Акира Куросава
- Актер, Режиссер, Люди за кадром
- Дата и место рождения: 23 марта 1910 (109 лет), Токио, Япония
Участвовал 5
Его коллеги по цеху
Великий японский режиссер, сценарист, продюсер, оказавший сильное влияние на развитие мирового кино и открывший японский кинематограф западному зрителю. Обладатель самых престижных кинопремий: «Оскара», «Золотой пальмовой ветви», призов Берлинского, Венецианского и многих других фестивалей. Его самые известные фильмы: «Расемон», «Семь самураев», «Ран», «Жизнь», «Дерсу Узала».
Жизнь и фильмы Акиры Куросавы
Акира Куросава (Akira Kurosawa) родился 23 марта 1910 года в Токио. Его отец Исаму (Isamu) принадлежал к самурайскому роду и работал директором школы. Мать Шима (Shima) была родом из семьи торговца из Осаки. Акира стал восьмым, самым младшим ребенком в семье Куросава. Отец поощрял интерес детей к кино, а в школе мальчику помогли развить способности к рисованию, также он занимался каллиграфией и боем на мечах Кендо.
Начинал свою артистическую карьеру Куросава в качестве художника. Но в 1936 году он был принят на должность помощника режиссера. Он учился искусству кино, работая с известными японскими режиссерами, и понемногу начал сам писать сценарии. В 1941 году Акира Куросава снял свой первый фильм «Лошадь», спустя два года вышла картина «Легенда о великом мастере дзюдо», пользовавшаяся успехом у критиков и у зрителей. В начале 1944 года Куросава снял фильм о работницах фабрики «Самые красивые», во время съемок он познакомился со своей будущей женой.
После войны, в 1948 году, Акира выпустил драму «Пьяный ангел». Главную роль – доктора, пытающегося спасти гангстера от туберкулеза, – сыграл малоизвестный тогда актер Тоширо Мифуне (Toshirō Mifune).
В 1949 году на экраны вышел детектив «Бездомный пес», передавший настроения японцев после поражения во Второй мировой войне.
Мировую славу Акире Куросаве принесла картина «Расемон», вышедшая в прокат в 1950 году. Фильм получил «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале и стал первым японским фильмом, ставшим кассовым хитом на западном рынке.
В 1951 году Куросава снял «Идиота» по Достоевскому, перенеся действие из России на остров Хоккайдо. В 1952 году вышел один из лучших фильмов Куросавы – «Жизнь» (1952) – о больном раком бюрократе, который тратит оставшееся ему время, пытаясь придать своей жизни хоть какой-то смысл.
Также большим успехом на мировой сцене для Куросавы стала историческая драма «Семь самураев». Картина собрала большую кассу в мировом прокате.
В 1957 году режиссер выпустил сразу две экранизации: «Трон в крови» по «Макбету» Шекспира и «На дне» по одноименной пьесе Горького. Большого успеха картины не имели. Вернуться к кассовому кино Куросаве удалось с приключенческой трагикомедией «Скрытая крепость».
Самым удачным в коммерческом плане для режиссера стал фильм «Телохранитель» (1961). Эта «черная» комедия легла в основу фильма Серджио Леоне (Sergio Leone) «За пригоршню долларов».
В 1970 году Куросава снял первый цветной фильм – «Под стук трамвайных колес», который критики посчитали не более чем любопытным экспериментом.
Серия неудач привела к тому, что продюсеры отказывались финансировать новые проекты Куросавы. Страдая из-за проблем со здоровьем и испытывая творческие муки, Куросава попытался оборвать свою жизнь, вскрыв себе вены в декабре 1971 года. Режиссера удалось спасти, и Акира на время скрылся от публики в своем доме.
В начале 1973 года Куросава получил предложение о сотрудничестве от «Мосфильма». Акира предложил экранизировать автобиографию Владимира Арсеньева «Дерсу Узала». Съемки начались в мае 1974 года в Сибири.
В 1978 году Джордж Лукас, узнав, что Куросава не может найти финансирование для своего следующего проекта, надавил на студию 20th Century Fox и пригласил Фрэнсиса Форда Копполу (Francis Ford Coppola) в качестве сопродюсера. Вышедшая в 1980 году лента «Кагемуся: Тень воина» стала кассовым хитом в Японии и получила «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.
Благодаря этому успеху Куросаве удалось снять давно задуманную картину «Ран» по мотивам «Короля Лира» Шекспира. В 1990 году, при помощи Стивена Спилберга (Steven Spielberg), режиссер выпустил очень личный и экспериментальный фильм «Сны Акиры Куросавы».
В 1995 году, монтируя свою последнюю картину, Куросава поскользнулся и получил серьезную травму позвоночника, из-за которой оказался в инвалидном кресле. Его мечте – умереть на съемочной площадке – не суждено было сбыться. Акира Куросава скончался 6 сентября 1998 года, в возрасте 88 лет, в результате инсульта.
Личная жизнь Акиры Куросавы
Во время съемок «Самых красивых» Куросава жестко обращался с актрисами, заставляя их жить на фабрике, чтобы войти в образ. В конце концов, актрисы не выдержали и отправили свою представительницу, Йоко Ягучи (Yōko Yaguchi), поговорить с режиссером. Неожиданно эта встреча стала началом главного романа в жизни Куросавы.
Он женился на Йоко в мае 1945 года, когда она была на втором месяце беременности. После замужества Йоко бросила актерскую карьеру. Супруги воспитали двоих детей: сына Хисао (Hisao), ставшего продюсером в кинокомпании отца, и дочь Казуко (Kazuko, родилась в 1954) – дизайнера костюмов. Их брак продлился до смерти Йоко в 1985 году.
Акира Куросава, биография, новости, фото
Имя: Акира Куросава (Akira Kurosava)
День рождения: 23 марта 1910
Место рождения: Токио, Япония
Дата смерти: 6 сентября 1998 (88 лет)
Причина смерти: узнать инсульт
Восточный гороскоп: Собака
#94 Режиссеры (Toп 100)
Биография Акира Куросавы
Практически каждая его лента становилась событием в мире культуры, получала награды на престижных кинофорумах. Среди них: «Расемон» («Оскар», «Золотой лев»), «Жить» («Серебряный Медведь»), «Семь самураев» («Серебряный лев»), «Трон в крови» («Золотой лев»), «Дерсу Узала» («Оскар»), «Смута» (BAFTA).
Главной заслугой режиссера, названного CNN «Азиатом века», считают то, что он сблизил в своем творчестве культуру Востока и Запада.
Детство и юность
В 6 лет Акира познакомился с кино, которое по тем временам было явлением футуристичным, и магия живущих своей жизнью кадров очаровала его. Также мальчику нравились занятия каллиграфией и рисованием, а также фехтованием Кэндо. Отец поощрял и занятия детей спортом, и любовь к кинематографу: он считал, что фильмы оказывают положительное воздействие на их развитие. Сам Акира мечтал стать художником.
В 1923 году в Токио и окрестностях произошло сильное землетрясение, известное как Канто, ставшее причиной масштабных разрушений и гибели сотен тысяч людей. 13-летний Акира вместе с братом посещал места этой трагедии, видел воочию ее страшные последствия и испытал огромное потрясение. К счастью, семья мальчика не пострадала, но им пришлось на год переехать в префектуру Акита. Здесь он впервые познал красоту природы и твердо решил поступать в художественное училище.
Поиски себя
Акира Куросава и кинематограф
К 1941 году Ямамото был настолько уверен в неустанно прогрессировавшем ученике, что мог спокойно покидать съемочную площадку на долгое время. В вышедшем в это время фильме «Лошадь» фамилия Куросавы стояла на втором месте после Кадзиро, но многие сцены были сняты исключительно под руководством Акиры. Картина имела большой успех, и об Акире Куросаве заговорили как о подающем большие надежды режиссере.
Первый его художественный фильм «Легенда о великом мастере дзюдо», о японских дзюдоистах 1880-х годов, вышел в 1943-м. Затем последовали ленты «Самые красивые», «Идущие за хвостом тигра», «Без сожалений о нашей юности», «Творящие завтрашний день». Фильмы увидели свет в сложные для Японии военные годы, однако Куросава старался избегать милитаристской тематики. А фильм «Самые красивые» и вовсе пронизан духом антимилитаризма – в нем описывались будни молодых работниц фабрики военного завода.
Однако первым «по-настоящему своим» фильмом Куросава называл социальную драму «Пьяный ангел» (1948), где кроме того произошло рождение его многолетнего союза с артистом Тосиро Мифунэ, сумевшим создать идеальный образ самурая – с благородными чертами лица, цепким взглядом, хорошей мускулатурой, прямой осанкой, суровым видом. С его участием Куросава впоследствии снял 16 лент. Распался же их тандем в 1965 году после выхода картины «Красная борода» и разорения его кинокомпании.
Мировая слава мастера режиссуры и его победы на престижных фестивалях начались в выходом ленты «Расемон», поставленной им по рассказав японского классика Акутагавы Рюноскэ «В чаще» и «Ворота Расемон». Работа, наполненная глубоким смыслом, представила четыре версии одного преступления, рассказанные вдовой самурая, самим самураем, свидетелями и убийцей. В 1951 году эта киноработа была удостоена гран-при Венецианского кинофестиваля, затем завоевала «Оскар».
Интересно, что, начиная с этого фильма, режиссер всегда снимал тремя камерами. В результате игра актеров становилась более естественной, ведь они переставали обращать внимание на взгляд объектива, и при монтаже у Куросавы появлялась возможность выбрать из нескольких наиболее удачный ракурс.
Сюжет «Семи самураев» стал современной классикой. В 1960 году в Голливуде сняли адаптацию киноленты – знаменитый вестерн «Великолепная семерка», а в 2016-м появился его одноименный ремейк (не снискавший большой популярности). Писатель Стивен Кинг вдохновлялся фильмом Куросавы при создании пятой книги из цикла «Темная башня».
В 1957 году состоялась премьера исторической картины «Трон в крови», очередной вольной экранизации Куросавы произведений классиков мировой литературы. На этот раз он адаптировал для кинематографа шекспировского «Макбета». В тот же период он создал ленту «На дне», на основе пьесы Горького, придав ей ироничный оттенок.
Среди культовых лент «императора», как называли режиссера за строжайшую дисциплину, царящую во время съемок его картин, следует упомянуть «Три негодяя в скрытой крепости» (1958). Создатель «Звездных войн» Джордж Лукас признавал влияние этой картины на сюжетную линию его знаменитых франшиз.
В 1960 году поклонники таланта режиссера смогли увидеть выпущенную ленту «Плохие спят спокойно», сюжет которой отдаленно напоминал трагедию Шекспира «Гамлет», следом вышел фильм «Телохранитель», созданный на основе детективных историй Дэшила Хэммета. Она повествует о благородном самурае, спасшем город от двух бандитских кланов, столкнув их друг с другом.
В 1963 вышел еще один фильм Куросавы, ставший классикой: драма «Рай и ад». Ее главный герой, преуспевающий бизнесмен, был поставлен перед сложным выбором: выплатить ли выкуп похитителям, которые по ошибке вместо его сына украли сына его шофера.
Два года спустя вышла «Красная борода» – одновременно последний черно-белый фильм Куросавы и последний фильм, в котором режиссер работал с Тосиро Мифунэ. В нем молодой врач попадает «по распределению» в сельскую больницу, где знакомится со старшим и опытным коллегой, суровым и деспотичным. С ходом событий ему предстоит выяснить, что же на самом деле скрывается за маской тирана.
Акира Куросава
Акира Куросава появился на свет 23 марта 1910 года в одном из пригородов Токио — Татикаве. Родился он в семье кадрового офицера, а также потомственного самурая.
Хейго Куросава, который является родным братом Акиры, получил известность благодаря тому, что был комментатором немых фильмов (эта профессия в свое время пользовались огромной популярностью в стране Восходящего солнца). Старший брат во многом и повлиял на личность Акиры, так как постоянно брал его с собой в кинотеатры. К сожалению, через несколько лет жизнь Хейго трагически оборвется, он уйдет от семьи в горы и там совершит самоубийство.
Младший Куросава в 17 лет поступил в школу живописи и на протяжении определенного времени работал художником. В 1936 году он прошел серьезный конкурсный отбор и стал помощником режиссера. Благодаря этому его приняли в компанию «PCL», которая со временем была преобразована в студию «Тохо». А уже в 1943 году Куросава снял свою первую картину, а именно, «Легенда о дзюдо» (Сугата Сансиро).
Что касается личной жизни, то 21 мая 1945 года Акира Курасава вступил в брак с молодой актрисой Його Якути, а уже 20 декабря того же года в семье появился и первый ребенок – мальчик Хисао.
Сразу после окончания Второй мировой войны на студии «Тохо» приобрел серьезное влияние профсоюз, которым руководили коммунисты. Из-за этого сменилась направленность студии. Курасава в свою очередь, как и большинство интеллектуалов того времени, принимал активное участие в коммунистическом движении.
Совместно с несколькими другими режиссерами студии «Тохо» он выпустил фильм о профсоюзах под названием «Творящие завтрашний день» (1946), но потом понял, что коллективным творчеством он заниматься не хочет. Уже в следующем году он снял мелодраму о двух влюбленных под названием «Весёлое воскресенье» и получил за этот фильм свою первую награду – лучший режиссер года.
Очень важен для Куросавы был 1948 год, так как именно тогда умер его отец, что стало серьезным потрясением и несколько выбило его из колеи. В этом же году он познакомился с малоизвестным тогда актером Тосиро Мифунэ. Они сразу же сняли первый совместный фильм под названием «Пьяный ангел» (1948), который по признанию самого режиссера является его первой независимой картиной.
Творчество Куросавы с каждым годом становилось все более и более интересным и уже в 1950 году он снимает свой эпохальный фильм «Расёмон«, который является исторической драмой. Данная картина получила сначала «Золотого Льва святого Марка», а через два года еще и Оскар, как лучший фильм на иностранном языке. После этого японское кино стало популярно во всем мире и местные картины стали регулярно переводить на другие языки.
Жизнь Куросавы развивалась стремительно, но в ней были не только взлеты, но и серьезные падения. Например, в 1952 умирает его мать. В 1954 рождается второй ребенок в семье – дочь Казуко. Кроме того, нельзя не отметить тот факт, что интерес к персоне режиссера появился во всем мире и его даже пригласили снимать фильм в Голливуд, а ранее он основал собственную кинокомпанию. Вот только вояж в Голливуд закончился весьма трагично, и у Акиры началась депрессия. В результате этого в декабре 1971 года он заперся в ванной и порезал себе вены. Его успели спасти, а после этого режиссер вновь сумел обрести себя.
Еще одной культовой его работой стал «Дерсу Узала», съемки которого проходили в Уссурийской тайге. Картина появилась на экране в 1975 году, и Куросава снова получил Оскар за лучший иностранный фильм. После этого было еще несколько номинаций на Оскар, но карьера режиссера постепенно пошла на спад.
Умер он в 6 сентября 1998 года в токийском районе Сэтагая, а причиной стал инсульт. Акира Куросава оставил огромный след в истории мирового кино и является культовым для Японии режиссером.
Акира Куросава
Акира Куросава родился 23 марта 1910 года в Токио и был самым младшим из восьми детей в семье Исамы и Симы Куросавы. В детстве он интересовался живописью, и одна из его картин даже попала на выставку «Ника-тэн» в 1928 году. Однако к 20 годам, не сумев поступить в колледж, Куросава переключился на кинематограф – устроился ассистентом режиссера Кадзиро Ямамото на студии PCL.
Акира Куросава — Фильмы
Спустя семь лет, в 1943 году, Куросава выпустил фильм «Гений дзюдо» по собственному сценарию. За ним последовал еще десяток в разной степени успешных, но не очень заметных картин, в том числе производственная драма «Самые красивые» 1944 года о работницах оптической фабрики во время Второй мировой войны, «Гений дзюдо II» и «Пьяный ангел» о борющемся с алкоголизмом докторе из японских трущоб. Этот фильм сам режиссер считает поворотным в своей карьере, когда он освободился от навязанных студией установок и начал снимать свое собственное кино. В 1950 году к Куросаве пришла международная известность с фильмом «Расемон», завоевавшим множество наград в Европе и США. В 1951 году будучи ярым поклонником русской литературы он выпустил экранизацию романа Достоевского «Идиот», а на следующий год снял драму «Жить» о смертельно больном бюрократе, вдохновившись повестью Толстого «Смерть Ивана Ильича». Новым международным хитом стала историческая драма «Семь самураев», сюжет которой был многократно повторен в кинематографе других стран, в том числе в фильме «Великолепная семерка» Джона Стерджеса. В 1955 году на экраны вышла антивоенная драма «Я живу в страхе», а через два года философская картина «Трон в крови» по мотивам «Макбета» Шекспира и в стилистике театра но. Новой экранизацией произведения русской литературы стала картина «На дне» по пьесе Горького, действие в которой было перенесено в Японию эпохи Эдо. В 1958 году Куросава выпустил романтический эпос «Три негодяя в скрытой крепости», который сильно повлиял на проект Джорджа Лукаса «Звездные войны». Самый социально заостренный фильм режиссера «Плохие спят спокойно» вышел в 1960-м году. Картина посвящена юноше, который мстит за смерть своего отца, и напоминает сюжет «Гамлета» Шекспира. В 1961 году Куросава снял историческую картину «Телохранитель» о ронине, который одерживает верх над враждующими бандитскими кланами, сталкивая их друг с другом. После провального фильма 1970 года «Под стук трамвайных колес», ставшего первым цветным в карьере Куросавы, он пытался покончить с собой, но остался жив. Режиссер снял еще несколько фильмов, в том числе «Дерсу Узала» по мотивам произведений Владимира Арсеньева, самурайскую эпопею «Тень воина» и фильм «Августовская рапсодия» об атомной бомбардировке Нагасаки. Последняя картина Куросавы «Еще нет» вышла в 1993 году.
Акира Куросава – «Расемон»
Историческая драма Куросавы 1950 года по произведению Акутагавы Рюноскэ «В чаще», в котором об одном и том же событии рассказано несколько раз с точки зрения разных персонажей. Действие разворачивается в XI веке: дровосек (Такаси Симура) и странствующий монах (Минору Тиаки) рассказывают крестьянину (Китидзиро Уэда) об убийстве самурая Такэхиро Канадзава (Масаюки Мори) и изнасиловании его жены Масако (Матико Ке). Все поражены, что версии участников не совпадают. Эта картина ознаменовала выход японского кинематографа на мировой уровень, а также получила «Золотого льва» Венецианского фестиваля и «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.
Акира Куросава – «Семь самураев»
Историко-философская драма 1954 года о событиях второй половины XVI века, когда Япония была раздираема междоусобными войнами. Конная банда нападает на деревню и забирает часть урожая, а вместе с ней и молодую женщину. Крестьяне готовятся к новому нападению, но бамбуковыми копьями они не смогут одолеть прекрасно вооруженных и подготовленных врагов. Старейшина Гисаку (Кокутэн Кодо) распоряжается нанять для обороны самураев, и четверо крестьян отправляются в город на их поиски. Там они видят, как боец Симада Камбэй (Такаси Симура), остриженный монахом, убивает вора, похитившего ребенка, и просят его помочь защитить деревню. Самурай соглашается. Фильм был удостоен «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля.
Акира Куросава – «Дерсу Узала»
Советско-японский фильм Куросавы 1975 года по мотивам произведений Владимира Арсеньева «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала» о его собственных путешествиях. Ученый, писатель и исследователь Дальнего Востока (Юрий Соломин) встречает в Уссурийском краю таежного охотника Дурсу Узала (Максим Мунзук). Вместе они проходят через множество опасных приключений. Картина получила премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.
Акира Куросава – Личная жизнь
Куросава был женат на японской актрисе Еко Ягути, которая умерла в 1985 году, оставив ему двоих детей.
Акира Куросава
Акира Куросава – культовый японский кинорежиссер, которого называют наиболее влиятельным режиссером в истории кино. Акира Куросава стал классиком как кинематографа Японии, так и мирового кино, причем за пределами родной страны мастер кино получил даже большее признание, чем в родной стране. Парадоксально, но наиболее сильное влияние наработки режиссера оказали на вестерны, специфический для США жанр.
Знаменитый мастер кино снял 30 картин за 57 лет работы, в наиболее плодотворные годы проходили премьеры сразу двух фильмов за год.
Кинорежиссер Акира Куросава
Один из самых влиятельных мировых режиссеров Акира Куросава родился в марте 1910 года в Токио. Акира рос младшим из 8-ми детей школьного директора Исаму Куросавы. Род именитого режиссера по линии отца имел самурайское происхождение. Влияние на воспитание сына имел отец. Он привил детям любовь к литературе и открыл мир кино. Исаму старался, чтобы потомки хорошо знали как японскую, так и другие культуры мира.
Акира Куросава проявлял различные таланты уже в детстве. Акира прекрасно рисовал, одну из удачных картин будущего режиссера даже приняли на престижную выставку «Ника-тэн». На тот момент Куросаве-младшему исполнилось 18 лет. Успех художественного начинания подтолкнул 18-летнего юношу к поступлению в художественный колледж. Но попытка оказалась неудачной. Расстроенный Куросава длительное время искал себя. Когда молодому человеку исполнилось 26 лет, Куросава устроился ассистентом режиссера, работавшего на престижной киностудии.
Творческая биография Акиры Куросавы развивалась неспешно. Куросава присматривался к работе знаменитых японских режиссеров и все больше понимал, что хотел бы оказаться на их месте. Но начал Куросава деятельность в кино не как режиссер, а как сценарист.
Кадр из фильма «Пьяный ангел»
Дебютная картина Акиры Куросавы называлась «Лошадь». Успеха эта картина не имела, зато позволила начинающему режиссеру «набить руку». Фильм «Легенда о великом мастере дзюдо» (или «Гений дзюдо»), вышедший 2 года спустя, оказался более удачным. На молодого мастера обратили внимание критики. Картина о боевых искусствах, показывающая историю дзюдо в конце 19-го века, получила и зрительское признание. Через пару лет режиссер даже снял продолжение этого фильма.
Каждый следующий фильм Акиры оказывался более успешным, чем предыдущий. После окончания войны, в 1948 году, Куросава подарил зрителям драматическую картину «Пьяный ангел». Главного героя – врача, который пытается спасти гангстера от тяжелой болезни, сыграл Тоширо Мифуне. На тот момент Мифуне был малоизвестным актером. Можно сказать, что Куросава открыл эту звезду зрителям. Впоследствии Мифуне снялся в 15-ти лентах знаменитого режиссера и стал самой яркой звездой кинематографа Поднебесной.
Кадр из фильма «Расемон»
Слава обрушилась на Акиру Куросаву в 1950 году. В этом году на экраны вышел первый шедевр режиссера – картина «Расемон». Это экранизация, для которой был подобран действительно хороший исходный материал – рассказ Рюноскэ Акутагавы, живого (на тот момент) классика японской литературы, «В чаще». При этом другой рассказ писателя «Ворота Расемон» в сценарии фильма не используется, но в картине видно атмосферные параллели с этим произведением.
Фильм снят в популярном жанре японского кино «дзидайгэки» — фильм о самураях времен феодальной Японии. Но при таком жанре и стилистике режиссер смог сделать картину интернациональной и возможной для восприятия зрителями и за пределами родной страны режиссера.
Кадр из фильма «Жить»
Этот проект принес Куросаве первую престижную награду – «Золотого льва» на Венецианском фестивале кино. Фильм оказался популярным на западном рынке и принес огромные кассовые сборы.
Влияние отца проявилось в творчестве Акиры Куросавы в 1950-х годах. Еще в детстве режиссера потомок самурая Исаму Куросава привил сыну любовь к шедеврам мировой литературы, часть которых имели российское происхождение. В 1951 году на экраны вышел фильм «Идиот» по одноименному роману российского гения Федора Достоевского. Правда, режиссер изменил сюжетную линию и перенес действие картины на Хоккайдо.
Кадр из фильма «На дне»
В 1952 году Куросава вновь обращается к русской классике и снимает философский драматический фильм под названием «Жить», основанный на повести «Смерть Ивана Ильича» Льва Николаевича Толстого. Действие фильма также перенесено в Японию и фокусируется на токийском бюрократе.
Кадр из фильма «Семь самураев»
В 1954 году вышел непревзойденный шедевр «Семь самураев». Как и «Расемон», этот фильм показывает сюжет о самураях и относится к жанру «дзидайгэки», но в новой картине мастер кино еще дальше продвинулся по пути слияния восточного и западного кинематографа. Главным достижением Акиры Куросавы, которое и превратило фильм «Семь самураев» в легенду, стало стирание границ использования наработок западной и восточной кинематографических традиций, а также переплетение элементов и архетипов, типичных для высокой и поп-культуры.
70-ые годы оказались крайне сложными в жизни гениального режиссера. Как ни странно, на родине Куросава не мог похвастаться популярностью. Акиру носили на руках на Западе, но в Японии у него начался кризис с финансированием фильмов, принесших славу как режиссеру, так и родной стране Куросавы. По этой причине режиссер едва не покончил жизнь самоубийством.
Кадр из фильма «Дерсу Узала»
Один из шедевров Куросавы увидел свет благодаря российской киностудии «Мосфильм», на базе которой режиссеру позволили снять картину. Картина называлась «Дерсу Узала» и стала первой работой создателя не на японском языке. Фильм удостоился главной награды международного фестиваля в Москве и получил 2 статуэтки «Оскар».
Из последних фильмов мастера, получивших мировое признание, выделяются проекты «Кагемуся: Тень воина» и «Ран». Это две самурайские эпопеи. Под финал творческой жизни Куросава снял две знаменитые драмы — «Августовская рапсодия» и «Еще нет». Последняя картина увидела свет в 1993 году. Названные фильмы были номинированы на «Оскар».
Личная жизнь
С будущей женой великий режиссер встретился на съемках фильма «Самые красивые». Його Ягучи работала актрисой. Картина снималась на фабрике и по замыслу режиссера рассказывала о женщинах, которые работали на этой фабрике. Для вхождения актрис в образ создатель фильма поселил женщин на фабрике. Через какое-то время артистки взбунтовались и послали к Акиро в роли переговорщика Його Ягучи. Разговор актрисы и режиссера плавно перетек в роман.
Акира Куросава и Його Ягучи
Личная жизнь Акиры Куросавы и его второй половинки Його сложилась счастливо. В любви и без скандалов и потрясений пара прожила до самой смерти Куросавы. В этом союзе появилось на свет двое детей: сын Хисао, впоследствии ставший продюсером, и дочь Казуко, выбравшая своей профессией моделирование одежды.
В 1995 году, когда Куросава снимал свою последнюю картину, он получил серьезную травму спины, вследствие которой очутился в инвалидном кресле. Он мечтал умереть на своем рабочем месте – на съемочной площадке. Но жизнь распорядилась по-другому. 88-летний Акиро Куросава умер из-за инсульта в больнице. Смерть врачи констатировали 6 сентября 1998 года.
Могила Акиры Куросавы
В 1999 году, чтобы почтить память великого режиссера, Такаси Коидзуми снял фильм «После дождя» франко-японского производства по сценарию самого Куросавы. Так как этот фильм выступил как дань памяти, Такаси Коидзуми озаботился тем, чтобы и съемочная группа имела отношение к мастеру кино. Композитором «После дождя» стал Масару Сато, до этого работавший над картинами Куросавы. Кроме того, одну из ролей получил сын того самого Тосиро Мифуне, получившего популярность как раз благодаря ролям в картинах мастера, актёр Хамагути Мифунэ.
Акира Куросава
Akira Kurosawa
Акира Куросава – японский кинорежиссер, сценарист и продюсер. Обладатель премий ведущих европейских и американских кинофестивалей, в том числе и нескольких «Оскаров». За почти шестьдесят лет кинематографической карьеры выпустил тридцать фильмов, среди которых «Жить», «Семь самураев», «Телохранитель», «Расемон», «Трое негодяев в скрытой крепости», «Дерсу Узала» и «Ран».
Главные фильмы режиссера Акиры Куросавы
Краткая биография
Родился 23 марта 1910 года в Токио, стал самым младшим из восьми детей. Отец, директор военной школы для подростков, старался, чтобы ребята познавали не только японскую, но и западную культуру. С раннего детства Акира проявлял творческие способности: например, одна из написанных им картин была в 1928-м году принята на выставку «Ника-тэн». Однако поступить в колледж юноша не смог и устроился ассистентом режиссера Кадзиро Ямамото. На этой должности он задержался на семь лет, пока ему не выпало написать сценарий для фильма «Легенда о великом мастере дзюдо». Последовали и другие успешные работы: «Самые красивые», «Не сожалею о своей юности», «Великолепное воскресенье», «Пьяный ангел», «Бездомный пес», «Тихая дуэль» и «Скандал». Тогда началось и сотрудничество Куросавы с молодым актером Тосиро Мифунэ, сыгравшем впоследствии во многих его фильмах.
Большая известность пришла к режиссеру в 1950-м году вместе с выходом ленты «Расемон», отмеченной критиками всего мира и удостоенной премий «Оскар» и «Золотой лев». Акира, давно полюбивший творчество Федора Достоевского, в 1951-м году представил картину «Идиот» по одноименному роману. Другой русский писатель, Лев Толстой, повестью «Смерть Ивана Ильича» вдохновил Куросаву на создание в 1952-м году философской драмы «Жить», тепло принятой зрителями. Легендарными стали и следующие ленты: «Семь самураев» и антивоенная драма «Я живу в страхе». В 1957-м году по мотивам пьесы Уильяма Шекспира «Макбет» Куросава снял картину «Трон в крови», затем свет увидела драма «На дне» по одноименной пьесе Максима Горького, которой мастер придал сатирический оттенок. В этот период Куросава работал также над сценарием для фильма «Трое негодяев в скрытой крепости», ремейк которого вышел в Японии в 2008-м году. Одна из наиболее остросоциальных работ, «Плохие спят спокойно», вышла на экраны в 1960-м году и, по мнению экспертов, по сюжету отдаленно напоминает «Гамлета» Шекспира. Последующие фильмы Куросавы также стали очень известны: «Телохранитель», «Телохранитель 2: Отважный Сандзюро», «Рай и ад», «Красная борода» и «Под стук трамвайных колес», первый цветной фильм режиссера.
Куросава, невероятно популярный за рубежом, не мог похвастаться признанием и расположением в родной Японии. В начале 1970-х годов у него даже возникли трудности с финансированием, из-за творческого кризиса Акира даже пытался покончить с собой. В 1975-м году на студии «Мосфильм» по мотивам произведений Арсеньева режиссер снял фильм «Дерсу Узала», первую работу не на японском языке. Лента была удостоена главной награды на Московском международном кинофестивале и премии «Оскар». В дальнейшем новые картины Куросавы выходили с существенными перерывами, но, как и всегда, получали лестные оценки критиков. Среди проектов последнего периода творчества следует отметить номинированные на «Оскар» самурайские эпопеи «Кагемуся: Тень воина» и «Ран», а также серию небольших новелл «Сны Акиры Куросавы» и драму «Августовская рапсодия». Последний фильм мастера – драма «Еще нет» (1993).
Акира написал сценарии ко множеству других картин. Перед своей смертью он работал над лентой «После дождя». Культовый режисссер скончался в Токио, 6 сентября 1998 года, от инсульта в возрасте 88 лет.
Акира Куросава
фотографии >>
Акира Куросава
Японский кинорежиссёр, сценарист, продюсер.
Акира Куросава родился 23 марта 1910 года в пригороде Токио — Татикаве в семье кадрового офицера, потомственного самурая. Хейго Куросава, брат Акиры, был комментатором немых фильмов (представители этой профессии в Японии пользовались огромной популярностью). Брат часто водил мальчика в кинотеатры. Через несколько лет жизнь Хейго оборвётся трагически — он уйдёт в горы и покончит с собой.
В семнадцать лет Куросава поступил в школу живописи и некоторое время работал художником. В 1936 году, с честью выдержав большой конкурс на место помощника режиссёра, Акира был принят в компанию «PCL», преобразованную вскоре в студию «Тохо».
В 1943 году Куросава снял свой первый фильм «Легенда о дзюдо» («Сугата Сансиро»).
21 мая 1945 года — Акира Купрсава женился на актрисе Його Якути, а 20 декабря в молодой семье родился первенец — Хисао.
После войны на студии «Тохо» большое влияние приобрёл профсоюз, руководимый коммунистами. Куросава, как и многие интеллектуалы тридцатых годов, участвовал в коммунистическом движении. Вместе с другими режиссёрами «Тохо» он выпустил фильм о профсоюзах «Творящие завтрашний день» (1946), после чего пришёл к выводу, что коллективное творчество ему противопоказано.
За мелодраматическую историю о двух влюблённых «Весёлое воскресенье» (1947) Куросава был удостоен звания лучший режиссёр года, но сам режиссёр считал свою работу далекой от идеала.
Переломным в жизни и творчестве Куросавы можно считать 1948 год. В феврале умер его отец, что явилось страшным потрясением для Акиры. и в том же году он встретился с малоизвестным актёром Тосиро Мифунэ.
Первая их совместная работа — «Пьяный ангел» (1948) стала, по признанию Куросавы, первой по-настоящему его независимой картиной.
Творчество Куросавы расцветало, приобретало неповторимое своеобразие.
Свой эпохальный фильм «Расёмон» (1950) он поставил в жанре исторической драмы. Фильм получил главный приз — «Золотого Льва святого Марка»; киноведы всех стран бросились открывать японский кинематограф.
Между тем в самой Японии критики-традиционалисты называли Куросаву западником. космополитом. Припомнили его увлечение русской литературой, немецкой музыкой, американским кино. Но Куросава стал фигурой мирового масштаба и мог не обращать внимания на подобные выпады. Его уважительно называли Мастером. Учителем и даже Императором.
Свою оглушительную славу Куросава поспешил использовать для экранизации романа «Идиот» (1951).
4 ноября 1952 года умерла мать Куросавы Шима. В этом же году он снял один из своих самых печальных фильмов — «Жить». Фильм был отмечен премией «Серебряный медведь» на Берлинском кинофестивале 1954 года. И ещё одно важное событие произошло в этом году в жизни режиссёра — 29 апреля у него родилась дочь Казуко.
В апреле 1959 года Куросава основал собственную кинокомпанию «Куросава про». Первой картиной, снятой на личные деньги, стала вольная интерпретация «Гамлета» под названием «Злые остаются живыми» (1960).
Фильмы Куросавы этого периода «Рай и ад» (1963), «Красная борода» (1965) и другие имели скромный прокат. Кинокомпания «Куросава про» оказалась на грани банкротства. Надо было принимать неординарное решение.
В 1966 году он согласился поставить в Голивуде фильм «Поезд-беглец» с американскими актёрами, а в 1967 году — японские эпизоды фильма «Тора! Тора! Тора!» («Тигр! Тигр! Тигр» — это кодированный радиосигнал о нападении японцев на Перл-Харбор). В результате разногласий с продюсерами компании «XX век — Фокс» в декабре 1968 года Куросава прервал съёмки. Их продолжили другие, причём американцы объявили, что у японского режиссёра нервное расстройство.
Куросава разорвал контракт с компанией и, выплатив неустойку, возвратился в Японию. Год трудов, двадцать восемь вариантов сценария — и всё напрасно.
Приступы горького разочарования для режиссёра едва не закончились трагически. В декабре 1971 года он, запершись в ванной, вскрыл себе вены. К счастью, его успели спасти, но понадобилось время, прежде чем Куросава вновь обрёл себя.
В марте 1973 года он параллельно с советским писателем Юрием Нагибиным начал работу над сценарием фильма «Дерсу Узала».
Натурные съёмки проходили в Уссурийской тайге. Более двух лет длилась работа над фильмом, и только в 1975 году он вышел на экраны. «Дерсу Узала» получил «Золотой приз» Московского международного кинофестиваля, а затем премию «Оскар» как лучший иностранный фильм года.
Вернувшись в Японию, Куросава из-за финансовых проблем был вынужден заниматься рекламой виски в своём загородном доме, причём в нескольких роликах снялся сам. В это же время он опубликовал две книги — «Попытка автобиографии» (1978) и «Кагёмуся» (1979) — сценарий и его собственные рисунки к фильму.
Картину «Кагёмуся» (1980) финансировали Френсис Форд Коппола и Джордж Лукас. Фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, «Сезара» и выдвигалась на «Оскара» в двух номинациях.
1 ноября 1983 года в Йокогаме открылась студия «Куросава-фильм». Режиссёр снова возвратился к Шекспиру. На этот раз он пишет сценарий по «Королю Лиру». Фильм был создан под названием «Ран» (1985) и получил четыре номинации на премию «Оскар», в том числе за режиссуру.
Но Куросава был печален. 1 февраля 1984 года в возрасте 63-х лет умерла его жена Його Якути.
В апреле 1993 года компания «Тохо» выпустила 31 фильм Куросавы на видеокассетах и лазерных дисках.
Несмотря на почтенный возраст, режиссёр был полон творческих планов.
В том же 1993 году году Куросава снял свой последний фильм — «Ещё нет». Фильм переносил зрителя во времена второй мировой войны и рассказывал о нравственной ответственности и связи поколений. Сюжет фильма основан на жизни японского академика и писателя Хяккэна Утиды (1889-1971) и завязан на отношениях студентов и бывшего учителя. Учитель отошедший от дел начинает писать книги, но терпит череду неудач, из которых ему помогают выбраться его бывшие студенты, в результате в честь их бывшего учителя все его ученики ввели традицию — каждый год отмечать праздник «Ещё нет» в день рождения старика.
Последней работой Куросавы был сценарий к фильму, снятому его учеником и близким другом Такаси Коидзуми, «После дождя». В этом проекте Акира Куросава выступал и в качестве сопродюсера. Сценарий был основан на одноимённой короткой повести Сюгоро Ямамото.
Акира Куросава скончался 6 сентября 1998 года от инсульта в токийском районе Сэтагая.
С 2004 года на Токийском международном кинофестивале учреждена премия его имени, вручаемая кинорежиссёрам за создание картин, «наполненных гуманизмом».
С 20 по 22 июня 2010 года в рамках XXXII Московского международного кинофестиваля была проведена международная научная конференция «Наследие Акиры Куросавы в контексте российской и мировой культуры», посвящённая столетию со дня рождения Акиры Куросавы.
«Оскар» за лучший фильм на иностранном языке (1952, за фильм «Расёмон»).
«Оскар» за лучший фильм на иностранном языке (1975, за фильм «Дерсу Узала»).
Премия «Давид ди Донателло» (1977):
Лучший иностранный режиссер («Дерсу Узала»)
«Золотая пальмовая ветвь» (1980, «Тень воина»).
В марте 1990 года получил почётный «Оскар» за вклад в киноискусство.
Номинация на премию гильдии режиссеров Америки (1952):
Лучший режиссер («Расемон»)
В 1994 году Куросава был удостоен премии Киото.
Указом Президента СССР № УП-1605 от 12 марта 1991 года награждён орденом Дружбы народов «за большой личный вклад в развитие культурных связей между Советским Союзом и Японией».
Куросава Акира — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.
Акира Куросава (яп. 黒澤 明 Куросава Акира, 23 марта 1910, Токио — 6 сентября 1998, Токио) — японский кинорежиссёр, продюсер и сценарист.
Родился Акира 23 марта 1910 г. в Токио. Его отец был директором начальной школы. С самого детства Акира изучал искусство владения мечом, так как его семья происходила из древнего самурайского рода. Уже в старшей школе парень отказался ходить на курсы по военной подготовке. В 1927 году Акира окончил среднюю школу и поступил в школу западной живописи. Куросава учился там около восьми лет и его работы даже посылали на крупные выставки. В это же время Акира увлекся литературой. Он познакомился со многими произведениями самых различных писателей.
Старший брат Акиры очень сильно повлиял на дальнейшую его жизнь. Он знакомил Акиру с зарубежными фильмами, они долгое время беседовали о литературе. Какое-то время Куросава Акира рисовал картины, как приложения к женским журналам. Однако прожить на заработок художника было почти нереально, а потому он был вынужден найти другой способ заработка. Акиру приняли на работу, на студию «Пи-Си-Эл». Его прикрепили к группе режиссера Кадзиро Ямамото. Именно Ямамото стал учителем для Акиры. И вот, в 1942 году на экраны выходит фильм «Лошадь», Куросава и Кадзиро вместе сочиняли сценарий. Свой первый фильм Куросава Акира поставил в 1943 году. Лента называлась «Сугата Сансиро». Позже Акира снял вторую серию этого фильма. В 1944 году выходит еще один фильм Куросавы – «Самые красивые». За следующие два года вышли еще фильмы Куросавы – «Наступающие тигру на хвост», «Не жалею о своей юности», «Творящие завтрашний день».
Шел 1950 год и вышел в свет фильм Акиры Куросавы и Синобу Хасимото. Он назывался «Расёмон». Режиссер даже не подозревал, что его фильм отправили на международный кинофестиваль в Венеции. Там «Расёмон» получил высшего приза форума – «Золотого льва Святого Марка». Следующие наградой, которую получил «Расёмон» был «Оскар» в Штатах. Довольно часто Куросава экранизировал мировую классику. Например, «На Дне» Горького в 1957 году, до этого – «Идиот» Достоевского и другие. Фильм «Семь самураев» был создан Куросавой в 1954 году. Эта лента пользовалась успехом во всем мире. «Семь самураев» – фильм, который удостоился наград на Венецианском кинофестивале, а потом и «Оскара». Акира ставил довольно хорошие приключенческие ленты, детективы, фильмы, где основной темой была тема возмездия.
Куросава мечтал о независимости, он хотел снимать то, что хотелось ему, а не то, что требовал рынок. Акира поехал в Голливуд. Началась реклама его двух новый фильмов, но очень скоро реклама сменилась гнусными слухами и сплетнями. Говорили, что сценарии режиссера никого не интересовали и что ему даже монтаж сделать не позволят. В 1969 году планировался японо-американская картина про нападение на Перл-Харбор. Американцам хотелось экшена и зрелища, но Куросава хотел снять фильм так, чтобы люди научились извлекать уроки из прошлого. Опять начали распространяться слухи и разногласия, продюсеры решили все замять и наплели басней о том, что Акира в глубокой депрессии и болен. Год работы и 28 вариантов сценария пошли коту под хвост.
Куросава вернулся в Японию и продал свой дом. На вырученные деньги вместе с режиссерми Кэйскэ Киюсито, Масаки Кобаяси, Коном Итакавой создал компанию «Четыре всадника». В 1970 году вышел их первый цветной фильм «Додэскаден». Фильм получил несколько наград, но все же потерпел полный финансовый крах. Через год он привез эту ленту на Московский кинофестиваль. Чувствовалось, что Акира подавлен. Вернувшись в Японию, Куросава вскрывает себе вены. Благо, его спасли. Далее следовал перерыв в работе на целых пять лет. И тут советские чиновники предлагают Куросаве снять, а точнее экранизировать роман русского писателя-этнографа «Дерсу Узала». Эта картина стала гимном единения человека и природы. Картину наградили высшими премиями в Испании, Италии, она получила «Оскар».
Куросава вернулся к любимому делу. Он уже не снимал по несколько фильмов в год, но тем ни менее, такие его ленты, как «Тень воина», «Ран» — были прекрасны и получали призы. В 1990 году Акира отпраздновал свое 80-летие. Его друзья Джордж Лукас и Стивен Спилберг, которые считали Акриу своим учителем, решили финансировать его фильм – «Сны Акиры Куросавы». В 1995 году Акира Куросава споткнулся и упал с лестницы в отеле. Он сильно повредил бедро, и его планы по съемке очередного фильма канули в Лету. Следующие годы режиссер проводил в постели, а в августе 1998 года Куросава Акира скончался в своей квартире. В этот момент рядом с ним была его дочь и внук. Похороны его были скромными. Пришли только родственники и близкие. Зато на студию Куросавы в Иокогаме пришли тысячи людей. Они шли туда, так как там проводилась официальная церемония прощания. Люди несли цветы и просто шли к золотому алтарю, в точности воспроизводящему декорацию из фильма «Ран». Люди прощались с самым настоящим императором японского кино.
Совет 1: Жизнь и смерть в трех лучших фильмах Акиры Куросавы
«Пьяный ангел» (1948 год)
После Второй мировой войны бывший успешный доктор влачит нищенское существование, усугубляя свое и так безвыходное положение тем, что постоянно глушит спирт, выписываемый на больных. Его человеческие качества раскрываются в трогательной заботе о гангстере, молодом и красивом парне, который медленно, но неизбежно умирает от туберкулеза.
Трагедия двух судеб, сплетенных воедино в послевоенной Японии, рассказывает зрителям о жестокости криминального мира, об утраченном понимании чести якудза, о страхе, а также о простой человеческой доброте, любви и неподдельном мужестве перед смертью. Есть много картин, достойных эпитета «лучший фильм», но «Пьяный ангел» — не может бороться за это право. Не может лишь по одной причине – он вне конкурса.
«Жить» (1952 год)
Другой фильм, который мог бы стать гимном беспрецедентной отваге последних дней угасания – «Жить». Узнав, что осталось совсем немного, старик решает, что, в общем-то, прожил жизнь зря. Ему в голову приходят мысли оставить что-нибудь этому миру. Он задумывает увековечить память о себе в детской площадке, построив ее на месте запущенного пустыря.
Куросава ставит вопрос ребром: герою придется многое в себе изменить, чтобы добиться цели. Ведь иначе слабый умирающий пожилой мужчина с безропотным характером не сможет сломить косность и надменность вставших на его пути бюрократических структур. Сделав строительство делом последних дней, старик упорно собирает необходимые подписи, печати и резолюции. Его уже не остановят ни ругательства начальства, ни ухмылки сослуживцев, ни угрозы бандитских группировок. Да и как иначе, если впереди вечность.
«Августовская рапсодия» (1991 год)
Через десятки лет и других прекрасных фильмов Куросава снимает кино о жизни. Переплетение простых радостей и великой печали охватывает промежуток в 45 лет (по странному стечению обстоятельств, с момента окончания съемок фильма «Жить» прошло лишь немногим меньше). Несмотря на то что на дворе 1991 год, пожилая женщина, живущая вместе со своими внуками в скромном домике недалеко от города Нагасаки, не может забыть событий Второй мировой войны, навсегда изменившие мир. Тогда американская бомба повлекла за собой смерть многих, в том числе и ее мужа. Ужасные воспоминания преследуют ее всю жизнь, порой вызывая припадки неадекватного поведения.
Акира Куросава – событийный режиссер, и вот переломный момент: перед 9-м августа, вместо того, чтобы помянуть былое, она получает приглашение на Гаити от своего брата. Состоится ли грандиозная поездка? Да, если женщина сумеет оторваться от прошлого, к которому была привязана столько лет. Картина по праву признана лучшим фильмом Куросавы и пронзительным, но вместе с тем парадным гимном жизни, который культовый режиссер исполнил незадолго до прощания.
Совет 2 : Акира Куросава: биография, карьера и личная жизнь
Содержание статьи
Работы Акира Куросава – это новаторские и классические одновременно фильмы в плане компоновки и построения сюжета. В них сочетались и новаторские нотки, и глубокая восточная мудрость. Критики и эксперты кино считают этого режиссера и сценариста тем, кто сделал самый значимый шаг для сближения Запада и Востока, превзошел в этом плане всех политиков мира вместе взятых.
Биография Акира Куросава
Акира Куросава родился в многодетной японской семье весной 1910 года. Его мама занималась только домом и семьей, а отец – бывший военный и директор общеобразовательной школы — был добытчиком, но находил время на культурное и эстетическое развитие отпрысков. Мальчик обучался в школе отца с военным и спортивным уклоном, но кроме этих наук освоил еще несколько направлений:
- литература,
- художественное искусство,
- японская и мировая культура.
Наиболее успешным в молодости Акира Курсоава был в рисовании. Несколько его картин даже были номинированы на национальную премию. Это подтолкнуло юношу к поступлению в художественное училище, но ему было откзано. Акира долго не мог найти свою стезю, работал ассистентом на небольшой киностудии. Именно в этот период жизни его увлекло кино и все, что с ним связано.
Карьера режиссера и сценариста Акира Куросава
На выбор карьерного пути оказал значимое влияние и старший брат Акира – Хейго. Он был тесно связан с миром кино, но еще будучи очень молодым, совершил ритуальное самоубийство. Акира решил продолжить его деятельность. Режиссура не входила в планы молодого человека, его больше привлекала профессия сценариста.
Наставником будущего гения кино был японский режиссер Ямамото Кадзиро. Именно под его руководство Куросава сделал первые шаги – снял большую часть сцен в фильме «Лошадь». Карьерный рост Акира был неспешным, но практически все его картины (более 30) стали обладателями самых престижных мировых и национальных премий. Наибольшую популярность по иронии судьбы режиссер получил за пределами своей родины.
Личная жизнь Акира Куросава
Единственная жена Куросава – актриса японского кино Ягути Йоко. Вместе они прожили всю жизнь, в браке у них родились двое детей – сын Хисао в 1945 году и дочь Казуко в 1954 году. Именно семья была его главной поддержкой, когда финансовый и творческий кризис толкнул Куросава на самоубийство, и он пытался вскрыть вены.
К счастью, жена успела предотвратить самоубийство, и легендарный режиссер Акира Куросава подарил миру еще много кино шедевров, которые до сих пор популярны и обсуждаемы, вызывают и восхищение, и споры. Куросава умер в 1998 году. Причиной смерти стал инсульт.
Добавить коммент