы. Стоит отметить, что Петр являлся не единственным добытчиком в семье. Мира также вносила весомый вклад в пополнение совместного бюджета. Жена сценариста ткала, вязала и вышивала, продавая поделки и получая за работу неплохие деньги.
Петр Тодоровский с семьей
Художественный промысел – не единственное занятие, приносившее выручку. После рождения ребенка супруга именитого режиссера начала втягиваться в индустрию кинематографа. Инженерное образование поспособствовало вовлечению деятельной барышни в сферу кино. Известно, что Мира писала сценарии для студии «Киевнаучфильм». Первой работой, где она дебютировала в качестве продюсера, стала картина Тодоровского «Интердевочка». Мира стала для Тодоровского и музой, и другом, и женой, и коллегой. Только смерть Петра поставила точку в их полувековой истории любви.
Петр Тодоровский в последние годы
Также на канале «Россия-Культура» с промежутком в пару дней вышел цикл передач под названием «Монолог в четырех частях». В них режиссер без прикрас рассказал всю подноготную своей жизни. Кинематографист вспомнил и войну, и людей, которые были рядом в этот непростой как для страны, так и для него период, и встречу на Эльбе и, конечно же, не обошел стороной свой творческий путь.
Могила Петра Тодоровского
В апреле 2013 года Петр Тодоровский перенес сердечный приступ, после которого так и не оправился. Легенда российского кинематографа умер 24 мая этого же года. На момент смерти режиссеру было 88 лет. Прощание с деятелем искусств прошло 28 мая в зале Дома кино. Создатель фильма «Интердевочка» похоронен на Новодевичьем кладбище.
Петр Тодоровский
«Я люблю, когда забываю, что я смотрю кино, включаюсь и начинаю играть в эту игру, сопереживаю, кого-то начинаю любить, кого-то не любить», — говорил Петр Тодоровский. Оператор, сценарист, режиссер, композитор, он оставил нам в наследство столько своих чудесных «игр», изумительных фильмов, легких, ироничных, мудрых и, самое главное, неизменно добрых. Петр Ефимович был открытым, солнечным человеком. То же самое можно сказать и о его картинах.
Петр Тодоровский родился в 1925 году в городе Бобринец (Украина). С 1943 года воевал, принимал участие в освобождении Варшавы, Быдгоща, Щецина и взятии Берлина. Войну закончил у Шёнхаузена на Эльбе лейтенантом. Военная тема — особая в творчестве режиссера. Ей посвящены его пронзительные фильмы «Военно-полевой роман», «В созвездии Быка», «Риорита». Уже после смерти Петра Ефимовича его жена Мира Тодоровская экранизировала последний сценарий режиссера «Встреча на Эльбе», где он рассказывал о том, что пережил сам.
В 1949 году Петр Тодоровский поступил на операторский факультет ВГИКа (мастерская Бориса Волчека). А дебютировал на Кишиневской киностудии хроникальных и документальных фильмов в качестве оператора киноальманаха «Молдавские напевы».
Как режиссер Петр Тодоровский дебютировал в 1962 году, сняв фильм «Никогда». О чем бы ни рассказывал Петр Ефимович в своих картинах, его истории всегда отличала лирическая, душевная интонация, мягкий юмор и безграничная любовь и милосердие к людям. Экран ведь тонкая материя, его не обманешь, и, если режиссер, по сути дела, равнодушен к своим героям, а увлечен лишь внешними эффектами и сюжетными ходами, это видно сразу. У Тодоровского этого быть просто не могло. Его герои покоряют практически с первого кадра, становятся чуть ли не родными и не отпускают даже после финальных титров. Всей душой переживаешь за молодую влюбленную пару из «Городского романса», восхищаешься силой и слабостью Маргариты из «Любимой женщины механика Гаврилова», невозможно спокойно наблюдать за жизненными перипетиями персонажей «Военно-полевого романа» и картины «Анкор, еще анкор!» (кстати, эти работы чем-то перекликаются друг с другом, там и главную героиню зовут одинаково — Люба Антипова).
Мира Тодоровская: Врачи поступили нечестно, скрыв диагноз мужа!
Вдова великого режиссера не собирается возвращать миллион долларов министру культуры Мединскому
Вдова знаменитого режиссера возмущена позицией Министерства культуры, которое отказалось финансировать фильм «Оглушенные тишиной». Замысел этой картины Петр ТОДОРОВСКИЙ вынашивал несколько лет. Написал сценарий, но приступить к съемкам не успел — 24 мая этого года его не стало. Уход Петра Ефимовича, с которым Мира Григорьевна прожила более полувека, — ее боль и незаживающая рана. В память о любимом человеке она решила сделать этот фильм сама.
Над сценарием фильма о Второй мировой войне «Оглушенные тишиной» Петр Тодоровский работал пять последних лет жизни.
— Денег на съемки дали мало, — сокрушается Мира Григорьевна. — Нельзя начинать работу, когда три четверти картины не профинансированы. Теперь мы должны вернуть выделенные деньги — порядка миллиона долларов, но я их не отдам. Пусть министр культуры Владимир Мединский подает на меня в суд.
— Почему же, думаете, картину не профинансировали?
— Наверное, решили: не тот сценарий. Действие происходит в 1945 году, в Германии. Главный герой, Сергей, влюбляется в немецкую девушку и везет ее с собой на знаменитую встречу на Эльбе. В Сергея стреляет бывший мэр немецкого городка, но немка заслоняет любимого собой и погибает. За связь с немцами нашего солдата отправляют в Сибирь. Петр Ефимович сам был на Эльбе, и аналогичный случай произошел у него на глазах. Для работы нужны немалые деньги, пока их нет, но нам обещают найти их через один из фондов.
— Если все сложится, режиссером картины станет ваш сын Валерий Тодоровский?
— Я сама все сделаю. Валера мне сразу сказал: «Не думай, что я буду снимать этот фильм!» Он жуткий паникер и очень щепетильный. Терзал меня, когда я решила сама снимать «Жену Сталина». Твердил: «Это будет позор семьи!» Я передала весь материал на канал ВГТРК. Через две недели позвонил замдиректора ВГТРК Сергей Шумаков : «Мира Григорьевна, я вас люблю». А Валере сказал: «Ваша мать сняла потрясающее кино». Тогда он успокоился.
Пётр влюбился в Миру с первого взгляда. Предложил переехать к нему. А через два часа позвал замуж. Они были счастливы до его последнего часа
С Мирой Тодоровской мы встретились на кинофестивале «Окно в Европу». В рамках программы «Событие» там показали фильм Марлена Хуциева «Был месяц май» (1970 г.) — в этой картине о последних днях войны Петр Ефимович сыграл советского офицера.
Каждое лето Мира Григорьевна приезжает в Выборг и всегда останавливается в одном отеле — в номере с видом на залив. Но в этот раз традиции пришлось изменить.
— Поселили меня на верхнем этаже, а там народу — точно комариный рой, — посетовала Тодоровская. — Пришлось переехать в другую гостиницу.
— На днях со мною произошла странная история, — делится моя собеседница.- Я шла через парк на рынок, и тут ко мне подошла женщина: «Вы будете жить до 93 лет. Вижу, что у вас было два удара: один в сердце, второй — в здоровье через ногу». Сказав это, она не стала просить денег, как это делают цыганки, да и на цыганку не была похожа. Я никогда не ходила к гадалкам, но тут мне стало не по себе. Я очень тяжело переживала смерть мужа. Старалась держаться, пыталась уйти в работу, чтобы не плакать. Но это обернулось гипертоническим кризом и микроинсультом. Я похудела на 10 кг — заставляю себя есть хотя бы по чуть-чуть. И нога до сих пор болит — точно, как сказала та женщина в парке. Хорошо, что сын в самое трудное время был рядом. Когда случился криз и меня везла «скорая», Валера ехал следом.
— Он по-прежнему с вами?
— Валера в Соединенных Штатах с женой Евгенией, а я осталась с кошкой Сильвой — любимицей Петра Ефимовича. Зимой переедем с ней из загородного дома в городскую квартиру. Кстати, наш дом возведен на фундаменте, где раньше стоял домик Владимира Высоцкого и Марины Влади. Мы купили его у драматурга Эдуарда Володарского .
Он попал на фронт в самый разгар войны — летом 43-го. И встретил День Победы на Эльбе
— Вы были счастливы в браке?
— Особенно во второй половине жизни. Тодоровский был потрясающим мужем, называл меня ласково Маримбочка. Мы познакомились в Одессе. Я была студенткой Института инженеров морского флота, жила в общежитии. У Петра Ефимовича была квартира на Фонтанной. Первым со мною познакомился его друг — поэт-фронтовик Григорий Поженян . С Петром мы встретились позже. Он написал песню для студенческого ансамбля. Пришел на просмотр, увидел худенькую девочку на сцене и влюбился.
— Разница в возрасте вас не смущала?
— Я понимала, что он взрослый мужчина, — я же не первая жена Тодоровского. До меня он был женат на актрисе Надежде Чередниченко , сыгравшей в фильме «Первая перчатка». Вспоминая их брак, Петр Ефимович говорил: «Зачем бедному еврею такой дворец?» — в том смысле, что она богатая, красивая, а он скромный украинский мальчик.
Все свои фильмы он пропускал через сердце
— И вы поехали с ним в киноэкспедицию в Ленинград, практически его не зная?
— Тодоровский предложил: «Пока меня не будет, можешь пожить в моей квартире». Но через час позвал в экспедицию. А еще через час заговорил о женитьбе. Свадьбу мы сыграли в Ленинграде. Денег не было — продали мои золотые часики, чтобы купить кольца. Поженян предложил собраться у его друга — им оказался знаменитый писатель Александр Володин . Когда муж взял гитару, Володин подсел к нему. На следующий день они сочинили песню, которая звучит в одном из спектаклей БДТ Георгия Товстоногова . А до загса тогда мы так и не дошли.
— Получается, Тодоровский отбил девушку у друга?
— Поженяну я нравилась, но Тодоровский «пришел, увидел и победил». Вернувшись в Одессу, я стала писать сценарии для научно-популярного кино. Через год родился Валера. Муж тогда работал с Булатом Окуджавой над сценарием к фильму, и, хотя его закрыли, это их не остановило. В 1965 году на Венецианском кинофестивале их фильм «Верность» получил приз за лучший дебют.
— Петр Ефимович был верным мужем?
— Мне не надо было решать, уходить или нет, ни разу не стояла на пороге с чемоданом. Хотя, возможно, у Петра и были женщины, многие влюблялись в него. Но я прожила с ним 52 года в радости.
ТОДОРОВСКИЙ сочинял изумительные мелодии и выступал дуэтом со многими артистами. Самый ярким был, безусловно, концерт с Гариком СУКАЧЁВЫМ
— Давно хотела узнать: почему Тодоровский, сняв блистательную Инну Чурикову в «Военно-полевом романе», больше никогда не приглашал ее?
— Муж Инны Глеб Панфилов ревновал ее к Тодоровскому и не разрешал сниматься. Ему хочется, чтобы Инна играла только у него.
— Многие актрисы, снявшись у него, становились суперзвездами. Например, Елена Яковлева. Как складывались их отношения?
— Муж поначалу не хотел брать Лену в «Интердевочку». Говорил: «У нее ноги заворачиваются в веревочку, какая из нее проститутка?» Это я его уговорила — на той картине я была продюсером, нашла 200 тыс. долларов для съемок в Швеции. Если бы я была хозяйкой фильма, обеспечила бы семью на годы вперед. Но государственная студия во главе с Досталем забрала у меня все. Кстати, Армен Медведев , возглавлявший в то время совет по кино, на вопрос: «Как вы допускаете, что снимается фильм о проститутках?» — ответил: «Успокойтесь, что бы ни снимал Тодоровский, это будет фильм о любви».
Сын продолжил дело Петра Ефимовича (на фото — Валерий ТОДОРОВСКИЙ с женой Евгенией БРИК)
— Мира Григорьевна, врачи говорили вам, что Петр Ефимович смертельно болен?
— Нет. И я думаю, это нечестно — они должны были сообщить диагноз и как-то нас подготовить. Ни муж, ни я — никто не думал о смерти. В свой последний день Петр Ефимович ходил по палате, шутил. Валере сейчас особенно тяжело — он обожал отца.
— У Валерия много детей, ваших внуков. Они теперь — его отрада. Как у них дела?
— Да, сын и дочь от первого брака и четырехлетняя Зоечка, которая родилась у Валеры и его нынешней, второй жены Евгении Брик . Зоя пошла в деда — очень музыкальная, повторяет мелодию на слух. Красавица — глаза, как два озера, — вылитая мама. Жаль, внучку я вижу редко, она с родителями живет в США. Они считают, что ребенку полезен тамошний климат, хотя я этого не одобряю.
— К обеим невесткам вы относитесь как к дочерям?
— Валера рано женился, так сложилось. Я не хочу говорить о его первой супруге ( Наталья Токарева — дочь писательницы Виктории Токаревой . — Н. М. ) — там дети, мои внуки. Вторая жена сына Евгения намного моложе Валеры. Она актриса, очень много снимается. Зоей занимается бабушка, мама Жени.
Персоналии
Петр Тодоровский
город Бобринец, Украина
Умер 24 мая 2013 году (87 лет).
Cоветский и российский кинорежиссер, оператор, сценарист, актер, композитор. Народный артист РСФСР.
Петр Ефимович Тодоровский родился в украинской глубинке, в бедной еврейской семье. «Детство у меня было жуткое. Мы очень тяжело перенесли голод 1933 года. Мы с моим старшим братом и сестрой ходили по сараям и искали использованные веники, отмывали их до белизны, нарезали мелко и варили суп», — вспоминал режиссер.
Но это было не единственное испытание, уготовленное судьбой. В начале Великой Отечественной войны семью Тодоровских эвакуировали в Сталинград. Здесь шестнадцатилетний Петя, еще не окончивший школу, вместе с отцом работал на разгрузке угля, на электростанции.
В конце 41-го из-за смещения линии фронта пришлось вновь переезжать. На этот раз в Саратовскую область (деревня Песчатый Мар). В 1943 году молодой человек поступил в Саратовское военное училище. И через считанные месяцы его отправили в качестве командира минометного взвода в Беларусь. Так Петр оказался на передовой, принял участие в нескольких боевых операциях, в том числе взятии Берлина. Дошел до Эльбы и оттуда был комиссован по ранению.
В послевоенные годы проходил службу в гарнизоне Песочное под Костромой. В 49-ом уволился в запас и некоторое время работал на заводе стеклотары, параллельно доучиваясь в вечерней школе.
Все эти нелегкие годы молодой человек мечтал снимать фильмы. В будущую профессию Петр Тодоровский влюбился еще на фронте, его покорила работа военных операторов, и он загадал — останется жив, обязательно освоит это ремесло.
В 1949 году Тодоровский поступил на операторский факультет ВГИКа, в мастерскую Бориса Волчека.
По окончании института в качестве кинооператора дебютировал на Кишиневской киностудии хроникальных и документальных фильмов. Принял участие в съемках музыкальной картины «Молдавские напевы». Затем около десяти лет проработал оператором на знаменитой Одесской киностудии, куда его пригласил Марлен Хуциев для создания «Весны на Заречной улице». Двумя годами позже в этом же тандеме вышел фильм «Два Федора».
В Одессе будущий режиссер через объектив камеры наблюдал за работой будущих мэтров, таких как: Евгений Ташков («Жажда»), Виктор Жилин («Моя дочь»), Марлен Хуциев. И уже в 1962 году в сорежиссерстве с Владимиром Дьяченко снял свой первый фильм. После этой картины Петр Тодоровский стал постановщиком, сценаристом и композитором собственных лент.
Режиссер и сценарист
Первая же самостоятельная режиссерская работа Петра Ефимовича – военная мелодрама «Верность» с Владимиром Четвериковым и Галиной Польских – получила Венецианскую премию.
«Фокусник»
Драма «Фокусник» с Зиновием Гердтом и Евгением Леоновым особенно дорога ее создателю: «Это одна из любимых работ. Это сценарий прекрасного драматурга Александра Володина. Для меня это была большая удача и вместе с тем очень странный сценарий. Это притча про фокусника-чудака, который готов был отказаться от всех благ в жизни, лишь бы сохранить себя как личность. Чтоб свою линию жизни не марать».
Позже были: мелодрама «Городской романс» о любви молодого врача и студентки педучилища, экранизации классиков — «Своя земля» (по повести Ф. Абрамова «Безотцовщина»), «Последняя жертва» (по одноименной пьесе А.Н. Островского), драма «В день праздника» о судьбе бывшего фронтовика.
«Любимая женщина механика Гаврилова»
В 1981 году на Мосфильме вышел один из бестселлеров 80-х – мелодрама «Любимая женщина механика Гаврилова». На главные роли режиссер пригласил звезд советского кинематографа – Людмилу Гурченко и Сергея Шакурова.
Длинный день из жизни 38-летней Маргариты Сергеевны начался с того, что ее любимый мужчина, механик Гаврилов, не явился в ЗАГС. Маргарита ждет Гаврилова, страдает, надеется и становится свидетельницей и участницей множества смешных и печальных историй.
Картина соткана из новелл, пронизанных неожиданными комедийными решениями, зорко подмеченными бытовыми подробностями. В ней есть и своеобразная кульминация — немой финал объяснения героини с механиком Гариловым, который вопреки присутствию в названии фильма появляется на экране лишь в самом конце.
«Военно-полевой роман»
Двумя годами позже Петр Тодоровский приступил к созданию знаменитого «Военно-полевого романа», позже номинированного на премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.
Сюжет: Перед самым началом боев молоденький солдатик влюбился в красавицу, живущую с великолепным и геройским комбатом. Война, через которую солдат пронес свою любовь как символ красоты, мира, юности своей и чистоты, закончилась. Саша (Николай Бурляев) встречает Любу Антипову (Наталья Андрейченко) после войны, торгующую пирожками у ЦУМа, и в нем разгорается прежнее чувство, несмотря на то, что он женат на учительнице (Инна Чурикова), милой и очень интеллигентной.
Весь фильм – это пронзительный крик о том, что возвращаться с войны было даже сложнее, чем воевать. Что именно возвращение к нормальной жизни очень многих людей и сломало. Режиссер уточняет: «На фронте ты могла быть королевой, как героиня Андрейченко, а после войны была вынуждена продавать пирожки. Это было самое страшное и самое печальное. Устраивали парады пышные, выдавали ордена, приемы давали, а калеки на рынках жили».
После военной драмы Тодоровский обратился к жанру трагикомедии – снял ленту «По главной улице с оркестром». Это трогательная история взаимоотношений скромного преподавателя Василия Павловича и его взрослой дочери Ксении, неожиданно открывающих для себя внутренний мир друг друга. В картине играли: Олег Борисов, Лидия Федосеева-Шукшина, Марина Зудина, Валентин Гафт, Игорь Костолевский, Валентина Теличкина, Олег Меньшиков, Людмила Максакова, Александр Лазарев (ст.), Светлана Немоляева.
«Интердевочка»
В конце 80-х вышел один из лучших фильмов Петра Тодоровского – «Интердевочка», ставший первым отечественным кинематографическим произведением на подобную тему. Картина была снята по одноименной повести Владимира Кунина, имела оглушительный успех и получила множество наград на престижных кинофестивалях.
О создании драмы режиссер рассказывает: «Я, когда начал работать, подумал: что я беру в работу этот сценарий, когда я ничего не знаю про этих женщин. Как, почему они ушли в эту жизнь, почему они стали путанами? И мне стали приводить на Мосфильм московских женщин этого порядка, и они мне очень с удовольствием и подробно рассказывали про свою жизнь.
Все ждали «клубничку», все ждали, что там будет масса эротических сцен. А я хотел снять фильм о нелегкой судьбе молодой женщины, которая не могла себя у нас в Советском Союзе реализовать».
На роль главной героини, Татьяны, пробовалось множество отечественных звезд, но Петр Ефимович остановил свой выбор на Елене Яковлевой: «Лену утвердили с огромным трудом. Бытовало ложное представление, что путана должна быть красавицей с округлыми формами, секс-бомбой. Когда ко мне привели худенькую девушку в странной шапочке, которая скромно присела на стул и скрутила ноги восьмеркой, я пришел в недоумение. Кто это? Ее раздеть — там одни кости! Но уже с первой-второй репетиции я понял, что это — Танька. Лена Яковлева — тончайшая актриса, она заводилась с пол-оборота, предлагала, впитывала в себя. Она и как женщина понимала какие-то вещи больше меня, что пошло фильму только на пользу».
«Анкор, еще анкор!»
Нашумевшая мелодрама «Анкор, еще анкор!» добавила в копилку режиссера престижных кинематографических наград. Комедийная драма про жизнь маленького провинциального гарнизона. Действие происходит после войны — тут все на виду: семейные ссоры, любовь, смерть, предательство, человеческая подлость и трусость. Это фильм про людей, которые выиграли войну.
Тодоровский о проекте: «Я снимал фильм о любви. О лейтенанте, который влюбился в молодую, красивую жену полковника. Полковник живет между молотом и наковальней; у него две жены – старая, с довоенных лет, и молодая, которую он встретил на фронте и в которую влюбился без памяти. И угрызения совести, и мучительные сомнения, и косые взгляды окружающих. Разрубить этот узел может только выстрел в висок.
Советская армия показана очень хорошо. Я прожил в этих военных городках после войны, я рассказал только маленькую часть этой замкнутой жизни в военных городках, в тайге. И я думал, когда начинал картину, где же я теперь найду глинобитные одноэтажные дома, где жили жены офицеров с детьми. Запросто. Оказалось, я нашел такой городок под Москвой».
В середине 90-х режиссер снял еще два фильма с одной из своих любимых актрис Еленой Яковлевой – социальную драму «Какая чудная игра» и лирическую картину «Ретро втроем». А новый век в творчестве Петра Ефимовича ознаменовался трагикомедией «Жизнь забавами полна», военной лентой «В созвездии быка».
«Риорита»
Режиссер делится: «Я фильм «Риорита» снял за 39 смен — 20 ночных и 19 дневных, вот и все. Такая спешка. Денег не было, и если бы мы остановились, то актеры ушли бы в другие картины, расползлась бы съемочная группа. Там, конечно, есть накладки очень обидные. И самое главное, что один из важнейших эпизодов я придумал уже тогда, когда все было закончено».
Война стала главной темой режиссера: «Это одно из сильнейших впечатлений, которое осталось в памяти. Меня война держит, не отпускает. Я только отойду на шаг к другой теме, как потом все равно возвращаюсь к ней. И потом, я же снимал не про войну, а про людей на войне. Меня только это интересует».
Петр Ефимович Тодоровский умер 24 мая 2013 году на 88 году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
В 2015 году жена режиссера, Мира Тодоровская, завершила его последнюю работу — сняла драму «В далеком сорок пятом. Встречи на Эльбе». Сценарий фильма был написан Петром Ефимовичем незадолго до смерти и повествует о встрече 8 мая 1945 года русских с американцами на берегах немецкой реки Эльбы. Прототипом главного героя является сам Тодоровский.
Возможно, творческая судьба режиссера и сценариста Тодоровского сложилась бы иначе, не окажись он в далеком 1970-ом по другую сторону камеры. Именно тогда Петр Ефимович дебютировал как актер, сыграв одну из главных ролей в фильме Марлена Хуциева «Был месяц май». Позже Григорий Чухрай пригласил его в эпизод драмы о войне «Трясина». В начале 2000-х Андрей Кавун по автобиографической повести Петра Тодоровского «Вспоминай — не вспоминай» снял сериал «Курсанты», где мэтру досталась небольшая роль второго плана.
Последнее появление на экране Тодоровского состоялось в 2006 году в ремейке «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова. Он сыграл одного из гостей на новогоднем застолье.
Композитор и музыкант
Особое место в жизни и творчестве Петра Ефимовича всегда занимала музыка, которой он увлекался с детства. Не имея музыкального образования, он написал темы и песни ко многим своим фильмам: «После военно-полевого романа, во всех картинах я сочиняю мелодии. Я их сочиняю во время написания сценария».
Тодоровский мастерски играл на гитаре и очень часто в его лентах звучит именно этот инструмент. Режиссер подчеркивает: «Гитара в моей жизни играет огромную роль – я отдыхаю душой, когда мне очень грустно, печально, я сажусь и начинаю… Иногда она мне помогает придумать сцену».
Личная жизнь
Первой женой Тодоровского была актриса Надежда Чередниченко. Их союз просуществовал всего полтора года.
Вторая супруга, Мира Григорьевна, ставшая его верной подругой и музой по жизни, — по специальности инженер-лейтенант морского флота. Позднее занялась продюсированием — создала собственную независимую студию «Мирабель», на которой был снят ряд фильмов режиссера: «Анкор, еще анкор!», «Какая чудная игра», «Ретро втроем» и некоторые другие.
Сын Тодоровских — Валерий – не менее известный кинорежиссер и сценарист. Среди его громких работ – «Оттепель», «Стиляги», «Страна глухих».
«Вообще о войне говорить очень сложно, потому что далеко мы отошли от нее. Тем не менее, конечно, для таких людей, как я, она является определенным пунктом, стержнем моей жизни. Во-первых, я был молодым мальчиком, парнем. И вот это ощущение молодости, когда в молодости очень легко переносить трудности, и в молодости легко быть счастливым — мы вспоминаем в этом смысле. Четыре года войны, там было все – там была война, там была смерть, там было предательство, там были бездарные командиры, там была любовь».
Об актерской и режиссерской профессиях
«Актер – единственный, через которого режиссер может с вами поговорить. И чем талантливее этот актер, тем вам интереснее смотреть кино. А если попадается бездарный, то это – катастрофа. Это уже начинаешь работать с ним, чтобы он хотя бы не врал, чтобы он не переигрывал.
Хороший актер тратится, не думайте, что так просто. И театральный актер тем более, особенно на премьерных спектаклях – они тратятся очень серьезно. Плохой актер иллюстрирует свои чувства, хороший актер тратится – он живет, он переживает, он мучается, он плачет по-настоящему. А плохому актеру капают глицерин в глаза».
«Это тяжелая профессия – актер. Режиссеру надо об этом понимать и знать».
«После того, как я снялся и оказался в шкуре актера, я должен вам признаться, что я к актерам стал относиться совершенно по-другому».
«Одно из главных качеств режиссера – это любить артиста. Мне в этом смысле очень повезло, потому что я снимал замечательных актеров. Я могу назвать Евгения Леонова, Евгения Евстигнеева, Олега Борисова, Инну Чурикову, Елену Яковлеву, Гурченко – обойма очень мощная. Они мне доставили огромное удовольствие. Было большим счастьем общаться с такими талантливыми людьми на съемочной площадке и в жизни».
«Профессия режиссера — это повседневный, изнурительный труд… Это круглосуточно, это целый день снимаешь, а ночью думаешь, что и как снимать».
«Я — человек интуитивного склада, я особенно не задумываюсь, мне нравится эта идея — я ее снимаю. А ставить перед собой вопрос: «про что это кино?»… Про жизнь».
«Я думаю, что зритель, который приходит в зал, он должен через 5-10 минут забыть, что он смотрит кино, и стать соучастником происходящего на экране. Ему даже не обязательно понимать, о чем фильм, а он должен чисто эмоционально воспринимать его. А уже потом, после фильма или на следующий день, когда фильм не дает ему покоя, он вспоминает о нем».
Об искусстве
«Любовь – это главная тема в искусстве. И, вообще, человек – это единственный предмет, грубо выражаясь, который подлежит рассмотрению в искусстве. Самое интересное, что может быть в искусстве – это человек, его характер, его переживания, его радости, мечтания, фантазии».
«Если вы вспомните мои военные фильмы, там никакой стрельбы, никаких атак, никакой войны почти нет. Я не снимаю про войну, я снимаю про людей на войне».
О женщинах
«Женщина – это больше, чем полжизни. Так что себе представить жизнь без женщины – это что-то такое ненормальное. Женщина в нашей жизни играет кардинальную роль… Они нас облагораживают, они нас делают более духовными, если любят».
«Я прожил счастливую жизнь — при всех сложностях и неприятностях, которые случаются со всеми. Во-первых, я снимал все, что я хочу. Во-вторых, я очень люблю заниматься музыкой . В-третьих, я писал и пишу сценарии, и очень доволен, что получил на международном фестивале в Токио приз за лучший сценарий (по «Анкору»). Ив Монтан мне его вручал — это был такой кайф! Я ведь не заканчивал ни сценарный, ни режиссерский, ни музыкального образования нет, я чисто интуитивно освоил эти профессии».
Добавить коммент