Ефим Копелян — биография, информация, личная жизнь
Ефим Копелян
Ефим Захарович Копелян. Родился 30 марта [12 апреля] 1912 года в Речице (ныне — Гомельская область, Белоруссия) — умер 6 марта 1975 года в Ленинграде. Советский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1973).
Ефим Копелян родился в Речице, ныне — Гомельская область, Белоруссия, в еврейской семье.
Отец — лесозаготовитель и бракёр Залман Давидович Копелян (1874—1956).
Мать — Маша Мордуховна Копелян (урождённая Френкель; 1878—1954).
Его деду по материнской линии, лесопромышленнику и одному из самых состоятельных людей города Мордуху Френкелю, принадлежал лесопильный завод, поставлявший древесину для мостов военного ведомства.
В семье было шесть сыновей. Один из старших братьев, Исаак, стал известным художником, двое погибли на фронте в годы Великой Отечественной войны: Абрам (1902—1945) под Ленинградом, Евгений (1908—1945) в Польше.
С 1912 по 1929 год жил в Речице на улице Карла Маркса, дом 25.
После окончания школы в 1929 году приехал в Ленинград и некоторое время работал токарем на заводе «Красный Путиловец», а затем поступил в Академию художеств на архитектурный факультет, где ранее обучались его два брата.
Ради заработка участвовал в массовках в спектаклях Большого драматического театра и в конце концов поступил в студию при театре, где его наставником был Константин Тверской (в то время главный режиссёр БДТ).
Ещё студийцем сыграл лорда Грея в спектакле Тверского «Жизнь и смерть короля Ричарда III».
По окончании студии (в 1935 году) был принят в труппу театра, в котором работал до конца жизни. С приходом в 1956 году Г. А. Товстоногова на пост главного режиссёра стал одним из ведущих актёров БДТ.
В годы Великой Отечественной войны Ефим Копелян был актёром фронтового Театра народного ополчения (1941—1943).
Работы Ефима Копеляна в театре:
1935 — «Жизнь и смерть короля Ричарда III» по трагедии У. Шекспира «Ричард III» — лорд Грей;
1938 — «Кубанцы» В. Ротко. Постановка Б. А. Бабочкина — Зозуля, Чернышенко;
1946 — «Под каштанами Праги» К. М. Симонова. Постановка Л. С. Рудника — Юлий Мачек;
1948 — «Давным-давно» А. К. Гладкова. Постановка П. К. Вейсбрёма — Фош;
1949 — «Девушка с кувшином» Лопе де Вега. Постановка А. В. Соколова — Мартин, слуга;
1951 — «Любовь Яровая» К. А. Тренёва. Постановка И. С. Ефремова — Елисатов, Швандя;
1952 — «Яблоневая ветка» B. А. Добровольского и Я. Смоляка. Постановка А. В. Соколова и Е. З. Копеляна — Блицын;
1952 — «Достигаев и другие» М. Горького. Постановка Н. С. Рашевской — Мокроусов;
1952 — «Рюи Блаз» В. Гюго. Постановка И. С. Ефремова — дон Сезар де Базан;
1953 — «Пролог» А. П. Штейна ; постановка А. В. Соколова — Игнатий;
1956 — «Шестой этаж» А. Жери. Постановка Г. А. Товстоногова;
1956 — «Когда горит сердце» В. П. Кина; режиссёр И. П. Владимиров — Майба;
1958 — «Синьор Марио пишет комедию» А. Николаи. Постановка Г. А. Товстоногова — Марио Арманди;
1959 — «Пять вечеров» А. М. Володина. Постановка Г. А. Товстоногова — Александр Петрович Ильин;
1960 — «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука. Постановка Г. А. Товстоногова — Балтиец;
1961 — «Не склонившие головы» по пьесе Н. Дугласа и Г. Смита «Скованные одной цепью». Постановка Г. А. Товстоногова — Джексон;
1962 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова; . Постановка Г. А. Товстоногова — Платон Михайлович Горич;
1963 — «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта. Постановка Э. Аксера — Эрнесто Рома;
1965 — «Я, бабушка, Илико и Илларион» Н. В. Думбадзе. Постановка Р. С. Агамирзяна — Илларион;
1965 — «Три сестры» А. П. Чехова. Постановка Г. А. Товстоногов — Александр Игнатьевич Вершинин;
1967 — «Луна для пасынков судьбы» Ю. О’Нила. Постановка Г. А. Товстоногова — Джеймс Тайрон;
1970 — «Третья стража» Г. А. Капралова и С. Туманова. Постановка Г. А. Товстоногова — Савва Тимофеевич Морозов;
1972 — «Ханума» А. А. Цагарели. Постановка Г. А. Товстоногова — Микич Котрянц;
1975 — «Три мешка сорной пшеницы» В. Ф. Тендрякова. Постановка Г. А. Товстоногова — Евгений Тулупов.
Много снимался в кино, исполнил множество ярких характерных ролей в фильмах «Неуловимые мстители», «Интервенция», «Даурия», «Вечный зов», «Соломенная шляпка».
Ефим Копелян в фильме «Неуловимые мстители»
Ефим Копелян в фильме «Интервенция»
Ефим Копелян в фильме «Даурия»
Ефим Копелян в фильме «Вечный зов»
Обладал замечательным голосом, за который его даже прозвали Ефимом Закадровичем — он озвучивал многие картины, в том числе и иностранные, очень хорошо интонационно попадал в образы, созданные другими актерами.
Коллеги шутили, что он может сыграть даже телефонную книгу.
Принимал участие в дубляже иностранных фильмов на киностудии «Ленфильм». Одновременно много работал на телевидении.
Как режиссёр поставил несколько спектаклей на Ленинградском телевидении.
С 1962 до конца своих дней жил в Ленинграде на Бассейной улице в доме 47.
Умер от второго инфаркта 6 марта 1975 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Вдова Копеляна рассказывала: «В последние годы он очень много снимался. Случалось, месяцами ночевал в поезде, а дорога в Москву и обратно давалась ему тяжело. Я очень из-за этого переживала, все время просила его отдохнуть, но Фима только отшучивался: «Артиста, как волка, ноги кормят. Пока зовут, надо работать». Закончилось это инфарктом. Муж долго лежал в больнице.
Потом его перевели на реабилитацию в санаторий в Мельничном Ручье. Шикарных здравниц тогда еще не было, пациенты жили в простых деревенских домиках. Утром 6 марта 1975 года я приехала его навестить, увидела, что он очень бледный, и предложила: «Давай я заберу тебя домой. И Пеле (так звали нашу собаку) очень по тебе скучает». Но Фима отказался: «Не надо, доживу уже тут до конца».
Я уехала в три часа, а в шесть он умер. Когда ему стало плохо, помочь было некому — медперсонал уже вовсю праздновал 8 Марта. От единственной дежурной — барышни с халой на голове, врача лечебной физкультуры, — никакого толку не было. Реанимационную бригаду пришлось вызывать из Ленинграда, но Ефим ее не дождался. После его смерти все говорили, что нужно подать в суд на персонал санатория, в котором он лечился, но я не видела в иске смысла: мужа бы мне это не вернуло».
Ефим Копелян
Личная жизнь Ефима Копеляна:
С 1935 по 1940 год был женат на актрисе Татьяне Певцовой (1909—2000).
Татьяна Певцова — первая жена Ефима Копеляна
Вторая жена (с 1941 года) — актриса Людмила Макарова (1921—2014), народная артистка СССР (1977). В браке родился сын Кирилл Ефимович Копелян (1948—2005), актер.
«Фима был на 10 лет старше меня, поэтому, когда я поступила учиться в студию при БДТ, он уже работал там актером. Однажды мы столкнулись в коридоре — навстречу мне шел симпатичный чернявый парень с усиками. У меня же так растут волосы, что есть баки. И вот он, проходя мимо, подкручивал усы, а я — свои бачки. Так и влюбились друг в друга. Всю финскую войну мы с ним гуляли по городу и разговаривали обо всем на свете», — вспоминала Людмила Макарова.
Ефим Копелян и Людмила Макарова
Фильмография Ефима Копеляна:
1932 — Ошибка героя
1941 — Танкер «Дербент» — рулевой
1941 — Боксёры — Кандахчан
1949 — Александр Попов — маркиз Соляри
1952 — Джамбул — А. И. Микоян
1955 — Овод — начальник погранзаставы
1956 — Пролог — поп Гапон
1956 — Без вести пропавший — командир (в титрах не указан)
1956 — Старик Хоттабыч — буровой мастер Джафар Али Мухаммедов
1956 — Искатели — Воронин
1957 — Хождение по мукам — казачий есаул
1958 — Балтийская слава — Сусликов
1958 — Кочубей — Г. К. Орджоникидзе
1958 — В дни Октября — Л. Д. Троцкий
1958 — Мистер Икс — поклонник Теодоры (в титрах не указан)
1960 — Третья, патетическая (телеспектакль) — Лавруха Куманин
1961 — Гром на улице Платанов (телеспектакль) — Блейк
1961 — Самые первые — Рубен Григорьевич
1962 — 713-й просит посадку — фармацевт
1962 — В мёртвой петле — Анатра
1962 — Молчат только статуи — Смит
1963 — Всё остаётся людям — Филимонов
1963 — Далёкое (телеспектакль) — Малько
1963 — Зима тревоги нашей (телеспектакль) — Марулло
1963 — Рембрандт (телеспектакль) — Рембрандт
1964 — Совесть не прощает (телеспектакль) — Нурдин
1964 — До свидания, мальчики! — жестянщик
1964 — Сон — Прехтель
1965 — Авария — Григорий Иванович, главный прокурор области
1965 — Время, вперёд! — Налбандов
1965 — Как вас теперь называть? — Кольвиц
1965 — На одной планете — испанский посол
1965 — Жизнь Галилея (телеспектакль) — Галилео Галилей
1965 — Обещание счастья (телеспектакль) — рассказчик
1965 — Страх и отчание в Третьей империи (телеспектакль) — муж
1966 — Расточитель (телеспектакль) — Князев
1966 — Неуловимые мстители — атаман Бурнаш
1966 — Двадцать шесть бакинских комиссаров — генерал Бачхаров
1966 — Залп «Авроры» — Л. Д. Троцкий и полковник Радомыслов
1967 — Бабье царство — Каспар
1967 — Николай Бауман — меценат С.Т. Морозов
1967 — Особое мнение — Ключарёв
1967 — Софья Перовская — министр М. Т. Лорис-Меликов
1967 — Новые приключения неуловимых — атаман Бурнаш
1967 — Доктор Стокман (телеспектакль) — Стокман
1968 — Гроза над Белой — Ханжин
1968 — Интервенция — Филипп
1968 — Крах — Вячеслав Рудольфович Менжинский
1968 — Мёртвый сезон — Смит (дублирование)
1968 — Наши знакомые — Дорн
1968 — Ошибка резидента — Сергеев, генерал КГБ
1969 — Её имя — Весна — Тураханов
1969 — Смерть Вазир-Мухтара (телеспектакль) — Алаяр-хан
1969 — Опасные гастроли — Бобруйский-Думбадзе
1969 — Преступление и наказание — Аркадий Иванович Свидригайлов
1970 — Судьба резидента — Сергеев, генерал КГБ
1970 — Сердце России — Рябцев
1970 — Мир хижинам — война дворцам — Гервасий Драгомирецкий
1970 — Чайка — Евгений Сергеевич Дорн
1971 — Даурия — Елисей Каргин
1971 — Корона Российской империи, или Снова неуловимые — Бурнаш
1971 — Егор Булычов и другие — Василий Достигаев, компаньон Булычова
1972 — Хроника ночи — Лунс
1972 — Тайник у Красных камней — Джафар
1972 — Свеаборг — полковник Александр Дмитриевич Нотара
1972 — 31-й отдел (телеспектакль) — Иенсен, комиссар полиции
1973 — Гроссмейстер — Учитель
1973 — Семнадцать мгновений весны — голос за кадром
1973 — Докер — Старшой
1973 — Вечный зов — Михайло Лукич Кафтанов
1973 — Крах инженера Гарина — Гастон Леклер, Утиный Нос
1973 — Старая крепость — отец Григоренко
1973 — Открытая книга — Максимов
1973 — Это сильнее меня — Стармех
1974 — Исполняющий обязанности — архитектор Бадалян
1974 — Повесть о человеческом сердце — Николай Николаевич Бурцев, ректор
1974 — Ты мне только пиши (телеспектакль) — Гервасий Васильевич
1974 — Последний день зимы — Маврин
1974 — Соломенная шляпка — Бопертюи
1974 — Северный вариант — министр
1975 — Ольга Сергеевна — директор института
1975 — Ярослав Домбровский — Князь Бейбутов
Ефим Копелян
- Актер, Люди за кадром
- Дата и место рождения: 12 апреля 1912 (107 лет), г. Речица, Гомельская область, Белоруссия
Участвовал 23
Его коллеги по цеху
Советский актер театра и кино.
Ефим Копелян родился 12 апреля 1912 года в городе Речице в Белоруссии.
Учился в Ленинграде — сначала на архитектурном факультете Академии Художеств, а затем в студии при ГАБДТ и, окончив ее в 1935 году, стал актёром этого театра.
Во время Великой Отечественной войны, в 1941-43 годах, Ефим Копелян служил во фронтовом Театре народного ополчения.
Ефим Копелян — лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Премии за актёрскую работу».
В 1973 году ему было присвоено звание Народный артист СССР.
Государственную премию РСФСР им. братьев Васильевых Ефим Копелян получил уже посмертно, в 1976 году, за телевизионный фильм «Семнадцать мгновений весны».
Умер актер от инфаркта 6 марта 1975 года в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.
Фильмография
1932 — Ошибка героя
1940 — Танкер «Дербент»
1949 — Александр Попов
1952 — Джамбул
1952 — Разлом
1953 — Любовь Яровая — Швандя
1956 — Пролог — поп Гапон
1956 — Старик Хоттабыч
1956 — Искатели
1957 — Сёстры
1958 — Балтийская слава
1958 — Кочубей
1959 — Достигаев и другие
1961 — Самые первые
1962 — 713-й просит посадку — фармацевт
1962 — В мёртвой петле
1963 — Все остается людям
1964 — До свидания, мальчики!
1964 — Сон
1965 — Время, вперед!
1965 — Как вас теперь называть?
1965 — На одной планете
1966 — Неуловимые мстители — атаман Бурнаш
1966 — Двадцать шесть бакинских комиссаров
1966 — Залп «Авроры»
1967 — Бабье царство
1967 — Николай Бауман — меценат Савва Морозов
1967 — Особое мнение
1967 — Софья Перовская
1968 — Гроза над Белой
1968 — Интервенция — Филипп
1968 — Крах — Менжинский
1968 — Наши знакомые
1968 — Новые приключения неуловимых — атаман Бурнаш
1968 — Ошибка резидента
1969 — Её имя — Весна — Тураханов
1969 — Опасные гастроли — Бобруйский-Думбадзе
1969 — Преступление и наказание — Свидригайлов
1970 — Судьба резидента
1970 — Сердце России
1970 — Чайка — Дорн
1971 — Даурия
1972 — Хроника ночи
1973 — Гроссмейстер — учитель
1973 — Семнадцать мгновений весны — голос за кадром (Государственная премия РСФСР, 1976)
1973 — Докер
1973 — Вечный Зов — Кафтанов
1973 — Крах инженера Гарина — Гастон — Утиный Нос
1973 — Открытая книга
1973 — Это сильнее меня
1974 — Исполняющий обязанности — архитектор Бадалян
1974 — Последний день зимы
1974 — Соломенная шляпка
1975 — Ольга Сергеевна
1975 — Повесть о человеческом сердце
1975 — Ярослав Домбровский
Ефим Копелян
Efim Kopelyan
Ефим Захарович Копелян – российский актер театра и кино, Народный артист СССР, наиболее известен по таким выдающимся фильмам, как военный детектив Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», комедия Леонида Квинихидзе «Соломенная шляпка», эпический сериал Владимира Краснопольского и Валерия Ускова «Вечный зов», кинороман Виктора Трегубовича «Даурия», трагикомедия Геннадия Полока «Интервенция», а также приключенческий истерн Эдмонда Кеосаяна «Неуловимые мстители».
Главные фильмы актера Ефима Копеляна
Краткая биография
Ефим Захарович родился 30 марта 1912 года в местечке Речица Гомельской области. От матери Марии Френкель и отца Залмана Копеляна мальчик унаследовал еврейские корни. Глава семьи был лесозаготовителем. Дед по материнской линии Мордух Френкель являлся одним из самых состоятельных людей города. Он владел заводом по обработке дерева, производящим основные поставки для военного ведомства, которое занималось строительством мостов. Семья будущего артиста была немаленькой. Кроме Ефима, родители воспитывали еще пятерых сыновей: Михаила, Абрама, Евгения, Исаака и Григория. Все они, за исключением последнего, приходились Ефиму старшими братьями. Позднее Абрам и Евгений погибли на фронте во время Великой отечественной войны.
Все члены семьи Копелян были творческими людьми с прекрасным образованием. Впоследствии двое братьев стали художниками, а сам Ефим с детства хотел овладеть профессией архитектора. После окончания школы он оставил родной город и переехал в Ленинград. Некоторое время ему приходилось работать токарем, а затем удалось поступить в Академию художеств. Свой выбор Копелян остановил на архитектурном факультете. Казалось, что его дальнейшая судьба предопределена. Все изменил заурядный случай. Однажды Ефим узнал о наборе в театральную массовку и, прельстившись дополнительным заработком, пришел в Большой драматический театр имени М. Горького. Царящая здесь атмосфера настолько впечатлила юношу, что вскоре тот принял решение заняться актерским ремеслом. На пару с приятелем Ефим поступил в театральную Студию при БДТ. Первые годы обучения преподаватели отказывались видеть в Копеляне серьезный талант. Раньше всех искру в нем разглядел требовательный педагог и художественный руководитель БДТ Константин Тверской. Единственную пятерку на выпускных экзаменах он поставил именно за выступление Ефима Захаровича.
После выпуска из вуза новоиспеченного актера пригласили присоединиться к труппе Большого драматического театра. Его дебютной работой на сцене стала роль кинооператора Буркова в постановке «Не сдадимся». С началом войны в Ленинграде был сформирован Театр народного ополчения. Желая поддержать моральный дух людей, Копелян не прекращал выступать на сцене. После окончания войны он вернулся в родной БДТ. Расцвет театральной карьеры артиста начался с приходом нового руководителя Георгия Товстоногова, разглядевшего в Копеляне мощный драматический потенциал.
Кинематографический дебют Ефима Захаровича состоялся еще в 1932 году в драме Эдуарда Иогансона «Ошибка героя». Однако активная работа на съемках началась только с конца сороковых. Иногда фильмы с участием Копеляна выходили по нескольку раз в год. Среди наиболее ярких работ актера следует выделить картины «Преступление и наказание», «Опасные гастроли», «Николай Бауман», «Неуловимые мстители», «Вечный зов» и «Даурия». В общей сложности за свою многолетнюю творческую карьеру Копелян исполнил порядка ста пятидесяти ролей в кино и на сцене. Актер скончался весной 1975 года после инфаркта в возрасте шестидесяти двух лет и был похоронен на Волковском кладбище в Ленинграде.
Ефим Копелян и Людмила Макарова: Самая счастливая пара Большого драматического театра
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Театральный роман
Он работал в театре уже 10 лет, а она только поступила в актерскую студию, когда случилась их первая встреча в коридоре БДТ. Казалось, все было понятно с первого взгляда. Ефим Копелян, увидев юную красавицу, прищурился и залихватски покрутил кончики своих роскошных усов.
Но Людмила не спасовала перед взглядом статного молодого мужчины, а просто подкрутила тонкими пальчиками свой локон, сверкнув в сторону актера насмешливым взглядом. Это стало особым способом флирта для них: он подкручивал усы, проходя мимо нее, она приглаживала свои локоны.
Поначалу они лишь присматривались друг к другу, но Ефим Захарович сразу рассмотрел в этой юной смешливой барышне что-то такое, что стало сразу ему дорого. И он стал за ней ухаживать.
Они любили гулять по городу, наслаждаясь его немыслимой красотой, в любое время года. Ефим и Людмила шли и говорили обо всем на свете. А потом он как-то просто спросил, есть ли у нее с собой паспорт. Узнав, что нет, он отправил ее за паспортом, а сам сказал, что будет ждать ее на Фонтанке, у ЗАГСа.
Это было в мае 1941 года. У них оставалось еще время на медовый месяц до начала войны.
Вопреки войне
О начале войны они узнали в море. Артистов погрузили на баржу, чтобы перевезти из Ашхабада в Баку. Именно на барже они услышали о том, что Германия напала на Советский Союз.
Из Ашхабада Людмила Макарова вернулась больная тифом. Эвакуироваться вместе с театром в Вятку она не могла. Ефим Захарович ушел в народное ополчение, но прибегал навещать ее в Боткинские бараки каждую свободную минутку.
Она вышла из больницы 8 сентября 1941 года. Началась блокада. Людмилу Иосифовну пригласили работать в Театр Балтийского флота. Они ездили с гастролями, поднимая боевой дух солдат и офицеров, бывали на кораблях и даже спускались под воду, чтобы порадовать моряков. И везде ее находили его трогательные письма.
Они встречались в блокадном Ленинграде, он прибегал, когда выдавалась такая возможность, и делил с ней свой солдатский паек. А однажды по дороге домой он встретил коллегу-актёра, ужаснулся его худобе и отдал ему весь хлеб.
Жизнь не напоказ
После войны им обоим казалось, что впереди – только счастье. Расцвет этих двух талантливейших актеров пришелся на золотые годы Большого драматического театра эпохи Георгия Товстоногова. С легкой руки Товстоногова Копеляна стали называть Старыком (именно так, через «ы»), а Макарову – Люсиндой.
Копелян не только играл в театре, он успешно снимался в кино и озвучивал фильмы. Самой знаменитой озвучкой актёра стал многосерийный фильм «Семнадцать мгновений весны», в котором он читал закадровый текст. После выхода картины к Копеляну приклеилось еще одно прозвище – Ефильм Закадрович.
И Ефим Захарович, и Людмила Иосифовна были невероятно ревнивы. При этом Копелян называл себя венецианским мавром, а Макарова, будто подтрунивая над супругом, всегда заявляла, что актриса должна влюбляться в своих партнеров.
Правда, Фимочка, как называла его жена, ревновал, хмурясь и грозя супруге пальчиком. А вот она могла в приступе ревности и лицо своему благоверному расцарапать.
Он всю жизнь писал ей письма, посылал телеграммы. Она бережно хранила их и старалась никому не показывать, даже после его ухода. Письма были похожи на задушевный разговор и бесконечное признание в любви.
Супругам довелось пережить еще одну трагедию. Их сын Кирилл Копелян, талантливый актер, попал в беду: его сильно избили, и он на всю жизнь остался инвалидом.
Вечная разлука
Ефим Захарович трудился, не жалея себя. Когда у него спрашивали, как он может сниматься в нескольких картинах одновременно и при этом играть в театре, он говорил, что слишком долго сидел в театре за кулисами и играл в домино. Он жадно наверстывал упущенное.
И в какой-то момент сердце актёра не выдержало. Оно остановилось 6 марта 1975 года. На его похороны собрался весь Ленинград. Плакал театр, плакали зрители. Людмила Иосифовна была безутешна.
Но уже через несколько дней после похорон ее вызвал на работу Товстоногов. Он считал, что еще несколько дней простоя, и они потеряют актрису навсегда. Она вышла на ту самую сцену, где совсем недавно стоял гроб с телом ее любимого Фимочки. Людмила Иосифовна перед началом спектакля собрала всех актеров, участвовавших в «Хануме», которую им предстояло показывать. Она попросила всех не смотреть на нее с жалостью, играть, как обычно. И сама блестяще исполнила свою роль.
Людмила Иосифовна никогда больше не выходила замуж, бережно храня верность своему ушедшему супругу. Просто не могла представить, что в доме может появиться совсем другой мужчина. Она продолжала играть в театре, пока были силы. В 2005 году похоронила единственного сына. А 30 мая 2014 года сама тихо ушла.
Коллегами и друзьями Ефима Копеляна и Людмилы Макаровой была еще одна красивая театральная пара Владислав Стржельчик и Людмила Шувалова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Ефим Копелян
Ефим Копелян – советский актер театра и кино, ведущий артист труппы Ленинградского БДТ (руководитель Георгий Товстоногов). Всесоюзную известность получил после появления на экране в фильмах «Неуловимые мстители», «Интервенция», «Судьба резидента», «Вечный зов».
Ефим Копелян родился в белорусском городе Речица в апреле 1912 года в зажиточной семье. По национальности Копеляны были евреями. Дед по матери владел лесопильным заводом. Отец работал заготовителем леса. Мама заботилась о семье, в которой росло шестеро детей, и все – сыновья.
Актер Ефим Копелян
Родные Ефима были поклонниками искусства. Отец и двое старших братьев рисовали. Позднее старший брат Исаак даже стал знаменитым художником-оформителем. Владел кистью и будущий артист. Ефим мечтал о профессии архитектора.
Мир искусства манил Копеляна с ранних лет. Однажды Ефиму попался в руки томик Уильяма Шекспира. Мальчик прочитал «Короля Лир» и был сражен красотой произведения. Вряд ли в столь юном возрасте он понял философский подтекст трагедии, но в считанные дни перечитал все, что написал великий британец. Тогда Ефим Копелян даже не догадывался, что придет время, и он сам сыграет на подмостках театра героев, которые вызвали бурю эмоций в детстве.
Ефим Копелян
После окончания «семилетки» в родном городке юноша отправился в Ленинград. Здесь некоторое время трудился токарем на «Красном Путиловце», присматривался к новому городу. А присмотревшись, отнес документы в Академию художеств, где был архитектурный факультет. На тот момент Ефиму исполнилось 17 лет.
Однажды парень с целью заработать карманные деньги пришел в Большой драмтеатр. Здесь как раз требовались юноши его возраста для массовки. Копелян навсегда остался в БДТ.
В 1935 году молодой артист окончил Театральную студию при БДТ и был принят в труппу театра. Дебютировал в постановке «Не сдадимся», рассказывавшей героическую эпопею челюскинцев. В первые годы работы в театре Копеляну доверяли эпизодические роли.
Актер Ефим Копелян
А потом грянула Великая Отечественная война. Ефим Копелян сразу записался в народное ополчение. Но на фронт попасть не удалось. Из артистов сформировали Театр народного ополчения, который гастролировал по линии фронта. Со временем его переименовали в Ленинградский фронтовой агитвзвод. Иногда труппе приходилось срочно заменять выбывшего артиста, погибшего от пули или осколка во время бомбежки.
После окончания войны Ефим Копелян опять вернулся в родной БДТ. Артисту по-прежнему доверяли играть малозначительных персонажей. Но в 1956 году в театр пришел Георгий Товстоногов, сумевший увидеть в Копеляне скрытый потенциал. Ефим Захарович сыграл множество интересных и сложных персонажей. Товстоногов задействовал актера в лучших постановках, среди которых оказались спектакли «Пять вечеров» Александра Володина, «Горе от ума» Александра Грибоедова, «Три сестры» Антона Чехова, «Ханума» Авксентия Цагарели. За непревзойденное мастерство Копеляна даже называли «нашим Габеном».
Кинематографическая биография Ефима Копеляна началась в начале 30-х годов. Кинодебют состоялся в картине «Ошибка героя», где артист предстал в роли балалаечника. Но второе появление на экране состоялось только спустя 9 лет. Это были эпизодические роли в спортивном фильме «Боксеры» и приключенческой ленте «Танкер «Дербент».
Ефим Копелян в фильме «Балтийская слава»
С началом войны кинокарьера Ефима приостановилась. Нового предложения пришлось ждать 8 лет. В начале 50-х фильмография уже признанного театрального актера пополнялась участием в телевизионных спектаклях, таких как «Разлом», «Любовь Яровая». Затем последовали работы в экранизации «Овод», историко-революционном фильме «Пролог».
Благодаря колоритной внешности артисту поручают роль попа Гапона, бурового мастера из Баку, казачьего есаула. В военном фильме Яна Фрида о революции 1917 года «Балтийская слава» Копелян сыграл одного из вершителей переворота. Главные роли в картине достались Иосифу Кутянскому, Павлу Кадочникову. Еще в двух лентах, посвященных революционному движению, актер предстал в образе Льва Троцкого («В дни Октября») и Григория Орджоникидзе («Кочубей»). Во втором фильме главного героя представил зрителям Николай Рыбников.
Ефим Копелян в фильме «До свидания, мальчики»
В начале 60-х военные и революционные фильмы сменились социальными драмами и киноповестями. В фильме о космонавтах «Самые первые» Копелян сыграл научного сотрудника, в киноленте «713-й просит посадку» предстал пассажиром самолета.
Первые яркие роли достались артисту в конце 1960-х и в начале 1970-х. В военной киноповести «До свидания, мальчики», где главных героев сыграли Евгений Стеблов, Николай Досталь, Михаил Кононов, Виктория Федорова, актеру досталась эпизодическая роль жестянщика. Фильм посмотрела 13-миллионная зрительская аудитория, что сразу повлияло на популярность артистов, участвующих в фильме.
Ефим Копелян в фильме «Даурия»
Затем последовали «Неуловимые мстители», «Новые приключения неуловимых», «Опасные гастроли», «Преступление и наказание», «Николай Бауман», «Даурия» – эти картины принесли Ефиму Копеляну настоящую известность. Актер играл настолько многогранно и талантливо, что даже в крошечной роли запоминался зрителю навсегда.
Ефим Копелян в фильме «Ольга Сергеевна»
В 1973 году Ефим Захарович Копелян получил звание Народного артиста Советского Союза. Последней работой актера стала роль Михаила Лукича Кафтанова из популярного телесериала середины 70-х годов «Вечный зов». Копелян снимался в фильме до последних дней, пока был здоров. Помимо этого, Ефим Захарович появился еще в двух значимых проектах времени – водевиле «Соломенная шляпка» и драме «Ольга Сергеевна».
Личная жизнь
Первый брак Ефима Копеляна на артистке Татьяне Певцовой оказался коротким: пара прожила вместе 5 лет и рассталась в 1940-ом. А через год артист встретил любовь всей жизни – актрису Людмилу Макарову. Молодые люди познакомились в БДТ. Поженились за месяц до начала войны.
Ефим Копелян и Людмила Макарова
Личная жизнь Ефима Копеляна сложилась счастливо. С женой актера связывали нежные и трогательные дружеские отношения. На публике артист не любил проявлять чувства, но супруга всегда была уверена, что Фима обожает ее. Актеры прожили вместе 34 года. В этом браке родился единственный сын Кирилл Копелян, продолживший актерскую династию. Сын ушел из жизни в 2005 году, Людмила Макарова – в 2014.
Последние годы жизни Ефим Копелян много работал. Актер был востребован в кинематографе и театре. Постоянные гастроли, переезды и плохие бытовые условия во время поездок измотали силы и подорвали здоровье.
Смерть Ефима Копеляна стала внезапной. Артист умер от второго инфаркта. Первый он сумел пережить, помогли врачи. Но после лечения в больнице Ефима Захаровича направили поправлять здоровье в санаторий в Мельничном Ручье. 6 марта 1975 года артисту стало плохо. Но так как у медперсонала уже начинались выходные перед Международным женским днем, то скорую помощь пришлось вызывать из Ленинграда. Сердце актера не выдержало нагрузки, и врачи по приезду только констатировали смерть.
Могила актера находится на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге. В 2012 году к столетию со дня рождения артиста были выпущены почтовые марки с портретным фото Копеляна.
Ефим Захарович Копелян
Людмила Макарова и Ефим Копелян. Больше, чем любовь
Ефим Копелян. Легенды мирового кино
Ефим Копелян. Русский Жан Габен (2007)
Ефим Копелян — биография
Этого актера всегда ставили в один ряд с прославленным французом Габеном. Выразительное молчание Ефима Копеляна на сцене иногда говорило больше, чем слова. Он был сдержанным, простым и очень талантливым. Именно эти качества разглядел в нем Г. Товстоногов, и оставил Копеляна в театре, тогда как с многими актерами труппы безжалостно распрощался.
Фильмография Ефима Копеляна насчитывает несколько десятков фильмов. Ему редко доставались главные роли, но его второстепенные герои были яркими и незабываемыми. Даже отрицательные герои в его исполнении выглядели не такими плохими, как к примеру атаман Бурмаш из «Неуловимых мстителей».
Детство и юность
Родился Ефим Копелян 12.04.1912 года в небольшом городишке Речица, в Белоруссии. У них была зажиточная еврейская семья. Дед по материнской линии был владельцем лесопильного завода, отец заготавливал лес, а мама окружала заботой свое многочисленное семейство, в котором подрастало шестеро сыновей.
Фото: Ефим Копелян в молодости
Мужчины в семье были творческими личностями. У отца и двоих братьев был явный талант к рисованию, для старшего брата Исаака рисование стало впоследствии профессией — он выучился на художника-оформителя. Двоих братьев унесла безжалостная война – Абрам сложил голову под Ленинградом, Евгений погиб в Польше. Ефим тоже любил рисовать и мечтал стать архитектором.
Искусство нравилось мальчику с детства, а еще он очень любил читать, причем все подряд – от классики до современных произведений. Однажды он наткнулся на книжку сочинений Шекспира и на одном дыхании прочел «Короля Лира». Ефима поразила красота изложения, и он не отрываясь прочел все, что принадлежало перу великого британца. В те времена он не мог знать, что в недалеком будущем он будет изображать на сцене тех героев, которые так поразили его воображение.
Окончив семь классов в родной Речице, Ефим уезжает в Ленинград. Крепкого парня взяли на работу на завод «Красный Путиловец» токарем. Попутно он осматривается в незнакомом месте и решает поступать учиться.
Вскоре Копелян стал студентом архитектурного факультета Академии художеств. Парню было всего семнадцать лет.
Чтобы заработать деньги на карманные расходы, Ефим не отказывается от любой работы. Как-то он узнал, что в Большом драматическом театре нужны молодые люди для участия в массовке. Он пришел… и остался в этом театре на всю жизнь.
После этого в биографии Ефима Копеляна наступают большие перемены. Он бросает свою архитектуру и начинает учебу в Театральной студии при Большом драмтеатре. По окончании учебы талантливого парня приняли туда же на работу. Дебютной работой стала постановка «Не сдадимся», в которой речь шла о героях-челюскинцах. Копелян был задействован в основном в эпизодах.
Когда началась война, Ефим сразу пошел в военкомат и оказался в народном ополчении. Но до фронта дело не дошло. Было принято решение собрать всех артистов во вновь созданном Театре народного ополчения и отправить его с концертами на фронт. Вскоре этот театр стал называться Ленинградским фронтовым агитвзводом. Часто артистам приходилось выступать вместо своего погибшего или раненого коллеги.
Когда война осталась позади, Копелян снова стал служить в родном БДТ. В его репертуаре ничего не изменилось – персонажами актера так и остались второстепенные герои. В 1956-м сменилось руководство театра. На эту должность был назначен Г.Товстоногов, который по достоинству оценил талант Ефима Копеляна и оставил его в труппе, тогда как большинству актеров он указал на дверь. Товстоногов стал доверять актеру очень сложные роли, репертуар Копеляна стал интересным и разнообразным. Ефим играл в «Пяти вечерах», «Горе от ума», «Трех сестрах», «Хануме». Его умение держать многозначительную паузу отметили и зрители и критики, единогласно назвавшие актера «наш Габен».
Свою биографию в кинематографе Копелян начал еще в 30-х годах. Его первой работой стала картина «Ошибка героя», в которой он стал балалаечником. Потом Ефима не видно было на экране на протяжении девяти лет. И только в 1939-м он сыграл второстепенных персонажей в фильмах «Боксеры» и «Танкер»Дербент».
Во время войны Копелян не снимался вообще. Первые киноработы датированы 50-ми годами, когда уже известный театральный актер был приглашен на съемки картин «Разлом» и «Любовь Яровая». После этого он снимался в «Оводе» и «Прологе».
Артист обладал колоритной внешностью, поэтому его герои были очень разноплановыми – поп Гапон, буровой мастер, казачий есаул. В картине «Балтийская слава» Ефиму досталась роль одного из организаторов революционного переворота 1917 года. В фильме «В дни Октября» актер стал Львом Троцким, в «Кочубее» — Григорием Орджоникидзе.
В 60-е годы на экраны вместо фильмов о войне и революции стали выходить социально-психологические картины и киноповести. В картине «Самые первые», посвященной советским космонавтам, актер стал научным сотрудником, а в ленте «713-й просит посадку» Ефим сыграл пассажира самолета.
Заметными стали персонажи Копеляна только в 60-х, 70-х годах. Его пригласили на съемки киноповести о войне под названием «До свидания, мальчики». В главных ролях можно было видеть Евгения Стеблова, Н.Досталя, Михаила Кононова, В.Федорову. Копеляну досталась роль второго плана – жестянщик. После выхода картины ее посмотрели 13 миллионов зрителей, и актерский состав сразу приобрел популярность и узнаваемость.
После этого Копелян снимается в культовых проектах «Неуловимые мстители», «Преступление и наказание», «Даурия», «Николай Бауман», после которых к нему пришла настоящая слава. Игра актера была настолько талантливой, что даже самые незначительные персонажи оставались в памяти навсегда.
Еще одно достоинство актера – его голос, с незабываемыми выразительными оттенками. Он озвучил множество фильмов и даже получил прозвище Ефима Закадровича. Когда снимались «17 мгновений весны», режиссер Т. Лиознова хотела дать роль Копеляну. Но не дала, и как оказалось впоследствии, очень правильно поступила. Зато его голос звучит постоянно, голос, который не похож ни на чей другой. Ефим озвучивал внутренний голос разведчика Штирлица, он был взвешенным и спокойным, даже когда над Штирлицем надвигалась явная угроза. Он говорил, когда Штирлиц спал, ел, брился и даже молчал.
Заслуги актера Ефима Копеляна были отмечены в 1973 году, когда он стал Народным артистом СССР. Его последняя заметная работа в кинематографе — картина «Вечный зов», где его герой Кафтанов. Актер продолжал сниматься в кино до тех пор, пока позволяло здоровье. Перед самой смертью он снялся еще в двух фильмах «Соломенная шляпка» и «Ольга Сергеевна».
Личная жизнь
Первой женой Ефима Копеляна стала актриса Татьяна Певцова. Их брак длился всего пять лет, развелись они в 1940 году. Спустя год в жизнь Ефима навсегда вошла Людмила Макарова. Их знакомство состоялось в театре, а свадьбу они сыграли буквально перед самой войной.
Фото: Ефим Копелян — личная жизнь
Свою личную жизнь актер считал счастливой. Они не только любили друг друга, но и были настоящими друзьями, сумели понести свои чувства через 34 года совместной жизни. Ефим никогда не давал волю чувствам в присутствии посторонних, но жена всегда знала, что муж ее просто обожает. Они родили сына Кирилла, который тоже стал актером. Сына не стало в 2005-м, Людмилы Макаровой в 2014-м.
Ефиму Копеляну было немногим за 60, а он уже был очень больным человеком. Сказались фронтовые будни, многочисленные гастрольные поездки и отсутствие нормальных бытовых условий. Он умер внезапно, после того, как случился второй инфаркт. После первого приступа он поехал на восстановление в санаторий. И вдруг актеру снова стало плохо. Карета скорой помощи, вызванная из Ленинграда, не успела, и докторам осталось только констатировать смерть. Это случилось 06.03.1975 года.
Фото: Могила Ефима Копеляна
Похоронили известного актера на Волковском кладбище в Ленинграде. В память о великом артисте, и в связи со столетием его рождения, в 2012-м появились почтовые марки, на которых изображен неподражаемый Ефим Копелян.
Избранная фильмография
- 1941 — Танкер «Дербент»
- 1956 — Искатели
- 1958 — Мистер Икс
- 1963 — Два воскресенья
- 1967 — Бабье царство
- 1967 — Софья Перовская
- 1968 — Интервенция
- 1969 — Её имя — Весна
- 1970 — Чайка
- 1973 — Вечный зов
- 1975 — Ярослав Домбровский
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Кирилл Копелян. «Это мой крест» (исповедь матери)
Сын знаменитого Бурнаша из «Неуловимых мстителей» и Ханумы — Кирилл Копелян — пошел по стопам родителей и стал служить в театре. Ефим Захарович и Людмила Иосифовна — знаменитые актеры театра и кино середины двадцатого столетия. За свою деятельность оба получили звание народных артистов СССР — и это была заслуженная награда.
Людмиле было всего двадцать лет, а Ефиму двадцать девять, когда они расписались в Ленинградском загсе, а через месяц началась война. Копелян ушел в ополчение, а Людмилу скосил брюшной тиф.
Через многое пришлось пройти супругам в начале семейной жизни, но в самую трудную минуту их спасала любовь. Об этом свидетельствуют письма Копеляна к жене, которые она всю жизнь держала у изголовья кровати и часто перечитывала.
Ефим Захарович на девять лет был старше Людмилы, или, как все ее называли, Люси, а Георгий Товстоногов — Люсиндой. Она многому научилась у мужа, и хотя, в отличие от него, Людмила Иосифовна мало снималась в кино, между ними никогда не было зависти. Ефим Захарович для нее был и отцом, и другом, и мужем. К тому же Люся сама блистала на сцене Ленинградского Большого театра.
В 1948 году 28 ноября семейство пополнилось, родился долгожданный сын — Кирилл Ефимович Копелян.
Молодые годы
К сожалению, про сына знаменитых родителей мало что известно, но в интервью Людмила Иосифовна рассказывала, что Кирилл был хорошим артистом, просто что-то пошло не так.
Кирилл Копелян, проучившись в средней школе № 161 Смольнинского района, решает продолжить дело родителей и в 1967 году поступает в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. И заканчивает его в 1972 году, проучившись на курсе Макарьева Л. Ф. Как на решение сына стать артистом смотрели родители — история умалчивает. Но доподлинно известно, что Ефим Захарович старался быть справедливым и строгим отцом. Не зря же после смерти артиста Георгий Товстоногов выразился, что из театра ушла совесть.
Отношения между отцом и сыном становятся похожими на отношения героев Тургенева. В это время Кирилл Копелян связывается с плохой компанией и даже выпивает. А один раз без спроса берет машину отца, попадает в аварию и разбивает ее. К счастью, все обходится, но несмотря на это, сын сильно переживает о содеянном, взаимоотношения с отцом не налаживаются, постоянные упреки Ефима Копеляна только отдаляют их друг от друга.
Творчество
Кирилл Ефимович Копелян знакомится через некоторое время с талантливым пародистом того времени Виктором Чистяковым. Судьба Виктора рано оборвалась, но до сих пор его выступления показывают по телевизору, а для поклонников таланта существуют видеозаписи с его участием, которые размещены на различных порталах.
Людмила Иосифовна рассказывала, что Кирилл Копелян был очень добрым мальчиком, с легким характером, доступным в общении, не заносчивым, с тонким чувством юмора, как и у отца. То же самое говорили его друзья. Знакомство с Виктором Чистяковым открыло в Кирилле новые грани его таланта. Он мог делать пародии на Михаила Боярского, на известных спортивных комментаторов того времени Николая Озерова и Виктора Набутова. А особенно хорошо он изображал генсекретаря КПСС Леонида Брежнева («Дядю Леню»), главного режиссера БДТ Товстоногова Г. А. Любил подражать отцу и его голосом рассказывать анекдоты про Штирлица.
Кирилл Копелян, биография: личная жизнь
После смерти отца Георгий Товстоногов по просьбе Людмилы Иосифовны взял к себе в театр Кирилла, но он там долго не прослужил. Ушел в Театр комедии, оттуда в Театр на Литейном, участвовал в детских постановках в театре «На Неве», но каких-либо серьезных и значимых ролей так и не сыграл. В 1980 году Кирилл Копелян (актер) принял участие в проекте Гутковича А., снялся в многосерийном фильме «Атланты и кариатиды», и на этом его карьера закончилась.
Личная жизнь Кирилла также не сложилась, видимо, он не смог найти такую женщину, которая любила бы его так же, как любила своего мужа Людмила Иосифовна. Эта была мужественная и верная жена и мать. Прожила она 93 года, пережила и мужа, и сына и все же оставалась оптимисткой.
Вспоминала она, что Кирилла жутко избили до полусмерти, после чего доктора еле вывели его из состояния комы. Сын стал инвалидом первой группы и последние годы не работал.
В этом она видела свою печаль и свой крест и никого не винила, считала, что, скорее, она в чем-то согрешила. Очень сожалела, что сын так и не женился, и у нее нет внуков.
Ефим Копелян: биография, фильмография, фото, личная жизнь
Ефим Копелян биография
Копелян Ефим Захарович
Был одним из шестерых сыновей в еврейской семье лесозаготовителя и бракёра по сортировке пород деревьев Залмана Давидовича Копеляна (1874—1956) и Маши Мордуховны Копелян (урождённой Френкель; 1878—1954). Его деду по материнской линии, лесопромышленнику и одному из самых состоятельных людей города Мордуху Френкелю, принадлежал лесопильный завод, поставлявший древесину для мостов военного ведомства. У него были братья Михаил (1900—1984), Абрам (1902—1945, погиб на фронте под Ленинградом), Евгений (1908—1945, погиб на фронте в Польше), Исаак (1909—2001) и Григорий (1914—1936).
После окончания школы в 1929 году приехал в Ленинград и некоторое время работал токарем на заводе «Красный Путиловец», а затем поступил в Академию художеств на архитектурный факультет, где ранее обучались его два брата. Ради заработка участвовал в массовках в спектаклях Большого драматического театра и в конце концов поступил в студию при театре, где его наставником был Константин Тверской (в то время главный режиссёр БДТ); ещё студийцем сыграл лорда Грея в спектакле Тверского «Жизнь и смерть короля Ричарда Ш». По окончании студии (в 1935 году) был принят в труппу театра, в котором работал до конца жизни. С приходом в 1956 году Г. А. Товстоногова на пост главного режиссёра стал одним из ведущих актёров БДТ.
В годы Великой Отечественной войны Ефим Копелян был актёром фронтового Театра народного ополчения (1941—1943).
Как режиссёр поставил несколько спектаклей на Ленинградском телевидении.
Умер от второго инфаркта 6 марта 1975 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Ефим Копелян Личная жизнь
Первый брак Ефима Копеляна на артистке Татьяне Певцовой оказался коротким: пара прожила вместе 5 лет и рассталась в 1940-ом. А через год артист встретил свою настоящую любовь – актрису Людмилу Макарову. Они познакомились в БДТ. Женились за месяц до начала войны. Прожили в браке 34 года.
Брат — художник, график и книжный иллюстратор Исаак Залманович Копелян (1909—2001).
Его сын (племянник Е. З. Копеляна) — художник и литератор Григорий Исаакович Капелян (р. 1940).
Сын — актёр Кирилл Ефимович Копелян (1948—2005).
Работы в театре
Статья отредактирована: 16-02-2018, 12:12
Добавить коммент