Нина Меньшикова, актриса: биография, личная жизнь, фильмография
Нина Меньшикова – одна из талантливейших актрис отечественного кинематографа. Несколько поколений зрителей знают ее по фильмам «Девчата», «Доживем до понедельника». Эта актриса могла бы сыграть и другие интересные роли в кино. Но еще в молодости она сделала выбор: Меньшикова предпочла семью профессии.
Ранние годы
Меньшикова Нина Евгеньевна родилась в семье военного в 1928 году. Ее родители были обычными людьми, не имеющими отношения к искусству.
Когда началась война, детей насильно эвакуировали. Нина пряталась под кроватью: не хотела уезжать из родного города. Но все-таки ее увезли. Она два года прожила в глубинке, где научилась всем премудростям сельской жизни. В 1943 году будущая артистка вернулась в Москву.
Почему вдруг решила стать актрисой Нина Меньшикова? Биография актрисы подтверждает факт, что каждый человек способен достигнуть своей цели. А еще то, что даже когда вершина взята, не стоит забывать о простых земных радостях, к коим относятся домашний уют и тихие семейные вечера. Не обладая яркой внешностью, она поступила в театральное училище. Не проявляя таланта на первом курсе, продолжила учиться, а затем и стала одной из самых востребованных советских актриса. Когда же встретила будущего мужа, отказалась от карьеры.
Студенческие годы
После окончания школы Нина подала документы во ВГИК и была принята. Но первые годы учебы в институте кинематографии прошли неудачно. Нина Меньшикова, по мнению художественного руководителя, была студенткой бесталанной. Она не обладала яркой внешностью и едва ли смогла бы когда-нибудь сыграть роль роковой красавицы, отважной революционерки или героини чеховской драмы. К тому же представляла собой девушку несколько скованную и неуверенную в себе.
Преподавал на курсе Бабочкин – актер, известный по роли Чапаева. У этого педагога были свои представления об артистическом таланте. Студентов, которые не вызывали в нем симпатии, он просто не замечал.
Нина Меньшикова могла бы отчаяться, как сделали на ее месте многие, и уйти из института. Но этого не произошло. Более того, она перешла на курс Герасимова, который, в отличие от своего коллеги, смог раскрыть талант неприметной на первый взгляд девушки. Меньшикова, согласно словам близких подруг, была человеком чрезвычайно скромным, но при этом знала себе цену и умела добиваться своего. В выпускном классе она сыграла много ярких ролей, доказала преподавателям свою профпригодность. С блестящей характеристикой покидала стены института Нина Меньшикова.
В кино актриса дебютировала в главной роли. Самые известные картины, в которых сыграла Нина Меньшикова: «Девчата», «Баллада о солдате», «Чудотворная», «Доживем до понедельника». Главных ролей в ее фильмографии немного. Актриса отказывалась от многих предложений.
Среди более поздних работ роли в фильмах «Школьный вальс», «Визит к минотавру», «Возврата нет», «Шестой», «В ожидании чуда».
У Ростоцкого и Меньшиковой была идеальная семья. Так думали многие. Но в действительности эти люди просто не позволяли демонстрировать чувства при посторонних. Из-за семейных забот Меньшикова не смогла сыграть в кино столько, сколько позволял ей талант. А в восьмидесятые годы тяжело заболел Ростоцкий. Большую часть времени Нина Евгеньевна проводила в больнице. Ни о какой работе в кино в этот период и думать не приходилось. Интересные роли были позади. Все же стоит сказать несколько слов о самых знаменитых фильмах, в которых сыграла актриса.
Нина Меньшикова в этом фильме исполнила роль одной из работниц уральского леспромхоза. «Мама Вера» – так называет ее героиню соседка по комнате в общежитии, хотя актрисе было на момент съемок всего тридцать три года. Образ правильной, доброй и понимающей женщины полностью соответствовал характеру Нины Евгеньевны. Впрочем, одна из подруг Меньшиковой однажды сказала, что, несмотря на внешнюю мягкость, актриса обладала стальным стержнем.
«Чудотворная»
Роль в этой картине стала самой трагической в фильмографии Меньшиковой. Фильм «Чудотворная» повествует о мальчике, который однажды находит икону. Односельчане с тех пор считают его святым. Но мальчик от этого тяжело страдает, а вместе с ним и его мать, которую сыграла Меньшикова.
«Доживем до понедельника»
Эта картина – единственная, в которой Ростоцкий снял свою жену. Когда Меньшикова прочитала сценарий, она попросила у мужа роль учительницы русского языка. Именно эту неприятную героиню хотела сыграть Нина Евгеньевна. На пробах актриса попросила у гримеров сделать ей прическу, которая ей совсем не шла. Она облачилась в серый неприметный костюм. Когда же начала играть, Ростоцкий впервые понял, насколько талантлива его жена. Это было абсолютное перевоплощение.
Когда фильм «Доживем до понедельника» вышел на экраны, молодые актеры, сыгравшие в нем, прославились. Тихонов еще раз доказал свой неповторимый актерский талант. Что касается исполнительницы роли учительницы русского языка, то она не пользовалась, в отличие от коллег, безумной зрительской любовью. Ее героиня вызывала усмешки и неприязнь. Те же, кто лично знал актрису, были поражены. Она сыграла полную свою противоположность. А сделать это можно, лишь имея большой актерский талант, которым обладала Нина Меньшикова.
Личная жизнь
Первым и единственным мужем Нины Меньшиковой был режиссер Станислав Ростоцкий. С ним она прожила долгую счастливую жизни. Нина Меньшикова – актриса, в послужном списке которой более тридцати ролей. Но на первом плане для нее всегда была не работа, а муж и сын.
Андрей Ростоцкий пошел по стопам родителей. Он стал актером. Ростоцкий-младший все трюки выполнял самостоятельно. На его счету также несколько режиссерских работ. В 2000 году Андрей Ростоцкий ушел из жизни. Из близких у актрисы осталась невестка и внучка Ольга.
Меньшикова и Ростоцкий казались идеальной парой. Но когда коллеги узнали об их свадьбе, немало удивились. Ведь начинающему режиссеру приписывали романы с первыми красавицами отечественного кинематографа. Как познакомились Ростоцкий и Меньшикова? С чего начался их роман?
Знакомство
Будучи студентами, они иногда встречались в стенах ВГИКа. Меньшикова влюблена была в него с первого взгляда, но понимала, что вниманием женского пола студент режиссерского отделения, бывший фронтовик, высокий светловолосый красавец не обделен. Не было никакой надежды, что Ростоцкий когда-нибудь обратит на нее внимания. Все же однажды он, по счастливой случайности, пригласил ее загород. И эта поездка, которая должна была стать рабочей, превратилась в романтическую.
Ростоцкий однажды встретил Нину на трамвайной остановке. Девушка ехала к бабушке в Подмосковье. Они разговорились. Он хотел проводить ее, но уж больно не хотелось ехать в такую даль. Позже начинающий режиссер о ней вспомнил, когда создавал сценарий к первому фильму.
Ростоцкий пригласил молодую актрису за город в качестве поварихи, на что та, не раздумывая, согласилась. Станислав Иосифовича это повергло в шок. «Актрисы – девушки легкомысленные» – подумал он и решил, что никогда не женится на одной из них. После поездки будущий классик отечественного кино поменял свои убеждения. А позже признался будущей жене в том, о чем не говорил никому.
На войне рядовой Ростоцкий лишился ноги. Его поклонницы и не подозревали, что ходил он с протезом. Он спросил у Нины, готова ли она жить с инвалидом. На что девушка ответила: «Всю жизнь».
Последствия войны
Ростоцкий женился на Меньшиковой. В отличие от большинства актрис, которые выходят замуж за режиссеров, дабы сделать успешную карьеру, Нина Евгеньевна не помышляла о ролях в фильмах супруга. Более того, она посвятила себя семье.
Станислав Ростоцкий снял один из лучших фильмов, посвященных войне. Он создатель знаменитой экранизации повести Васильева «А зори здесь тихие». Но говорить о войне он не любил. С ее последствиями в семье Ростоцких боролись каждый день. Нужно было регулярно менять протезы, что сопровождалось ужасными болями. Меньшикова всю жизнь заботилась о муже. Быть может, не было б ее рядом, он не смог создать бы столько замечательных фильмов.
Станислав Ростоцкий ушел из жизни в 2001 году. Вскоре актриса потеряла и сына. Андрей Ростоцкий погиб 2001 году во время съемок в Сочи.
Смерть близких
Ростоцкий умер в результате перенесенного инфаркта. Это произошло по дороге из Москвы в Выборг. По трагической случайности поблизости не оказалось никого, кто мог бы оказать помощь.
Меньшикова, согласно воспоминаниям близких, была человеком очень сдержанным. После смерти мужа она большую часть времени жила в Выборге, где у Ростоцких был дом. Родственники регулярно посещали ее. Но не прошло и года, как случилась новая и самая страшная трагедия в ее жизни: погиб сын.
Последние годы
В двухтысячных годах Нина Меньшикова сыграла в двух картинах: «Евлампия Романова», «Человек безвозвратный». В этих фильмах она сыграла второстепенные роли. «Человек безвозвратный» вышел на экраны , когда актрисы уже не было в живых.
На пять лет пережила единственного сына Нина Меньшикова. Причина смерти – инсульт. Она долго болела, умерла дома. Первый инсульт случился за два года до смерти. После него актриса потеряла речь и была частично парализована. При этом она находила силы для каждодневных занятий с логопедом, училась писать левой рукой. Ей частично удалось восстановить здоровье. До последних дней своей жизни актриса сохраняла рассудок. Нина Меньшикова умерла в Выборге, похоронена в Москве, на Ваганьковском кладбище.
Нина Евгеньевна Меньшикова
Станислав Ростоцкий и Нина Меньшикова. Больше, чем любовь
Нина Меньшикова. Сердце матери | Телеканал «История»
«Частная история»: Нина Меньшикова
Нина Меньшикова — биография
У этой актрисы неприметная внешность, поэтому ей никогда не доставались роли роковых красавиц или ярых революционерок. Она была скованная и неуверенная в себе, но тем не менее, знала, что она хочет от жизни и умела добиться своего. У актрисы Нины Меньшиковой оказался очень твердый характер, который не позволил ей отчаяться и бросить начатое дело.
Нина Меньшикова прославилась после выхода фильмов «Девчата», где сыграла маму Веру и «Доживем до понедельника», в котором блестяще перевоплотилась в Светлану Михайловну.
Родилась Нина Меньшикова в Москве 08.08.1928 года. Папа девочки Евгений Александрович был военным, мама Татьяна Григорьевна обычной домохозяйкой. Семья была очень далека от искусства, но Нине с детства нравилось что-то изображать, и она твердо решила стать артисткой.
Фото: Нина Меньшикова в молодости
На ее детские годы выпала война, поэтому девочка знала что такое холод, голод, лишения. В самом начале войны детей отправили в эвакуацию. Нину пришлось увозить насильно, она не хотела оставлять родной город, пыталась спрятаться под кроватью. Целых два года девочка жила в деревне, поэтому хорошо знакома с тяжелым сельским трудом. Возвращение в родной город произошло в 1943 году.
Девушка окончила школу и в 1947 году подала документы во ВГИК. Она стала студенткой актерского факультета, попав на курс в Б.Бабочкину. Нине очень нравился процесс обучения, но все происходило далеко не так, как хотелось бы юной студентке. Руководителю курса совершенно не нравилась его студентка, он хотел чтобы ее внешность была более яркой и выразительной и считал, что с такими данными, как у Меньшиковой добиться успеха в искусстве практически невозможно.
Он был уверен, что Нина совершенно не соответствует требованиям кинематографии, и никогда не станет популярной. Все учебные работы Меньшиковой были забракованы предвзято настроенным Бабочкиным и получили удовлетворительную оценку. Нина могла впасть в отчаяние и бросить институт, как сделали многие из ее однокурсников. Но это было не в ее характере. Она приняла решение, которое кардинально изменило ее биографию.
Учеба у Герасимова
Меньшикова два года проучилась(промучилась) у Бабочкина, а потом решила перейти в мастерскую к Сергею Герасимову. Девушку не смутило даже то, что она перешла на курс ниже. Так началась совершенно новая страница ее жизни и творческой биографии.
Под руководством Герасимова она смогла полностью раскрыться, показать свой незаурядный талант и своеобразное видение мира. Она стала настоящим профессионалом.
Успехи Меньшиковой были вознаграждены – ей присвоили сталинскую стипендию. Вместе с дипломом об окончании, Нина получила характеристику, в которой подчеркивается ее любознательность, отличное образование, способность самостоятельно принимать решение.
Отмечена также и способность перевоплощаться в самых разноплановых персонажей, даже возрастных.
Лучшим подтверждением стали ее дипломные работы – в постановке «Анна Каренина» Меньшикова сыграла Долли, в спектакле «Юность Петра» — Анну Монс.
Дебютной работой Нины Меньшиковой стала короткометражка «Переполох», снятая ее однокашниками в качестве дипломной работы. Они решили отдать роль Машеньки молодой начинающей актрисе и пригласили Нину Меньшикову. Роль была небольшая и немногословная, но в ней было столько драматургии, что справиться было нелегко.
Меньшикова постоянно прибегала к новым приемам, чтобы зрителю было понятно, что чувствует ее героиня, как меняется ее душевное состояние. Нина справилась, ее героиня была настоящая, так же как и ее трагедия. Меньшикова доказала педагогам свой профессионализм, умение выражать эмоции и чувства, хорошо двигаться и воплощать на сцене все замыслы режиссера. Она способна самостоятельно решить любую творческую задачу.
Дебют Меньшиковой в кино начался с главных ролей. Среди самых известных работ можно отметить фильмы «Девчата», «Чудотворная», «Баллада о солдате», «Доживем до понедельника». Ролей могло быть и больше, если бы актриса принимала все предложения, с которым обращались к ней режиссеры. Потом она засветилась в картинах «Школьный вальс», «Визит к минотавру», «Возврата нет», «Шестой», «В ожидании чуда».
В комедии «Девчата» Меньшиковой досталась роль мамы Веры, так ее называли подружки по общежитию, хотя Нине только исполнилось 32. Ее героиня – добрая, очень правильная и все понимающая, точно такая же, как и сама Меньшикова. Хотя одна из подружек актрисы когда — то подчеркнула, что у нее есть стальной стержень, помогающий выстоять в трудных ситуациях.
В фильме «Чудотворная» Меньшиковой досталась роль Варвары – самая трагическая из всех, что играла актриса. Речь идет о мальчике Ване, нашедшем икону. Все жители села считают Ваню святым, но мальчик от этого только страдает, также как и его мама, сыгранная Ниной Меньшиковой.
Одной из запоминающихся стала роль учителя литературы Светланы Михайловны из фильма «Доживем до понедельника». Роль отрицательная, но актриса так тонко передала противоречивость характера героини, что заставила зрителя переживать ее личную драму. Талант Меньшиковой позволил раскрыть образ учительницы с совершенно другой стороны, сделав его если не привлекательным, то хотя бы понятным. После выхода этого фильма Меньшикова была награждена Государственной премией СССР.
Личная жизнь
Есть актеры, которые способны пожертвовать своим призванием, талантом и любовью зрителей ради семьи. Именно такой была и Нина Меньшикова.
Знакомство с мужем Станиславом Ростоцким состоялось во времена студенчества. Нина влюбилась в него, но даже не рассчитывала на взаимность, ведь он был предметом обожания всех девушек на курсе. Куда уж Нине было до красавицы Аллы Ларионовой, которая тоже была без ума от Ростоцкого. А сам Станислав даже не собирался связывать свою жизнь с актрисой, считая их всех несерьезными.
Фото: Нина Меньшикова с мужем Станиславом Ростоцким
Но однажды он собрался в поездку в деревеньку Киржач со своим другом В.Красильщиковым и пригласил Нину в качестве поварихи. После этой поездки он понял, что Нина его судьба. Именно ей он доверил тайну, которую так тщательно скрывал от всех поклонниц – у прославленного режиссера не было ноги, он передвигался на протезе. Они поженились в 1956 году, а через год стали родителями сына Андрея. И личная жизнь вышла на первый план. Для актрисы нет ничего важнее чем любимый муж и сын. Андрей продолжил семейную традицию и стал актером, каскадером и режиссером.
Они были очень счастливы, пока в августе 2001 года не умер глава семейства. Причиной смерти Станислава Ростоцкого стал обширный инфаркт. Нина очень тяжело пережила эту потерю, но главное испытание ждало актрису впереди. Ей довелось пережить собственного сына, который погиб в Сочи 05.05.2002 года. Семьей для Нины Меньшиковой стали невестка и внучка Оля, рожденная в 1989 году.
Фото: Могила Нины Меньшиковой
Умерла Нина Меньшикова 27.12.2007 года, после повторно перенесенного инсульта. Местом ее упокоения стало Ваганьковское кладбище, где и похоронена рядом с любимым мужем.
Избранная фильмография
- 1956 — Первые радости
- 1959 — Баллада о солдате
- 1960 — Серёжа
- 1961 — Девчата
- 1962 — Молодо-зелено
- 1965 — Чистые пруды
- 1966 — Серая болезнь
- 1968 — Доживём до понедельника
- 1973 — Возврата нет
- 1974 — Ваши права?
- 1978 — Школьный вальс
- 1986 — Конец операции «Резидент»
- 1990 — Шапка
- 2006 — Человек безвозвратный
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Нина Меньшикова — биография, информация, личная жизнь
Нина Меньшикова
Нина Евгеньевна Меньшикова. Родилась 8 августа 1928 года в Москве — умерла 26 декабря 2007 года в Москве. Советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР (1977).
Нина Меньшикова родилась 8 августа 1928 года в Москве.
Отец — Евгений Меньшиков, военный.
Мать — Татьяна Меньшикова.
В школьные годы посещала музыкальную школу. С ранних лет мечтала стать актрисой, в старших классах обучалась в театральной студии.
Во время войны работала на заводе. Была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Также имела медали «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «Ветеран труда».
В 1947 году поступила во ВГИК. Сначала училась на курсе Бориса Бабочкина. Но в мастерской Бориса Бабочкина она проучилась только два года: мэтр посчитал ее неперспективной. Тогда Нина, которая во что бы то ни стало хотела воплотить свою актерскую мечту, перешла на другой курс — на год младше — в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
Именно Сергей Апполинариевич Герасимов раскрыл своеобразие большого таланта Нины Меньшиковой, её актёрское обаяние, воспитал профессионализм. Нина Меньшикова стала сталинской стипендиаткой. При выпуске из института в характеристике, выданной актрисе, было сказано: «Одарённая молодая актриса, способная к решению самостоятельных актёрских задач. Хорошо образована и любознательна, одарена чувством юмора и острой наблюдательностью. Сыграла большое количество самых разнообразных ролей, разного возраста и характерности. Все роли, исполненные ею в течение курса, всегда получали отличную оценку. Хорошо танцует, поет; решая творческие задачи, проявляет волевые качества».
В 1953 году окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии. Дипломные спектакли: «Анна Каренина» — Долли; «Юность Петра» — Анна Монс.
Дипломной экранной работой для Меньшиковой стала главная роль в фильме «Переполох» (по рассказу А. П. Чехова), который снимали студенты режиссёрского факультета Василий Ордынский и Яков Сегель.
Нина Меньшикова в молодости
С 1953 года — актриса Театра-студии киноактёра.
С 1954 года снималась в кино, дебютировав в короткометражке «Переполох». Далее сыграла в картинах «Первые радости» (Ксения Афанасьевна Рогозина), «Человек с планеты Земля» (Люба Циолковская), «Память сердца» (Екатерина Ивановна), «Первый день мира» (фрау Мария Фишер), «Баллада о солдате» (телеграфистка на вокзале), «Первое свидание» (Тоня Смурова) и др.
В 1960 году сыграла свою первую роль — в драме режиссера Владимира Скуйбина «Чудотворная». Ее героиня — Варвара, мать ключевого персонажа фильма Родьки Гуляева. По сюжету Родька выкапывает на берегу реки древнюю потемневшую икону, а его бабка Авдотья распускает слух, что эта икона — чудотворная, а ее внук Родька — святой. Бабка и мать стали силой «обращать его в христианскую веру» и едва не довели сына до самоубийства.
Нина Меньшикова в фильме «Чудотворная»
Широкую известность ей принесла роль Веры Тимофеевны Кругловой в знаменитой картине «Девчата» режиссера Юрия Чулюкина.
Нина Меньшикова в фильме «Девчата»
Также значимой ролью стала Светлана Михайловна, учительница русского языка и литературы в ленте 1968 года «Доживем до понедельника» — один из лучших советских фильмов о школе, о сложных взаимоотношениях учеников и педагогов, о том, как важно встретить в жизни настоящего учителя. Этот фильм стал единственным, в котором Станислав Ростоцкий снял свою жену Нину Меньшикову.
В 1970 году за работу в фильме «Доживём до понедельника» актрисе была присуждена Государственная премия СССР.
Нина Меньшикова в фильме «Доживём до понедельника»
Стоит также отметить работы актрисы в таких фильмах как «Возврата нет» (Антонина Ивановна Короткова), «»Посейдон» спешит на помощь» (Надежда Васильевна Чигринова), «Школьный вальс» (Соловьёва, мама Дины), «В небе «Ночные ведьмы»» (Марья Ивановна), «Открытое сердце» (Наталья Павловна), «Визит к Минотавру» (Анна Александровна Яблонская, педагог по вокалу Гнесинского училища, бывшая жена Иконникова), «Ссуда на брак» (Варвара Петровна).
Нина Меньшикова в фильме «Визит к Минотавру»
Всего сыграла более шестидесяти ролей в художественных фильмах и спектаклях, поставленных такими режиссёрами, как Лев Кулиджанов, Яков Сегель, Марк Донской, Борис Бунеев, Мария Фёдорова, Эльдор Уразбаев, Алексей Сахаров, Станислав Ростоцкий, Григорий Чухрай, Татьяна Лиознова, Константин Воинов и многими другими.
Принимала активное участие в озвучивании фильмов.
В 2000-е сыграла несколько небольших ролей в телесериалах — «Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант-1» (Капитолина Макаровна), «Опера-1. Хроники убойного отдела» (Полина Витальевна), «Человек безвозвратный» (Елизавета Петровна).
Скончалась 26 декабря 2007 года в Москве. Похоронена на Ваганьковском кладбище рядом с мужем Станиславом Ростоцким.
Нина Меньшикова
Личная жизнь Нины Меньшиковой:
Муж — знаменитый кинорежиссёр Станислав Ростоцкий.
Познакомились в Институте кинематографии, он учился на более старшем курсе, уже участвовал в съёмках фильмов и ему предрекали прекрасную карьеру режиссёра. Многие студентки мечтали выйти за него замуж, надеясь получать лучшие роли в его фильмах, и старались привлечь к себе внимание Ростоцкого самыми разнообразными способами. Нина сразу влюбилась в Станислава, но пять лет таила свои чувства, стараясь всё время находиться где-то рядом с ним. Ростоцкий же был уверен, что она к нему равнодушна, и даже не пытался к ней подойти. Их отношения начались в деревне, куда Ростоцкий отправился с коллегой работать над сценарием, а Нину они пригласили в качестве кухарки. Там он признался ей, что является инвалидом: с фронта он пришел с протезом вместо ноги, кроме того, ему приходится каждый раз делать уколы от боли, чтобы носить протез. «Будешь жить с инвалидом?», — спросил Ростоцкий. «Всю жизнь!», — не раздумывая ответила Нина.
Вскоре они поженились. Нина забеременела. Врачи настойчиво советовали ей отказаться от ребёнка — в детстве она переболела туберкулёзом и могла не пережить роды. Но Меньшикова твёрдо решила рожать. Мальчик появился на свет 25 января 1957 года вполне здоровым. Позже страна узнала его как актера Андрея Ростоцкого.
Нина Меньшикова и Станислав Ростоцкий
Нина Меньшикова, Станислав Ростоцкий и сын Андрей Ростоцкий
Выйдя замуж, Нина Меньшикова практически забыла о карьере. За долгие годы она снялась всего в одном фильме мужа. Она постоянно отказывалась от ролей ради того, чтобы быть с семьёй и никогда не жалела об этом. Она считала, что её профессия — это жена. Нина заботилась о муже, создавала ему уют, в котором он так нуждался, и вдохновляла на новые фильмы. «Сколько ненужного, глупого, ненастоящего принёс бы я в жизнь, если бы не Нина. Умница она у меня и чудо», — признавался Станислав Ростоцкий.
Вместе со Станиславом Ростоцким они прожили сорок пять лет, и до последних дней в семье царили любовь и взаимопонимание.
Могила Нины Меньшиковой
Фильмография Нины Меньшиковой:
1954 — Переполох (короткометражный) — Машенька
1956 — Первые радости — Ксения Афанасьевна Рогозина
1958 — Человек с планеты Земля — Люба Циолковская
1958 — Память сердца — Екатерина Ивановна, учительница, тезка Федотовой
1959 — Хождение по мукам — Чесночиха
1959 — Первый день мира — фрау Мария Фишер
1959 — Баллада о солдате — телеграфистка на вокзале (нет в титрах)
1959 — Аннушка — колхозница в черном платке
1960 — Чудотворная — Варвара, мать Родьки
1960 — Серёжа — эпизод (нет в титрах)
1960 — Первое свидание — Тоня Смурова, жена Павла, буфетчица
1961 — Девчата — Вера Тимофеевна Круглова
1961 — Битва в пути — Нина
1962 — Молодо-зелено — эпизод
1963 — Человек, который сомневается — мать Тани
1963 — Большие и маленькие — Вера Игнатьевна Коробова, библиотекарь
1964 — Где ты теперь, Максим? — мать Максима
1965 — Чистые пруды — мама Сергея
1965 — Сердце матери — Анна Ульянова
1966 — Серая болезнь — Женя
1966 — Верность матери — Анна Ульянова
1968 — Доживем до понедельника — Светлана Михайловна, учительница русского языка и литературы
1970 — Хуторок в степи — Татьяна Ивановна, тетя
1972 — Человек на своём месте — Анна Петровна Звягина, передовая доярка
1972 — Возвращение скрипки — Надежда Ивановна
1973 — Возврата нет — Антонина Ивановна Короткова, инструктор райкома
1974 — Ваши права? — Светлана Глебовна, инспектор детской комнаты милиции
1975 — Шторм на суше — Марфа Корнеевна, мама Мити
1975 — Сто дней после детства — Ксения Львовна
1975 — В ожидании чуда — экскурсовод
1976 — Солдат и мать (короткометражный) — мать
1977 — Школьный вальс — Соловьёва, мама Дины
1977 — Фронт за линией фронта — жена Герасима Павлушкина
1977 — «Посейдон» спешит на помощь — Надежда Васильевна Чигринова
1978 — Иванцов, Петров, Сидоров — Лариса Павловна, жена Сидорова
1979 — Моя Анфиса — мать Николая
1979 — Крутое поле — Серафима
1981 — Шестой — Ольга Васильевна, мать Александра
1981 — Путешествие в Кавказские горы — Клавдия Михайловна
1981 — В небе «Ночные ведьмы» — Марья Ивановна, комиссар
1982 — Открытое сердце — Наталья Павловна, старшая медсестра
1983 — Серафим Полубес и другие жители Земли — Марфа
1985 — Господин гимназист — Елена Ивановна Ступина, мать
1986 — Конец операции «Резидент» — Нестерова Вера Сергеевна
1987 — Ссуда на брак — Варвара Петровна, руководитель
1987 — Николай Подвойский — Мария Ульянова
1987 — Визит к Минотавру — Анна Александровна Яблонская
1989 — И вся любовь
1990 — Шапка — Лариса Евгеньевна, жена Каретникова
1991 — Призраки зелёной комнаты — миссис Лэдлоу
1991 — Под маской Беркута — эпизод
2003 — Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант-1 — Капитолина Макаровна
2004 — Опера-1. Хроники убойного отдела — Полина Витальевна
2005 — Нина Меньшикова. Сердце матери (документальный)
2006 — Человек безвозвратный — Елизавета Петровна
Озвучивание Нины Меньшиковой:
1961 — Белая роза (Rosa blanca)
1961 — 300 спартанцев (300 Spartans, The)
1963 — Крещённые огнём (Skąpani w ogniu) — Рутка (роль Беаты Тышкевич)
1966 — Он убивать не хотел (მაცი ხვიტია) — Эка (роль Мананы Абазадзе)
1966 — Мужчина и женщина (Un homme et une femme) — Анна Готье (роль Анук Эме)
1966 — Крылья песни — Сабира (роль Торгын Тасыбековой)
1967 — Возвращение улыбки (киноальманах) (роль С.Чиаурели)
1968 — Кукла (Lalka) — Изабелла Ленцкая (роль Беаты Тышкевич)
1968 — Всё на продажу (Wszystko na sprzedaż) — актриса (роль Эльжбеты Кемпиньской)
1969, 1970 — Десница великого мастера — царица Мариами (роль Софико Магалашвили)
1969 — Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли? (They Shoot Horses, Don’t They?)
1970 — О любви — Галина (роль В. Фёдоровой) (нет в титрах)
1971 — Подозреваются все (A gyilkos a házban van)
1971 — Оцеола (Osceola — Die rechte Hand der Vergeltung) — Глэдис Рейнс (роль Карин Уговски)
1971 — Невестка — Бибитач (роль Айнабат Аманлиевой)
1971 — Маленькая исповедь (Maža išpažintis) — Элеонора Гульбинене (роль Руты Сталилюнайте)
1972 — Расследование поручено мне (Hekus lettem)
1972 — Воскресный музыкант — читает текст
1973 — Белый клык (White Fang / Zanna Bianca)
1975 — Эликсир молодости (Elixirul tineretii) — жена Пынзару
1975 — Доктор Франсуаза Гайан (Docteur Françoise Gailland) — Франсуаза Гайан (роль Анни Жирардо)
1975 — В Сантьяго идет дождь (Llueve Sobre Santiago) — Мария Оливарес (роль Анни Жирардо)
1976 — Знакомство по брачному объявлению (Cours après moi que je t’attrape) — Жаклин Брашер
1976 — Грибной человек (Hombre de los hongos, El) — Эльвира (роль Иселы Вега)
1978 — Несколько интервью по личным вопросам — мать Софико (роль Кетеван Орахелашвили)
1984 — Легенда Серебряного озера (Gümüşgöl Əfsanəsi) — Фатьма-Ханум
1985 — И на камнях растут деревья (Dragens fange) — читает текст
Нина Меньшикова
- Актриса, Люди за кадром
- Дата и место рождения: 8 августа 1928 (90 лет), Москва, Россия
Участвовала 5
Ее коллеги по цеху
Советская и российская актриса Нина Меньшикова за свою жизнь снялась и приняла участие в дублировании более, чем 70 фильмов. В число лучших фильмов с ее участием входят «Доживем до понедельника», «Сережа», «Баллада о солдате» и другие. Нина Меньшикова получила звание Народной артистки РСФСР.
Фильмография Нины Меньшиковой / Nina Menshikova
- Человек безвозвратный (2006)
- Евлампия Романова 1: Сволочь ненаглядная (ТВ, 2003)
- Призраки зеленой комнаты (1991)
- Шапка (1990)
- … И вся любовь (1989)
- Ссуда на брак (1987)
- Николай Подвойский (Страницы жизни) (1987)
- Визит к Минотавру (мини-сериал, 1987)
- Конец операции «Резидент» (1986)
- Серафим Полубес и другие жители Земли (1985)
- Господин гимназист (1985)
- Открытое сердце (1982)
- Путешествие в Кавказские горы (1981)
- Шестой (1981)
- В небе «ночные ведьмы» (1981)
- Моя Анфиса (1979)
- Иванцов, Петров, Сидоров (1978)
- «Посейдон» спешит на помощь (1977)
- Школьный вальс (1977)
- Шторм на суше (1975)
- В ожидании чуда (1975)
- Сто дней после детства (1975)
- Возвращение скрипки (1973)
- Возврата нет (1973)
- Человек на своем месте (1972)
- Хуторок в степи (1970)
- Доживем до понедельника (1968)
- Серая болезнь (1966)
- Верность матери (1966)
- Чистые пруды (1965)
- Сердце матери (1965)
- Где ты теперь, Максим? (1965)
- Человек, который сомневается (1963)
- Большие и маленькие (1963)
- Молодо-зелено (1962)
- Битва в пути (1961)
- Девчата (1961), Top250: 127
- Чудотворная (1960)
- Первое свидание (1960)
- Сережа (1960)
- Аннушка (1959)
- Первый день мира (1959)
- Баллада о солдате (1959)
- Человек с планеты Земля (1958)
Олег Меньшиков, биография, новости, фото
Имя: Олег Меньшиков (Oleg Menshikov)
День рождения: 8 ноября 1960 (58 лет)
Место рождения: Серпухов
Рост: 178 см Вес: 78 кг
Восточный гороскоп: Крыса
Категория: Российские актеры
Биография Олега Меньшикова
После рождения сына семье выделили «хрущевку» неподалеку от Каширского шоссе. Здесь, на юге столицы, в районе Коломенского, и прошли детство и ранняя юность актера. В 1967 году он отправился в первый класс общеобразовательной школы №866, за партами которой прилежно просидел все 10 лет. Учился хорошо, отличником не был, но обостренное самолюбие не могло позволить ему хватать тройки. Параллельно он посещал музыкальную школу (класс скрипки).
Одноклассница актера Мария Копосова вспоминала, что с первых лет учебы все девочки класса были без памяти влюблены в Олега. Он был красив, вежлив, остроумен и всегда опрятен, мог удивить какой-нибудь музыкальной импровизацией. Вместе с тем он был весьма обидчив и, хотя относился ко всем с симпатией, вел себя сдержанно. Например, когда в начальных классах к нему за парту подсадили девочку, он провел мелом черту на середине и следил, чтобы соседка ее не пересекала.
Годы студенчества
Талант Меньшикова как актера был замечен в девятом классе. Вместе с родителями молодой человек пришел на свадьбу девушки, чья мама была художницей по костюмам в Малом театре. На торжестве он словно превратился в человека-оркестра: играл на фортепиано, аккомпанировал танцорам и певцам. Среди гостей оказался преподаватель Высшего Театрального училища имени Щепкина Владимир Монахов. Он неотрывно наблюдал за мальчиком, а в конце вечера пригласил Олега на прослушивание.
Меньшиков представил педагогу «Желания славы» Александра Пушкина. «Конечно, это было несовершенно, да и откуда взяться совершенству в его возрасте? Но главным было то, что в эти минуты я видел, как Олег сам становится поэтом. Я понял, что он одарен актерски. И одарен незаурядно. Он напоминал мне Жерара Филипа, великого романтика, принца французской сцены и экрана. » – вспоминал Монахов.
Когда в 1977 году Меньшиков получил школьный аттестат, вопрос «Кем быть?» перед ним не стоял. Он подал документы в «Щепку» и поступил с первого раза. Его зачислили на курс ректора училища, Николая Афонина. Внимание к талантливому мальчику было приковано уже с первого курса. Олег с однокурсниками постоянно создавал различные юмористические номера, а студенческие капустники с Меньшиковым в училище запомнили на долгие годы. Тонкий юмор и наблюдательность юного актера помогали воплощать на сцене забавные события из жизни вуза.
На выпускном курсе Олег Меньшиков сыграл в спектакле «Нашествие», который поставил Николай Агафонов. Причем главная роль писалась именно для Олега, но сам он попросился на второстепенного персонажа. «Он играл чванливого, туповатого, самоуверенного офицера с тайной иронией, и очень точно по рисунку», – вспоминал режиссер спектакля, – В результате Олег создал шедевр. Я и тогда не боялся этого слова, отмечая его работу, и теперь смело повторяю. Все училище сбегалось посмотреть Меньшикова в роли Вернера, так было интересно наблюдать за ним».
Первые роли в кино
«Покровские ворота»
Интересно, что в это время Меньшикова утвердили на роль в картине «Частная жизнь» Юлия Райзмана, но режиссеры договорились, что Меньшиков все-таки останется в «Покровских воротах».
Удачно в это время складывалась и театральная карьера. Меньшиков сыграл одну из самых заметных ролей – Ганечку в «Идиоте», в 1985 году оставил Театр Советской Армии, далее работал в театре имени Ермоловой, куда перешел вместе с Татьяной Догилевой и Александром Балуевым.
Олег Меньшиков никогда не боялся сложного материала, однако его настрой был сломлен руководителем театра Валерием Фокиным. Вскоре после неприятности с постановкой по Набокову «Приглашение на казнь» (Меньшиков, жаждущий сыграть Цинцинната, отказался от роли Пьера и в итоге не участвовал в спектакле вообще), актер покинул театра и разорвал отношения с бывшими коллегами. Позже он перешел в театр им. Моссовета, где был занят в постановке «Калигула» (1990).
В кино актер снимался уже реже. Он тщательно отбирал и сами роли, и режиссеров, так что каждая его новая работа становилась событием. Именно он, по мнению многих критиков, вытянул картину «Дюба-дюба» Александра Хвана (1992) – ленту даже номинировали на золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля.
Через два года Меньшиков сыграл одну их своих самых сильных ролей – Митю в «Утомленных солнцем» Никиты Михалкова – в прошлом интеллигента, затем солдата, иммигранта поневоле, участника белого движения и, наконец, НКВДшника, приехавшего арестовать Сергея Котова.
Лента с участием Меньшикова, Никиты Михалкова, 7-летней дочери режиссера Нади, Ингеборги Дапкунайте, Вячеслава Тихонова и целой плеяды других замечательных актеров была удостоена «Оскара» как лучший фильм на иностранном языке.
Следом – еще одна неоспоримая удача: прапорщик Саша Костылин из «Кавказского пленника» Сергея Бодрова, современной адаптации одноименного рассказа Льва Толстого. Вместе с сослуживцем Иваном Жилиным (Сергей Бодров-младший) он попадает в чеченский плен. Картина получила номинации на «Оскар» и «Золотой глобус», а режиссер и ключевые актеры были удостоены премии «Ника» (всего же лента собрала 5 статуэток «Ника» из семи номинаций), а Бодров и Меньшиков получили приз Кинотавра в номинации «Лучшая мужская роль».
Нина Меньшикова
Советская и российская актриса Нина Меньшикова недаром получила звание «Народная артистка РСФСР». Из-за неброской внешности женщина не могла играть роковых красавиц, но ее талант позволял справляться с другими ролями. Зрителям она запомнилась в образе Светланы Михайловны в фильме «Доживем до понедельника» и по киноленте «Девчата».
Актриса Нина Меньшикова
Нина родилась в Москве летом 1928 года. Евгений Александрович, ее отец, нес военную службу, а мать Татьяна Григорьевна занималась домашними делами и воспитанием ребенка. Хотя семья Меньшиковой никакого отношения к кино не имела, девочка с детства всячески себя проявляла. Ей нравилось быть в центре внимания, а позднее она твердо решила, что ее профессия будет связана со съемками в фильмах.
Детские годы Нины нельзя назвать безоблачными, начавшаяся в 1941 году война лишила ее многого. Она знала, что такое голод, холод и страх за свою жизнь и здоровье родителей. А с началом первых военных действий ее отправили в эвакуацию. Хотя Меньшикова и сопротивлялась, не хотел оставлять родной дом, все же ее вывезли в деревню, где та прожила следующие 2 года.
Нина Меньшикова в молодости
Чтобы обеспечить себя едой, как и другим детям, Нине приходилось работать. Так девочка познакомилась с тяжелым сельским трудом и на время перестала мечтать о фильмах, а только ждала момента, когда сможет вернуться в Москву.
В 1943 году Меньшикова переезжает обратно в столицу, там оканчивает среднюю школу. Когда пришло время выбирать вуз, Нина даже не задумывалась и сразу подала заявление во ВГИК. Девушка выбрала актерский факультет и попала на курс советского актера и режиссера театра и кино Бориса Бабочкина.
Нина Меньшикова
Обучение для девушки было интересным и увлекательным, однако руководителю курса она не нравилась. Он заявил, что внешность не позволит ей играть ярких запоминающихся персонажей и вообще не видит в ней перспективы. Бабочкин утверждал, что Нина не соответствует стандартам кинематографии, а все ее учебные работы намеренно забраковывал и не выставлял оценку выше среднего балла.
Вероятно, другая студентка после такой характеристики и предвзятого отношения пала бы духом. Но Нина недолго расстраивалась, она имела сильный и стойкий характер и быстро придумала решение своей проблемы, что впоследствии кардинально изменило ее биографию.
Актриса Нина Меньшикова
После 2 лет критики от Бабочкина Меньшикова решила перевестись на другой курс. Причем ее не смутило, что там обучались студенты на год младше ее. Новым руководителем Нины стал кинорежиссер, актер и сценарист Герасимов Сергей. Под его руководством девушка раскрылась, показала талант, а после нескольких лет обучения стала профессионалом выбранного дела.
Талант начинающей актрисы не был незамечен, ей назначили сталинскую стипендию, а после окончания обучения выдали характеристику, в которой отметили любознательность и наблюдательность, способность самостоятельного решения задач, а также игру персонажей разных возрастов. Подтверждением тому стали дипломные работы студентки в постановках «Юность Петра» и «Анна Каренина».
Дебют в кино у артистки состоялся в 1954 году с игры в короткометражной ленте «Переполох» в роли гувернантки. Картину снимали студенты ВГИКа для дипломной работы. Роль была маленькой, Нина с ней справилась, показав преподавателям свой талант и профессионализм.
Нина Меньшикова в фильме «Девчата»
В дальнейшем девушку приглашали в основном на главные роли. Среди узнаваемых работ артистки – фильмы «Баллада о солдате», «Девчата» и «Доживем до понедельника». Хотя список фильмографии у Меньшиковой и так внушительный, ролей могло быть еще больше, если бы она принимала все предложения от режиссеров.
В комедийной ленте «Девчата» Меньшикова сыграла «маму Веру» – добрую, понимающую и правильную женщину. Самым трагичным персонажем, которого представила на экране актриса, стала Варвара в фильме «Чудотворная». Женщине пришлось перевоплотиться в маму мальчика Ивана, который нашел икону, и с того момента все жители села верят, что он святой. Однако от такого внимания Ваня и его мать страдают.
Нина Меньшикова в фильме «Доживем до понедельника»
Отрицательную роль Меньшикова сыграла в ленте «Доживем до понедельника». Женщине пришлось показать противоречивый характер учителя литературы Светланы Михайловны. Артистка успешно справилась с поставленной задачей и заставила зрителей переживать личную драму персонажа. За эту роль ее наградили Государственной премией СССР.
В последние годы актерской карьеры Меньшикова снялась всего в двух лентах. Ими стали телесериал «Евлампия Романова. Дело ведет дилетант» в 2003 году и фильм «Человек безвозвратный» в 2006 году.
Личная жизнь
Личная жизнь знаменитой актрисы сложилась удачно, ей посчастливилось встретить человека, с которым она прожила всю жизнь. Мужем Меньшиковой стал Станислав Ростоцкий. Их знакомство состоялось еще в студенческие годы, мужчина тоже учился во ВГИКе и впоследствии стал известным кинорежиссером, актером и сценаристом.
Нина Меньшикова и Станислав Ростоцкий
Нина с первого взгляда влюбилась в него, но из-за природной скромности на взаимность чувств даже не рассчитывала. Другие студентки тоже восхищались красавцем, а он тем временем даже не собирался связывать жизнь с актрисами, поскольку считал их несерьезными.
Более близкое знакомство режиссера и будущей жены Ростоцкого состоялось во время их совместной поездки в деревню. Точнее, Станислав ехал туда с товарищем, а Меньшикову взяли с собой как повариху. Там мужчина и понял, что Нина – это его судьба. В 1956 году молодые люди поженились.
Нина Меньшикова с семьей
Для Нины этот брак стал подарком судьбы, их отношения строились на понимании, взаимном уважении и огромной любви. А вскоре после свадьбы Нина родила мужу сына Андрея, больше детей в семье Меньшиковой-Ростоцкого не было. Кстати сын решил продолжить династию актеров, отучился и тоже стал сниматься в фильмах, работал каскадером и режиссером.
Супруги счастливо прожили до середины 2001 года. В августе актриса потеряла мужа, причиной смерти Станислава стал обширный инфаркт. А через год на женщину свалилось новое несчастье, скончался ее единственный сын Андрей, который к тому моменту успел подарить матери внучку.
Могила Нины Меньшиковой и Станислава Ростоцкого
После этой трагедии Меньшикова прожила еще 5 лет. Смерть актрисы наступила от повторного инсульта в декабре 2007 года. Похороны прошли на Ваганьковском кладбище, женщина погребена рядом с мужем. На могилах супругов установлены черные гранитные памятники, на которых выгравированы фото актеров.
За год звезда фильма «Девчата» потеряла все самое дорогое
Нина Меньшикова была замужем за знаменитым Станиславом Ростоцким и снялась у него один раз. Она не сыграла у Рязанова в «Гараже» роль Ии Савиной, потому что ее Стасик в это время ехал в экспедицию на Валдай. Но Меньшикова не то что не считала себя и не выглядела жертвой – в ней всегда был стержень, который многие пытались безуспешно поломать. Однажды то, чего не смогли люди, сделала судьба.
Нина против Чапаева
Два фильма с участием Меньшиковой точно смотрели все – «Девчата» и «Доживем до понедельника». Говорят, она по жизни была похожа на свою «маму Веру» – такая же скромная, уютная и одновременно отстаивающая собственную правду.
Нина родилась 8 августа 1928 года в Москве. Когда началась война и квартиры обходили в поисках детей, которых следовало эвакуировать, Меньшикова пряталась под стол. Потом ее все-таки вывезли в село, где она научилась всему, что умеет крестьянка.
Отец-военный не мог понять: что это за профессия – артистка? Но Нину рекомендовал во ВГИК Борис Бибиков, которого все помнят в роли очаровательного педагога Фроси Бурлаковой («Приходите завтра…»). Вот только зачислили ее на курс к легендарному «Чапаеву» – Борису Бабочкину, а тот Нину невзлюбил: какая-то неяркая.
Кадр из фильма «Приходите завтра…» (Борис Бибиков, Зинаида Дьяконова, Екатерина Савинова)
Меньшикова не полезла на рожон, а добилась перевода на младший курс к Сергею Герасимову. И стала его любимицей.
«И сами собой в штабеля укладываются»
Многие помнят этот диалог из «Девчат»: «Ой, мама Вера, так хочется быть красивой… Вот иду я по улице, а все встречные ребята столбенеют. А те, кто послабее, падают-падают-падают и сами штабелями укладываются». Лет за 10 до этого Нина переживала примерно те же чувства. На их курсе училась красавица Алла Ларионова, и казалось, что предмет обожания всех девочек ВГИКа, будущий режиссер Станислав Ростоцкий, на ней женится. Нина любила его издалека.
Только один раз они случайно оказались вместе в троллейбусе, долго разговаривали, провожать он ее не пошел. Зато неожиданно позвал в Киржач. Вместе с другом он собирался там писать сценарий к своему фильму, и парням просто нужна была «домоправительница». Нина согласилась моментально, собрала полные сумки, надела лучшее синее платье… Сценарий долго ждал, когда о нем вспомнят.
Объяснением в любви Ростоцкого к Нине было его признание: любимец института, танцор и музыкант, пикантно прихрамывающий, на самом деле ходил на протезе от колена. На войне ему отдавил ногу советский танк в пылу атаки.
«Первые радости»
Так символично назывался дебютный фильм Нины Меньшиковой, и сразу же – главная роль. Но таковых в ее биографии насчитывается не очень много. У нее было удивительное лицо: она играла сестру Ленина, предлагали ей партработников и милиционерш, но при этом была та же мама Вера или эпизодическая, но незабываемая телеграфистка из «Баллады о солдате». Помните, как одноногий фронтовик, боящийся жалости, хочет телеграфировать жене: не жди, мол, не вернусь. И Меньшикова за секунды сыграла биографию этой исстрадавшейся женщины, которая бы все отдала, лишь бы ее любимый вернулся просто живым.
Нина Меньшикова в фильме «Баллада о солдате»
В ее реальной жизни муж каждый год менял протез, ведь Ростоцкий очень много работал. Это он снял «…А зори здесь тихие», «Белый Бим Черное ухо», «Дело было в Пенькове» и другую классику кино. Мотался по экспедициям бесконечно, терпел адские боли. Нина научилась обрабатывать культю, делать ежедневные обезболивающие уколы.
В 1980 году Ростоцкому поставили страшный диагноз, предстояла серьезная операция. Меньшикова специально ходила к мужу в больницу в новых платьях и с новыми прическами. Ростоцкий прожил еще 21 год.
«Доживем до понедельника»
Рождение сына Андрюши было для нее абсолютным счастьем – после туберкулеза ей категорически не советовали иметь ребенка. При этом ее постоянно приглашали сниматься, только не собственный муж.
Лишь однажды она сама попросила у него роль – это была «русичка» Светлана Михайловна в «Доживем до понедельника». Ростоцкий и Меньшикова специально придумали героине не шедший актрисе пучок, ужасный костюм. Но при этом Меньшикова сыграла трагедию одиночества и тщательно подавляемую любовь к историку Илье Семеновичу (Вячеслав Тихонов). Эта роль принесла ей Госпремию СССР.
Со стороны их брак казался идеальным. Они действительно никогда не выносили «сор из избы». Ростоцкий был искренне убежден: чтобы снять хорошо актрису, режиссер должен в нее влюбиться. И он влюблялся. Однажды, по свидетельствам друзей, чуть не ушел из семьи. А потом писал в дневнике, сколько он мог потерять, если бы не его чудо – Нина.
Зато, когда в Меньшикову на съемках влюбился очень известный оператор, Ростоцкий лично приехал в экспедицию и настоял, чтобы его жену сняли с роли. При этом Нина Евгеньевна, которая, конечно же, не изменяла своему мужу, на все вопросы «что между вами было?» загадочно молчала. Она была очень умная женщина.
После славы
Жизнь Станислава Ростоцкого, как и многих корифеев, изломал V съезд Союза кинематографистов 1986 года. Ему было плевать на утерянные регалии. Ростоцкий не мог понять, почему рушится Советский Союз, за который он чуть не погиб на войне, и многого другого тоже.
Мудрая Меньшикова сделала так, что семья переехала в Ленинградскую область. Постепенно все устаканилось, Ростоцкого начали приглашать на разные фестивали. Андрей, ставший актером, режиссером и каскадером, по известности уже превосходил отца, не говоря о матери, которая этому только радовалась.
Нина Евгеньевна только-только отметила свое 73-летие, и они с мужем отправились на выборгский фестиваль «Окно в Европу», где Станислав Иосифович был президентом. На провинциальной дороге режиссеру стало худо, а приехавшая «скорая» не имела необходимого оборудования…
Андрей Ростоцкий в фильме «Дни Турбиных»
Не прошло и года, как 45-летний Андрей Ростоцкий, красавец, спортсмен и обожаемый женщинами не меньше, чем его отец, поехал выбирать место для нового фильма в окрестностях Сочи. Возле водопада «Девичьи слезы» он внезапно сорвался со скалы и погиб.
Нина Евгеньевна редко плакала не то что на людях, а даже в самом близком кругу. И теперь, казалось, она не была сломлена, оставалась внучка Ольга. Но потом женщину настиг тяжелый инсульт. Актриса потеряла речь, у нее была парализована правая сторона тела. При этом она занималась с логопедом, выучилась красиво писать левой рукой.
Ей часто звонил по телефону друг их семьи – Вячеслав Тихонов. Нина Евгеньевна не могла разговаривать, но эти односторонние беседы продолжались часами.
Она ушла 26 декабря 2007 года, очень тихо, в звании народной артистки России, которое сегодня часто носят актрисы несравненно меньшего дарования.
Добавить коммент