Как сложилась судьба «особенного» ребенка скончавшейся Ии Саввиной
Наследнику артистки, больному синдромом Дауна, удалось адаптироваться в обществе. Сергей Шестаков, рожденный в браке звезды кино с первым супругом, смог получить высшее образование. Мужчине уже почти 60 лет, он пишет картины и ведет личный дневник.
В программе «Прямой эфир» вспомнили жизнь великой советской актрисы Ии Саввиной. Артистка скончалась в 2011 году вследствие осложнений меланомы. За 10 дней до смерти она вышла замуж за Анатолия Васильева. По словам второго супруга звезды театра, она предчувствовала свою кончину.
«Она сказала тоскливо-тоскливо: «Отпустите меня», это был намек на эвтаназию», — вспоминает Васильев.
От первого брака с Всеволодом Шестаковым у Саввиной остался сын Сережа. Мальчик родился с синдромом Дауна. Как отметили знакомые, актриса тщательно занималась развитием мальчика. Как правило, дети, появившиеся на свет с таким диагнозом, не могут прожить долго. Однако наследнику Саввиной скоро исполнится 60 лет. Он получил высшее образование, научился играть на синтезаторе и рисовать картины.
Ведущий передачи «Прямой эфир» Борис Корчевников наведался в гости к Сергею Шестакову и показал, как живет сын известной актрисы. Фаина Раневская говорила, что у Саввиной «настоящий крест дома», имея в виду ее ребенка.
Друг Ии Сергеевны Юрий Горин вспоминает, что она никогда не скрывала сына. При гостях мальчик читал стихи. Саввина не собиралась отказываться от ребенка, а, наоборот, гордилась им. По словам знакомых звезды, в воспитании Сережи ей помогали мама и няни. Васильев стал опекуном приемного сына после смерти жены.
Борис Корчевников приехал в гости к Сереже, увидел его дневник, в котором тот тщательно записывает события каждого дня. Несколько страниц были посвящены празднованию Нового года.
Юрий Горин отметил, что Васильев спас Сережу от преследований. «На Фрунзенской набережной была квартира. На нее претендовала Заира, другая жена Шестакова. Приходилось прятать Сережу», — рассказал актер.
Скандал с имуществом возник в 2012 году. Друг Саввиной отмечает, что Заира хотела воспользоваться ситуацией и стать опекуном сына актрисы. Женщина была знакома с Ией Сергеевной и втерлась к ней в доверие. По словам адвоката семьи Юлиана Соболева, в данный момент ситуация с имуществом по-прежнему не решена.
Ия Саввина — биография, информация, личная жизнь
Ия Саввина
Ия Сергеевна Саввина. Родилась 2 марта 1936 года в Воронеже — умерла 27 августа 2011 года в Москве. Советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1990).
Ия Саввина родилась 2 марта 1936 года в Воронеже.
В семье никто к актерской профессии отношения не имел. Родители разошлись сразу после войны. Ее воспитывала мама — Вера Ивановна Кутепова — которая была врачом.
О своих родных актриса рассказывала: «Все мои родственники по маме жили недалеко от Калача знаменитого, Воронежская губерния. Тётки все из церковно-приходской школы, с четырьмя классами. Маму её дядя Ваня заставил уже взрослой пойти на рабфак. Она стеснялась. Она единственная, кто закончила первый выпуск Воронежского мединститута, была гениальным врачом. Она была одним единственным врачом во время войны в деревне. Вера Ивановна её зовут. Фамилия у неё тоже уникальная — Кутепова. Я Саввина по отцу, а она — Кутепова».
Хотя родилась она в Воронеже, но, как рассказывала актриса, «школу заканчивала в 100 километрах, и все мои родственники по маме (отцовских я не знаю), все крестьяне с Верхнего Мамона, с Дона».
Ее мать вышла замуж за военного, поэтому Ие пришлось поездить по стране. В конце концов семья переехала в город Боринск Воронежской области, где Ия и окончила школу с золотой медалью.
В школьные годы участвовала в художественной самодеятельности.
Актрисой стала, когда училась на журфаке МГУ — посещала студенческтй театр, которым руководил Ролан Быков. Фактически он и открыл ее как актрису. В студенческом театре МГУ она впервые заявила громко о себе в 1957 году в роли Лиды Матисовой в спектакле «Такая любовь» по пьесе чешского писателя Павла Когоута.
Специального актерского образования она так и не получила. Ее даже чуть было не уволили из-за этого из театра. «Диплом у меня журналистский, театрального образования нет. Был момент, могли выгнать за профнепригодность», — рассказывала она.
Ия Саввина в молодости
В 1958 году Ия Саввина окончила факультет журналистики МГУ. Писала вплоть до середины 1970-х, в основном — рецензии на спектакли и кинофильмы, очерки об актерах. «Когда начался театр, я сразу для себя решила, что писать отрицательные рецензии теперь не имею права, и писала только о том, что мне нравилось. После статьи о Юрском великий театровед Бояджиев сделал мне самый драгоценный комплимент: не знаю, сказал он, какую там даму с собачкой сыграла Саввина, но статья ее образцовая. Ну вот, а с середины семидесятых, видимо, ничто не нравилось мне в достаточной степени», — рассказывала она.
С 1960-го по 1977-й — актриса Театра им. Моссовета. Среди ее работ на сцене этого театра: «Нора» Г. Ибсена (1960) — Нора; «Ленинградский проспект» И. В. Штока — Маша; «Совесть» Д. Павлова — Валя; «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика (1965) — Фэрри; «Петербургские сновидения» по Ф. М. Достоевскому — Софья Семёновна Мармеладова; «Аплодисменты» А. П. Штейна (1967) — Гусарова; «Поезда расходятся» И. Г. Ольшанского и Н. И. Рудневой — Люся; «Поющие пески» А. П. Штейна — Марютка; «Возможны варианты» В. З. Азерникова — Галина Аркадьевна; «Турбаза» Э. С. Радзинского — Саша Душечкина; «День приезда — день отъезда» В. К. Черных — Ольга; «Дом на песке» Р. Ибрагимбекова — Сестра Эльдара.
С 1977-го года служила в МХАТе, а после его раскола — с 1989 года — в МХТ им. А. П. Чехова. Ее работы в этом театре: «Чайка» А. П. Чехова — Полина Андреевна; «Дядя Ваня» А. П. Чехова — Войницкая; «Серебряная свадьба» А. Н. Мишарина — Калерия Фёдоровна; «Дачники» М. Горького — Марина Львовна; «Утиная охота» А. В. Вампилова — Валерия; «Обратная связь» А. И. Гельмана — Вязникова; «Так победим» М. Ф. Шатрова — Варвара Михайловна; «Эльдорадо» А. Н. Соколовой — Она; «Перламутровая Зинаида» М. М. Рощина — Лиззи; «Плач в пригорошню» (Гуркина Владимира Павловича) — баба Даша; «Московский хор» (Петрушевской Людмилы Стефановны) — Лика.
В кино дебютировала в 1960 году у знаменитого режиссера Иосифа Хейфица, который решил поставить фильм по рассказу Чехова «Дама с собачкой». Создать образ Гурова в фильме должен был актер Алексей Баталов, а женская роль какое-то время оставалась вакантной. Помог режиссеру определиться с кандидатурой актрисы Алексей Баталов, однажды увидевший в студенческом театре в одном из спектаклей Ию, поразившую его своей естественностью. Иосиф Хейфиц доверился опыту известного актера, и Ия Саввина была утверждена на главную роль, ставшую в большом кино ее первой работой.
Работу Ии Саввиной похвалила Фаина Раневская. Актриса вспоминала: «Я получила письмо с очень хорошими словами о «Даме с собачкой» после фильма. Когда увидела подпись «Раневская», я не поверила сдвоим глазам, просто обомлела. Мы не были знакомы. Она нашла адрес и нашла возможность, и желание появилось у неё написать мне о «Даме с собачкой». Вот такой это был человек. Увиделись мы впервые у Анисимовой-Вульф, у нашего режиссёра. Она дружила с её матерью. Когда репетировали «Странную миссис Сэвидж», мы познакомились и подружились».
В драме «Грешница» Гавриила Егиазарова и Федора Филлипова по мотивам одноименной повести Н. Евдокимова, вышедшей в 1962 году, зрители увидели все те же кротость и доброту в героине Ксении, покорно понесшей наказание за свою грешную любовь. В 1965-м снялась в мелодраме Александра Митты «Звонят, откройте дверь» — в эпизодической роли, которая открыла новую грань актерских возможностей Ии Савиной. В следующем году актриса приняла участие в драме «В городе С», явившейся экранизацией повести Чехова «Ионыч» и удостоенной награды «Капитолийский Юпитер» в Риме.
В 1966 году Ия Саввина получила приглашение сняться в картине «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» режиссера Андрея Кончаловского. Роль Аси Клячиной, сыгранная Ией Саввиной в этой мелодраме, стала особенной в карьере актрисы.
В 1994 году режиссёр Андрей Кончаловский снял фильм «Курочка Ряба», своеобразное продолжение истории про Асю Клячину из фильма «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Но Ия Саввина отказалась сыграть в фильме. По одной версии, сочтя сценарий оскорбительным для русского народа, по другой — из-за тяжело больного ребёнка и невозможности участвовать в съёмках. Ознакомившись со сценарием, Саввина тогда сказала Кончаловскому: «Ты понимаешь, что ты пишешь о русском народе?! Это же издевательство!». В итоге роль Аси сыграла Инна Чурикова.
В 1967 году актриса исполнила роль Долли — жены Стивы а художественном фильме Александра Зархи «Анна Каренина» по одноименному роману Льва Толстого.
Далее сыграла в военном приключенческом фильме Александра Карелова «Служили два товарища», а в 1969 году Ия Саввина приняла участие в съемках картины «Сюжет для небольшого рассказа», (имеющей и другое название – «Лика – большая любовь Чехова»), исполнив в ней роль Марии Павловны Чеховой. Этот широкоформатный фильм рассказал историю создания пьесы «Чайка» и ее трагического провала на сцене Александринского театра. В отличие от пьесы, картина была успешной и была удостоена Золотой медали Международного кинофестиваля в Венеции.
Ия Саввина в фильме «Служили два товарища»
В 1970-е Ия Саввина представила целую галерею образов в кино. Снялась в биографической ленте Семена Арановича «Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина», затем исполнила главную роль в мелодраме Вадима Михайлова «Месяц август», а спустя два года на экран вышли три картины с участием актрисы в главных ролях: «Следствие ведут Знатоки», «Облака», «Каждый день доктора Калиниковой» (в этой ленте Ия Саввина предстала в образе хирурга-ортопеда-травматолога Нины Степановны).
Сыграла в биографической драме Сергея Кеворкова и Григория Мелика-Авакяна «Последний подвиг Камо» (1973) — исполнила роль супруги революционера-большевика Тер-Петросяна, известного под именем Камо. Далее сыграла второстепенную роль в мелодраме Андрея Кончаловского «Романс о влюбленных», затем — снялась в главной роли завуча Валентины Федоровны в киноповести Бориса Фурмана «Дневник директора школы».
Среди особо заметных ролей 1970-х в фильмографии Саввиной — роль учёного-микробиолога Татьяны Власенковой, явившейся прототипом ученой Зинаиды Ермольевой, исследовавшей первый антибиотик пенициллин. Саввина воплотила образ ученой в социальной драме Владимира Фетина «Открытая книга» — экранизации одноименного романа Вениамина Каверина.
Наконец, в 1979 году на экраны вышла комедия Эльдара Рязанова «Гараж», в которой Саввиной была исполнена знаменитая роль заместителя директора Аникеевой.
Ия Саввина в фильме «Гараж»
В 1980-х годов Саввина снялась всего в 9 картинах. Среди наиболее заметных — участие в драме Станислава Любшина «Три года», киноповести Геннадия Полоки «Наше призвание», трагикомедии Георгия Данелия «Слезы капали», ленте Юрия Райзмана «Частная жизнь». За исполнение роли Натальи Ильиничны в фильме «Частная жизнь» она была удостоена Государственной премии СССР.
В кризисные 1990-е Саввина трижды появлялась в кино: в мелодраме Ольги Вихорковой «Сюжет для двух рассказов», драме Леонида Марягина «Троцкий», ленте «Чехов и Ко».
В 2000-е сыграла в картине Валерия Пендраковского «Два товарища» по мотивам одноименной повести Владимира Войновича — исполнила роль бабушки Валеры. В 2003 году на экран вышла мелодрама Кирилла Серебренникова «Постельные сцены», снятая в духе реалити-шоу и рассказывающая о тотальном недоверии людей друг к другу — в ней Ия Саввина сыграла мать одного из главных героев. В 2004 году сыграла эпизодическую роль в детективе Али Хамраева «Место под солнцем», а в 2006-м — исполнила роли в картинах «Слушая тишину» и «Ты меня слышишь?». На этом ее кинокарьера завершилась.
Ия Саввина также внесла большой вклад в отечественную мультипликацию, и сегодняшние дети знают её по голосу Пятачка, которого озвучила актриса. Интонацию своего героя Ия Саввина позаимствовала у своей подруги Беллы Ахмадулиной.
Болезнь и смерть Ии Саввиной
В 2008 году на спине актрисы медики обнаружили меланому — злокачественную родинку, которую вскоре удалили. Однако последствия от меланомы давали о себе знать и в дальнейшем.
В мае 2011 года актрису госпитализировали в больницу с острым нарушением мозгового кровообращения.
В июле 2011 года Ия Саввина стала участницей ДТП. На 261-м километре дороги Ярославль — Владимир водитель «ГАЗели» при движении с обочины не предоставил преимущество движущейся в попутном направлении автомашине «Тагер». В результате столкновения два пассажира легковой машины получили ушиб грудной клетки — одной из них была Ия Саввина.
Актриса скончалась в своей квратире в центре Москвы 27 августа на руках мужа — Анатолия Васильева. По его словам, в последние две недели она очень сильно болела.
В последние годы болела раком. «После того как Ие вырезали раковую родинку, врачи настаивали на курсе химиотерапии. Но она наотрез отказалась, хотя все мы буквально валялись у нее в ногах», — рассказывала актриса Наталья Тенякова.
Считается, что она скончалась вследствие осложнений меланомы. Согласно этой версии, интоксикация организма произошла из-за того, что раковые клетки развились до такого состояния, что начали отравлять организм. Вторая версия — отравление могло произойти от обилия лекарств, которыми она пыталась заглушить боль от своей болезни.
Вскрытие установило, что незадолго до смерти Саввина перенесла инсульт.
1 сентября 2011 года актриса была похоронена на Новодевичьем кладбище.
Ия Саввина
Рост Ии Саввиной: 160 сантиметров.
Личная жизнь Ии Саввиной:
Первый муж — Всеволод Шестаков (1927—2011), учёный-гидрогеолог, актёр. Она познакомилась с ним, когда училась в МГУ. Он уже был учёным, возглавлял факультет геологии. О нем в университете ходила легенда: будто бы Всеволод Михайлович придумал одну важную формулу между выходами на сцену в пьесе «Карьера Артуро» — впоследствии её назвали «формула Шестакова» и включили во все учебники. Они сблизились на почве своей влюблённости в студенческий театр. Совместно репетировали и играли. А в год окончания учёбы Ия Саввина вышла за Шестакова замуж. Пара поселилась в квартире на Фрунзенской набережной.
В браке 27 марта 1957 года родился сын Сергей. У него синдром Дауна, имеет высшее образование, художник.
Всеволод Шестаков — первый муж Ии Саввиной
Второй муж — Анатолий Исаакович Васильев (1939 г.р.), актёр Театра на Таганке. Они познакомились в 1979 году. Прожили в гражданском браке более 30 лет. Официально заключили брак за десять дней до смерти Саввиной. Как рассказывал Анатолий Васильев, Ия Саввина предчувствовала свою кончину: «Она сказала тоскливо-тоскливо: «Отпустите меня», это был намек на эвтаназию».
Ия Саввина с Анатолием Васильевым и сыном Сергеем
Васильев стал опекуном сына Саввиной после ее смерти. «Он не притязателен. Он занимается своими делами часами. Он играет на синтезаторе, рисует, учит английский. Он остается один. Отлично пользуется микроволновкой. Помнит все дни рождения, мы даже забываем», — рассказывал Анатолий Исаакович о Сергее.
Сергей — сын Ии Саввиной
Фильмография Ии Саввиной:
1960 — Дама с собачкой — Анна Сергеевна
1960 — Кроткая — Кроткая
1962 — Грешница — Ксения
1964 — Чайка (телеспектакль) — Нина Заречная
1965 — Звонят, откройте дверь — мать Гены
1966 — В городе С. — дама с собачкой
1967 — Анна Каренина — Долли
1967 — История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж («Асино счастье») — Ася Клячина
1967 — Маляр (киножурнал «Фитиль», по рассказу Н. Тэффи) — хозяйка квартиры
1968 — Трембита — Василина (озвучание)
1968 — Служили два товарища — Саша
1969 — Сюжет для небольшого рассказа — Мария Павловна Чехова
1969 — Улица ангела (телеспектакль) — Метфилд, машинистка конторы «Твиг и Дэрсингем»
1971 — Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина — Вера Комиссаржевская
1971 — Месяц август — Соня
1972 — Красно солнышко — Анюта, мама Вени
1972 — Доктор Жуков, на выезд! (телеспектакль) — Шестопал, врач
1972 — Золото, золото (телеспектакль) — сердце народное
1973 — Каждый день доктора Калинниковой — Калинникова
1973 — Облака — Мария
1973 — Последний подвиг Камо — Софья, жена Камо
1973 — Звёздный час (телеспектакль) — Крупская, Надежда Константиновна
1973 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Побег — Майя Петровна Багрова
1974 — Романс о влюблённых — Мария, мать Татьяны
1975 — Венька — охотник за шпионами
1975 — Дневник директора школы — Валентина Фёдоровна, завуч
1975 — Маяковский смеётся, или Клоп-75 — Зоя Берёзкина
1976 — Спроси себя — Градова, судья
1976 — Эти непослушные сыновья
1976 — Мы — мужчины (телеспектакль) — Женщина, давняя подруга учителя
1976 — Бернард Шоу (телеспектакль) — мать Виви Уоррен, леди Бритомарт, Кандида, Джудит, Элли
1977 — Марка страны Гонделупы — мама Пети
1977 — Нос — проститутка с Невского
1977 — Смятение чувств — Нина Дмитриевна, мама Нади
1978 — Чужая — Вера Дмитриевна
1979 — Открытая книга — Татьяна Петровна Власенкова
1979 — Гараж — Лидия Владимировна Аникеева, зам. директора
1979 — Дачники (телеспектакль) — Мария Львовна, врач
1980 — Узнай меня
1980 — Три года — Нина Фёдоровна Лаптева, сестра Алексея
1981 — Наше призвание — Маргарита Анатольевна Радыгина
1982 — Слёзы капали — Ирина Васина, жена Павла Ивановича Васина
1982 — Частная жизнь — Наталья Ильинична, жена Абрикосова
1983 — Героини пьес Александра Островского (телеспектакль) — сценарист
1984 — Продлись, продлись, очарованье. — Анна Константиновна Шарыгина
1986 — Я — вожатый форпоста — Маргарита Анатольевна Радыгина, заведующая школой
1986 — Театр И. С. Тургенева (телеспектакль) — сценарист
1987 — Запомните меня такой — Лидия Сергеевна, бывшая жена Киреева
1991 — Сюжет для двух рассказов — мать
1993 — Троцкий — Наталья Седова, жена Троцкого
1998 — Чехов и К° — Наталья Владимировна
2000 — Два товарища — бабушка Валеры
2002 — Рождественские грёзы (телеспектакль) — Софья Ивановна
2003 — Здравствуй, столица!
2003 — Постельные сцены — мать Славы
2003 — Список влюблённых РФ
2004 — Место под солнцем — бабушка Оли
2005 — Сквозная линия (телеспектакль) — Анна Вениаминовна
2006 — Слушая тишину — Маргарита Алексеевна Алтаева, композитор и преподаватель консерватории
2006 — Ты меня слышишь? — бабка Артемьевна
Режиссёрские работы Ии Саввиной:
1967 — В прекрасном и яростном мире
Сценарии Ии Саввиной:
1967 — В прекрасном и яростном мире
Озвучивание мультфильмов Ии Саввиной:
1969 — Винни-Пух — Пятачок
1971 — Винни-Пух идёт в гости — Пятачок
1972 — Винни-Пух и день забот — Пятачок
1988 — Лев и девять гиен — Гиена — просто гиена
Биография Ии Саввиной
Саввина Ия Сергеевна (1936-2011) – российская актриса кино и театра. Уже несколько поколений знают и любят её роли в фильмах «Гараж», «Слёзы капали», «Дама с собачкой», «Кроткая», «Служили два товарища», «Открытая книга», «История Аси Клячиной».
В 1983 году Саввина стала лауреатом Государственной премии СССР, в 1990 году ей присвоили звание Народной артистки СССР.
Ия появилась на свет 2 марта 1936 года в городе Воронеже. Такое интересное имя ей придумала мама. Сначала она хотела назвать дочь Светланой, потому что девочка родилась со светлыми волосиками и глазками. А потом женщина подумала, что с годами волосы могут потемнеть, и назвала дочку Ией.
Её мама, Кутепова Вера Ивановна, родом из города Верхний Мамон Воронежской области. После учёбы на рабочем факультете стала одной из первых студенток только что открывшегося в Воронеже медицинского института. Её высшее образование особенно пригодилось во время войны, когда Вера Ивановна оказалась единственным медиком на дюжину сёл. На «дохтора» деревенские в прямом смысле слова молились – она и зубы им вырывала, и роды принимала.
Ие было пять лет, когда на фронт призвали отца, Сергея Гавриловича Саввина. Но вскоре от него пришло письмо: «Домой не ждите, у меня другая семья». Мама оформила с ним развод, а спустя какое-то время второй раз вышла замуж. А маленькая Ия, когда после победы стали возвращаться домой соседи, каждый раз при шуме проезжающей машины выбегала на улицу в ожидании папы. Девочка ещё долго хранила под подушкой отцовскую фотографию, в её памяти он навсегда остался как в тот день, когда уходил на фронт – улыбающийся, молодой, в сдвинутой набекрень военной фуражке.
Сергей Гаврилович вспомнил об Ие, когда она уже стала знаменитой. Посмотрев фильм «Дама с собачкой», он поехал в Москву и разыскал Саввину в надежде, что его встретит обворожительная, нежная и кроткая дочь. Но когда-то давно Ия слишком сильно и долго его ждала, в результате чего стала жёсткой и не склонной к сантиментам. Она выставила родителя за дверь и крикнула вдогонку: «Отец не тот, кто родил, а тот, кто воспитал».
Детство и юность
Воспитывал девочку отчим, который был военным. Из-за его профессии семье часто приходилось переезжать с одного города в другой, детские годы Ии проходили в Феодосии, Красном Лимане и Боринске Воронежской области. Несмотря на частые переезды, Саввина училась в школе хорошо и окончила её с золотой медалью. Она очень много читала, её увлекали любые книжки – от сказок до классических произведений. Часто принимала участие в постановках школьного театрального кружка.
Ещё в школьные года девушка стала мечтать о продолжении учёбы на филологическом факультете и поступать хотела только в МГУ. Ия думала, что получит диплом и станет учить деток в школе. Медаль давала Саввиной некоторые льготы при поступлении – не нужно было сдавать экзамены, а только проходить собеседование. Но, приехав в Москву, она узнала, что приём абитуриентов с медалями на филологический факультет уже окончен.
Подумав, Ия решила подать документы на журналистский факультет, который только что отделился в самостоятельный. Конкурс был тринадцать человек на одно место. Первые медалистки выходили с собеседования в шоке, их просили рассказать что-нибудь об истории китайской компартии. А Ию выручило имя. Когда она вошла и члены приёмной комиссии посмотрели её документы, то первым делом спросили, что значит такое оригинальное имя. Ия честно ответила: «Не знаю, не интересовалась». Потом спросили, кто у неё любимый поэт, Саввина ответила, что Маяковский и начала читать его стихи. Ей сказали прийти завтра. На следующий день девушка пришла в университет и узнала, что зачислена.
Начало актёрского пути
Во время учёбы она не забывала о детском театральном увлечении. В студенческий театр университета её поначалу взяли костюмершей, а потом стали доверять небольшие роли на сцене. Так начиналась её актёрская карьера. Руководитель студенческого коллектива Липский Игорь Константинович сумел рассмотреть в Ие талант.
Когда режиссёр Ролан Быков собирался ставить со студентами произведение чешского драматурга Павла Когоута «Такая любовь», Липский порекомендовал ему взять для главной роли Саввину. Ия так жизненно сыграла Лиду Матисову, что среди студентов её стали звать «актрисой», а постановка ещё много раз проходила на сцене МГУ с неизменным успехом. Ие было очень приятно, в душе она собой гордилась и твёрдо решила, что теперь никогда не бросит театр.
Получив диплом журналиста в 1958 году, Саввина продолжила играть в студенческом театре МГУ. Именно здесь в одном из спектаклей её увидел актёр Алексей Баталов и поразился, насколько девушка была естественной на сцене. В это время режиссёр Иосиф Хейфиц собрался снимать фильм по одноимённому произведению Чехова «Дама с собачкой». На главную мужскую роль утвердили Баталова, а вот для героини Анны Сергеевны кандидатуру пока не подобрали. И тогда Алексей предложил режиссёру Ию Саввину, и Хейфиц прислушался к его рекомендациям. Так Ия, не имея актёрского образования, ни разу в жизни не стоявшая перед камерами и не слышавшая команду «Мотор!», была утверждена на главную роль в её первый фильм. Начался долгий и плодотворный путь в большом кино.
Фильм «Дама с собачкой» получил множество премий на международных кинофестивалях. А Ия Саввина за создание трогательного, женственного и целомудренного образа героини была удостоена специального приза на XIII Международном кинофестивале в Каннах. Для самой Ии не менее важной наградой стало полученное письмо с хорошими словами о фильме и её игре, написанное самой Фаиной Раневской.
После этого на Саввину посыпались предложения о съёмках от самых именитых режиссёров в самых культовых картинах:
- «Кроткая»;
- «Романс о влюблённых»;
- «Звонят, откройте дверь»;
- «Следствие ведут ЗнаТоКи. Побег»;
- «В городе С.»;
- «Последний подвиг КаМо»;
- «Анна Каренина»;
- «История Аси Клячиной, которая любила да не вышла замуж»;
- «Сюжет для небольшого рассказа»;
- «Служили два товарища».
В 1990 году Саввиной было присвоено звание Народной артистки СССР, и она поистине ею была. Ия достигла всенародной славы, её узнавали на любом базаре, при этом актриса никогда не считала себя звездой. Она всегда была настоящая, зрители боготворили её за честность, талант, красоту, за синие глаза и серебряный голос.
После премьеры «Дамы с собачкой» Ию пригласили в театр Моссовета. Сразу же она попала в основной состав труппы и выходила на одну сцену с корифеями театрального искусства – Раневской, Пляттом, Орловой, Марецкой. Она дебютировала в главной роли в постановке «Нора». Успех был ошеломительным. После премьеры Орлова, ранее игравшая эту же роль в спектакле, прислала Ие цветы с запиской: «Норе от Норы».
Саввина проработала в театре Моссовета семнадцать лет и сыграла за это время много ярких запоминающихся ролей:
- Машу в «Ленинградском проспекте»;
- Валю в «Совести»;
- Софью Михайловн Мармеладову в «Петербургских сновидениях»;
- Сашу Душечкину в «Турбазе»;
- Фэрри в «Странной миссис Сэвидж».
В 1977 году художественный руководитель МХАТ Олег Ефремов позвал Ию в свой театр. На сцене МХАТ она играла до его распада, с 1989 года и до самой смерти была в основном составе МХТ имени Чехова. Наиболее блистательные роли этого периода:
- Полина Андреевна в «Чайке»;
- Лика в «Московском хоре»;
- Войницкая в «Дяде Ване»;
- Валерия в «Утиной охоте»;
- Марина Львовна в «Дачниках».
На протяжении многих лет Саввина была задействована в постановке «Рождественские грёзы». Она называла этот спектакль «МЧС». Если что-то в театре срывалось, кто-то заболел и нужно было срочно менять спектакль, то ставили «Рождественские грёзы». Только он мог спасти кассу. Практически всю роль она проводила в кресле, но, когда вставала, аплодисменты в зале нельзя было остановить. За эту роль Ия получила «Хрустальную Турандот».
Вне кино и театра
Ия очень много читала и знала наизусть огромное количество стихов. На старости лет она говорила: «Я прочитала уже всё, что положено образованному человеку. Теперь могу себе позволить читать ерунду – детективы». Благодаря такой начитанности, была фантастической кроссвордисткой. Разгадывала не то, что в журналах и газетах печатали, а кроссворды научного уровня.
Все присущие ей черты характера проявлялись в Саввиной феноменально. Она обладала отменным чувством юмора и очень ценила его в людях, могла рассмешить любого. Потрясающая была у неё память, она всегда первой выучивала роль, а через несколько репетиций знала не только свою, но и все остальные роли в пьесе. Актёры не боялись забыть текст, если что – Саввина подскажет. Ия была актрисой такого масштаба, что уже с первой репетиции входила в роль, какой бы сложной она ни была.
Сострадание – её главная черта
Ия Сергеевна, частенько битая жизнью, была безумно сострадательным человеком. Она как будто нутром чувствовала, кому в данный момент особенно плохо и как этому человеку помочь.
Когда у актёра Олега Табакова в тридцатилетнем возрасте случился инфаркт, Саввина первой примчалась к нему больницу. Они тогда ещё не были знакомы, а актриса привезла ему что-то вкусненькое и сказала: «Здравствуйте! Я – Ия Саввина, а вы – Олег Табаков. Вот узнала, что вы заболели, решила проведать». И так было всегда, если у кого-то беда, Ия откликалась на неё первой.
От несправедливости она страдала физически. Могла заболеть, если рядом кого-то зря обижали или обходили стороной, а потом делала всё, чтобы восстановить справедливость.
Личная жизнь
Личную жизнь Ии Саввиной лёгкой и безоблачной не назовёшь. Ну, разве что в самом начале, когда она только стала женой учёного-гидрогеолога Всеволода Шестакова. Молодые люди познакомились в театре МГУ, Всеволод на тот момент уже руководил факультетом геологии. Когда Ия училась на последнем курсе, поженились. Молодожёны жили на Французской набережной, в их квартире часто собиралась артистическая и научная богема Москвы. Интересные личности, чтение стихов, застолья, споры и беседы на научные темы, шутки и смех, танцы…
А в марте 1957 года она родила сына Серёжу, и весёлая жизнь закончилась. У мальчика был синдром Дауна. Врачи предлагали поместить его в интернат, но Ия отказалась, она хорошо помнила из детства предательство отца и знала, как это больно переживается. Предать своего ребёнка она не могла.
С этого дня у неё была одна забота – сделать жизнь сына как можно полноценнее. Бывало отчаяние, но Ия находила в себе силы преодолевать трудности. Ей помогала свекровь, по рекомендации профессора Сперанского они покупали на рынке говяжью печёнку, варили, перетирали и кормили Серёжу с трёхмесячного возраста. Мама и бабушка развивали у малыша способность познавать мир, приглашали на дом преподавателей, которые занимались с ним и помогали осваивать школьную программу. Одному Богу известно, откуда Ия находила силы, чтобы со всем справляться. Быть может, она черпала их в любимой работе – в театре и кино.
А с мужем Всеволодом отношения постепенно разладились. Фактически семейной жизни между супругами уже не было. Но Ия продолжала жить в доме мужа, потому что свекровь Янина Адольфовна ради внука уволилась с работы и полностью занималась мальчиком. В 1974 году, когда Серёже было уже семнадцать лет, Ия и Всеволод развелись. Мальчик к этому времени знал наизусть сотни стихов и отлично владел английским языком.
Позднее Серёжа окончил университет, работал переводчиком, увлекался живописью, его натюрморты даже были представлены обществу на персональной выставке в Москве.
В 1979 году Ия познакомилась с актёром Анатолием Васильевым, с которым прожила в гражданском браке более тридцати лет. Официально они расписались за две недели до смерти актрисы, чтобы по закону Анатолий смог потом стать опекуном Серёжи.
Ия Сергеевна не скрывала: «Мне было очень трудно. Но зато я смотрю на свою жизнь без стыда и отвращения». Она всегда молила Бог только об одном, чтобы он забирал их вместе с Серёжей, потому что никак им не прожить друг без друга.
Но Ия Сергеевна ушла из жизни раньше сына. В 2008 году медики диагностировали у неё меланому, сделали операцию по удалению опухоли, от химиотерапии актриса отказалась.
В июле 2011 года она попала в автомобильную аварию и сильно ушибла грудную клетку. После этого вновь активно начала прогрессировать онкология, с появлением метастаз. Всё произошло ужасно быстро. 27 августа 2011 года Ии Сергеевны не стало. Её похоронили на Новодевичьем кладбище.
Ия Саввина
Народная артистка Советского Союза, лауреат многих премий Ия Саввина воспитывалась в семье, где девочки заканчивали четыре класса церковной школы, не умели толком писать и читать. Она появилась на свет 2 марта 1936 года в Воронеже. Мама Ии пошла учиться уже взрослой, очень этого стеснялась: после рабфака поступила в медицинский институт, окончила и была единственным врачом на несколько окрестных деревень.
Актриса Ия Саввина
Об отце Саввиной известно мало. Родители расстались перед войной. Потом мать будущей актрисы вышла замуж во второй раз за военного. Начались бесконечные переезды с места на место. Частые переезды не помешали Ие получить золотую медаль в школе. Она хотела поступить на филфак МГУ – с детства любила литературу и мечтала учить детей, но только в Москве.
Ия Саввина в детстве и ее мама
Девушка опоздала – прием медалистов на филфак уже закончился, поэтому подала документы на факультет журналистики МГУ. На одно место в университете претендовали 13 медалистов — Ия прошла. Она училась с удовольствием, но не забывала о своем театральном увлечении. Саввина пришла в студенческий театр МГУ. Театрального образования у нее не было, зато театр стал колоссальным опытом, который не раз пригодился в дальнейшей карьере. В 1958 году Ия Саввина окончила журфак и успешно совмещала публицистику с актерской профессией.
Ее театральная карьера началась еще в годы учебы в МГУ. Она сыграла в постановке Ролана Быкова «Такая любовь», но говорила со сцены настолько тихо, что ее не слышали зрители в первом ряду. После спектакля режиссер сказал ей, что артисту необходим посыл зрителю, — эту фразу Ия запомнила на всю жизнь.
Ия Саввина в молодости
В 1960 году ее пригласили в Театр Моссовета. Она играла на сцене с величайшими актерами того времени: Любовью Орловой, Фаиной Раневской, Верой Марецкой. Ее дебют в главной роли в спектакле «Нора» прошел успешно. Любовь Орлова прислала Саввиной корзину цветов. В Театре Моссовета она сыграла и другие заметные роли: Сонечку Мармеладову в «Петербургских сновидениях», Машу в «Ленинградском проспекте», Фэрри в «Странной миссис Сэвидж».
Ия Саввина в гримерке театра
В 1977 году Олег Ефремов пригласил актрису в МХАТ, где она проработала долгие годы. Впервые на мхатовской сцене Ия Саввина появилась в роли Марьи Львовны в спектакле «Дачники». Затем было много разноплановых ролей. За постановку «Рождественские грезы» актриса получила престижную премию «Хрустальная Турандот».
Ее карьера в кино началась с главной роли в фильме «Дама с собачкой». Режиссер искал актрису и прислушался к рекомендации Алексея Баталова, который увидел Саввину в одной из постановок студенческого театра и был впечатлен ее игрой. После показа картины Ия Саввина получила одобрительное письмо от Фаины Раневской.
Ия Саввина в фильме «Дама с собачкой»
Затем были роли в драме «Грешница», «Звонят, откройте дверь», «В городе С», «Ионыче». Но особенной актриса считала роль Аси Клячиной в фильме «Асино счастье» Андрея Кончаловского. Режиссёр не хотел брать Саввину, говорил, что ему нужна деревенская девчонка. Да и сама Саввина сомневалась, что у нее получится играть с простыми людьми, ведь большинство исполнителей были жителями деревни и работниками колхоза. Съёмки окончились в 1967 году, но двадцать лет фильм пролежал на полках.
В 60-70-х у Ии Саввиной было много классических ролей. Она снималась в фильме «Лика – большая любовь Чехова», где сыграла сестру писателя. Сюжет фильма рассказывает об истории создания знаменитой пьесы «Чайка». В 1973 году на экраны вышел сериал «Следствие ведут Знатоки», где Саввина сыграла Майю Багрову. Не менее убедительной она была в роли хирурга-травматолога в картине «Каждый день доктора Калиниковой». В 1975 году у нее была главная роль в фильме «Дневник директора школы».
Ия Саввина в фильме «Каждый день доктора Калиниковой»
В 80-х в творчестве Саввиной был спад — она снялась всего в девяти фильмах. В 1990 и 2000-х актриса продолжала сниматься, но среди ее ролей не было главных — больше эпизоды или роли второго плана. В 2003 году зрители увидели Ию Саввину в авангардной драме Кирилла Серебренникова «Постельные сцены», где она играла мать одного из главных героев. Последними работами актрисы стали роли в картинах «Ты меня слышишь?», «Слушая тишину», «Место под солнцем» и «Список влюбленных РФ».
Личная жизнь
Ее первый муж — ученый-геолог Всеволод Шестаков. Они познакомились, когда она была студенткой МГУ. Оба были влюблены в студенческий театр, вместе репетировали, а затем поженились. Жили они в квартире на Фрунзенской набережной. В их доме всегда было много гостей.
Ия Саввина и ее сын (справа)
Беда пришла, откуда ее не ждали. У Ии родился сын Сергей с диагнозом «синдром Дауна». Врачи предлагали родителям поместить больного мальчика в специнтернат — актриса категорически отказалась. С 1958 года она совмещала уход за Сережей со съемками. Готовила сыну диетическую пищу, возила по врачам, делала массажи. Помогала ей свекровь, которая ради внука оставила работу.
Ия Саввина и Анатолий Васильев
Семьи с Всеволодом у них уже давно не было, но ради сына и свекрови Ия Саввина жила с ним 16 лет. Сергей рос, хорошо учился, после школы окончил университет и работал переводчиком. Он прекрасно писал натюрморты — в Москве проходила его персональная выставка.
Ия Саввина с мужем и сыном
Всю жизнь Ия Саввина посвятила сыну. Через 5 лет после развода, в 1979 году, она познакомилась с актером Анатолием Васильевым. Они жили в гражданском браке почти 30 лет и официально расписались за две недели до смерти актрисы. Ее супруг стал опекуном Сергея, когда Ия Саввина умерла.
В 2008 году врачи диагностировали меланому у Саввиной. Опухоль удалили, от химиотерапии она отказалась. В 2011 году у актрисы случился инсульт. Ее прооперировали, но случилась другая беда — онкология начала прогрессировать, появились метастазы.
Могила Ии Савиной
В июле 2011 года на трассе Ярославль-Владимир произошло ДТП, в котором пострадали два пассажира: одной из них была Ия Саввина. 27 августа того же года актрисы не стало. Она похоронена на Новодевичьем кладбище.
Ия Саввина вышла замуж за две недели до смерти
Красотой актрисы был восхищён весь мир
Актриса смогла простить измену своему тайному возлюбленному — режиссёру Петру Штейну
Последние три года злодейка-судьба будто испытывала ее на прочность. Все началось с того, что на спине актрисы медики обнаружили меланому — злокачественную родинку, которую вскоре удалили. Никто не решался делать прогнозы, как коварная болезнь поведет себя дальше. Минувшей весной Ия САВВИНА перенесла инсульт. Врачи сделали операцию, но хирургическое вмешательство, видимо, спровоцировало новую вспышку рака, пошли метастазы. Потом Ия Сергеевна получила травму грудной клетки, угодив с мужем и сыном в автоаварию. А еще один за другим стали уходить из жизни ее прежние возлюбленные, с которыми Саввина до последнего не теряла связи. И вот не стало ее самой.
— После того как Ие вырезали раковую родинку, врачи настаивали на курсе химиотерапии, — плачет актриса Наталья Тенякова . — Но она наотрез отказалась, хотя все мы буквально валялись у нее в ногах. Врачей и сиделку, которая понадобилась в последние месяцы, оплачивал театр (актриса работала в МХТ им. Чехова. — Г. У. ). Иечка ни в чем не нуждалась. Худрук Олег Табаков все сделал безукоризненно.
По словам близких, несмотря на привычку говорить людям в лицо все, что она о них думает, Саввина умела по-настоящему дружить. Часто собирала гостей, кормила их потрясающими блюдами, в любую минуту готова была прийти на помощь. Ия Сергеевна добродушно посмеивалась над эпиграммой, которую сочинил Валентин Гафт : «Глазки светло-голубые. Каждый добрый, вместе — злые».
Пётр ШТЕЙН был одни из любимых режиссёров САВВИНОЙ (фото kino-teatr.ru)
Лекарства от вдовы художника
В юности небесные очи Саввиной свели с ума не одного мужчину. На журфаке МГУ Ия отводила душу в студенческом театре, которым руководил Ролан Быков .
— Иечка поначалу не выходила на сцену, а была костюмершей, но сумела своей проникновенностью понравиться Быкову, и тот предложил ей на пару с Аллой Демидовой главные роли в постановке «Такая любовь», — рассказывает друг Саввиной, режиссер и актер Юрий Горин . — Увидев постановку, Товстоногов назначил Ролана режиссером Ленинградского театра Ленинского комсомола. Да и Ия благодаря нашему театру впервые попала в кино — снялась в «Даме с собачкой», куда ее порекомендовал Алексей Баталов .
На репетициях в МГУ Саввина познакомилась с первым мужем — Всеволодом Шестаковым , будущим ученым-гидрогеологом. В отличие от Саввиной он родился в элитарной семье. Отец, высокопоставленный чиновник, не запрещал сыну приводить многочисленных друзей в просторную квартиру на Фрунзенской набережной.
— Мама Шестакова, полька, всегда хлебосольно нас встречала, — рассказывает Юрий Петрович. — Мы, набившись в Севину комнату, играли в карты и выпивали. Тут и зародился роман Ии и Всеволода. После свадьбы пара здесь же и поселилась.
Поначалу Шестаков не жалел денег на Саввину. Если ей в магазине нравилась какая-нибудь вещь, тут же лез в карман за купюрами.
— Но с годами это прошло, — продолжает Горин. — Ия жаловалась, что Всеволод пытается экономить на всем. Даже на копеечном электричестве — постоянно ходил за женой по квартире и выключал свет, который она только что зажгла. Такие бытовые мелочи убили их брак.
Ни для кого не секрет, что в 57-м от Шестакова Саввина родила сына Сережу, страдающего синдромом Дауна.
Несмотря на хвори, 75-летняя звезда до последнего дня вела активную жизнь
— Ия никогда не стеснялась болезни сына. Она первая и едва ли не единственная наша знаменитость, которая открыто об этом рассказала, — в один голос твердят друзья. — Когда приходили гости, всегда приглашала Сережу: «Сынок, поздоровайся, сыграй что-нибудь на пианино». Он прекрасно рисует, учит английские слова, занимается с лучшими педагогами.
Почти всех подобных детей в советской стране держали в интернатах, но Саввина даже мысли не допускала, чтобы таким образом отделаться от собственной кровиночки.
— В свое время Ия подружилась с вдовой знаменитого французского художника Фернана Леже . Та доставала ей в Париже дефицитные лекарства, — говорит Горин. — Уверен, благодаря этому, а главное — постоянной нежной заботе, Сережа до сих пор жив — ему 54 года. Ведь люди с таким заболеванием редко даже 30-летие отмечают!
После развода с Шестаковым у Саввиной начался бурный роман с молодым театральным режиссером Петром Штейном (позже он ставил и телесериалы, например «33 квадратных метра» и «Зону»). Эту страницу своей биографии актриса тщательно скрывала. Возможно, ее смущало, что она оказалась старше своего милого Петечки на 11 лет.
— С ним она снова расцвела, — уверен Горин. — Так необычно было наблюдать, как за кулисами Ия и Петр хохотали, а когда Саввиной нужно было выходить на сцену, она вмиг преображалась и вылетала к зрителю с глазами, полными слез. Уникальная актриса, человек парадоксальных проявлений и мгновенной реакции.
С последним мужем Анатолием ВАСИЛЬЕВЫМ
Окружающим казалось, что дело идет к свадьбе, но неожиданно любовные дорожки режиссера и его музы разошлись. Знающие люди предполагают, что в этом вина Штейна. Уж больно он был охоч до женского пола. Говорят, от Саввиной Петр ушел к актрисе Театра на Таганке Татьяне Галушевской . Штейн скончался в феврале 2007 года. Это сильно подкосило Ию Сергеевну, но со временем она смогла простить ему измену.
— Петр дружил с Саввиной до последнего, — рассказала третья жена режиссера Марина. — Я не ревновала его к прошлому. Ведь их любовная связь закончилась почти 40 лет назад, а творческая продолжалась.
Свела рыбалка
— У Ии тоже случались романы, — вспоминает Горин. — Ходили разные слухи про ее отношения с Владимиром Высоцким (актеры вместе снимались в картине «Служили два товарища». — Г. У. ) и Андроном Кончаловским (Саввина работала в картине «История Аси Клячиной…», которую ставил режиссер).
А со своим последним мужем, Анатолием Васильевым , Саввина познакомилась на Соловках в 1979-м.
— Это было на моих глазах, — припомнил актер Дмитрий Брусникин . — Олег Ефремов отправил нас, студентов, на каникулы. Поехали и состоявшиеся актеры. В том числе Саввина и артист Театра на Таганке Анатолий Васильев. Оказалось, что у будущих супругов одна общая страсть — рыбалка.
Первый муж актрисы Всеволод ШЕСТАКОВ, невзирая на учёную степень, тоже иногда снимался в кино (кадр из фильма «Опасный возраст», 1981 г.)
Позже Саввина и Васильев нашли больше схожих увлечений. Обоих манила дачная жизнь. Купили дом в деревне Дорофеево, куда выбирались на все лето. Да и сыну Ии Сергеевны проводить время на свежем воздухе тоже очень нравилось.
— Сейчас на Анатолия лягут все заботы о Сереже, ведь его отец, Всеволод Шестаков, скончался минувшей весной, — рассказала Тенякова. — Даже речи идти не может, чтобы Сережу отправили в интернат. Он привык к домашней заботе. Мы с Ией общались за три дня до ее смерти. Она понимала, что уходит, но не перекладывала на других свои страдания и думы. И переживала, что будет с ее мальчиком.
С Роланом БЫКОВЫМ в фильме «Нос» (1977 г.)
Может быть, поэтому всего две недели назад Саввина официально заключила брак с Анатолием Васильевым — больше 30 лет прожили не расписываясь. За это время бывало всякое. Иногда, поругавшись, на время расходились, но быстро понимали, что не могут друг без друга.
— Васильев всегда был для Ии Сергеевны опорой и фундаментом, — уверен Горин. — Конечно, их недавняя женитьба была материально и имущественно обусловлена. Ведь накануне Ия участвовала в суде со второй женой Шестакова. Я был свидетелем этой некрасивой истории. В свое время Саввина нашла сиделку для матери Всеволода Михайловича — пожилую грузинскую женщину, у которой оказалась бойкая дочь по имени Заира. Вот эта Заира, обладая определенным кругозором, завладела душой, сердцем и телом Шестакова. Вышла за него замуж, а потом заполонила грузинскими родственниками квартиру. Оказалось, не так просто их всех выселить, на это ушло два года.
Добавить коммент