Готлиб Ронинсон — биография, информация, личная жизнь
Готлиб Ронинсон
Готлиб Михайлович Ронинсон. Родился 12 февраля 1916 года в Вильне (ныне Вильнюс) — умер 25 декабря 1991 года в Москве. Советский актёр театра и кино, народный артист РСФСР (1989).
Готлиб Ронинсон родился 12 февраля 1916 года в Вильне (ныне Вильнюс) в еврейской семье.
Отец — Мендель Ерухимович Ронинсон, родом из Витебска.
Мать — Татьяна (Тойба) Готлибовна Калетухес, родом из Вильны.
Его родители познакомились и поженились в Вильне в 1915 году. А вскоре родился Готлиб. В то время Вильна была оккупирована германскими войсками.
Свое имя он получил в честь деда по материнской линии — Готлиба Гершоновича Калетухеса, умершего за год до его рождения.
В начале 1920-х годов семья переехала в Москву.
С 1928 по 1939 годы он пел в детском хоре, был солистом миманса Большого театра СССР.
Также с ранних лет был заядлым театралом, не пропускал ни одной столичной премьеры, и особенно часто ходил во МХАТ, который был его любимым театром. Он знал поимённо не только всю труппу Художественного театра, но и выучил наизусть весь его репертуар. Там же он познакомился с Михаилом Булгаковым, который в ту пору писал для МХАТа свои пьесы.
Когда началась война, его не взяли на фронт по состоянию здоровья — он остался с матерью в Москве. Но когда в октябре 1941 года враг подошёл вплотную к столице, Ронинсоны уехали в Верхнеуральск, где Ронинсон устроился на работу старшим пионервожатым и воспитателем детского дома.
Вернувшись после эвакуации в Москву, поступил в Театральное училище имени Щукина, которое окончил в 1945 году. Учился на одном курсе вместе с Владимиром Этушем, Геннадием Юдиным, Ниной Архиповой, Владимиром Шлезингером, Еленой Измайловой и Татьяной Коптевой.
С 1946 года и до своей смерти в 1991 году — актер Московского Театра драмы и комедии на Таганке. Начинал у режиссёра Александра Плотникова. Затем — у Юрия Любимова, у которого Ронинсон играл довольно много, причём самые разные роли: мужские, женские, комические, трагические.
Готлиб Ронинсон в молодости
Готлиб Михайлович — «дядя Гоша» — один из наиболее выдающихся актеров Таганки. Мастер гротеска, Ронинсон потрясающе владел мимикой, а его чуть заикающаяся речь придавала героям неповторимый шарм. Его всегда тянуло к серьёзным драматическим ролям, хотя он и был прирождённым комиком: что бы ни говорил и ни делал на сцене — всё получалось смешно.
Если болен морально ты,
Или болен физически,
Заболел эпохально ты,
Или периодически.
Не ходи ты по частникам,
Не плати ты им грошики,
Иди к Гоше, несчастненький,
Тебя вылечит Гошенька.
С 1951 года снимался в кино, дебютировав в эпизоде фильма «Прощай, Америка!».
Первую узнаваемость ему принесла роль Якова Михайловича — начальника Деточкина — в комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля».
Готлиб Ронинсон в фильме «Берегись автомобиля»
Позже сыграл у Рязанова в комедиях «Зигзаг удачи» и «Ирония судьбы, или С легким паром!».
Готлиб Ронинсон в фильме «Зигзаг удачи»
Готлиб Ронинсон в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!»
После указанных небольших, но очень ярких и запоминающихся ролей его стали приглашать и другие видные советские режиссёры.
Он снялся у таких мэтров как Леонид Гайдай («12 стульев» и «Не может быть!»), Георгий Данелия («Афоня»), Никита Михалков («Раба любви»), Александр Алов и Владимир Наумов («Бег»), Вениамин Дорман («Возвращение резидента»), Алексей Коренев («Большая перемена»).
Готлиб Ронинсон в фильме «12 стульев»
Готлиб Ронинсон в фильме «Не может быть!»
Среди заметных ролей — фотограф дядя Гоша в популярном в советское время детском фильме «Фантазии Веснухина».
Готлиб Ронинсон в фильме «Фантазии Веснухина»
В 1980-м сыграл у Эльдара Рязанова в комедии «О бедном гусаре замолвите слово» (актер Марк Юльевич Мамзон).
Готлиб Ронинсон в фильме «О бедном гусаре замолвите слово»
Последней работой на экране стала роль врача в трагикомедии Александра Соловьёва «По Таганке ходят танки».
Готлиб Ронинсон в фильме «По Таганке ходят танки»
Работал также как актер озвучивания.
Заслуженный артист РСФСР (27 ноября 1970).
Народный артист РСФСР (5 сентября 1989).
Смерть Готлиба Ронинсона
За несколько лет до своей смерти актер сказал кому-то из актёров: «Я заказал себе надгробную плиту с надписью: «Здесь лежит народный артист РСФСР Готлиб Ронинсон», пусть мне потом на могилку поставят»».
Скончался 25 декабря 1991 года. В тот день должен был состояться спектакль «Мастер и Маргарита», в котором Готлиб исполнял одну из ролей — Поплавского. Но Ронинсон перенёс инсульт и на спектакль не явился. Тем же вечером его квартиру на улице Крымский вал посетили коллеги по театру и обнаружили его мёртвым.
Актер Валерий Погорельцев рассказывал: «Войдя, мы стали свидетелями жуткой картины: Ронинсон с красным лицом (инсульт) лежал посреди комнаты на ковре, из его разжатого кулачка выкатилась маленькая жёлтая таблетка. еле-еле передвигась, стояли два техника-смотрителя из домоуправления — муж с женой. Дело в том, что Готлиб Михайлович страдал эпилепсией, поэтому в рот не брал спиртного. Но — и это естественно — такому заметному артисту, как он, во всяких командировках, будь то Грузия или Молдавия, поклонники дарили коллекционные вина и коньяки, самые дорогие, с большой выдержкой. Конечно, он часто делился с ребятами, но большинство драгоценных бутылок стали экспонатами его домашней винодельческой коллекции. Когда мы вошли, то увидели этих техников-алкоголиков, уже вылакавших коллекцию: весь кухонный стол был уставлен пустыми бутылками. Позже Ронинсона отвезли в морг».
Актер был верующим человеком, исповедовал православие, и после смерти отпевали его как Григория. Он очень переживал, когда затевались какие-то антисемитские акции, и болезненно переносил любые разговоры на эту тему.
Похоронен в Москве на Введенском (Немецком) кладбище Москвы.
могила Готлиба Ронинсона
После кончины народного артиста РСФСР его квартира неоднократно подвергалась разграблению со стороны соседей, за несколько дней вынесших дорогую коллекцию алкогольных напитков, кассетные магнитофоны, телефоны и фотоаппараты.
Все тот же Валерий Погорельцев отмечал: «В комнате Готлиба Михайловича висели два портрета — его и мамы, написанные маслом. В столе были письма, рецензии, которые он бережно собирал. Под утро мне позвонила его пожилая соседка Ольга Моисеевна и предупредила, что бумаги и личные вещи Ронинсона выброшены на помойку. Я приехал на «Октябрьскую» в 8 утра, но мусоровоз уже забрал содержимое из ящиков, я не успел спасти его архив. Квартиру той же ночью разграбили. После заграничных гастролей Ронинсон привозил дефицитные кассетные магнитофоны, телефоны, фотоаппараты — всё это вынесли, ничего не осталось. Ни-че-го. Квартира же перешла государству. Он светло жил и светло ушёл — по-английски, не прощаясь».
Готлиб Ронинсон. Короли эпизода
Рост Готлиба Ронинсона: 174 сантиметра.
Личная жизнь Готлиба Ронинсона:
Не женат и никогда не был. Детей не имел. О нем говорили как о главном холостяке Таганки.
При этом детей очень любил. Актриса Таганки Марина Полицеймако вспоминала: «Вся наша театральная ребятня выросла у него на глазах, бегали за ним гурьбой, он быстро находил с ними общий язык. Своих детей у Готлиба Михайловича не было».
По слухам, в годы учебы в Щуке был безответно влюблён в юную и очаровательную Татьяну Коптеву — будущую актрису и педагога Щукинского училища.
Готлиб Ронинсон очень любил свою маму, всегда бережно к ней относился и старался её не расстраивать, так как она в одиночку растила Готлиба и не хотела, чтобы её место заняла какая-то другая женщина. Поэтому тех немногочисленных девушек, которых Ронинсон приводил в дом, его мама встречала холодно, и он так и не женился, всю жизнь прожив вместе с мамой в однокомнатной квартире на Крымском валу.
Любил прогуливаться рядом с домом и кормить голубей, он обожал птиц. Стоило ему выйти во двор, как со всей округи слетались голуби.
У Готлиба Михайловича были неплохие сбережения на сберкнижках — он завещал их детскому дому.
Фильмография Готлиба Ронинсона:
1951 — Прощай, Америка! — эпизод
1953 — Корабли штурмуют бастионы — подручный Орфано (нет в титрах)
1953 — Адмирал Ушаков — турок (нет в титрах)
1962 — Кубинская новелла (короткометражный) — бармен
1966 — Берегись автомобиля — Яков Михайлович, начальник Деточкина
1968-1981 — Кабачок «13 стульев» (фильм-спектакль) — пан Станислав
1968 — Урок литературы — Игорь Раймондович, учитель-холостяк по прозвищу «Пони»
1968 — Зигзаг удачи — муж Лидочки, рентгенолог
1968 — Времена года (киноальманах) — парикмахер
1970 — Бег — грек-сладострастник
1971 — Старики-разбойники — врач неотложной помощи
1971 — 12 стульев — Кислярский, председатель бубличной артели «Московские баранки»
1972-1973 — Большая перемена — бригадир на заводе
1972 — Земля, до востребования — «Трамвайщик», Карлос Форелли, контролёр в трамвайном парке
1972 — Записки Пиквикского клуба (фильм-спектакль) — аптекарь — присяжный
1973 — Райские яблочки — капитан полиции
1974 — Хождение по мукам — парикмахер
1974 — Театр Клары Газуль (фильм-спектакль) — вице-король
1974 — Ответная мера — Семён Яковлевич Сойкин, бухгалтер
1975 — Раба любви — Иван Карлович Фигель, бухгалтер
1975 — Не может быть! — гость Иван Израилевич
1975 — Ирония судьбы, или С лёгким паром! — пассажир из Красноярска
1975 — Афоня — астроном, сотрудник планетария
1976 — Волшебный круг — пьяный грек, в феске
1977 — Фантазии Веснухина — дядя Гоша, фотограф (озвучил Георгий Вицин)
1978 — Месяц длинных дней (фильм-спектакль) — лектор
1978 — Лекарство против страха — директор магазина «Рыболов-спортсмен»
1980 — О бедном гусаре замолвите слово — Марк Юльевич Мамзон, провинциальный актер
1980 — Если бы я был начальником. — сосед Немоляевых
1980 — Атланты и кариатиды — Лазарь Львович Фрид
1980 — Адам женится на Еве — секретарь суда
1982 — Возвращение резидента — мсье Гюстав Поммере, аптекарь, сосед отца Тульева
1987 — Десять дней, которые потрясли мир (фильм-спектакль)
1990 — Самоубийца — портретист вождей
1990 — Мой муж — инопланетянин — пациент стоматолога
1991 — По Таганке ходят танки — врач
Озвучивание Готлиба Ронинсона:
1969 — Мистерия-Буфф (анимационный)
1969 — Золотой мальчик (анимационный) — зубной врач /Розовый король / Синяя дама
1974 — Мешок яблок (анимационный) — Крот
1978 — Чудеса в решете (анимационный)
1980 — Свинопас (анимационный) — император
1988 — Потерялась птица в небе (анимационный) — читает текст
Готлиб Ронинсон
- Актер, Персонаж
- Дата и место рождения: 12 февраля 1916 (103 года), Вильно, Российская империя (Вильнюс, Литва)
Участвовал 14
Его коллеги по цеху
Советский актер театра и кино, Народный артист РСФСР.
Готлиб Ронинсон родился зимой 1916 года в городе Вильно, Литва. Сегодня он называется Вильнюс. Будущий актер оказался в Москве в начале 1920-х годов вместе с семьей. В 1928 году Готлиб Ронинсон начал выступать в составе детского хора – он занимался вокалом на протяжении десяти лет.
Готлиб Ронинсон с детства был театралом, и наизусть знал репертуар МХАТа. Он даже был знаком с писателем Михаилом Булгаковым, который выступал в качестве сценариста постановок этого театра.
Творческий путь Готлиба Ронинсона / Gotlib Roninson
Готлиб Ронинсон не смог уйти на фронт из-за слабого здоровья, и осенью 1941 года он вместе с матерью перебрался в Верхнеуральск. Там актер занял должность воспитателя в детском доме. Вскоре ему удалось поступить в Театральное училище имени Щукина, а в 1946 году Готлиб Ронинсон присоединился к актерской труппе Московского театра драмы и комедии (сегодня известный как Театр на Таганке).
Готлиб Ронинсон посвятил театральной сцене более сорока пяти лет работы. Он был одним из любимых артистов режиссера Александра Плотникова, и наставником начинающих актеров Леонида Филатова, Игоря Кваша, Валерия Золотухина.
В 1966 году Готлиб Ронинсон появился в легендарной комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». На его счету также участие в других шедеврах отечественного кинематографа: «12 стульев», «Не может быть!», «Афоня» и «Большая перемена».
Личная жизнь Готлиба Ронинсона / Gotlib Roninson
Готлиб Ронинсон вырос в компании матери, и очень ценил ее чувства: он так и не нашел девушку, которая бы понравилась маме и могла стать его спутницей жизни. Актер прожил вместе с мамой всю жизнь в маленькой однокомнатной квартире, которая располагалась на Крымском валу.
Артисты Театра на Таганке рассказывали, что Готлиб Ронинсон умел снимать боль с помощью энергетического поля своих рук, но сам при этом страдал от эпилепсии. Владимир Высоцкий посвятил Готлибу Ронинсону стихи:
Готлиб Ронинсон завещал все свои сбережения детскому приюту, но в начале 1990-х годов все эти деньги в одночасье обесценились. 25 декабря 1991 года Готлиб Ронинсон ушел из жизни из-за внезапного инфаркта. В этот день он должен был играть в спектакле «Мастер и Маргарита».
Биография Ронинсона Готлиба Михайловича
Биография Ронинсона Готлиба Михайловича
Биография, история жизни Ронинсона Готлиба Михайловича
12.02.1916, г. Вильно — 25.12.1991, г. Москва.
Готлиб Ронинсон родился 12 февраля 1916 года. После переезда семьи из Вильно в Москву, в начале 20-х, отец куда–то исчез от жены и сына, и мать воспитывала Гошу одна. Денег вечно не хватало, и Ронинсон рано пошел работать, не закончив даже десятилетку.
Лет в 15 юноша, параллельно с работой, поступил в детский хор Большого театра – педагоги надеялись, что в результате подростковой ломки голоса удастся получить прекрасного тенора. Но, как это часто случается, оперный голос «не сложился», но его оставили солистом миманса Большого театра СССР. Правда, и на этом поприще его карьера быстро завершилась — слишком уж яркими были бессловесные появления артиста в массовке и всегда вызывали смех.
Юный Готлиб был заядлым театралом, не пропускал ни одной столичной премьеры. Особенно часто он ходил во МХАТ, который был его любимым театром. Гоша знал поимённо не только всю труппу Художественного, но и выучил наизусть весь его репертуар. Там же он познакомился с Михаилом Булгаковым, который в ту пору писал для МХАТа свои пьесы.
Когда началась война, Готлиба Ронинсона не взяли на фронт по состоянию здоровья, поэтому он остался с матерью в Москве. Но когда в октябре 1941-го враг подошёл вплотную к столице, Ронинсоны все же уехали в Верхнеуральск. Там двадцатипятилетний юноша устроился на работу старшим пионервожатым и воспитателем детского дома.
Но мечта отдать жизнь театру не покидала Ронинсона и, вернувшись после эвакуации в Москву, он поступил в Театральное училище им. Б.В.Щукина. Учился Готлиб Ронинсон на одном курсе вместе с Владимиром Этушем, Геннадием Юдиным, Ниной Архиповой, Владимиром Шлезингером, Еленой Измайловой. А в свою юную и очаровательную однокурсницу Татьяну Коптеву, будущую актрису и педагога «Щуки», говорят, Ронинсон был безответно влюблён.
Театр на Таганке
По окончанию знаменитой «Щуки», молодого актера приняли в труппу Московского театра драмы и комедии на Таганке, где он и проработал всю жизнь. На великой сцене за свою театральную жизнь, актёр сыграл самые разные роли — мужские, женские, комические, трагические.
А когда пришел в театр новый режиссер Юрий Любимов, Готлиб Михайлович Ронинсон оказался одним из всего лишь трех актеров, которые числились в труппе до прихода Юрия Любимова и остались в ней при новом руководстве. Для Таганки началась новая эра: Владимир Высоцкий, Алла Демидова, Валерий Золотухин, Леонид Филатов, Игорь Кваша…
Разумеется, Готлиб Михайлович годился им в отцы, но и в этом обновленном блистательном театре он прижился, занял свою нишу. Коллеги его искренне любили. В первом спектакле новой Таганки, «Десять дней, которые потрясли мир», актер, вместе со всеми участвовал в массовке: выскакивал на улицу с гармошкой, не видя ничего в этом зазорного. Скорее наоборот, настоящему актеру достаточно сказать одно-два слова, чтобы его заметили. Это называется «эффект присутствия». Вот Готлиб Ронинсон всегда был заметен на сцене. Актер так же участвовал в таких знаменитых спектаклях, как: «Мастер и Маргарита», «А зори здесь тихие…».
Первая роль, можно сказать и незаметная, Готлиба Ронинсона в кино — это пират-турок в историко-биографической кинодилогии «Адмирал Ушаков» режиссера Михаила Ромма аж в 1953 году.
А вот потом, уже в конце пятидесятых Ронинсона впервые на сцене Таганки, еще до прихода Любимова, увидел сам Эльдар Рязанов. Театр в ту пору популярностью не пользовался, москвичи его не особо жаловали. Шла какая–то малозаметная бытовая комедия. Ронинсон играл лифтера-заику, которому врач посоветовал петь, чтобы избавиться от заикания – и поэтому на протяжении всего спектакля этот замечательный лифтер пел. А для драматического актера Готлиб Михайлович пел просто прекрасно, да и вообще умел держать зал. Вот и запомнил его Рязанов и решил, к счастью, приглашать актера в свои комедии. Надолго решил!
Так с рязановского «Берегись автомобиля» – с знаменитой реплики начальника Юрия Деточкина: «А вы не знаете, так и молчите!» состоялся большой дебют актера в кино. Затем последовала роль мужа Лидии Сергеевны в «Зигзаге удачи». Потом величайший режиссер Эльдар Рязанов находил роли Ронинсону почти во всех своих комедиях: это и врач в «Стариках-разбойниках», и пассажир в аэропорту в «Иронии судьбы, или С лёгким паром!», и, конечно же, Мамзон Марк Юрьевич в бессмертной комедии «О бедном гусаре замолвите слово».
Готлиб Ронинсон был прирожденным комиком. Говорят, что полные люди не пластичны. Ерунда! Готлиб Михайлович был полноват, но как же он был изящен на сцене. Просто любой настоящий актер должен свои недостатки уметь превращать в достоинства. То же самое и с его картавостью. Эта картавость ему шла, он превратил ее в свой плюс. Если сейчас пересмотреть фильмы с участием Ронинсона, нельзя не заметить, сколько в нем тепла, сколько азарта, сколько юмора и детского блеска в глазах.
Это, конечно же, не осталось не замеченным и другими режиссерами-комедиографами: Леонид Гайдай увидел в актере эксцентричного Кислярского из «12 стульев» и Ивана Израилевича в «Не может быть!» Георгий Данелия утвердил актера в «Афоню» на роль интеллигентного соседа затопленной квартиры, а Алексей Коренев снял актера в роли начальника цеха в телефильме «Большая перемена».
Небольшие, но яркие и запоминающиеся роли актер исполнил и у других видных советских режиссёров: у Александра Алова и Николая Наумова он сыграл грека – сладострастника в «Беге», у Никиты Михалкова снялся в знаменитой «Рабе любви». Вениамин Дорман предложил актеру роль трамвайщика в киноленте «Земля, до востребования», а позднее — аптекаря Поммера в незабываемой ленте «Возвращения резидента».
Потом была роль дяди Гоши у Валерия Харченко в «Фантазиях Веснухина», парикмахер в телесериале Василия Ордынского «Хождение по мукам», директор магазина в детективе Альберта Мкртчяна «Лекарство против страха». И последнюю свою роль второго плана, врача, актер исполнил в иронической комедии Сергея Соловьева «По Таганке ходят танки».
Актера, с его тихим, запоминающимся, чуть картавым голосом приглашал к себе на озвучивание и «Союзмультфильм». Голос Готлиба Рнинсона звучит в мультиках: «Мешок яблок», «Чудеса в решете», в любимом всеми «Свинопасе» и в незабываемом «Потерялась птица в небе».
Когда Готлиб Робинсон был солистом миманса Большого театра, случилась трагедия — над ним совершил насилие балерун, которого все в театре называли Корень. И как потом актер ни пытался устроить свою семейную жизнь, ничего не получилось. Он так и остался одиноким артистом другой ориентации.
Готлиб Робинсон всегда бережно относился к своей маме, очень любил ее, старался её не расстраивать. Она в одиночку растила сына и не хотела, чтобы её место заняла какая-то другая женщина, одна из тех немногочисленных девушек, которых сын приводил знакомиться. Всех их мама встречала холодно. Наверное еще и поэтому ее сын так и не женился и всю жизнь прожил вместе с ней в однокомнатной квартире на Крымском валу, недалеко от парка им. Горького. Он обожал маму – а когда она умерла, остался совсем один. Иной раз после спектакля, возвращаясь домой с букетом цветов, говорил: «Поставлю их рядом с маминым портретом». Ходил всегда аккуратный, подтянутый, его даже называли «самым ухоженным холостяком Таганки». Но при этом был бесконечно одинок…
Готлиб Робинсон часто прогуливался рядом с домом, подкармливая голубей, да и вообще он обожал птиц. Стоило ему выйти во двор, как со всей округи слетались голуби… Соседи Ронинсоном гордились. Знакомые, друзья актера звали «министром здравоохранения Таганки»: у него было много знакомых врачей и он совершенно бескорыстно помогал, сводил с хорошими специалистами, доставал какие-то лекарства. «…Иди к Гоше, несчастненький. Тебя вылечит Гошенька…», — с любовью сочинил Владимир Высоцкий о своем партнере по театру.
«А еще он очень любил детей, – вспоминает актриса Таганки Марина Полицеймако. – Вся наша театральная ребятня выросла у него на глазах, бегали за ним гурьбой, он быстро находил с ними общий язык. Своих детей у Готлиба Михайловича не было, семьей он так и не обзавелся».
Актер был верующим человеком, исповедовал православие, и после смерти отпевали его как Григория. Очень переживал, когда затевались какие-то антисемитские акции, и болезненно переносил любые разговоры на эту тему.
Работал Ронинсон до последнего дня, несмотря на то, что память начала его подводить и выходить на сцену становилось все трудней. Он умер в 1991-м, за три года до скандального раздела театра на «Содружество» и «любимовцев». Но чаша внутритеатральных раздоров актера не миновала. Когда в начале 80-х Любимова сделали «невозвращенцем», начались сплошные переживания. А тут еще – развал СССР, экономический передел…
У Готлиба Михайловича были неплохие сбережения на сберкнижках. Все он завещал какому-то детскому приюту. А при реформах деньги обесценились, и все пропало. Выдержать этот удар было непросто. Мало того, осенью 1991 года на доме, в котором жил Ронинсон, появилась табличка со странной надписью: «Продается. Частная собственность». Скорее всего, какая-то безумная акция, ничем не увенчавшаяся, но именно она и «добила» Готлиба Михайловича. Он не мог ничего понять, невероятно нервничал – и, в конце концов, умер от сердечного приступа. Ему было 75!
…За несколько лет до смерти Ронинсон позаботился о своем «будущем» – сам сделал себе надгробный камень. Принес его в театр, основательно спрятал в подсобке, — его нашли с трудом, когда понадобился … Серый такой, небольшой камень: дата рождения, прочерк. И надпись – «Бог един».
Готлиб Ронинсон
Готлиб Ронинсон — советский актер, запомнившийся ролями в театре и кино. Всенародный любимец, имя которого было известно, пожалуй, каждому. Цитаты экранных героев актера передавались из уст в уста, а заядлые театралы того времени частенько старались достать билеты «на Ронинсона». К сожалению, биография Готлиба Ронинсона, несмотря на искреннюю любовь зрителей, сложилась вовсе не безоблачно.
Детство и юность
Готлиб Ронинсон родился 12 февраля 1916-го в Вильнюсе в еврейской семье. Спустя несколько лет родители мальчика решили перебраться в Москву. После переезда отец оставил семью, и Готлиба воспитывала мама, называвшая сына Гошенькой. Женщине приходилось тяжело, денег постоянно не хватало, и Готлиб стал работать рано, не окончив даже школу.
Актер Готлиб Ронинсон
В 15 лет талантливый юноша, интересовавшийся музыкой, попробовал силы в детском хоре Большого театра. Педагоги ожидали, что голос Ронинсона после подростковых изменений преобразуется в классический тенор, однако оперного певца из Готлиба не получилось. Тогда юноша переквалифицируется в мима, но и эта стезя не принесет Ронинсону успеха: зрители не оценят миниатюры начинающего лицедея. Несмотря на неудачи, Готлиб по-прежнему остался заядлым театралом: молодой человек посещал все премьеры, отдавая предпочтение талантливым МХАТовским постановкам.
Готлиб Ронинсон в детстве и его мама
Вскоре началась Великая Отечественная война. По состоянию здоровья юноша не был призван в армию и отправился с матерью в эвакуацию в Верхнеуральск. Там Готлиб, которому было уже 25 лет, работал в детском доме, в глубине души лелея мечту о театральных подмостках. Вернувшись в столицу после войны, Ронинсон поступил в Щукинское училище. На одном курсе с будущей звездой учились люди, ставшие не менее яркими актерами: Владимир Этуш, Елена Измайлова, Нина Архипова, Геннадий Юдин.
Сразу после окончания театрального училища актер поступил на службу в московский Театр на Таганке, там Ронинсон проработает до конца жизни. Сцена увидела множество героев Готлиба Менделевича: мужских и женских, потешных и трагических. С приходом в театр режиссера Юрия Любимова для труппы, равно как и для самого театра, настала новая эра. Готлиб Ронинсон оказался одним из трех актеров, оставшихся в коллективе после смены руководства.
Готлиб Ронинсон в театре
Теперь на сцене Таганки блистали Алла Демидова, Леонид Филатов, Владимир Высоцкий. Несмотря на то, что подобные перемены всегда являются стрессом, Готлиб Ронинсон вписался в коллектив. В копилке актера роли в спектаклях «А зори здесь тихие. », «Мастер и Маргарита». Талантливое исполнение Ронинсона не оставалось незамеченным даже в маленьких ролях.
Первое приглашение в кино поступило к Ронинсону в 1953-м, когда актер был уже не юн. Это была роль пирата-турка в исторической картине «Адмирал Ушаков». Персонаж Готлиба Ронинсона оказался, по сути, эпизодическим и особого успеха актеру не принес. Зато спустя несколько лет, в конце 1950-х, на талантливого лицедея обратил внимание Эльдар Рязанов.
Готлиб Ронинсон в фильме «Берегись автомобиля»
Надо сказать, что тот период являлся для театральной сцены временем упадка: москвичи спешили на кинопремьеры, а сценическое искусство оказалось отодвинутым на второй план. Рязанов пригласил актера на роль в фильме «Берегись автомобиля». Фразой начальника Юрия Деточкина «А вы не знаете, так и молчите!» актер ворвался в кинематограф и сердца зрителей.
Готлиб Ронинсон в фильме «Зигзаг удачи»
Следующей ролью Ронинсона стал муж Лидии Сергеевны в «Зигзаге удачи». Эльдар Рязанов открыл в Готлибе Ронинсоне талантливого комика и с тех пор стал приглашать почти во все свои кинопроекты. Фильмы с Ронинсоном полюбились советским зрителям: «Старики-разбойники», «Ирония судьбы, или С легким паром», «О бедном гусаре замолвите слово» до сих пор радуют искрометным юмором новое поколение киноманов, а фото Ронинсона хранятся, пожалуй, в коллекции каждого поклонника советских кинолент.
Готлиб Ронинсон в фильме «Афоня»
Талант Готлиба Ронинсона заметили и другие режиссеры. Леонид Гайдай пригласил актера в картины «Не может быть!» и «12 стульев», а Георгий Данелия отдал Ронинсону персонажей в «Афоне» и «Большой перемене». Эти картины оказались невероятно успешны. Снимался Ронинсон и у Никиты Михалкова в фильме «Бег», у Вениамина Дормана в лентах «Земля, до востребования» и «Возвращение резидента».
Готлиб Ронинсон в фильме «Не может быть!»
Фильмография Ронинсона постоянно пополнялась. Вскоре актер исполнил роль дяди Гоши в «Фантазиях Веснухина», сыграл в фильмах «Хождение по мукам» и «По Таганке ходят танки». Голос Ронинсона, тихий, но удивительно выразительный, подарил актеру возможность озвучить мультфильмы «Чудеса в решете», «Потерялась птица в небе», «Свинопас».
Личная жизнь
В отличие от карьеры, личная жизнь Готлиба Ронинсона не сложилась вовсе. Есть информация, что во время работы актера в Большом театре, когда тот пробовал стать мимом, над молодым человеком совершил насилие балерун по прозвищу Корень. Возможно, эта трагедия сказалась на психике Ронинсона, не позволив мужчине построить семейную жизнь. По слухам, Готлиб Ронинсон испытывал нежные чувства к Татьяне Коптевой, с которой вместе учился в «Щуке», однако объясниться в любви не осмелился.
Готлиб Ронинсон и Татьяна Коптева
Семьей для Готлиба Ронинсона стала мама, которая поддерживала и направляла сына. До самой смерти матери Готлиб будет рядом с женщиной, ухаживая за ней в старости и балуя то цветами, то сладостями. О Ронинсоне вспоминают как об очень добром человеке с невероятно открытым сердцем. Актер физически не мог пройти мимо чужой беды, отвернуться и не подать руку в тяжелый момент как близким, так и совершенно незнакомым людям. Он просто обожал чужих детей и проводил много времени с соседскими сорванцами.
Готлиб Ронинсон, заработавший за жизнь некоторую сумму, решил оставить сбережения детскому дому. Благородный сердцем актер позаботился об оформлении завещания и был уверен, что дети получат эту помощь. Ронинсон не мог и представить себе, что реформы обесценят немалую сумму в один момент. Это оказалось страшным ударом для Ронинсона. Актер, и без того не отличавшийся крепким здоровьем, стал сдавать на глазах. Ронинсон до последнего будет выходить на сцену, однако с каждым разом сделать это будет труднее и труднее.
Могила Готлиба Ронинсона и его мамы
25 декабря 1991 года актера не стало. Смерть Ронинсона наступила из-за сердечного приступа: 75-летний мужчина просто не выдержал сильных переживаний. Примечательно, что за несколько лет до этого Готлиб Ронинсон самостоятельно сделал надгробный камень, который сейчас и установлен на могиле актера. Надпись на камне гласит:
«Я любил одинаково горячо всех людей разных вероисповеданий. Бог един!»
Готлиб Ронинсон: несмешная жизнь смешного человека (14 фото)
Он появлялся в кадре всего на несколько минут, но и этого было достаточно, чтобы зритель начинал смеяться. Он выходил на сцену Театра на Таганке 45 лет, чтобы вечер за вечером дарить людям еще чуть-чуть радости и хотя бы на время оставлять своего самого верного поклонника — одиночество. Его жизненный девиз был «Приятно быть полезным людям. В этом смысл человеческой жизни». Он светло жил и светло ушёл — по-английски, не прощаясь.
Он родился 12 февраля 1916 года в еврейской семье в оккупированной германскими войсками Вильне. Мать воспитывала его одна, денег не хватало. Куда пропал отец — тайна. Сам Готлиб Михайлович об этом не распространялся. Одно известно: после переезда семьи из Вильно в Москву (в начале 20-х) отец с женой и сыном уже не жил. Маленького Готлиба в Москве определили в Кремлевский детский сад. Была даже семейная легенда, согласно которой маленького Гошу взял на руки и со словами «Ты очень хороший!» поцеловал в лоб В.И. Ленин.
Готлиб Ронинсон в детстве и его мама.
Готлиб Михайлович с особой нежностью относился к своей маме, очень любил ее, старался её не расстраивать. Но, наверное, из-за такой всепоглощающей материнской любви он так и не женился. Так Ронинсон всю жизнь и прожил вместе с мамой, до её смерти, в однокомнатной квартире на Крымском валу, недалеко от парка им. Горького. Он обожал маму — а когда она умерла, остался совсем один. Иной раз после спектакля, возвращаясь домой с букетом цветов, говорил: «Поставлю их рядом с маминым портретом».
Ронинсон рано пошел работать, даже не закончив десятилетку. Лет в 15 параллельно с работой, он поступил в детский хор Большого театра — педагоги полагали, что в результате подростковой ломки голоса получат прекрасного тенора. Но оперный голос «не сложился». До 23 лет Готлиб оставался в Большом, работал в группе мимического ансамбля, потом стал студентом Щукинского театрального. Было это в 1939-м.
В армию его не взяли из-за эпилепсии, которой он страдал с детства. С 1941 года был с мамой в эвакуации. Вот как Ронинсон сам описывает это: «. Во время Великой Отечественной войны театр и училище эвакуировали в Омск. Я не мог поехать с театром, так как мне было поручено эвакуировать детские учреждения Москвы (Свердловский район столицы) в гор. Верхнеуральск Челябинской области. В Верхнеуральске, кроме своей основной работы воспитателя, я выполнял задания райкома и райисполкома г. Верхнеуральска. Был уполномоченным по организации сбора продуктов для освобожденных районов от немецких оккупантов, в мандате говорилось, что мне обязаны оказывать всяческую помощь. Устраивал концерты в городе силами эвакуированных. Сбор с концертов шёл в фонд обороны Родины. Именно за это Ронинсон был награжден медалью „За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.“ Когда театр Вахтангова и училище возвратились в Москву, я получил вызов и приехал в Москву, чтобы продолжить учебу. ». А семь лет спустя, уже с дипломом «Щуки», его принял Театр на Таганке, в котором он прослужил почти полвека, сыграв десятки интереснейших ролей. Конечно, для актера такого масштаба и дарования работы в театре у него было немного. Но работы были очень яркие.
В спектакле «Товарищ, верь. » Ронинсон играл цыганку. Пел цыганский романс, появившись перед залом в ярком макияже с ярко-красной губной помадой, огромных золоченых серьгах-кольцах, в платке и пышных ситцевых юбках в цветочек. Пел и танцевал столь зажигательно, что подарил повод «сравнить» себя с Улановой. Ему посвятили шутливое стихотворение:
Поверьте, ничего нет странного
Ушла на пенсию Уланова.
Но огорчаться нет резона:
Спешите видеть Ронинсона
Небольшой эпизод, блистательно отделанная, филигранная мини-роль, над которой Ронинсон очень тщательно работал. Прототипом его цыганки, которую зал встречал гомерическим смехом, а провожал овацией, стала официантка из кафе «Шоколадница», располагавшегося недалеко от дома Готлиба Михайловича. Он около месяца ежедневно ходил в кафе, сидел за столиком и наблюдал за своей будущей «цыганкой». Недостаток работы на сцене он пытался восполнить творческими вечерами, концертами, работой на радио. Он хорошо пел и делал талантливые пародии.
А еще нашел себе хобби, весьма необычное для актера — медицину. В театре его даже в шутку прозвали «министром здравоохранения». Относились к нему с любовью. Называли уважительно — дядя Гоша, а то и просто Гоша, на что актер не обижался. Владимир Высоцкий даже написал такие строки к 50-летию Ронинсона:
Если болен морально ты
Или болен физически,
Захандрил эпохально ты
Или эпизодически,-
Не ходи ты по частникам,
Не плати им не грошика.
Иди к Гоше,несчастненький,
Тебя вылечит Гошенька!
Хотя иногда и был капризным и обидчивым. Иногда приходил к Любимову с заявлением об уходе, особенно когда долго не было новых ролей. Но Любимов всегда его успокаивал и рвал заявление. Так он и играл на «Таганке» до последнего своего дня.
А еще была работа в кино. Первую настоящую, но небольшую роль он сыграл, когда ему было уже пятьдесят лет. И сразу у Рязанова, в фильме «Берегись автомобиля». Там он сыграл доброго начальника Юрия Деточкина. И не потерялся на фоне таких звезд, как Смоктуновский, Ефремов, Миронов, Папанов. Ронинсон стал одним из лучших комедийных актеров. Он сыграл незабываемые эпизодические роли в фильмах «Зигзаг удачи», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «12 стульев», «Берегись автомобиля», «Бег» и многих других. Мастер гротеска, Ронинсон потрясающе владел мимикой, а его чуть заикающаяся речь придавала героям неповторимый шарм. Стоило увидеть его на экране один раз — и забыть было уже невозможно.
Готлиб Ронинсон
Gotlib Roninson
Готлиб Ронинсон – популярный советский актер театра и кино. Родился 12 февраля 1916 года в городе Вильно, Литва. В период с 1928 по 1939 год Готлиб являлся участником детского хора. В 1945 году он окончил Театральное училище им. Щукина. После этого он вступил в труппу Московского Театра драмы и комедии на Таганке.
Главные фильмы актера
Краткая биография
Огромную известность получили его роли в таких театральных постановках, как «Добрый человек из Сезуана», «Антимиры», «Герой нашего времени», «Десять дней, которые потрясли мир», «Вишневый сад», «Жизнь Галилея», «Мастер и Маргарита». В 1971 году Готлиб Ронинсон был признан заслуженным артистом РСФСР. В 1988 году он был удостоен звания народного артиста РСФСР.
В кино актер начал сниматься в 1951 году. Впервые он появился на экране с эпизодической ролью в фильме «Прощай, Америка!». Затем он снялся в таких фильмах, как «Адмирал Ушаков», «Кубинская новелла», «Корабли штурмуют бастионы», «Времена года», «Урок литературы». Готлиб Ронинсон был признан одним из лучших комедийных российских актеров. Он также снялся в таких фильмах, как «Зигзаг удачи», «Бег», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Берегись автомобиля», «12 стульев». Ронинсон мастерски владел мимикой, а легкое заикание придавало его героям особый шарм и неповторимость.
Огромную популярность актер получил благодаря образу астронома и сотрудника планетария в комедийном фильме «Афоня» режиссера Георгия Данелия, который вышел на большой экран в 1975 году. Также популярными ролями известного актера стали дядя Гоша в картине «Фантазии Веснухина», Лазарь Львович в фильме «Атланты и кариатиды», Марк Юльевич в приключениях «О бедном гусаре замолвите слово». Из последних работ Ронинсона можно отметить роли в кинолентах «Самоубийца», «Мой муж – инопланетянин», «Возвращение резидента», «По Таганке ходят танки», «Адам женится на Еве» и других картинах, вышедших с 1980 по 1991 год. Готлиб Ронинсон умер 25 декабря 1991 года.
Готлиб Ронинсон: биография, фильмография, фото, личная жизнь
Готлиб Ронинсон биография
Ронинсон Готлиб Михайлович
Ронинсон Готлиб Михайлович, по национальности литовец, родился 12 февраля 1916 года в Вильно (ныне — город Вильнюс, Литва).
В начале 1920-х годов он переехал вместе с семьёй в Москву. С 1928 по 1939 годы Ронинсон пел в детском хоре, и был солистом миманса Большого театра СССР, но карьера там быстро завершилась — слишком яркими были его появления в массовках.
Когда началась война, Готлиба Ронинсона не взяли на фронт по состоянию здоровья, поэтому он остался с матерью в Москве. Но когда в октябре 1941 года враг подошёл вплотную к столице, Ронинсоны уехали в Верхнеуральск, где Ронинсон устроился на работу старшим пионервожатым и воспитателем детского дома.
Вернувшись после эвакуации в Москву, Ронинсон поступил в Театральное училище имени Щукина, которое окончил в 1945 году. Он учился на одном курсе вместе с Владимиром Этушем, Геннадием Юдиным, Ниной Архиповой, Владимиром Шлезингером, Еленой Измайловой и Татьяной Коптевой. Говорят, Готлиб Ронинсон был безответно влюблён в юную и очаровательную Коптеву (будущую актрису и педагога «Щуки»).
В 1946 году Ронинсона приняли в труппу Московского театра драмы и комедии (нынешний Театр на Таганке), который тогда возглавлял режиссёр Александр Плотников. Готлиб Ронинсон проработал в нём 45 лет. У Любимова Ронинсон играл довольно много, причём самые разные роли: мужские, женские, комические, трагические. Он участвовал в таких знаменитых спектаклях, как «Мастер и Маргарита», «10 дней, которые потрясли мир», «А зори здесь тихие…».
В 50 лет Готлиб Ронинсон снялся в роли начальника Деточкина в комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля».
Готлиб Ронинсон скончался 25 декабря 1991 года. В тот день должен был состояться спектакль «Мастер и Маргарита», в котором он играл. Готлиб Михайлович был чрезвычайно пунктуальным человеком и никогда в жизни не опаздывал ни на репетиции, ни на спектакли. Поэтому, когда актёр впервые за долгие годы не явился на работу, его коллеги забили тревогу и сразу после представления отправились к нему домой на Крымский вал.
Готлиб Ронинсон был похоронен в Москве на Введенском кладбище.
Готлиб Ронинсон: несмешная жизнь смешного человека (14 фото)
Он появлялся в кадре всего на несколько минут, но и этого было достаточно, чтобы зритель начинал смеяться. Он выходил на сцену Театра на Таганке 45 лет, чтобы вечер за вечером дарить людям еще чуть-чуть радости и хотя бы на время оставлять своего самого верного поклонника — одиночество. Его жизненный девиз был «Приятно быть полезным людям. В этом смысл человеческой жизни». Он светло жил и светло ушёл — по-английски, не прощаясь.
Он родился 12 февраля 1916 года в еврейской семье в оккупированной германскими войсками Вильне. Мать воспитывала его одна, денег не хватало. Куда пропал отец — тайна. Сам Готлиб Михайлович об этом не распространялся. Одно известно: после переезда семьи из Вильно в Москву (в начале 20-х) отец с женой и сыном уже не жил. Маленького Готлиба в Москве определили в Кремлевский детский сад. Была даже семейная легенда, согласно которой маленького Гошу взял на руки и со словами «Ты очень хороший!» поцеловал в лоб В.И. Ленин.
Готлиб Ронинсон в детстве и его мама.
Готлиб Михайлович с особой нежностью относился к своей маме, очень любил ее, старался её не расстраивать. Но, наверное, из-за такой всепоглощающей материнской любви он так и не женился. Так Ронинсон всю жизнь и прожил вместе с мамой, до её смерти, в однокомнатной квартире на Крымском валу, недалеко от парка им. Горького. Он обожал маму — а когда она умерла, остался совсем один. Иной раз после спектакля, возвращаясь домой с букетом цветов, говорил: «Поставлю их рядом с маминым портретом».
Ронинсон рано пошел работать, даже не закончив десятилетку. Лет в 15 параллельно с работой, он поступил в детский хор Большого театра — педагоги полагали, что в результате подростковой ломки голоса получат прекрасного тенора. Но оперный голос «не сложился». До 23 лет Готлиб оставался в Большом, работал в группе мимического ансамбля, потом стал студентом Щукинского театрального. Было это в 1939-м.
В армию его не взяли из-за эпилепсии, которой он страдал с детства. С 1941 года был с мамой в эвакуации. Вот как Ронинсон сам описывает это: «. Во время Великой Отечественной войны театр и училище эвакуировали в Омск. Я не мог поехать с театром, так как мне было поручено эвакуировать детские учреждения Москвы (Свердловский район столицы) в гор. Верхнеуральск Челябинской области. В Верхнеуральске, кроме своей основной работы воспитателя, я выполнял задания райкома и райисполкома г. Верхнеуральска. Был уполномоченным по организации сбора продуктов для освобожденных районов от немецких оккупантов, в мандате говорилось, что мне обязаны оказывать всяческую помощь. Устраивал концерты в городе силами эвакуированных. Сбор с концертов шёл в фонд обороны Родины. Именно за это Ронинсон был награжден медалью „За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.“ Когда театр Вахтангова и училище возвратились в Москву, я получил вызов и приехал в Москву, чтобы продолжить учебу. ». А семь лет спустя, уже с дипломом «Щуки», его принял Театр на Таганке, в котором он прослужил почти полвека, сыграв десятки интереснейших ролей. Конечно, для актера такого масштаба и дарования работы в театре у него было немного. Но работы были очень яркие.
В спектакле «Товарищ, верь. » Ронинсон играл цыганку. Пел цыганский романс, появившись перед залом в ярком макияже с ярко-красной губной помадой, огромных золоченых серьгах-кольцах, в платке и пышных ситцевых юбках в цветочек. Пел и танцевал столь зажигательно, что подарил повод «сравнить» себя с Улановой. Ему посвятили шутливое стихотворение:
Поверьте, ничего нет странного
Ушла на пенсию Уланова.
Но огорчаться нет резона:
Спешите видеть Ронинсона
Небольшой эпизод, блистательно отделанная, филигранная мини-роль, над которой Ронинсон очень тщательно работал. Прототипом его цыганки, которую зал встречал гомерическим смехом, а провожал овацией, стала официантка из кафе «Шоколадница», располагавшегося недалеко от дома Готлиба Михайловича. Он около месяца ежедневно ходил в кафе, сидел за столиком и наблюдал за своей будущей «цыганкой». Недостаток работы на сцене он пытался восполнить творческими вечерами, концертами, работой на радио. Он хорошо пел и делал талантливые пародии.
А еще нашел себе хобби, весьма необычное для актера — медицину. В театре его даже в шутку прозвали «министром здравоохранения». Относились к нему с любовью. Называли уважительно — дядя Гоша, а то и просто Гоша, на что актер не обижался. Владимир Высоцкий даже написал такие строки к 50-летию Ронинсона:
Если болен морально ты
Или болен физически,
Захандрил эпохально ты
Или эпизодически,-
Не ходи ты по частникам,
Не плати им не грошика.
Иди к Гоше,несчастненький,
Тебя вылечит Гошенька!
Хотя иногда и был капризным и обидчивым. Иногда приходил к Любимову с заявлением об уходе, особенно когда долго не было новых ролей. Но Любимов всегда его успокаивал и рвал заявление. Так он и играл на «Таганке» до последнего своего дня.
А еще была работа в кино. Первую настоящую, но небольшую роль он сыграл, когда ему было уже пятьдесят лет. И сразу у Рязанова, в фильме «Берегись автомобиля». Там он сыграл доброго начальника Юрия Деточкина. И не потерялся на фоне таких звезд, как Смоктуновский, Ефремов, Миронов, Папанов. Ронинсон стал одним из лучших комедийных актеров. Он сыграл незабываемые эпизодические роли в фильмах «Зигзаг удачи», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «12 стульев», «Берегись автомобиля», «Бег» и многих других. Мастер гротеска, Ронинсон потрясающе владел мимикой, а его чуть заикающаяся речь придавала героям неповторимый шарм. Стоило увидеть его на экране один раз — и забыть было уже невозможно.
Готлиб Ронинсон – биография, фото, фильмы, личная жизнь актера
Имя: Готлиб Ронинсон (Gotlib Roninson)
Дата рождения: 12 февраля 1916 года
Дата смерти: 25 декабря 1991 года
Место рождения: Вильнюс, Литва
Место смерти: Москва
Деятельность: актёр театра и кино
Семейное положение: не был женат
Готлиб Ронинсон — биография
Все его герои были добрыми, наивными и очень нелепыми. Как и он сам. Одна беда — их появление в картинах оказывалось мимолетным, хоть и ярким. Свою главную роль Готлиб Ронинсон так и не сыграл.
Звучным именем Готлиб мальчика называли редко. Чаще Гоша или Гошенька — так к нему любила обращаться мама. Она души не чаяла в своем единственном сыне, где-то в глубине души считая его немного обделенным. И тому имелись причины. У Гоши была врожденная эпилепсия, рос он без отца (тот ушел из семьи), а сверстники его постоянно дразнили.
От матери Гоше достался прекрасный голос, но петь мальчик стеснялся. Чтобы подбодрить сына, Татьяна Готлибовна отдала его в хор. Это не принесло плодов: Гоша больше любил театр. Посещал все премьеры МХАТа, знал репертуар. Сам был солистом мимического ансамбля. Правда, оттуда вскоре пришлось уйти. По слухам, один из танцоров слишком настойчиво искал внимания юноши и однажды принудил его к связи. После этого потрясения от природы застенчивый Гоша еще больше замкнулся и начал заикаться, картавить. На карьере артиста можно было ставить крест.
Мать уговорила его все же попробовать поступить в театральный. Однако чуда не произошло. «Вы сначала над речью поработайте, а потом приходите», — вердикт приемной комиссии был вполне ожидаем. Готлиб пребывал в отчаянии, но судьба над ним сжалилась. Вскоре в квартире раздался звонок: из приемной комиссии сообщили, что мужчин на курсе не хватает, и он может приходить. Так Ронинсон стал студентом Щукинского училища, которое окончил в 1945 году.
Вдохновленный, будто с крыльями за спиной, он вышел из стен «Щуки». Юный актер не сомневался, что будет нарасхват! Но ни один театр не спешил брать его на работу. Согласился лишь Театр на Таганке — самый непопулярный и малопосещаемый в те годы. Театральные роли оказались не ахти, а главное — не было зрителя, ради которого хотелось бы работать. Большинство премьер проходило в полупустом зале.
Здесь он был всегда пунктуален, аккуратен, внимателен к мелочам. Даже над маленькими ролями работал до седьмого пота. Однажды в одной из рядовых бытовых комедий Готлиб сыграл лифтера. Его герой заикался, и врач посоветовал ему петь. Вот актер и пел почти всю постановку.
Готлиб Ронинсон — фильмы
На одном из показов в полупустом зале оказался Эльдар Рязанов. Спектакль показался ему отвратительным, но лифтер — просто блеск! Он запомнил имя актера и, когда собрался снимать «Берегись автомобиля», нашел его. С этой ленты, увидевшей свет в 1966 году, началась многолетняя плодотворная работа Рязанова и Ронинсона.
Эльдар Рязанов приберегал для актера небольшие, но емкие роли. «Зигзаг удачи», «Ирония судьбы, или С легким паром!» — эти фильмы невозможно представить без Ронинсона. Позже им заинтересовались и другие режиссеры: актера пригласили в картины «12 стульев», «Бег», «Афоня», «Не может быть!», «Большая перемена» и т.д. А небольшая картавость, которую Готлиб всегда считал своим минусом, превратилась в его отличительную особенность.
Кино он любил, а театр — просто обожал. Родную Таганку ни на что бы не променял. Когда в 1960-е худруком театра стал Юрий Любимов, Ронинсон сильно переживал. Ему уже было под 50, он боялся, что оставить его не захотят. Но Любимов решил иначе.
Актеру было непросто в обновленной труппе. Его теперь окружала молодежь, а Ронинсон среди них выглядел стариком. Зная о его страданиях из-за возраста, над ним однажды нехорошо подшутили. Какой-то умник прислал Готлибу похоронный венок и белые тапочки. Шутка была воспринята ранимым артистом буквально — как намек на то, что ему пора на покойна самом деле причин для переживаний не было: в труппе его любили, считали за старшего. Часто обращались за советом и даже приходили изливать душу. А еще все знали, что у дяди Гоши всегда есть бутылочка. Сам актер не пил, но держал коллекцию дорогого алкоголя, которую периодически щедро раздавал.
Если у кого что заболит -тут же шли к дяде Гоше. Он подойдет, «поколдует» руками над больным местом, и тут же становится легче. Владимир Высоцкий даже сочинил про него строки: «Не ходи ты по частникам, / Не плати ты им грошики. / Иди к Гоше, несчастненький, / Тебя вылечит Гошенька». Высоцкий искренне любил своего старшего товарища и считал, что того незаслуженно мало снимают в кино. Собирался взять его на главную роль в собственном фильме. А чуть ли не накануне съемок Ронинсону позвонили и сообщили, что Володя умер.
На крупные роли в кино больше надеяться не приходилось, но дядя Гоша был рад и маленьким. В театре с одинаковым старанием играл как главных героев, так и персонажей массовки. Его помнили, узнавали на улицах. Но на просьбы дать автограф он неизменно отвечал: «Вы, гражданка, обознались! Какой же я актер? Я обычный бухгалтер!» И шел дальше. Фотокарточки подписывал только детям, которых любил безмерно. Ведь своими обзавести не получилось. Последняя попытка начать отношения с женщиной — со знакомой своего приятеля Верой — снова провалилась. На смотринах его мать устроила скандал. Так и продолжал Готлиб жить с матерью, в однокомнатной квартире на Крымском валу.
Готлиб Ронинсон — биография личной жизни
После пережитого насилия он был болезненно робок с женщинами. Еще в театральном ему нравилась сокурсница — Танечка Коптева, но Ронинсон был уверен: она считает его нелепым заикающимся толстяком и общаться вряд ли захочет. Да и те малочисленные девушки, с которыми у юноши все же завязывались отношения, оказывались отвергнутыми его матерью. Татьяна Готлибовна не желала делить с кем-либо своего Гошеньку. И Гошенька оставался один на один со своей единственной любовью — театром.
От переживаний здоровье начало подводить.
Приступы эпилепсии участились, актер перенес несколько операций, после которых ноги его едва слушались. Ходил он медленно, выглядел болезненно. Но не из-за своего недуга Ронинсон переживал больше всего, а из-за болезни любимой матушки. В 1963-м она умерла — и ее Гошенька остался один.
. Дядя Гоша с трудом тащил в подсобку театра огромный сверток. А когда открыл его, все ахнули -могильная плита. Все как положено: Готлиб Ронинсон, дата рождения и приписка снизу «Бог един!». Актер был уверен — он долго не проживет, а потому решил основательно подготовиться.
В театре уже привыкли к его причудам — издержки возраста! Дома он бывал редко: здесь все напоминало о матери. Все больше гулял, кормил голубей. Однажды подобрал на улице щенка. Радовался как ребенок: наконец-то, хоть одна родственная душа! Но через полгода пес сбежал, сорвавшись с поводка. Соседи потом еще долго видели Ронинсона, со слезами на глазах расклеивающего объявления о пропаже собаки.
С годами Готлиб Михайлович стал сентиментальным и мнительным. Переживал по поводу ролей, пугался перемен в стране, едва вынес обесценивание денег. Он хотел свои сбережения передать детскому дому, но теперь отдавать было нечего. Последней каплей стало появление на стене его дома надписи «Продается». Как? Он останется без крыши над головой? В страхе Ронинсон глотал одну таблетку за другой. Но однажды не успел.
25 декабря 1991 года актер должен был играть в спектакле, однако в театр не явился. Такое случилось впервые. Обеспокоенные коллеги поехали к актеру домой и нашли его мертвым в собственной квартире. В руке Готлиб Михайлович сжимал таблетку.
За следующие несколько дней квартиру Ронинсона разграбили. Так и не удалось узнать, кто это сделал. Все ценное вынесли, остальное выбросили на помойку. В том числе письма, рецензии, архивы. Как хорошо, что дядя Гоша всего этого уже не видел. Он уже лежал на Введенском кладбище, под тяжелой плитой, которую сам же для себя когда-то и выбрал.
Добавить коммент