Биография Дебюсси Ашиль-Клода
Дебюсси Клод Ашиль (Debussy) (1862—1918) — французский композитор. Ученик Э. Гиро. Основоположник музыкального импрессионизма. Сочинениям присущи поэтичность, изящество и прихотливость мелодии, колористичность гармонии, изысканность, зыбкость музыкальных образов.
Основа творчества — программная инструментальная музыка: «Прелюдия к “Послеполуденному отдыху фавна”» (1894; по эклоге С. Малларме), триптих «Ноктюрны» (1899), «Море» (3 симфонических эскиза, 1905), «Образы» (1912) для оркестра. Опера «Пеллеас и Мелизанда» (1902), балеты (в том числе «Игры», 1913), фортепианные произведения: «Бергамасская сюита» (1890), «Эстампы» (1903), «Образы» (1-я серия — 1905, 2-я — 1907), 24 прелюдии (1-я тетрадь — 1910, 2-я — 1913) и др.
Родился в небогатой буржуазной семье без музыкальных традиций. Рано проявив музыкальные способности, в 1872 поступил в Парижскую консерваторию, где проучился до 1884; его педагогами были А. Лавиньяк (сольфеджио), Э. Гиро (композиция), А. Мармонтель (фортепиано). В летние месяцы 1880—82 годов Дебюсси работал домашним пианистом Н. Ф. фон Мекк (см. МЕКК Карл Федорович фон)(покровительницы П. И. Чайковского) и учителем музыки ее детей; вместе с семьей фон Мекк путешествовал по Европе и провел некоторое время в России, где проникся симпатией к музыке композиторов «Могучей кучки» (но не Чайковского).
На окончание консерватории Дебюсси представил кантату «Блудный сын» на библейский сюжет. Это произведение принесло ему Римскую премию — почетную награду для молодых композиторов. В 1885—87 Дебюсси жил в Риме на вилле Медичи; согласно регламенту премии, он должен был использовать это время для сочинения крупных вокально-симфонических произведений, однако необходимость ограничиваться традиционными формами тяготила его. Более важную роль в творческом становлении Дебюсси сыграли поездки на вагнеровские торжества в Байрейте (1888, 1889) и посещение парижской Всемирной выставки (1889), где он услышал яванский гамелан .
Влияние Р. Вагнера ощутимо в кантате «Дева-избранница» (1888) и в «Пяти стихотворениях Бодлера» для голоса и фортепиано (1887—89). Другие романсы того же периода, прежде всего на слова П. Верлена («Забытые ариетты», первая тетрадь «Галантных празднеств», 3 романса 1891 г.), выдержаны в более оригинальном и прихотливом стиле; то же относится и к некоторым фрагментам Струнного квартета соль минор (1893), который в целом все еще относительно традиционен (в нем ощутимо влияние С. Франка и его школы). Начиная с Квартета, Дебюсси широко использует фригийский и другие необычные для музыки 19 века лады, в том числе целотоновый лад . Раннему Дебюсси свойственна тенденция к преодолению романтической гармонии 19 в. с ее напряженными тяготениями; гармония Дебюсси — это прежде всего средство для создания атмосферы, в которой непринужденно разворачиваются мелодические линии.
Творческие устремления Дебюсси поначалу почти не встречали сочувствия среди музыкантов; ближе по духу ему были поэты-символисты и художники-импрессионисты. Как и лидер французских символистов С. Малларме, Дебюсси предпочитал завуалированную выразительность; ему был близок принцип поэтики символизма, сформулированный Малларме: «Не называть предмет прямо, а вызывать его в представлении, пользуясь словами, которые лишь косвенно указывают на него». Как и основоположник импрессионизма художник К. Моне, Дебюсси стремился уловить и запечатлеть изменчивость красок окружающего мира.
Композитор призывал «искать дисциплины в свободе», а не в академических правилах и устоявшихся формальных схемах. Первым произведением, в котором его эстетические идеалы воплотились в полной мере, стал оркестровый «Прелюд к «Послеполуденному отдыху фавна» (1894), созданный под впечатлением поэтичной эклоги Малларме. Изысканность оркестровки и естественная пластика развертывания тем, достигнутые в этой небольшой по объему пьесе, беспрецедентны для европейской музыки.
В 1893 Дебюсси приступил к сочинению оперы по пьесе драматурга М. Метерлинка «Пелеас и Мелисанда», которая привлекла его тонкой игрой психологических нюансов и особого рода недосказанностью, характерной для искусства символизма. Сюжет пьесы, сходный с сюжетом легенды о «Тристане и Изольде», Дебюсси воплотил в форме, которая сохраняет некоторые важные элементы вагнеровской музыкальной драмы (сквозное развитие, лейтмотивы, особая значимость оркестра).
Вместе с тем музыка оперы отличается необычайной сдержанностью в выражении чувств. В вокальных партиях господствует гибкий речитативно-ариозный склад; лишь кульминационные моменты драмы отмечены появлением эмоционально насыщенных мелодий широкого дыхания. «Пелеас» стал новым и неповторимым словом в истории оперного искусства; другие оперные замыслы Дебюсси (в том числе по рассказам любимого французскими символистами Эдгара По «Черт на колокольне» и «Падение дома Эшеров») не были реализованы.
Биография Клода Дебюсси
Биография Клода Дебюсси
Биография, история жизни Клода Дебюсси
Ашиль-Клод Дебюсси – французский композитор.
История жизни. Образование, музыка, женщины
Клод родился 22 августа 1862 в Сен-Жермен-ан-Ле близ Парижа в семье скромного достатка – его отец в прошлом был морским пехотинцем, затем совладельцем лавки фаянсовых изделий. В 1864 году семья Дебюсси переехала в Париж. Там отец Клода устроился бухгалтером в одну частную фирму.
Почти все детские годы Клода Дебюсси прошли именно в Париже. Исключением является лишь время Франко-Прусской войны – тогда Клод вместе с матерью уехал в Канны, подальше от боевых действий.
Первые уроки фортепианной игры давала одаренному ребенку Антуанетта-Флора Моте (теща поэта Верлена). В 1873 Дебюсси поступил в Парижскую консерваторию, где в течение 11 лет учился у А. Мармонтеля (фортепиано) и у А. Лавиньяка, Э. Дюрана и О. Базиля (теория музыки). Около 1876 он сочинил свои первые романсы на стихи Т. де Банвиля и П. Бурже. С 1879 по 1882 проводил летние каникулы как «домашний пианист» – сначала в замке Шенонсо, а затем у Надежды фон Мек – в ее домах и поместьях в Швейцарии, Италии, в Вене и в России.
Во время этих путешествий перед ним открылись новые музыкальные горизонты, причем особенно важным оказалось знакомство с сочинениями русских композиторов петербургской школы. Влюбленный в поэзию Де Банвиля (1823-1891) и Верлена, молодой Дебюсси, наделенный беспокойным умом и склонный к экспериментам (преимущественно в области гармонии), пользовался репутацией революционера. Это, впрочем, не помешало ему получить в 1884 Римскую премию за кантату «Блудный сын».
Дебюсси провел в Риме два года. Там он познакомился с поэзией пре-рафаэлитов и начал сочинять поэму для голоса с оркестром «Дева-избранница» на текст Г. Россетти. Глубокие впечатления он вынес из посещений Байройта, вагнеровское влияние отразилось в его вокальном цикле «Пять стихотворений Бодлера». Среди других увлечений молодого композитора – экзотические оркестры, яванский и аннамитский, которые он услышал на парижской Всемирной выставке в 1889; сочинения Мусоргского, в то время постепенно проникавшие во Францию; мелодическую орнаментику григорианского пения.
К концу XIX в. творчество Дебюсси, которое считали аналогами импрессионизма в изобразительном искусстве и символизма в поэзии, охватило еще более широкий круг поэтических и визуальных ассоциаций. Среди сочинений этого периода – струнный квартет соль минор (1893), в котором отразилось увлечение восточными ладами, вокальный цикл «Лирические прозы» на собственные тексты, «Песни Билитис» по стихотворениям П. Луиса, навеянным языческим идеализмом Древней Греции, а также «Ивняк», незаконченный цикл для баритона с оркестром на стихи Россетти.
В 1899, вскоре после женитьбы на манекенщице Розали Тексье, Дебюсси лишился и того небольшого дохода, который имел: скончался его издатель Ж. Артманн. Отягощенный долгами, он все же нашел в себе силы закончить в том же году Ноктюрны, а в 1902 – вторую редакцию пятиактной оперы «Пеллеас и Мелисанда». Поставленный в парижской «Опера-комик» 30 апреля 1902 «Пеллеас и Мелисанда» произвел фурор. Это произведение, замечательное во многих отношениях (глубокая поэзия сочетается в нем с психологической утонченностью, инструментовка и трактовка вокальных партий поражает новизной), было оценено как крупнейшее достижение в оперном жанре после Вагнера. Следующий год принес цикл «Эстампы» – в нем уже складывается стиль, характерный для фортепианного творчества Дебюсси. В 1904 Дебюсси вступил в новый семейный союз – с Эммой Бардак, что едва не привело к самоубийству Розали Тексье и вызвало безжалостную огласку некоторых обстоятельств личной жизни композитора. Впрочем, это не помешало завершению лучшего оркестрового произведения Дебюсси – трех симфонических эскизов Море, а также замечательных вокальных циклов – «Трех песен Франции» и второй тетради «Галантных празднеств» на стихи Верлена.
В течение всей остальной жизни Дебюсси приходилось бороться с недугами и бедностью, но он работал неустанно и весьма плодотворно. С 1901 он начал выступать в периодической печати с остроумными рецензиями на события текущей музыкальной жизни (после смерти Дебюсси они были собраны в сборнике «Господин Крош – антидилетант»). В тот же период появляется большинство его фортепианных произведений. За двумя сериями «Образов» последовала сюита «Детский уголок», посвященная Шушу, дочери композитора (она родилась в 1905, но официально оформить свой брак с Эммой Бардак Дебюсси смог лишь три года спустя).
Хотя первые признаки заболевания раком появились уже в 1909, в последующие годы Дебюсси совершил несколько поездок с концертами для того, чтобы обеспечить семью. Он дирижировал собственными сочинениями в Англии, в Италии, в России и других странах. Две тетради прелюдий для фортепиано (1910-1913) демонстрируют эволюцию своеобразного «звукоизобразительного» письма, характерного для фортепианного стиля композитора. В 1911 он написал музыку к мистерии Г. д’Аннунцио «Мученичество св. Себастьяна», партитуру по его разметке делал французский композитор и дирижер А. Капле. В 1912 появился оркестровый цикл «Образы». Дебюсси уже давно привлекал балет, и в 1913 он сочинил музыку к балету «Игры», который был показан труппой «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже и Лондоне.
Подробнее о личной жизни и характере Дебюсси. Его жизнь и смерть
Дебюсси был гениальным композитором и музыкантом и весьма эмоциональным человеком.
Деревенское воспитание Дебюсси и его равнодушие и отстраненность отталкивали от него преподавателей и коллег-музыкантов, и Дебюсси подружился с некоторыми прогрессивными поэтами и художниками того времени. У него никогда не было больших денег, он ни разу в жизни не сходил на постановку своих собственных опер и всегда отвергал славу, которая пришла к нему, когда ему было уже за 50. Он, например, ненавидел, когда его называли профессиональным музыкантом.
Что касается личной жизни, то музыкальный гений Клода Дебюсси и его характер человека, постоянно погруженного в мрачное раздумье, производили неизгладимое впечатление на многих женщин. Его глубоко любили обе его жены и любовница, а две женщины даже стрелялись из-за него. Еще во время учебы в консерватории 17-летний Дебюсси летом нанялся в качестве учителя музыки для детей миллионерши из России Надежды фон Мек, покровительницы Чайковского. Дебюсси работал в этой семье три года подряд. В последнее лето он обратился к мадам фон Мек за разрешением жениться на ее дочери и наследнице Соне. Фон Мек, разумеется, ответила отказом, указав, что Дебюсси не является достойной парой для Сони, и уволила его. Он вернулся в Париж, чувствуя себя опозоренным.
Дебюсси начал работать аккомпаниатором молодой певицы, муж которой и не подозревал, что происходило во время репетиций в отдельном зале их дома, предназначенном для проведения музыкальных занятий. Именно во время работы с мадам Васнье Дебюсси получил Гран-при в Риме, но ему, видимо, так нравилось его место аккомпаниатора, что он опоздал с отъездом в Рим на целых 7 месяцев. Месье Васнье в конце концов понял свой промах и, не желая скандала, убедил Дебюсси, что он совершит непростительную ошибку, если откажется от поездки в Рим. Дебюсси провел в Риме два года вместо положенных трех, но когда вернулся в Париж, мадам Васнье сказала ему, что их связь осталась в прошлом, и он должен забыть о ней.
Два года у Дебюсси не было постоянного адреса до тех пор, пока он не поселился у молодой блондинки по имени Габриэль Дюпон. В течение 10 последующих лет Габриэль работала, чтобы материально поддерживать Дебюсси, который занимался сочинением гениальных музыкальных произведений. Дебюсси постоянно изменял ей, но она оставалась верной ему и продолжала жить с ним даже тогда, когда Клод уже был помолвлен с певицей Терезой Роже. Эта помолвка была разорвана после их совместной поездки в Брюссель, где Тереза узнала о том, что Дебюсси провел ночь с другой женщиной. Терпение Габриэль было просто потрясающим, но и ему пришел конец, когда она случайно нашла любовную записку, написанную Клоду какой-то его знакомой. Габриэль попыталась застрелиться, но осталась жива и попала в больницу. После выхода из больницы она жила с Дебюсси еще несколько месяцев, и он вел себя так, как будто этого эпизода вообще не было в их жизни. Габриэль подружилась в это время с Розали «Лили» Тексье, молодой темноволосой красавицей, работавшей в небольшом парижском магазинчике. Подружки часто встречались, пили вместе кофе и проводили время за дружескими беседами. Габриэль огорчало лишь то, что Лили не нравилась Клоду, и он часто смеялся над ней. Насмешки, впрочем, вскоре уступили место комплиментам, и Дебюсси и Лили поженились в октябре 1899 года. Их семейная жизнь началась в полном безденежье. В день свадьбы Дебюсси дал урок игры на пианино, чтобы заплатить за их завтрак.
Лили была абсолютно предана Дебюсси, но ее молодость, преданность и красота были явно недостаточны, чтобы удержать Дебюсси. Через четыре года после свадьбы Дебюсси начал встречаться с Эммой Бардак, певицей и женой преуспевающего банкира. 14 июля 1904 года композитор вышел на свою утреннюю прогулку и не вернулся домой. Через несколько недель Лили узнала от друзей, что Эмма тоже ушла от своего мужа и живет с Дебюсси. 13 октября Лили не выдержала и дважды выстрелила в себя. Ее нашел вернувшийся Дебюсси, которому она успела послать записку о своем решении покончить с собой. Лили спасли врачи, но одну из пуль не извлекли, и Лили носила ее в своей груди до конца своей жизни. 2 августа 1904 года Дебюсси развелся с Лили, а осенью 1905 года у Эммы от него родилась дочь. Эмма развелась со своим мужем в 1908 году и вышла замуж за Дебюсси. Их семейная жизнь оказалась счастливой, хотя некоторые несправедливо обвиняли Дебюсси в том, что он женился на деньгах. Эмма была немолодой и некрасивой, но очень умной женщиной и заботливой женой. Она была опорой для Дебюсси и всячески опекала и поддерживала его, когда он заболел. Он умер 25 марта 1918 года в Париже, когда город уже обстреливала артиллерия приближающихся немецких войск.
Клод Дебюсси
Детство и юность
Ашиль Клод Дебюсси родился на северо-западной окраине Парижа 22 августа 1862 года и был старшим из 5 детей Мануэля-Ахилла Дебюсси и его жены Викторины Манури. До 1870 года семья будущего композитора жила во французской столице, а потом переехала в Канны, в дом родственницы по материнской линии. Там маленького Клода начали обучать игре на фортепиано под присмотром итальянского музыканта Жана Черутти.
Клод Дебюсси
Дебюсси оказался талантливым учеником и в юном возрасте поступил в Парижскую консерваторию, где в течение 11 лет изучал технику игры на клавишных инструментах, сольфеджио, композицию, историю и теорию музыки. В 1874 году Клод получил премию за исполнение концерта Шопена и заслужил репутацию прекрасного пианиста.
Во время летних каникул 1879 года Дебюсси развлекал гостей замка Шенонсо и быстро пристрастился к роскоши. Через год в поисках красивой жизни юноша устроился музыкантом и преподавателем в дом покровительницы Петра Ильича Чайковского, Надежды фон Мекк, и 2 лета путешествовал по Франции, Швейцарии, Италии и России. К 1882 году Клод сочинил миниатюры «Ballade à la lune», «Madrid, princesse des Espagnes» и фортепианное «Трио соль мажор».
Клод Дебюсси в молодости
В консерватории Дебюсси неоднократно вызывал гнев преподавателей, нарушая классические каноны композиции. Тем не менее, в 1884 году он получил престижную «Римскую премию» за кантату «L’enfant prodigue» и продолжил обучение в Италии. Местная музыка не вдохновляла Клода, предпочитавшего воплощать собственные творческие идеи, не попадая под влияние знаменитых коллег.
Именно поэтому произведения итальянского периода жизни Дебюсси, согласно учебному контракту представленные в консерваторию, педагоги сочли причудливыми, витиеватыми и непонятными. Вернувшись в Париж, Клод ненадолго потерял «музыкальную свободу», попав под влияние чувственных мелодий Рихарда Вагнера, но вскоре понял, что у творчества прославленного немца нет будущего.
Композитор Клод Дебюсси
Основные наброски будущей оперы композитор завершил в декабре 1894 года. Тогда же в Национальном музыкальном обществе была представлена симфоническая поэма-прелюдия Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна», которая получила публичное признание.
Мультфильм по композиции Клода Дебюсси «Лунный свет»
С 1898 года Клод работал над постановкой дебютной оперы и вел переговоры с руководством парижского театра в лице Андре Мессаже и Альбера Карре. В итоге в апреле 1902-го в «Opéra-Comique» состоялась премьера «Пеллеаса и Мелизанды», которая разделила публику на поклонников и скептиков.
В 1905 году в Париже Дебюсси впервые представил симфоническое произведение «Море», которое вновь породило споры, подогревавшие интерес к творчеству композитора. В конце 1900-х годов сочинения Клода часто появлялись в концертных программах на родине и за границей. Особой популярностью пользовалась сюита «Детский уголок» и ее фрагменты «Снег танцует» и «Маленький пастух».
Композиция Клода Дебюсси «Море»
Признание публики подталкивало Дебюсси к работе. В 1910-1913 годах композитор создал самые известные пьесы для фортепиано, особое место среди которых заняли «Прелюдии», состоявшие из 2 тетрадей и включавшие такие миниатюры, как «Девушка с волосами цвета льна» и «Терраса свиданий при лунном свете».
В 1914 году Клод начал работу над циклом из 6 сонат для различных инструментов, но смертельная болезнь помешала ему завершить задуманное полностью. Последним шедевром Дебюсси стало произведение для скрипки и фортепиано, написанное в 1917-м.
Личная жизнь
В годы учебы в консерватории Дебюсси впервые испытал сильное романтическое чувство. Его увлечением была студентка певческого класса по имени Мари, бывшая замужем за покровителем молодых музыкантов Анри Васнье. Вскоре девушка стала любовницей и музой композитора, эти отношения продолжались в течение 7 лет.
Мари Гарден, первая любовь Клода Дебюсси
В 1890 году Мари разорвала отношения с Дебюсси и вернулась к супругу. От любви композитора остались 27 песен, посвященные прекрасной исполнительнице, последней из которых стала лирическая композиция «Мандолина».
Вскоре после расставания с мадам Васнье Клод познакомился с дочерью портного из Лизье, которую звали Габриель Дюпон. Через 3 года после начала отношений Клод и Габи начали совместную жизнь в Париже. В то же время Дебюсси завел роман с певицей Терезой Роже и в 1894 году официально предложил ей руку и сердце. Друзья и знакомые осудили легкомысленное поведение композитора и поспособствовали расторжению этой помолвки.
Клод Дебюсси и его первая жена Лилли
Спустя 5 лет Клод, наконец, женился на своей подруге Мари-Розали Текстье по прозвищу Лилли. Интересен тот факт, что согласие невесты композитор получил под угрозой самоубийства. Молодая супруга была ласковой, практичной и прямолинейной, она очень понравилась людям, окружавшим Дебюсси.
Однако Лилли не блистала умом и совершенно не понимала музыку, поэтому Клод, жаждущий возвышенных отношений, отправил супругу к родителям и начал роман с замужней певицей Эммой Бардак. Законная жена композитора узнала об измене и попыталась покончить с собой. Этот поступок привел к публичному скандалу, который лишил Дебюсси поддержки и уважения коллег и друзей.
Клод Дебюсси и Эмма Бардак
В 1905 году беременная любовница Клода ушла от мужа, и пара укрылась от общественного мнения в Лондоне. Когда разговоры утихли, влюбленные вернулись во Францию и купили дом в Париже на авеню Фош, где вскоре родилась единственная дочь композитора, получившая имя Эмма и ласковое прозвище Шушу. Спустя 3 года после появления ребенка Бардак и Дебюсси поженились и провели вместе остаток жизни.
До сих пор неизвестно, любил ли Дебюсси кого-нибудь по-настоящему. Одержимый музыкой, он совершенно не думал о собственной личной жизни. Можно предположить, что композитор испытывал теплые чувства к дочери, ставшей объектом многочисленных фото, обнаруженных в архиве знаменитого француза.
В 1908 году Дебюсси поставили диагноз – колоректальный рак, впоследствии ставший причиной смерти композитора, который 10 лет провел в борьбе со страшными болями. В 1915-м врачи прооперировали Клода, но результатом было лишь временное улучшение.
Клод Дебюсси с дочерью
Когда болезнь отступала, знаменитый француз продолжал сочинять музыку и выступать с концертами, в последний раз его видели в обществе на премьере «Сонаты для скрипки и фортепиано» 14 сентября 1917 года.
В начале 1918-го Клод оказался прикованным к постели и жил только благодаря заботам жены Эммы и дочери Шушу. Лечение больше не помогало, и 25 марта 1918 года Дебюсси умер в Париже, в собственном доме на авеню Фош.
Могила Клода Дебюсси
События Первой мировой войны помешали организовать торжественные похороны. Тело композитора пронесли по пустым столичным улицам и временно погребли на кладбище Пер-Лашез. Это место противоречило последней воле покойного, который хотел «отдохнуть среди деревьев и птиц», поэтому через год гроб Дебюсси перенесли на тихий погост на правом берегу Сены, неподалеку от Булонского леса.
Биография Клода Дебюсси
Клод Дебюсси (фр. Achille-Claude Debussy, 1862-1918) — известный французский композитор, один из ярчайших представителей импрессионизма. Его произведения отличаются необыкновенным музыкальным изяществом, поэтичностью, изысканностью музыкальных образов.
Дебюсси нередко называют отцом музыки XX века за способность по-новому передавать звучание каждого аккорда и тональности. Музыкальный талант Дебюсси был настолько широк, что позволял проявить себя в качестве прекрасного исполнителя, дирижера и музыкального критика.
Ранняя биография
Клод Дебюсси родился 22 августа 1862 года в небольшом городе Сен-Жермен-ан-Ле в небогатой буржуазной семье. Его отец в молодости был военным и служил в морской пехоте, а впоследствии стал заниматься фаянсовым бизнесом. Но, испытав неудачу на этом поприще, он продал свой магазин и перевез родственников в Париж. В семье не было потомственных музыкальных традиций, тем не менее Клод с детства стал демонстрировать большие музыкальные способности. Его первым педагогом стала теща известнейшего поэта П. Верлена Антуанетта-Флора Моте, которая называла себя ученицей Шопена.
Под ее руководством мальчик проявлял невероятные успехи и в 11-летнем возрасте был зачислен в Парижскую консерваторию. Здесь юное дарование проходило обучение у светил французской музыкальной сцены А. Ф. Мармонтеля, А. Лавиньяка и Э. Гиро. Клод учился очень прилежно и старательно, но особенно ничем не выделялся. Будучи студентом, Дебюсси в течение нескольких лет подрабатывал в летний сезон у пианистки Н. Фон Мекк, а также обучал музыке ее детей. Благодаря этому он побывал в России и даже проникся расположением к сочинениям композиторов «Могучей кучки».
Первый взлет
В результате итальянский период не стал самым запоминающимся в творчестве Дебюсси, хотя именно здесь он начал работать над поэмой для голоса с оркестром «Дева-избранница». В этом произведении проявились первые черты собственного музыкального стиля композитора. В дальнейшем на творческое становление Дебюсси оказали большое влияние посещенные им вагнеровские торжества и Парижская всемирная выставка, где он познакомился со звуком яванского гамелана и попал под сильное впечатление от сочинений М. Мусоргского. Кроме того, Клод увлекся творчеством французского поэта-символиста С. Маларме и нередко посещал его кружки. Находясь в этой среде и общаясь со многими поэтами, Дебюсси взял их стихи за основу ряда своих произведений — «Бельгийские пейзажи», «Лунный свет», Мандолина», «Пять поэм» и других.
Время музыкальных экспериментов
В 1890 году композитор взялся за написание оперы «Родриг и Химена», однако завершить ее так и не смог. Главная причина — у него нередко заканчивалось вдохновение, и найти в себе силы вернуться к начатому он так и не смог. В 1894 году Клод пишет наиболее известное свое произведение — «Послеполуденный отдых фавна». Эта прелюдия для большого оркестра создана на основе поэмы С. Маларме, написанной по мотивам мифологического сюжета. Через некоторое время эта музыка вдохновила С. Дягилева поставить балет, хореографией которого занимался сам В. Нежинский. Еще не завершив предыдущее произведение, Дебюсси принялся за написание трех «Ноктюрнов» для симфонического оркестра. Впервые они были исполнены в декабре 1900 года в Париже. Правда, тогда прозвучали только две части «Облака» и «Празднества», а третий «Ноктюрн» под названием «Сирены» был представлен только через год.
Период высшего творческого подъема
Начало XX века стало самым плодотворным временем в творчестве Дебюсси. Он постепенно покидает плен символизма и уходит в жанр бытовых сцен и музыкальных портретов. В 1903-1905 годах Клод пишет крупнейшее из своих симфонических сочинений — «Море». Он задумал написать это произведение по мотивам глубоких личных впечатлений, полученных от наблюдения за огромной водной стихией. Кроме того, на него вновь оказали влияние художники-импрессионисты и японский мастер ксилографических пейзажей Хокусаи. «Море относилось ко мне хорошо», — однажды произнес Дебюсси.
Масштабное сочинение состоит из трех частей. Первая «От зари до полудня на море» начинается неторопливо, но затем начинают перекликаться деревянные инструменты, и появляется движение морских волн. Далее в «Игре волн» сохраняется радужное настроение, подчеркнутое оркестровыми эффектами и звонкими колокольчиками. В третьей части «Диалог ветра и моря» море показано совсем иным — бурным и грозным, его облик дополняют драматические образы, обозначающие мрачное и тревожное настроение.
Имя Дебюсси неразделимо с фортепианной музыкой. Он не только прекрасно сочинял, но и был блестящим пианистом и даже выступал в роли дирижера. Известная пианистка М. Лонг сравнивала игру Клода с манерой Ф. Шопена, в которой угадывалась плавность исполнения, а также полнота и густота звука. Нередко именно в этой воздушности он и искал вдохновение, находясь в долгих колористических поисках.
Также композитор пытался нащупать прочную связь с национальными музыкальными истоками. Подтверждением этому стала серия фортепианных произведений «Сады под дождем», «Вечер в Гранаде», «Остров радости».
Поздний творческий период
Несмотря на начавшуюся тяжелую болезнь, это время запомнилось активнейшей композиторской и исполнительской деятельностью Дебюсси. Он участвует в концертных поездках по Европе и России, где был принят с большими почестями и размахом. Клод лично встречался с рядом российских музыкантов, отчего стал испытывать еще больший пиетет к русской музыке.
Клод был чрезвычайно подавлен всем происходящим в стране. Ужас войны, кровь и разрушения вызывали глубокую душевную тревогу. Усиливала тяжкое восприятие действительности тяжелая болезнь, поразившая композитора в 1915 году. Однако до своих последних дней Дебюсси был верен музыке и не прекращал творческих исканий. Композитор скончался в Париже 26 марта 1918 года во время бомбардировки города немецкими войсками.
Личная жизнь
Знаменитый французский музыкант вел активную личную жизнь, но женат был лишь дважды. Первой его супругой стала Лили Тескье, брак с которой был заключен в 1899 году. Их союз продлился всего пять лет. Новой пассией Дебюсси станет обольстительная мадам Бардак, с сыном которой Клод занимался композицией. Спустя некоторое время у пары родилась дочь Эмме.
Биография Клода Дебюсси кратко
Дебюсси является великим французским композитором, критиком, дирижером, пианистом и основателем музыкального импрессионизма. Родился Ашиль Клод Дебюсси в небольшом городке в 1862 году. Отец мальчика был небогатым буржуа и держал лавку китайской посуды. С 8 — летнего возраста Клод начал учиться игре на фортепиано. Позже уроки ему давала Антуанетта Моте де Флервиль, которая утверждала, что училась у самого Шопена. Кроме того, она была тещей Верлена. И именно она посоветовала мальчику поступить в консерваторию.
В 10 лет Клод поступил в консерваторию для продолжения учебы музыке. Его педагогами были Антуан Мармонтей, Альберт Лавиньяк, известный своим увлечением традиционализмом, Франк Сезар. Уже тогда Клод имел собственную манеру игры, которая не устраивала педагогов. Когда мальчику было 16 лет, он исполнил на конкурсе сонату Шумана. И только тогда профессора консерватории оценили его по достоинству — он получил 2 место.
В начале лета одна 1880 года Дебюсси путешествует по Италии и Швейцарии с семьей Надежды фон Мекк. А лето этого года и последующего проводит в ее имении. Там он учит детей музыке и впервые знакомится с русскими композиторами: Бородиным, Балакиревым, Чайковским и другими. И это впоследствие окажет большое влияние на его творчество.
В последующие два десятилетия наступает творческое развитие Дебюсси, он начинает увлекаться «символизмом», общаться со многими известными тогда музыкантами и поэтами, пишет музыку на стихи Верлена и Бодлера. Но его произведения отличаются от классического «символизма» изяществом и утонченностью.
С начала 19 века Дебюсси отказывается от «символизма» и переключается на природу, бытовые сцены и портреты. Он выражает свое отношение к данным темам настолько реалистично, что они становятся почти осязаемыми. До сих пор спорят, кем же является Дебюсси – символистом или импрессионистом.
С того же времени Дебюсси становится музыкальным критиком. Как итог этой деятельности, он издает в 1914 году книгу «Господин Крош – антидилетант», которая содержит все его лучшие критические статьи.
Последние годы жизни Дебюсси посвятил реализации своих творческих планов: частые концерты и выступления.
Ушел из жизни Дебюсси в возрасте 54 лет. За все время творчества им создано три оперы, три балета, пять произведений для оркестра, произведения для фортепиано, камерного ансамбля, романсы и песни. Самими лучшими признаны опера «Пеллеас и Мелизанда», симфоническая фантазия «Полуденный отдых фавна», прелюдии, среди которых выделяются «Шаги на снегу», «Затонувший собор» и «Девушка с волосами цвета льна», ноктюрны «Море», «Бергамасская сюита» и «Детский уголок» для фортепиано.
Биография 2
Клод Дебюсси (1862-1916) – французский композитор. Родился в среднестатистической французской семье. Его отец имел собственную лавку, где изготовляли посуду, но вскоре после рождения сына отец продал источник дохода. Семья переехала в Париж, где смогла дать хорошее образование сыну.
Однако во время франко-прусской войны Клод с матерью покинули столицу, отправились в Канны, чтобы быть как можно дальше от страшных зрелищ. Там Клод начинает увлекаться игрой на фортепиано и берет уроки у местных учителей.
Затем поступает в Парижскую консерваторию, где вскоре выигрывает Римские премии. Клод отличался от всех остальных учеников неохотой покориться стандартам. Он пытался создать собственный стиль в музыке. Это вызывало конфликты с преподавателями.
Работал в качестве пианиста у Надежды фон Мекк. Благодаря ей Дебюсси объездил много европейских стран, где изучал стили музыки. Но через несколько месяцев он был уволен, потому что выяснилось о его влюбленности в одну из дочерей фон Мекк.
В 1885 году был отправлен в Рим, где он должен был «отрабатывать» свои премии. Это был тяжелый период в жизни Дебюсси. Снова возникают конфликты, так как Клод пытается выйти за рамки стандартов.
Вскоре Дебюсси полностью порвал с академией после того, как они отказались включать в концертную программу одно из его произведений, потому что оно было слишком новаторским.
Большую роль в жизни Дебюсси сыграл Эрик Сати. В его творчестве композитор увидел что-то новое, необычное, то, что не зависит от стандартов. Именно благодаря этому человеку начал быстро формироваться индивидуальный стиль Дебюсси.
Клод, раньше восхищавшийся Вагнером, тем пишет об этом человеке презрительно. Говорит, что Вагнер никогда не служил ни музыке, ни Германии. Никто не знал, чем вызваны столько холодные отношения между Дебюсси и Вагнером.
В 1894 году Клод Дебюсси пишет «Послеполуденный отдых фавна». Это произведение прокладывает первые шаги к импрессионизму в музыке.
Второй период жизни Клода Дебюсси ознаменовался болезнями, недугами и бедностью. Однако он продолжал упорно работать над произведениями. Вскоре он начал выступать с речами о состоянии музыки того времени. Все его речи после смерти были собраны в один сборник.
Семья Дебюсси была в нужде, поэтому он работал в качестве дирижера и ездил на подработку на концерты. Далее композитор начал писать музыку для балета, который его давно привлекал. В 1912 году Клод начинает работать над детским балетом «Ящик с игрушками», но он не успевает закончить свое произведение и умирает. Музыку заканчивает Капле.
Работу композитора приостанавливает Первая мировая война. Но уже в 1915 году Клод Дебюсси вновь приступает к работе и мир услышал большое количество новых фортепианных композиций.
Джулио Гатти-Казацца поручил Дебюсси написать композицию на оперу. До самых последних минут жизни великий композитор работал над заказом, однако не успел окончить произведение.
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
Другие биографии:
Иннокентий Федорович Анненский – педагог, переводчик, поэт, критик и драматург.
Н. А. Заболоцкий появился на свет 24.04.1903г. возле Казани. Папа у него агроном, а мама – учительница. Талант к творчеству проявился еще в детстве.
7 сентября 1870 г именно в этот день родился замечательны писатель Куприн Александр Иванович. Сразу после рождения, он остался без отца, который умер от страшной болезни. Через 4 года
Карл Великий родился в семье придворного сановника. И мать, и отец будущего монарха были властные и активные люди. Оба участвовали в политике, старались объединиться с соседними державами мирным путем.
Леонид Ильич Брежнев родился 19 декабря 1906 года в деревне Каменское Екатеринославской губернии в скромной семье рабочих. Родители много работали, но всегда окружали заботой и внимательным отношением своих детей.
Клод Жансак
фотографии >>
Клод Жансак
Claude Jeanne Malca Gensac
Французская комедийная актриса.
1 марта 1927, Асу-эн-Мултен, департамент Уаза, Франция —
27 декабря 2016, Париж, Франция.
Полное имя — Клод Жанна Малка.
Окончила драматическое отделение Парижской консерватории.
Дебютировала в кино и на телевидении в драматических ролях. Первым фильмом Клод Жансак стала лента режиссёра Саша Гитри «Жизнь порядочного человека» (1952), где актриса исполнила роль горничной Эвелин. В 1966 году сыграла в фильме Жана Делануа «Итальянская любовница / Султаны».
С 1952 года — актриса парижских театров. С 1975 года работала в театре Эдуарда VII, с 1977 года — актриса парижского театра «Marigny».
В 1952 году произошло знакомство Клод Жансак с Луи де Фюнесом, который сказал актрисе: «Я хочу, чтобы вы играли во всех моих фильмах, Вы приносите мне успех». Клод Жансак впоследствие сыграла в десяти комедиях с великим французским комиком, в которых преимущественно играла роли его жен, среди наиболее известных: Изабель Боскье в «Больших каникулах» (1967, реж. Жан Жиро), Жермен Барнье в «Оскаре» (1967, реж. Эдуард Молинаро), Эдмен в «Замороженном» (1967, реж. Эдуард Молинаро), Маргарита в ленте Клода Зиди «Крылышко или ножка» (1976), Фросина в экранизации пьесы Мольера «Скупой» (1979, реж. Луи де Фюнес и Жан Жиро), в серии фильмов о жандарме Крюшо исполнила роль Жозефы.
Клод Жансак активно работала в телесериалах (Танте Кларисс в сериале «Под солнцем Сен-Тропе» (1996-2008, Гренелль в мыльной опере «Марк и Софи» (1987).
В 2001 году исполнила роль Мами Муссон в комедии Габриэля Ажиона «Распутницы» с участием Жозиан Баласко и Натали Бай.
В 2016 году она участвовала в съемках франко-бельгийской картины «Баден-Баден».
Активно снималась в кино и на ТВ, играла в театре до последних лет свое жизни.
В 2005 году вышли в свет воспоминания Клод Жансак «Мои ме. это легче сказать!».
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Рубрики
- ЗДОРОВЬЕ ГИМНАСТИКА (109)
- ВЕЛИКАЯ РОССИЯ (105)
- Армия России (17)
- великий русский язык (11)
- ГЕРОИ РОССИИ (9)
- русская роспись (9)
- СТРОИТЕЛЬСТВО И БЛАГОУСТРОЙСТВО (58)
- отделка стен (23)
- отопление, канализация, водопровод (9)
- освещение (1)
- КРЕАТИВ (22)
- Moskow Calling (18)
- ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ (17)
- ТОВАРОВЕДЕНИЕ (14)
- кулинария- салаты (10)
- ШОППИНГ (10)
- ЭНЦИКЛОПЕДИИ, СПРАВОЧНИКИ (6)
- ФОНЫ НА РАБОЧИЙ СТОЛ (6)
- ТЕЛЕФОН, СМАРТФОН (5)
- ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ (5)
- РЕГИОН 161 (5)
- ТАЛИСМАНЫ ОБЕРЕГИ (3)
- НЕЙРОБИКА (3)
- ГАДЖЕТЫ (3)
- ТЕЛЕФОН- дизайн (2)
- (2)
- СИМОРОН (1)
- (1)
- ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ (0)
- идеи для развлечений (0)
- (0)
- (0)
- (0)
- психология настроения (9)
- PIN UP (37)
- АВТОЛЮБИТЕЛЯМ на заметочку (4)
- АНТИКВАРИАТ (49)
- АРТБУК (20)
- артисты кино и фильмы (84)
- АРХИТЕКТУРА (91)
- АСТРОЛОГИЯ (49)
- АУДИО-КНИГИ (15)
- аффирмации (5)
- БЕЗОПАСНОСТЬ (27)
- БЛАГОДАРНОСТЬ (17)
- ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ (82)
- всё для компьютера (17)
- выведение пятен (4)
- гадание (26)
- Гардеробчик (18)
- гороскоп (14)
- Гуру (1)
- Дача (217)
- дачные скульптуры (34)
- мебель для дачи (24)
- мостики, флюгер,башенки (17)
- домики дл животных (8)
- банька (7)
- скворечники, кормушки (4)
- диеты (54)
- Доброе утро Страна! (5)
- дополнительный заработок (1)
- Достояние РОССИИ (97)
- ДУХОВНЫЙ ПУТЬ (36)
- женская логика (3)
- ЗАБАВНЫЕ ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ (2)
- заговоры (2)
- законы Вселенной (25)
- заповеди и правила (24)
- ЗАРАБОТАЙ. (21)
- защита (59)
- твоё право (43)
- Здесь всё для Вашего СЧАСТЬЯ! (104)
- знаки и знамения (5)
- идеи для дома (8)
- имидж (201)
- интересно о способностях человека (45)
- интерьер (214)
- стили (23)
- исполнение желаний (147)
- истории любви (56)
- ИСТОРИЯ ВЕЩЕЙ (126)
- история и нравы (111)
- ИСЦЕЛЕНИЕ, НАРОДНЫЕ РЕЦЕПТЫ (127)
- исцеляющие картинки (3)
- коды оформления для дневника (5)
- комнатные растения (1)
- косметика (51)
- Космические Законы (3)
- куклы (21)
- кулинария — десерт (36)
- кулинария- вторые блюда (145)
- рыбные блюда (2)
- кулинария-варенье (8)
- кулинария-напитки (51)
- кулинария-первые блюда (12)
- КУЛИНАРИЯ-РЫБА (18)
- кулинария-торты (61)
- ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ (13)
- логика ошибок (0)
- МАГИЯ и РИТУАЛЫ (52)
- мандалы (11)
- медитации (105)
- МЕДИЦИНА, ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ (11)
- Метаморфозы моей Души (0)
- метро (0)
- МИФЫ и ЛЕГЕНДЫ (6)
- мой дворик (123)
- молитвы (114)
- монастыри и храмы (26)
- Москва — Петербург (182)
- мудрые мысли и афаризмы (436)
- музыка (551)
- танцы (6)
- флешмоб (2)
- народные средства (1)
- НЕДВИЖИМОСТЬ (0)
- НОВОСТИ ОТ ПРЕЗИДЕНТА (47)
- новый год (256)
- новый уровень осознания (807)
- энергии (11)
- безусловная любовь (6)
- творение (5)
- язык Высших Сил (4)
- человеческое тело (4)
- чакры (3)
- намерение (3)
- исцеление физического тела (2)
- близнецовые пламена (2)
- сознание материально (2)
- просветление (1)
- О ПРОФЕССИЯХ (1)
- ОБРАЗОВАНИЕ (45)
- ОЛИМПИАДА 2014 (18)
- отдых (1)
- оформление дневника (274)
- схемки (16)
- рамочки (9)
- аватары (4)
- оформление поста (219)
- очищение организма (3)
- очищение от негатива (6)
- пароль для подсознаний (0)
- парусники (52)
- ПАСХА (33)
- планета Земля — города и страны (408)
- Планета Земля — животные и птицы (264)
- ПОДСКАЗКИ БЛОГГЕРАМ (13)
- Поздравления (95)
- подарки (4)
- позитив (570)
- ПОЛЕЗНОСТИ (181)
- полезные сайты (17)
- телефон (9)
- справочники (5)
- уборка дома (5)
- планшет, флешка. (4)
- сделай сам (3)
- советы автомобилисту (1)
- ПОЛИТИКА (259)
- привязки (0)
- ПРИТЧИ (121)
- про деньги (65)
- про компьютер (182)
- про мужчин (31)
- программы для компьютера (120)
- прощение (5)
- Психология жизни (322)
- психология общения (194)
- психология успеха (132)
- психология- мужчин (9)
- психология-комплименты (0)
- путешествия (26)
- РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР. (190)
- ретро мобили (62)
- Рождество (55)
- рукоделие (873)
- вязание (197)
- кройка и шитьё (105)
- интерьерные текстильные поделки (65)
- головные уборы (46)
- вышивка (41)
- мягкая игрушка (32)
- сумки, мешочки, саше (27)
- крейзи (24)
- декоративные стежки (21)
- сумочкм, мешочки (12)
- подушки (7)
- обувь (5)
- СВЕРХСПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА (3)
- СЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (1)
- Сингл (2)
- СКАЗКИ (7)
- Славянское (32)
- СПАСАЕМСЯ от жары (9)
- СПЕЦИИ (24)
- стихи (546)
- сюрпризы для Вас (11)
- ТВОРЧЕСТВО (1173)
- лепка (160)
- декупаж (114)
- лаки, краски, смеси, грунтовки (84)
- декорирование стразами (61)
- поделки из камешков и гальки (52)
- поделки из деревянных палочек (40)
- трафареты, шаблоны, иероглифы (40)
- поделки из бумаги (32)
- поделки из ракушек (31)
- точечная роспись (28)
- инструменты для творчества (25)
- стимпанк (24)
- мягкие поделки (22)
- ёлочные игрушки (21)
- скульптуры (21)
- приёмы работ в творчестве (20)
- сделай сам (12)
- мебель для дачи и сада (9)
- поделки из мешковина (9)
- цветочные горшочки (8)
- ткачество (8)
- из проволоки (7)
- ART CLAY (7)
- поделки из кожи (6)
- циферблаты (5)
- шебби-шик (5)
- плетение (3)
- скоречники, кормушки (3)
- чеканка и металл (2)
- поделки из труб ПВХ (2)
- поделки из ключей (2)
- киригами (2)
- ТЕАТР (1)
- украшения женские (37)
- стиль бохо (4)
- уроки для новичков (67)
- уроки для новичков (6)
- Учимся рисовать (21)
- фарфор (106)
- фен-шуй (17)
- фильмы (56)
- Хильдочка (6)
- Художники, картины (718)
- чистка жилища (2)
- Экипажи.. дилижансы (6)
- ЭКОНОМИКА (1)
- ЭРОТИКА (10)
- эрцгамма (0)
- Я- ЖЕНЩИНА (199)
—Цитатник
Новогодние костюмы. Новогодние костюмы. .
Акриловые контуры своими руками Под рукой не оказалось контура нужного цвета? Не .
Различные техники в декупаже Техники и способы — Декоративное состаривание предметов. .
Шпатлевка в помощь декупажистке (С ФОТО). Svetlana_tlt — мастер-класс по использованию шпатлевки п.
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Сообщества
—Статистика
История Любви: Клод ДеБюсси.
Четверг, 27 Сентября 2012 г. 18:00 + в цитатник
Из-за него стрелялись две женщины, чем же он их околдовал?
История любви одного из самых знаменитых композиторов начала ХХ века Клода Дебюсси с легкостью могла бы лечь в основу романа или фильма.
Клод-Ашиль Дебюсси родился 22 августа 1862 года в предместье Парижа Сен-Жермен-ан-Ле.
Его отец, мелкий торговец, был владельцем небольшой посудной фаянсовой лавки. Когда Клоду исполнилось два года, его отец продал свой магазинчик, и вся семья переехала в Париж, где Дебюсси-старший устроился на работу бухгалтером в частной фирме.
Клод Дебюсси. 1875 г.
В Париже и прошло почти всё детство Клода Дебюсси за вычетом времени Франко-прусской войны, когда мать будущего композитора уехала вместе с ним в Канны, подальше от военных действий. Именно в Каннах юный Клод в 1870 году начал брать первые уроки фортепиано. В 1872 году, в возрасте десяти лет, Клод поступил в Парижскую консерваторию.
Еще до окончания консерватории Дебюсси предпринял свое первое заграничное путешествие по Западной Европе по приглашению русской меценатки Н.Ф. фон Мекк, которая была в течение многих лет близким другом П.И. Чайковского. В 1881 году Дебюсси приехал в Россию в качестве пианиста для участиям домашних концертах фон Мекк. Эта первая поездка в Россию (затем он побывал там еще два раза — в 1882 и 1913 годах) пробудила огромный интерес композитора к русской музыке, который не ослабевал до конца его жизни.
Клод Дебюсси. 1885 г.
После трех летних сезонов его ученица Соня (пятнадцати лет) вскружила ему голову. Он просил разрешения жениться на ней у ее матери — Надежды Филаретовны Фроловской фон Мекк. И его тотчас же, очень дружески, попросили покинуть Вену, где они в этот момент находились.
Сонечка фон Мекк потом дважды выходила замуж по выбору маменьки, а любила Клода Дебюсси, также, как и он обожал свою первую любовь и посвятил ей много произведений.
Клод Дебюсси у фон Мекк
После отповеди фон Мекк молодой композитор вернулся в Париж, полагая себя опозоренным. Однако очень скоро нашел утешение в объятиях мадам Ванье, молодой певицы, муж которой долгое время не подозревал, чем занимаются супруга и ее аккомпаниатор во время репетиций. Когда же г-н Ванье разобрался, что к чему, Клод был уже в Риме, где продолжил свое музыкальное образование.
Вернувшись в Париж, Дебюсси некоторое время порхал от одной влюбленности к другой, пока не поселился у симпатичной блондинки по имени Габриэль Дюпон. В течение десяти лет Габриэль работала, чтобы материально поддерживать своего гениального мужчину. Мужчина и впрямь творил гениальные вещи, но при этом изменял своей милой Габриэль направо и налево. Та все прощала, украдкой плакала в подушку и продолжала жить с Дебюсси даже тогда, когда он был уже помолвлен с певицей Терезой Роже. Помолвка, впрочем, была разорвана после совместной поездки Терезы и Клода в Брюссель: там композитор не устоял перед искушением провести ночь с местной красавицей. Клод искренне удивился, что Тереза не умеет прощать с такой же легкостью, как Габриэль.
Легкость эта была кажущейся. Любовная записка, адресованная Клоду очередной возлюбленной, случайно обнаруженная Габриэль, переполнила чашу терпения бедной женщины. Отчаявшись, она попыталась застрелиться. К счастью, попытка оказалась неудачной, и врачам удалось сохранить ей жизнь. После выхода из больницы она, в который уже раз, простила раскаявшегося Дебюсси. Казалось, жизнь их налаживается, а чувства разгорелись с новой силой. И только одно огорчало Габриэль: Клоду не нравилась ее новая подруга, темноволосая красавица Розали Лили Тексье, работавшая в небольшом парижском магазинчике.
Подружки часто встречались, пили вместе кофе и проводили время за дружескими беседами. А Клод отпускал по этому поводу едкие замечания. Габриэль полагала, что он просто ревнует ее к подруге. Озарение обернулось тяжелейшим ударом: в октябре 1899 года ее очаровательный Клод и лучшая подруга… поженились.
19 октября 1899 года он женится на Розалии, которая без памяти любила супруга, внимала каждому его слову и боготворила каждую мелодию, придуманную им. Клод жил на средства своей жены, поскольку музыка тогда не приносила ему почти никакого дохода. Их союз просуществует лишь пять лет.
В конце 1903 года Дебюсси познакомился с Эммой Моиз, изящной, утонченной женой богатого финансиста Бардака, известной в музыкальных кругах певицей-любительницей.
Он встретил Эмму Бардак, когда пришел на встречу с ее мужем, чтобы договориться об уроках музыки для их детей.
Место учителя он не получил, а когда вернулся домой, его ждала корзина с розами и записка: «Клоду Дебюсси с нежностью». Так началась их история любви. Дебюсси был очень восприимчивым человеком. И это, кстати, как и некая таинственность и романтичность его облика, привлекало к нему многих представительниц слабого пола. Нельзя сказать, что он не пользовался этим, женщин всегда у него было много.
И в данном случае чрезвычайная восприимчивость и тонкость творческой натуры сыграли свою роль. Клод не мог не отметить столь изящный и в то же время смелый знак внимания, ему захотелось как можно скорее увидеть эту удивительную женщину — она ему и раньше казалась приятной, а теперь он просто обязан был с ней поговорить. Алхимия любви — странная штука, до сих пор неразгаданная. Поэтому трудно сказать, вспыхнуло ли сразу чувство к Эмме или в первый момент главным фактором, побудившим его назначить встречу, была обычная признательность.
Прошло совсем немного времени, и они стали неразлучны. Клод забывал о любящей Лили, Эмма — об уставшем муже. Правда, знакомые не всегда могли понять Дебюсси, ведь Эмма была старше его, да к тому же явно проигрывала миловидной Лили в изяществе и красоте. Но для Клода совершенство оказалось именно таким — таким, как Эмма.
Супруг Эммы на удивление быстро согласился на развод и оставил жене и детям большой дом, а вскоре объявил о связи с известной актрисой. Жена Клода Лили на развод не согласилась и устроила мужу истерику.
Когда Дебюсси ушел из дома, она попыталась покончить с собой. Две пули прошли рядом с сердцем и Лили полгода провела в больнице.
В больницу ее доставил сам Дебюсси — перед таким решительным шагом Лили послала ему записку, где сообщала о своем решении свести счеты с жизнью. Предотвратить этот поступок Клод не смог, зато, как оказалось, смог спасти ей жизнь, вовремя доставив в больницу. Лили выздоравливала очень долго, понадобилось несколько месяцев, чтобы она окрепла и встала на ноги. Одна пуля так и осталась в ее груди — вечным напоминаем о любви. В биографии Дебюсси это была уже вторая женщина, пытавшаяся убить свою любовь к нему при помощи пистолета. Но такими методами удержать его было невозможно.
Когда она пришла в себя, мужа рядом не было, а ее ждали кипы неоплаченных счетов за лечение. За этот поступок многие возненавидели композитора.
Лили даст развод мужу, но отсудит у него большие алименты. Правда, к тому времени он уже будет известным композитором и сможет себе позволить дорогостоящий развод.
На отступные, которые супруг оставил Эмме при разводе, они купили дом недалеко от Булонского леса на авеню Де Буа. Именно здесь влюбленные встречались в те времена, когда их свидания были тайными.
В этом доме Клод и Эмма прожили счастливую жизнь. Он посвящал ей свои произведения. Эмма была идеальной женой.
Она приглашала в дом дирижеров, пианистов, издателей. На этих вечерах часто просила Клода исполнить что-нибудь новое, Дебюсси был не только композитором, но и замечательным пианистом.
У пары родилась девочка, которую назвали Клод-Эмма. Родители девочку просто обожали. Своих жену и дочку Клод называл «возлюбленными».
Когда он уезжал с концертами, Эмма начинала писать мужу письма, полные нежности. Он отвечал ей тем же.
Не смотря на то, что Эмма всячески поощряла творчество мужа, она ревновала его к музыке. Ведь именно из-за нее супруг часто уезжал на длительные гастроли. В ответ на обвинения жены Клод писал: «Если выбирать между тобой и музыкой, то ревновать, скорее, могла бы музыка… Будь уверена, что если бы случилось так, что я больше не стал бы ее писать, то, скорее всего, ты перестала бы меня любить…»
В 1914 году у Дебюсси обнаружили рак. Операция, проведенная в том же году, только на время приостановила болезнь. Эмма поддерживала его, как могла.
Когда врачи объявили страшный диагноз и сказали о неутешительных перспективах, труднее всего пришлось, быть может, именно Эмме. В этой ситуации она не имела права быть слабой, не могла показывать своего подавленного состояния, чтобы не усугубить и так плохое самочувствие мужа. Ей нелегко было нести на своих плечах такой груз, но она не подавала виду — всегда была доброй, ласковой и заботливой. Когда она находилась рядом, Клоду казалось, что боль утихала, и его мысли становились яснее. Но сотворить чудо ей не было дано. Болезнь наступала. Эмма смогла скрасить последние дни Клода, но не остановить болезнь.
Она поддерживала его морально, когда он, больной, еле держась на ногах, выходил на сцену. Она смирилась с таким влечением к работе, уже не ревновала к музыке, решила не запрещать выступать на концертах, поскольку знала и чувствовала: там, у рояля, во власти музыки, боль немного отступала, она понимала, как ему это нужно, и не могла лишить его такой радости в жизни.
В 1917 году Дебюсси в последний раз предстал перед публикой как блестящий пианист. Превозмогая боль, он выходил на сцену, садился за рояль и, казалось, забывал обо всем. Эмма страдала. Все уже понимали, что долго так продолжаться не может. Но она хорошо держалась рядом с ним, помогала и ухаживала. А плакала тайком, наедине с собой.
В марте 1925 года Клод Дебюсси умер, унеся с собой любовь к своим женщинам и к музыке. Он навсегда остался в сердце Эммы, подарив ей самые счастливые годы жизни.
Добавить коммент