Клавдия Шульженко – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024


Клавдия Шульженко – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024

Клавдия Шульженко — биография, личная жизнь, фото, песни певицы

Имя: Клавдия Шульженко (Klavdiya Shulzhenko)

Дата рождения: 24 марта 1906 года

Дата смерти: 17 июня 1984 года

Место рождения: Харьков, Украина

Место смерти: Москва

Деятельность: эстрадная певица, актриса

Семейное положение: была замужем

Клавдия Шульженко — биография

Клавдия Ивановна не только прекрасная певица, но и актриса. Она удостоена многих правительственных наград. Шульженко – народная артистка Советского Союза и Российской Федерации.

Детство, семья певицы

Маленькая девочка Клава родилась в украинской семье простого бухгалтера. Отец трудился на железной дороге в управлении. Мама воспитывала двоих детей. Кроме Клавдии в семье рос её брат Николай. Музыкальная биография девочки начала складываться благодаря тому, что отец прекрасно пел, мог играть на духовых инструментах, участвовал во многих импровизированных концертах и спектаклях художественной самодеятельности.

Дети были всегда рядом, и впитывали атмосферу творчества и дух сцены. Обучаясь в гимназии, Клава отдавала предпочтение словесности, любила поэзию, знала много стихотворных произведений наизусть. Клавдия мечтала стать настоящей артисткой, но родители оценили обстановку по-своему.

Шульженко обучалась в консерватории родного Харькова у профессора Никиты Леонтьевича Чемизова. Педагог заставил Клаву поверить в свой певческий дар. Да и она сама всегда с наслаждением внимала баритону своего отца. Она восторгалась актёрами немого кино. Но сама продолжала грезить о театре. В местном драматическом театре Клавдия была много раз, а в пятнадцать лет решила попроситься в актрисы. Для этого она явилась к режиссёру Николаю Синельникову. На прослушивании аккомпаниатором для Шульженко и её подружки был Исаак Дунаевский.

Всё прошло великолепно, Клава попала в театральную труппу, творческая актёрская биография стала пополняться пока эпизодическими ролями. Позже Клаве стали давать те роли, которые содержали вокальные партии. Молодая актриса постепенно стала получать наслаждение от музыки, она исполняла многие композиции в клубах, в театрах других режиссёров. Шульженко активно занималась своим самообразованием. Помимо родного театра она посещала педагогов консерватории, ходила на занятия балетом.

Но в биографии актрисы Клавдии Шульженко наступил в 1924 году переломный момент. Оперная певица Лидия Липковская была очень знаменита. После её гастрольных выступлений в Харькове, Клавдия встретилась со звездой. Прослушав исполнение некоторых песен, Липковская поразилась талантом молодой актрисы. После этого разговора сама судьба подсказывала Шульженко, что музыкой надо серьёзно заниматься. Произошла встреча с композитором Германом, он предложил ей исполнять его песни. Стали появляться музыканты, которые были готовы писать специально для Клавдии.

Шульженко выступала в Мариинском театре, в столичном мюзик-холле. Москва аплодировала ей стоя. Её приглашали мюзик-холл Ленинграда, где она исполняла песни композитора Шостаковича. Певица пробовала выступать с джаз-оркестром, вводит в свой репертуар композиции разных народов. Этот жест доброй воли, подходящий духу пропаганды дружбы между народами одобряло правительство. Первые пластинки Клавдии Шульженко были моментально раскуплены, многие журналы помещают фотографию певицы на обложки своих номеров. Она становится лауреатом конкурса артистов эстрады 1939 года.

Военные годы певицы

Великую Отечественную войну Клавдия Ивановна встретила в Ереване, куда она отправилась со своим джаз-оркестром на гастроли. Исполнительница сразу приняла на себя ответственность стать фронтовой певицей. Коллектив выступал с концертными программами, не обращая внимания на обстрелы, на передовой. В блокадном Ленинграде оркестр лишился двух музыкантов, они были крайне истощены и не выдержали моральной и физической нагрузки.

В 1942 году в репертуаре певицы появился «Синий платочек». После Великой победы Шульженко принимает решение выступать без оркестра, начались её сольные выступления.

Клавдия Шульженко — биография личной жизни

Клавдия Ивановна выходила замуж один раз в своей жизни. Вышла певица за артиста, музыканта, работающего в жанре конферансье Владимира Коралли. Через два года после официальной регистрации у Клавдии и Владимира родился сын. Мальчика назвали Игорем. Союз двух артистов продлился 25 лет. Из-за ревности брак распался.

Спустя два года после развода Клавдия Ивановна повстречала своего тайного поклонника. Им оказался кинооператор Георгий Епифанов, который часто писал своей любимой письма много лет. Их встреча состоялась, когда Клавдии Ивановне исполнилось пятьдесят, Георгию тогда было 38 лет.

Последние годы Шульженко

Живя в Москве в отдельной квартире, Шульженко никогда не оставалась одна. Её часто навещали друзья, она ещё снималась в небольших ролях в кино, писала мемуары. Хотя и пришлось женщине устраивать иногда распродажу антиквариата, который был куплен ею в молодые годы, она никогда не брала денег у тех, кто её навещал. Клавдия Ивановна сильно заболела, а перед смертью была в состоянии комы две недели. Её похоронили на Новодевичьем кладбище.



Клавдия Шульженко: биография советской певицы

Клавдия Шульженко — знаменитейшая советская певица с украинскими корнями, участница Великой Отечественной войны.

За действительно выдающийся вклад в развитие музыкального искусства ей было присуждено звание народной артистки СССР – один из высших символов признания профессионального мастерства артиста в Советском Союзе. Клавдия Шульженко была одной из самых популярных и любимых публикой артисток советской эстрады.

Клавдия Ивановна Шульженко появилась на свет в марте 1906 года в небольшом посёлке близ города Харькова, на Украине. Её отец работал бухгалтером. Первыми песнями, которые она начала петь, были народные украинские напевы.

Творческая биография Клавдии Шульженко началась в родном городе. На большой сцене она впервые выступила в семнадцать лет, став артисткой труппы театра города Харькова. А в 1928 году юная Шульженко начала выступать в Мариинском театре, в Ленинграде.

С начала сороковых годов Клавдия Ивановна активно продвигала в СССР мало известный и не особенно одобряемый властью джаз. Солистке пришлось быть первооткрывателем в этой сфере: самой изучать теорию зарубежного музыкального стиля и подбирать талантливых исполнителей и музыкантов для своего новаторского — первого в СССР — джазового ансамбля.

Во время войны певица постоянно ездила на фронт и выступала там со своим джазовым ансамблем. Она вошла в ряды Красной Армии. Известно, что за время Великой Отечественной войны артистка дала больше тысячи концертов, рискуя жизнью на передовой, а также в военных госпиталях и перед детьми в эвакуации. Она была первой исполнительницей быстро набравшей популярность песни «Синий платочек».

Выдающийся вклад Клавдии Шульженко в великую Победу был оценен по достоинству советским руководством: она была награждена несколькими медалями, в частности орденом «За оборону Ленинграда». После войны эта талантливейшая женщина продолжила активную концертную деятельность, снялась в нескольких фильмах.

Личная жизнь певицы, увы, не была простой и безоблачной. Она несколько раз была замужем (первый раз — за известным певцом и артистом Владимиром Коралли, второй раз — за популярным кинооператором Георгием Епифановым). От первого брака у нее был сын Игорь. Великая певица умерла в 1984 году в Москве, после долгой болезни, причём последние дни своей жизни она провела в коме.

Клавдия Шульженко неоднократно награждалась самыми престижными орденами и медалями как Советского Союза, так и ближнего и дальнего зарубежья. В частности, певица была награждена одной из важнейших наград и высших символов признания в СССР — орденом Ленина. Это говорит о сильнейшей любви к ней всего многочисленного советского народа.

Вклад в искусство

Даже в наши дни никто не решится возразить, что вклад Клавдии Шульженко в искусство по-настоящему огромен. Её песни до сих пор слушают, а некоторые — и любят безумно, а именем артистки называют музыкальные школы и целые профессиональные коллективы.

Во многих театрах и филармониях установлены мраморные бюсты этой замечательной женщины. В Харькове, на родине певицы, был открыт и до сих пор действует популярный как среди местных жителей, так и среди туристов и гостей города дом-музей Клавдии Шульженко.

В честь этой удивительной женщины даже получил своё название настоящий огромный астероид! О её жизни и творчестве на Украине был поставлен спектакль под названием «Клавдия Шульженко. Старинный вальс». Главные роли исполнили звёзды украинского театра и эстрады.

Эта певица обладала прекрасным певческим тембром — сопрано. Несмотря на то что сложно представить джазового певца с тембром «сопрано», Шульженко Клавдия Ивановна совершила невозможное. Формально её певческий голос называется «лирико-колоратурное сопрано», и этот голос глубоко запал в душу миллионам советских и российских слушателей.

Популярны песни Клавдии Ивановны также в ближнем зарубежье, среди русскоговорящего населения других стран, а также в музыкальных кругах разных государств нашей планеты.

Больше всего полюбились советским слушателям следующие песни «украинского соловушки»:

  • «Что такое любовь».
  • «Синий платочек».
  • «Забытый вальс».
  • «Московская ночь».
  • «Товарищ гитара».

Все эти произведения обладают высокой художественной ценностью и говорят о несомненном творческом таланте советской исполнительницы.

Не раз выдающейся артистке случалось петь дуэтом с советскими и зарубежными звёздами. Известна, в частности, её близкая дружба с Аллой Пугачёвой, со Львом Лещенко, а также со многими другими замечательными деятелями советского искусства того неоднозначного для нашей страны исторического периода.

Миллионы простых советских людей безумно любили певицу и её музыкальное творчество, и миллионы людей скорбели о её смерти.

Её песни несут сильный эмоциональный заряд и оказывают глубокое воздействие на слушателя. Именно поэтому её музыкальные произведения вызывали в сердцах людей такой неподдельный отклик в тяжёлые времена Великой Отечественной войны. Ее песни смягчали в сердцах бойцов боль от разлуки с родными, облегчали непосильную порой тяжесть лишений и бытовых неудобств, а также вызывали готовность к подвигу и к самопожертвованию во имя освобождения Родины от жестокого врага…

Несмотря на то что Клавдия Шульженко родилась на Украине, она была, есть и остаётся советской, отчасти — русской певицей, поскольку её песни звучали в основном на русском языке. В Википедии можно найти посвящённые ей статьи на разных языках.

Клавдию Шульженко можно по праву считать одним из нескольких людей искусства, которые в двадцатом веке воистину изменили мир. Её песни делали людей добрее и благороднее, и можно без преувеличения сказать, что эти музыкальные произведения, наряду с другими произведениями искусства той эпохи, помогли приблизить великую победу советского народа над фашистскими захватчиками.

И самый главный совет

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 30-150 тысяч:

  • >» target=»_blank»>Бесплатное обучение коучингу с нуля: Получайте от 30-150 тысяч рублей!
  • >» target=»_blank»>55 лучших уроков и книг по Счастью и Успеху (скачайте в подарок) »




Клавдия Шульженко – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024

Биография Клавдии Шульженко

Клавдия Ивановна Шульженко — народная артистка СССР, певица и актриса. Она родилась 24 марта 1906 в украинском городе Харькове. Певицу любили по всему миру, до сих пор немногим удалось достичь даже сотой доли её фееричного успеха.

Много лет назад именно голос Клавдии Ивановны вселял веру и надежду в сердца миллионов солдат, даже раненые бойцы ненадолго забывали о боли, благодаря её песням. Её называли советской Эдит Пиаф. Умерла эта талантливая женщина 17 июня 1984 года в Москве, похоронили её на Новодевичьем кладбище.

Юные годы и первые исполнения песен

Члены семьи девушки имели отношение к творческой деятельности. Отец Клавдии работал бухгалтером, но в свободное время любил играть на духовом инструменте и петь соло.

Периодически он выступал с любительским оркестром перед публикой, юная Шульженко была в восторге от приятного баритона Ивана Ивановича. В их дворе собирались соседи со всех улиц, когда семья Шульженко разыгрывала спектакли и концерты.

Малышка Клава восхищалась актрисами немого кино, мечтала связать жизнь с этим видом искусства. С годами это желание только укрепилось. В гимназии девушка получала истинное удовольствие от изучения и декламации стихотворений, также отлично давался ей французский язык.

В то же время отец видел свою дочь исключительно в музыке, несмотря на её пренебрежительное отношение к собственному таланту. Неизвестно, как сложилась бы судьба Клавдии, если бы не Никита Чемизов, преподаватель Харьковской консерватории и профессор. Родители отдали её к нему на обучение, после чего музыкант тронул сердце девушки словами о том, что её голос поставлен от природы, нужно лишь развивать и совершенствовать его для достижения успеха.

Карьера в кино и театре

Весной 1923 года Шульженко начала делать первые шаги на пути к актёрской карьере. Клавдии не было и семнадцати лет, когда она пришла на прослушивание к Синельникову. Для смелости девушка взяла с собой подругу, они спели несколько песен на украинском и русском языках, затем сыграли этюд. Подруге режиссёр отказал, а Клавдию с удовольствием взял в театральную труппу. Одновременно с этим девушка пела в хоре при том же Харьковском театре драмы.

Дебютом актрисы стала роль в оперетте «Перикола», далее она принимала участие в таких постановках, как «Казнь» и «Дети Ванюшина», где играла певицу. В первом из них и состоялся музыкальный дебют девушки.

По завершении спектаклей Клавдия продолжала выступать. Она пела на летних эстрадных площадках, в рабочих клубах и дивертисментах. Её простые композиции символизировали жизнь народа, до сих пор они считаются образцами современной бытовой песни.

О характере Шульженко ходят разные слухи, но можно сказать лишь то, что женщина осознавала свои достоинства и не страдала заниженной самооценкой. Все слова, сказанные ею, достигали глубины сердца слушателей, Клавдия заслуженно считала себя символом эпохи.

Музыкальная деятельность

В 1930-х годах к певице понемногу начала приходить известность. На её концертах собирались полные залы, девушка постоянно гастролировала, первые песни были записаны на пластинки. В конце 1939 года артистка участвовала в первом всесоюзном музыкальном конкурсе и стала его безоговорочным лауреатом, благодаря композициям «Девушка, прощай», «Челита» и «Записка». Эти три песни, представленные Шульженко, произвели впечатление на критиков и посетителей премии.

Во то время, когда началась война, Клавдия находилась в Ереване. Она добровольно вступила в ряды армии, дала более 500 концертов за первый год блокады. Женщина выступала перед военными, в госпиталях крутили её пластинки. В 1941 году появляется композиция «Синий платочек», которая со временем стала легендарной и узнаваемой практически всеми жителями бывшего СССР.

Через год певицу наградили медалью, а 9 мая 1945 ей присудили орден Красной Звезды. Летом девушка стала заслуженной артисткой РСФСР. Клавдия заставляла людей думать о действительно важных вещах, её меньше всего интересовало визуальное обрамление выступлений.

Семья и личная жизнь

В 1928 году Клавдия встретила одессита Владимира Коралли. Он постоянно разъезжал со звёздами эстрады, выступая в качестве конферансье и всячески развлекая публику. Остроумный и талантливый парень впечатлил девушку, но пообщаться ближе им удалось не сразу.

В 1930 году девушка вышла замуж за Владимира. В 1932 году Шульженко родила сына. Много лет они вместе гастролировали и вдохновляли друг друга, но в канун нового, 1956-го, года поссорились. Впервые за 25 лет они встречали праздник раздельно, вскоре после этого Коралли развелись. Никто из них не мог объяснить причины столь внезапного расставания. Ходили слухи, что союз этой пары был скорее творческим. Они идеально понимали друг друга, но о любви говорить было глупо.

За свою жизнь актриса получила колоссальное количество любовных посланий, поклонники относились к ней с трепетом и теплом. Она читала их все, но был человек, чьи письма особенно тронули певицу. Звали его Георгий Епифанов. Мужчина влюбился в Клавдию ещё в 1940 году. Из разных стран и городов он регулярно отправлял ей открытки, Шульженко отвечала ему благосклонно. Через много лет они, наконец, познакомились в реальной жизни, благодаря Марианне Семеновой.

Но была и одна проблема, а именно возраст Георгия. Он был младше женщины на 12 лет. Учитывая нравы того времени, люди начали шептаться за их спинами. Несмотря на это, в 1957 году пара заключила брак. Девять лет они жили счастливо, но Клавдии было трудно поверить в то, что её так сильно любят, постоянные сомнения терзали певицу. Именно поэтому ревность и недоверие разделили их пути на десять лет.

Однажды Шульженко заметила Жоржа (так она называла Епифанова) на своём концерте, он стоял в одном из первых рядов. В этот момент женщина поняла, что не любила никого сильно, и прямо со сцены попросила бывшего мужа вернуться и простить её. Пара объединилась, после этого они были счастливы вплоть до дня смерти Клавдии. Георгий пережил её на 13 лет. На год раньше произошла смерть Владимира Коралли, завещавшего похоронить его рядом с бывшей женой.

До сих пор память артистки чтят во многих городах. Родной Харьков может похвастаться музеем имени Шульженко, также ежегодно проводятся фестивали в её честь.





Клавдия Шульженко – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024

Фронтовая звезда Клавдия Шульженко

У Клавдии Шульженко для каждой песни была отдельная роль — с жестами и мимикой, интонациями и даже реквизитом. В военные годы певица дала сотни концертов на фронтах Великой Отечественной, и ее «Синий платочек» был символом будущей Победы. Читайте историю о том, как Клавдия Шульженко стала одной из самых известных артисток Советского Союза.

Певицами рождаются

Первым сценическим опытом для Клавдии Шульженко стали семейные спектакли. Еще в Харькове вся семья бухгалтера управления железной дороги участвовала в импровизированных представлениях прямо во дворе собственного дома. Чаще всего ставили сказки, и публика стекалась с окрестных домов со своими табуретами. Иван Шульженко любил петь и надеялся, что его дочь тоже станет певицей.

Но сама она грезила кино и сценой. Девочка знала чуть ли не наизусть весь репертуар Харьковского драматического театра. По настоянию отца Клавдия Шульженко начала заниматься вокалом с профессором консерватории Никитой Чемизовым, но преподавателю учить юную исполнительницу было практически нечему: голос у нее был поставлен от природы.

Песня как мини-спектакль

На просмотре в театральную труппу Николая Синельникова Шульженко исполнила песню «Распрягайте, хлопцы, коней». Аккомпанировал будущей звезде заведующий музыкальной частью Исаак Дунаевский.

«Ты должна играть песню и при этом исполнять в ней все роли», — говорил Синельников молодой артистке. Так зародилась особая манера певицы: для каждой песни — свои интонации и свой образ, подкупающая искренность и видимая простота.

В 1923 году Клавдия Шульженко впервые пела на сцене — романс «Звезды на небе» в спектакле «Казнь», а спустя всего пять лет артистка выступала на сцене Мариинского театра на концерте ко Дню печати. Молодая певица приехала уже со своим репертуаром. Еще в Харькове артист Брейтингам и тогда студент консерватории Юрий Мейтус написали для Шульженко «Силуэт», балладу «Красный маяк» и зарисовку «На санках», которую Клавдия Ивановна исполняла многие годы.

В Ленинграде, на сцене Мюзик-холла, она исполняла две песенки в спектакле «Условно убитый» на музыку Дмитрия Шостаковича. За дирижерским пультом был Исаак Дунаевский. Там же, на сцене Мюзик-холла, певица встретила будущего мужа — конферансье, исполнителя сатирических куплетов и чечеточника Владимира Коралли. Несмотря на рождение сына Георгия в 1930 году, творческая пара много гастролировала.

Спустя девять лет Шульженко стала лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Три песни — «Девушка, прощай», «Челита» и «Записка», исполненные певицей, поразили жюри.

Фронтовые дороги

Великая Отечественная война привела артистку в армию. Организованный в 1940-м году джаз-оркестр под управлением Шульженко и Коралли стал настоящим фронтовым ансамблем. Певица выступала перед бойцами и в больничных палатах, и на передовой. Неизменное концертное платье и каблуки — будь-то Дом культуры, аэродром или лесная опушка. Только во время блокады Ленинграда состоялось более 500 концертов. Клавдию Ивановну наградили медалью «За оборону Ленинграда» и орденом Красной Звезды.

Любовь по переписке

В послевоенные годы Клавдия Ивановна Шульженко по-прежнему много выступала и записывала пластинки. Первая, еще 1940 года, определила судьбу певицы. Знаменитый кинооператор Георгий Епифанов в те годы купил пластинку с песней «Челита» и буквально влюбился в голос. А попав на концерт Шульженко, был покорен его обладательницей. «Г. Е.» писал Шульженко всю войну. Через долгих 16 лет они встретились, и в 1957 году Клавдия Ивановна, на тот момент уже расставшись с Владимиром Коралли, снова выходит замуж. Теперь уже письма и телеграммы отправляла Шульженко — с гастролей: «Сегодня пела только для тебя, мой родной, любимый Жорж».

Народная артистка

Клавдия Шульженко стала символом эпохи, непритязательные песни в ее исполнении становились историями из жизни, «окартиненными» то кастаньетами, то связкой писем, то веткой сирени, то синим платочком, что взмывал над сценой и «падал с опущенных плеч».

Свою последнюю пластинку «Портрет» Клавдия Ивановна Шульженко записала в 1980 году, тогда же написала сборник мемуаров «Когда вы спросите меня…». А в 1983 году на телеэкраны вышел фильм «Вас приглашает Клавдия Шульженко» — история о жизни певицы, рассказанная от первого лица.




Клавдия Шульженко – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024

Клавдия Шульженко

Клавдия Ивановна Шульженко – выдающаяся советская певица и актриса, лауреат множества наград, народная артистка СССР, РСФСР. В 1971 году Шульженко получила звание народной артистки СССР, в 1976 — награждена орденом Ленина.

Детство и юность

Родилась Клавдия Шульженко 24 марта 1906 года, в городе Харькове. В семье Ивана Ивановича Шульженко, служившего бухгалтером в управлении железной дороги, и его супруги было двое детей. Клава и ее брат Коля жили вместе с родителями во флигеле небольшого дома на улице Владимирской.

Клавдия Шульженко в молодости | Одна родина

Отец девочки в свободное время играл на духовых инструментах, пел соло. Тогда были популярны любительские концерты, спектакли. Иван Иванович выступал с ансамблем художественной самодеятельности, а для соседей семья устраивала во дворе театральные представления, в которых участвовали и дети, самозабвенно пела и играла маленькая Клава.

Клавдия Шульженко в молодости | Одна родина

Девочка училась в гимназии, но музыка и пение не вызывали у нее восторга. Клавдия предпочитала словесность, зачитывалась стихами русских поэтов, учила их наизусть и декламировала знакомым.

Родители отдали дочку, грезившую о театральной сцене, обучаться музыке в Харьковскую консерваторию, к профессору Н.Л. Чемизову. Никита Леонтьевич вселил в юную дебютантку веру в ее певческий талант, поведав ей, что голос ей дан от природы.

Мечты о театре

Девочка приходила в восторг от красивого папиного баритона, но с малолетства мечтала о театральной сцене. Неизгладимое впечатление на Клавдию произвели звезды немого кино, но еще больше она любила театр. Отец часто брал ее с собой на спектакли местного драмтеатра, где тогда служил режиссером Николай Синельников. В 15 лет юная Клавдия вместе с подружкой пришла к Синельникову«поступать в актрисы».

Клавдия Шульженко в молодости | Ruspekh

На пробах девушки спели несколько песен и сыграли небольшой этюд. К слову, аккомпанировал подружкам молодой Исаак Дунаевский. Шульженко пришлась по душе режиссеру, и он зачислил ее в труппу. Роли молоденькой актрисе доставались эпизодические. Так, Клавдия Ивановна пела в хоре в оперетте и изображала умершую Настасью Филипповну в 4-м акте «Идиота». По словам отца актрисы, посетившего этот спектакль, выходило у нее это довольно убедительно.

Клавдия Шульженко | Русский новостной портал

Потом были другие роли, часто связанные с песенными выступлениями, Шульженко пела в клубах, в других театрах после окончания спектаклей. Клавдия Ивановна твердо решила связать свою жизнь и биографию с театром. Жизнь ее в то время была расписана по минутам. С утра она шла на репетицию к Синельникову, затем занималась пением и музыкой в консерватории, брала уроки балетной хореографии и основ танца, а вечером играла в спектаклях.

Кстати, именно Синельникову поклонники творчества Клавдии Ивановны должны быть благодарны за ее яркое, душевное и проникновенное пение. «Ты должна играть песню и при этом исполнять в ней все роли», — наставлял юную актрису режиссер.

Первые успехи

Все изменилось в 1924 году, когда в Харьков с гастролями приехала знаменитая певица Лидия Липковская. Девушка набралась смелости и пришла к оперной диве в гостиницу. Та выслушала несколько песен и пришла в восторг. Липковская посоветовала певице сменить репертуар на лирический, поскольку так ее талант проявится еще ярче.

Затем случай свел Клавдию Ивановну с молодым композитором Павлом Германом. Он сам подошел к ней после выступления и предложил спеть сочиненные им песни. Так в ее репертуар вошли «Записка», «Шахта № 3», «Не жалею», «Кирпичики». Стихи для песен «Папиросница и матрос», «Красный мак», «На санках» написал для Клавдии артист Краснозаводского драмтеатра Брейтингам, а музыку сочинил Юрий Мейтус.

Карьера певицы

В 1928 году состоялся дебют в Мариинском театре, а в 1929 году — в Московском мюзик-холле. Ее песни столичная публика слушала с замиранием сердца, и долго еще не смолкал шквал аплодисментов.

Шульженко работала в Ленинградском мюзик-холле, спела две песни в спектакле «Условно убиты» на музыку Шостаковича. На 30-е годы приходится сотрудничество певицы с джаз-оркестром Скоморовского. В ее репертуар вошли песни «Андрюша», «Руки», «Мама» и другие. Песни Клавдии Шульженко того периода были откровенно лирическими и в одно время их даже запретили исполнять по политическим соображениям.

Клавдия Ивановна стала выступать с народными украинскими, русскими, испанскими, латиноамериканскими песнями. «Челита» и «Простая девчонка» на волне пропаганды дружбы народов вполне устраивали правительство по политическим аспектам, публика же воспринимала их как песни о сверстниках, о любви, дружбе и молодости. Критики ругали ее за мелодраматичность, а народ любил безоговорочно, за первыми граммофонными пластинками Шульженко выстраивались очереди.

В 1939 году певица стала лауреатом конкурса артистов эстрады, ее пластинки выпускаются большими тиражами, а фото помещают в журнале «Советское искусство», в Ленинграде специально для Клавдии Ивановны организован джаз-оркестр.

Когда началась война, Шульженко была на гастролях в Ереване. Клавдия Ивановна вместе с мужем вступила в ряды армии, а их джазовый оркестр получил статус фронтового. Более 500 концертов дали артисты в годы войны, выступали в осажденном Ленинграде, на Дороге Жизни, на линии фронта, под обстрелами. Два музыканта из труппы Шульженко умерли в Ленинграде от истощения.

В 1942 году после выступления к Клавдии Ивановне подошел Михаил Максимов и предложил исполнить песню собственного сочинения. Это был легендарный «Синий платочек». Проникновенное исполнение Шульженко, популярный мотив и душевный текст сделали эту песню знаменитой и поистине народной.

Клавдия Шульженко на фронте | Одна родина

В 1943 году джаз-оркестр Клавдии Шульженко гастролировал по Кавказу и Средней Азии, начиная с лета 1945 года, певица начала выступать сольно. Дискография Клавдии Ивановны Шульженко (включая записи, вышедшие при жизни певицы) включает около двух десятков пластинок. В ее репертуаре – сотни песен, сотрудничество с известными композиторами и музыкантами, певцами и исполнителями. Самыми любимыми песнями самой исполнительницы были «Вальс о вальсе», «Молчание», «Друзья-однополчане», «Письмо матери», «Школьный вальс» и другие.

Личная жизнь

Первым и единственным официальным мужем Клавдии Ивановны Шульженко был артист из Одессы, конферансье, музыкант Владимир Коралли. Их брак продлился с 1930 по 1955 годы, в 1932 году у пары родился сын Игорь. Поводом для разрыва супругов послужила ревность.

Клавдия Шульженко с мужем и сыном | FMdon

В 1957 году Шульженко встретилась с Георгием Епифановым, кинооператором, который был заочно влюблен в легендарную певицу долгие годы. Он писал ей письма, подписываясь инициалами. На момент встречи Клавдии Ивановне было 50 лет, Жорж был моложе на 12 лет.

Последние годы актриса проживала в Москве, в доставшейся ей уже под конец жизни отдельной квартире. Будучи на пенсии, она оставалась верна своим привычкам, как и в молодости, предпочитала французскую парфюмерию, не умела экономить, не хотела расставаться с последними антикварными вещами, хотя большую часть давно уже распродала.

Клавдия Шульженко в последние годы | Pesnyafet

Клавдия Шульженко мечтала посетить Францию, могилу легендарной Эдит Пиаф, с которой ее сравнивали по силе и глубине таланта. Однако ее не выпускали, и певица побывала с гастролями лишь в Германии, Польше и Венгрии.

Клавдия Шульженко снималась в кино в эпизодических ролях, исполняла песни для кинокомедии «На отдыхе». В 1981 году увидели свет ее мемуары «Когда вы спросите меня…».

Клавдия Шульженко и Алла Пугачева | Одна родина

Пожилую звезду советской эстрады часто навещали молодые музыканты, певцы, артисты, однако денег от них Клавдия Ивановна не принимала, брала только гостинцы. Удивительно, но только Алле Пугачевой удавалось обмануть бдительность гордой и талантливой женщины. Уходя, она потихоньку прятала под салфетку купюру, а Клавдия Ивановна потом удивлялась, думая, что сама ее там забыла.

Мемориальная доска Клавдии Шульженко | Одна родина

Умерла гениальная исполнительница 17 июня 1984 года. Похоронена Клавдия Шульженко в Москве, на Новодевичьем кладбище.




Клавдия Шульженко – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024

Клавдия Шульженко — биография, личная жизнь, фото, песни и последние новости

Клавдия Шульженко: биография

Клавдия Ивановна Шульженко – выдающаяся советская певица и актриса, лауреат множества наград, народная артистка СССР, РСФСР. В 1971 году Шульженко получила звание народной артистки СССР, в 1976 — награждена орденом Ленина.

Детство и юность

Родилась Клавдия Шульженко 24 марта 1906 года, в городе Харькове. В семье Ивана Ивановича Шульженко, служившего бухгалтером в управлении железной дороги, и его супруги было двое детей. Клава и ее брат Коля жили вместе с родителями во флигеле небольшого дома на улице Владимирской.

Клавдия Шульженко в молодости | Одна родина

Отец девочки в свободное время играл на духовых инструментах, пел соло. Тогда были популярны любительские концерты, спектакли. Иван Иванович выступал с ансамблем художественной самодеятельности, а для соседей семья устраивала во дворе театральные представления, в которых участвовали и дети, самозабвенно пела и играла маленькая Клава.

Клавдия Шульженко в молодости | Одна родина

Девочка училась в гимназии, но музыка и пение не вызывали у нее восторга. Клавдия предпочитала словесность, зачитывалась стихами русских поэтов, учила их наизусть и декламировала знакомым.

Родители отдали дочку, грезившую о театральной сцене, обучаться музыке в Харьковскую консерваторию, к профессору Н.Л. Чемизову. Никита Леонтьевич вселил в юную дебютантку веру в ее певческий талант, поведав ей, что голос ей дан от природы.

Мечты о театре

Девочка приходила в восторг от красивого папиного баритона, но с малолетства мечтала о театральной сцене. Неизгладимое впечатление на Клавдию произвели звезды немого кино, но еще больше она любила театр. Отец часто брал ее с собой на спектакли местного драмтеатра, где тогда служил режиссером Николай Синельников. В 15 лет юная Клавдия вместе с подружкой пришла к Синельникову«поступать в актрисы».

Клавдия Шульженко в молодости | Ruspekh

На пробах девушки спели несколько песен и сыграли небольшой этюд. К слову, аккомпанировал подружкам молодой Исаак Дунаевский. Шульженко пришлась по душе режиссеру, и он зачислил ее в труппу. Роли молоденькой актрисе доставались эпизодические. Так, Клавдия Ивановна пела в хоре в оперетте и изображала умершую Настасью Филипповну в 4-м акте «Идиота». По словам отца актрисы, посетившего этот спектакль, выходило у нее это довольно убедительно.

Клавдия Шульженко | Русский новостной портал

Потом были другие роли, часто связанные с песенными выступлениями, Шульженко пела в клубах, в других театрах после окончания спектаклей. Клавдия Ивановна твердо решила связать свою жизнь и биографию с театром. Жизнь ее в то время была расписана по минутам. С утра она шла на репетицию к Синельникову, затем занималась пением и музыкой в консерватории, брала уроки балетной хореографии и основ танца, а вечером играла в спектаклях.

Кстати, именно Синельникову поклонники творчества Клавдии Ивановны должны быть благодарны за ее яркое, душевное и проникновенное пение. «Ты должна играть песню и при этом исполнять в ней все роли», — наставлял юную актрису режиссер.

Первые успехи

Все изменилось в 1924 году, когда в Харьков с гастролями приехала знаменитая певица Лидия Липковская. Девушка набралась смелости и пришла к оперной диве в гостиницу. Та выслушала несколько песен и пришла в восторг. Липковская посоветовала певице сменить репертуар на лирический, поскольку так ее талант проявится еще ярче.

Затем случай свел Клавдию Ивановну с молодым композитором Павлом Германом. Он сам подошел к ней после выступления и предложил спеть сочиненные им песни. Так в ее репертуар вошли «Записка», «Шахта № 3», «Не жалею», «Кирпичики». Стихи для песен «Папиросница и матрос», «Красный мак», «На санках» написал для Клавдии артист Краснозаводского драмтеатра Брейтингам, а музыку сочинил Юрий Мейтус.

Карьера певицы

В 1928 году состоялся дебют в Мариинском театре, а в 1929 году — в Московском мюзик-холле. Ее песни столичная публика слушала с замиранием сердца, и долго еще не смолкал шквал аплодисментов.

Шульженко работала в Ленинградском мюзик-холле, спела две песни в спектакле «Условно убиты» на музыку Шостаковича. На 30-е годы приходится сотрудничество певицы с джаз-оркестром Скоморовского. В ее репертуар вошли песни «Андрюша», «Руки», «Мама» и другие. Песни Клавдии Шульженко того периода были откровенно лирическими и в одно время их даже запретили исполнять по политическим соображениям.

Клавдия Ивановна стала выступать с народными украинскими, русскими, испанскими, латиноамериканскими песнями. «Челита» и «Простая девчонка» на волне пропаганды дружбы народов вполне устраивали правительство по политическим аспектам, публика же воспринимала их как песни о сверстниках, о любви, дружбе и молодости. Критики ругали ее за мелодраматичность, а народ любил безоговорочно, за первыми граммофонными пластинками Шульженко выстраивались очереди.

В 1939 году певица стала лауреатом конкурса артистов эстрады, ее пластинки выпускаются большими тиражами, а фото помещают в журнале «Советское искусство», в Ленинграде специально для Клавдии Ивановны организован джаз-оркестр.

Когда началась война, Шульженко была на гастролях в Ереване. Клавдия Ивановна вместе с мужем вступила в ряды армии, а их джазовый оркестр получил статус фронтового. Более 500 концертов дали артисты в годы войны, выступали в осажденном Ленинграде, на Дороге Жизни, на линии фронта, под обстрелами. Два музыканта из труппы Шульженко умерли в Ленинграде от истощения.

В 1942 году после выступления к Клавдии Ивановне подошел Михаил Максимов и предложил исполнить песню собственного сочинения. Это был легендарный «Синий платочек». Проникновенное исполнение Шульженко, популярный мотив и душевный текст сделали эту песню знаменитой и поистине народной.

Клавдия Шульженко на фронте | Одна родина

В 1943 году джаз-оркестр Клавдии Шульженко гастролировал по Кавказу и Средней Азии, начиная с лета 1945 года, певица начала выступать сольно. Дискография Клавдии Ивановны Шульженко (включая записи, вышедшие при жизни певицы) включает около двух десятков пластинок. В ее репертуаре – сотни песен, сотрудничество с известными композиторами и музыкантами, певцами и исполнителями. Самыми любимыми песнями самой исполнительницы были «Вальс о вальсе», «Молчание», «Друзья-однополчане», «Письмо матери», «Школьный вальс» и другие.

Личная жизнь

Первым и единственным официальным мужем Клавдии Ивановны Шульженко был артист из Одессы, конферансье, музыкант Владимир Коралли. Их брак продлился с 1930 по 1955 годы, в 1932 году у пары родился сын Игорь. Поводом для разрыва супругов послужила ревность.

Клавдия Шульженко с мужем и сыном | FMdon

В 1957 году Шульженко встретилась с Георгием Епифановым, кинооператором, который был заочно влюблен в легендарную певицу долгие годы. Он писал ей письма, подписываясь инициалами. На момент встречи Клавдии Ивановне было 50 лет, Жорж был моложе на 12 лет.

Последние годы актриса проживала в Москве, в доставшейся ей уже под конец жизни отдельной квартире. Будучи на пенсии, она оставалась верна своим привычкам, как и в молодости, предпочитала французскую парфюмерию, не умела экономить, не хотела расставаться с последними антикварными вещами, хотя большую часть давно уже распродала.

Клавдия Шульженко в последние годы | Pesnyafet

Клавдия Шульженко мечтала посетить Францию, могилу легендарной Эдит Пиаф, с которой ее сравнивали по силе и глубине таланта. Однако ее не выпускали, и певица побывала с гастролями лишь в Германии, Польше и Венгрии.

Клавдия Шульженко снималась в кино в эпизодических ролях, исполняла песни для кинокомедии «На отдыхе». В 1981 году увидели свет ее мемуары «Когда вы спросите меня…».

Клавдия Шульженко и Алла Пугачева | Одна родина

Пожилую звезду советской эстрады часто навещали молодые музыканты, певцы, артисты, однако денег от них Клавдия Ивановна не принимала, брала только гостинцы. Удивительно, но только Алле Пугачевой удавалось обмануть бдительность гордой и талантливой женщины. Уходя, она потихоньку прятала под салфетку купюру, а Клавдия Ивановна потом удивлялась, думая, что сама ее там забыла.

Мемориальная доска Клавдии Шульженко | Одна родина

Умерла гениальная исполнительница 17 июня 1984 года. Похоронена Клавдия Шульженко в Москве, на Новодевичьем кладбище.




Клавдия Шульженко – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024

Биография Шульженко Клавдии Ивановны

Биография Шульженко Клавдии Ивановны

Биография, история жизни Шульженко Клавдии Ивановны

Шульженко Клавдия Ивановна (24.03.1906, Харьков – 1984, Москва) – советская актриса театра и кино, эстрадная певица.

Клавдия Шульженко родилась 24 марта (11 марта по старому стилю) 1906 на Украине, в Харькове, в семье бухгалтера управления железной дороги Ивана Ивановича. Отец серьезно увлекался музыкой: он играл на духовом инструменте в любительском оркестре, а иногда и пел соло в концертах. И первое художественное впечатление юной Клавдии Шульженко было связано именно с отцом. Его красивый грудной баритон, его выступления приводили девочку в неописуемый восторг.

Клавдия Шульженко постоянно принимала участие в художественной самодеятельности, в спектаклях, которые шли на сцене, сделанной прямо посреди двора. Спектакли вызывали жгучий интерес жителей соседних домой. Они приходили со своими стульями, табуретами, скамейками. При «входе» в театр на маленькой тумбочке стояла кружка, в которую зрители бросали «кто сколько может». Табличка, лежавшая рядом, сообщала, что эти сборы предназначались для оправдания расходов по постановке самого спектакля.

Было поставлено множество пьес, чаще всего инсценировались сказки. Безусловно, в каждом спектакле были песни и танцы, и девочка обязательно пела – либо по ходу пьесы, либо в концертном отделении.

Само же юное дарование между тем в мечтах никогда не собиралась петь: она должна была стать только драматической актрисой. И «виноваты» в этом не только первые любительские спектакли, но и кинематограф и, конечно же, кумиры кино, которые в те годы властвовали на экране – Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов. Глядя на них, Шульженко все больше думала о драматическом театре. Ее любимым предметом в гимназии была словесность. А вот к занятиям по музыке относилась с пренебрежением.

В Харькове был прекрасный театр под руководством прославленного режиссера Николая Николаевича Синельникова. Пересмотрев практически весь репертуар этого театра, Шульженко дала себе слово во что бы то ни стало поступить туда работать. И ее желание осуществилось. На показе в Харьковском драмтеатре, куда она пришла в неполные 17 лет, Клавдия Шульженко лихо исполнила любимую песню отца «Распрягайте, хлопцы, коней». А аккомпанировал ей тогда заведующий музыкальной частью Исаак Дунаевский, судьба потом не раз сводила двух талантливых людей. В театре Клавдия Шульженко, правда, играла всегда небольшие роли: в «Периколе», в «Детях Ванюшина», в роли певицы в спектакле «Казнь» пела романс «Снился мне сад». Выступала в клубах, в летнем театре «Тиволи» и в дивертисментах после окончания спектаклей.

Однако судьба распорядилась по-своему: родители решили отдать дочь в обучение к профессору Харьковской консерватории Никите Леонтьевичу Чемизову. И именно Чемизов раскрыл Шульженко глаза на ее талант, сказав однажды: «Ты счастливая, у тебя голос поставлен от природы, тебе нужно только развивать и совершенствовать его». Вероятнее всего, сама бы она никогда не пошла по музыкальной части.

Песенная слава к Клавдии Шульженко приходила постепенно. Случай свел ее с поэтом Павлом Германом, он и предложил молодой певице несколько своих песен, в том числе скоро ставшую знаменитой «Песню о кирпичном заводе», в народе – «Кирпичики», на музыку Кручинина, и «Шахту № 3». Исполнение этих двух песен и принесло настоящий успех певице.

В Краснозаводском драмтеатре в рабочем районе Харькова артист Брейтингам написал уже для Клавдии Шульженко песни, а музыка принадлежала студенту консерватории, в будущем известному композитору Юрию Мейтусу: «Папиросница и матрос», «Силуэт», балладу «Красный мак» и шуточную «На санках». Последнюю Клавдия Шульженко исполняла в течение многих лет. Вот с таким репертуаром и приехала она в Ленинград.

Успешный дебют молодой певицы состоялся в праздничном концерте в День печати в Театре оперы и балета. И пошло-поехало. И вот уже Клавдия Шульженко, артистка Ленинградской эстрады, приглашена в мюзик-холл для участия в программах «Аттракционы в действии». В роли продавщицы мороженого Маши Фунтиковой она поет две песенки на музыку Дмитрия Шостаковича в спектакле «Условно убитый». Ее лирические, жанровые песни «Дружба», «Портрет», «Записка» продолжают критиковать за избыток «чувствительности». За «мелодекламационную манеру» ее сравнивают с певицей Кремер. Однако в отличие от Кремер, певшей об экзотических странах и изысканных чувствах, Клавдия Шульженко в своих песнях рассказывает о чувствах простых людей, своих современников. И даже ее испанские и латиноамериканские песни «Челита» и «Простая девчонка» воспринимались как песни о сверстницах – комсомолках 30-х годов.

Да так выглядела и сама Клавдия Шульженко с ее коротко остриженными белокурыми волосами, приветливым, открытым, русским лицом. Клавдия Шульженко работает с джаз-оркестром Скоморовского, где состоялись премьеры ее разных по характеру песен: «Андрюша» Жака, «Часы» Волкова, «Руки» Лебедева-Кумача, «Мама» Табачникова. Создает джаз-оркестр, дирижер Семенов, под своим руководством. С ним подготовлены новые песни: «Письмо» Фомина, шуточная «Дядя Ваня» Табачникова, «В вагоне поезда» Жака, «О любви не говори» Владимирцова.

Объявление о начале войны застало певицу на гастролях в Ереване. Добровольно вступив в ряды действующей армии, Шульженко стала солисткой фронтового джаз-оркестра Ленинградского военного округа. Ансамблю, вместе с Клавдией Шульженко и ее мужем, артистом Коралли, суждено было войти в историю героической обороны Ленинграда.

Только для защитников блокадного Ленинграда в самый трудный первый год Клавдия Ивановна дала более пятисот концертов, помогая людям своими задорными и душевными песнями выстоять и поверить в победу. Выступать приходилось иногда прямо в окопах и под бомбами и не раз жизнь Клавдии Ивановны висела на волоске. Именно в это время стали всенародно любимыми «Синий платочек», найденный певицей среди старых сочинений польского композитора Петербургского с новыми словами лейтенанта Максимова, а также «Давай закурим» и «Морячка».

Стремясь расширить тематику и обогатить форму эстрадной песни, Шульженко обращается к сюите Соловьева-Седого «Возвращение солдата» и симфоническому вальсу Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад».

Клавдия Шульженко много гастролировала по стране, записывала новые песни. Она была признанным кумиром тогдашней советской эстрады, исполняла как старые свои песни, так и новые: «Студенческая застольная», «Студенческая прощальная» «К другу», «Срочный поцелуй», «Мой старый парк».

Певица смело осваивала пространство эстрадной площадки, населяла ее людьми. С мастерством драматической актрисы певица создавала характер героини, одновременно показывала свое отношение к ней. Песни, порой непритязательные по содержанию, в исполнении Клавдии Шульженко приобретали глубину, второй план, живое дыхание жизни. Зримо возникали приметы быта: ветка сирени и синий платочек, пачки писем и связки старых нот.

Использовала певица кастаньеты в «Простой девчонке», бубен в «Тарантелле», листок бумаги в «Записке», веер в «Старом вальсе». Руки актрисы находились в движении, они просили и страдали, утешали и обнимали. Мимика, поворот головы, легкое движение чаще просто иллюстрировали текст. Танцевальные ритмы – танго, фокстрот, особенно вальс, ах, сколько вальсов исполнила актриса! – делали ее песни легко запоминающимися. На протяжении полувека Клавдия Шульженко оставалась лидером советской лирической песни, оказала влияние на новую генерацию артистов – Майю Кристалинскую, Эдуарда Хиля, Валерия Леонтьева, Марию Пахоменко.

Дебютом в кино Клавдии Шульженко была эпизодическая роль Веры в киноленте «Кто твой друг». Стоит отметить, что Клавдия Шульженко могла бы сняться и в одной из главных ролей в этом фильме. Музыку к картине написал Исаак Дунаевский, который, собственно, и пригласил ее на съемки. Однако из этой затеи ничего не получилось. На киностудии «Белкино» был всего один комплект звуковой аппаратуры и этот комплект достался другой съемочной группе. А жаль.

Режиссер Ленкино Эдуард Юльевич Иогансон пригласил певицу принять участие в звуковой кинокомедии «На отдыхе». Но пригласил не сниматься, а только петь за исполнительницу главной женской роли. Музыку к фильму написал известный композитор Иван Дзержинский, который нечасто обращался к жанру лирической песни. Но его «Песня Тони» была удивительно хороша, и Шульженко согласилась. Фонограмму с исполнением записали до начала съемок, а потом уже на съемочной площадке героине только оставалось прилежно открывать рот и внимательно следить за артикуляцией, чтобы зрители впоследствии не заметили, что она поет буквально не своим голосом. Кажется, это был первый случай совмещения чужой фонограммы с изображением, совмещения, которое столь часто практикуется сегодня.

Клавдия Шульженко активно сотрудничала с Дунаевским, который пишет для певицы «Окрыляющее слово», «Письмо матери», «Школьный вальс», а также песни для музыкального фильма-ревю с ее участием «Веселые звезды» режиссера Веры Строевой, в котором певица исполнила одну из самых любимых своих песен – «Молчание» на стихи Матусовского. В музыкальной комедии принимали участие популярные артисты советской эстрады и кино: Юрий Тимошенко и Лев Миров, Марк Новицкий, Мария Миронова и Леонид Утесов, Рина Зеленая.

В 1930 году Клавдия Ивановна стала женой певца и артиста разговорного жанра Владимира Коралли. Через два года после свадьбы в семье родился сын Игорь (став взрослым, сын артистов выбрал себе далеко не артистическую профессию инженера).

В 1955 году распался брак Клавдии Шульженко с Коралли. Они разменяли свою жилплощадь. Коралли переехал в соседний дом, а квартира певицы стала коммунальной, и в ней ей уже невозможно было репетировать.

Но в одиночестве певица пробыла недолго – в 1957 году она встретила свою новую любовь. Ее 39-летнего избранника звали Георгий Епифанов, в свое время он окончил операторский факультет ВГИКа. В Клавдию Ивановну он влюбился еще до войны, когда случайно купил ее первую пластинку. А через несколько месяцев, попав на ее концерт в Ленинграде, он понял, что «пропал» окончательно. Георгий Епифанов любил Клавдию Шульженко заочно долгих шестнадцать лет и остался верен этой любви всю свою жизнь. Они стали супругами пред Богом и людьми. Он никак не мог поверить в свое счастье, а ей всегда казалось, что это сказочный сон.

Георгий Кузьмич был моложе Клавдии Ивановны ровно на двенадцать с половиной лет, она родилась 24 марта 1906 года, а он 24 августа 1918 года. Когда они встретились, ей было пятьдесят, а ему только через месяц исполнилось тридцать восемь. Но Георгий Кузьмич всегда говорил, что чувствует себя старше её, она кажется ему девочкой, которую нужно оберегать и защищать.

Несмотря на разницу в возрасте и пересуды за спиной, они были очень счастливы. Он бережно собирал письма и телеграммы, которые теперь Клавдия Ивановна посылала ему со своих гастрольных поездок. А любимая писала: «Сегодня пела только для тебя, мой родной, любимый Жорж! Ты вошел в мою жизнь, когда она потеряла для меня смысл и интерес. Ты вдохнул в меня жизнь. 21 июля 1956 года, когда мы встретились, – великий день для меня, день моего второго рождения для любви. Сколько мне осталось – все твое».

Экономить не умела…

Впрочем, мало кто знает, что выдающаяся певица Клавдия Шульженко, как и современные звезды, была достаточно прихотливой. Никогда не экономила и все деньги тратила на концертную одежду и духи: любила дорогую парфюмерию и отдавала предпочтение одежде от известных модельеров. Сегодня в музее Клавдии Шульженко демонстрируют фото, которые в советские времена показывать запрещали: в частности, где известная певица на отдыхе или дома.

Музыкант Андрей Григорьев, бывший участник группы «Красные Маки»: «Вот, Клавдия Ивановна чалму оденет, по городу идет. Очки черные, чтобы ее только не трогали, автографы. Все равно узнавали». Общие выступления молодежной группы «Красные Маки» и уже известной Клавдии Шульженко были выгодным делом для всех музыкантов. Молодежь заявляла о себе. А «кассу», используя сленг музыкантов, все-таки делала Клавдия Шульженко. Вспоминая Шульженко, Андрей говорил, что певица хоть и была прихотливой, но при этом никогда не пела под фонограмму, она всегда пела о любви, а не о комсомоле и партии, поэтому, наверное, и звание заслуженной и народной получила поздно.

Умерла Клавдия Ивановна в 1984 году в своей московской квартире, где стоит рояль, который выдающийся композитор Дмитрий Шостокович проиграл когда-то ей в преферанс. Среди личных вещей – концертное платье от Вячеслава Зайцева, который тогда, в отличие от самой Шульженко, был малоизвестным. В записной книжке – телефоны поликлиники московского Большого театра и домашний телефон Аркадия Райкина, с которым ее связывала крепкая дружба.

Певицу похоронили на Новодевичьем кладбище.

Награды и премии

Народная артистка СССР (1971).

Народная артистка РСФСР (1962).

Заслуженная артистка РСФСР (1945).

Кавалер ордена Ленина (1976).

Кавалер ордена Красной Звезды (1945).

Награждена медалью «За оборону Ленинграда» (1942).

Всего в арсенале актрисы насчитывается более десятка различных орденов и медалей, которые Шульженко заслуженно получила за свой талант, неуемную жажду жизни, активную гражданскую позицию и любовь к родине.


Добавить коммент

Ваш email address не будет виден.


*


Adblock detector