Николас Виндинг Рефн
- Режиссер, Люди за кадром
- Дата и место рождения: 29 сентября 1970 (48 лет), Копенгаген, Дания
Участвовал 6
Его коллеги по цеху
Датский режиссер, сценарист, продюсер и актер.
Николас Виндинг Рефн (Nicolas Winding Refn) родился в кинематографической семье: его отец — режиссер Андрес Рефн (Anders Refn), мать — оператор Вибеке Виндинг (Vibeke Winding). В 1993 году Николас стал выпускником Американской академии драматических искусств, а через три года поставил свою первую полнометражную картину — криминальную драму «Дилер» («Pusher»). Проект оказался очень успешным, и впоследствии Рефн снял два сиквела этой ленты.
Самой известной работой Николаса Виндинга Рефна стал вышедший в 2011 году триллер «Драйв» («drive»). Картина принесла своему создателю мировую славу и восторженные отзывы критиков, а также собрала богатый урожай наград, среди которых — номинация на «Оскар«, две номинации на премию Британской академии кино, приз за лучшую режиссуру и номинация на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля, номинации на «Золотой Глобус«, «Сезара«, «Давида ди Донателло«.
Следующий фильм режиссера, арт-хаусный криминальный триллер «Только Бог простит» («Only God Forgives»), был встречен куда более прохладно и повторить успех «Драйва» не смог.
Фильмография Николаса Виндинга Рефна / Nicolas Winding Refn
Режиссер
Кристалл / The Incal
Прогулка с мертвецом (2015) I Walk with the Dead
Только Бог простит (2013) Only God Forgives
Gucci Premiere (2012) (короткометражка)
Драйв (2011) drive
Вальгалла: Сага о викинге (2009) Valhalla Rising
Бронсон (2008) Bronson
Марпл: Немезида (ТВ, 2007) Agatha Christie Marple: Nemesis
Дилер 3 (2005) Pusher 3
Дилер 2 (2004) Pusher II
Страх «Икс» (2002) Fear X
Истекающий кровью (1999) Bleeder
Дилер (1996) Pusher
Сценарист
Прогулка с мертвецом (2015) I Walk with the Dead
Только Бог простит (2013) Only God Forgives
Дилер (видео, 2010) Pusher
Вальгалла: Сага о викинге (2009) Valhalla Rising
Бронсон (2008) Bronson
Дилер 3 (2005) Pusher 3
Дилер 2 (2004) Pusher II
Страх «Икс» (2002) Fear X
Истекающий кровью (1999) Bleeder
Дилер (1996) Pusher
Продюсер
Прогулка с мертвецом (2015) I Walk with the Dead
Дилер (2012) Pusher
Игра Блэка (2012) Svartur a leik
Дилер 2 (2004) Pusher II
Истекающий кровью (1999) Bleeder
Актер
Китаист (2005) Kinamand
Дилер (1996) Pusher
11 крутых фильмов от датского кинорежиссёра Николаса Виндинга Рефна
«Мне всегда нравились персонажи, которые под давлением обстоятельств должны трансформироваться, и в итоге неизбежно становятся теми, кем они должны стать», – говорит Рефн.
Николас Виндинг Рефн – один из самых влиятельных режиссёров нынешнего поколения с уникальным стилем. Его фильмы сочетают напряжённость, захватывающий сюжет, акты жестокости и красочность с сюрреалистическим, артхаусным акцентом. Несмотря на то, что насилие стало неотъемлемой составляющей киновселенной Рефна, оно не разыгрывается хаотично или необоснованно. За ним всегда стоят оправдательные мотивы.
В фильмографии датского режиссёра 10 полнометражных картин, пара короткометражек и два сериала. Крутые фильмы Рефна многим по душе. Дебютная картина «Дилер» стала культовой на его родине. За «Драйв» он получил приз на Каннском кинофестивале в номинации «Лучшая режиссура». Предлагаем пересмотреть.
Дилер / Pusher (1996)
Рейтинг на Кинопоиске – 7; IMDb – 7,4
Своим дебютом Рефн сделал себе имя, хотя и сам не ожидал, что фильм когда-нибудь покинет Данию. Окунувшись в тему городской преступности, он правдоподобно обличил суровую повседневную жизнь пары мелких мошенников, которые оказываются в тяжёлом положении.
Зритель, знакомый исключительно с последними работами режиссёра, может крайне удивиться тому, насколько отличается тон и стиль «Дилера». Датчанин начал свою карьеру с гораздо более реалистичного кино, стилизованного под документалку, с характерной блуждающей камерой, съёмкой с рук. Эта манера разительно контрастирует с его современными работами.
Драма сфокусирована на переживаниях ключевого персонажа, а поскольку проблемы нарастают с пугающей динамикой и убедительностью, эмоциональные американские горки воспринимаются через экран максимально волнующе. Катастрофичность положения, в котором оказывается персонаж, ощутима и оставляет отчаянное желание посмотреть продолжение. Мировые кинокритики назвали «Дилера» первым датским гангстерским фильмом.
Истекающий кровью / Bleeder (1999)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,8; IMDb – 6,8
Вторая режиссёрская работа Рефна близка по духу «Дилеру», но весьма обделена зрительским вниманием, хотя сам фильммейкер считает её своим наиболее интересным творением и первой попыткой сплести несколько жанров воедино.
Ведущие актёры здесь те же, что и в первой киноленте режиссёра, – Ким Бодния и Мадс Миккельсен. Повествование уводит зрителя в уже знакомую, мрачную и неприглядную сторону Копенгагена. При этом фильм затрагивает несколько тем, в том числе мотив дружбы, взаимоотношения в паре и синефилия. Последнее относится к персонажу Миккельсена, блестяще сыгравшего робкого продавца в салоне видеопроката. В фильме рассмотрены романтические отношения, но не в весёлом ключе, а в связке с нетерпимостью и насилием.
Страх «Икс» / Fear X (2003)
Рейтинг на Кинопоиске – 6; IMDb – 6
Этот психологический триллер – первый англоязычный фильм Рефна. Его режиссёр снимал за пределами Дании. Ему же он обязан банкротством. Поскольку картина принесла финансовый крах, Рефн вернулся к своей первой полнометражке, к «Дилеру», и снял продолжение, в надежде заработать на успехе первой части. Планы оправдались настолько, что последовала и третья часть.
Безусловным достоянием «Страха «Икс»» стало исполнение Джона Туртурро, сыгравшего охранника торгового центра, одержимого выяснением личности и мотивов убийцы своей жены. Он больше известен съёмками в комедиях («Делай, как надо!», «Большой Лебовски»), но тут показал свою актёрскую универсальность. Стоит отметить и непредсказуемость сюжета, гарантирующего увлекательный просмотр.
Дилер 2 / Pusher II (2004)
Рейтинг на Кинопоиске – 7; IMDb – 7,4
Продолжение пушера заняло 12 лет. Но долгое ожидание того стоило. Время позволило Рефну улучшить режиссёрские навыки и снять редкий сиквел, превзошедший оригинал.
«Дилер 2» нельзя назвать непосредственно прямым продолжением событий первого фильма. В нём на первый план выступает судьба второстепенного персонажа из первой части – Тонни (история Фрэнка из первой части остаётся неизвестной, но о нём вскользь упоминают). Исходное напряжение сохраняется. Герой, не имя возможности спастись от пагубной среды, становится её частью, но без катарсиса не обходится.
Режиссёр о своём кино сказал:
«»Дилер 2″ – фильм о сыне [в исполнении Мадса Миккельсена], который всю жизнь мечтает о любви отца, но понимает, что ему нужно убить его, чтобы освободиться от его грехов. В нём зарождается осознание, что у него есть собственный ребёнок, и ответственность за него. Это внезапно заставляет его действовать. И это счастливый конец, хотя и мрачный, но персонаж становится тем, кем он должен был стать. Словно он постиг собственную сущность. «Драйв» в этом смысле похож. Водитель должен стать супергероем, и ему отказано в таких радостях, как отношения, дружеское общение. А почему ему в этом было отказано? Потому что он предназначен для чего-то большего».
Дилер 3 / Pusher III (2005)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,1; IMDb – 7,3
Третья и заключительная часть микроэпической саги Рефна о преступном мире знаменует собой последнее датскоязычное начинание режиссёра. Персонаж Мило в исполнении Златко Бурича, который служил своего рода антагонистом в первых двух фильмах, становится главным героем третьей части. В преступных затеях героя поджидают напасти кафкианского характера. Стареющий наркодилер посещает общество анонимных наркоманов, мечтает пышно отпраздновать дочкин день рождения с собственноручно приготовленными блюдами, при этом испытывает давление со стороны соратников по наркобизнесу.
Бронсон / Bronson (2008)
Рейтинг на Кинопоиске – 7; IMDb – 7,1
Биографический фильм, основанный на истории жизни реальной фигуры, – Чарли Бронсона, также известного как Чарльз Сальвадор. Он продолжает отбывать сроки «за решёткой» в жестокой и бесчеловечной тюремной системе, увековечивающей насилие, которое якобы обещает остановить.
Этот чудесный сплав вымысла и достоверности уникальным образом в подробностях описывает подвиги Бронсона, мускулистого и агрессивного британца, склонного к дракам и полному пренебрежению к власти. Он отсидел в более 120 исправительных учреждениях Великобритании, преимущественно в карцере. Повествование восходит к его детским годам, когда герой ещё звался Майклом Питерсоном, и охватывает события его взрослой жизни. Том Харди, готовясь к этой роли, лично встречался с Бронсоном и настолько впечатлил уголовника, что тот сбрил свои усы и отправил их актёру. Как элемент образа.
Вальгалла: Сага о викинге / Valhalla Rising (2009)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,7; IMDb – 6
Повествование следует за неуловимым, безмолвным воином по прозвищу Одноглазый. Прежде чем пуститься в путешествие к неизведанным берегам с группой шотландцев, одержимых поисками Святой Земли, ему предстоит выстоять в боях, вырваться из рабства и поквитаться с бывшими хозяевами.
Холмистые просторы Шотландии усилили спланированную режиссёром атмосферу. К тому же у этой картины значительно менее многословный стиль, чем у предыдущих работ Рефна, чем он ясно даёт понять, что действия для него куда красноречивее слов.
Неоновый демон / The Neon Demon (2016)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,1 ; IMDb – 6,2
Сюжет следует за юной провинциалкой Джесси, приехавшей в Лос-Анджелес с намерением построить карьеру в модельном бизнесе. Но её красота и молодость вызывают ревность у других девушек, готовых на любые ухищрения, чтобы сохранить привлекательность и востребованность.
Режиссёра можно уличить в крайне негативном восприятии женской вселенной. В версии Рефна индустрия моды – мир, где модель модели волк. Но картина идеально оформлена. Здесь захватывающий дух визуальный ряд и прекрасная композиция.
Только Бог простит / Only God Forgives (2013)
Рейтинг на Кинопоиске – 6; IMDb – 5,7
«Только Бог простит» – первый фильм Рефна, снятый после нео-нуарного триллера «Драйв». Эта жестокая история о мести разворачивается на фоне неоновых огней Бангкока. Главную роль снова доверили Райану Гослингу. Он сыграл американца Джулиана, руководящего клубом тайского бокса в Бангкоке, который служит прикрытием для торговли наркотиками. Старший брат Джулиана, Билли, насилует и убивает 16-летнюю проститутку. Лейтенант тайской полиции Чанг позволяет отцу девушки избить Билли, но тот заходит слишком далеко и расправляется с убийцей дочери. В Бангкок прилетает мать братьев, Кристалл, чтобы отомстить за смерть сына.
Фильм не богат репликами, но он выполнен в выразительном графическом стиле. Тишину чаще нарушает звук ножа, вонзающегося в чьё-то горло.
Драйв / Drive (2011)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,2; IMDb – 7,8
Этот нео-нуарный триллер с элементами боевика можно назвать одним из самых крутых фильмов 21-го века. И он принёс победу Рефну на Каннском кинофестивале 2011 года в номинации «Лучшая режиссура».
Здесь Райан Гослинг исполнил роль неприметного и загадочного автомеханика, подрабатывающего каскадёром и водителем у грабителей. Он влюбляется в свою новую соседку и попадает в цепь передряг с типичным для Рефна неистовым насилием. Картина заслуженно стала самой популярной работой режиссёра. Она почти совершенна во всех аспектах кинопроизводства, вплоть до стильного шрифта, используемого в титрах.
Слишком стар, чтобы умереть молодым / Too Old To Die Young (сериал 2018 – . )
Этим сериалом датский режиссёр выходит на малые экраны, чтобы перенести зрителя в прекрасно знакомый ему мир, где льётся кровь, слепят неоновые огни, предостаточно крутых персонажей и долгого молчания.
Сюжет прост. Детектив в стремлении расследовать убийство своего напарника открывает для себя самую жестокую и кровавую сторону Лос-Анджелеса. Он оказывается в мире, заполненном наёмными убийцами из рабочего класса, гангстерами якудза, наёмниками наркокартеля из Мексики, предводителями русской мафии и бандами подростков-убийц. Основные съёмки первого сезона из десяти эпизодов завершились в августе. Премьера сериала ожидается на Amazon.
Николас Виндинг Рефн
День рождения: 29.09.1970
Город: Копенгаген, Дания
Семья: женат, двое детей
Официальные страницы и социальные сети
Датский режиссер, сценарист, продюсер и актер Николас Виндинг Рефн родился в конце сентября 1970 года в Копенгагене. Тот факт, что он выбрал для себя творческий путь не стало сюрпризом для его родителей ведь его отец Андрес Рефн тоже режиссер, а мать Вибеке Виндинг известная в узких кругах оператор.
У супружеской пары есть есть один сын Каспер, он певец. Интересно, что семья Виндинг Рефн жила на две страны — часть времени они проводили в Дании, а часть в Соединенных Штатах Америки.
Николас имеет классическое образование — в 1993 году в Нью-Йорке он закончил Американскую академию драматического искусства. Интересно, что в фильмографии Виндинг Рефна не фигурируют его студенческие работы.
Его дебютом стал полнометражный криминальный триллер «Дилер» 1996 года, для которого начинающий режиссер также написал сценарий. В нем же Николас сыграл небольшую роль. Картина привлекла внимание зрителей и благодаря этому получила два продолжения. Но о них чуть позже.
В 1999 году режиссер снимает второй полный метр «Истекающий кровью», а в 2002 заканчивает работать над триллером «Страх «Икс». Оба проекта нельзя назвать успешными. Следующими работами режиссера как раз и стали сиквелы «Дилер 2» и «Дилер 3». Для них Виндинг Рефн вновь самостоятельно написал сценарии.
В 2008 году режиссер выпускает криминальный боевик «Бронсон», рассказывающий о жизни одного из самых опасных преступников Британии. Картина собрала в мировом прокате более двух миллионов долларов и заняла достойное место в фильмографии этого талантливого датчанина.
Еще через год на экраны выходит первый фэнтезийный проект Рефна «Вальгалла: Сага о викинге», который проваливается в прокате.
Зато положение режиссера резко меняется в 2011 году, когда он заканчивает работу над картиной «Драйв» с Райаном Гослингом. На данный момент ее можно назвать самой известной работой датчанина, которая понравилась не только зрителям, но и критикам.
В копилке фильма «Драйв» «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля, врученная за лучшую режиссуру, а также масса номинаций других фестивалей.
Интересные заметки:
Следующая лента Рефна «Только Бог простит» успеха не повторила, но последняя картина режиссера «Неоновый демон» все же всколыхнула сообщество критиков. Они вновь отметили его номинациями в Каннах. «Золотую пальмовую ветвь» и Квир-Пальмовую ветвь за освещение ЛГБТ-темы в кино фильм не получил, но зато выиграл статуэтку за лучшего композитора.
Интересно, что в фильмографии Николаса Виндинг Рефна есть и сериалы. Так он поработал над одним из эпизодов многосерийной ленты «Мисс Марпл Агаты Кристи», а в 2018 году ожидается выход многосерийной новеллы «Слишком стар, чтобы умереть молодым», который он снял от А до Я.
Если говорить о личной жизни датского режиссера, то она сложилась давно. Николас Виндинг Рефн женат, его супруга Лив Корфиксен актриса и бывшая модель, во многом его фильм «Неоновый демон» вдохновлен именно супругой. В этом союзе у пары родилось двое детей: дочь и сын.
Кроме того, режиссер дружит со многими актерами, с которыми работает, отдельно стоит выделить главных звезд его фильмов Мадса Миккельсена и Райана Гослинга.
Почему все думающие люди должны полюбить фильмы Николаса Виндинга Рефна
К выходу сериала «Слишком стар, чтобы умереть молодым» Лайфхакер рассказывает о неповторимом стиле создателя «Драйва» и «Неонового демона».
Николас Виндинг Рефн — необычный и самобытный режиссёр. Его работы могут балансировать на грани арт-хауса и криминального триллера, но всегда выглядят захватывающе. Даже несмотря на то, что действие в них иногда развивается очень медленно.
В своём первом сериале «Слишком стар, чтобы умереть молодым» Рефн снова обратится к своим излюбленным темам криминала и мести, смешав нуарный детектив с эстетикой самураев.
Почти каждый фильм режиссёра — самобытное творение, которое обязаны посмотреть все киноманы и интеллектуалы. Ведь такого подхода к съёмкам, глубины историй и неизбитых образов не найти больше ни у кого.
Рефн снимает актёров в неожиданных образах
Уилл Смит, Роберт Дауни — младший, Дженнифер Энистон — если назвать эти имена, зрителям приходят в голову совершенно определённые и похожие экранные образы из разных фильмов. Однако Рефн показывает актёров так, как никто другой.
Мадса Миккельсена сейчас все знают как одного из самых фактурных европейских актёров. Сразу на ум приходят «Казино „Рояль“», «Доктор Стрэндж», «Ганнибал» — стильные и необычные образы.
«Дилер»
Но если включить фильм «Дилер» — дебют Рефна в режиссуре, а Миккельсена в большом кино, — можно увидеть нелепого хулигана Тони, который помогает главному герою продавать наркотики. Это бритый наголо эмоциональный преступник в спортивной куртке и с татуировкой на затылке.
В «Истекающем кровью» актёр уже перевоплощается в скромного и замкнутого продавца видеокассет. Герой Миккельсена здесь смотрит десятки фильмов и знает о них всё, но не может заговорить с понравившейся ему девушкой.
И всё тот же Миккельсен появляется в фильме «Вальгалла: Сага о викинге» в роли молчаливого одноглазого воина, безжалостно расправляющегося со своими врагами.
«Вальгалла: Сага о викинге»
Трудно представить, что в одном и том же актёре можно разглядеть настолько непохожие друг на друга образы. Отчасти это, конечно, благодаря мастерству Миккельсена. Но всё же именно режиссёр создаёт такие яркие типажи.
Обаятельный Том Харди в фильме Рефна «Бронсон», основанном на биографии реального человека, превратился в агрессивного заключённого. Для роли Чарльза Бронсона актёр набрал почти 20 килограммов. Но главное, режиссёр не стал превращать фильм в стандартную биографию.
«Бронсон»
Главный герой будто рассказывает о своей жизни с театральной сцены. И у Харди здесь есть простор как для отражения реального характера героя, так и для циркового гротеска, подчёркнутого гримом.
Райан Гослинг к моменту съёмок «Драйва» уже появлялся в кино в разных ролях, но всё же его знали как актёра любовных драм и романтических комедий. Но Рефн показал его в образе настоящего героя в «Драйве» и бойца в «Только Бог простит».
«Драйв»
И даже не приходится говорить, насколько ярко «Неоновый демон» раскрыл актрису Эль Фаннинг. Красота молодой девушки стала главной темой фильма, где модельная внешность героини превратилась в зловещий атрибут истории.
Фильмы Рефна невероятно красивы
Творчество режиссёра принято делить на три периода: датский, британский и американский. Они действительно отличаются по стилю и визуальному ряду, но каждый из них по-своему эстетичен.
Эффект присутствия и визуализация эмоций
Ранние картины Рефна выглядят максимально реалистично — они сняты на ручную камеру, которая везде следует за героями. Это позволяет зрителю как бы самому участвовать в событиях.
Николас Виндинг Рефн делает акцент на эмоциях персонажей, с каждым фильмом изобретая всё более вычурные приёмы. Насилие и убийства в картинах часто представлены не прямо, а через реакцию свидетелей — важнее увидеть не саму смерть, а то, как её восприняли окружающие.
В фильме «Страх „Икс“», где работник торгового центра расследует убийство своей жены, её гибель показана через объектив камер наблюдения — картинка очень плохая, на ней почти ничего не разглядеть. Но видео крутят снова и снова, чтобы зритель ощутил переживания героя.
«Страх „Икс“»
Таким образом, жестокость становится для Рефна не методом провокации, к чему склонен другой знаменитый дачтанин Ларс фон Триер, а художественным приёмом для раскрытия характеров персонажей.
Режиссёр смешивает реальность с фантазиями и видениями, а в поздних картинах и вовсе переходит к художественным аналогиям. В «Неоновом демоне» милая девушка идёт работать моделью и сталкивается с жестоким миром шоу-бизнеса. И когда она сближается со своей визажисткой, в её дом врывается пума — хищник, олицетворяющий характер новой знакомой. А искусственная кровь из начала фильма превращается в реальное убийство в финале.
«Неоновый демон»
Скрытые переживания Рефн не пытается передать закадровым текстом или другими лобовыми приёмами. Он специально замедляет темп истории, двигая камеру очень медленно, а иногда и заставляя людей практически замирать на месте. Это превращает его фильмы в почти медитативные истории, где ощущения зачастую важнее действия.
Симметрия и отражения
Самый любимый приём Рефна для создания захватывающей картинки — симметричные кадры. То есть левая и правая половины (или верхняя и нижняя) отражают друг друга.
Любимые фильмы Николаса Виндинга Рефна
«Вампир: Сон Алена Грея» (Карл Теодор Дрейер, 1932)
Кадр: Tobis Filmkunst
«„Вампир“ всегда напоминает мне об одном мистическом сне, который я пережил в раннем детстве. Обязательно пересматриваю эту картину перед съемками каждого нового фильма».
«Ночной прилив» (Кертис Харрингтон, 1961)
Кадр: Phoenix Films
«Лучшая в истории кино комбинация мистики, любви и ужаса. Кертис Харрингтон, с которым мне посчастливилось познакомиться незадолго до его смерти, был настоящим визионером, талант которого не был оценен. Я настолько влюблен в эту картину, что даже купил права на нее и владею негативом. Интересно, что ее снимали до эпохи Нового Голливуда, но она насквозь пропитана духом индивидуальности и новаторства. Чистое и вечное кино».
Кадр: Paul Gregory Productions
«„Ночь охотника“ — прекрасный пример превосходства кинематографа над литературой, потому что здесь изображение говорит больше, чем могла бы выразить тысяча слов. Для меня это величайший хоррор. Такая страшная сказка».
Кадр: Michael Powell (Theatre)
«Люблю „Подглядывающего“. Судьба этого фильма замечательно иллюстрирует, что может случиться с режиссером, если он отважится снять что-нибудь столь же мощное („Подглядывающий“ вызвал скандал, разрушивший кинокарьеру Майкла Пауэлла). Зато фильм значительно опередил свое время. И конечно он повлиял на меня и „Неонового демона“».
Кадр: Canadian Film Development Corporation (CFDC)
«Не фильм, а великолепная смесь секса и насилия».
«Тело для Франкенштейна» (Пол Моррисси, 1973)
Кадр: Braunsberg Productions
«Единственный фильм, о котором я жалею, что не сделал его сам. Пол Моррисси, Энди Уорхол, Франкенштейн, секс, смерть — все эти составные являются синонимами хорошего вкуса».
Кадр: Image Ten
«Иногда фильм-родоначальник жанра (речь идет о зомби-хорроре) остается и лучшим его образцом».
Кадр: Vortex
«Именно благодаря этому фильму я понял, что кино — это самостоятельная форма искусства».
Кадр: F.D. Cinematografica
«Пожалуй, назову „Ад каннибалов“, потому что это совершенно омерзительное кино, досмотреть которое до конца невозможно. Для меня такое тяжеловато. Я, конечно, признаю достоинства этой картины, но она невыносима. Зато идея ее очень интересна: испытание человека грехом. Посмотрев этот фильм однажды, вы его никогда не забудете, это точно».
Кадр: Hawk Films Ltd.
«Смотреть „Сияние“ — это все равно, что наблюдать за чистым террором. В фильме нет иной цели, кроме как терроризировать зрителя».
Кадр: Brandywine Productions Ltd.
«Яркий пример того, как проект с концептом би-муви в умелых руках голливудского режиссера становится блокбастером и шедевром».
Кадр: American International Pictures (AIP)
«Один из тех фильмов, в которых собрана целая куча жанров: научная фантастика, хоррор, детектив, экзистенциальная драма. А костюмы тут просто безумные: очень стильные, с элементом поп-арта. Марио Бава работал в то же время, что и другие великие итальянцы, вроде Федерико Феллини и Микеланджело Антониони, и я считаю его равным им».
« Суспирия » (Дарио Ардженто, 1977)
Кадр: Seda Spettacoli
«Абсолютно „кокаиновое“ кино».
«Квайдан: Повествование о загадочном и ужасном» (Масаки Кобаяси, 1964)
Кадр: Bungei
«Когда речь заходит о фильмах про привидений, никто не сравнится с японцами».
«Токийский скиталец» (Сэйдзюн Судзуки, 1966)
Кадр: Nikkatsu Corporation
«Уникальный, яркий, неповторимый и мой любимый фильм».
«Сторонник насилия» (Пит Уолкер, 1971)
Кадр: Pete Walker Film Productions
«Фильм, привлекший меня своим названием. Это одна из череды странноватых гангстерских картин, которых в свое время много снимали в Великобритании».
«Долина кукол» (Марк Робсон, 1967)
Кадр: Red Lion
«Эту картину я специально показывал Эль Фаннинг перед съемками „ Неонового демона “. Действительно интересное и очень сложное кино. Мне в нем нравится, что во время просмотра ты не понимаешь, что именно ты смотришь. Мелодраму, комедию или что? И именно поэтому многие критики ополчились на фильм — мы боимся того, чему не можем найти определения».
Кадр: Bavaria Film
«Прекрасная история взросления на фоне свингующего Лондона 60-х. Смешно, что фильм снят поляком, причем преимущественно в Германии. Помню, как смотрел его первый раз и думал: „Господи, это что-то по-настоящему уникальное“. И еще здесь присутствует сказочная история любви, какие мне очень по душе. Если вы были подростком, влюбленным в кого-то старше вас, „Глубина“ вам определенно понравится».
Кадр: ABKCO Music and Records
«„Святая Гора“ — это фильм, дающий настоящий новый опыт. Нет картины, которая была бы похожа на эту. Думаю, она — пример того, как кино позволяет выйти куда-то в область трансцендентного».
«Жидкое небо» (Слава Цукерман, 1982)
Кадр: Z Films Inc.
«Уникальный научно-фантастический фильм и, пожалуй, лучший фильм о нью-йоркской клубной сцене».
«Смешанная кровь» (Пол Моррисси, 1984)
Кадр: Sara Films
«Я думаю, что Пол Моррисси является одним из величайших американских режиссеров 60−70-х годов. Он настоящий вуайерист, придавший новый смысл фетишизму. „Смешанная кровь“ — совершенно сногсшибательная криминальная драма, боевик в оперном стиле. И здесь интересно показан Нью-Йорк в те годы, которые не слишком хорошо запечатлены в кино».
«Восход Скорпиона» (Кеннет Энгер, 1964)
Кадр: Puck Film Productions
«Еще один очень стильный фильм. Он очень вдохновляет, потому что весь построен на фетише. Как замечательно здесь используется музыка и как здесь создан фантастический мир. Я бы сказал, что это идеальный пример современного кино, несмотря на то, что фильм снят в 60-х. Я не киновед, но могу заметить, что многое из того, что мы сегодня используем в кино и рекламе, корнями уходит к Кеннету Энгеру».
«Представление» (Николас Роуг и Дональд Кэммелл, 1970)
Кадр: Goodtimes Enterprises
«Довольно чокнутое кино. В нем много от контркультуры и сочетаются разные элементы. Фильм показывает, как далеко может зайти искусство. Любое развитие раздвигает существующие границы. Поэтому если у кого-то такие же цели — рекомендую посмотреть этот фильм».
« Битва за Алжир » (Джилло Понтекорво, 1966)
Кадр: Casbah Film
«Мне было двадцать четыре года, когда я снял свой первый фильм — „ Дилер “. Все, что только было возможно — и в визуальном плане, и в техническом, я украл из „Битвы за Алжир“».
«Сладкий запах успеха» (Александр Маккендрик, 1957)
Кадр: Curtleigh Productions Inc.
«Чистое кино, созданное идеальной комбинацией режиссуры, драматургии, операторского мастерства, музыки, звука и актерской игры».
Кадр: Crossroads
«Просто великий фильм, значение которого с годами не слабеет. И что также важно, это очень стильное кино».
«Моя собачья жизнь» (Лассе Халльстрем, 1985)
Кадр: FilmTeknik
«Этот фильм я смотрел в юности вместе со своей мамой. Единственная картина, помимо „Этой замечательной жизни“, во время просмотра которой я плакал от счастья».
Кадр: Silver Screen Partners IV
«„Красотка“ — величайший фокус Голливуда. Потому что с точки зрения морали это абсолютная пустышка. Вдумайтесь в сюжет. Великое кино, которое морально отвратительно, но успешно представлено как сказка».
Кадр: Epsilon Motion Pictures
«Отличный фильм, да и Тони Скотта я вообще люблю. Очень гротескное кино, где месть подается как чистая порнография. Я видел много безумных вещей в кино, и именно в них все самое интересное».
Кадр: Gray-Film
«Люблю некоторые фильмы Феллини, особенно „Сладкую жизнь“. Не исключено, что это вообще самый великий из когда-либо снятых фильмов».
Календарь «Сплетника»: режисер Николас Виндинг Рефн и его фильмы
Сегодня день рождения отмечает знаменитый датский режиссер, а также продюсер, сценарист и актер, Николас Виндинг Рефн, получивший в этом году приз Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру. Ему исполняется 41 год. Поздравляем!
Николас Виндинг Рефн родился 29 сентября 1970 года в Копенгагене. Мир кино был знаком ему с детства: он сын режиссера, сценариста и монтажера Андерса Рефна.
В возрасте восьми лет Николас переехал с родителями в Нью-Йорк, а в 17 вновь вернулся в родной Копенгаген, чтобы окончить там среднее образование. Получив аттестат, он без промедления вернулся в Нью-Йорк, где начал обучение в Американской академии драматических искусств (American Academy of Dramatic Arts). Однако, окончить ее будущему триумфатору кинофестивалей было не суждено: Николаса исключили после того, как он разбил парту о стену.
Тем не менее, тяга к знаниям у Рефна не пропала. Он подал документы в Датскую киношколу (Danish Film School), куда его с готовностью приняли. Но и это заведение Рефн не окончил.
Однако, отсутствие диплома не помешало Николасу в самые короткие сроки стать знаменитым. Все началось с того, что он снял короткометражный фильм для малоизвестного кабельного телеканала. Он сам написал сценарий картины и выступил в качестве режиссера и актера. После ее показа, Николасу поступило предложение превратить короткометражку в большой художественный фильм. Так, в возрасте 24 лет, Рефн снял свой первый фильм — триллер «Бандюганы» (1996 год). В нем речь идет о мелком уличном наркодилере, задолжавшем большие деньги своим поставщикам. Бескомпромиссная картина стала по-настоящему культовой и принесла режиссеру международное признание.
Вторая картина Рефна — триллер «Истекающий кровью» (1999 год) — также получилось жестокой. В основе сюжета — взаимоотношения молодой пары. Лео не доволен своей жизнью и тем, что его девушка — Луиза — забеременела. Став однажды свидетелем жестокой расправы, он и сам начинает прибегать к насилию, вымещая злость на девушке.
Лента была представлена на Венецианском кинофестивале 1999 года, а также удостоена приза Международной федерации кинопрессы.
Третий фильм Рефна — триллер «Страх «Икс» (2002 год), главную роль в нем исполнил Джон Туртурро. Героям картины Николаса, как обычно, пришлось многого натерпеться. Беременная жена главного героя была убита на подземной стоянке. Полиция не смогла найти виновного, и тогда герой решает начать собственное расследование.
Картина была представлена на фестивале независимого кино Sundance Film.
Далее Николас решил вновь обратиться к своей первой картине «Бандюганы». В 2004 и 2005 годах вышли сиквелы «Бандюганы 2» и «Бандюганы 3». В 2005 году на кинофестивле в Торонто была показана вся трилогия «Бандюганов».
В 2007 году Рефн выступил в качестве режиссера британского телефильма «Марпл: Немезида».
В 2009 году вышел приключенческий боевик Рефна «Вальгалла: Сага о викинге» о немом воине, обладающем сверхъестественными способностями.
В этом году на Каннском кинофестивале был представлен новый фильм Рефна «Драйв» с Райаном Гоcлингом и Кэри Маллиган (2011 год) в главных ролях, за который Николас получил приз как лучший режиссер.
Райан Гослинг и Николас Виндинг Рефн
Сейчас в планах у Николаса новый проект — триллер «Бог простит». Как обычно у Рефна, речь пойдет о криминальном мире.
Николас женат на актрисе Лив Корфиксен, у них один ребенок. Николас и Лив стали героями документального фильма Gambler (2006 год) о финансовых трудностях, с которыми Рефн столкнулся после фильма «Страх Икс» (2003 год) и успехе, который его ждал после сиквелов «Бандюганов.»
Николас с супругой Лив
Среди увлечений режиссера — коллекционирование игрушек, таких как роботы и машинки.
В день рождения пожелаем Николасу новых захватывающих проектов!
Человек тяжелой судьбы: 6 героев режиссера Николаса Виндинга Рефна
Этой осенью на российские экраны выходит «Только Бог простит» — новая картина Николаса Виндинга Рефна, в которой англичанин Джулиан на протяжении полутора часов будет противостоять неуязвимому экс-копу с катаной во мраке бангкокской ночи. Чем интересен уже второй подряд фильм датского режиссера с молчаливым Райаном Гослингом и медитативным саундтреком Клиффа Мартинеса, можно понять, проследив всю мифологию героев Рефна.
На первый взгляд кажется, что скандинаву с труднопроизносимой фамилией не позавидуешь — он, почти как его герои, обречен получать тумаки со всех сторон. Снобы-синефилы, вроде как бы издалека признающие его за своего, обвиняют Рефна в непотребной эстетизации ультранасилия; любители посмотреть на то, как простые парни разбивают друг другу лица и отрезают разные части тела, не могут понять, как режиссер умудряется даже одноклеточный сюжет с расчлененкой превратить в занудный эстетский клип длиной в полтора часа. Весь секрет в том, что Рефн просто очень любит кино и уже давно выбрал не столько тему, сколько героя, о котором он это кино и снимает, не отвлекаясь на мелочи, вроде остроумных диалогов или динамичного сюжета.
Николас Виндинг Рефн
Рожденному в семье кинематографистов и росшему в Нью-Йорке Рефну казалось, открыты все пути в индустрию, однако он выбрал далеко не самый тривиальный — будучи студентом Американской академии драматических искусств, датчанин бросил учебу и уехал в Копенгаген снимать свой первый фильм. Дебют Рефна «Дилер» — этюд в кроваво-красных тонах о жизни и смерти копенгагенских торговцев наркотиками, снятый без единого намека на голливудский лоск. Главный герой Фрэнк — лысеющий барыга в спортивном костюме — попадает в долговую яму к местному наркобарону-балканцу и начинает судорожно бегать по городу в поисках денег, останавливаясь лишь для того, чтобы лишний раз раскроить кому-нибудь череп и занюхать дозу кокаина.
Простой жлоб Фрэнк, попав в серьезную передрягу, действует, как умеет. Его насилие абсолютно правдоподобно, в нем нет ни капли от миловидного Райана Гослинга из поздних фильмов Рефна, а то, как он вытрясает душу из задолжавшего наркомана, напоминает не клишированные кадры из гангстерских фильмов, но сцену бытового насилия с RuTube. Фрэнк — это первая фаза вечного героя Рефна — мужчины, без лишних раздумий готового разбить кому-нибудь лицо, если того требует ситуация, представителя вымирающего вида, который не может не восхищать очкарика-киномана.
«Дилер» — этюд в кроваво-красных тонах о жизни
и смерти копенгагенских торговцев наркотиками,
снятый без единого намека
на голливудский лоск.
«Истекающий кровью», 1999 год
На волне успеха дебютной ленты Рефн еще раз решил использовать яркий актерский состав: Кима Бодния, Мадса Миккельсена и Златко Бурича. Но так как снимать франшизы в те времена было совсем немодно, режиссер решил отойти от бытописания бандитского подполья, но буквально на полшага: новыми героями стали вечно уставший пролетарий Лео, работающий в кинопрокате аутист Ленни и двинутый на насилии бонхед Луис.
«Истекающий кровью» — самый простой и искренний фильм Рефна, и это чувствуется даже по тому, как датчанин раскидывает себя сразу по двум альтер эго. В то время как Лео, не в силах совладать с переживаниями по поводу будущего отцовства, избивает жену и вступает в смертный бой с ее братом Луисом, помешанный на кино Ленни в несколько заходов приглашает на свидание официантку из соседней забегаловки. В первый и пока последний раз добавив в свой фильм альтернативную линию, Рефн оставляет хеппи-энд для нормального застенчивого парня, одновременно с этим лишая его привилегии героически истечь кровью в жестокой разборке.
Сам Николас Виндинг Рефн очень далек от своих брутальных киногероев: он не курит, не употребляет алкоголь
и наркотики и вообще собирает игрушечных роботов.
«Дилер 2», 2004 год
История Тонни — в своем роде роман воспитания. Начиная привыкать к собственному сыну и своей роли родителя, главный герой параллельно борется с древнейшим страхом каждого мальчика — страхом перед фигурой собственного отца. События приобретают размах древнегреческого мифа, и в результате лысый татуированный гопник в исполнении Мадса Миккельсена достигает катарсиса, знаменующего переход во взрослую жизнь.
Тонни — очаровательный
в своей тупости отморозок,
раз за разом принимающий неверные решения.
В 2002 году Рефн попробовал дебютировать в Голливуде, но потерпел сокрушительный провал. Нео-нуар с Джоном Туртурро в роли охранника, расследующего гибель своей жены, показался критикам слабым трибьютом Дэвиду Линчу и вогнал режиссера в крупные долги. Рефн заложил дом, а потом снял серию «Мисс Марпл» и еще две части полюбившегося зрителю «Дилера», чтобы остаться на плаву.
«Бронсон», 2008 год
Оправившись от провала «Страха Икс», Рефн во второй раз попробовал снять фильм за пределами родной Дании — бюджет на «Бронсона» ему дали на британских островах. «Бронсон», собственно, и стал посвящением Рефна старой доброй Англии, бескомпромиссно стильным набором клише: серые пейзажи, характерный акцент, универсальное ругательство cunt, лысый богатырь в подтяжках, тюремное насилие и хиты Pet Shop Boys. Фильм стал переходом от сурового бандитского кино, местами напоминающего балабановских «Братьев», к выверенным до миллиметра визуальным шедеврам, по которым датского режиссера станут идентифицировать после «Драйва».
История Майкла Питерсона, уже в тюрьме взявшего псевдоним в честь голливудского актера, интересна и без всякого кино — отпрыск богатой валлийской семьи, сын мэра города, он рос без всяких детских травм, но в 19 женился, затем раскачался и стал выступать в цирке, а в 26 попал в тюрьму за ограбление почтового отделения и с тех пор уже более 36 лет путешествует по исправительным заведением Англии, регулярно наращивая срок за нарушение режима. Бронсон Рефна — это уже стопроцентный киногерой практически без следов человеческой личности, вся его жизнь — нескончаемый спектакль (о чем нам прозрачно намекают, показывая стендапы героя в гриме), безудержное насилие ради насилия. Том Харди сыграл, пожалуй, лучшую роль в жизни и создал одного из самых ярких и одновременно самых далеких от своего режиссера персонажей.
Серые пейзажи, характерный акцент, универсальное ругательство cunt, лысый богатырь в подтяжках, тюремное насилие
и хиты Pet Shop Boys.
Три главных актера
Именно экзотичный для Скандинавии брюнет среднего роста с проплешинами стал первым ключевым актером у начинающего Рефна. Надо сказать, не зря — Бодния действительно удавалось передать характер неприятного маленького человека, попадающего под пресс обстоятельств и безуспешно пытающегося из-под него выбраться.
Это сейчас Миккельсена все узнают как идеального Ганнибала Лектера, а в свое время именно роли в «Дилере» и «Истекающем кровью» принесли бывшему балеруну успех в датском кинематографе.
Трудно сказать, что именно Рефн открыл миру Гослинга, но факт остается фактом: роль в Драйве явно укрепила позиции ныне одного из самых узнаваемых молодых актеров в мире. К тому же канадец стал близким другом режиссера и, чем черт не шутит, может надолго забронировать место главного героя в его фильмах.
«Вальгалла: Сага о викинге», 2009 год
Глядя на постеры седьмого фильма Рефна, можно представить себе что-то вроде «300 спартанцев» или «13-го воина» — и очень сильно ошибиться. Седьмая лента датчанина даже близко не походит на исторический экшен. «Вальгалла» — это медитативный, лишенный внятного сюжета рассказ о викингах-христианах, плывущих в Святую землю, но попадающих в свой личный ад (на самом деле, кажется, в Северную Америку), зрелище абсолютно бескомпромиссное — либо вы плюетесь и выключаете фильм на середине, либо окунаетесь в атмосферу и испытываете смутное чувство ужаса и тревоги глядя на то, как в одиночестве сходят с ума воины, которым не с кем воевать.
Одноглазый пикт, которого вновь играет любимый Мадс Миккельсен, молчит не потому, что он крутой — у него вырезан язык (а Одноглазый, как вы понимаете, — это не просто кличка). Это новый виток развития сакрального героя Рефна, который с невозмутимым видом дробит врагам голову булыжником, перерезает горло и насаживает их головы на кол, но не имеет перед собой никакой видимой цели. Ангел смерти с мальчиком-рабом, который общается за него, Одноглазый движется инерционно, в финале обретая успокоение в последней безнадежной схватке.
«Вальгалла» — это медитативный, лишенный внятного сюжета рассказ
о викингах-христианах, плывущих в Святую землю,
но попадающих
в свой личный ад.
Фильмы, без которых не было бы Николаса Виндинга Рефна:
Техасская резня бензопилой
1974
Рефн не раз признавался в интервью, что в кино он влюбился, именно впервые посмотрев классический слэшер Тоба Хупера
1994
Увидев дебютный фильм своего ровесника Кевина Смита на Каннском кинофестивале, датчанин твердо решил, что тоже сможет снять свое кино.
1966
Как и в других фильмах Сэйдзюна Судзуки, главный герой — плохой парень, которому приходится сразиться с судьбой. Кто бы сомневался, что это один из любимых фильмов Рефна.
Добавить коммент