Горан Брегович
- Музыкант
- Дата и место рождения: 22 марта 1950 (69 лет), Сараево, Югославия (Босния и Герцеговина)
Участвовал 3
Его коллеги по цеху
Актер, музыкант и композитор, широко известный в странах Восточной Европы по рок-группе Bijelo Dugme.
Горан Брегович / Goran Bregovic. Биография
Горан Брегович (сербо-хорв. Горан Бреговић, Goran Bregović) родился 22 марта 1950 года в Сараево, Босния и Герцеговина (ранее Югославия). Горан считает себя югославом, аргументируя это тем, что его отец хорватского происхождения, мать сербского, а жена — мусульманка. Его отец был офицером ЮНА. После развода родителей жил с матерью в Сараево.
Горан Брегович учился в музыкальной школе по классу скрипки, откуда был исключен за «отсутствие таланта». Его музыкальное образование ограничивалось лишь тем, что показывали ему друзья, пока мать не купила ему первую гитару. После этого Брегович поступил в школу искусств, но мать в скором времени забрала его оттуда из-за того, что там, якобы, было много гомосексуалистов. Мать записала его в автомобильную школу и за это разрешила Горану носить длинные волосы. Во время учебы он играл в школьной группе «Изохипсе». Но его исключили и оттуда за то, что он разбил школьный «мерседес». Тогда Брегович поступил в гимназию и играл в гимназистской группе «Бештије» («Бестии»), снова на бас-гитаре.
Когда ему исполнилось 16 лет, мать оставила его и он был вынужден сам зарабатывать себе на жизнь, играя народные песни в ресторане в городе Конице, работая на стройке и торгуя газетами. На одном из выступлений его заметил Желько Бебек и пригласил играть на бас-гитаре в его группе «Кодекси». Горан согласился. Летом 1969 года они играли для постояльцев отеля «Сплендид» в Дубровнике. Потом их пригласили играть в ночном клубе в Неаполе.
В это время Брегович перешёл с бас-гитары на соло-гитару. В 1970 году группа играла в составе: Горан Брегович, Желько Бебек, Зоран Реджич и Милич Вукашинович. Участники группы находились под влиянием музыки групп Led Zeppelin и Black Sabbath, которой их «заразил» Милич Вукашинович. По-видимому, это и стало причиной ухода из группы ритм-гитариста и вокалиста Желько Бебека осенью 1970 года. В конце года мать Бреговича и брат Реджича Фадил приехали в Неаполь и увезли парней домой.
Осенью 1971 года Горан изучает философию и социологию, но это быстро надоедает ему. В то же время Милич Вукашинович уезжает в Лондон, а Брегович и Реджич начинают играть в группе Jutro («Утро»). В следующие несколько лет группа несколько раз меняла название, а с 1 января 1974 года группа стала называться Bijelo Dugme («Белая Пуговица»).
-
В 1984 году Горан вместе с Борисавом Джорджевичем пишет текст песни Pediculis pubis для очередного альбома «Белой Пуговицы». На следующий год — Disko mišić, песня входит в альбом «Истина» группы Рибља чорба. В 1989 году в альбоме Male price o velikoj ljubavi, группы Zabranjeno Pušenje, Горан появляется в качестве гостя и исполняет соло на гитаре в песне Zvijezda nad Balkanom.
Международный успех пришёл к Бреговичу благодаря фильмам с его музыкой, в первую очередь, фильмам Эмира Кустурицы («Время цыган», «Аризонская мечта» при участии Игги Попа, «Андерграунд»).
Брегович пишет музыку к фильмам с конца 1970-х. Его саундтреки насыщены элементами балканской и цыганской традиционной музыки с духовыми инструментами в сочетании с сочными басами и битами.
Ныне Горан Брегович живёт в Париже с женой Дженаной Суджукой (Dženana Sudžuka) и тремя дочерьми.
Совет 1: Горан Брегович (Goran Bregovic): биография и личная жизнь
Содержание статьи
Сам Брегович считает себя по крови югославом и убежден в этом абсолютно. Он объясняет это тем, что его отец имеет хорватские корни, а мать – сербские. При этом в жены он себе выбрал женщину мусульманской религии.
Чтобы не возникало трудностей в произношении необычных для русскоговорящих людей имени и фамилии Горан Брегович, следует запомнить, что ударение в обоих словах падает на первый гласный звук.
Родился Горан 22 марта 1960-го в Боснии и Герцеговине, в городе Сараево. Когда мальчику было 10 лет, а его братику Предрагу – 5, его родители развелись, поделив детей. Сам Горан решил остаться с мамой в Сараево, а брат уехал в Ливно к отцу, где тот служил комендантом в казарме. В будущем юноша выпустит музыкальный альбом «Алкоголь», который посвятит своему пьющему отцу. Главной причиной размолвок родителей всегда был «зеленый змий».
В одном из интервью о своем родителе Франьо он рассказывал о нем как о жестоком мужчине, который еще и являлся офицером ЮНА. О матери он отзывался как об утонченной, очень красивой леди, которую друзья звали Цица («молодая красавица» – в переводе с сербского), хотя ее имя – Борка.
Горан не раз говорил, что от папы ему в наследство достался суровый и очень сильный нрав, а от мамы – твердый и упорный характер.
В детстве Брегович мечтал стать художником, однако влияние тети на его мать, которая постоянно говорила, что из гимназии художеств выпускают только людей нетрадиционной ориентации, сыграло свою роль. Мама не позволила Горану поступить в художественную школку, и мальчик попытался найти себя в музыке. И опять неудача. Непоседливого ребенка с формулировкой «за лень и бездарность» исключили из музыкальной школы уже на втором году обучения.
И все же Горан не бросил музыку, в 11 лет на Новый год он получил в подарок от мамы самую настоящую взрослую гитару. Играть музыканта научил Эдо Сидран, родной брат известного на родине Горана поэта Абдулы Сидрана.
Долой школьную теорию – теперь Брегович с упоением играл на гитаре во дворе, подбирая аккорды на слух. Потребность создать свою музыкальную группу у него возникла в 8 классе обучения в школе.
Начало пути
К выпускному в школе юноша отрастил волосы ниже плеч. Чтобы мама не ругала его за это, он пообещал ей бросить курить и взяться за ум. Для этого он поступил в школу транспорта, но не продержался там долго – был исключен из-за плохого поведения (попал в аварию на «Мерседесе», который принадлежал школе). Мать Горана была в ярости, вбежала на сцену во время концерта группы сына «Izohipse» и на глазах у всех дала ему звонкую пощечину.
Позже родные помирились, и мама даже подарила Горану новую гитару, которую он давно хотел заполучить.
С 16 лет он был очень самостоятельным юношей и сам зарабатывал себе на жизнь. Он играл народную музыку в ресторанччике городка Коница, не избегал и простого труда уличного торговца газетами. Он вошел в состав группы «Бештие» как бас-гитарист. Затем его пригласили исполнителем в коллектив «Кодекс». Он выступал в Неаполе до самого распада группы. Именно благодаря этой группе Брегович сменил любимую бас-гитару на соло-инструмент. Огромное влияние в тот период на Грана и всех участников группы оказывала музыка легендарных «Led Zeppelin».
В 1971 году Горан поступил в Сараевский университет на факультет философии, где проучился до 4 курса. Бросил, т.к. учеба наскучила ему.
Брегович решил присоединиться к группе «Утро», которая с завидной регулярностью переименовывалась, последнее из ее известных названий – «Белая пуговица» (в 1974 году).
Международная известность
Слава обрушилась на Бреговича после показа нескольких фильмов с его мелодичными композициями.
Самую горячую любовь зрителей он завоевал знаменитыми фильмами режиссера Кустурицы, наполненными аутентичной музыкой:
- «Время цыган»,
- позже — «Аризонская мечта»,
- «Андерграунд».
Спустя годы, он отвечал журналистам на вопросы о не слишком длительном сотрудничестве с Кустурицей: «Хватит с него меня, а с меня – его. В 1995 году мы прекратили сотрудничество. Почему? Просто наш союз себя исчерпал».
У него появились заказы, ему стали звонить режиссеры. Отличным прорывом стало создание музыки к кинокартине Патриса Шеро «Королева Марго», которая стала очень успешной и получила не одну пальмовую ветвь Каннского фестиваля.
Брегович выступает с концертами, на которых не только исполняет свои песни, но и играет саундтреки к известным фильмам.
Альбомы Горана Бреговича
- «Dugun ve cenaze» (совместно с Сезен Аксу из Турции)
- «Kayah & Bregović»(совместно с Кайей из Польши)
- «Daj mi drugie żyćie» (совместно с Кшиштофом Кравчиком).
Личная жизнь
Длинноволосый музыкант в юном и в зрелом возрасте был очень видным мужчиной, да еще и высокого роста – около 182 см. Добавьте в эту смесь харизму, обаяние и большой талант. И станет понятным: поклонниц у него было более, чем предостаточно.
В конце 80-х он с прекрасной девушкой решил совершить кругосветный тур на парусной лодке. Вдвоем юные влюбленные переплыли Атлантику, за 6 месяцев доплыли из хорватского Сплита до Барбадоса. Затем вдоль берегов Африки, через Канары вернулись на родину. Однажды он рассказал эту историю журналистам и на последовавший за этим вопрос о том, куда делась эта авантюристка, он с улыбкой ответил: «Она стала моей женой».
В браке с моделью Дженан Суджук он состоит с 1993-го. В 70-х, когда они только узнали друг друга, ей было всего 15, а он – на 12 лет старше ее. Его жена является мусульманкой. Они родили дочерей Эму, Уну и Лулу.
Еще у Бреговича есть внебрачная дочь Желька, ее ему родила еще до брака с Дженан танцовщица Ясенка из ночного клуба в Сараево. Сегодня Желька уже родила Горану внучку Бьянку.
Брегович сегодня
Музыкант любит людей и считает, что музыка – это универсальный язык общения. В одном из интервью он подчеркнул: «Людей для своего оркестра я ищу со всего мира. Среди них есть невероятно образованные музыканты, но есть и те, кто и школу то не закончил. Тот, кто играет для меня на тромбоне, имеет всего три класса образования и может писать только большими буквами».
Горан по-прежнему пишет музыку и песни, сам исполняет свои произведения. Чаще всего его можно увидеть в Париже, а также в Белграде. Любящая супруга предпочитает жить во Франции, а сам Брегович находится в постоянных поездках. Он с упоением путешествует по всему миру, добрался до Новой Зеландии, побывал в Гонконге. Частенько заглядывает в Россию, к которой испытывает особые трепетные чувства. В марте 2018-го он был в России с концертом в ГлавClub Green Concert.
В этом же году побывал в Грузии, где тоже дал концерт. Гастрольное турне певца распланировано на месяцы вперед, в чем можно убедиться заглянув на официальный интернет-сайт Горана Бреговича.
Горан Брегович
Горан Брегович – популярный европейский композитор и музыкант, прославившийся своими работами в качестве лидера группы «Bijelo Dugme», а также созданием саундтреков к фильмам Эмира Кустурицы. Пожалуй, самым главным его хитом считается песня «In the Death Car» («В машине смерти»).
Биография Горана Бреговича начинается 22 марта 1950 года, когда он родился в Сараево (Босния и Герцеговина). Во время одной из бесед с журналистами он сказал о своем отце Франьо как о хладнокровном офицере Югославской Армии, а о матери – как о необыкновенно красивой женщине, которую в кругу близких называли «Цица», хотя звали ее Борка. Горан считает, что от отца он унаследовал нордический характер, а от матери – упорство.
Композитор и музыкант Горан Брегович
Отец Горана имеет хорватские, а мать – боснийские корни. На основании этих двух фактов Брегович заключил, что по национальности он югослав, и остается верен этому убеждению всю свою жизнь.
К сожалению, совместная жизнь «Цици» и Франьо продлилась недолго – когда музыканту было десять лет, а Предрагу, его младшему брату, пять, родители разошлись. Маленький Горан остался жить с матерью, а брат ушел жить с отцом. В будущем Горан Брегович запишет альбом «Алкоголь», посвятив его отцу, ведь причиной развода послужило пристрастие мужчины к крепким напиткам.
Горан Брегович в молодости
Горан жил с матерью Боркой в Сараево, тогда как отец и младший брат перебрались в Ливно. Там отец музыканта работал комендантом казармы. Невзирая на то, что семья разделилась, Горан ежегодно навещал отца и младшего брата.
В детстве будущий композитор мечтал стать художником, но рассказы тетки-медсестры о том, что из художественной гимназии «приходят одни педерасты», повергли мать Горана в шок. Она запретила мальчишке поступать туда. Вместо этого Горан попробовал себя в музыке – его выгнали из музыкальной школы на втором году, аргументировав это тем, что он бездарный и ленивый.
У многих возникают трудности по поводу произношения его имени – ударение и в имени, и в фамилии падает на первый слог.
Хотя с музыкальной школой не получилось, Горан продолжал интересоваться музыкой, и когда ему было 11, мать подарила мальчишке на Новый год гитару. Первым аккордам парня обучил Эдо Сидран, брат популярного поэта и сценариста Абдулы Сидрана.
Скучные занятия в музыкальной школе остались позади – теперь Горан ежедневно посвящал себя игре на гитаре во дворе, разучивал новые аккорды. Впервые создать музыкальный коллектив он решил, когда был в восьмом классе.
Горан Брегович в молодости
Под конец учебы в школе Горан решил отпустить длинные волосы, но для этого ему нужно было благословение матери. Он пообещал ей, что бросит курить и наконец займется чем-то стоящим. Так будущий музыкант поступил в транспортную школу, откуда вылетел из-за скверного поведения.
Узнав о проступке сына (тот разбил «Мерседес», принадлежавший учебному учреждению), мать была в гневе – она ворвалась на концерт Горана, когда он играл с группой «Izohipse», и посреди концерта влепила ему смачную оплеуху.
Горан Брегович
Однако позднее она смягчилась, пошла на уступки и подарила гитару, о которой так мечтал Горан. Молодой музыкант стал играть в группе «Бештие», где его замечает Желько Бебек. Он предложил Горану играть в группе «Кодекс».
В конце 70-х группа с переменным успехом выступает в Неаполе, но позднее распадается. Мать увозит Горана обратно в Сараево. В 1971 году он поступает на факультет философии и социологии, но прекращает учебу на 4 курсе.
Горан Брегович и группа «Bijelo dugme»
1970 год стал ключевым в карьере Горана Бреговича. Он впервые пробует себя в роли композитора, организовав под покровительством Исмета Арнауталича группу «Jutro». Первые синглы были записаны спустя два года. Несмотря на то, что группа развивалась, ее «идеолог» Исмет был недоволен музыкальным стилем коллектива. Он уходит, забирая с собой название группы.
Ребята долго думали над новым названием, но 1 января 1974 года наконец окрестили ее легендарным названием «Bijelo dugme», что означает в переводе «Белая пуговица». Как раз в составе этого коллектива Горан Брегович стал известным и популярным. За десять лет группа записала 9 альбомов, сняла несколько клипов.
Клип Горана Бреговича и Игги Попа — «In the Death Car»
Международная популярность пришла к Бреговичу после выхода фильмов Эмира Кустурицы, для которых музыкант писал музыку («Андерграунд», «Время цыган», «Аризонская мечта» (при участии Игги Попа).
Еще одним большим проектом в кино стала работа Патриса Шеро «Королева Марго». Картина имела невероятный успех у зрителей и кинокритиков. Фильм получил две награды на Каннском фестивале.
Эмир Кустурица и Горан Брегович
Он создает и исполняет песни в таком необычном жанре музыки, что равнодушных слушателей не остается. Это соединение элементов балканской и цыганской традиционной музыки в сочетании с духовыми инструментами, басами и битами.
После распада группы в 90-х и по сегодняшний день музыкант выступает с другими артистами, гастролирует в составе разных коллективов. В 1997 году Брегович записал альбом с турецкой певицей Сезен Аксу, в 2000 году выпустил совместную пластинку с польской певицей Кайей. А в 2010 году именно Горан выступил композитором песни, которую пел Милан Станкович от Сербии на «Евровидении».
Горан Брегович в «Камеди Клаб»
В 2014 году музыкант приезжал в Украину, поучаствовал в съемках юмористического шоу «95 квартал», где исполнил песню «Белла Чао» и даже сыграл одну из ролей в эпизоде.
В 2015 году Горан посетил Москву, где пришел в гости в «Камеди Клаб». Там он со своим ансамблем открыл шоу зажигательной балканской песней. К слову, он частенько приезжает в Россию, его здесь по-настоящему любят, он регулярно дает концерты, которые проходят при аншлаге.
Тогда же Брегович с цыганским «Свадебно-похоронным оркестром» выступил в рамках Большого Балканского концерта в Кремле.
Личная жизнь
В молодости он был еще тем рок-н-рольщиком. Вряд ли кто-то будет спорить, что мужчина он видный (рост – 182 см), харизматичный и талантливый. Так что женским вниманием никогда не был обделен. Например, в конце 80-х годов он со своей девушкой отправился в кругосветное путешествие на парусной лодке. Они пересекли Атлантику, за шесть месяцев проплыли из Сплита (это Хорватия) в Барбадос. Шли вдоль африканского побережья, через Канарские острова. Об этом он рассказал в одном из интервью, разумеется, журналистка поинтересовалась, где же сейчас эта девушка. Как оказалось, она стала его женой.
С 1993 года состоит в браке с манекенщицей Дженане Суджуке. Они познакомились еще в 70-х годах, на тот момент ей было всего 15 лет, а ему 27. Вступить в брак им удалось только 90-х.
Горан Брегович с женой
У них родились трое детей: Эма (родилась в 1995), Уна (родилась в 2001) и Лула (родилась в 2004).
Также известно, что у Бреговича есть внучка, дочь его внебрачной дочери Жельки. Девочка родилась еще во времена бурной молодости Горана, когда у него был роман с танцовщицей Ясенкой.
Большую часть времени композитор и музыкант проводит в Париже и Белграде. Жена с детьми в основном живет во Франции, а вот он в постоянных разъездах.
Горан Брегович сейчас
Брегович давно и с удовольствием колесит по миру, он даже доехал до Новой Зеландии и Гонконга. Исправно навещает маэстро и неравнодушную к нему Россию. В марте 2018 года Брегович вновь посетил Россию, дал концерт на сцене ГлавClub Green Concert.
Горан Брегович на концерте в Грузии
А в 2018 году посетил Грузию, где выступил с концертом в Тбилиси в грузинский День любви 15 апреля. В общем-то, его гастрольный тур расписан на полгода-год вперед. Актуальная афиша с предстоящими концертами размещена на официальном сайте музыканта.
Горан Брегович, биография
Горан Брегович, музыкант, поэт и лидер знаменитого Свадебно-похоронного оркестра, родился 22 марта 1950 года.
Детство, родители
Как сам Горан Брегович описывал свою семью, его отец Франьо был офицером Югославской Народной Армии, а мать Борка по прозвищу «Цица» была просто красавица. Вырос Горан в Сараево, там, где, по его словам, растут настоящие «сарайлии», с детьми, которые носят ифтар (вечерний приём пищи во время месяца Рамадан, обычно финики и вода – прим. RuSerbia) в школу и, чтобы отличаться от них, он носил с собой сэндвич.
От отца Горан унаследовал хладнокровие и всегда хорошее расположение духа, а от матери упрямство.
Когда Горану было десять, а его младшему брату Предрагу пять, его родители развелись, Горан остался с матерью, а Предраг — с отцом. Альбом «Алкоголь» музыкант посвятил своим родителям, так как они развелись именно из-за того, что отец был алкоголиком.
После выхода на пенсию отец вернулся в свое село в Загорье, под названием Свети Петар Чврстец. Первые 5-6 лет после переезда он не хотел, чтобы в дом проводили воду и электричество.
— Когда приходишь к нему, нужно было разговаривать, так как телевизора нет. В этом селе он был единственным, кто ушел в партизаны, остальные были в домобранах (коллаборационисты, вооружённые силы Независимого государства Хорватия, марионеточного государства нацистской Германии – прим. RuSerbia). Моя мама всегда подшучивала над ним, что в партизаны он пошел потому, что там девушки были красивее. Сельский поп, тоже в шутку, уговаривал его не уезжать из села, чтобы, когда он умрет, у них на кладбище был хотя бы один партизан.
Когда размышляю об отце, думаю, что я хотел бы умереть как он. Ушел счастливо, легко, выполнил просьбу сельского попа. Мать умерла раньше, еще когда он был в армии. Она тоже из Хорватии, из Вировитицы. Ее Перишичи родом из села Казанцы, на границе Черногории и Герцеговины. Дед был солунец (воевал на Салоникском фронте – прим. RuSerbia) и после Первой мировой получил в Славонии в качестве награды землю, с собой они привезли и название села – Чемерница.
Когда началась Вторая мировая война, дед ушел в партизаны, а бабушку, двух дядей, тетку и мать Горана забрали в лагерь Ясеновац. У ворот лагеря их обменяли на каких-то пленных немцев. После этого они уехали в Сербию, и всю войну бабушка содержала детей на то, что провозила контрабандой табак из Герцеговины и выпрыгивала из поезда перед железнодорожным вокзалом Белграда.
Родители Горана познакомились, когда после войны отец остался в военном училище в Вировитице. Позднее он получил место в военном училище в Сараево, где преподавал баллистику. После развода отец с младшим братом переехал в Ливно. Там он был комендантом казармы. Горан с матерью остался в Сараево, но каждое лето ездил к отцу и брату в Ливно.
В детстве Горан любил рисовать и хотел поступить в художественную школу.
— Тетка работала в поликлинике на диспансерных осмотрах и ей можно было верить, когда она заявила матери: «Боже мой, сестра, оттуда приходят одни педерасты». Поэтому меня в художественную школу не отпустили, — вспоминает он о своей неудавшейся карьере художника.
К великому сожалению отца, обожавшего скрипку, Горана выгнали из второго класса музыкальной школы «из-за лени и отсутствия таланта».
Начало занятий музыкой
В 11 лет Брегович наконец заинтересовался музыкой, на Новый год мама подарила Горану гитару и тем самым определила его жизненный путь. Эдо, брат сценариста Абдуллы Сидрана («Отец в служебной командировке») обучил его первым аккордам. В отличие от скучных школьных занятий, дворовые уроки захватили Горана, и он часами изучал аккорды, «глядя в пустоту пылающими глазами, полный обожания к абсолютно любой музыке». Первую, так и оставшуюся без названия группу, Горан создал в восьмом классе средней школы.
В обмен на разрешение отпустить длинные волосы Горан пообещал маме бросить курить и заняться чем-то перспективным – он поступил в транспортно-техническую школу.
Из транспортной школы Горана выгнали за плохое поведение, так как он разбил школьный «Мерседес». Разгневанная мать, узнав о случившемся, ворвалась на вечернику группы Горана «Izohipse» и посреди сцены влепила соло-гитаристу пару подзатыльников.
Потом мама покаялась в содеянном и купила Горана новую электрогитару, именно ту, о которой он мечтал (к тому времени Горан уже перешел на бас).
После поступления в гимназию Горан Брегович вступил в группу «Бештие». Зарабатывал тем, что играл народнячскую музыку в кафане на автобусной остановке в Конице, играл в стриптиз-баре, работал на стройке и продавал газеты. По поводу этого периода своей жизни Горан шутит, что народнякам лучше, чем рокерам, так как у них есть естественный отбор – кафана.
На выступлении группы «Бештие» его заметил Желько Бебек и предложил играть на гитаре в его группе «Кодекс». Как вспоминает сам Бебек, его привлекло то, что Горан хорошо играл на гитаре и пел вторым голосом, так что не претендовал на место солиста.
Летом 1969 они играли для туристов в гостинице «Сплендид» в Дубровнике. Затем молодую группу пригласили в Неаполь играть в ночном клубе, с хозяином клуба музыканты вскоре рассорились из-за разных взглядов на репертуар, но остались в Неаполе играть по клубам. В это время Горан переходит с бас-гитары на соло. Состав группы на тот момент: Горан Брегович, Желько Бебек, Зоран Реджич и Милич Вукашинович. Музыкальный стиль группы находился под влиянием «Led Zeppelin» и «Black Sabbath», и в 1970-м недовольный подобной музыкой Желько Бебек покинул группу. В конце 1970 в Неаполь приехали мама Бреговича и брат Реджича Фадиль и увезли парней обратно в Сараево.
Осенью 1971 года Горан поступил на факультет философии и социологии, но на четвертом курсе учебу бросил.
Музыкальная карьера, рождение «Bijelo dugme»
Осенью 1970 Милич Вукашинович уезжает в Лондон. Гитарист Исмет Арнауталич приглашает Горана создать группу «Jutro», в которую также Зоран Реджич, барабанщик Гордан Матрак и солист Златко Ходник.
В группе «Jutro» Горан Брегович впервые попробовал себя в качестве композитора. Хотя после ссоры в Неаполе Горан больше года не разговаривал с Желько Бебеком, когда в 1972 году «Jutro» записывала свой первый сингл, он пригласил старого товарища. Вместе они записали песню «Patim, evo deset dana», попавшую на сторону «Б» пластинки, на стороне «А» была позабытая сейчас «Ostajem tebi» в исполнении Златко Ходника. Позднее песню «Patim, evo deset dana» включили в дебютный альбом «Bijelo dugme». Вскоре после записи сингла Бебек ушел в армию, за время его отсутствия были записаны еще четыре песни: «Kad bi’ bio bijelo dugme», «U subotu mala», «Na vrh brda vrba mrda» и «Hop-cup».
Недовольный музыкальным стилем группы Исмет Арнауталич уходит в конце 1972 года, забрав с собой ее название. Группа несколько раз меняла название, и в итоге было решено, что раз группа популярна в первую очередь благодаря песне «Kad bi’ bio bijelo dugme», то и назвать группу решили «Bijelo dugme» — «Белая пуговица», официальное крещение группы прошло 1 января 1974 года.
Первое выступление перед большой публикой прошло 10 мая 1974 года на ВООМ фестивале в Любляне, где «Bijelo dugme» была представлена как «молодые надежды». Летом музыканты играли в отеле «Croatia» в Цавтате, где готовили материал для первого альбома.
Третий сингл группы с песнями «Da sam pekar» и «Selma» вышел 30 августа 1974 года и стал переломным пунктом в карьере музыкантов, выведя их на первый план югославской музыки. В октябре 1974 года в люблянской студии «Akademik» всего за двадцать дней был записан первый альбом группы – «Kad bi’ bio bijelo dugme», вышедший в свет в конце ноября.
Альбом с самого начала отлично продавался, чему способствовала провокационная обложка, созданная Драганом Стефановичем, в дальнейшем отвечавшего за все обложки дисков группы. Обложка Стефановича позднее была включена в английскую книгу, посвященную 500 лучшим обложкам мира.
Уже к весне 1975 «Bijelo dugme» считалась одной из самых популярных групп Югославии.
Упакованная в роскошную обложка пластинка стоила дороже обычного, но все равно разошлась рекордным тиражом более 200 тысяч экземпляров. Ради этого альбома звукозаписывающая компания «Jugoton» придумала «бриллиантовый диск», так как никто ранее таких результатов не добивался.
После выхода третьей пластинки группа отправилась в турне по Косово и Македонии. Запланированный новогодний концерт в белградской Арене спорта был внезапно отменен, и «Bijelo dugme» пригласили выступить на Новый Год перед Иосипом Броз Тито в Хорватском народном театре. Из-за слишком громкой музыки, не понравившейся вождю, выступление было остановлено уже через несколько минут.
Началось югославское турне группы «Dugmemanija», в Сараево на концерт собралось 15 000 зрителей; в Белграде «Dugme» трижды собрала полный зал «Пионир», чего раньше никому не удавалось.
В начале апреля 1976 года группа «Bijelo Dugme» отправилась в США, планировались концерты перед югославским эмигрантами, но, опасаясь политической подоплеки, от концертов музыканты отказались. В США были записаны еще два сингла с песнями «Dzambo», «Vatra» Ипы Ивандича и «Milovan», «Goodbye, Amerika» Желько Бебека.
В июне 1976, чтобы развеять слухи о своей прозападной ориентации, музыканты приняли участие в трудовой акции «Козара 76» (идею предложил Брегович) и получили значки ударников.
Третий альбом снова готовили в селе Борике. Сначала его планировали назвать «Sve se dijeli na dvoje, na tvoje i moje», но Брегович не смог написать музыку к этим стихам и придумал название «Hoću, bar jednom da budem blesav». «Юготону» это название не понравилось и его сократили до «Eto baš hoću». Альбом снова записывали в Лондоне с Нилом Харрисоном. Вышел альбом 20 декабря 1976 года.
1977 год стал для группы неудачным, турне по Югославии сопровождалось как техническими проблемами, так и меньшим, чем обычно, отзывом публики, группу разъедали внутренние конфликты. Так что турне по Адриатическому побережью было прервано, концерты в Загребе и Любляне, где должны были записывать живой альбом, отменены, и всерьез заговорили о возможном распаде группы.
По идее журналиста Петра Поповича было решено 28 августа 1977 года в качестве проводов Горана Бреговича в армию провести бесплатный концерт возле белградской Хайдучкой чесмы. Концерт превзошел все ожидания: собралось 70-100 тысяч фанатов, что стало самым большим сбором поклонников в истории югоcлавской рок-музыки. «Bijelo Dugme» блестяще выступила и смогла таким образом выйти из кризиса. Атмосфера того концерта запечатлена в фильме «Nije nego» режиссера Мичи Милошевича. Любопытно, что аудиозаписи с концерта технически не подходили для записи «живой» пластинки, поэтому 25 октября того же года в зале «Джуро Джакович» в Сараево группа выступила еще раз и именно это запись вошла в альбом «Концерт у Хайдучкой чесмы», однако реакция публики на выступление была записана именно с первого, настоящего концерта.
По завершении записи концертной пластинки Горан Брегович ушел в армию в Ниш. За время его отсутствия музыканты группы не теряли времени даром и оказались замешаны в скандале с наркотиками – барабанщик Ипе Ивандич из «Bijelo Dugme» получил три года тюрьмы за употребление гашиша.
Осенью 1978 года группа собралась под Нишем в Нишской Бане и начала готовиться к новой пластинке, однако вскоре офицеры обнаружили частые побеги Бреговича из казармы, и продолжить работу удалось только 1 ноября 1978 после возвращения Горана из армии. Выход альбома «Bitanga i princeza» долго задерживался из-за цензуры, сначала запретившей обложку, а затем долго правившей тексты. Альбом, вышедший только в марте 1979 года, был объявлен критиками первым по-настоящему зрелым альбомом «Bijelo Dugme».
Также в 1979 Горан впервые создал музыку для фильмов – песни «Pristao sam bicu sve sto hoce» и «Sta je, tu je» для фильма «Lične stvari» Александра Мандича.
Практически весь 1980 год группа отдыхала, Брегович провел это время в Париже. В конце этого года выходит пластинка «Doživjeti stotu», впервые в качестве продюсера выступает сам Горан Брегович.
В 1982 году Брегович был изгнан из Союза коммунистов Боснии и Герцеговины за прогулы партсобраний, но никакого вреда группе это не нанесло – коммунистические идеи в Югославии уже не были популярны.
В феврале 1983 года вышел альбом «Uspavanka za Radmilu M», которым Брегович планировал попрощаться с публикой и после концертного турне распустить группу. «Изюминкой» альбома была песня «Kosovska», исполненная на албанском языке, привлекшая особое внимание из-за уже тогда напряженной ситуации в Косово и Метохии.
Планировалось, что концерт на белградской Ярмарке 24 апреля станет последним, но огромный наплыв публики заставил Бреговича отказаться от идеи роспуска «Dugme». 16 мая в Белграде группа завершила турне и ушла на каникулы, а Брегович отправился в кругосветное путешествие.
За это время Желько Бебек записал свой второй сольный альбом «Mene tjera neki vrag» и 23 апреля 1984 официально покинул группу. Новым солистом стал Младен Войичич «Тифа», ранее выступавший в группах «Топ» и «Тешка индустрия», однако он вскоре покинул группу, как из своего алкоголизма и ссор с Бреговичем, так и из-за того, что был плохо принят публикой. На месте солиста его сменил Ален Исламович. Предприимчивый Брегович, вернувшись, создал в Словении вместе со Здравко Чоличем издательство «Камрад».
В декабре 1984 вышел новый альбом, получивший простое название «Bijelo dugme», альбом имел в большей степени фолк-направленность, а исполненный в оригинальной обработке гимн «Hej Sloveni», спровоцировал волну «югославства» среди многих сараевских групп.
2 августа 1985 «Bijelo Dugme» выступила в Москве на Фестивале молодежи и студентов.
В 1986 году выходит альбом «Pljuni i zapjevaj moja Jugoslavijo», где «Dugme», несмотря на нарастающую атмосферу национализма в стране, снова возвращаются к идеям «югославянства».
В конце 1988 вышел альбом «Ćiribiribela» с изображением Ноева ковчега на обложке, самый известный хит с этого альбома – «Đurđev dan», первый хит сербских кафан на все времена.
В начале 1989 года группа отправляется в двухмесячное турне, которое должно было продолжаться до 1 апреля. Однако после концерта в Дервенте 15 марта солист Ален Исламович, никого не предупреждая, уехал в родной Бихач лечиться от болей в почках. Турне было прекращено, концерты в Китае и Советском Союзе отменены, а Брегович уезжает в Париж, оставив поклонникам группы только догадываться о причинах произошедшего. Многие полагают, что так как разваливалась Югославия, то распалась и группа, считавшаяся одним из символов югославского единства.
Жизнь после «Белой пуговицы»
Брегович долго отрицал любые возможности возрождения группы, но в 2005 году под спонсорством «Кока-Колы» группа объединилась для трёх концертов в Сараево, Загребе и Белграде. Вместе со всеми тремя ведущими вокалистами, но уже без ударника Горана Ивандича (Goran «Ipe» Ivandić), которого не стало в 1994 году. Звук на белградском концерте был отвратительным, и многие зрители требовали вернуть обратно деньги за билеты.
Сообщалось о подготовке нового альбома, который должен был увидеть свет в конце 2007 или в начале 2008 года, но так как Горан Брегович отказался участвовать в проекте возрождения группы, то Ален Исламович и Тифа вернулись к работе над своими сольными альбомами. Возможность турне по бывшей Югославии обсуждалась и в 2014 году.
К неудовольствию остальных членов группы права на название «Bijelo Dugme» принадлежат сейчас Горану Бреговичу.
После завершения работы в «Bijelo Dugme» Брегович пишет музыку для фильмов Эмира Кустурицы «Время цыган», «Аризонская мечта» и «Андерграунд».
В 1994 году в Париже Горан задумал оркестр с десятью трубачами, хором и симфоническим оркестром и дал ему название «Orkestar za svadbe i sahrane» («Свадебно-похоронный оркестр») с которым уже многие годы гастролирует по всему свету.
В 1997 году Горан пишет музыку для турецкой певицы Сезен Акса.
2000 с польской певицей Кайя записал альбом «Кайя и Брегович», вышедший в Польше тиражом 500 тысяч экземпляров.
2002 – после долгой «дискографической» паузы выходит альбом Бреговича «Priče sa svadbi i sahrana».
2005 – Брегович пишет музыку для балета «Королева Марго», поставленного в Народном театре в Белграде.
На цыганском фестивале в Сремской Митровице представлена опера Бреговича «Кармен со счастливым концом» (Karmen sa srećnim krajem).
Май 2008 – выступает со своим оркестром в качестве специального гостя на финале белградского Евровидения.
В том же году упал с дерева во дворе своего дома в Сеняке и сломал первый поясничный позвонок, несколько месяцев проходил лечение.
В начале 2009 выходит новый альбом Бреговича «Alkohol», состоящий из двух частей– Šljivovica i Šampanjac.
2011 Вместе со своим оркестром дает новогодний концерт в Москве за 120 тысяч евро.
2015 – Брегович и Кустурица вместе выступали в Москве и Санкт-Петербурге.
Семья
Больше всего времени Горан проводит в Белграде и Париже. Дома у «Бреги» есть и в Белграде, и в Загребе, и в Сараево. С 1993 года женат на сараевской манекенщице Дженане Суджуке, с которой они были вместе еще с 70-х, у них три дочери Эма (1995), Уна (2001) и Лула (2004). Старшая учится в Художественной академии, а младшие увлекаются балетом.
«В мире им было бы тяжело с нашими именами, поэтому мы дали им такие, немного необычные имена, которые везде легко пишутся, произносятся и запоминаются».
Интересно, что свадьба у Горана, ассоциирующегося с цыганским весельем и размахом, была скромной, «с 20 друзьями мы пошли на обед в ресторан и так отпраздновали день, когда мы… начали жизнь в браке».
Еще у Горана есть внучка Бьянка, которую родила его внебрачная дочь Желька, плод юношеской связи с сараевской танцовщицей Ясенкой.
Музыка для фильмов:
1977 — Schmetterlings Wolke – режиссер Здравко Рандич (Zdravko Randić)
1979 — Persoenliche Sachen режиссер Александр Мандич (Aleksandar Mandić)
1988 — Время цыган (англ. Time of the Gypsies) — режиссёр Эмир Кустурица (Emir Kusturica)
1989 — Kuduz — режиссёр Адемир Кенович (Ademir Kenović)
1990 — Тихий порох / Gluvi barut — режиссёр Бахрудин Ченгич (Bahrudin Čengić)
1991 — Сербская девушка / Das Serbische Mädchen — режиссёр Петер Зер (Peter Sehr)
1991 — Маленькая / Mala — режиссёр Предраг Антониевич (Predrag Antonijević)
1991 — Чаруга / Čaruga — режиссёр Райко Грлич (Rajko Grlić)
1993 — Аризонская мечта — режиссёр Эмир Кустурица (Emir Kusturica)
1993 — Ядовитое дело / Toxic Affair — режиссёр Филомене Эспозито (Philoméne Esposito)
1993 — Священная ночь / La Nuit sacrée — режиссёр Николас Клотц (Nicolas Klotz)
1993 — Пуп земли / La Nombril du monde — режиссёр Ариэль Зейтун (Ariel Zeitoun)
1994 — Королева Марго — режиссёр Патрис Шеро (Patrice Chéreau)
1995 — Подполье — режиссёр Эмир Кустурица (Emir Kusturica)
1997 — Тысяча и один рецепт влюблённого кулинара — режиссёр Нана Джорджадзе
1997 — Поцелуй змеи — режиссёр Филипп Руссело (Philippe Rousselot)
1997 — XXL — режиссёр: Ариэль Зейтун (Ariel Zeitoun)
1998 — Поезд жизни — режиссёр Раду Михайляну (Radu Mihăileanu)
1999 — Пропавший сын / The Lost Son — режиссёр Крис Менгес (Chris Menges)
1999 — Тувалу / Tuvalu — режиссёр Вайт Хельмер (Veit Helmer)
2000 — Лето, или 27 потерянных поцелуев — режиссёр Нана Джорджадзе
2000 — Все понятно, друг? / Je li jasno prijatelju? — режиссёр Деян Ачимович (Dejan Ačimović)
2002 — Музыка для свадеб и похорон / Music for Weddings and Funerals — режиссёр Унни Штрауме (Unni Straume)
2004 — Турецкий гамбит — режиссер Джаник Файзиев.
2006 — Борат, песни Lullaby, Dreams — режиссер Ларри Чарльз (Larry Charles).
2008 — Мустафа (тур. Mustafa (film)) — режиссер Джан Дюндар (тур. Can Dündar).
2008 — Гитлер капут! – режиссер Марюс Вайсберг
2012 — Спаси и сохрани/ Salve Jorge – режиссеры Жоао Паулу Жабур (João Paulo Jabur), Александр Клемперер (Alexandre Klemperer), Адриано Мелу (Adriano Melo), Лучиано Сабино (Luciano Sabino), Маркус Шехтман (Marcos Schechtman), Фредерику Майринк (Frederico Mayrink).
Считает себя югославом, аргументируя это тем, что его отец хорватского происхождения, мать сербского, а жена — мусульманка. Его отец был офицером ЮНА. После развода родителей жил с матерью в Сараево. Ныне живёт в Париже с женой Дженаной Суджукой (Dženana Sudžuka) и тремя дочерьми.
Горан Брегович фотография
Начало карьеры
Брегович учился в музыкальной школе по классу скрипки, но был исключён за «отсутствие таланта». Его музыкальное образование ограничивалось лишь тем, что показывали ему друзья, пока мать не купила ему первую гитару. После этого Брегович поступил в школу искусств, но мать в скором времени забрала его оттуда из-за того, что там, якобы, было много гомосексуалистов. Мать записала его в автомобильную школу и за это разрешила Горану носить длинные волосы. Во время учёбы он играл в школьной группе «Изохипсе» (линии, отмечающие на картах высоту). Но его исключили и оттуда за то, что он разбил школьный «Мерседес». Тогда Брегович поступил в гимназию и играл в гимназийской группе «Бештије» («Бестии»), снова на бас — гитаре. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, мать оставила его и он был вынужден сам зарабатывать себе на жизнь, играя народные песни в ресторане в городе Конице, работая на стройке и торгуя газетами. На одном из выступлений его заметил Желько Бебек и пригласил играть на бас — гитаре в его группе «Кодекси». Горан согласился. Летом 1969 года они играли для постояльцев отеля «Сплендид» в Дубровнике. Потом их пригласили играть в ночном клубе в Неаполе. Они приняли приглашение, но не стали играть из-за разногласий с администрацией клуба по поводу репертуара. Несмотря на это, «Кодекси» остались в Неаполе и играли в ночных клубах. В это время Брегович перешёл с бас — гитары на соло — гитару. В 1970 году группа играла в составе: Горан Брегович, Желько Бебек, Зоран Реджич и Милич Вукашинович. Участники группы находились под влиянием музыки групп «Led Zeppelin» и «Black Sabbath», которой их «заразил» Милич Вукашинович. По-видимому, это и стало причиной ухода из группы ритм-гитариста и вокалиста Желько Бебека осенью 1970 года. В конце года мать Бреговича и брат Реджича Фадил приехали в Неаполь и увезли парней домой. Осенью 1971 года Горан изучает философию и социологию, но это быстро надоедает ему. В то же время Милич Вукашинович уезжает в Лондон, а Брегович и Реджич начинают играть в группе «Јутро» («Утро»). В следующие несколько лет группа несколько раз меняла название, а с 1 января 1974 года группа стала называться «Bijelo Dugme» (Белая пуговица).
В 1984 году Горан вместе с Борисавом Джорджевичем пишет текст песни «Pediculis pubis» для очередного альбома Белой Пуговицы. На следующий год — «Disko mišić», песня входит в альбом «Истина» группы Рибља чорба.
После Bijelo Dugme
Горан Брегович: серб не молод
С Бреговичем давно все ясно. Его знает всякий. Это он дал толчок той истерии, которая началась вокруг балканской музыки, и это его музыкой расцвечивали свои фильмы режиссеры всего мира – от Патриса Шеро до Наны Джорджадзе.
Для большей части поклонников Брегович как раз и начался с фильмов. А именно с фильмов Эмира Кустурицы: «Время цыган», «Аризонская мечта» и «Андеграунд». Но статус культового музыканта Горан заслужил гораздо раньше.
Его «Белая пуговица»
Как это бывает со всеми детьми, Горана отдали в музыкальную школу, не особо интересуясь его мнением. Правда, он особенно не сопротивлялся, разве что скрипка не оказалась инструментом его мечты. Впрочем, не долго музыка играла – мальчишку исключили из школы из-за полного отсутствия таланта. В виде утешительного бонуса мама купила парню гитару. Но Горану этого было мало, тяга к прекрасному не ослабевала, и он поступил в школу искусств, где начал играть в своей первой рок-группе. Да и здесь не задержался.
Секса в то время не было только в СССР, в остальных странах он, как сказали бы работники партийной номенклатуры, имел место быть. Более того, по мнению мамы Бреговича, в школе искусств царили Содом и Гоморра. Еще при коммунистах будущая звезда world music пострадала из-за гомосексуалистов – мать забрала подростка из школы, опасаясь их дурного влияния на сына.
” Юный гитарист разбил государственную машину, за что был исключен из очередного учебного заведения “
Мужать по-настоящему, а не в компании извращенцев она отправила Горана в автошколу. В ответ на этот суровый шаг хитрый подросток выцыганил у матери разрешение носить длинные волосы, ведь что за рокер в хиппующие 60-е с короткой стрижкой? Смех, да и только. Отрастив волосы, юный гитарист разбил государственную машину немецкого автопрома, за что был исключен из очередного учебного заведения. Возможно, после этого терпение матери лопнуло, и она отправилась в свободное плавание, дальше Бреговичу пришлось жить без нее. Добро пожаловать во взрослую жизнь!
Юный гитарист разбил государственную машину, за что был исключен из очередного учебного заведения
Внезапно лишившись беззаботного юношества, Горан стал набираться жизненного опыта, продавая газет, работая на стройке и играя в ресторанных группах и оркестрах. Для души же по-прежнему оставались любительские рок-группы. В начале 70-х с уходом из бэнда соло-гитариста Брегович вынужден был поменять свою бас-гитару на соло. С этого времени парни уже определились со стилем – хард-рок, менялись лишь названия коллектива, причем так часто, что порой сами музыканты затруднялись назвать последний вариант.
Странное дело – хит «Белая пуговица» практически безымянной группы напевала вся Югославия. Успех песни решил дело. 1 января 1974 года «Белой пуговицей» называлась уже не только суперпопулярная композиция, но и вокально-инструментальный ансамбль, ее исполнявший. Песенка о желании «быть белой пуговицей на ее трусиках» стала гимном югославской молодежи, а Бреговичу с друзьями можно вменить в вину локальную сексуальную революцию.
” Песенка о желании «быть белой пуговицей на ее трусиках» стала гимном югославской молодежи “
Bijelo Dugme оказалась главной группой страны. Каждый их концерт проходил с неизменным аншлагом, пластинки разметали, как горячие пирожки, а Брегович зажил на широкую ногу (угарные вечеринки, оргии, яхты), подтверждая статус рок-иконы.
Нашему человеку, не знакомому с языками братских народов бывшей Югославии, успех «Белой пуговицы» малопонятен, а музыка показалась не особо выдающейся. Хард-рок себе и хард-рок – попытка Led Zeppelin и иже с ними, оригинал все ж таки получше. И люди, из любви к саундтрекам «Андеграунда» и «Аризонской мечты» скупавшие все диски, на которых значилось имя Горана Бреговича, недоуменно вращали глазами, когда из колонок их проигрывателей начинали доноситься не балканские трубы, а какой-то 100 лет как отмерший рочек. Иными словами, если бы мы с вами жили в Югославии, то период «Белой пуговицы» нас бы интересовал живо и старые рокеры смахнули бы над этой частью текста слезу размером с кулак. Но поскольку мы в большинстве своем благополучно слушали другие коллективы и открыли композитора Бреговича благодаря его бывшему другу режиссеру Эмиру Кустурице, то и перейдем к той части истории, более актуальной именно для нас.
Факт, над которым Горан Брегович вряд ли задумывался
Украинские меломаны, проколовшиеся на дисках «Белой пуговицы», были разочарованы снова, когда пираты запустили в продажу посткустурицевские альбомы Горана. Меломанский слух оскорбляло количество композиций, кочующих с диска на диск, будь-то совместные работы с греком Джорджем Даларасом или с польской исполнительницей Кайей.
Его кино и друг Эмир Кустурица
Несмотря на то что широкую популярность у нас Брегович получил после фильмов Кустурицы, в кино Горан был уже далеко не новичок. Впервые в качестве кинокомпозитора он засветился еще в 1976 году в телефильме Бахрудина Сенкича, и дальше писал для кино не то чтобы часто, но регулярно. А в 1984 году впервые предстал в роли актера. Правда, в фильме Pejzazi u magli он сыграл самого себя. Да и спустя два года снова снялся в роли Бреги (так Горана зовут на родине) в фильме о группе «Белая пуговица». Но это мы уже забежали вперед.
В середине 70-х Горан познакомился с Эмиром, который играл в панк-группе, любил музыку так же сильно и только-только начинал снимать кино. Молодые люди пришлись друг другу по душе, в хорошем, конечно, смысле, и стали практически не разлей вода. Они настолько примелькались в тусовке, что, по легенде, в первый раз напились вместе. Что, по меньшей мере, кажется маловероятным, так как случилось это довольно поздно для обоих – трезвенникам не место в рок-н-ролле, либо раньше пили втихаря. А вот что больше соответствует правде, так это то, что в одно и то же время они решили продолжить обучение. Правда, не по одной специальности. Кустурица рванул в Прагу поступать в киношколу, Горан остался на родине получать образование философа и социолога.
Кустурица-то в кино ушел всерьез и, похоже, навсегда, а вот из Бреговича социолога не получилось. Да и какая тут социология, когда его «Белая пуговица» находилась на вершине успеха. Хотя и музыкального образования у Горана тоже не было. В одном из интервью он даже сказал, что хорошо делать все не по правилам, вроде как получается интересней.
В конце 80-х Эмир начинает снимать «Время цыган», а в качестве композитора приглашает старого друга Брегу. Итог совместной работы ошеломительный. В 1989 году фильм получил Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале за лучшую режиссуру и «Золотого жука» от национальной академии Швеции как лучший иностранный фильм (1991).
” Музыкой из «Времени цыган» теперь ежегодно открывается официальная программа Каннского фестиваля “
Когда Кустурица отправляется в Голливуд снимать «Аризонскую мечту», то Брегович едет с ним. Режиссер снимает прекрасный фильм, получивший специальный приз Берлинского кинофестиваля, но провалившийся в прокате, композитор записывает великолепный саундтрек, в котором несколько вещей исполняет сам Игги Поп.
Еще во время войны в Югославии Горан Брегович переезжает на постоянное место жительства в Париж. Так что немудрено, что очередное предложение, оставшееся в памяти меломанов, он и получает во Франции. На этот раз от режиссера Патриса Шеро. Нужно было написать саундтрек для исторической драмы «Королева Марго» с Изабель Аджани и Даниэлем Отеем. Несмотря на то что фильм нахватался каннских премий и «Оскаров», музыке ни одного приза присуждено не было, хотя Горан постарался на славу, и эта работа по праву занимает свое место среди его лучших саундтреков.
В следующем, 1995 году на экраны выходит очередной фильм Кустурицы «Андеграунд». Многие считают его лучшим фильмом режиссера и одним из лучших фильмов 90-х. Не последнюю роль в таком признании сыграла и музыка Бреговича. Более того, саундтрек зажил собственной жизнью.
Спорный факт из жизни Горана Бреговича
Горан и лирика
Отбросим официальные факты биографии нашего героя (кое-что, конечно, еще припомним, но вскользь и непринужденно) и обратимся к более неформальной истории. Лично я услышал музыку из «Андеграунда» задолго до того, как увидел сам фильм. Не то чтобы для меня это стало откровением, но саундтрек надолго поселился в моем магнитофоне и перекочевал позже в CD-плеер. Помню, как отчаянно отплясывал под «Калашников» и «Месячину» на дне рождения у друзей продюсеров-промоутеров до вмятин в полу, до пота на лбу, до вызова милиции соседями. Вещицы-то действительно зажигательные. А под ту мелодию, которую волшебным своим голосом поет Цесария Эвора (кстати, ее я впервые услышал именно у Бреговича) летней и нежной ночью, я пытался соблазнить девушку. Но усилия мои были тщетны – прекрасное создание заслушалось музыкой (какой-нибудь лаунж поставить не додумался, мне важно было удивить и фоном любовной прелюдии) и даже недовольно фыркнуло, когда мои руки путешествовали по ее телу, пытаясь перейти границы дозволенного. Впрочем, под отдельные композиции из саундтрека «Аризонской мечты» предварительные ласки оказывали более желательный эффект. Так или иначе, под Бреговича кое-что получалось, нужно было только правильно выбирать треки.
Саундтрек к «Королеве Марго» купила моя новая подружка, а диск Bregovic&Kaya мы приобретали вместе. Правда, он так и остался у нее в качестве наследства. Примерно тогда же, году в 2000-ом, а то и раньше, Бреговича стали слушать буквально все. Более продвинутая публика стала копать глубже: должна же быть еще какая-то музыка под Бреговича? Должна. И была. Гораздо более аутентичная. Kocani Orkestar, Taraf de Haidouks, Fanfare Ciocarlia. Вслед за ними последовали осовремененные джипси-панк, этно-рок и т. д., исполнители: Gogol Bordello, Shantel, Zdob si Zdub, Beirut, Balkan Beat Box. И этот список тоже можно продолжать до бесконечности. Кто-то раньше появился, кто-то позже, кто-то более талантлив, кто-то менее, но все по-своему хороши. Кустурица вроде бы обвинил своего бывшего товарища в плагиате и стал снимать фильмы без него. А Брегович так и остался всенародным. Он собрал «Оркестр свадеб и похорон» и продолжает ездить по миру, записывать альбомы и оперы, не снимает видеоклипов, не пишет для кино (последняя работа – саундтрек для несуществующего фильма Karmen With A Happy End), женат на мусульманке (говорил же, что вернемся к фактам биографии). Лично я Karmen купил со словами: «Не, ну что он там мог интересного сделать…» Но купил. Пусть будет. Брегович все-таки.
Вот уже несколько лет, как я покончил с экспериментами и в качестве фона к романтическим свиданиям использую старый добрый «изи лиснинг», оставляя музыку Горана Бреговича для других событий, а также индивидуального прослушивания.
Добавить коммент