Актер Николай Парфенов — биография и личная жизнь: «сдох бы поскорее!» — шипели «родственники».
Николай Парфенов был одним из самых востребованных актеров советского кино, хотя всю жизнь играл небольшие роли. Но для счастливой и спокойной старости этого оказалось недостаточно.
Каждое появление Николая Ивановича на киноэкране заставляло нас улыбаться: его простоватые, порой чудаковатые персонажи обладали каким-то особым шармом. Артиста знали и любили, однако на склоне лет он стал никому не нужен.
БИОГРАФИЯ НИКОЛАЯ ПАРФЕНОВА
Будущий заслуженный артист РСФСР появился на свет еще в царской России, 26 августа 1912 года. Малой родиной для него стала Владимирская губерния. Именно там, в селе Сергеевы Горки, и жила семья Парфеновых. Она была вполне зажиточной — отец Николая сумел пройти путь от простого крестьянина до помощника капитана большого парохода, курсировавшего по Волге.
Кормильца семья потеряла внезапно, когда маленькому Коле было всего семь лет. Мать, обезумевшую от нежданного горя, жалели и поддерживали ее шестеро детей. Кто-то занялся заготовкой дров, кто-то кормом для скотины, кто-то огородом. Постепенно дела наладились и даже пошли в гору, но завистливые односельчане решили выгнать Парфеновых из родной деревни. Слишком уж они богатые и чересчур счастливые — одним словом, «кулаки поганые»!
Главный удар судьбы вдова приняла на себя -добровольно отправилась на север осваивать торфяники. Детей же самоотверженная женщина отправила в столицу. И не прогадала: в большом городе каждый из них нашел свое место. Мария и Антонина стали выпускницами МГУ, Евдокия занялась историей, Борис выбрал профессию педагога, Анна удачно вышла замуж и нашла себя в домашних хлопотах. Николай же,проработав разнорабочим на предприятии «Серп и молот», в конце двадцатых годов стал студентом при Театре Моссовета, а через пять лет был принят в труппу. Эту сцену, первую и единственную, он покинул лишь в конце восьмидесятых.
Год за годом Парфенов выходил на театральные подмостки, чтобы играть вместе с такими звездами, как Фаина Раневская, Ростислав Плятт, Вера Марецкая, Николай Мордвинов, Любовь Орлова. Однако стенами театра свое профессиональное образование амбициозный артист не ограничил. Неисчерпаемым источником вдохновения для него служил Черемушкинский рынок Москвы. Как раз рядом, всего-то в двух кварталах от дома.
— Именно там люди всегда естественные, без пошлых масок и тривиальных штампов! — не раз объяснял свое «хобби» Николай Иванович. — И каждый день новые ситуации, новые эмоции. Рынок — это настоящий рай для актера!
Привычку в базарный день гулять по торговым рядам Парфенов сохранял на протяжении тридцати лет. Неудивительно, что со временем уже сам актер превратился в главную достопримечательность любимого рынка. Ему улыбались, с ним здоровались, жали руку в знак благодарности за яркие роли. Так Парфенов стал артистом не просто известным, но и по-настоящему народным.
Свою дебютную роль недотепы Митрофанушки из бессмертного творения Фонвизина «Недоросль» артист сыграл в начале 1930-х годов. Эта была его путевка в мир большого искусства — юным дарованием из провинции заинтересовались не только театральные, но и кинорежиссеры. «По семейным обстоятельствам», «Берегись автомобиля», «Афоня», «Дайте жалобную книгу», «Председатель», «На Дерибасовской хорошая погода. » — эти и многие другие советские киношлягеры украсил своей игрой Николай Парфенов.
Секрет поразительной востребованности «короля эпизодов» был прост: он, как никто другой, умел играть обычных советских людей -тех самых кондукторов, бухгалтеров, сторожей, проводников, руководителей профкомов, месткомов и, конечно же, бесчисленных советских НИИ. Просто всю жизнь он свято верил: у каждого маленького человека есть интересные черты и особенности.
Впрочем, актеру довелось сыграть и таких великих людей, как Лев Толстой и Федор Достоевский. Правда, не в «полном метре», а на киностраницах журнала «Ералаш». Нашел себя Парфенов и на эстраде — сколько дал концертов, сосчитать не мог никогда.
— Тысячи две точно наберется! — всегда весело хвастал артист. — Ну, а дальше пальцев загибать не хватит.
Родной Театр Моссовета Парфенов решил покинуть после 55 лет вдохновенного служения. Стало подводить здоровье — актеру уже было под восемьдесят. А еще на скопленные деньги Николай Иванович вместе с женой собирался повидать мир. Увы, не вышло. Вместо заслуженного отдыха его ждали одиночество и полная нищета.
НИКОЛАЙ ПАРФЕНОВ — ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ АКТЕРА
Первый раз Парфенов женился рано, еще до получения диплома актера. Его супругой стала коллега Ольга Васильева, родившая ему дочь Ирину. Однако союз оказался непрочным -любовь не выдержала груза бытовых проблем. Развод не лучшим образом повлиял на общий настрой и самооценку Николая: днями и ночами он стал пропадать в театре, а с противоположным полом и вовсе перестал общаться. Тогда сердобольные друзья свели его с Ларисой Алексеевной, работницей все того же Театра Моссовета, особой с приятной внешностью и хорошими манерами.
Судьба отвела им 47 счастливых лет брака, но общих детей так и не подарила. Под конец жизни Лариса Алексеевна перенесла инсульт и практически перестала ходить. Путешествие за рубеж пришлось отложить на неопределенный срок. А вскоре и ехать стало не на что — грянула инфляция 1992 года, обесценившая все сбережения актера. Парфенов в одно мгновение оказался на «свалке жизни», как и миллионы других граждан распавшегося Советского Союза.
Когда Парфенов овдовел, в его жизни остались лишь два близких человека — дочь Ирина и сестра Антонина Ивановна. Заходили, конечно, и приемные внуки, но лишь с одной целью — что-нибудь забрать у несчастного пенсионера. Сначала вынесли телевизор, а потом и всю мебель. В итоге оставили беззащитному старику одну лишь продавленную тахту, на которой тот спал в единственных тренировочных штанах.
— Мешаешься тут, сдох бы, что ли, поскорее! — всякий раз кидали Николаю Ивановичу жестокие «родственники».
Родной театр тоже не спешил поддержать ветерана сцены: о Парфенове благополучно «забыли», как только он уволился.
Однако на здоровье актер не жаловался и умирать не торопился. За всю жизнь он не выкурил ни единой сигареты, алкоголя чурался, по пустякам не нервничал, был спортсменом, охотником и рыболовом. Правда, стала серьезно подводить память: все чаще Парфенов забывал дорогу домой и мог часами блуждать по знакомым до боли дворам.
Наконец, Николай Иванович принял решение переехать в дом престарелых — специализированный, при Доме актера. Но и здесь Парфенова ждало разочарование: в пансионат принимали лишь тех, кто мог отдать свое жилье государству. С обшарпанной квартирой по улице Гарибальди актер готов был легко расстаться, однако оказалось, что в ней прописана внучка покойной Ларисы Алексеевны. Все операции с документами она провернула втайне от мужа еще много лет назад. Конечно, отказаться от наследства хваткая девушка и не подумала.
Скончался Николай Парфенов тихим рождественским вечером 1999 года от кровоизлияния в мозг. Перед смертью он, никогда не посещавший церковь, попросил свою сестру лишь об одном — перекрестить его. Первый и последний раз в жизни.
Какое-то время Антонина Ивановна хранила урну с прахом брата у себя дома, надеясь, что с ним придут проститься коллеги из театра. Но никто так и не явился, и она упокоила прах Николая Ивановича Парфенова на фамильном участке кладбища в Химках. Спустя годы к простому надгробию потянулись люди. Ведь великое видится лишь на расстоянии.
Леонид Парфенов — биография, информация, личная жизнь
Леонид Парфенов
Леонид Геннадьевич Парфенов. Родился 26 января 1960 года в Череповце Вологодской области. Советский и российский журналист, писатель, телеведущий, режиссер, актер, сценарист, продюсер, общественный деятель.
Леонид Парфенов родился 26 января 1960 года в Череповце Вологодской области.
Отец — Геннадий Викторович Парфенов (1931-2004), инженер-металлург, был главным специалистом по электротехническим сталям Череповецкого металлургического комбината.
Мать — Альвина Андреевна Парфенова (урожденная Шматинина, 1931 г.р.), преподавала в школе историю.
Младший брат — Владимир Парфенов (1966 г.р.), бизнесмен, владелец компании по продаже медицинского оборудования.
В детстве часто бывал на родине деда по матери в деревне Улома Вологодской области.
В школе любил гуманитарные предметы, прежде всего историю. Сам он рассказывал: «Мама преподавала в школе историю. Был такой стеллажик — он еще у мамы жив, нам его соседи отдали на бедность, под книжки. На четвертой полке от пола стоял Ключевский, василькового цвета. Оттуда у меня острое чувство истории. Вот давайте выйдем и прямо тут, на углу Даева и Сретенки, у десяти прохожих спросим: сначала Анна Иоанновна, а потом Елизавета Петровна или наоборот? А я всегда помню. Из-за мамы, из-за Ключевского, из-за книжек типа «Что такое? Кто такой? Спутник любознательных» у меня в очень раннем возрасте сложилось ощущение истории как процесса».
Леонид Парфенов в детстве
С ранних лет Леонида тянуло в журналистику, он хорошо владел словом и много писал в различные советские издания. В 1973 году на Всесоюзном слете юнкоров в «Артеке» получил грамоту «Лучшему юнкору «Пионерской правды». А его первый большой материал вышел в 1975 году и был посвящён фильму Сергея Соловьева «Сто дней после детства».
В 1977 году поступил на факультет журналистики Ленинградского университета имени Жданова. В общежитии проживал совместно со студентами из Болгарии, благодаря чему выучил болгарский язык. Окончил в 1982 году.
Много печатался в советской прессе — от «Красной Звезды» и «Правды» до «Московских новостей» и «Огонька».
В 1983 году был корреспондентом в газете «Вологодский комсомолец». Для газеты делал статьи на самые актуальные темы (молодёжная культура, мода, искусство), в частности, написал ряд заметок о Ленинградском рок-клубе.
Дружил с будущим известным рок-музыкантом Александром Башлачёвым. Именно на квартире у Парфёнова в сентябре 1984 году состоялась судьбоносная для Башлачёва встреча с Артемием Троицким, после которого тот организовал для Башлачёва первые квартирные концерты в Москве и Ленинграде.
Работал на Вологодском областном ТВ в Череповце — до своего отъезда в Москву в 1986 году. На областном ТВ провёл телеинтервью с Александром Бовиным, опальным музыкальным журналистом Артемием Троицким и лидером группы «Магнетик бэнд» Гуннаром Грапсом.
В 1992 году сделал цикл передач «Дело», рассказывающий о событиях, произошедших в мире в 1991 году.
Леонид Парфенов в молодости
В 1992 году взял интервью у Евгения Леонова, которое стало для популярного актёра последним.
В 1992 году Парфёновым, Константином Эрнстом, Игорем Угольниковым и экс-продюсером телекомпании ВИD Светланой Поповой была образована компания «Мастер ТВ» для производства собственных программ, которая просуществовала три года.
В октябре 1993 года переходит на работу в только что созданную телекомпанию НТВ, где решает вновь запустить программу «Намедни», но уже в формате «еженедельной информационной программы неполитических новостей».
15 марта 1995 года Леонид Парфёнов провёл выпуск ток-шоу Владислава Листьева «Час пик» на 1-м канале Останкино.
С октября 1995 по январь 1998 года (поочерёдно с Евгением Киселёвым и Павлом Лобковым) и с апреля по май 2001 года также вёл программу «Герой дня».
В 1997-2001 годах — ведущий исторической программы «Намедни 1961-2003: Наша эра».
С апреля 1997 по март 1999 года занимал пост главного продюсера НТВ, с декабря 1997 года входил в совет директоров этой телекомпании. На данной должности отвечал за неполитическое вещание телеканала, а также за дизайн, сетку вещания, премьеры, программы сторонних производителей. Под его руководством осенью 1997 года была запущена скандально известная программа «Про это» с Еленой Хангой, ставшая первым в истории российского ТВ ток-шоу о любви и сексе. Занимая данную должность, примерно в это же время пригласил в штат телекомпании Льва Новожёнова и Дмитрия Диброва.
В 1998 году в паре с Еленой Хангой вёл русскую версию игры «Форт Боярд».
В конце 1990-х — конце 2000-х часто приглашался в жюри Высшей лиги КВН. Дважды был членом жюри фестиваля «Голосящий КиВиН» (1997, 1999). В октябре 2000 года — ведущий и комментатор трансляции церемонии вручения телевизионной премии «ТЭФИ-2000» на НТВ. С ноября 2000 по май 2003 года вёл исторический документальный проект «Российская империя» на НТВ.
Во время конфликта журналистов с новым менеджментом в 2001 году занял сторону власти. Ряд коллег называли его «предателем». 16 апреля 2001 года был создан редакционный совет НТВ, куда помимо Парфёнова вошли Татьяна Миткова, Владимир Кулистиков и ряд журналистов. Позже, объясняя свою позицию во время того конфликта, он заявил, что журналисты во время освещения событий вокруг смены собственника НТВ «перегнули палку с корпоративной верностью» и «злоупотребляли эфиром», против чего он был сам. При этом он восстановил отношения с большей частью ушедших с НТВ в результате конфликта вокруг его собственника журналистов, в том числе и с Евгением Киселёвым.
В начале 2003 года коллективом программы «Намедни» во главе с Парфёновым была запущена информационная программа «Страна и мир», выходившая на НТВ.
В январе 2003 года большой общественный резонанс вызвал прошедший в эфир в программе «Намедни» сатирический сюжет Павла Лобкова о новом генеральном директоре НТВ, докторе медицинских наук Николае Сенкевиче, начальнике Парфёнова и Лобкова. В сюжете Лобков привёл доказательства, цитируя статью Сенкевича «Советы Вольтеру», что новый гендиректор НТВ по своей медицинской специальности не столько терапевт, а скорее — проктолог.
В ноябре из «Намедни» был изъят сюжет о книге «Байки кремлёвского диггера» Елены Трегубовой, о чём Парфёнов объявил прямо в эфире программы. Похожая история произошла в мае 2004 года, когда Парфёнов запланировал поставить в свою программу интервью с вдовой чеченского сепаратиста Зелимхана Яндарбиева. Главный редактор НТВ Александр Герасимов издал приказ, запрещающий транслировать этот сюжет в европейском эфире (сюжет уже был показан в восточной части страны), якобы по просьбе российских спецслужб, чтобы не повлиять на процесс над российскими гражданами, подозреваемыми в убийстве Яндарбиева в Катаре. Парфёнов опубликовал текст приказа в газете «Коммерсантъ», где так же был опубликован полный текст интервью. В руководстве сочли это нарушением корпоративной этики, и 31 мая 2004 года программа «Намедни» была закрыта, а самого Парфёнова уволили с НТВ.
С 5 декабря 2004 года по 20 декабря 2007 года был главным редактором журнала «Русский Newsweek».
Осенью 2006 года Парфёнов должен был стать ведущим музыкального проекта «Две звезды» на «Первом канале» в паре с Аллой Пугачёвой, однако во время съёмок программы в самом конце августа сломал пяточную кость, упав с двухметрового подиума.
В 2007 году начал работу над книгой-альбомом «Намедни. Наша эра», разделённой на четыре тома — по десятилетиям.
В 2000-е стал сниматься в рекламных роликах.
В 2009 году — постоянный член жюри программы Первого канала «Минута славы».
С 2010 по 2011 год совместно с Татьяной Арно вёл программу «Какие наши годы!» на Первом канале. С 2011 по 2013 годы вёл телепередачу «Волшебный мир Disney» на том же телеканале, сменив Ивана Урганта.
25 ноября 2010 года стал первым лауреатом премии имени Владислава Листьева. Выступая на церемонии вручения, Парфёнов подверг резкой критике ситуацию, сложившуюся на российском телевидении.
В 2011 году сыграл роль Щелкалова в драме Владимира Мирзоева «Борис Годунов». В фильме проблемы совести, экзистенциального выбора увязываются с историей страны.
Леонид Парфенов в фильме «Борис Годунов»
1 марта 2012 года в интернете состоялась премьера музыкального видео «Пока, Медвед!». Песня Васи Обломова, записанная вместе с Ксенией Собчак и Леонидом Парфёновым, высмеивает представления российской власти об оппозиции и посвящена неучастию президента Дмитрия Медведева в политической жизни страны. В мае того же года состоялась премьера второй серии музыкального видео, в котором они обращаются уже к Владимиру Путину — ролик назывался «ВВП». 31 декабря 2012 года в программе «Парфёнов 2012» был показан третий видеоклип Васи Обломова, Ксении Собчак и Леонида Парфёнова «Рэп-молебен в поддержку веры» — аллюзия на панк-молебен «Богородица, Путина прогони!» группы Pussy Riot.
С 8 апреля по 24 июня 2012 года — один из ведущих программы «Парфёнов и Познер» на телеканале «Дождь». Каждое воскресенье ведущие встречались в студии «Дождя», чтобы обсудить главные события последних дней друг с другом и гостями-ньюсмейкерами. В июне того же года передача была закрыта. Руководство Первого канала поставило Познера перед выбором — работать либо на «Первом», либо на «Дожде» — и он выбрал Первый канал.
24 марта 2013 года состоялся первый выпуск общественно-политического «еженедельного тележурнала» «Парфёнов», ведущим которого стал сам Парфёнов, а шеф-редактором — Александр Уржанов, бывший шеф-редактор программы «Центральное телевидение» на НТВ. Создателями выступили Фонд поддержки независимых СМИ, запустивший на своём сайте краудфандинг для сбора средств на производство программы, и телеканал «Дождь». После премьерного показа на телеканале «Дождь» программа бесплатно распространялась на региональных каналах.
В 2016-2017 годах представил документальный проект «Русские евреи» в трех частях.
С 23 июня по 25 августа 2017 года — ведущий музыкального ток-шоу «Намедни в караоке» на телеканале «RTVI».
С 2017 по 2018 год — член Президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека.
19 февраля 2018 года запустил собственный канал на YouTube, еженедельное шоу Леонида Парфёнова «Парфенон».
В начале 2024 года было объявлено, что Леонид Парфенов намерен возобновить проект «Намедни» на YouTube.
Леонид Парфенов — вДудь
Рост Леонида Парфенова: 165 сантиметров.
Личная жизнь Леонида Парфенова:
Женат. Супруга — Елена Львовна Чекалова (род. 8 января 1967). Отец Елены — Лев Чекалов, был журналистом, работал в газете «Советская Россия», потом в отраслевых изданиях. Мать Елены была редактором и составителем словарей, по профессии — лексикограф. Елена окончила МГУ имени М. В. Ломоносова, преподавала русский и литературу для иностранных студентов в геологоразведочном институте в течение года. Потом работала журналистом в газетах «Советская культура», «Московские новости» и других. Написала в 1990 году книги «Нам возвращают наш портрет» (вместе с мужем), «До и после «Взгляда»», «Ночной эфир 1». В 2009-2013 годах была ведущей программы «Первого канала» «Счастье есть!». Далее стала ведущей рубрики о еде в газете «Коммерсантъ».
Как вспоминала Елена, в молодости она дружила с одной преподавательницей курсов повышения квалификации работников телевидения, которая периодически показывала мне работы своих слушателей — журналистов, работавших на местных телестудиях. И среди этих работ ей попалось сочинение мальчика из Череповца о группе «Аквариум», о Борисе Гребенщикове. Ее поразил не шаблонный стиль — лёгкий, весёлый, раскованный, чего в советские времена практически не бывало. Елена рассказывала: «Помню, сказала своей подруге: «Галя, наверное, это какой-то необыкновенный парень». Она говорит: «Правда, очень интересный. Когда приедет в Москву, познакомлю. Кстати, закажешь ему какую-нибудь статью для своей газеты. Мне кажется, у него здорово получится». И однажды, когда у меня дома собралась очередная компания, она пришла с Лёней. Мы с ним познакомились, я заказала ему какой-то материал, он написал, потом были другие статьи».
Женаты с 1987 года.
В браке родилось двое детей.
Сын — Иван Леонидович Парфёнов (1988 г.р.), экономист, учился в Англии, в Германии, там и окончил школу. Окончил Миланский экономический университет, работает в «РИА Новости», продвигает интернет-проекты. 6 сентября 2015 года Иван женился на Марии Михайловне Бройтман, архитекторе, дочери инвестиционного банкира. 5 февраля 2018 года у них родился сын Михаил.
Дочь — Мария Леонидовна Парфёнова (1993 г.р.), училась в Италии в школе Британского совета, потом окончила университет ресторанно-гостиничного бизнеса.
Леонид Парфенов и Елена Чекалова
Фильмография Леонида Парфенова:
Озвучивание Леонида Парфенова:
2014 — Приключения мистера Пибоди и Шермана (Mr. Peabody & Sherman) (анимационный)
Режиссерские работы Леонида Парфенова:
2005 — Люся (документальный)
2007 — Вечный Олег (документальный)
2009 — Птица-Гоголь (документальный)
Сценарии Леонида Парфенова:
1987 — Дети XX съезда (документальный)
1996 — Старые песни о главном — 1
1997 — Старые песни о главном — 2
2005 — Люся (документальный)
2007 — Вечный Олег (документальный)
2009 — Птица-Гоголь (документальный)
2010 — Зворыкин Муромец (документальный)
2012 — Глаз Божий (документальный)
2014 — Цвет нации (документальный)
2016 — Русские евреи. Фильм первый. До революции (документальный)
2017 — Русские евреи. Фильм третий. После 1948 года (документальный)
2017 — Русские евреи. Фильм второй. 1918-1948 (документальный)
Продюсерские работы Леонида Парфенова:
2005 — Война в Крыму (документальный)
2010 — Зворыкин Муромец (документальный)
2014 — Цвет нации (документальный)
2017 — Русские евреи. Фильм второй. 1918-1948 (документальный)
Библиография Леонида Парфенова:
1990 — Нам возвращают наш портрет: заметки о телевидении
2009 — Намедни. Наша эра. 1961—1970
2009 — Намедни. Наша эра. 1971—1980
2010 — Намедни. Наша эра. 1981—1990
2010 — Намедни. Наша эра. 1991—2000
2011 — Муромец
2012 — Намедни. Наша эра. 2001—2005
2013 — Намедни. Наша эра. 2006—2010
2013 — Российская империя. 1689—1762. Пётр I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна
2013 — Российская империя. 1762—1801. Екатерина II, Павел I
2014 — Российская империя. 1801—1855. Александр I, Николай I
2015 — Намедни. Наша эра. 1946—1960
2017 — Намедни. Наша эра. 1931—1940
Леонид Парфенов, биография, новости, фото
Имя: Леонид Парфенов (Leonid Parfyonov)
День рождения: 26 января 1960 (59 лет)
Место рождения: г. Череповец
Рост: 165 см Вес: 65 кг
Восточный гороскоп: Крыса
#49 Телеведущие (Toп 50)
Биография Леонида Парфенова
Рождение медийной легенды — детство Леонида Парфенова
Приход в профессию
Становление журналиста Парфенова начало происходить с момента поступления в 1977 году на факультет журналистики одного из самых престижных университетов страны – в Ленинградский университет имени Жданова, который Леонид успешно закончил уже в 1982 году.
После института Леонид Парфенов служил в рядах Советской армии в Ленинграде. Есть люди, которые приходят в профессию случайно, но это был по-настоящему правильный выбор. Как журналист он будет пробовать себя в самых разнообразных изданиях, среди них будут «Красная звезда», «Правда», «Московские новости», «Огонек», «Вологодский комсомолец».
Взрослая жизнь Парфенова
Работа – не только телевидение
Леонид Парфенов с 2004 по 2007 год являлся главным редактором журнала «Русский Newsweek», а в конце 2007 года он начал работу над своим долгосрочным проектом – написанием книги-альбома «Намедни. Наша эра», которая на тот момент должна была состоять из четырех книг – десятилетий. Но уже с 2010 года Парфенов приступил к написанию пятого тома книги, первый полутом которой презентовал в 2011 году, а второй полутом – в марте 2013 года.
Пробует себя Леонид и в качестве актера дубляжа мультипликационных и художественных фильмов, работал в составе жюри телевизионных программ «Минута славы», «Высшая лига КВН», «Голосящий КиВиН», а с 2010 года на «Первом канале» является постоянным ведущим программы «Какие наши годы!» вместе с со ведущей Татьяной Арно.
Почему «король эпизода» Николай Парфенов умер в полной нищете и забвении?
7 января 1999 года умер Николай Иванович Парфенов, которого многие кинокритики советского времени называли не иначе, как «король эпизода». Последние годы его жизни трудно было назвать жизнью в полном понимании этого слова, вернее сказать — мучением.
После смерти супруги, Ларисы Алексеевны, с которой Парфенов прожил 47 лет, его мечтой стало попасть в пансионат для престарелых при Доме актера. Именно туда со временем переселились некоторые его коллеги и практически ровесники.
Но проявились особые обстоятельства — взамен на проживание в пансионате требовалось отдать квартиру в пользу государства. Парфенов так и собирался сделать, но выяснилось, что его супруга втайне от мужа прописала в квартире на ул. Гарибальди свою внучку (совместных детей у супругов не было). В результате Николаю Ивановичу отказали.
Сначала сын бравого капитана, потом — кулачки
Нет, родственники жены время от времени заглядывали на квартиру к старику, но только лишь затем, чтобы вывезти что-нибудь из более-менее ценных вещей. Так постепенно исчезли телевизор и практически вся мебель. Оставили Николаю Ивановичу только старый провалившийся диван, на котором он спал…
В это трудно поверить, но еще за шесть лет до описываемых событий Парфенов сыграл свою последнюю значительную роль в кино. Это была известная комедия «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди» — лебединая песня знаменитого режиссера Леонида Гайдая.
На роль полковника Петренко Леонид Иович пригласил «короля эпизода» Николая Парфенова. И хотя этот фильм считается артистическим шоу Дмитрия Харатьяна, его старший товарищ, которому в то время, кстати, уже исполнилось 80 лет, тоже запомнился. Во всяком случае, капитан госбезобасности пуще огня боится своего шефа, полковника Петренко.
К сожалению, уже на следующий год Леонида Гайдая не стало. А Парфенов отказывал всем другим режиссерам, поясняя это тем, что теперь ему осталось сыграть только роль генерала. В этой шутке была доля истины — ведь первой ролью в кино для Николая Ивановича стал солдат Горбунов в фильме «Сын полка». Таким образом, за свою почти 50-летнюю карьеру в кино он мог дослужиться от рядового до генерала… Кадр из фильма «Сын полка»
Николай родился 26 июля 1912 года в селе Сергеевы Горки Владимирской губернии, в дружной и вполне обеспеченной семье. Отец ходил по Волге в должности помощника капитана, мать растила шестерых детей.
Сразу после революции отец неожиданно скончался, и семья сполна узнала, что такое жить впроголодь. Но постепенно хозяйство наладили, казалось, самое страшное уже позади. Однако в 30-е годы односельчане постановили на сельском сходе — признать Парфеновых кулаками и выселить. В результате мать отправили на торфозаготовки, а дети разъехались…
Из арматурщика в артисты
Николай с братом Борисом устроились арматурщиками на завод «Серп и молот», сестры учились. Мария и Антонина окончили МГУ, Борис — пединститут имени Крупской, Евдокия стала историком, и только Анна решила посвятить себе семье и воспитанию детей.
Кадр из фильма «Семь стариков и одна девушка»
А вот Николая манил театр. С первой же попытки ему удалось поступить в театральную студию при театре Моссовета, и в 1935 году его приняли в труппу этого театра. Забегая вперед, можно сказать, что Николай Иванович прослужил в театре почти 60 лет…
Еще до выпуска из студии Парфенов женился. Его избранницей стала актриса Ольга Васильева, но этот брак, несмотря на рождение дочери Ирины, довольно быстро распался и принес молодому папе больше разочарования, чем радости. Он вообще стал избегать женского общества, но любил повторять, что его спутницей теперь навсегда стала профессия.
А постигал ее молодой актер не только с помощью мастеров сцены, таких как Фаина Раневская, Любовь Орлова, Ростислав Плятт, Вера Марецкая, Николай Мордвинов (с ними он играл в одних спектаклях), но и на практике. С этой целью в свободное от репетиций и спектаклей время он часто пропадал на Черемушкинском рынке, недалеко от которого жил. Часами бродя по торговым рядам, он присматривался к людям, к их поведению, жестам, мимике. Это была неплохая школа…
Его героя можно было встретить повсюду
Конечно, расцвет его актерского искусства в кино пришелся на 60−80-е годы, когда Парфенов был нарасхват у режиссеров. Не так давно я пересмотрел фильм «Тридцать три», где Николай Иванович играл роль дотошного завистника, постоянно вставлявшего палки в колеса главному герою в исполнении Евгения Леонова. И поймал себя на мысли, что для тех времен Парфенов изображал маленьких, но подленьких людей лучше всех.
Леонид Куравлев и Николай Парфенов
Кадр из фильма «Афоня»
Но ведь помимо бюрократов и чинуш он был органично естественен в роли кондукторов, председателей профкомов, месткомов, да и просто соседей, которые готовы по первому зову бороться с малейшей несправедливостью. Есть такое понятие, как бытовой актер. В этом плане Парфенов был не превзойден…
Вспомним наиболее яркие его роли. Прокурор из комедии «Берегись автомобиля», Сухов из комедии «Семь стариков и одна девушка», председатель месткома из комедии «Афоня», Трошкин из комедии «По семейным обстоятельствам», Трофимов из комедии «Не ходите, девки, замуж».
Всего у Парфенова было порядка 150 ролей в различных фильмах, большей частью эпизодических, но надо отдать ему должное: любое его появление на экране вызывало добрую улыбку…
Отдавая другим, не забывать про себя?
Почему же актер умер в нищете? Скорее всего, виной тому обесценившиеся вклады в советских банках, когда произошла смена экономической формации. Возможно, львиная часть вкладов «сгорела». Но немаловажную роль в таком трагическом исходе сыграл и любимый театр, которому актер прослужил более полувека, но который перестал интересоваться судьбой народного любимца почти сразу после того, как тот ушел со сцены. Времена были трудные, но разве это оправдание?!
Многие, наверное, воскликнут: «Такое возможно только у нас, на Западе это исключено!» С этим нетрудно поспорить, достаточно вспомнить судьбу Поля Мориа и ряда других кумиров. Скорее всего, дело тут не в системе. Наверное, многое зависит от того, насколько правильно человек сумел распорядиться не только собственным талантом, но и собственным временем и вниманием. Можно быть кумиром многих людей одновременно, но при этом нельзя забывать и о себе, о родных и близких. И сделать все, чтобы в глубокой старости никакие «молодые львы» не вынесли все из квартиры…
А вот как это сделать? Гамлетовский вопрос…
Николай Иванович умер на руках у своей родной сестры Антонины. В театре Моссовета об этой смерти так никто и не узнал. После того как тело было кремировано, Антонина Ивановна еще несколько месяцев хранила урну с прахом брата у себя, надеясь, что кто-то из артистов захочет попрощаться со своим коллегой. Так и не дождалась. А потому похоронила брата в семейной могиле на Химкинском кладбище. Где и сама упокоилась семь лет спустя. Семейная могила Парфёновых. Химкинское кладбище
Фото: ru.wikipedia.org
Ни малейшего указания о том, что там покоится заслуженный артист России, нет. На скромном обелиске только надпись: Парфеновы.
А может, так и надо? Ведь он играл обычных, «бытовых» людей…
Николай Парфенов
Николай Иванович Парфенов – актер, запомнившийся любителям кинематографа. В послужном списке этого обаятельного и харизматичного человека более ста кинематографический работ, где Парфенов исполнял преимущественно эпизодические роли.
Актер Николай Парфенов
Простые советские обыватели давались Николаю Ивановичу на ура. Он играл инженера, милиционера, крестьянина, водителя автобуса – тех людей, которые запросто могут встретиться на улице. Несмотря на мимолетное появление в фильмах, Парфенов заставлял зрителей вспоминать о своих персонажах и думать об их судьбе. Актер играл в таких фильмах, как «Черт с портфелем», «Где находится нофелет?», «Ко мне, Мухтар!» и других знаменитых картинах великих режиссеров.
Детство и юность
Родился Николай Иванович 26 июля 1912 года в селе Сергиевы-Горки, которое находится во Владимирской области. Рос и воспитывался в многодетной семье, вместе с братьями и сестрами.
Семья Парфеновых считалась по меркам того времени обеспеченной, так как отцу Николая удалось проделать пусть от обычного крестьянина до помощника корабля, курсировавшего по Волге. Пока глава семейства зарабатывал деньги, мать актера сидела дома, вела домашнее хозяйство и занималась детьми.
Николай Парфенов
Осенью 1917 года наступило смутное и нестабильное время для России, связанное с политическими переворотами. Октябрьская революция отразилась и на Парфеновых, однако после победы в ней отца назначили директором льномяльного завода.
Но вскоре в доме произошло несчастье — глава семейства неожиданно умер. Поэтому все заботы свалились на хрупкие плечи детей: на момент смерти главного кормильца старшему ребенку было 14 лет, а Николаю исполнилось семь.
Николай Парфенов в молодости
Стоит сказать, что семья Парфеновых всегда жила дружно и руководствовалась девизом «Один за всех и все за одного». Даже трагедия не заставила их опустить руки. Дети помогали обескураженной от горя матери как могли: кололи дрова, косили сено, ухаживали за скотиной. Даже старенький дедушка старался помогать по хозяйству.
Благодаря оптимизму и труду Парфеновы поднялись на ноги, но случилась новая беда. В 1930-х годах началось раскулачивание. На сельском собрании, где требовали указать на зажиточных крестьян, завистливые соседи выбрали самых трудолюбивых односельчан.
Николай Парфенов
Поэтому неудивительно, что семейство Парфеновых было «расформировано». Мать отправили на Север, где она занималась разработкой торфяников, а дети уехали к родственникам, кто-то в Пермь, а другие — в столицу.
В Москве братья и сестры Парфенова нашли свое призвание, а сам Николай Иванович твердо решил стать актером и поступать в театральное училище. Правда, перед тем, как подать документы, молодой человек проработал арматурщиком на заводе «Серп и молот». Впрочем, Николаю к труду было не привыкать.
Не все братья актера стали студентами с первого раза, однако Николая Ивановича можно назвать счастливчиком. Молодой человек подал документы в студию при московском Театре им. Моссовета и был принят сразу. Примечательно, что приемная комиссия дала парню следующую характеристику: «Смешной и неотесанный». Преподаватели разглядели в чудаковатом и искреннем Николае талант, который пригодился на комедийной сцене.
Николай Парфенов в роли Митрофанушки
Окончивший учебное заведение Парфенов был принят в труппу театра, в которой проработал большую часть своей жизни, играя роли в знаменитых постановках произведений великих писателей. Например, в спектакле по Денису Фонвизину «Недоросль» Николай Иванович исполнил главную роль неуча Митрофанушки. Также актер участвовал в «Маскараде» Лермонтова, «Братьях Карамазовых» Достоевского и других постановках.
Первое появление Николая перед режиссерскими камерами состоялось в 1944 году, что стало стартом его фильмографии. Парфенов снялся в картине «Родные поля», где перевоплотился в нового председателя колхоза. В титрах имени актера не указали, что не помешало режиссерам приглашать его в свои картины.
Николай Парфенов в фильме «Ко мне, Мухтар!»
Николай Иванович никогда не играл героев-любовников или протагонистов, которые сталкиваются с неурядицами или проблемами на жизненном пути. Но его мимолетные появления в картинах были вишенкой на торте советского кинематографа. Пожалуй, сложно представить фильм «Ко мне, Мухтар!» (1964) без проводника Губарева или картину «Берегись автомобиля» (1966), где не было бы прокурора на судебном заседании.
В 1975 году Николай Иванович удостоился роли в фильме «Афоня». В этой картине актер сыграл председателя месткома Бориса Петровича. Сюжет фильма рассказывает о непутевом сантехнике Афанасии Борщеве, который жить не может без горячительных напитков. В комедии также сыграли Леонид Куравлев, Евгений Леонов, Нина Маслова, Раиса Куркина и другие звезды советского кино.
Николай Парфенов в фильме «Афоня»
Также в послужном списке Парфенова можно выделить картины «Самый последний день» (1972) «Живите в радости» (1978), «Вечерний лабиринт» (1980), «Чародеи» (1982) и т.д.
В 1992 году Николай Парфенов сыграл в последнем своем фильме, который называется «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». Режиссер Леонид Гайдай презентовал зрителям сюжет, рассказывающий об окончании холодной войны. В этой ленте Парфенов исполнил роль полковника Петренко и сыграл на одной съемочной площадке с Дмитрием Харатьяном, Андреем Мягковым, Эммануилом Виторганом и другими актерами.
Николай Парфенов в фильме «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди»
Личная жизнь
Из биографии Николая Парфенова известно, что он был женат дважды. С актрисой Ольгой Васильевой актер познакомился еще в студенческие годы и сделал ей предложение руки и сердца. У супругов родилась дочь Ирина, правда, в дальнейшем их отношения разошлись по швам. Далее Парфенов встретил свою настоящую любовь, работницу театра Ларису Алексеевну, с которой прожил 47 лет. Общих детей у супругов не было.
Николай Парфенов в последние годы
По слухам, в конце жизни Лариса Алексеевна была парализована и не могла ухаживать за собой самостоятельно, поэтому большую часть времени актер заботился о жене. Также в некоторых СМИ говорится, что одно время Николай Иванович пытался попасть в дом престарелых, но ему было отказано по причине того, что мужчина отказывался передавать квартиру в руки государства.
Также известно, что Николай Иванович в жизни был таким же общительным человеком, как и на экране телевизора. Мужчина обожал бывать на рынке в базарный день. Там он не только присматривал покупки, но и наблюдал за жизнью граждан, что важно для актера. В свободное от работы время Николай Иванович любил общаться с людьми и играл в шахматы. Близкие актера рассказывали, что тот никогда не курил, не употреблял алкоголя и придерживался здорового образа жизни.
Рождественским вечером 7 января 1999 года Николай Иванович умер. Причина смерти – кровоизлияние в мозг.
Могила Николая Парфенова и его родных
Говорят, что в то время, когда скорбящие клали цветы на его гроб, по телевизору транслировали комедию с участием актера. Могила Парфенова находится на 59-м участке Химкинского кладбища.
Николай Иванович Парфенов
Николай Парфенов. Короли эпизода
Михаил Зощенко. Рассказ о том, как девочке сапожки покупали. Читает актер Николай Парфенов (1977)
Николай Парфенов. Его знали только в лицо.
Николай Парфенов — биография
Николай Парфенов — заслуженный Артист РСФСР, родился в 1912 году. Герой «эпизода», всенародно любимый актер СССР.
Николай Парфёнов родился в июле 1912 года во Владимирской губернии в селе. И хотя время было тяжелое, семья была дружной, в меру обеспеченной. Отец был помощником капитана на корабле, курсировавшем по Волге, а мать полностью посвятила себя воспитанию детей.
Фото: Николай Парфенов
После революции дела, как и у многих, пошли хуже. Жизнь стала непредсказуемой и нестабильной. Случилось несчастье: отец, который являлся кормильцем для всей семьи, неожиданно умер и мать осталась одна на руках с детьми, старшему из которых едва исполнилось 14. Самому Николаю на тот момент было лишь 7 лет.
Испытание судьбы
Возможно, семью выручила дружба, взаимовыручка, как и повелось у них изначально. Дети работали в огороде, заготавливали дрова, обрабатывали сено, следили за скотиной. Постепенно дружное семейство вновь встало на ноги.
К сожалению, последовал второй удар в виде коллективизации и на позорном сельском собрании, где требовалось выявить и наказать кулаков, завистливые односельчане выбрали самых трудолюбивых своих сограждан. Было принято коллективное решение выселить «кулацкий элемент» подальше из родных мест.
Мать отправилась на разработки торфяников на север, а детей отправила к родственникам во Владимир (по другим источникам, они отправились в Пермь), но большая часть из шестерых детей уехала в столицу.
Дружная семья, привыкшая трудиться и добиваться целей и здесь сумела устроиться. Сестры закончили престижный Московский государственный университет, кто-то пошел в науку, еще одна сестра хорошо вышла замуж и стала домохозяйкой, брат Борис увлекся педагогикой и стал преподавателем, а Николай Парфёнов не сомневался, что его будущее будет связано только с театром.
Да, первое время пришлось поработать на заводе, выполняя нелегкую работу арматурщика, но к трудностям было не привыкать. Николай твердо решился поступать в театральное учебное заведение и не прогадал. Он поступил в школу при театре имени Моссовета и учился там вместе с другой будущей звездой Владимиром Зельдиным.
Смешной и неотесанный
Поступил он с первого раза, но приемная комиссия назвала его «неотесанным и смешным». Экзаменаторам понравилась искренность молодого человека, экспрессия, чудаковатый смешной внешний вид. Педагоги разглядели в нём комедийный талант. Да, такие люди не играют главных ролей, они не воплощают образы романтических героев-любовников, им обычно достаются эпизоды. Но играют они так умело, что нередко из всех актеров в фильме публика запоминает только таких колоритных веселых персонажей.
Учился он хорошо, проявлял недюжинный талант, работоспособность, отличался живостью ума, добрым нравом, поэтому неудивительно, что закончил учебное заведение вполне успешно и сразу был принят в столичный театр имени Моссовета.
Первые успехи
Играл он эпизодические роли, но был вполне счастлив. В отличие от многих актёров он не испытывал судьбу в других театрах, пытаясь найти для себя идеальные условия. Будучи принятым в театр Моссовета, он оставался верен ему почти 60 лет до самого своего выхода на пенсию. Забегая вперёд, стоит отметить, что театр в итоге не проявил такой же взаимной любви к актеру. Но и времена были другие. Когда Николай Парфёнов покинул стены родного заведения, распался СССР, многие актеры оказались за бортом и после ухода на пенсию о них сразу забывали.
Но это потом… А пока режиссеры оценили возможности артиста и начали предлагать ему более фундаментальные роли. В спектакле «Недоросль» он сыграл главную роль Митрофанушки, став известным среди творческой интеллигенции столицы. Вместе с ним на сцене выступали такие звезды, как Любовь Орлова, Фаина Раневская, Вера Марецкая, Ростислав Плятт. Актёр всегда восхищался великими людьми и, несмотря на то, что был профессиональным дипломированным артистом, он трепетно выглядывал из-за кулис и учился игре у мэтров.
Роли в кино
Такой колоритный образ и талант не могли не заметить и кинорежиссеры, приглашая его в свои фильмы, в основном комедии. Однако комедии советского времени нельзя назвать исключительно комедиями, поскольку зачастую они наполнены глубоким смыслом. Они высмеивали актуальные социальные перекосы общества, и в стране, где всё подвержено цензуре, режиссеры и актеры умело бичевали пороки общества в своих работах. Например, артиста можно лицезреть в фильме «Афоня», где рассказывается об эгоистичном сантехнике, который плывет по течению, но обстоятельства жизни меняют его ленивый характер. Не менее глубокомысленная картина и «Берегись автомобиля», в которой тоже снимался Николай Парфёнов. В его фильмографии есть фильмы:
«Дайте жалобную книгу», «На Дерибасовской хорошая погода…» и многие другие. Стоит лишь просмотреть фильмографию этого талантливого исполнителя, как уже становится понятно, что большинство картин с его участием настоящие шедевры.
Поразительно, но его фильмография не просто большая, а огромная, в которой представлены сотни ролей в фильмах. Только лишь сатирический киножурнал «Фитиль» может гордиться несколькими десятками его появлений.
Актёр такого плана с поразительной работоспособностью и харизмой, с гигантской фильмографией где-нибудь на Западе давно бы стал мультимиллионером, но родная страна обошлась с артистом крайне жестоко, ведь все сбережения, которые он тщательно собирал всю жизнь, чтобы в старости вместе с супругой отправиться путешествовать, в миг обесценились в самом начале 90-ых годов.
Секрет успеха
Несмотря на то, что Николай Парфёнов никогда не считался красавцем, играл в основном маленькие роли, но любовь публики к нему была горячая, настоящая, искренняя. Секрет успеха его заключался в том, что он как никто другой мог сыграть простых людей, которые не хватают звезд с неба, но менее симпатичными для зрителя от этого не становятся. Сотрудники научно-исследовательских институтов, члены парткомов, месткомов, бухгалтера, контролеры в поездах, слесари, гардеробщики, просто прохожие или пенсионеры, стремящиеся доказать, что они дадут фору молодым — вот лишь не полный перечень его колоритных персонажей, которые заставляли смеяться публику до слез.
Актёр играл маленьких людей с такой убедительностью и серьезностью, что комедийные нотки в его игре запросто переходили в драматические. И герой, который буквально минуту назад вызывал у зрителя гомерический хохот своей несуразностью, уже через минуту вызывал совсем другое чувство — сочувствие.
Сам же актёр говорил, что очень любит просто гулять по улицам, особенно часто бывал он на рынке в базарный день, где присматривался к происходящему. Он наблюдал, как люди общаются, торгуются, смеются или нервничают. Да он и сам говорил, что простые публичные места наподобие рынка являются его «учебным классом». Рынок находился недалеко от Черемушкинского парка, и артист наведывался туда в течение 30 лет. Конечно, люди узнавали его, улыбались, старались заговорить. Постепенно он и сам стал главной достопримечательностью, и по городу ходили легенды, что практически каждую неделю можно увидеть этого народного любимца, прохаживающегося среди прилавков.
Последние годы жизни
Жаль, но последние годы жизни пришлись на очень сложный и даже кризисный для страны период. Несмотря на то, что к этому времени в его творческой копилке были очень серьезные роли, например, он сыграл Льва Толстого, на которого был потрясающе похож безо всякого грима, он остался за бортом. Резко, безжалостно. Впрочем, пострадали многие люди, не сумевшие вписаться в новый формат рыночных отношений. Но особенно остро воспринимают это личности творческие, с тонкой душевной организацией.
Фото: Николай Парфенов в последние годы
Остаётся только с ужасом догадываться, что чувствовал артист, когда вынужден был уйти из театра на пенсию по состоянию здоровья и о нем тут же забыли. А ещё, накопленные средства, отложенные на путешествия, вмиг превратились в бумажки.
Надо сказать, что артист не только играл веселых, добрых и смешных людей, но он отчасти и в жизни был таким же простым и неунывающим, как большинство его персонажей. Несмотря на сложные жизненные обстоятельства он тщательно следил за здоровьем, увлекался спортом, много читал, особенно его интересовали стихи. Одним из основных увлечений жизни были шахматы, и близкие вспоминают, что играл он вполне прилично. Актёр не курил и не пил, он любил здоровый образ жизни, не позволял себе ничего лишнего.
Личная жизнь
У Николая Парфёнова было два брака. О первом браке известно очень мало. Молодые расстались довольно скоро, и это нанесло серьёзную душевную травму Николаю, который по характеру вовсе не был повесой и безмерным любителем женщин. Этот развод подкосил его, и он даже не собирался жениться вообще. Но друзья свели его с милой образованной, воспитанной женщиной, которая имела весьма опосредованное отношение к актерской среде, но работала с артистами, организовывая их гастроли. Этот брак продлился 47 лет.
От первого брака у Николая Парфёнова осталась дочь, а во втором браке у него детей не было. Однако у его избранницы, для которой этот союз тоже был не первым, имелось двое детей от предыдущих отношений. Актёр одинаково хорошо и по-доброму относился к своей родной дочери и к приемным детям.
В конце жизни его жена слегла и была практически парализованной, много времени он посвящал уходу за ней. В средствах массовой информации бытует версия, что после смерти супруги актёр пытался попасть в дом престарелых, но принимали туда при одном условии: квартиру нужно было отдать государству. Его вторая жена тайно прописала свою внучку в их общую квартиру, поэтому Николаю Парфёнову было отказано в пребывании в доме престарелых, а внучка отказываться от московской прописки не захотела.
Также на многочисленных сайтах, посвященных творчеству артиста, фигурирует информация, что приемные дети после смерти своей матери практически бросили артиста на произвол судьбы. Так ли это было на самом деле, сказать сейчас сложно, но в многочисленных материалах и воспоминаниях, посвященных судьбе артиста, упоминается лишь такая информация. Однако некоторую поддержку он получал от своей сестры и от родной дочери. Умер он в январе 1999 года, похоронен на Химкинском кладбище в семейной могиле Парфёновых. Организацией похорон занимались дочь и сестра. Они утверждали, что некоторое время даже хранили прах артиста в урне в квартире, надеясь, что кто-то из бывших коллег по театру придёт проситься, но этого не случилось, и по истечению некоторого времени прах был захоронен.
Избранная фильмография
- 1944 — Родные поля
- 1970 — Кремлевские куранты
- 1971 — Долгие проводы
- 1980 — Вечерний лабиринт
- 1984 — Очень важная персона
- 1990 — Мой муж — инопланетянин
- 1992 — На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Добавить коммент