Маркиз де Сад
Marquis de Sade
Долгие годы потомки де Сада клеймили его жизнь и работу как ужасное постыдство, нуждающееся в сокрытии. Такое отношение не менялось вплоть до середины 20-го века, пока граф Ксавье де Сад не вернул себе звание маркиза, надолго вышедшее из употребления, на своих визитках. Он же проявил особый интерес к ‘божественному маркизу’, легенды о котором были запретной темой в семье Ксавье. Многие рукописи распутника-вольнодумца находятся в университетах и библиотеках, другие – бесследно исчезли в 18-19 вв. Многие отцовские труды были уничтожены по наущению его сына Донатьена-Клода-Арманда.
Де Сад вел свободное и скандальное существование, неоднократно покупая для жестоких утех проституток и сексуально эксплуатируя своих рабочих, мужчин и женщин, в своем замке в Лакосте (Lacoste). Его обвиняли в богохульстве, тяжком преступлении в то время. Он крутил интрижку с Анной-Проспер, сестрой своей жены, и любовница проживала прямо в его замке. Несколько проституток пожаловались на жестокое обращение со стороны Донасьена, и полиция начала вести наблюдение за аристократом-садистом. Его несколько раз арестовывали на короткие сроки, в том числе держали в замке Сомюр, пока в 1768-м не взяли под стражу в его же замке в Лакосте.
Первый серьезный скандал вспыхнул на Пасху в 1768-м, когда де Сад оплатил сексуальные услуги вдовы-нищенки Розы Келлер, подошедшей к нему за подаянием. Он сорвал с женщины одежду, бросил на софу и связал ей руки и ноги. Маркиз отхлестал свою жертву, излил горячий воск на полученные раны и избил Розу. Процесс повторился по кругу семь-восемь раз, пока бедняжка не смогла ускользнуть от него через окно.
В 1772-м произошел неприятный эпизод в Марселе (Marseille). Де Сад со своим лакеем Латуром поднялись в комнату, где находилось несколько проституток, согласно протоколу, занявшихся с маркизом анальным сексом и флагелляцией. Они не смертельно отравились конфетами со шпанской мушкой (на то время считавшейся вредным для здоровья афродизиаком), как и позднее еще одна девица, которой маркиз предлагал заняться содомией.
Пострадавшие с болью в желудке обратились в полицию, и виновников заочно приговорили к смертной казни. Донасьену должны были отрубить голову, Латура – повесить. Преступникам удалось сбежать, в Италию (Italy), куда маркиз прихватил и сестру своей жены. Мужчин поймали, заключили в тюрьму в крепости Миолан в конце 1772-го, оттуда они совершили побег через четыре месяца.
Впоследствии укрываясь в Лакосте, де Сад воссоединился со своей супругой, ставшей соучастницей его деяний. Он содержал группу молодых рабочих, большинство из которых жаловались на жестокое сексуальное обращение и покидали хозяина. Маркиз был вынужден укрыться в Италии повторно. В период затишья он написал книгу ‘Voyage d’Italie’. В 1776-м, по возращению в Лакост, распутный философ взялся за старое. В 1777-м отец одной из нанятых де Садом сотрудниц отправился в замок с требованиями выдать ему дочь и попытался выстрелить в маркиза в упор. Оружие дало осечку.
В этом же году Донасьен под предлогом навестить свою больную мать, которая на самом деле давно почила, выехал в Париж. Его задержали и заключили в Венсенский замок. Маркиз успешно обжаловал свой смертный приговор в 1778-м, но оставался под стражей, согласно приказу о внесудебном аресте (lettre de cachet). Рецидивист вновь сбежал, и вновь его поймали. Он возобновил писательскую деятельность и познакомился с другим невольником, графом Мирабо, также марающим листы эротической прозой. Несмотря на общий интерес, отношения между мужчинами закончились лютой неприязнью.
В 1784-м Венсенская тюрьма закрылась, и де Сада перевели в Бастилию. 2 июля 1789-го он, как сообщается, выкрикнул толпе на улице из своей камеры ‘Они убивают здесь заключенных!’, чем спровоцировал волнения. Через два дня его доставили в психиатрическую лечебницу в Шарантон (Charenton), недалеко от Парижа. Несколько дней спустя, началось главное событие французской революции – штурм Бастилии.
В 1785-м де Сад буквально за месяц написал роман ‘120 дней Содома, или Школа разврата’, о четырех богачах-развратниках, решивших посредством оргий испытать наивысшее сексуальное блаженство. Аморальный эксперимент заканчивается изощренными пытками и всеобщим убийством. Вольная экранизация романа, ‘Сало, или 120 дней Содома’ 1975-го режиссера Пьера Паоло Пазолини (Pier Paolo Pasolini), переносит в фашистскую республику Сало, в 1944-й.
В 1790-м маркиза выпустили из психушки, после того как новое Учредительное собрание отменило внесудебные аресты. Супруга де Сада получила развод. Пребывая на свободе, Донасьен, начиная с 1790-го, анонимно опубликовал несколько своих книг. Он встретил брошенную мужем Мари Констанс Ренель, бывшую актрису и мать шестилетнего сына, и оставался вместе с ней всю оставшуюся жизнь.
Разъяренная толпа разгромила и разграбила имение де Сада в Лакосте в 1789-м, из-за чего тот переехал в Париж. В 1790-м он был выбран членом Национального конвента, где представлял крайне левый сектор. Донасьен написал несколько брошюр, призывающих к осуществлению прямого голосования. Есть предположения, что он стал жертвой жестокого обращения со стороны своих коллег-революционеров из-за своего аристократического происхождения.
В 1803-м Де Сада объявили сумасшедшим и перевели в приют в Шарантоне. Его бывшая жена и дети согласились оплачивать его содержание. Вместе с ним разрешили проживать Мари Констанс Ренель. Глава приюта позволил маркизу поставить несколько пьес, где актерами стали заключенные, на потеху парижской публике. В 1809-м новым приказом де Сада определили в одиночную камеру и отняли у него пишущие инструменты и бумагу.
Похотливый философ вступил в сексуальные отношения с 14-летней Мадлен Леклерк, дочкой служащего в Шарантоне. Интрижка продлилась около четырех лет, вплоть до самой смерти де Сада в 1814-м. В своем завещании маркиз запретил вскрывать его тело, велел продержать в камере нетронутым 48 часов, а затем поместить в гроб и похоронить. Его череп был извлечен из могилы для френологической экспертизы.
Маркиз де Сад признавал только деление на властителей и господ. Отрицал существование Бога и моральных норм и правил. Признавал убийство лучшим способом разрешения вопросов с перенаселением и нехваткой ресурсов. Наконец, считал жестокие и гнусные желания естественными, базовыми элементами человеческой природы
Маркиз де Сад — биография, карьера, личная жизнь, произведения, фото
Маркиз де Сад (Donatien Alphonse François de Sade) был французским дворянином и писателем эротических романов. Он написал также несколько рассказов, эссе, пьес и других литературных произведений. На протяжении всей своей жизни неоднократно совершал серьезные сексуальные преступления, за которые был заключен в тюрьму. Его даже приговорили к смерти. В конце концов, он был признан сумасшедшим и отправлен в больницу, где позже умер. Извращенные сексуальные предпочтения Сада и его эротические писания породили термин «садизм». Книги этого писателя было запрещено публиковать, поэтому он делал это анонимно. В конце 1940-х годов граф Ксавье де Сад, один из потомков писателя, проявил интерес к творчеству своего предка. Было найдено несколько рукописей. Многие писатели жестоко критиковали Сада, другие же воспринимали его как литературного героя. Мишель Онфре, современный французский писатель и философ, сказал: «Довольно странно называть Сада героем . ведь этот человек был сексуальным преступником».
Донасьен Альфонс Франсуа появился на свет 2 июня 1740 года в Париже. Его отец, Жан-Батист Жозеф Франсуа был дипломатом при дворе Людовика XV, а мать, Мари-Элеонор де Карман, была двоюродной сестрой и придворной дамой принцессы Конде. Когда маркиз де Сад был ребенком, его отец ушел от матери, а та в свою очередь ушла в монастырь. Он был единственным ребенком в семье и получил образование у своего дяди. С детства юноша был склонен к протесту и имел дурной характер. В течение четырех лет маркиз посещал иезуитский колледж в Париже. В школе он получал «жестокие телесные наказания», в том числе порку за повторные проступки. Когда ему было 14 лет, де Сад учился в элитной военной академии, а в 15 лет был назначен младшим лейтенантом. В конце концов, он стал полковником и сражался в Семилетней войне.
Основной работой этого писателя можно назвать произведение «Философия в будуаре» — книга 1795 года, написанная в форме драматического диалога. Изначально книга была расценена как произведение порнографии, позже ее стали считать общественно-политической драмой. В спальне два главных героя обсуждают, что единственная моральная система, которая может усилить французскую политическую революцию, — это либертинизм, и если Франция не сможет принять философию разврата, она вернется к системе монархического государства. В 1790 году во время Французской революции де Сад сделал публикации нескольких книг анонимно. В 1799 году он поддерживал Республику и занимал несколько официальных должностей, был избран в Национальную конвенцию и был членом секции «Пик», известной своими радикальными взглядами.
Маркиз де Сад прожил скандальную жизнь, которая была полна разврата. Этот человек неоднократно совершал жестокие сексуальные преступления. Ему также было предъявлено обвинение в богохульстве, серьезном преступлении на то время, и он несколько раз был заключен в тюрьму за сексуальные зверства в отношении женщин. В 1763 году де Сад выразил желание жениться на дочери богатого налогового чиновника, но ее отец отклонил это предложение, а вместо этого женил его на старшей дочери Рене-Пелажи де Монтрей. У пары было двое сыновей и дочь. После нескольких тюремных заключений маркиз был сослан в свой замок в Лакосте в 1768 году. Затем он бежал в Италию, вместе с сестрой жены. Его нашли и отправили в тюрьму, из которой он сбежал через несколько месяцев. В 1789 году был отправлен в сумасшедший дом Шарантон. В 1809 году де Сада поместили в одиночную камеру и лишили средств, с помощью которых он мог бы писать. Донасьен Альфонс Франсуа умер 2 декабря 1814 года. После его смерти сын писателя сжег все его неопубликованные манускрипты, в том числе многотомную работу «Les Journées de Florbelle». Сад выразил волю, чтобы его тело не вскрывали по какой-либо причине, по его просьбе оно должно оставаться нетронутым в течение 48 часов в камере, где он умер, а затем помещено в гроб и похоронено. Однако ни одна из этих инструкций не была соблюдена. Фактически, его похоронили в Шарантоне, а затем череп изъяли из могилы для френологической экспертизы.
Биография Де Сад Маркиз — стр. 2
22 октября 1785 года Донасьен начал работу над романом «120 дней Содома»[7]. Через 37 дней де Сад закончил работу над манускриптом, который был написан на рулоне бумаги длиной около 12-20 метров. Маркиз попытался спрятать его у себя в камере, но в 1789 году, когда Донасьена уже не было в Бастилии, охранник нашёл эту рукопись и вынес её ещё до штурма крепости.
8 июля 1787 года Донасьен закончил работу над повестью «Несчастья добродетели». 7 марта 1788 года де Сад завершил свою очередную работу — один из шедевров французской новеллистики — «Евгению де Франваль».
27 апреля 1789 года вспыхнули народные беспорядки. Руководство тюрьмы решило усилить охрану. 2 июля де Сад прокричал из окна своей камеры, что в Бастилии избивают арестантов, и призвал народ прийти и освободить их. 4 июля за скандальную выходку Донасьена перевели в лечебницу Шарантон, запретив ему забрать книги и рукописи, среди которых находилась рукопись «120 дней Содома». 14 июля Бастилию заняли народные толпы, началась Великая французская революция. При взятии Бастилии камера де Сада была разграблена и многие рукописи были сожжены.
2 апреля 1790 года, после девяти месяцев заключения, де Сад покинул Шарантон; по решению Национальной Ассамблеи были отменены все обвинения, высказанные в lettres de cachet. На следующий день (3 апреля) мадам де Сад добилась в суде развода со своим мужем и обязала его выплатить ей компенсацию. 1 июля маркиз де Сад, под именем гражданин Луи Сад (citoyen Louis Sade), присоединился к одной из революционных группировок. 1—14 июля маркиз де Сад проживал у президентши де Флерье, которая была его любовницей с апреля по август этого года. 25 августа Маркиз де Сад познакомился с молодой актрисой Мари Констанс Ренель, которая стала его любовницей до последних дней его жизни.
В 1791 году де Сад опубликовал свой роман «Жюстина, или несчастья добродетели» («Justine ou les malheurs de la vertu»). 22 октября того же года в одном из театров Парижа была поставлена драма маркиза де Сада «Граф Окстьерн, или Последствия распутства», которую он закончил ещё в Бастилии. 24 ноября Донасьен читал в «Комеди Франсез» свою пьесу «Жан Лене, или Осада Бове».
Маркиз де Сад умер в Шарантоне 2 декабря 1814 г. от астматического приступа. Его предсмертная воля была нарушена: тело Донасьена было вскрыто; Ленорман, по всей видимости местный священник, не был предупреждён, и де Сада по христианскому обычаю похоронили на кладбище в Сен-Морис. Погребение состоялось 4 (по некоторым данным 5-го) декабря 1814 года[8]. По другой версии, его похоронили в глухом углу его собственного поместья.
Маркиз де Сад
Личность маркиза де Сада в современном мире ассоциируется с таким же количеством мифов и выдумок, как и не менее импозантный и устрашающий граф Дракула. Родившись в богатой аристократической семье, молодой человек поддерживал революционеров и даже отказался от дворянских титулов.
Если сейчас имя де Сада ассоциируется исключительно с жесткими формами полового акта, то в XVIII столетии его книги порицали исключительно из соображений морали и этики, но не в связи с пристрастиями к жестким постельным играм.
Маркиз де Сад
Всей своей жизнью эксцентричный француз пропагандировал личную свободу каждого и бесконечное стремление к удовольствию вопреки всему, к удовлетворению всех своих потребностей. Философ, а маркиз де Сад, несомненно, был философом, отрицал все нормы морали и нравственности, мешавшие, на его взгляд, получению удовольствий.
С легкой руки австрийского психиатра Рихарда фон Крафт-Эбинга, изучавшего труды маркиза, его фамилия дала название термину «садизм». Сначала словом садизм называли получение сексуального удовлетворения посредством причинения физических или моральных страданий партнеру. Позднее термин получил широкое употребление и стал обозначать желание намеренно причинить боль другому живому существу.
Детство и юность
Донасьен Альфонс Франсуа де Сад родился в Париже 2 июня 1740 года. Семья его принадлежала к древнему и знаменитому аристократическому роду. Прадеды Донасьена носили графский титул, что свидетельствовало о принадлежности их к королевским должностным лицам, а дед первым получил титул маркиза. Отец мальчика предпочитал подписываться как граф де Сад.
Родители маркиза де Сада
Кстати, к славному роду де Садов принадлежала и Лаура де Нов, которой посвящал свои стихотворения Петрарка. Дворянский титул в семье де Садов переходил от отца к сыну, однако в архивах не сохранилось документов, подтверждающих юридические основания Донасьена де Сада пользоваться титулом маркиза, а не графа.
Мать Донасьена служила фрейлиной при принцессе де Конде и лелеяла надежду на то, что ее сын Донасьен подружится с маленьким принцем де Конде, что в будущем принесет пользу семье. Но сбыться этим надеждам оказалось не суждено. Принц не вызвал симпатий у маленького де Сада, а после детской драки Донасьена и вовсе по настоянию принцессы де Конде отправили к родственникам в деревню в Провансе.
Маркиз де Сад в молодости
Мальчику было всего пять лет, когда он переехал жить к своему дяде аббату. Жизнь в огромном мрачном замке-крепости наложила свой отпечаток на психологию и мировоззрение мальчика. Любимым занятием Донасьена в детстве было спрятаться в большом подвале замка и сидеть там в одиночестве весь день.
До десяти лет мальчик получал домашнее образование, а в 1750 году вернулся в Париж, где поступил в Иезуитский корпус. Все время обучения юноша по-прежнему жил за счет дяди, поскольку его родители развелись, а мать после развода уехала в провинцию. Окончив корпус Иезуитов, Донасьен решил строить карьеру военного. В 15 лет мальчик уже получил звание младшего лейтенанта. За отвагу, проявленную в сражениях колониальной семилетней войны, молодой человек получил звание капитана, после чего в 23 года подал в отставку.
Философия и литература
Первое издание книги маркиза де Сада
В своих книгах Донасьен де Сад не столько описывал сексуальные оргии с элементами насилия, сколько рассматривал определенные философские проблемы. Так маркиз считал нецелесообразным деление общества на несколько слоев. По мнению Донасьена, есть всего два сословия среди людей – рабы и хозяева.
Философ одним из первых высказал вслух опасения о перенаселении планеты и предложил массовые войны в качестве решения нехватки природных ресурсов. Но лейтмотивом всех работ и образа жизни маркиза де Сада стало полное отрицание норм морали, нравственности и религии. Человек, по его мнению, становится собой, только освободившись от моральных догм. И это – единственный путь к счастью и безграничному наслаждению.
Личная жизнь
Вернувшись в столицу, статный дворянин с военным званием планировал вступить в брак с младшей дочерью президента налоговой палаты Франции. Однако отец не пожелал отдавать девушку за Донасьена, а взамен предложил ему жениться на старшей Рене-Пелажи Кордье де Монтрей. Свадьба, которую благословили сам король с королевой, состоялась в мае 1763 года.
Рене-Пелажи Кордье де Монтрей, жена маркиза де Сада
Однако к семейной жизни Донасьен оказался не готов. Он вел распутный образ жизни, пил и не стеснялся посещать публичный дом, за что и был однажды помещен под арест, а после выслан из Парижа в провинцию. Но уже в следующем году де Сад с разрешения короля вернулся обратно в столицу.
Спустя три года умер отец Донасьена, в результате чего маркиз де Сад унаследовал имение, земли и титул наместника короля в нескольких провинциях. А весной в Париже законная супруга де Сада родила ему сына, которого назвали Луи-Мари. Однако ни возраст, ни рождение первенца, ни ответственная должность и статус не смогли изменить буйного нрава Донасьена.
Маркиз де Сад
В октябре 1767 года по Парижу поползли слухи о том, что маркиз де Сад предложил молодой певице спать с ним за деньги и числиться официальной любовницей. Девушка ответила отказом. А уже в следующем году маркиз снова оказался в тюрьме: теперь его обвиняли в изнасиловании девушки по имени Роза Келлер. В заключении де Сад провел не слишком много времени, вскоре по личному указу Людовика его отпустили после уплаты штрафа.
Перо маркиза де Сада
А уже через полгода всю Францию всколыхнуло «Марсельское дело», согласно материалам которого Донасьен де Сад со своим лакеем предавались разврату с четырьмя девушками, предварительно угостив девиц порошком из шпанской мушки. Во Франции тех времен препараты, изготовленные на основе этого насекомого, были запрещены, поскольку медики установили не только сильный возбуждающий эффект вещества, но и серьезные токсические повреждения желудочно-кишечного тракта и центральной нервной системы.
Угостив девушек афродизиаком, маркиз де Сад со слугой склонили их к групповому сексу, включая оральный и анальный. Спустя несколько дней все девушки, участвовавшие в оргии, обратились сначала к докторам по поводу резкого ухудшения самочувствия, а затем в суд с заявлениями на де Сада. В поместье маркиза провели обыск, но не обнаружили ничего противозаконного, а сам де Сад, опасаясь наказания, скрылся вместе с лакеем.
Маркиз де Сад в старости
Суд постановил признать мужчин виновными, а в качестве наказания приговорить обоих к смертной казни. Донасьена и его слугу ждала процедура публичного покаяния на главной площади Парижа, а затем де Саду должны были отрубить голову, а лакея повесить. 12 сентября 1772 года в Париже сожгли чучела маркиза и слуги, а вот виновные наказания избежали.
Как стало известно позже, Донасьен де Сад, сбежав от преследовавшей его полиции, уехал в Италию, забрав с собой сестру своей жены, на которой в молодости хотел жениться. Уже в Италии стараниями тещи маркиза его вновь арестовали, но весной 1773 года де Сад бежал из крепости не без помощи мадам де Сад.
Донасьен вернулся в родовое поместье во французской провинции, где год прожил затворником, в страхе снова оказаться под стражей. Законная супруга, прожив с ним несколько месяцев, тайком бежала. А де Сад, не в силах справиться со своими наклонностями, решился на похищение трех молоденьких девушек из деревни поблизости. Девушек он незаконно удерживал в своем замке и насиловал. В связи с этим во второй половине 1774 года Донасьен снова бежал в Италию, не дожидаясь ареста.
Через два года скандальный мужчина вернулся в свое имение, где жил, окружив себя юными служанками. Большинство девушек убегали, едва устроившись на работу, но одна все же задержалась. Катерина Триле, которую маркиз называл Жюстин, впоследствии стала героиней нескольких книг де Сада. Отец девушки, понимая, чем занимается его дочь на службе у титулованного хозяина, ворвался в замок и пытался застрелить маркиза, но промахнулся.
Зимой 1777 года, узнав новость о скорой смерти матери, Донасьен отправился в Париж, где был арестован и помещен под стражу. Неугомонному де Саду вскоре снова удалось бежать, но теща выдала его местонахождение полиции. Из заключения Донасьен писал письма жене, где жаловался на жестокость со стороны стражников. Тогда же маркиз начал писать книги. Мадам де Сад после окончательного заключения мужа под стражу стала монахиней.
Могила маркиза де Сада
В 1793 году Донасьена снова арестовали, приговорили к смертной казни в третий раз за всю биографию, но политические события, происходившие во Франции, спасли маркиза. В 1801 году обнищавшего аристократа заключили в тюрьму за порнографические романы, а вскоре перевели оттуда в психиатрическую лечебницу, поскольку в тюрьме он развращал заключенных. 2 декабря 1814 года 74-летний маркиз де Сад скончался от приступа астмы. По поводу места захоронения Донасьена де Сада до сих пор ведутся споры: по одной версии, он похоронен на христианском кладбище, по другой – в своем поместье.
Маркиз де Сад и Рене-Пелажи: любовь, которая потрясла мир
С легкой руки своих недоброжелателей, а может быть, даже завистников это имя и сегодня произносят с неким темным подтекстом.
Венера Ерофеева · 15 июля 2018
Он родился в знатной аристократической семье. Мама Донасьена Альфонса Франсуа де Сада души не чаяла в сыне и однажды добилась того, чтобы малыш играл с маленьким принцем. Но будущий писатель, философ, совершивший целую революцию в умах французов, набил синяков – в прямом смысле слова – потенциальному монарху и порвал с ним дружбу. К слову, маркиз и в дальнейшем показывал свой сложный характер, прослыл человеком острым на язык и не знающим компромиссов. После случая в королевском дворце родители Донасьена от греха подальше отправили его к родственникам в Прованс. Горячая и кипучая натура юного маркиза требовала выхода. Он поступил в кавалерийскую школу, поучаствовал в Семилетней войне и ушел в отставку в чине капитана. Однако перед маркизом де Садом вскоре, но вполне ожидаемо, замаячил призрак нищеты. Старинный род, промотав все свое состояние, готов был пойти на любые уловки, чтобы спасти благородное имя. И выход был найден: Донасьена быстро женили на дочери президента налоговой палаты Франции Рене-Пелажи Кордье де Монтрей. Эта семья была менее знатной, но очень богатой. Именно мамаша де Монтрей, которая считалась ее полновластной хозяйкой, с помощью кошелька открыла зятю дорогу к высоким королевским постам. И он «отплатил» теще сполна: сразу же после женитьбы Донасьен устроил дебош в борделе. Его заключили под стражу на 15 суток.
К тому времени маркиз де Сад уже создал свою философию греха, не знающей удержу ни в чем и разрушающей любые моральные границы. Он славил порок во всех его проявлениях и убеждал общество в том, что «природа создала человека лишь для того, чтобы вкушать все радости земные…» Бедная жена Рене-Пелажи любила маркиза до беспамятства. Впервые увидев голубоглазого красавца, утонченного аристократа, язвительного, умного, она вдруг остро осознала для себя, что пойдет за ним на край света и, если надо, даже пожертвует собой. Любил ли ее маркиз, сказать трудно. Да, маркиз де Сад умел ценить чувства: он говорил о ее прекрасном характере, хвалил (но не умственные способности, а грудь и плечи супруги) в одном из писем сестре. Впрочем, это не помешало Донасьену после свадьбы усиленно посещать бордели, где он помимо удовольствий черпал литературный материал для своих будущих знаменитых книг. Страсть к женщинам, наверное, была смыслом всей его жизни. «Единственный способ заставить женщин любить себя – это мучить их, более надежного я не знаю». Этому странному, не поддающемуся осмыслению принципу маркиз де Сад был верен до последнего смертного часа.
Семейная жизнь не продлилась и пяти месяцев, как маркиз попал в скандальную историю. Пригласив в Париже в свой «домик свиданий» Жанну Тестар, женщину неопределенных занятий, он отхлестал ее розгами. По приказу короля за эту провинность маркиза посадили в башню Венсенского замка. Но недолго маркиз смотрел на мир в тюремное окошко: через две недели с лишним его выпустили на волю. Наивная и влюбленная Рене-Пелажи осталась в неведении насчет того, где пропадал благоверный супруг. Она была беременна, и ее решили уберечь от подробностей всей этой жестокой истории. Тем дальше продолжалась совместная жизнь, тем яснее становилось, что маркиз де Сад превращался в некоего идола для бедной женщины.
В своей любви к нему Рене-Пелажи была слепа и прощала мужу грубые выходки, часто переходящие в настоящее хамство. Он сознательно мучил ее, возможно, выражая таким способом свои чувства к ней. И маркиз продолжал куролесить, реализуя свои эротические фантазии и философские мысли в реальности.
Даже рождение первенца прошло для него как-то незаметно и не стало своего рода моральным барьером. За домогательства к француженке Розе Келлер маркиза посадили в крепость Пьерре-Ансиз. Потрясенная случившимся, Рене-Пелажи поспешила на помощь к опальному мужу. Ей удалось добиться невозможного. Маркизу, несмотря на все строгости, допустили на свидания с мужем. И здесь, в камере, заметим, был зачат второй сын де Сада. Через три года после освобождения маркиза семья переезжает из Парижа в Прованс. Дурная слава, запятнанная репутация, наступающие на пятки кредиторы, – вот причины, из-за которых они бегут из столицы. Но в Лакосте, фамильном замке маркиза де Сада, происходит событие, заставившее еще раз Рене-Пелажи испытать горечь измены блистательного мужа. Супруг соблазняет ее сестру – Анн-Проспер, успевая в это же время устроить грандиозную оргию с жрицами любви. Последние обвинят маркиза в отравлении и жестоком обращении (якобы чудом остались в живых), терпение короля лопнуло, и под страхом смертной казни маркиз вместе с любовницей пускается в бега. Горячо и беззаветно любящая жена следует за ним, помогая ему скрываться от правосудия. Не забывая снабжать его деньгами, книгами, всем необходимым. Дело доходит до того, что Рене-Пелажи поощряет «театральные постановки» маркиза – прелюдии будущих оргий.
Влиятельная теща – мадам де Монтрей, люто ненавидевшая зятя, а заодно и неразумную дочь, которая отказывалась от развода, начинает преследовать маркиза, используя любые методы. В результате Донасьен де Сад в 1777 году снова попадает в тюрьму: по королевскому указу его опять заключают в Венсенский замок. В 1784 году маркиз был переведен в Бастилию. В общей сложности маркиз провел за решеткой 13 лет, но именно в заточении он написал свои знаменитые труды «120 дней Содома, или Школа разврата», «Алина и Валькур, или Философский роман», «Короткие истории, новеллы и фаблио».
Французская революция не только освободит его, но и даст возможность печатать свои произведения, писать новые. Самые известные романы этого времени, вышедшие из-под руки незаурядного писателя и философа, «Философия будуара», «Новая Жюстина, или Несчастья добродетели» и другие, вызовут споры и возмущение собратьев по перу. К примеру, великий моралист Руссо советовал прятать книги маркиза де Сада от глаз французских девушек, иначе первая же страница любого романа этого писателя порушит невинность и внесет сумятицу, беспокойство в неокрепшие души. Конечно, он немного преувеличивал: статус знаменитого борца за нравственные устои общества и, видимо, некоторая зависть к популярности маркиза де Сада и определили его точку зрения на творчество скандального писателя. Хотя в трудах маркиза было много жестокой правды, которой очень страшилось аристократическое общество. Никто не хотел признавать, что во Франции середины XVIII века царил просвещенный разврат. «Домики свиданий» имели даже самые захудалые дворяне и дворянки. И скрывающаяся здесь похоть, тихие оргии никогда не обсуждались. А маркиз де Сад делал все это открыто, с вызовом и буйным размахом, не стесняясь мнения общества. К тому же он все время не переставал критиковать власти за то, что не могут остановить разорение во Франции. Маркиз с гневом писал: «Выпоротый зад уличной девки вызвал больше сожаления, чем толпы, брошенные на голодную смерть».
Донасьен Альфонс Франсуа де Сад умрет в страшной нищете и одиночестве. Он обретет посмертную славу, но никогда не признается себе, что когда-то потерял самой главное в своей жизни – любовь Рене-Пелажи. После выхода маркиза из Бастилии она подаст на развод и уйдет в монастырь, чтобы в его стенах замаливать грехи мужа и оплакивать собственную судьбу. Однажды в одном из писем жене он попытается оправдаться перед ней: «Да, я распутник и признаюсь в этом… Я постиг все, что можно было постичь в этой области, но я, конечно, не сделал всего того, что постиг, и, конечно, не сделаю никогда. Я распутник, но я не преступник и не убийца…»
15 великих фильмов, которые пришлись бы по вкусу маркизу де Саду
«Наслаждение приходит тем же путем, что и боль», — сказал французский философ маркиз де Сад. Эти его слова охотно восприняли на веру многие люди, принадлежащие к миру искусства, и особенно они пригодились тем, кто творит в сфере кино.
Недаром именно кино считается самым выразительным инструментом искусства, который наиболее полно может раскрыть удивительный мир человеческого подсознания и передать чувство освобождения от условностей ограниченного общества.
Дневная красавица / Belle de jour, 1967
Эротический шедевр Луиса Бунюэля произвел в конце 1960 годов настоящий фурор. Холодная красавица Катрин Денёв исполнила роль жены-домохозяйки, которой наскучила ее обыденная жизнь, и чьи сексуальные фантазии в конечном счете привели ее работать в публичный дом. Это произведение можно рассматривать, как настоящее исследование жизни современных женщин, которые подавляют свои тайные желания вместо того, чтобы принимать себя такими, какие они есть. А сюрреализм в некоторых сценах Бунюэль мастерски использовал для того, чтобы показать: наши мечты и сновидения тесно связаны с реальностью и уж точно не менее важны, чем она. Дневная красавица / Belle de jour, 1967
Мэгги Джилленхол и Джеймс Спэйдер играют здесь подчиненную и босса, чьи профессиональные отношения постепенно перерастают в садомазохистские. Секретарша, уже и без того склонная к саморазрушению, с готовностью принимает неравенство, навязанное ей боссом. Мэгги прямо-таки излучает чудаковатость, уязвимость и нежное тепло, из-за которых не симпатизировать ей просто невозможно. Со стороны эта история может показаться очередным рассказом о том, как власть имущий человек использует беззащитную женщину, однако счастливый конец фильма напрочь разрушает эту неприятную иллюзию. Секретарша / Secretary, 2001
Последнее танго в Париже / Ultimo tango a Parigi, 1972
На съемной квартире в Париже регулярно встречаются вдовец в возрасте и симпатичная молодая девушка. Их встречи носят исключительно сексуальный характер, и они намеренно не раскрывают друг другу своих имен, чтобы отделить свои свидания от своей обычной жизни. Однако печаль главного героя из-за смерти его жены со временем находит выражение в агрессии, которую он направляет на свою любовницу. И этот рискованный для своего времени фильм говорит: да, секс может дать временную отсрочку от волны горя и апатии. Но не забывайте, люди, что в конечном итоге вы все равно одиноки. Последнее танго в Париже / Ultimo tango a Parigi, 1972
Больной: Жизнь и смерть Боба Фланагана / Sick: The Life & Death of Bob Flanagan, 1997
Создатель этого фильма Кирби Дик создал удивительно живой портрет Боба Фланагана, писателя, артиста и известнейшего мазо-энтузиаста. Боб родился с диагнозом «муковисцидоз», болезнью, причиняющей человеку невыносимые страдания, но вместо того, чтобы сдаться и умереть, решил преобразовать свою боль в удовольствие, а его, в свою очередь, в искусство. Все свои самые извращенные фантазии он переносил в удивительные инсталляции и фотографии, которые смущают и шокируют людей до сих пор. Фланаган умер в 43 года и стал самым долгоживущим человеком с диагнозом «муковисцидоз» на Земле. Больной: Жизнь и смерть Боба Фланагана / Sick: The Life & Death of Bob Flanagan, 1997
Империя чувств / Ai no korîda, 1976
Строгие законы Японии вынудили режиссера Нагису Осиму отправить видеоматериалы на монтаж во Францию, потому что его фильм был снят по истории, в свое время наделавшей большого шума. Речь идет о жизни Сады Абэ, проститутки, чьи скандальные отношения со своим работодателем заканчиваются трагедией. Примечательным и в то же время настрого «зацензуренным» этот фильм делают сцены несимулированного секса. Таким образом режиссер в своем произведении словно стер тонкую грань между эротикой и настоящим запретным фильмом для взрослых. Империя чувств / Ai no korîda, 1976
Пианистка / La Pianiste, 2001
В драме «Пианистка», основанной на одноименном романе Эльфриды Елинек, Изабель Юппер, известная своими эмоционально сложными персонажами, играет преподавательницу консерватории, попасть в класс которой мечтают все. Она никогда не состояла в связи с мужчиной, ее единственный близкий человек — ее мать, и поэтому, когда молодой студент признается ей в любви, ее реакция на светлое юношеское чувство оказывается совершенно дикой. Михаэль Ханеке, чьи фильмы всегда сосредоточены на механизмах насилия в обществе, демонстрирует, какие садистские формы порой может принимать любовь.
Горькие слезы Петры Фон Кант / Die bitteren Tränen der Petra von Kant, 1972
Одной из постоянных тем в творениях Фассбиндера является тема жажды власти, в погоне за которой его герои часто используют любовь. В развязке его историй, как правило, страдают те, кто любил больше. В «Горьких слезах. » элементом садизма выступает не физическое насилие, а психологическое. Практически все действие фильма происходит в пределах квартиры главной героини, Петры, а весь сюжет развивается в ее диалогах с двумя близкими ей женщинами. Одна из них беззаветно предана Петре, а вторая лишь использует чувства ради выгоды. Но в конце концов Петра остается у разбитого корыта.
Любовь — это дьявол / Love Is the Devil: Study for a Portrait of Francis Bacon, 1998
Дерек Джекоби драматизирует историю жизни художника Фрэнсиса Бэкона, тщательно выписывая картину неустойчивых взаимоотношений Бэкона и его молодого любовника, и создает сложный психологический портрет главного персонажа. Фильм оставляет зрителя с осознанием того, что главный герой был мазохистом, и этим объясняет, почему его картины настолько пронизаны ужасом и страданием, а человеческие тела в них будто изломаны болью. А после окончания просмотра остается стойкое нехорошее ощущение, что тема человеческих страданий в творчестве все еще не исчерпана.
Ночной портье / Il portiere di notte, 1973
Своего рода эротическое эссе Лилианы Кавани, сосредоточенное на связи нацистского офицера и бывшей заключенной концлагеря, вызвал много споров благодаря тому, что Кавани как бы эротизировала фашизм, описав его абсолютную власть, нацистские регалии и атрибутику. Зритель и критики были смущены не сколько фактом садомазохистских сцен, сколько откровенным рассуждением: может ли нацизм стать эдаким фундаментом для возникновения сексуального влечения между пленником и похитителем, а в данном случае — между нацистом и еврейкой? Ночной портье / Il portiere di notte, 1973
Сало, или 120 дней Содома / Salò o le 120 giornate di Sodoma, 1975
Марионеточная Республика Сало была порождением итальянского фашизма, и Пьер Паоло Пазолини решил развернуть действие своей последней картины в ее пределах. В отличие от многих других фильмов в этом списке, фильм «Сало. » поражает воображение зрителя абсолютной, крайней формой садизма. Красочное описание фашистских жестокостей, насилия и пыток не только сделали эту картину противоречивой, но и привели к тому, что многие страны запретили ее на своей территории. А между тем, с помощью всех этих отвратительных аберраций человеческого поведения Пазолини лишь изучает, к чему приводит злоупотребление властью. Сало, или 120 дней Содома / Salò o le 120 giornate di Sodoma, 1975
Романс Х / Romance, 1999
Катрин Брейя — одна из немногих женщин-режиссеров в этом списке и одна из немногих женщин в кинематографе, которые отваживаются изучать в своих работах сексуальность и желания людей. Ее фильмы часто вызывают споры и нападки цензоров, что достойно сожаления, ведь вся эта суматоха отвлекает от главных тем, которые пытается раскрыть Катрин. Название же этой картины звучит несколько иронично, потому что главная героиня пускается в свое эротическое путешествие именно из-за недостатка чувств со стороны мужа. Романс Х / Romance, 1999
Венера в мехах / La Vénus à la fourrure, 2013
5 лет назад другой режиссёр в своём «Антихристе» уже обращался к теме «всё зло от женщин». Но подача материала была столь радикальна, что фильм был раскритикован в пух и прах. Роман Полански в своём творчестве не столь категоричен. Когда он только начинал снимать фильмы, его « Отвращение » и « Ребенок Розмари » показали миру, насколько незащищённой может быть женщина в обществе. С годами его восприятие немного изменилось, и он решил обратиться к другой теме. За прошедшие годы положение женщин в обществе сильно изменилось. Но и степень опасности возросла для женщин настолько, что им пришлось изобретать оригинальные способы защиты, порой нападая первыми.
После съемок этого фильма Ларс фон Триер был настолько опустошен морально, что был уверен: он больше никогда не сядет в кресло режиссера. Картина открывается зрителю с великолепной последовательности черно-белых кадров — в то время, как супружеская пара страстно занимается сексом, их маленький ребенок выпадает из окна. Родители подавлены чувством вины, и последующие события фильма призваны исследовать вопросы, на которые человек иногда не в состоянии ответить сам себе. Своей откровенностью фильм спровоцировал настоящий скандал среди людей, которые не смогли разглядеть в нем ничего, кроме обнаженки и насилия.
Любовница-хозяйка / Maîtresse, 1975
«Любовница» — это один из самых ранних фильмов, призванных приоткрыть зрителю частный мир фетишистов. Молодой Жерар Депардье исполняет роль простого парня, который знакомится с привлекательной дамой и по ее воле случайно попадает в этот мир. Ему, словно зрителю, купившему билет, любезно разрешили посмотреть, как течет жизнь за занавесом. Но восторга он не испытывает, напротив, он намерен «спасти» свою новую знакомую. Любовница-хозяйка / Maîtresse, 1975
Дэвид Кроненберг уже много десятилетий снимает фильмы о том, как гармонично могут сочетаться между собой насилие и красота человеческого тела. В этом своем произведении он рассказывает увлекательную историю двух людей, которых свела вместе автокатастрофа. Спустя некоторое время эта пара встречается вновь, чтобы повторить аварию, снова испытать пикантные ощущения, и вот фильм превращается в такую смесь адреналина, автокатастроф и похоти, которая может смутить даже самого искушенного зрителя.
История любви: маркиз де Сад и Рене-Пелажи де Монтрей
Чета де Сад прожила в браке 27 лет. Все это время жена маркиза не только терпела ужасные выходки супруга, но и горячо его любила…
В письме к одной из своих сестер Донасьен Альфонс Франсуа так представил свою невесту Рене-Пелажи де Монтрей, будущую маркизу де Сад: «Она хорошо сложена, грудь очень красива, руки и плечи белые. Ничего шокирующего, но прекрасный характер».
21-летняя Рене-Пелажи Кордье де Монтрей увидела своего будущего супруга, 22-летнего Донасьена Альфонса Франсуа де Сада, незадолго до свадьбы, состоявшейся 17 мая 1763 года в Париже. Брак устроили их родители по меркантильным соображениям: старые аристократы де Сады, дальние родственники королевской семьи, во второй половине XVIII века совсем обнищали и еле-еле сводили концы с концами, а вот финансовое положение де Монтреев, по уровню знатности уступавших «клану» сватов, напротив, отличалось особой прочностью.
Донасьен и Рене были совершенно разными людьми. Голубоглазый красавец маркиз славился своим язвительным умом и вспыльчивым характером, любил погулять и приударить за дамами. Тихая и замкнутая Рене-Пелажи предпочитала сидеть дома и не отличалась ни особой красотой, ни ярким умом. Но тем не менее они, с благословения Его Величества короля Людовика XV, уступили воле родителей.
Точнее, уступил Донасьен, который незадолго до женитьбы (как принято считать) предпринял попытку изменить брачный контракт с тем, чтобы жениться на младшей дочери господина де Монтрея, Анн-Проспер, поразившей его воображение. Рене же, как и положено доброй христианке, была готова безропотно принять нареченного супруга, любить его и подчиняться ему.
Портрет маркиза де Сада работы Шарля Амедея Филиппа ван Лоо, 1760 год
Всего через пять месяцев после свадьбы браку был нанесен первый удар: новоиспеченная маркиза де Сад вдруг получила известие об аресте своего благоверного. Произошло это в Париже 29 октября 1763 года. Некая Жанна Тестар, которую Донасьен завлек в свой «домик свиданий», отхлестал розгами и заставил богохульствовать, пожаловалась в полицию. Маркиза арестовали и по приказу короля заточили в башню Венсенского замка. Отсидев в тюрьме 15 дней, де Сад вышел на свободу (благодаря хлопотам семейства де Монтрей) с условием — отправиться в провинцию и пребывать там до тех пор, пока Людовик XV не дозволит ему вернуться в столицу. От Рене-Пелажи, которая тогда находилась в интересном положении, истинную причину заключения мужа скрыли.
О том, что на самом деле представляет собой Донасьен, она впервые узнала в 1768 году, спустя несколько месяцев после рождения первенца. За изнасилование француженки Розы Келлер де Сад был привлечен к суду и заключен в крепость Пьерре-Ансиз, расположенную недалеко от Лиона. Однако Рене не только не разлюбила супруга, но, как это ни странно, даже стала любить его еще сильнее. Она сумела очаровать коменданта крепости, который беспрепятственно пускал ее в камеру мужа. Здесь они зачали своего второго сына.
Портрет Анн-Проспер де Монтрей, младшей сестры маркизы де Сад
Спустя три года года после освобождения из Пьерре-Ансиз, осенью 1771 года, спасаясь от кредиторов и дурной славы, чета де Сад с детьми пе-реехала из Парижа в Прованс. Здесь, в Лакосте (фамильном замке маркиза), Рене-Пелажи ожидало самое тяжелое испытание, которое только мог уготовить ей супруг — де Сад закрутил роман с Анн-Проспер, своей свояченицей.
Тогда же последовали и скандал с марсельскими проститутками, чуть было не погибшими из-за прихоти неугомонного маркиза, и побег с мадемуазель де Монтрей в Италию, и арест в Савойе с последующим заключением в крепость Миолан. Но ничто не могло заставить Рене разлюбить мужа. Узнав о его заточении, она отправила детей к матери в Париж и помчалась к нему на помощь. Облачившись в мужской наряд, маркиза де Сад несколько недель прожила в соседней деревушке и, в конце концов, помогла Донасьену совершить побег.
Портрет Рене-Пелажи де Сад
Очутившись на свободе, маркиз перешел на положение нелегала, а Рене-Пелажи стала его верной спутницей. Любящая жена, она искала деньги, нужные вещи и книги для супруга, вместе с ним подбирала «актеров» для его «домашнего театра»…
А тем временем мадам де Монтрей, возненавидевшая зятя, а заодно и дочь за то, что та отказывалась развестись, плела против Донасьена заговоры. В результате, 13 февраля 1777 года де Сад был задержан и на основании королевского указа об аресте без суда и следствия препровожден в Венсенский замок и заперт в камере № 11.
Для Рене-Пелажи наступила пора суровых испытаний: став заключенным, маркиз оказался еще большим тираном и себялюбцем, чем был прежде. Отчаянные усилия жены угодить ему зачастую встречались бранью, ледяной критикой и надменным окриком: «Вы настоящая дура… Если бы только можно было и вас, и вашу омерзительную семейку запихнуть в один мешок и бросить в воду, то миг, когда бы я узнал об этом, стал бы самым счастливым из всех, кои мне довелось пережить за всю мою жизнь».
Вымышленный портрет маркиза де Сада, гравюра XIX века
Она прощала ему все: постоянные оскорбления, упреки, необоснованную ревность. Но, рано или поздно, чаша терпения мадам де Сад должна была переполниться. 19 сентября 1783 года она получила от Донасьена послание следующего содержания: «Утром я получил от вас пухлое письмо, которое показалось мне бесконечным. Пожалуйста, умоляю вас, не нужно писать так длинно: неужели вы думаете, что мне нечего больше делать, чем читать ваши бесконечные повторения? Поистине, у вас должно быть чудовищное количество свободного времени, если вы пишете такие длинные письма, и, должно быть, вы также полагаете, что у меня куча времени на то, чтобы вам на них отвечать».
И Рене-Пелажи, безмерно уставшая, столько лет безответно помогавшая супругу во всем, решила искать спасения в монастыре. В письме к де Саду она написала: «Монастырь строгих правил: другие женщины не были бы этим довольны, но я не боюсь этой строгости. Она меня не беспокоит, все будут знать, что я делаю».
2 апреля 1790 года, после 13 лет заключения, маркиз де Сад вышел на свободу. Одетый в лохмотья, облысевший и довольно тучный, он отправился прямиком к жене в монастырь. Однако Рене отказалась от встречи с некогда любимым супругом и сообщила ему о разводе, который состоялся 9 июня 1790 года.
На этом история четы де Сад завершилась. Дальше каждый из супругов пошел своей дорогой: Рене-Пелажи — к благотворительности и умиротворению, а Донасьен Альфонс Франсуа — к сомнительной известности, упокоению в Шарантоне и славе одного из величайших писателей эпохи Просвещения.
Добавить коммент