Анатолий Адоскин: биография, дата рождения, личная жизнь, семья и фильмография
Анатолий Адоскин – известный актер кино и театра, имеющий звание Народного артиста РФ. На протяжении нескольких десятилетий Анатолий Михайлович играл на театральных подмостках. На его счету более 70 ролей в различных спектаклях. Кроме того, талантливый актер снимался и в кино. В его кинематографической копилке насчитывается более 60 кинолент, где он играл не только эпизодические роли, но и главные. Пробовал свои силы известный актер Адоскин и на телевидении и даже написал автобиографическую книгу.
Детские годы
Анатолий Адоскин родился в столице двадцать третьего ноября 1927 года. Родители его имели рабочие профессии и с кинематографом никак связаны не были. В его доме и по соседству жили актеры МХАТа, а также оперные певцы. Как утверждал известный актер, именно частые встречи со знаменитостями и повлияли в дальнейшем на выбор его профессии.
Увлечение музыкой
Актер Анатолий Адоскин, биография которого насыщена яркими событиями, с детских лет увлекался музыкой. И даже в раннем детстве он мечтал о том, чтобы стать оперным певцом. Для этого уже в тринадцатилетнем возрасте выучил многие музыкальные арии, которые исполняли его соседи – оперные певцы. Это потом пригодилось и в актерской профессии, когда он играл в музыкальных спектаклях.
Образование
В 1942 году Адоскин Анатолий Михайлович поступает в автотранспортный техникум, хотя и мечтал стать актером. В это учебное заведение его отправил отец. Но будущий актер проучился здесь всего лишь один год, понял, что это не его профессия, и забрал документы, считая, что все-таки должен служить искусству.
Поэтому в 1943 году он поступает в студию при Театре имени Вахтангова, но через три дня бросает учебу. Ему не понравилось, как вели себя его однокурсники на занятиях по сценическому искусству. Потом он уже осмыслил, что поступил слишком опрометчиво.
В этом же году он поступает в драматическую студию театра Моссовета. В это время ее руководителем был замечательный актер и талантливый педагог Юрий Завадский. Именно в годы обучения Адоскин знакомится с Мариной Цветаевой и ее семьей. Его любимой учительницей в театральной студии была сестра мужа поэтессы.
Театральная карьера
Сразу после окончания учебы в театральной студии Анатолий Адоскин начинает свою театральную деятельность в труппе Моссовета, хотя на сцену этого театра он стал выходить уже с 1942 года. Играл такие роли, как Родриго в спектакле «Отелло», Маркиза де Торси в театральной постановке «Стакан воды», Грунцова в спектакле «Трудовой хлеб» и другие. Всего этой театральной сцене он посвятил тринадцать лет и сыграл в 25 спектаклях.
Известно, что Анатолий Адоскин в 1961 году перешел на постоянную работу в театр «Современник», где работал в течение трех лет. Так, он играл в спектакле «Продолжение легенды», а уже через два года — ученого в театральной постановке «Голый король». Также был задействован в таких спектаклях, как «Четвертый», «Старшая сестра» и «Назначение». Всего на сцене этого театра талантливый актер Адоскин сыграл в пяти постановках.
Начиная с 1963 года, известный актер играет и на подмостках театра имени Ленинского комсомола. А уже в 1965 году Анатолий Адоскин переходит в этот театр на постоянное место работы. Он играет Лешу Переверзева в спектакле «До свидания, мальчики!», небольшую эпизодическую роль веселого гражданина в театральной постановке «Сто четыре страницы про любовь», а также Чарльза Ферчайлда в спектакле «Что тот солдат, что этот», фокусника в театральной постановке «Аттракционы» и в других. Всего на сцене этого театра он сыграл в шести спектаклях.
Затем Анатолий Михайлович вернулся в театр имен Моссовета, где стал ведущим и лучшим актером. Играл в стенах ставшего родным заведения до 2012 года. Последним его спектаклем на подмостках этого театра стала роль дирижера в театральной постановке «Маскарад».
Дружба с Фаиной Раневской
Дружба известного актера Адоскина и великолепной актрисы Фаины Раневской началась не сразу, хотя они и работали в одном театре. Однажды они вместе были на гастролях в Ленинграде и неожиданно встретились в магазине грампластинок. Оказалось, что Фаина Георгиевна так же сильно любила музыку, как и Анатолий Михайлович.
В этот день они вместе купили в этом магазине большое количество грампластинок. Когда Фаина Георгиевна вышла из магазина, то поняла, что сама донести то, что приобрела, она не сможет. Актер Адоскин помог ей, и с той поры они стали тесно общаться и дружить.
Карьера на телевидении
В театральной карьере Анатолия Михайловича были и перерывы, когда он уходил работать на телевидение. Известно, что актер Анатолий Адоскин, личная жизнь которого интересна зрителям, создал целый цикл телевизионных программ об исторических людях. Это передачи о таких друзьях известного поэта Пушкина, как Кюхельбекер, Пущин, Одоевский, Баратынский, Жуковский и других.
Для того чтобы создать эти программы для телевидения, Анатолий Михайлович целые дни проводил в библиотеке, собирал материал. Его передачи часто были любимы зрителем.
Кинематографическая карьера
Первой дебютной ролью в кинематографе для Анатолия Михайловича стал Валя Жуков в киноленте «Два капитана», снятой режиссером Владимиром Венгеровым. В этом фильме рассказывается о том, как деревенский мальчишка выловил в реке письма погибшего капитана и сам захотел покорять моря-океаны. Ради этого он сбегает из дома и, как беспризорник, попадает в школу–коммуну, где знакомится с дочерью погибшего капитана, чье письмо он так свято хранил. Эта кинолента вышла в прокат в 1955 году.
Но все-таки свою главную роль Анатолий Адоскин, фильмы которого знают и любят зрители, сыграл в 1960 году в киноленте «Весенние грозы» режиссера Николая Фигуровского. Война разлучила мужа с женой. Главный герой — Виктор узнает, что его супруга Ольга погибла. Он женился на другой девушке, а вскоре встретил свою первую жену. В этой киноленте Анатолий Михайлович играет конферансье Зайчука.
Многим зрителям этот великолепный актер запомнился в небольшой, но очень яркой и выразительной роли молодого начальника Дементьева в киноленте «Девчата». Он играет так, что хочется верить Вадиму Петровичу в необходимость шляпы, которую он купил для солидности, и его огромному желаниию улучшить жизнь молодых строителей.
Еще одной яркой и запоминающей ролью стала старик Толик Сидоров в киноленте «Семь стариков и одна девушка» режиссера Евгения Карелова. Молодая специалистка Леночка мечтает воспитывать чемпионов, а ей дают группу, в которой занимаются одни старички. Чтобы избавиться от них, она дает им большие физические нагрузки, надеясь, что они пожалуются, и ее снимут с этой группы. Фразы, которые произносит герой Анатолия Михайловича, запомнились зрителям.
Известно, что Анатолий Адоскин, семья для которого всегда была надежной поддержкой, играл в детских фильмах. Так, он успешно снялся в киноленте «Про дракона на балконе, про ребят и самокат» режиссера Геннадия Гарлана. В этом фильме рассказывается о необычных и немного даже волшебных приключениях двух ребят Лены и Миши, а также о миникрокодиле и писателе Мамонтове, которого как раз и играл известный актер Адоскин. Эта кинолента вышла в прокат в 1976 году.
В 1984 году талантливый актер Адоскин снимается в киноленте «Пеппи Длинныйчулок» режиссера Маргариты Микаэлян. Этот фильм про девочку, которая жила одна и делала все, что ей хотелось, очень понравился и полюбился зрителям. Талантливый актер Адоскин в этой киноленте успешно воплотил на экране директора кукольного театра.
Играл Анатолий Михайлович и серьезные роли, но чаще все-таки эпизодические. Так, в 1981 году в киноленте «Ленин в Париже» режиссеров Сергея Юткевича и Леонида Эйдлина он играет агитатора-меньшевика. Эта кинокартина посвящена тому времени, когда Ленин жил в Париже и занимался не только революционной деятельностью, но и встречался с Инессой Арманд. Исторические факты в этом фильме тесно переплетены с художественным вымыслом.
А в 1998 году в киноленте «На ножах» режиссера Александра Орлова играет важное лицо. В небольшом провинциальном городе живет помещица Глафира Бодростина, которая уже давно мечтает избавиться от своего мужа. Когда же в этот город приезжают нигилисты Висленев и Горданов, то она старается использовать их для реализации своего плана.
Известно, что Анатолий Адоскин, фильмография которого насчитывает шестьдесят семь кинолент, в 2013 году снялся в «Братьях и сестрах». Им был сыгран талантливо герой Покатов.
Писательская деятельность
Личная жизнь
Известный и талантливый актер Анатолий Адоскин, личная жизнь которого всегда интересна зрителям, был женат один раз. Его избранницей стала племянница Аллы Тарасовой. С балериной Ольгой Тарасовой Анатолий Михайлович познакомился в 1944 году. Больше они никогда не расставались.
Известно, что в этом браке у известного актера родилась дочь Мария, которая стала учителем иностранного языка. Она имеет ученую степень кандидата наук. Мария Анатольевна живет в Америке.
Анатолий Адоскин — биография, информация, личная жизнь
Анатолий Адоскин
Анатолий Михайлович Адоскин. Родился 23 ноября 1927 года в Москве — умер 20 марта 2024 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино. Народный артист Российской Федерации (1996).
Анатолий Адоскин родился 23 ноября 1927 года в Москве в рабочей семье, которая не имела отношения к искусству.
Его семья жила рядом с домом, где жили актеры МХАТа и оперные певцы. Сам Анатолий Михайлович отмечал, что данное обстоятельство во многом определило его судьбу.
С ранних лет любил музыку и поначалу хотел стать оперным певцом. В 13-14 лет он выучил наизусть многие музыкальные арии, которые постоянно слышал от соседей-певцов. Позже ему это помогло в работе, когда приходилось играть в музыкальных спектаклях.
Актер вспоминал один случай из детства, который произвел на него огромное впечатление: «Папа моего дружка, с которым мы в школе сидели за одной партой, работал истопником в доме, где жили артисты. Мы часто ходили туда играть в волейбол в составе молодежной команды детей актеров МХАТа и музыкального Театра имени Станиславского. Однажды в перерыве один из этих ребят повел меня к себе домой попить водички. Там я увидел его отца, знаменитого баритона, любимого ученика Константина Станиславского. С тех пор я часто стал проситься в этот дом, чтобы попить водички. И однажды, когда папы моего знакомого мальчика не оказалось дома, а дверь в его комнату была открыта, я увидел рояль и фотографию с дарственной надписью Станиславского: «Дорогому Юрочке, который был замечательным Онегиным»».
Несмотря на то, что с подросткового возраста мечтал об актерской профессии, в 1942 году поступил в автотранспортный техникум, куда его буквально за руку отвел отец. Но, проучившись в техникуме год, Анатолий забрал документы, и твердо решил посвятить свою жизнь искусству.
Сначала он поступил в студию при Театре имени Вахтангова, в которой проучился всего три дня: «Виной же тому, что я ушел — мой максимализм и идеализм. Увидел, как на занятии по сценическому движению мальчики заигрывают с девочками, заглядывая им под юбки, и опешил: как же можно так несерьезно относиться к искусству?!».
И тогда он ушел в студию драматическую студию Театра им. Моссовета, которой руководил актер и педагог Юрий Завадский. В то время ведущей актрисой театра была легендарная Вера Марецкая. В те же годы сблизился с семьей Марины Цветаевой. Его учительница по слову в студии Завадского, ученица Вахтангова, была родной сестрой Сергея Эфрона, мужа поэтессы.
По окончании студии в 1948 году был приглашен в труппу Театра им. Моссовета, где проработал до 1961 года, среди его работ: «Забавный случай» Карло Гольдони — Гасконь, Де ля Котри; «Отелло» Шекспира — Родриго; 1945 — «Стакан воды» Е. Скриба — Маркиз-де-Торси; «Красавец-мужчина» — Олешунин; «Девочки» В. Ф. Пановой — Валька; «Мадлен Годар» А. Спешнева — Американский офицер; «Модная лавка» И. Крылова — служитель; «Студент III курса» А. Давидсона, А. Борозина — Боба Крайнов; «Рассвет над Москвой» А. Сурова — школьник; «Хитроумная влюбленная» Лопе де вега — Финардо, музыкант Фабьо; «Честь семьи» Г. Мухтарова — Курбан; «Трудовой хлеб» А. Н. Островского — Павел Сергеевич Грунцов; «Беспокойная должность» А. Я. Кожемякина — Николай Алексеевич Груздь; «Тайна черного озера» Е. Б. Борисовой — Старший бесенок; «Сомов и другие» — Миша; «Наша дочь» — Петя; «Второе дыхание» — Веревкин; «Алпатов» — Павел; «Катрин Лефевр» — Жасмэн; «Трое» — Перфишка; «Виндзорские насмешницы» Шекспира — Слендер; «Король Лир» — Освальд; «Тревожная ночь» — Карпов; «Миллион за улыбку» — Виталий Николаевич Карташев; «Первое свидание» — Стружановский.
С 1961 года — актер театра «Современник», среди его работ: «Продолжение легенды» А. В. Кузнецова; «Голый король» Е. Л. Шварца — учёный; «Четвёртый» К. М. Симонова; «Старшая сестра» А. М. Володина; «Назначение» А. М. Володина.
С 1965 года — актер театра им. Ленинского комсомола, среди его работ: «До свидания, мальчики!» Б. И. Балтера, В. Токарева — Алёша Переверзев; «104 страницы про любовь» Э. С. Радзинского — весёлый гражданин; «Что тот солдат, что этот» Бертольта Брехта — Чарльз Ферчайлд; «Каждому своё» С. И. Алешина — Архивариус; «Аттракционы» А. М. Володина — фокусник; «Мольер» М. А. Булгакова — Брат Верность.
В 1968 году Адоскин вернулся в труппу театра им. Моссовета, где в скором времени стал одним из ведущих актеров, среди его работ: «Странная миссис Сэвидж» — Сэмуэл; «Шторм» — Загорецкий; «Глазами клоуна» — Пастор Зоммервильд; «Дальше — тишина» — Доктор; «Петербургские сновидения» — Лебезятников; «Была весна 16-го года» — Ганс; «Спектакль-концерт» — «Ода вольности»; «Эдит Пиаф» — Раймон Ассо; «Несколько тревожных дней» — Старицкий; «Третьего не дано» — Платонов; «Поединок века» — Доктор Бюнгер; «Турбаза» Э. Радзинского — Оптимист; «Сердце Луиджи» — Аппельгейм; «Возможны варианты» — Николай Павлович; «На полпути к вершине» — Викарий; «Дон Карлос» — Доминго; «Царская охота» — Князь Голицын, Падре Паоло; «Версия» — Всеволод; «Успех» — Математик; «Передышка в Арко Ирис» — Себастьян; «Братья Карамазовы» — Зосима, Прокурор, Ипполит Кириллович; «Живой труп» — Адвокат; «Суд над судьями» — Генрих Гейтер, Карл Вик; «Проходная» — Савелий; «Виноватые» А.Арбузова — Повествователь; «Кафе Превера» — Профессор; «Иисус Христос — суперзвезда» — Понтий Пилат; «Как важно быть серьезным» — Каноник Чезюбл; «Рюи Блаз» — Дон Гуритан; «Белая гвардия» — Фон Шратт; «Желтый ангел» Тэффи — Надежды Лохвицкой; «Мадам Бовари» — Оме; «Милый друг» — Норбер де Варен; «Московское гнездо» — Манцев; «Скандал? Скандал. Скандал!» («Школа злословия») — Ростовщик; «Утешитель вдов» Д. Маротта, Б. Рандоне — Джачинто Камарота; «Венецианский купец» — Принц Арагонский; «Мамаша Кураж и ее дети» — Штархемберг; «Вишневый сад» — Фирс; «Муж, жена и любовник» — граф Любин; «Комики» Нила Саймона — Ол Льюис; «Чайка» — Сорин; «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» — епископ Бейсингсток; «Обрученные» Алессандро Мандзони — Кардинал Федериго Борромео; «Casting/Кастинг» Ю. Ерёмина — Адам Васильевич; «Дон Жуан. Версия» — Дон Луис; «Маскарад» М. Ю. Лермонтова — Неизвестный.
Анатолий Адоскин и Фаина Раневская
Был дружен с Фаиной Раневской. Анатолий Адоскин рассказывал: «Несмотря на то что мы с Фаиной Георгиевной работали в одном театре, общаться стали не сразу. Все началось с гастролей в Ленинграде, где неожиданно столкнулись в магазине грампластинок. Она, как и я, очень любила музыку, поэтому мы с ней набрали по большой стопке. Выходя из магазина, Раневская поняла, что не сможет донести купленное, естественно, я ей помог. Когда мы вернулись с гастролей, она мне позвонила и сказала: «Толя, ну не дураки ли мы с вами?! Оказывается, все, что тащили из Ленинграда, можно купить и в Москве!». Так мы начали общаться с Раневской, а потом и дружить».
В кино дебютировал в 1955 году, сыграв Валю Жукова в фильме «Два капитана» режиссера Владимира Венгерова.
Анатолий Адоскин в фильме «Два капитана»
Первую главную роль исполнил в 1960 году в ленте «Весенние грозы» (Зайчук).
Анатолий Адоскин в фильме «Весенние грозы»
В 1961 году снялся в культовой картине «Девчата» режиссера Юрия Чулюкина. Сыграл эпизодическую, но яркую роль — нового начальника Вадима Петровича Дементьева. Зрителям запомнилась сцена, когда героиня Светланы Дружининой показывает, как носить шляпу. «Я шляпу-то никогда не носил. Это так вот купил. Для солидности», — оправдывается герой Анатолия Адоскина.
Анатолий Адоскин в фильме «Девчата»
В 1968 году сыграл одну из главных ролей в комедии «Семь стариков и одна девушка» (старик Толик Сидоров). По сюжету молодой тренер Лена Величко, девушка симпатичная и честолюбивая, мечтает о блестящей карьере, о воспитанниках-чемпионах. Однако для начала ее определяют методистом в оздоровительную группу для пожилых мужчин. Герой Анатолия Адоскина в фильме произносит фразу: «Господи! Что мы ей сделали — гоняет до смертоубийства!».
Анатолий Адоскин в фильме «Семь стариков и одна девушка»
В 1976-м актер исполнил главную роль в детской комедии «Про дракона на балконе, про ребят и самокат». В картине рассказывается об удивительных приключениях школьников Миши и Лиды, ее братишки Женьки и пенсионера Сергея Васильевича, причиной которых стал миникрокодил Дракон, любимец писателя-путешественника Мамонтова. Последнего как раз и сыграл Анатолий Адоскин.
Анатолий Адоскин в фильме «Про дракона на балконе, про ребят и самокат»
Среди других заметных работ актера — картины «Братья Карамазовы», «Москва — Кассиопея», «Отроки во Вселенной», «Каждый вечер после работы», «Женщины шутят всерьез», «Живой труп», «Поздний ребенок», «Пеппи — Длинный чулок», «На ножах».
Большинство ролей, сыгранных актером в кино, — второплановые. Но при этом зрители их любят и помнят. Анатолий Адоскин по этому поводу говорил: «В этом смысле мою киносудьбу можно сравнить с актерской судьбой Раневской, которая всю жизнь играла идиоток. Рядом с ней снимались такие звезды, как Любовь Орлова и Вера Марецкая, им доставались роли партийных деятелей, передовиков производства и первых красавиц. Но их героинь давно забыли, а знаменитых «Мулю» и «Льва Маргаритовича» Раневской зрители помнят до сих пор. Но почему так происходит, не знаю, для меня это загадка».
В 2002 году он был выдвинут на соискание национальной премии в области кинематографа «Золотой орел» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» за работу в картине Андрея Кончаловского «Дом дураков». Картина рассказывает о чеченской клинике для душевнобольных.
Среди других заметных работ 2000-х годов — «Тюрьма особого назначения» (отец Амвросий), «Полонез Кречинского» (генерал), «Тормозной путь» (Ипполит Ясонович Кандилис), «Ермоловы» (Евсей Абрамович), «Хранимые судьбой» (Василий Васильевич Огородников), «Кураж» (главный сатирик страны Сергей Владимирович).
Анатолий Адоскин в сериале «Хранимые судьбой»
Много лет преподавал в Школе студии МХАТ.
В 1996 году Анатолий Адоскин удостоен звания Народного артиста России. В 2008 году был награжден орденом Почета.
В 2015 году Анатолий Адоскин представил автобиографическую книгу «Ах, если бы вы знали, если бы слышали. », где поделился воспоминаниями о своей жизни, о работе в театре, о дружбе с великими актерами, в т.ч. с уже упоминавшейся Фаиной Раневской.
Анатолий Адоскин скончался 20 марта 2024 года у себя дома на 92-м году жизни.
Анатолий Адоскин
Рост Анатолия Адоскина: 188 сантиметров.
Личная жизнь Анатолия Адоскина:
Жена — Ольга Тарасова, балерина, племянница Аллы Тарасовой. Познакомились в 1944 году и с тех пор не расставались.
В браке родилась дочь Мария, филолог, преподаватель английского языка, кандидат наук. Дочь живет в Америке.
Анатолий Адоскин с женой
Фильмография Анатолия Адоскина:
1955 — Два капитана — Валя Жуков
1957 — Наши соседи — Илья Андреевич Размыслович, учитель, лектор, влюбленный в Светлану
1958 — Часы остановились в полночь — Бушман
1959 — Любовью надо дорожить — Костя, комсорг комбината
1959 — Анюта (короткометражный) — Клочков
1960 — Весенние грозы — Зайчук, конферансье
1961 — Человек ниоткуда — Миша
1961 — Девчата — Вадим Петрович Дементьев, новый технорук
1962 — Чёрная чайка — Антонио, филолог и поэт, командир кубинской береговой охраны
1963 — Левашов (фильм-спектакль)
1963 — Выстрел в тумане — Смилкис
1964 — Хотите — верьте, хотите — нет. — Степан Сергеевич Сазонов
1965 — Строится мост — эпизод (нет в титрах)
1966 — Театральные встречи БДТ в Москве (фильм-спектакль)
1967 — Операция «Трест» — Георгий Николаевич Радкевич
1968 — Братья Карамазовы — Николай Парфёнович Нелюдов, судебный следователь
1968 — Штрихи к портрету В. И. Ленина — член Совнаркома
1968 — Семь стариков и одна девушка — Сидоров Толик, старик
1970 — Поздний ребёнок — дядя Лёня, врач-окулист, сосед
1971 — Собака Баскервилей (фильм-спектакль) — Мортимер
1971 — Преждевременный человек — Наум
1972 — Любимые страницы (фильм-спектакль)
1973 — Сибирский дед — Алексей Аркадьевич Рогов, начальник контрразведки
1973 — Москва – Кассиопея — Кондратий Пантелеймонович, отец Паши
1973 — Каждый вечер после работы — учитель астрономии
1973 — Детство. Отрочество. Юность (фильм-спектакль) — Сен-Жером, гувернёр
1974 — Про мальчика, бабушку-газетчицу и разбитые очки (фильм-спектакль) — Василий Петрович
1974 — Отроки во вселенной — Кондратий Пателеймонович, отец Паши Козелкова
1975 — У меня есть лев — Родион
1975 — Волны Чёрного моря — Жора Колесничук, подпольщик
1976 — Про дракона на балконе, про ребят и самокат — Мамонтов, писатель-путешественник
1977 — Прыжок с крыши — Ростислав Андреевич Любешкин, талантливый ученый-теоретик
1978 — Человек, которому везло — Сергей Матвеев, друг, однокашник и коллега Ишутина
1978 — Дальше — тишина (фильм-спектакль) — доктор
1979 — Цезарь и Клеопатра (фильм-спектакль) — Потин, опекун Птоломея
1980 — Версия (фильм-спектакль) — Всеволод Мейерхольд
1980 — Альманах сатиры и юмора (фильм-спектакль)
1981 — Ленин в Париже — агитатор-меньшевик
1981 — Женщины шутят всерьёз — Федор Фёдорович, учитель математики
1983 — Эдит Пиаф (фильм-спектакль)
1984 — Пеппи Длинныйчулок — директор кукольного театра
1985 — Странная история доктора Джекила и мистера Хайда — мистер Аттерсон, нотариус
1986 — Суд над судьями (фильм-спектакль) — Генрих Гейтер
1987 — Мир Рэя Бредбери (фильм-спектакль) — чтец, рассказ «Ночной сторож»
1987 — Живой труп (фильм-спектакль) — адвокат
1987 — Виноватые (фильм-спектакль) — повествователь
1988 — И свет во тьме светит (фильм-спектакль) — старший доктор
1991 — Оберег
1994 — Возвращение Будды — профессор Виталий Витальевич Сафонов
1998 — На ножах — важное лицо
1999 — Послушай, не идёт ли дождь. — идеолог
1999 — Московское гнездо (фильм-спектакль) — Сергей Александрович Манцев
2001 — С новым счастьем! — 2 — эпизод (нет в титрах)
2002 — Комики (фильм-спектакль) — Ол Льюис
2002 — Дом дураков — Фуко
2002 — Александр Пушкин
2003 — Чтобы помнили. Борис Иванов (документальный)
2004 — Четыре — Миша
2005 — Иисус Христос-суперзвезда (фильм-спектакль) — Понтий Пилат
2006 — Тюрьма особого назначения — отец Амвросий
2006 — Седьмое небо — дед Егора
2006 — Рельсы счастья — Пал Палыч
2006 — Палач — дед Ольги
2007 — Чайка (фильм-спектакль) — Петр Николаевич Сорин, брат
2007 — Тормозной путь — Ипполит Ясонович Кандилис, адвокат
2007 — Ростислав Плятт. Что сказали звёзды? (документальный)
2007 — Полонез Кречинского — генерал
2007 — Луна-Одесса — папа Аркадия
2008 — Ермоловы — Евсей Абрамович, коллекционер
2008 — Острова. Константин Воинов (документальный)
2009 — Фаина Раневская: Красота — страшная сила (документальный)
2009 — Огни большого города — актер
2010 — Человек в кадре. Борис Иванов (документальный)
2011 — Хранимые судьбой — Василий Васильевич Огородников
2011 — Человек в кадре. Серафима Бирман (документальный)
2012 — Тайны советского кино. Семь стариков и одна девушка (документальный)
2012 — Кастинг (фильм-спектакль) — Адам Васильевич
2013 — Две зимы и три лета — Покатов
2014 — Кураж — Сергей Владимирович, главный сатирик страны
Анатолий Адоскин
- Актер
- Дата и место рождения: 23 ноября 1927 (91 год), Москва, СССР (Россия).
Участвовал 5
Его коллеги по цеху
- Анатолий Адоскин — советский и российский актёр театра и кино, Народный артист Российской Федерации. Его первый фильм был снят в 1955 году. Особую популярность Анатолию Адоскину принесла работа над фильмами: «Два капитана», «Братья Карамазовы», «Девчата», «Отроки во Вселенной», «Москва-Кассиопея».
Фильмография Анатолия Адоскина
- Актер
- Кастинг (ТВ, 2012)… Адам Васильевич
- Хранимые судьбой (2011)
- Огни большого города (сериал, 2009)
- Ермоловы (сериал, 2008)… Евсей Абрамович
- Тормозной путь (сериал, 2008)… Кандилис
- Свадьба. Дело. Смерть (сериал, 2007)… генерал
- Луна-Одесса (2007)… папа Аркадия
- Рельсы счастья (сериал, 2006)
- Тюрьма особого назначения (сериал, 2006)
- Седьмое небо (мини-сериал, 2005)… дед Егора
- 4 (2004)… отец Олега
- Комики (ТВ, 2002)… Ол Льюис
- Александр Пушкин (2002)
- Дом дураков (2002)… Фуко
- Возвращение Будды (1994)
- Оберег (1991)
- И свет во тьме светит (ТВ, 1988)
- Живой труп (ТВ, 1987)… адвокат
- Странная история доктора Джекила и мистера Хайда (1985)… Аттерсон
- Пеппи Длинныйчулок (ТВ, 1984)… директор кукольного театра
- Эдит Пиаф (ТВ, 1983)
- Женщины шутят всерьез (1981)
- Ленин в Париже (1981)
- Цезарь и Клеопатра (ТВ, 1979)… Потин
- Человек, которому везло (1978)… Матвеев
- Дальше – тишина (ТВ, 1978)… доктор
- Прыжок с крыши (1977)… Любешкин Ростислав
- Про дракона на балконе, про ребят и самокат (1976)… писатель Мамонтов
- У меня есть лев (ТВ, 1975)
- Волны Черного моря (ТВ, 1975)… Жора Колесничук
- Отроки во Вселенной (1975)
- Каждый вечер после работы (1973)
- Москва-Кассиопея (1973)… Кондратий Пантелеймонович
- Сибирский дед (1973)… Рогов
- Собака Баскервилей (ТВ, 1971)… Мортимер
- Поздний ребенок (1970)… дядя Леня
- Семь стариков и одна девушка (ТВ, 1968)… Анатолий Сидоров
- Братья Карамазовы (1968)… следователь
- Штрихи к портрету (сериал, 1967)… член Совнаркома
- Операция «Трест» (ТВ, 1967)… Георгий Радкевич
- Хотите – верьте, хотите – нет… (1964)
- Выстрел в тумане (1964)
- Черная чайка (1962)… Антонио
- Человек ниоткуда (1961)… Миша, врач
- Девчата (1961), Top250: 125… Дементьев
- Весенние грозы (1960)
- Три рассказа Чехова (1959)… Клочков
- Любовью надо дорожить (1959)… Костя
- Часы остановились в полночь (1958)
- Наши соседи (1957)
- Два капитана (1955)… Валя Жуков
- Актер: Играет самого себя
- Фаина Раневская: Красота – страшная сила (ТВ, 2009)
Анатолий Адоскин: моя любимая женщина сошла с ума
Балерина Уланова собиралась засудить актера за то, что тот рассказал, как ее муж избил Фаину Раневскую
Одному из старейших российских актеров Анатолию АДОСКИНУ на днях исполнилось 89. Недавно патриарх кино и сцены выпустил мемуары «Ах, если бы вы знали, если бы слышали. ». Разумеется, рассказать Анатолию Михайловичу есть что: за его плечами сотни интереснейших встреч, роли в популярных фильмах «Два капитана», «Девчата», «Семь стариков и одна девушка», «Братья Карамазовы», «Москва — Кассиопея», а также работа в Театре имени Моссовета, в котором Адоскин служит почти 70 лет.
— Появилось много свободного времени из-за того, что сейчас мало ролей дают в театре, а мне всегда нужно чем-то заниматься, чтобы не раскисать. Вот и решил написать книгу, — объясняет Адоскин, почему он ударился в воспоминания. — Я с детства был связан с семьей Марины Цветаевой, частные уроки мне давала Елизавета Яковлевна, сестра мужа поэтессы Сергея Эфрона. Тогда, в 40-е годы, фамилию Цветаевой даже нельзя было произносить вслух — была арестована ее дочь Ариадна, а муж расстрелян на Лубянке. Сама она в 41-м покончила с собой. Тем не менее благодаря Елизавете Яковлевне я познакомился, например, с Борисом Пастернаком, который приходил к моей учительнице и мешал нам заниматься, чем тогда меня очень злил. Потом я провожал на фронт Сергея Эфрона, очень мудрого и тонкого человека. Его с Цветаевой сын Мур или Георгий Сергеевич был сложным парнем, очень отличался от других ребят. У меня остались его дневники, письма, воспоминания.
— Поступив на работу в Театр Моссовета, вы быстро подружились с великими Раневской, Пляттом?
— С этими людьми можно было на равных беседовать, несмотря на нашу солидную разницу в возрасте. Фаина Георгиевна еще тогда казалась настоящим чудом: во всем искала предмет сострадания. Из четырех тысяч рублей пенсии, которые она получала, практически ничего не оставалось: все раздавала нуждающимся и тратила на лекарства для Мальчика, своего любимого пса. Смотрит, бывало, на муху и жалеет ее. Мол, насекомому суждено недолгое существование, а ведь у него наверняка есть малыши. Сама Раневская была одинока — ни мужа, ни детей. Мы с ней собирали пластинки и на этой почве подружились, со всех гастролей привозили новые записи. Я лично стал свидетелем вопиющего случая, когда на очередной репетиции Раневская и Завадский, наш главреж, в прямом смысле слова подрались. Фаина Георгиевна готовила роль, а Юрий Александрович все не приходил ее послушать, присылая вместо себя ассистентку, молодую женщину. Когда наконец он появился, Раневская вышла из себя и крикнула в сердцах: «Не смейте мне делать замечания!» Тогда он бросился на нее с кулаками и воскликнул: «Вон из театра!» На что она произнесла свою знаменитую теперь фразу: «Вон из искусства!»
— Фаина Георгиевна тяжело переживала этот момент?
— Очень. Долго болела, а в театре между тем созвали собрание, на котором было принято решение, что она действительно должна уйти. После этого я пришел к ней домой и долго утешал. Конечно, Завадский не по-мужски поступил: руку на женщину ни при каких обстоятельствах нельзя поднимать. А на меня за то, что я рассказал об этом эпизоде, хотела в суд подать первая супруга Завадского — Галина Уланова. Но ограничилась жалобой в партком. Со временем страсти улеглись, и Завадский с Раневской помирились. Случилось это в Румынии, куда Фаина Георгиевна отправилась навестить родственников, которые эмигрировали, а Юрий Александрович ставил там «Вишневый сад». Они встретились в посольстве, и Завадский, зная, что у Раневской практически нет денег, отдал ей весь свой гонорар за постановку. Вот такие поразительные люди.
— Все-таки как актера вас сделал именно Завадский?
— Именно так, он многое мне прощал. Я ведь уходил из Театра Моссовета к Олегу Ефремову в «Современник». Тогда Юрий Александрович лишь заметил: «Толя, я отпускаю тебя в творческий отпуск!» Он на всю жизнь остался моим учителем и благодетелем: доставал билеты в Большой театр, зная мою страсть к балету, а однажды подарил свой костюм, который я потом многие годы носил. У него была потрясающая вторая жена, великая актриса Вера Марецкая, в которую, к слову, многие в нашем театре были влюблены, в том числе Ростислав Плятт.
— Ваша жена Ольга Тарасова, как и первая супруга Завадского Галина Уланова, была балериной.
— Да. Мы с Олей с 1944 года знакомы. Она племянница знаменитой актрисы Аллы Тарасовой. Я, как только Оленьку увидел, сразу понял, что она мой человек, моя женщина. Я люблю танцевальное искусство, ходил на многие спектакли, вот в общей компании и познакомились. Супруга — самое большое счастье в моей жизни, удивительное создание: мудрый человек, балерина, которая выросла в безумно талантливого хореографа. Ее постановки шли во многих странах мира.
— Дети пошли по вашим стопам?
— Нашей дочери Марии Адоскиной уже 60 лет, мы ее в честь моей мамы назвали. Я был горд стать отцом в возрасте слегка за 20. Больше детей у нас с женой нет: у обоих всегда было много работы, не до того. Наша Маша окончила педагогический вуз в Москве, стала учителем английского языка, потом получила кандидатскую степень по филологии. Она уже давно живет в Штатах, где занимается тем, что принимает иностранные делегации, расселяет их, знакомит с кем нужно. В США Оля попала благодаря второму мужу Дмитрию Казанскому. Он почему-то всегда мечтал уехать из России. За это я долго на него сердился, но должен сказать, Америка очень многое им дала и, как это ни больно признавать, там они по-настоящему смогли реализоваться. Дима сейчас — лучший продавец автомобилей в своем городе. Моей внучке Татьяне Стадухиной (она от первого брака дочки) — 34 года. Таня окончила Гарвард и занимает руководящую должность в большой американской компании. Ее молодой человек в ООН работает.
— Вы любвеобильный человек? Похоже, нет, раз уже 70 лет у вас одна супруга.
— Мне просто больше никто не нужен. До жены я был влюблен в балерину Ольгу Рябцеву, которая танцевала в Театре Станиславского и Немировича-Данченко. Ее уже давно нет в живых, трагическая судьба — к концу своих дней с ума сошла, бедная. Что интересно, даже найдя счастье со своими вторыми половинками, мы с Рябцевой продолжали дружить. Моя Ольга к этим отношениям была очень снисходительна — она мудрая женщина, всегда все мне прощала. В театре у меня никогда не случалось романов, хотя дамы меня любили, что греха таить. Помню, в Киеве после спектакля какая-то девушка вынесла на поклон букет, а я его отдал костюмерше. Так она дождалась меня у выхода и стала настойчиво выпытывать, где ее цветы. Чувствовал себя тогда очень неловко.
— А из нынешних звезд родного Театра имени Моссовета кто вам симпатичен?
— Оля Остроумова — тонкая, замечательная женщина и актриса. Сергей Виноградов — очень сильный мастер. Александр Домогаров — неплохой, он этакий актер-актерыч, хотя в нем намешано и дурное, что не всегда нужно артисту, — и пьянство, и любовные похождения в том числе. Впрочем, многие актеры выпивали: великий Симонов, например, отлично играл и становился абсолютно свободным, когда немного принимал перед выходом на сцену. Но чаще это мешает, как, скажем, Леониду Маркову. Лично для меня выпивший коллега чрезвычайно неприятен.
— Вы состоятельный человек?
— Вполне. Живем в центре Москвы, в Каретном ряду. Наши умершие с женой родственники завещали нам свои вклады. Это нас сейчас и обеспечивает.
Анатолий Михайлович Адоскин
Анатолий Адоскин. Линия жизни / Телеканал Культура
Анатолий Михайлович Адоскин
Умер актер из легендарного фильма «Девчата» Анатолий Адоскин
Анатолий Адоскин — биография
Имя Анатолия Адоскина встречается в титрах более шести десятков картин, многие из которых интересны и современному зрителю. Самыми удачными его работами можно назвать ленты «Братья Карамазовы», «Любовью надо дорожить», «Анюта», «Возвращение Будды», «Женщины шутят всерьез».
Ностальгия по старому игровому кино иногда возникает не только у старшего поколения зрителей. Более молодому зрителю тоже интересно посмотреть картины, которые были сняты во времена Советского Союза. Их привлекает живое общение, настоящие чувства, интересный, иногда незамысловатый сюжет. Конечно, современный кинематограф намного ярче и красочнее, благодаря компьютерной графике и спецэффектам, но в последнее время почему-то предпочтение отдается старому доброму кино, особенно если роли в нем исполняют знаменитые артисты прошлого века, такие, как Анатолий Адоскин.
Детство и юность
Родился Анатолий Адоскин 23 ноября 1927 года в Москве. Его детство прошло в Козицком переулке, рядом с тем домом, где проживали артисты и оперные певцы. Неизвестно, откуда у него появился интерес к актерскому творчеству, может соседство с известными людьми, или просто мальчик родился талантливым, но он с детства мечтал о сцене. Он наблюдал за окнами соседнего дома, в которых свет не гас до самого утра, представлял, как там актеры учат свои роли или напевают оперную партию. Он очень хотел быть одним из них.
Анатолий Адоскин в молодости
Больше всего Толю привлекало оперное искусство, он обожал Федора Шаляпина и хотел быть на него похожим. Однако по мере взросления Адоскин понимал, что нужно учиться актерскому мастерству, иначе ничего не выйдет. Анатолий настолько хотел сблизиться с людьми искусства, что начал ходить в тот двор постоянно, пока не нашел себе там новых друзей. Среди его знакомых оказался театральный капельдинер, который пропускал любознательного мальчика на все постановки, проходившие в театре.
Его планы нарушила война. Актерство отошло на второй план, первоочередной задачей каждого, кто находился в тылу, была помощь фронту. Анатолия тоже взяли на завод, где ему довелось участвовать в сборке мин. Он был очень серьезный и трудолюбивый, у него были лучшие показатели в цеху.
Когда отец Анатолия узнал о намерении сына учиться на артиста, он был очень недоволен. Профессию актера тогда никто не воспринимал всерьез, это было баловством и не подходило настоящему мужчине. Именно отец настаивал на более земной профессии для сына, и в 1942 году практически за руку привел его в автотранспортный техникум. Учиться нелюбимому ремеслу Адоскину очень не хотелось. Он начал прогуливать занятия, и по-прежнему мечтал заниматься любимым делом. Из-за постоянных прогулов Анатолия отчислили из техникума после первого курса.
Он долго боялся признаться родителям об этом отчислении, а тут еще как на грех умудрился потерять рабочую карточку на продукты. Она выдавалась только работающим или студентам, поэтому восстановить ее не представлялось никакой возможности. Анатолий решил срочно поступать в актерскую студию, которая работала при театре им.Вахтангова, но и тут вышла незадача – вступительные экзамены давно прошли. Набравшись смелости, Адоскин решил пойти домой к педагогу курса Борису Захаве.
На фото Анатолий Адоскин
Потом Анатолий вспоминал, как пришел рано утром, постучал в дверь, и застал Захаву в домашнем халате, как не растерялся и залпом протараторил заранее заготовленную речь. Он сказал, что хочет учиться в его студии, понимает, что поздно, но он очень хочет учиться и просил его прослушать. Захава очень удивился, но под таким натиском сдался, и после прослушивания принял Анатолия на курс.
Однако проучиться Адоскину довелось всего три дня. Ему выдали рабочую карточку, и он бросил учебу. Не от того, что передумал быть актером, просто он увидел, как на репетиции мальчики заигрывают с девочками, и эта несерьезность ему очень не понравилась. Адоскин всегда считал, что искусство должно быть чистым и прекрасным, а люди искусства высоко духовными особами. Анатолий решил дожидаться, пока из эвакуации вернется Завадский.
В 1943-м Анатолий Адоскин стал студентом студии при театре им.Моссовета, где его наставником стал Юрий Завадский. Диплом об окончании вуза он получил в 1948 году. Театральная биография артиста началась сразу после выпуска, он остался в труппе этого театра. Вскоре поклонники и театральные критики заговорили о нем, как о разноплановом артисте, который как по мановению волшебной палочки меняет свои образы. Он был задействован во многих постановках этого театра, лучшими из которых стали «Модная лавка», «Трудовой хлеб», «Виндзорские насмешницы».
Анатолий Адоскин в театре
В 1961-м Адоскин оставил сцену театра им.Моссовета и перешел в «Современник». Причиной такого решения была усталость от репертуара. В 1965 году он снова сменил место службы, на этот раз его приняли в Ленком. Под руководством Анатолия Эфроса Адоскин прослужил до 1968 года.
Адоскин и Эфрос были близкими друзьями, поэтому никого не удивляло, что они друг другу не «выкали», обращались по простому на «ты». Именно по инициативе Адоскина в труппе театра появились Евгений Стеблов и Валентин Гафт. Однако эта эйфория длилась не очень долго. В 1967-м Эфрос ушел в театр на Малой Бронной, и Анатолий тоже не захотел оставаться, вернулся на свою самую первую службу – в театр им. Моссовета.
На первый взгляд может показаться, что кино и театр мало чем отличаются друг от друга. Однако на самом деле это совершенно два разных направления в искусстве. Одно дело находиться на сцене, когда перед тобой живой зритель, с его эмоциями, переживаниями, реакцией на происходящее. Совсем другие ощущения актер испытывает перед камерой. Некоторым артистам очень сложно впервые выйти на съемочную площадку, но Анатолий Адоскин справился с этим испытанием. За все годы он сыграл более шестидесяти персонажей, причем практически все они были положительными и запомнились зрителю некоторой наивностью и добротой.
Кинематографическая биография актера началась в 1955 году, когда он впервые попал на съемочную площадку картины «Два капитана», режиссера Владимира Венгерова. Ему досталась роль Вали Жукова. Спустя три года Адоскина пригласили на съемки фильма «Часы остановились в полночь». В 1959 году режиссер Сергей Сплошнов задействовал Адоскина в ленте «Любовью дорожить». Через два года Анатолия позвали в культовый проект «Девчата», рассказывающий о наивной поварихе Тосе в исполнении Надежды Румянцевой.
Анатолий Адоскин в фильме «Братья Карамазовы»
1968 год добавил в копилку артиста роль в ленте «Братья Карамазовы» по произведению Достоевского. Его партнерами по этой ленте были Кирилл Лавров, Михаил Ульянов, Андрей Мягков.
Параллельно с этим артист работает в комедийном проекте «Семь стариков и одна девушка», который снял режиссер Евгений Карелов. По сюжету картины выпускница института физкультуры Лена назначена руководить «группой здоровья», основу которой составляют тунеядцы и алкоголики. Девушка долго пыталась приучить их к здоровому образу жизни, но поняла, что это бесполезно. И теперь она решила любой ценой добиться того, чтобы ее сняли с этой должности. Она заставляет своих подопечных выполнять сложные задания, в надежде, что они на нее пожалуются, и ее уволят. Но все получилось наоборот, старики влюбляются в своего тренера и стараются показать самые высокие результаты. В этой картине Адоскин стал холостяком Анатолием Сидоровым.
Анатолий Адоскин в фильме «Каждый вечер после работы»
Карьера в кино наращивала обороты, каждый год артиста приглашали в несколько интересных картин. В 1973-м он сыграл в ленте «Каждый вечер после работы», в 1976-м его позвали на съемочную площадку фильма «Про дракона на балконе, про ребят и самокат», в 1981-м Адоскину досталась роль в ленте «Женщины шутят всерьез», 1987 год пополнил фильмографию картиной «Живой труп».
В новом веке работы заметно поубавилось. В 2002 году Андрей Кончаловский предложил Анатолию Адоскину второстепенную роль в психологической ленте «Дом дураков». Сценарий ленты разворачивается вокруг чеченской войны и клиники для душевнобольных. Эта картина принесла Адоскину заслуженную премию «Золотой орел» в категории за лучшую мужскую роль второго плана.
В 2014 году актер сыграл свою последнюю роль в кино в сериале «Кураж», и после этого больше не выходил на съемочную площадку.
Анатолий Адоскин в сериале «Кураж»
Личная жизнь
Анатолий никогда не был замечен в многочисленных романах, хотя признавался, что его тайной любовью в молодости была балерина Ольга Румянцева.
Анатолий Адоскин с женой Ольгой Тарасовой
В личной жизни артиста была одна единственная женщина – его жена Ольга Тарасова, балерина. Их знакомство состоялось в 1944 году, девушка была родной племянницей Аллы Тарасовой. Молодые люди поженились, и спустя некоторое время в семье родилась единственная дочь Мария. Она окончила иняз и преподавала английский язык. Защитила диссертацию и имеет степень кандидата наук по филологии. В настоящее время живет с семьей в США.
О том, что Анатолий Адоскин скончался, стало известно 20 марта 2024 года из сообщения пресс-службы театра им.Моссовета. Никаких сведений о причине кончины не нашлось, вероятнее всего это были естественные причины в связи с преклонным возрастом.
Похороны Анатолия Адоскина
Адоскин был старейшим артистом театра, ему шел 92 год. Местом упокоения артиста стало Донское кладбище Москвы.
Избранная фильмография
- 1955 — Два капитана
- 1959 — Анюта
- 1959 — Любовью надо дорожить
- 1960 — Весенние грозы
- 1963 — Выстрел в тумане
- 1968 — Братья Карамазовы
- 1971 — Собака Баскервилей
- 1973 — Сибирский дед
- 1976 — Волны Чёрного моря
- 1994 — Возвращение Будды
- 2002 — Дом дураков
- 2008 — Ермоловы
- 2014 — Кураж
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Добавить коммент