Иннокентий Смоктуновский — биография, фото, личная жизнь актера
Имя: Иннокентий Смоктуновский (Innokentiy Smoktunovsky)
Дата рождения: 28 марта 1925 года
Дата смерти: 3 августа 1994 года
Место рождения: с. Татьяновка, Томская обл.
Место смерти: Москва
Деятельность: актёр театра и кино
Семейное положение: был женат
Иннокентий Смоктуновский — биография
Иннокентий Михайлович Смоктуновский – известный и непревзойденный актер кино и театра, который сыграл множество ролей и навсегда запомнился зрителям. Но в его творческой биографии, как и в личной жизни много интересного и загадочного.
Настоящая фамилия этого великолепного актера – Смоктунович. Родился он в конце марта в 1925 году в Томской губернии. Так, в семье Михаила Петровича и Анны Акимовны Смоктунович, проживающей в селе Татьяновка, 28 марта родился второй ребенок. Вскоре начался голод, и семья вынуждена была переехать в Томск. Тогда будущему известному актеру едва исполнилось четыре года. Но и там они долго не задержались, так как голод просто преследовал их. Вскоре вся семья переезжает в Красноярск, где у них были родственники.
Отец актера поступает на работу в порт, где работает грузчиком, а мать стала работать на колбасной фабрике. Но жить лучше не становилось, и семья практически жила впроголодь. Мать Иннокентия Михайловича, чтобы как-то содержать семью и накормить детей, стала воровать кости, на которых были остатки мяса. Из них она готовила супы для всей семьи. Но вскоре ее уволили.
Родителям пришлось отдать детей своим родственникам, которые жили лучше, и у них не было детей. Надежда Петровна с мужем отнеслись к мальчикам с добротой, и полюбила их. Это принесло благополучие в жизнь двух братьев: Иннокентия и Владимира.
В шестом классе он стал посещать школьный драматический кружок, но и оттуда его выгнали, так как прямо на сцене он так волновался, выступая перед зрителями, что рассмеялся. Но это не оттолкнуло Смоктуновского от театра, наоборот его интерес усилился.
Он стал постоянно посещать все спектакли, которые шли в городском театре. Но из –за того, что денег не было, чтобы купить билет на спектакль, Иннокентий просто подделывал билеты.
Еще обучаясь в школе, будущий звездный актер поступил на работу в театр в качестве статиста. А после окончания школьного обучения стал учиться в школе киномехаников. Все в его жизни налаживалось, то началась война. Отцу пришлось уйти на фронт и Иннокентию пришлось искать дополнительную работу, чтобы помочь семье, в которой росло уже четверо детей. В 1942 году на отца пришла похоронка, а вскоре и молодого человека призвали на фронт.
Воевал он хорошо, но был взят в плен и даже бежал из него при помощи одного из немецких солдат. Но по дороге домой из плена он голодал и даже чуть не умер. Одна семья приютила его, рискуя быть расстрелянными. Они его выходили, вылечили и немного откормили. Всю свою жизнь актер поддерживал связь с этим людьми.
Творческая биография Иннокентия Смоктуновского начинается практически сразу после войны, когда он возвращается домой, пытается работать, но каждый раз ему хочется вернуться в театр. Поэтому очень скоро он устраивается в театральную студию, которая находилась при Красноярском театре. Вскоре его стали приглашать играть эпизодические роли. Но каждый раз будущий актер стеснялся, и это очень не нравилось режиссеру. Поэтому он не смог проработать в театре и год: его выгнали.
Иннокентий Михайлович решает уехать из родного города и отправился в Норильск, где вскоре он смог устроиться в музыкальный театр комедии и драмы. В это же время он меняет свою фамилию на псевдоним, под которым знают все поклонники его творчества. В этом театре будущий звездный актер смог не только обучиться мастерству, но и раскрылся сам, перестал стесняться на сцене и вскоре ему стали доверять главные роли в спектаклях.
Но суровый климат Норильска вынудил артиста на переезд, так как здоровье Иннокентия Михайловича стало ухудшаться. Смоктуновский переезжает в Махачкалу, где устаивается на работу в русский театра драмы. Но ведущих ролей ему опять не предлагали. Это заставило актера снова переехать, и на этот раз местом его жительства стал Сталинград. Ему достаточно было сыграть всего лишь одну эпизодическую роль, как им тут же заинтересовались и режиссеры, и пресса. Вскоре он становится звездой театра.
В 1955 году Иннокентий Смоктуновский переезжает в Москву. Долгое время он не мог найти себе работе, но вскоре устроился в Театр–студию киноактера. Прекрасно на сцене смотрелся дуэт Смоктуновского и Олега Ефремова. Вскоре пришла и слава. В это время он начинает сниматься и в кинематографе.
Иннокентий Смоктуновский — биография личной жизни
Иннокентий Михайлович был женат два раза. В первом браке избранницей актера стала актриса Римма Быкова. Но брак актера продлился всего два года. Затем состоялся второй брак после встречи с Суламифь Кушнир, которая помогла Иннокентию Михайловичу в Москве, когда он не мог найти работы. В этом браке родилось трое детей: Надя, которая умерла еще во младенчестве, Филипп и Мария. Третьего августа 1994 года известный актер скончался после инфаркта.
Иннокентий Смоктуновский: биография, личная жизнь, семья, фильмы и фото
В следующем году исполнится уже четверть века, как с нами нет Иннокентия Смоктуновского. Биография, личная жизнь и творческий путь актера театра и кино будут рассмотрены нами в следующей статье.
Этому человеку суждено было пройти через сталинские репрессии. Он не понаслышке был знаком с великим голодом 30-х годов.
Актер воевал в годы ВОВ, но после все равно вернулся в любимый театр. Созданные им образы князя Мышкина, царя Федора Иоанновича и Порфирия Головлева стали неотъемлемой частью «золотого фонда» театрального искусства России.
Иннокентий Смоктуновский также стал первым актером так называемого советского артхауса. Он снимался в таких фильмах, ставших классикой, как «Гамлет», «Берегись автомобиля», «Солдаты», «Чайковский», «9 дней одного года», «Дамский портной».
В 1974 году Смоктуновский стал народным артистом СССР, а в 1990-м – Героем Социалистического Труда. Кроме этих наград, ему была присуждена Ленинская премия в 1965 году.
Происхождение
Смоктуновский Иннокентий Михайлович, биографию которого мы здесь рассматриваем, родился 28 марта 1925 года в сибирском селе Татьяновка. Сейчас этот населенный пункт административно относится к Шегарскому району Томской области.
Интересно, что при рождении мальчик носил иную фамилию — Смоктунович. Существует подозрение, что предки будущего актера были волынскими шляхтичами, сосланными на поселение в Сибирь за то, что они принимали участие в Польском восстании 1863-64 годов.
Но признаться в каких бы то ни было аристократических корнях в послереволюционные годы было равно самоубийству. Поэтому сам Смоктуновский всегда утверждал, что в нем течет белорусская кровь, а его прадед Николай Смоктунович был сослан с семьей в Сибирь за то, что, будучи егерем, убил зубра.
Об отце актера, Михаиле Петровиче Смоктуновиче (1999-1942), мы знаем только то, что он был мельником и обладал недюжинной силой. О матери, Анне Акимовне Махневой (1902-1985), известно еще меньше. Мы знаем, что ее отец был купцом и имел в деревне магазин.
Биография Иннокентия Смоктуновского довольно запутана, ведь его ранние годы пришлись на трудный период становления СССР. Будущий актер родился в многодетной семье.
Он был вторым ребенком из шести. Но когда мальчику было всего четыре года, его отца и дедушку со стороны матери (Акима Степановича Махнеева) раскулачили за «эксплуатацию рабоче-крестьянского класса». И это были еще не все репрессии, которым подверглась семья.
Дядю актера, Григория Петровича Смоктуновича, расстреляли в 1937 году за «создание кадетско-монархической организации». Дед по матери не вышел живым из тюрьмы, а отца маленького Иннокентия осудили на год лишения свободы и три высылки.
Оставшись без средств к существованию, семья переехала в Томск, где жила бездетная тетя будущего актера, Надежда Петровна Смоктунович. Отец пошел служить грузчиком. Тетя взяла к себе на воспитание Кешу и его старшего брата Володю.
Но голод начала 30-х годов в Сибири был такой, что последний умер. Актер признавался, что сам он вынужден был воровать на рынке, чтобы как-то прокормиться.
В биографии Иннокентия Смоктуновского школьные годы остаются белым пятном для исследователя. В своих интервью актер только проговорился, что в шестом классе он вступил в театральный кружок, руководителем которого был актер Синицин.
Но дебют получился, как первый блин – комом. После спектакля «Предложение» (по А.Чехову), где Иннокентий сыграл Ломова, мальчика исключили из кружка. Но Смоктуновский уже заболел театром.
В возрасте 14 лет ему посчастливилось посмотреть настоящий спектакль на профессиональной сцене. «Это был Красноярский драмтеатр имени Пушкина, — вспоминал актер. – Теперь я понимаю, что это был примитивный уровень игры, но тогда я был потрясен».
Юный Иннокентий не мог жить без представлений ни дня. Поскольку денег у него не было, он пошел на то, что начал подделывать театральные билеты. Юноша окончил фельдшерско-акушерское училище, а потом учился на курсах киномехаников.
В первые месяцы Великой Отечественной глава семейства Михаил Петрович Смоктунович был призван в армию. Известно, что он воевал в 637 стрелковом полку. В августе 1942 года он пропал без вести.
В биографии Иннокентия Смоктуновского этот период хорошо задокументирован. Известно, что тогда юноша учился в фельдшерско-акушерском училище.
Но поскольку с уходом отца на фронт он остался самым старшим сыном, кормильцем семьи, Иннокентий нанялся стилистом Красноярского драматического театра. Кроме того, он работал в госпитале при воинской части, размещенной в этом городе.
Но уже в январе 1943 года 17-летнего юношу самого призвали в армию. Он прошел спешную боевую подготовку в Ачинске, в эвакуированном туда Киевском пехотном училище, и был отправлен в звании рядового в 75 гвардейскую стрелковую дивизию.
Он участвовал в сражениях при Курской дуге и в форсировании Днепра, в боях за освобождение Киева. За это актер был награжден своей первой боевой медалью – «За Отвагу». Правда, орден нашел его только через 49 лет.
Партизанская деятельность
В декабре 1943 года Иннокентий Смоктуновский, биография которого полна неожиданных поворотов, попал в плен. Он провел около месяца в лагерях в Бердичеве, Шепетовке и Житомире. В начале 1944 года ему удалось бежать.
Больше месяца его укрывала в своем доме украинская семья. Там он и познакомился с замкомандира партизанского отряда из Каменец-Подольского соединения. С его помощью актер вступил в новые военные ряды и стал действовать в тылу оккупанта.
Когда же фронт передвинулся к западу, Смоктуновский вернулся к службе в регулярной армии. В составе 102-й стрелковой дивизии и в звании младшего сержанта он сражался за освобождение Варшавы. Тогда он был награжден своей второй боевой медалью «За отвагу».
Становление актерской деятельности
Сам факт пребывания в плену сделал из Иннокентия Смоктуновского неблагонадежного члена общества. Он попал под действие циркуляра «- 39» — запрета жить в 39 крупных городах СССР.
А потому он набирается жизненного опыта там, куда ссылают людей – в Норильске, Махачкале. Зато в Заполярье Смоктуновский смог раскрыться как актер. Он без труда устроился в Норильский театр драмы, в труппе которого работали бывшие заключенные лагерей, в том числе и Георгий Жженов.
В дружном коллективе Иннокентию удалось освоить азы актерского мастерства, избавиться от зажатости на сцене, поставить голос. Именно в этот период Иннокентий меняет фамилию на Смоктуновский. Почему он это сделал? Сам актер утверждал, что взял псевдоним ради благозвучности.
Но историки уверяют, что такой шаг был продиктован двумя причинами. Имея репрессированных родственников (дед и дядя расстреляны, отец сидел как «кулак»), актер лишался доступа к великим сценам страны. Да и в период борьбы с космополитизмом фамилия Смоктунович выглядела как еврейская.
Проснуться знаменитым
Римма Маркова увидела Смоктуновского в роли Хлестакова и посоветовала ему поискать счастья в Москве. Знаменитая актриса была уверена, что ее протеже сделает карьеру комика.
Но хрупкая внешность Смоктуновского, его очень светлые глаза, интеллигентный тембр голоса, изящная пластика никак не вязались с пропагандистскими спектаклями сталинского ампира, которые тогда ставились. Он подрабатывал статистом в Театре Ленинского комсомола, Студии киноактера, на «Мосфильме».
Наконец, он получил маленькую, но все же не эпизодическую роль Фарбера в картине «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова. Но по-настоящему знаменитым Смокуновского сделал случай.
В 1957 году в Большом драматическом театре ставили «Идиота». На главную роль был приглашен П. Крымов – актер столь же талантливый, сколь и недисциплинированный.
За неявку на репетиции он был уволен. Но сроки поджимали, и постановщик Георгий Товстоногов, по совету Евгения Лебедева, который играл в пьесе Рогожина, пригласил на роль князя Мышкина Иннокентия Смоктуновского.
Фото актера появились во всех театральных изданиях сразу же после премьеры спектакля. Смоктуновский создал образ, которого требовала, жаждала московская публика времен «оттепели».
Уход в кинематограф
Знаменитым актера сделала роль Мышкина, но прославили на весь Союз — фильмы. Иннокентий Смоктуновский очень любил театр. Но пьесы, которые ставились в ту пору в Большом драматическом, явно не дотягивали не только до планки «Идиота» Достоевского, но даже до среднего уровня.
Актеру пришлось играть Дзержинского и прочих подобных персонажей. Внутреннее неприятие образа приводило к тому, что свою роль он исполнял бледно и скучно. В конце концов, актер стал подрабатывать на киносъемках.
Руководитель театра Товстоногов не потерпел измены, и Смоктуновский был уволен. Лишь в 1966 году актер был приглашен на роль Мышкина на время гастролей труппы во Франции и Великобритании. На театральные подмостки Смоктуновский не выходил до 1971 года. Зато он просто жил на съемочных площадках.
Иннокентий Смоктуновский: фильмография
Актер сыграл множество ролей в картинах, которые принесли ему славу не только в СССР, но и за рубежом. Советскому зрителю он запомнился по ролям Муромцева в «Шторме» (1957), Пал Палыча в «Ночном госте» (1958), Сабинина в «Неотправленном письме» (1959), Куликова в фильме «Девять дней одного года» (1961), гениального композитора в «Моцарте и Сальери» (1962), Гамлета в одноименном фильме (1964), Деточкина в «Берегись автомобиля» (1966), Порфирия Петровича в «Преступлении и наказании».
Говорят, что сценарий «Чайковского» был написан И. Таланкиным специально под Иннокентия Смоктуновского. Фильм «Преступление и наказание» был отмечен Государственной премией СССР.
А за роль Гамлета киноакадемия Великобритании выдвинула Смоктуновского на номинацию «За лучшую мужскую роль» премии BAFTA. Актер также играл в радиопьесах, читал закадровые тексты и озвучивал героев мультфильмов. Смоктуновский работал до конца жизни.
В последней его картине, «Вине из одуванчиков», полковника Фрилея озвучивает уже Сергей Безруков, поскольку саундтрек создавали после смерти актера.
Другие работы
Смоктуновский так любил театр, что не мог туда не вернуться. Он всячески добивался выхода на сцену. И в 1971 году он все-таки добился своего. Малый театр пригласил его на роль царя Федора (по пьесе А.Толстого).
Образ, который создал актер Иннокентий Смоктуновский, был настолько необычным, неординарным, исключительным, что критика просто захлестнулась в похвальных одах. На волне популярности Смоктуновский перешел в МХАТ, где в 1976-м он сыграл в «Иванове» Чехова.
Успех был не меньшим, а то и большим. Критики говорили, что на сцене зритель видит только молчаливого Смоктуновского, а не других актеров. Не менее значительными ролями во МХАТе стали Иудушка Головлев, Дорн в чеховской «Чайке», Серебряков в «Дяде Ване».
Иннокентий Смоктуновский: личная жизнь
Первый брак актера не был удачным. В 1950 году он женился на коллеге по сцене Дагестанского русского театра (Махачкала) Римме Быковой. Но прошло два года и красавица-актриса (1926-2008) увлеклась другим.
Смоктуновский не мог простить измены. К тому же Римму Быкову пригласили в штат Сталинградского драмтеатра. Супруги перебрались в этот город, но у Смоктуновского не сложились отношения с руководителем Ф. Шишигиным.
Актер развелся с женой и уехал в Москву. Там, как мы помним, он долгое время нигде не мог устроиться. Наконец, его взяли в штат Театра имени Ленинского комсомола. В пошивочном цехе этого храма культуры работала художницей по костюмам Шламита Хаймовна Кушнир, урожденная Хацкелевич.
Она родилась в Иерусалиме в 1925 году и была дочерью известной писательницы Ширы Горшман, издававшей свои книги на идише. Отчимом Шламиты был художник Мендл Горшман. Художница по костюмам также поменяла имя в период борьбы с «безродным космополитизмом» и стала Суламифью Михайловной.
Пара поженилась в 1955 году. Жена Иннокентия Смоктуновского поддерживала супруга во всех горестях и радостях до самой его смерти в 1994 году. Суламифь Михайловна умерла в Москве в 2016 году.
Кончина актера
Трудно перечислить фильмы и спектакли, от участия в которых Смоктуновскому пришлось отказаться по причине плохого здоровья. Недоедание в детстве, голодная жизнь в Заполярье отразились на его самочувствии.
Он перенес три инфаркта, но после четвертого, находясь на лечении в санатории Подмосковья, скончался в ночь на 3 августа 1994 года. В последний путь его провожали толпы людей, которые устроили ему овацию.
Это был первый случай в России, когда актера чествовали таким образом. Кого-то это шокировало, но многие сказали: «В этот последний день у Смоктуновского было все как всегда». Актер похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
В первом браке у Смоктуновского не было детей. Женившись второй раз в 1955 году, уже в марте 1956-го актер стал отцом. Но дочка-первенец, которую чета назвала Надеждой, умерла в сентябре.
Второй ребенок, Филипп, родился в 1957 году. В 1965 году родилась дочь Мария. К сожалению, дети Иннокентия Смоктуновского не захотели идти по стопам отца и становиться драматическими актерами.
Сын более склонялся к литературному искусству. Сейчас Филипп Иннокентьевич является переводчиком, специализирующимся на научно-фантастической литературе.
Его дочь Мария оказалась не чужда театральному мастерству. Она была балериной, актрисой, а сейчас работает сотрудницей музея МХАТа. Есть у Иннокентия Смоктуновского и внучка – Анастасия Филипповна Буцкова, родившаяся в 1982 году. Как и ее знаменитый дед, она работает актрисой.
Иннокентий Смоктуновский — биография, информация, личная жизнь
Иннокентий Смоктуновский
Иннокентий Михайлович Смоктуновский (при рождении — Смоктунович). Родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка Томской губернии — умер 3 августа 1994 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино, народный артист СССР (1974), Герой Социалистического Труда (1990), лауреат Ленинской премии (1965).
Иннокентий Смоктуновский родился в деревне Татьяновка Томской губернии (ныне Шегарский район Томской области), был вторым из шестерых детей в семье Михаила Петровича Смоктуновича (1899—1942) и Анны Акимовны Махневой (1902—1985).
Существует версия, что Смоктуновичи (польск. Smoktunowicz) происходят из древнего рода волынских шляхтичей и были сосланы в Сибирь за участие в восстании 1863 года. Однако по свидетельству самого актёра, его прадед не был ни дворянином, ни поляком и сам он по крови белорус. В одном из интервью Смоктуновский о своём прадеде рассказывал: «Он служил егерем в Беловежской пуще и в 1861 году убил зубра. Кто-то настучал, и его сослали в Сибирь — вместе со всей семьёй».
В 1929 году семья Смоктуновичей, спасаясь от голода, покинула деревню. Не желая идти в колхоз, родители Иннокентия переехали сначала в Томск, затем в Красноярск, где жила родная сестра отца, Надежда Петровна, — в голодном 1932 году, не имея собственных детей, она взяла к себе на воспитание Иннокентия и его брата Владимира.
Отец, одарённый незаурядной физической силой, работал грузчиком в красноярском порту. С началом Великой Отечественной войны он был призван в армию, воевал в составе 637-го стрелкового полка и в августе 1942 года пропал без вести, как выяснилось позже, погиб.
В 14 лет Иннокентий Смоктуновский впервые попал в театр — Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина. Ещё раньше, в шестом классе, он начал заниматься в школьном драмкружке, которым руководил актёр Синицын. Однако после первого же публичного представления «Предложения» А. П. Чехова, в котором Смоктуновский играл Ломова, он был из кружка изгнан.
Когда отец ушёл на фронт, Смоктуновскому пришлось помогать семье: он учился в фельдшерско-акушерском училище, затем перешёл на курсы киномехаников, по окончании которых, в 1942 году, работал в размещённой в Красноярске воинской части и госпитале при ней. В том же году он поступил статистом в Красноярский драматический театр. Много лет спустя актёр признался в одном из своих интервью, что научился подделывать театральные билеты: покупать билеты каждый день не было никакой возможности, а жить без театра он уже не мог.
В январе 1943 года Смоктуновский был призван в армию и направлен в Киевское пехотное училище, находившееся в то время в Ачинске. В августе того же года в срочном порядке он был отправлен без присвоения офицерского звания рядовым на фронт, на пополнение 75-й гвардейской стрелковой дивизии.
В должности связного штаба 212-го гвардейского полка этой дивизии он участвовал в боях на Курской дуге, в форсировании Днепра, в операции по освобождению Киева. За то, что под огнём противника вброд через Днепр доставлял боевые донесения в штаб 75-й дивизии, был награждён первой медалью «За отвагу». Но эту медаль Смоктуновский получит лишь через 49 лет, на сцене Художественного театра, после спектакля «Кабала святош».
В декабре 1943 года под Киевом Смоктуновский попал в плен, месяц провёл в лагерях для военнопленных в Житомире, Шепетовке, Бердичеве. 7 января 1944 года бежал из плена, и в течение месяца его укрывала в своём доме бесстрашная украинская семья. Там он познакомился с заместителем командира партизанского отряда Каменец-Подольского соединения, в который и вступил в феврале 1944 года.
В мае партизанский отряд объединился с 318-м гвардейским стрелковым полком 102-й гвардейской стрелковой дивизии. С этим полком, в должности командира отделения роты автоматчиков, гвардии младший сержант Смоктунович принимал участие в освобождении Варшавы. Как сказано в приказе о награждении, за то, что в боях при прорыве обороны противника в районе деревни Лорцен 14 января 1945 года его отделение одним из первых ворвалось в траншеи противника и уничтожило при этом около 20 немцев, был награждён второй медалью «За отвагу». Войну Смоктуновский закончил в Гревесмюлене.
Демобилизовавшись в октябре 1945 года, Иннокентий Смоктуновский вернулся в Красноярск. Не имея ни ясной цели, ни поддержки, поначалу он намеревался поступить в Лесотехнический институт, но старый приятель по школьному драмкружку сообщил, что местный театр организовал студию: «Будем вести лёгкую, приятную, весёлую, беззаботную жизнь». Через тридцать лет, в зените славы, Смоктуновский скажет: «Было в моей жизни много всякого: и плохого и прекрасного. Одного только не было и, наверное, никогда не будет — лёгкости и беззаботности».
Хотя Смоктуновский бежал из немецкого плена, сам факт пребывания в плену отозвался в послевоенные годы: как «неблагонадёжный», он получил «минус 39» — запрет на проживание в 39 крупнейших городах. После недолгой учёбы в студии при Красноярском драматическом театре им. А. С. Пушкина (1945—1946), в 1946—1951 годах выступал на сцене Норильского Заполярного театра драмы, в котором служили преимущественно заключённые Норильлага, в их числе Георгий Жжёнов. Именно здесь, в Норильске, в разгар «борьбы с космополитизмом», по требованию директора театра ему пришлось изменить фамилию, — в 1966 году Смоктуновский подпишет Письмо 25 деятелей культуры и науки Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина.
В 1952 году актёр переселился в Махачкалу, где служил в Русском драматическом театре, в 1953—1954 годах жил в Сталинграде и выступал на сцене местного Театра им. М. Горького. За эти годы ему довелось сыграть Белогубова в «Доходном месте» А. Островского и даже Хлестакова, дважды — в Махачкале и в Сталинграде.
Мечтая о театре более высокого уровня, в начале 1955 года Смоктуновский, по совету Риммы и Леонида Марковых, отправился в Москву, показывался едва ли не во всех столичных театрах, но ни один не заинтересовал.
В конце концов Смоктуновский был принят на внештатную работу, с оплатой за выход, в Театр им. Ленинского комсомола, но и там ролей практически не имел и через несколько месяцев перешёл в Театр-студию киноактёра.
Снимался на киностудии «Мосфильм» в массовках, в 1956 году сыграл первые небольшие роли — в фильмах «Убийство на улице Данте» и «Как он лгал её мужу». Наконец был замечен режиссёром Александром Ивановым, пригласившим никому не известного актёра на неэпизодическую роль Фарбера в фильме «Солдаты» по повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда».
По свидетельству самого актёра, покидая Сталинград, он сказал коллегам: «Если обо мне не услышите через пять лет, буду заниматься другим делом».
Главную роль своей жизни, круто изменившую его судьбу, Иннокентий Смоктуновский получил благодаря счастливому стечению обстоятельств: в 1957 году Георгий Товстоногов пригласил из Таллина режиссёра В. Я. Ланге для постановки спектакля «Идиот» в Большом драматическом театре. На роль князя Мышкина был назначен Пантелеймон Крымов, актёр столь же талантливый, сколь и недисциплинированный — не явившись на первую репетицию, он исчерпал терпение Товстоногова и был уволен. Другого актёра на эту роль в труппе БДТ не нашлось, и Ланге вернулся в Таллин. Некоторое время спустя назначенный на роль Рогожина Евгений Лебедев порекомендовал Товстоногову Смоктуновского, с которым вместе снимался в фильме «Шторм». Увидев актёра в роли Фарбера, Товстоногов пригласил его в БДТ и теперь уже сам взялся за постановку спектакля.
По свидетельствам очевидцев, Смоктуновский с первого же появления на сцене, в вагоне поезда, возвращавшего его героя в Россию, убеждал зрителей в том, что Мышкин Достоевского — «такой и другим быть не может». Впоследствии многие — и театральные критики, и режиссёры, и коллеги-актёры — называли спектакль Товстоногова самым сильным театральным потрясением в своей жизни.
После премьеры «Идиота» Смоктуновский проснулся знаменитым, между тем на сцене БДТ ему приходилось играть Дзержинского в погодинских «Кремлёвских курантах» и Сергея Серёгина в «Иркутской истории» А. Арбузова, схематично воспроизводившей конфликт «Идиота».
Ролей, более соответствовавших его возможностям, актёр стал искать на стороне — в кинематографе, что в итоге привело к конфликту с художественным руководителем театра. В конце 1960 года, сыграв лишь пять раз «Иркутскую историю», Смоктуновский покинул БДТ.
В этот период Смоктуновский сыграл целый ряд киноролей, принёсших ему всесоюзную славу, а в дальнейшем и признание за рубежом. В их числе Илья Куликов в фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года», Гамлет в фильме Г. Козинцева, Юрий Деточкин в «Берегись автомобиля», Чайковский в фильме И. Таланкина (сценарий был написан специально для Смоктуновского).
За роль в фильме «Чайковский» стал лучшим актером 1970 года по опросу журнала «Советский экран».
Иннокентий Смоктуновский в фильме «Чайковский»
Роль Порфирия Петровича в фильме Л. Кулиджанова «Преступление и наказание» в 1971 году была отмечена Государственной премией РСФСР.
Гамлета Смоктуновского Британская киноакадемия отметила номинацией на свою престижную премию BAFTA — за лучшую мужскую роль.
В 1972 году Иннокентий Смоктуновский был приглашён в Малый театр специально на роль царя Фёдора в трагедии А. К. Толстого, ставшую одной из самых выдающихся его актёрских работ. Этот единственный спектакль Смоктуновский играл до лета 1976 года, когда по приглашению Олега Ефремова перешёл во МХАТ им. М. Горького.
На новой сцене Смоктуновский дебютировал в самом конце 1976 года в заглавной роли в чеховском «Иванове».
Здесь, как некогда в БДТ, ему приходилось играть и роли, сшитые не по его росту, — в «Кремлёвских курантах» Н. Погодина, в «Так победим!» М. Шатрова. Но и эту неизбежную повинность искупали Порфирий Головлёв, Дорн в «Чайке», Войницкий и Серебряков в «Дяде Ване» Чехова.
После раскола МХАТа в 1987 году Смоктуновский остался с Ефремовым в театре, получившем название МХТ им. А. П. Чехова.
Смоктуновский и Ефремов, составившие блестящий дуэт ещё в 1966 году в фильме «Берегись автомобиля», в последние годы с нескрываемым удовольствием играли вместе в «Кабале святош» М. Булгакова (Ефремов — Мольер, Смоктуновский — Людовик XIV) и «Возможной встрече» П. Барца (Смоктуновский — Бах, Ефремов — Гендель).
Иннокентий Смоктуновский — интервью Урмасу Отту
Всегда узнаваемый голос Иннокентия Смоктуновского звучал за кадром во многих игровых и документальных фильмах, в том числе в «Зеркале» Андрея Тарковского, где он озвучил роль главного героя, на протяжении всего фильма остающегося за кадром. Он дублировал Чаплина в фильмах «Огни рампы» и «Король в Нью-Йорке».
Много работал на радио и на телевидении — как актёр и как чтец. Его театральный репертуар дополнили роли, сыгранные в телевизионных спектаклях — «Зима тревоги нашей» Р. Сироты, «Вишнёвый сад» Л. Хейфеца, «Цезарь и Клеопатра» А. Белинского и других.
В 1965 году на вопрос, что он предпочитает — театр или кинематограф, Смоктуновский отвечал: «И то, и другое дорого моему сердцу, но вот вынести двойную нагрузку оно не в состоянии». В 60-х годах актёр выбрал кино, в 70-х — театр. После возвращения на сцену он по-прежнему много снимался, у самых именитых советских режиссёров, включая Сергея Герасимова и Сергея Бондарчука, при этом чаще в небольших, а порою и в необязательных ролях. Но и среди эпизодических ролей были такие запоминающиеся, как Плюшкин в «Мёртвых душах» и Моисей Моисеевич в «Степи».
Последняя кинороль Смоктуновского — полковник Фрилей в фильме «Вино из одуванчиков», роль, которую он не успел озвучить.
Иннокентий Смоктуновский умер 3 августа 1994 года в подмосковном санатории, где лечился после инфаркта, и стал первым российским актёром, которого в последний путь провожали аплодисментами, точнее — овацией. После отпевания в церкви на улице Неждановой актёр был похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
Иннокентий Смоктуновский
Рост Иннокентия Смоктуновского: 184 сантиметра.
Личная жизнь Иннокентия Смоктуновского:
Первая жена — Римма Александровна Быкова (1926-2008), советская и российская актриса театра и кино, театральный режиссер, Народная артистка РСФСР. Познакомились на гастролях во Фрунзе в начале 1950-х. Быкова была замужем, но Смоктуновский отбил ее (за что был избит бывшим супругом Быковой). В 1955-м развелись — после того, как он уличил жену в измене.
Иннокентий Смоктуновский и Римма Быкова
Недолгое и бесплодное в творческом отношении пребывание Иннокентия Смоктуновского в Театре им. Ленинского комсомола сыграло решающую роль в его частной жизни: здесь в 1955 году он познакомился с работавшей в пошивочном цехе художницей по костюмам Суламифью Михайловной (Шламитой Хаймовной) Кушнир (урожд. Хацкелевич; род. 1925, Иерусалим), дочерью известной писательницы на идише Ширы Горшман; отчимом её с 1930 года был художник Мендл Горшман (1902—1972).
Иннокентий Смоктуновский с женой Суламифью Михайловной
В марте 1956 года у них родилась дочь, названная Надеждой, но в сентябре того же года она умерла.
Родившийся в 1957 году сын Филипп в настоящее время — переводчик научно-фантастической литературы.
Дочь Мария (родилась в 1965 году) стала балериной, в настоящее время работает в Музее МХАТа.
Фильмография Иннокентия Смоктуновского:
Работы Иннокентия Смоктуновского на радио:
На радио Иннокентий Смоктуновский как чтец записал главы из романа И. А. Гончарова «Обломов», из «Идиота» Ф. М. Достоевского и «Дон Кихота» М. Сервантеса, отрывки из «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова» А. С. Пушкина; полностью записал сказки А. С. Пушкина и его повести «Капитанская дочка» и «Метель», повесть А. П. Чехова «Чёрный монах», сказки Г. Х. Андерсена, рассказы И. С. Тургенева, Г. Мопассана, К. Паустовского, Акутагавы и Г. Бёлля, а также стихотворения Ф. Шиллера, Р. Рильке, Б. Пастернака, А. Т. Твардовского. Как актёр сыграл в радиоспектаклях:
1981 — «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда — лорд Генри
1982 — «Старая любовь» А. Мишарина — Цаплин
1989 — «Мусоргский» — Ведущий
1990 — «Бесплодные усилия любви» У. Шекспира — Натаниель
1991 — «Эскориал» М. де Гельдерода — Король
1994 — «Первая любовь Ходжи Насреддина» Т. Зульфикарова — Толгат-Бек
Театральные работы Иннокентия Смоктуновского:
Норильский Заполярный театр драмы и музыкальной комедии:
1946 — «Чужой ребёнок» В. В. Шкваркина — Костя
1946 — «Машенька» А. Н. Афиногенова — Виктор Туманский
1947 — «Старые друзья» Л. А. Малюгина — Семён Горин
1947 — «Последние» М. Горького — Пётр
1947 — «Дети Ванюшина» С. А. Найдёнова — Алексей
1948 — «Разлом» Б. А. Лавренёва — Полевой
1948 — «Вас вызывает Таймыр» А. Галича и К. Исаева — Гришко
1949 — «Доходное место» А. Н. Островского — Мыкин
1949 — «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина — Моцарт
1950 — «Поздняя любовь» А. Н. Островского — Дормидонт
1951 — «Шутники» А. Н. Островского — Недоносков
Дагестанский государственный театр драмы им. М. Горького:
1952 — «Семья» И. Попова — Александр Ульянов
1952 — «Свадьба с приданым» Н. М. Дьяконова — Муравьёв
1952 — «Её друзья» В. С. Розова — Виктор
1952 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Хлестаков
Сталинградский областной театр им. М. Горького:
1953 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Хлестаков
1953 — «Великий государь» В. Соловьёва — Магнус
1953 — «Укрощение строптивой» У. Шекспира — Бионделло
1954 — «Снежная королева» Е. Л. Шварца — Сказочник
1954 — «Доходное место» А. Н. Островского — Белогубов
1955 — «У опасной черты» В. Любимова — Неуспевающий
1955 — «Анджело» В. Гюго — Апафесто
1955 — «Как он лгал её мужу» Б. Шоу — Генри
1955 — «Машенька» А. Н. Афиногенова — Виктор Туманский
1955 — «Последние» М. Горького — Пётр
Большой драматический театр им. Горького:
1957 — «Идиот» по Ф. М. Достоевскому; постановка Г. А. Товстоногова — князь Мышкин
1957 — «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина; постановка В. Я. Софронова и И. П. Владимирова — Дзержинский (ввод)
1960 — «Иркутская история» А. Н. Арбузова; постановка Г. А. Товстоногова — Сергей Серёгин
1973 — «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого; постановка Б. И. Равенских — царь Фёдор
МХАТ и МХТ им. Чехова:
1976 — «Иванов» А. П. Чехова; постановка О. Н. Ефремова — Иванов
1977 — «Обратная связь» А. И. Гельмана; постановка О. Н. Ефремова — Сакулин
1979 — «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина — Часовщик
1980 — «Чайка» А. П. Чехова; постановка О. Н. Ефремова — Дорн
1983 — «Так победим!» М. Шатрова; постановка О. Н. Ефремова — Соратник Ленина и Профессор (с 1988 года)
1984 — «Господа Головлёвы» по М. Е. Салтыкову-Щедрину; постановка Л. Додина — Порфирий Головлёв
1985 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова; постановка О. Н. Ефремова — Серебряков и Войницкий (с 1988 года)
1986 — «Тамада» А. М. Галина; постановка К. М. Гинкаса — Реваз
1988 — «Кабала святош» М. А. Булгакова; постановка А. Я. Шапиро — король Людовик XIV
1990 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова; постановка О. Н. Ефремова — Гаев / Фирс
1990 — «Эквус» П. Шеффера — Мартин Дайзер
1992 — «Возможная встреча» П. Барца; постановка В. Долгачёва — И. С. Бах
Антреприза Н. Шлезингера (США):
1992 — «Из жизни дождевых червей» П. У. Энквиста; постановка И. Смоктуновского и В. Ланского — Андерсен
Работы Иннокентия Смоктуновского на телевидении:
1957 — «Дорогой бессмертия» В. Брагина (телеспектакль) — Юлиус Фучик
1963 — «Зима тревоги нашей» по Д. Стейнбеку. Режиссёр Р. Сирота (телеспектакль) — Итен Аллен Хоули
1971 — «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина. Режиссёры Л. Вивьен, А. Даусон, Л. Пчёлкин — Моцарт
1976 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова. Режиссёр Л. Хейфец (телеспектакль) — Гаев
1979 — «Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу. Режиссёр А. Белинский (телеспектакль) — Цезарь
1989 — «Село Степанчиково и его обитатели» по Ф. М. Достоевскому. Режиссёр Л. Цуцульковский (телеспектакль) — закадровый текст
1995 — «Мечтательница» по Ф. М. Достоевскому. Режиссёр М. Дубровина (телеспектакль) — Карл Фёдорович Мейер
Иннокентий Смоктуновский
Загадочный и отстранённый, как будто не от мира сего, Иннокентий Михайлович Смоктуновский создал и воплотил на экранах образ наивного, чистого гения, непонятного и трогательного интеллектуала.
Актер Иннокентий Смоктуновский
По воспоминаниям режиссёров и коллег, со Смоктуновским невозможно было работать так, как с другими актёрами: он был мастером, человеком творчества и потому мог полностью раскрыться только в условиях максимального для себя комфорта. И для Иннокентия Михайловича эти условия создавались. Только для него.
Детство и юность
Иннокентий Михайлович был рождён в марте 1925-го в селе Татьяновка, что в Томской губернии (сейчас — Томская область), в семье Михаила Петровича и Анны Акимовны Смоктунович он стал вторым ребенком. По национальности еврей, но в анкетах писал, что белорус. Предков сослали в Сибирь после подавления восстания польских евреев в середине 19 века.
Когда мальчику исполнилось 4 года, семья бежала от голода в Томск, а позже — в Красноярск, где у Смоктуновских жили родственники. Там ситуация немного улучшилась. Глава семейства работал грузчиком в порту, мама Иннокентия устроилась на колбасную фабрику, но жить всё равно приходилось впроголодь. Для того чтобы прокормиться, Анне Акимовне приходилось воровать с работы кости с остатками мяса и использовать их для приготовления супов и бульона.
Иннокентий Смоктуновский (слева) с братом и тетей
В 1932 году, когда голод добрался до Красноярска, а Анну уволили, старших детей Кешу и Володю пришлось отдать на воспитание к тёте Надежде Петровне и её мужу. Супружеская чета, не имевшая собственных детей, искренне полюбила мальчиков, и жизнь стала относительно благополучной.
Иннокентий Смоктуновский в юности
Ситуация осложнялась тем, что денег не было, и ради заветного действа парень шел на рискованные и часто незаконные шаги, вплоть до подделки билетов. Позже Иннокентий устроился на подработку в театр статистом, а потом поступил в школу киномехаников, и казалось, что жизнь налаживается, пока не произошла очередная беда.
Началась Великая Отечественная война, отца забрали на фронт. Юноша вынужден был совмещать привычную деятельность с подработкой, чтобы помогать семье, в которой подрастали четверо детей. В конце 1942 года пришло известие, что Михаил Смоктунович погиб, а уже через несколько месяцев и самого Иннокентия забрали воевать.
Иннокентий Смоктуновский в молодости
О том периоде жизни великий актёр позже рассказывал в интервью и автобиографии. За 2 года молодой человек успел побывать в плену, из которого бежал только благодаря неожиданной помощи одного немецкого солдата. Иннокентий пережил голод, который едва не свёл его в могилу, и спасся только потому, что семья крестьян приютила его, откармливала и ухаживала, рискуя при этом всем.
Через всю жизнь Смоктуновский пронёс чувство глубокой благодарности и после войны не терял связь со своими благодетелями.
По окончании войны Иннокентий вернулся к семье. Перепробовав несколько направлений деятельности, молодой человек снова устроился в театральную студию при Красноярском театре. Статистов иногда приглашали играть в постановках, так что достаточно скоро Смоктуновский получил возможность выйти на сцену.
Иннокентий Смоктуновский в роли Гамлета
Однако сказалось отсутствие специальной подготовки: каждый раз во время спектакля юноша зажимался, его речь становилась тихой и невнятной. Режиссёр высказывал претензии неудачливому актёру, тот же отвечал резко и нервно. Из-за постоянных конфликтов меньше чем через год Иннокентия выгнали из театра.
В поисках счастья Смоктуновский отправился в Норильск, где ему посчастливилось устроиться во Второй Заполярный театр музыкальной комедии и драмы. В это же время Иннокентий изменил данную при рождении фамилию Смоктунович на псевдоним, под которым его знает зритель. Говорят, что на этом настаивал художественный руководитель театра. Другие утверждают, что фамилию актёр поменял добровольно, чтобы его не принимали за еврея.
Иннокентий Смоктуновский и Татьяна Доронина на сцене
В Норильске благодаря поддержке коллег Смоктуновский прошел актёрскую школу, избавился от зажатости и наконец-то смог раскрыться как потрясающий артист. Практически мгновенно Иннокентий начал получать ведущие роли в спектаклях.
Постепенно климат севера начал подтачивать здоровье актера, и Смоктуновский вынужден променять Норильск на Махачкалу. Там актёр сумел попасть в Дагестанский русский драматический театр, но вскоре затосковал без интересных ролей и в следующем же году переехал снова, на этот раз — в Сталинград, где в это же время началось восстановление культурной жизни.
Иннокентий Смоктуновский на сцене
Сыграв в спектакле «Укрощение строптивой» эпизодическую роль, Иннокентий смог добиться к себе внимания со стороны прессы и зарекомендовал себя как актер, который может «вытянуть» и сделать яркой даже крошечную роль. Смоктуновский начал воплощать более значительные образы и вскоре стал звездой театра. Но постепенно нарастал конфликт между актёром и главным режиссёром театра имени Горького. Позже Иннокентий разругался с женой, работавшей в том же театре, и это стало последней каплей. В январе 1955 года артист уволился и уехал в Москву.
Смоктуновскому не удалось сразу закрепиться ни в одном из крупных столичных театров. Несколько месяцев актёр распродавал личные вещи, периодически ночевал и обедал у близких друзей Марковых, потом в театре имени Ленинского комсомола подрабатывал за мизерные деньги.
Актер Иннокентий Смоктуновский
Иннокентия спасло знакомство с Суламифью Кушнир, будущей женой. Проникшись сочувствием к молодому мужчине, девушка, в то время работавшая художником-гримером, познакомила его с Иваном Пырьевым, который устроил исполнителя в Театр-студию киноактёра.
В 1957 году по счастливому стечению обстоятельств Смоктуновский получил роль князя Мышкина в постановке «Идиот» в Большом драматическом театре. Благодаря этой роли к актёру пришла слава, и не только в Москве, но и по всему Советскому Союзу.
Иннокентий Смоктуновский в роли князя Мышкина
Союз двух гениев Георгия Товстоногова и Иннокентия Смоктуновского буквально потряс театральный мир. Иннокентий стал трудиться в БДТ, играя главные роли в нескольких спектаклях. Тогда же артист начал активно сниматься в кино. Вскоре случилось так, что из-за съемок Смоктуновский опоздал на начало сезона в родном театре. Вспыльчивый Товстоногов уволил актёра. Это случилось в 1960 году.
В театр Иннокентий Михайлович вернулся только в 70-х и за 20 последующих лет сыграл во множестве спектаклей, укрепивших и приумноживших его славу. Особенно выделялся сценический дуэт Смоктуновского и Олега Ефремова.
Иннокентий Смоктуновский и Олег Ефремов
До последних лет жизни Иннокентия Михайловича двое друзей часто играли вместе.
Начиная с 1960-х актёр активно снимался в кино, фильмографию Смоктуновского составляют добрых полторы сотни картин. Самыми запомнившимися советскому зрителю фильмами с его участием стали «Берегись автомобиля», «Чайковский», который принес награду фестиваля в Сан-Себастьяне, «Гамлет», удостоенный Ленинской премии. Роль Порфирия Петровича в «Преступлении и наказании» отмечена Государственной премией РСФСР.
Иннокентий Смоктуновский в фильме «Берегись автомобиля»
В телеспектакле «Моцарт и Сальери» Смоктуновский перевоплощался в гениального композитора, в «Маленьких трагедиях» — уже в педагога и дирижера, считавшегося его убийцей.
Иннокентий Смоктуновский в фильме «Гений»
Наверное, из-за этого необыкновенного умения сочетать в образе кошачью мягкость и интеллигентность с жесткостью, а порой и жестокостью Смоктуновскому доверяли персонажей, чья интонация или одно только движение брови заставляли замереть на полуслове или, наоборот, бежать без оглядки. Высокий рост (184 см) тоже рассматривали как способ передачи величественности и статусности.
Незабываемым получился в исполнении Иннокентия британский премьер-министр в сериале «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона» — эдакое сочетание английской чопорности и горячности в одном флаконе.
Иннокентий Смоктуновский в сериале «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона»
А как завораживал его император Юстиниан в драме «Русь изначальная», с благостной улыбкой отправлявший подчиненных на смерть, французский король в «Легенде о Тиле», иркутский губернатор в «Звезде пленительного счастья».
На протяжении творческой жизни ансамбль со Смоктуновским составляли самые яркие актрисы. В детективе «Кража» по пьесе Джека Лондона Иннокентий снялся в тандеме с Анастасией Вертинской, в «Анне и Командоре» — с Алисой Фрейндлих, в «Дамском портном» — с Татьяной Васильевой. В фильме Сергея Герасимова «Дочки-матери» актер сыграл супруга Тамары Макаровой и отца Ларисы Удовиченко.
Иннокентий Смоктуновский в фильме «Дочки-матери»
Последние проекты продолжали выходить уже после смерти Иннокентия Михайловича. Например, «Вино из одуванчиков», где роль Смоктуновского пришлось озвучивать Сергею Безрукову, так как звуковую дорожку записать не успели.
Личная жизнь
Деталями личной жизни народный артист Советского Союза свободно делился в интервью. Первый брак Иннокентия с коллегой по сцене Риммой Быковой продлился 2 года. Постепенно красавица охладела к супругу и увлеклась другим мужчиной. Смоктуновский не стерпел такого поворота событий, развёлся с женой и уехал в Москву, где встретил Суламифь Кушнир.
Иннокентий Смоктуновский с женой Суламифью
Эта девушка, протянувшая руку помощи безвестному актеру, в итоге стала его спутницей на всю жизнь.
В этом браке родились трое детей. Старшая Надя умерла через 6 месяцев после рождения. Вторым ребенком в 1957-м стал сын Филипп. Дочь Мария появилась у супругов в 1965 году. Иннокентий Михайлович хотел, чтобы дети продолжили династию, однако младшие Смоктуновские не полюбили театр так, как отец.
Иннокентий Смоктуновский с семьей
Правда Мария, танцевавшая в Большом театре, а потом заведовавшая музеем МХАТа, успела засветиться в эпизодах картин «Дело Сухово-Кобылина», «Зависть богов», «Дамский портной». Филипп стал переводчиком. По стопам деда пошла внучка Анастасия, родившаяся в семье Филиппа и балерины Ольги Буцкевич. Девушка играет в театре Армена Джигарханяна.
Иннокентий Смоктуновский с дочерью Машей
По словам дочери, Смоктуновский с молодости верил в Бога, коллекционировал иконы, потому с трепетом отнесся к созданию аудиокниги «Библейские истории». Пленка 15 лет пролежала на полке, потом вышел ограниченный тираж пластинок, от которого остались единицы, и те хранятся в личных архивах поклонников. В Сети доступны записи, где Иннокентий Михайлович читает Пушкина, Сервантеса, Чехова, Достоевского.
Причиной смерти Смоктуновского в августе 1994 года стал инфаркт. Предыдущий, по рассказам близких, актер перенес еще в марте. Не долечился, продолжил съемки в картинах «Белый праздник» и «Притяжение солнца». Причем в обеих Иннокентий Михайлович играл стариков, чья жизнь близится к концу. По завершении работы уехал в санаторий, а через пару дней захотел вернуться домой. Родственники приехали забирать уже усопшего артиста – четвертый инфаркт он не пережил.
Могила Иннокентия Смоктуновского
Прощание со знаменитым актером прошло в МХАТе имени Чехова. Присутствовавшие потом вспоминали фото, выставленное на сцене: «Проницательный взгляд князя Мышкина». Могила Иннокентия Смоктуновского находится на Новодевичьем кладбище, в одном ряду с Олегом Борисовым и Иваном Козловским.
Добавить коммент